5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Модерн (фр. modern — новый) — художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты — декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть.

Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)
Среди сюжетов в модерне, как и в символизме, в ходу аллегории и фантазии: дамы (даже реальные прообразы на портретах) олицетворяют богинь, а действо — словно декорация или застывшая сцена театральной пьесы, основанной на мифах и легендах, романтичных и мистических историях и фантазиях. Даже второстепенные детали картин порой имеют глубокое значение: узор из бутонов — символ новой жизни.
5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Рассуждая о модерне, в шутку и всерьез вспоминается реплика секретарши Верочки в кинофильме «Служебный роман»: «Видите эту, всю в пошлых розочках?» Типичный «модерновый» образ — томная красотка в струящемся наряде, в переплетениях ветвей, цветов и узоров словно из кельтской или греческой мифологии, с мотивами Ренессанса, готики, а то и в японском или египетском стиле. Вы вспомнили картины Альфонса Мухи и Густава Климта? Что ж, все верно!

Уникальность стиля модерн в том, что он охватывает всю сферу искусств: от изобразительного и декоративно-прикладного — до архитектуры. Лампы под зелеными абажурами с подставкой в виде девы в тунике, ювелирные шедевры с Синей Птицей в завиточках, стулья с витыми спинками, лики на фасадах домов в округлом плетении орнамента… Являясь во многом «сконстурированным» направлением, модерн был задуман творцами специально с намерениями сделать жизнь в искусстве красивее, чем в реальности. Да и обыденность под новые стандарты подтягивать: даешь среднему классу, потребителю появившихся на рынке «серийных» изделий производств, не хаос эклектики, а единый стиль и гармонию. Еще и на «природной» основе!
5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)
Модерн охватил практически одновременно разные страны, называясь по-разному и представляя ярких творцов: «сецессион» (Secessionsstil Австрия, Густав Климт), «тиффани» (США, Л.К. Тиффани — да-да, тот самый творец узорно-«витражных» абажуров), «ар-нуво» (art nouveau, Франция, Эктор Гимар), «Югендстиль» (Jugendstil Германия, по названию журнала 1896 г. р., Франц фон Штук) «модерн стайл» (modern style Англия, Одри Бердслей), «стиль либерти» (Италия), «модернизмо» (Испания, Антонио Гауди), «Nieuwe Kunst» (Нидерланды) и даже… «еловый стиль» (style sapin, Швейцария, Фердинанд Ходлер).
Распространению модернизма во всем мире способствовало развитие массового производства и типографского дела (положите журнал с картинками на стол в том же стиле), а также так называемые «Всемирные выставки» во всем мире, которые представляли новинки и определяли новые тенденции в области науки, жизни, культуры. Технический прогресс в области типографского дела и фотографии также способствовал развитию модернизма с его «плоскими» картинками. Модели больше не нужны, достаточно фотографии для быстрого написания портрета, а потом — публикации: на рекламе, в журналах, на рекламных листках по всему миру.
Впервые термин «ар-нуво» появился во французском журнале «Современное искусство» («L'Art Moderne») в 1881 г. — речь шла о круге художников: А. Ван де Велде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимаре. Вообще, у французского «художественнного» ар-нуво — четкий… японский след! Художник и керамист Ф. Бракмон как-то в 1856 г. в магазине увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая — они предназначались для упаковки пачек чая. Бракмон хвастался своей находкой собратьям по цеху, привлекая внимание к пластике линий. Интерес поддержал открывшийся в Париже магазин немца-антиквара С. Бинга с массой китайских и японских вещиц и картин, да и сама Япония в то время провозгласила окончание эры затворничества и стала более открытой. И вскоре те, кого мы по привычке называем «импрессионистами», осваивали японский стиль. Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог взяли на вооружение изгибы, растительный декор и «плоские» контуры. А если вспомнить, что чешский художник Альфонс Муха в то же время учился в Париже, и, что интересно, делил квартиру с Ван Гогом — история модерна обретает новый поворот. В Вене его осуществляет объединение творцов «Сецессион» с Густавом Книмтом (с 1897 г.), которые отрицали академичные каноны и устраивали свои выставки в специально выстроенном здании «Сецессиона». Англия презентовала новый с тиль в издательском деле: в 1882 г. была организована «Гильдия века», издававшая журнал «Конек» с гравюрами С. Имейджа. В Америке в конце 1880-х начали всемирное шествие «красотки Гибсона»: рисунки Чарльз Дана Гибсона, публикующиеся в журнале «Life» определили стандарты новой-модерновой красоты.

В некоторых странах новый стиль характеризуют самостоятельные оригинальные творцы: Антонио Гауди в Испании, Станислав Выспианьский в Польше, Тиффани в Америке (и весь стиль там порой называют «тиффани»).

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)
5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)
5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)
5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

В России модерн — первый «буржуазный», купеческий стиль, с цитатами от Ренессанса до классицизма, щедро сдобренный символизмом и любованием природой, столь милой русской душе. Художники-эстеты объединения «Мир искусства» с Бенуа, Сомовым, Серебряковой, Бакстом, сказочники Васнецов и Билибин, мистик Врубель, портретист Серов, пейзажист Левитан — модерн в России многолик.

Густав Климт, Альфонс Муха, Обри Бердслей, Тиффани, Уильям Моррис, Феликс Валлоттон, Люсьен Леви-Дюрмэ, Морис Дени, Фердинанд Ходлер, Ян Тороп, Франц фон Штук, Макс Курцвайль, Станислав Виспяньский, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский
Герман Обрист — «Красный цикламен» или «Удар бича» (Cyclamen, 1892): гобелен с шелковым узором. Это визитная карточка стиля модерн: гибкие, переплетающиеся стебли растения, и ни одной прямой линии или угла!

Густав Климт — «Поцелуй» (Gustav Klimt, The Kiss (Lovers), 1908) — самая известная и очень характерная картина художника, имя которого ассоциируется со стилем модерн. Эта работа — последняя из серии «золотого периода» в творчестве Климта.

Альфонс Муха — «Жисмонда» (Alfons Mucha, Gismonda, 1894) — афиша для спектакля, изображающая Сару Бернар. С ее появлением чешский художник, живший в то время во Франции, становится невероятно популярным, а его работы олицетворяют стиль модерн.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)
5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Вы — эксперт, если: — сомневаетесь в прямой принадлежности творчества Анри де Тулуз Лотрека к стилю модерн. Да, его плакаты изобилуют «плоскими» фигурами и некоторой долей округлой пластики, но вместе с этим — углами, динамикой и экспрессией, при отсутствии символики в сюжетах. Не совсем вписывается в «модерновые» схемы любования застывшими мгновениями! А еще Тулуз-Лотрек всегда высмеивал эстетические изыски, — то есть саму идею модерна.Вы — профан, если: — путаете модерн и модернизм. Модернизм — более широкое понятие и целая революция в искусстве XX века (итал. modernismo — «современное течение») — долой старые нормы воспроизведения реальности, вперед, к абстрактному, символичному, неизведанному! Модернизм — это целая коллекция стилей в искусстве: , , модерн, , , , , , дадаизм…Кстати, не мешайте и ар-деко (арт-деко) с ар-нуво! Эксклюзивные изыски в интерьере с вкраплениями слоновой кости, змеиной кожи и драгметаллов «ар-нуво» — не чета серийным модерновым штучкам! Да и в орнаментах уже треугольники-квадраты встречаются.
— 135 млн. долл. за «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907) Густава Климта в 2006 г. (картина, ранее висевшая в музее «Бельведер», была продана наследницей Блох-Бауэр, — Марией Альтман, выигравшей дело о возвращении картины в суде).

— 7, 327 млн. долл. за картину «Радуга» К. Сомова (аукцион Сhristie’s, 2007 г.). Это рекорд стоимости для полотна русской живописи на тот момент.

— 1, 47 млн. долл. за полотно Альфонса Мухи в 2006 г. на аукционе Сhristie’s, и около 200 тыс. долл. за его эскиз к картине «Заведение славянской литургии в Великой Моравии» из цикла «Славянская эпопея» — в 2013.

В 2008 г. на аукционе покупатель заплатил 300 тыс. долл. за две редкие работы О. Бердслея 1894 г. из цикла «Саломея» (по пьесе О. Уальда). Два шедевра («Кульминация» и «Платоническое оплакивание»), считавшиеся утерянными, эксперт случайно обнаружил в квартире британского пенсионера, где они украшали стены… туалета.

Вена чуть не лишилась собственности на знаменитый «Бетховенский фриз» (1902) — серию фресок Густава Климта, которая демонстрируется в здании «Сецессион» в Вене. Ее требуют вернуть согласно закону о реституции 2009 г. наследники Августа Ледерера. Венский промышленник и меценат поддерживал Климта и приобрел у него работу в 1915 году. «Бетховенский фриз» был экспроприирован нацистами, после войны — возвращен семье, и в 1973 г. выкуплен у нее Австрийской Республикой «под давлением и по несправедливой цене». Нюанс истории в том, что таково было неофициальное условие вывоза из Австрии всей остальной коллекции ценных произведений искусства сыном Августа — Эрихом Ледерером. Правда, сейчас о вывозе бесценных работ Климта из Австрии речь не идет — наследники не против нынешнего места пребывания работ.

Ар нуво, либерти и модерн

Модерн процветал в Европе с 1890-х гг. до начала Первой мировой войны, в период индустриализации, массового производства и урбанизации. Он считался универсальным стилем, призванным объединить изобразительное и прикладное искусства.

Читайте также:  Подъезды в домах новых серий в Москве будут прозрачными

Органические формы использовались во всем – от книжной иллюстрации до дизайна мебели и интерьера. Стиль модерн был распространен повсеместно: не только в частных домах, но и в интерьерах европейских вокзалов, чайных, универмагов и т.д.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво) 5 фактов о стиле модерн (ар-нуво) 5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Сегодня мы узнаем модерн по характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как же он сформировался и как воссоздать его сегодня?

ИСТОКИ

Стиль модерн своими корнями уходит во вторую половину XIX-го века, когда в Англии зародилось «Движение искусств и ремесел». Определяющей его фигурой был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Он отвергал безвкусные производственные ценности и дегуманизирующие аспекты викторианского капитализма, обращаясь к ценностям средневековой эпохи.

В обоих направлениях схожие принципы и механизмы дизайна, однако модерн отличался тем, что процветал благодаря технологическим разработкам, которые сделали возможным массовое производство товаров, тогда как «Движение искусств и ремесел» было категорически против массового производства.

Впервые термин «модерн» был упомянут в бельгийском журнале L’Art Moderne в 1884 году применительно к группе скульпторов, дизайнеров и художников-реформаторов Les XX, основателями которой стали Джеймс Энсор (1860-1949) и Тео ван Риссельберг (1862-1926). Дух нового движения быстро распространился по всей Европе, и вскоре его имя было переведено на разные языки: югендстиль в Германии, стиль либерти в Италии, стиль Тиффани в Америке, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции и пр.

Ар-нуво был популяризирован знаменитой парижской художественной галереей Maison de l’Art Nouveau, которой руководил Зигфрид Бинг.

С самого начала мастера, работающие в стиле модерн, выступали за единство всех искусств – живописи, скульптуры и ДПИ. Они стремились объединить искусство с повседневностью, создавая красивые предметы, которые бы улучшили жизнь людей. 5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Как и сторонники «Движения искусств и ремесел», мастера модерна считали, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АР-НУВО

— Волнистые асимметричные линии. — Флоральные мотивы – цветочные стебли и бутоны, виноградные лозы. — Крылья насекомых или других природных объектов с тонкими изящными формами и силуэтами.

— Изящные или ритмичные, кнутообразные линии.

— В графике линия подчиняет все другие графические элементы – форму, текстуру, пространство и цвет; в архитектуре и дизайне трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая слияние структуры и орнамента.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво) 5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Ар-нуво был популярен до 1920-х гг., когда на смену ему пришел более строгий, сдержанный, но не менее роскошный стиль ар-деко.

КАК СОЗДАТЬ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ АР-НУВО?

Чтобы выдержать стилистику ар-нуво в интерьере, важно следовать нескольким простым правилам.

1. Стены. В стиле модерн обычно используются приглушенные и мягкие цвета. Стоит отдать предпочтение серым, горчичным, коричневым, оливковым или сиреневым оттенкам. Уместны будут и обои с эффектным рисунком. Однако важно соблюдать баланс и, возможно, выделить лишь одну стену.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

2. Пол. Чтобы достоверно воссоздать стиль модерна, пол должен быть выложен паркетом или отделан деревом среднего тона. Также допускается светлый, практически белый, пол.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

3. Свет. Интерьер в стиле модерн можно дополнить выразительной лампой Tiffany. Эффектные витражи на тяжелом бронзовом основании – культовый образец стиля.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

4. Декор. Аксессуары в стиле модерн должны быть как можно более декоративными. Предпочтительнее выбирать предметы с изогнутыми линиями и плавными динамичными формами. Это могут быть не только самостоятельные предметы, а, например, витражи-вставки в дверях, шкафах или зеркалах, или же фурнитура.

  • Коллекция дверных ручек Nouveau, PullCast, Covet House

Модерн (ар-нуво) — стиль в искусстве рубежа XIX-XX веков: что такое модерн, особенности в живописи, история и примеры. Модерн в Англии и России

Модерн, или ар-нуво — это направление в искусстве, ставшее переходной ступенью от эклектики к художественным системам Новейшего времени. Модерн появился на рубеже XIX — XX веков сразу во многих странах, где развивался с учетом национальных особенностей.

Произведения модернистов объединяют ряд общих черт — извилистые плавные линии, орнаментальность, плоскостное изображение. Называлось течение по-разному, но в любом определении использовались понятия «новый» или «современный».

В Англии бытовал термин Modern Style, в России — модерн, во Франции — ар-нуво.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Сюжеты, темы и символизм модерна

Модерн зарождался на фоне бурного развития технического прогресса, что приводило в смятение сознание людей конца XIX века.

Появилось множество новых философских направлений, где в центре внимания находились идеи роста, развития жизненных сил, необузданных чувств. Эти темы занимали важное место в творчестве модернистов.

Вихри, танцы, вакханалии стали востребованными сюжетами в живописи разных школ.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Модерн находился под сильным влиянием символизма, что нашло свое отражение в сюжетах. Живописцев и графиков прежде всего интересовали персонажи, открыто проявляющие свои чувства.

Переполненные эмоциями юные герои, охваченные страстью прекрасные женщины — часто встречающиеся мотивы в творчестве художников.

Однако в любовном томлении и в экстатических порывах нередко прослеживаются ущербность, надлом, бессилие перед стихией, характерные для искусства декаданса.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Особенностью иконографики ар-нуво стало обилие природных мотивов, основанное на идее единства всего живого.

Но животные, насекомые и растения интересовали мастеров только как объекты стилизации, и их изображения служили всего лишь элементами орнамента.

Излюбленные цветы живописцев — тюльпаны, орхидеи и лилии — уже несли в себе определенные понятия. К примеру, колокольчики обозначали желание, подсолнухи — горение, а кувшинки знаменовали скорую гибель.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Классические жанры — натюрморт, пейзаж — в творчестве мастеров живописи крайне редко, но встречаются. Но даже в этом случае картины природы наделены неким символическим смыслом.

Действие на фоне острова подразумевало интригующую тайну, буря говорила о напряжении чувств, а волны на море обозначали обновление и перемены.

Картины имели мало общего с реальной действительностью и опирались на заведомую условность.

Характерные особенности стиля модерн:

  • изогнутые четкие линии, отсутствие прямых углов;
  • природно-органические формы;
  • декоративные элементы, выступающие частью сюжета;
  • плоскостной рисунок;
  • пастельная цветовая гамма с одним доминирующим тоном;
  • равноценность изображения и фона.

Стилизация служила средством объединить условное и реальное, добиться преображения действительности. Творения мастеров отличает двойственность, подчеркнутая декоративность, отсутствие правдоподобия.

Как показало время, такой подход не имел будущего. Новое искусство часто называют «вздохом умирающего столетия», оно стало лишь промежуточным явлением для перехода живописи на следующую ступень развития.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Английский modern

Истоки модерна следует искать в викторианской Англии, где прозвучали первые призывы вернуться к простым и органическим формам средневекового искусства. Стиль как самостоятельное явление окончательно сформировался в творчестве Артура Макмердо (Arthur Mackmurdo).

Свою книгу «Городские церкви Рена» художник украсил изящным орнаментом из удлиненных изогнутых элементов с четкими контурами, а по краям страниц разместил стилизованные изображения подсолнухов и птиц.

Художественный язык, созданный Макмердо, стал отличительной чертой нового направления.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Английский «современный стиль» доминировал прежде всего в графике и декоративно-прикладном искусстве, а на живопись распространился значительно позднее. Дальнейшее его развитие показало, что Великобритания, став родоначальницей ар-нуво, в дальнейшем остановилась, передав эстафету другим странам. К художникам поколения 1880-х годов позднее прибавилось всего несколько ярких имен.

Читайте также:  В москве тимирязевской академии предлагают другие земли взамен изъятых

Главная роль в позднем английском модерне принадлежит иллюстратору Обри Бёрдслею (Aubrey Beardsley). За короткое время художник проделал путь от прерафаэлитизма к новому стилю и создал выдающиеся произведения, полные эстетизма и изысканного гротеска. Его творения отличает твердая линия рисунка, четко разграничивающая участки черного и белого цветов.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

Модерн в России

Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор.

Первым представителем ар-нуво в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции.

В произведениях других авторов стиль проявлялся не настолько ярко, что было вызвано быстрым развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

К модерну относятся произведения Валентина Серова, основанные на мифологии и античных сюжетах. Александр Бенуа отдал должное направлению, хотя элементы стилизации у художника сочетались с изрядной долей натурного компонента.

Но среди российских мастеров не появилось таких последовательных приверженцев Modern Style, как в Европе. Новое искусство не успело закрепиться в творчестве живописцев и быстро растворилось в авангардных течениях начала XX века.

Несмотря на это, русский модерн высоко ценится на зарубежных аукционах антиквариата — картина «Радуга» Константина Сомова была продана за рекордную на тот момент сумму 7,3 миллиона долларов.

5 фактов о стиле модерн (ар-нуво)

В настоящее время стиль ар-нуво востребован прежде всего в дизайне и интерьере. Работы мастеров представлены в каталогах онлайн-аукционов площадки Very Important Lot, где авторы напрямую продают свои работы коллекционерам.

Почему модерн называют последним архитектурным стилем и как всего за 30 лет он поменял наши города

Модерн называют последним большим архитектурным стилем. На рубеже XIX–XX веков он нарушил каноны архитектуры и сильно изменил облик городов. Стиль просуществовал всего лишь около 30 лет (с конца 1880-х до 1914 года), но его влияние чувствуется до сих пор — не только в архитектуре, но и в менталитете обычных людей.

Нам в AdMe.ru очень нравятся причудливые модерновые домики. Поэтому мы решили разобраться, чем они пленяют даже тех, кто не разбирается в архитектуре.

Во 2-й половине XIX века европейское искусство развивалось под знаменами историзма: творцы то и дело интерпретировали своих предшественников. В ответ на это у более молодых художников возникает желание найти новый и оригинальный стиль.

К тому моменту в мире произошла промышленная революция — переход от ручного труда к массовому производству. Деятели эпохи модерна при помощи своих произведений (не только архитектурных, но и художественных) стремились сломать границы между изобразительным и прикладным искусством, сочетать природные мотивы и новые технологии.

© Maryanna Nesina / Wikimedia commons, © Sergey Andreevich/Shutterstock

Архитекторы модерна сознательно отходят от устоявшихся принципов. Здесь гораздо реже встречается симметрия, а четкие линии уступают место более плавным силуэтам. Яркий пример — доходный дом Лидваль в Санкт-Петербурге. У него нет повторяющихся балконов: один оплетает паутиной чугунный паук, другой — этакий классицизм на новый лад.

Фасад тоже трудно назвать единообразным: в доходном доме можно найти 4 разновидности обработки камня, а некоторые элементы искусно облицованы керамической плиткой.

Например, в петербургском особняке балерины Матильды Кшесинской в декоре фасада, по одной из версий, можно увидеть мегафоны. Незадолго до возведения дома Александр Попов изобрел радио. Архитектор решил внедрить это передовое достижение в виде украшения.

© Guilhem Vellut / Wikipedia

Вдохновители и творцы модерна, кажется, поставили архитектуру с ног на голову. Вместо строгих прямых линий бал правит кривая, так называемая линия хлыста.

В декоре преобладают вертикальные линии, которые стремятся вверх, формы перетекают одна в другую. При отделке архитекторы использовали эмаль и мозаику.

Активно используются такие элементы, как стекло, керамика, гранит, железо, медь, сталь. Но строители не забывают и о проверенном временем материале — дереве. Ворота и перила обильно украшают коваными деталями.

В это время проектируют дома с металлическим каркасом внутри — это дало более широкие возможности архитекторам. Благодаря новшеству стало возможным создавать огромные окна во всю стену, которые стали визитной карточкой стиля.

В декоре отчетливо видны стебли растений, лианы и цветки. Модерн очаровывает своей живостью и плавностью, а не цветом — здания окрашены в приглушенные оттенки.

Хоть принципы архитектуры и были переосмыслены, строители не забывали наследие прошлого. Внимательный зритель увидит отсылки к античности, готике, русскому стилю и не только.

Творец продумывал все до мельчайших деталей. Он не только оформлял фасад или выбирал решение и материалы для отделки. На плечи архитектора ложилась разработка внутреннего убранства: от дверных ручек и решеток на окнах до лестниц и светильников.

Так поступил один из пионеров французского модерна (более известного как ар-нуво) Эктор Гимар. В его знаменитом замке Беранже архитектором спроектирована не только конструкция дома, но им же выбраны дизайн коврового покрытия, лестниц, мебели и дверных ручек.

Именно Гимар разрабатывал входы для первых станций Парижского метрополитена. Они были неоднозначно восприняты критиками и публикой. Всего было создано 154 входных группы, и 86 сохранились до наших дней и охраняются как исторический памятник.

Дом Мила в Барселоне — последнее законченное здание Антонио Гауди. Строение отличается специфической конструкцией лифтов — они есть только на четных этажах. Это не досадная оплошность, а замысел испанского архитектора. Он хотел, чтобы жильцы с разных этажей встречались на лестницах и общались друг с другом.

© irabel8 / depositphotos, © Christian Mueller/Shutterstock

Во Франции этот стиль известен как ар-нуво, в России он называется модерн, в Германии — югендстиль, в Италии — либерти, в Испании — модернизмо, в Венгрии и Австрии — сецессион, в Швейцарии — еловый стиль. В Скандинавских странах одно из ответвлений модерна называют национальным романтизмом.

В Венгрии в стиль вплетались непривычные персидские или мавританские детали. Например, крыша Казначейства в Будапеште украшена искусной мозаикой и майоликой.

Здание расположено посреди узких улочек, откуда филигранно исполненную крышу не было видно. Архитектора Эдена Лехнера спрашивали, зачем он потратил столько усилий на украшение крыши. Лехнер ответил: «Чтобы птицы могли любоваться ею».

В национальном романтизме нет обилия мелких деталей. Архитекторы обращаются к фольклорным мотивам, запечатлевают в камне национальную флору и фауну, сочетают природные и искусственные материалы.

Яркий пример — здание вокзала в Хельсинки. Оно облицовано финским гранитом. При входе гостей встречают гранитные исполины, держащие в руках огромные лампы.

Этот балкон с выступающим носом лодки — часть комплекса зданий «5 континентов» в Антверпене. Он был построен для кораблестроителя П. Ройса и состоял из 4 домов. До наших дней дошло лишь 3 здания, в том числе «с маленькой лодочкой», как называют его местные жители.

© Екатерина Борисова / Wikimedia commons

Деталь фасада на особняке Шрётера в Санкт-Петербурге занимает не только любителей архитектуры, но и сторонников теорий заговора. Под балконом расположен необычный знак — циркуль и треугольник. Его часто трактуют как масонский символ, однако это знак Петербургского общества архитекторов, которое основал Виктор Шрётер. То есть он указывает на профессию владельца дома.

В одном из самых узнаваемых творений Гауди спрятал фантазийное существо. Черепичная крыша по форме напоминает спину дракона. Дело тут совсем не в любви к фольклору: архитектор зашифровал в доме победу святого Георгия (покровителя Каталонии) над драконом.

Меч победителя символизирует небольшая башенка. А балконы и колонны Каса-Батльо — отсылка к драконьей добыче: эти элементы напоминают черепа и кости.

Попытки соединить прикладное искусство и высокое в начале XX века вылились в несколько стилей. Один из них — функционализм. Адепты этого стиля пренебрегали декором в пользу утилитарности, сохранив материалы модерна. Здание архитектурной школы Баухаус демонстрирует новые принципы. А идеи самой школы (а значит, и модерн) актуальны в архитектуре и сегодня.

Модерн передал более поздним направлениям и свои источники вдохновения. Например, модернизм, господствовавший до 60-х годов XX века, опирался на плоды промышленной революции.

На какое здание вы готовы смотреть бесконечно? Почему именно на него?

Фото на превью Vasyatka1 / Wikipedia

Новый стиль рубежа веков: история модерна

Стиль, о котором говорит знаменитый импрессарио, в России вскоре получит название модерн (от английского modern — “современный”), а пока на страницах журналов фигурирует как modern style или art nouveau.

Читайте также:  5 правил для тех, кто снимает квартиру на двоих

Интерьеры архива Ницше в Веймаре, автор проекта — Анри ван де Вельде.

За новым художественным течением, быстро ставшим интернациональным, закрепились различные названия. В Австрии он известен как “сецессион”, в Германии — как “югендштиль”, в Италии — как “либерти”, в Голландии — как “новое искусство”, а в США — как “тиффани”. Современники не скупились на эпитеты, выражая отношение к новомодному стилю.

На страницах газет разворачивались жаркие дискуссии. Одни называли его стилем волн и лилий за пристрастие к прихотливо-волнообразным силуэтам, другие язвительно сравнивали с угрем и вермишелью. Сказал свое слово и Николай II, отметивший в дневнике после посещения архитектурной выставки: “…осматривали образцы комнат в новом поганом стиле”.

Лампа Tiffany, которую придумал сын хозяина ювелирной марки Tiffany & Co. Луис Комфорт Тиффани. В 1885 году Луис Комфорт Тиффани открыл фирму Tiffany Glass Company. Поначалу он занимался витражами, а в 1890-е ассортимент пополнили лампы.

Пренебрежительное отношение к модерну сохранялось на протяжении всего XX века.

Например, интерес к творчеству Чарльза Ренни Макинтоша, пионера modern style, возник только в 1950-е годы, а в отечественном искусствознании “реабилитация” модерна началась лишь в 1980-е.

Зато в постперестроечные годы стиль рубежа веков, вновь стал горячо любим: он ассоциировался с дореволюционной “утраченной” Россией и эпохой последнего императора.

Стулья Hill House, 1903–1905, Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928). Англия, XX век.

Сформировавшись в 1890-х годах, модерн стал самым кратковременным в истории “больших стилей”: его закат хронологически обозначила Первая мировая война.

Молодой и современный, модерн противопоставлял себя предшествующей эклектике — той “трясине”, в которую, по выражению критиков, погружалось искусство.

Аккумулировав все технические достижения наступающего индустриального века, он стремился выработать новый художественный язык, соответствующий своей эпохе.

Одна из 100 иллюстраций немецкого биолога и художника Эрнста Генриха Геккеля из книги “Красота форм в природе”, 1904. Иллюстрации были перепечатаны из предыдущих книг Геккеля; данная работа охватывает различные формы гамогонии.

Всемирные выставки, с размахом демонстрировавшие новейшие товары, специализированные журналы, торговые дома с филиалами в крупнейших европейских столицах и набиравшая обороты индустрия рекламы стали приметами времени, в котором идеи и образы распространялись с невиданной ранее скоростью.

Входной павильон парижского метро Эктора Гимара.

Новый стиль рождался в борьбе противоречий. Желая шагать в ногу со временем, он в то же время оглядывался назад. Использование революционных инженерных решений и материалов (металлических конструкций, железобетона) сочеталось с обращением к образам прошлого.

Детали интерьера архива Ницше в Веймаре, автор проекта — Анри ван де Вельде. Детали ар-нуво на фасаде дома в Брюсселе.

Художников вдохновляли барокко и рококо (французский ар-нуво, в особенности Школа Нанси), народный фольклор (северный модерн), мавританское искусство, средневековая готика, кватроченто, ампир, Египет и греческая архаика.

Столовая в стиле ар-нуво, 1903–1906, Эжен Валлин (1856–1936). Красное дерево. Франция, XX век. Нанси, Musée De L'École De Nancy (Art and Crafts Museum).

Особое влияние на становление модерна оказало японское искусство и прежде всего знаменитые гравюры укиё-э с их линейным ритмом и эстетской декоративностью.

Переработанные автором и перенесенные в интерьеры частных особняков, доходных домов, кафе и магазинов, исторические “стилистики” непременно сочетались с новейшим комфортом: стеклянными оранжереями, радиаторным отоплением, лифтами и бассейнами.

Гравюра “Большая волна в Канагаве”, художник Кацусики Хокусай.

Мечтая о всеобъемлющем стиле, модерн декларировал равенство искусств и ремесел. Отныне оформлению внутренней среды придается такое же значение, что и архитектурному проектированию, а лучшие зодчие и художники посвящают себя дизайну предметной среды. Архитектура и интерьеры мыслятся как единое целое, в котором продумано все, вплоть до рисунка вентиляционных решеток и силуэта дверных ручек.

Буфет из красного дерева в викторианском японском стиле с посеребренными ручками, 1867, Уильям Уотт. По эскизу Эдуарда Уильяма Годуина (1833–1886), Англия, XIX век.

Синтез искусств находит воплощение в роскошных особняках, где живопись и скульптура, цветные витражи и мозаика, мебель и декоративное стекло — все подчинено единому образу.

Один из ранних примеров такого подхода — дом бельгийского архитектора Анри ван де Вельде в пригороде Брюсселя (1896), который тот построил для своей семьи. Лидер и апологет нового стиля, ван де Вельде спроектировал его вместе со всей обстановкой: мебелью, светильниками, обоями и столовыми приборами, а для жены придумал платья, которые цветом и орнаментом перекликались с оформлением комнат.

Чарльз Ренни Макинтош, Хилл-хаус (1902 – 1904). Чарльз Ренни Макинтош, Хилл-хаус (1902 – 1904). Чарльз Ренни Макинтош, Хилл-хаус (1902 – 1904).

По мнению ван де Вельде, синтез “стремящихся разойтись” искусств может быть достигнут с помощью современной промышленности.

Восхищение перед красотой природного мира с его неповторимыми формами (знаменитый лозунг “Назад к природе”) сочетается в его трудах с верой в машинное производство и признанием инженерии как движущей силы новых искусств.

“Инженеры — архитекторы нашего времени”, их творениям присуща необычайная красота, утверждает один из основоположников нового стиля. В подобных противоречиях и раскрывается суть модерна. В столкновении органического и индустриального, индивидуального и массового, орнаментального и функционального стиль рубежа веков обретал свое лицо.

Стул в стиле ар-нуво, спроектированный Анри ван де Вельде (1863–1957), Брюсель, 1898, Бельгия, XIX век.Стул в стиле ар-нуво, спроектированный Анри ван де Вельде (1863–1957) для столовой на вилле Bloemenwerf в Уккле, Бельгия, около 1895.Стул в стиле ар-нуво, 1898, спроектированный Анри ван де Вельде (1863–1957), Бельгия, XIX век.

В соответствии с приверженностью к тому или другому полюсу модерн условно разделяют на два направления — декоративное и конструктивное. К первому относят французский и бельгийский ар-нуво, представленный творчеством Виктора Орта, Эктора Гимара, Анри ван де Вельде, а также школой Нанси.

Отель Solvay по проекту Виктора Орта.Отель “Тассель” Виктора Орта в Брюсселе

Входившие в школу Нанси художники Эмиль Галле и братья Дом, владельцы знаменитых стеклодувных мастерских, создали самый цитируемый впоследствии вариант модерна: текучие формы, таинственная ночная фауна, лилии, бабочки и ундины в рассветно-сумеречной цветовой гамме.

К декоративному направлению причисляют и каталонского гения Антонио Гауди, и итальянского дизайнера Карло Бугатти, чья мавританско-византийская мебель произвела фурор на Всемирной выставке в Турине в 1902 году.

Коридор первого этажа с параболическими арками, школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне. Архитектор Антонио Гауди. Винтажный обеденный стол, Casa Mila (La Pedrera или The Stone Quarry), Антонио Гауди, 1905–1911, Барселона, Испания.Пост почитания Антонио ГаудиСтол из орехового дерева и четыре стула, украшенные инкрустациями из слоновой кости и металла, 1898, дизайнер Карло Бугатти (1855–1940), Туринская выставка, Италия, XX век.

Совершенно иная трактовка стиля возникла в Шотландии в рамках так называемой школы Глазго во главе с Чарльзом Ренни Макинтошем. Его работы поражают чистотой геометрических форм, в которых едины декор и конструкция.

Стул Argyle, 1903–1905, дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928), изготовитель Cassina.

Геометрическая ветвь модерна, вставшая на путь очищения структуры от орнамента, продолжается в творчестве художников Венского сецессиона: Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха, Йозефа Хоффмана, которого критики окрестили “квадратным” за его любовь к простой геометрической форме. Именно конструктивная, сдержанная линия модерна получила дальнейшее развитие, став тем фундаментом, на котором возникла философия и эстетика модернизма — движения, уже в 1920-е годы получившего статус нового, современного стиля.

Кресло с откидной спинкой в стиле ар-нуво, около 1903, фанера из бука. Дизайнер Йозеф Хоффман (1870–1956). Австрия, ХХ век.

В истории русского модерна особое место занимал архитектор Федор Шехтель. Среди его знаковых проектов — особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве с волнообразной оградой.

Внутри природную тему продолжает знаменитая лестница-волна. Особняк П. П.

Смирнова на Тверском бульваре авторства Шехтеля — еще один отличный пример русского модерна, в котором воплотились все главные темы этого стиля.

Getty Images, Alamy/ТАССМодернАрхитектураИнтерьерИстория стиля21 Марта 2019, Обновлено 5 Апреля 2019

  • Архитектура
  • Интерьер
  • События
  • Культура
  • Светская хроника

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *