Госдума приняла закон о формировании строительных смет

Госдума приняла закон о формировании строительных смет

22 Июня 2020

Ценообразование в строительстве, особенно при исполнении государственных контрактов, последние 10-15 лет стало камнем преткновения для многих строителей и сметчиков — а для кого-то и основанием для возбуждения уголовного дела.

Попытка быстро реформировать систему ценообразования и ввести ресурсный метод командным путем в 2019 году откровенно провалилась.

После этого Минстрой России и Главгосэкспертиза встали на путь постепенных реформ и подготовки пакета необходимых методик и документов.

В 2019-2020 году появились новые методики сметного нормирования, Минстрой России обновил подход к базисно-индексному методу, а с 31 марта вступила в силу обновленная Федеральная сметно-нормативная база-2020 (ФСНБ-2020). Однако дискуссия среди сметчиков и строителей показывает, что вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов.

Национальное объединение строителей все годы своего существования занималось проблемами и госзаказа, и ценообразования в строительстве. Однако в последнее время именно ценообразованию стало уделяться особенно много внимания – и прошедший 3 июня с.г. на площадке НОСТРОя вебинар Минстроя России, Главгосэкспертизы и Национального объединения строителей тому подтверждение.

Вебинар был организован по инициативе НОСТРОя для оказания практической помощи строительным компаниям, вопросы были максимально прикладные, и именно поэтому количество участников на пике поднималось почти до 1100 человек. Открывая вебинар, президент НОСТРОя Антон Глушков, строитель с многолетним стажем, заметил, что сколько лет живем и строим, столько меняется система ценообразования в строительстве. Сейчас преобразования ускорились, введена новая сметно-нормативная база, в которую включен ряд нормативов, ранее отсутствующих в базе. Но работа пока далека от завершения, а по новой базе возникает много вопросов, которые и следует обсудить.

Первый замминистра строительства России Ирек Файзуллин напомнил, что ФСНБ-2020 стала результатом совместной работы Минстроя России, Главгосэкспертизы, Правительства Москвы и отраслевых госкорпораций по гармонизации сметных баз.

Особое место в этой работе принадлежит НОСТРОю, поскольку без его активного участия работа по ценообразованию в строительстве была бы неполной.

Конечно, в этой базе есть ошибки и недостатки, но Минстрой старается оперативно их устранять, он полностью открыт для сотрудничества.

Более того, завершены работы по серьезной корректировке закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), новая редакция получила одобрение Минфина России и готова к внесению в Госдуму.

По мнению Ирека Файзуллина, Госдума сможет принять этот закон в весеннюю сессию, и это существенно сдвинет в положительную сторону весь строительный рынок России.

Главное, чтобы ценообразование не стало неподъемной «колодой» на пути этой реформы.

При этом строительная отрасль — один из крупнейших налогоплательщиков России: в 2019 году строители заплатили 4 трлн рублей налогов, еще 1,1 трлн рублей — предприятия ЖКХ, 2 трлн рублей – это налоги с предприятий стройиндустрии и транспортных компаний, работающих в стройке. И это при том, что доходная часть бюджета России в 2019 году составила чуть менее 20 трлн рублей. То есть, стройка по факту формирует около 30% бюджета России. И она давно заслужила достойной системы ценообразования.

Ценообразование как приоритет в работе НОСТРОЙ

Нужно сказать, что вопросы ценообразования в строительстве всегда были в поле зрения НОСТРОя, однако ситуация с коронавирусом выдвинула их на первый план. О текущей работе по этой тематике участника вебинара рассказал президент Антон Глушков.

В рамках Ситуационного центра НОСТРОЙ по поручению Минстроя России постоянно собирает сведения о стоимости стройматериалов, и мониторинг показал, что фактически во всех регионах эти цены выросли, минимум, на 4%.

А в Сибирском и Уральском федеральном округе рост цен на некоторые позиции превысил 10%.

Еще одно направление, над которым НОСТРОЙ начал работать в инициативном порядке, пока продвигается не так хорошо, как хотелось бы, — это предложения от профессионального сообщества по разработке новых нормативов на новые виды работ.

Главгосэкспертиза ждет таких предложений, строители недовольны тем, что на новые виды работ приходится применять старые расценки, но когда дело доходит до того, чтобы строительная компания предоставила свои площадки для отработки новых расценок, особой готовности не наблюдается.

Что касается утверждения новых индексов на виды работ в регионах России, здесь большую помощь оказали региональные саморегулируемые организации, и уже более, чем в 60 регионах утверждены новые индексы изменения сметной стоимости строительства на 2 квартал 2020 г..

Однако есть 6 регионов, где по мнению губернаторов, не требуется утверждение индексов расчетным методом. Это Кировская, Курская и Магаданская области, Забайкальский и Хабаровский края, а также Республика Саха Якутия.

Президент НОСТРОя Антон Глушков направил губернаторам письмо с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию, а также в саморегулируемые организации данных регионов.

И еще одно направление, которым НОСТРОЙ занимался в последний месяц, — это анализ и предложения по учету расходов строительных компаний в сводном сметном расчете на обеспечение противоэпидемиологических мероприятий на стройках. Предложения уже направлены на рассмотрение в Правительство России.

Анализ показал, что средний расход по стране на одного сотрудника с 30 марта по 22 апреля составил 7303 рубля. Безусловно, в дальнейшем эти затраты снизятся, но учитывать их в сводном сметном расчете необходимо, потому что для любой компании это весьма солидные затраты.

Кстати говоря, выступавший далее замдиректора Департамента по ценообразованию Минстроя России Сергей Головин не только подтвердил эту цифру НОСТРОя, но и назвал куда как более существенный расход, который сложился в Минстрое России: 300 рублей на одного строителя в день.

То есть, средний расход компании на борьбу с вирусом составляет около 9000 тысяч рублей на человека ежемесячно (это без учета выходных дней, поскольку, как правило, строители работают вахтовым методом).

Минстрой России совместно с НОСТРОем разработал алгоритм учета этих расходов в проектно-сметной документации и направил его на утверждение в Правительство России.

Новая идеология старой реформы

И все же один из самых горячих вопросов со стороны сообщества к Главгосэкспертизе и Минстрою России не сходит с повестки дня: что происходит с реформой ценообразования, так громко заявленной два года назад и так тихо откатившейся на 2022 год? Заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Сергей Лахаев грустно констатировал: первый этап по быстрому переходу на ресурсный метод не удался, наполняемость данными ФГИС ЦС до сих очень низкая, и никакие административные кары и угрозы не сподвигли производителей стройматериалов ее наполнять. Кроме того, в ходе «реформы» во многих регионах прекратили свою деятельность региональные центры ценообразования в строительстве, а без них получить реальную картинку из региона практически невозможно.

Поэтому еще в октябре прошлого года был утвержден план проведения реформы, и в его рамках совместно с профессиональными сообществами идет соответствующая работа.

Есть намерение завершить реформу к концу не 2022, а 2021 года с тем, чтобы потом систему ценообразования совершенствовать планомерно и постоянно.

Она должна быть живой и развиваться, а все механизмы развития должны быть заложены в самой системной основе.

На первом этапе реализации плана реформы был реанимирован базисно-индексный метод и запущены все механизмы, которые были заморожены в последние два года, причем предпринят ряд мер, чтобы эти механизмы еще и совершенствовались. А к концу 2021 года должен завершиться переход на ресурсно-индексный метод – это второй этап реформы.

Для поддержания жизнеспособности базисно-индексного метода необходимо было разморозить единичные расценки и внести изменения в Градостроительный кодекс для того, чтобы была возможность разрабатывать сметные нормы и расценки на новые технологии и вносить их в сметную базу. Потребовала расширения и номенклатура индексов, поскольку сейчас она не отражает специфики современного строительства.

Также нужно было оптимизировать порядок разработки и утверждения новых сметных нормативов.Кроме того, настало время актуализации нормативов цены строительства (НЦС), особенно с учетом формирования контрактов «под ключ» и реализации нацпроектов. Большинство этих мер было реализовано, и базисно-индексный метод, по словам Сергея Лахаева, вышел на новый уровень.

Кроме того, идет постоянная работа по наполнению и изменению ФСНБ-2020, потому что с 2017 года в базу сметных нормативов ни одной новой расценки внесено не было. Сейчас это предполагается делать на регулярной системной основе.

На ФСНБ-2020 после ее введения было много нареканий, зачастую вполне законных, но с момента выхода в нее уже внесены два дополнения, в которых были учтены, в том числе, предложения НОСТРОя, Росавтодора и Минтранса России – добавлено около 1000 новых расценок, а потом счет пойдет на десятки тысяч. Сергей Лахаев предложил НОСТРОю стать той площадкой, на которой будут аккумулироваться и систематизироваться предложения строителей по ценообразованию, методическим документам и сметным нормативам и далее прорабатываться совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой.

Претерпели изменение и подходы к формированию ФГИС ЦС – теперь туда будут включаться цены на ресурсы не только от производителей, но и от дилеров и торговых домов – то есть, то, о чем два года упорно твердили сметчики и строители, все-таки в итоге было принято как разумное решение.

В целом по реформе ценообразования можно констатировать, что работа, наконец-то перешла от административного наскока в систематические и продуктивные контакты с профессиональным сообществом, и НОСТРОЙ занимает здесь ведущее место.

Как посчитать смету правильно?

Замдиректора Департамента Минстроя России Сергей Головин представил порядок определения начальной (максимальной) цены контракта и рекомендации по составлению сметы контракта, а также разъяснил, как именно можно изменить цену госконтракта.

Нужно сказать, что это выступление было максимально ориентировано на практикующих сметчиков, которые ежедневно продираются сквозь дебри новых и старых нормативов, методик, постановлений и так далее.

Читайте также:  В петербурге отложен ввод участка западного скоростного диаметра

Вопросы от участников вебинара показали, что подчас простые на первый взгляд ситуации способны поставить в тупик опытного сметчика или привести к фатальным ошибкам в смете.

Очевидно, что такое общение с представителем власти крайне необходимо сметчикам, и можно только пожелать, чтобы следующий вебинар НОСТРОя был полностью посвящен прикладным вопросам с возможностью разбирать конкретные ситуации.

Порядок определения цены контракта (Головин С.В.)

Пример расчета

Сергей Головин напомнил, что ранее методика определения начальной максимальной цены контракта базировалась одновременно на Градостроительном кодексе и законе о контрактной системе (44-ФЗ).

При этом несоответствие между методикой и 44-ФЗ подчас приводило к уголовным претензиям.

Сейчас Минстрой России получил право утверждать методику и порядок определения НМЦК, и теперь именно эти документы являются обязательными для применения.

Сергей Головиин привел примеры формирования НМЦК и сметы контракта, с которыми рекомендуем подробнее ознакомиться по ссылке.

Нужно сказать, что нормативных новелл в последнее время введено очень много, в том числе, теперь подрядчик не обязан отчитываться перед заказчиком, как он выполнил тот объем конкретных работ, который заложен в контракте, главное, чтобы работы были выполнены качественно и в срок.

За строителем не должен бегать заказчик и проверять какой техникой тот выполняет работу и уж тем более не будет снимать оплату, если вдруг работа была выполнена с применением отличной от заложенной в расчете техники.

Это принципиальный момент, поскольку ранее существовала возможность у заказчика не оплачивать такие работы.

Начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы Андрей Савенков подробно представил актуальные вопросы сметного нормирования, рассказал о процессах планирования, разработки, рассмотрения и утверждения новых сметных нормативов и об основных изменениях этих процедур. Кроме того, он напомнил, что любой представитель строительной отрасли может стать участником разработки сметных нормативов и внести свою лепту в улучшение сметно-нормативной базы.

Fктуальные вопросы сметного нормирования

Планирование, разработка, рассмотрение и утверждение сметных нормативов идет в режиме реального времени с учетом предложений инициаторов их создания.Связующим звеном здесь может выступить НОСТРОЙ совместно с саморегулируемыми организациями.

Это поможет выстроить взаимодействие не только с крупными госкомпаниями, но и с теми строителями, которые работают «на земле».

По сути НОСТРОЙ и вся система саморегулирования может взять на себя вопросы ценообразования, что отчасти выполняли региональные центры ценообразования и восполнить образовавшийся пробел.

Кроме того, теперь по новому порядку Главгосэкспертиза имеет возможность взаимодействовать напрямую с инициатором сметного норматива – это позволяет оперативно выдать замечания к нормативу, а инициатору – их учесть и исправить документ.

Такая процедура способна подвигнуть профессиональное сообщество активнее заниматься разработкой сметных нормативов на новые материалы и технологии.

Новая методика по разработке сметных нормативов утверждена приказом Минстроя России и сейчас находится на утверждении в Минюсте России.

Новый этап реформы начинается!

О трех направлениях, по которым НОСТРОЙ занимается совершенствованием системы ценообразования в строительстве, рассказал директор департамента ценообразования Павел Малахов. Это мониторинг стоимости строительных ресурсов и заработной платы, а также разработка новых и актуализация действующих нормативов.

При этом мониторинг стройресурсов, который ведет НОСТРОЙ, основывается именно на стоимости материалов на стройке, а не у производителя.

И тут картинка оказывается совершенно иной, нежели у официальной статистики: например, производители цемента, удивленные данными НОСТРОя о росте стоимости их продукции, заявили, что цена осталась прежней, а где-то даже и упала, а строители отметили рост стоимости от 4 до 10%.

Очевидно, что на конечную стоимость очень существенно повлияли поставщики, которые должны получить свою долю прибыли. Поэтому НОСТРОЙ будет продолжать мониторить рынок строительных ресурсов по их фактической стоимости для строителей – это должно помочь сформировать для органов власти и заказчиков реальное представление о стоимости строительства.

Подводя итоги вебинара, директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина назвала состоявшееся мероприятие одним из самых насыщенных и информативных.

Вся возможная информация о новеллах в ценообразовании, которую только можно было донести до профессионального сообщества, была озвучена и прокомментирована.

Она предложила НОСТРОю продолжить работу по мониторингу и участию в сметном нормировании, при этом вся информация от региональных СРО должна консолидироваться именно в НОСТРОе, а затем уже направляться в Минстрой России для дальнейшей работы.

Источник: НОСТРОЙ Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес».

Гд в июле приняла законы, которые существенно повысят эффективность работы строительной отрасли

По мнению Вячеслава Володина, «принятые депутатами поправки
в законы, инициированные Правительством, снимают многие вопросы, которые не позволяли
развиваться более динамично строительной отрасли».

В этой связи Председатель ГД отметил позитивные
инициативы вице-премьера Марата Хуснуллина на новой должности: «Возглавляя ранее
в Москве строительный комплекс, он предложил решения, показавшие себя
эффективными в строительной отрасли».

Вячеслав Володин напомнил, что были приняты поправки
в Градостроительный кодекс, позволяющие при планировании решить вопрос
взаимосвязи всех уровней – федерального, регионального и местного.

«Региональные
власти получили новые полномочия в реализации вопросов территориального
планирования, установления нормативов обеспеченности каждой конкретной территории
объектами инфраструктуры.

При этом
власти региона смогут наделять органы местного самоуправления полномочиями
утверждать правила землепользования и застройки», — сообщил Вячеслав Володин. Законом
был сокращен срок внесения изменений в документацию территориального
планирования с трех до одного месяца.

Упрощена процедура для размещения
инженерных сетей в ходе строительства, теперь не потребуется лишняя документация
по планировке территории и дополнительное получение разрешения на строительство, что важно при переносе инженерных коммуникаций.

«Все эти
нововведения нацелены на одно – строительство в максимально короткие сроки
современных, комфортабельных многофункциональных районов для жизни.

Районов, где
все удобно и доступно – жилье и работа, школы, детсады и поликлиники,
транспортная инфраструктура, возможности для отдыха и проведения досуга для
детей и взрослых.

Они должны прийти на смену старому и аварийному жилью в городах и районных центрах», — считает Вячеслав Володин.

Государственная Дума также приняла закон о модернизации и расширении
магистральной инфраструктуры.

Закон установил особенности переноса или
переустройства существующих инженерных сетей и временную их эксплуатацию до получения разрешения на их ввод; разрешил строительство объекта на основании
схемы участка до его образования и оформления прав на него; перевод участков из одной категории в другую на основании проекта планировки и заявления
уполномоченного лица; особенности действия сервитутов в целях строительства или
реконструкции транспортной инфраструктуры, но при условии сохранения
возможности использовать данный земельный участок, как и раньше. 

«Закон о модернизации и расширении магистральной инфраструктуры, в первую очередь,
позволит ускорить сроки строительства новых железнодорожных магистралей,
ведущих на восток нашей страны, и повысить эффективность железнодорожного
транспорта.

После его принятия сокращение сроков подготовки всей необходимой
для строительства на БАМе и Транссибе документации удастся сократить, в среднем, до двух лет.

Пропускная способность магистралей в этом направлении
должна вырасти в полтора раза, что, в частности, даст возможность значительно
увеличить экспорт российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», —
сказал Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Он отметил, что «подобные решения, направленные на оптимизацию и упрощение
целого ряда процедур в сфере градостроительства, земельных и других отношений,
уже эффективно показали себя в Крыму во время модернизации инфраструктуры
полуострова».

«Новый закон будет способствовать развитию Сибири и Дальнего
Востока, а также позволит обеспечить развитие российской экономики в целом, —
подчеркнул Председатель ГД. – При этом важнейшей составляющей в ходе
строительства и модернизации транспортной инфраструктуры остается строжайшее соблюдение требований природоохранного
законодательства».

«Вопрос о необходимости жесткого контроля ситуации с вырубкой леса вдоль
Байкала для модернизации БАМа и Трансиба вчера (30 июля) обсуждался в ходе
встречи Президента России Владимира Путина и главы Иркутской области Игоря
Кобзева. Госдума будет внимательно следить за ситуацией в регионе.

Необходимые
поручения уже даны трем профильным комитетам – по экологии и охране окружающей
среды; по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям; по транспорту и строительству.

Уверен, что и депутаты, избранные от этого региона,
также примут самое активное участие в этой работе», — заявил Вячеслав Володин.

ГД также приняла поправки в 44-ФЗ, которые упрощают процедуру
закупок в сфере строительства и капремонта для государственных и муниципальных
заказчиков. «Это очень важное решение, учитывая, что 70% закупок по 44-ФЗ в прошлом году пришлось именно на муниципальных заказчиков», — уточнил Председатель ГД.

«В целом с января по июль Государственная Дума приняла порядка
пятидесяти поправок в ряд федеральных законов в градостроительной сфере, которые
сокращают бюрократические процедуры, а значит – и сроки строительства, и, самое
главное, повышают инвестиционную привлекательность проектов комплексной
застройки. Принятые законы существенно повысят эффективность работы в строительстве», — сказал Вячеслав Володин.

Реформа ценообразования в строительстве выходит на новый уровень

16.06.2020

Ценообразование в строительстве, особенно при исполнении государственных контрактов, последние 10-15 лет стало камнем преткновения для многих строителей и сметчиков — а для кого-то и основанием для возбуждения уголовного дела.

Попытка быстро реформировать систему ценообразования и ввести ресурсный метод командным путем в 2019 году откровенно провалилась.

После этого Минстрой России и Главгосэкспертиза встали на путь постепенных реформ и подготовки пакета необходимых методик и документов.

В 2019-2020 году появились новые методики сметного нормирования, Минстрой России обновил подход к базисно-индексному методу, а с 31 марта вступила в силу обновленная Федеральная сметно-нормативная база-2020 (ФСНБ-2020). Однако дискуссия среди сметчиков и строителей показывает, что вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов.

Национальное объединение строителей все годы своего существования занималось проблемами и госзаказа, и ценообразования в строительстве. Однако в последнее время именно ценообразованию стало уделяться особенно много внимания – и прошедший 3 июня с.г. на площадке НОСТРОя вебинар Минстроя России, Главгосэкспертизы и Национального объединения строителей тому подтверждение.

Вебинар был организован по инициативе НОСТРОя для оказания практической помощи строительным компаниям, вопросы были максимально прикладные, и именно поэтому количество участников на пике поднималось почти до 1100 человек.

Открывая вебинар, президент НОСТРОя Антон Глушков, строитель с многолетним стажем, заметил, что сколько лет живем и строим, столько меняется система ценообразования в строительстве. Сейчас преобразования  ускорились, введена новая сметно-нормативная база, в которую включен ряд нормативов, ранее отсутствующих в базе.

Но работа пока далека от завершения, а по новой базе возникает много вопросов, которые и следует обсудить.

Первый замминистра строительства России Ирек Файзуллин напомнил, что ФСНБ-2020 стала результатом совместной работы Минстроя России, Главгосэкспертизы, Правительства Москвы и отраслевых госкорпораций по гармонизации сметных баз.

Читайте также:  Льготную ипотеку для семей с детьми сделают бессрочной

Особое место в этой работе принадлежит НОСТРОю, поскольку без его активного участия работа по ценообразованию в строительстве была бы неполной.

 Конечно, в этой базе есть ошибки и недостатки, но Минстрой старается оперативно их устранять, он полностью открыт для сотрудничества.

Более того, завершены работы по серьезной корректировке закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), новая редакция получила одобрение Минфина России и готова к внесению в Госдуму.

По мнению Ирека Файзуллина, Госдума сможет принять этот закон в весеннюю сессию, и это существенно сдвинет в положительную сторону весь строительный рынок России.

Главное, чтобы ценообразование не стало неподъемной «колодой» на пути этой реформы.

При этом строительная отрасль  — один из крупнейших налогоплательщиков России: в 2019 году строители заплатили 4 трлн рублей налогов, еще 1,1 трлн рублей — предприятия ЖКХ, 2 трлн рублей – это налоги с предприятий стройиндустрии и транспортных компаний, работающих в стройке. И это при том, что доходная часть бюджета России в 2019 году составила чуть менее 20 трлн рублей. То есть, стройка по факту формирует около 30% бюджета России. И она давно заслужила достойной системы ценообразования.

Ценообразование как приоритет в работе НОСТРОЙ

Нужно сказать, что вопросы ценообразования в строительстве всегда были в поле зрения НОСТРОя, однако ситуация с коронавирусом выдвинула их на первый план. О текущей работе по этой тематике участника вебинара рассказал президент Антон Глушков.

В рамках Ситуационного центра НОСТРОЙ по поручению Минстроя России постоянно собирает сведения о стоимости стройматериалов, и мониторинг показал, что фактически во всех регионах эти цены выросли, минимум, на 4%.

А в Сибирском и Уральском федеральном округе рост цен на некоторые позиции превысил 10%.

Кроме того, НОСТРОЙ активно занимается и текущими вопросами ценообразования. Так, перед отраслью остро стоит необходимость уточнения расчетных величин ряда работ. НОСТРОЙ направил свои предложения в Главгосэкспертизу, и в приказе Минстроя России, которыйбыл принят1 июня 2020 года, ряд предложений НОСТРОя был учтен.

Еще одно направление, над которым НОСТРОЙ начал работать в инициативном порядке, пока продвигается не так хорошо, как хотелось бы, — это предложения от профессионального сообщества по разработке новых нормативов на новые виды работ.

Главгосэкспертиза ждет таких предложений, строители недовольны тем, что на новые виды работ приходится применять старые расценки, но когда дело доходит до того, чтобы строительная компания предоставила свои площадки для отработки новых расценок, особой готовности не наблюдается.

Что касается утверждения новых индексов на виды работ в регионах России, здесь большую помощь оказали региональные саморегулируемые организации, и уже более, чем в 60 регионах утверждены новые индексы изменения сметной стоимости строительства на 2 квартал 2020 г..

Однако есть 6 регионов, где по мнению губернаторов, не требуется утверждение индексов расчетным методом. Это Кировская, Курская и Магаданская области, Забайкальский и Хабаровский края, а также Республика Саха Якутия.

Президент НОСТРОя Антон Глушков направил губернаторам письмо с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию, а также в саморегулируемые организации данных регионов.

И еще одно направление, которым НОСТРОЙ занимался в последний месяц,  — это анализ и предложения по учету расходов строительных компаний в сводном сметном расчете на обеспечение противоэпидемиологических мероприятий на стройках. Предложения уже направлены на рассмотрение в Правительство России.

Анализ показал, что средний расход по стране на одного сотрудника с 30 марта по 22 апреля составил 7303 рубля. Безусловно, в дальнейшем эти затраты снизятся, но учитывать их в сводном сметном расчете необходимо, потому что для любой компании это весьма солидные затраты.

Кстати говоря, выступавший далее замдиректора Департамента по ценообразованию Минстроя России Сергей Головин не только подтвердил эту цифру НОСТРОя, но и назвал куда как более существенный расход, который сложился в Минстрое России: 300 рублей на одного строителя в день.

То есть, средний расход компании на борьбу с вирусом составляет около 9000 тысяч рублей на человека ежемесячно (это без учета выходных дней, поскольку, как правило, строители работают вахтовым методом).

 Минстрой России совместно с НОСТРОем разработал алгоритм учета этих расходов в проектно-сметной документации и направил его на утверждение в Правительство России.

Новая идеология старой реформы

И все же один из самых горячих вопросов со стороны сообщества к Главгосэкспертизе и Минстрою России не сходит с повестки дня: что происходит с реформой ценообразования, так громко заявленной два года назад и так тихо откатившейся на 2022 год? Заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Сергей Лахаев грустно констатировал: первый этап по быстрому переходу на ресурсный метод не удался, наполняемость данными ФГИС ЦС до сих очень низкая, и никакие административные кары и угрозы не сподвигли производителей стройматериалов ее наполнять. Кроме того, в ходе «реформы» во многих регионах прекратили свою деятельность региональные центры ценообразования в строительстве, а без них получить реальную картинку из региона практически невозможно.

Поэтому еще в октябре прошлого года был утвержден план  проведения реформы, и в его рамках совместно с профессиональными сообществами идет соответствующая работа.

Есть намерение завершить реформу к концу не 2022, а 2021 года с тем, чтобы потом систему ценообразования совершенствовать планомерно и постоянно.

Она должна быть живой и развиваться, а все механизмы развития должны быть заложены в самой системной основе.

На первом этапе реализации плана реформы был реанимирован базисно-индексный метод и запущены  все механизмы, которые были заморожены в последние два года, причем предпринят ряд мер, чтобы эти механизмы еще и совершенствовались. А к концу 2021 года должен завершиться переход на ресурсно-индексный метод – это второй этап реформы.

Для поддержания жизнеспособности базисно-индексного метода необходимо было разморозить единичные расценки и внести изменения в Градостроительный кодекс для того, чтобы была возможность разрабатывать сметные нормы и расценки на новые технологии и вносить их в сметную базу. Потребовала расширения и номенклатура индексов, поскольку сейчас она не отражает специфики современного строительства. 

Также нужно было оптимизировать порядок разработки и утверждения новых сметных нормативов.Кроме того, настало время актуализации нормативов цены строительства (НЦС), особенно с учетом формирования контрактов «под ключ» и реализации нацпроектов. Большинство этих мер было реализовано, и базисно-индексный метод, по словам Сергея Лахаева, вышел на новый уровень.

Кроме того, идет постоянная работа по наполнению и изменению ФСНБ-2020, потому что с 2017 года в базу сметных нормативов ни одной новой расценки внесено не было. Сейчас это предполагается делать на регулярной системной основе.

На ФСНБ-2020 после ее введения было много нареканий, зачастую вполне законных, но с момента выхода в нее уже внесены два дополнения, в которых были учтены, в том числе, предложения НОСТРОя, Росавтодора и Минтранса России – добавлено около 1000 новых расценок, а потом счет пойдет на десятки тысяч. Сергей Лахаев предложил НОСТРОю стать той площадкой, на которой будут аккумулироваться и систематизироваться предложения строителей по ценообразованию, методическим документам и сметным нормативам и далее прорабатываться совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой.

  • Претерпели изменение и подходы к формированию ФГИС ЦС – теперь туда будут включаться цены на ресурсы не только от производителей, но и от дилеров и торговых домов – то есть, то, о чем два года упорно твердили сметчики и строители, все-таки в итоге было принято как разумное решение.
  • В целом по реформе ценообразования можно констатировать, что работа, наконец-то перешла от административного наскока в систематические и продуктивные контакты с профессиональным сообществом, и НОСТРОЙ занимает здесь ведущее место.
  • Как посчитать смету правильно?

Замдиректора Департамента Минстроя России Сергей Головин представил порядок определения начальной (максимальной) цены контракта  и рекомендации по составлению сметы контракта, а также разъяснил, как именно можно изменить цену госконтракта.

Нужно сказать, что это выступление было максимально ориентировано на практикующих сметчиков, которые ежедневно продираются сквозь дебри новых и старых нормативов, методик, постановлений и так далее.

Вопросы от участников вебинара показали, что подчас простые на первый взгляд ситуации способны поставить в тупик опытного сметчика или привести к фатальным ошибкам в смете.

Очевидно, что такое общение с представителем власти крайне необходимо сметчикам, и можно только пожелать, чтобы следующий вебинар НОСТРОя был полностью посвящен прикладным вопросам с возможностью разбирать конкретные ситуации.

Сергей Головин напомнил, что ранее методика определения начальной максимальной цены контракта базировалась одновременно на Градостроительном кодексе и законе о контрактной системе (44-ФЗ).

При этом несоответствие между методикой и 44-ФЗ подчас приводило к уголовным претензиям.

Сейчас Минстрой России получил право утверждать методику и порядок определения НМЦК, и теперь именно эти документы являются обязательными для применения.

Сергей Головиин привел примеры формирования НМЦК и сметы контракта, с которыми рекомендуем подробнее ознакомиться по ссылке.

Нужно сказать, что нормативных новелл в последнее время введено очень много, в том числе, теперь подрядчик не обязан отчитываться перед заказчиком, как он выполнил тот объем конкретных работ, который заложен в контракте, главное, чтобы работы были выполнены качественно и в срок.

Читайте также:  Путин: строительный рынок должен стать прозрачным

За строителем не должен бегать заказчик и проверять какой техникой тот выполняет работу и уж тем более не будет снимать оплату, если вдруг работа была выполнена с применением отличной от заложенной в расчете техники.

Это принципиальный момент, поскольку ранее существовала возможность у заказчика не оплачивать такие работы.

Начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы Андрей Савенков подробно представил  актуальные вопросы сметного нормирования, рассказал о процессах планирования, разработки, рассмотрения и утверждения новых сметных нормативов и об основных изменениях этих процедур. Кроме того, он напомнил, что любой представитель строительной отрасли может стать участником разработки сметных нормативов и внести свою лепту в улучшение сметно-нормативной базы.

Планирование, разработка, рассмотрение и утверждение  сметных нормативов идет в режиме реального времени с учетом предложений инициаторов их создания.Связующим звеном здесь может выступить НОСТРОЙ совместно с саморегулируемыми организациями.

Это поможет выстроить взаимодействие не только с крупными госкомпаниями, но и с теми строителями, которые работают «на земле».

По сути НОСТРОЙ и вся система саморегулирования может взять на себя вопросы ценообразования, что отчасти выполняли региональные центры ценообразования и восполнить образовавшийся пробел.

Кроме того, теперь по новому порядку Главгосэкспертиза имеет возможность взаимодействовать напрямую с инициатором сметного норматива – это позволяет оперативно выдать замечания к нормативу, а инициатору – их учесть и исправить документ.

Такая процедура способна подвигнуть профессиональное сообщество активнее заниматься разработкой сметных нормативов на новые материалы и технологии.

Новая методика по разработке сметных нормативов утверждена приказом Минстроя России и сейчас находится на утверждении в Минюсте России.

Новый этап реформы начинается!

О трех направлениях, по которым НОСТРОЙ занимается совершенствованием системы ценообразования в строительстве, рассказал директор департамента ценообразования Павел Малахов. Это мониторинг стоимости строительных ресурсов и заработной платы, а также разработка новых и актуализация действующих нормативов.

При этом мониторинг стройресурсов, который ведет НОСТРОЙ, основывается именно на стоимости материалов на стройке, а не у производителя.

И тут картинка оказывается совершенно иной, нежели у официальной статистики: например, производители цемента, удивленные данными НОСТРОя о росте стоимости их продукции, заявили, что цена осталась прежней, а где-то даже и упала, а строители отметили рост стоимости от 4 до 10%.

Очевидно, что на конечную стоимость очень существенно повлияли  поставщики, которые должны получить свою долю прибыли. Поэтому НОСТРОЙ будет продолжать мониторить рынок строительных ресурсов по их фактической стоимости для строителей – это должно помочь сформировать для органов власти и заказчиков реальное представление о стоимости строительства.

Что касается разработки новых и актуализации действующих нормативов, НОСТРОЙ готов в нее активно включиться совместно с Главгосэкспертизой, представителями крупнейших госкомпаний и саморегулируемыми организациями. Более того, данная работа уже начата с рядом региональных СРО и второе дополнение в ФСНБ-2020 было отработано с участием НОСТРОЙ и представителей профессионального сообщества.

Подводя итоги вебинара, директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина назвала состоявшееся мероприятие одним из самых насыщенных и информативных.

Вся возможная информация о новеллах в ценообразовании, которую только можно было донести до профессионального сообщества, была озвучена и прокомментирована.

Она предложила НОСТРОю продолжить работу по мониторингу и участию в сметном нормировании, при этом вся информация от региональных СРО должна консолидироваться именно в НОСТРОе, а затем уже направляться в Минстрой России для дальнейшей работы.

Лариса Поршнева

Внесенный в Госдуму законопроект закрепляет новые гарантии и защищает интересы участников долевого строительства

29 Марта 2021

     В Госдуму внесен проект федерального закона N 1134552-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые…».

     
     Законопроект предлагает предоставить публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (Фонд) право осуществлять завершение строительства объектов незавершенного строительства, строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства.
     

     Кроме того, предлагается наделить Фонд или специально созданное для этих целей Фондом юридическое лицо функциями технического заказчика в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ), включая проведение строительного контроля.

     
     Дополнительно в отношении указанных объектов:
     
     — Правительство РФ вправе принять решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным ему (бюджетным или автономным) учреждением;
     

     — значительно расширяется перечень оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов (ч.1.4 ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), к ним добавляются:

     
     — внесение изменений в разрешение на строительство (РС), путем его продления и заключения дополнительных соглашений со всеми участниками долевого строительства, предусматривающих перенос сроков исполнения обязательств застройщиком;
     
     — погашение субъектом РФ требований всех участников строительства по передаче жилого помещения, передаче машино-места и нежилого помещения или денежных средств за счет средств и механизмов субъекта РФ;
     
     — вынесение определения арбитражного суда о передаче Фонду земельного участка;
     
     — получение РС застройщиком, когда права на земельный участок были переданы ему на основании определения арбитражного суда;
     
     — отсутствие требований граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

     — выплата всем гражданам страхового возмещения в рамках договора страхования гражданской ответственности застройщика;
     
     — реализация предмета залога — объекта строительства или земельного участка;
     
     — ликвидация застройщика;
     
     — создание в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) личных кабинетов субъектов РФ, органов местного самоуправления, региональных фондов, конкурсного управляющего, расширение перечня информации, подлежащей размещению субъектами информации в ЕИСЖС.
     
     Как отмечают разработчики законопроекта, данные изменения направлены на повышение эффективности взаимодействия субъектов информации за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий и сокращения бумажного документооборота.
     

     Законопроект предлагает откорректировать ч.5 ст.8 214-ФЗ, исключив из статьи право участника долевого строительства отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных ч.2 ст.7 214-ФЗ.

     
     Также предлагается предоставить застройщику право отозвать проектную декларацию, размещенную в сети Интернет, если в ней допущены технические ошибки.
     

     Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части:

     
     — уточнения требований к порядку аккредитации арбитражных управляющих в случае принятия решения об отказе в аккредитации арбитражного управляющего или его несоответствия условиям аккредитации;
     
     — уточнения порядка предоставления арбитражным управляющим в Фонд установленных законом сведений и документов, предусмотрев их предоставление в электронной форме через личный кабинет в ЕИСЖС;
     
     — расширения перечня документов, предоставляемых арбитражным управляющим в целях принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий;
     
     — уточнения источника получения сведений о стоимости земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства), предоставляемых арбитражным управляющим по запросу Фонда.
     
     Разработчики законопроекта отмечают, что внесение данных изменений направлено на повышение эффективности использования бюджетных средств, сокращение сроков рассмотрения дел в судах, установление порядка утверждения состава и предельного размера расходов арбитражного управляющего, подлежащих финансированию за счет имущества Фонда; предоставление Фонду права на ознакомление с реестром требований (РТ) участников строительства и основаниями для их включения в РТ, а также полномочиями по обращению в арбитражный суд с заявлением об исключении из РТ участников строительства необоснованных требований по результатам его рассмотрения.
     

     Законопроект предлагает внести изменения в 218-ФЗ от 29.07.

2017, наделив Фонд полномочиями по совершению в качестве агента фонда субъекта РФ юридических и иных действий, в том числе сделок, связанных с реализацией жилых и нежилых помещений, машино-мест в многоквартирных домах (МКД), завершение строительства которых осуществлено фондом субъекта РФ с использованием средств, предоставляемых Фондом.

     
     В целях обеспечения возможности реализации возложенных на Фонд полномочий по строительству (завершению строительства) МКД и иных объектов недвижимости на земельных участках, полученных после выплаты возмещения гражданам — участникам строительства, гражданам — членам жилищно-строительного или иного специализированного кооператива, законопроектом предлагается предоставить Фонду право создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации для достижения целей создания Фонда, в том числе вносить в уставный капитал таких организаций земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, переданные Фонду.
     
     В случае принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по строительству МКД и (или) иных объектов недвижимости Фонд передает участнику строительства равнозначные жилые помещения и иные объекты недвижимости. Под равнозначным жилым помещением в данном случае понимается жилое помещение, в котором жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат объекта долевого строительства, предусмотренных договором долевого участия в долевом строительстве.
     
     Законопроект устанавливает, что выплата возмещения гражданину — члену кооператива осуществляется в отношении одного машино-места и (или) нежилого помещения в объекте незавершенного строительства.
     
     
     Источник:

     https://erzrf.ru/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *