Россиянам презентовали первый индекса качества городской среды в нашей стране.
О методике расчета и перспективах дальнейшего использования индекса рассказали зампредседателя Правительства РФ Виталий Мутко, министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации Владимир Якушев, а также представители ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Результаты проведенной масштабной работы опубликованы на сайте Минстроя России и на отдельном сайте Индекс-городов.рф.
Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным перед Правительством РФ была поставлена задача — кардинально улучшить комфортность городской среды, повысить индекс ее качества на 30 процентов и сократить в связи с этим количество городов с неблагоприятной средой в два раза. Для ее выполнения была разработана методика расчета индекса.
Работа в этом направлении велась с 2016 года. Методика неоднократно корректировалась и дорабатывалась. Специалисты опирались на международный опыт мониторинга состояния городов, изучив свыше 150 систем оценок в контексте актуальных проблем российских городов. Выделено более 200 показателей, которые могут быть использованы и в России.
В результате, создан документ, в котором учтены ключевые современные принципы развития городов: приоритет пешеходной доступности, возможность разнообразного досуга и минимизация временных затрат на дорогу до работы, разнообразие типов общественных пространств в городе, разнообразие доступной инфраструктуры. Доля городов с благоприятной городской средой станет базовым значением, от которого будет рассчитываться рост, заданный национальным проектом «Жилье и городская среда».
Индекс качества городской среды в масштабах целой страны рассчитывается впервые в мире.
Как отметил зампредседателя Правительства РФ Виталий Мутко, индекс представляет собой инструмент мониторинга состояния города, и не является рейтингом.
Оценка Индекса – это руководство к действию, которое четко подсвечивает, какими территориями и какими проблемами в городе необходимо заниматься, уточнил вице-премьер.
На методике расчета и его результатах подробно остановился глава Минстроя России Владимир Якушев. Он сообщил, что специалистами ведомства рассчитаны индексы состояния городской среды в 1114 населенных пунктах за 2018 год. Они были расформированы по 10 размерно-климатическим группам для корректного составления шкал оценки индекса городской среды и сравнения.
«Методика включает 36 индикаторов. Каждый из индикаторов оценивался по десятибалльной шкале. Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов – городская среда считается благоприятной», — рассказал глава ведомства.
Он отметил, что по результатам произведенных расчетов среднее значение индекса качества городской среды по стране за 2018 год составило 163 балла. А доля городов с благоприятной городской средой по итогам прошлого года – 23%.
«К 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — уточнил министр.
Владимир Якушев также пояснил, что Минстроем России проделана трудоемкая работа по сбору и анализу данных по базовым показателям. Информация по 19 показателям взята из открытых источников.
Это сведения поисково-информационных картографических служб, данные географической информационной системы, космические снимки территорий, а также социальные сети.
По еще 17 показателям информация собрана от субъектов и органов статистики и федеральных органов исполнительной власти.
Министр остановился еще на одном важном аспекте – на системных ошибках, допущенных регионами при предоставлении информации.
Так, например, ряд субъектов указал, что в их городах нет граждан, проживающих в аварийном жилье. Таких городов по полученным Минстроем России сведениям регионов 246. Ведомством проверена эта информация.
Оказалось, что только в 25 городах представленные сведения соответствуют действительности.
«При выявлении логических ошибок для расчета применялись средние значения баллов по группе. Но, поскольку подсчет индекса будет производиться ежегодно, то мы скорректируем работу с регионами, чтобы к следующему расчету получить более корректную статистику от регионов, которая не потребует внесения значительного количества исправлений», — уточнил министр.
Методика, по которой рассчитывались индексы, носит комплексный характер. Полученные значения будут учитываться при определении размера финансирования регионов, чтобы они смогли создать в своих городах современную, безопасную и комфортную городскую среду, улучшив тем самым и качество жизни горожан.
Обнародован Индекс качества городской среды за 2020 год
Минстрой России опубликовал результаты Индекса качества городской среды за 2020 год. По итогам прошлого года достигнуть нужной отметки Индекса для признания среды благоприятной смогли 76 городов России. Таким образом, общее количество городов с благоприятной городской средой по всей стране достигло 375, что на 18 городов больше, чем планировалось достигнуть по плану федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
По итогам оценки качества городской среды для субъектов за 2020-й год, Московская область заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, набрав 208 баллов по среднему значению индекса качества городской среды. Доля городов с благоприятной городской средой составила 85% (62 города из 73). Прирост среднего значения индекса качества городской среды к 2019 году составил 3%.
В число крупных городов с численностью населения 250 тыс. – 1 млн. чел., признанных с благоприятной городской средой вошли подмосковные Химки (217 б.), Балашиха (208 б.), Подольск (195 б.).
- Города-лидеры качества городской среды в своей категории по численности населения:
- Большие города:
- 1-е место — Реутов (263 б.),
- 3-е место — Красногорск (238 б.)
- 4-е место – Одинцово (232 б.)
- 5-е место – Люберцы (229 б.)
- Средние города:
- 1-е место — Видное (235 б.)
- 2-е место — Фрязино (228 б.)
- 3-е место — Лобня (226 б.)
- 4-е место – Дзержинский (224 б.)
Малые города (25 – 50 тыс. чел.):
- 2-е место — Истра (235 б.)
- 3-е место — Котельники (232 б.)
- 4-е место – Краснознаменск (227 б.)
- 5-е место – Можайск (226 б.)
Малые города (5 – 25 тыс.чел.):
- 1-е место — Талдом (230 б.)
- 2-е место – Пересвет (229 б.)
- 4-е место – Черноголовка (220 б.)
«Любой результат складывается из грамотного подхода построения коммуникации внутри большой команды. Это, прежде всего, взаимодействие с профильными ведомствами, совместная и слаженная работа всей команды..
Нам удалось достичь таких высоких результатов благодаря системному подходу к организации работ по повышению Индекса качества городской среды городов Подмосковья в 2020 году.
Это работа Штаба по благоустройству: еженедельный мониторинг дорожных карт, доклады об их выполнении, в случае наличия рисков – принятие управленческих решений и постоянный контроль. Также анализ территорий, социокультурное программирование и взаимодействие с жителями.
И, конечно, спасибо нашему губернатор у Андрею Юрьевичу за то, что он уделяет большое значение реализации программы «Формирование комфортной городской среды» и за создание отдельного ведомства, которое может заниматься всей этой работой», – рассказал министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин
«Индекс качества – это инструмент, который помогает выявлять болевые точки. И это действительно инструмент развития городов и регионов», — добавил Михаил Хайкин.
Один из критериев Индекса – вовлечение граждан в принятие решений по вопросам городского развития. Именно граждане создают запрос на определенные территории.
Только они знают, что именно им необходимо для комфортной жизни, чего им не хватает в городе в целом или рядом с домом.
Диалог с жителями и обсуждение с ними ключевых решений позволяет создавать действительно востребованные общественные пространства, повышает экономическую привлекательность территорий.
Показатели Индекса качества городской среды подросли
Среднее значение показателя Индекса качества городской среды в России за 2020 год выросло до 177 баллов
Минстрой России опубликовал показатели Индекса качества городской среды за 2020 год. По итогам прошлого года достигнуть нужной отметки Индекса для признания среды благоприятной смогли 76 городов.
Таким образом, общее количество городов с благоприятной городской средой достигло 375, что на 18 городов больше, чем планировалось достигнуть по плану федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
«Сегодня перед нами стоит важная цель, поставленная Президентом России, по улучшению комфортности городской среды в 1,5 раза к 2030 году. Мы должны обеспечить не только количество, но и качество застройки.
Индекс нам в этом эффективно содействует для мониторинга за ситуацией, и Минстрой России, ДОМ.РФ совместно с регионами проводят большую работу для его подсчета.
В кризисный год, несмотря на все трудности, средний индекс вырос на 4%, а количество городов с благоприятной городской средой составило 375 городов против 299 в прошлом году.
Повышение значения индекса — это показатель системной работы региональных и городских команд по развитию комфортной среды своих городов. Необходимо и далее комплексно решать задачи повышения качества жизни россиян, что найдет свое отражение в Индексе»,
заявил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.
В 2020 году показатели Индекса качества городской среды были подсчитаны для 1116 российских городов.
При этом комфортная городская среда была зафиксирована в каждом третьем городе — доля таких городов составила 33,6%.
К 2024 году, согласно федеральному проекту, их станет в два раза больше: плановый показатель — 60% городов с благоприятной городской средой от общего числа.
Прирост городов с благоприятной средой сверх плана на 2020 год произошел благодаря следующим регионам:
- Белгородской (+1 город),
- Воронежской (+1 город),
- Калининградской (+1 город),
- Калужской (+2 города),
- Ленинградской (+1 город),
- Московской (+2 город),
- Свердловской (+1 город),
- Тульской областям (+1 город),
- Ненецкому (+1 город),
- Ханты-Мансийскому (+1 город),
- Ямало-Ненецкому автономным округам (+1 город),
- республикам Адыгея (+1 город),
- Башкортостан (+1 город),
- Татарстан (+3 города).
Среднее значение показателя Индекса качества городской среды по Российской Федерации за 2020 год составило 177 баллов (прирост 4% к плану 2019 года) при плановом значении 176 баллов (4%).
Положительная динамика ускорилась: в 2018 году среднее значение индекса качества составляло 163 балла, в 2019 году — 169 баллов. К 2024 году этот показатель должен составлять уже не менее 212 баллов.
В россии появится индекс цифровизации городского хозяйства
МОСКВА, 20 августа. /ТАСС/. Минстрой России объявил конкурс на создание методики оценки цифровизации городского хозяйства, ее планируется разработать до конца 2019 года. Об этом сообщила во вторник пресс-служба министерства.
«Минстрой России объявил конкурс на разработку методики оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в РФ. Сама методика и первые результаты измерения «IQ городов» будут доступны уже в этом году», — говорится в сообщении.
- Индекс позволит оценить текущий уровень внедрения решений «Умного города», определить точки роста для каждого города, а также оценить объем средств, которые необходимо направить на цифровизацию городского хозяйства.
- «После того, как «IQ городов» будет разработан и апробирован, он может быть включен в Индекс качества городской среды», — приводятся в сообщении слова главы Минстроя Владимира Якушева.
- Оценивать индекс планируется ежегодно, уточняется в релизе.
«Умный город» и Индекс качества горсреды
Ведомственный проект Минстроя «Умный город» стартовал в России в 2018 году, начиная с 2019 года он реализуется в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». В проекте задействованы все населенные пункты с численностью жителей более 100 тыс.
человек, а также, по желанию субъекта, города с меньшим количеством жителей. Стандарт «Умного города» является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды.
На базе федерального стандарта регионы разрабатывают и утверждают региональные программы по реализации проекта «Умный город».
Индекс качества городской среды который правительство утвердило в 2019 году, состоит из 36 параметров. Они отражают вопросы благоустройства и озеленения, формирования комфортной жилой застройки, обеспечения безопасности, применение цифровых технологий в городском хозяйстве, улучшение экологической обстановки и формирование доступной среды для маломобильных граждан.
Оценка индекса качества городской среды входит в целевые показатели нацпроекта «Жилье и городская среда».
Согласно его паспорту, одним из ключевых показателей станет кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение соответствующего индекса на 30% и сокращение вдвое числа городов с неблагоприятной средой. В нацпроекте говорится, что доля городов с благоприятной средой в 2024 году должна составить 60%.
Объясняем, зачем измерять качество городской среды
Индекс качества среды для 1114 городов России был впервые представлен Минстроем в начале ноября 2019 года. Разбираемся, почему индекс нельзя называть рейтингом, как его правильно читать, какую работу в городах предстоит провести в ближайший год и почему не стоит сравнивать значения индекса во всех городах друг с другом.
В мире существуют более 200 различных индексов и рейтингов городов. Они касаются 13 различных сфер деятельности: транспорта, экологии, качества жизни, городской экономики, уровня цен и других. Однако ни один из рейтингов не посвящен полностью городской среде.
Например, Индекс лучшей жизни (Better Life Index) оценивает страны в целом, а не отдельные города.
Ещё несколько исследований посвящены городам по всему миру: Инициатива благополучия городов (City Prosperity Initiative), Индекс глобальных городов (Global Cities Index), Рейтинг качества жизни в городах мира (Quality of Living Rankings), а также Глобальный индекс комфорта проживания (Global Liveability Index).
В России индекс — это инструмент мониторинга состояния среды в 1114 городах страны. Он был разработан Минстроем и ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка, чтобы оценивать динамику изменений.
К 2024 году президент поручил повысить индекс качества городской среды на 30% и сократить количество городов с неблагоприятной городской средой в два раза.
Чтобы оценить достижимость этих показателей, был разработан инструмент, который оценивает качество городской среды.
ДОМ.РФ и КБ Стрелка отвечали за данные, участвующие в расчёте 18 из 36 индикаторов качества городской среды в 2019 году. Для этих индикаторов используются открытые большие данные: данные пространственного анализа, геоинформационных систем, дистанционного зондирования Земли и другие.
Индекс — это не рейтинг. Индекс — это показатель, важный только для объекта исследования. Например, есть индекс массы тела. Человеку важен собственный индекс массы тела, чтобы выявить какие-то нарушения; для понимания этих проблем не важен индекс массы тела других людей.
Рейтинг, в свою очередь, — это инструмент, который показывает соотношение между объектами исследования. Например, рейтинг цен на «ЦИАНе» показывает, сколько стоят самые дорогие квартиры, как они распределены по районам города. Индекс не должен показывать такого распределения.
Это инструмент для работы каждого города над собственными проблемами, а не для сравнения городов между собой.
Индекс качества городской среды — это первый индекс, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории.
В индексе оцениваются шесть типов городских пространств: жильё, озеленённые пространства, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, улично-дорожная сеть и общегородское пространство.
Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды и эффективность управления. На пересечении каждого типа пространства и критерия появляется индикатор.
Например, безопасность дорожной сети оценивается через индикатор «количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях» и так далее.
При разработке методологии изначально ставилась цель сделать её максимально прозрачной. В индексе нет исходного целевого показателя: зачастую его просто невозможно установить.
Не существует точной цифры, насколько город должен быть озеленён. Нельзя сказать, что норма озеленения городов составляет 75% или 25%.
Но при этом понимаем, что ноль ДТП или полное отсутствие аварийного жилья — это хорошо и это тот идеал, к которому нужно стремиться.
Суть методики в том, чтобы перевести восприятие городской среды в измеряемую метрику. Это позволяет уйти от субъективности. Человек, который родился и вырос в одном городе, априори считает, что его город лучше города-конкурента, с командами из которого они соревновались на футболе в школьные годы.
Представления о городе у тех, кто туда просто приезжает и проводит там небольшое количество времени, отличаются от представлений местных жителей.
Туристы формируют свой образ города на основании центральных улиц, ключевых достопримечательностей, гостиниц — всё это только одна пятая часть того, что составляет городскую среду и с чем горожане взаимодействуют каждый день в повседневной жизни.
1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Здесь важно подчеркнуть, что это не попытка создать новый климатический атлас России — ни для кого не секрет, в какой зоне расположен город.
Чтобы индикаторы работали корректно, более важно посмотреть на влияние климатических факторов на состояние и формирование городской среды.
В городах с полярной ночью общественные пространства не имеют в жизни людей такого же значения, как в городах с более благоприятными климатическими условиями.
Сайт индекс-городов.рф — наглядная визуализация результатов формирования индекса, которые опубликованы на сайте Минстроя.
На странице каждого города есть отметка о том, к какой размерной и климатической группе относится город. Климатических групп всего две: с условно комфортными и с тяжёлыми климатическими условиями.
Если мы зайдём в раздел «Результаты» и откроем, например, Мурманск, то увидим, что это город с тяжёлыми климатическими условиями.
Все города с тяжёлыми климатическими условиями не выделяются в отдельную группу, потому что климат не влияет на такие индикаторы, как количество ДТП или доля детей, стоящих на очереди в детский сад.
Поэтому по климатическим группам считаются только индикаторы, касающиеся озеленения города или популярности общественных пространств.
Остальные индикаторы, например доля аварийного жилья, считаются уже по размерным группам.
Города из разных размерных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно. У каждой размерно-климатической группы есть своя шкала значений.
К примеру, 45% освещённости улиц в Новосибирске (город с населением более 1,6 миллиона человек) — это не то же самое, что 45% освещённости улиц в Бирюсинке (малый город с населением менее 10 тысяч человек), дополненных фонарными столбами на каждом участке с частным домом.
Если для малого города освещённость в 45% — это относительно большой показатель, который оценивается в 5–6 баллов, то миллионник за тот же процент освещённости улиц получит уже 1-2 балла.
От баллов уйти невозможно, потому что оцениваются параметры в разных единицах измерения. Они могут быть выражены в процентах, в численности людей, количестве инфраструктурных объектов или безразмерным коэффициентом. Чисто математически логично сравнивать разные показатели друг с другом, используя баллы.
Да, существуют индексы, основанные на качественных показателях, например на социологических опросах или на экспертной оценке. Но такая методика не подходит для масштаба задачи в России. 1114 городов — это очень много, в них живут 75% населения страны.
Если ежегодно проводить соцопросы или выезжать в каждый город, то оценка городской среды превратится в перепись населения. Чтобы охватить такое количество городов, потребуется огромное число людей, и пропорционально будет расти количество ошибок.
Единственная возможность уйти от субъективности и манипуляции данными — переход на количественную оценку.
Если мы представим обычный день муниципального чиновника или главы города, то поймём, что он существует в огромном количестве задач, которые формируются реализацией двенадцати национальных проектов, объединяющих по 2-5 федеральных проектов. Дополнительно к этому существуют региональные проекты, набор муниципальных программ, работа с запросами горожан и с частными проектами.
Индекс — это не панацея и не единственный инструмент, который спасёт всю Россию. Это инструмент, который оценивает качество городской среды, а не измеряет качество жизни во всей стране.
Индекс решает только одну задачу: она связана с формированием качественной городской среды.
Он не претендует на то, чтобы решать все проблемы города во всех сферах жизни, это просто инструмент оценки, а не методичка «как всем жить в следующем году».
Чтобы определять, как работать с результатами, есть регламенты, градостроительная документация, институт главных архитекторов города, Стандарт комплексного развития территорий, местные нормативны и правила, концепции развития и другие документы.
Индекс будет публиковаться каждый год. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды или внести корректировки в существующие.
Диаграммы с баллами на странице каждого города показывают приоритетные направления работы. Если у города низкий балл по «Озеленённым пространствам», то нужно в первую очередь разобраться с парками и зеленью в городе. Если меньше всего баллов в диаграмме «Жильё», то нужно комплексно решить эту проблему.
Здесь важно понимать: оценка устроена таким образом, что, улучшая только один индикатор, невозможно добиться каких-то значимых результатов.
Например, если в городе выявлены большое количество ДТП, высокая смертность на дорогах, недостаток улиц с развитым стрит-ритейлом и низкий индекс пешеходной доступности, то становится очевидно, что улично-дорожная сеть в таком городе ориентирована на машины и перемещение из точки А в точку Б, а не на людей. Улицы — такое же общественное пространство, что соответствует международным принципам и стандартам развития городской среды.
Что нужно сделать в таком случае: создать комплексную программу развития улиц в городе.
Уже в рамках этой программы, работая со многими индикаторами, попутно можно решить проблему луж в городе, сделать ливневую канализацию, выявить места, в которых наиболее часто происходят ДТП, и сделать их более безопасными. Повышая освещённость улиц, можно повлиять на количество ДТП в тёмное время суток на отдельных участках дороги.
Что у города болит. В России появился первый индекс качества городской среды | Новости ДОМ.РФ
В ноябре этого года Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» представили первый индекс качества городской среды, куда вошли данные о 1,114 российских городах. Пилотная часть этого масштабного проекта, куда были включены 90 городов, анонсировалась еще два года назад. «Ъ» разбирался, как индекс позволит улучшить городскую среду и станет ли он руководством к действию для местных властей.
- Как рассчитывался индекс
- При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.
- При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.
Представленный в ноябре индекс качества городской среды — это мониторинг, в который были включены 36 индикаторов. «Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале, — говорит глава Минстроя РФ Владимир Якушев.
— Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов.
Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной».
Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.
Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.
При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).
По словам министра строительства и ЖКХ, к 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. «Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — добавляет Владимир Якушев.
Зачем улучшать городскую среду в мире
Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.
Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития.
И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.
В 1977 году на конференции в канадском Ванкувере Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам.
Ее главной задачей стало содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов.
В октябре 1978 года образовался Секретариат и исполнительный орган Комиссии ООН по населенным пунктам (Центр ООН по населенным пунктам — Хабитат). В 1996 году появилась так называемая «Повестка дня Хабитат», которая обозначила всемирный план действий по устойчивому развитию.
Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.
Зачем это надо России
В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.
Назрел вопрос о комплексном подходе в решении проблем на территории всей страны, результатом которого стал проект «Жилье и городская среда», где одним из пунктов значится повышение качества последней на 30%.
Но чтобы понять исходную точку, необходимо было определиться с системой координат, которая позволяла бы показать реальную ситуацию состояния среды во всех 1,117 городах России. Поэтому в 2017 году Минстрой России, ДОМ.
РФ и КБ «Стрелка» приступили к реализации проекта по составлению индекса качества городской среды и презентовали пилотный проект. В первоначальной версии было 90 городов, на примере которых авторы индекса апробировали механизмы масштабного мониторинга.
Почему все города похожи друг на друга
77% существующего жилого фонда создано в советское и постсоветское время, построено по нормативам, принятым в период другой экономики.
Действующие нормы постоянно актуализируются в той или иной части, но этого недостаточно для серьезного изменения облика наших городов.
В результате в российских городах создается застройка, не обеспечивающая комфортность и безопасность горожан, что не стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Более того, хаотичная застройка разрывает существующую ткань городов.
Формирование комфортной городской среды сегодня – приоритетная задача, обозначенная на федеральном уровне. Результатом трехлетней работы Минстроя России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» в этом направлении стал Стандарт комплексного развития территорий. Стандарт одобрен проектным комитетом по нацпроекту и готовится к утверждению на федеральном уровне.
Проектирование жилых территорий по принципам Стандарта призвано создать функционально разнообразные, компактные и безопасные города с сомасштабной человеку застройкой, комфортным жильем и высокой транспортной и пешеходной доступностью.
Стандарт помогает адаптировать градостроительные решения под различные целевые модели среды, что особенно актуально для российских городов с зачастую смешанными типами застройки.
Стандарт предусматривает комплекс инструментов развития городских территорий, который охватывает документы всех уровней: стратегия пространственного развития города, объемно-пространственный регламент, дизайн-код.
Пилотные проекты применения Стандарта уже разработаны для Владивостока, Саратова, Калининграда, Иваново, Сергиева Посада и Свободного, Южно-Сахалинска, в разработке находятся проекты для Магадана, Кисловодска, Великого Новгорода и Геленджика.
Реализация вышеупомянутых пилотных проектов, разработанных на основе Стандарта, возможна уже сегодня. Например, в Саратове, Иваново и Калининграде утверждены разработанные для этих городов правила размещения вывесок и навигации (дизайн-коды).
Во Владивостоке принято постановление администрации города о разработке документации по планировке территории на основе мастер-плана острова Русский.
Кроме стратегических и регуляторных документов стандарт определяет правила разработки отдельных проектных решений для городских территорий, в том числе дизайн-проектов благоустройства общественных пространств. С 2017 года ДОМ.
РФ совместно с КБ «Стрелка» при активном участии жителей и профессионального сообщества, а также с привлечением местных архитектурных бюро разработаны дизайн-проекты благоустройства территорий в 46 городах по всей России общей площадью более 1500 га.
Сегодняшнее поколение уже предъявляет другие требования к дому и среде, в которой оно живет. Оно более мобильно, оно предпочитает быстро получить все сервисы и услуги в шаговой доступности от дома или работы. Экономика совместного потребления формирует запрос на новые типы пространств и устойчивые планировочные решения.
Для формирования пула градостроителей новой формации КБ «Стрелка» запустила обучающий курс АРХИТЕКТОРЫ.РФ. Стратегический партнер курса – ДОМ.РФ. Программу поддерживают правительство РФ и Минстрой России. Его участники изучают современные тренды в области архитектуры и урбанистики и стараются применять на практике актуальные инструменты улучшения городской среды.
Советник главы Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский — выпускник программы «Архитекторы.РФ». По его словам, образовательная программа помогает ему полученные навыки применять в повседневной жизни. «Кроме того, — продолжает он, — для нас важным подспорьем является индекс качества городской среды.
Один из важных моментов — корреляция результатов мониторинга с такими ключевыми проблемами территориального развития как внутрирегиональная и межрегиональная миграция населения.
Как правило, направления этой миграции совпадают с направлениями от менее комфортных к более комфортным для проживания городам, и индекс это наглядно показывает».
Более успешные и амбициозные жители малых городов Республики стремятся переехать с столицу региона — Ижевск, индекс качества городской среды которого выше, рассказывает Вячеслав Правдзинский: «Сам же Ижевск сегодня точно так же конкурирует за жителей, но уже с более крупными городами —Казанью, Пермью, Москвой и Санкт-Петербургом». Поэтому, продолжает он, для удмуртской столицы индекс качества городской среды важен как инструмент мониторинга.
Развитие городской среды, повышение ее качества — тема, которая актуальна сегодня для всех городов нашей страны именно в контексте наведения порядка и попытки найти баланс интересов.
Город – это сложная система, балансирующая между запросами жителей на комфорт и безопасность среды, потребностями бизнеса в ресурсе для реализации своих проектов и стремлением власти иметь эффективные инструменты регулирования.
Владимир Якушев: российские города в рамках нацпроекта получат индекс качества городской среды по 36 показателям
Российские города оценят по 26 индикаторам и разделят на муниципальные образования с благоприятной или неблагоприятной городской средой.
Эти индикаторы отражают все основные показатели качества жизни: безопасность, комфортность, идентичность и разнообразие в среде города, состояние экологии и здоровья, эффективность городского управления и др.
Наряду с общественными пространствами будет оцениваться и уличная дорожная сеть, общественно-деловая инфраструктура и состояние жилья.
«По поручению главы государства к 2024 году количество городов в России с неблагоприятной городской средой должно сократиться в два раза – это серьезная задача и на ее решение направлена реализация всех национальных проектов.
Если эта работа будет выполнена качественно, то показатель индекса качества городской среды будет значительно превышать 50% от максимально возможного количества баллов, которое город в принципе может набрать», – пояснил Владимир Якушев.
При расчете индекса будут использоваться данные Росстата и МВД России, спутниковых систем, социальных сетей, государственных информационных и поисково-информационных систем.
Кроме того, для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все города страны разделены на 10 климатических и размерных групп.
При отнесении города к группе учитывались два показателя – его географическое расположение и численность населения.
В результате индекс позволит сравнивать между собой города как в рамках размерно-климатических групп, так и по уровню развития отдельных типов пространств.
Владимир Якушев подчеркнул, что для повышения уровня комфорта проживания в городах необходима комплексная работа по развитию городов.
Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства также отмечал необходимость комплексного развития территорий.
«Создание единой системы городского транспорта, комфортных общественных пространств, программа реновации жилья – это проекты, делающие среду удобной и комфортной для каждого человека.
Причем каждый проект — яркий пример комплексного и сбалансированного развития территории», — сказал Марат Хуснуллин.
Напомним, Московский урбанистический форум – крупнейший Международный конгресс, посвященный вызовам развития глобальных мегаполисов. В первый день мероприятия с ключевыми докладами выступили глава Минстроя России Владимир Якушев, мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Строительного комплекса Москвы Марат Хуснуллин.
Первый индекс качества городской среды выявил отсутствие качества как такового
01.12.2019
Развитие регионов
Только четверть российских городов и 8% регионов имеют качественную городскую среду
1 ноября в ИА ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная выходу первого индекса качества городской среды в России.
Индекс и качество обсуждали вице-премьер Правительства России Виталий Мутко, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, заместитель генерального директора Фонда ДОМ.
РФ Денис Филиппов, а также представители КБ «Стрелка».
Создание комфортной и безопасной среды для проживания в каждом российском городе – одна из ключевых задач нацпроекта «Жилье и городская среда». И вместе со стартом соответствующего федерального проекта в 2017 г.
был сделан первый серьезный шаг в этом направлении. С тех пор по всей стране благоустроили почти 7 тыс. парков, набережных, площадей и скверов и около 40 тыс. дворов, в выборе которых приняли участие 22 млн человек.
Кроме того, Президентом России перед Правительством в соответствующем указе, подписанном в 2018 г., была поставлена задача –к 2024 г.
кардинально улучшить комфортность городской среды, повысив индекс ее качества на 30% и сократить количество городов с неблагоприятной средой в 2 раза. На эти цели планируется потратить более 300 млрд руб. А для выполнения задачи Минстроем, ДОМ.
РФ и КБ «Стрелка» и была разработана методика расчета индекса, работа над которой велась с 2016 г. – она неоднократно корректировалась и дорабатывалась.
Посчитали, но не всё
Как пояснил Денис Филиппов, в ходе подготовки документа специалисты опирались на международный опыт мониторинга состояния городов, изучив свыше 150 систем оценок относительно актуальных проблем российских городов.
В результате разработчики выделили более 200 общепризнанных в международной практике показателей, которые могут быть использованы и у нас.
И в работе с такими данными есть к чему стремиться и следует перенимать опыт стран-членов ОЭСР, которые на регулярной основе выпускают статистический сборник с самой полной информацией о городах и странах.
Хотя не все мировые индикаторы были учтены в российской методике – к примеру, уровень преступности на открытых пространствах, т.е. то, насколько безопасно ходить по улицам в том или ином районе города. К сожалению, пока МВД не может собирать подобную информацию. Также не внесен индикатор качества воздуха, потому что сегодня не в каждом городе этот показатель может быть измерен.
Впрочем, в ближайшей перспективе кардинально менять методику не станут, а данные за каждый город планируется обновлять до 1 мая ежегодно.
Представитель ДОМ.РФ особо подчеркнул, что индекс качества городской среды в масштабах всей страны проводится в мире впервые. А результаты проведенной работы опубликованы на сайте Минстроя России и на отдельном сайте Индекс-городов.рф.
В итоге создан документ, утвержденный распоряжением Правительства от 23.03.
19 за № 510-р, в котором учтены ключевые современные принципы развития городов: приоритет пешеходной доступности, возможность различного досуга и минимизация временных затрат на дорогу до работы, разнообразие типов общественных пространств в городе и доступной инфраструктуры. При этом базовым значением станет доля городов с благоприятной городской средой, и от него будет рассчитываться рост, заданный нацпроектом «Жилье и городская среда».
Как нужно считать правильно?
О методике расчета и его результатах подробно рассказал Владимир Якушев. Так, индексы состояния городской среды рассчитаны в 1114 населенных пунктах.
А для корректного составления шкал оценки индекса городской среды и сравнения все города расформированы по 10 размерно-климатическим группам. Полученные значения сравниваются только для городов, находящихся в одной группе.
В результате в каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов, что позволяет избежать сравнения городов с разной численностью населения и климатическими особенностями.
Оценка города складывается из анализа шести самых востребованных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается еще по шести критериям – ключевым факторам, формирующим среду обитания –безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.
В результате получается матрица из 36 индикаторов, каждый из которых оценивался по десятибалльной шкале. Индекс позволяет комплексно оценить состояние городской среды, за исключением переработки мусора (ТБО), который запустят позже.
И, таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов, но, забегая вперед, уточним, что этот результат оказался недостижимым. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов – городская среда считается благоприятной.
Впрочем, и эта цифра для большинства городов оказалась заоблачной.
Как отметил министр, по результатам произведенных расчетов среднее значение индекса качества городской среды по стране составило 163 балла, а доля городов с благоприятной городской средой – 23%. Иначе говоря, в список благоприятных попали всего 256 городов.
При этом, заявил глава Минстроя, главная задача по работе с регионами на ближайшую пятилетку – увеличить количество городов с благоприятной средой к 2024 г. как минимум до 676, а среднее значение самого индекса – поднять до 212 баллов и выше.
Владимир Якушев рассказал о проделанной Минстроем трудоемкой работе по сбору и анализу данных по базовым показателям.
Так, информация по 19 из них взята из открытых источников – это сведения поисково-информационных картографических служб, данные географической информационной системы, космические снимки территорий, а также социальные сети.
По еще 17 показателям информация собрана у региональных и федеральных органов власти и из статистики.
Были ситуации, когда данные приходилось перепроверять «вручную». Так, например, 246 городов указали, что у них нет граждан, проживающих в аварийном жилье. Однако на деле оказалось, что только в 25 из них представленные сведения соответствуют действительности. Некоторые города заявили о благоустройстве 400% дорог.
Раскрывать информацию, какие субъекты предоставили такие данные, министр не стал, но оговорился, что было принято решение в этот раз сурово не наказывать. А дальше будет строже.
При выявлении логических ошибок для расчета применялись средние значения баллов по группе. Но поскольку подсчет индекса будет производиться ежегодно, то работа с регионами будет скорректирована, чтобы к следующему расчету получить более верную статистику от регионов, не требующую внесения значительного количества исправлений.
Индекс – не спорт, а средство развития
Виталий Мутко в свою очередь заметил, что индекс – это не рейтинг для соревновательности губернаторов друг с другом, он представляет собой инструмент мониторинга состояния города. А оценка индекса – это руководство к действию, увидев которую главы городов постараются развивать именно ту сферу жизни, где населенный пункт проигрывает.
Как заметил вице-премьер, последние 7-8 лет большое внимание уделяется развитию российских городов – к примеру, через такие проекты, как 1000-летие Казани, Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, Универсиада в Красноярске и другие спортивные и политические события. Через них государство инвестировало в развитие городов огромные деньги и человеческий капитал.
В результате появился термин «устойчивое развитие», а у людей – потребность к преобразованиям.
Благодаря этому теперь есть новые Казань и Сочи, толчок к развитию получили 11 городов, где проходили футбольные матчи, и еще 10, где размещались базы команд.
После мундиаля осталась прекрасная инфраструктура – построены и благоустроены аэропорты, дороги, центры городов, пешеходные зоны, гостиницы, объекты энергетики и прочее.
В итоге комфортная среда городов стала одной из национальных целей, которые поставил глава государства. Но для начала работы нужна была база – необходимо было понять, что такое комфортная городская среда, как и по каким критериям ее оценивать. Так и появилась точка отсчета, от которой теперь можно будет оценивать динамику улучшений.
Виталий Мутко не сомневается, что к 2024 г. удастся справиться с поставленной целью, т.к. в проект вкладываются огромные средства – в среднем ежегодно будет инвестироваться около 40 млрд руб., плюс добавят субъекты, муниципалитеты и частный бизнес.
Немаловажно, что в дальнейшем планируется финансово поощрять регионы, которые начнут активно улучшать индексы. Правительством уже принято решение о выделении 50 млрд руб.
на межбюджетные трансферты – их получат первые 50 субъектов, которые по 15 показателям окажутся впереди. Из них 45 млрд руб.
направят на развитие регионов, а 5 – на поощрение управленческих команд, всех тех, кто вовлечен в достижение этих целей.
Также, по словам вице-премьера, дополнительным финансированием можно считать ежегодные 5 млрд руб., которые выделяются на конкурс малых городов, плюс планируется «поднять» 10 субъектов с самым низким показателем.
Кроме того, для борьбы с теми, кто не справляется, индекс качества городской среды теперь впишут в систему оценки эффективности деятельности губернаторов – всего в ней 15 параметров, и результаты будут предоставляться Президенту ежегодно до 1 мая. Таким образом, у глав городов появится мотивация сродни председателя Центробанка Новой Зеландии, который получает зарплату в зависимости от уровня инфляции: чем меньше вторая, тем больше первая.
Конечно, всегда есть те, кто хочет выиграть любой ценой – могут начаться фальсификации и жульничества. И Виталий Мутко с улыбкой отметил, что такие города будут дисквалифицироваться. В любом случае подобные факты будут наказываться снятием баллов, а над самой системой штрафов поработают отдельно.
Кричащие цифры
Итак, собственно сам рейтинг.
Индекс был подсчитан для городов, которые были разбиты на 7 категорий по численности населения: крупнейшие (от 1 млн человек), крупные (250 тыс. — 1 млн человек), большие (100-250 тыс. человек), средние (50-100 тыс. человек). В категории малых городов есть 3 подкатегории: города с населением 25-50 тыс. человек, 5-25 тыс. человек и с населением до 5 тыс. человек.
Самое большое количество баллов среди крупнейших городов набрали: Москва – 276, Санкт-Петербург – 238, Екатеринбург – 191, Нижний Новгород и Казань – по 190.
Впрочем, Москва заняла лучшую позицию в итоге по рейтингу, «не дотянув» до высшей отметки целых 84 балла.
Лучше всего исследователи оценили общегородское пространство Москвы – в 58 баллов и общественно-деловую инфраструктуру – 51 балл. Климат в столице назван условно-комфортным.
В целом в этой категории всего 40% городов имеют благоприятную среду. Средний балл составил 176, а минимальный, принадлежащий Омску, — 104.
В категории «крупные города» первые места заняли Сочи – 219 баллов, Грозный – 218, Тула – 217, Белгород – 215 и Калининград – 214. Здесь 52% населенных пунктов отнесены к благоприятным, а средний балл составил 186 – это единственная группа, где показатель превысил отметку в 180 баллов. Самую низкую оценку получили Якутск и Чита, набравшие по 147 баллов.
Среди больших городов лидерами стали Реутов, получивший 252 балла, Красногорск – 230, Одинцово – 229, Мытищи, Долгопрудный и Арзамас, набравшие по 225 баллов. В этой категории 41% городов имеет благоприятную среду, а средний балл – 178. Самый низкий получила Назрань – 121.
У средних городов первое место занимает Видное – 232 балла, далее – Лобня – 222, Фрязино – 219, Дзержинский – 212, Гатчина и Саров – по 211. Из 153 городов группы только 37% отнесены к категории благоприятных. Средний балл здесь – 173, а самый маленький у города Сунжа – 118.
В малых городах с населением до 50 тыс. человек самая благоприятная среда оказалась у Истры – 229 баллов, далее Можайск – 224, Котельники – 219, Кудрово – 218 и Краснознаменск – 211. Самый низкий коэффициент у города Усть-Джегута – 106. Средний балл в этой категории 165, а всего благоприятную среду из 252 городов имеют 24%.
В городах с населением до 25 тыс. человек лучшие позиции занимают Пионерский с 212 баллами, Чудово – 207, Талдом, Пересвет и Невель – по 206. Средний балл у этой группы – 155, а самый маленький – у города Томмот – 84. Всего из 494 городов только 11% имеют благоприятную среду – и это наихудший результат по группам.
У городов с населением до 5 тыс. человек лучшим стал Иннополис, набрав 217 баллов, за ним Гдов – 204, Правдинск – 203, Нестеров – 198 и Плес – 196. Средний показатель – 151 балл, минимальный – у Верхоянска – 77.
Кстати говоря, якутский Верхоянск занял самое последнее место из всех 1114 городов рейтинга. Провалившись по всем статьям, он ни по одному показателю не смог набрать и половины возможных баллов.
Так, кроме прочих, за улично-дорожную сеть он получил 22 балла, за жилье и прилегающие пространства – 16, а за озелененные пространства – 2.
Небольшим оправданием может служить то, что Верхоянск – одно из самых холодных мест на Земле, где зимой температура воздуха достигает 60 градусов ниже нуля.
И только 14% городов этой группы имеют благоприятную среду.
Если рассматривать рейтинг в целом, не опираясь на деление городов по категориям, то выглядеть он будет так. Первое место занимает Москва – 276 баллов, второе – подмосковный Реутов с 252 баллами, третье – Санкт-Петербург – 238, далее Видное – 232, Красногорск – 230, Одинцово и Истра – по 229, Мытищи, Долгопрудный и Арзамас, набравшие по 225 баллов.
Любопытно, что, к примеру, Сочи разделил 17-е место с подмосковным Фрязино, набрав по 219 баллов. А на 18-м месте с 218 баллами расположились Грозный и маленький город Кудрово Ленинградской области с населением 31 тыс. 600 человек.
Примечательно, что индекс качества городской среды ранжирован не только по городам, но и по субъектам. И здесь ситуация, мягко говоря, потрясает… Из 85 регионов только 7 смогли превысить необходимый средний коэффициент благоприятной среды, набрав более 180 баллов. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Адыгея, Ярославская, Тюменская и Мурманская области.
Но, по словам Владимира Якушева, на этой картине акцентировать внимание не нужно, потому что главная задача индекса – это все-таки раскладка по городам в отдельности, а субъекты – это дополнительная и необязательная опция.
К слову сказать, выступающие так и не дали оценку проведенному исследованию.
Только, подводя итоги, Виталий Мутко обеспокоенно сравнил рейтинг с указом Президента о региональном развитии, где главная цель – это устранение различий.
В рейтинге же дисбаланс между 10 верхними городами и 10 нижними очень большой. А если взять первый – Москву и последний – Верхоянск, то разрыв еще больше – в 199 баллов.
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.