Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Наконец, в декабре 2012 года был принят Федеральный закон № 271. Он изменил положения ЖК РФ о капитальном ремонте. Аргументация законодателя была понятна. В плачевном состоянии находилось более половины домов, в которых проживало 45 млн человек, это более трети населения страны.

Кроме того, был необходим новый, более совершенный механизм по исправлению положения, которая сложилась к этому времени.

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Конституционный суд разрешает отменить решение муниципалитета о сборе средств на счете регионального оператора.

Напомним, власти могут принять такое решение, если собственники жилья в многоквартирном доме не смогли выбрать сами способ аккумулирования средств. Суд постановил, что подобные решения все-таки должны быть прерогативой собственников и должны приниматься их собранием. 

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Всем остальным за отказ от внесения средств в счет капитального ремонта на первом этапе грозит внушительная пеня. Причем, учитываться будет весь период неуплаты. Законодатели не предусмотрели, что какое-то время можно не платить без начисления пени.

Следующий этап, если вы так и не начали платить в течение полугода – судебное разбирательство. 

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Для начала нужно отметить, что все собственники жилья имеют право на субсидию. При условии, что их расходы на ЖКУ больше максимально допустимой нормы. Что же касается льготы на капитальный ремонт, то пока на законодательном уровне выделены категории инвалидов и пожилых людей. Речь, правда, не о льготе, а о компенсации взносов на капитальный ремонт.

Подпишитесь на полезные статьи

Каждую неделю мы рассказываем о новых сравнительных тестах продуктов питания и бытовой техники. Коротко и по делу.

Взносы на капремонт в “общий котёл” признаны конституционными

Долгое время в новостях и СМИ муссировалась тема о конституционности взносов на капитальный ремонт при формировании их на счёте регионального оператора. Две группы депутатов посчитали, что при формировании средств капремонта в “общем котле” региональный оператор может распоряжаться ими по своему усмотрению и распределять на капитальный ремонт других МКД.

В итоге был сделан вывод о несоответствии данного положения жилищного законодательства Конституции РФ. На что Конституционный Суд РФ 12 апреля 2016 года вынес Постановление №10-П “По делу о проверке конституционности положений ч.

1 ст.169, ч.4 и 7 ст.170 и ч.4 ст.179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Госдумы”. В этом Постановлении говорится о том, что все оспариваемые статьи Жилищного Кодекса РФ соответствуют и не противоречат Конституции России.

Оспариваемые положения ЖК РФ

Две группы депутатов Госдумы оспаривали конституционность ряда статей ЖК РФ, регулирующих отношения по проведению и финансированию капитального ремонта общего имущества в МКД:

  • ч.1 ст.169 ЖК РФ об общей обязанности собственников уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества (кроме установленных законом случаев);
  • ч.4 ст.170 ЖК РФ о перечне вопросов, решения по которым должны быть приняты на ОСС в тех домах, которые выбрали спецсчёт МКД как способ формирования фонда капремонта общего имущества;
  • ч.7 ст.170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капремонта на счёте регионального оператора, если собственники в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капремонта;
  • ч.4 ст.179 ЖК РФ о средствах, полученных региональным оператором от собственников в одних МКД, используемых на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других МКД, собственники помещений в которых также формируют фонды капремонта на счетах того же регионального оператора.

Кроме того, Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов. Этот механизм должен гарантировать непрерывность исполнения обязательств по капремонту перед собственниками помещений, если какой-либо региональный оператор прекратит свою деятельность.

Также федеральный законодатель должен выработать дополнительные меры для информирования собственников и УО о содержании региональной программы капремонта и критериях оценки состояния МКД, на основании которых определяется очередность проведения капремонта.

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законнымРазработан Стандарт раскрытия информации о капитальном ремонте.

Мнение депутатов Госдумы

Депутаты Госдумы просят признать ч.4 ст.179 ЖК РФ не соответствующей Конституции России, поскольку она позволяет использовать средства фонда капремонта собственников одних МКД на его проведение в других домах без учёта мнения этих собственников.

Обоснуют они тем, что оспариваемые положения ЖК РФ по сути возлагают на собственников, формирующих фонд капремонта на счёте регионального оператора обязанность по содержанию не принадлежащего им имущества. Согласно ст.

210 и 249 ГК РФ и ч.1 ст.39 ЖК РФ бремя содержания общего имущества в МКД несёт собственник этого имущества.

Иными словами, собственник должен сам исполнять возложенную на него законом обязанность, а не перекладывать её исполнение на третьих лиц.

Кроме того, содержание ч.1 ст.174 и ч.3 ст.

179 ЖК РФ гласит, что региональный оператор сам не формирует фонд капремонта, поэтому может использовать его средства для финансирования услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества только в конкретном многоквартирном доме. Но, направляя эти средства без согласия собственников одного МКД на капитальный ремонт общего имущества в другом МКД, региональный оператор использует их не по целевому назначению.

В итоге собственники, формирующие фонд капремонта на счёте регионального оператора, оказываются в неравном положении с теми собственниками, которые накапливают средства капремонта на спецсчёте дома. Поскольку у последних средства капремонта расходуются исключительно на проведение работ по их дому.

Что касается ч.1 ст.169 ЖК РФ, то её положения также противоречат Конституции России.

Поскольку возложенная законом обязанность также и на лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в МКД в результате приватизации, по сути освобождает бывших наймодателей от исполнения сохранённой за ними обязанности по осуществлению капитального ремонта (ст.16 ФЗ №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законнымФонд капремонта будет раскрывать информацию о своей финансовой деятельности.

Обоснование Конституционного Суда РФ

В ч.1 ст.35 Конституции России сказано, что право частной собственности охраняется законом. В ч.2 ст.35 Конституции РФ говорится также, что каждый гражданин России имеет право на имущество в собственности, которым может владеть, пользоваться и распоряжаться единолично или вместе с другими лицами.

Наличие права собственности на помещения в МКД обусловливает и наличие права общедолевой собственности на общее имущество в доме (ст.290 ГК РФ и ст.36 ЖК РФ).

Участники общедолевой собственности обязаны соразмерно с своей доли платить налоги, сборы и прочие платежи по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (ст.249 ГК РФ).

Бремя расходов по содержанию общего имущества в МКД, в том числе расходы на капитальный ремонт, для каждого собственника является обязанностью (ст.210 ГК РФ).

Органы госвласти и местного самоуправления должны установить правовые механизмы для сохранности жилищного фонда (ч.1 ст.15 и ч.1 ст.19 ЖК РФ). Поскольку МКД подвержены естественному износу. Надлежащее содержание МКД предполагает постоянный контроль их технического состояния и своевременное проведение ремонтных работ.

По жилищному законодательству органы государственной власти и местного самоуправления должны контролировать содержание и сохранность жилищного фонда, проводить капитальный ремонт общего имущества в МКД за счёт взносов собственников, бюджетных средств и других не запрещённых законом источников финансирования (п.6, 6.1 и 8 ст.2 ЖК РФ).

Исполнение выше указанных обязанностей предполагает правовое регулирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Жилищный Кодекс предусматривает участие собственников в расходах на содержание общего имущества посредством оплаты за содержание и ремонт жилых помещений, включая плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту (п.1 ч.2 ст.154 и ч.1 ст.158 ЖК РФ).

До вступления в силу ФЗ №271 от 25.12.2012 капитальный ремонт проводился за счёт средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, направляемых субъектам РФ и муниципальным.

Внесённые законом изменения установили для всех собственников обязанность по содержанию общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности посредством ежемесячной платы (ч.3 ст.30, ч.1 и 3 ст.

158 ЖК РФ).

271-ФЗ наделил субъекты РФ полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с созданием и функционированием региональных фондов капремонта, включая учреждение региональных операторов и программ, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капремонта, выбору собственниками способа формирования фонда капремонта, обеспечению его формирования и проведения.

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законнымСоздание спецсчета капитального ремонта для МКД.

Проведение капитального ремонта возможно при своевременном и полном участии собственников в расходах на выполнение соответствующих ремонтных работ.

Из-за высокой стоимости работ по капитальному ремонту его проведение силами самих собственников невозможно.

Поэтому исполнение ими обязанности по содержанию общего имущества должно сводиться к финансированию ремонтных работ, проводимых третьими лицами. Это предполагает накопление для такого финансирования денежных средств.

Таким образом, действующее правовое регулирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД направлено на его поддержание в надлежащем состоянии и на защиту конституционно значимых ценностей, что согласуется с ч.3 ст.17 и ч.2 ст.

Читайте также:  Вступил в силу закон о статусе самовольных построек

40 Конституции РФ. Также не противоречит Конституции России формирование фонда капитального ремонта на счёте у регионального оператора, поскольку этим не нарушаются конституционные гарантии защиты собственности, вытекающие из её ч.2 ст.8 и ч.1 и 2 ст.

35.

Обязанность по оплате взносов на капремонт общего имущества возлагается на всех собственников помещений в МКД, кроме случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса (ч.1 ст.169 ЖК РФ).

Вводя данную обязанность федеральный законодатель учёл положения Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. В частности, ст.

16 Закона сохраняет за бывшими наймодателями обязанность по проведению капремонта в отношении МКД, требующих капитального ремонта.

Положение ч.1 ст.169 ЖК РФ не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в МКД, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется выше указанная обязанность, от уплаты взносов на капремонт. Поэтому положение ч.1 ст.

169 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает совместное и равное участие всех собственников независимо от даты возникновения права собственности, основания его приобретения и формы собственности в формировании фонда капремонта и не противоречит Конституции России.

Все функции, связанные с распоряжением средствами капремонта на счёте регионального оператора и его проведением в объёме и в сроки, предусмотренные региональной программой, возложены на регионального оператора (ч.1 и 2 ст.178, ч.1 и 2 ст.182 ЖК РФ).

К функциям регионального оператора капремонта относятся аккумулирование взносов собственников, осуществление функций технического заказчика, финансирование расходов на капремонт, взаимодействие с органами госвласти субъекта РФ и местного самоуправления для своевременного проведения капитального ремонта (ч.1 ст.180 ЖК РФ).

Следовательно, положение ч.7 ст.170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капремонта на счёте регионального оператора в отношении МКД, в котором собственники не выбрали или не реализовали способ накопления денежных средств, согласуется и не противоречит ч.3 ст.17 и ч.2 ст.40 Конституции РФ.

Таким образом, основываясь на выше изложенном, Конституционный Суд РФ признал все оспариваемые статьи Жилищного Кодекса в отношении организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД конституционными.

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законнымТрудности перевода: Нюансы капитального ремонта.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Почему Конституционный суд поддержал взносы на капремонт

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Принимая резонансное решение, суд учел и аргументы критиков — депутатов Госдумы.

Трудно подсчитать, сколько копий сломано вокруг проблемы капремонта, сколько доводов приведено как за, так и против. Апогеем стало обращение двух групп депутатов Госдумы в Конституционный суд, чтобы признать взносы за капитальный ремонт неконституционными.

Парламентарии посчитали, что, запустив соответствующую программу, государство ввело дополнительный налог и возложило на граждан обязанность содержания чужого имущества. Тем не менее Конституционный суд отказался признать неконституционными оспоренные депутатами Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» поправки к Жилищному кодексу 2012 года.

Почему взносы за капитальный ремонт конституционны? И в каких корректировках в этой связи всё-таки нуждаются некоторые положения Жилищного кодекса, да и сама программа капремонта? Ответы на эти вопросы мы постарались получить у постоянного эксперта – Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», одного из крупнейших в стране по версии портала «Право.ру-300».

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

– Напомню, 12 апреля 2016 года Конституционный суд Российской Федерации объяснил, почему нормы капитального ремонта конституционны, но учёл некоторые аргументы критиков, – говорит Роман Савичев. – Основные претензии депутатов Госдумы были следующими.

Так, по мнению парламентариев, ряд положений Жилищного кодекса, во-первых, освобождает государство от обязанности проводить капитальный ремонт в тех домах, в которых до приватизации он не проводился, хотя такая обязанность прямо предусмотрена законом «О приватизации жилищного фонда», во-вторых, вводит дополнительный налог для граждан, и, в-третьих, возлагает на граждан бремя содержания не принадлежащего им имущества.

Кстати, действующий закон о капремонте (№ 271-ФЗ) тоже был принят не сразу, а после некоторых существенных доработок. Первоначально в нём была прописана только одна система уплаты взносов – на счет регионального оператора.

Затем появился второй, компромиссный вариант накопления денежных средств на капитальный ремонт, который предусматривал открытие специального счёта на многоквартирный дом.

Тем не менее большинство собственников жилья не успели определиться со счётом и всё равно оказались в системе «общего котла».

Здесь действительно есть повод для недовольства.

Представьте, что члены жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, которые постоянно ремонтировали свои дома сами, теперь вынуждены собирать деньги на ремонт других многоэтажек, тогда как до них самих очередь может дойти только спустя десятилетия. Где гарантия, что к этому времени будут деньги? Скажем, банкротства регионального оператора исключать нельзя, и тогда окажется, что добросовестным собственникам ремонт не провести.

Кроме того, есть правовые неопределенности в самом законе. Например, кто собственник средств, поступивших на счёт регионального оператора? Каков их правовой режим? Вопросы не праздные, поскольку, как показывает опыт, средства из «общего котла» могут расхищаться, а кроме того, ещё и обесцениваться из-за инфляции.

С другой стороны, заниматься капитальным ремонтом в любом случае необходимо. И если смотреть разумно, то средств бюджета на капитальный ремонт всё равно не хватит, а проблему решать надо. Поэтому давайте последовательно разберёмся, почему Конституционный суд вынес решение в пользу программы капитального ремонта, и какие аргументы используют её сторонники.

Во-первых, у граждан по-прежнему есть выбор по форме уплаты взносов за капитальный ремонт: на специальный счёт или на счёт регионального оператора. Собственники могут сменить систему уплаты, а обязательный двухлетний срок можно снизить в регионах, что уже сделали в 38 субъектах. Также деньги из фонда можно использовать на возвратной основе.

Для региональных операторов предусмотрены аудит, контроль и ответственность. Владелец счёта распоряжается поступившими средствами в строгих рамках и целях, установленных законодательством и программой ремонта.

По мнению сторонников программы капремонта, очевиден и правовой режим взносов – право собственности на них не прекращается, потому что такого основания нет в Гражданском кодексе РФ.

Окончательное заключение Генеральной прокуратуры также подтвердило, что нормы закона «не нарушают право частной собственности, учитывают свободное волеизъявление граждан. Но не исключено, что можно усовершенствовать механизм уплаты взносов и контроля за ними».

Что касается решения Конституционного суда, то судьи отметили, что собственники квартир в жилых домах обязаны за свой счёт содержать общее имущество, как гласят статьи Гражданского кодекса. И расходы на капитальный ремонт входят в эту обязанность.

По мнению суда, взносы за капитальный ремонт нельзя признать налогом или сбором. Прежде всего, потому что они не обладают всеми признаками ни того, ни другого, в частности, признаком индивидуальной безвозмездности. При этом плата за капитальный ремонт направляется исключительно на финансирование работ, чётко определённых Жилищным кодексом.

Суд отметил, что общая обязанность уплачивать взносы учитывает и положения закона «О приватизации жилищного фонда». То есть государство не перекладывает обязанность по проведению ремонта на граждан.

Вместе с тем, по мнению Конституционного суда РФ, в первую очередь капитальный ремонт следует проводить как раз в тех жилых домах, которые нуждались в нём ещё на момент приватизации.

Поэтому законодателю стоит обратить на это внимание и конкретизировать, как государство должно выполнять свою обязанность. В частности, это может быть дополнительное финансирование из бюджета.

По поводу самой системы взносов за капитальный ремонт суд высказался следующим образом: в её основе лежат принципы социальной солидарности и равенства, а граждане обладают свободным волеизъявлением, когда выбирают способ формирования фонда капитального ремонта.

При этом Конституционный суд указал, что региональные власти обязаны своевременно информировать граждан о программе капитального ремонта и обеспечить прозрачность системы. Собственники жилья, в свою очередь, могут оспорить в судебном порядке очерёдность ремонта домов.

Наконец, Конституционный суд подчеркнул обязанность законодателя прописать в законе о капитальном ремонте механизм непрерывного исполнения обязательств перед гражданами. И если региональный оператор по какой-либо причине прекратит свою деятельность, деньги в любом случае надо сохранить и не допустить, чтобы пострадали интересы собственников.

Таким образом, Конституционный суд однозначно заявил, что взносы на капремонт не являются налогом. И пусть остальные сомнения парламентариев имеют некоторые обоснования, это совсем не повод признавать закон о капремонте неконституционным. Его можно и нужно поправить.

Петр Кузнецов

Платить ли за капремонт многоквартирного дома

Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Многие собственники квартир в моем доме спрашивают меня, насколько законно требование по уплате взносов за капремонт. Чтобы дать правильный ответ я обратилась к Жилищному законодательству, а также судебной практике. И ответ здесь только один. Это требование законно.

В 2016 году Конституционный суд вынес решение о том, что данная правовая норма полностью законна и не противоречит другому законодательству. Но есть некоторые исключения из правил, когда владельцы квартир в многоквартирном доме могут быть освобождены от уплаты взносов законно. И в этой статье мы с вами их подробно разберем, а также рассмотрим последние новости и судебную практику.

Читайте также:  Чем отличается садовый дом от дачного?

Что такое капремонт и нужно ли за него платить?

Все правоотношения, связанные с проведением капремонта домов регламентируются Жилищным кодексом (ЖК). А именно статья 169 обязывает всех собственников многоквартирных домов оплачивать содержание дома в целом, общих мест пользования и основных конструкций. Согласно ЖК каждый собственник дома обязан брать на себя обязанность по оплате его ремонта, независимо от вида дома.

Особенностью многоквартирных домов является то, что они находятся в общей собственности всех владельцев квартир, а также коммерческих площадей, расположенных в этом здании. Поэтому на них накладывается обязанность по уплате взносов в равных пропорциях. Взносы начисляются ежемесячно, и полученные средства хранятся на специальном отдельном счете.

Обязанность по уплате предстоящего капремонта возникает на основании региональной утвержденной программы, где перечисляются здания, для которых требуется накопление средств на капремонт. С момента публикации этой программы должно пройти более 3 месяцев.

Накопленные средства могут быть использованы не сразу, а поэтапно, в соответствии с индивидуальным состоянием дома. Решение о необходимости проведения ремонта принимают на собрании жильцы дома, ЖЭК, УК, ЖТ. Средства могут быть потрачены на следующие нужды:

  • на закупку необходимых материалов для проведения капремонта;
  • на оплату работ по исполнению обязанностей при проведении ремонта;
  • на формирование фонда, из которого в дальнейшем будет производиться оплата будущего ремонта.

Такие работы могут производиться не для всего дома, а только некоторых конструкций:

  • ремонт крыши и мансарды;
  • реставрация фасада здания и приведения его в хороший вид;
  • ремонт подвала;
  • восстановление работы или полная замена лифта;
  • обновление системы внутренних коммуникаций;
  • работы по укреплению фундамента.

Все остальные работы будут считаться обычным ремонтом, а не капитальным.

Как не платить законно?

Важно знать, что есть некоторые обстоятельства, когда люди освобождаются от уплаты этих взносов. К ним относится следующее:

Во всех остальных случаях платить за ремонт в любом случае придется. Единственным нюансом еще является продажа недвижимой собственности. Если у вас будет задолженность по взносам, и вы продадите свою квартиру, то все долги передадутся новому собственнику. Поэтому таким образом можно снять с себя ответственность за неуплату.

Льготные категории

К ним относятся следующие граждане:

  • дети со всеми группами инвалидности получают скидку 50 %;
  • родители детей, имеющих установленную инвалидность, получают также скидку 50 %;
  • совершеннолетние инвалиды 1,2 группы – 50 %;
  • одинокие пенсионеры, достигшие 70 лет – 50 %;
  • одинокие пенсионеры, чей возраст превысил 80 лет – 100 %;
  • малоимущие, получают субсидии в размере, установленном их регионом.

Если вы входите в данную категорию лиц, кто имеет право на получение льготы, вам необходимо обращаться в УК или соцзащиту для оформления скидки или субсидии. Для этого потребуется написать заявление и представить им документы, подтверждающие основания для получения льготы.

Моя соседка имеет статус малоимущей, так как ее зарплата составляет 15 000 рублей и проживает она с ребенком. В ее семье размер доходов на каждого человека ниже установленного минимума в регионе.

Поэтому ей положены определенные субсидии и льготы. Ежемесячно она оплачивает коммунальные услуги по тем квитанциям, которые получает.

А затем ей соцзащита компенсирует в виде субсидий затраченные средства в размере 50 %.

Что будет, если не платить за капремонт?

Если у вас будет задолженность по взносам, производимым на капитальный ремонт, к вам будут применены следующие меры:

  1. За каждый просроченный день вам будут начисляться проценты. Их размер составляет 1/300 от установленной ставки рефинансирования ЦБ.
  2. УК, ЖЭК или иное лицо, которое выступает ответственным лицом за сбор средств и проведение ремонта, будет взыскивать с вас задолженность через суд. В этом случае к общей сумме прибавятся не только проценты, но и судебные издержки.
  3. Если вы не выплатите сумму долга по исполнительному листу в течение 5 дней с момента получения извещения от судебных приставов, вам будет начислен также исполнительский сбор. Его размер составляет 7 % от суммы взыскания. Но он не может быть меньше 1000 рублей.
  4. Помимо увеличения общей суммы задолженности на все перечисленные сборы и издержки приставы начнут исполнительное производство. В ходе него к вам могут быть применены различные санкции в зависимости от суммы вашей задолженности и возможности добиться ее оплаты от должника.

Полномочия у судебных приставов достаточно большие, поэтому они могут применить к вам следующие меры:

  • ограничить вам выезд из страны;
  • наложить арест на банковский счет и списать с него денежные средства (даже если счет кредитный);
  • наложить арест на иные виды вашего имущества, и если вы своевременного не погасите долг, оно будет реализовано с торгов;
  • направить исполнительный лист вашему работодателю, который обязан будет перечислять часть вашей зарплаты на указанный в листе счет.

Поэтому оплатить возникшую задолженность вам придется в любом случае. Но лучше это сделать, не дожидаясь судебного решения и исполнительного производства.

Читайте так же:  Как отказаться от доли собственности на квартиру

Узнать более подробно об этом вы можете в представленном видео.

Расчет суммы взносов

В каждом регионе устанавливаются различные расценки на минимальный размер платежей. И зависят они непосредственно от тарифов в каждом субъекте РФ. К примеру:

  • в Москве установлен коэффициент, равный 15;
  • в Санкт-Петербурге 2,5;
  • в Тюмени 20;
  • в Казани 5;
  • в Хабаровске 1.

Определяются коэффициенты в соответствии со стоимостью материалов, необходимых для проведения ремонта, а также со стоимостью оказания ремонтных работ.

Расчет суммы взноса, которая приходит нам в квитанции, производится с учетом площади помещения, находящегося в собственности человека.

Например, жительница г. Тюмень Большакова О.Т. владеет квартирой 52 кв.м. Для ее региона применяется тариф 20. Соответственно, ей в платежках должны начислять сумму взносов, равную 1040 рублям.

Аналогично вы можете проверить правильность начисления платежей в вашем регионе. Для этого надо разделить указанную сумму в платежке на общую площадь вашей квартиры.

И вы получите коэффициент, применяемый в вашем субъекте РФ.

Найти данные коэффициенты можно на официальном сайте вашего региона или в законодательных документах. Так как эти тарифы изменяются ежегодно и устанавливаются сроком на 1 год.

Расчет суммы взносов обычно осуществляется автоматизировано с помощью специальной программы, в которой указана площадь вашей квартиры и проставлен действующий тариф. Но в некоторых случаях все же случаются ситуации, когда сумма взноса начисляется неправильно. Тогда вам необходимо подать заявление о перерасчете в ту компанию, которая присылает вам эти платежные документы.

Способы экономии на капремонте

Раз полностью отказать от выплаты взносов нельзя, рассмотрим варианты, которые помогут вам сэкономить на платежах:

  1. Выполнение самостоятельно некоторых работ. Если в доме есть жители, которые имеют соответствующую квалификацию и умеют проводить определенные работы, они могут сделать это за меньшую стоимость или бесплатно. Таким образом, работа будет выполнена, а средства на счету компании будут сэкономлены. При наличии достаточного количества средств на счету жильцы дома могут быть освобождены от их уплаты некоторое время, пока снова не потребуется пополнить счет.
  2. Размещение рекламы на доме. Этот способ наиболее распространен и пользуется спросом во многих городах страны. На фасаде дома можно разместить несколько рекламных баннеров, которые отлично будет видно прохожим и проезжающим людям. За такую услугу рекламодатель платит хорошие деньги, которые жители дома могут использовать на оплату капремонта, УДН и прочих общедомовых потребностей.

Также обязательно надо контролировать расход средств со счета, где хранятся средства, используемые для капремонта.

Эти сведения не должны скрываться от жильцов дома, поэтому при первом же запросе любого владельца квартиры УК должна предоставить эту информацию.

Если у вас возникают сомнения по поводу целевого расходования средств, вы можете обратиться в Прокуратуру для выявления этого нарушения.

Рекомендации

Я всегда стараюсь своевременно оплачивать все квитанции, в том числе и за капремонт. Поэтому советую вам следующее:

Сейчас многие УК, ТСЖ включают взносы по капремонту в общую платежку, и если вы не будете платить полную сумму, вам могут засчитать задолженность за другие коммунальные услуги.

А это приведет к тому, что за долги по ним вам могут отключить свет или подачу воды.

Чтобы этого не произошло лучше платить по счетам вовремя, но обязательно контролировать, как расходуются собранные с жителей дома средства.

4 законных основания, как не платить взносы на капремонт

Увидев в почтовом ящике очередную квитанцию, а то и ворох, многие собственники задумываются, стоит ли перечислять ту сумму долга, которая в них указана? Каждый стремится разобраться, каким образом можно избавиться от лишней траты денег.

Читайте также:  Маткапитал разрешили использовать как первый взнос по ипотеке

Но не грозит ли такая позиция большими проблемами в будущем? Так мы приходим к простой мысли: нужно разобраться, законна ли такая позиция.

Кто должен платить, а кто нет?

Законодательством предусмотрены случаи, при которых взносы на капремонт можно не платить.

Но их не так много, разберёмся в платежах: носят ли они всеобщий обязательный характер?

Характер сборов: можно ли отказаться?

Жилищный Кодекс РФ ясно дает понять, что содержание жилья, а также его ремонт должен осуществляться в полном объеме за счет средств собственника.

Учитывая, что большая часть многоквартирных домов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, их обновление будет дорого обходиться жителям.

Однако государство не обязывает ежемесячно тратить крупные суммы на эти цели. Законодательством предусмотрены платежи, установленные исходя из минимального стандарта оплаты на квадратный метр площади.

Поэтому стоит внимательно подумать, стоит ли приватизировать социальное жильё или нет.

Но многие собственники не желают отдавать эту сумму. Итак, каковы основания неуплаты?

Жилые дома, которые не оплачивают квитанции

Возможность не оплачивать взнос для целого многоквартирного дома есть в нескольких случаях.

Основные из них определены ч.2 ст.169 Жилищного кодекса:

  1. здание в аварийном состоянии и подлежит сносу (оплата без капремонта в перспективе не производится);
  2. дома, которые расположены на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.

Юристы называют ещё несколько разрешённых законодателем способов избежать исполнения этого обязательства:

  1. на специальном счёте собрано 50% средств от минимального уровня, определённого региональным стандартом (ч.8 ст.170);
  2. региональный фонд может засчитать в счёт будущего периода оплаты уже произведённые ремонтные работы, если они были включены в план.

И хотя примеры реализации последнего пункта на практике нам не встречались, редакция сайта не оставляет надежду найти очевидцев. Если вы знаете такие случаи — обязательно напишите в комментарии к статье.

[3]

Отдельные категории собственников

Государство освобождает некоторых граждан от оплаты услуг фонда. Различного рода льготы по оплате платежей имеют:

Читайте так же:  Где можно заказать оценку квартиры

  • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из нетрудоспособных лиц, имеют право на государственное возмещение в полном объеме;
  • неработающие граждане пенсионного возраста имеют скидку в 50 %;
  • инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • малоимущие жители;
  • многодетные жильцы или неполные семьи в зависимости от доходов;
  • иные группы населения, указанные в нормативных правовых актах субъектов страны.

Все перечисленные варианты позволяют на законных основаниях оформить отказ от оплаты капитального ремонта.

Типичный случай: комментарии юристов

Итак, закон приводит ограниченный список вариантов отказа от перечислений средств в региональный фонд.

Однако человек по своей природе — существо творческое, и поэтому всегда ищет возможность обойти писанную норму, найти лазейку. Рассмотрим отзывы юрисконсультов на стандартные ситуации.

Если не заключен договор с фондом?

Есть мнение, что отсутствие подписанного соглашение с региональным оператором может давать собственникам помещений в таком доме право на отказ.

Однако это не так. Закон достаточно чётко устанавливает все условия работы этой организации, права и обязанности владельцев жилья.

Но даже когда она была актуальна, нельзя было объявить отсутствие такого соглашения основанием для отказа. Сегодня это тем более не применимо.

Нужно ли писать заявление на компенсацию?

Вы можете прочитать отдельную серию статей по компенсациям и льготам в этой сфере.

Юристы от раза к разу сталкиваются с обращениями собственников, которым по условиям закона положена компенсация, но они её не получают.

Дело в том, что нужно подать заявление в двух экземплярах для администрации и регионального фонда. В нем нужно указать основания для получения возмещения, которые будут подкреплены статьями из законов.

Неуплата, если капитальный ремонт уже произведён

Давайте разберёмся, в чём сложность ситуации.

Накопленных жителями средств может не хватить для оплаты текущей программы. Поэтому региональный фонд привлекает кредитные линии, а также просит субъект Федерации помочь с выполнением своих обязательств.

  • Отсюда складывается ситуация проведения работ как бы в долг, при которой обязанность по оплате никак не может исчезнуть.
  • Но если необходимые работы уже были произведены силами собственников, есть вероятность временной отмены или хотя бы уменьшения суммы.
  • Звоните юристу
  • Подберем специалиста за вас
  • 8 (499) 350-97-63 — Москва
  • 8 (812) 309-74-28 — СПб

Чем грозит отказ?

Неуплата взносов на капремонт многоквартирного дома собственников не повлияет на начало работ. Они всё равно будут произведены по наступлении запланированной даты.

  1. Тем не менее, не получится игнорировать платёжки безнаказанно в течении продолжительного срока, потому что местные органы власти имеют право истребовать просрочку с неплательщиков.
  2. Региональный оператор также обязывают не желающих вносить обозначенные суммы жителей выплачивать пени и штрафы.
  3. За первые несколько месяцев неуплаты в почтовый ящик придет уведомление о возможной подаче иска для решения вопроса.

Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной — КС Цитадель

Уже не первый год на просторах интернета, а в особенности в социальных сетях, распространяется и бурно обсуждается одно из величайших заблуждений о том, что плата за капремонт не является обязательной. Процитирую распространяемый текст с сохранением орфографии и пунктуации:

Определение Верховного суда от 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, это фонд, а фонд собирается из добровольных Пожертвований Далее, Конституция РФ Не предусматривает платы за НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ.

Итак. Данное заявление МИФ. Ежемесячный взнос собственника помещения на капитальный ремонт обязателен. Давайте разложим данный текст на составляющие.

Этап № 1 развеивания мифа о том, что Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной “Определение ВС РФ”

Обращаемся к озвученному Определению Верховного суда РФ 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2. Действительно такое определение существует, однако прежде чем делать какие то выводы автору строк, это определение надо было после прочтения осмыслить и более того не выдергивать фразы из контекста. Представляем упомянутое Определение ВС РФ вашему вниманию:

Как мы видим Определением ВС РФ было отказано в удовлетворении жалобы гражданину Безуглому Н.В.

о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» по апелляционной жалобе Безуглого Н.В. на решение Белгородского областного суда от 10 февраля 2014 года.

Верховный суд РФ сделал вывод, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, областной суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений ст.

167 Жилищного Кодекса РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капительный ремонт.

Другими словами оспариваемый Безугловым Н.В. закон не устанавливал обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт.

Принятие этого закона было направлено не на возложение каких-либо обязанностей на собственников помещений, а на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

И уж тем более Верховный суд РФ в своем определении не делал выводов о том, что в общем смысле плата за капремонт не является обязательной.

Этап № 2 развеивания мифа о том, что Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной “Фонд – добровольные пожертвования”

Действительно, одной из форм некоммерческих объединений, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.

1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

 Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Но, обращаясь к ч.

4 названной статьи мы видим, что законодателем предусмотрено создание отдельных фондов, коим и является Фонд капитального ремонта, деятельность и правовое положение которого регулируется уже не Законом о некоммерческих организациях, а главой 17 Жилищного кодекса РФ. Данная глава устанавливает особый порядок использования региональным оператором денежных средств, а также ряд ограничений, не предусмотренных Законом О некоммерческих организациях.

Обязанность по уплате взносов на капремонт установлена частью 1 статьи 169 ЖК РФ. То есть добровольность взносов законом не предусмотрена.

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *