У дачных объединений остался месяц на составление реестра участников

Еще со времен СССР на территории страны существуют многочисленные товарищества (кооперативы) дачников, садоводов и огородников.

Для ведения садоводства и городничества указанным товариществам передавались земли на праве общей собственности, а законное возведение построек было практически невозможно. В 2017 года государство фактически утвердило «дачную конституцию» – Федеральный закон от 29.07.

2017 № 217-ФЗ кардинальным образом меняет условия существования ДНП и СНТ, а также порядок регистрации прав на земельные участки и постройки граждан.

Что такое ДНП и СНТ

Существующее законодательство предусматривает несколько организационно-правовых форм для объединения дачников, садоводов и огородников. Среди них выделяются товарищества в форме ДНП и СНТ, которые характеризуются следующими нюансами:

  • дачное некоммерческое партнерство (ДНП) – при кооперативной форме владения землей допускалась возможность не только выращивания сельхозпродукции для личного потребления, но и возведения построек для временного проживания;
  • садовые некоммерческие товарищества (СНТ) создавались с целью возделывания земли и выращивания сельхозпродукции, а граждане имели право возводить только хозяйственные постройки;
  • для форм СНТ и ДНП предоставлялись земли сельхозназначения, а их целевое назначение не позволяло строить дома для постоянного проживания.

С момента принятия ЗК РФ различия между СНТ с ДНП перестали существовать, однако подтвердить законность возведения построек было невозможно до принятия программы «дачной амнистии».

В рамках казанной программы граждане получили возможность узаконить самострой на землях указанных товариществ по упрощенной форме, а также выделить земельный участок и зарегистрировать на него право собственности.

До декабря 2016 года упрощенная форма узаконивания построек и оформления прав на землю подразумевала составление гражданами декларации на строения и схемы расположения участка. Поскольку кадастровые органы Росреестра не имели права контролировать правильность заполнения указанных деклараций и схем, при регистрации прав допускались многочисленные ошибки:

  • несоответствие заявленной и фактической площади участка, а также его границ;
  • неточное указание размеров дачных домов и хозяйственных построек;
  • наложение границ участка со смежными земельными наделами, поскольку согласование границ по программе «дачной амнистии» не предусматривалось.

Для решения указанных проблем с января 2017 года правила кадастрового учета и регистрации недвижимости на территориях СНТ и ДНП существенно поменялись.

Для внесения сведений в госреестр ЕГРН и получения правоустанавливающих документов граждане должны получить межевой и технический план через кадастрового инженера, а формы деклараций и схем расположения участка отменены.

Это позволяет реализовать базовые принципы Федерального закона № 218-ФЗ – объективность и достоверность кадастровых сведений на каждый объект недвижимости.

Комментарий специалиста. В настоящее время программа «дачной амнистии» продлена до 2020 года в отношении большинства некоммерческих товариществ, в том числе СНТ и ДНП.

Однако законодатель установил предельный срок для проведения кадастрового учета в отношении участков и построек – не позднее января 2018 года.

После этого срока будет невозможно любое распоряжение дачной недвижимостью – дарение, наследование по завещанию, продажа и т.д.

У дачных объединений остался месяц на составление реестра участниковЧто такое СНТ и ДНП

Основные изменения с 2018 года в законах про дачные и садоводческие хозяйства

С принятием Федерального закона № 217-ФЗ существенно меняются не только условия деятельности СНТ и ДНП, но и порядок возведения дачных и жилых домов, а также хозпостроек. Выделим наиболее важные особенности указанного нормативного акта:

  Выписки ЕГРН: виды и отличия в 2020 году

  • с января 2019 года вместо СНТ и ДНП будет существовать единая форма некоммерческого партнерства граждан – сельскохозяйственный кооператив в виде садоводческого или огороднического товарищества (обязанность по реорганизации может быть исполнена до 2024 года);
  • на землях садоводческих товариществ будет возможно возведение объектов капитального строительства, т.е. жилых домов и иных объектов недвижимости;
  • участие в огородническом товариществе позволит возвести только временные хозяйственные постройки, не относимые к объектам недвижимости.

К объектам недвижимости, которые будет можно построить и узаконить на землях садоводческих товариществ предъявляются требования СНиП 30-02-97 (например, капитальное строение должно иметь фундамент для постоянной связи с участком). Получать разрешение на строительство таких объектов не требуется, однако муниципальные власти должны быть уведомлены о предстоящих работах.

В состав объектов, которые Федеральный закон № 217-ФЗ позволяет строить на участках садоводческих товариществ, входят жилые дома, строения для сезонного проживания, гаражи, бани и т.д. Чтобы зарегистрировать права на эти объекты необходимо изготовление технического плана через кадастрового инженера, после чего через службу Росреестра сведения будут внесены в ЕГРН.

У дачных объединений остался месяц на составление реестра участников

Правила регистрации ДНП и СНТ с 2018 года

С января 2019 года все существующие СНТ и ДНП должны быть преобразованы в огороднические или садоводческие товарищества.

Для вновь создаваемых объединений граждан необходимо изначально выбрать одну из указанных форм.

Нужно учитывать, что садоводческое товарищество впоследствии может быть преобразовано в товарищество собственников недвижимости, для этого требуется соблюдение следующих условий:

  • товарищество должно находиться в границах населенных пунктов;
  • все строения для проживания должны получить статус жилых домов;
  • для каждого земельного участка требуется изменить вид разрешенного использования на ИЖС.

Для создания товарищества по новым правилам необходима инициатива трех и более граждан. Указанная некоммерческая организация будет зарегистрирована в качестве юридического лица, а в состав руководящих органов входит председатель правления, ревизионная комиссия и общее собрание участников.

Вместо термина «жилое строение» Федеральный закон № 217-ФЗ использует определение «садовый дом», который предназначен для временного (сезонного) пребывания граждан.

Также на землях садоводческих товариществ можно строить индивидуальные жилые дома для постоянного проживания граждан.

Общее имущество товарищества по новому закону не может быть распределено между отдельными участниками (например, объекты общего водо- или электроснабжения).

Комментарий специалиста. При создании товарищества составляется список его участников, а также указывается кадастровый номер участка.

Это означает, что до фактического выделения земли для ведения садоводства или огородничество должны быть проведены межевые работы.

После определения границ участка кадастровый инженер изготовит межевой план, а участок будет поставлен на учет с присвоением кадастрового номера.

Кадастровый учет и межевание с 2018 года в ДНП и СНТ

Для преобразования существующих ДНП и СНТ, или регистрации нового товарищества, земельные участки граждан должны быть поставлены на кадастровый учет.

Если в отношении участка такая процедура ранее не проводилась, необходимо провести межевание и определить его границы.

Проведение межевых работ на участке в 2017-2018 годах осуществляется по нормам Федерального закона № 218-ФЗ с учетом следующих особенностей:

  Регистрация права собственности на квартиру в 2020 году

  • межевание осуществляется с целью определения границ участка и согласования их с владельцами смежных наделов;
  • межевание входит в состав кадастровых работ и проводится только профессиональным специалистом – кадастровым инженером;
  • по итогам определения границ изготавливается межевой план, который является основанием для проведения кадастрового учета.

Если граждане ранее не выделили свои участки из общей территории существующих СНТ и ДНП, это необходимо сделать на момент преобразования в товарищества. Для каждого участка изготавливается самостоятельный межевой план, после чего каждому наделу будет присвоен уникальный кадастровый номер.

Изготовление межевого плана происходит на основании фактических обмеров участка, а также по сведениям ЕГРН в отношении ранее зарегистрированных наделов.

Гражданин должен представить кадастровому инженеру документы, подтверждающие его членство в СНТ или ДНП, а также права на часть общей территории товарищества.

По запросу садовода или дачника правление товарищества должно выдать указанные документы, а также оформить схему расположения участка.

Если на земельном наделе расположено строение, которое относится к объектам недвижимости, постановка его на кадастровый учет будет происходить в службу Росреестра на основании технического плана. Изготовлением технического плана также занимается кадастровый инженер, для этого определяется местоположение строения на земельном участке, а также границы его контура.

Процедура кадастрового учета может проходить одновременно с регистрацией права собственности, если владелец недвижимости не сделал этого ранее. Учетные и регистрационные действия проходят на основании заявления, которое подается в службу Росреестра или через систему органов МФЦ.

Комментарий специалиста. Вне зависимости от сроков преобразования действующих СНТ и ДНП в новое товарищество, обязанность постановки недвижимости на кадастровый учет не устраняется.

Поскольку межевой план составляется на каждый отдельный участок, для выполнения кадастровых работ должен самостоятельно обращаться каждый из участников товарищества.

Если в ходе межевания возникают споры о точках границ, согласование осуществляется путем подписания акта или через судебные органы.

У дачных объединений остался месяц на составление реестра участниковКадастровый учет и межевание

Прописка в ДНП и СНТ с 2018 года

В настоящее время регистрация в садовых или частных домах, расположенных на территории СНТ и ДНП, возможно при условии, что указанный объект пригоден для постоянного проживания граждан. Обязанность по доказыванию этого факт возложена на владельцев строений. На практике, это возможно только в судебном порядке, поскольку законодательные акты не регламентируют указанную процедуру.

С принятием Федерального закона № 217-ФЗ процедура регистрации в садовых или жилых домах должна упроститься, однако для этого потребуется принятие подзаконных актов.

В пояснительной записке к проекту указанного нормативного документа была предусмотрена заявительная процедура регистрации, что устраняет необходимость обращаться в суд.

Прописка будет возможна только при условии, что строение относится к объектам недвижимости, т.е. не может быть перемещено ввиду неразрывной связи с земельным участком.

  Регистрация собственности в 2021 году

Комментарий специалиста.

Если владелец участка и строения до 1 января 2018 года не выполнил обязанность по регистрации прав и прохождению кадастрового учета, он не сможет оформить прописку.

Для подачи заявления о регистрации по месту жительства необходимо указать сведения о правоустанавливающем документе на жилой объект, которым в настоящее время является только выписка из госреестра ЕГРН.

Основные документы и полезные советы

Для реорганизации СНТ или ДНП, а также регистрации нового товарищества, потребуется разработать и принять устав этой некоммерческой организации. Для этого проводится общее собрание участников, которое принимает решение по следующим вопросам:

  • утверждение устав товарищества;
  • перечень участников и сведений о земельных участках, расположенных в пределах территории товарищества;
  • структура органов управления и утверждение их состава.
Читайте также:  В барнауле строят рекордные объемы жилья даже в кризис

Все дальнейшие вопросы, связанные с управлением товарищества, будут решаться председателем правления или общим собранием (разграничение полномочий будет зафиксировано в уставе).

Для постановки земельных участков и строений на кадастровый учет гражданам потребуются следующие документы:

  • выписка из реестра участников СНТ или ДНП (этот документ выдается правлением по запросу граждан);
  • копия распорядительного акта о выделении земли под СНТ иди ДНП;
  • схема расположения участка в границах товарищества;
  • межевой план на участок и технический план на строение.

Проведение кадастрового учета осуществляется безвозмездно, госпошлина не уплачивается. Для регистрации права собственности госпошлина будет составлять 2000 рублей за каждый объект.

После учета земельного участка и/или строения, объекту недвижимости присваивается уникальный кадастровый номер, который останется неизменным на весь период его существования.

Заявителю выдается выписка ЕГРН, которая является правоустанавливающим документом.

Несмотря на преимущества, которые предоставляет программа «дачной амнистии», на практике граждане сталкиваются с проблемой отсутствия исходных документов на землю. Это связано с тем фактом, что большинство СНТ и ДНП были образованы еще в период существования СССР. При отсутствии архивных документов участникам СНТ приходится обращаться в судебные инстанции.

Также у многих товариществ садоводов и дачников земля не разграничена, т.е. не поставлена на кадастровый учет. Правление СНТ может выступить в интересах участников и провести межевание всех участков, однако на практике каждый гражданин вынужден самостоятельно обращаться для проведения кадастровых работ.

Комментарий специалиста. Серьезную проблему может представлять разногласия соседей смежных наделов относительно общих границ. За годы и десятилетия существования СНТ мог происходить умышленный или случайный самозахват территории чужого участка.

Если спор между соседями относительно общих границ передается в суд, будут рассматриваться исходные документы о распределении паев среди участников товарищества.

В качестве эксперта в суде может выступать кадастровый инженер, проводивший межевание участков на территории СНТ.

Выводы

С принятием Федерального закона № 217-ФЗ установлен переходный период для преобразования СНТ и ДНП – не позднее 2024 года.

На это время товарищества будут существовать по прежним правилам, однако каждый владелец участка и строений обязан пройти кадастровый учет и зарегистрировать права на недвижимость в Росреестре не позднее 1 января 2018 года.

Нарушение этого требования закона повлечет невозможность продать, подарить или передать по наследству участок и объект недвижимости.

До конца мая все российские садоводческие, огороднические и дачные объединения должны создать реестры своих членов

Опубликовано: 02.05.2017Просмотров: 1133 У дачных объединений остался месяц на составление реестра участников

У дачных объединений остался месяц на составление реестра участниковТакая норма, пояснил «Российской газете» председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин, появилась в нашей стране относительно недавно. В июле прошлого года в закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан были внесены изменения, среди которых и была поправка о необходимости вести реестр. Как уточняет руководитель исполкома Союза дачников России Федор Мезенцев, сегодня тоже ведут учет членов различных объединений дачников. Занимается этим общее собрание. Зачем же понадобился еще и реестр?

Однако, как поясняет Мезенцев, для того, чтобы общее собрание было правомочным принимать решения, в том числе и по приему новых членов или исключению старых, нужен кворум — это 50 процентов плюс один голос от общего списка садоводов-огородников.

Но собрать кворум — самая сложная задача. Далеко не все дачники все лето проводят на своих шести сотках и готовы в любой момент прийти на собрание. Большинство приезжают только на выходные, да и то не каждую неделю.

«Главное отличие реестра членов от списка членов в том, что список утверждает общее собрание, а реестр ведет и утверждает правление садоводческого, огороднического или дачного товарищества либо кооператива, — подчеркивает в разговоре с «Российской газетой» Никита Чаплин. — Реестр — это оперативный документ, изменяющийся постоянно».

“Средний ежегодный размер взноса в дачном объединении составляет 4-5 тысяч рублей

По его словам, список членов объединения — документ, не подлежащий корректировке в период между общими собраниями: он нужен прежде всего для оформления права собственности тем, у кого на руках только членские книжки.

В реестре членов объединения информация обновляется по мере ее изменения (например, когда собственник земельного участка продает его или кто-то выходит из членов товарищества).

Так как в дачном реестре отражается актуальная информация обо всех членах, то при подготовке к проведению общего собрания председатель товарищества сможет определить кворум — сколько должно прийти человек, чтобы можно было принимать решения.

Ну и, соответственно, это даст возможность оповестить каждого члена товарищества о собрании и попросить присутствовать на нем. «Все-таки все важные решения, например о размере взносов, принимаются именно на собраниях», — подчеркивает Федор Мезенцев.

Урожай с личных грядок

В России 60 миллионов дачников

Членство в садовом или огородническом товариществе — дело добровольное. Но обычно в каждом товариществе до 80 процентов собственников все-таки становятся его членами. А 20 процентов — это так называемые индивидуалы.

Однако, как поясняет Мезенцев, если человек думает, что невступление в ряды членов СНТ освобождает его от уплаты взносов, он заблуждается.

«Взносы же не в карман председателю идут (хотя, конечно же, нередки и злоупотребления, но это уже тема отдельного разговора), а на общие нужды — уборку территорий, сооружение дорог, оснащение электричеством, бурение скважин, вывоз мусора, расчистку снега зимой, — поясняет Мезенцев.

— А если одни будут платить, а другие нет, но при этом все станут пользоваться общей инфраструктурой, то это в корне неверный подход». Средний ежегодный размер взноса в дачном объединении составляет 4-5 тысяч рублей в целом по стране. Правда, в Подмосковье чуть выше — 7-8 тысяч рублей. Но вблизи столицы и самая дорогая земля.

Что же касается реестра дачников, то сегодня таким документом обзавелись уже 70 процентов российских СНТ.

Напомним, что в стране насчитывается 78 тысяч садоводческих, огороднических и дачных объединений, в них состоят свыше 60 миллионов россиян. Иными словами, почти половина населения страны.

В год они выращивают 40 процентов от общего объема плодоовощной продукции, необходимой для удовлетворения спроса населения.

О правовом статусе и проблематике защиты прав садоводческих и дачных некоммерческих объединений

Понимая как, увы, невелик интерес, все же выставляю заключение диссертационной работы (здесь половину и половину в следующем посте).

Миллионы граждан Российской Федерации являются членами тысяч и тысяч некоммерческих объединений граждан – садоводческих и огороднических товариществ, дачных потребительских кооперативов, других объединений. Большинство из них созданы в период социалистического строя и функционируют по настоящее время.

Как ни странно это прозвучит, но проблематика защиты их прав была избрана темой магистерской диссертации по той причине, что правомочия обсуждаемых объединений именно приходится защищать в суде – вопреки тому статусу, который таким объединениям был придан ранее советским, а затем российским правом.

Сам по себе правовой статус (в силу того, что мы фактически не знаем примеров осуществления такими объединениями предпринимательской деятельности) защищал бы их наилучшим образом, если бы не проблемы в правоприменении, так как он не подразумевает (возможно, за исключением некоторых ситуаций) такой их ответственности как гражданско-правовая, и абсолютно, с нашей точки зрения, не подразумевает правовых оснований для привлечения их к административной ответственности.

Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что судебная и внесудебная практика начиная приблизительно с 2005 года дает нам примеры привлечения обсуждаемых объединений к административной ответственности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, судебными органами.

При советском социалистическом строе проблемы таких объединений проистекали в основном из внутренних правоотношений, а проблем, возникающих «извне», практически не наблюдалось. Начиная с 90-х гг. ХХ в. с усилением после (по нашим наблюдениям) 2005-06 гг.

проблемы, возникающие из правоотношений между такими объединениями и государственными структурами, а в том числе и с органами местного самоуправления, которые не являются по закону органами государственной власти, но служат элементом государственного устройства, стали нарастать буквально «как снежный ком».

При этом следует учесть, что правовой статус таких объединений по сравнению с тем, которым они обладали в советском праве, не должен был претерпеть изменений и согласно российскому праву и законодательству не претерпел – также соответственно и тому, что сами объединения (в советское время существовавшие исключительно в форме садовых товариществ и дачно-строительных кооперативов) не были ликвидированы или реорганизованы в переходный период становления российского права, которое сохранило за ними первоначальные правомочия и дееспособность. 

Одной из задач данного исследования можно назвать изучение законодательства «переходного периода», когда еще действовали уже измененные нормативные акты СССР-РСФСР, и на смену им приходили законодательные акты РФ.

Такое изучение было необходимо для выявления четко прописанных ранее норм (в отличие от аналогичных им, но принятых впоследствии), которые не должны были изменить правовое регулирование обсуждаемых вопросов в сторону ухудшения правового положения, умаления прав обсуждаемых объединений.

Единственное, что изменилось в их статусе с приходом рыночных отношений, это наделение правом осуществлять предпринимательскую деятельность, однако законодатель не углублялся в вопрос, возможна ли для них сама реализация такого права.

По аналогии с правом и законодательством европейских стран и США в российском праве и законодательстве появились понятия коммерческих и, в отличие от них, некоммерческих организаций. Упоминание о том, что садоводческие и другие подобные некоммерческие объединения являются некоммерческими организациями, впервые появилось в 1998 г.

в принятом специальном Законе № 66-ФЗ. При этом в ГК РФ и в соответствии с ГК РФ ни одна из определенных для таких объединений организационно-правовых форм не упоминалась, не считая того, что положения о потребительском кооперативе перешли в ГК РФ из предшествовавшего ему ГК РСФСР, но теперь как о форме некоммерческой организации.

Читайте также:  Перевод нежилого помещения в жилое — 5 шагов

Авторы изученных нами диссертационных исследований подходили к вопросу о правосубъектности некоммерческих организаций и объединений, изначально занимая позицию, что они являются юридическими лицами, и не рассматривая при этом вопрос, должны ли они ими являться и могут ли они юридическими лицами не являться.

Регулирующий внутренние правоотношения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (и отдельные моменты существования таких объединений в публичном правовом поле) Закон № 66-ФЗ, действие которого закончится 1 января 2019 года, сохраняет преемственность правового регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов в ХХ в. до начала становления рыночной экономики в России. Период с 1992 до 1998 года, когда был наконец принят Закон № 66-ФЗ (напомним, что ранее в законодательстве СССР и России такие объединения не только не имели специального закона, но и не упоминались в гражданских кодексах республик, за исключением того, что форма существования дачно-строительного кооператива отвечала положениям ГК РСФСР о кооперативной собственности), а также последующие несколько лет были относительно «спокойными» для таких объединений. Они не являлись стороной иных судебных процессов, кроме тех, которые были инициированы изнутри, а именно – споров между членами объединений, между членами объединений и правлением и т.п.

Начиная примерно с 2005 г. стали наблюдаться контрольно-надзорные вмешательства со стороны органов пожарного надзора, экологического надзора, налоговых и других органов, ранее не имевшие места в отношении садоводческих и дачных некоммерческих объединений.

Что же изменилось именно в указанные годы? Этот переломный момент и его последствия подробно рассмотрены в параграфах 1.2, 1.4, 1.

5, и одной из причин вероятнее всего является исключение из законодательных актов термина «предприятие» с его заменой на другие: сначала – «организация», затем – «юридическое лицо».

Причем термин «организация» так и не обрел дефиниции в законодательстве, и сохраняется правовая неопределенность в понятийном аппарате, при том что НК РФ оперирует исключительно понятием «организация», а КоАП РФ – «юридическое лицо».  

В отсутствие законных оснований для привлечения некоммерческих объединений к ответственности таким косвенным основанием стала их повсеместная государственная регистрация в качестве юридических лиц, осуществлявшаяся согласно принятому в 2001 году Закону № 129-ФЗ, но не в добровольном, а фактически в принудительном порядке.

Соответственно в то же время в судебной практике они появляются в качестве лиц, привлекаемых по делам об административных правонарушениях в порядке введенного в действие КоАП РФ, который устанавливал вину юридических лиц.

Надзорные органы стали полагать их субъектами административных правоотношений, а органы прокуратуры также и субъектами гражданско-правовой ответственности.

Действия и решения указанных ведомств в некоторых случаях принимают критический, даже абсурдный характер: к примеру, один из дачных поселков получил предписание в определенный срок построить на собственные средства наружный противопожарный сухотруб протяженностью 11 километров.

Защита прав некоммерческих объединений и защита их от незаконного возложения обязанностей оказывается проблематичной, когда на другой стороне спора – орган государственной власти, демонстрирующий непонимание их правового статуса и, как следствие, неправильное правоприменение.

В то же время кардинальные изменения в главу 4 ГК РФ о юридических лицах, внесенные Законом от 05.05.

2014 № 99-ФЗ, никак не затронули основополагающую для ГК РФ статью 2 о том, что гражданское законодательство определяет правовое положение именно участников гражданского оборота, тем более, в статью 50 был внесен пункт 6, согласно которому к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства по статье 2, правила Кодекса не применяются.

Однако в силу неправомерного обязания, фактически, понуждения пройти в 2002 г.

государственную регистрацию в качестве юридических лиц, а в 2004 году – «выбрать» вид экономической деятельности, садоводческие и дачные объединения, ранее подлежавшие регистрации в органах юстиции, оказались в одной базе данных ФНС РФ с юридическими лицами – коммерческими организациями, государственными корпорациями и компаниями, унитарными предприятиями, правительственными некоммерческими организациями и НКО, созданными муниципальными советами. Такие действия можно расценивать как непрофессионализм власти или как умысел, а тем более – ошибку, но в результате был нарушен конституционный принцип доверия к установленному правопорядку, который гарантирует гражданам и объединениям граждан уверенность в неизменности своего официально признанного статуса. Защита уже приобретенных прав при внесении изменений в правовое регулирование также является конституционным требованием.

В дальнейшем любая инициатива пересмотреть оформленные в таком порядке правоотношения с налоговыми органами пресекалась с обоснованием, что заявители изначально вступили в эти правоотношения якобы добровольно.

При этом неопределенность в отношении организационной формы крестьянского (фермерского) хозяйства, которая первоначально была также отнесена к юридическим лицам, со временем была устранена. Крестьянское (фермерское) хозяйство по действующему законодательству вправе быть созданным как с образованием, так и без образования юридического лица.

Что касается садоводческих и дачных объединений, абсолютно не имеющих, в отличие от указанных хозяйств, условий для осуществления экономической деятельности с целью извлечения прибыли, то им такое право так и не было предоставлено.

Целью «деятельности» объединения (указано в кавычках, так как законодательство РФ под «деятельностью» подразумевает экономическую деятельность, которую за 70 и более лет своего существования садоводства и дачные кооперативы никогда не могли осуществлять и не осуществляли) согласно статье 1 специального Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такие объединения создавались, как правило, из городских жителей на базе государственных учреждений и предприятий, на средства таких учреждений, предприятий либо их вышестоящих ведомств с целью содействия отдыху граждан. Добровольное участие в дачной либо садоводческой застройке ограничивалось отбором (по решению коллектива и руководства таких учреждений, предприятий) кандидатов в индивидуальные застройщики, впоследствии – кандидатов в члены садоводства, огородничества либо дачно-строительного кооператива. Формулировка «на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач» появилась уже в период становления рыночной экономики, но и она не соответствует ни одному из содержащихся в ОКВЭД видов экономической деятельности.

Новый закон о садоводстве и огородничестве, как изменится жизнь «дачников» в нашей стране?

29.07.2019

Прежде всего, хочу поприветствовать читателей и рассказать об основных новеллах связанных с вступлением в силу с 1 января 2019г. Федерального закона от 29 июня 2017 года №217 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Во-первых, закон внёс ясность в терминологию. Он определяет такие объекты как, например, садовый дом – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Далее, хозяйственные постройки – это сараи, бани, теплицы, навесы, колодца, погреба и так далее. При этом, закон исключил традиционные понятия «дачи» и «дачные хозяйства». По новому закону, дачников в нашей стране нет, теперь это садоводы либо огородники.

Во-вторых, решен вопрос с организационно-правовыми формами объединений садоводов и огородников. Раньше предусматривалось девять различных вариантов объединений. Сейчас установлена одна организационно правовая форма – это товарищество собственников недвижимости и два ее вида – либо садоводческое, либо огородническое некоммерческое товарищество.

 На садовых земельных участках, позволяется не только выращивать сельскохозяйственные культуры, но и возводить жилые садовые дома и хозяйственные постройки. На огородных земельных участках возведение объектов недвижимости не допускается, они предназначены только для выращивания урожая. На них можно возводить временные хозяйственные постройки.

 

Еще одно новшество – повышена прозрачность управления общим имуществом. Применён механизм передачи имущества в общую долевую собственность по модели аналогичной с многоквартирными жилыми домами. Земельные участки, на которых находятся в общем пользовании дороги, детские и спортивные площадки отныне являются общей долевой собственностью всех членов товарищества.

Ну, и, наконец, разрешился вопрос с пропиской садоводов в своих домах. Если раньше это запрещалось и никак не регулировалось, то теперь закон напрямую разрешает прописываться в садовых домах либо жилых домах в садоводческих товариществах.

Также, пользуясь случаем, хотелось бы развеять ряд «мифов» связанных с вступлением в силу Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Миф 1. Теперь всем бывшим дачникам, а по-новому садоводам и огородникам в обязательном порядке надо регистрировать теплицы и иные хозяйственные постройки и затем платить за них налоги.

Это не так, этим законом не вводятся новые виды налогов. Также не изменяется заявительный порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.  Он регулирует только особенности ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

По закону налогооблагаемыми объектами являются находящиеся в собственности у граждан хозяйственные постройки будь то летние кухни, бани, теплицы и так далее, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН).

При этом, владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них в ЕГРН. 

От налогов освобождаются хозяйственные постройки площадью не более 50 кв.

метров, расположенные на земельном участке предоставленным под личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество и индивидуальные жилые дома.

Такая льгота применяется только для одной хозяйственной постройки, не используемой в предпринимательских целях. Поэтому простым любителям садоводства и огородничества, теплицы ставить на учет в ЕГРН не нужно.

Читайте также:  Эксперты рассказали, как изменятся тарифы ЖКХ и налоги в 2018 году

Миф 2. С принятием нового Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» к садоводам и огородникам придут проверяющие из различных органов, чтобы установить есть ли на участке незарегистрированные постройки, нарушения целевого использования земельного участка и т.д.

Это также не соответствует действительности. Как было указано выше владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них.

В связи с этим следует отметить, что законодательством как до вступления Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», так и сейчас предусмотрен муниципальный земельный контроль и государственный земельный надзор, как раз этим занимается Росреестр. Ежегодно мы планируем проведение надзора за целевым использованием земельных участков либо за возведением самовольных построек на земельных участках. Реагируем на каждую жалобу, поэтому каждый гражданин, если он считает, что соседи используют земельные участки не по целевому назначению, может обратиться в управление Росреестра по республике с жалобой. Мы в обязательном должны отреагировать, выехать и проверить.  Например, это может быть возведение теплиц для выращивания сельскохозяйственных культур с коммерческой целью — реализации и извлечения прибыли.

Миф 3. Владельцам бывших дачных и огороднических участков необходимо заново переоформлять свои права на предоставленные им ранее земельные участки и капитальные строения, права на которые уже были ранее зарегистрированы в установленном порядке.

С 1 января 2019г. на землях огороднических некоммерческих товариществ нельзя строить дома, пусть даже и для сезонного проживания.

На земле, имеющей такое назначение, возможно возведение только некапитальных хозяйственных построек для хранения инвентаря или выращенной продукции.

Если постройка на участке для огородничества не соответствует этим требованиям, зарегистрировать право собственности на неё у вас не получится до тех пор, пока не будет изменён вид разрешённого использования участка.

 Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, если на данный момент на вашем участке, имеющем «огородный» статус, имеется строение, а у вас на руках уже есть документ о праве собственности на этот объект недвижимости, выданный до 1 января 2019г., переоформлять его не надо. 

Виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

Дачные объединения автоматически становятся садоводческими. При этом никто не вправе требовать смены статуса на огородническое товарищество. На садовых участках можно строить капитальные строения (имеющие фундамент), в том числе жилые дома.

Виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

Что у нас с ревизией финансовой деятельности снт?

Что у нас с ревизией финансовой деятельности снт?

В последнее время  ко мне лично и через Портал обращаются члены товарищества, с вопросом о ситуации в СНТ  с финансовой отчётностью.

В связи с тем, что Отчет РК, подписанный  Аксеновой Е.И. и  Зубрихиной  Л.Д, и мои дополнения к нему  не были доведены до сведения членов товарищества в соответствии с требованием  ст.17, п.

17 ФЗ-217 (за 7 дней  до предполагаемой даты собрания ) и не опубликованы  на официальном сайте до настоящего времени,  считаю возможным в настоящее время публикацию своих  замечаний  и предложений  по приходно-расходным сметам 2018-2019 и 2019-2020 годов, направленных  в РК и Правление.

  Полагаю, этого будет  достаточно для того, чтобы понять, что сметы в СНТ составляются с нарушениями.  Остальные документы будут опубликованы по мере возможности и необходимости.

Член РК  БАКАНОВА Н.Ю.

  • Приходно-расходная смета  2018-2019 отчетного года
  • При проведении  ревизии финансово-хозяйственной деятельности необходимо  руководствоваться следующим:
  • Финансовый отчет правления должен включать в себя:
  • — отчет по исполнению Сметы доходов и расходов;
  • — отчет (ы)  по Сметам целевых взносов (если таковые были в отчётном периоде);
  • —  сводные данные об итоговой  сумме полученных и затраченных средств (общий доход и расход),  сумме переходящих остатков, перерасхода, задолженности;
  • —  отчет по оплате электричества.
  • Каждый из этих отчётов должен содержать не только постатейную и итоговую цифровую информацию по доходам, расходам, остаткам и перерасходам, но и подтверждающие основания проведенных финансовых операций в виде конкретных документов (или их копий), прилагаемых к цифровому отчёту.

С 2019 года 217-ФЗ для СНТ вводится в качестве самостоятельного финансового документа, требующего утверждения общим собранием, Финансово — экономическое обоснования размера взносов.

Этот документ повышает требования не только к составлению смет, но и указывает на то, что при составлении отчётов ссылки на № протокола правления, акты и товарные чеки не всегда являются достаточным основанием для проведения расходов.

Финансовый отчёт должен быть прозрачен и понятен каждому члену СНТ и любому жителю товарищества.

  1. I. Анализ отчета по Смете доходов и расходов СНТ «Виноградово»за 2018-2019 год
  2. По ряду статей имеется значительное превышение расходов, пояснение которых является спорным. Так, в случае с расчисткой дорог в зимнее время, основанием превышения расходов  указано соответствующее требование МЧС без указания конкретной ссылки на это требование (п.1.1. протокола заседания правления  №8/18 от 20.04.2019). В «Нормах  пожарной безопасности в СНТ» п.7  (mchs.gov.ru), указано: (7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда). Следует указать какие дороги были почищены у нас зимой от снега и льда.
  3. В Смете в качестве статьи доходов отсутствует остаток средств на начало отчётного года, в т.ч. по членским взносам (п. 1.1.1).Отсутствие этих данных делает отчёт по исполнению Сметы не достоверным. По тексту членские взносы указаны на текущий год. Должно быть – на отчетный год.
  4. По п. 1.1.3 (сверх 6 соток). Эти суммы, согласно решению Воскресенского городского суда от 04.04.2019г, отменившее решение общего  собрания от 18.08.2018 о дополнительном взносе за излишки земли, должны быть возвращены членам СНТ, которые оплатили эти взносы или, по заявлению члена СНТ, зачтены ему в счет взносов 2019-2020.
  5. По п.1.1.4 разделить на: поступило «добровольно», поступило  «по решению суда» с указанием пени.

Согласно, утвержденным в 2011 году формам учетно-отчетной финансовой документации, разделы Сметы и Отчета по её исполнению (1.1., 1.2. и т.д.) должны содержать строки «Всего», а пункты (1, 2) «Итого доходов»«Итого расходов».

  1. П. 1.5 (переплата по ЧВ) перенести в п. 1.1, так как не упорядочено структурирование статей расхода. Кроме того, к этому пункту требуются пояснения.
  2. П. 2.1.1 необходимо привести экономическое обоснование размера земельного налога (нормативная стоимость земель общего пользования, ставка налога на землю и итоговую сумму). Нельзя закладывать в Смету  завышенные платежи, так как это ведёт к необоснованному увеличению размера членского взноса. В смете 2019-2020 необходимо провести аналогичный расчет.
  3. П. 2.1.4 необходимо привести расчет: стоимость вывоза 1 контейнера объемом Х куб. м, фактический объем вывозимого мусора с территории товарищества и итоговую сумму.
  4. П. 2.1.8 (содержание дорог) дать пояснения — где, какой метраж,  какой материал (отсыпка, песок, прочее), стоимость единицы материала (кубометр, машина, прочее), что конкретно сделано по ремонту. Ссылки на пояснения к Смете и ссылки на акты и протоколы правления не достаточно (п. 1.1. Протокола Правления № 8/18 от 20.04.2019 и Акт № 8 от 28.02.2019), 1, 2т.к. члены СНТ в этом разбираться не будут.
  5. Задвоен п. 2.1.8 (дороги; электросети).
  6. Такие расходы как: анализ воды, оплата сайта, 1С -отчётность, интернет в помещении правления не относятся к расходам на содержание правления, являются постоянными и должны планироваться.
  7. Оплата не запланированных мероприятий финансируется в случае необходимости из резерва, который должен быть не менее 10% от планируемых доходов Сметы.
  8. II. Анализ документов
  1. Все предоставленные для ревизии папки с документами оформлены надлежащим образом,
  2. согласно Номенклатуре дел СНТ.
  3. Однако:
  1. Протоколы заседаний правления за отчетный период, не размещались на сайте СНТ «Виноградово»,

что не позволяет членам товарищества своевременно знакомиться с информацией о принимаемых правлением решениям, тем самым нарушаются права членов СНТ. Размещение этих документов по завершении отчётного периода теряет свою актуальность и создаёт возможность для внесения в них изменений в соответствии со складывающейся обстановкой.

  1. Положение об оплате труда работников принято с нарушением действующего законодательства.

Оно утверждено председателем правления 25.08.2018, но не соответствует Штатному расписанию, имеются разночтения. Кроме того, председатель правления превысил свои полномочия, утвердив «Положение об оплате труда». Согласно п. 1. 12) ст.

17 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества (согласно п. 1. 8) ст. 21 66-ФЗ —  утверждение внутренних регламентов такого объединения). Подпись Председателя РК на этом документе не является необходимой.

  Кроме того, даже если предположить, что такое согласование было бы обязательным, оно не было действительным, т.к. «выборы» председателя РК состоялись только 15.09.2018.

  1. Сроки и порядок уплаты НДФЛ, исчисленного и удержанного с зарплаты работников и страховых взносов не соответствуют законодательству.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *