Институт развития жилой сферы появится в России

Алена Собкалова, Ирина Журавлева

Бросить вызов статистике и создать открытую библиотеку типовых проектов — с таким предложением выступил единый институт развития в жилищной сфере «Дом.РФ». Конкурс запустили совместно с Министерством строительства и ЖКХ и Министерством промышленности и торговли России.

Институт развития жилой сферы появится в России

Заявить о себе в конкурсе от фонда «Дом.РФ» может любой застройщик, производитель и архитектор. Для начала нужно выполнить тестовое задание — проявить себя профессионально, а после — создать уникальный типовой проект.

Мы получим 40 проектов повторного применения, 25 — это проекты ИЖС: 15 — из деревянных конструкций и 10 — из других материалов. Кроме того, проекты малоэтажного здания, проекты таунхаусов, блокированных жилых домов или проекты школ, детских садов, ФАП

Антон Финогеновзаместитель генерального директора фонда «Дом.РФ».

Таким образом, номинаций всего четыре: частные и блокированные жилые дома, малоэтажки и социально-культурные объекты: это школы, детские сады и ФАП. В эскизах ИЖС материалы могут быть любыми. Но в приоритете — экологичная древесина.

Институт развития жилой сферы появится в России

«Для нас этот вопрос важен, тем более мы — лесная держава. И исторически в нашей культуре это была такая заложенная основа в генотипе — строительство этих домов, культура», — отметил Олег Бочаров, заместитель министра промышленности и торговли РФ.

Внешний вид зданий может быть совершенно любым. Главный критерий — уникальность. Особенно ценятся простота и безопасность необходимых для строительства материалов. 40 лучших проектов включат в реестр повторного использования Минстроя.

Институт развития жилой сферы появится в России

Это будут не просто типовые проекты, включенные в реестр Минстроя, это будут типовые проекты, прошедшие с максимальным объемом главные государственные экспертизы с подтверждением безопасности по конструктиву и стоимости строительства. Это будет размещено в нашей единой информационной системе — так называемой БГРЗ

Никита Стасишинзаместитель министра строительства и ЖКХ РФ.

Стасишин добавил, что база с проектами позволит любому человеку абсолютно бесплатно ознакомиться с идеями авторов и выбрать один из проектов для себя.

Признание победители получат и в денежном эквиваленте. Общий призовой фонд конкурса — 60 миллионов рублей. Но, как уверяют организаторы, поучаствовать стоит и для того, чтобы воплотить чью-то мечту о собственном доме, просторной школе и обустроенном медицинском пункте. Подать заявку можно до 20 июля. Имена победителей объявят уже в октябре этого года.

Институты развития России: ретроспектива формирования | Капитал страны

На сегодняшний день всевозможные институты развития стали неотъемлемой частью инновационной системы любого высокоразвитого государства.

Являясь инструментом государственной политики по стимулированию инновационных процессов и развитию инновационной инфраструктуры, они призваны способствовать модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, привлечению частного капитала на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), созданию эффективной инновационной экономики и, в конечном счете, обеспечению экономического роста страны и повышению ее международной конкурентоспособности.

Существующий в России набор институтов развития формировался достаточно стихийно, без наличия четко сформулированного видения и конкретных программ вклада подобного инструмента в реализацию долгосрочных приоритетов страны. Первые институты развития появились еще в 90-е годы XX века.

Так, в 1990 году был образован «Томский научно-технический парк» – первый технопарк в России, созданный на базе Томского государственного университета.

Все первые технопарки создавались на базе какого-либо вуза и представляли собой научные лаборатории, реализующие аспирантские и студенческие проекты.

Однако с 2006 года, когда была утверждена комплексная программа создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий, направленная на развитие высокотехнологичных отраслей экономики, технопарки фактически становятся рабочим инструментом государственной инновационной политики.

В 1997 году по решению Правительства Российской Федерации было создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), еще один институт, основной задачей которого являлось формирование и развитие ипотечного рынка в России с целью повышения доступности и комфортности жилья. На базе АИЖК в 2015 году был организован Единый институт развития в жилищной сфере.

Другим примером формирования институтов развития является АО «Росагролизинг» – государственная лизинговая компания, созданная в 2001 году с целью реализации задач по технической и технологической модернизации российского АПК. На сегодняшний день организацией было поставлено более 72 тыс. единиц сельхозтехники, способной обработать более 17 млн га пашни и собрать урожай с площади более 15 млн га.

С 2005 года процесс создания всевозможных институтов развития принял массовый характер: Инвестиционный фонд РФ (2005), Особые экономические зоны (2005), Российская венчурная компания (2006), Внешэкономбанк (2007), Российская корпорация нанотехнологий (2007) и т.д.

Несмотря на некоторую стихийность формирования, институты развития заняли определенную нишу в национальной инновационной структуре и доказали свою состоятельность.

Фактически сегодня можно выделить три уровня функционирования институтов развития в зависимости от того, кто является инициатором их создания: федеральные институты развития, федеральные институты развития на региональном уровне, региональные институты развития.

Приведенная классификация достаточно условна, поскольку очевидно, что все структуры находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи. Например, особые экономические зоны – структуры, создаваемые Правительством РФ.

Однако по своему целевому назначению их, скорее, можно было бы отнести к региональным институтам развития, поскольку ориентированы они на развитие регионов, а их деятельность и управление также привязаны к конкретному региону.

Тем не менее, с некоторой доли условности будем придерживаться данной классификации, так как в ее основу, как уже говорилось ранее, заложен «учредительный принцип» того или иного института развития.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: (государственные корпорации, агентства и фонды, учредителями которых является Правительство РФ; технопарки; особые экономические зоны и т.п.) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: (региональные ипотечные фонды; региональные венчурные фонды и т.п.) РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: (фонды поддержки малого и среднего бизнеса; региональные технопарки; бизнес-инкубаторы; региональные корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций и т.п.)

Нетрудно заметить, что активное распространение, о котором было сказано выше, в основном получили федеральные институты развития.

Сегодня существует целый ряд сформировавшихся федеральных институтов развития, к наиболее крупным из которых можно отнести ГК «Внешэкономбанк», АО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития инновационного центра «Сколково», Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Достаточно неплохо организована работа федеральных институтов развития на региональном уровне.

Например, эффективно функционирующим институтом регионального развития являются региональные ипотечные фонды, которые фактически являются партнерами «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию», о котором мы упоминали ранее как об одном из первых институтов развития в России. В связи с активным распространением региональной сети ипотечных фондов функции АИЖК сместились в сторону координации и регулирования деятельности, связанной с ипотечным кредитованием: разработка различного рода стандартов и новых программ ипотечного кредитования, апробация и внедрение новых механизмов кредитования, информатизация и автоматизация деятельности по сопровождению и рефинансированию ипотечных кредитов, мониторинг и аналитика рынка ипотечного кредитования и т.п.

Проводимая АИЖК работа по сбору и анализу данных по рынку жилья и ипотеки в России позволяет оценить участие регионов в системе ипотечного кредитования. Так, лидерами среди регионов по доле участия в общем объеме выданных жилищных кредитов в 2015 году являлись г. Москва, Московская область, г.

Санкт-Петербург, Тюменская область, Республика Татарстан. Примечателен тот факт, что на протяжении 10 лет доля федеральных центров в общем объеме жилищного кредитования снижалась (например, доля Москвы уменьшилась почти на 10 п.п. – с 19,1% в 2006 г. до 9,9% в 2015 г.

), в то время как во многих регионах наблюдался рост ипотечного кредитования и, как следствие, увеличение их доли.

Несомненным лидером по развитию ипотечного кредитования на протяжении всего анализируемого периода являлся Центральный ФО (таблица), что в общем-то неудивительно, учитывая присутствие в его составе такого региона, как г. Москва.

Таблица – Доля региона в общем объеме выданных ипотечных жилищных кредитов, %

Регион 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Центральный ФО 32,34 27,27 30,67 28,42 28,61 29,98 29,46 29,84 30,12 29,4
Приволжский ФО 18,49 18,24 17,16 18,91 18,66 18,93 19,19 19,48 19,99 19,81
Северо-Западный ФО 10,99 11,88 12,33 11,07 9,27 10,47 11,02 11,12 11,93 12,82
Сибирский ФО 16,17 18,36 14,98 15,54 15,39 13,4 13,88 13,83 13,41 12,22
Уральский ФО 14,16 13,49 13,18 13,33 15,36 14,04 12,88 12,27 10,15 11,71
Южный ФО 5,28 7,19 7,55 8,16 5,95 6,34 6,21 6,65 7,22 6,84
Дальневосточный ФО 2,58 3,58 4,13 4,56 4,96 5,1 5,27 4,77 5,11 4,97
Северо- Кавказский ФО 1,81 1,73 2,09 2,05 2,05 2,19
Крымский ФО 0,04

Похожим образом организована и работа региональных венчурных фондов, созданных Минэкономразвития совместно с региональными органами исполнительной власти. В настоящее время в России функционирует 22 региональных венчурных фонда.

Их деятельность напрямую связана с деятельностью ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), которая оказывает экспертную поддержку всем проектам, являющимся соискателями инвестиций региональных венчурных фондов. На текущий момент общий объем фондов составляет 8,9 млрд руб.

Наибольшее сосредоточение региональных венчурных фондов наблюдается в Приволжском ФО (ПФО), в котором расположено 9 фондов, совокупный размер которых составляет 3,7 млрд руб. (41% от общего объема).

Институт развития жилой сферы появится в России

Оценить эффективность деятельности подобных фондов достаточно сложно. Как и в отношении рассмотренных ранее институтов развития, практически отсутствуют проработанные методики мониторинга и оценки эффективности их деятельности.

Можно отметить, что, например, в период 2009-2014 гг. группой компаний венчурных фондов под управлением ЗАО УК «Сберинвест» (в нее входит 6 региональных венчурных фондов) было профинансировано 38 компаний на общую сумму инвестиций 4,6 млрд руб.

Читайте также:  Выборы и рынок недвижимости: каких изменений ждут россияне?

Для сравнения: за указанный период из средств федерального бюджета на субсидирование малого и среднего предпринимательства было выделено 91,3 млрд руб., т.е.

фактически инвестиции указанных венчурных фондов составили 5% от объема государственных субсидий на нужды малого и среднего бизнеса. Много это или мало – судите сами.

А вот региональные институты являются хотя и не новым инструментом развития, но все-таки не до конца сформированным. Одной из наиболее старых и распространенных структур среди региональных институтов развития являются фонды поддержки малого и среднего бизнеса.

Создание этих фондов фактически также инициировалось федеральными органами власти, поскольку возникла необходимость в специализированных центрах, через которые могло осуществляться субсидирование из федерального бюджета развитие малого и среднего предпринимательства в регионах.

Таким образом, данные фонды появились во всех регионах России и стали своеобразными проводниками государственной политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающими взаимодействие между органами государственной и региональной власти.

Фактически в этих фондах аккумулируются средства регионов и федерального бюджета, выделяемые на субсидирование малого и среднего предпринимательства с целью стимулирования активной региональной политики в этой сфере.

Данный механизм активно функционирует с 2005 года, с момента оформления различных форм поддержки малого предпринимательства, существовавших ранее, в единую государственную программу развития малого и среднего предпринимательства.

Начиная с этого периода, размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете, вырос с 0,042% от общей суммы расходов до 0,12% в 2015 году.

Однако следует отметить, что своего апогея данная поддержка достигла в 2014 году, когда было предусмотрено субсидирование малого и среднего предпринимательства в размере 0,155% от общей суммы федеральных расходов.

Сложная экономическая ситуация текущего периода не смогла не отразиться и на объемах субсидирования поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2015 году федеральное финансирование сократилось почти на 25%, составив 0,12% от общих расходов бюджета.

Практически единственным общедоступным инструментом, позволяющим сравнить между собой регионы по эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, является национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, составляемый Агентством стратегических инициатив (АСИ).

В системе его показателей присутствует индикатор, оценивающий эффективность поддержки малого предпринимательства в регионе.

Согласно данным этого рейтинга наиболее эффективно функционирующими регионами в рассматриваемой области в 2015 году являлись Калужская, Пензенская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Свердловская область.

Рассмотренные выше типы институтов регионального развития в основном можно отнести к структурам, появление которых в регионе, скорее, было инициировано из центра, чем зародилось внутри самого региона. Их текущее функционирование также напрямую связано с федеральными структурами.

Однако возникает вопрос: а существуют ли «чистые» региональные институты развития. Следует оговориться. Во-первых, естественно, что понятие «чистоты» достаточно условно, поскольку очевидно, что существует взаимосвязь структур на разных уровнях власти.

Во-вторых, здесь речь идет в основном о так называемых финансовых институтах развития, т.е. о таких, задачами которых является организация своеобразных площадок для поиска и привлечения инвестиций в развитие тех или иных проектов.

В связи с этим нами не рассматриваются те структуры, которые ориентированы на создание инновационной инфраструктуры, оказание консультационных и юридических услуг и др. (индустриальные парки, технопарки, логистические центры и т.п.).

Какие же структуры могут выступить в качестве примера региональных институтов развития?

На наш взгляд, речь может идти о корпорациях (агентствах) развития и об инвестиционных форумах. В отношении последних следует отметить, что в настоящее время здесь тоже наблюдается процесс трансформации региональных форумов в федеральные институты.

Ярким примером подобного процесса может служить Международный инвестиционный форум, который ежегодно проводится в Сочи (в этом году состоится XIV Международный Инвестиционный форум «Сочи-2016»).

Созданный региональными властями в 2002 году как Экономический форум «Кубань» с целью привлечения инвестиций в Краснодарский край, он вышел за пределы своего региона и разросся до международных масштабов, став одной из крупнейших инвестиционных площадок в России федерального значения.

Что касается корпораций развития, то история их создания уходит корнями все в тот же 2005 год, когда формирование институтов развития в России приобрело массовый характер. Именно в этот год была образована «Корпорация развития Дальнего Востока».

Строго говоря, ее также нельзя назвать «чистым» региональным институтом развития, поскольку в отличии от большинства создаваемых корпораций развития ее учредителем является не субъект РФ, а Правительство РФ.

На сегодняшний день она представляет собой территорию опережающего развития (своеобразная модификация особых экономических зон) и объединяет 9 субъектов РФ. Однако именно ее можно считать некоей отправной точкой процесса создания корпораций развития в регионах.

Институт развития жилой сферы появится в России

По состоянию на начало 2016 года в России зарегистрировано 42 корпорации развития. Это говорит о том, что еще далеко не во всех регионах существуют такие структуры, следовательно, процесс их создания будет продолжен. Также еще предстоит оценить эффективность подобного инструмента государственной политики.

Обобщая рассмотренный выше исторический срез формирования институтов развития в России, можно отметить ряд моментов.

Во-первых, на данный момент именно федеральные институты развития являются наиболее сформировавшимся и отлаженным звеном национальной системы институтов развития.

Во-вторых, формирование институтов развития в регионах происходило, по большей мере, под влиянием федеральных властей, когда в регионах необходимо было наличие структур, через которые государственные программы могли быть реализованы на местах.

В результате этого на сегодняшний день в регионах сформировался следующий механизм взаимодействия федеральных и региональных инициатив: на федеральном уровне имеется некая структура.

которая выполняет роль координатора и регулятора деятельности региональной сети.

В-третьих, процесс формирования «чисто» региональных институтов развития в России все-таки нельзя считать завершенным. Конечно, было бы неправильным утверждать, что подобная ситуация характерна для всех регионов.

Имеются примеры регионов, в которых корпорации развития давно и прочно обосновались и достаточно эффективно себя проявили. В частности, это относится и к Калужской области, и к Республики Башкортостан, и к ряду других регионов.

Однако в данном разговоре мы сознательно не заостряем на этом внимание, поскольку именно такие региональные институты развития, как корпорации развития и инвестиционные форумы, будут является объектом нашего дальнейшего боле пристального изучения и исследования, в котором перед нами стоит задача оценить и проанализировать эффективность их деятельности и степень влияния на развитие экономики региона.

Автор — ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания «Капитал страны».

В россии появится новый институт в жилищной сфере

4 Марта в 15:04 102

Институт развития жилой сферы появится в России

«Агентство жилищного развития» будет создано в результате слияния Фонда РЖС и Агентства ипотечного жилищного кредитования.

Помимо основного ведомства будут созданы дочерние организации. В частности, как уточнил статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Плутник, в этом качестве сохранится Фонд развития жилищного строительства. Ведомство выступит в качестве агента Российской Федерации по привлечению в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

  • Еще одной «дочкой» станет Агентство финансирования жилищного строительства — оно будет привлекать инвестиции в создание коммунальной инфраструктуры.
  • Помимо этого, будет создана кредитная организация с целью выполнения задач в сфере реализации жилищной политики, развития инфраструктуры, формирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения средств с рынка, развития жилищной сферы в целом.
  • Частью новой структуры станет и «Страховая компания АИЖК».
  • Агентство жилищного развития будет выполнять функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, агента Правительства Российской Федерации по решению задач в жилищной и жилищно-коммунальной сферах.
  • Как ожидается, создание единого института развития жилищной сферы, позволит получить синергетический эффект от объединения механизмов и технологий, наработанных институтами развития жилищной сферы, в целях развития новых институциональных механизмов на рынке жилья и в сфере жилищно-коммунального хозяйства с привлечением долгосрочных инвестиций и кредитных средств, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, наемных домов социального и коммерческого использования, развития жилищной кооперации, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ликвидации аварийного жилищного фонда, строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.
  • Интерактивный диалог с потребителем – новый тренд на рынке недвижимости Организаторы премии «Рекорды рынка недвижимости 2018» отмечают новый тренд среди участников премии и профессиональных игроков рынка недвижимости Московского региона – популярность блогеров и видеоканалов в качестве продвижения объектов.
  • Более двух тысяч обманутых дольщиков митинговали вчера в городах России Практически две тысячи граждан из 19 регионов РФ вышли 25 июля на всероссийский митинг обманутых дольщиков, сообщает «РИА Новости», ссылаясь на представителя организационного комитета акции Милу Рябову. Как сказала Рябова, мероприятие объединило участников долевого строительства свыше двух сотен долгостроев
  • Ввод жилья в России сократился за первое полугодие на 11 % Ввод жилой недвижимости уменьшился за первую половину года примерно на 11 %, информируют в Росстате. Если сравнивать с показателем за январь — июнь 2016-го года, объем введенного жилья уменьшился на 11, 3 % (приблизительно до 28 млн квадратных метров), говорится в сообщении.

Сэкономьте свое время!

Подпишитесь на еженедельную новостную рассылку и получайте самые важные новости недвижимости за прошедшую неделю от экспертов рынка

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесённый Минстроем законопроект о формировании единого института развития в жилищной сфере

26 мая 2015 09:00

Создание единого института развития жилищной сферы на базе ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» позволит получить синергетический эффект от объединения механизмов и технологий, наработанных институтами развития жилищной сферы. Это будет способствовать развитию новых институциональных механизмов на рынке жилья и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

  • Проект федерального закона «О содействии развитию
    и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в
    отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минстроем России.
  • Законопроект направлен на формирование единого
    института развития в жилищной сфере и определяет особенности управления
    организациями, которые созданы Российской Федерацией для решения задач в
    жилищной сфере, а также цели и функции единого института развития в жилищной
    сфере.
  • Согласно законопроекту функции единого
    института развития в жилищной сфере исполняет акционерное общество, созданное в
    целях привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению
    долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий и включённое в
    соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и
    муниципального имущества» в перечень стратегических предприятий и
    акционерных обществ (далее – единый институт развития в жилищной сфере).
  • В соответствии с законопроектом и на основании решений
    по итогам заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
    17 февраля 2015 года функции единого института развития в жилищной сфере
    выполняет ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
  • Цели деятельности единого института развития в
    жилищной сфере: содействие развитию жилищной сферы, повышение доступности жилья
    и создание комфортных условий проживания и благоприятной среды
    жизнедеятельности для российских граждан, повышение эффективности управления в
    жилищной сфере и привлечение инвестиций в её развитие.
  • Законопроектом предусматривается наделение
    единого института развития в жилищной сфере управленческими функциями в
    отношении:
  • — Федерального фонда содействия развитию
    жилищного строительства, подлежащего переименованию в Федеральный фонд
    жилищного строительства (далее – Фонд);
  • — некоммерческих организаций, созданных единым
    институтом развития в жилищной сфере;
  • — других организаций в соответствии с
    федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства;
  • — дочерних хозяйственных обществ единого
    института развития в жилищной сфере, в том числе кредитной организации.
Читайте также:  Самые прозрачные фонды капремонта — в московском регионе и в петербурге

В число организаций единого института развития
будут входить Фонд, существующие в настоящее время дочерние хозяйственные
общества ОАО «АИЖК» – ОАО «Страховая компания АИЖК» и ОАО
«Агентство финансирования жилищного строительства». Также могут
входить другие институты развития.

В соответствии с законопроектом единый институт
развития в жилищной сфере реализует права и исполняет обязанности агента
Правительства по решению задач в жилищной сфере в соответствии с федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами Правительства.

Создание единого института развития жилищной
сферы на базе ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»
позволит получить синергетический эффект от объединения механизмов и
технологий, наработанных институтами развития жилищной сферы.

Это будет
способствовать развитию новых институциональных механизмов на рынке жилья и в
сфере жилищно-коммунального хозяйства с привлечением долгосрочных инвестиций и
кредитных средств, в том числе строительству жилья экономического класса,
наёмных домов социального и коммерческого использования, развитию жилищной
кооперации, проведению капитального ремонта многоквартирных домов, ликвидации
аварийного жилищного фонда, строительству и модернизации коммунальной
инфраструктуры.

Законопроект будет рассмотрен на заседании
Правительства.

Утверждена стратегия развития Единого института развития в жилищной сфере на 2016-2020 годы

Наблюдательный совет АИЖК утвердил стратегию развития Единого института развития в жилищной сфере на 2016-2020 гг. Стратегия направлена на улучшение жилищных условий россиян за счет увеличения предложения качественного и комфортного жилья и повышения его доступности для различных категорий населения.

Согласно стратегии, основными направлениями деятельности Единого института развития в жилищной сфере станут: обеспечение застройщиков земельными ресурсами, предоставление гарантий по кредитам застройщикам, развитие рынка арендного жилья за счет коллективных инвестиций, развитие ипотечного рынка. АИЖК станет управляющей компанией для дочерних обществ и Фонда РЖС.

Фонд РЖС будет заниматься подготовкой земельных участков для застройщиков до уровня, востребованного рынком в каждом конкретном регионе.

Конечный продукт Фонда РЖС будет давать полное представление о проекте застройки, отвечать спросу на жилье и планам муниципальных образований, а также гарантировать стоимость подключения в рамках установленных параметров проекта.

Фонд РЖС пересмотрит портфель земельных участков и подход к его формированию, запустит более глубокую проработку участков и облегчит операционную модель.

Единый институт развития в жилищной сфере поддержит финансирование застройщиков через льготное фондирование банков и/или предоставление гарантий по кредитам, в том числе в рамках государственной программы «Жилье для российской семьи». Также будут сформированы условия для привлечения на рынок арендного жилья средств коллективных инвесторов или выпуска ипотечных ценных бумаг, обеспеченных обязательствами наймодателя под залог построенного наемного жилья.

Будет продолжена поддержка рынка ипотеки посредством расширения числа каналов продаж (банки, региональные операторы, застройщики и риэлторы) и способов работы (рефинансирование, выдача займов с баланса АИЖК через агентов, выкуп пулов ипотечных кредитов). АИЖК планирует сосредоточиться на развитии вторичного рынка за счет создания «Фабрики ИЦБ». Результатом внедрения нового механизма выпуска ценных бумаг станет расширение возможностей для работы банков на ипотечном рынке.

«Стратегия развития Единого института развития в жилищной сфере станет ключевым документом, в соответствии с которым будут совершенствоваться механизмы поддержки рынка жилья в России.

Это развернутый план действий, профессиональный, глубокий анализ, который позволит Единому институту развития в жилищной сфере стать структурой, способной задавать тенденции в строительной индустрии и по качеству строительства, и по ценовой политике.

Полнота реализации стратегии во многом основана на тесном взаимодействии Минстроя России и АИЖК с Банком России, Минэкономразвития России и другими федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в развитии законодательной базы в области ипотечного кредитования, строительства жилья и инженерной инфраструктуры, наемного жилья, новых инструментов предоставления ликвидности и выпуска ИЦБ», — отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

«Основная задача АИЖК – улучшение жилищных условий россиян и создание комфортной городской среды. Мы хотим, чтобы в стране появилось больше качественного жилья по доступным для покупателей ценам.

Для этого нужны единые механизмы работы и координация между всеми участниками рынка. Этим и намерено заняться АИЖК, сформировав полный цикл господдержки рынка.

Ключевым итогом своей работы к 2020 году мы видим увеличение доступности жилья для населения до 40%», — прокомментировал генеральный директор АИЖК Александр Плутник.

VIII Российский региональный конгресс «Региональные институты развития и инвестиционная привлекательность регионов: возможности, проблемы, практика»

 Скачать полный текст исследования

  Перейти к итогам проекта

Резюме

С точки зрения развития территорий Россия до сих остается крайне пестрой страной. Кризис лишь в очередной раз подчеркнул остроту этой проблемы. Ее решение требует применения целого комплекса финансово-экономических инструментов.

Важное место среди них занимают институты развития, то есть совокупность созданных и фондируемых государством специальных организаций, осуществляющих софинансирование (в том числе с использованием кредитных и гарантийных механизмов) коммерческих проектов, имеющих высокую экономическую или общественную значимость.

Сегодня в России представлен практически весь спектр институтов развития, известных в мире. На начало 2010 года совокупный капитал российских институтов развития составил около 1,2 трлн. руб. (почти 3% ВВП за 2009 год).

Действующая система включает в себя организации, ориентированные на поддержку малого бизнеса (РосБР, фонды поддержки МСБ), стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (АИЖК), развитие передовых технологий (Роснано, Российская венчурная корпорация), а также международного инвестиционного сотрудничества (Евразийский банк развития).

Разнообразны и используемые российскими институтами развития механизмы реализации своих задач: двухуровневая модель финансирования предоставление государственных гарантий и поручительств, страхование, консультации, гранты, участие в разработках.

Для действенного воздействия на структуру экономики существующая капитализация российских институтов развития должна быть доведена до уровня в 5-6% ВВП, при этом распределение средств должно определяться эффективностью конкретного института.

Несмотря на все еще небольшой объем деятельности, РосБР и АИЖК в целом эффективно выполняют поставленные перед ними задачи.Вместе с тем, отдача от части крупных проектов (Роснано, Российская венчурная компания) практически незаметна в масштабах всей экономики.

Для повышения качества работы системы институтов развития необходимо значительно расширить масштабы деятельности более эффективных институтов (в т.ч.

за счет перераспределения части ресурсов), повысить прозрачность и оперативность принятия решений, упростить принципы работы институтов развития, а также наладить координацию их деятельности как на региональном, так и на федеральном уровне.

Сегодня большинство действующих в РФ институтов развития для реализации своих функций использует преимущественно финансовые (кредитные) механизмы.

Россия, следуя опыту развитых стран, сделала акцент на взаимодействии институтов развития с кредитными институтами (банки, лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые организации).

Подобные механизмы позволяют одновременно решать две значимые задачи: 1) стимулирование кредитования и 2) обеспечение финансовых институтов долгосрочными пассивами, т.е. повышение устойчивости финансового сектора.

Опыт РосБР и АИЖК показывает, что долгосрочное рефинансирование выданных кредитов, дополненное ограничениями на использование предоставленных средств, – действенный инструмент стимулирования кредитной экспансии банков.

Так, АИЖК в достаточно короткие сроки удалось практически с нуля сформировать в России полноценный рынок ипотечного кредитования.

Двухуровневая модель рефинансирования может быть успешно использована и в других сферах, в том числе в рамках модернизации российской экономики.

В кризисный период во многом благодаря деятельности институтов развития (РосБР, АИЖК, ВЭБ) была обеспечена стабильность финансовой системы (в части предоставления долгосрочных пассивов) и сохранено доверие населения к финансовым институтам.

Созданная в разгар кризиса «дочка» АИЖК (АРИЖК) представляет собой яркий пример антикризисного института развития, основной задачей которого является поддержание интереса к ипотечному рынку, как со стороны заемщиков, так и со стороны его участников, в период нестабильности.

Гарантийные фонды стали эффективным инструментом стимулирования кредитования в условиях бюджетного дефицита. Предоставление государственных поручительств через систему гарантийных фондов позволяет разделить риски кредитования между банками и государством, а также имеет мультипликативный эффект, т.к.

на каждый рубль гарантии можно выдать в среднем 1,5-2 рубля кредитов. Данный механизм может быть очень эффективен для стимулирования кредитования наиболее «проблемных» сегментов, в частности старт-апов и долгосрочных инвестиционных проектов, без существенных дополнительных затрат бюджета.

Читайте также:  Цены на жилье в Крыму больше не растут

Сегодня в России действует уже 78 организаций, предоставляющих поручительства по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства.

Страхование экспортных кредитов наряду с предоставлением экспортерам гарантий и кредитов являются действенными инструментами стимулирования национального экспорта.

Сегодня в России данные функции закреплены за Внешэкономбанком (через Росэксимбанк), однако его роль в данной сфере остается незначимой. За последние пять лет (2005-2009 гг.) Росэксимбанком было предоставлено менее 1 млрд. долл.

государственных гарантий, а кредитный портфель на начало 2010 г. составил только 4 млрд. руб. Для структурной перестройки российского экспорта необходимы более существенные объемы государственной поддержки.

Несмотря на то, что в сферу интересов института попадает ограниченное число отраслей, в случае активного развития этого направления уже в среднесрочной перспективе возможен значимый позитивный эффект – диверсификация экспорта.

Расширение масштабов деятельности институтов развития открывает новые возможности для участников рынка и обеспечивает финансирование наиболее проблемных сфер. В середине 2010 г.

Российским банком развития была запущена программа финансирования инновационных и модернизационных проектов МСБ в производственном секторе экономики и в области современных технологий. АИЖК с начала 2010 г.

реализует программу «Стимул» с целью стимулирования кредитования строительства жилья эконом-класса и повышения спроса на ипотеку в соответствующих объектах.

Данная программа позволяет застройщикам получить средства для завершения строительства недостроенных объектов, банкам — обеспечивает своевременный возврат кредитов, а населению помогает купить жилье уже на стадии строительства по доступным ценам и ставкам кредитования.

Значимость институтов развития определяется не только объемами поддержки, но и эффективностью финансируемых проектов.

В 2009 году АИЖК было рефинансировано около 20% всего объема предоставленных банками ипотечных кредитов, в то время как доля кредитов РосБР в рамках совокупного объема рынка кредитования МСБ по-прежнему не превышает 1%.

Тем не менее, направлена государственная поддержка именно в «узкие» места. На 1 октября 2010 года 66% средств РосБР размещены на срок от 2 до 3 лет, а значимую долю (21%) в портфеле занимает промышленность.

При этом 50% портфеля – крупные кредиты, это позволяет предположить инвестиционный характер финансирования. Таким образом, государственные средства направляются в те сегменты рынка, которые многие средние и мелкие банки, прежде всего в регионах, вследствие слабой диверсификации ресурсной базы освоить не могут.

Эффективность взаимодействия участников рынка с институтами развития ограничивается недостаточной прозрачностью и все еще высоким уровнем бюрократизации последних.

Так, многие банки отмечают сложность и растянутость во времени процесса получения рефинансирования со стороны РосБР и АИЖК, некоторую непрозрачность процесса принятия решений данными организациями, а также достаточно жесткие требования к качеству предоставляемых банками-партнерами кредитов.

Практика показала и недостаточно стабильную работу отдельных институтов развития. В частности, в сентябре 2008 г., в самый разгар кризиса ликвидности, АИЖК несколько раз повышало требования к размеру процентной ставке по выкупаемым кредитам.

Это приводило к тому, что многие банки, которые выдали кредиты по докризисным ставкам, были фактически вынуждены рефинансировать данные кредиты со значительным дисконтом. В результате на балансах банков скопился существенный объем долгосрочных кредитов, что в случае отсутствия у банка доступа к дополнительным источникам ликвидности могло привести к потере платежеспособности.

Для совершенствования работы АИЖК и РосБР необходимо повысить уровень их прозрачности, сделав деятельность институтов развития более прогнозируемой, а также стимулировать тесное сотрудничество с банками-партнерами по наиболее проблемным вопросам.

Развитие системы гарантийных фондов сдерживается их слабой географической диверсификацией, недостаточной капитализацией и отсутствием унификации деятельности.

Сегодня гарантийные фонды присутствуют даже не во всех федеральных округах, а в рамках округа в основном сосредоточены в федеральных центрах. Это ограничивает доступ к финансированию для значительного числа предприятий, осуществляющих деятельность в отдаленных областях.

А именно в таких регионах субъекты МСБ обычно испытывают наибольшие затруднения в получении банковских кредитов. Необходимо продолжить и дальнейшее наращивание капитализации гарантийных фондов как с целью расширения объемов выданных гарантий, так и с целью повышения надежности самих фондов.

Повышение эффективности системы требует активного обмена опытом между гарантийными фондами, а также унификации их деятельности на региональном уровне.

Наряду с федеральными структурами институтов развития инициативу начинают проявлять и комплексные инструменты экономического стимулирования, созданные региональными и муниципальными властями. Пока это единичные случаи. Однако они есть и демонстрируют хорошую динамику.

Так, власти Калужской области, создав при помощи ВЭБа индустриальный парк под конкретного инвестора – Volkswagen, сейчкас имеют на территории региона шесть таких парков, где наряду с производством автокомпонентов развиваются кластеры биотехнологий, фармацевтики, ядерной медицины. До 2012 года они создадут 22 тыс. новых рабочих мест.

На каждый рубль вложений институтов развития здесь, по расчетам, будет привлечено более 15 рублей частных инвестиций.

Опыт Татарии и Липецкой области показывает, что большую роль в развитии экономики регионов может сыграть и такая форма стимулирования, как и особые экономические зоны: в Елабужском районе (Татарстан) демонстрирует успехи промышленно-производственная зона, где располагается производство автомобилей и автокомпонентов, химическое и нефтехимическое производство, а в Грязинском районе Липецкой области – зона с производством строительных материалов, бытовой техники, торгового оборудования.

Таким образом, становление региональных институтов развития дает новый стимул для развития региональных экономик и позволяет региональным властям более эффективно влиять на тенденции регионального развития.

Этот опыт тем более важен, что кризис выявил чрезмерную зависимость ряда городов и территорий от состояния дел какой-то одной отрасли, а иногда и одного конкретного предприятия.

Региональные институты развития позволяют эту зависимость, как минимум, ослабить.

Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов.

Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее.

На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство.

С точки зрения региональной политики институты развития призваны выполнять выравнивающую и стимулирующую роль, позволяя отстающим территориям постепенно сокращать разрыв с территориями развитыми.

Основной инструмент институтов развития – длинные и сравнительно недорогие деньги, которые «обычные» финансовые институты предоставить не в состоянии. Объем долгосрочных заемных ресурсов, который способен предложить отечественный частный финансовый сектор, неадекватен инвестиционным потребностям экономики.

Доля кредитов сроком свыше трех лет в совокупном объеме ссуд, выданных предприятиям российскими банками (без учета Сбербанка), составляет сегодня около 15%, а вклад привлеченных на внутреннем рынке кредитов в финансирование инвестиций в основной капитал составляет менее 9%.

Снять это противоречие между спросом и предложением дешевых кредитных ресурсов возможно только через арбитраж государства, которое либо за счет регулятивных мер выравнивает условия конкуренции за финансовые ресурсы, либо путем прямого вмешательства обеспечивает льготные условия кредитования новых промышленных и инфраструктурных проектов.

Второй способ снятия фундаментального противоречия между финансовым рынком и промышленным развитием и представляют собой институты развития.

Цена кредита – самая важная, но не единственная проблема, которую позволяют решать институты развития.

Не менее острыми для России являются проблемы неразвитости инфраструктуры (финансовой, производственно-технологической, кадровой), обеспечивающей функционирование инновационного бизнеса и коммерциализацию результатов научных разработок.

Инфраструктурный дефицит препятствует развертыванию устойчивых и воспроизводящихся инновационных цепочек «фундаментальные исследования — прикладные НИОКР — коммерческие технологии».

Наконец существует и проблема с выходом российской продукции на международные рынки. Сегодня зачастую условия экспорта отечественной высокотехнологичной продукции не соответствуют принятой на мировом рынке практике вследствие ограниченных возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, а также слабости системы послепродажного обслуживания.

Основной период становления институтов развития в современной России пришелся на 2006–2008 годы. Сначала, в январе 2006 года, был учрежден Евразийский банк развития, созданный по межправительственному соглашению России и Казахстана.

В том же году были созданы Российская венчурная компания, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, и акционерное общество «Особые экономические зоны».

В 2007 году были созданы Российская корпорация нанотехнологий и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а Внешэкономбанк был преобразован в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», поглотив Росэксимбанка и РосБР. Последним в 2008 году появился Фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС).

Кроме того в дополнение к федеральному эшелону институтов развития дополняется региональным, включающим местные институты развития, часть из которых является филиалами или ассоциированными партнерами федеральных структур, например региональные венчурные фонды Российской венчурной компании, а также корпорации развития отдельных регионов (ОЭЗ, технопарки) и местные фонды поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, сложилась имеющаяся на сегодняшний момент «трехэтажная» структура ИР: федеральный уровень (ВЭБ, Фонд РЖС, АИЖК, Фонд ЖКХ и др.) – региональные отделения этих структур – собственно региональные ИР. Преобладающая роль в этой трехзвенной структуре принадлежит федеральным ИР, долю которых составляет 70% (см. график 1).

На начало 2010 года совокупный капитал действующих российских институтов развития составил около 1,2 трлн. руб. (почти 3% ВВП за 2009 год). В сравнении с зарубежными аналогами это не так много — для выхода на «среднезападный» уровень существующая капитализация российских институтов развития должна быть доведена до уровня в 5-6% ВВП.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *