Минсельхоз сделает проще процесс изъятия неиспользуемых земель

2021-03-21T09:57:58+10:00 2021-03-21T09:57:58+10:00 2021-03-21T09:57:58+10:00

Минсельхоз сделает проще процесс изъятия неиспользуемых земель

фото pixabay.com

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев рассказал в Госдуме о новой редакции программы по вводу в оборот сельхозземель. Она должна заработать с начала 2022 г. Планируется вернуть в оборот 13 млн га за 10 лет. Стоимость проекта – 754 млрд руб., 539 из которых – за счет федерального бюджета.

Но с реализацией программы уже сейчас не все гладко. На пути в прямом смысле вырос лес. После 2014 г. на волне продэмбарго российский АПК начал усиленно развиваться – агрохолдингам вдруг стало мало земли. Но простая рыночная идея выкупить нужные площади у хозяев, почистить их от подлеска и засеять почему-то не срабатывает. Гораздо дешевле – землю отобрать.

По этому пути пошли лоббисты из правительства. С осени прошлого года вопрос изъятия может решаться быстрее и проще прежнего: по новым правилам неиспользуемым стал считаться участок, даже если на четверти его площади не ведется сельхоздеятельность. А особо ценные угодья могут отобрать в случае зарастания чуть более чем на 20%.

В России весь лес по закону принадлежит государству. Но есть леса, которые выросли там, где им быть не положено – на землях сельскохозяйственного назначения. Чаще всего речь о земле, которую при распаде СССР бывшие колхозники получили в собственность.

Из 380 млн га сельхозземель до 80 млн сейчас зарастает лесом. Часть земли собственники продают под дачи. Но в основном, чтобы не подпадать под штрафы, просто сжигают подлесок, откуда пожары могут перекинуться на леса государственные.

В сентябре прошлого года было принято постановление № 1509 о лесах на землях сельхозназначения. Оно дает право собственникам земли выращивать на угодьях свой лес. Бывшие нарушители закона простым заявлением могут превратиться в собственников частных лесов.

Для аграрного лобби, которое намерено просто изымать заросшие деревьями угодья, постановление № 1509 – это преграда на пути госпрограммы по вводу земель.  Конфликт пытались решить недавно на слушании в Госдуме, но пока безуспешно.

Напомним, премьер Михаил Мишустин поручил Минсельхозу и Минфину ускориться с обновлением госпрограммы по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель. Площадь таковых по разным данным на сегодня колеблется от 44 до 100 млн га. Половина из которых – пашня.

В Приморском крае имеется почти 1,9 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения, из которых 1,4 млн пригодны для ведения сельского хозяйства. В 2018 г. сообщалось, что в регионе более 100 тыс. гектаров земель сельхозназначения, не входящих в паевые земли, не используется.

Предприниматели рискуют остаться без сельхозземель

Неиспользуемые бизнесменами земли будут принудительно выкупаться. Минсельхоз намерен упростить изъятие территорий, которые предназначены для ведения сельского хозяйства. Если участок не освоен в течение трех лет, он будет выставлен на публичные торги. Подробности — у Николая Долгополова и Александры Козловой.

Нанесение вреда окружающей среде, снижение уровня плодородия почвы и нецелевое использование земли — именно эти нарушения требований законодательства могут привести к изъятию участка и в конечном счете к его продаже.

В Минсельхозе рассказали “Ъ FM”, что законопроект касается только тех территорий, которые регулируются федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Правила для дачников не изменятся.

Такое внимание именно к этому типу участков логично — государство здесь имеет экономический интерес, говорит управляющий партнер Содружества земельных юристов Денис Литвинов: «Земли сельскохозяйственного назначения — это ценная категория, которая подлежит особой охране, эти территории, по идее, должны обеспечивать продуктовую безопасность государства в случае войны.

Именно поэтому они не подлежат передаче в собственность иностранным гражданам, там возможна только долгосрочная аренда, и есть дополнительные требования с точки зрения их оборота. Государство заинтересовано в том, чтобы эти земли постоянно обрабатывались. И эта специфика в итоге приводит к тому, что власти ужесточают ответственность за их необработку вплоть до изъятия».

Минсельхоз сделает проще процесс изъятия неиспользуемых земель

Если следствие докажет, что собственник не заинтересован в эффективном использовании земель, то участок выставят на публичные торги. Вырученные средства передадут бывшему владельцу территории за вычетом расходов на судебное разбирательство и торги.

Однако сможет ли следствие объективно доказать наличие нарушений? Некоторые предприниматели, например, засеивают поля травой, и неясно, как доказать, что это не сорняки, отметил гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский: «На сегодняшний момент, если у вас в собственности есть неиспользуемая земля сельскохозяйственного назначения, вы уже обязаны платить повышенный налог. Предприятия к этому подготовились, и, как правило, выращивают там хотя бы траву, продают или сдают в аренду близлежащим аграрным предприятиям. Люди, которые вообще никак не занимаются землей, вероятнее всего, приобрели эти территории в результате приватизации. То есть огромное количество предприятий в России во время земельного бума отыскало в архивах постановления, старые свидетельства и оформило почти всю землю, которая была в так называемом неоформленном фонде. В начале 2000-х все эти территории встали на кадастровый учет и нашли своих правообладателей».

Часто земля простаивает не потому, что она не нужна собственнику.

Просто на реализацию проекта требуется больше времени, рассказал “Ъ FM” президент группы компаний «Русский огород» Владислав Корочкин: «Получить разрешительные документы и начать строительство какого-либо объекта во многих случаях бывает крайне тяжело. Иногда на это уходит два-три года.

Соответственно, если в это время земля не использовалась, но находилась внутри поселения, безусловно, ее отбирать нельзя. Одно время хотели изменить порядок предназначения земель и отменить саму категорию территорий. Мне кажется, что это было более логичным».

Читать далее

В Минсельхозе подчеркнули, что собственнику сельскохозяйственных земель будет предоставлено время, чтобы начать использовать участок по назначению. Эксперты рассчитывают на то, что многие дела просто не будут доходить до суда.

По расчетам Минсельхоза, благодаря изменениям площадь сельскохозяйственных земель вырастет почти на 5 млн га к 2024 году.

Была земля ваша – станет государственная: Изъятие по "упрощёнке" сочиняют в России

Минсельхоз подготовил поправки в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые упростят процедуру изъятия участков у собственников. За какие грехи можно уже сейчас лишиться дачи и что изменит законопроект?

Поправки в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» планируется внести на рассмотрение правительства в первом квартале 2021 года. Документ вводит новый термин «бесхозяйная земля» – не путать с «бесхозной».

«Бесхозяйными» предлагается считать участки, собственник которых неизвестен, отказался от права собственности либо умер, а наследники не объявились («выморочное имущество»). Также «бесхозяйной» может быть признана земля, не зарегистрированная в Едином госреестре прав недвижимости.

В отношении таких территорий у государства появятся особые права: изъятие даже без суда, в крайнем случае – в упрощённом судебном порядке.

Площадь «бесхозяйных земель» в России уже сейчас оценивается в 15,3 млн гектаров – практически территория Бангладеш, где, на секундочку, людей проживает больше, чем в России, а в России, наверное, больше людей в бангладешской одежде, нежели в отечественной.

И все эти просторы по документам никому не принадлежат: ни государству, ни частным собственникам.

И, с одной стороны, действительно неплохо было бы земли поставить на баланс и как-то грамотно ими распорядиться – выделить, например, семьям с детьми, или фермерам под содержание скота, или предпринимателям под строительство завода по переработке древесины… Но есть обоснованные сомнения в том, что закон пишется именно для этих нужд.

Во дворе трава

Дело в том, что глаз на землю, которая вроде бы кому-то принадлежит, а вроде бы и нет, чиновники положили уже давно. Например, в 2020 году были приняты поправки в закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Он работает так: раз в пять лет государство проводит агрохимическое обследование земель сельхозназначения. По итогам владельцам выдаётся заключение, каких питательных элементов не хватает и как это нужно исправить.

Исправил ситуацию? Молодец! Почва по-прежнему страдает нехваткой, например, фосфора (олигарх Андрей Гурьев) или азота (олигарх Андрей Мельниченко)? Штраф или изъятие. И эта норма уже работает.

А до этого одобрили закон об изъятии у собственника земли, если тот на протяжении двух лет не использовал её по целевому назначению.

Например, если на пашне не производятся работы по возделыванию агрокультур и обработке почвы, на культурных сенокосах содержание сорных трав в травостое превышает 30% площади участка и т.д.

Генеральный директор юридической компании Алексей Петропольский в интервью, данном первому русскому телеканалу Царьград, рассказал, что изъятие неиспользуемых земель в настоящее время приобрело огромный размах.

Читайте также:  Самый низкий уровень благосостояния — у жителей Псковской области

Если у вас земля сельхозназначения, вы даже платите за неё налоги, но никаким образом её не используете по назначению – не рекультивируете, не сажаете, даже элементарно не стрижёте траву, то первично вам глава поселковой администрации выставит штраф за неиспользование земли, а вторично уже будет подавать иск на изъятие. Сотни гектаров земель изымаются у физических лиц и компаний именно как неиспользуемые.

Нужно ли говорить, что процент сорных трав в травостое, равно как содержание фосфора в почве, – понятия, которыми рядовой собственник просто не может оперировать. Ему что, травинки пересчитывать или экспертизу заказывать каждый раз после применения тех или иных удобрений? А за несоблюдение наказывают строго – вплоть до изъятия.

Кроме того, предприимчивых и шустрых соседей, которые положили глаз на смежный участок, никто не отменял. Расшириться захотели, заглянули за забор, заметили сорняки – и жалобу в контролирующие органы.

И одно дело, когда инициируется судебное производство, и совсем другое – упрощённый порядок изъятия. Приехал посмотреть, как дача поживает, а там твои яблоки уже сосед собирает, имея на то все законные основания: изъятие – аукцион – новый собственник.

Это частные случаи, которые имеют место быть уже сейчас, равно как изъятие земель под государственные нужды.

Государственный беспредел

Сочинский предолимпиадный беспредел все помнят, строительство платных трасс – тоже. Модель обкатали на крупных инфраструктурных проектах, а теперь такая земельная экспроприация – норма. Например, во Владимирской области по шести деревням пройдёт платная трасса М-12. Если человек имел неосторожность построить какой-нибудь помпезный трёхэтажный особняк, значит, не повезло.

Закон есть закон, перед катком всё имущество одинаковое. То же самое – со строительством железнодорожных путей. В прошлом году Госдума одобрила создание мощной сеть международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток к концу 2024 года.

Оппозиционные фракции, в том числе депутат Госдумы Алексей Куринный, были против, но закон всё равно приняли:

Это тот законопроект, который позволит фактически отнимать земельные участки, причём решение суда сразу вступает в силу – его нельзя даже будет обжаловать ни в части компенсации, ни в части времени. Данный законопроект ставит под угрозу защиту права на собственность и права на землю.

Конечно, в России частная собственность охраняется законом. Причём главным законом страны – Конституцией. Но если вдруг государству надо – местные власти ответят «Есть!».

Сравним с ситуацией в «тоталитарном коммунистическом» Китае, где права человека «не нарушаются, потому что не существуют». В Китае, например, в 2020 году построили автостраду с объездом вокруг дома упёртой местной жительницы из провинции Гуанчжоу. За участок с домом в 40 квадратных метров ей предлагали более чем щедрую компенсацию – две квартиры и деньги, но она отказалась.

В Поднебесной подобные здания называются «дом-гвоздь». Иногда из-за несогласия их владельцев переезжать приходится корректировать проект в соответствии с требованием хозяина дома.

Доходное наследство

С квартирами в России немного другая история. Выселять на улицу из единственного жилья (в том случае, если жильё ипотечное) нельзя, однако наложить арест на такие квадратные метры можно, если человек, например, накопил 500 тысяч рублей долгов за «коммуналку» при общей стоимости квартиры полтора миллиона. Алексей Петропольский разъяснил процедуру.

По закону, если вы участвовали в приватизации и вам квартира досталась именно по приватизации, выселить вас невозможно. Но арестовать в пользу долга имущество возможно, и, по сути, это будет пожизненный арест. А с момента наступления смерти в наследство вступит государство.

Перешедшие государству квартиры, земли, машины можно найти на официальном сайте размещения информации о проведении торгов. Конечно, хорошие лоты вам никто не продаст – они вмиг расходятся по своим: друзьям, знакомым, жёнам, любовницам, но всё равно любопытно.

Что же касается нового законопроекта, который вот-вот будет внесён в правительство, а затем и в Государственную думу, то эксперты предупреждают: нельзя отдавать решение проблемы на откуп чиновникам, минуя суды.

А то собственника какого-нибудь лакомого участка раз – и случайно не найдут, землю быстренько переведут в оборот государства, точнее приближённых к нему лиц, а потом попробуй это всё оспорь.

Создаётся ощущение, что Россия застряла в «междуидеоложье». Давайте уже определимся: либо мы снова строим социализм, где «единица – ноль», либо мы защищаем права личности всеми силами и создаём страну осознанных собственников. Третьего не дано: многие пробовали, ни у кого не получилось.

Статья: "Когда могут изъять земельный участок?"

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в  статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны.

В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

Для государствен-х или муниципальных нужд В случае ненадлежащего использования земли В случае реквизиции В случае конфискации
Ссылки на нормативную базу ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 — 56.11) ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ
Категория земель Любая Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства) Любая Любая
Категория правообладателей Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Собственник Собственник
Причины изъятия
  • В исключ-ных случаях, связанных с государст-ми (муниц-ными) нуждами:
  • 1)  для выполнения международ-х договоров Российской Федерации;
  • 2)  для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.
  1. Ненадлежащее использование земельного участка:
  2. 1)  неисполь-ние по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназ-ных для строительства;
  3. 2)  земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;
  4. 3)  порча земель;
  5. 4)  невыполн-ие обязательств по рекультивации;
  6. 5)  невыполн-ие обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления
Основания изъятия Решение уполномоченного органа и заключение с правооблад-лем соглашения или судебное решение о принудит-м изъятии земельного участка для государств-х или муницип-х нужд. Согласие правообладателя или решение суда. Решение уполномоч-го органа государственной власти. Обвинит-ный приговор суда.
Условия изъятия Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государствен-х или муниципальн-х нужд. Земельные участки для государствен-х или муниципальн-х нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ. Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. Принятие решения о реквизиции земельного участка. Вступление в силу обвинительного приговора.
Кто принимает решение об изъятии Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполном-ные федеральные органы исполнит-ной власти, исполнит-ные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ-ния Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд. Уполном-ный исполнит-ный орган государств-ной власти. Суд.
Срок изъятия На постоянной основе. На постоянной основе. На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. На постоянной основе.
Цель изъятия Для выполнения международ-х договоров или строительства объектов государств-го или муниципальн-о значения. Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать. Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвыч-ми обстоят-вами угроз. Для возмещения ущерба и в качестве наказания.
Плата при изъятии За изымаемый земельный участок его правооблад-лю предоставл-ся возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.
Можно ли избежать изъятия Нет Да. Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по администр. правонарушению в сроки, указанные в предписании. Нет. Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранивш-ся имущества. Нет
Читайте также:  Плата за воду вырастет у тех, кто не поставил счетчики

Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1)  Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования.

В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2)  Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания.

В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

3)  В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4)  Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5)  В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6)  Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7)  Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Минсельхоз запланировал на 2022 год вовлечение новых земель в оборот

Минсельхоз РФ рассчитывает в 2022 году приступить к реализации госпрограммы по эффективному вовлечению земель в оборот и развитию мелиоративного комплекса.

«Это основной стратегический документ, который будет формировать земельную политику в долгосрочной перспективе. Сейчас госпрограмма рассматривается на площадке правительства. К реализации рассчитываем приступить с 2022 года», — сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на заседании президиума Совета законодателей РФ в пятницу.

По его словам, реализация госпрограммы позволит за 10 лет ввести в оборот не менее 13 млн га сельхозземель. Из них 5 млн га выпавших сельхозугодий будут вовлечены за счет культуртехнических мероприятий с господдержкой.

«Госпрограмма, в том числе, включает отдельные мероприятия по повышению плодородия земель сельхозназначения за счет известкования 4,5 млн га до 2031 года, — сообщил глава Минсельхоза. — Она будет также направлена на существенное обновление технических сооружений мелиоративного комплекса в целом».

Это окажет положительное влияние на развитие отрасли и обеспечит реализацию эффективного использования земель сельхозназначения как основного средства для наращивания производства сельхозпродуции, отметил он.

Министр напомнил, что госпрограмма разработана по поручению президента РФ по итогам заседания Госсовета в декабре 2019 года.

Как сообщил Патрушев, Минсельхоз также подготовил предложения по определению критериев отнесения сельхозземель к ценным и особо ценным, а также по введению обязанности регионов по установлению их границ.

«Предлагаем, чтобы информация об этих участках вносилась в единый государственный реестр недвижимости, — сказал он.

— Предлагается также ограничить добычу общераспространенных полезных ископаемых на землях сельхозназначения».

Кроме того, ведомство внесло в правительство законопроект о семеноводстве, который в феврале 2021 года будет направлен в Госдуму, сообщил глава Минсельхоза.

«Он, в том числе, направлен на предотвращение ввоза на территорию РФ семян растений, содержащих ГМО, а также на организацию обязательной проверки сортовых и посевных качеств семян.

Это позволит сделать землепользования более эффективным и бережливым», — заявил Патрушев.

Площадь неиспользуемых сельхозземель в РФ оценивается почти в 44 млн га, из которых 20 млн га — пашня.

По данным на 1 января 2019 года, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляла 382,5 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 197,7 млн га.

Кроме того, в составе других категорий земель также имеются незначительные площади сельскохозяйственных угодий, которые используются для ведения гражданами дачных, огородных, личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, для размещения зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, а также в учебных и научных целях. Общая площадь таких сельскохозяйственных угодий в составе всех категорий земель в Российской Федерации составляет более 222 млн га.

Уточняется порядок изъятия и вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения

В Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Комитет по бюджету и налогам поступил законопроект № 1007443–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Сергеем Нарышкиным, Сергеем Неверовым, Владимиром Васильевым, Геннадием Куликом, Николаем Панковым и членом Совета Федерации Геннадием Горбуновым.

Проект разработан в целях вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.

Законопроектом предусматривается сокращение с пяти до двух лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. Срок сокращается за счет включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования такого участка.

Также проектом устанавливается обязанность собственника земельного участка, в отношении которого в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения, указывающие на ненадлежащее использование или неиспользование такого земельного участка для ведения деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, в течение трех и более лет подряд, приступить к использованию такого земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок. За неисполнение данной обязанности собственник земельного участка может быть привлечен к административной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.

Проект устанавливает ряд положений, направленных на совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании, в том числе установление обязанности уполномоченных органов власти субъектов Федерации в месячный срок со дня поступления материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов, снижение начальной цены непригодного для сельскохозяйственной деятельности участка на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ, установление особенностей государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозназначения при его изъятии в связи с ненадлежащим использованием или неиспользованием. Кроме того, на уполномоченные органы власти субъектов Федерации возлагается обязанность обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

Читайте также:  Сахалинская область стала лидером по росту цен на квартиры

Законопроектом устанавливается, что в случае признания публичных торгов несостоявшимися, земельный участок может быть выставлен на продажу повторно, при этом его начальная цена снижается на двадцать процентов.

В случае признания несостоявшимися повторных торгов, участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены участка, заявленной на повторных публичных торгах.

Если муниципальные органы власти не воспользуются этом правом, обязанность приобрести участок по указанной цене возлагается на субъект Федерации.

  • Законопроект вносит в статью 447 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, дополняя изложенный в ней перечень лиц, которые могут являться организаторами торгов, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
  • Также проектом предусматривается внесение изменений в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым проверка соблюдения требований земельного законодательства по вопросу надлежащего использования земельных участков из земель сельскохозназначения может осуществляться в отсутствие собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов при условии их надлежащего уведомления о проведении проверки.
  • В случае принятия закона его реализация потребует принятия приказа Минсельхоза России об утверждении порядка определения стоимости культуртехнических работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции. 

Неиспользуемые земли, их изъятие, расторжение договоров аренды

23.07.2014

Во исполнение  пункта 30 Поручения И.о Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым Аксенова С.В. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым проведена разъяснительная работа с привлечением СМИ по вопросу принудительного расторжения договоров аренды земельсельхозназначения, не используемых арендаторами по назначению и подготовлена следующая информация:

Земля является средством производства в сельском хозяйстве. На земле должна производиться сельскохозяйственная продукция. Она не должна «простаивать».

Зачастую владельцы заросших сельхозугодий не занимаются аграрным производством, выжидая удобный момент для перепродажи или перевода земель в другую категорию. Такие земли, как правило, не обрабатываются, заполняются деревьями и кустарником. В результате чего теряется плодородие почв.

В России особое место в законодательстве имеет правовая охрана земель сельхозназначения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.

2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте сельхозземель)осуществляется принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права аренды земельного участка, использующихся с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель или ухудшение экологической обстановки. Особую группу земельных правонарушений согласно п.4 ст.6 Закона об обороте сельхозземель составляют виновные противоправные деяния, связанные с неиспользованием земельного участка для ведения сельхозпроизводства или осуществлением иной связанной с сельхозпроизводством деятельностью в течении трех или более лет подряд.

Земельный участок считается не используемым — в случае если он не используется в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности.

В срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения (срок освоения не более чем двух лет).

15 февраля 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», усиливший административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет подряд.

Установлено, что размеры административных штрафов за указанное правонарушение исчисляются не в абсолютных цифрах, как это было раньше, а в процентном отношении к кадастровой стоимости таких земельных участков.

В настоящее время санкция части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает административные штрафы для граждан в размере от 0,3 до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 0,5 до 1,5 %, но не менее 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 2 до 10 %, но не менее 200 тысяч рублей.

Ранее за длительное неиспользование участка граждане могли быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч рублей, должностные лица – от 3 до 6 тысяч рублей, а юридические лица – от 80 до 100 тысяч рублей. Кадастровая стоимость значения при этом не имела.

  • При установлении фактов неиспользования или использования не по целевому назначению, а также содержания земельных участков в состоянии, непригодном для сельхозпроизводства более 3 лет, территориальные органы Россельхознадзора направляют предложения в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в целях инициирования ими в судах принудительного изъятия таких земельных участков у собственников.
  • Принудительное изъятие осуществляется при условии неустранения замечаний после назначения административного наказания.
  • В случае неустранения нарушений в срок установленный с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  • Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже.
  • Средства, вырученные от продажи земельного участка выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.
  • Законодательством РФ предусмотрено также принудительное расторжение договоров аренды земли.

В соответствии с п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 и п. 1 ст.

47 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, аренда и право безвозмездного срочного пользования земельным участком могут быть прекращены принудительно при нарушении земельного законодательства, в частности при использовании земельного участка не по целевому назначению, при отравлении, загрязнении и порче плодородного слоя почвы, при систематической неуплате земельного налога, при неиспользовании земельного участка в течение определенного срока, а также при реквизиции и изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и т.д.

Решение о прекращении прав на земельные участки в этих случаях принимается судом по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае неустранения соответствующими лицами земельных правонарушений, указанных в предупреждениях органов, осуществляющих государственный земельный контроль (ст. 54 ЗК).

Основания и порядок принудительного прекращения аренды земельного участка регламентируется нормами земельного и гражданского законодательства. В п.1 ст.46 Земельного кодекса РФ отдается приоритет в правовом регулировании оснований и порядка прекращения договоров аренды земельного участка гражданскому законодательству.

К принудительному прекращению договора аренды земельного участка не применимы нормы о систематической неуплате арендатором земельного налога, так как обязанность по его оплате возложена на арендодателя. Арендаторы уплачивают арендную плату.

Не является земельным правонарушением несоблюдение арендатором установленного режима использования земель с особыми условиями использования.

За соблюдение данного режима несет ответственность арендодатель, который обязан внести особые условия в договор аренды земельного участка.

Таким образом, в ближайшее время собственникам земельных паев, необходимо оформить правоустанавливающие документы на земельные участки путем выдела паев в натуре, а также обратить внимание как выполняются условия договоров аренды земли в части рационального использования сельхозземель.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *