Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Ниже представлены концепции развития Московской агломерации, разработанные участниками конкурса — российскими и зарубежными командами.

Концепция развития Москвы от группы ООО «Архитектурное бюро «Остоженка»

Посмотреть презентацию

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Поиск путей и ресурсов развития столицы внутри нее самой, включая размещение правительственного центра в «старой» Москве и использование потенциала Москвы-реки, — основная идея проекта.

Ресурсами внутри «старой» Москвы команда назвала использование возможностей Москвы-реки и «забытых» промышленных территорий. По замыслу «Остоженки», Москва-река должна стать доступной «везде и для всех» и выступать в качестве связующего градостроительного звена.

Именно на ее берегах предложено разместить федеральный и парламентский центры. Площадкой для последнего названо Зарядье (на месте бывшей гостиницы «Россия»). Кроме того, в этом историческом месте разработчики видят просторную эспланаду, понижающуюся к Москве-реке.

Площади промзон вдоль реки (так называемый постиндустриальный пояс), подэстакадного пространства и других не используемых сейчас территорий столицы авторы проекта оценили примерно в 21 тыс. га и предложили активно осваивать.

«Новую Москву» команда «Остоженка» назвала «территориальным ресурсом», который целесообразно использовать для отдыха, лечения и сельского хозяйства.

В частности, одно из предложений — организация на присоединенных территориях бальнеологического курорта (напомним, о существовании подземного минерального «Московского моря» команда заявила в июле).

Что касается Коммунарки, где большинство команд видят федеральный центр, члены «Остоженки» предложили разместить здесь Музей жертв политических репрессий.

Концепция развития Москвы от группы OOO «Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова»

  • Посмотреть презентацию
  • Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  • Согласно концепции команды, Москвы должна предусматривать вывод старой низкопроизводительной промышленности из центральной части города и развитие на ее месте «чистой» промышленности, креативных индустрий и культурного предпринимательства.
  • В качестве примера «экономической рекультивации» земель «индустриального пояса» Москвы команда Чернихова предлагает разместить парламентский и правительственный центры с использованием государственно-частного партнерства на землях промзон АМО ЗиЛ и «Большого Сити».

«Новая Москва», по мнению российских урбанистов, станет полигоном для отработки механизмов государственно-частного партнерства по созданию семи кластеров, обеспечивающих жителям полноценный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, спортивно-рекреационную). Такими новыми градостроительными центрами в «новой Москве» могут быть правительственный кластер, аэросити на базе аэропорта Внуково, IT-кластер в городе Троицк, технопарк в районе аэропорта Остафьево, а также медицинский, спортивный и военно-образовательный кластеры.

Транспортные проблемы «Большой Москвы» архитекторы предложили решить с помощью создания шести мощных транспортно-пересадочных узлов в точках пересечения железнодорожных веток с Малым кольцом МЖД и Третьим пересадочным контуром метро в зонах, прилегающих к хордовым магистралям, которые уже проектируются. Эти ТПУ могут стать центрами новых деловых районов, проектируемых в пределах промзон.

Основой транспортной стратегии мастерской Чернихова стало развитие легкорельсового транспорта (ЛРТ), который свяжет «новую» и «старую» Москву. Урбанисты в своем проекте неизменно отдают приоритет общественному транспорту, а для удобства автомобилистов запланировали замкнутую сеть городских хайвеев из четырех хордовых магистралей, которые не будут пересекать улицы города в одном уровне.

Концепция развития Москвы от группы ЦНИИП градостроительства РААСН

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Отечественные урбанисты предложили решать проблемы развития Москвы не только в рамках Московской агломерации, но и всего Центрального федерального округа.

Речь идет о создании новых центров развития, «контрмагнитов» в ряде таких городов: это Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь и Ярославль. В результате жители этих населенных пунктов получат места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания — а значит, будут ликвидированы причины трудовой миграции в Москву.

По мнению членов команды, активное развитие территории вокруг аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево должно снять напряжение с центра столицы, образовав основную перспективную линию — «коридор роста» (или «арку возможностей»).

Федеральный центр командой предложено расположить в районе Коммунарки, на юго-западной оконечности центрального проспекта, протяженность которого составит около 4 км (как у Елисейских полей и других известных проспектов Европы). Для нового города специалисты сформулировали два основных принципа: максимум зелени и инкорпорирование, т.е. встраивание существующей застройки в будущие кварталы.

Главные тезисы для «старой» Москвы — децентрализация, создание транспортно-логистической сети, использование инфраструктуры освобождающихся промзон и создание новых субцентров внутри МКАД. По мнению интернациональной команды, центром города должна стать Москва-река, которая будет выполнять не только транспортную функцию, но и многие другие: социальную, культурную, досуговую и т.д.

Концепция развития Москвы от группы ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES (Франция)

  1. Посмотреть презентацию
  2. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  3. Одна из главных идей проекта французской команды — создание нового качества городской среды, «радость жизни», как они сами ее характеризуют.

По предложению команды, в «Большой Москве» нужно создать удобную и мощную транспортную сетку, которая свяжет основные центры активности в столичном регионе и ликвидирует разобщенность территории «новой» и «старой» Москвы. Предполагается также соединить четыре аэропорта (Внуково, Шереметьево, Остафьево, Домодедово) кольцевой дорогой протяженностью 110 километров, по которой будет перемещаться скоростной поезд.

На присоединенных территориях планируется сформировать целый комплекс новых градостроительных центров вдоль Калужского шоссе.

Одним из первых таких центров может стать Коммунарка, где предлагается разместить федеральный или любой крупный деловой комплекс, включая жилую застройку и социальную инфраструктуру.

Следующим центром станет Десна, затем Троицк — Красная Пахра (здесь возможно создать научно-исследовательские центры), потом Чириково, где, по проекту команды, нужен крупный транспортный центр логистики, и, наконец, Рыжово, в котором можно расположить своеобразный город-курорт.

На территории «новой Москвы» жилая застройка будет максимально близко расположена к природным территориям, предполагается, что расстояние от собственного дома до «зеленой зоны» будет не больше километра.

Слоган «Лес в городе/город в лесу» стал еще одним лейтмотивом проекта французской команды. Урбанисты также настаивают на развитии территорий, прилегающих к Москве-реке.

Дороги здесь предлагается заключить в подземные тоннели, а на поверхности построить парки, которые будут спускаться к воде.

В центральной части Москвы предлагается увеличить связанность основных центров активности с помощью создания ветки скоростного метро, так называемой «Новой московской линии», которая соединит три вокзала — Кремль — Зарядье — район метро «Киевская» — район метро «Университет» — район метро «Калужская» — Ворота «новой Москвы» (район пересечения МКАД с Калужским шоссе).

 

  • Посмотреть презентацию
  • Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  • Урбанисты из Франции в качестве одной из главных идей концепции назвали «московскую параллель»: команда предложила создать линейный город в зоне расширения столицы.

Центрами развития должны стать аэрополисы, возникающие вокруг аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово. Проектом предложено соединить их скоростным транспортом.

Кроме того, в транспортную систему должны быть вписаны линии скоростного трамвая и соединение линий аэроэкспрессов в центре Москвы. В самой столице проектом предполагается активное освоение «индустриального пояса» (территорий промышленных зон), развитие железной дороги и интеграция различных видов транспорта.

Федеральный центр предложено разместить в Коммунарке, а на юге Троицка — университетский кампус. Еще одно предложение — создание на присоединенных территориях Москолливуда — тематического парка развлечений.

По расчетам команды, в настоящее время обеспеченность жильем в Москве составляет около 18 кв. м на человека. Этот показатель в перспективе должен достигнуть 27 кв. м.

Для этого, по расчетам команды L`AUC, необходимо построить порядка 50 млн кв. м жилья.

 

  1. Посмотреть презентацию
  2. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  3. Урбанисты из Нидерландов предлагают распределить федеральные органы власти по нескольким городам-спутникам Москвы.

В частности, в Остафьево, где находится испытательный транспортный полигон, предложено расположить «транспортный блок» (Минтранс и Федеральное агентство железнодорожного транспорта), в наукограде Троицке — ведомства, связанные с энергетикой, в Чкаловском, где можно организовать транспортный хаб, — Минпромторг, в Зеленограде — Министерство образования и науки, в Рублево-Архангельском — Минфин, Росстат и Росфинмониторинг и т.д.

Еще одно предложение — организация безвизовой территории во Внуково, которое могло бы стать «местом встречи дипломатов и иностранцев, которые прилетают в Россию». В целом аэропорты, окружающие Москву, следует сделать «центрами трудоустройства и логистики» и соединить их скоростным транспортом, полагают участники О.М.А.

Относительно перспектив развития Московской агломерации команда из Роттердама придерживается мнения о создании «пятицентрового города» с созданием на периферии четырех «магнетических центров» с большим числом рабочих мест, что поможет погасить маятниковую миграцию.

 

  • Посмотреть презентацию
  • Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  • Испанцы представили концепцию компактного линейного города с тремя кластерами: полифункциональным в районе Новомосковского округа, инновационным у Троицка и правительственным в Коммунарке.

Все три «магнита развития» предполагается объединить протяженным криволинейным парком, идущим вплоть до национального парка «Лосиный остров». В плане, отмечают урбанисты, это дает картину «города-лобстера».

Территорию около МКАД предложено оставить максимально зеленой. В «старой» Москве команда предлагает провести реновацию промзон, ресурс которых оценен в 14 тыс. га, и повысить «капиллярность» транспорта, увеличив протяженность улично-дорожной сети.

Читайте также:  Малый и средний бизнес получит приоритет при покупке госимущества

В качестве основы транспортной системы «Большой Москвы» назван BRT (BusRapidTransport) — сеть скоростных автобусов, двигающихся по выделенным линиям. По расчетам испанских специалистов, на средства, которые необходимы для строительства 7 км метрополитена, можно построить 426 км BRT.

 

Посмотреть презентацию

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Итальянская мастерская предложила взять за основу будущего развития «Большой Москвы» экологию, устойчивую централизацию и мощную транспортную систему.

Предложение команды заключается в создании на юго-западе столицы нового планировочного района, насыщенного центральными функциями, в том числе федерального значения. «Скелет» территории образуется системой речных долин, в сторону которых высотность застройки должна понижаться.

В качестве основного конструктивного элемента специалисты из Италии предложили квадрат, за которым за время конкурса закрепилось название «квадрат Secchi-Vigano». Организовать пространство внутри него предложено в виде сетки, которая, по мнению миланских урбанистов, является гибким инструментом, а значит, позволяет и сохранять организованную структуру, и учитывать типологию местности.

Пространственный центр квадрата формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными ландшафтами и формируемыми парками. То есть центр новых территорий остается незастроенным. Именно парки, которые создают дополнительные социальные ценности, итальянцы назвали главным преимуществом Москвы.

Для улучшения транспортного сообщения предложено развивать систему высокоскоростных поездов, а на существующих шоссе внедрить автобусные экспрессы. Дублирующие пути общественного транспорта должны быть устранены, а системы различных видов транспорта — максимально взаимоувязаны.

Концепция развития Москвы от группы URBAN DESIGN ASSOCIATES (США)

  1. Посмотреть презентацию
  2. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  3. Создать компактный новый город в Коммунарке, используя радиальную схему транспорта и систему каналов, предложила американская команда.

Концепция предусматривает объединение в одном городе нескольких центров, каждый из которых связан с соседними пешеходными дорогами. В первую очередь речь идет о правительственном центре: башни правительственных зданий должны стать доминантой и самого центра, и всего города, структуру которого должны образовывать блоки 8-10-этажных зданий. Кроме того, здесь запланированы большие общественные пространства (по аналогии с Бульварным кольцом «старой» Москвы) и крупная подземная железнодорожная станция, соединенная с линиями метро.

Еще один центр будущего города — университетский. Значительная его часть отведена под территорию для пеших прогулок.

В целом каркасом нового города предложено сделать сеть природных каналов и озер, которые предполагается очистить, расширить и соединить, создав при необходимости новые.

Калужское шоссе, которое пройдет по городу, предложено превратить в просторный бульвар, а остальные дороги сделать мультимодальными, с широкими тротуарами и велодорожками.

Что касается «старой» Москвы, предложения команды касались развития промышленных зон, территорий, прилегающих к железнодорожным путям, и т.д. Кроме того, отдельное внимание уделено регенерации территорий вдоль Москвы-реки и обустройству дворов в зонах жилой застройки.

Также команда предложила проложить транспортный коридор от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов с созданием крупной станции на месте бывшей гостиницы «Россия» (тут, согласно проекту, предполагается соединение линий метро, в том числе «легкого», и железной дороги). В окончательном варианте концепции центральную станцию американская команда перенесла из Зарядья под Старую площадь.

Градплан Москвы: «Наша цель – интенсификация сценария городской жизни на прибрежных территориях Москвы-реки»

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития В 2014 году конкурс на «Градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке» выиграл консорциум во главе с бюро «Проект Меганом». Конкурс был громким, – тогда казалось, что вот-вот река преобразится, а за ней и значительная часть города. «Мы получили колоссальную базу идей, неоценимых для дальнейшего развития города», – так прокомментировал результаты конкурса Москвы-реки Сергей Кузнецов. Но масштаб задачи – гигантский, она требует большого объема серьезной, нередко рутинной работы. Работа начата и ведется, но говорят о ней сейчас не очень много.

Затем, в 2015 году, НИ и ПИ Генплана совместно с архитекторами «Меганома» разработал на основе победившего конкурсного предложения следующий, более детализированный вариант концепции развития прибрежных территорий с перспективой до 2035 года. В 2016 году оператором реализации концепции градостроительного развития прибрежных территорий стал НИ и ПИ Градостроительного планирования города Москвы. Мы поговорили с его директором Диной Саттаровой о результатах работы 2017 года.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития Дина Саттарова, директор институтаГрадостроительного планирования города Москвы Конкурс на градостроительное развитие Москвы-реки был одним из первых конкурсов Москомархитектуры, наряду с парком Зарядье и новыми станциями метро. Однако, в отличие от упомянутых конкурсов, мы так и не увидели продолжения темы, и как-то все подзабыли про него.– Масштаб проекта «Москва-река» невозможно сравнивать с точечными объектами, даже такими грандиозными, как парк «Зарядье», не говоря уже о станциях метро. Здесь важно не только разрабатывать архитектурно-планировочные решения отдельных участков, но и представлять картину в целом. При этом достаточно детально, так как Москва-река протекает через весь город и связывает в единое целое совершенно разные по своему характеру территории, и одновременно – планировочно – разделяет их. Наша задача – в глубоком анализе различных аспектов и в какой-то степени – координации проектировщиков и застройщиков, работы различных организаций, отвечающих за отдельные направления – транспорт, воду, очистные сооружения. Необходимо также отметить, что после конкурса началась повседневная и рутинная, в сущности, работа, этапы которой не нуждаются в постоянном освещении. Город уже начал получать результаты работы градостроителей по прибрежным зонам – это и благоустроенные набережные по программе «Моя улица», и текущая реализация крупных градостроительных инициатив вдоль набережной, включая застройку, инженерно-транспортную инфраструктуру, элементы благоустройства.

– Какие работы по развитию прибрежных территорий выполняет ваш институт?

– Институт актуализировал и вывел на новый уровень проработки градостроительного и архитектурно-пространственного развития территорий концептуальный замысел, предложенный победителями конкурса. Мы провели оценку градостроительного потенциала прибрежных территорий площадью около трех с половиной тысяч гектар.Разработан проект стратегии их развития, это – комплексная работа. С одной стороны мы предлагаем стратегическое планирование, с другой – «опускаемся» на уровень проработки архитектурно-планировочных решений отдельных участков. Результатом стратегии станет комплексный сценарий градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, направленный на создание единого, связного городского пространства, обеспечивающего эффективное социально-экономическое, экологическое, транспортное и пространственное развитие. Цель стратегии – интенсификация сценария городской жизни, рост деловой активности и инвестиционной привлекательности территорий. Мы также выполняем архитектурные концепции для отдельных фрагментов территорий.

– Столь масштабные проекты рассчитаны на долгосрочную перспективу. Учитывается ли опыт зарубежных проектов, прежде всего – уже реализованных?

– Зарубежных примеров много, и мы постоянно исследуем успешные примеры реорганизации прибрежных территорий разных городов мира.

Наиболее подробно мы остановились на изучении опыта Нью-Йорка, где, на наш взгляд, разработана в том числе наиболее полная иерархия необходимых документов – от уровня стратегического планирования развития всей прибрежной территории города с глубоким анализом социальных, экологических и экономических аспектов, отраженного в New York City Comprehensive Waterfront Development Plan – Vision 2020, до уровня отдельных фрагментов прибрежных территорий. В качестве примера последнего можно привести проект Transforming the East River Waterfront, где формирование и активизация связей прилегающих районов и реки рассматривается как определяющий фактор успешного развития территорий: эти связи должны быть усилены открытыми общественными пространствами на подходах к реке и на самой реке. Именно этот принцип мы взяли за основу при разработке архитектурных концепций на участки прибрежных территорий, формируя и активизируя как продольные связи вдоль реки, так и поперечные связи, обеспечивающие доступ к реке.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития Разорванные и установленные связи между городом и прибрежными территориями Ист ривер в Нью-Йорке — East River Waterfront — The City of New York. Used with permission of the New York City Department of City Planning. All rights reserved – Очевидно, что стратегия призвана повлиять на различные аспекты жизни горожан. Каким образом учитываются интересы городского сообщества?– По нашему заказу коллективом социологов под руководством профессора Виктора Вахштайна было проведено социологическое исследование запросов основных групп пользователей прибрежных территорий Москвы-реки для определения корреспондирующих сценариев развития. На основе опроса жителей прибрежных территорий и посетителей набережных, инвесторов и девелоперов, туристических компаний и экспертов определялись форматы благоустройства набережных для комфортного досуга; услуги, сервисы, события и виды экономической деятельности. Получены предложения экспертного сообщества; выявлены ожидания бизнес-сообщества от участия в инвестиционных проектах развития прибрежных территорий вдоль Москвы-реки и определен уровень платежеспособности и покупательской активности на набережных. Были разработаны сценарии развития прибрежных территорий в зависимости от их местоположения.Институт также провел оценку градостроительного потенциала прибрежных территорий от Мневниковской поймы до западной части Нагатинской поймы города Москвы – для согласованной разработки ее оптимальной функционально-планировочной структуры, отраслевого, инфраструктурного и экономического развития. Мы проанализировали существующее положение и определили параметры градостроительного развития территории, сформулировали предложения по планировочной организации, архитектурно-градостроительным решениям, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; выполнили укрупненный расчет затрат.

Читайте также:  Коммунальщиков заставили объяснять повышение тарифов

– Каким образом в вашей работе отражена концепция-победитель конкурса 2014 года и участвует ли «Меганом» в разработке проекта сейчас?

– Да, «Меганом» разрабатывает архитектурно-планировочные решения некоторых прибрежных участков. В частности – территории части центральных набережных, которые не вошли в программу «Моя улица», фрагменты неблагоустроенных сходов к воде, для которых требуются реконструктивные мероприятия. Предлагаемые архитекторами локальные решения интегрируются специалистами нашего института в единую функционально-планировочную структуру прибрежных территорий с целью формирования связанной, открытой и доступной общественной среды вдоль набережных.Нельзя сказать, что мы полностью основываемся на концепции «Меганома», но их предложение стало отправной точкой как анализа территорий, так и предлагаемых нами решений. К примеру, мы изучили возможность фильтрации воды в Москве-реке с помощью предложенных «Меганомом» искусственных островов.Экологи и инженеры нашего института исследовали текущую ситуацию, и оказалось, что в силу многих причин, в том числе климатических и экономических, в Москве пользоваться такой моделью очистки воды нецелесообразно и неэффективно, по крайней мере, на настоящем этапе: далеко не все поверхностные дождевые стоки проходят очистку перед тем, как попасть в Москву-реку, в то время как именно они являются источником сильнейшего загрязнения – так что в первую очередь для улучшения экологии Москвы-реки необходимо решить эту проблему. Благодаря полученным официальным данным мы определили места существующих очистных сооружений и предложили схему размещения новых. Некоторые из них будут оборудованы эксплуатируемой кровлей, на которой планируется обустроить общественное пространство, насыщенное разнообразными функциями: детскими площадками, пристанью, кафе – и станут точками притяжения. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития Очистные сооружения с эксплуатируемой кровлей. Визуализация © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017 Для Москвы создадут концепции градостроительного развития Очистные сооружения с эксплуатируемой кровлей. Разрез © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017

– Благоустроенные кровли очистных сооружений – интересный ход. Что еще из новых решений, каких-то новых частностей большого проекта Москвы-реки, вы бы назвали? 

– В частности, мы предложили создать «балконы» под Шелепихинским и Дорогомиловским мостами.Балкон под Дорогомиловским мостом призван стать новым центром притяжения горожан – это общественное пространство, многофункциональная трансформируемая площадка: открытая сцена для перфомансов, в том числе постановок театра Петра Фоменко, и в то же время – видовая площадка, место активного отдыха. Конструкция будет выступать за пределы берега не более чем на 20 метров. Такое решение позволит максимально близко подойти к воде, а благодаря ярусной конструкции самой площадки на ней смогут находиться до 200 человек. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития Балкон под Дорогомиловским мостом, план © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017 Балкон под Шелепихинским мостом © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017 Балкон под Белорусским мостом © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017

– Раз уж мы говорим о реке – предусмотрены ли новые мосты? 

– Да, и довольно много. На сегодняшний день в планы градостроительного развития территорий Москвы-реки в зоне центрального бьефа входит создание 17 новых мостов, 9 из них автомобильно-пешеходные, 8 – только пешеходные: два на территории реконструируемого ЗИЛа, четыре пешеходных моста над Москвой-рекой, несколько – над железнодорожными путями, разрезающими ткань города не менее радикально, чем реки. Шесть из этих мостов уже включены в ППТ (проект планировки территории), 8 было предложено в проекте НИ и ПИ Генплана. Проанализировав этот материал и транспортную ситуацию, наш институт предложил еще три новых пешеходных моста: один к западу от Сити, между Ботаническим садом Первого МГМУ на левом берегу реки и улице Кульнева на правом; второй – над путями Киевской железной дороги, недалеко от станции метро Студенческая, этот мост должен соединить район Бережковской набережной с районом Студенческой улицы и Кутузовским проспектом, третий – на перспективу развития территории Павелецкого грузового двора. В зоне развития территории Павелецкого грузового двора также предложен один автомобильно-пешеходный мост для связи 1-го Павелецкого проезда с Дубининской улицей. Предлагаемая концепция пешеходного моста между Ботаническим садом Первого МГМУ (на левом берегу Москвы-реки) и улицей Кульнева (на правом берегу Москвы-реки) © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017 Предлагаемая концепция пешеходного моста между Ботаническим садом Первого МГМУ (на левом берегу Москвы-реки) и улицей Кульнева (на правом берегу Москвы-реки) © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017

– Вы упомянули координацию работы различных ведомств. Зона реки, ее берега – сложная в этом отношении территория, здесь задействованы не только местные власти, но и федеральные. Как это осуществляется на практике?

– Действительно, некоторые предлагаемые нами мероприятия требуют активного межведомственного взаимодействия регионального и федерального уровней. В частности, наш институт по поручению куратора нашей работы – главного архитектора города Сергея Кузнецова – разработал концепцию пассажирских водных маршрутов по Москве-реке.Дирекция Московского транспортного узла, имеющая тройное ведомственное подчинение – Российской Федерации, Москвы и Московской области – помогает обсудить разработанную нами концепцию с коллегами из федеральных и региональных ведомств.Большую поддержку нам оказывает Владимир Ивкин, начальник Управления развития транспортно-логистической инфраструктуры и внутреннего водного транспорта. Мы надеемся, что благодаря его участию и заинтересованности коллег из различных ведомств сможем постепенно доработать концепцию и довести проект до реализации.

– Помимо развития прибрежных территорий Москвы-реки какие еще проекты разрабатываются в институте?

Глава деппрома Москвы: комплексное развитие позволит продумать экосистему промзон

В среду в Москве подписан первый в России договор о комплексном развитии промышленных территорий. Этот механизм был введен в России еще в 2017 году, однако старт реализации стал возможен только сейчас. Исполнителем первого договора стала компания «Стройэкспорт НП» — дочерняя компания «РГ-Девелопмент».

В рамках договора о КРТ инвестор вложит 14 млрд рублей в развитие территории промзоны «Октябрьское поле».

 В Москве застройка промышленных территорий ведется довольно давно, но в чем преимущества и отличия программы комплексного развития в интервью ТАСС рассказал глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.

— Застройка и редевелопмент промышленных зон в Москве ведется довольно давно. В чем отличия между обычной застройкой и новой программой КРТ?

— КРТ дает возможность комплексно развивать и застраивать те территории, где правообладатели либо не готовы, либо не хотят этим заниматься.

Например, есть такая производственная зона «Автомоторная» — она состоит из нескольких десятков небольших земельных участков, они принадлежат разным правообладателям, которые между собой никогда не договорятся, поэтому сама по себе производственная зона масштабно никогда не будет перестроена: не получится построить одновременно и жилье, и необходимую социальную инфраструктуру, и создать места приложения труда. Вот тут как раз на помощь приходит КРТ.

КРТ позволяет сразу продумать экосистему большой территории. Чтобы при строительстве жилья не забыли про социальную инфраструктуру и строили ее с опережающими графиками. Чтобы помимо магазинов и кафе там могли расположиться современные высокотехнологичные производства, дающие новые рабочие места.

При этом механизм КРТ нормативно закрепляет права и обязанности сторон — города и инвестора. В договоре четко прописываются сроки исполнения и ответственность за их нарушение. То есть построить только что-то одно не получится. В худшем случае договор будет расторгнут и начнутся поиски другого инвестора.

— Недавно вы проводили ревизию всех промышленных зон в Москве. Каковы ее итоги?

— На сегодняшний день мы обследовали уже 100% промышленных территорий столицы — это около 14,8 тыс. га, или более 13% общей площади «старой» Москвы.

Из них около 5,4 тыс. га — территории, потенциально пригодные для градостроительного развития, в том числе с помощью КРТ. Градостроительный потенциал проектов КРТ может составить порядка 37 млн кв. м.

По нашим подсчетам, проекты комплексного развития территории могут дать городу более 500 тыс. рабочих мест и почти 3 трлн поступлений в бюджет в виде налогов и платы за изменение разрешенного вида использования земли, а общий объем инвестиций в реализацию проектов составит около 7 трлн рублей.

— Сообщалось, что прежде чем принять решение о редевелопменте промышленной зоны, будут вестись переговоры с ее владельцем, чтобы он сам начал восстанавливать территории. Как успехи в этом направлении? Насколько активны владельцы заброшенных промышленных зон?

— Наш департамент и Агентство промышленного развития Москвы (АПР) регулярно проводят рабочие совещания с правообладателями территорий.

Изначально никто не был готов к изменениям и развитию территорий, все правообладатели на КРТ реагировали отрицательно, просто до конца не понимая, что это такое.

Поэтому первая встреча, как правило, носит ознакомительный характер, специалисты разъясняют механизм КРТ и его преимущества и отвечают на вопросы.

По итогам такой встречи большинство правообладателей, как правило, меняют отношение, начинают прорабатывать возможные варианты реализации проекта.

Читайте также:  Собираем интерьер как в фильме «секс в большом городе»

Кто-то ищет инвестора, кому-то необходим будущий резидент на промышленную площадку. Во всех этих вопросах правительство города оказывает помощь.

Вторая встреча чаще всего происходит спустя месяц после первой. Здесь уже правообладатели приходят с конкретными намерениями, многие успевают провести переговоры с соседями. По итогам второй встречи мы составляем план мероприятий — дорожную карту — для заключения договора о КРТ и реализации проекта.

Сейчас в активной стадии работы находятся шесть проектов КРТ, правообладатели которых договорились между собой и разрабатывают документацию по планировке территории.

— Каков интерес инвесторов к освоению промышленных зон? Какие объекты там наиболее востребованы и привлекательны для инвесторов? Как вы привлекаете инвесторов для редевелопмента промышленных зон?

— Инвесторы очень активно следят за редевелопментом промзон Москвы и хотят реализовывать свои проекты на этих территориях. Спрос есть.

В первую очередь, конечно, проекты, связанные с жилой и общественно-деловой застройкой.

Однако есть интерес и к строительству промышленных предприятий, например на территории бывших больших заводов с хорошей транспортной доступностью, выстроенной логистикой и — нередко — железнодорожным сообщением.

Интерес также объясняется наличием на таких площадках необходимой инженерной инфраструктуры, мерами поддержки для таких проектов, которые приняты на уровне города.

О запуске программы КРТ было объявлено еще несколько лет назад. Насколько легко дается реализация программы? Какие основные трудности можете отметить?

— Реализация любых проектов в условиях сложившейся застройки — это непростая задача. А проекты КРТ осложняются еще и тем, что на территориях располагаются от одного до нескольких десятков правообладателей

Тем не менее за несколько лет работы город проделал колоссальную подготовительную работу, обследовано, пройдено ногами почти 15 тыс. га — это очень много.

Все производственные территории проанализированы на предмет фактического использования и возможности развития.

Мы планируем со второй половины этого года направить все усилия на проекты, поскольку саму программу подготовки предложений по КРТ мы завершаем и переходим в стадию работы с инвесторами, промышленными застройщиками, аукционами.

Градостроительная концепция

Компания Форт Девелопмент организует процесс разработки и согласования градостроительных концепций, архитектурных концепций, презентаций для рассмотрения на городской комиссии Москвы, градостроительно-земельной комиссии Москвы, МВК Московской области, и в других инстанциях.

Градостроительная концепция это предпроектные предложения по развитию земельного участка с учетом градостроительных норм и регламентов.  Градостроительная концепция разрабатывается на основе утвержденного Заказчиком технического задания.  В зависимости от технического задания, определяется и перечень затрагиваемого анализа.

  • Типичными элементами градостроительной концепции являются предложения по развитию земельного участка с учетом:
  • — Генерального плана города
  • — Правил землепользования и застройки
  • — Правового статуса земельного участка
  • — Санитарно-защитные зоны предприятий
  • — Охранные зоны инженерных объектов;

— Объекты культурного наследия, охранные зоны и т.д.;

  1. — Иные ограничения, в том числе специальные зоны
  2. — Расчет ТЭП (технико-экономических показателей)
  3. Кроме того, для полноты проработки параметров застройки, часто концепция дополняется анализом:
  4. — транспортного обеспечения объекта, влияния нового строительства на транспортную составляющую
  5. — инженерного обеспечения объекта
  6. — обеспечение объекта социальной инфраструктурой (образовательные и медицинские учреждения, объекты соцкультбыта)
  7. — расчет машиномест

Градостроительная концепция выполняется проектными институтами, имеющими соответствующий опыт реализации градостроительного проектирования.  Градостроительная концепция должна соответствовать действующей градостроительной документации, разработанной на проектируемую территорию. 

Иногда градостроительная концепция разрабатывается последовательно или параллельно с разработкой архитектурной концепцией застройки.  В таком случае, либо архитектурная концепция может являться частью технического задания на разработку градостроительной концепции, либо градостроительная концепция становится заданием на проектирование архитектурных предпроектных решений. 

Широкое применение градостроительных концепций распространено при разработке иной градостроительной документации, такой как правила землепользования и застройки, или проекты планировки территории.

Например, в Москве и Московской области, чтобы получить разрешение на разработку проекта планировки территории, требуется представить в контролирующие органы именно градостроительную концепцию.

  После чего градостроительная концепция рассматривается, и если параметры (ТЭП проекта) предварительно одобряются согласующими органами, то издается правовой акт о разработке проекта планировки территории.

  Таким образом, градостроительная концепция становится этапом разработки проекта планировки. 

В части внесения изменений в действующие правила землепользования и застройки (ПЗЗ), градостроительная концепция также является одним из самых значимых обосновывающих изменения документов.  В таком случае, градостроительная концепция сдается Заказчиком вместе с заявлением на изменение ПЗЗ, рассматривается компетентными органами (ГК, ГЗК в Москве, МВК, Градсовет в Московской области).

Результат разработки градостроительной концепции:

— Альбом формата А3, отражающий все согласованные в техническом задании элементы проектирования. 

Данный альбом призван обосновать предложения Заказчика по застройке территории с учетом действующей градостроительной ситуации.

  Иногда, к градостроительной ситуации добавляются экономические параметры, такие как маркетинговая целесообразность, обеспечение территории рабочими местами (места приложения труда) и др.

обоснованиями целесообразности развития земельного участка согласно предложениям Заказчика.

Временами в градостроительную концепцию включаются и архитектурные решения, сопровождаемые 3Dвизуализацией. 

В таком случае, градостроительная концепция дополняется архитектурными разделами:

  1. 1.Пояснительная записка с обосновывающими материалами и технико-экономических показателями.
  2. 2.СПОЗУ
  3. 3.Фасады, эскизные проработки
  4. 4.Поэтажные планы.
  5. 5.Разрезы здания
  6. 6.Объемно-пространственное решение
  7. 7.3D визуализация

СРОКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

Сроки проектирования зависят от технического задания, объемности проекта.  В среднем, для проектов, с которыми работает наша компания, сроки проектирования обычно составляют 25-50 рабочих дней.  В отдельных случаях, для совсем небольших объектов, сроки проектирования могут составить 3-4 недели. 

СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

Минимальная стоимость разработки градостроительной концепции составляет 400 000 рублей.  Обычная стоимость разработки градостроительной концепции составляет 700 000 руб – 1.5 млн рублей.  

Для крупных проектов комплексной застройки с добавлением архитектурных решений, полноценная архитектурно-градостроительная концепция может стоить до 20 млн. рублей.

СЛОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

В ходе работы по проектам, мы столкнулись с неожиданным явлением.  Оказывается, что разработчиков градостроительных концепций довольно мало!  Т.е. проектных институтов в Москве тысячи, и все вроде как умеют проектировать, но вот почему-то у большинства не хватает исходных данных, или они не имеют опыта проектирования концепций, которые одобряются на ГЗК, или в Области.

  Многие просто отказываются от проработки некоторых разделов градостроительной концепции, таких как транспортное обеспечение или инженерное обеспечение объекта.

  В части проектирования жилых объектов, вместо того, чтобы предложить Заказчику соотношение жилых и нежилых объектов, которые подлежат согласованию, зачастую проектировщики предлагают самому Заказчику решить данное соотношение!

Ну и конечно же, почти никто не предлагает согласовать градостроительную концепцию!  Т.е. часто мы видим следующий подход генеральных проектировщиков:

  • — Заказчик должен сам придумать ТЭП, процентные соотношения жилых/нежилых объетов
  • — Заказчик должен разработать ТЗ или согласиться с ТЗ
  • — Заказчик должен ходить в контролирующие органы и заботиться о согласуемости проекта
  • — Заказчик должен оплатить все работы (желательно с 100% предоплатой).
  • — Проектировщик же должен лишь соблюсти нормы градостроительного проектирования, которые, опять-таки, желательно, чтобы все нормы предоставил Заказчик

Благодаря тому, что наша компания уже имеет опыт выбора генеральных проектировщиков для проектирования градостроительных концепций, мы можем очень оперативно организовать для заказчика эту работу.

  Так как мы уже провели сотни переговоров с потенциальными исполнителями и знаем, кто и что может проектировать, кто умеет проектировать концепции для внесения изменений в ПЗЗ и для получения разрешений на разработку ППТ, а кто только декларирует свои умения, чтобы заполучить контракт, а дальше уже как-нибудь, что-нибудь выполнит.

  При таком подходе, заказчик рискует получить никем не одобренный, дорогой документ (цены, бывает, называются и 5 и 10 и 15 миллионов рублей).

РЕКОМЕНДАЦИИ С ЧЕГО НАЧАТЬ ПРОЕКТ

Первым этапом вхождения в проект наша компания настоятельного рекомендует Заказчику заказать услугу технического аудита земельного участка.

 Для уменьшения затрат Заказчика, возможно проведение градостроительного аудита земельного участка, когда изучаются только градостроительные возможности и ограничения застройки, разрабатывается карта проекта.

 Вовремя сделанный градостроительный аудит позволяет сэкономить десятки миллионов, а то и миллиарды ненужных затрат по проекту в будущем.  При этом стоимость градостроительного аудита обычно составляет 250-500 тыс. рублей.

Не знаете, с чего начать?  Начните со звонка в Форт Девелопмент.  Мы делаем процесс согласований легким и понятным, а ваш проект успешно-реализуемым.  

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *