Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится

Возведение города-спутника «Южный» со 134 тысячами жителей в Пушкинском районе планируется компанией «Старт Девелопмент». Петербург потратит на строительство 33 млрд, инвестор — 150. Проект будет реализован в 2028 году. Помимо жилья, на территории в 2 тысячи га построят заводы, гостиницы и технопарки.

Земли Пушкинского района раньше не рассматривали как место для строительства нового города с населением больше иного райцентра. Пушкинцы встревожены: боятся грядущего транспортного коллапса, а также за судьбу лесов и болот, прудов в парке. За будущее авиаремонтного завода, наконец.

  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»
  • Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится Предоставлено компанией «Старт-Девелопмент»

Несмотря на то, что группа противников «Южного» «ВКонтакте» включает более тысячи человек, на пикет к Законодательному собранию пришли только трое: все-таки будний день.

«Была там полтора часа под дождем. Мой плакат плакал, как плачут наши горожане, — рассказала Жанна Веселова, автор плаката «Пожалуйста, скажите НЕТ г.-спутнику Южный! Сохраните Пушкин!». Сама Жанна живет в микрорайоне Славянка-Балтроса. Ее единомышленник Александр Беляев написал плакат в стихах: он попросил город-спутник сойти с орбиты.

Напомним, что инвестору — фирме «Старт-Девелопмент» — принадлежат несколько земельных участков.

Как пояснили депутаты от партии «Яблоко», стоимость участков в процессе обсуждений увеличилась в 222 раза.

Между тем, и в Смольном, и, по большому счету, в ЗакСе по-прежнему выражают недоумение, почему это власть должна диктовать бизнесу какие-то условия, если девелопер купил земли у частного лица.

Результат налицо: большинство депутатов решили отдать проект на откуп инвестору и отклонили поправку своего коллеги Алексея Ковалева, который предложил свою концепцию строительства «Южного».

В ней он старался учесть интересы как девелопера, так и местных жителей, экологов, градозащитников.

Проект Ковалева не предусматривал запрета строительства, он только передвигал центр будущего города на юг, подальше от поселка Кондакопшино.

Итак, поправку Ковалева не приняли. Вообще, рассмотрение столь важного вопроса, как внесение поправок в Генплан, заняло в ЗакСе от силы десять минут. Против проекта высказались яблочник Борис Вишневский и коммунист Владимир Дмитриев.

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Как Москва приросла рукавом на юго–запад, так и Петербург может вытянуться на юг. Именно в этом направлении, судя по тренду, будет развиваться город в ближайшем будущем. И Пушкинский район станет главной точкой роста.

А почему бы и нет? Конгрессно–выставочная деятельность, в общем, без больших потерь переехала из «Ленэкспо» в «Экспоцентр»: и островитяне вздохнули с облегчением, и гостям теперь не нужно толпиться в пробках по длинному пути из аэропорта. Да и новые точки притяжения на подходе.

СПбГУ решил повторить опыт с Петродворцом и собирается возвести единый кампус к востоку от железнодорожной станции Царское Село. По последним сведениям, на проектирование выделено 430 млн рублей.

Университет ИТМО тоже ориентируется на это направление — в августе публично представлен проект Хайпарка в городе–спутнике Южном.

И, чтобы все эти усилия не пропали зря, чиновникам предлагается проект государственно–частного партнёрства для подвода в новый город–спутник линии метро — аккурат через кампус СПбГУ, «Экспоцентр» и долгожданную станцию в Пулково. Какая–то часть может быть наземной: свободных участков по пути ещё много.

Растёт и ещё вырастет

Пушкинский — не самый большой по численности населения район, но действительно самый быстрорастущий. В 2018 году здесь жили 208 тыс. человек, в 2020–м — 226 тыс. Рост под 10% — такого нет ни у одного из районов.

И будет ещё больше, если строительство города–спутника Южного не сорвётся (+134 тысячи жителей и до 50 тысяч рабочих мест). Масштабных проектов комплексного освоения территорий в Петербурге не очень много, и не все из них удалось довести до конца в соответствии с планом.

Например, аккуратные невысокие дома в единой концепции должны были появиться в Кудрово, но из–за кризиса у земли сменился собственник и всё кончилось хаотично понастроенными «человейниками». С другой стороны, «Балтийскую жемчужину» китайцы тянут к финалу вроде бы без серьёзных корректировок.

Но там за инвестором стоят богатая страна и большая дипломатия.

Пока что проект города–спутника Южного только в начале пути: основные деньги ещё не потрачены, план расписан до 2037 года. Строительство первой очереди начнётся в начале 2021 года. В неё входит и центральный проект всего города–спутника — ИТМО Хайпарк, который должен быть полностью реализован к концу 2023 года.

«Наиболее перспективными районами города окажутся те, что имеют предпосылки для превращения в самостоятельные экономические центры.

Если взглянуть на карту распределения промышленного потенциала города, то, как правило, это локации в южной части агломерации — Пушкин, Павловск, Стрельна, Ломоносов, Колпино, Металлострой, — объясняет выбор направления Сергей Хромов, генеральный директор ООО «Город–спутник “Южный”».

— Причём южная зона является мощным аттрактором и для Ленинградской области: недалеко от южной границы двух субъектов уже работает ряд областных индустриальных парков. Мощным центром как промышленного роста, так и образцом комплексного развития всех видов недвижимости и инфраструктуры станет как раз город–спутник Южный».

Своё Девяткино

С другой стороны, в Пушкинском районе есть и откровенно неудачные примеры освоения территорий. Казалось бы, эту территорию не должна была постигнуть участь Мурино и Девяткино, корень проблем которых ищут в том, что они находятся на границе города и области.

Тамошние муниципалитеты легко раздавали разрешения на строительство, но инфраструктуру соседнему региону просто не вытянуть (налоги–то обитатели новостроек платят в Петербурге). Шушары же всё время находились в границах Петербурга.

Но от градостроительной ошибки это не уберегло.

Даже одноимённое метро выглядит как насмешка. Станция оказалась не нужна жителям: чем добираться пешком через пустыри, им проще доехать на автобусе до «Купчино» или «Звёздной». В итоге вместо заявленных 60 тысяч человек пассажиропоток здесь — менее 4 тысяч.

Возможно, проблему решит линия скоростного трамвая «Купчино — Шушары — Славянка», которую сейчас готовят к реализации Газпромбанк, Группа «Синара», ГК «АБЗ–1» и ООО «БалтНедвижСервис». Сейчас по нему уже готовят проектную документацию, вряд ли инвестор «соскочит», как случалось с другими линиями частного трамвая.

Ожидаемый срок реализации — 2023 год (первая очередь).

Зато центр Пушкина сохраняет свой притягательный малоэтажный облик. «Чем хорош Пушкин — он на любой бюджет.

Есть почти элитные кварталы вокруг парков со своей аурой дворцов и академичности, где всё утопает в зелени, вокруг уютные ресторанчики и совершенно другой ритм движения.

И в то же время все эти четырёхэтажные советские хрущёвки тоже хороши», — рассуждает Елена Дорогова, исполнительный директор «Мастер–Групп Реал Эстейт».

Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится

Промышленный импульс

Быстро растёт не только население, но и промышленность. Объём отгруженной продукции за 6 лет вырос на 146%, и это второй в городе показатель после Петродворцового района. Под Пушкином расположены две крупнейшие городские промышленные зоны.

Первая — Шушары, где базируется автомобильный кластер и формируется складская инфраструктура (флагман — завод «Тойота»).

Вторая промзона — Пушкинская (Восточная), она определена в качестве одной из приоритетных площадок для размещения новых объектов инфраструктуры и инновационных производств северо–западного кластера медицинской, фармацевтической промышленности (флагман — завод «Герофарм»).

«Главной составляющей в реализации проекта являлась поддержка со стороны региональных властей, — объясняет выбор локации Иван Сергеев, директор завода “Герофарм” в Пушкине.

— Участок для застройки был выделен городом на льготных инвестиционных условиях. Важным преимуществом промзоны Пушкинская стало то, что на её территории была создана инженерная инфраструктура.

Административных барьеров в вопросах подключения ко всем основным коммуникациям мы также не встретили».

Также длинная промзона сформировалась вдоль Пулковского шоссе, и, как говорят эксперты, останется она там надолго. Вредных производств нет, а грузопоток логистике не мешает.

Любопытно, что именно промышленность становится источником роста благосостояния местных жителей. Средняя зарплата в районе за прошедшие 6 лет выросла лишь на 43,6%, до 63,6 тыс. рублей, тогда как в Петербурге рост был на 55%. Зато зарплаты на производстве в Пушкинском районе по итогам 2019 года составляли в среднем 88,9 тыс. рублей — это на треть выше, чем в городе.

Потенциальный туркластер

А вот остальной бизнес идёт «не очень». По словам Александра Маханькова, председателя пушкинского отделения партии «Яблоко», в Шушарах работы почти нет, жители ездят или в Петербург, или в Пушкин. Что касается исторического центра, то он был сильно ориентирован на туристов и пострадал от коронавируса.

«До кризиса в районе была хорошо развита инфраструктура общепита, много ресторанов, кафе. Это была хорошая конкурентная среда. Но туристы надолго не задерживались, как и в Петродворце.

Город привлекателен историческими достопримечательностями, парками, но неделю тут делать нечего, да и гостиниц не так много», — рассказывает Маханьков.

Власти района потенциал понимают и надеются развивать туристический кластер. Один из стратегических инвестиционных проектов — «Интерактивный музей “Парк сказок имени Александра Сергеевича Пушкина”».

Его создание планируется в Буферном парке. Ориентировочная стоимость строительства составляет более 1 млрд рублей.

Читайте также:  Можно ли сейчас продать квартиру на Украине?

Строительство должно начаться весной 2021 года, а открытие — в 2024 году в рамках празднования 225–летия со дня рождения Пушкина.

«В настоящий момент у нас 6 га земли, где будет крытое здание по всем сказкам Пушкина.

Дальше мы ведём разговор о том, чтобы взять часть бывшей инженерной зоны, в дальнейшем там будем думать, как сделать парк русских писателей: и по народным сказкам, и по сказкам Ершова, Алексея Толстого, Аксакова.

А в дальнейшем там появится ещё спортивная зона — 3 га, — мы тоже думаем, что там будет развитие», — рассказала «ДП» инвестор проекта Светлана Головерова (её основной бизнес — строительство и развитие отелей в Пушкине).

«Открытие тематического парка, безусловно, может сделать Пушкин более инвестиционно привлекательным, — считает Евгения Тучкова, замдиректора департамента консалтинга Colliers International. — Однако, чтобы этот парк стал местом притяжения, нужна профессиональная команда и значительная сумма инвестиций.

Если создателям удастся сделать крутой и интересный продукт, куда будут съезжаться жители города и туристы, чтобы провести там выходные или мини–отпуск, Пушкин может стать интересным направлением для гостиничных инвесторов».

В разрезе офисной недвижимости потенциал Пушкинского района, в том числе Шушар, достаточно мал. Обратная ситуация складывается относительно торговой недвижимости — здешнему жителю нужен не офис, а шопинг.

Если посмотреть на Шушары как на большой жилой район, можно предположить появление торгового центра, который закроет потребность жителей района и жителей Пушкина. Но не более того — у района есть ряд минусов.

Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится

Валерий Трушин

руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate

Александр Холоднов, директор аналитического и проектного центра «Урбан Про», о проекте города–спутника Южный:

Как вы относитесь к проекту города–спутника Южного? Есть ли шансы на его успех?

— Южный симпатичен мне как проект комплексного освоения территории, его проектировщики демонстрируют действительно целостный подход к девелопменту — собираются развивать жилую застройку как дополнение к центру притяжения, которым станет кампус ИТМО. Это правильный в долгосрочной перспективе подход, и так у нас больше никто не делает.

С другой стороны, мне совсем не нравится сама идея проекта ИТМО Хайпарк с выносом кампуса за пределы городской черты. Современный университет должен находиться в центре города, в центре деловой активности и событий. От выноса «в поля», безусловно, выиграет город–спутник Южный, но Петербург и сам университет ИТМО проиграют.

На фоне неочевидной целесообразности строительства кампуса и общего снижения бюджетных возможностей шансы на реализацию проекта ИТМО Хайпарк, на мой взгляд, тают. А вместе с ним может встать под вопрос и концепция в её нынешнем виде.

Почему вообще город двинулся на юг?

— Ключевой фактор развития этой территории — наличие в черте города большого массива сельхозземель (совхозы «Шушары», «Детскосельский»), которые стало возможно развивать под жилую застройку.

На севере аналогичный процесс происходит на бывших землях совхоза «Ручьи» (Мурино, «Цветной город»). Естественно, под это придумываются «высокие» аргументы, вспоминают генеральный план 1935 года и так далее.

Но на самом деле всё довольно банально.

Что будет с дачными участками вокруг Пушкина?

— С ними ничего не случится. В последней редакции генплана они показаны как зона Ж–1 (индивидуальная жилая застройка). Всё–таки мы живем в правовом государстве — если у людей есть право собственности, их нельзя просто выгнать оттуда.

В Европе развитие пригородных территорий связано с развитием транзитно–ориентированного девелопмента: есть железнодорожная линия, по которой идёт условный S–Bahn, и вокруг станции развивается центр притяжения.

Пригородная локация всё равно предусматривает малоэтажный формат жилья вперемешку с индивидуальным жильём, в других городах подобные локации интегрируются и не являются проблемой.

Первое жилье в городе-спутнике Южный построят к 2023 году

Девелопер не видит смысла строить жилье раньше объектов ИТМО.

УК «СТАРТ Девелопмент» синхронизирует возведение жилья в городе-спутнике Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга со строительством Второго кампуса Университета ИТМО и других объектов ИТМО Хайпарка. Об этом заявил председатель совета директоров компании Захар Смушкин.

Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится

«СТАРТ Девелопмент»

По его словам, первые жилые кварталы могут появиться в Южном уже к 2023 году, а как минимум половину запланированных к вводу квартир готовы занять резиденты комплексного научно-образовательного и инновационного центра.

«У нас все участки правильно отзонированы, все основные договоры на подключение к сетям с монополистами заключены или подготовлены.

Но мы не видим смысла начинать жилое строительство намного раньше объектов ИТМО, поскольку еще не будет достаточного объема спроса.

Но уже к моменту начала научно-производственной деятельности работники и студенты должны иметь возможность заселиться в новое жилье», — говорит Захар Смушкин.

Бизнесмен добавил, что в настоящее время проектное бюро БКН Групп заканчивает разработку проекта планировки первой жилой очереди города-спутника Южный в юго-восточной части, примыкающей к территории ИТМО Хайпарка. На этом участке будет построено около 100 тыс. кв. метров недвижимости, из которых жилье составит около 60 тыс. кв. метров. В проекте предусмотрены также коммерческая недвижимость и социальные объекты.

Как отметил генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк» Андрей Назаров, на территории университетского кампуса к 2023 году будет возведен большой учебный корпус, здание станет «сердцем» будущего пространства и свяжет в единое целое другие элементы — центр фотоники, информационных технологий, центр наук о жизни и здоровье. Также здесь будет построено два общежития, спорткомплекс, студенческий клуб и музей науки и технологий.

Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится

«СТАРТ Девелопмент»

Напомним, генеральный директор УК «Старт Девелопмент» Сергей Хромов предложил построить метро до города-спутника «Южный» по схеме государственно-частного партнерства.

Речь идет о следующей трассировке ветки метрополитена от станции «Проспект Ветеранов»: аэропорт «Пулково» — выставочный центр «Экспофорум» — новый кампус Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) — город-спутник «Южный».

В новом Генплане города южная планировочная зона, включающая, в том числе, город-спутник «Южный», является наиболее активно развивающейся территорией Петербурга.

Обсудить эту и другие городские новости вы можете в группах интернет-газеты «Карповка» в сети «ВКонтакте», в «Телеграме» и Твиттере.

Спутник стартует в поле

вадим кузьмицкий

Строители города-спутника Петербурга уже через полгода выйдут на площадку, чтобы начать прокладывать коммуникации для первых кварталов.

Собираясь возводить тысячи квадратных метров посреди полей, инвестор утверждает, что все просчитал.

Эксперты же отмечают, что нагрузка в очередной раз ляжет на единственное в округе Киевское шоссе — прокладывать новые магистрали у города возможности пока нет.

Генплан Южного, города-спутника Петербурга, больше не изменится

ФОТО Петра КОВАЛЕВА (ИНТЕРПРЕСС)

Южный собираются построить в пустых пространствах между деревней Дони, Новокондакопшином и военным аэродромом «Пушкин». Город расположится по обе стороны от Киевского шоссе, которое станет основным выездом в Петербург. Но, как мы уже рассказывали, нагрузка на эту трассу в будущем и без того увеличится с вводом крупного жилого комплекса «Планетоград» близ Пулковской горы.

В этом ЖК к 2026 году хотят построить 1,5 млн кв. метров жилья. Южный будет еще больше. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» генеральный директор компании-инвестора «Старт девелопмент» Сергей Хромов, к 2035 году там планируется возвести 4,3 млн кв.

метров жилья и около 1 млн кв. метров коммерческой недвижимости. Застройка достигнет 33 метров в высоту, хотя «примерно половина ее будет 4 — 5-этажной и ниже». Наш собеседник отметил, что 122 гектара отведут под производство, и местные предприятия смогут обеспечить 60 тыс.

рабочих мест.

Здесь стоит оговориться: по расчетам Университета ИТМО, население Южного к тому моменту составит 134 тыс. человек. Это больше, чем сегодняшнее население Пушкина (около 106 тыс. человек). Таким образом, оставшиеся не занятыми в Южном 74 тыс. жителей вынуждены будут каким-то образом каждый день ездить на работу в Петербург и возвращаться обратно.

Научный интерес ИТМО к проекту не в последнюю очередь связан с тем, что на территории города-спутника планируется построить еще и «инноград науки и техники» при вузе. По словам Сергея Хромова, суперсовременный учебно-научный городок объединит на 100 гектарах учебные корпуса, лаборатории, жилые кварталы и спорткомплексы. Очевидно, что этот проект создаст дополнительный трафик.

Генеральный директор компании-инвестора заверил, что вся инфраструктура и все перемещения будущих жителей Южного также просчитываются в математической модели, подготовленной ИТМО.

Предполагается, в частности, строительство скоростного трамвая — проект его будто бы утвержден. «Транспортная ситуация в районе расположения Южного очень хорошая.

Две железнодорожные станции, шестиполосное Киевское шоссе, автомобильная развязка и подъезды уже есть», — полагает Хромов.

Чего еще нет, говорят, появится. Так, концепция ИТМО предполагает создание нового вокзала в центре Южного вдобавок к платформам «Кондакопшино» и «29-й километр». К слову, севернее на той же Варшавской железной дороге вскоре собираются создать и еще одну остановку — для новостроек жилого района Пулковское, которые возводятся близ «Экспофорума».

А генеральным планом предусматривается строительство для нужд новоселов новой трассы — своего рода дублера Киевского шоссе, который пойдет из Южного на север, через Александровскую, и выведет на не существующую еще южную широтную магистраль.

Впрочем, общественный активист Александр Беляев, традиционно критикующий Южный, в беседе с нами отметил, что все эти планы весьма далеки от реальности.

Город, по его мнению, пока ничего не сделал для строительства новых дорог, по которым можно будет добраться в Южный. А РЖД официально не подтверждает планы по созданию полустанка.

Читайте также:  Эксперты выяснили, какие коммунальные проблемы волнуют россиян

Беляев считает, что дорожных строек на перспективу у Смольного уже хватает (городское правительство даже публикует списки новых окраин, куда нужно срочно подвести трассу). А пробивка новой трассы через поселок Александровская — дело недешевое, там не оберешься проблем с выкупом земли у частников.

Так что едва ли второй полноценный выезд из Южного будет создан в обозримой перспективе. Застройщик, вероятно, попытается пустить автомобильный трафик транзитом через Пушкин и Павловск (что может вызвать протесты их жителей).

Но основная нагрузка все равно ляжет на Киевское шоссе, не сомневается Беляев. «Южный будет как в тисках — он удален от города, а нормальных выездов из него нет», — прогнозирует наш собеседник.

«Транспортная доступность — одна из проблем этого проекта», — высказал свое мнение в беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» и вице-президент объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов. Проблема эта особенно актуальна в связи с высокой плотностью населения, ожидаемой в Южном, полагает эксперт.

В свою очередь профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев полагает, что доступность Южного на общественном транспорте можно будет обеспечить при условии увеличения пропускной способности железной дороги. А вот водителям автомобилей придется стоять в пробках. «Невозможно обеспечить для такого количества машин беспрепятственное движение», — полагает Горев.

Между тем, по словам Сергея Хромова, проект Южного постепенно реализуется. Пока — «в документальной части». Утверждены генплан и Правила землепользования и застройки. Подготовлен первый проект планировки территории вокруг поселка Лесное. Общественные слушания по проекту пройдут примерно через месяц.

До конца нынешнего года будет объявлен конкурс на архитектурную концепцию кампуса ИТМО. А в начале следующего года, по словам генерального директора компании-инвестора, начнется строительство инженерных коммуникаций города-спутника.

Собственно стройка растянется как минимум на полтора десятка лет. «Город как урбанистический проект не имеет срока окончания строительства. Основные запланированные объемы мы наметили завершить к 2032 году», — сказал Сергей Хромов.

#Южный #город-спутник #строительство

Город-спутник Южный приблизился к воплощению — Недвижимость в Санкт-Петербурге на Living.ru

Один из самых амбициозных проектов развития территории Петербурга последних лет приближается к своему реальному воплощению. Как стало известно на ПМЭФ, город-спутник Южный получит 7 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Что хочет построить на юге города девелопер проекта и чего опасаются его противники, узнал LIVING.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вложит в развитие инфраструктуры города-спутника Южный 7 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме. ПМЭФ – пафосное мероприятие, но большинство соглашений, которые на нем подписывают, носят очень общий характер и даже не всегда потом реализуются.

Однако в данном случае речь идет о конкретных шагах по реализации масштабного проекта.

проект города-спутника «Южный». Источник: gov.spb.ru

Как пояснили LIVING в компании «Город-спутник «Южный» (девелопер проекта), инвестиции пойдут на подготовку территории будущего строительства, в частности – инженерной инфраструктуры. Город строится фактически в чистом поле, поэтому средств потребуется много. Уже в этом году планируется начать эту инфраструктуру строить. Так проект Южного перейдет из «бумажной» стадии в строительную.

Больше никаких «спальников»

Впрочем, в 2011 году, когда о проекте сообщили широкой общественности, говорилось, что город-спутник начнут строить в 2014-м. Да и сам проект с тех пор значительно изменился.

Изначально планировалось, что это будет просто малоэтажное предместье Петербурга. Сейчас девелопер обещает создать полноценный город на 134 тыс.

жителей со своими рабочими местами, культурными и социальными объектами.

Драйвером проекта решено сделать кампус университета ИТМО. Объект под названием «ИТМО Хайпарк» будет включать в себя не только учебные корпуса и общежития, но и жилье. Это нетипично для России, но за основу взяты западные кампусы. «Покупать жилье будут в первую очередь те, кто будет там работать: преподаватели, студенты, аспиранты», — поясняют в пресс-службе ООО «Город-спутник «Южный».

Начало строительства зданий запланировано на 2019 – 2020 годы, сдача первых корпусов – 4-5 лет спустя. Проект планировки территории (ППТ) первой очереди уже утвержден. Речь идет о площади 48 га около поселка Лесное на самой границе Петербурга и Ленобласти.

Интересно, что, когда ППТ утверждался в начале года, девелопер заявлял о планах по строительству на этой площадке семи жилых домов высотой до 33 метров (до 10 этажей), а также детсадов, школ, медцентра, спортивного и торгового центров.

Про образовательную инфраструктуру не было ни слова.

комплекс объектов «Иннограда науки и технологий» на территории города-спутника Южный. Источник: urbis.spb.ru

Теперь же ООО «Город-спутник «Южный» обещает строить жилье параллельно с созданием рабочих мест. В первой очереди их будет 6 тысяч, а всего в городе – 60 тысяч.

Таким образом девелопер намерен избежать маятниковой миграции, перегружающей транспортную инфраструктуру и превращающую новые кварталы в «спальные». Переговоры ведутся с фармацевтическими и другими предприятиями.

Кроме рабочих мест жителям обещаны «дворцы» — многофункциональные центры в каждом квартале, где можно провести досуг и получить разнообразные услуги. Также «Южный» обещает своим жителям менее плотную застройку, чем в целом по городу.

В компании «Город-спутник «Южный» говорят, что не будут строить жилье сами. Земля будет продаваться застройщикам. К такой же схеме пришли через несколько лет после начала реализации проекта китайские инвесторы в «Балтийской жемчужине». Поэтому вопросы, касающиеся возможных цен на жилье, его класса и т.д., пока что не имеют ответа.

Дороги в будущее

Нет ответов и на вопросы о транспортной доступности Южного. Сейчас к нему ведет реконструированное недавно Киевское шоссе. Кроме того, на территории будущего города есть две железнодорожные станции. В ООО «Город-спутник «Южный» уверяют, что РЖД пустит по ним поезда «Ласточка». Сами РЖД таких обещаний публично не давали.

Также девелопер рассчитывает на то, что в Южный продлят Аэроэкспресс – железнодорожную линию от Витебского вокзала до аэропорта Пулково. Ранее чиновники высказывали идеи такого рода.

Но в соглашении о строительстве Аэроэкспресса, которое, кстати, тоже подписали на ПМЭФ, речь идет исключительно о маршруте до Пулково. Кроме того, озвучивалось, что ориентировочная стоимость проезда на Аэроэкспрессе составит 300 рублей.

Будут ли готовы жители Южного ездить за такую сумму (или даже большую, ведь предполагаемый маршрут для них будет более длинным) – большой вопрос.

территория города-спутника «Южный». Источник: gov.spb.ru

Стоит напомнить и историю со скоростным трамваем. Его тоже одно время хотели пускать в Южный. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры в 2017 году даже подготовил соответствующие поправки в Генплан. Однако их не приняли. И в итоге было решено строить линии скоростного трамвая в Славянку и в Колпино.

Голоса несогласных

Проект, поддержанный на самом верху (не только городом, но и федеральной властью), имеет и своих противников. Это общественное движение «Гражданин Пушкин», а также оппозиционные депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. У них к проекту целый перечень претензий.

Во-первых, они опасаются уничтожения Кондакопшинского леса и Кондакопшинского болота, питающего реки Пушкинского района. По мнению некоторых экологов, это может сказаться на обеспечении водой исторических парков Пушкина и Павловска.

Река Кузьминка со стороны Кондакопшино (слева Кондакопшинский лес и Кондакопшинское болото. Источник: vk.com/nosouth

Территория будущего строительства также затрагивает памятник истории и культуры федерального значения Таицкий водовод – гидротехническое сооружение XVIII века. Кроме того, на ней вероятно обнаружение останков павших воинов Великой Отечественной войны.

Наконец, противники проекта не верят в то, что город-спутник обеспечит рабочими местами своих жителей и опасаются дополнительной нагрузки на транспортную инфраструктуру.

«Никакими путями они не сделают так, чтобы люди жили в этом городе, работали бы там и никуда бы не ездили. В любом случае получится спальный район, который будет связан только с Петербургом.

И это будет проблемой для всех – и для Шушар и для Пушкина, и для Павловска. Для всех, кто передвигается по радиальным коммуникациям. Городу придется вкладывать огромные деньги в развитие этих направлений.

Это законы развития мегаполиса, к нам даже из Выборга ездят на работу в Питер», — заявляет депутат ЗакСа Алексей Ковалев.

Пока что все эти возражения успешно игнорируются городскими властями. Так, например, в марте этого года Комиссия по землепользованию и застройке Законодательного собрания отклонила предложение общественников ограничить высотность застройки Южного. Но будет ли так всегда – еще вопрос.

Поселок Александровская против города спутника Южный |

Координатор движения «Гражданин Пушкин» Павел Солодов в интервью Gazeta.SPb рассказал, чем может обернуться строительство города-спутника Южный для Пушкинского района. Под угрозой сноса оказываются несколько десятков домов, как минимум, а лес, по его мнению, обречен на гибель.

Сколько людей сейчас живет в поселке Александровская? Сколько людей будет проживать в Южном?

В Александровской, по официальным данным, проживает около трех тысяч человек. Фактическая численность, наверное, несколько больше.

Сколько людей будет проживать в Южном – вопрос неоднозначный. По данным «Старт Девелопмент» (компания, представляющая финансовые интересы офшорной компании, владеющей землей) – будет построено 4300 тыс. м2 жилой площади.

По нормам «благоприятного» заселения «Старт Девелопмент» официально озвучивает численность Южного в 134 тыс.человек. Это цифра рассчитана при условии, что на одного жителя приходится 32 м2 (4300/134) жилой площади.

То есть семья из трех человек при таком раскладе должна проживать в квартире 100 м2.

Читайте также:  Ипотека замедлила темпы роста

По официальным данным Росстата, в Петербурге на одного жителя приходится в среднем 24 м2 жилой площади. При такой цифре численность «Южного» можно оценивать по формуле 4300/24 — это почти 180 тыс. человек.

А учитывая, что в Южном планируют жилье эконом класса, и скорее всего на одного жителя будет меньше 24 кв.метров, реальную численность планируемого Южного можно оценивать как превышающую 200 тыс. человек.

Столько, к примеру, проживает сейчас во всем Пушкинском районе.

Здесь хочется обратить внимание, что площадь Пушкинского района 24 тыс. га, а Южный, с тем же населением, строится на участке в 2000 га. Можно, конечно, возразить, что в городе плотность населения выше… Обратимся к другим официальным данным. Город Великий Новгород: число жителей 220 тыс.

человек, площадь города 9000 га. Псков: 210 тыс.человек на площади 9500 га. В этих городах плотность населения около 2000 человек/км2. В Москве эта цифра достигает 5000 человек/км2. В Южном, видимо, планируют установить всероссийский рекорд, достигнув плотности населения в 10 тыс.

человек/км2!

Как вы предлагаете скорректировать Генплан? Получится ли сделать так, чтобы все стороны остались довольны?

Главные наши претензии к Генплану Санкт-Петербурга в части города-спутника Южный, остаются без изменений с 2013 года. Необходимо обозначить в Генплане Кондакопшинский лес как зону Р1 (городских лесов) и отобразить шумовую и санитарно-защитную зоны Военного аэродрома «Пушкин».

На территории отданной под Южный нет ни одного пятнышка зоны Р1. Чтобы там не говорили представители собственника земли, Кондакопшинский лес на сегодняшний день обречен. И, конечно, большие претензии к плотности застройки.

Необходимо снижать этажность и уменьшать плотность населения.

Все стороны могли бы остаться довольны, если бы собственник земли и руководство города делали шаги навстречу жителям. На деле Южный – чисто коммерческий проект, которому на протяжении уже долгих лет пытаются повесить медали и погоны для солидности.

У собственника земли (офшорная компания, зарегистрированная на Виргинских островах Великобритании) единственный интерес – заработать как можно больше денег с каждого квадратного метра земли.

Регулятором в этой истории должно было бы выступать правительство города, но они напротив, еще выделяют деньги из бюджета на всю эту историю, помогая зарабатывать как можно больше своему заграничному «стратегическому партнеру».

К какому городу завершится строительство Южного?

Лично я надеюсь, что строительство никогда и не начнется.

Сколько жителей Александровской могут выселить из-за нового строительства? Как повредит строительство другим населенным пунктам?

Ситуация с Александровской озвучивалась нами с самого начала, еще до утверждения Генплана по Южному. С иском, в том числе и по этой проблеме, мы дошли до Верховного суда. К сожалению, без успеха.

Вдоль железной дороги, проходящей через центр поселка, в Генплане утверждена многополосная автомагистраль к Южному. Места для ее размещения физически нет, то есть дорогу планируют построить в прямом смысле «по головам».

В случае реализации этой задумки, под снос пойдут дома двух улиц: Новые места и Возрождения. Речь идет, как минимум, о нескольких десятках домов.

Строительство Южного повредит всему Пушкинскому району — для этого надо просто посмотреть официальные цифры по проекту. Ближайшие соседи планируемой стройки – это поселки Лесное и Кондакопшино.

В чем сейчас основная проблема жителей Александровской и как её решить?

Главная проблема – это перспектива. Александровскую пытаются сделать центром пересечения дорожных магистралей. И делается это не потому, что других вариантов нет. Другие варианты никто не рассматривает. Кругом земли в частной собственности крупных бизнесменов.

Властям проще (или выгоднее) снести сельские дома жителей поселка, чем учитывать интересы населения и гармонично развивать территорию. Решить проблему в нынешних условиях можно только добиваясь своих прав. Добиваясь активно.

К сожалению, правительство города, сидя на шее у жителей, интересы населения ставит на последнее место.

Есть ли возможность или желание переселить людей из Александровской в Южный?

На мой взгляд, это лишено смысла. Александровская – это коттеджная застройка, с садами и большим количеством зелени. Южный – это муравейник, спальный район в формате «улучшенные Шушары». Жители Александровской, я думаю, не воспылают желанием переселиться в Южный, даже если бы такая возможность появилась.

Зачем Южный нужно строить? Почему именно в этом месте? Есть ли какие-то альтернативы?

Собственник земельных участков хочет заработать денег – это главная причина планов строительства Южного. Высокие идеи по освоению пригородов и расселению коммуналок – это не более чем лозунги. Фантик для никудышного продукта. Проект Южного возглавляет Захар Смушкин, бывший партнер по бизнесу Дмитрия Медведева. Я уверен, что это главный залог успеха.

Почему именно в этом месте?! Смушкин купил и развалил Племзавод «Лесное», крупнейшее сельхозпредприятие на юге города. Поля «Лесного» и стали потенциальной стройплощадкой. Что удалось купить, то и купили.

А спустя несколько лет, появилась идея сделать тут «Южный». Никто не планировал и не выбирал место. У Смушкина есть земля, и надо ему помочь – так и выбрали место. Вернее придумали «Южный» для этого места.

Вокруг участков, определенных под Южный, множество пустующих полей. Но все они не принадлежат Смушкину. Поэтому альтернативы нет. Южный – это как остров с вполне конкретными границами. Зона интересов.

Никогда не задумывались? Южный – стратегический проект федерального уровня. Почему землю под проект не выкупили, на этапе когда она стоила копейки? Уже сейчас кадастровая стоимость земли выросла в сотни раз, и в проект активно вкладывают деньги, бюджетные деньги. Бюджетные инвестиции в частную землю, а конкретно в капитал офшорной компании.

Дарья Яриневич, Gazeta.SPb

Законодательное собрание Петербурга поддержало проект города-спутника «Южный»

Проект изменений в Генплан представил Михаил Бродский, член правительства Петербурга, представитель губернатора Петербурга в Законодательном собрании. В своем выступлении он отметил, что реализация проекта города-спутника «Южный» поможет решить городу одну из важнейших социальных задач – доведение нормативов по жилой площади до 35 кв. метров на одного жителя Петербурга.

Михаил Бродский коснулся и участия в проекте бюджетных средств. Он отметил, что по инвестсоглашению, федеральный бюджет выделит на этот проект порядка 26,5 млрд рублей, городской бюджет – около 6,5 млрд рублей, которые пойдут на прокладку двух автомагистралей. Обязанности девелопера – инвестировать в территорию города-спутника более 140 млрд рублей.

«Инвестор представил городу четкий план по развитию инфраструктуры этого района. Компания уже осуществила ряд важных шагов по строительству сетей водоснабжения, приобрела оператора по оказанию услуг ЖКХ. Все затраты по созданию инженерной инфраструктуры лягут на инвестора», — отметил он в своем выступлении.

По словам Михаила Бродского, реализация этого проекта позволит привлечь в бюджет РФ до 200 млрд рублей. Бюджет Санкт-Петербурга получит порядка 60 млрд рублей.

«Ежегодные поступления в бюджет Петербурга составят более 5 млрд рублей. Это будут отчисления от созданных в районе рабочих мест, а также выплаты земельного, подоходного налога и налога на прибыль.

Окупаемость бюджетных вложений будет очень высока, это эффективные инвестиции», — заявил он.

Также он заявил, что Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга в ближайшее время начнет исследования влияния проекта на окружающую среду – состояние водосборного бассейна реки Кузьминка, которая питает пруды пушкинских парков. По словам Бродского, объем зеленых насаждений в районе не изменится – инвестор должен провести значительную работу по озеленению района.

Михаил Бродский заявил и о возможности выкупа городом до 30% квартир в городе-спутнике «Южный» и передаче их на социальные нужды. По словам Андрея Назарова, генерального директора девелопера проекта компании «СТАРТ Девелопмент», этот вопрос обсуждался и обсуждается постоянно на встречах представителей инвестора и города.

В своем выступлении представитель губернатора Петербурга в Законодательном собрании также заявил, что у города-спутника есть ряд противников, которые не заинтересованы в том, чтобы в Петербурге что-то строилось. Он разделил их на три группы.

Первая — собственники недвижимости, заинтересованные в росте стоимости собственных активов — они выступают против любого крупного строительного проекта на территории города. Вторая группа – те, кто осуществляет параллельные проекты. И, наконец, компании, которые подали заявки на развитие территории в Пушкинском районе.

Большая часть заявок будет отклонена, так как суммарно при реализации всех проектов численность населения в Пушкине достигнет 600 тыс. человек.

Заинтересованными в строительстве Бродский назвал жителей Санкт-Петербурга, которые получат возможность приобретения доступного и комфортного жилья и получения рабочих мест.

ЗакС принял в первом чтении проект изменений в Генплан. На внесение поправок отведено время до 7 октября. Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании состоится 23 октября 2013 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *