Плата за общедомовые нужды может войти в счета за ЖКУ

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 36-КГ16-23 интересно потому, что рассказывает, кому собственники должны платить за коммунальные услуги на ОДН в спорных случаях. Мы проанализировали его для вас.

Рекомендуем прочитать статью управляющим организациям, которые ещё не заключили договор ресурсоснабжения с РСО.

Плата за общедомовые нужды может войти в счета за ЖКУПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений

В чём проблема

В Верховный Суд РФ обратилась собственница жилого помещения в МКД. Она была возмущена незаконным выставлением платы за электроэнергию свыше утверждённых нормативов. Претензию собственница высказывала одновременно и к РСО, и к УО.

Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.

Дело прошло два суда, прежде чем оказаться на рассмотрении в Верховном Суде. Городской суд обязал РСО сделать перерасчёт и оплатить судебные издержки. А ещё обязал заключить договор ресурсоснабжения с УО.

Областной суд оставил в силе решение о заключении договора, но отменил требование о перерасчёте, уплате судебных расходов и штрафа. Собственница, не достигнув своей цели, обратилась в вышестоящий суд.

Посмотрим, какой логики придерживался Верховный Суд и как он рассудил конфликт между РСО, жильцами и УО.

Плата за общедомовые нужды может войти в счета за ЖКУПост-релиз вебинара «Снижаем расходы на ОДН»

Так кому платить

Суд установил, что плату за электроэнергию на ОДН действительно собирала РСО. Договор с УО она не заключила. Для учёта электричества в доме был установлен ОДПУ, показания со счётчика ежемесячно снимали управляющая организация и РСО.

Жильцы МКД и организации, которые снимают в доме помещения, должны своевременно платить за коммунальные услуги (ст. 153, 154 ЖК РФ).

Ещё одна обязанность жильцов – выбрать один из трёх способов управления МКД:

  • непосредственное управление,
  • управление ТСЖ или ЖК,
  • управляющая организация.

Если жильцы выбирают управляющую организацию, то она предоставляет им полный спектр коммунальных услуг. Нельзя оказывать только часть КУ и не закупать электроэнергию.

Верховный Суд РФ согласился, собственники и наниматели жилых помещений по решению ОСС могут платить за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО. Но таким образом нельзя оплачивать КУ, потреблённые на содержание общего имущества в МКД.

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.

Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО – это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.

Собираем все факты вместе и делаем вывод, что порядок платы за КУ напрямую зависит от выбранного способа управления МКД. А вот начислять и взимать плату может организация, которую определило общее собрание собственников.

На момент разбирательств действовала редакция ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, которая не допускала прямой оплаты КУ на ОДН непосредственно РСО. Исключение было – напрямую РСО можно платить при непосредственном управлении МКД. Но в нашем случае домом управляла УО.

Исполнителем КУ была управляющая организация, и она имела полное право взимать плату за оказанные услуги. Платить нужно было управляющей организации.

Плата за общедомовые нужды может войти в счета за ЖКУПоквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым

Как не повторить ошибку

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

Договор с РСО обязателен для УО. Если не хотите заключать его добровольно, вас обяжут через суд. Договор заключается на объём, который нужен для закупки коммунального ресурса на обслуживание общего имущества МКД.

В спорной ситуации суд будет смотреть на то, какой способ управления выбран в МКД. Если домом управляет управляющая организация, оплату за коммунальные услуги на ОДН собирает она.

Что делать со сверхнормативом? Сверхнорматив на ОДН оплачивает управляющая организация, если собственники на ОСС не решают распределить эту сумму между собой.

Это нововведение 2017 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.

Проведите общее собрание собственников для принятия решения о распределении сверхнормативного ОДН между собственниками с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает, из этой статьи.

Могут ли отключить коммуналку из за долгов ОДН?

Проживая в многоквартирных домах жильцам приходится оплачивать общедомовые нужды (использование освещения в подъезде, подвале и др. помещениях, имеющих отношение к дому, обслуживание пожарной сигнализаци, домофонов, антенных усилителей и прочего электрооборудования необходимого для комфортного проживания всех жильцов многоквартирного дома).

Плата за общедомовые нужды может войти в счета за ЖКУОДН. kazned.ru

Кроме того потери во внутридомовых сетях оплачиваются как общедомовое потребление. Порой собственник жилья пренебрегает оплатой ОДН, накапливая долги и полагая, что достаточно оплатить лишь собственные счета за коммунальные услуги.

Но это не так. Имея даже небольшой долг, скажем, 3000 рублей, вы можете оказаться обесточенны. И действия поставщиков электроэнергии будут законными.

Законны ли ОДН?

Даже если вам кажется, что счета по ОДН рассчитаны неправильно и никто не может вам вразумительно объяснить, за что и сколько вы должны платить, закон полностью на стороне организации, предоставляющей услуги. Почему именно так? Давайте разберемся.

Плата за общедомовые нужды может войти в счета за ЖКУЧто входит в ОДН. vasiliybalanyuk.livejournal.com

Согласно 154 статье п. 2 ч. 1 ЖК собственник или наниматель жилья обязаны оплачивать помимо коммунальных услуг за свое помещение еще и счета за коммунальные ресурсы, которые затрачиваются на содержание имущества многоквартирного дома. Это связано с тем, что собственнику кроме квартиры принадлежит еще доля от общего имущества дома.

Постановление Правительства N° 354 от 6.05.2011, а конкретно, пункт 117 сообщает о том, что исполнитель в праве ограничить или приостановить определенную коммунальную услугу. Но для этого необходимо, чтобы получатель услуги, являющийся неплательщиком за ОДН, был об этом предупрежден заранее.

Пункт 114 этого же закона подчеркивает, что если предоставление услуг приостановленно в связи с задолженностью по оплате, то исполнитель обязан провести опломбировку оборудования, которое может быть санитарно-техническим, электрическим, механическим и другим. При этом само оборудование может находиться как внутри помещения должника, так и снаружи.

Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфере — RSS — Официальный сайт Роспотребнадзора

Общедомовые нужды (ОДН) – это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.

            К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (отопление), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

            К таким коммунальным услугам относят:

  • технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, тепловой энергии и оборудования многоквартирного дома (потери коммунальных ресурсов при возникновении аварий, промывка инженерных систем и их заполнение, гидравлические испытания),
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений, входящих в состав общего имущества,
  • благоустройство и содержание придомовых территорий (полив газонов, клумб, обслуживание детских площадок, уличное освещение),
  • освещение и обеспечение теплом подъездов, чердаков, подвалов,
  • работа лифтового или иного оборудования, являющимся общим имуществом, работа домофонов, систем видеонаблюдений, антенного оборудования и многое другое.

            Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К нему относят: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

  •             Порядок расчета ОДН.
  •             Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит от способа оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) приборами учета.
  •             Так, при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется как разница между показаниями общедомового (коллективного) прибора учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета и нормативами потребления, начисленными для потребителей не имеющих индивидуальных счетчиков за расчетный период.
  •             Эта разница, если конечно она образовалась, распределяется между потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.
  •             Если такой разницы нет, то плата за коммунальные услуги предоставленные на ОДН не начисляется.
Читайте также:  Больше заемщиков получит право на реструктуризацию ипотеки

            При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет зависеть от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления, установленного для коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

            Плата за общедомовые нужды является обязательной составляющей в составе оплаты за коммунальные услуги, но контролировать и регулировать такие расходы можно только при наличии общедомового (коллективного) прибора учета.

            Если же такой прибор учета отсутствует в многоквартирном доме, начисление платы за оказание коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды, осуществляется по утвержденным нормативам.

            Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, являются её коллективным собственником. То есть, каждому из собственников принадлежат часть инфраструктуры дома.

            Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома.

Однако, собственник не вправе продать, подарить или завещать свою долю.

Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (общедомовые нужды) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.

  1.             Наиболее частые причины высокой платы за ОДН.
  2. 1)      Некорректный расчет платы за ОДН;
  3. 2)      Незаконные подключения к инженерным коммуникациям многоквартирного дома;

3)      Несоответствие прописанных в многоквартирном доме реально проживающих в нем. Собственники оплачивает ОДН по нормативу, но используется гораздо больше коммунальных ресурсов. Этот перерасход идет в ОДН, который в последствии распределяется между всеми собственниками.

            Способы снижения платы за ОДН.

1)      Установить индивидуальные счетчики во всех квартирах и нежилых помещениях, не использующихся в общедомовых целях, чтобы платить за фактическое потребление, а не по нормативу.

2)      Своевременно передавать показания индивидуальных счетчиков. Если собственники не передают показания вовремя, то от расхода, который посчитал общедомовой прибор учета отнимается среднее значение потребления за последние 3 месяца.

  •             Кроме того на сумму ОДН оказывают существенное влияние:
  • ·         достоверность сведений об общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества;
  • ·         достоверность сведений о площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме;

·         фактическое число проживающих в квартирах людей. Если в квартире прописан один человек, а проживает пять, то и воды, и электроэнергии они израсходуют больше, чем начислят по нормативу на одного жильца. Согласно п.

56 Правил № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета временно проживают люди (от 5 дней подряд и более), то норматив потребления рассчитывается исходя из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей.

  1.             Действия потребителей при нарушении их прав при начислении ОДН.
  2.             Если нарушаются права потребителей при начислении платы за ОДН, то следует обратиться в соответствующие инстанции.
  3.             В первую очередь следует обратиться за разъяснениями в ту организацию, которая предоставляет жилищные или коммунальные услуги: товарищество собственников жилья, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.
  4.             В случае несогласия с действиями должностных лиц указанных организаций потребитель вправе обратиться в Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

            Государственный жилищный надзор – утвержденный Правительством Российской Федерации надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выявляет и пресекает нарушения в этой сфере со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

            Государственный жилищный надзор работает в каждой области, республике, крае Российской Федерации. В Республике Калмыкия государственный жилищный надзор осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, расположенный по адресу: г. Элиста, ул.Дармаева, д.21.

            Муниципальный жилищный контроль – органы местного самоуправления осуществляют муниципальный жилищный контроль в части организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

            На территории Республики Калмыкия муниципальный жилищный контроль осуществляют администрации муниципальных образований.

            Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В случае нарушения потребительских прав и санитарно-эпидемиологического законодательства потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор.

            Также, на базе структурного подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» функционирует Консультационный центр для потребителей.

            Основной целью его деятельности являются повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

            Кроме того, специалисты Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

            У специалистов Роспотребнадзора также можно получить консультацию по вопросам, отнесенным к компетенции ведомства.

            Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» расположен по адресу: г. Элиста, ул.Балакаева, д.8, телефон 8(84722) 4-12-26.

Как начисляется плата за отопление на общедомовые нужды

С 01 января 2018 года коммунальные услуги на содержание многоквартирных домов рассчитываются по-новому. Поэтому нужно определить, как изменилась их оплата, и как подсчитываются месячные взносы.

Изменения в законодательстве нацелены на обеспечение реального учета потребленных энергоресурсов.

Что такое общедомовые нужды

Общедомовые нужды – это понятие, относящееся только к многоквартирным домам. Согласно п.1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ[1], ОДН обеспечивают энергоресурсами работу нежилых пространств общего пользования, сюда относится:

  • подача электроэнергии к лифтам, освещение подвалов, чердаков, парадных;
  • отопление этих помещений в осенне-зимний период;
  • потребление воды при испытаниях и сливах стояков отопления;
  • затраты на содержание придомовой территории.

Изменения в оплате в 2018 году

Количество теплоэнергии, необходимое для обеспечения заданных температур в пространствах домов, является нормативом потребления тепловой энергии. Измеряется в гигакалориях на квадратный метр площади за месяц.

Интервалы допустимых температур в территориях жилых домов указаны в санитарных нормах и правилах № 2.1.2645-10[2].

С 01 января 2017 года дополнениями в ЖК РФ установлено, что подсчет энергоресурсов, использованных на общедомовые помещения, производится по нормативам.

Право устанавливать такие показатели предоставлено региональным властям. В некоторых областях нормативы не обновлялись, а Управляющие компании выставляли счета на оплату гораздо выше, чем ранее. Подтвердилось это в ходе контрольных мероприятий, проведенных Минстроем РФ в нескольких регионах страны.

29 июля 2017 года был принят закон №258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ»[3], который окончательно постановил, что подсчет взносов за общедомовые нужды производится на основании показателей приборов учета.

Главный смысл введения нормативов потребления на общедомовые нужды заключается в том, чтобы собственники не платили за перерасход затраченных воды, электричества и тепла.

Тарифы на теплоэнергию и утвержденные показатели потребления общедомовых нужд размещаются в интернете на вэб-сайтах компаний ЖКУ и порталах местных администраций. Располагая этими данными, жильцы могут проверить, верно ли начисляются взносы за энергоресурсы.

Расчет оплаты в многоквартирных домах

При наличии общедомового счетчика расчет оплаты за отопление ОДН производится следующим образом:

  • фиксируются данные прибора учета входящей тепловой сети;
  • фиксируются и суммируются данные квартирных расходомеров;
  • вычисляется разница значений;
  • полученный результат делится на количество квартир с учетом их площади;
  • далее цифры сравниваются с нормативом потребления;
  • если величина расхода не больше установленной нормы, то оплачивается полностью;
  • если величина расхода выше то, собственники платят за тепло по нормативу, сумму свыше установленного показателя платит управляющая организация.

Если общедомовой прибор учета отсутствует, то для подсчета оплаты за теплоснабжение площадь общедомового имущества умножается на тариф тепловой энергии. Затем полученная сумма распределяется по квартирам, пропорционально их площади.

Читайте также:  Жители Грозного и Нижневартовска наиболее довольны чистотой своих городов

Рассчитать можно и другие услуги на ОДН:

  • за электроэнергию;
  • за водоотведение;
  • за водоснабжение.

Порядок оплаты

С 2018 года расходы на ОДН показываются в квитанциях вместе с общедомовыми затратами. Владельцы оплачивают коммунальные взносы по видам потребленных ресурсов и общедомовых расходов. Для информации граждан, в счетах печатаются сведения о площади здания и общедомовой площади.

В доме, где установлены счетчики на входе в домовую теплосеть, приоритет имеет фактический расход теплоэнергии. Поэтому мероприятия по сбережению тепла (утепление фасадов, крыш, установка стеклопакетов на лестничных клетках, утепление входных дверей) позволят жильцам сэкономить на плате за отопление.

За что мы платим — расшифровка квитанции ЖКХ

16.04.2020

Каждый месяц жители многоквартирных домов получают квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, но не все знают, как правильно расшифровывается та или иная аббревиатура, обозначающая услугу. Выяснить, что означает каждая строка, можно в управляющей домом организации или ТСЖ. В этом материале расскажем о структуре квитанции и расшифруем часто встречающиеся в ней аббревиатуры.

Какую информацию содержит квитанция за ЖКУ

Квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг — это платежный документ, где есть сведения о потребителе услуг (плательщике) и исполнителе услуг, расчет размера платы по каждой предоставленной услуге, тарифы, объем потребления и цены за каждый вид коммунального ресурса, данные о задолженности, переплате и перерасчете, а также справочные данные. Исполнитель — это управляющая домом организация или ТСЖ. Также исполнителями могут быть ресурсоснабжающие организации, если у жителей заключены договора напрямую с поставщиками услуг. Есть коммунальные, жилищные и дополнительные (прочие) услуги. Коммунальные услуги — это поставка в вашу квартиру коммунальных ресурсов: воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии и т. д. Жилищные услуги — это услуги по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общедомового имущества, которые оказывает вам управляющая организация или ТСЖ. Дополнительные услуги — это те, что не входят в основной перечень услуг — о них принимают отдельное решение жители дома на общем собрании. Это, например, охрана дома, видеонаблюдение, услуги консьержа, радиоточка и т. д. Справочные данные — это показания общедомовых приборов учета и общий объем потребления коммунальных услуг многоквартирным домом.

Расчет платы в квитанции представлен в виде таблицы, где каждая строка — это отдельная услуга. Наименование услуги может быть полным, но чаще встречаются сокращения и аббревиатуры.

Аббревиатуры, которые встречаются в квитанциях за ЖКУ

  • Ниже приведем наиболее распространенные сокращения, чтобы вы понимали, за что именно платите каждый месяц.
  • Номер ПД
  • Код плательщика
  • Номер ПУ
  • Пл. О/Ж

Это номер платежного документа. Он нужен управляющей организации и налоговой инспекции.

Код плательщика — это индивидуальный номер, который присваивается каждому собственнику квартиры управляющей организацией. Он нужен для того, чтобы в системе ЖКХ производить расчеты за потребленные услуги и оплату по ним. Найти его в квитанции можно вверху справа. Это десятизначный номер, перед которым обычно написано слово “код”.

Если сменилась УО, код может тоже поменяться. При помощи кода плательщика есть возможность оплачивать начисления за ЖКУ в платежных терминалах и онлайн через интернет. Так в квитанции обозначаются номера приборов учета — счетчиков, установленных в квартире. Так в квитанции определяется общая и жилая площадь помещения.

К жилой площади относится сумма площадей жилых комнат. Суммарная площадь всех имеющихся помещений является общей.

Зарег./прож.

Количество человек, зарегистрированных в квартире официально, и количество проживающих фактически.

  1. УСЗН
  2. Общ. площадь дома
  3. Содержание Ж/Ф
  4. ИПУ, ИТУ
  5. ОДПУ, КТУ
  6. МОП
  7. СОИ
  8. ОДН
  9. ПЗУ
  10. ВДГО
  11. Компл. услуга по ТО ВДГО и ВКГО
  12. ГВС и ХВС
  13. ГВС на ОДН
  14. ГВС компонент хол. вода
  15. Это подача и нагрев холодной воды.

Расшифровывается как “Управление социальной защиты населения”. Туда можно обратиться по вопросам оформления субсидий по оплате ЖКУ. Это площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в целом. Содержание жилого фонда. Индивидуальный прибор учета, индивидуальная точка учета. Общедомовой прибор учета, коллективная точка учета многоквартирного дома. Места общего пользования. Содержание общедомового имущества. Сюда входит содержание лестниц, подъездов, лифтов, чердака. Размер платы определяется договором между жителями дома и управляющей организацией. Общедомовые нужды — аналог СОИ. Это также траты на содержание общего имущества. Никаких различий в данных аббревиатурах нет, просто разные управляющие организации по-разному могут обозначать такие расходы в квитанции. Переговорно-замочное устройство — домофон. Этот платеж применяется там, где установлен домофон. В некоторых случаях, плата за ПЗУ оформляется отдельной квитанцией. Жители дома платят за его обслуживание и поддержание нормального технического состояния. Расшифровка этого понятия включает в себя обеспечение и обслуживание газового оборудования на территории дома (но не квартиры). В ВДГО входят трубы, клапаны и другое внутридомовое оборудование газовщиков. Граждане обязаны платить за обследование, ремонт и обслуживание этих вещей. Техническое обслуживание ВДГО и ВКГО — это комплексное обслуживание газового оборудования. Причем ВДГО — это обслуживание внутридомового газового оборудования. К нему относится трубопровод и другие установленные на нем части на промежутке от места подключения до запорного крана, который находится непосредственно перед квартирой. ВГКО — это внутриквартирное обслуживание. К нему относятся части газопровода, которые находятся в квартире. Также в это число входят бытовые газовые приборы. Начисленная сумма идет на оплату услуг, которые предоставляет компания, проводящая регулярное обслуживание газового оборудования. Это горячее и холодное водоснабжение. Это горячее водоснабжение, которое идет на общедомовые нужды, т. е. на отопление нежилых помещений, которые находятся в доме: подсобных помещений, подъездов, подвалов.

Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖ

Эксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте в данной статье, каких и почему. 

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. 

В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ.

Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.

До появления ПП РФ № 950, размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объёма, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса. 

То есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного КР, могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объём (абз. второй п. 44 ПП РФ № 354). Сверхнорматив оплачивала сама РСО. ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. 

С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём. 

Норма ПП РФ № 950 о том, что РСО могут выставлять потребителям в домах без УО/ТСЖ или кооператива полный объём потреблённого ими коммунального ресурса, правильная. Только, как всегда, есть «но».

Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком.

Если исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента. 

Эксперт рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. 

Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Е.Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук. 

Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950, помимо корректировки порядка расчёта платы за ОДН в домах без управляющей организации или ТСЖ/кооператива, внесло изменения в порядок установки и ремонта индивидуальных приборов учёта электроэнергии. 

  • Если раньше за это отвечали собственники помещений, то с 1 июля 2020 года такие обязанности перешли к энергосбытовым и сетевым компаниям. Для реализации этого нововведения были внесены изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов: 
  • — «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (ПП РФ № 861). 
  • — «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 491). 
  • — «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ПП РФ № 354). 
  • — «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» (ПП РФ № 124). 
  • — «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 290). 
  • Все изменения касаются только электросчётчиков и не относятся к приборам учёта других коммунальных ресурсов. В новом постановлении: 
  • — прописано, как будет построено взаимодействие между поставщиками электроэнергии и потребителями услуги; 
  • — зафиксированы обязанности сторон и особенности учёта электроэнергии; 
  • — установлены сроки выполнения отдельных работ по эксплуатации приборов учёта. 
  • Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/11789/kak-s-1-iyulya-izmenilsya-raschyet-platy-za-odn-v-domah-bez-uo-i-tszh
Читайте также:  Минстрой подготовил законопроект о статусе апартаментов

Как управляющие компании наживаются на оплате жильцами общедомовых нужд

Доказать, что управляющая компания выставляет слишком большие счета, в РФ крайне сложно. Обычно владельцы таковых используют хорошо проверенные схемы выкачивания денег с населения.

Едва ли не наиболее доходной является графа оплаты затрат на общедомовые нужды. Это оплата потребления ресурсов, нужных для всего дома. Сюда включаются затраты воды и электроэнергии, горячей воды для систем отопления общей территории.

Обычно для установления суммы ОДН определяют общие затраты всего дома, потом отнимают от них то, что затратили жильцы, а потом распределяют остаток по всем жильцам. Понятно, что это чрезвычайно упрощённая методика, которые в ряде случаев позволяет устанавливать цифры чуть ли не произвольно.

В чём проблематичность оплаты общедомовых нужд?

Жильцам приходится переплачивать за все неисправные трубы и проводку. Невозможно установить точно, сколько воды будет потеряно, если какое-то соединение пришло в негодность. И это только одна причина того, почему показатели ОДН могут сильно отличаться от разумных.

Поэтому в каждом субъекте федерации приняты отдельные нормативы, представляющие собой максимальную величину ОДН в доме определённого типа, с определённой площадью чердачных, подвальных помещений и других, относящихся к общедомовому хозяйству.

При подсчёте, если результат оказался выше норматива, то всё равно граждане оплачивают по нормативу. В управляющих компаниях это восприняли как сигнал — везде и всюду по нормативу и брать. Очень редко какая УК выдаёт показатели ниже норматива ОДН. И с этим бороться тоже нужно, но очень сложно.

Первостепенной задачей является добиться того, чтобы они не пытались бы брать больше. Наиболее простой способ это установить — сравнить платёжки за 3-4 последних месяца. Если сумма ОДН «прыгает», то это верный признак того, что УК пытается брать с жильцов больше норматива.

Учимся использовать калькулятор коммунальных услуг

Более точный подход предусматривает использование региональных нормативов и сравнение их с тем, что указано в платёжном документе от управляющей компании.

Найти нормативы можно на сайте правительства своего региона или сайте Федеральной антимонопольной службы. На последнем имеется и раздел с калькулятором коммунальных услуг.

При этом ФАС утверждает, что в случае абсолютно точного применения правил расчета и расхождения результата и данных в платёжке, гражданин получает право на выплату компенсаций. Она выплачивается за счёт средств бюджета региона.

Напомним, что УК имеют довольно богатый арсенал возможностей, которые они используют для увеличения затрат граждан и своих доходов.

В их число входят:

  • завышение реальной стоимости расходов на энергоресурсы или работы;
  • неисполнение работ, которые тем не менее оплачиваются гражданами;
  • использование разницы между показанием счётчика и нормативом;
  • сокрытие доходов, полученных от аренды общедомового имущества.

Бороться со всеми этими видами доходов достаточно трудно. Тем не менее, в некоторых случаях активистам удаётся добиться снижения своих расходов на 25-30%.

Запрет на взыскание чужой задолженности по оплате общедомовых коммунальных услуг предлагают закрепить в ЖК

23 января в Государственную Думу внесен законопроект № 887481-7, направленный на обеспечение недопустимости отнесения задолженности отдельных жильцов по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды на всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Автор предлагает указать в ст. 157 Жилищного кодекса, что предоставляющие коммунальные услуги организации и управляющие компании не вправе перераспределять задолженность за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья Как указало ведомство, в случае возникновения убытков в связи с самовольным изменением размера платы собственниками недвижимости управляющая организация вправе требовать признания решения их общего собрания недействительным

Как следует из пояснительной записки, нередко соответствующие организации при возникновении задолженности по оплате общедомовых коммунальных услуг не пытаются получить средства от тех лиц, которые не выполнили свою обязанность по оплате соответствующих услуг, а перераспределяют долг между всеми собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.

Указывается, что Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.

«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не решает проблему взыскания задолженности по коммунальным услугам на общедомовые нужды.

Оно предусматривает лишь то, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, подчеркнул разработчик.

Автор законопроекта отметил, что по представлению Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственная Дума в феврале 2013 г. обратилась к правительству с просьбой устранить неправомерное начисление платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах для покрытия расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В связи с этим, как указано в пояснительной записке, Правительство РФ приняло Постановление № 344 от 16 апреля 2013 г., которым были скорректированы его отдельные акты, регулирующие предоставление коммунальных услуг. Однако вопрос недопущения перераспределения задолженности между плательщиками постановлением так и не был решен.

В Жилищном кодексе предлагается закрепить понятие задолженности, признанной безнадежной к взысканиюАвторы законопроекта отметили, что, несмотря на применение судами сроков исковой давности по делам о взыскании долгов, управляющие компании все же включают задолженности, образовавшиеся в срок свыше трех лет, в платежные документы

По словам автора инициативы, законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления коммунальных услуг и взимания платы за них, на защиту прав собственников жилья и пользователей помещений в многоквартирных домах.

Адвокат АП г. Москвы Кирилл Иванов отметил, что проблема оплаты жилищно-коммунальных услуг всегда актуальна.

С одной стороны, рассуждает адвокат, можно понять управляющие компании: жильцы требуют, чтобы общедомовое имущество поддерживалось в исправном состоянии, но при этом отдельные граждане не только не заинтересованы в поддержании порядка, но и не хотят вносить оплату даже за те коммунальные услуги, которые пользуются в своих квартирах. Поэтому управляющим компаниям приходиться искать лазейки и откровенно действовать в обход закона, полагает адвокат, что, разумеется, вызывает всеобщее недовольство.

«На сегодняшний день я не вижу в законодательстве пробела, о котором говорит автор законопроекта», – подчеркнул Кирилл Иванов. Он напомнил о том, что согласно применимому к данной ситуации п. 1 ст. 307 ГК РФ именно должник, а не кто-то другой обязан исполнить обязательство по оплате задолженности.

Что касается непосредственно закрепления в Жилищном кодексе по сути аналогичной нормы, данное положение можно было бы зафиксировать в Постановлении Правительства РФ № 354, добавил адвокат: «Не вижу смысла прописывать отдельно в законе то, что и так очевидно и уже регулируется Гражданским кодексом.

Возможно, эффективнее было бы усилить ответственность управляющих компаний».

Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова полагает, что предлагаемые изменения ЖК актуальны, поскольку позволят защитить добросовестных плательщиков от несправедливых начислений. «Практика распределения задолженности по оплате коммунальных услуг в части общедомовых нужд породила большое количество судебных споров.

Особенно остро вопрос стоит в случае выявления фактов несанкционированного потребления энергоресурсов со стороны коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в помещениях многоквартирных домов.

Доказывать эти факты сложно, проще перераспределить задолженность на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме», – прокомментировала сложившуюся ситуацию адвокат.

По ее словам, поправки потребуют от управляющих организаций более тщательно контролировать учет потребляемых ресурсов и не позволят перекладывать негативные последствия нарушений на добросовестных плательщиков.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *