Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в России

Июль богат на нормативно-правовые акты, связанные с регулированием сферы ЖКХ. В первый день месяца было опубликовано постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, призванное обезопасить собственников от недобросовестных подрядчиков при капитальном ремонте.

Это постановление утверждает порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту ОИ в МКД и единый порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг в целях выполнения функций регионального оператора, деятельность которого направлена на обеспечение проведения капитального ремонта ОИ в МКД.

Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в РоссииТрудности перевода: Нюансы капитального ремонта

Основная информация

Постановление должно помочь создать универсальный механизм закупки, сделав его более гибким, учитывающим специфику функционирования региональных систем капитального ремонта.

Согласно постановлению, региональный оператор осуществляет закупки для выполнения своих функций в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, а закупки для осуществления КР — согласно данному постановлению.

Правительство РФ постаралось предотвратить допуск к закупкам недобросовестных подрядчиков. Для этого предлагается проводить первоначальный отбор компаний для формирования реестра квалифицированных подрядных организаций.

Первый предварительный отбор подрядных организаций должен состояться в каждом субъекте РФ не позднее 3 месяцев после вступления в силу постановления.

Далее он будет дополняться в постоянном режиме, поступающие заявки региональная комиссия будет рассматривать в течение 14 календарных дней со дня окончания приёма заявок.

В случае успешного прохождения отбора организация включается в реестр на три года. Кроме реестра субъекта будет заполняться сводный федеральный реестр квалифицированных подрядных организаций.

Таким образом, в электронных аукционах по отдельному предмету закупки получают право участвовать только компании, вошедшие в такой реестр.

Примечательно, что со списком организаций, вошедших в реестр, сможет ознакомиться любой желающий.

Проведение предварительного отбора должно снизить риск при выборе подрядчика для проведения капитального ремонта. Формировать реестр предполагается исходя из видов работ по КР, что также является гарантией привлечения к ремонту только опытных организаций.

Вводится банковская гарантия исполнения договора. При этом не каждый банк сможет принимать банковские гарантии, разработан целый ряд требований, которым должно соответствовать кредитное учреждение.

Но и это ещё не всё. Помимо создания реестров добросовестных подрядчиков (реестра субъекта и федерального) будет создан реестр недобросовестных подрядных организаций. Вести его будет федеральный антимонопольный орган.

В реестр недобросовестных подрядных организаций на три года включается информация об участниках электронных аукционов, уклонившихся от заключения договоров, а также о подрядных организациях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением ими условий договоров.

Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в РоссииРазработан Стандарт раскрытия информации о капитальном ремонте

Реестр квалифицированных подрядных организаций

Предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по:

  • капитальному ремонту ОИ МКД;
  • капитальному ремонту ОИ МКД — объектов культурного наследия;
  • ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и самих лифтов;
  • оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта ОИ МКД, в том числе по замене лифтов;
  • оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта ОИ МКД — объектов культурного наследия;
  • оценке соответствия лифтов требованиям ТР ТС 011/2011, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824;
  • осуществлению строительного контроля.

Участники предварительного отбора должны быть готовы доказать своё соответствие следующим требованиям (в зависимости от вида работ):

  • если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, то — наличие свидетельства о допуске к следующим работам: организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в сфере жилищно-гражданского строительства (включая стоимость работ), монтажу лифтов, включая пусконаладочные работы, организации подготовки проектной документации (включая стоимость работ), осуществлению строительного контроля;
  • наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством России о лицензировании отдельных видов деятельности;
  • наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • наличие аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год. Однако к участию допускается кандидат в случае обжалования им задолженностей по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. И при этом решение по жалобе не принято на день рассмотрения заявки или судебное решение не вступило в законную силу;
  • отсутствие предварительного отбора за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, контракта на выполнение работ, сходных с предметом предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого одной из сторон контракта;
  • отсутствие процедуры проведения ликвидации в отношении участника или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника на дату проведения предварительного отбора;
  • отсутствие конфликта интересов;
  • неприменение в отношении участника (если это физическое лицо) или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или административного наказания в виде дисквалификации;
  • отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных подрядчиков (поставщиков, исполнителей);
  • отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных подрядных организаций, ведение которого осуществляется в порядке, установленном разделом VII;
  • участник не может являться юридическим лицом, местом регистрации которого является государство или территория, включённые в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень;
  • наличие в штате у участника минимального количества квалифицированного персонала;
  • опыт выполнения работ у участника должен быть не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в предварительном отборе. Важно, что минимальный размер стоимости ранее выполненных работ устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов указанной в свидетельстве стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предметам электронного аукциона. Минимальный размер стоимости ранее оказанных услуг или выполненных работ не устанавливается, если предварительного отбор проводится по предметам, указанным в пп. «е» и «ж» п. 8.

Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в РоссииСоздание спецсчета капитального ремонта для МКД

Документы для предварительного отбора

Какие документы с информацией о себе должен предоставить кандидат для участия в предварительном отборе?

Юридическое лицо:

  • полное название, сведения об организационно-правовая форма, о месте нахождения, об адресе юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (если есть) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника предварительного отбора;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (получена она должна быть не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявки);
  • копии учредительных документов кандидата.

Физическое лицо:

  • Ф. И. О., паспортные данные, информацию о месте жительства, номер телефона;
  • выписка из Единого государственного реестра предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (сделана она должна быть не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявки).
Читайте также:  Москвичи выбрали лучшие и худшие районы столицы

Иностранное лицо предоставляет переведённый на русский язык документ о государственной регистрации юридического лица или физического лица, оформленный в соответствии с законодательством иностранного государства. Перевод должен быть нотариально заверен. Документ, полученный ранее чем за 6 месяцев до дня подачи заявки, не рассматривается;.

При необходимости все указанные лица предоставляют документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени кандидата.

Кроме того, все кандидаты должны предоставить в распоряжение комиссии сведения, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным пунктом 23 постановления.

Читайте в этой статье про взносы на капитальный ремонт

Банковская гарантия исполнения договора

Банковская гарантия исполнения договора выдаётся банком, включённым в перечень банков, отвечающих установленным ст. 74.1 НК РФ требованиям.

Банковская гарантия должна быть оформлена в письменном виде на бумаге или в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, и должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть безотзывной;
  • максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к одному заёмщику или группе связанных заёмщиков к собственным средствам банка не должно превышать 25 %;
  • должна быть выдана банком, имеющим действующую лицензию Центрального Банка РФ;
  • требование к банковской гарантии может быть предъявлено гаранту для выплаты суммы обеспечения исполнения обязательств по решению заказчика в случае неисполнения участником электронного аукциона своих обязательств по договору об оказании услуг или в случае расторжения договора об оказании услуг;
  • срок действия должен превышать срок выполнения работ по договору об оказании услуг не менее чем на 60 дней.

Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в РоссииПравила размещения на банковских счетах средств капремонта

Реестр недобросовестных подрядных организаций

В реестр недобросовестных подрядных организаций будет включаться следующая информация:

  • наименование, а при наличии и фирменное наименование, адрес (для юридического лица), при наличии — Ф. И. О., ИНН, для иностранного лица — аналог ИНН;
  • наименование, ИНН юридического лица, для иностранного лица — аналог ИНН налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, при наличии — Ф. И. О. учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения электронного аукциона, если победитель электронного аукциона уклонился от заключения договора об оказании услуг, дата признания несостоявшимся электронного аукциона, в котором единственный участник электронного аукциона, подавший заявку или признанный единственным участником электронного аукциона, уклонился от заключения договора об оказании услуг, дата заключения не исполненного или ненадлежащим образом исполненного договора об оказании услуг;
  • предмет электронного аукциона, цена договора об оказании услуг и срок его исполнения;
  • идентификационный номер электронного аукциона;
  • основания и дата расторжения договора об оказании услуг в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора об оказании услуг;
  • дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных подрядных организаций.

Включение в реестр недобросовестных подрядных организаций может быть обжаловано в суде. Организация может быть включена в реестр на три года, по истечении этого срока она будет автоматически исключена из него.

Что же, будем надеяться, что постановление сможет повлиять на сложившуюся непростую ситуацию. связанную с проведением капитального ремонта в МКД, и недобросовестных подрядчиков станет меньше.

Реестр недобросовестных подрядных организаций

Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в России

Под контролем ФАС — федеральной антимонопольной службы — формируется реестр недобросовестных подрядных организаций. В реестр НПО попадают подрядчики, которые не подписали контракт, либо его нарушили.

Что такое реестр НПО

Реестр недобросовестных подрядных организаций включает в себя список подрядчиков, выигравших электронный аукцион, но уклоняющихся от выполнения своих обязанностей. Такие организации либо не заключают договоры, либо не соблюдают их условия. Эти причины являются основанием для включения в реестр НПО.

Порядок привлечения подрядчиков для оказания услуг по капитальному ремонту описан в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615. Всё, что касается реестра НПО, описано в разделе VII.

Также все ключевые моменты относительно реестра недобросовестных подрядчиков описаны в ст. 104 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

За ведение реестра отвечает ФАС, согласно антимонопольному законодательству.

Последствия для исполнителей

Организации, попавшие в реестр, не могут участвовать в закупочных аукционах в течении 2-х лет. По истечении срока с подрядчиков снимаются ограничения, однако они могут попасть в список ещё раз.

Кто и как попадает в реестр НПО

Основание для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций — уклонение от заключения договора или несоблюдение его условий. Это относится:

  • к организациям, которые стали победителями электронного аукциона;
  • единственным участникам электронного аукциона;
  • организациям, заявкам которых присвоен 2-ой номер.

ФАС вносит в реестр организации за несоблюдение правил, например:

  • несоблюдение сроков выполнения работ более одного раза, или срыв срока более, чем на 15 календарных дней;
  • прекращение членства в саморегулируемой организации;
  • обнаружение недействительной банковской лицензии;
  • несоблюдение заявленного уровня качества выполняемых работ;
  • начало выполнения работ позднее намеченного более, чем на 5 дней;
  • использование некачественных материалов.

Заказчик может расторгнуть контракт с недобросовестным исполнителем при выявлении серьёзного несоответствия с условиями. В других случаях расторжение контракта проходит в суде.

Процедура подачи заявления

Заказчик подаёт заявление и другие документы в ФАС о недобросовестном подрядчике в течение 3 дней, если тот занял первое или второе место в аукционе, либо по факту расторжения контракта в суде. Если подрядчик был единственным участником аукциона, то заявление подаётся в течении 5 дней.

ФАС рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней, и при выявлении нарушения вносит данные в реестр НПО в течение 3 рабочих дней.

Что делать с недобросовестными подрядчиками

Если заказчик столкнулся с подрядчиком, который не выполняет работу в срок или выполняет её некачественно, он имеет законные основания для возмещения убытков и получение платы за неустойку. В тех случаях, когда заказчик — это физическое лицо или ИП, они защищены законом о защите прав потребителей, и на его основе могут требовать те или иные действия от исполнителя.

Если подрядчик не выполняет оговорённые работы в срок, потребитель может пойти одним из четырёх путей:

  1. Установить новый срок выполнения работ.
  2. Потребовать от подрядчика скидку.
  3. Нанять другого исполнителя. Его работа будет оплачена подрядчиком, который не выполнил работу в срок.
  4. Расторгнуть с подрядчиком договор.

Обычно возврат денег, уменьшение стоимости, оплата работы другого исполнителя и т.д. выполняется в течении 10 рабочих дней.

Подрядчик обязан платить неустойку в размере 3% за каждую единицу времени (день, час), но при этом размер неустойки не должен превышать общей стоимости работ.

Также заказчик может потребовать от исполнителя возмещение убытков, возникших в результате невыполнения работ, в том числе — упущенную выгоду.

Обращаться в суд имеет смысл только в случае, если не получилось решить вопрос до него. Суд может продолжаться больше месяца, в то время как претензии решаются в течении 10 рабочих дней.

Претензия составляется письменно и обязательно должна содержать данные о том, кому и кем направлена, дату отправления, подпись и цель обращения. В претензии должна быть описана вся суть ситуации: что было в договоре, что было сделано или не сделано в итоге, требования и т.д.

Если же решить проблему таким образом не удалось, то нужно обращаться в суд. Потребитель должен составить иск, в котором будут указаны название и адрес суда, названия и адреса сторон конфликта и контакты. В иске должны быть чётко сформулированы требования. В суде заказчик должен предоставлять доказательства, например, копии документов.

Ознакомится с реестром НПО можно на сайте «Единой информационной системы в сфере закупок» в соответствующем разделе. Искать можно по наименованию организации, ИНН, ИКЗ и ФИО руководителя.

Проверить подрядчика можно также в сервисе «Астрал.СКРИН». Кроме ФАС, этот сервис проверяет организации в Росстате, ФСФР России, Банке России, ФНС и других государственных учреждениях.

Реестр квалифицированных подрядных организаций

Статья актуальна на 9 марта 2021

Читайте также:  Сбербанк разрешит оплачивать покупку квартиры банковской картой

Выбрать подрядчика на капремонт многоквартирных домов по Постановлению № 615 заказчик может только из реестра квалифицированных подрядных организаций. Рассказываем, как в попасть в реестр, и публикуем чек-лист для подготовки заявки. 

Реестр недобросовестных подрядчиков капремонта появится в Россиииллюстратор — Маргарита Федосеева

Что такое реестр подрядных организаций 

Реестр квалифицированных подрядных организаций (РКПО) — это список компаний с хорошей деловой репутацией, способных выполнить контракт на капремонт по постановлению правительства № 615. Чтобы попасть в реестр, нужно пройти предварительный отбор и соответствовать определенным требованиям.

Информация из РКПО открыта — ознакомиться с ней может любой человек. Сводный реестр квалифицированных подрядных организаций можно найти в Единой информационной системе (ЕИС). 

Как попасть в реестр квалифицированных поставщиков

Решите, в какой именно реестр вы хотите попасть. Есть единый федеральный реестр — в него входят все квалифицированные исполнители страны. Но некоторые регионы создают и собственные перечни исполнителей. Их контролируют местные органы власти.

Чтобы попасть в любой из реестров нужно иметь регистрацию в ЕИС и каждый квартал проходить отбор. Платить за участие в отборе не нужно. 

Исполнителей предупредят о начале отбора не меньше, чем за 20 дней до конца срока приема заявок. Извещение об этом публикуют в ЕИС.

Чтобы поучаствовать в отборе компания отправляет специальную заявку. Рассмотрим алгоритм действий. Подготовку заявки можно разделить на три этапа:

Этап 1. Проверка требований к исполнителю

Требования к участникам прописаны в постановлении № 615. Если исполнитель не соответствует хотя бы одному пункту, его заявку отклоняют. 

Чтобы попасть в РКПО, у исполнителя должны быть: 

  • членство в саморегулируемой организации (СРО),
  • лицензия на работы с объектами культурного наследия,
  • штат квалифицированных сотрудников,
  • не меньше трех исполненных контрактов с аналогичными работами за три предыдущих года.

Также заявку отклонят, если:

  • у организации есть долги по налогам,
  • в течение трех предыдущих лет с исполнителем расторгли контракт на аналогичные работы,
  • руководителей осуждали за уголовные преступления,
  • организация зарегистрирована в оффшоре,
  • организацию ликвидируют,
  • организацию включили в Реестр недобросовестных подрядных организаций.
  • Устанавливать дополнительные требования комиссия не может.
  • Этап 2. Заполнение заявки и подготовка документов
  • Юридическое лицо указывает в заявке название организации, регистрационные сведения, контакты и сведения об учредителях. 
  • Физическое лицо указывает ФИО, паспортные данные, адрес проживания и контакты.
  • К заявке нужно приложить пакет документов:
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП,
  • выписку из реестра СРО,
  • копию лицензии на работы на объектах культурного наследия,
  • копию аттестата на работу с лифтовым оборудованием,
  • копию расчетов по выплаченным страховым взносам в ПФР и ФОМС,
  • штатное расписание, 
  • список сотрудников,
  • копии трудовых книжек или документов об образовании, которые подтвердят квалификацию,
  • справку из налоговой об отсутствии задолженностей.

Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП действуют только 30 дней с момента выдачи. Проверьте, не просрочена ли выписка перед тем, как приложить ее к заявке. 

Юрлица также должны приложить копии учредительных документов. А иностранные компании — копии документов о госрегистрации. Эти документы нужно перевести на русский язык и заверить у нотариуса.

Запрашивать дополнительные документы комиссия не имеет права.

Этап 3. Отправка готовой заявки

Исполнитель отправляет готовую заявку на через оператора электронной торговой площадки (ЭТП). Если вы допустили ошибку или передумали участвовать, вы можете изменить или отозвать заявку до окончания сроков подачи. 

Проверьте, что отозвали предыдущую заявку, перед тем, как подать новую. Если во время рассмотрения выяснится, что один участник подал несколько заявок, его не станут рассматривать.

Рассматривает заявки специальная комиссия, сформированная ответственным органом исполнительной власти. Работать в комиссии приглашают представителей органов власти, общественных организаций и заказчиков.  

Когда вас включат в перечень 

У комиссии есть две недели, чтобы рассмотреть заявление и документы участника и принять решение: включать его в реестр или нет. Как минимум за три рабочих дня до заседания председатель или секретарь комиссии оповещает участников, где и когда оно пройдет. 

Если на участие в отборе подала заявку только одна организация, отбор признают несостоявшимся. Однако организацию внесут в реестр, если она соответствует требованиям.

В протоколе решения укажут максимальную стоимость сделок поставщика. Сумма зависит от того, сколько взносов в компенсационный фонд по выполнению контрактных обязательств СРО внесла компания.

Из-за чего исключат из реестра 

Исполнителя вносят в реестр подрядных организаций на три года. В течение трех месяцов до истечения срока он снова должен подтвердить свой статус. Если этого не сделать, вас исключат. 

Есть и другие причины: 

  • компания прекратила деятельность или началась ее ликвидация, 
  • закончились лицензии или аккредитации, 
  • исключили из СРО, 
  • приостановили финансово-хозяйственную деятельность, 
  • включили в Реестр недобросовестных поставщиков, 
  • был расторгнут аналогичный контракт, 
  • у директора или главного бухгалтера появилась судимость за экономические преступления, 
  • исполнитель уклонился от подписания контракта, 
  • обнаружились несоответствия в заявке или были предоставлены неполные сведения
  • если в течение 10 дней не уведомили об изменении юридического адреса. 

Комиссия принимает решение об исключении за 5 рабочих дней. После этого члены комиссии готовят и подписывают протокол и отправляют его в уполномоченное ведомство в трехдневный период. Еще два рабочих дня есть на то, чтобы исключить участника из РКПО.

Чек-лист для подготовки заявки

Требование к исполнителю  Как доказать
Организация — член саморегулируемой организации (СРО) Приложить выписку из реестра СРО
Лицензия в области сохранения объектов культурного наследия Приложить копию лицензии
Аккредитация на работу с лифтовым оборудованием Приложить копию аттестата аккредитации
Штат квалифицированных работников (в соотвестветствии с п.1 ч. 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ это сотрудники с высшим профильным образованием и стажем работы по специальности не меньше пять лет) Приложить:

  • копию расчетов по выплаченным страховым взносам в ПФР и ФОМС, штатное расписание, 
  • список сотрудников,
  • копии трудовых книжек или документов об образовании, которые подтвердят квалификацию
Не меньше трех исполненных контрактов с аналогичными работами за три предыдущих года Приложить:

  • копии контрактов или договоров,
  • копии актов приемки
Нет долгов по налогам Приложить справку из налоговой
За три последних года с организацией не расторгали контракты с аналогичными работами Проверяет комиссия
У руководителей нет судимости по уголовным преступлениям Проверяет комиссия
Организация не зарегистрирована в офшоре Проверяет комиссия
Организацию не ликвидируют Проверяет комиссия
Нет в реестре недобросовестных подрядных организаций Проверяет комиссия

Как изменить сведения об организации в реестре

Если сведения о компании изменились, об этом нужно сообщить в орган по ведению реестра. На это у компании есть десять рабочих дней. В течение трех дней после извещения, орган исправит информацию в реестре.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Госзакупки: что делать, если вас сочли недобросовестным поставщиком

В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.

Профиль автора

На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей.

Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.

Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.

Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.

В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.

Отдельный РНП есть в закупках по закону 223-ФЗ. Но там свой порядок, о нем подробнее в другой раз.

Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.

Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ. Причин всего две:

  1. Уклонение исполнителя от заключения контракта.
  2. Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.

Расскажу подробнее про каждую.

Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.

Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.

Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.

Читайте также:  Минэкономики запретит отбирать неверно приватизированное жилье

Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.

Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.

Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным.

У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта.

В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.

Как вести бизнес в РоссииЗарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей

Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.

  1. Потеря обеспечения заявки. Если участник уклоняется от заключения контракта, то может потерять деньги, которые внес как гарантию того, что заключит контракт. Это 0,5—5% от начальной цены контракта.
  2. Взыскание убытков заказчика. Например, победитель в аукционе предложил оказать услуги по охране за 140 000 Р и уклонился, а заказчик в итоге заключил контракт со следующим исполнителем на 190 000 Р. Убыток заказчика — 50 000 Р — должен выплатить уклонившийся от заключения контракта участник.
  3. Внесение в РНП. Участника признают недобросовестным и включают в реестр нарушителей госзаказов.

Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.

Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.

При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.

И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.

В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.

По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.

Если попасть в РНП по закону о госзакупках, то можно потерять возможность участвовать в закупках не только по 44-ФЗ, но также и по 223-ФЗ. Дело в том, что в закупках по 223-ФЗ заказчики зачастую требуют, чтобы сведения об участниках отсутствовали в обоих реестрах.

Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:

  1. контракт не подписан победителем в установленный срок;
  2. контракт расторгнут судом или заказчик отказался от исполнения контракта из-за нарушений поставщика.

Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.

В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.

Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.

В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.

Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.

Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение.

В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука.

Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.

Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.

Протокол: заказчик признает победителя аукциона уклонившимся

Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.

Уведомление Кировского УФАС о заседании по РНП

Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.

Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:

  1. Поставщик пытался заключить контракт: перевел на счет заказчика обеспечение исполнения контракта, направил подписанный контракт курьером заказчику.
  2. Компания готовилась исполнить контракт: поставщик получил коммерческое предложение от фирмы, у которой планировал купить медизделия для исполнения контракта.
  3. Добросовестность поставщика подтверждалась исполненными контрактами по другим закупкам. Список таких контрактов был приложен к пояснениям.

Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.

В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.

УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:

  1. Исполнитель перевел денежные средства заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
  2. Направил подписанный контракт заказчику курьерской службой.
  3. Получил коммерческое предложение от фирмы на закупку медизделий, необходимых для исполнения контракта.

Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.

В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.

Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.

В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание.

Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил.

Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.

Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению.

Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика.

После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.

Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.

С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.

  1. Оценивайте свои силы и ресурсы перед тем, как подать заявку на участие в закупке. Будьте уверены в том, что вы сможете исполнить контракт на объявленных условиях.
  2. Следите за сроками подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта — у вас есть 5 дней с даты размещения контракта заказчиком, чтобы подписать его.
  3. Не отчаивайтесь, если вы эти сроки нарушили. В РНП не вносят автоматически. Обратитесь к юристу, специализирующемуся на закупках.
  4. Контракт нужно исполнить. Если с исполнением есть какие-то сложности, то можно договориться с заказчиком о расторжении по соглашению сторон. В таком случае РНП не грозит.
  5. Подготовьте для антимонопольной службы пояснения, если заказчик все-таки подал в УФАС сведения для внесения в РНП, и примите участие в заседании.
  6. Вы можете обратиться в суд за защитой, если все-таки УФАС приняло решение о внесении в РНП.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *