Принят закон об использовании территорий при аэропортах

Принят закон об использовании территорий при аэропортах

фото с сайта freeimages.com

За ограничения на использование недвижимости в связи с эксплуатацией новых взлётно-посадочных полос аэропорты должны будут заплатить компенсацию владельцам построек.

1 июля Президент России одобрил поправки в Воздушный кодекс, согласно которым аэропорты должны будут выплачивать компенсации владельцам частной недвижимости на приаэродромных территориях.

Согласно документу предполагается выплата компенсаций владельцам близлежащей частной недвижимости в случае строительства новых взлётно-посадочных полос.

Строительные компании, владеющие недвижимостью рядом с аэропортами, поправки в кодекс  поддерживают  и приводят в пример опыт западных стран.

Реакция российских операторов аэропортов на поправки была неоднозначной. По мнению большинства аэропортов новый закон создаёт целый ряд рисков, способных нанести  им серьёзный ущерб.

«Приаэродромные территории (30-километровая зона от контрольной точки аэродрома) в настоящий момент накрывают почти половину территории Московской области, а также около 90 процентов территории Москвы.

Именно эти территории, начиная с «советских времен» планировались под перспективную застройку, в том числе для расселения жителей аварийного жилья, и создание новых мест приложения труда.

«Однако в последние годы были введены требования,  ограничивающие градостроительное развитие  большей части московского региона и обусловившие необходимость получения дополнительных согласований  с администрациями аэропортов  и Росавиацией, причём вне формализованных правил, чёткого предмета согласований и оснований для отказа в процессе согласования» —  прокомментировал агентству ТАСС ситуацию с застройкой заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.

Принят закон об использовании территорий при аэропортах

Семь авиакомпаний оштрафовали за задержку рейсов в аэропортах Москвы

В Московской области ежегодно порядка 2,5 тысячи застройщиков, планирующих создать новые производства и рабочие места, построить социальные объекты, расселить аварийные дома, вынуждены обращаться за согласованием в Росавиацию. Только применительно к территории Московской области к настоящему времени в производстве насчитывается 22 судебных дела, непосредственно затрагивающих права и интересы около 30 тысяч человек.

«Результат один — страдает население, терпит убытки строительный бизнес в регионах, существенно сокращаются территориальные ресурсы для экономического развития муниципальных образований, утрачивается возможность долгосрочного планирования такого развития как для государства, так и для бизнеса», — цитирует Дмитрия Козака ТАСС.

Застройщики, построившие жилые комплексы на небольшом отдалении от аэропортов, поправками довольны. Противодействие аэропортов поправкам они оценивают как «нечестную конкурентную борьбу за территорию, которую владельцы аэропорта предполагают использовать под девелопмент и в то же время отмечают, что «необходимо найти цивилизованные пути совместного развития приаэродромных территорий».

«Территория застройки «Пригород Лесное» (застройщик  под одноимённым названием  входит в группу компаний «Самолёт Девелопмент») находится на существенном отдалении от аэропорта, самолёты летают редко и на значительной высоте, что совсем не создаёт какой-либо дискомфорт для человека, находящегося на территории комплекса», — прокомментировал представитель одного   из московских застройщиков «Самолёт Девелопмент». Ограничения жилой застройки и возможности использования территории, подверженной воздействию авиашумов, законодательно реализованы во многих западных странах, напомнили в компании. И как подтвердил заместитель председателя Правительства РФ, механизмы контроля за использованием приаэродромных территорий в России после поправок соответствуют мировому опыту. Например, в Европе зоны шумового воздействия установлены для всех крупных аэропортов и введены законодательные требования о компенсации операторами аэропортов убытков землевладельцам, чьи права нарушены установлением таких зон.

«Вопрос о возмещении ущерба, причинённого гражданам и юридическим лицам в связи с ограничением их прав на земельные участки и иную недвижимость, разрешен в действующих редакциях Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации — этот ущерб возмещают лица, в интересах которых установлены ограничения. Законопроект лишь уточняет соответствующие положения в случае установления приаэродромных территорий. В отношении действующих аэродромов обязанности по возмещению указанного ущерба возлагаются на операторов аэропортов (независимо от формы собственности), которые являются выгодополучателями аэропортового бизнеса, но только в связи с возникновением на приаэродромных территориях ранее не установленных ограничений», — комментирует независимый эксперт рынка недвижимости Андрей Геннадьевич Бекетов.

Вместе с тем, такой подход формирует действенные стимулы к проектированию, строительству и последующей эксплуатации аэродромов с минимизацией размеров приаэродромных территорий (в целях минимизации объёмов подлежащего возмещению ущерба) за счёт предъявления повышенных требований к шумовым характеристикам воздушных судов и оптимизации маршрутов полётов с безусловным соблюдением требований безопасности полетов.

Одновременно законопроект содержит механизмы, направленные на стимулирование застройщиков аэродромов и операторов действующих аэродромов принимать меры к сокращению размеров приаэродромных территорий, в том числе за счет снижения уровня шумового воздействия.

Кстати сказать, Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России исходить из необходимости достижения этих целей при подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке установления границ приаэродромных территорий.

«Сегодня чёткие границы приаэродромных территорий и конкретный режим, действующий на конкретных участках этих территорий, не установлены.

… А в мутной воде — лучше рыбка ловится», — заявил заместитель председателя Правительства  РФ Дмитрий Козак по сообщению Информационного агентства России «ТАСС».

«Достаточно часто бывают ситуации, когда аэропорты требуют дополнительного согласования с ними несмотря на согласование от Росавиации. Обычно данные вопросы решаются параллельно в суде и путем переговоров с аэропортом.

Целью для аэропорта является получить некие коммерческие выгоды с застройщика пользуясь пробелами в действующем законодательстве» — комментирует генеральный директор «Century 21 Еврогруп Недвижимость» Пётр Владимирович Машаров.

В настоящее время застройка земель, находящихся на территории аэропорта и на расстоянии 30 километров от него, ограничена и допустима только после согласования с Росавиацией. Поправки вынудят аэропорты заняться новой разработкой проектов приаэродромных территорий и установить 7 подзон с разными степенями ограничений по использованию.

Дмитрий Козак: новые поправки в Воздушный Кодекс повысят безопасность полетов

Правительство внесло в Государственную Думу поправки в Воздушный Кодекс, ограничивающие застройку в зонах безопасности вокруг аэропортов.

Согласно этим поправкам операторы аэропортов должны подготовить и поставить на кадастровый учет границы приаэродромных территорий, а также определить ограничения для использования этих земель.

После принятия поправок местные власти должны будут рассчитать размер ущерба, который понесут граждане и юридические лица в случаях, если на использование принадлежащих им объектов недвижимости налагаются новые ограничения. Этот ущерб должен будет возместить оператор аэродрома.

Поправки вызвали неоднозначную реакцию среди российских операторов аэропортов, которые заявили, что новое законодательство принесет им существенные убытки.

Об особенностях регулирования застройки на приаэропортовых территориях, о том, как новые поправки будут стимулировать операторов аэропортов и авиакомпании к снижению уровня шума и о мировом опыте в этой сфере в интервью ТАСС рассказал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак.

— Почему вообще возникла тема строительства в Московской области именно вблизи аэропортов, относящихся к объектам первого класса опасности? Разве недостаточно иных свободных территорий?

— Обсуждается вопрос не о застройке территорий вблизи аэропортов, а об ограничениях застройки в целях обеспечения безопасности полетов. Только такие ограничения должны быть четко и недвусмысленно установлены.

Приаэродромные территории (30 километровая зона от контрольной точки аэродрома) в настоящий момент накрывают почти половину территории Московской области, а также около 90 % территории Москвы.

Эти территории являются исторической частью Московской агломерации, где городская среда и инфраструктура сформировались давно, и именно эти территории начиная с «советских времен» планировались под перспективную застройку, в том числе для расселения жителей аварийного жилья, и создание новых мест приложения труда.

Приаэродромные территории накрывают почти половину территории Московской области, а также около 90 % территории Москвы… Начиная с «советских времен» они планировались под перспективную застройку, в том числе для расселения жителей аварийного жилья

Однако в последние годы были введены требования, существенно ограничивающие градостроительное развитие фактически большей части московского региона и обусловившие проектирование и строительство необходимость получения дополнительных согласований сначала с администрациями аэропортов, а затем и с Росавиацией, причем вне формализованных правил, четкого предмета согласований и оснований для отказа в таком согласовании.

При этом сегодня четкие границы приаэродромных территорий и конкретный режим, действующий на конкретных участках этих территорий, не установлены. Как следствие, информация о том, какие ограничения хозяйственной деятельности действуют в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости, их владельцам недоступны.

Только в Московской области ежегодно порядка 2,5 тысяч застройщиков, планирующих создать новые производства и рабочие места, построить социальный объект, расселить аварийный дом, вынуждены обращаться за согласованием в Росавиацию.

Нередки случаи, когда разногласия по вопросу о допустимости строительства возникают уже между Росавиацией, операторами аэропортов и региональными и местными властями и эти разногласия годами рассматриваются в судах.

Яркий пример – в городе Домодедово застройщик в установленном порядке получил согласование в Росавиации, разрешение на строительство и начал строить жилой дом, параллельно расселяя аварийное жилье.

Оператор аэропорта «Домодедово», ссылаясь на противоречие принятых решений ограничениям шумовых зон, которые в установленном порядке не утверждены, оспорил действия федеральной и местной власти в суде.

Только применительно к территории Московской области к настоящему времени в производстве судов насчитывается 22 судебных дела, непосредственно затрагивающих права и интересы около 25 тысяч человек.

В результате разногласий по вопросу о допустимости строительства страдает население, появляются обманутые дольщики, терпит убытки строительный бизнес в регионах

Результат один — страдает население, появляются обманутые дольщики, терпит убытки строительный бизнес в регионах, существенно сокращаются территориальные ресурсы для экономического развития муниципальных образований, утрачивается возможность долгосрочного планирования такого развития как для государства, так и для бизнеса.

На решение этих проблем и направлены подготовленные изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, устанавливающие порядок создания и правовой режим приаэродромных территорий, а также порядок особого контроля за использованием земель в пределах этих территорий с целью безусловного соблюдения требований по безопасности воздушного движения.

— Насколько эффективен механизм контроля со стороны Росавиации в режиме «постфактум», взамен существующего сегодня согласования размещения объектов в приаэродромной территории? Не влечет ли он за собой беспрепятственную застройку приаэродромных территорий в ущерб требованиям безопасности полетов, увеличение числа «обманутых» дольщиков, оставшихся без жилья и, как следствие, социальные конфликты?

— Следует отметить, что даже при наличии порядка согласования, как показывает практика, добиться эффективности этой процедуры и полного исключения бюрократической волокиты сложно. При этом пределы ответственности за затягивание согласительных процедур довольно узки, применение мер ответственности занимает длительное время, а ущерб гражданам и бизнесу может быть причинен значительный.

На эту тему

Принят закон об использовании территорий при аэропортах

Вместе с тем, сегодня в Российской Федерации действует более 60 различных видов зон с особыми условиями использования территорий.

И применительно к подавляющему большинству таких территорий действует иной механизм учета ограничений, установленных в таких зонах, при принятии решений о размещении объектов капитального строительства.

Читайте также:  В екатеринбурге судят «черных риелторов», мучивших соседей по коммуналке

Информация о границах соответствующих зон и об установленных в таких границах ограничениях хозяйственной деятельности подлежит размещению в Едином государственном реестре недвижимости и отражению в правилах землепользования и застройки и является общедоступной.

Заказчики строительства капитальных объектов — при проектировании и строительстве, граждане и юридические лица — при заключении сделок с недвижимостью, органы власти — при планировании развития территорий и принятия решений о застройке могут получить без каких-либо ограничений информацию о границах действия и содержании таких ограничений, что позволяет им избежать принятия ошибочных решений.

Более того, законодательством установлен целый набор дополнительных инструментов предотвращения нарушений режимов зон с особыми условиями использования территорий — это проверка соблюдения соответствующих требований при экспертизе проектной документации, выдаче разрешений на строительство, а также в процессе государственного земельного надзора, государственного строительного надзора и муниципального земельного контроля.

А для приаэродромных территорий законопроектом предусматриваются дополнительные механизмы такого контроля.

В частности, проекты правил землепользования и застройки территорий, в границах которых расположены приаэродромные территории, подлежат направлению соответствующими органами местного самоуправления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для их оценки на предмет соответствия таких проектов режиму приаэродромной территории, а выявленные нарушения подлежат безусловному устранению.

Механизмы контроля за использованием приаэродромных территорий в России соответствуют мировому опыту

Аналогичный порядок установлен и для утвержденных правил землепользования и застройки, которые подлежат приведению в соответствие с режимом приаэродромных территорий (в случае выявления несоответствия) по представлению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в упрощенном порядке. Кроме того, выданные применительно к земельным участкам в границах приаэродромных территорий разрешения на строительство в нарушение их режима подлежат отмене по требованиям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Нужно сказать, что это вполне соответствует и мировому опыту. Так, в аэропорту Франкфурта-на-Майне вся информация о негативных шумовых зонах открыта, прозрачна и размещена в публичном разделе официального сайта аэропорта «Защита от шума».

С помощью интерактивной карты каждый житель и предприниматель может ввести название своего населенного пункта и получить информацию по уровню шумового воздействия аэропорта, а также ознакомиться с рекомендациями по мерам защиты от шума.

— Международная ассоциация аэропортов и крупнейшие российские аэропорты выступили против принятия поправок и направили коллективные обращения в Госдуму и Совет Федерации.

Согласно поправкам, возмещать ущерб дольщикам, а также землевладельцам должен оператор аэродрома, который эту плату «перенесет» на авиакомпании, а те — на цену авиабилетов.

Учтена ли позиция аэропортов при работе над новой редакцией законопроекта, которая была представлена Правительством РФ в Госдуму?

— Вопрос о возмещении ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в связи с ограничением их прав на земельные участки и иную недвижимость, разрешен в действующих редакциях Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации — этот ущерб возмещают лица, в интересах которых установлены ограничения. Законопроект лишь уточняет соответствующие положения в случае установления приаэродромных территорий.

В частности, предусматривается, что возмещение такого ущерба осуществляется застройщиками новых аэродромов, которые в составе проектной документации на строительство аэродромов подготавливают проекты границ и описания режимов приаэродромных территорий для их последующего утверждения уполномоченными органами власти. В России аэродромы строятся практически всегда государством.

В отношении действующих аэродромов обязанности по возмещению указанного ущерба возлагаются на операторов аэропортов (независимо от формы собственности), которые являются выгополучателями аэропортового бизнеса, но только в связи с возникновением на приаэродромных территориях ранее не установленных ограничений. Следует также отметить, что в Российской Федерации с учетом военных аэродромов большинство операторов — государственные организации.

Вместе с тем, такой подход формирует действенные стимулы к проектированию, строительству и последующей эксплуатации аэродромов с минимизацией размеров приаэродромных территорий (в целях минимизации объемов подлежащего возмещению ущерба) за счет предъявления повышенных требований к шумовым характеристикам воздушных судов и оптимизации маршрутов полетов с безусловным соблюдением требований безопасности полетов.

И здесь самое время вновь обратиться к европейскому опыту. Например, в Европе зоны шумового воздействия установлены для всех крупных аэропортов и введены законодательные требования о компенсации операторами аэропортов убытков землевладельцам, чьи права нарушены установлением таким зон.

При этом площадь таких зон для аэропорта Франкфурта-на-Майне (четыре взлетно-посадочные полосы, пассажиропоток более 61 млн.чел. в год) составляет около 45 тыс.

га, для аэропорта Шарль-де-Голль (четыре взлетно-посадочные полосы, пассажиропоток более 65 млн.чел. в год) — около 53 тыс.чел. Для сравнения — для аэропорта Домодедово (две взлетно-посадочные полосы, пассажиропоток около 30 млн.чел.

в год) размер шумовой зоны (которой руководствуется оператор аэропорта) почти втрое выше и составляет 157 тыс.га.

Действующее законодательство дает возможность возложить расходы на возмещение ущерба собственникам недвижимости на приаэродромных территориях на государство и не стимулирует операторов аэропортов сокращать такие расходы

Кроме того, стимулируются меры по снижению негативного воздействия от полетов самолетов. Так, в ряде аэропортов Германии, в частности, во Франкфурте-на-Майне, полеты в ночное время (с 23.00 до 05.00) запрещены.

Законодательно предусмотрено, что в расчет аэропортовых сборов должен быть включен так называемый «шумовой компонент» — чем выше категория (класс) шума самолета, тем выше стоимость сбора за шумовое воздействие, что формирует стимулы для авиакомпаний по эксплуатации современных воздушных судов с максимально низким шумовым классом.

При этом в аэропортах Европы установлен запрет на взлет и посадку воздушных судов, чьи показатели шумового воздействия превышают допустимые нормы.

Напротив, действующее российское законодательство в этой части заметно отстает от европейского, предусматривая жесткие ограничения экономической деятельности на 30-километровых приаэродромных территориях и фактически создавая возможность возложить расходы на возмещение ущерба собственникам недвижимости на государство и никоим образом не стимулируя операторов аэропортов к реализации мер по сокращению таких расходов.

— В домах, построенных на приаэродромных территориях, зафиксирован повышенный уровень шума, который негативно воздействует на жильцов таких домов. Каким образом учтены вопросы безопасности здоровья граждан в законопроекте?

— Сегодня, по сути, в приаэродромных территориях находятся целые городские районы, созданные еще в советский период с учетом требований, установленных еще Министерством гражданской авиации СССР.

Однако с тех пор интенсивность воздушного движения в аэропортах увеличилась в несколько раз.

Законопроект как раз направлен как на обеспечение безопасности полетов, так и на охрану прав и здоровья граждан и предусматривает, что зоны шумового воздействия аэропортов устанавливаются с учетом заключений Роспотребнадзора соблюдении требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Одновременно законопроект содержит механизмы, направленные на стимулирование застройщиков аэродромов и операторов действующих аэродромов принимать меры к сокращению размеров приаэродромных территорий, в том числе за счет снижения уровня шумового воздействия. Кстати сказать, Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России исходить из необходимости достижения этих целей при подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке установления границ приаэродромных территорий.

А на территориях, где снизить уровень шума до нормативного значения невозможно, законно построенные жилые дома подлежат расселению и новое строительство жилья и социальных объектов будет запрещено с установлением действенного контроля за соблюдением такого ограничения. 

Закон поможет гражданам оформить "бытовую" недвижимость возле аэропортов — Росреестр

16 июня 2021, 11:28

Москва. 16 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Подписанный президентом РФ федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поможет тысячам граждан оформить права на объекты «бытовой» недвижимости на приаэродромной территории, говорится в сообщении Росреестра.

«Законом урегулирована возможность государственной регистрации права собственности на «бытовую» недвижимость, построенную на приаэродромной территории.

Законодательные изменения призваны помочь тысячам граждан оформить права на объекты недвижимости. Только в Московской области таких объектов более 60 тыс.

«, — отметил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

В ведомстве отметили, что принятый закон №191-ФЗ установил новые правила использования земельных участков в границах приаэродромных территорий. Так, если вы планируете построить жилой дом на территории, которая еще не установлена как приаэродромная, то получать санитарно-эпидемиологическое заключение и согласование Росавиации не нужно.

В то же время проводить работы следует в соответствии с градостроительным регламентом и целевым назначением земельных участков. В настоящее время, если приаэродромная территория не установлена в составе всех семи подзон, строительство любого объекта вблизи аэродрома осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и согласования Росавиации.

В ведомстве подчеркнули, что Росреестр принимал участие в подготовке закона для реализации «дачной амнистии» и снятия административных барьеров для оформления прав граждан на объекты в границах приаэродромной территории.

Это объекты, расположенные на земельных участках для личного подсобного хозяйства, ведения садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд (объекты «бытовой» недвижимости).

Законом установлено, что государственная регистрация прав на объекты «бытовой» недвижимости возможна, если такие объекты были построены до установления приаэродромной территории.

Установлена приаэродромная территория или нет, а также дату принятия решения о ее установлении, граждане могут уточнить в Росавиации.

Кроме того, в Росреестре можно получить выписку об объекте недвижимости, которая покажет, расположен ли земельный участок в границах приаэродромной территории.

В случае если приаэродромная территория уже установлена, использовать такие земельные участки и расположенные на них объекты можно только с учетом установленных ограничений.

Сведения об ограничениях в такой зоне также подлежат внесению в ЕГРН. При этом снос таких объектов не допускается, если они были построены до установления приаэродромной территории. То есть если ваш дом расположен на территории, которая установлена как приаэродромная, но построен он был до того, как территория получила такой статус, снести его не смогут по закону.

Принят Закон об упрощении порядка установления приаэродромных территорий

02.06.2021

Государственной Думой в окончательном, третьем, чтении в среду, 2 июня 2021 года, принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 957544-7), направленный на устранение проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.

Национальное объединение строителей в 2021 году приняло активное участие в обсуждении с профессиональным сообществом проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий и осуществлением строительства вблизи аэродромов. В марте 2021 года Техническим Советом НОСТРОЙ утверждено заключение по выявлению проблематики строительства на приаэродромных территориях с учетом опыта субъектов Российской Федерации.

В принятом Федеральном законе были учтены ключевые предложения НОСТРОЙ, касающиеся оптимизации порядка установления приаэродромных территорий.

Так, наиболее важным положением нового Федерального закона является закрепление возможности устанавливать приаэродромные территории в «усеченном» составе – без седьмой подзоны, в которой вводятся ограничения на строительство жилья и социальной инфраструктуры.

Читайте также:  В Уфе возведут микрорайон с 1,5 млн кв. м жилья

Разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу о границах седьмых подзон аэродромов в последние годы стали одной из основных причин неустановления приаэродромных территорий по правилам, закрепленным Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ.

В связи с отсутствием единой методики размер седьмой подзоны зачастую проектировался операторами аэродромов без учета интересов городского развития. Седьмая подзона в случае ее установления могла охватить значительную по площади территорию города, полностью заблокировав на ней строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Таким образом, риски блокировки градостроительной деятельности в седьмой подзоне привели к невозможости устанавливать приаэродромные территории в целом.

Это, в свою очередь, вело к сохранению необходимости согласования строительства на прилегающей к аэродрому территории с уполномоченным органом (Росавиация) либо уполномоченной организаций (для аэродромов государственной и экспериментальной авиации).

Единственным выходом из этой ситуации было разрешить временно не устанавливать седьмую подзону до появления единой методики, которая позволила бы устанавливать седьмые подзоны по единым правилам.

На решение данной проблемы направлен принятый Федеральный закон. Согласно его положениям седьмые подзоны существующих аэродромов могут не устанавливаться до 1 января 2025 года. До этого момента приаэродромная территория может включать в себя шесть подзон.

В отношении новых аэродромов седьмая подзона также может устанавливаться отдельно от всей приаэродромной территории в случае, если федеральные и региональные органы государственной власти так и не смогут договориться о том, как должны проходить границы седьмой подзоны.

В этом случае седьмая подзона должна быть установлена в течение одного года со дня установления приаэродромной территории. Решение об установлении отдельной подзоны в этом случае принимает Роспотребнадзор.

На Роспотребнадзор также возложена обязанность утвердить методику установления седьмой подзоны. Данная методика позволит устанавливать седьмые подзоны приаэродромных территорий единообразно и прозрачно.

Таким образом, согласно принятому Федеральному закону разногласия по границам седьмой подзоны больше не смогут быть препятствием для установления приаэродромных территорий.

Это позволит завершить процесс формирования приаэродромных территорий, что повысит правовую определенность и снизит количество административных барьеров в строительстве, поскольку после установления приаэродромных территорий в составе первой-шестой подзон застройщикам не потребуется получать дополнительные согласования от органов (организаций) в сфере авиации.

Ограничения, обеспечивающие безопасность полетов, должны будут учитываться застройщиками при разработке проектной документации.

Федеральным законом также определено, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в седьмой подзоне приаэродромной территории не применяются в отношении объектов, права на которые возникли до дня установления седьмой подзоны. Такие ограничения, кроме того, не применяются в отношении объектов, разрешение на строительство которых получено до установления седьмой подзоны.

Одновременно закон устанавливает положения об «амнистии» для «бытовой» недвижимости, расположенной на приаэродромной территории, – индивидуальных домов, гаражей. Если такие объекты были созданы до установления приаэродромной территории и не соответствуют установленным ограничениям, они не подлежат сносу при условии, что не являются самовольными постройками.

Федеральный закон направлен для рассмотрения в Совет Федерации.

Пресс-служба НОСТРОЙ

Земельные новости

Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, против которых выступал Минтранс и аэропорты, пишут Ведомости.  Госдума на прошлой неделе приняла во втором и третьем чтениях поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают аэропорты платить владельцам приаэродромной недвижимости. 

Поправки упорядочивают использование приаэродромных территорий – земель в радиусе 30 км от аэропортов, строить на которых можно только после согласования с Росавиацией. В частности, они вводят семь подзон с разным уровнем ограничений по использованию.

В течение года после вступления закона в силу операторы аэродромов (т. е. аэропорты) должны подготовить проект приаэродромной территории и утвердить его в Росавиации.

Проект должны согласовать муниципальные власти, они же рассчитают размер ущерба, который аэропорт должен выплатить владельцам земель и строений за то, что на эту недвижимость накладываются ограничения по использованию. 

Владельцы недвижимости на большой территории смогут обратиться к аэропортам за компенсациями за то, что на землях нельзя строить совсем или можно строить с ограничениями, жители же домов, где превышен допустимый уровень шума, могут потребовать переселения за счет аэропортов, рассказывали топ-менеджеры четырех аэропортов. 

Против поправок до последнего возражал Минтранс.

Положение [о компенсациях] несет существенные риски, требует финансово-экономического анализа изучения его экономического влияния на удорожание авиационных перевозок в целом, поскольку дополнительные затраты аэропортов приведут к росту услуг для авиакомпаний, писал в середине июня министр транспорта Максим Соколов вице-премьеру Дмитрию Козаку. 

Сейчас собственники часто не знают о существующих ограничениях на их земли – законопроект устранит этот пробел, он также даст аэропортам стимул оптимизировать приаэродромные территории по образцу Европы, говорит представитель Козака. 

В принятой Госдумой редакции поправок снимаются ограничения на строительство в седьмой подзоне, если права на землю девелопер получил до вступления поправок в силу. Это самая большая из зон, в ней ограничения будут возможны, если авиационные шумы превышают допустимые нормы. 

Козак в апреле отклонил предложение Минтранса не распространять действие поправок на уже существующие аэропорты. Правительство поручило Минтрансу за 10 месяцев оценить потенциальные расходы от вступления в силу законопроекта, отметил во вторник представитель Минтранса. 

«Ограничения по использованию приаэродромных территорий есть и сейчас, и все девелоперы о них знают. Но семь подзон будут введены только этими поправками, т. е. юридически будут новыми, поэтому все владельцы получат права на компенсацию», – говорит топ-менеджер крупного аэропорта. Об этом же предупреждает Козака в письме Соколов.

Законопроект действительно предполагает обратную силу, согласны председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов и член адвокатской коллегии Москвы Елена Лузанова.

Ретроактивные нормы – большая редкость, а в данном случае даже не установлены сроки возведения жилья, которое может претендовать на компенсации, нет никакой формулы расчета – остается догадываться, как в таком виде законопроект дошел до Совета Федерации, добавляет Лузанова. 

«Проблема в том, что жилье строится на не предназначенных для этого территориях, и складывается впечатление, что застройщики чувствуют себя безнаказанными именно потому, что есть способствование их деятельности чиновниками», – говорит Сухов. 

Предыдущая новость Следующая новость

Поправки в закон о приаэродромных территориях связаны с требованиями к жилой застройке

Источник: Интерфакс

Инициированные Минтрансом новые поправки в закон об установлении приаэродромных территорий (ФЗ-135) обусловлены слишком жесткими требованиями к жилой застройке, заявил глава Росавиации Александр Нерадько.

«Действительно, это так: Минтранс вывесил на сайте regulation.gov.ru изменения в закон, которые касаются приаэродромных территорий. Потому что сейчас получается, что есть семь подзон, и вот эта седьмая подзона таким образом устанавливается, что распространяется на огромные территории, где нельзя строить ни детские сады, ни библиотеки, ни школы, ни жилые помещения. Ну, это просто нереально получается: мы должны огромные территории просто исключить из жизнедеятельности (города — ИФ)», — сообщил А.Нерадько журналистам в кулуарах отраслевой премии «Крылья России».

«Условно говоря, зона вокруг «Шереметьево» — если ее по требованиям санитарно-эпидемиологических служб установить, то детей (из района «Шереметьево» — ИФ) нужно будет возить в детский сад за Солнечногорск. Представляете? Зеленоград тоже подпадает — тоже нельзя строить ничего», — добавил он.

ФЗ-135 в действующей редакции был принят в 2017 году, он обязал аэропорты установить на своих приаэродромных территориях (земли в радиусе 30 км) семь подзон с разными степенями ограничений по использованию. В первой, самой жесткой, можно строить только объекты для обеспечения воздушного движения, в седьмой возможны ограничения застройки, если уровень авиационных шумов превышает допустимый и вредит здоровью. За то, что на земли и недвижимость наложены ограничения в использовании, аэропорт должен платить компенсации их владельцам. Жители домов в зоне авиационных шумов, превышающих допустимый уровень, могут требовать расселения также за счет аэропортов.

Осенью прошлого года Международная ассоциация аэропортов сообщала, что ни в одном аэропорту гражданской авиации РФ приаэродромная территория так и не была установлена. Основная причина в том, что не был определен порядок расчета возмещения ущерба в связи с ограничениями использования земель и объектов недвижимости.

По данным газеты «Коммерсантъ», на 17 апреля было запланировано совещание в Минтрансе — с участием представителей Минстроя, Минобороны, Роспотребнадзора, аэропортов Московского авиаузла и застройщиков Московской области — на котором должны обсудить проблемы, связанные с установлением границ приаэродромных территорий.

Госдума приняла закон о выделении подзон на приаэродромных территориях

10 Июня 2021

     Госдума на пленарном заседании в среду одобрила в третьем, окончательном чтении законопроект, по которому подзоны на приаэродромных территориях выделяются в обязательном порядке.

     
     Поправки, касающиеся подзон на приаэродромных территориях, были внесены в принятый в первом чтении законопроект об изменении участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности и приняты во вторник во втором чтении.
     

     Согласно документу, теперь подзоны на приаэродромных территориях выделяются в обязательном порядке с установлением с первой по седьмую или, в определяемом Воздушным кодексом РФ случае, с первой по шестую подзону с последующим установлением седьмой в особом порядке.

     

     Госдума одобрила проект о выделении подзон на приаэродромных территориях, при этом в седьмой подзоне во избежание негативного физического воздействия в связи с превышением уровня шума от полетов воздушных судов устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений Воздушного кодекса РФ.

     
     При этом ограничения использования установленных в седьмой подзоне земельных участков или расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления такой подзоны, и осуществления экономической или иной деятельности не применяются в их отношении. Это же касается и объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления седьмой подзоны, или в случаях, если для их строительства и реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство.
     
     Также положением о приаэродромной территории, которое утверждается правительством РФ, в соответствии с земельным законодательством могут быть определены ее особенности установления, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной или экспериментальной авиации.
     
     В случае строительства или реконструкции аэродрома, в том числе взлетно-посадочных полос, приаэродромная территория вместе с седьмой подзоной устанавливаются с учетом таких работ, при этом убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, которые возникают в связи с увеличением количества взлетно-посадочных полос аэродрома или реконструкцией существующих, подлежат возмещению в соответствии с земельным законодательством.
     

Читайте также:  В москве земли тимирязевской сельхозакадемии застроят жильем

     Согласно поправке, снос здания или сооружения, нахождение которых не предусмотрено в соответствии с ограничениями Воздушного кодекса РФ в подзонах приаэродромной территории, не осуществляется, если они были созданы до установления указанных подзон и расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для личных целей, при условии, что их размещение соответствует правовому режиму земель и виду разрешенного использования соответствующего земельного участка. Исключение касается только зданий и сооружений, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки.

     

     
     Источник:

     https://realty.ria.ru/

О проекте фз «об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности»

23.08.2010

Примерное время чтения: 7 мин.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о появлении дополненного проекта Федерального закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащего существенные изменения в области налогообложения.

Первоначальный проект закона был подготовлен еще весной 2010 года, однако в середине июля стала доступна обновленная версия проекта [1], подготовленная, как указывается, с учетом замечаний и дополнений заинтересованных лиц и департаментов.

Поскольку данный проект еще официально не рассмотрен Правительством РФ и не внесен в федеральный законодательный орган, существует значительная вероятность его корректировок [2].

Однако с учетом прозвучавших ранее заявлений высокопоставленных официальных лиц о необходимости разработки специального закона для аэропортов [3] разработка и подготовка такого закона ожидается в самое ближайшее время, при этом не исключено, что за основу будет взят именно рассматриваемый проект.

Обращаясь непосредственно к содержанию проекта, отметим следующее.

Предполагается, что в сферу действия данного закона попадут отношения, возникающие из деятельности гражданской авиации на аэродромах, в аэропортах РФ, а также им будут установлены порядок строительства, открытия, закрытия, регистрации аэродромов и аэропортов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, и основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации на аэродромах и в аэропортах.

Помимо основного содержания закона, т.е. собственно положений, призванных урегулировать те отношения, которые входят в его предмет, данным проектом предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов, включая существенные изменения в НК РФ (ст. 73 проекта закона) [4].

Таким образом, Закон (в той редакции, которая доступна к настоящему времени) будет иметь налоговые последствия для участников авиационной отрасли, которые оцениваются нами как существенные. В данный момент сложно оценить, сохранятся ли данные положения в ходе законодательной работы, однако уже сейчас следует проанализировать их потенциал. 

В частности, предусмотрены следующие корректировки действующих норм НК РФ.

1. НДС

Проект закона предусматривает внесение изменений в подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, которым регулируется освобождение от обложения НДС в отношении поименованных в этой норме услуг. Сравнение с действующим регулированием свидетельствует о существенном сужении объема услуг, освобожденных от НДС.

Действующая редакция Предлагаемые изменения
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание 22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по аэронавигационному обслуживанию

Указанное изменение, как видно из сравнительной таблицы, ведет к существенному сужению льготируемой НДС деятельности. Если ранее льготе подлежал широкий перечень услуг, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов (аэронавигационной облуживание было указано в норме НК РФ лишь как пример услуги, включенной в эту категорию), то планируемые изменения ограничивают этот перечень.

При этом практика применения данной льготы в действующей редакции нормы основывалась на обращении к содержанию соответствующих разделов Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 г.

№ 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», которые позволяли определить относящиеся к данной льготе по НДС услуги.

Предлагаемое изменение данной нормы фактически предполагает, что любые услуги по обслуживанию воздушных судов будут подлежать обложению НДС, за исключением аэронавигационного обслуживания.

Иными словами, все услуги, связанные с обслуживанием воздушных судов фактически переводятся на общеустановленный порядок обложения НДС, в качестве исключения оставлены только услуги по аэронавигационному обслуживанию.

Это означает, что по таким услугам будет применяться ставка НДС 18 процентов, что скажется, по всей видимости, на удорожании этих услуг даже с учетом установленных в официальном порядке тарифов, а также повлечет необходимость внесения изменений в документооборот.

2. Налог на имущество организаций [5]

Проект закона предусматривает следующее изменение редакции п. 11 ст. 381 НК РФ, который будет устанавливать освобождение от налога на имущество.

Действующая редакция Предлагаемые изменения
Освобождаются от налогообложения:
11) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации 11) организации — в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, вокзалов, автомобильных дорог общего пользования федерального значения и необщего пользования, морских и речных портов, судоремонтных предприятий всех форм собственности, аэропортов, аэродромов и вертодромов, объектов управления воздушным движением и навигации судоходства, авиационно-космического поиска и спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также сооружений и оборудования, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов и используемых для обеспечения соответствующих технологических процессов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам (оборудованию) утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законом

Таким образом, действующая норма существенно дополнена как «авиационными объектами» – аэропортами, аэродромами и вертодромами, объектами управления воздушным движением, так и указанием на иные объекты, ранее не поименованные в данной норме, что свидетельствует не только о конкретизации данной нормы, но и о расширении объектов, по которым можно применять указанную льготу.

Отметим, что скорректировано и положение о том, в каком порядке должен быть утвержден перечень имущества, относящегося к поименованным в данной норме объектам: если ранее такой перечень подлежал утверждению исключительно Правительством РФ, то согласно предлагаемой редакции это может быть сделано в ином порядке, который будет специально установлен законом.

Данная льгота предполагается к установлению на федеральном уровне (путем внесения соответствующего изменения в НК РФ), однако уже сейчас региональное законодательство содержит существенные льготы в отношении налога на имущество для предприятий авиаотрасли (см. прилагаемую таблицу).

С учетом этого обстоятельства, целесообразность закрепления «общефедеральной» льготы представляется сомнительной.

3. Земельный налог

В порядке, аналогичному льготе по налогу на имущество организаций, предусматривается и льгота по земельному налогу, путем изменения редакции п. 2 ст. 395 НК РФ. Предлагается следующее:

Действующая редакция Предлагаемые изменения
Освобождаются от налогообложения:
2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования 2) организации – в отношении земельных участков, занятых железнодорожными путями общего и необщего пользования, вокзалами, автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и необщего пользования, морскими и речными портами, судоремонтных предприятий всех форм собственности, аэропортами, аэродромами и вертодромами, объектами управления воздушным движением и навигации судоходства, авиационно-космического поиска м спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, оборудованием или сооружениями, являющимися неотъемлемой технологической частью указанных объектов, магистральными трубопроводами и линиями электропередачи, полосы отвода (кроме земельных участков под объекты дорожного сервиса), придорожные полосы, охранные, санитарно-защитные, контролируемые и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с земельным законодательством, а также зарезервированные в соответствии с федеральными законами земельные участки в целях создания условий для строительства, реконструкции и развития объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, иные земельные участки, относящиеся к федеральной региональной и муниципальной собственности

Как видно из сравнения действующего и предлагаемого регулирования, льгота будет в целом корректироваться в порядке, аналогичном освобождению от налога на имущество, а именно путем расширения за счет «авиационных» и неавиационных объектов, которые ранее не были поименованы в данной норме. Это приведет к расширению возможностей применения указанной льготы.

Таким образом, предварительный проект закона содержит положения, которые приведут к существенным налоговым последствиям для участников авиаотрасли (в особенности применительно к НДС). Дальнейшая работа над проектом покажет, насколько кардинальными в итоге окажутся изменения налоговой части.

Представляется, что с учетом существенного расширения льгот по налогу на имущество и земельному налогу (что повлечет значительное снижение поступлений в соответствующие бюджеты), официальная позиция в отношении проекта в той редакции, которая предложена сейчас, будет отрицательной. Одновременно с этим в отношении НДС, напротив, будет наблюдаться сужение применения льготы. Таким образом, разнонаправленные и противоречивые по своему характеру изменения будут влиять на формирование официальной позиции по данному закону.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» будут следить за развитием событий в отношении данного законопроекта и информировать участников авиационного рынка.

Смотреть специальные положения об освобождении от налогообложения (налоговых льготах) для предприятий авиационной сферы (по налогу на имущество)

[1] http://www.aex.ru/docs/8/2010/7/13/1085/

[2] В особенности с учетом того, что, как известно из общедоступных источников, редакция подготовленного проекта вызывает серьезные замечания у специалистов авиаотрасли, что, очевидно, повлечет дальнейшие существенные корректировки проекта.

[3] 7 июля 2010 г Председатель Правительства РФ в ходе совещания по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации особо отметил, что «требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности» (http://www.government.ru/docs/11315/)

[4] 7 июля 2010 г Председатель Правительства РФ в ходе совещания по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации особо отметил, что «требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности» (http://www.government.ru/docs/11315/)

[5] См. в отношении налога на имущество также проект № 305257-5, также содержащий льготу по данному налогу (предполагается новая редакция п. 6 ст. 376 НК РФ). Напомним, что названный проект был принят Государственной Думой в первом чтении, о чем ранее сообщала компания «Пепеляев Групп». Таким образом, в последующем предстоит согласовать данные положения между собой.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nikonov@pgplaw.ru; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по d.krymskiy@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по s.sosnovsky@pgplaw.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *