Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Министерство природных ресурсов и экологии РФ проводит горячую линию по вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО и даёт ответы на самые частые и актуальные вопросы, поступившие на линию. Рассказываем о наиболее интересных для УО и ТСЖ темах, которые прокомментировало ведомство.

Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным

На горячую линию Минприроды РФ поступают вопросы по множеству аспектов работы с твёрдыми коммунальными отходами в регионах, где региональный оператор уже начал свою деятельность:

  • заключение договоров с регоператором,
  • содержание контейнерных площадок,
  • роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО,
  • о тарифах и выставлении счетов за услугу.

Ведомство в обзоре вопросов «горячей линии» напомнило о том, что к твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются в процессе потребления частными лицами в жилых помещениях, объекты, утратившие свои изначальные свойства и непригодные для дальнейшего использования для личных и бытовых нужд граждан. К ТКО относятся и подобные виды мусора, который появляется в процессе работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 № 89-ФЗ).

К ТКО, в частности, согласно Федеральному каталогу, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, относятся следующие отходы, с которыми сталкиваются управляющие многоквартирным домом организации:

  • бытовые отходы из жилищ;
  • мусор и смёт, собранные при уборке территорий городов и поселений, в том числе газонов и цветников;
  • мусор от офисных и бытовых помещений;
  • отходы, образующиеся после сортировки ТКО.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложнымКто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД

Какова роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО

Одним из самых частых вопросов, которые поступали на горячую линию Минприроды РФ, стал вопрос о роли управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов в новой схеме работы с твёрдыми коммунальными отходами.

Согласно ответу ведомства, УО и ТСЖ оставлено всего несколько функций:

  1. Создавать, содержать и убирать контейнерные площадки в том случае, если площадка расположена на придомовой территории МКД, которая включена в состав общего имущества МКД.
  2. По решению общего собрания собственников помещений в доме УО может стать исполнителем коммунальной услуги по обращению ТКО, от имени собственников заключать договоры с регоператором и закупать контейнеры для сбора отходов.

Также ведомство отметило, что собственники земли, на которой обнаружена свалка, обязаны ликвидировать её. Поэтому, если на оформленном земельном участке дома в несанкционированном месте складируются ТКО, то УО или ТСЖ обязаны свалку ликвидировать. Уведомление об этом после обнаружения нарушений направляет в управляющую организацию региональный оператор.

Если УО или ТСЖ, получившие такое уведомление, не выполнят требование, то региональный оператор сам вывезет несанкционированный мусор, но при этом взыщет с УО или товарищества понесённые расходы в судебном порядке.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложнымКто покупает и ремонтирует контейнеры для ТКО, – требования закона

С кем заключает договор на вывоз мусора собственник нежилого помещения в доме

Минприроды РФ отдельно остановилось на договорных отношениях между регоператором по обращению с ТКО, УО/ТСЖ и собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.

Так, ведомство отметило, что собственник такого помещения заключает прямой договор на вывоз мусора непосредственно с регоператором (п. 148(1) ПП РФ № 354). При этом в течение трёх рабочих дней с момента получения запроса от УО или ТСЖ он обязан предоставить в ответ информацию об объёмах коммунальной услуги, потреблённой за расчётный период.

Управляющая организация обязана предоставлять региональному оператору по обращению с ТКО сведения о собственниках нежилых помещений в доме, а владельцев таких помещений – уведомлять об их обязанности заключить соответствующие договоры с регоператором напрямую.

Обязан ли регоператор вывозить отходы от содержания зелёных насаждений и газонов

  • Согласно приказу № 242, к ТКО отнесены отходы, образующиеся от смёта и уборки в поселениях и городах, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, кустарниками и деревьями (коды 7 31 200 00 00 0, 7 31 300 00 00 0).
  • Однако в Минприроды РФ отметили, что регоператор не должен вывозить отходы, образующиеся при содержании зелёных насаждений на придомовой территории многоквартирных домов, за счёт установленного тарифа на услугу по обращению с ТКО.
  • Мусор, образующийся при спилке деревьев и кустарников, покосе травы и уборке двора в период листопада, по мнению ведомства, не является твёрдыми коммунальными отходами, поскольку не соответствует главному признаку в соответствии с № 89-ФЗ – образованию в жилых помещениях.
  • То есть в тариф регоператора включен вывоз мусора, который УО или ТСЖ собрали при уборке территории и газонов, а вот отходы от ухода за насаждениями и газонами – ветки, стволы, листья, траву и другие – должны вывозиться по отдельному договору и за отдельную плату.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложнымО новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Входит ли строительный мусор в состав твёрдых коммунальных отходов

Минприроды РФ дал разъяснения по достаточно спорному вопросу о том, относится ли строительный мусор к крупногабаритным отходам и, следовательно, обязан ли регоператор его вывозить в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО и за утверждённый тариф.

Ведомство отметило, что к ТКО отнесён такой крупногабаритный мусор, как мебель, бытовая техника, а также отходы от текущего ремонта жилых помещений, который не помещается в установленные для сбора отходов контейнеры (п. 2 ПП РФ № 1156). Это группа отходов от жилищ (код 7 31 110 02 21 5 согласно приказу № 242).

При этом под текущим ремонтом понимаются работы по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности элементов зданий, а также поддержанию его эксплуатационных показателей.

К таким отходам не относятся строительные материалы, перечень которых указан в Федеральном каталоге приказа № 242 под кодом 8 00 000 000 00 0. Вот только несколько из подгрупп строительных материалов:

  • отходы строительных материалов на основе цемента, бетона, строительных растворов, в том числе отходы от ремонта инженерных коммуникаций и плиточного клея;
  • отходы керамических материалов: черепицы, кирпича, труб;
  • отходы от гипсокартонных листов, шпатлёвки и мела, штукатурки;
  • битумные отходы;
  • отходы рубироля и толя;
  • отходы линолеума и полимерных плиток;
  • отходы текстиля, загрязнённые цементом, раствором, бетоном;
  • отходы от строительных и ремонтных работ (прочие);
  • загрязнённые кисти, шпатели и валики.

Все эти отходы входят в группу «Отходы строительства и ремонта» и не относятся к крупногабаритному мусору, включённому в ТКО и вывозимому регоператором в рамках договора по оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Такой мусор должен вывозиться по отдельному договору специализированной организацией, в том числе с регоператором, по нерегулируемым ценам.

Остались вопросы? Звоните на «Горячую линию»

«Горячая линия» по вопросам реализации в регионах «мусорной реформы» открыта Минприроды РФ с 1 января 2019 года и работает в 53 субъектах России. Ведомство в постоянном режиме ведёт консультативную и аналитическую работу с регионами.

Но, несмотря на оптимистичные отчёты ведомства о реализации реформы в регионах и позитивные прогнозы, у исполнителей услуги по обращению с ТКО и её потребителей по-прежнему остаётся большое количество вопросов о практической составляющей новой схемы по вывозу и утилизации коммунальных отходов.

Если у вас всё ещё остались вопросы по работе регионального оператора, где вы управляете многоквартирными домами, и по «мусорной реформе» в целом, то вы можете задать его специалистам в вашем регионе по телефонам «Горячей линии» Минприроды РФ.

Закон о мусорной реформе: изменение платы за вывоз отходов

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться.

С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний.

Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом.

Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.

Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Читайте также:  Без долевого строительства новостройки подорожают на 15–35%

Суть мусорной реформы

Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации.

Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации.

Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.

Тарифы на вывоз мусора

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.

Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.

Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным Убирать мусор с площадок накопления отходов теперь обязан региональный оператор. А вот обеспечить исправное состояние оборудования – собственник земельного участка, на котором она расположена. То есть площадки многоквартирных домов содержат собственники помещений, а площадки на городских улицах ремонтирует муниципалитет. Содержание и уборка мусоропровода, камеры сбора мусора, по-прежнему обязанность ЖЭКа. Это внутридомовое оборудование и контейнера выкатывают на площадку для загрузки в мусоровоз. А вот место загрузки обязан убрать оператор по вывозу отходов. Для этого, вместе с водителем, в каждом мусоровозе присутствует рабочий. Количество контейнеров на площадке и периодичность вывоза региональный оператор определяет самостоятельно, с учетом санитарных норм. Все площадки должны быть зарегистрированы в единой базе.

Есть решения и в отношении организации раздельного сбора отходов.

Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона

Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Закон о Мусорной реформе с 1 января | Вывоз мусора "по закону" в 2020

С 1 января 2019 года на всей территории России была проведена мусорная реформа. В каждом регионе должен был быть выбран оператор, отвечающий за вывоз мусора, его переработку и утилизацию. Также в каждом регионе страны должен был быть пересмотрен тариф на вывоз мусорных отходов.

О необходимости изменения законодательства

Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.

Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки.

Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране.

Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

Для таких регионов дана отсрочка. Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора.

Суть закона

Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.

Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.

Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».

Важные моменты Закона

В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы.

Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования.

К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Договор

Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах.

Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.

Уборка свалок

В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.

Мусоропровод

В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.

Содержание контейнеров и площадок

С 1 января 2019 года в каждом регионе будет введен реестр всех контейнерных площадок, расположенных на муниципальных территориях, за этим будут следить местные власти. Также ними нужно будут согласовывать размещение площадок для сбора мусора. А ответственность за содержание таких площадок остается в ведомстве управляющих организаций.

О тарифах и их формировании

Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:

  • По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
  • Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.

В том случае, если жильцы выбрали вариант по раздельному сбору мусора, то и в тарификации это должно быть прописано.

Для этого дополнительно должны быть обустроены специальные площадки с определенными контейнерами, позволяющими осуществлять раздельный вывоз ТКО. Такой вариант будет более экономным для жильцов, так как расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из общих объемов вывезенного мусора.

Также реформа коснулась жителей сельской местности, но платить они должны только в том случае, если для вывоза мусора созданы все необходимые условия.

То есть установлено необходимое количество контейнеров, отходы вывозятся в соответствии с определенным графиком.

Например, в Томской области для сельских жителей с 1 апреля 2019 года был пересмотрен тариф, который начал действовать с января, так как для многих сельчан он оказался непомерным, и его пришлось регулировать местным властям.

Кому платить

После определения регионального оператора плату за вывоз мусора жильцы также будут вносить в организацию, занимающуюся управлением дома.

В том случае, если жильцы не выбрали для себя форму управления или по каким-то причинам расторгли договор с управляющей или иной компанией, деньги нужно будет отдавать уже непосредственно самому региональному оператору.

В том случае, если это дачный или садовый участок, людям придется платить и за вывоз мусора на этой территории.

Если вы прописаны на даче, то расчет будет производиться согласно определенным нормам. В том случае, если на даче никто не прописан, сумма оплаты будет рассчитываться, исходя из общего объема вывезенного мусора.

Что будет если не платить/не заключать договор

Если жильцы не будут оплачивать квитанции, выставленные им за вывоз мусора, то здесь будет действовать общее правило — накопление пени и образование задолженности.

При неоплате услуги региональный оператор вправе подать в суд на собственников жилья.

При этом все льготы, которые действуют на оплату других коммунальных услуг, будут сохранены в обычном порядке, согласно условиям предоставления льготы.

Мусорная реформа от 1 января 2021 года: суть закона, как не платить за вывоз мусора

Мусорную реформу в России можно назвать необходимостью, и не только потому, что отходов становится все больше — требуются перемены в плане организации всей системы, в подходе работы со свалками и полигонами. Во времена СССР в стране работал единый стройный алгоритм сбора и вывоза отходов.

Однако в современном мире состав мусора сильно изменился, а методы утилизации – устарели. В советские времени предварительная сортировка по сути уже существовала, занимались ей пионеры во время сбора макулатуры и вторсырья.

В 90-е годы от этой системы отказались, что параллельно с новыми вызовами, например появился пластик, позволило образоваться масштабной мусорной проблеме.

Повсеместно во всех регионах стали образовываться стихийные свалки, переполнялись полигоны для утилизации ТБО, жители близлежащих с ними населенных пунктов задыхались от смрада. Ежегодно в России образовывалось 70 миллионов тонн мусора, утилизировать который оказалось некуда.

Читайте также:  В 2015 году загородные дома заметно подорожали под новосибирском и петербургом

Стало ясно, что пришло время для реформирования мусорной сферы — последние новости пока говорят нам о «сыром» законодательстве, однако уже на начало 2021 года есть серьезные подвижки в сторону повышения качества вывоза и обращения с ТКО.

Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

При этом, если в доме или квартире никто не проживает, а нежилое помещение не используется по назначению, платить за услугу их собственникам всё равно придётся. Кроме того, Законом изменён порядок борьбы со стихийными свалками. Обязанность по устранению стихийной свалки возложена на собственника земельного участка, а при его отсутствии — на местный муниципалитет.

  Виды и характеристики осадков сточных вод

Перспективы и необходимость реформы в РФ

То, что мусорная реформа России необходима – является бесспорным фактом.

Достаточно вспомнить напряженную ситуацию в Подмосковье в течение всего 2021 года, многочисленные отчеты ОНФ и прочих экоактивистов относительно экологического уровня в разных регионах РФ.

Показатели по мусору были запредельными. Однако реформирование должно происходить не в ущерб населению. С этим соглашаются и эксперты, и «операторы» реформы в Министерстве природы РФ.

Глава министерства уже выразил общую точку зрения относительно перспектив: тарифы на обращение с отходами нужно рассчитывать с учетом экономики и социальных особенностей субъектов, развитости инфраструктуры, плотности населения.

Также в перспективе Россия должна перейти на раздельный сбор отходов и их сортировку. В идеале – преемственность европейского опыта с установкой в городах контейнеров разного цвета для разного типа мусора. Граждане сами должны начать сортировать отходы: тем самым снижается не только ущерб внешней среде, но и появляется повод для понижения тарифа.

Наконец, еще одним важным перспективным направлением мусорной реформы является декриминализация данной сферы. С появлением региональных операторов появляется возможность совершенствовать процесс обращения с отходами, повышать его прозрачность и, как оптимистичный итог, навести порядок в одной из самых проблемных сфер.

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2021 года и вывоз мусора.

Таким образом, организацией установки контейнеров для отходов на придомовой территории, а также процесса сбора и хранения ТБО должна заниматься УК (или ТСЖ), а закон о региональном операторе по вывозу мусора возлагает на него ответственность за сбор ТБО из контейнеров, его транспортировку к месту хранения и накопления, а также последующую утилизацию.

Блог

«Мусорная» реформа идет своим чередом уже не один год. С 01 января 2021 года полностью все регионы страны начали работать по-новому. Везде теперь есть новые ресурсоснабжающие организации (РСО) — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО по ТКО), а обращение с ТКО стало коммунальной услугой.

Спорным до начала этого года оставался вопрос о том, кто должен устанавливать, ремонтировать и производить замену контейнеров для ТКО на площадках, а также кто их должен оборудовать. Недавно в нашем блоге была опубликована статья об этом.

Как видно из приведенной в ней судебной практики, суды ответственность за оборудование контейнерных площадок с контейнерами на них возлагали в большинстве случаев на органы местного самоуправления (ОМСУ).

То есть, этот вопрос, не урегулированный до этого на законодательном уровне, уже требовал разрешения его в соответствующих нормативно-правовых актах (НПА).

Тот случай, когда придомовая территория оформлена надлежащим образом, а контейнерная площадка с контейнерами на ней является общим имуществом многоквартирного дома (МКД), мы рассматривать не будем. Нормативное урегулирование его содержится в Жилищном кодексе РФ (далее — ЖК РФ), Правилах содержания общего имущества и других НПА.

И вот с этого года, вернее, с 27 декабря 2021 года в НПА по обращению с отходами и жилищное законодательство внесены изменения, которые возложили напрямую обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО на регионального оператора.

«То, что проталкивают так бессовестно, не может быть хорошо». Экологи — о том, к чему приведут попытки чиновников приравнять мусоросжигание к утилизации отходов

Правительство предлагает признать переработкой мусора сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии.

Эксперты говорят: поправки позволят массово строить мусоросжигательные заводы (МСЗ), в том числе за счет бюджета, что по нынешнему законодательству невозможно.

Ожидается, что в ближайшее время комитет по экологии Госдумы рассмотрит законопроект. К чему это может привести, по мнению экспертов, — в материале «7х7».

Сейчас мусоросжигание находится на последнем месте в приоритетах работы с твердыми коммунальными отходами. Оно относится к обезвреживанию, цель которого — уменьшить массу или состав отходов, чтобы снизить их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В поправках предлагается признать сжигание ТКО «для производства электрической или тепловой энергии» одним из видов утилизации, то есть переработки, задача которой — получить на выходе некий полезный продукт.

По логике инициаторов изменений, электричество и теплоэнергия тоже являются полезным продуктом, а значит, сжигание мусора, в результате которого они получаются, можно назвать утилизацией.

Поправки в федеральный закон «Об охране окружающей среды» уже внесли на обсуждение в Госдуму. Об этом первым сообщил анонимный Telegram-канал «Зеленый змий». Он же опубликовал копию письма в адрес государственно-правового управления президента РФ за подписью председателя думского комитета по экологии Владимира Бурматова.

Сам Бурматов по-разному комментировал этот документ. То подтверждал его существование, то заявлял, что это фейковая новость. А когда государственно-правовое управление дало отрицательное заключение, начал утверждать, что инициатива о приравнивании мусоросжигания к переработке в Госдуму вообще не поступала.

Первое чтение законопроекта состоялось в январе 2019 года, тогда изменения касались только правил внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Но ко второму чтению документ преобразился до неузнаваемости.

При этом, как сообщила «7х7» эколог член общественного совета при Минприроды Елена Есина, новые поправки на совете не обсуждались.

На момент выхода этого материала на сайте Госдумы новых поправок не было, рассмотрение законопроекта назначено на 17 декабря.

Экологи считают, что за поправками стоят лоббисты мусоросжигательного бизнеса. Сейчас «дочка» госкорпорации «Ростех» — компания «РТ-Инвест» — финансирует строительство четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье и одного в Татарстане.

Жители Казани и четырех подмосковных городов — Воскресенска, Наро-Фоминска, Ногинска и Солнечногорска — уже более двух лет судятся со структурами, близкими к «РТ-Инвесту»: они пытаются получить проектную документацию на строительство МСЗ, чтобы провести общественную экспертизу.

И, хотя суды встают на их сторону, инвестор не торопится предоставлять документы.

— Поскольку у компании «РТ-Инвест» не получается действовать через суды, они суды проигрывают. [Поправки] — это такой ход, чтобы максимально расширить себе сегмент рынка, — считает Елена Есина.

По мнению экспертов, к которым «7х7» обратился за комментарием, за поправками скрывается несколько рисков.

Риски

  • Возможностей для коррупции станет больше

Предложенные поправки не только выводят мусоросжигание в приоритет, но и меняют принцип расходования средств экологического сбора, который производители и импортеры товаров платят в федеральный бюджет за утилизацию своей продукции. Сейчас в законе сказано, что эти деньги направляются субъектам РФ на строительство инфраструктуры для мусоропереработки. Правда, по информации Гринпис России, этой финансовой поддержки регионы по факту не получают, так как у них нет программ, под которые можно было бы привлечь эти целевые средства.

Если поправки вступят в силу, средства экосбора будут тратиться «в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ», а этот порядок будет определять правительство. Такая размытая формулировка, по мнению экспертов, позволит чиновникам тратить эти деньги совершенно непрозрачно, в том числе на поддержку строительства МСЗ.

В пользу этого говорит тот факт, что, например, комитет по национальному проекту «Экология» в октябре 2019 года поддержал предложение Минприроды России сделать количество новых мусоросжигательных заводов одним из целевых показателей мусорной реформы и выделить бюджетные средства на их строительство.

— В 2018 году сумма экологического сбора составила 2,2 миллиарда рублей, а общая стоимость четырех МСЗ в Подмосковье — 120 миллиардов рублей, — говорит эксперт проекта «Ноль отходов» Гринпис России Алексей Киселев. — Такие затраты не оставляют средств экологического сбора для выполнения его реальных задач: поддержки переработчиков для производства продукции из вторсырья и оказания услуг.

По мнению руководителя направления по взаимодействию с органами власти экологического движения «РазДельный Сбор» Анны Гаркуши, чиновники делают ставку на огромные заводы, которые они будут сами строить, сами будут ими руководить и контролировать финансовые потоки. Все это чревато коррупцией и распилами.

По информации Telegram-канала «Зеленый змий», распределением средств экосбора по новым правилам будет заниматься не Минприроды, а Российский экологический оператор.

Читайте также:  Сантехника и электрика: секреты монтажа

Причем регионы будут фактически исключены из схемы финансирования: они продолжат отвечать за организацию мусорной реформы на местах, а федеральный центр, не отвечая за организацию обращения с коммунальными отходами, будет управлять деньгами, предназначенными для такого регулирования.

  • Появится дорогая энергия, которая никому не нужна

В компании «РТ-Инвест», которую эксперты называют основным выгодополучателем от внесенных поправок, сказали «Коммерсанту», что на будущих предприятиях мусор будет «перерабатываться в новые продукты — мощность и электроэнергию», а на «энергоутилизацию» будут попадать только неперерабатываемые «хвосты», которые останутся после промышленной сортировки и извлечения полезных фракций. Опрошенные журналистом «7х7» эксперты скептически оценивают эти намерения.

Как говорит Алексей Киселев из Гринписа, в России уже сейчас избыток генерирующих мощностей и он растет. Зампредседателя комитета по экологии общественной организации «Деловая Россия» Наталья Беляева считает:

Это в Европе мусор сжигается в том числе для обогрева и освещения городов. В России же сжигать отходы с целью получения энергии утопично, потому что у нас очень дешевые энергоносители. Нам эта энергия не нужна. У нас это будет просто сокращение объемов отходов под прикрытием получения энергии.

В проектной документации одного из мусоросжигательных заводов, которые строит «РТ-Инвест», упоминается, что на собственные нужды МСЗ будет тратить только 5–10% производимой энергии. Куда пойдут остальные 90–95%, в документах не говорится.

— В поправках вообще ничего не сказано о том, что эту энергию нужно будет подавать в сеть. Там просто написано, что если ТКО сжигаются с выработкой энергии, то это будет утилизацией.

То есть, в принципе, эта энергия может уходить в воздух, что будет способствовать глобальному потеплению, — комментирует Анна Гаркуша из «РазДельного Сбора».

— Даже если предположить, что они все-таки будут ее реализовывать, надо понимать, что такая энергия очень дорогая и, чтобы ее продавать по себестоимости, надо будет кого-то заставлять ее покупать.

Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов уже заявлял, что строительство четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье приведет к повышению тарифов на электроэнергию на 2–3%, либо потребуются дотации от государства.

  • Мы будем развивать «неправильное» мусоросжигание

Декларируемое намерение «РТ-Инвест» сжигать только «хвосты», как это делается в Европе, тоже вызывает у экологов сомнения.

Во-первых, из текста поправок не следует, что на российских МСЗ собираются сжигать именно «хвосты», говорит Наталья Беляева.

А во-вторых, по статистике Минприроды, в нашей стране сегодня сортируется и перерабатывается всего около 7–8% ТКО. В реальности по регионам эта цифра может доходить до 0,5%, считает Наталья.

Значит, процент «неперерабатываемых фракций», которые «РТ-Инвест» собирается сжигать на своих заводах, будет близок к 100%.

В Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах, где мусоросжигание наиболее развито, также развиты раздельный сбор и переработка мусора.

В Швеции, которая является лидером в Европе по объему мусоросжигательных мощностей на душу населения, в печь отправляется только половина всех отходов.

Оставшаяся половина перерабатывается и компостируется, а на полигоны идет лишь 0,4% отходов, которые больше нельзя использовать ни в качестве вторсырья, ни в качестве топлива.

В шведской иерархии МСЗ стоят на ступень ниже переработки, но выше полигонов, которые считаются главным злом.

— Один неконтролируемый пятидневный пожар на российской свалке по выбросам будет равнозначен 120 годам эксплуатации мусоросжигательного завода мощностью 600 тысяч тонн в год, — объяснил такой подход руководитель проектов Шведского экологического исследовательского института IVL Ронни Арнберг.

В Германии, согласно официальной статистике, сжигается около трети всего мусора, остальное перерабатывается и компостируется, на полигонах захоранивается мизерный процент.

Сжигание мусора с целью получения энергии здесь на законодательном уровне признано одним из видов утилизации отходов, как сейчас хотят сделать и в России.

Но, как утверждает Наталья Беляева, есть принципиальное отличие: в Германии наладили раздельный сбор мокрого и сухого мусора, органика уходит на компостирование, а сухую фракцию сортируют на то, что может быть переработано (и это перерабатывают), и на совсем ненужное, так называемые «хвосты» — их сжигают.

Анна Гаркуша считает, что успешный европейский опыт мусоросжигания — это миф, практика показывает, что в тех странах, где есть мусоросжигание, не развивается ни переработка, ни предотвращение образования отходов:

— Европа сделала большой шаг, она наладила раздельный сбор. Но, если говорить о пластике, большая часть этих отходов все равно сжигается, а не перерабатывается.

Европа понастроила МСЗ, и теперь эти заводы надо постоянно «кормить». У инвестора мусоросжигательных заводов в Подмосковье в соглашениях с правительством региона прописана обязательная загрузка, в противном случае придется платить неустойку. А зачем мы будем перерабатывать и сокращать количество отходов, если нам придется платить за то, что у нас не загружен завод?

Евросоюз уже несколько лет предпринимает шаги, чтобы снизить зависимость своей экономики от мусоросжигательных заводов. В 2017 году Европейская комиссия подготовила коммюнике, где рекомендовала странам ЕС воздержаться от строительства новых МСЗ и сократить государственную поддержку производства энергии из смешанных отходов.

В 2019 году Комитет регионов принял решение больше не субсидировать строительство мусоросжигательных заводов в Центральной Европе, а Европейский союз не включил МСЗ в перечень видов деятельности, которые соответствуют целям устойчивого развития.

Главная претензия экспертов: сжигание отходов для получения энергии мешает строить экономику замкнутого цикла и негативно влияет на изменение климата выбросами парниковых газов.

  • Переработка отходов в России зачахнет

Эксперты «7х7» признают: в России выше, чем в Европе, риски того, что мусоросжигание при государственной поддержке «убьет» сортировку и переработку отходов.

Из всех видов утилизации мусора в нашей стране сегодня более-менее развиты только переработка макулатуры, лома металлов и ПЭТ-бутылок. Большую часть вторсырья для таких предприятий обеспечивают ритейлеры и офисные центры.

Отходы домохозяйств составляют незначительную долю в общем объеме. Эксперты связывают это с низким качеством автоматической сортировки бытового мусора.

Наталья Беляева считает, что работающие сегодня в России немногочисленные мусорсортировочные станции неэффективны:

Из-за того что на линии автоматической сортировки поступает смесь пищевых и неорганических отходов, оборудование регулярно загрязняется органикой, его приходится часто останавливать и сортировать отходы вручную.

Ронни Арнберг призывает не повторять ошибок Швеции, которая в 1978–1983 годах инвестировала в массовое строительство установок механической биологической очистки (MBT) отходов, а спустя десять лет пришлось остановить эти предприятия, так как из-за сильной загрязненности вторсырья большую часть отходов приходилось отправлять на сжигание или полигоны.

Получается парадокс: в России есть десятки предприятий по переработке отходов, но они не загружены, так как для них нет вторсырья подходящего качества. В то же время миллионы тонн мусора, включая полезные фракции, захоранивается на полигонах. Со строительством МСЗ эти миллионы тонн будут попадать не в переработку, а в печку, считают специалисты.

Ситуацию мог бы спасти раздельный сбор мусора в домохозяйствах, говорят эксперты «7х7». Но, как показало исследование Гринпис России, из 73,7 млн жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек доступ к инфраструктуре раздельного сбора имеют только 14,5%.

Развивать эту инфраструктуру сегодня региональным операторам невыгодно, так как любой доход от продажи отсортированных отходов надзорные органы вычтут из уже установленного тарифа. Поэтому нынешнюю тарифную политику для регоператоров нужно менять, чтобы у них был стимул заниматься раздельным сбором и сортировкой отходов, говорят экологи.

— Нужно вводить дуальную систему оплаты, расширять ответственность производителя, чтобы за утилизацию мусора в полном объеме платили не только граждане, но и предприятия, выпускающие продукцию [сейчас норматив экосбора за утилизацию упаковки составляет 15%]. В той же Германии люди платят за сбор, транспортировку и сортировку своих отходов, а дальше включаются утилизаторы, которым платят уже организации, — говорит Наталья Беляева.

  • В погоне за цифрами мы получим новые протесты

Эксперты считают, что правительство новыми поправками преследует еще одну цель — выполнить показатель национального проекта «Экология», который предписывает поднять процент переработки коммунальных отходов с нынешних 7% до 36% к 2024 году. Но эта цифра взята с потолка.

В российском отделении Гринпис приводят такой расчет: ежегодно в стране образуется в среднем 60 млн тонн отходов. По новым данным, в стране хотят построить 30 мусоросжигательных заводов. Про пять известно уже давно: четыре из них — в Подмосковье (мощность каждого 700 тыс.

 тонн в год), еще один — в Татарстане (мощность 500 тыс. тонн в год). Если предположить, что остальные 25 МСЗ будут иметь мощность по 700 тыс. тонн, получается, что все заводы смогут ежегодно «утилизировать» около 21 млн тонн отходов.

Эта цифра очень близка к цели из нацпроекта «Экология».

Но, если поправки примут, отрасль переработки в России замрет на неопределенный срок и не будет развиваться, считает Наталья Беляева.

А Анна Гаркуша прямо говорит, что правительству надо менять стратегию: вместо сжигания предотвращать образование отходов, тогда мусора станет физически меньше и доля перерабатываемых отходов вырастет.

В противном случае, прогнозирует активистка «РазДельного Сбора», протесты будут только расти:

— Люди будут больше сил вкладывать в общественную экспертизу, чтобы не допустить строительство мусоросжигательных заводов на местах. Сейчас уже все понимают: то, что проталкивают так настойчиво и так бессовестно, с обманом и подлогами, не может быть хорошо.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *