Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХ

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХКак реализуется проект «Умный город»: примеры регионов

Дать собственникам больше прав

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение  регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

  • Выступление Ирины Генцлер
  • Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:
  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХОпыт УК: как выстроить отношения с органами власти и клиентами

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Евгений Смирнов: Проблемы системы государственного контроля в сфере ЖКХ

Как правило, претензии к государству со стороны граждан касаются тех сфер, которые связны с первичными потребностями и основополагающими правам: пенсии, лекарства, образование и т.д.

Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХ

Право гражданина России на жилище также является фундаментальным – оно закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Однако реализация этого права и контроль за его исполнением со стороны государства оставляют желать лучшего – о чем свидетельствует пример Москвы.

Федеральные и городские власти хорошо потрудились, закрепляя в нормативно-правовых актах права на жилище и ответственность за несоблюдение этих прав. Так, административное наказание для чиновника, допустившего нарушение жилищного законодательства, может варьироваться от штрафа в сумме 4 тысяч рублей (ст. 7.22 КоАП РФ) до дисквалификации на срок до трех лет (ст.ст. 7.23.2, 7.23.3 КоАП РФ).

Кто же отвечает за исполнение закона в сфере ЖКХ и наказывает за его неисполнение?

Статья 23.55 КоАП РФ гласит, что санкции применяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.07.91 г. N 55 в столице таким органом является Государственная Жилищная инспекция города Москвы.

Она подчиняется городскому Правительству, а точнее курирующему заместителю мэра Петру Бирюкову.

Под контролем московской Государственной Жилищной инспекции находятся управляющие компании – они-то непосредственно и взаимодействуют с людьми, отвечая за нормальную работу ЖКХ: обеспечивают содержание домов, прилегающих территорий, включая санитарную уборку, ремонт, вывоз мусора, предоставление коммунальных услуг и т.п.

Основной государственной организацией, управляющей многоквартирными домами, является Государственное бюджетное учреждение «Жилищник» (соответствующего района г. Москвы). «Жилищники» подконтрольны Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы т.е. столичному Правительству — всю тому же Петру Бирюкову.

По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время работает 146 таких учреждений — по 1 на каждый район г. Москвы. «Жилищники» являются правопреемниками не без известных ДЕЗ-ов (Дирекций единого заказчика). Под их управлением находится без преувеличения вся Москва!

Таким образом, Правительство города осуществляет контроль само за собой, и никаких других структур, кроме прокуратуры, которые могли бы применять санкции и осуществлять контроль за деятельностью «Жилищников» у нас нет.

Да и прокуратура весьма ограничена в полномочиях: в силу ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» она не должна подменять иные государственные органы при осуществлении надзора т.е.

не должна выполнять работу Государственной Жилищной инспекции.

Неэффективность такой системы видно не вооруженным глазом, стоит набрать в любой поисковой системе слова «Задержали Жилищник», либо «Жилищник возбудили дело» и выплывет множество скандальных эпизодов.

В отношении должностных лиц (преимущественно руководящих) ГБУ «Жилищник» районов: Гольяново, Ясенево, Раменки, Савелки, Донской, Ломоносовский, Останкинский, Чертаново-Центральное, Коньково, Хорошево-Мневники, Нагатино-Садовники, Южное Бутово, Москворечье-Сабурово, Люблино возбуждены уголовные дела, в основном связанные с растратой и хищением бюджетных средств. И это неисчерпывающий перечень подобных примеров.

За полчаса поисков в интернете мне удалось найти упоминания о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц ГБУ «Жилищник» 15 районов… 15 из 146 — т.е. 10 %. И это только то, что есть в интернете.

В чем конкретно состав преступлений?

В перечисленных выше «Жилищниках» работает от 400 до 1500 сотрудников с заработной платой от 20 до 150 тысяч рублей. Специфика работы этих учреждений создает большое подспорье для «мертвых душ»: из 1000 человек таких насчитывается 30 – 50. Если умножить это количество на 30 тысяч рублей, получается чистый доход в 1-1,5 млн рублей для нечистого на руку чиновника.

При такой ситуации людей для уборки помещений и дворовых территорий не хватает. В этом можно убедиться самому, например, бросить двадцать скрепок на клетку и посмотреть когда их уберут… результат будет неутешительный!

А ведь, это лишь одна статья незаконного дохода ГБУ. Также имеются государственные контракты на закупку тех или иных втулок, материалов, гаек для содержания многоквартирных домов, ремонт спецтехники, обслуживание домофонов. Мониторинг сайта zakupki.gov.ru показывает, что «Жилищники» закупают эти материалы и услуги на миллионы рулей.

Очередная статья незаконных доходов «Жилищников» заключается во всем известных поборах. Стоит вызвать электрика, сантехника и попросить его вкрутить лампочку, поменять розетку т.п., он попросит оплатить эти услуги и вряд ли выдаст чек.

Не обойдем стороной и коммерческие предприятия, осуществляющие деятельность на 1-х этажах жилых домов, управляемых «Жилищниками».

Распространена практика, когда вместо этих предприятий за использование услуг ЖКХ платят ничего не подозревающие жильцы.

Управляющая организация не может не знать про незаконные врезки таких предприятий в общедомовые инженерные системы, так как осуществляет их обслуживание, а Мосжилинспекция на постоянной основе проводит проверки жилого фонда.

Неужели руководство города и контролирующих структур не знают о расхищениях в соответствующих подведомственных организациях? Если знает, то почему по инициативе Правительства города не возбуждено ни одного дела? А если не знает, то насколько этот руководитель соответствует занимаемой должности?

Министерство ЖКХ Московской области: качество коммунальных услуг населению могут повысить внедрение профессиональных стандартов

Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХ

Внедрение профессиональных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) повысит качество коммунальных услуг населению Московской области, сообщает пресс-служба министерства ЖКХ региона.

Как отмечается в материале, министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин вошел в состав Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве – такое решение было единогласно принято на заседании Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве (СПК ЖКХ), прошедшем в Государственной думе Российской Федерации.

«Хочу поддержать предложение о приеме Евгения Акимовича, так как на самом деле Московская область во многом смысле инновационная площадка в подходах к жилищно-коммунальному хозяйству.

Мы с Евгением Акимовичем давно знакомы – он приезжал в Казань, которую я представляю в Государственной думе РФ, мы многое переняли от Московской области, а кое-каким опытом поделились с Подмосковьем, уверен, что наш СПК ЖКХ только приобретет», – приводятся в сообщении слова первого заместителя председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной думы РФ, члена Совета Александра Сидякина.

Читайте также:  Льготную ипотеку для семей с детьми сделают бессрочной

В релизе также добавляется, что в рамках заседания СПК ЖКХ обсудили вопросы внедрения профессиональных стандартов для работников сферы жилищно-коммунального хозяйства.

«Аттестация профессиональной пригодности работников ЖКХ однозначно повысит уровень оказания жилищно-коммунальных услуг в регионе, – сообщил Евгений Хромушин, министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

– В первую очередь мы намерены провести аттестацию персонала управляющих компаний по управлению многоквартирным жилым фондом, а также организаций-исполнителей программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, именно на эти две категории поступает больше всего обращений граждан, в том числе и жалоб населения.

Это позволит привлечь в отрасль профессиональные кадры и вывести «из тени» работников-нелегалов, что также даст им возможность формировать свои права на государственное социальное и пенсионное обеспечение».

Как подчеркивается в материале, профессиональные образовательные программы в жилищно-коммунальном хозяйстве подлежат обязательной профессионально-общественной аккредитации, которая нацелена на признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиями профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

«У нас в Подмосковье работает профильный учебно-курсовой комбинат «УКК ЖКХ», который именно специализируется на проведении образовательных программ в сфере ЖКХ, мы его сохранили и развили его деятельность, сегодня на его базе реализуется несколько десятков образовательных программ. Я за то, чтобы стандарты профпригодности и аттестация распространились на как можно большее количество специальностей в сфере ЖКХ, к примеру, не прошел аттестацию – не можешь даже сады поливать», – цитирует пресс-служба Хромушина.

По информации пресс-службы, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации является органом управления, созданный решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 29 июля 2014 года.

СПК ЖКХ осуществляет функции по проведению мониторинга рынка труда, разработке и актуализации профессиональных стандартов и квалификационных требований, проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, организует профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, независимую оценку квалификаций работников или лиц претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по отраслям жилищно-коммунального хозяйства, прохождение соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, заключается в сообщении.

Источник: министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области

Цена и качество коммунальных услуг не устраивают 90% россиян

Почти 90% граждан считают, что качество ЖКУ не соответствует их цене, 83% не удовлетворены капитальным ремонтом дома, показал онлайн-опрос Счетной палаты РФ (СП).

 Эти данные будут использоваться аудиторами в ходе дальнейших проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А в Роспотребнадзор в 2016 году поступило 55 тыс.

жалоб, связанных с вопросами оказания услуг ЖКХ. Это на 28% больше, чем 2015-м.

Эксперты считают, что у собственников есть все основания быть недовольными. Они не могут воспользоваться своими правами, самостоятельно выбрать управляющую компанию или заменить ее на другую.

В пресс-службе Счетной палаты «Известиям» сообщили, что опрос населения о качестве жилищно-коммунальных услуг проводился с февраля по май этого года.

Участие в нем приняли 3200 граждан из более чем 60 субъектов РФ.

Выяснилось, что 47% респондентов оценивают качество оказания услуг как неудовлетворительное. Наибольшее число негативных оценок поступило из Архангельской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Самарской, Мурманской, Новгородской областей, Приморского и Краснодарского краев, республик Карелии и Коми.

Удовлетворены качеством ЖКУ 44% граждан. Как правило, это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Забайкальского края, Московской и Ростовской областей, республик Крым и Татарстан.

На отлично качество жилищно-коммунальных услуг оценил только 1% респондентов. При этом 88,9% уверены, что качество ЖКУ не соответствует их цене.

Самая большая беда для жителей многоквартирных домов — внутридомовые инженерные коммуникации. 28,3% респондентов считают, что их нужно отремонтировать в первую очередь. 16,6% заявили о необходимости ремонта крыши, 15,4% — о том, что надо привести в порядок подвалы, а 12,8% беспокоятся о состоянии лифтов.

— Пользователи на 100% правы, и их мнение по поводу состояния домов и качества коммунальных услуг достоверней оценок любых экспертов, — считает директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская.

Она отметила, что большинство собственников квартир получили в наследство мощнейшую инженерную систему, однако она уже давно устарела и нуждается в модернизации.

— Сейчас появились новейшие технологии. Есть примеры, когда люди самостийно отключаются от общих коммуникаций и вскладчину устанавливают индивидуальные источники отопления и электроэнергии, — сказала эксперт.

В пресс-службе Счетной палаты «Известиям» пояснили, что данные, полученные в ходе опроса, будут использоваться для проверок сферы ЖКХ. По сути, граждане подсказали аудиторам, на какие проблемы и где нужно обратить внимание в первую очередь.

Доцент кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета (ЮФУ) Анна Ермишина рассказала, что, несмотря на субъективное восприятие потребителем цены и качества ЖКУ, недовольство россиян имеет веские основания.

— Жилищно-коммунальные услуги действительно дорогие в сравнении с зарплатами населения и другими услугами, которые можно купить по рыночным ценам, — сказала эксперт.

Она отметила, что цены на услуги, предоставляемые естественными монополиями в сфере ЖКХ (отопление, электроэнергия, газ), регулируются государством. Но на стоимость работ по обслуживанию домов могут влиять собственники. Жилищный кодекс предполагает, что они сами выбирают управляющую компанию и согласуют с ней смету работ и их стоимость. Однако в реальности такая модель не работает.

Ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев отметил, что если управляющая организация не выполняет свои обязательства, собственники имеют право отказаться от ее услуг.

Однако сделать это нелегко.

Если во всем мире существует конкуренция в этой сфере и у недобросовестных компаний просто нет шансов выжить, то в России управляющие организации часто аффилированы с чиновниками и их трудно заменить.

— У нас местные власти часто заигрывают с собственниками, устанавливая невысокие ставки. Управляющие компании соглашаются на эти условия, потому что знают, что смогут не выполнять часть услуг и работ, и их никто толком не проконтролирует, — сказал эксперт.

Дмитрий Гордеев добавил, что функции контроля за действиями управляющих компаний принадлежат государственной жилищной инспекции. Однако ее работа не всегда эффективна. Среди сотрудников инспекции часто оказываются бывшие работники управляющих организаций, которые не видят часть нарушений. Да и физически инспекторы не могут проверить всё во всех домах.

— Собственники должны сами контролировать работу управляющей организации, как они это делают при ремонте в своих квартирах. А если они ежемесячно платят вслепую, то, конечно, их будут обманывать, — сказал Дмитрий Гордеев.

Схем обмана собственников множество. И чаще всего люди осознают, что их обкрадывают, но ничего не предпринимают.

— Большинство собственников выбирают пассивное поведение и решают: пусть лучше меня немного обманут. В экономике такой феномен называется «рациональное неведение», — сказала Анна Ермишина.

Она отметила, что, например, разобраться в правилах начисления платы за коммунальные услуги, проконтролировать производящиеся работы очень непросто. Этим и пользуются управляющие компании. Далеко не каждый жилец пойдет проверять достоверность показаний общедомовых приборов учета и сравнивать их с показаниями индивидуальных счетчиков в квартирах.

Анна Ермишина рассказала, что проблема отсутствия конкуренции между компаниями, которая влечет высокие цены и низкое качество работ, касается и капитального ремонта многоквартирных домов. Деньги, попавшие в «общий котел», не контролируются потребителем. Да и средств в фонде капитального ремонта недостаточно, чтобы отремонтировать все нуждающиеся в этом дома.

Как свидетельствует опрос Счетной палаты, капитальный ремонт дома проводился с 2012 по 2016 годы только у 9% респондентов, а качеством работ недовольны почти 83% опрошенных.

Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХ

Работу областных властей будут оценивать по доступности жилья и качеству услуг ЖКХ

Лента новостей
Грозы и град ожидаются на Южном Урале на фоне жары до +37 На Таганае туристка попала в каменный капкан Дышать через раз: в Челябинской области объявлен спецрежим ВАЖНО. В Челябинске введен особый противопожарный режим из-за горящего пуха ВНИМАНИЕ. Весь Южный Урал может накрыть пожарами из-за сильной жары Площадь пожара на складе в Челябинске увеличилась до 3,7 тыс. кв. метров В Снежинске наградили лучших изобретателей В Челябинской области уходит с поста директор регоператора капремонта Уголовное дело возбуждено по факту взрыва газа и пожара в Коркино Садовод нашел бронебойный снаряд на участке в Кременкуле В Магнитогорске 4-летний ребенок погиб, выпав из окна с москитной сеткой За ожоги детей на стройке в Челябинске наказан Фонд защиты прав дольщиков СРОЧНО! Более 100 пожарных задействовали для ликвидации пожара на складе в Челябинске В Челябинске откроется Парк безопасности, где научат действиям при ЧП В ДТП под Кыштымом погибли 2 лося Жительница Аши 3 дня получала ₽1,9 млн кредитов для мошенников Педагог-психолог из Челябинской области выиграла в лотерею ₽1 млн В Челябинске горит склад площадью 3 тыс. кв. метров ВНИМАНИЕ. Большегрузам запретили выезд на трассы в Челябинской и Курганской областях Южноуральцам, вакцинированным от COVID-19, предложили давать выходной На Южном Урале разбился 47-летний челябинец на квадроцикле На ЧЭМК погрузчик насмерть задавил рабочего Более 92% южноуральцев с COVID-19 победили коронавирус Минкульт опубликовал программу Сабантуя в Челябинске Заболеваемость COVID-19 выросла среди детей до года в Челябинской области В Челябинске на перекрестке вспыхнула «ГАЗель» Челябинской области создадут ассоциацию рыбоводных хозяйств За 4 дня на Южном Урале поймали 328 пьяных водителей На Таганае впервые за 16 лет появились подберезовики ФК «Челябинск» проведет главный матч сезона В Челябинской области ФСБ перекрыла канал по доставке нелегалов из-за рубежа В центре Челябинска создают 12 скульптур из песка В Челябинске начинается второй этап опрессовок Погода на Урале будет непредсказуемой Российский хоккеист Панарин покатался на мотоцикле в Коркино СК начал проверку после хлопка газа в пятиэтажке в Коркино Синоптики предупредили о жаре и грозах на Южном Урале В жилом доме в Коркино взорвался газ В Челябинской области водитель иномарки уснул за рулем и влетел в фуру Чиновник из Чебаркуля отсудил ₽700 тыс. за незаконное уголовное преследование Работу местных властей оценят по качеству услуг ЖКХ Общество

Читайте также:  Прогноз: рост ипотечного рынка замедлится вдвое

Президент России Владимир Путин утвердил 24 показателя для оценки эффективности работы региональных властей – в перечень вошли доступность жилья и качество услуг ЖКХ, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу Минстроя РФ.

Новые показатели будут учитываться с 2018 года.

Коэффициент доступности жилья рассчитывается по количеству лет, необходимых семье из трех человек для приобретения квартиры площадью 54 кв. м с учетом совокупного дохода семьи. На оценку эффективности доступности также будет влиять решение проблем обманутых дольщиков, в частности, соотношение количества строящихся объектов с привлечением средств граждан и количества проблемных объектов.

Показатель качества услуг ЖКХ будет рассчитываться, исходя из количества дней с нарушением снабжения водой, тепло- и электроэнергией. А также соотношения среднего расхода населения на оплату ЖКУ к стоимости фиксированного набора основных товаров и услуг, доли утилизированных отходов от его общего объема и доли нормативно очищенных стоков в общем объеме сточных вод.

«Качество и стабильность подачи жилищно-коммунальных услуг не просто критерий оценки эффектности региональной власти, но и параметр, по которому можно оценивать комфорт проживания в том или ином регионе.

Со стороны Минстроя России разрабатываются инициативы для улучшения качества и доступности жилья и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и создания более прозрачных условий для бизнеса в сфере ЖКХ.

Необходимо, чтобы и на региональном уровне совершенствовалась отрасль, а руководители были глубоко погружены в ее проблемы», – прокомментировал глава Минстроя РФ Михаил Мень.

Руководители субъектов ежегодно, до 1 октября года, следующего за отчетным, будут представлять в правительство РФ доклады о фактически достигнутых значениях показателей и планах на трехлетний период.

Друзья, подписывайтесь на наши аккаунты в соц.сетях!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете своё согласие с Политикой конфиденциальности

Отписаться вы сможете в любой момент.

  • Да, они опасные и грязные
  • Нет, на маршрутках можно доехать без пересадок
  • Да, но сначала наладить движение общественного транспорта
  • Мне больше нравятся маршрутки, они быстрее

Жкх переходит на «цифру». умные решения помогут устранить жилищные скандалы — регионы россии

Избавиться от коррупции и создать гражданское общество можно без революций и митингов. Достаточно разработать и внедрить цифровой сервис, в котором оживет вся экосистема вашего двора, дома и подъезда. Ведь именно там начинается жизнь человека. IT-решения сегодня дают полную прозрачность не только между коммунальными компаниями и жильцами, но и чиновниками, которые наглядно смогут контролировать работу управляющих компании.

У кормушки

За последние годы конфликты между управляющими компаниями (УК) и жителями домов достигли пика по всей стране. Все чаще собственники многоквартирных домов пытаются разорвать контракт и сменить УК. Причины везде схожие: необоснованный рост цен на услуги при тотальном невыполнении своих обязательств.

Не так давно в подмосковной Балашихе, в доме класса «комфорт» сорвался лифт, пролетев несколько этажей. К счастью, сработала страховка и лифт не упал. В управляющей компании заявили, что срыва не было. Количество ремонтных заявок на этот лифт, только за год, исчислялось десятками. Юридические барьеры уже год мешают жильцам дома сменить управляющую компанию.

Да и нет уверенности, что новая фирма не повторит политику своих предшественников.

Подобные истории в разных вариациях повторяются по всей стране. Корень проблем очевиден – отсутствие прозрачных отношений между УК и жильцами, УК и департаментом ЖКХ города.

Казалось бы, в эпоху цифровых технологий достаточно создать сайты, онлайн-площадки для сбора данных и обмена информацией. Но по факту, почти все сайты УК имеют ограниченный функционал и локальную форму.

К ним не подключены департаменты ЖКХ, которые должны контролировать исполнение обязательств коммерческими УК. А жалобы жильцов тонут в безответной цифровой пучине.

Парадокс состоит в том, что мы пользуемся массой мобильных приложений для услуг и покупок, развиваем проекты цифровой экономики, а столь нужного цифрового сервиса для качественной жизни в многоквартирном доме сложно найти даже в Москве. В столице доля сервисов на базе IT-решений для жильцов и УК не покрывает и 15% управляющих компаний.

Редакции «Регионы России» удалось найти сервис, который создает прозрачную оцифрованную инфраструктуру для коммунальных задач, а заодно позволяет чиновникам видеть картину без искажений и задержек. Основатели этого цифрового сервиса заодно предложили ряд решений по взаимопомощи для жильцов, а также создали социальную сеть, которую можно масштабировать от дома до района и даже города.

Сегодня цифровой сервис «Геометр» активно тестируется в Сочи в рамках проекта «Умный город». Сочинцы сразу в нескольких районах пользуются частью этой эко-системы – приложением для обмена данными между жильцами и УК. В целом, сервис федерального уровня имеет множество инструментов.

Взаимодействие УК с жильцами и департаментом ЖКХ города, а также  оплата квитанций – это основа приложения. Параллельно идет стимулирование рабочих процессов за счет социальных ИТ-решений.

По сути – это частная социальная сеть – виртуальный дом, в котором жильцы обсуждают проблемы домового быта, могут оценить оперативность УК, внести свои предложения по развитию двора и района.

Но главное, в этой интеграции появился рычаг влияния в лице муниципальных департаментов ЖКХ, которые могут видеть отчеты о работе УК и оперативно принимать меры, если проблемы граждан остаются нерешенными.

Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

Мы пообщались с директором по маркетингу такой глобальной ИТ-платформы «Геометр» Василием Маркеловым, пытаясь понять, изменят ли цифровые экосистемы ситуацию на рынке ЖКХ, а возможно и во всех хозяйственных вопросах города.

  • «Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся, как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства, позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение»
  • — Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

В один клик

Знакомясь с «Геометром», мы рассчитывали увидеть приложение, где есть только жильцы дома и управляющая компания. Но вы создали социальную сеть районнного или даже городского масштаба. Зачем это нужно, если всех волнуют только отношения со своей УК в доме?

Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение.

Прежде чем создать наш сервис, мы изучали все узкие места в коммуникациях между жильцами, компаниями и администрацией. В итоге было решено создавать экосистему, способную дать всем сторонам полную картину событий.

Даже маленькая проблема в жилом доме может затянуться, поскольку исполнителем нередко являются подрядные организации.

Поэтому задача нашего сервиса – увидеть ситуацию комплексно, чтобы участники сервиса «Геометр» смогли оперативно выявить слабое звено и ликвидировать проблему.

Любой житель, открыв в смартфоне приложение «Геометр», сможет увидеть разделы. Например, на странице «SOS: Сообщить о проблеме» можно выбрать локацию: «Двор», «Подъезд», «Квартира», «Помощь соседей». После выбора житель попадет в раздел, где есть варианты проблем. Например, в подъезде грязно.

Он заходит в раздел «В подъезде», видит там варианты, среди которых есть «Состояние подъезда». Внутри этого варианта есть еще варианты, включая «Не убирают в подъезде». Здесь он может оставить комментарий и фото/видео. Большое число вариантов специально создано для легкости использования.

Читайте также:  Можно ли изменить расчет за отопление нежилых помещений?

Человек не должен тратить много времени на передачу данных.  Далее информация поступает к УК, где распределяется по категориям важности и приоритетности исполнения. Операторы УК открывают систему управления работы с клиентами (CRM), которая сама распределяет запросы по исполнителям.

При этом УК имеет возможность оставлять ответный комментарий жильцу, демонстрируя свою лояльность и готовность решать проблемы.  

Обычно после такого обращения в УК, ситуация погружается в сумрак. Жилец не знает, планируются ли работы, когда они будут проведены и будут ли вообще. Как у вас происходит делегирование полномочий?

Для этих целей у нас созданы модули: «Управление сотрудниками», «Поиск исполнителей», «Запись звонков» и другие разделы с передачей полномочий. Сотрудник помимо полученной задачи, должен будет предоставить отчет о ее выполнении.

Если говорить о функционале для жильцов, то для нас провели исследование, и выяснили, что в первую очередь пользователям важно: отправлять обращения в УК и получать обратную связь; оплачивать квитанции и передавать показания счётчиков.

Поэтому мы создали для УК модуль «Прием платежей», который значительно облегчит процесс выплат. Вы удивитесь, но у многих УК даже в столице не всегда полноценно работает интернет-страница, где жилец должен делать оплату через личный кабинет.

За счет нашего модуля оператор выставляет счет, а абонент нажимает кнопку оплаты банковской картой и в два клика ее проводит. Мы планируем осуществлять оплату квитанций по QR-кодам, и по номеру лицевого счёта.

Посмотрели – прослезились

Когда во всей этой цепочке между УК и жильцом появляется чиновники из ЖКХ?

Информированность администрации проходит по двум каналам. Это централизованный сбор обращений от жителей домов и со всего города, а также отчеты от УК.

Надзорным органом над УК является Жилищная инспекция, а на муниципальном уровне, контроль за их работой осуществляют департаменты городского хозяйства. Выделенный представитель администрации или жилищной инспекции получает доступ в личный кабинет на платформе «Геометр».

Он видит насколько соблюдаются стандарты работы с жителями: время реакции, количество нерешенных вопросов и т.д. Существуют нормативы на решения проблем. Например, отсутствие воды  – это приоритетная задача, которую нужно решить быстро.

Сейчас работа по контролю за УК ведется чиновниками по телефону и по обращениям на электронную почту. Это закреплено на уровне законов. Правда, в отдельных регионах для людей уже есть интернет сервисы для подачи обращений.

Разве чиновники смогут вести контроль сразу по нескольким цифровым каналам?

Для муниципальных департаментов должен быть единый цифровой сервис. Потому что основная масса приложений и сервисов являются нишевыми решениями, автоматизирующими взаимодействие жителей и УК.

Администрацию, как участника, такие сервисы не вводят в свои платформы.

Есть конечно, отдельная история – «Добродел», но он закрывает другой уровень взаимодействия – жителей и администрации, а управляющие компании в нем явно не присутствуют.

Насколько удобна и понятна форма подачи информации для администрации?

Для чиновника, как для любого управленца, дается сводная информация с показателями в разных срезах: какие УК работают без нарушения регламентов, а какие с нарушениями; количественные показатели обращений по категориям.

И уже при необходимости можно углубиться в подробности, если некая УК регулярно нарушает нормативы или, вообще, игнорирует заявки людей. Чиновник имеет возможность увидеть каждое обращения и реакцию на него со стороны УК.

Таким образом, он моментально может собрать фактуру для инициации административных процедур.

  1. «Важным подспорьем станет наличие большой аналитической базы, которая сформируется за счет накопленных показателей. По ней будет проводиться сводный анализ, а главное они дадут городу картину стратегического развития на будущее»
  2. — Елена Семенова, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»

Прозрачность вместо митингов

По логике, такая прозрачная система должна стимулировать развитие гражданского общества. Есть ли возможность у жильцов увидеть принятые чиновниками меры?

Предоставление услуг ненадлежащего качества в сфере жкх

Основная задача организаций ЖКХ – оказывать населению услуги, обеспечивающие безопасное и комфортное проживание в жилом фонде. За поставку ресурсов взимается установленная властями плата. А если организация не выполняет свои обязательства по договору или организует свою работу таким образом, что граждане недовольны? Как доказать ненадлежащее качество услуг ЖКХ?

Коммунальные компании должны придерживаться установленных государственными органами правил и нормативов. Предоставление услуг ЖКХ регламентируется статьей 161 ЖК [1]и Постановлением 354 от 06.05.2011[2], в котором подробно определены правила оказания ЖКУ.

Что можно отнести к ненадлежащему качеству

Нарушения, выразившиеся в отклонении от заданных параметров и нормативов, можно назвать услугами ненадлежащего качества. Существуют установленные параметры на такие виды обслуживания:

  • подачу холодной и горячей воды;
  • системы водоотведения;
  • отопления внутренних помещений;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставку газа;
  • вывоз ТБО.

За подачу ресурсов, не отвечающих требованиям, должна снижаться плата.

Нормативами определено, что при рассмотрении вопросов о несоответствии по качеству предоставления коммунальных услуг, проверяются такие основные параметры:

  1. Водоснабжение – химический состав, давление, температура ресурса.
  2. Отопление – соответствие температуры воздуха помещений.
  3. Электроснабжение – частота и напряжение электрического тока.
  4. Подача газа – давление и технические свойства ресурса.
  5. Вывоза мусора – соблюдение графика и нормативного объёма ТБО.

Чтобы зафиксировать нарушение, правилами установлен определенный порядок действий.

Действия исполнителя

Когда сам исполнитель – компания ЖКХ обнаружила несоответствие, то производятся следующие действия:

  • фиксируется факт в специальном журнале – дату, время, причины, если они установлены;
  • если причины неизвестны, принимает меры по их выяснению;
  • сообщается потребителям об установленных причинах, планируемом периоде времени для устранения;
  • после ликвидации несоответствий записывается дата и время, о чём снова выполняется запись в журнале.

Время, указанное исполнителем, является периодом некачественной поставки, если при этом было несоответствие поставляемого ресурса нормативам.

Действия потребителя

Когда некачественное обслуживание или неполадки при поставке ресурса обнаруживается потребителем, он должен руководствоваться следующим порядком действий:

  1. Необходимо уведомить диспетчерскую службу по аварийным ситуациям. Допустимо в письменной форме или устно с подробным указанием своих данных и выявленных нарушениях.
  2. Диспетчером фиксируется обращение в специальный журнал. Заявителя информируют о данных ответственного лица, принявшего информацию. Если информация подтвердиться, именно номер регистрации обращения и время его фиксации будут считаться началом периода оказания услуг ненадлежащего качества.
  3. Если диспетчер службы знает причины, примерный срок устранения, то информирует об этом сообщившего. Если сведений нет – согласовывает дату и время проверки с потребителем. Немедленно обращается к управляющей компании и поставщику ресурсов.

Проверка достоверности уведомления

На проведение проверки правилами предоставления коммунальных услуг отводится 2 часа, когда нет других обстоятельств непреодолимой силы.

После составляют акт, которым или подтверждаются нарушения, либо опровергаются. Количество экземпляров должно совпадать с числом заинтересованных лиц.

Когда кто-то отказывается подписать документ, ставят подпись остальные участники и дополнительно два не заинтересованных лица.

При несогласии с выводами, любой из участвующих может инициировать процедуру экспертизы. Расходы понесет исполнитель, если же факты не подтвердятся – потребитель компенсирует ресурсоснабжающей организации понесенные затраты. После экспертизы все участники получают от коммунальной компании ее результаты в течение 3 дней.

Плата за некачественный ресурс

Законом предусматривается снижение размера оплаты за установленную не надлежащего качества услугу вплоть до полной её отмены. Также изменению подлежит плата за перерывы в поставке услуг сверх утвержденного правилами времени.

Объем недопоставленного ресурса рассчитывается из норматива и длительности некачественной услуги, если нет счетчиков (для квартир дополнительным условием является отсутствие возможности их установки).

При некачественной поставке уменьшение возникает за каждый день выявленного нарушения.

Как заставить уменьшить плату

Если жилищная или ресурсоснабжающая организация самостоятельно не провели перерасчет соответствующих платежей, то потребитель должен составить и подать претензию, в которой он ссылается на возникшие основания. Документ передается организации лично или направляется по почте.

Если коммунальщики никак не отреагировали – потребитель далее за защитой своих прав может обратиться в суд или другие организации, контролирующие работу коммунальных компаний – Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру. Для этого – написать заявление, приложить к нему копии имеющихся документов, доказывающих правоту потребителя.

1. Статья 161 ЖК.

2. Постановление 354 от 06.05.2011.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *