Федеральная кадастровая палата расширяет свои полномочия

10/07/2017

Федеральная кадастровая палата расширяет свои полномочия

Региональные кадастровые палаты получили право самостоятельно проводить работы по землеустройству и формированию объектов недвижимости. Вероятнее всего, это поставит на грань банкротства сотни частных компаний.

Приказ о наделении Федеральной кадастровой палаты (ФКП) правом проведения кадастровых и землеустроительных работ глава Росреестра Виктория Абрамченко подписала 28 июня 2017 года.

Теперь кадастровые палаты регионов смогут выполнять комплексные кадастровые работы в отношении федеральных, государственных и муниципальных объектов, а также объектов госкомпаний, участвовать в конкурсах по государственным и муниципальным контрактам и разрабатывать граддокументацию территориального планирования наравне с частными фирмами.

Директор ФКП Константин Литвинцев говорит, что эта реформа — естественное развитие учетно-регистрационной системы, и она пойдет на пользу рынку недвижимости.

До сих пор эту работу выполняли частные кадастровые инженеры — члены СРО, которые работают на рынке как в составе юридических лиц, так и в качестве индивидуальных предпринимателей. В целом по России в этой сфере задействовано около 10 тыс. компаний и почти 35 тыс.

специалистов, имеющих соответствующую квалификацию. В Петербурге и Ленобласти в этом сегменте работает 250-300 организаций, включая ИП. Объем рынка кадастровых и землеустроительных работ региона оценивают в 4 млрд руб. в год.

Сейчас прибыльность бизнеса не выше 2-3% (многие работают в ноль), уверяют игроки, а до кризиса она составляла 10-15%. Около 90% рынка составляют заказы от федеральных, региональных, муниципальных властей, госкорпораций.

К примеру, структуры Росавтодора в 2016 году заказывали кадастровые работы более чем на 150 млн рублей.

Опасный прецедент

Участники рынка считают, что наделение ФКП полномочиями по выполнению кадастровых и землеустроительных работ может создать опасный прецедент. Поскольку ФКП обладает доступом к базам данных, полномочиями по учету, проверке и выдаче документов, у нее появится преимущество перед другими игроками.

«Речь может идти о монополизации отрасли, недобросовестной конкуренции. Кадастровый инженер или компания вынуждены запрашивать огромное количество документов у ФКП и через нее ставить объекты на учет.

Они напрямую будут зависеть от конкурента, который имеет не только рычаги, чтобы тормозить их работу, но и прямой интерес делать это, поскольку пойдет борьба за рынок», — говорит представитель Национальной палаты СРО кадастровых инженеров по СЗФО, генеральный директор СРО «БОКИ» Леонид Желнин.

«Что останется частным компаниям? В Ленобласти это заказы садоводов, которым надо отмежевать участки в садоводствах (цена этих работ — 10 тыс. руб. за участок). А в Петербурге, где частные участки и объекты давно на учете, это небольшая часть работ при сделках по продаже активов», — говорит заместитель гендиректора ООО «БКИ» Евгений Кобычев.

Замглавы ФАС РФ Рачик Петросян говорит, что обращений от участников рынка по этому поводу не по­ступало. «Документ на стадии разработки мы также не получали. В связи с этим у нас нет информации о несоответствии приказа закону. Однако в случае поступления таких обращений ФАС рассмотрит их», — говорит он.

Ошибка на ошибке

Проблемы на рынке кадастрового учета начались после вступления в силу 1 января 2017 года ФЗ-218 о госрегистрации недвижимости, подготовка к которому велась в течение 10 лет. Суть закона сводится к объединению кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость в электронном виде в одном окне.

Кадастровая палата лишилась полномочий по принятию решений по учету объектов, ее роль теперь сводится к подготовке проектов решений, которые принимает в окончательном виде Росреестр. Но такое положение, вероятно, не устраивало чиновников Росреестра, и они придумали, как решить этот вопрос, говорят бизнесмены.

Для оптимизации кадастровых работ на сайте Росреестра был создан электронный ресурс: личный кабинет кадастрового инженера. Но этот кабинет из-за технических проблем так и не позволил объективно оценивать результаты деятельности кадастровых инженеров. Сбои в его работе Росреестр трактовал как некачественную работу инженеров.

По всей видимости, с этого началась кампания по дискредитации работы частных игроков рынка в пользу ФКП, говорят участники рынка.

«Мы писали письма в Минэкономразвития, а СРО запрашивали информацию, почему это происходит. Пришел ответ, что 70% работ — брак. То есть не работает личный кабинет, а инженерам говорят, что это они делают плохие документы.

Хотя специалисты Национальной палаты, вручную проверив 2 тыс. дел, ранее отбракованных Росреестром, доказали, что брак не превышает 7%.

Это влечет за собой серьезные проблемы с заказчиками, которые оплатили работы, но не могут получить результат», — говорит Игорь Батурин.

При этом игроки высказывают мнение о качестве работы самого Росреестра по учету объектов. Владислав Николаев, генеральный директор ООО «ПП «Радиант», вспоминает, что земли лесного фонда Росреестр поставил на кадастровый учет, похоже, не обращая внимания на пересечения с другими участками.

«В Ломоносовском районе лесные земли накладываются на 3,5 тыс. участков, прошедших кадастровый учет, в Выборгском — на 7,5 тыс. участков, в Тосненском — на 5 тыс. участков. Оспорить эти ошибки можно только в суде», — поясняет он.

«Был случай, когда, по данным кадастровой палаты, посреди охраняемой зоны СИЗ­О №6 в Горелово почему-то оказался участок садовода.

Хотя он за пределами СИЗО», — рассказывает Татьяна Мартынова, член экс­пертного совета СРО «Кадастровые инженеры».

Схожая ситуация, по ее словам, была и с Выборгским шоссе, посреди которого оказались дачные участки. «Был случай, когда бизнесмен купил 70 га по кадастровым документам, а по факту их оказалось 40 га. Таких ошибок сейчас много и будет еще больше», — говорит Татьяна Мартынова.

Поперек реформы

Кадастровый рынок за последние 10 лет пережил много реформ: от создания СРО до введения квалификационного экзамена для инженеров и вывода на рынок услуг технической инвентаризации.

Итогом стал уход от монополизма государства в сфере кадастровых работ и переход к цивилизованному рынку, построенному на саморегулировании.

В это были вложены немалые государственные и частные средства, рассказывают участники рынка.

«Создание нового государственного монстра неожиданно и нелогично. Это идет вразрез со всей предыдущей реформой», — подытоживает Сергей Щербинин, член квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Ленобласти.

Опрошенные ДП чиновники тоже недовольны: «Не исключено, что кадастровые палаты будут навязывать услуги, а выполнение работ отдадут на субподряды частникам. Итогом будет рост цен на этот вид работ. Надо бы проверить эти новшества на возможность коррупционных действий», — говорит один из собеседников «ДП».

Источник: «Деловой Петербург»

Сохранить как PDF файл

Темы: кадастровые инженеры, кадастровые палаты, кадастровые работы

Обсудить на форуме

Новые функции Федеральной кадастровой палаты: решение проблем отрасли

Федеральная кадастровая палата расширяет свои полномочия

Деятельность Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») нацелена, прежде всего, на помощь в развитии регионов и решение социально значимых задач. С 1 января 2017 г. Федеральный закон № 218-ФЗ объединил государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и кадастровый учет недвижимого имущества в единую систему учета и регистрации, предоставив исключительное право Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальным органам проводить кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество. В результате этого в Федеральной кадастровой палате высвободились профессиональные ресурсы — высококлассные специалисты, имеющие профильное образование и многолетний опыт работы.

В то же время в отдельных сегментах рынка недвижимости сохранялась потребность в услугах по проведению кадастровых работ. Накопился ряд проблем в сфере земельно-имущественных отношений, которые сдерживали решение социально значимых задач.

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не хватало сведений о границах, граждане ожидали повышения качества государственных услуг, в том числе в электронном виде, имелась потребность в надежном источнике информации об объектах недвижимости и оказании консультативной помощи.

Все это вместе могло составить новое поле деятельности для Федеральной кадастровой палаты, специалисты которой были готовы предложить свои знания и опыт.

Стало очевидным, что проводимые преобразования всей системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации требуют расширения полномочий Федеральной кадастровой палаты, что и произошло летом 2017 года.

К видам деятельности Федеральной кадастровой палаты добавились: функция оператора информационной системы ведения ЕГРН, право выполнения кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, землеустроительных работ, а также оказания консультаций и ряда других платных услуг.

Потребовался почти год, чтобы наладить взаимодействие Росреестра, МФЦ, Федеральной кадастровой палаты, органов исполнительной власти РФ и профессионального сообщества, сформировать необходимую законодательную базу, решить различные технические задачи.

В 2017 г. Федеральной кадастровой палатой для проведения работ было выбрано 25 пилотных регионов РФ. В этих регионах органами исполнительной власти в соответствии с законодательством проводились конкурсы на кадастровые работы, в которых на общих основаниях приняли участие филиалы «ФКП Росреестра».

Все контракты были выполнены вовремя. Около трети из них касались осуществления работ на объектах инфраструктуры и социально значимых объектах, в основном, дорог, школ, интернатов, спорткомплексов, котельных и многих других, необходимых для развития территорий.

Устойчивый спрос на эти услуги есть, хотя с коммерческой точки зрения они не слишком выгодны.

Особое внимание было уделено комплексным кадастровым работам на территориях регионов и муниципальных образований, поскольку их проведение, как правило, приводит к значительным экономическим результатам.

Так, например, комплексные кадастровые работы на территории Республики Тыва, Белгородской и Астраханской областей позволили уточнить площади земельных участков в ЕГРН, исправить реестровые ошибки, а также выявить случаи самовольного использования территорий и земельных участков.

Опыт комплексных кадастровых работ на территории регионов показал, что суммарная площадь налогооблагаемых участков возросла на 20-25%. Это напрямую сказывается на развитии территорий.

Читайте также:  Центробанк не поможет валютным заемщикам

Не только увеличивается налогооблагаемая база, но и заметно повышается инвестиционная привлекательность региона, и многое другое. И все это приносит дополнительные средства в бюджет.

В настоящее время отработана технология проведения комплексных кадастровых работ и Федеральная кадастровая палата готова выполнять такие работы по всей стране.

Использование новых технологий в ходе комплексных кадастровых работ быстро и без больших финансовых затрат позволяет определять местоположение границ объектов недвижимости, в том числе уточнять местоположение границ, учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, и исправлять реестровые ошибки.

Например, фотограмметрический метод обеспечивает единство измерений и позволяет определять координаты характерных точек границ земельного участка, контуры здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также площади зданий, сооружений и помещений, в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90.

В ходе выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 г. был выявлен ряд очевидных проблем. По действующему законодательству значительная часть объектов недвижимости не вносится в ЕГРН, потому что они даже не рассматриваются в качестве объектов кадастрового учета.

Например, к ним относятся земельные участки, используемые гражданами без оформления документов, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, а также самовольно возведенные или незавершенные объекты строительства, в отношении которых права возникли до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ.

Повысить экономическую эффективность от проведения комплексных кадастровых работ можно за счет расширения перечня объектов недвижимости, внеся соответствующие дополнения в законодательство.

В настоящее время на стадии согласования находится проект изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Можно рассчитывать, что это позволит расширить перечень объектов, которые охватывают большую часть Российской Федерации, и тем самым повысит их эффективность использования.

Очень важным является изменение принципа финансирования этого вида работ.

Зачастую власти регионов годами не выполняли комплексные кадастровые работы, не потому что не замечали проблем или не понимали их эффективности, а из-за отсутствия необходимых средств.

Принцип частичного субсидирования позволит решить данную проблему. С 2017 г. средства на проведение комплексных кадастровых работ выделяются как из федерального, так и из регионального бюджетов.

В феврале 2018 г.

Росреестром были заключены соглашения с республиками Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха и Тыва, с Забайкальским, Камчатским, Пермским, Хабаровским краями, с Амурской, Вологодской и Псковской областями, а также с городом Севастополем на выполнение комплексных кадастровых работ, на которые предусмотрены субсидии из федерального бюджета. Всего комплексные кадастровые работы в 2018 г. затронут примерно 37 тысяч объектов недвижимости. На проведение этих работ уже запланировано 100 млн рублей (включая субсидии из федерального бюджета).

В 2019 г. комплексные кадастровые работы с участием средств федерального бюджета будут продолжены. Как ожидается, на них будет выделено порядка 200 млн рублей. В настоящее время Росреестром ведется сбор заявок от регионов на проведение таких работ.

Следует отметить, что в ЕГРН содержатся сведения только о 17% границ между субъектами РФ. Чуть больше в реестр внесено сведений о границах населенных пунктов — 19%, а о границах муниципальных образований — порядка 51%.

То есть ситуация в целом далека от идеала.

Установление границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований и населенных пунктов возложено на региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Администрации регионов должны согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить пакет документов и передать его в Федеральную кадастровую палату.

Но еще не будем забывать о Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р, в соответствии с положениями которой региональные власти обязаны вносить сведения о границах в ЕГРН. Есть четкие показатели на каждый год, и они должны быть достигнуты.

Эти работы важны для экономики регионов, прежде всего, потому, что наличие в реестре сведений о границах способствует эффективному налогообложению, сокращению числа земельных споров между правообладателями, а также вовлечению в оборот новых земель.

Для передачи в ЕГРН сведений о границах административно-территориальных образований необходимы землеустроительные работы. И это ещё одно важное направление для взаимодействия Федеральной кадастровой палаты с региональными и муниципальными властями.

Федеральная кадастровая палата выполняет землеустроительные работы для установления границ административно-территориальных образований с июля 2017 г.

В результате таких работ устанавливаются границы населенных пунктов, муниципалитетов и регионов, а также территорий с особым статусом.

Сюда входят зоны с особыми условиями использования, объекты культурного наследия, лесничества, особо охраняемые природные территории.

По поручению Президента РФ В.В. Путина был принят Федеральный закон № 280-ФЗ (его часто называют законом о «лесной амнистии»), который нацелен на защиту интересов добросовестных приобретателей, оказавшихся в сложной ситуации из-за пересечения их земельных участков с границами земель лесного фонда.

Закон о «лесной амнистии» принципиально изменил процесс внесения в ЕГРН сведений о границах лесничеств, лесопарков и земель лесного фонда.

Одним из ключевых положений этого закона является возможность корректировки границ лесничеств и лесопарков, если обнаруживается их пересечение с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

С конца 2017 г. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) направляет в Федеральную кадастровую палату сведения об установлении или изменении границ лесничеств на основании Государственного лесного реестра.

За прошедший период в адрес «ФКП Росереестра» поступило более 100 таких документов, треть из которых прошла процедуру проверки.

Это позволило Федеральной кадастровой палате за счет собственных средств откорректировать границы 30 лесничеств по границам более 12 тысяч земельных участков, содержащихся в ЕГРН.

По состоянию на 1 февраля 2018 г.

было исправлено около 2,5 тысяч ошибок, связанных с пересечением границ лесничеств с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также исключена дублирующая информация из ЕГРН.

К сожалению, возникают проблемы, не позволяющие внести сведения в реестр. По таким случаям Федеральной кадастровой палатой уже направлено в Рослесхоз более 70 уведомлений.

Наряду с выполнением кадастровых работ, филиалы Федеральной кадастровой палата с января по май 2018 г. оказала свыше 27,5 тысяч консультаций для граждан по вопросам оборота недвижимости. Причем спрос на эти услуги постоянно растет.

За пять месяцев интерес к консультационным услугам учреждения вырос в среднем по России на 96%. Наиболее востребованы два типа консультаций: для подготовки договоров в простой письменной форме, например, купли-продажи квартиры, и касающиеся общих вопросов, связанных с оборотом объектов недвижимости.

Такие консультации уже сейчас можно получить в любом регионе РФ.

В ситуациях, связанных с операциями на рынке недвижимости, есть факторы, которые повышают значение подобных услуг. Есть риск столкнуться с мошенниками или допустить ошибку, цена которой очень высока. Возможно, поэтому граждане предпочитают обращаться не просто к специалисту, а к представителю государственного учреждения.

По статистике большая часть вопросов связана с оформлением прав собственности на недвижимое имущество и подготовкой документов. Также пользуются спросом консультации, связанные с выполнением кадастровых и землеустроительных работ, исправлением реестровых ошибок.

Кроме того, Удостоверяющие центры Федеральной кадастровой палаты и ее филиалов предоставляют сертификаты ключей проверки электронной подписи. Основная категория пользователей — это кадастровые инженеры, арбитражные управляющие, нотариусы, судьи. Во втором квартале к ним присоединились индивидуальные предприниматели.

Услугами удостоверяющих центров без привязки к месту жительства может воспользоваться любой гражданин России.

Насколько востребованы сертификаты ключей проверки усиленной квалифицированной электронной подписи лучше всего показывает динамика их предоставления за последние два года. В 2017 г. это количество составило свыше 25 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем за 2016 г. Что можно делать с их помощью? Во-первых, подписывать документы в электронном виде.

Усиленная квалифицированная электронная подпись имеет такую же юридическую силу, как собственноручная, и действительна на всей территории Российской Федерации. Во-вторых, можно получать государственные услуги Росреестра и других ведомств.

К примеру, обладатель сертификата такой электронной подписи, выданного Удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты, может поставить объект на кадастровый учет, зарегистрировать права собственности на него, получить сведения из ЕГРН, отслеживать санкции ГИБДД, поставить автомобиль на учет, оформить анкету для переоформления паспорта, получить ИНН, подать заявление для поступления в высшее или среднее учебное заведение и многое другое. Ключи электронных подписей применимы к использованию на порталах Госуслуг, ФНС России, ФТС России, ФНП России и других.

Читайте также:  В москве земли тимирязевской сельхозакадемии застроят жильем

В заключение следует отметить, что в июне 2018 г.

законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации» был представлен Росреестром в Государственную Думу РФ и принят в первом чтении.

В частности, законопроект предлагает в ряде случаев выполнять комплексные кадастровые работы при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Также предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и другой документации при выполнении таких работ.

При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые являются заказчиками комплексных кадастровых работ, будет предоставлено право на бесплатное получение этих документов, что в свою очередь также упростит выполнение комплексных кадастровых работ.

Кадастровая палата: расширяем полномочия

Опубликовано: 25.02.2016Просмотров: 1021

Многие привыкли, что словосочетание «Кадастровая палата» связано с государственным кадастровым учётом — сначала земельных участков, а затем и зданий, помещений, сооружений. На вопрос, где получить кадастровый паспорт, многие ответят: в Кадастровой палате. А на вопрос, где получить выписку о правах, до сих пор можно услышать ответ: в регистрационной палате. Но сейчас меняется даже то, что, казалось бы, никогда не изменится.

Об одном из важных изменений рассказывает заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Ольга Алексеевна Легких:

— Самое первое новшество, на сегодня самое главное и самое ответственное для филиала, это предоставление сведений из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), в соответствии с Приказом Росреестра от 13.01.

2015 № П/1 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 1 января 2016 года.

  • — Ольга Алексеевна, информацию из ЕГРП филиал предоставляет для всех категорий заявителей или только каким-то определенным категориям, например, органам власти, судам?
  • — Филиал предоставляет информацию из ЕГРП для всех категорий заявителей — гражданам, юридическим лицам, органам власти, правоохранительным органам и другим в виде: * выписки, содержащей общедоступные сведения об объекте недвижимого имущества; * выписки о переходе прав на объект недвижимого имущества; * выписки о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества; * выписки о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • * справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.
  • — Выходит, Управление Росреестра по Кировской области прекратило выдачу сведений из ЕГРП?
  • — Управление Росреестра по Кировской области выдает справки о содержании правоустанавливающих документов, а также копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
  • Проще говоря, между филиалом и управлением разделили полномочия по виду предоставления сведений из ЕГРП: выписки о правах выдает филиал, а копии договоров — управление.

А для заявителей что-то изменилось? Как им разобраться, к кому обращаться за сведениями, по какой форме и кому платить за предоставление информации?

— Для всех категорий заявителей форма запроса не меняется.

Запрос о предоставлении сведений из ЕГРП можно подать как в офисах МФЦ, так и в офисах приема филиала, адреса которых можно узнать в интернете на ведомственных сайтах или позвонив по единому бесплатному телефону 8-800-100-34-34, а также на информационных стендах в офисах приема. Для тех, кто желает направить запрос по почте, сообщаем адрес для направления запроса: 610020, г. Киров, ул. Преображенская, д.8.

                                                                              Изменяются банковские реквизиты внесения платежа за предоставление сведений ЕГРП. В данном случае работает принцип: кто выдает информацию, тому и нужно платить.

В этом всегда помогут разобраться специалисты в офисах приема-выдачи документов как МФЦ, так и филиала. Квитанции об оплате в свободном доступе в местах приема. Так же информация о реквизитах на оплату размещена в офисах приема и на сайте филиала zkp.

kirov.ru,

Источник: http://www.rosned.ru

Что такое Росреестр? Чем занимается в 2021 году? Услуги и функции

Росреестр является государственным ведомством, в задачи которого входит:

  1. Госрегистрация прав субъектов (юридических и частных лиц) на недвижимость.
  2. Учёт всех сделок, касающихся приобретения и отторжения недвижимого имущества (наследования, купли-продажи, аренды и т.п.).

Это касается как коммерческих, так и жилых объектов.

Создан Росреестр был ещё в 2004 году, для чего был издан специальный Указ, подписанный Президентом РФ. Переименован в «Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии» был в 2008 году.

По факту, данный орган исполнительной власти объединил в себе три, ранее независимых друг от друга ведомства:

  1. Федеральная регистрационная служба (иначе – Росрегистрация). Это был орган, являющийся прямым предшественником Росреестра.
  2. Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).
  3. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Две последние инстанции были упразднены уже с 1-го марта 2009 года, а их функции переданы Росреестру. В результате проведённой реформы многие процессы были упрощены.

  Социальный вычет по НДФЛ при дистанционном обучении

К примеру:

  • выдача и восстановление документации на недвижимость;
  • проведение сделок с недвижимостью;
  • регистрация объектов, полученных по праву наследования;
  • постановка земельных участков на кадастровый учёт и пр.

Если ранее все эти операции требовали посещение, сбор и подачу документации в трёх разных инстанциях (которые в пределах населённого пункта могли находиться на разном расстоянии друг от друга, что ещё более осложняло процесс), то теперь вся процедура проводилась в единственном отделении. А повсеместное распространение МФЦ ещё более упростило людям жизнь.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.
Читайте также:  Как выбрать сигнализацию для квартиры: 7 критериев

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

  Юридическая проверка квартиры и другой недвижимости

Функции и задачи Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии

Полномочия Росреестра определены в Положении «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Конечный список обязанностей данного ведомства можно свести к ряду функций:

  1. Контроль за землеустройством.
  2. Отслеживание работы госфонда данных о недвижимом имуществе в РФ.
  3. Проведение экспертиз правоустанавливающих документов, поданных в ведомство.
  4. Регистрация всех сделок с недвижимостью, учёт лиц, владеющих объектами (приём и рассмотрение документов, выдача свидетельств и т.п.).
  5. Ведение Единого госреестра прав на недвижимость и сделок с ней.
  6. Создание и внесение изменений в госкадастр недвижимости и госреестр кадастровых инженеров (плюс – саморегулируемых организаций, осуществляющих оценку объектов).
  7. Проведение мониторинга ЗУ (кроме земель с/х назначения).
  8. Предоставление сведений о зарегистрированных объектах и их собственниках по запросу граждан и уполномоченных лиц.
  9. Лицензирование деятельности, касающейся недвижимого имущества (геодезической, картографической и т.п.).
  10. Организация государственной кадастровой оценки ЗУ.
  11. Ведение топографических карт и планов различного формата.
  12. Создание, ведение и контроль за местными отделениями Росреестра.
  13. Ведение и обновление сведений в информационных системах (как бумажных архивов, так и электронных баз данных).

Специфика работы сотрудников Росреестра обязывает их при необходимости организовывать выездные приёмы в населённых пунктах по запросу жителей. Для удобства постановки на учёт и получения сведений об интересующей недвижимости был создан сайт Росреестра.

В итоге, помимо регистрации, хранения информации постановки на учёт и выдачи правоустанавливающих документов, данная инстанция ещё выступает в качестве лицензирующего органа.

Стоимость платных услуг составляется в соответствии с положениями ГК, ЗК и НК РФ.

Для чего были введены новые функции?

Дело в том, что, по мнению инициаторов, переход этих функций в ведение Росреестра поможет улучшить в целом эффективность землепользования и регулирования в РФ. Планируемый позитивный итог деятельности — грамотное и своевременное устранение белых пятен в законодательстве и оперативное решение важных вопросов.

В настоящий момент в РФ сохраняется ведомственное разъединение, касающейся границ земель и их правового режима. По заявлению Абрамченко, в ближайшее время все имеющиеся сведения будут систематизированы и включены в один информресурс, государственный, конечно же.

Руководитель Росреестра О. Скуфинский пояснил что решение, принятое Правительством, сформирует единство политики в вопросе ответственности службы за оказываемые ею услуги.

Руководство и структура Центрального аппарата

Структура организации состоит из:

  1. Центрального (главного отделения, расположенного в Москве).
  2. Территориальных подразделений, осуществляющих деятельность в рамках конкретных населённых пунктов.

Главными уполномоченными лицами в Центральном отделении Росреестра являются:

  1. Руководитель, который назначается Правительством РФ. Представить кандидата к должности может глава Минэкономразвития.
  2. Руководитель определяет количество своих заместителей и помощников. Они также назначаются главой Минэкономразвития, но по представлению самого руководителя Росреестра.

Центральный аппарат включает в себя отделы, которые занимаются разными, узконаправленными задачами:

  • общим, материально-техническим и правовым обеспечением;
  • финансовым обеспечением;
  • персоналом организации;
  • защитой гостайны;
  • мониторингом и контролем за недвижимыми объектами;
  • землеустройством и кадастровой оценкой;
  • осуществлением геодезической экспертизы, ведением картографии;
  • регистрации прав собственников и ведением единой базы данных правообладателей;
  • эксплуатацией информационных систем и техники;
  • земельным надзором;
  • контроль и надзор за саморегулируемыми организациями;
  • предоставление сведений о собственниках и недвижимом имуществе.

Структура и количество должностных лиц в территориальных подразделениях определяется в локальных нормативно-правовых актах, а также исходя из конкретных условий деятельности (размер населённого пункта, в пределах которого осуществляются полномочия, условий рынка недвижимости и т.п.).

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • водного, лесного фонда;
  • другие категории, установленные российским законодательством.

Подведомственные организации

В подчинении у Росреестра находятся:

  1. Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии. Благодаря ей Росреестр осуществляет свои функции по регистрации, постановки на учёт недвижимости, сделок с ней и новых владельцев.
  2. Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных. Она занимается преимущественно разработкой мер по улучшению отрасли.

В особых случаях Росреестр осуществляет свою деятельность совместно с иными властными и общественными структурами, компетенции которых были затронуты, а также при согласовании с отдельными хозяйствующими субъектами.

Тесное взаимодействие Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии осуществляет с несколькими Министерствами:

  • образования и науки;
  • обороны;
  • сельского хозяйства;
  • связи и массовых коммуникаций и т.д.

Отметим, что сам Росреестр контролируется и отчитывается перед Минэкономразвития РФ. До 2008 года он подчинялся Министерству Юстиции.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Узнайте более подробно, что в себя включает правовая охрана земель.

Комментарий к статье 23

В статье, введенной Законом 2008 г. N 296-ФЗ, определен порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих. Ранее в рамках такой регламентации в п. 4 ст.

29 Закона в первоначальной редакции предусматривалось лишь то, что проверки деятельности СРО проводит регулирующий орган (в то время — ФРС России) в порядке, установленном Правительством РФ. На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г.

N 365 утверждено Положение о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом , которое действует и в настоящее время.

акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (ч. 4);

Рекомендуем прочесть: Документы для оформления договора купли продажи дома и земельного участка

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *