В бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 142 905 200 непохожих друг на друга людей (по переписи 2010 года). Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье — татары, мордва и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и другие северяне. Сегодня мы отправляемся в Бурятию, в центр российского буддизма.

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан — это буддийский монастырь, официально считающийся центром буддизма в России. Его история не уходит корнями в Лету. О нём не сложены красивые легенды. Но все, кто был там, говорят, что место это магическое.

Дацан — у бурят это буддийский монастырь, который, помимо храмов, включает в себя также университет.

Буддизм в Россию пришёл в XVII веке. До революции в стране насчитывалось 35 дацанов. Но для большевиков религия, как известно, была «опиумом» — дискредитировались все конфессии.

Ситуацию переломила война. Если спросить, как появился Иволгинский дацан, местные жители ответят: «Сталин подарил».

В начале войны положение дел на фронте было настолько тяжёлым, что солдаты и их командиры были рады любой помощи. Бурятские буддисты собрали 350 000 рублей (неслыханная по тем временам сумма) и отдали их на нужды армии.

Говорят, что именно в благодарность за этот щедрый жест советское руководство и позволило верующим построить дацан.

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Главный соборный храм Иволгинского дацана

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Ступы-субурганы

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Маанин дуган

Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com , Oleg Golovnev/Shutterstock.com , Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com

Правда это или местная небыль — неизвестно. Но факт того, что в мае 1945 года вышло Постановление народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского храма…», остаётся фактом.

…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии — это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР.

Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её… Далай Лама ХIV

Иволгинский дацан начали строить в чистом поле. Сначала был простой деревянный дом, но постепенно усилиями верующих монастырь разрастался и преображался. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 гг. были построены соборные храмы (дуганы).

Дуган — это буддийский храм.

Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из главных буддийских святынь — нетленное тело ламы Итигэлова… Впрочем, обо всём по порядку.

Что посмотреть в Иволгинском дацане?

Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары — так называются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они отличаются по размеру, году постройки и предназначению. Так, Гунрик дуган — это храм, посвящённый будде Вайрочана, Джуд дуган является тантрическим храмом.

Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности.

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Архитектура Иволгинского дацана

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Её отличительная особенность — многоцветие

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Лев в буддизме — символ мудрости и отваги

1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во-первых, в Бурятии основной строительный материал — это дерево. Это отличает бурятские дуганы от тибетских, которые, как правило, возводятся из камня. Во-вторых, почти все храмы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в храм осуществляется прямо с улицы. Это объясняется тем, что зимы в Бурятии суровые и такие вестибюли защищают дуганы от холода.

Особое место среди построек монастыря занимает дворец с нетленным телом великого Учителя. Речь о бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Мальчик рано остался сиротой и в 15 лет прошёл 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провёл в монастыре 23 года, постигая духовные и философские истины. Завершив обучение, он активно занимался религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири.

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацанХамбо-лама Итигэлов

Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление (навестить его через 30 лет) и впал в нирвану. Так его и «похоронили», поместив тело в кедровую бочку.

Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.

При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Увидеть нетленного может любой желающий. Но всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацанДворец Итигэлова

Ещё одна важная постройка на территории Иволгинского монастыря — буддийский университет («Даши Чойнхорлин» — в переводе с бурятского «Земля счастливого учения»). Он был открыт в 1991 году. Внешне университет весьма скромен — большой деревянный дом.

В настоящее время в учебном заведении обучаются около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака довольно строг, а быт аскетичен. В 6:00 подъём, с 7:00 до 21:00 — хуралы и изучение философии, тибетского языка, восточной медицины, иконографии, а также ряда светских предметов (логики, истории и других).

Хурал — богослужение.

В перерывах между занятиями послушники готовят себе еду, убирают свои жилища (обычные деревянные избы прямо на территории монастыря) и выполняют хозяйственные работы по дацану. Через пять лет хувараки становятся ламами, а также получают светский диплом об образовании.

Лама — религиозный учитель, монах.

Приобщиться к жизни хуварака может каждый: по субботам и воскресеньям преподаватели Иволгинского дацана (среди которых, кстати, есть и духовные лидеры из Тибета, Монголии и Индии) читают лекции для всех желающих.

Чем заняться в Иволгинском дацане?

Знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо.

Гороо — в буддийской традиции это почётный обход святых мест.

На территорию Иволгинского монастыря можно попасть через главные ворота (они находятся на южной стороне монастыря) или малые второстепенные. Главный вход открыт только по большим праздникам, в остальные дни туристы и паломники пользуются «запасными» воротами. По всему периметру храмового комплекса — специальная дорожка для совершения гороо.

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацанВорота

Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Последние всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ).

Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.

В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

Молитвенные барабаны

Вращение барабанов во время гороо

Самый большой барабан Иволгинского монастыря

1, 2, Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com

Также на пути встретится причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь).

Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется.

Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.

https://www.youtube.com/watch?v=mp4dkJ1Ru2w

Камень Зелёный Тары

Прикасаясь к нему, можно загадывать желания

Инструкция

1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во время гороо можно заходить в любые открытые дуганы, присутствовать на молебнах. Главное — соблюдать местный этикет. Так, нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Следует заглянуть также в оранжерею, где растёт священное дерево Бодхи. Это один из главных символов буддизма. По легенде, медитируя именно под этим деревом, Будда достиг Просветления. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу.

После гороо можно пройти на пустырь за дацаном, где растёт сухой кустарник, увешанный разноцветными тряпочками. Эти тряпочки называются химморины.

Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.

Узнать, какой вам нужен химморин, освятить его, а также спросить, куда его лучше повесить, можно у лам. Лоскут нужно привязать к дереву или кусту, а каждый порыв ветра будет «читать» молитву за вас. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.

Химморины

Химморины вешают даже на ёлки

Каждый взмах ветра, как чтение молитвы

Читайте также:  Участок в долевой собственности. как перевести его на жену?

1, 2, 3

Помимо храмов и религиозных монументов (к примеру, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддийского искусства, библиотека, кафе, летняя гостиница и торговые лавки. В одних из них продают буддийские сувениры, а в других строят бизнес местные жители. Они торгуют шалями, шерстяными варежками и носками.

Пообщавшись с ними, можно не только снизить цену, но и узнать много интересного о бурятском народе. В кафе подают национальную кухню (позы, плов и прочее) — это ещё один способ приобщиться к бурятской культуре. Кроме того, места вокруг столь самобытные, непохожие на европейскую Россию, что руки сами невольно тянутся за фотоаппаратом.

Словом, даже люди, далёкие от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.

Как добраться до Иволгинского дацана?

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

Общественный транспорт

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

Личный автомобиль

На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.

Иволгинский дацан

Согчен дуган

Храм Зелёной Тары

Хурдэ

Дворец Итигэлова

Чойра дуган

verevkin/Shutterstock.com , 2, 3, 4, 5, 6

Почему стоит увидеть Иволгинский дацан?

Иволгинский дацан — прекрасное место для изучения буддизма (древнейшей мировой религии) и бурятской культуры. Несмотря на то, что монастырь относительно молодой, у него оригинальная архитектура и неповторимая атмосфера. Это место, где можно обрести гармонию.

В монастыре умиротворённо и спокойно. Ламы, у каждого из которых своя специализация, рады гостям: ламы-астрологи составят вам гороскоп и расскажут о грядущем; ламы-целители скажут, что у вас болит и как это лечить. Кроме того, с ними можно просто поговорить, рассказать о своих проблемах и получить мудрый совет.

Лама проводит экскурсию

В переводе с бурятского название Иволгинского дацана («Гандан Даши Чойнхорлин») означает «монастырь, где вращается Колесо Учения, полное радости и приносящее счастье». Те, кто посещает дацан — неважно, буддисты или нет, — отмечают, что именно такие чувства и испытываешь — счастье и радость.

Газета РБНовости Бурятии и Улан-Удэ

  • 20 Сентября 2017 г. в 10:04
  • 4159 просмотров

В Бурятии разгорается скандал вокруг выставленного на торги буддийского храма В Бурятии могут продать на аукционе буддийский дацан

17 октября в Улан-Удэ состоится, пожалуй, самый скандальный, можно сказать, позорный  в стране аукцион, на котором покупатель сможет приобрести целый буддистский храмовый комплекс с землей, расположенный на улице Бабушкина, 188. Он принадлежит буддистской религиозной общине «Ламрим» и сегодня за долги выставлен кредитором – ПАО «БайкалБанк» на торги. Начальная цена храма – 71 миллион рублей

Настоятель дацана надеется, что никто не захочет покупать культовое сооружение Как сообщается в уведомлении  о начале проведения торгов, «26.08.2017 г. от кредитора ПАО «БайкалБанк» получено положение о порядке и условиях проведения торгов по реализации предмета залога». Согласно  данному положению, «на торги выставляется имущество, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 188: Буддийский комплекс, назначение: нежилое. Площадь: общая 974, 3 кв. м» и земельный участок под ним, площадь 4998 кв. м». Согласно документации, цена дацана на первых торгах составляет 71 миллион 30 тысяч рублей. В случае если на первых торгах не будет объявлен победитель (а его точно не будет, учитывая религиозное обременение объекта. – Прим. ред.), в течение месяца пройдут  повторные торги с понижением цены до 63,9 миллиона рублей. Если и по этой цене покупатель не найдется, то цена будет снижаться и далее. «При достижении снижения цены до 19 178 100 рублей торги оканчиваются, ПАО «БайкалБанк» определяет дальнейший порядок продажи имущества», – отмечается в документе.

  • «Номер один» попросил прокомментировать ситуацию председателя общины «Ламрим», экс-хамбо-ламу (кенсура) Чой-Доржи Будаева.
  • – Расскажите о сложившейся ситуации.
  • – Трудно укладывается в голове, ведь речь идет о дацане.
  • – Что сегодня происходит на территории дацана?

– Я до последнего надеялся на благоразумие банкиров, тех, кто сегодня стоит за фактическим уничтожением храмового комплекса. Мы построили красивый буддистский  комплекс, к нам приезжали тибетские монахи, проводили там службы, многие люди стали получать моральную помощь, приходя в храм. К тому же строительство дацана было согласовано с Его Святейшеством Далай-ламой, который лично внес пожертвование на строительство этого храма. К сожалению, у людей, озабоченных сверхприбылями, помутился разум. – Да, такого в России еще не было. Дацаны обычно не берут кредиты и строятся за счет пожертвований верующих. Я же считал, и по-прежнему считаю, что простые люди не должны нести на себе ношу по строительству зданий религиозного характера, и оформил кредит на строительство на себя лично. Этот комплекс не для меня был построен, это же все для людей. Я мечтал, чтобы истинные монахи проводили там регулярные службы для спасения всех живых существ, в том числе жителей Бурятии. Для этого мы пригласили монахов из тантрического монастыря Гьюме, сильнейшего в Индии. Сам Далай-лама проводит службы именно в этом монастыре. Хочу сказать, что в России модно банкротить самого себя, чтобы избежать ответственности и не платить деньги. Я же даже и мысли не допускал об этом и с самого начала говорил «БайкалБанку», что наша ситуация – это копия всего того, что случилось со страной после Крыма, санкций и снижения цен на нефть. Не я же придумал экономический кризис, вся страна оказалась на дне в результате известных событий. И нам, верующим общины «Ламрим», необходимо время, чтобы выйти из него через реструктуризацию задолженности. «Кризис закончится, и деньги будут возвращены», – говорил я банку. Однако сам банк решил меня обанкротить, причем я узнал это тогда, когда процедура уже была запущена. Сегодня сумма долга с набежавшими процентами выросла до 71 миллиона рублей. – Там находимся только я и два человека, самые близкие люди, которые остались со мной с того момента, когда я покинул пост хамбо-ламы в 90-е годы. Многие сегодня ушли, и права осуждать их у меня нет, я – словно тот капитан, последним покидающий корабль, который тонет. Каждый день я в дацане молюсь, провожу обряд, убираю храм – это моя обязанность.

– Сложно представить покупателя, который посягнет на храмовый комплекс. Думается, что желающих прикупить по сходной цене дацан будет немного – тибетские монахи ранее провели специальный обряд по защите храма, и покупатель впоследствии вряд ли будет рад этой покупке.

– Я ничему не удивляюсь. В нашем храме была маленькая машина «Дэу Матиз», банк ее забрал и выставил на продажу. Было семь покупателей, каждый из них приезжал, не обладая информацией, что это за машина. Приезжали, узнавали, что это машина дацана, и сразу же разворачивались. Потом один все же купил. То же самое с квартирой общины «Ламрим», ее все-таки купил житель Иволги. И если вспомнить историю, в 37 году дацаны разрушали свои же. Вообще, у нас в Бурятии многие себя любят бить в грудь, мол, какие мы истинные, гордые, суверенные буддисты. А когда возникает угроза разрушения храма – все в кусты.

Попробуйте, рискните в той же Калмыкии или Тыве выставить на продажу храм. Это даже представить себе невозможно. А у нас в Бурятии, которую мы представляем всем как центр буддизма, это как бы в порядке вещей.

– К чему приведет вся эта опасная затея с продажей дацана? – Последствия этого уже переложились на судьбу самого банка. Как только начали нас прессовать, у банка отозвали лицензию. Столько людей остались без работы, столько пострадало организаций в республике. Я недавно встретился с бывшей работницей БайкалБанка, которая также сказала мне, что это результат того, что они пошли против религии. Это должно стать назиданием другим. Ведь связь предстоящего уничтожения храмового комплекса и крахом в банке очевидна. Все это им вернулось сторицей.  

В 80-е годы я застал в Иволгинском дацане тех лам, кто был репрессирован и вернулся из колымских лагерей.  Они рассказывали, что потом к ним в дацан ходили те, кто сами уничтожали храмы. 

И они в дацанах старались максимально снять свои грехи, молились, чтобы последствия не накрыли их детей, их род. И тогда, я помню, мудрый лама сказал одной прихожанке, которая в период репрессий шила из тканей, взятых из дацана, платья и нижнее белье, что бесполезно ходить и отмаливать такие тяжкие грехи. Это невозможно исправить.  

И я не надеюсь, что так называемые «продавцы дацана» одумаются, хотя два бывших топ-менеджера банка после всего этого стали испытывать серьезные проблемы со здоровьем. Но если появится покупатель, то он его заберет.

И нам, буддистам, надо молиться, чтобы он не появился. Хотя там уже столько намолено в дацане, монахи там проводили службы, великий оракул Тибета Тубтен Нгодуп был у нас, защитный обряд храму провели, причем не один.

В общем, какая-то надежда еще остается…

Читайте также:  О чем я должен знать, покупая дачу в снт?

Оставшийся без лицензии бурятский банк выставил на торги буддийский храм :: Бизнес :: РБК

БайкалБанк выставил на аукцион буддийский храм в Бурятии за 71 млн руб. Об этом сообщил журналист Дмитрий Родионов на своей странице в Facebook.

Речь идет о дацане «Ламрим», который находится в городе Улан-Удэ по адресу: улица Бабушкина, 188. Аукцион назначен на 17 октября 2017 года. Как сообщил Родионову кенсур Чой-Доржи Будаев, дацан выставлен «за долги».

Будаев взял деньги на строительство храма, но не смог вовремя расплатиться, так как «пострадал от кризиса». По его словам, он ездил просить помощи у далай-ламы.

«Кстати, для далай-ламы улан-удэнский храм не чужой — в свое время он даже пожертвовал деньги на его строительство», — отмечает Родионов.

Председатель буддийского центра «Ламрим», бывший глава буддистов России Чой Доржи Будаев подтвердил РБК, что бурятский БайкалБанк выставил на торги буддийский центр «Ламрим». «Это позор для России, представьте, что выставят на торги православный храм. Из 275 тыс. бурятского населения, проживающих в Бурятии, половина — буддисты», — заявил Будаев.

По его словам, крах бурятского БайкалБанка начался, после того как кредитная организация подала в суд против дацана «Ламрим» в Улан-Удэ. «Когда я начал строить буддийский комплекс в 2007 году в Улан-Удэ, учитывая то, что в стране кризис [обычно храмы строят с пожертвований], мы брали кредит в БайкалБанке», — рассказал кенсур.

По его словам, «Ламрим» платил по кредиту с доходов от деятельности кафе, которое было построено на территории храма. «Погашали кредит на 1,2 млн руб. ежемесячно. Когда наступил кризис, появились задержки по кредиту, банк не сбавлял процент, у нас стали ухудшаться отношения, они подали в суд», — сообщил Будаев.

Банк России (ЦБ) в августе 2016 года отозвал лицензию у БайкалБанка. Согласно данным ЦБ, он занимал 230-е место в банковской системе страны. В ЦБ подчеркнули, что БайкалБанк не исполнял федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность.

Кроме того, размер капитала банка находился ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации.

В Банке России отметили, что БайкалБанк помещал денежные средства в активы «неудовлетворительного качества» и «неадекватно» оценивал возможные риски.

В ноябре 2016 года следственное управление СКР Бурятии возбудило уголовное дело по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Дело завели «по фактам, выявленным в ходе прокурорской проверки, а также на основе материалов, представленных управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД республики и управлением ФСБ по региону».

В улан-удэ на торги выставили буддийский храм

Очевидное и невероятное. В Улан-Удэ выставили на торги буддийский храм. Уже 17 октября  пройдет аукцион, на  котором решится дальнейшая судьба здания. Кто и почему решил продать дацан, смотрите далее.

— Вот здесь, если приглядеться, тонкая работа, здесь как тонко все расписывается.

На создание только религиозных образов ушло четыре года, Расписывал дацан «Ламрим» художник из Индии, оттуда же краски. Сделать все на века, с такой мыслью начинал возведение комплекса председатель общины Чойдоржи Будаев.

Строительство этого храма одобрил сам Далай-лама XIV. В честь этого события духовный лидер подарил настоятелю мощи Будды Шакьямуни, а также статуэтки от предыдущих Далай-лам и от себя лично. Сейчас все эти реликвии хранятся внутри этого изваяния.

Статуя выливалась в Непале, на родине Будды Шакьямуни. Старались сделать все согласно буддистским канонам, говорит настоятель. Даже пригласили служить в храм четырех монахов из Тибета. В 2007 году построили для них жилье и кафе, взяв займ в БайкалБанке. По словам Чойдоржи Будаева, несколько лет исправно платил — в месяц по миллиону рублей, но грянул кризис.

Чойдоржи Будаев, настоятель буддийского комплекса «Ламрим»: Это сказывалось на посещение кафе, а это наша основная деятельность, за счет чего мы погашали кредит.

За долги «БайкалБанк» забрал машину и квартиру настоятеля. А в конце августа выставил на продажу и сам буддистский комплекс. Его площадь почти 1000 квадратных метров.  Пойдет с молотка и земельный участок под дацаном. Решение принято давно. Вот как два года назад комментировали эту ситуацию в БайкалБанке.

Сергей Березин, экс- советник председателя правления ПАО «Байкал Банк»: В состав налоговой недвижимости входят коммерческие предприятия: гостиница, кафе. Банк предлагал заемщику провести размежевание, чтобы отделить их от дацана. В этом случае взыскание могло бы быть обращено, в первую очередь, на коммерческие объекты, а не на весь комплекс, но заемщик таких мер не принял.

Марина Будаева, прихожанка буддистского комплекса «Ламрим»: Это же на благо людей, не для себя же делал, столько людей ходило, с Индии приезжали ламы.

Уже год дацан закрыт для верующих, кафе тоже больше не работает. Их дальнейшая судьба решится уже 17 октября. В Улан-Удэ пройдет аукцион. Стартовая цена религиозного лота – 71 миллион рублей.  

Чойдоржи Будаев, настоятель буддийского комплекса «Ламрим»: Единственное здесь уповать на что? На чудо, если не будет просто покупателя.

Буддийский храм в Бурятии продадут из-за долгов по ипотеке

Фото из архива газеты «Номер один»

В Улан-Удэ буддийский храм, построенный в ипотеку, из-за долгов продадут как обычное здание, так как банк в суде получил право распоряжаться храмом по своему усмотрению. Если дацан будет продан, это станет первым случаем в истории буддизма России, говорится в материале местной газеты «Номер один», с которым 25 ноября ознакомился корреспондент Сиб.фм.

По словам председателя «Объединения буддистов Бурятии» Чой Доржи, или Александра Будаева, на выходных он сообщил прихожанам на молебне, что дацан могут забрать в счёт долга «в любую минуту».

Живём на подножном корму. Продаём буузы для поддержки штанов. Подношения делают прихожане, но на одном приходе не выживешь

«Обычно, когда строят дацан, просят поддержки у верующих. Проводятся марафоны по сбору средств. Но ведь все понимают, как людям живется непросто. Я посчитал, что мой долг построить достойный храм за наш счёт. Вложили большие средства, но не обошлось и без кредита», — цитирует газета Александра Будаева, который решил построить этот храм «по всем буддийским канонам» в 2007 году.

Как передаёт издание, он не стал собирать деньги у верующих, однако собственных средств ему не хватило, поэтому Будаев взял на себя кредит в «Байкал Банке» на 45 миллионов рублей, заложив религиозный объект.

«Мы платили исправно очень долго, хоть и суммы были большие: порядка 1,2 млн в месяц.

Для того чтобы было попроще с оплатой, построили при дацане кафе», — рассказал Будаев, отметив, что ему также помогали и прихожане.

Во время кризиса платить по кредиту стало сложнее, поэтому Будаев снизил ежемесячную плату до 200 тысяч рублей. Банк посчитал сумму выплаты недостаточной и обратился в суд. В сентябре 2015 года «Байкал-Банке» получил право распоряжаться храмом по своему усмотрению, однако решение о передаче залогового имущества на торги ещё не принято.

Представитель «Байкал-Банка» заявил, что «банк неоднократно шёл навстречу заёмщику», а график платежей «продолжал нарушаться». Однако Будаев утверждает, что банк «не сделал ни одного предложения», в частности по реструктуризации долга.

По словам монаха, помочь ему и бурятским буддистам уже обещал Далай-лама, у которого Будаев был на личном приёме. «Я уже продал машину, собираюсь продавать квартиру. Я не прошу снисхождения у банка. Просто я всегда верил людям», — подытожил Александр Будаев.

Напомним, что в 2012 году Далай-лама напомнил сибирским буддистам, почему не нужно обманывать других. А летом 2015 года первый буддийский храм в Новосибирске открыли неподалёку от Академгородка.

Бултумурский дацан "Дамчой Равжалин"

  • Расположен в Селенгинском районе Республики Бурятия, на границе с Кяхтинским районом , на южном склоне живописной местности Бултумур между селами Нур-Тухум и Усть-Кяхта.
  • Тибетское название дацана — «Дамчой Равжалин».
  • В настоящее время организация принадлежит Буддийской традиционной сангхе России. 

История Название Бултумурский переводится с бурятского как Булатная сталь (булат — сталь, тумэр — железо).

Случилось так, что основными прихожанами дацана были казаки, несшие военную службу.

Согласно летописи «Бишихэн записки» дацан был основан в 1729 году родами бурят-табангутов. Поэтому его еще называли Табангутский дацан. В 1773 году был основан второй табангутский дацан — Ичетуйский. По данным летописи Д.Ломбо-Цэрэнова год основания Бултумурского дацана — 1760.

До революции 1917 года он был одним из самых богатых и обширных дацанов Бурятии. На его территории было 19 храмов-дуганов, в нем служило свыше 700 лам и хувараков. По количеству дуганов Бултумурский дацан был самым большим в России. 

Комплекс Бултумурского дацана включал в себя, кроме главного Цогчен-дугана, 18 малых храмов-дуганов и сумэ. Два старейших сумэ, посвященные божествам Аюши и Дара-эхэ, были возведены одновременно с главным соборным храмом (1760-1762 гг.

) и впоследствии, после реконструкции, переделаны в Майдари-сумэ и Джуд-сумэ.

Кроме них действовали сумэ: Дэмчок (1770),Аюши (1780), Гунгриг (1790), Докшит (1792),Ламрим (1805), Найдан (1806),Хурдунэ (1806),Дара- эхэ (1808),Минтугба (1814),Табун-хан (1815),Сандуй (1820),Оточи (1820),Цамбул (1829),Арьябало (1830), Шакьямуни (1830),

Цзонхава (1831, 1856).

На протяжении долгих лет дацан — был не только религиозным, но и культурным центром. Здесь обучали всем направлениям буддийской философии, особенно сильно была развита философская школа Чойры.

Ламы и хувараки (послушники, ученики) были наиболее образованной частью местного населения, хорошо знали старомонгольский язык, философию, астрологию, медицинские трактаты.

Многие из лам продолжали учебу в Монголии и Тибете.

Постановлением Президиума ЦИУ БМАССР №56 от 16 апреля 1936 года дацан ликвидирован. К 1945 г. все здания были снесены и переоборудованы. Ламы и хувараки репрессированы: расстреляны или сосланы в лагеря.

В те трагические времена силами служителей дацана и местным населением была спрятаны небольшая часть буддийских реликвий.

Читайте также:  Рынок новостроек Петербурга может рухнуть

В архиве хранятся: Постановления, распоряжения, инструкции Центрального совета буддистов и Хидского совета; Описи имущества дацана и лам; Книги записей приношений верующих; Послужные списки лам и хувараков; Приходно-расходные книги; Документы фонда на старомонгольской письменности.

Современность 27 апреля 2006 года было принято решение о восстановлении Бултумурского дацана.

С того самого момента началось возрождение дацана на прежнем месте, что было горячо поддержанно местным населением.

Был восстановлен дуган, посвященный Защитникам Учения, и субурган- ступа, а также вновь отстроены дома для лам и хозяйственные постройки. С момента начала строительства было найдено спрятанное религиозное имущество.

В 2006 году, — впервые за последнее столетие, прошедшее с момента разрушения дацана, — была проведена большая летняя буддийская служба-хурал. 28 сентября 2006 года состоялось торжественное открытие дугана и ступы.

На праздник приехали представители трех табангутских родов со всей Бурятии и других областей России.На открытие дацана также присутствовали главы администраций Кяхтинского и Селенгинского районов, представители Забайкальского казачьего округа.

На освящение дацана приезжал Пандито Хамбо лама Дама Аюшеев и настоятели всех дацанов Бурятии.

В Дугане теперь проводятся традиционные хуралы — буддийские службы, на которых собирается много людей. С 2013 года  ведется строительство Цогчен-дугана.

Как добраться, контакты. Настоятель — Ширээтэ лама Баир Батоцыренов.

Хуралы дацана

2,8,15,29,30 дни по лунному календарю в Бултумурском дацане проводятся ежемесячные хуралы. Начало хуралов в 11 часов дня. В другие дни читается Дамчен Чойжел Сахюус (11:00)

Республика Бурятия, Селенгинский район,с Нур-Тухум
Батоцыренов Баир Владимирович
+79140597353

Зандан Жуу. В Бурятии находится самая ценная реликвия буддийского мира

Требование это можно рассматривать, как беспрецедентное, так как в буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Представители Традиционной буддийской сангхи России никак не прокомментировали этот инцидент. Однако известно, что эти китайские граждане не представлялись и не предъявляли никаких документов.  

По мнению юриста Традиционной сангхи России Биликто Дугарова, скорей всего, это мошенники, которые предприняли попытку провокации.

— Цели этой провокации, скорей всего, лежат вне плоскости религиозных отношений. Вряд ли это представители какой-то буддийской организации Китая. Вероятно, это частные лица иностранного происхождения, соответственно ими должны заниматься российские спецслужбы, – отметил Биликто Дугаров. 

Тем не менее, это повод вновь напомнить общественности об огромной значимости этой буддийской святыни.  

Прижизненное изображение Будды

По мнению известного российского буддолога Андрея Терентьева, в буддийской традиции махаяны указывается несколько скульптурных и живописных портретов, сделанных еще при жизни Будды. Однако лишь одно из этих изображений считается дошедшим до наших дней. Это как раз и есть известная статуя Сандалового будды Зандан Жуу, которая находится в Эгитуйском дацане.

Изначально это была скульптура «в натуральную величину» (то есть около 2 м) скульптура из гоширши (разновидность сандалового дерева), изготовленная по заказу раджи Удаяны на 38-м году жизни Шакьямуни.

Впервые эта история была зафиксирована письменно в китайском переводе «Экоттара-агама-сутры» расширенной махаянской версии «Ан-гуттара-никаи», составленной тохарским монахом Дхармананди в 385 году.

Устное предание должно быть намного древнее этого года, так как уже в кушанское время была известна другая версия этой легенды, согласно которой изготовление статуи связывается с раджей Прасенаджитом, а не Удаяной.

Согласно одной из версий этой легенды в IV веке кашмирский монах Кумараяна, желая спасти эту святыню от местных войн, перенес ее в Центральную Азию, где буддизм тогда процветал. Он остановился в одном из оазисов Великого шелкового пути – в Куче.

Правитель Кучи повелел ему жениться на своей младшей сестре и стать духовным вождем государства.

А его сын, Кумараджива (344- 413), стал настолько знаменитым буддийским мудрецом, что в Кучу были направлены китайские войска, чтобы захватить Кумарадживу и привезти его в Китай.

Сандаловый Будда в Китае

В 384 году Куча пала и Кумараджива был доставлен в Китай вместе с этой статуей. До 417 года статуя оставалась в Чанъани, затем переехала в Цзянькан, где содержалась в монастыре до 588 года.

Во время военных действий этот монастырь был разрушен, но статую спас монах по имени Чжу-ли, который переправил ее в Янчжоу, в Цзянсу, а в 614 году изготовил копию этой скульптуры.

Очевидно, были сделаны и другие копии, поскольку японский паломник Эннин, посетивший Китай в 838 году упоминает уже четыре статуи Сандалового Будды.

В 970 году еще одна копия была сделана по заказу японского пилигрима Тёнэна (938-1016) и увезена в Японию. Там она и по сей день считается наисвятейшей реликвией японского буддизма. В 1018 году она была установлена в зале Сяка храма Сэйкадзи, где и находится по сей день.

Рассказывал об истории Сандалового Будды и знаменитый Чжан-чжа хутухта Ролби Дорже (1717-1786): «…И после воздвигли святыню Зандан Жуу в великой обители «Минжунсы» – города, находившегося на месте нынешнего Пекина во времена династии Дай Жина Чжурчжэньского.

Впоследствии все императоры, унаследовавшие трон, оказывали ей высочайшие почести, построив множество храмов… А во времена великой монгольской династии Дай Юань Зандан Жуу установили в монастыре Шэнъансы.

По приказу императора Хубилай-Сэчена (Мудрого) построили вихар-монастырь на месте нынешней великой Белой ступы (Байтасы) и учредили многочисленный монашеский орден, оказывали беспримерные и беспрестанные почести и проводили молебны. Последующие юаньские императоры (монгольские) и цари минской династии молились и поклонялись также усердно и прилежно.

Наступило время династии Чин (Цин), четвертый год императора Канси. Милостивый чакравартин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, издал указ построить новый храм под названием «Чрезмерная милость» вблизи заветного града на северо-западе в чертогах желтого города, и перенесли туда драгоценный Жуу».

Из российских исследователей первым об этой статуе написал Д. Позднеев, который, в частности, отмечал, что именно в монастыре Сандалового Будды у подножия этой статуи состоялась историческая встреча Дзанабазара и императора Канси. Они оба сидели на одном ковре, вспоминая, вероятно, об исторической встрече Пагба-ламы с императором Хубилаем.

Как Зандан Жуу попал в Бурятию

В 1900 году во время боксерского восстания в Китае монастырь Сандансы был разрушен, а статуя перевезена в храм бурятского поселка Еравна – в Эгитуйский дацан.

Известны три версии перевозки статуи на территорию России. Так, Базар Барадин сообщал, что ее туда перевезли сами китайские монахи, спасая от французских погромов при подавлении боксерского восстания в Пекине. По второй версии, изложенной А. М.

Стрелковым, монахи увезли ее в Утайшанъ, а там буряты, а именно эгитуйский лама Эрдени Соржо (настоящее имя его – Гомбо Дорже), ее выкупили и привезли в Еравну. Согласно третьей версии, бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря и спасли ее от гибели.

Потом зимой 1901 года в качестве трофея они доставили статую в Бурятию.

После пожара китайские монахи, по разным сведениям, собрали пепел, оставшийся от сгоревшего монастыря, в несколько больших кувшинов. Эти кувшины являются религиозной реликвией, которой до сих пор поклоняются.

Как бы там ни было, в январе 1901 года статуя была установлена в Эгитуйском дацане. В 1935 году советская власть разгромила дацаны, и статуя попала в фонды Антирелигиозного музея Улан-Удэ.

Тогда же вынули из ур-на-коши Будды вставленный туда тысячи лет назад алмаз и разбили ушнишу статуи, после чего исчезли хранившиеся там священные вложения.

Сама статуя, не представлявшая, по мнению большевиков, «валютной ценности», уцелела.

Возвращение в Эгитуйский дацан

25 сентября 1991 года статуя была возвращена в отстроенный заново Эгитуйский дацан. Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист и писатель Александр Махачкеев, который тогда работал в Министерстве культуры РЬ, ему пришлось в то время участвовать в процессе передачи статуи Эгитуйскому дацану.

— Как говорят, когда Сандалового Будду вывозили из Еравны, люди бросали в грузовик деньги. Тогда на сотрудников правоохранительных органов это произвело огромное впечатление, потому что в Улан-Удэ грузовик приехал буквально заполненный деньгами. – рассказал Александр Махачкеев.

По его словам, когда было принято решение о передаче Зандан Жуу буддистам, ему было поручено организовать этот процесс.

— Священная статуя хранилась на втором этаже нынешнего Одигитриевского собора – там располагался Антирелигиозный музей. С величайшими предосторожностями мы спустили статую по лестнице со второго этажа и погрузили в машину.

Считаю, что Зандан Жуу спас меня от сильной травмы. Ведь каменные ворота собора очень узкие, машина буквально шоркнула бортом по каменному столбу и мне чуть не отхватило пальцы.

Но, видимо, благодаря помощи Зандан Жуу я вовремя спохватился и убрал руку.   

По мнению Андрея Терентьева, прижизненная скульптура стоящего Будды действительно существовала, и именно она послужила прототипом для художников Гандхары, Матхуры и Бамьяна. К IX веку в Китае было, по крайней мере, четыре копии этой статуи. Какая из них попала в Пекин, сейчас сказать трудно.

В настоящее время в Эгитуйском дацане находится та статуя, которая стояла более тысячи лет в Пекине. Бурятский Зандан Жуу, совершенно необычно глядящий вверх, покрытый темной сандаловой пастой и тремя слоями китайской сусальной позолоты, в точности соответствует описанию Ролби Дорже и других очевидцев, упоминающих эти особенности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *