Правительство уточнило статус самовольных построек

   Снос или перенос незаконной постройки соседа – вопрос не простой, вот почему важно получить советы нашего адвоката.

Правительство уточнило статус самовольных построек

Основания для сноса самовольной постройки

   Иск о сносе построек по меже участков к соседу. Безусловно, постройка соседа или иных лиц на вашем земельном участки является нарушением Ваших прав. Однако не все иски о сносе самовольной постройки предъявляются соседями.

Такой иск может быть предъявлен администрацией муниципального образования к вашей постройке.

Рассмотрим основания для подачи иска о сносе, как к соседу, так и предъявления его к Вам третьими лицами или государственными органами:

  1. Строительство без согласования с соседом. Вы можете подать иск о сносе самовольной постройки, нарушающей права соседей. По закону строительство капитальных строений по меже участков запрещено без получения соответствующего согласия владельцев соседних участков. Споры возникают, если собственник одного из участков меняется, а у соседей идет строительство. Новый владелец может подать иск о сносе, мотивируя это тем, что он не давал на это разрешение. Если ответчик предоставит официальное разрешение предыдущего владельца, этого будет достаточно, чтобы доказать правомерность своих действий.
  2. Строительство без разрешения. Снос гаража на границе с соседним земельным участком возможен, если его ворота перекрывают участок соседа, а выезд автомобиля осуществляется на чужую территорию. Еще одно основание для сноса – отсутствие официального разрешения от властей на постройку. Если гаража нет на плане участка, в кадастровом и техническом паспорте, то суд может обязать владельца участка снести самовольную постройку. Легализовать постройку будет проблематично и дорого, но часто нарушители закона идут на это.
  3. Нарушение санитарных норм и правил. Вы можете подать иск о переносе туалета, который расположен на улице у границы участков, мотивируя это тем, что биологические отходы загрязняют почву, а неприятные запахи негативно влияют на качество жизни.
  4. Самовольное строительство. Отсутствие соответствующей документации легализирующей право возведения объекта. Указанные обстоятельства являются основанием для предъявления к Вам искового заявления о сносе. В такой ситуации единственным оптимальным решением Вашей проблемы будет предъявление встречного иска о признании права собственности на самовольно возведенный объект.
  5. Нарушение границ собственного участка. Возведение Вами постройки за пределами границ вашего земельного участка. В данном случае в качестве рекомендации советуем вам произвести кадастровые работы по выносу границ в натуре. Определив границы своего участка с точностью, Вы исключите возможность постройки, например, на землях общего пользования, которые отнесены к администрации.
  6. Нарушение правил землепользования и застройки. Сегодня часто встречаются ситуации, когда люди возводят объекты на территориях, которые на то не предусмотрены. Ну, например, ИЖС на землях огородничества. В данном случае защита ваших прав также возможна лишь в судебном порядке.
  7. Отсутствие у лица права пользования земельным участком. Такая ситуация может сложиться в случае прекращения срока действия договора аренды или изначального самовольного захвата земли. Для урегулирования сложившейся ситуации Вам необходимо обратиться к собственнику земельного участка, по вопросу продление аренды земельного участка под строительство, пожаловаться в контролирующие органы или составить иск в суд – все это можно сделать в т.ч. с нашей помощью.

   Отсутствие вообще каких-либо правопритязаций к земельному участку, на котором производится строительство.

Иными словами – пользование земельным участком без законных на то оснований, а сам участок не принадлежит Вам не на одном виде прав (собственности, иное возмездное/безвозмездное пользования).

В такой ситуации законодатель предусмотрел возможность защиты нарушенных прав посредством оформление земли по приобретательной давности (что можно изучить по ссылке на возможность применения данных положений закона).

ВНИМАНИЕ: как выиграть судебные споры по земельным участкам между соседями и иными лицами – смотрите видео. Подпишитесь на YouTube канал и бесплатная консультация по земельным вопросам в х ролика пройдет профессионально и в срок.

Порядок сноса самовольной постройки по решению суда

   Спорные вопросы с соседями и иными собственниками смежных земель, можно решить, не прибегая к обращениям в суд, но иногда добиться мирного решения проблемы невозможно. В суде нужно быть последовательными и предъявить реальные доказательства самовольного захвата земли или нарушения прав соседей.

   Если все же Вам не удалось договорится в досудебном порядке по организацию и проведению будущей и/или идущей застройки Вашим соседом, защитить свои права мы можете лишь в суде. Судебное производство будет включать в себя следующие этапы:

Досудебное урегулирование спора и подготовка к суду

   Досудебная подготовка. Данный этап будет включать в себя подготовку непосредственно самого искового заявления, а также сбор доказательств. В рамках указанного спора, Вам как лицу чьи права нарушены необходимо будет доказать следующие обстоятельства в зависимости от основания иска:

  • возведение ответчиком объекта на территории вашего земельного участка полностью или частично;
  • нарушение соседом строительных норм и правил в части нормативных отступов от смежной границы, и/или от Вашего капитального строения;
  • возведение соседом постройки, которая может создавать угрозу Вам или иным лицам;
  • подача официального искового заявления о сносе забора или переносе иной постройки;

Суд по переносу (сносу) туалета, сарая или иной постройки

Правительство уточнило статус самовольных построек

   Заключение кадастрового инженера. В заключении специалист должен указать на возведение объекта на границы (в границах) Вашего участка.

   Строительно-техническое заключение. В указанном заключение специалист определит не нарушены ли нормы при возведении объекта в части застройки объекта. Более того эксперту надлежит определить соответствует ли объект строительному проекту, взведен в соответствии с требованиями строительных норм и права.

Исполнение решения суда о сносе или переносе постройки

   Вынесение решение суда и его исполнение. В случае вынесения решения суда в Вашу пользу, вашему оппоненту все же предстоит нести или перенести подстроку. Сделать это лучше всего добровольно.

На случай уклонения ответчиком от исполнения судебного акта Вы может обратиться с заявлением о выдаче исполнительного листа и предъявления его в компетентный орган.

Судебный пристав с привлечением сторонних организаций исполнит решение суда, а расходы, связанные с его исполнением возложит на нарушителя.

   Иногда ход событий приобретает совсем иной поворот и органы государственной власти ставят вопрос о прекращении права собственности в отношении вашего объекта недвижимости – строения и земельного участка под ним.

Такой момент урегулирован на законодательном уровне и называется он изъятие земель для госнужд. Как правило, споры, возникающие на фоне такой проблемы, вытекают из определения стоимости имущества, которое подлежит изъятию.

Оценки, предоставленные государственными органами, не всегда являются объективными. Урегулировать такой спор может только суд.

   Шансы на успех значительно повышаются, если вы пользуетесь услугами нашего адвоката. Обращайтесь к тем экспертам, которые специализируются на подобных делах.

Они самостоятельно заполнят исковое заявление о демонтаже забора, точно расскажут, как вам нужно действовать, реально оценят вероятность позитивного исхода мероприятий и расскажут о том, как проходит процедура изменение платы за сервитут (подробнее по данной теме по ссылке).

Неисполнение решения суда о сносе самовольной постройки

   Согласно вступившим в законную силу изменениям в гражданское законодательство от 04.08.2018 г. сроки сноса самовольной постройки составляют от 3-х до 12 месяцев в зависимости от характера объекта. Что же делать, если ответчик в течение установленного судом времени так и не снес постройку?

    В этом случае начинает работать механизм принудительного исполнения, которым занимается Федеральная служба судебных приставов. Воспользовавшись услугами эксперта, постоянно взаимодействующим с данными структурами, вы значительно повышаете свои шансы на положительный исход дела:

  1. После того, как исполнительный лист получен судебным приставом, ситуация будет разворачиваться следующим образом: поскольку срок, установленный для добровольного исполнения, истек, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику новый срок для исполнения для сноса самостроя.
  2. Если же должник и в этом случае не исполняет требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении. При этом важно понимать, что применение к должнику мер, влекущих для него неблагоприятные последствия, не всегда может привести к нужному результату. Часто должники по таким категориям дел стремятся уклониться от исполнения обязанности о сносе самовольной постройки.
  3. В случае если после всех предпринятых действий судебным приставом-исполнителем так и не произошло сноса постройки, судебный пристав вправе самостоятельно произвести снос незаконного строения. Действия по сносу самовольной постройки при этом будут осуществляться за счет бюджетных средств с последующим их взысканием с должника. Стоит только при этом учитывать, что данная процедура не осуществляется быстро и на практике является достаточно сложной. Поскольку необходимо согласовать выделение денежных средств с управлением ФССП РФ в субъекте. Помимо этого, снос незаконной постройки зачастую предполагает вложение значительных сумм денег, организацию конкурса на проведение работ и много других сопутствующих действий в сочетании со значительной занятостью самих судебных приставов-исполнителей – все это позволяет сделать вывод о том, что процедура сноса самовольной постройки может растянуться на весьма длительное время.

   И здесь очень важно осуществление контроля со стороны специалиста, который может проанализировать работу судебного пристава на предмет законности действий и своевременно устранить ошибки и недочеты в его работе.

Отсрочка исполнения решения суда о сносе

   Гражданское законодательство наделяет должника, взыскателя, а также судебного пристава-исполнителя правом поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления. Как правило, по делу о сносе самовольной постройки, чаще всего заявителем выступает должник, который по каким-то причинам не может исполнить решение суда в срок.

ЗАКОН: согласно статье 203 ГК РФ суд вправе предоставить отсрочку должнику исходя из его имущественного положения или других обстоятельств.

   Предоставление отсрочки исполнения решения суда напрямую затрагивает интересы взыскателя и отдаляет защиту его прав. Поэтому основания ее предоставления должны носить исключительный характер.

Заявителем должны быть предоставлены доказательства наличия обстоятельств, которые существенно препятствуют исполнению судебного решения. В свою очередь, взыскателем может быть представлены суду возражения на заявление об отсрочке исполнения решения суда о сносе самовольной постройки.

Затем суд, оценив доводы обеих сторон, приходит к следующим выводам: являются ли причины предоставления отсрочки уважительными и обоснованными, отвечает ли предоставление отсрочки критериям справедливости и не затрагивает ли сущность конституционных прав участников исполнительного производства.

В случае если суд устанавливает факт наличия оснований для предоставления отсрочки, выносится определение с указанием срока предоставления отсрочки.

   Таким образом, процедура сноса самовольной постройки достаточно непростая и сложности могут возникнуть на любом этапе. Именно поэтому, прибегая к помощи профессионалов, можно значительно облегчить разрешение данного вопроса и с уверенностью утверждать, что вы использовали все возможности для достижений нужной цели.

Читайте также:  Как делится квартира, если я родилась до приватизации, а сестра после?

Помощь адвоката по самовольным постройкам в Екатеринбурге

   При самовольном захвате земельного участка лицом, не имеющим законных прав, реальные владельцы недвижимости могут подать исковое заявление о переносе забора или другого капитального строения.

Подобные вопросы желательно решить полюбовно, но если мирный исход нереален, стоит обратиться в суд. Обязательно получите услуги наших юристов, которые расскажут, как действовать в определенной ситуации.

   Следуя нашим рекомендациям, Вы можете миновать прохождения судебных инстанций и осуществить строительство без дополнительных обременений в виде судебных тяжб.

На случай если спор возник между долевыми собственниками участка, Вы можете урегулировать его путем подготовки соглашение об определении порядка пользования земельным участком.

Если такое соглашение не удается достичь долевым собственникам объекта, единственным его решением является выдел части доли земельного участка, в чем вам может помочь наш адвокат уже сегодня.

Отзыв о жилищном юристе нашей юридической фирмы

Правительство уточнило статус самовольных построек

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Самострою дадут шанс на спасение. Белый дом уточнил статус самовольных построек

Правительство уточнило статус самовольных построек

Законопроект, сокращающий возможности для внесудебного сноса самовольных построек, одобрен в четверг правительством. Гражданам дадут возможность избежать сноса самостроя, если они сами приведут его в соответствие с градостроительными требованиями. Одновременно ужесточается регулирование индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — для предотвращения строительства многоквартирных домов на выделенных «индивидуальных» участках.

Одобренные Белым домом законопроекты касаются регулирования статуса самовольных построек.

Сейчас в Гражданском кодексе под таким объектом понимается сооружение, возведенное на участке, не предоставленном в установленном порядке, либо если его разрешенное использование не допускает подобного строительства.

Также к самовольным относятся постройки, созданные без получения необходимых разрешений или с нарушением строительных норм.

Законопроект предлагает исключить из числа самостроя объекты, построенные с нарушением ограничений по использованию участка, если собственник не знал об их наличии. При этом обязательным остается наличие необходимых разрешений и согласований для строительства.

Возможности сноса самовольных построек в законопроекте несколько ограничиваются.

Так, вводится запрет на принятие во внесудебном порядке решения о сносе здания, если право собственности на него уже зарегистрировано в ЕГРН, а также если оно построено до 2001 года, когда вступил в силу Земельный кодекс.

Без суда принять решение о сносе здания можно будет лишь при отсутствии разрешений на строительство или правоустанавливающих документов на землю. Впрочем, собственнику дается шанс избежать и этого — если он приведет постройку в соответствие с градостроительными требованиями.

Наконец, Минстрой предлагает разрешить давнюю проблему, когда под видом объектов, в отношении которых не осуществляется строительный надзор, строятся многоквартирные дома.

Как пояснил в четверг глава ведомства Михаил Мень, она особенно распространена в южных регионах страны, где покупаются участки под ИЖС, на которых возводятся многоквартирные дома. «Затем начинают какими-то путями через суды узаконивать эту стройку»,— сказал министр.

По его словам, решить эту проблему планируется определением объекта ИЖС как отдельно стоящего дома с количеством надземных этажей не более трех и высотой не более 20 м. При этом дом не должен состоять из квартир или блок-секций.

В Минстрое объясняют, что, пока местные власти пытаются добиться сноса незаконного объекта, на него оформляется право собственности, а помещения продаются добросовестным покупателям. Во избежание таких ситуаций вводится превентивный контроль — Госстройнадзор сможет проводить проверки объектов площадью и менее 500 кв. м (ранее — только от 500 кв. м и этажностью от трех этажей).

По мнению Марины Абрамовой из адвокатского бюро «Городисский и партнеры», готовящиеся изменения очень уместны.

«В последние полтора года это явление, когда на земельных участках для ИЖС возводятся многоквартирные дома, приобрело невероятный масштаб»,— отмечает она.

Юрист называет правильным исключение из категории ИЖС зданий с блок-секциями и изолированных помещений с отдельным входом, обладающих признаками квартир.

Источник: investfunds

Новый закон о самострое в 2021 году | Юридическая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о самострое в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если на самовольную постройку уже зарегистрировано право собственности, правообладатель может столкнуться с требованиями об устранении нарушений – сносе дополнительных этажей, уменьшением площади объекта и т.д. В предписании будет указан срок на его исполнение. Если требование не будет выполнено, к собственнику могут предъявлять иск о сносе самостроя за его счет.

Если на незаконно возведенный объект не зарегистрированы права, признать их можно только через суд или в административном порядке. Для этого необходимо располагать проектной документацией, обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.

На начальном этапе согласований нужно получить ГПЗУ и техусловия на подключение к инженерным сетям. ГПЗУ в столице выдает Москомархитектура. Этот документ содержит подробное описание характеристик и ограничений участка, параметров разрешенного строительства. Техусловия выдаются ресурсоснабжающими организациями для подтверждения точек подключения, возможности присоединить объект к сетям.

Чтобы подготовить проектную документацию, проводится обследование незаконной постройки, определение ее фактических характеристик. Обычно это делает сама проектная организация, так как ей предстоит учесть все строительные нормы и правила в готовом проекте.

При обследовании используются методы визуального осмотра, инструментальной диагностики конструкций, расчеты допустимых нагрузок.

Также будет проверяться, не нарушает ли самострой общий правила застройки на данной территории, интересы владельцев соседних объектов.

Узаконивание самовольной постройки: последовательность оформления

Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:

  • более простой вариант – административный порядок согласования;
  • при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.
  • Второй вариант процедуры – более затратный и сложный, применяется только тогда, когда вариант упрощенного согласования с администрацией не получился.
  • Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.
  • Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:
  • Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
  • Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
  • Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
  • Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
  • Оформление права на недвижимость по доброй воле.

Так как незаконных построек в Москве и области (например, дачных домов) довольно много, рекомендуется следить за тем, чтобы в процессе строительства неукоснительно соблюдались нормативы и требования по закону. Иначе не избежать негативных последствий вплоть до полной потери недвижимости.

Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.

Самовольная постройка соответствует хотя бы одному из критериев, указанных в п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, например:

— нет разрешений и согласований, которые для такой постройки обязательны; — стоит на участке, не предоставленном под постройку; — нарушает нормы — строительные (о характеристиках зданий) или градостроительные (о планировке территории);

— участок под постройкой не предназначен для таких зданий.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Не для всех построек нужны разрешительные документы.

Так, не нужно разрешение и любое другое согласование для гаража и сарая на участке для личного пользования или для жилого дома на садовом участке (см. п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Узаконить незаконную постройку ИЖС, расположенную в поселении, до недавнего времени можно было по «дачной амнистии». Однако эта норма не действует с 01.03.2019.

Согласие соседей на оформление самостроя не требуется. Однако нужно учесть, что ваше самовольно возведенное здание не должно нарушать их права. Например, если вода с крыши стекает на соседский участок и размыла на нем грунт, это нарушение прав — сосед имеет право на негаторный иск.

  1. Узаконить самовольную постройку в 2021 году через суд — перспективное решение, если:
  2. — у застройщика есть право строить на этом земельном участке (например, земля у него в собственности или получена в аренду под строительство); — постройка не нарушает строительных и градостроительных норм;
  3. — она безопасна и не нарушает права других лиц (например, владельцев соседнего участка, обладателя сервитута на участке под самовольной постройкой).

Все эти условия должны соблюдаться одновременно. Если хотя бы одно из них нарушено, то следует сначала устранить нарушение, а уж затем обращаться в суд (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Что принес 2021 год домовладельцам

Как узаконить постройку на собственном земельном участке? Исковое заявление в суд должно содержать указание на самовольный характер здания и невозможность оформить его иначе, чем судебным путем.

Затем описывается, почему нужно признать право собственности за истцом (см. предыдущий раздел статьи об условиях оформления — безопасность строения и т. п.).

Истец поясняет, что ему принадлежит земля под постройкой, что именно он является застройщиком.

Как узаконить самовольную постройку, если земля муниципальная? Если земля была передана в аренду под строительство, особых проблем с оформлением у застройщика не будет — иск составляется аналогично иску собственника участка.

Если владелец участка не строил здание, он всё равно может требовать в суде легализации своих прав на самострой. Только придется возместить застройщику расходы на строительство.

Затем нужно сослаться на ст. 222 ГК РФ и попросить суд признать за истцом право собственности на самовольную постройку. Здание следует точно описать — описанием из иска суд будет руководствоваться в своем решении, а Росреестр по этому решению зарегистрирует право. Ошибка в адресе или площади здания может привести к отказу Росреестра.

ВАЖНО! Ответчиком по иску о легализации самостроя на собственном участке будет администрация по месту нахождения объекта (п. 25 постановления Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

  • Всё, о чем заявлено в иске, нужно подтвердить документами. Посмотрим, какие доказательства удобно использовать для каждого из важных фактов:
  • Факт, упомянутый в иске Доказательство факта
  • Невозможность оформить право собственности иначе, чем через суд Официальный отказ компетентного органа выдать разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию
Читайте также:  8 российских застройщиков обанкротились за три месяца

Принадлежность земли истцу и допустимость строительства на ней спорной постройки Выписка из ЕГРН, договор аренды, документы на приобретение участка (договор дарения, купли-продажи и т.п.)

Безопасность здания и его соответствие техническим нормам Заключение строительной экспертизы (если сразу не приобщать к иску, придется ходатайствовать об экспертизе в суде, см. п.26 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010), заключение органа строительного надзора, пожарного надзора

Наличие постройки и ее технические характеристики Технический план здания

Возведение постройки истцом Договор подряда, платежные документы на стройматериалы

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

                                                              Оглавление

  1. Понятие самовольного строительства;
  2. Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства;
  3. Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства;
  4. Заключение.
  • Понятие самовольного строительства
  •  Действующее законодательство к самовольным постройкам относит здания, сооружения или иные строения, если они:
  • — возведены на не предоставленном в пользование земельном участке;
  • -размещены на земельном участке, у которого установленные виды разрешенного использования не допускают строительства;
  • — построены без обязательных разрешений и согласований;
  • — возведены с нарушением строительных правил и норм.
  • Следует отметить, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самовольного строительства.
  • Вместе с тем, не считается постройка самовольной, если на момент ее возведения правообладатель не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.
  • Иными словами самовольная постройка – это объект недвижимого имущества, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании возможно возводить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:
  • — заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, земельный участок под застройку могут выделить на основании договора аренды, с последующим оформлением в собственность);
  • — в случае если видом разрешенного использования земельного участка, установлено возведение построек;
  • — в случае наличия необходимых согласований и разрешений (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);
  • — в случае если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;
  • — в случае если строительные работы не привели к нарушению законных интересов третьих лиц.
  • Самовольным строительством является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.
  • Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства

Любой объект недвижимого имущества неразрывно связан с земельным участком. В этой связи, для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства необходимо подтвердить права на земельный участок, с соблюдением вида разрешенного пользования (далее ВРИ), а также провести экспертизу на соответствие объекта самовольного строительства требованиям безопасности.

В случае отсутствия прав на земельный участок потребуется оформление земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Это может быть заключение договора аренды или выкуп земельного участка.

Изменение ВРИ достаточно сложная процедура, так как ВРИ установлен ПЗЗ -правилами землепользования и застройки.

Кроме того, в отношении земельного участка могут существовать ограничения (сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны).

Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений.

Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

  1.        Вместе с тем, объект самовольного строительства должен быть безопасен и соответствовать строительным нормам и правилам
  2.        При возведении любых объектов недвижимости требуется соблюдение строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а так же санитарно-гигиенических и иных нормативов.
  3.        Для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства потребуется:

— подготовить соответствующую документацию (проект, экспертные заключения, ГПЗУ и т.д.), при необходимости получить разрешения на строительство;

  • — заказать технические планы;
  • — получить заключения СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;
  • — согласовать спорные вопросы с владельцами соседних объектов и участков.

        Безопасность объекта недвижимости по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу.

      Следует отметить, что необходимо учитывать ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

  1. Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства
  2. — оформление разрешения на строительство;
  3. — признание права собственности в судебном порядке;
  4. — получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта, признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ;
  5. — установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства.
  6. Оформление разрешения на строительство:
  7.       При оформлении разрешения на строительство органы исполнительной власти проверяют земельный участок на наличие признаков самовольного строительства, а также запрашивают документы в уполномоченных органах (в Москве – в административной инспекции, БТИ, Департаменте городского имущества, Росреестре).

       Законодательством РФ не предусмотрена возможность проведения экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство на уже возведенные объекты. Поэтому при обнаружении объектов самовольного строительства органы государственной власти имеют право отказать в выдаче документа.

      При обнаружении объектов самовольного строительства в Москве Мосгосстройнадзор не выдает такое разрешение. Поэтому на документально зафиксированный инстанциями объект самовольного строительства оформить разрешение на строительство невозможно.

  •        Однако если уполномоченные органы не зафиксировали незаконную реконструкцию документально, и она была проведена без увеличения габаритов здания (например, был возведен антресольный этаж в пределах габаритов здания), оформить разрешение на строительство возможно.
  • Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ:
  •         Легализовать (сохранить) объект самовольного строительства на основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ можно при одновременном соблюдении всех следующих четырех условий:
  • — земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;
  • — имеются права, допускающие строительство на земельном участке объекта;
  • — на день обращения в суд постройка соответствовала нормативным требованиям;
  • — сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
  •          В судебные органы необходимо представить:
  • — проект строительства (реконструкции) здания в объеме разделов: «архитектурный», «конструктивный», «вентиляция», «водопровод, канализация», «электрика», «пожаротушение, пожарная сигнализация»;
  • — заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;
  • — заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;
  • — архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и свидетельство о его утверждении, выданное Москомархитектурой, которые служат доказательством соответствия фасада и этажности здания градостроительным нормам;
  • — договоры с организациями, эксплуатирующими внешние сети (если здание эксплуатируется).
  • Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ:

      В соответствии с п. 3.

2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которому в целях строительства предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, где возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такое здание, сооружение или другое строение в случае выполнения требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными нормами, если это не противоречит закону или договору.

  1.      При этом, необходимо доказать, что объект соответствует нормативам, а его сохранение не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права и интересы граждан.
  2.       В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства через суд на основании второго абзаца пункта 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить в судебные органы:
  3. — договор аренды земельного участка с указанием, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства или реконструкции здания;
  4. — проект строительства (реконструкции) здания;
  5. — заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;
  6. — заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;
  7. — архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта. Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ (применимо для объектов недвижимости города Москвы):

        Для получения решения ГЗК необходимо подать заявление и документы в Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) г. Москвы с просьбой рассмотреть возможность сохранить и узаконить объект самовольного строительства.

Принят закон о борьбе с самовольными постройками

Изменения вносятся в первую часть Гражданского кодекса РФ. Закон
дает определение самовольных построек, вводит и конкретизирует основания для их
сноса, а также предусматривает — как меру дополнительного обеспечения —
принудительное изъятие земельных участков в случаях невыполнения решений о ликвидации незаконного самостроя.

  • В соответствии с документом, самовольной постройкой «являются
    здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном
    участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке,
    разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного
    объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу
    закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка,
    требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или)
    указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату
    начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки».
  • При этом законодатели указывают, что не является самовольной
    постройкой здание или сооружение возведенные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник
    данного объекта «не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка».
  • Также законом закрепляется, что решение о сносе самовольной
    постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями
    принимается судом.

Как пояснял ранее Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, «постройка
может быть признана самовольной, только если нарушены требования, установленные
на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного
строительства».

Павел Крашенинников добавил, что законом в отношении
постройки, признанной самовольной, вводится механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями либо на основании решения органа
местного самоуправления, если объект находится в охранной зоне или нет
разрешения правоустанавливающих документов, либо на основании решения суда. 

Читайте также:  В москве земли тимирязевской сельхозакадемии застроят жильем

«Сейчас,
согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в течение
определенного срока — от 3 месяцев до 1 года.

После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями — на это отводится срок от 6 месяцев
до 3 лет.

В результате на такую постройку может быть оформлено право
собственности», — указывал глава Комитета.

Также в качестве мер противодействия недобросовестным
застройщикам закон предусматривает механизм принудительного изъятия земельного
участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки
в установленный срок.

Предложенные законом меры позволят
сделать механизм признания построек самовольными более объективным, а также
усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству, устанавливая
при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое
имущество, уверен Павел Крашенинников. 

Изменения в правовом регулировании самовольных построек

13.08.2018

Примерное время чтения: 5 мин.

4 августа 2018 г.

вступили в силу изменения законодательства в части регулирования самовольных построек: уточнено понятие самовольной постройки, введен исчерпывающий перечень оснований для внесудебного порядка их сноса, предусмотрена возможность приведения самовольной постройки в соответствие с обязательными требованиями с последующим оформление такой постройки в собственность[1].

Основные нововведения

Понятие «самовольная постройка» дополнено следующим признаком – требования, которым не соответствует самовольная постройка, должны быть приняты на дату начала ее возведения или создания и являться действующими на дату выявления самовольной постройки.

Иными словами, если здание (строение) не соответствует требованиям, которые были приняты после начала его возведения (создания) или такие требования утратили силу к моменту выявления такого здания (строения), то оно не может быть признано самовольной постройкой.

  • Самовольной постройкой не может быть признан объект, собственник которого не знал и не мог знать о действии установленных в соответствии с законом ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
  • Прямо установлен запрет на использование самовольной постройки.
  • Согласно новым правилам суд, а в определенных случаях орган местного самоуправления, может принять: а) решение о сносе самовольной постройки; либо б) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

При этом самовольная постройка будет подлежать сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем – лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица. Исключение составляют случаи, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Новыми правилами установлена возможность приобретения права собственности на самовольную постройку лицом, которому во временное владение и пользование в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка. Данное лицо вправе приобрести право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору о предоставлении участка.

Ограничен перечень случаев, когда органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки или решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями. В частности, органы местного самоуправления не вправе принять такие решения:

  • в отношении самовольных построек на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности (кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан);
  • в отношении объектов, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;
  • в отношении объектов, являющихся многоквартирным домом, жилым домом или садовым домом;
  • в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ;
  • в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

В перечисленных случаях решение о сносе или решение о сносе или приведении в соответствие с требованиями должен принимать суд.

Определен срок для сноса самовольной постройки — от 3 до 12 месяцев, и срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – от 6 месяцев до 3 лет. Конкретный срок для каждой самовольной постройки определяется органом местного самоуправления или судом с учетом характера этой постройки.

Введено новое правило, согласно которому решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с требованиями не может быть принято в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

  • права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 г.;
  • параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам, установленным в отношении таких объектов;
  • эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.
Вступившие в силу изменения в целом смягчают подход к сносу самовольных построек. При этом некоторые нововведения в отсутствие правоприменительной практики недостаточно ясны, в частности:

  • не ясны критерии добросовестности собственника объекта, возведенного в нарушении требований и ограничений на данном земельном участке, о которых собственник не знал и не мог знать;
  • нет четко выраженных критериев для определения срока для сноса самовольной постройки или приведения ее в соответствие с обязательными требованиями.

О чем подумать, что сделать

Лицам, владеющим объектами с признаками самовольной постройки, целесообразно оценить (с учетом вступивших в силу изменений законодательства) риск признания таких объектов самовольными постройками.

Лицам, владеющим земельными участками с расположенными на них объектами, обладающим признаками самовольной постройки, целесообразно оценить риск несения расходов на снос таких самовольных построек или приведение их в соответствие с установленными требованиями в случае отсутствия сведений о лицах, осуществивших данные самовольные постройки.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» оказывают комплекс услуг по оценке возможностей приведения самовольной постройки в соответствие с требованиями, анализу статуса самовольных построек, проверке соблюдения норм законодательства, подготовке необходимых документов, а также ведению судебных дел по вопросам сноса и приведения самовольных построек в соответствие с требованиями.

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности

23 октября 2017 15:30

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

Во избежание отнесения к самовольной постройке легально возведённых объектов законопроектом предлагается уточнить понятие самовольной постройки.

Предусматривается запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса или Градостроительного кодекса. В этом случае принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке.

Принятие законопроекта позволит пресечь наиболее распространённые нарушения в области градостроительной деятельности, защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
    Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»
    (далее соответственно – законопроект, Гражданский кодекс) подготовлен Минстроем
    России во исполнение поручения
    Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного
    комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года
    (№Пр-1138ГС, подпункт «а» пункта 2).
  • Законопроект
    направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с
    признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками,
    принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными
    требованиями.
  • Во
    избежание отнесения к самовольной постройке легально возведённых объектов
    законопроектом предлагается уточнить понятие самовольной постройки.

Предусматривается
также запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе
самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса (в
случае если основанием
принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на
земельный участок) или Градостроительного кодекса (в случае если основанием принятия
решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). В этом случае
принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном
порядке.

Статьёй
42 Земельного кодекса установлены такие обязанности правообладателей земельных
участков, как их
использование в соответствии с целевым назначением, соблюдение при их
использовании требований градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, нормативов.

Федеральным
законом от 3 июля 2016 года №354-ФЗ соответствующие изменения были внесены
в статью 285 Гражданского кодекса в части конкретизации требований
законодательства, в связи с нарушением которых земельный участок может быть
изъят у собственника.

Законопроектом предлагается уточнить, что такое изъятие
возможно только в случае невыполнения лицом обязанности по сносу самовольной
постройки (приведению её
в соответствие с установленными требованиями).

Законопроектом
также вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц – приобретателей
зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было
зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.

В
этом случае предусматривается выплата за счёт казны Российской Федерации
однократной компенсации за утрату права собственности на здание, сооружение или
другое строение, а также компенсация лицам или органам, за счёт которых был произведён снос самовольной постройки
(её приведение в соответствие с установленными требованиями), расходов на такой
снос (приведение в соответствие).

Порядок выплаты компенсации предлагается
урегулировать Федеральным
законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости».

Принятие
законопроекта позволит пресечь наиболее распространённые нарушения в области градостроительной
деятельности, окажет благоприятное влияние на развитие строительной отрасли без
установления дополнительных административных барьеров, которые могут повлиять
на увеличение срока строительства, защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и
приобретателей объектов недвижимого имущества.

Законопроект
будет рассмотрен на заседании Правительства.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *