Прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг стали проще

Кто несет ответственность за качество услуг? Кому передавать показания счетчиков?

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется

«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

Прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг стали проще

У кого беру – тому и плачу

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей.

Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.

Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

Прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг стали проще

Как инициировать процедуру перехода на прямой договор с РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники МКД

Как платить ЖКХ напрямую поставщику 2021 — коммунальные платежи, оплата, закон

Что изменится технически?

Директор Сибирской теплосбытовой компании Константин Бородин

Прежде всего, тем, у кого прямые договоры с поставщиками, приходит две квитанции, а не одна. Две квитанции означают два договора — с управляющей и с ресурсоснабжающей организацией (РСО). Ресурсы — это вода, отопление, водоотведение. Платить нужно по обеим квитанциям — и в управляющую, и в РСО. Если оплатить только одну, то на второй будет копиться долг.

Банковские переводы и платежи: в чем разница?

Банковские переводы — один из самых популярных сервисов Сбербанка. Ежедневно клиенты банка совершают переводы с банковских карт, пополнение мобильного, оплата услуг ЖКХ, — всё это различные виды банковских переводов, различающиеся получателем — физическим или юридическим лицом. Разбираемся, в чем их особенности, и какими видами комиссии они могут облагаться.

  Как проверить мое имущество в госуслугах

Итак, банковский перевод — это последовательность операций по исполнению платежного поручения плательщика или бенефициара (взыскателя), в соответствии с которой один банк (банк-отправитель) направляет другому банку (банку-получателю) межбанковское платежное поручение о перечислении предоставленной суммы денежных средств в пользу указанного бенефициара. Если счёт плательщика и счёт получателя (бенефициара) находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

То есть юридически банковским переводом считается и когда вы переводите деньги внутри Сбербанка, и когда платите за отопление в адрес поставщика услуг. Любой платёж, который вы совершаете со своего счёта или банковской карты, с точки зрения банка является именно переводом.

Однако так сложилось, что в разговорной речи переводы в адрес конкретных людей называют переводами, а переводы в адрес организаций — платежами. Пусть это и не совсем правильно с юридической точки зрения, зато удобно.

Чтобы деньги дошли вовремя и по адресу, в банке работают автоматизированные системы — целая инфраструктура, поддержание которой стоит немало. Также банк обеспечивает печать чеков и квитанций в банкоматах, различные бесплатные сервисы. Именно на это идёт банковская комиссия.

Так, при оплате услуг ЖКХ комиссия может быть нулевая (это значит, что у организации — поставщика услуг есть специальный договор с банком, в соответствии с которым организация самостоятельно оплачивает банковскую комиссию).

Бывают и такие виды договоров между банком и поставщиком услуги, когда комиссию платит клиент, пользователь услуги. Или, допустим, вы несколько лет платили за коммуналку без комиссии, но внезапно она появилась.

Это значит, что деловые отношения банка и вашего поставщика изменились.

Давайте разберемся, какие условия по комиссиям при переводах для клиентов Сбербанка?

Все клиенты Сбербанка могут переводить деньги со своей карты на карту другого клиента Сбербанка по всей стране без комиссии: такой тариф действует для всех денежных переводов до 50 тысяч рублей в месяц. Статистика показывает, что лимита в 50 тысяч рублей в месяц достаточно почти для 90% клиентов банка. Для них переводы являются полностью бесплатными.

Если же клиент превысил установленный лимит в размере 50 тысяч рублей, все переводы сверх этой суммы будут облагаться комиссией 1%, но не более тысячи рублей. Например, вы сделали три перевода по 25 тысяч рублей: первые два пройдут с нулевой комиссией, а за третий банк возьмёт 250 рублей.

Как понять, укладываетесь ли вы в месячный лимит? Очень просто.

В мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» выберите «Профиль», спуститесь вниз меню и выберите раздел «Переводы без комиссии» — здесь отображается информация об общей сумме ваших переводов за месяц.

В интернет-банке «Сбербанк Онлайн»: если страница открылась в старом дизайне, нажмите кнопку «Новый дизайн», зайдите в «Профиль», перейдите вниз страницы и выберите раздел «Тарифы и лимиты». Также их можно посмотреть по странице «Платежи», внизу раздела.

Что же делать, если вам нужно перевести крупную сумму денег или если вы понимаете, что в этом месяце выйдете из лимита? Есть возможность сэкономить — подключить специальную подписку через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн». Для этого нужно зайти в свой профиль в приложении, нажать на строчку «Переводы без комиссии» и выбрать подходящий тариф:

  • 99 рублей в месяц — дополнительные 50 тысяч рублей переводов без комиссии в месяц;
  • от 134 рублей в месяц — все переводы на любую сумму на карты и счета клиентов Сбербанка без комиссии в месяц;
  • от 209 рублей в месяц — переводы на любую сумму клиентам Сбербанка и оплата услуг организаций без комиссии в месяц (ЖКХ, штрафы, образование и тд). Обратите внимание на эту подписку, если у вас взимается комиссия по платежам в адрес нескольких поставщиков услуг, она, возможно, поможет сэкономить при оплате услуг ЖКХ и других услуг.

Эту подписку можно подключить на один месяц, на три месяца или на год — чем дольше срок, тем дешевле. К примеру, если вы знаете, что в ближайшем месяце вам надо будет перевести крупную сумму, а обычно вы крупные переводы не делаете, то логично подключить подписку на один месяц. А если для вас большие переводы — это постоянная история, то экономнее будет подписаться на весь год.

Мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» доступно держателям банковских карт Сбербанка (за исключением корпоративных карт), подключенных к СМС-сервису «Мобильный банк».

Для использования мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» необходим доступ в сеть Интернет. В отношении информационной продукции без ограничения по возрасту.

Подробную информацию о мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» уточняйте на сайте .

Реклама. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015 г.

Мы с соседями хотим перейти на прямые договоры. Что делать?

Нужно помнить, что прямые договоры могут появиться при двух условиях:

  • по решению собственников после общего собрания;
  • при отсутствии долгов управляющей перед ресурсником. Если долги есть, необходимо за месяц уведомить ТСЖ о расторжении договора.

Решение собственников после собрание нужно зафиксировать в протоколе. Бумагу потом нужно отнести в красноярское подразделение СГК на Республики, 37 .

Там обращаетесь к любому специалисту (он примет входящий документ), оставляете свои контактные данные, на которые придет ответ о дате перехода на прямые договоры.

Читайте также:  Москвичи смогут ускорить темпы капитального ремонта

Помните: управляющая компания не имеет законного права ставить какие-либо барьеры для перехода, поскольку решение жителей дома — это закон.

  Замена стояков отопления в многоквартирном доме

Как платить ЖКХ напрямую поставщику?

Перед тем, как платить ЖКХ напрямую поставщику, необходимо уточнить все нюансы процедуры. Во-первых, закон в 2021 году уже вступил окончательно в силу, поэтому о заключении соглашений уже можно говорить. Во-вторых, порядок оплаты закреплен на законодательном уровне. Поэтому собственникам придется соблюдать все правила.

Договор об оплате поставщику напрямую можно заключать в том случае, если новая модель расчетов будет утверждена на общем собрании жильцов. Закон разрешает владельцам квартир инициировать процедуру заключения договоров самостоятельно.

Поставщик также может предложить осуществлять оплату без посредника, то есть, без управляющей компании. Это возможно тогда, когда УК задолжала ресурсоснабжающей организации установленную законом сумму. Наличие долга при этом должно быть зафиксировано судом.

При оформлении договора со всеми жильцами он будет считаться заключенным на следующих основаниях:

  • Если решение было принято на общем собрании собственников квартир.
  • Спустя месяц после расторжения договора поставщика и УК. Причем при наличии долга поставщик может аннулировать соглашение в одностороннем порядке, лишь отправив соответствующее уведомление второй стороне.

После этого посредничество управляющей компании при расчетах и оплате будет прекращено. И уже в следующем месяце жильцы получат платежки, где будет указан другой получатель.

Законопроект

Проект закона, о котором идет речь, был разработан еще в 2020 году. И сразу появилось большое количество как сторонников, так и противников данного нововведения. Ведь речь идет о том, чтобы убрать УК и осуществлять расчеты напрямую с жильцами.

А это означают, что простые граждане останутся один на один с юридическими лицами, которые могут пользоваться своими полномочиями более свободно.

Президент РФ подписал проект закона №59 еще в апреле, поэтому теперь все владельцы квартир могут применять новую процедуру на практике.

Какие плюсы?

Когда речь заходит об изменениях в жилищном законодательстве, многие граждане видят в этом только недостатки. Но если говорить о прямых расчетах с поставщиками коммунальных услуг, то не все так страшно. Для обычных потребителей найдется немало положительного.

Данное нововведение появилось в результате появления больших задолженность по оплате «коммуналки». Обычно ситуация развивается по одному из двух сценариев – либо платят на жильцы, а УК, либо наоборот собственники перечисляют деньги управляющей компании, а та не передает их поставщику.

В обоих случаях страдает не только ресурсоснабжающая организация, но и пользователи. Ведь рано или поздно УК становится банкротом, а долги никуда не деваются. С исчезновением посредника сторонам будет легче решать подобные финансовые вопросы.

Еще один несомненный плюс заключается в том, что управляющие компании смогут тратить средства не на оплату задолженности, а на благоустройство МКД и территории. Помимо этого все жильцы будут знать, что средства идут сразу поставщику, а не оседают на счетах управляющей компании.

Тем не менее, есть у законопроекта и ряд недостатков. В первую очередь это касается слабой юридической защищенности жильцов, которые остаются один на один с поставщиками. Еще одна проблема – это тарифы, так как владельцы квартир боятся, что придется платить намного больше. Так ли это на самом деле, покажет лишь время.

Узнайте, до какого числа платить коммунальные платежи. Существует ли срок давности по коммунальным платежам? Смотрите тут.

Плата за коммунальные услуги на ОДН

Прямые расчеты за коммунальные услуги — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.

Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО.

При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.

Прямые расчеты ≠ прямые договоры

В Решении от 05.05.

2014 № АКПИ14-197 Верховный суд пришел к выводу, что закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице УК, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг. Иначе говоря, так называемые прямые расчеты – это лишь особый способ исполнения обязательства собственников помещений перед исполнителем коммунальных услуг, само обязательство при этом остается неизменным. Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (Определение ВС РФ от 06.07.2015 по делу № 310‑КГ14-8259, А68-1080/2014).

Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса.

Если суд откажет во взыскании с управляющего задолженности за ресурс, поставленный в дом, это будет означать признание собственников помещений абонентами РСО, выступающей в данном случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя услуг, что в общем случае невозможно при выборе способа управления в виде УК, ТСЖ, ЖК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 5614/13). Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей (определения ВС РФ от 25.12.2014 № 308‑ЭС14-7187, от 29.08.2014 № 303‑ЭС14-525, постановления АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19378/2013, АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15, АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-786/2015).

Таким образом, данный вариант внесения платы не позволяет достигнуть цели отстраниться от предоставления коммунальных услуг. Наоборот, выведение денежных потоков из сферы полномочий управляющего МКД может привести к неожиданным последствиям.

Кто выставляет платежные документы?

С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги.

Поэтому в судебных разбирательствах, предметом которых является заключение договоров ресурсоснабжения при условии принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО, суд принимает примерно следующую формулировку условия договора: исполнитель коммунальных услуг указывает в платежных документах, представляемых собственникам, нанимателям помещений в МКД не позднее 1‑го числа месяца, следующего за расчетным, реквизиты РСО (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу № А17-7605/2014).

В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС ЗСО поддержал орган госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.

2015 № Ф04-18454/2015[1]). Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление от 19.06.2015 № Ф04-19819/2015).

Впрочем, есть легитимный способ передать РСО право начислять плату, выставлять платежные документы – заключить с ней агентский договор либо включить соответствующее условие в договор ресурсоснабжения (РСО будет фактически выполнять функции платежно-расчетного центра), при этом важно, что управляющий МКД не утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС УО от 10.02.2015 № Ф09-9088/14).

Особое мнение

Совершенно особый взгляд на изложенную проблему сформировался в Дальневосточном округе.

Во-первых, суд нашел вполне законной ситуацию, в которой по решению общего собрания собственники помещений вносили плату (в том числе за коммунальные услуги на ОДН) напрямую РСО, а последняя, действуя на основании решения общего собрания и договора ресурсоснабжения, вела лицевые счета, выставляла платежные документы собственникам помещений. Исходя из этих вводных, суд признал незаконным предписание УК выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг (Постановление от 25.06.2015 № Ф03-2379/2015). Во-вторых, суд посчитал, что при условии принятия общим собранием решения о переходе на прямые расчеты РСО должна взыскивать долги за коммунальные услуги с собственников помещений, а не с управляющего МКД (Постановление от 06.04.2015 № Ф03-950/2015). Представляется, что такой подход идет вразрез с положениями жилищного законодательства.

Плата за коммунальные услуги на ОДН

Согласно ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, решением общего собрания можно было изменить порядок внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД.

Поэтому РСО не разрешалось собирать платежи за коммунальные услуги на ОДН (постановления АС МО от 17.03.2015 № Ф05-841/2015, ФАС ЗСО от 24.06.2015 № Ф04-20076/2015).

Соответствующие положения содержатся и в подзаконных актах – Правилах заключения договоров ресурсоснабжения[2], Требованиях к расчетам за коммунальные ресурсы[3].

Начиная с 30.06.2015 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН.

Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения.

Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2016, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.

Читайте также:  Россиян избавят от необходимости поверять показания счетчиков

Обмен информацией между РСО и управляющим

Повторим основополагающие правила, регулирующие прямые расчеты:

  • внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно РСО рассматривается как выполнение его обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем и одновременно как выполнение обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса перед РСО;
  • задолженность исполнителя перед РСО, не покрытая платежами потребителей, взыскивается с исполнителя;
  • РСО не вправе взыскивать плату с собственников (нанимателей) помещений.

В Постановлении от 24.09.

2013 № 5614/13 Президиум ВАС обратил внимание на один очевидный, но очень важный нюанс: в случае удовлетворения требования ресурсоснабжающей организации к управляющей организации (кооперативу) об оплате задолженности за поставленные в соответствующий многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы повторное начисление платежей таким гражданам в части оплаченных ими ресурсов (услуг) не допускается. То есть управляющий вправе выставлять к оплате или взыскивать с потребителей в свою пользу платежи, которые они вовремя не внесли на счет РСО. Для организации работы по взысканию долгов управляющему нужна информация о платежах, фактически полученных РСО, в разрезе каждого потребителя.

Также эти сведения необходимы для отражения в бухгалтерском учете информации о дебиторской и кредиторской задолженности, а если УК применяет УСНО, то это также важно с точки зрения правильного формирования налогооблагаемых доходов (расходов).

В соответствии с пп. «а» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения в контракте следует предусмотреть порядок, сроки и форму предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса.

Однако на практике РСО далеко не всегда готовы согласовать соответствующие условия и, главное, предоставлять информацию именно в разрезе лицевых счетов. Общей суммы без детализации по лицевым счетам недостаточно для целей бухгалтерского учета управляющего МКД, даже если в бухгалтерской программе принят единый контрагент-заказчик – собственники помещений в МКД.

В этой ситуации аналитический учет в разрезе лицевых счетов должен быть организован в рамках отдельного программного продукта или иным образом, но отказаться от него никак нельзя.

Получив от РСО лишь информацию об общей сумме поступивших за расчетный период платежей собственников помещений, управляющий, конечно, сможет сделать бухгалтерскую проводку Дебет 60 Кредит 62, однако в дальнейшем может возникнуть вопрос об обоснованности остатков по счетам 60 и 62.

Особенно это актуально при возникновении споров о взыскании задолженности, причем как с УК в пользу РСО, так и с собственников помещений в пользу УК. К примеру, в Постановлении от 10.02.

2015 № Ф03-6328/2014 арбитры АС ДВО нашли заслуживающими внимания доводы УК о том, что сумма, предъявленная РСО ко взысканию, не подтверждена первичными документами: РСО не представила списки собственников квартир с отражением долгов (она самостоятельно выставляла квитанции потребителям).

В рамках нового рассмотрения дела суд назначил сверку расчетов по месту нахождения РСО, которую обязал предъявить представителю УК все первичные документы (квитанции) (Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2015 по делу № А51-15991/2014).

Отказ РСО предоставлять управляющему МКД информацию о поступивших платежах собственников помещений расценивается как нарушение антимонопольного законодательства (Постановление АС ПО от 05.12.2014 по делу № А06-2793/2014).

Еще один показательный пример касается правильного разнесения платы по периодам. Получая платежи граждан, РСО должна погашать ими задолженность исполнителя коммунальных услуг в порядке, который с 01.06.2015 прописан в ст. 391.2 ГК РФ (до этого точно такие же правила из ст. 552 ГК РФ применялись по аналогии).

В частности, если должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше (см. Постановление АС ПО от 25.06.2015 № Ф06-24645/2015).

Это актуально в большей степени при смене УК или способа управления домом.

Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.

* * *

Когда собственники помещений принимают решение о переходе на прямые расчеты с РСО, плату за коммунальные услуги продолжает начислять управляющий МКД, информация о поступивших в адрес РСО платежах в разрезе лицевых счетов должна сохраняться и передаваться управляющему.

На деле далеко не все РСО с радостью берут на себя такие обязанности по информационному взаимодействию, ведь они влекут дополнительные расходы. Известны даже случаи, когда РСО были готовы сотрудничать только за плату.

Возможный выход – закючение договоров с расчетно-кассовым центром со стороны УК и РСО, центр в данной ситуации может стать источником всей необходимой информации.

Если этот вариант не подходит, а добровольно стороны также не могут наладить коммуникацию, управляющий вправе защищать свои интересы через контролирующие органы (например, ФАС) и суд.

Безусловно, всегда остается способ получить наиболее достоверную информацию о размере платежей каждого потребителя – от самих потребителей. Однако механизм его практической реализации требует серьезной проработки. 

[1] См. также Постановление от 20.07.2015 № Ф04-19855/2015.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.

Е.В. Емельянова, редактор журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», №9, 2015 г.

Прямой договор с ресурсоснабжающей организацией. Заключать ли?

3 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам помещений в МКД заключить прямой договор с каждой ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04).

В связи с большим количеством поступивших в Минстрой России обращений, специалисты Министерства высказали свою позицию по ряду вопросов, связанных с заключением таких «прямых» договоров (далее – прямые договоры).

В частности, в письме подробно разъяснен механизм защиты граждан от получения «двойных» квитанций на оплату коммунальных услуг после перехода на прямые договоры.

В случае, если после заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией последняя продолжает выставлять плату за коммунальные услуги, она должна будет уплатить потребителям, которым были представлены такие платежные документы, штраф.

Кроме того, специалисты Министерства отметили, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и именно на нее возлагается обязанность по представлению платежных документов потребителям.

Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

Отвечая на вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Минстрой России указал следующее.

Лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций.

Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

  • Также в письме пояснено, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
  • На вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.
  • Приведены ответы на ряд иных вопросов.
  • Так, например, отмечено, что ресурсоснабжающая организация не обязана получать согласие собственников помещений в многоквартирном доме для реализации права на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в связи с наличием у последнего задолженности перед РСО.

В отношении данного основания расторжения договора ресурсоснабжения Минстрой России также пояснил, что юридически значимым в этом случае является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, не является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.

Также Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

По материалам информационного портала ГАРАНТ.РУ

Могут ли жители платить за коммунальные услуги (воду, электроэнергию и др.) напрямую поставщикам (ресурсоснабжающим организациям)?

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

1.
Al-7 (Al-7)
  [19.10.2011 21:49] 
[Материал]

wow пишет 11.10.2011 г.: Два месяца как выделили оплату отопления и гор воды в отдельный счет. При этом не учли то обстоятельство,что некоторые клиенты оплачивают услуги посредством интернета.В счёте мне предлагается идти на почту,или в Сбербанк,или»Ижкомбанк»,а у меня счёт в Трастовом? Ввожу свой новый лицевой -молчание,такого счёта нет. Почему вы делаете только как вам выгодно и удобно? Почему в одностороннем порядке изменяете лицевые счета? Своими действиями создаёте только дополнительные неудобства. Отвечаю: Добавлю, что в законодательстве не содержится нормы о том, что жителям должно выставляться более одного платёжного документа.

2.
Al-7 (Al-7)
  [09.03.2012 18:26] 
[Материал]

Ива пишет 03.03.2012 г.: Мне ответили, что можно заключить на прямую договор с ресурсоснабжающей организацией, то есть с «Водоканалом»решением общего собрания, но что это даёт, не пойму никак. Ведь всё равно будут учитываться показания общего счётчика? Или можно его не ставить, заключить договор и платить конкретно по счётчикам и тарифам на чел. Я всё на тему, чтобы не было этих доначислений за ..того дядю???? Отвечаю: На общем собрании можно: 1. Принять решение о непосредственном управлении домом собственниками. Это ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ:

    8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

И ч. 2.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ:

    2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Оплата по индивидуальным приборам учёта возможна. Ресурсоснабжающие организации обязаны устанавливать как общедомовые, так и индивидуальные приборы учета. Также действует п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг:

    16. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

2. Принять решение о внесении платы за отдельные коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Соответствующий пункт из Жилищного кодекса процитирован выше (ч. 7.1.). Такая схема выгодна ресурсоснабжающим организациям. Показания общего счётчика будут учитываться.

3.
Вера Аркадьевна (Ива)
  [04.04.2012 17:52] 
[Материал]

Спасибо за ответ, но всё это крайне не радует, а создавать ТСЖ или управление собственниками помещений в одной 5 этажке- это смерти подобно, финансово не выжить!!! Только собрав под крыло 4-5 таких домов есть смысл, но это никому не надо.

4.
Larchic   [04.04.2012 18:21] 
[Материал]

У нас в Ижевске чиновники от УК и УЭСК совершенно безнаказано не выполняют законодательство в части применения ст.155 п.7.1, Кокорин и прокуратура кивает на жил.инспекцию, та в свою очередь, пишет отписки о своей непричастности к таким вопросам… Похоже придётся обратиться к самому законотворцу..
+1
5.
Al-7 (Al-7)
  [20.04.2012 19:13] 
[Материал]
A39 пишет 11.04.2012 г.: Здравствуйте! (1) Прошу дать разъяснение по оплате ком. услуг. МКД,где я проживаю, управляется УК, по извещениям-квитанциям которой я оплачиваю эл-энергию,водоснабжение и пропуск стоков. Услуги по газоснабжению, отоплению и очистке стоков оплачиваю по извещениям-квитанциям трех других организаций,минуя УК. (2) Вопрос по очистке стоков. В ЖК РФ и в Правилах оказания ком.услуг не упоминается очистка стоков в числе ком. услуг. Как отсюда перекинуть мостик к обязательности и правомерности оплаты этой услуги в составе платы за жилое помещение? Спасибо. Отвечаю: Здравствуйте! (1) В законодательстве нет положения о том, что жителям должно выставляться более одного платёжного документа на оплату ЖКУ. Поэтому можно утверждать, что описанная Вами схема расчётов не соответствует законодательству. (2) Потребителю в многоквартирном доме УК может в обязательном порядке предъявлять только коммунальные услуги, указанные в Правилах. «Очистки стоков» в перечне коммунальных услуг нет, это верно. Может предъявляться только услуга «водоотведение». Иное, опять-таки, не соответствует законодательству.

6.
Al-7 (Al-7)
  [20.05.2012 12:14] 
[Материал]

A39 пишет: Здравствуйте! В продолжение темы оплаты собственниками жилья в МКД «очистки сочных вод»,которую они вносят по отдельным счетам-извещениям в ОАО «Завод «Автонормаль» в Башкирии по тарифу 8,14 руб.за 1 куб. м. стоков. Тариф установлен Комитетом по тарифам РБ постановлением «1155 от 1.11.2011г. Вопрос.Если «очистка стоков» не входит в состав установленных законом обязательных,оплачиваемых населением коммунальных услуг, то имеются ли и кем устанавливаются полномочия региональных или местных властей обязать население оплачивать «очистку сточных вод»? Как этот вопрос решен в Удмуртии, оплачивает ли население ваших городов «очистку сточных вод»? Спасибо. Отвечаю: Здравствуйте! «Очистка сточных вод (стоков)» — не коммунальная услуга (в том смысле, что не предусмотрена Правилами для оказания потребителям в многоквартирных и жилых домах). Но, тем не менее, эта услуга может оказываться организациями коммунального комплекса, и на эту услугу может устанавливаться отдельный тариф. В Удмуртии так есть (пример: тариф на очистку сточных вод в Ижевске). Потребителям же в многоквартирных и жилых домах оказывается коммунальная услуга «водоотведение». Очистка сточных вод является частью этой услуги. Всегда являлась. То есть услуга «водоотведение» состоит из 2-х услуг: (1) транспортировка (передача) стоков и (2) очистка стоков. На эти составляющие могут устанавливаться отдельные тарифы для организаций коммунального комплекса, а может один общий тариф. Данные тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». (Кстати, в законе нет понятия «транспортировка (передача) стоков». Тем не менее, тарифы на транспортировку стоков устанавливаются: пример 1 (сформулировано как транспортирование стоков), пример 2 (сформулировано как водоотведение (транспортирование сточных вод))Из 210-ФЗ:

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1) организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 17) потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов — лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее — потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах — товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б) в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги;

Таким образом, законом не предусмотрен случай, когда управляющая организация приобретает отдельную услугу по очистке сточных вод.

7.
Al-7 (Al-7)
  [18.06.2012 19:49] 
[Материал]

ООО «Удмуртские коммунальные системы» выступает за участие расчётных центров в расчётах с потребителями Сейчас в Ижевске с биллинговым центром (АНО «КРЦ Удмуртии» — прим. ред.) работают 27 управляющих компаний. Жители перечисляют коммунальные платежи не на счет организации, которой они доверили управление домом, а в АНО «КРЦ Удмуртии», где перечисленная сумма сразу же расщепляется на целевые платежи поставщикам ресурсов.«Переход на обслуживание в КРЦ для управляющих компаний — своеобразная лакмусовая бумажка, проверка намерений, с какими они пришли на коммунальный рынок, — комментирует заместитель директора по сбыту «Удмуртских коммунальных систем» Михаил Губасов, — так как схема работы с КРЦ на сегодняшний день наиболее соответствует законодательству. Это своего рода гарантия добропорядочности управляющей компании». Сейчас на страничке размещена полезная информация для собственников жилья о деятельности «КРЦ Удмуртии», а так сведения об оплате теплоресурса (горячего водоснабжения и отопления) за апрель — какую сумму управляющие компании начислили населению и какой процент от этого жители оплатили. Прозрачность платежей — один из главных принципов биллингового центра. Эти данные будут обновляться в ежемесячном режиме. Адрес странички: http://www.udmks.ru/krcudm/Источник: ООО «УКС», 07.06.2012 г.

8.
Al-7 (Al-7)
  [23.07.2012 18:43] 
[Материал]

При поручении управляющей компанией обработки персональных данных жителей многоквартирного дома АНО «КРЦ Удмуртии» по начислению и сбору денежных средств за жилищно-коммунальные услуги выявлены нарушения.

9.
Al-7 (Al-7)
  [24.09.2012 00:21] 
[Материал]

ОАО «УЭСК» будет собирать деньги за электроэнергию с жителей вместо ООО УК «Ижтехсервис»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *