Правительство утвердило повышение тарифов жкх дважды за 2019 год

Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ дважды за 2019 год

Тарифы в 2019 году будут повышать дважды — с 1 января 2019 года — в связи с повышением НДС с 18 до 20%, и 1 июля 2019 года — ежегодная индексация оплаты за жилищно-коммунальные услуги. При этом Минэконоразвития предлагает провести индексацию размера оплаты в два этапа индексации, где рост тарифов на ЖКХ не должен превысить цель по инфляции, которая по примерным расчетам составляет около 4-5%. 

Повышение тарифов ЖКХ в 2019 году следует провести в два этапа, считает Минэкономразвития. И рост не должен превысить цель по инфляции: отрасль получила 60 млрд руб. дополнительных доходов из-за быстрого роста тарифов в 2017 году. Напомним, размер тарифов в 2018 году было с 1 июля >>

Минэкономразвития сформулировало свои предложения об индексации коммунальных тарифов в связи с повышением НДС. По плану министерства она должно пройти в два этапа, причем рост платы за ЖКХ должен уложиться в прогноз по инфляции. Предложения МЭР направлены в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ дважды за 2019 год

Тарифы на ЖКХ вырастут на 2% уже с 1 января 2019 года

«Министерство действительно направило такое письмо в заинтересованные ведомства», — подтвердили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. О том, что вслед за ростом НДС с 18 до 20%, который запланирован на 1 января 2019 года, власти обсуждают дополнительное повышение тарифов ЖКХ, в начале августа сообщила газета «Известия». Сейчас тарифы повышаются ежегодно с 1 июля, средняя индексация ограничена ориентиром по инфляции (4%).

Повысить тарифы уже с 1 января попросила ассоциация «ЖКХ и городская среда» (письмо об этом она направила главе Минстроя Владимиру Якушеву).

Там говорилось, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на 4,5 трлн руб., за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд руб.

Ассоциация объединяет организации и партнерства, работающие в сфере ЖКХ: водоканалы, поставщиков электроэнергии, энергосбытовые компании, управляющие компании и т.д.

Повышение тарифов на ЖКУ с 1 января 2019 года

Чтобы предотвратить негативные тарифные последствия, МЭР предлагает повысить тарифы с 1 января частично. Размер повышения составит 1,7% — именно так, по оценке министерства, вырастет совокупный платеж граждан за коммунальные услуги из-за роста НДС с 18 до 20%.

Согласно действующему законодательству, напоминает Минэкономразвития в документе, тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а их индексация проводится 1 июля.

Чтобы избежать противоречий в законе, МЭР предлагает оставить такой запрет, но сделать исключение из-за повышения НДС.

Индексация тарифов с 1 июля 2019 года

Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ дважды за 2019 год

Повышение НДС с 18 до 20%: что изменится, сроки, цены, кто будет платить?

В то же время министерство предлагает скорректировать величину индексации с 1 июля 2019 года так, чтобы совокупный рост платы граждан «оставался в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Таргет Центробанка по инфляции составляет 4%, но пока этот показатель ниже: в 2018 году, по прогнозу Минэкономразвития (*.pdf), цены вырастут на 3,1%. Однако в следующем году на фоне повышения НДС инфляция, согласно ожиданиям МЭР, ускорится до 4,3%.

Из-за повышения 1 января индексация платы за ЖКХ 1 июля, как пишет МЭР, должна быть снижена с 4 до 2,4%.

Это ниже фактической инфляции 2017 года, указывает министерство, ссылаясь на поручение президента Владимира Путина 2013 года, согласно которому тарифы на коммунальные услуги должны расти не быстрее прошлогодней инфляции.

Решение о тарифах на 2019 год принимается в 2018 году, поэтому предельным уровнем выступает инфляция 2017 года, которая, по данным Росстата, составила 2,5%.

При этом с 1 июля 2017 года тарифы индексировались на 4% «при фактической инфляции за 2017 год и за период с июля 2017 года по июль 2018 года на уровне 2,5%», напоминает министерство. За счет этого коммунальные компании, по предварительной оценке, «получили около 60 млрд руб. дополнительных доходов», отмечает МЭР.

Таким образом, тарифы на ЖКХ могут вырасти: первое повышение может быть в размере 1,7%, а второе — на 2,4%, но данное предложение рассматривается. 

Минэкономразвития пишет, что в связи с повышением НДС расходы коммунального комплекса в 2019 году вырастут на 16 млрд руб. (уже с начала года у них возникнет обязанность по уплате НДС, которую нельзя выставить в качестве платы населению). Но это составляет менее 1% средств, которые он получит при дополнительной индексации с июля 2019 года, указывает МЭР.

«Если НДС в плате граждан будет учитываться с 1 июля, то ресурсоснабжающие организации все равно будут его оплачивать с 1 января, как и предусмотрено поправками в Налоговый кодекс, но за свой счет — и потом включат возникшие от этого убытки в тарифную базу.

Это около 0,8 п.п.», — говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. В таком случае с учетом ожидаемой инфляции, а также прямого роста тарифов от повышения НДС (1,7 п.п.

) рост совокупного платежа граждан 1 июля может быть заметно больше, чем 4%, объясняет он.

Предложения коммунальщиков

Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин заявил РБК, что январское повышение тарифов на 1,7% позволит учесть рост НДС.

Однако с индексацией тарифов в июне на уровень ниже инфляции он не согласен: «Если мы с такой периодичностью начинаем пересматривать тарифы, то это нужно закреплять как правило.

Если в следующем году инфляция вдруг будет не 2,5%, а, например, 5%, то нужно, чтобы с такой же скоростью и быстротой корректировались тарифы».

Корректировки происходят только в сторону снижения, а не в сторону повышения, говорит Макрушин.

«Только последний год у нас инфляция действительно была в тех значениях, которые изначально прогнозировались, все предыдущие годы инфляция превышала запланированные значения. Никаких корректировок в связи с этим не вводилось», — отмечает он.

Кроме того, сейчас при расчете тарифов не предусмотрен расчет инфляции с июля по июль, который приводится в письме Минэкономразвития, напоминает Макрушин.

Пресс-служба ФАС сообщила, что повышение тарифов из-за роста НДС обсуждается, но позиция службы пока не сформирована. «Предложение [Минэкономразвития] в Минэнерго поступило.

На текущий момент в ведомстве рассматривают предложение», — сказал представитель Минэнерго. Пресс-служба Минстроя подтвердила, что в министерстве получили письмо Минэкономразвития. «Сейчас документ дорабатывается.

Возможно, будет корректировка по цифрам от Минстроя», — сообщили в ведомстве.

Повышение тарифов ЖКХ с 2019 года

]]>Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ дважды за 2019 год]]>

Утвержденная Правительством двухэтапная индексация тарифов ЖКХ в 2019 году стала неприятной новостью для россиян в преддверии новогодних праздников. Ранее цены на квартплату увеличивались раз в год и только летом. Исполнительная власть изменение привычных правил оправдывает грядущим повышением НДС, которое без роста тарифов станет непосильным бременем для коммунальщиков.

Двухэтапная индексация тарифов ЖКХ в 2019 году: чего ждать

Плату за коммунальные услуги в следующем году повысят дважды на основании постановления Правительства № 1347 от 12.11.2018. Документ о том, что будут дважды проиндексированы тарифы ЖКХ подписал Медведев Д.А. – глава Кабмина.

Правительство считает, что январское повышение квартплаты необходимо, так как с начала 2019 года с 18 до 20 процентов увеличивается ставка НДС.

По мнению Министерства экономического развития, после этого значительно возрастут расходы организаций, работающих в сфере коммунального хозяйства – примерно на 16 млрд рублей.

И только повышение тарифов ЖКХ с 1 января 2019 года позволит коммунальщикам компенсировать увеличившиеся расходы, собрав больше денег за оказание своих услуг. Если бы ресурсоснабжающим компаниям пришлось дожидаться летнего повышения, это бы отрицательно отразилось на их финансовом состоянии.

Вначале возрастут тарифы ЖКХ с 1 января, затем – 1 июля. И если зимнее повышение стоимости коммунальных услуг будет равным для всех жителей России, то летний рост тарифов будет уже дифференцированным. Вслед за подписанием правительственного постановления № 1347 Д.А.

Медведев утвердил тарифы ЖКХ по регионам, вернее, предельный уровень их индексации в различных субъектах Российской Федерации. Местные власти не вправе повышать плату за коммунальное обслуживание более установленных Правительством значений.

Читайте также:  Инструкция: как подать налоговую декларацию 3-НДФЛ

Но и ждать, что она будет ниже максимума, не стоит.

В большинстве регионов тарифы на услуги ЖКХ возрастут на 2%. Однако на определенных территориях рост составит свыше 4%.

Новые правила оплаты отопления

Региональное повышение тарифов ЖКХ в 2019 году: таблица

Итак, с начала следующего года россиян, независимо от места проживания, ожидает одинаковый рост платы за коммунальные услуги – на 1,7 % от декабрьской величины.

Однако уже через полгода, с 1-го июля, квартплата возрастет гораздо значительнее. В зависимости от субъекта РФ, увеличение составит от 2 до 4,8 процентов, причем уже от январской величины тарифа.

Насколько вырастут в регионах тарифы ЖКХ с 1 июля 2019 года, представлено в таблице.

Таблица тарифов ЖКХ по субъектам Российской Федерации:

Июльская индексация тарифов ЖКХ в 2019 году (в %) Наименование субъекта Российской Федерации
2 Республики:- Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Башкортостан, Калмыкия, Чувашия;
  • Края:
  • — Пермский, Ставропольский;
  • Области:
  • — Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Курганская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская;
  • Автономные округа:
  • — ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий
  • 2,2
  • Орловская область
  • 2,3
  • Области:
  • — Архангельская, Омская
  • 2,4
  • Республики:
  • — Коми, Карелия, Саха (Якутия)
  • Края:
  • — Алтайский, Камчатский, Хабаровский
  • Области:
  • — Амурская, Волгоградская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская
  • Автономные округа:
  • — Ненецкий, Чукотский
  • 2,5
  • Томская область;
  • Республика Алтай
  • 2,6
  • Края:
  • — Краснодарский, Приморский
  • 2,7
  • Новгородская область;
  • Красноярский край;
  • Еврейская АО
  • 2,8
  • Республики:
  • — Тыва, Бурятия, Хакасия;
  • Области:
  • — Кировская
  • 2,9
  • Иркутская область
  • 3
  • Республика Татарстан;
  • Кемеровская область
  • 3,2
  • Забайкальский край;
  • Новосибирская область
  • 3,3
  • Республики:
  • — Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Карачаево-Черкесская
  • 3,5
  • Тульская область
  • 3,6
  • Московская область
  • 3,8
  • Республика Дагестан
  • 4
  • Республики:
  • -Чеченская, Кабардино-Балкарская
  • 4,5
  • Санкт-Петербург
  • 4,8
  • Москва

Как видно из таблицы, максимально тарифы ЖКХ увеличатся в Москве и Санкт-Петербурге. Информация об индексировании стоимости услуг коммунальщиков по всем регионам России содержится в Распоряжении Правительства № 2490-р от 15.11.2018.

Интересно, что, устанавливая новые тарифы ЖКХ на 2019 год, представители Кабинета министров не раз подчеркивали, что совокупный рост квартплаты – зимой и летом — не превысит 4-процентную инфляцию (или будет сопоставим с ней). В частности, летнее повышение тарифов обещалось на уровне 2,4 процента. Однако во многих регионах, исходя из табличных значений, следует ожидать более существенного роста стоимости коммунальных услуг.

Рост тарифов ЖКХ: аргументы несогласных

Против повсеместного двухэтапного повышения стоимости коммуналки выступал руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он выразил мнение, что у 2/3 регионов тарифы на ЖКХ и так необоснованно высоки. Глава ФАС предлагал заставить работающих там коммунальщиков:

  • либо снизить стоимость своих услуг;
  • либо направить собранные средства на обязательные инвестиции (например, на улучшение очистных сооружений).

Двухэтапная индексация тарифов ЖКХ, по мнению И. Артемьева, должна проводиться лишь в регионах, где квартплата ниже эталонного уровня.

Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ дважды за 2019 год

Обновлено (26 сентября, 14.00): Правительство утвердило двухэтапное повышение тарифов на услуги ЖКХ в 2019 году из-за повышения НДС до 20%, сообщает «Интерфакс».

Как и предлагало Министерство экономического развития, первое повышение тарифов на 1,7% произойдет 1 января 2019 года, второе — на 2,4% — с 1 июля. В министерстве уверены, что двухэтапная индексация позволит синхронизовать налоговое и тарифное законодательство после повышения НДС.

Министерство экономического развития (МЭР) России предложило провести индексацию коммунальных тарифов в связи с повышением НДС в два этапа: сначала с 1 января 2019 года, а затем с 1 июля 2019 года, пишет РБК, ознакомившийся с документом.

Первое повышение тарифов ЖКХ, по оценке МЭР, должно составить 1,7% — именно настолько вырастет совокупный платеж россиян за коммунальные услуги из-за повышения НДС на 2%.

«Согласно действующему законодательству, напоминает Минэкономразвития в документе, тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а их индексация проводится 1 июля.

Чтобы избежать противоречий в законе, МЭР предлагает оставить такой запрет, но сделать исключение из-за повышения НДС», — объясняет издание.

Второй этап индексации услуг ЖКХ МЭР планирует провести с 1 июля 2019 года и скорректировать стоимость в пределах целевых показателей инфляции на будущий год. Учитывая индексацию 1 января, МЭР ожидает, что на втором этапе рост цен не превысит 2,4%, тогда как прогнозируемый показатель инфляции составит 4,3%.

По оценкам Минэкономразвития, расходы коммунального комплекса из-за повышения НДС вырастут на 16 млрд рублей, однако это составит менее 1% от тех средств, что комплекс ЖКХ получит при дополнительной индексации тарифов с июля 2019 года. К тому же по итогам прошлого года коммунальщики получили около 60 млрд рублей сверхдоходов из-за того, что тарифы индексировались на 4%, а фактическая инфляция составила всего 2,5%.

В то же время Министерство финансов выступило с другой инициативой — собирать с россиян экологический налог с января 2020 года.

Новый налог, согласно поправкам к налоговому законодательству, призван заменить плату за выбросы, загрязняющие окружающую среду.

В рамках изменений планируется ввести фиксированные налоговые ставки за выбросы вредных веществ в воздух, сброс сточных вод, хранение и захоронение отходов.

Ранее российские авиакомпании предупредили о скором повышении стоимости билетов на 8–10% из-за увеличения НДС. Закон о повышении НДС с 18 до 20% был принят 24 июля Госдумой, а 28 июля — Советом Федерации. По подсчетам АЭВТ, в результате увеличения НДС налоговая нагрузка на авиакомпании увеличится на 20 млрд рублей.

Правительство утвердило двойное повышение тарифов в 2019 году

Теперь тарифы ЖКХ в 2019 году будут уже точно повышены в два подхода.

Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 12.11.2018 № 1347, в соответствии с которым индексация платы за коммунальные услуги произойдёт дважды:

  • с января на 1,7%,
  • с июля – дополнительно на 2,4% по отношению к январю.
  • Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года.
  • Такое решение принято в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18% до 20%.
  • До настоящего времени плата граждан за коммунальные услуги индексировалась однократно – только с 1 июля, как правило, в среднем на уровне 4%.

Напомним, что с предложением о двойной индексации тарифов в августе 2018 года выступило Минэкономразвития. В ходе обсуждения в правительстве Минэнерго подержало предложение, а ФАС выступила против.

  1. Закон о повышении НДС был подписан Президентом России Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.
  2. Для информации ниже приводим текст постановления:
  3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. ПОСТАНОВЛЕНИЕот 12 ноября 2018 г. № 1347
  5. ОБ ОСОБЕННОСТЯХИНДЕКСАЦИИ ПЛАТЫ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В 2019 ГОДУ
  6. Правительство Российской Федерации постановляет:
  1.  Установить, что во втором полугодии 2019 г. при применении и мониторинге индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце второго полугодия 2019 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 г.
  2. При этом принцип неизменности набора потребляемых коммунальных услуг, предусмотренный пунктом 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», применяется во втором полугодии 2019 г. исходя из набора коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2018 г.
  3. Установить, что предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на 2019 год и долгосрочный период до 15 декабря 2018 г.
  4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации

Д. МЕДВЕДЕВ

Повышение тарифов на ЖКХ в 2019 году пройдет в 2 этапа — Медведев подписал постановление

Правительство утвердило схему повышения жилищно-коммунальных тарифов в 2019 году. Она пройдет в два этапа: с 1 января плата вырастет на 1,7%, а с 1 июля — еще на 2,4%. Такой двухэтапный вариант был выбран из-за того, что с начала следующего года повысится НДС до 20%. Ситуацию в отрасли эта индексация изменит не сильно. Как ранее говорил вице-премьер Виталий Мутко задолженность в сфере ЖКХ составляет 1,3 трлн руб.

Читайте также:  Строительство жилья в Краснодаре стало одним из самых нерентабельных в России

На сколько повысят тарифы на коммунальные услуги в 2019 году?

С 1 января 2019 года повышение тарифов на коммунальные услуги составит 1.7%, с 1 июля — 2.4%. Так, за год этот рост составит 4.1%, то есть, практически на уровень инфляции (правительство прогнозирует ее в 4%). Поэтому двойное повышение тарифов правительство считает логичным, но не для россиян.

Повышение тарифов на ЖКХ в январе на 1.7% — это десятки — пару сотен рублей ежемесячно из кошелька среднестатистической семьи.

Это было бы не сильно много, если бы не другие затраты: из-за повышения до 20% НДС вырастут цены на товары и услуги, увеличатся акцизы, в том числе на бензин.

Вероятно, поэтому экономическими ведомствами на I квартал 2019 года инфляция прогнозируется не в 4%, а 5-5.5%. Какой она будет дальше, они не говорят, надеясь, что она вернется к 4%. Эксперты говорят:

— Не вернется! Хотя бы потому, что коммунальные услуги входят в себестоимость практически всех товаров и их январское повышение будет заложено в эту самую себестоимость раз и навсегда.

То есть, дав отмашку на повышение коммунальных тарифов с первого дня нового года, правительство запускает маховик инфляции на все последующие 12 месяцев.

И если даже предположить, что к концу весны — началу лета потребительский рынок каким-то чудом «переварит» этот коммунальный удар, то тут же последует его «добивание» с 1 июля: новое повышение тарифов ЖКХ, еще круче прежнего.

В 2019 году тарифы на ЖКХ сильнее вырастут в:

  • Москве — на 4.8%;
  • Санкт-Петербурге — 4.5%;
  • Кабардино-Балкарии и Чечне — 4%;
  • Дагестане — 3.8%.

Кто выиграет от двукратного повышения тарифов ЖКХ

Январь начался с повышения тарифов, продолжения мусорных протестов и взрывов газа в жилых домах. Впрочем, не все происходившие за последний год события в коммуналке отличались драматизмом.

В 2019 г. тарифы ЖКХ проиндексируют два раза. Первое повышение на 1,7% уже прошло в январе, второе – на 2,4% – ожидается в июле. Такое решение было принято в связи с увеличением ставки НДС с 18 до 20% и касается только 2019 г., в следующем году вернется обычный порядок – тарифы будут повышаться один раз.

Это было сделано, «чтобы сразу же не превратить ресурсоснабжающие предприятия в должников по уплате налога, – объясняет Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города». – В этом году повышение выплат по новой ставке НДС отъест почти половину от того прироста выручки, которого коммунальные предприятия могли бы ожидать от плановой индексации тарифов».

Юрий Кочетков, председатель ассоциации управляющих организаций «Бурмистр», считает, что таким образом ресурсоснабжающие организации (РСО) переложили свои расходы на собственников помещений. А вот у управляющих организаций права на автоматическое включение дополнительного НДС в размер платы за содержание жилого помещения в отличие от РСО не возникло, и они получили убытки.

В проигравших оказалось и население. По мнению Константина Крохина, председателя Союза жилищных организаций Москвы, любое повышение тарифов, когда система их образования непрозрачна, вызывает протест.

Ведь коммунальные компании, утверждает эксперт, несут гораздо большие потери в сетях (до 40%), чем от роста НДС (4,5%). Эти потери скрываются в тарифе на тепло, а нагрузка перекладывается на плечи потребителей.

Но эффективность затрат и менеджмента монополий почему-то не обсуждается.

Эксперты расходятся в оценке итогового роста тарифов для граждан. Июльское повышение тарифов не будет равномерным – оно зависит от утвержденного правительством регионального индекса.

В Москве, например, это 4,8%, а за год выходит 6,5%.

По мнению Галины Хованской, председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, которым она поделилась на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», рост может составить и 6–7%, а то и до 8%.

Генцлер считает, что общее повышение ежемесячной платы за коммунальные услуги, которое в июле 2019 г. составит 4,1%, соизмеримо с повышениями тарифов в предыдущие годы. Так, в июле 2018 г. коммунальные тарифы были повышены в среднем по стране единовременно на 4%.

С нового года в российских регионах должны появиться операторы, ответственные за вывоз, переработку и раздельный сбор мусора. Для трех городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) переход отложен до 2022 г. Первые признаки реформы граждан не обрадовали – появились временные свалки, вывоз мусора подорожал, народ отметил нововведение протестами.

Изменился принцип формирования тарифа: раньше расчет зависел от площади квартиры, теперь – от количества проживающих. «Ставка платы за вывоз и утилизацию мусора ушла из платы за содержание и ремонт жилья. Вместо нее появилась новая коммунальная услуга – «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО)», – добавляет Александр Костюков, гендиректор компании «Домком инвест».

Эксперты сходятся в том, что реформа перезрела, что-то предпринимать нужно было еще позавчера. По оценке Генцлер, перенос решения на региональный уровень выглядит оправданным, так как проблема требует больших инвестиций и муниципальные образования с ней не справятся.

Что же касается размера тарифа, особенно устанавливаемого в первый раз, по ее мнению, он может быть плохо экономически обоснован. «Необходим экспертный анализ структуры тарифов по регионам, обоснованность учитываемых в тарифе затрат регионального оператора и т. д.

А обществу нужна информация о том, почему размер тарифа такой, какие задачи будут решаться за счет такого тарифа, какие инвестиции и в какие объекты для переработки ТКО будут осуществляться». «Потребители начали получать первые квитанции, и люди не понимают суммы.

Желательно допустить общественных экспертов к публичному обсуждению стоимости мусорного тарифа, норм накопления отходов и дать возможность потребителям контролировать качество услуг», – согласен Костюков.

Критикующие реформу в ее нынешнем виде эксперты обращают внимание на появление новых монополистов в отрасли. С точки зрения Крохина, невооруженным глазом видно, что власти «отдали регионы» определенным финансово-промышленных группам: «Ничего пока не произошло, кроме того что монополистам выделили деньги.

Зато судят и сажают экоактивистов, выступающих против свалки у себя под носом». С ним солидарен и Кочетков: «Ранее монополистами фактически выступали владельцы мусорных полигонов, а рынок перевозки ТКО был чаще всего конкурентным.

В результате реформы в регионах появился никому, по сути, не подконтрольный монополист, качество работы которого всем еще предстоит оценить и стоимость услуг которого потребителям никак не обосновывается».

Хованская указывает на неважную организацию дела: по информации депутата, существующие в стране предприятия по переработке мусора загружены лишь на 30–40%, тогда как полигоны перегружены.

Среди трудностей, которые вынуждена преодолевать мусорная реформа, Костюков называет также нехватку информации о потребителях и состоянии контейнерных площадок. «Многим людям еще предстоит осознать, что обязанность содержания контейнерной площадки, как общедомового имущества, осталась на собственниках», – говорит он.

Не отстал от коммунальных тарифов и взнос на капитальный ремонт: с нового года он увеличился. В Москве, например, он дорос до 18,19 руб. с 1 кв. м. По подсчетам Крохина, в структуре платежей москвичей он занимает 25–30%.

Однако есть и «добрые» регионы, например, в Питере этот сбор составляет 4–5 руб. за 1 кв. м. По мнению экспертов, такие колебания в разных регионах недопустимы.

Хованская считает, что граждан можно и пощадить, а закрывать разницу до необходимого уровня этого платежа может бюджет.

Слабым звеном программы капитального ремонта остается «общий котел», т. е. платежи населения, поступающие в региональные фонды капремонта. Хотя, как отмечает Генцлер, «ремонты продолжаются, и это хорошо».

Крохин подозревает, что на всех денег «общего котла» не хватит. «Предполагаю, что на наши деньги отремонтируют с грехом пополам только самый старый фонд. Например, мой дом согласно региональной программе должен быть отремонтирован не ранее 2039 г. И я почему-то уверен, что к тому моменту деньги у города закончатся и нам предложат что-то новенькое».

Читайте также:  25% россиян намерены улучшить жилищные условия в ближайшие 5 лет

Генцлер тоже говорит о проблеме с финансовой необеспеченностью программ капитального ремонта, которая назревает в большинстве регионов.

Причина – заниженные размеры взносов и отсутствие субсидий из региональных бюджетов на софинансирование. Из-за этого сдвигаются сроки ремонтов, есть угроза срыва программ.

Решить проблему, по ее мнению, можно, увеличивая эти взносы и предоставляя адресные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг для поддержки людей с низкими доходами.

Трудности есть и у собственников, выбравших спецсчета, которые позволяют копить средства для ремонта своего конкретного дома. Если в регионе установлены низкие взносы – копить придется долго, а кредиты привлекать трудно.

С кредитованием домов, выбравших спецсчета, вообще дела обстоят тяжело. Как рассказала Хованская, собственники хранят деньги всего в шести крупнейших банках, утверждаемых Центробанком.

По счету можно отследить, что деньги поступают аккуратно, и по идее собственники могли бы рассчитывать на льготные условия кредитования, но щадящих кредитов эти банки не дают. В других же банках потребуют залог.

У большинства домов его просто нет.

Остро стоит и вопрос сохранности денег. Дома теряют свои накопления при отзыве лицензии у банка. Условия страхования, предусмотренные для физических лиц, не работают, ведь владелец спецсчета –юридическое лицо.

Ситуацию могла бы спасти норма, действующая для малых предприятий, когда на сумму 1,4 млн руб. действует страховка.

Но пока эти проблемы находятся на уровне консультаций Центральным банком и черты законопроекта еще не приобрели.

Дома со спецсчетами сталкиваются еще с одной «неприятностью», о которой говорит Кочетков. Если, например, люди решили отремонтировать лифт, а деньги накапливаются на специальном счете, открытом у регионального оператора, то они зачастую сделать этого не смогут из-за того, что в программе капитального ремонта данного дома попросту забыли указать ремонт лифтов.

В прошлом году был принят закон, позволяющий перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по инициативе либо жильцов, либо самих РСО. По наблюдениям Хованской, люди активно пользуются этим правом и там, где этот переход происходит, втрое улучшается платежная дисциплина. Но и тут не обходится без закавыки – до сих пор не утвержден типовой договор.

Сами ресурсоснабжающие организации на прямые договоры переходить не спешат, хотя, например, по данным Крохина, в новостройках сейчас большая задолженность управляющих организаций перед поставщиками. Причина – ресурсники пока не могут комфортно работать с должниками – у них нет филиалов и клиентских офисов. И лучше управляющей организации пока никто не может этого делать.

По оценке Кочеткова, само по себе принятие законопроекта не решило проблему отрасли в целом. Подготовка к прямым договорам («собственник – РСО») началась задолго до их появления в 2018 г. Еще в 2017-м Минстрой перевел в состав жилищных услуги на поставку коммунальных ресурсов, расходуемых на общедомовые нужды (так называемый КРСОИ), – т. е. в сферу ответственности управляющих организаций.

В результате оплата разницы между поставленным в дом объемом ресурсов и показаниями общедомового прибора учета легла на плечи управляющих организаций и ТСЖ.

Компенсировать ее за счет жителей невозможно – в большинстве случаев собственников защищает искусственно заниженный норматив потребления, а это приводит к убыткам.

Получается, что у управляющей организации остается два выхода из ситуации – копить долги перед РСО и банкротиться либо кардинально урезать объемы работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов.

Тарифы ЖКХ: двойной удар по карманам россиян

Глава правительства Дмитрий Медведев утвердил повышение в 2019 году тарифов на жилищно-коммунальные услуги. С 1 января расценки вырастут в связи с увеличением НДС, а с 1 июля – в связи с инфляцией.

Сегодня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев завизировал постановление кабмина, согласно которому повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг в России в будущем году будет проведено дважды. Документ размещен на правовом портале правительства.

Два раза вместо традиционного одного – с 1 июля – пересматривать тарифы в кабмине решили с учетом увеличения с 18% до 20% ставки налога на добавленную стоимость. Повышение состоится с 1 января. Ранее в Минфине подсчитали, что ресурсоснабжающие организации и другие поставщики коммунальных услуг дополнительно заплатят НДС на сумму 16 млрд. рублей.

Параллельно перед правительством была поставлена задача удержать суммарное подорожание коммуналки в пределах целевого показателя инфляции, который составляет 4%.

Оптимальным в кабмине сочли механизм, при котором расценки на ЖКУ с 1 января вырастут на 1,7%, что практически компенсирует рост НДС. А с 1 июля величина тарифов будет увеличена еще на 2,4%. Таким образом, общее увеличение стоимости ЖКУ составит 4,1%. Отметим, что в предыдущие годы коммунальные тарифы росли раз в год, средний размер повышения составлял 4%.

На двухэтапной индексации стоимости ЖКУ настояли в Минэкономразвития. Против январского роста тарифов выступили в Федеральной антимонопольной службе.

Ее руководитель Игорь Артемьев отмечал, что в большей части субъектов федерации стоимость коммунальных услуг для населения уже превышает обоснованный уровень.

Поскольку поставщики предоставляют ресурсы и услуги по завышенным расценкам, они должны либо их снизить, либо инвестировать дополнительно вырученные средства в улучшение качества самих услуг, а именно – ремонты инженерных систем, коммуникаций и домов, заявил Артемьев.

Критиковали предложение экономического ведомства и в Минэнерго, однако по противоположной причине. Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко назвал оправданным двухразовое повышение тарифов – на 1,7% с начала года для компенсации роста НДС и на 4% со второго полугодия – для нивелирования инфляции. Но это предложение не было поддержано правительством.

Отметим, что в начале ноября Сбербанк огласил средний размер расходов россиян на жилищно-коммунальные услуги. На основании платежей за коммуналку, проведенных через эту кредитную организацию, и сведений Росстата там заявили, что в январе-сентябре одно домохозяйство в среднем платило за ЖКУ 5,038 тыс. рублей.

В банке сообщили, что в среднем россияне тратят на коммуналку 11,4% семейного бюджета, однако в региональном разрезе эта величина заметно колеблется. Дороже всего ЖКУ обходятся жителям Тувы – в 24,5% заработка, а также Камчатки – в 16,3%.

Гораздо менее ощутимы счета за коммуналку для жителей Северной Осетии – Алании – 6% дохода. В столицах размер средней платежки приближен к федеральному: 13,9% — в Москве и 10,7% — в Петербурге.

При этом 80% плательщиков рассчитываются за коммуналку по безналу, хотя пенсионеры отдают предпочтение наличной оплате.

Между тем, в понедельник глава Минприроды и экологии Дмитрий Кобылкин заявил о возможности роста с 2019 года стоимости услуги по вывозу мусора в части субъектов. Этот платеж в рамках реформы обращения с бытовыми отходами будет выведен в отдельную строку.

Изменения не единожды переносились на более поздний срок, поскольку во многих регионах отсутствовали заводы для сортировки и переработки мусора, сегодня же операторы обращения с отходами в большей части субъектов определены.

Задачей правительства станет контроль повышения тарифов.

По словам Кобылкина, наиболее высока вероятность увеличения расценок на вывоз мусора в регионах с большой площадью, в числе которых Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Субъекты, где повышение тарифов неизбежно, уже резервируют средства на субсидии для жителей с минимальными доходами.

Министр также напомнил, что в экспериментальном режиме новая система обращения с мусором была запущена в 12 регионах, и их население не столкнулось с резким ростом платежей. Отметим, ранее РБК стало известно, что в России может появиться государственная компания – оператор обращения с бытовыми отходами.

Также в ноябре СМИ сообщили о том, что поставщики ЖКУ намерены расширить сотрудничество с коллекторами. Как узнал «Коммерсант», с профессиональными взыскателями уже работает «Росводоканал». Готовы продавать коллекторам долги нерадивых абонентов и в «Мосэнерго». Ранее в Минстрое подсчитали, что россияне задолжали за коммуналку 535 млрд. рублей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *