Закон о развитии промзон может появиться в России

Опубликовано: 23 декабря 2020, 13:06 | Служба новостей ЯмалPRO

Закон о развитии промзон может появиться в России

Сегодня, 23 декабря, Госдума одобрила в третьем чтении законопроект о комплексном развитии территорий. Документ поддержали депутаты фракций «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ, против выступила «Справедливая Россия». Власти подчеркивают, что новый закон направлен на ускорение расселения аварийного и ветхого жилья в российских регионах. Противники закона настаивают, что он фактически предполагает «захват домов» и по скандальности сравним с пенсионной реформой

Согласно законопроекту, региональные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья при согласии двух третей собственников или нанимателей квартир.

По оценке думской оппозиции, по факту закон позволит включать в программу все дома, поскольку износ зданий начинается на следующие сутки после сдачи их в эксплуатацию.

Сделать это можно будет, если здание попадет в границы участка комплексного развития территории жилой застройки.

«Предполагается изъятие у граждан не только жилых помещений в МКД, но и индивидуальных домов, и садовых домиков, если пространство вокруг них не благоустроено по мнению субъекта Федерации, — подчеркнула депутат от «Справедливой России» Галина Хованская.

— Проект легализует принудительное, репрессивное изъятие жилого помещения. С людьми необходимо договариваться, и право частной собственности надо уважать.

Если этот проект направлен на улучшение жилищных условий наших граждан – почему людей переселяют из коммуналки в коммуналку, и они там будут жить до гробовой доски?».

Закон о развитии промзон может появиться в России

«Говорят, что закон нужен гражданам России, но может у кого-то под дверью стоят обнищавшие девелоперы, которые просят этот закон принять?» – спросил Шеин, который ранее сравнил новый закон с пенсионной реформой.

Как будет работать закон о комплексном развитии территорий

Закон о развитии промзон может появиться в России

Закон о комплексном развитии территорий был принят в самом конце декабря 2020 года, и пока не совсем понятно, как именно он будет работать. Редакция сайта «РИА Недвижимость» ознакомилась с текстом и рассказывает читателям, что ясно из этого закона на данный момент времени.Комплексное развитие территорий – это то же самое, что и московская реновация?

У этих двух программ действительно есть общие черты, но КРТ шире. Московская реновация была нацелена строго на обновление жилого фонда, тогда как закон о КРТ – на формирование городской среды.

Если говорить проще, то если в московской программе целью было снести старые жилые дома и построить вместо них новые, то «всероссийская реновация» подразумевает обновление целых кварталов, причем не только «хрущевок» и даже не только жилых домов. Здесь обновлять предполагается реально территории – то есть целые кварталы. Более того, в программу могут попасть территории без жилых построек (например, промзоны) или даже без построек вообще.

Читать далееКто и как принимает решение о том, что территория подлежит комплексному развитию?

Если коротко, то власти либо владельцы (правообладатели) недвижимости, расположенной на определенной территории.

Из властей основное право принимать решение о КРТ принадлежит высшему руководству субъектов федерации.

Если руководство субъекта примет такое решение, оно может передать право определять территории для КРТ муниципальным властям. Кроме того, право принимать решение о КРТ есть и у правительства РФ.

Читать далееКогда дом находится не в лучшем состоянии, многие надеются получить новые квартиры, воспользовавшись программой расселения ветхого и аварийного жилья.

Кто реально может претендовать на это и как действовать в случае, если что-то пошло не по плану, сайту «РИА Недвижимость» рассказали эксперты общественной организации НП «ЖКХ Контроль».

Правда ли, что по закону о комплексном развитии территорий можно снести любые дома?

На этот вопрос довольно сложно дать однозначный ответ. С одной стороны, в законе есть перечень объектов, которые не могут быть изъяты в рамках КРТ: это разного рода объекты федерального значения, многоквартирные и частные дома, а также практически любая недвижимость, которую правительство РФ или субъекта РФ определят как «неприкосновенную».

С другой стороны, почти по каждому пункту есть оговорки. Например, многоквартирные дома все же могут быть изъяты и снесены, если они признаны аварийными, либо не признаны, но имеют сильный физический износ или высокую стоимость капремонта.

Читать далееГоворят, что по всероссийской реновации будут изымать и сносить частные дома – это так?

Такая возможность предусмотрена в законе. Индивидуальные дома могут быть изъяты у собственников, если их признают изношенными или даже если в них просто отсутствует инженерно-техническое обеспечение (какое именно – не уточняется). С другой стороны, в нем же оговаривается, что такие дома и участки изымать нельзя, если дом не изношен.

Читать далееПравда ли, что владельцам коммерческой недвижимости в сносимых домах ничего не компенсируют?

Относительно этих помещений в законе указано, что они «подлежат изъятию».

Здесь есть нюанс: российское законодательство подробно рассматривает изъятие для муниципальных или государственных нужд жилого помещения либо земельного участка, а вот относительно нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, таких понятных норм нет. Таким образом сейчас ответить на этот вопрос затруднительно.

Читать далееКак можно включить или наоборот, исключить свой дом из программы КРТ?

Проблему реорганизации промзон в России решит новый закон

Минстрой внесет в Госдуму законопроект, который решит проблему реорганизации промзон и запустит в оборот заброшенные территории российских городов в целях строительства.

Проблема реорганизации промышленных территорий на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных, и не только для Москвы. Такие земли являются существенным резервом для развития городов России.

Стоит отметить, что общая площадь промзон столицы составляет около 19 тыс. га.

При этом сегодня промзоны представляют собой устаревшие производственные анклавы с недействующей транспортной инфраструктурой, которые используются неэффективно.

В связи с актуальностью данной проблемы Министерство строительства и ЖКХ России (Минстрой) планирует внести соответствующий законопроект в Государственную Думу РФ в осеннюю сессию.

Сейчас ведется работа над концепцией проекта закона, в настоящее время над текстом концепции работает Институт экономики города. «Эта работа будет длиться еще около трех недель.

Законопроект  затронет ряд нормативных правовых актов, в том числе потребует внесения изменений в Земельный кодекс и Градостроительный кодекс Российской Федерации», — сообщили «РБК-Недвижимости» в Минстрое.

В Москве много не действующих в настоящее время промзон с большим количеством собственников.

Столичные власти ранее не раз заявляли, что запустить комплексное освоение заброшенных территорий стоит огромных усилий и длительного времени, так как сложно договориться с собственниками.

Например, запуск крупнейшего в столице проекта на территории ЗИЛ далось очень непросто, сетовали московские чиновники.

По мнению авторов законопроекта, основной целью разрабатываемого документа должно стать создание правовых и экономических механизмов реализации проектов реорганизации промзон. Разрабатываемый законопроект предусмотрит вовлечение всех собственников недвижимости на таких территориях в процесс реорганизации.

«Законопроект направлен на создание современной городской среды, транспортной и социальной инфраструктуры. Также в нем будут прописаны механизмы для развития новых современных промышленных производств», — рассказала «РБК-Недвижимости» директор департамента жилищной политики Минстроя России Гаянэ Кизарьянц.

 «Сейчас действующие законодательные нормы являются разрозненными и не позволяют комплексно осуществлять реорганизацию промзон с учетом публичных интересов городов.

Частичная же реорганизация в полной мере не дает возможности решать городские задачи.

Чтобы снять проблему, нужно внести изменения в действующее законодательство, определив правовые механизмы реорганизации и застройки промышленных территорий», — отмечает Гаянэ Кизарьянц.

В департаменте градостроительной политики Москвы, который также участвовал в разработке данного законопроекта, отмечают, что подобные проекты наиболее сложны с точки зрения их практической реализации ввиду множественности собственников и отсутствия согласованных планов по дальнейшему развитию территорий, в том числе из-за отсутствия инструментов, позволяющих снизить возможные риски и повысить эффективность их реализации для города в целом и для каждого правообладателя в частности.

В департаменте градостроительной политики г. Москвы считают, что законопроектом должны быть предусмотрены различные правовые схемы реорганизации промышленных территорий для их возможного выбора и реализации субъектами РФ в различных случаях. В законопроекте следует также учесть иные механизмы реорганизации (кроме ПИФов), которые могут быть наиболее эффективны, считают чиновники.

Читайте также:  Госдума одобрила закон о переходе к спецсчетам на капремонт уже через год

Игроки рынка, опрошенные «РБК-Недвижимостью», также поддерживают данную инициативу. По их мнению, в противном случае дальнейшее движение в направлении развития этих территорий будет весьма затруднительным. В то же время эксперты сомневаются в эффективности механизмов вроде ПИФов.

По мнению партнера консалтинговой компании S.A. Ricci Павела Яншевского, идея создания ПИФов для развития промзон кажется достаточно сложной для реализации. Есть опасения, что переговорный процесс может растянуться на годы и не факт, что собственники придут к единому мнению, считает он.

Руководитель отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield  Евгений Попов также видит сложности в реализации данного законопроекта на практике.

По его мнению, здесь может быть либо добровольная интеграция собственника в большой проект (что довольно сложно — собственник боится потерять контроль над проектом, потому что его доля размывается), либо принудительная — а это уже не совсем рыночная и долгая история, так как решения могут быть обжалованы через суды.

«Действенным способом, который поможет решить давно назревшую проблему реорганизации промышленных территорий, на наш взгляд, может стать изъятие городом (с компенсацией собственнику) либо выкуп по кадастровой стоимости долей промзон, используемых не по целевому назначению, и последующая передача их одному инвестору, который будет проводить застройку территории в соответствии с городской программой социально-экономического развития», — видит решение данной проблемы Павел Яншевский.

По мнению директора департамента управления активами Группы ПСН Татьяны Тиковой, следует учесть, что потребуются и дополнительные поддерживающие механизмы. Возможно, стоит даже задуматься о создании отдельного ведомства, сфокусированного на работе именно по промзонам. «Ведь мы говорим об освоении сотен гектаров земли.

Потребуется также вовлечение городских финансовых ресурсов,  к примеру, в части первичного инвестирования в инфраструктуру в целях создания потенциала для дальнейшего освоения территорий.

Думаю, в ситуации с промзонами могут хорошо показать себя именно механизмы государственно-частного партнерства», — рассказала «РБК-Недвижимости» эксперт.  

РБК-Недвижимость

Редевелопмент промзон – по новым правилам

Нынешний год задал основной вектор градостроительной политики на ближайшие 5–7 лет, а именно – редевелопмент промышленных зон и реализация программ реновации. Особенно наглядно это было продемонстрировано в г. Москве, где последние полгода ведущие девелоперы активно боролись за право застраивать крупнейшие промзоны столицы.

Вместе с тем нормативная база для реализации редевелопмента не лишена недостатков, для устранения которых в Госдуму был внесен проект поправок в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты (проект федерального закона № 1023225-7, далее – законопроект). Глобально суть поправок сводится к включению в ГрК новой гл. 10, устанавливающей правила, по которым будет осуществляться редевелопмент соответствующих территорий.

Власти получат право сносить неаварийные многоквартирные дома с целью комплексного развития территорийСоответствующий законопроект предполагает, что для этого потребуется согласие двух третей собственников и нанимателей помещений в предлагаемых к сносу и реконструкции домах

Нельзя сказать, что законопроект предусматривает революционное регулирование, которое раз и навсегда упорядочит градостроительную деятельность в части комплексного развития территорий. В то же время ряд положений заслуживают особого внимания.

Во-первых, возможность комплексного развития несмежных земельных участков.

Данное нововведение призвано сократить издержки сторон при заключении договора о комплексном развитии территории.

Технически редевелопмент двух и более несмежных участков не отличается от их застройки по отдельности – документация по планировке территории также готовится в отношении каждого участка, для которого разрабатывается этапность развития и т.д.

Однако суть нововведения заключается в том, чтобы крупные участники рынка могли заключать масштабные контракты на редевелопмент (например, сразу на 5-6 участков, расположенных в границах одного элемента планировочной структуры) без необходимости заключать в отношении каждого земельного участка отдельный договор.

  • При этом издержки на заключение контрактов сократятся не только для девелопера, но и для публичного субъекта, что также немаловажно.
  • Во-вторых, возможность увеличения площади застройки за счет неиспользуемых земель.
  • В рамках комплексного развития территорий в обязанности девелопера входит возведение инфраструктурных объектов, которые затем передаются в публичную собственность.
  • Согласно законопроекту у девелоперов появится возможность «присоединить» к выделенному им земельному участку смежный, находящийся в публичной собственности, если он не обременен правами третьих лиц.
  • Это позволит:
  • увеличить «полезную» площадь застройки объектами, которые затем поступят в собственность девелоперов;
  • существенно упростить процесс межевания земельных участков под будущим многоквартирным домом и частью участка, занятой объектами инфраструктуры.
  1. Кроме того, это поможет избежать недопонимания между участниками долевого строительства и публичным собственником инфраструктурных объектов, так как зачастую притязания дольщиков распространяются на все объекты, расположенные рядом с жилым домом, что приводит к длительным судебным процессам по определению структуры собственников объектов, расположенных на данном участке.
  2. В-третьих, возможность осуществления комплексного развития территорий по инициативе двух и более правообладателей.
  3. Данное нововведение, вероятнее всего, призвано поддержать небольших региональных девелоперов, которые испытывают недостаток в ресурсах для осуществления комплексного развития территорий и могут объединиться друг с другом для реализации совместных проектов.

Для этого им потребуется заключить соглашение о разграничении обязанностей, в котором будут определены обязательства сторон; порядок распределения расходов и ответственности, а также обязательство заключить договор о комплексном развитии территории.

В аукционе такие «содевелоперы» будут участвовать как единственное лицо.

Иными словами, изначально стороны договариваются о порядке совместной деятельности, а затем «присоединяются» к более стандартизированным формулярам договора о комплексном развитии территории.

Для крупных девелоперов такая возможность едва ли представляет интерес, так как они имеют соответствующие мощности и, наоборот, заинтересованы реализовывать проект самостоятельно.

Однако вызывает сомнения техническая сторона вопроса. Управление строительными проектами – задача не из простых, поэтому представить совместную – и, что немаловажно, эффективную! – реализацию проекта разными девелоперами как сообладателями соответствующей площадки не представляется возможным.

  • Полагаю, данная норма выглядит, хотя и весьма изящным, но, к сожалению, теоретическим решением, впрочем, не исключено, что ее внедрение в ГрК даст старт новому виду совместной реализации девелоперами проектов в рамках комплексного развития территорий.
  • В-четвертых, запрет перекладывать публичные функции на частных субъектов.
  • Поправками предлагается запретить включение в договор о комплексном развитии территории обязанности девелопера возвести инфраструктурный объект, если его строительство уже предусмотрено комплексной программой развития инфраструктуры за счет средств местного бюджета или иных субъектов.
  • Данное положение очевидно призвано пресечь порочную практику, в рамках которой возведение инфраструктурных объектов использовалось в качестве рычага давления на девелопера и рассматривалось как залог отсутствия препятствий со стороны органов местного самоуправления к реализации проекта в целом.
  • Нередко органы местного самоуправления, особенно в регионах, для экономии бюджетных средств (но в основном ради собственной выгоды в рамках коррупционных схем) навязывали девелоперам обязательства по возведению инфраструктурных объектов, обещая взамен, по сути, надлежащее выполнение их публичных функций – как правило, выдачу исходно-разрешительной документации.
  • Справедливости ради стоит отметить, что этот прием использовался и противоположной стороной – например, незаконопослушные девелоперы, предлагая сэкономить бюджетные средства, добровольно брали на себя обязательства по строительству инфраструктурных объектов в обмен на лояльность контролирующих строительство органов исполнительной власти и местного самоуправления при выдаче исходно-разрешительной документации.
  • Такая практика привела к тому, что очень часто жилые дома в регионах строятся там, где строиться не должны, а в ряде случаев – где их попросту опасно возводить.
  • В-пятых, запрет уступки прав по договору.
  • Законопроектом предусмотрен также запрет правообладателю земельного участка, с которым был заключен договор комплексного развития территории, уступать его права и обязанности по договору аренды.
Читайте также:  Украшения к пасхе своими руками

Как и предыдущая норма, данное положение носит превентивный характер и призвано не допустить реализацию посреднических схем, аналогичных используемым в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Речь идет о ситуациях, когда профессиональный участник рынка выигрывает торги или аукцион как соответствующий всем необходимым условиям конкурса, а затем за вознаграждение переуступает свои права третьим лицам, которые зачастую не отвечают требованиям, необходимым для успешной поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Очевидно, что нововведение призвано ограничить монополию крупных девелоперов, которые в силу наличия у них ресурсов могут «захватить» рынок, а затем переуступать их права более мелким девелоперам за соответствующую плату.

Однако и данная норма вряд ли закроет все «лазейки» – например, случаи, когда для участия в аукционе создается SPV1, доли в котором впоследствии можно перепродать.

Таким образом, формально правообладатель земельного участка не изменится, но фактически реализовывать проект будет иное лицо.

Вместе с тем такие недостатки нормативного регулирования – при наличии желания со стороны правоприменительных органов – могут быть устранены судебной практикой.

  1. В-шестых, возможность реализации проекта по комплексному развитию территории без внесения изменений в правила землепользования и застройки.
  2. В качестве общего правила (если иное не предусмотрено региональным регулированием) предусмотрена возможность принятия решения о комплексном развитии территории без внесения изменений в правила землепользования и застройки.
  3. Данная норма существенно упрощает процесс реализации данных проектов в городах федерального значения и крупных городах, где процесс внесения изменений в указанные правила – крайне сложная процедура, реализация которой для принятия решения по каждому земельному участку нецелесообразна.
  4. Кроме того, она призвана сократить издержки на заключение договора комплексного развития территории, в том числе временные.

В заключение отмечу, что законопроектом также предусмотрены корреспондирующие изменения в ЗК РФ, посвященные внедрению института «адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов».

Данные программы известны как реновация, и внесение соответствующих поправок в ЗК РФ, на мой взгляд, свидетельствует о том, что опыт реновации в Москве, который, видимо, получил положительную оценку, будет экстраполирован на регионы.

Подводя итог, оценить законопроект можно положительно, так как он призван оперативно создать базу для нормативного регулирования процессов, темпы развития которых набирают обороты. Несомненно, практика обнажит и недостатки регулирования, в связи с чем можно смело утверждать, что это далеко не последние поправки в ГрК, связанные с комплексным развитием территорий.

1 Special Purpose Vehicle – юрлицо, создаваемое под конкретный проект (как правило, дочерняя компания), которое наделяется необходимым имуществом (например, зданиями на земельном участке в собственности г. Москвы) для получения права аренды данного участка и заключения договора об участии в комплексном развитии территорий. Затем это юрлицо продают.

Особые экономические зоны | Министерство экономического развития Российской Федерации

В России функционирует 38 ОЭЗ в 31 регионе (19 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые).

По состоянию на 15 марта 2021 года в ОЭЗ зарегистрированы 856 резидентов, из которых 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем осуществленных инвестиций резидентов составляет порядка 497 млрд рублей. Резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест.

Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.

ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:

  • Минимальные административные барьеры.
  • Налоговые льготы и таможенные преференции.
  • Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
  • Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

  • Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
  • ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
  • ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
  • На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов

Каталог продукции резидентов ОЭЗ

Каталог представляет собой единую структурированную базу, в которой представлены продукция и услуги, производимые и выпускаемые компаниями-резидентами ОЭЗ. Каталог служит для удобства инвесторов при ознакомлении со спецификой производства на территории конкретных ОЭЗ, видах производимой продукции и предоставляемых услуг.

Каталог продукции резидентов ОЭЗ

Принят закон о комплексном развитии территорий

Как отмечал ранее заместитель Председателя Комитета по транспорту и строительству Павел Федяев, новые нормы позволят расселить то аварийное жилье, на расселение которого не хватало средств федерального и региональных бюджетов.

Закон, направленный на совершенствование института комплексного развития территории и механизмов
расселения аварийного жилья, а также жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ в соответствии с жилищным
законодательством.

Предполагается, что утвержденные адресные программы станут основанием для принятия
субъектами РФ решений о комплексном развитии территорий, на которых расположены включенные в эти программы и соответствующие установленным критериям многоквартирные дома.

Совместно с Правительством депутаты активно доработали проект закона ко второму чтению с учетом критических замечаний.

Теперь в Жилищном кодексе фиксируется, что собственникам жилых помещений в упомянутых многоквартирных домах взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, общего
имущества в доме, в том числе земельного участка,
на котором он расположен, с учетом доли собственника в праве общей собственности
на такое имущество.

Также будут учитываться все убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием (например, упущенная выгода). По заявлению собственника ему
предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое
жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом предоставляемое жилое помещение
находится в границах, подлежащих комплексному развитию.

Решение о включении
или не включении многоквартирного дома в границы комплексного развития принимает собрание
собственников.

Специфика регионов

«Россия не находится в Садовом кольце, территория ее намного больше. Поэтому те нормы, которые принимались в отношении реновации для Москвы, должны учитывать специфику Москвы. А в Саха (Якутии) есть своя специфика, в Волгограде – своя. В Севастополе — своя, в Магадане – своя», — сказал на пленарном заседании Председатель ГД Вячеслав Володин.

«Закон, который сегодня принимается, – это серьезный шаг вперед по решению проблем людей, которые живут в аварийном жилье, ветхом», — отметил Вячеслав Володин. 

«Надо решать проблемы с домами, которые были еще в императорский период, и в советское время понастроены. Потому что у них гарантийный срок давно истек. В этом смысл закона», — сказал он.

Контроль за ходом реализации закона

Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания предложил создать рабочую группу из представителей профильных комитетов для контроля за ходом реализации этого закона.

«Надо будет контролировать реализацию этого закона. Правильно было бы создать рабочую группу из председателей двух комитетов, может быть, даже трех — [Председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая] Николаева подключить, как мы это делали», — сказал Председатель ГД.

Он считает, что рабочей группе следует собраться уже через три месяца, чтобы оценить, что сделано в субъектах РФ.

«У нас регионы должны принять нормативную базу, законы региональные. Поверьте мне, этого не будет через три месяца. А вот чтобы было, нам надо с вами уже на новогодние каникулы заняться этим. Потому что у политиков отпусков не бывает», — сказал Вячеслав Володин.

Читайте также:  Цены на новостройки выросли в 60 городах

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о правовом регулировании отношений в сфере социального партнерства

Федеральный закон от 26 июля 2019 года №245-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 декабря 2018 года №2964-р.

Федеральным законом законодательно закрепляются понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

Определяются критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к социальным предприятиям, социальные формы и виды поддержки социальных предприятий.

Проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления
понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» (далее –
Федеральный закон) был внесён в
Госдуму распоряжением Правительства от 28 декабря 2018 года №2964-р.

Федеральный
закон принят
Государственной Думой 11 июля 2019 года и одобрен Советом
Федерации 23 июля 2019 года.

Федеральный закон направлен на законодательное
определение понятий «социальное предпринимательство» и «социальное
предприятие».

Под социальным предпринимательством понимается предпринимательская
деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей,
способствующая решению социальных проблем граждан и общества, повышению
уровня занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, выпускников
детских домов и других категорий граждан. Социальное предприятие –
субъект малого или среднего предпринимательства (далее – МСП), осуществляющий
деятельность в сфере социального предпринимательства.

Устанавливается возможность оказания органами государственной
власти и органами местного самоуправления поддержки субъектам МСП,
осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства
и соответствующим определённым условиям.

К таким условиям относятся:
обеспечение субъектом МСП занятости категорий граждан, установленных
Федеральным законом, реализация производимых такими гражданами товаров, работ,
услуг, производство товаров, работ, услуг, предназначенных для таких граждан
и отвечающих определённым направлениям деятельности социальных
предприятий, другая установленная Федеральным законом деятельность.

  • Кроме того, предусматривается возможность оказания поддержки
    за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Федерации или местных
    бюджетов субъектам МСП, признанным социальными предприятиями с учётом
    дополнительно установленных регионами категорий граждан и видов
    деятельности.
  • Порядок признания субъекта МСП социальным предприятием будет
    определяться Минэкономразвития России.
  • Оригинал.

Комплексное развитие промзон в Москве даст бюджету около 3 трлн рублей

МОСКВА, 8 июля. /ТАСС/. Первый в России договор о комплексном развитии территории (КРТ) промзон подписан в среду между столичным департаментом инвестиционной и промышленной политики и компанией «Стройэкспорт НП».

Инвестиции в проект редевелопмента промзоны «Октябрьское поле» составят 14 млрд рублей, а в целом развитие промзон Москвы принесет городскому бюджету порядка 3 трлн рублей, сообщил журналистам заммэра Москвы Владимир Ефимов.

«Проекты комплексного развития территорий позволяют дать новую жизнь невостребованным пространствам и создавать современную городскую среду, удобную для жизни и работы. По нашим подсчетам, подобные проекты могут дать городу около 500 тыс. рабочих мест и почти 3 трлн поступлений в бюджет, а общий объем инвестиций в реализацию проектов может составить около 7 трлн рублей», — сообщил вице-мэр.

Первая ласточка

Первой под редевелопмент по программе комплексного развития попала территория зоны «Октябрьское поле». Инвестор проекта — компания «Стройэкспорт НП» (входит в группу компаний «РГ-Девелопмент»).

В течение шести лет на месте промзоны «Октябрьское поле» появятся жилье и социальные объекты — два детских сада, школа, поликлиника и технопарк. В целом инвестор вложит 14 млрд рублей и построит объекты площадью почти 174 тыс. кв.

 м, общая площадь под застройку составляет почти 6 га.

Генеральный директор компании «РГ-Девелопмент» Татьяна Тихонова рассказала, что они подробно изучили мировую практику подобных проектов, в частности, пример района Доклендс в Лондоне. «Для нас было принципиально важно, чтобы проект нес в себе улучшение качества жизни не только новоселов, но и жителей прилегающих районов.

Уже сегодня проект частично реализован: первая очередь введена в эксплуатацию в 2017 году, завершить строительство второй очереди мы планируем в следующем году. Третья очередь будет вводиться поэтапно. Срок ее реализации рассчитан на шесть лет, но мы планируем завершить строительство раньше — до 2024 года», — сообщила Тихонова.

История проекта КРТ

Федеральный закон о комплексном развитии промзон был принят летом 2016 года и вступил в силу в 2017 году.

Первые решения о КРТ по инициативе правительства Москвы были приняты в отношении промышленных зон «Бирюлево» и «Коровино» в сентябре 2017 года, а в отношении «Братцево» в марте 2018 года.

«В ближайшие годы мы рассчитываем с помощью проектов КРТ преобразить старые заброшенные промзоны и создать не только жилые кварталы, но и инновационные современные производства с развитой инфраструктурой вокруг.

За три года мы обследовали 100% промышленных территорий Москвы общей площадью 14,8 тыс. га и выяснили, что больше трети из них потенциально пригодны для градостроительного развития», — рассказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Директор агентства промышленного развития Москвы Ирина Дегтярева уточнила ТАСС, что всего на территории Москвы есть около 9 тыс. га, занятых либо действующими, либо бывшими промышленными предприятиями, и порядка 6 тыс. га из них могут быть реновированы.

Она уточнила, что к настоящему моменту отработано уже более 2 тыс. га, на этой территории в ближайшее время будут запущены реновационные проекты, на которых можно разместить порядка 38 млн кв. м строительных объектов. По ее словам, проект по строительству 38 млн кв.

м недвижимости на территории промзон рассчитан на 10-15 лет.

Принципиальная разница проектов, реализуемых в рамках механизма КРТ, состоит в том, что город имеет право принять решение о функционале территорий, которые подвергаются редевелопменту, а также формировать единый земельный участок под такой проект.

Девелоперы: Закон о комплексном развитии территорий позволит эффективнее работать с промзонами в Москве

Закон о комплексном развитии территорий поможет столичным девелоперам эффективнее работать с проектами по освоению бывших промышленных зон. Такое мнение Агентству городских новостей «Москва» выразил генеральный директор АО «Главстрой» Андрей Васильев.

«Объективные сложности при развитии территорий крупных промзон трудно преодолеть без распространения механизма комплексного развития территорий (КРТ) как на городском, так и на федеральном уровне.

Развитие территорий бывших промзон — важная вещь, ведь в итоге мы получаем комплексную реализацию проекта, которая включат социальную инфраструктуру, парки, рабочие места, позволяет полностью преобразить территорию», — сказал Андрей Васильев.

Он отметил, что существуют и тормозящие факторы, которые требуют внесения изменений в текущее законодательство.

«У промзоны зачастую несколько собственников, где мы владеем большей частью территории, порядка 70%, и единственный механизм, который сейчас можно применить, — это договориться с ними. Но это сложно и является главным тормозящим фактором.

И сейчас мы разговариваем с городом о распространении механизма КРТ.

Вторая сложность в том, что когда в комплексных проектах, таких, как у нас, мы планируем масштабное благоустройство, возникает сложность оформить участок в аренду и получить проектное финансирование для создания парка», — добавил Васильев.

По мнению заместителя директора по продажам ГК «Гранель» Сергея Нюхалова, закон позволяет объединять бюджетные и частные средства при реализации комплексных проектов, что приведет к сокращению сроков и упрощению административных процедур.

«Всероссийская реновация, как еще называют документ, приведет через несколько лет к значительному увеличению объемов жилищного строительства, а значит и предложения. Это благотворно скажется на рынке новостроек.

В будущем нельзя исключать стабилизации цен на недвижимость, а, возможно, и некоторого их снижения. Отрадно, что большие полномочия по этому закону отданы регионам. Местные власти смогут принимать эффективные и быстрые решение по комплексному развитию территорий.

Не придется каждый шаг сверять с федеральным центром», — рассказал Нюхалов.

Президент России Владимир Путин 30 декабря 2020 года подписал закон о механизме комплексного развития территорий, которым предусматривается реализация программ обновления городской застройки с привлечением внебюджетных источников. Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин также сообщал, что Москва может стать одним из первых субъектов страны, где начнут активно применять закон о КРТ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *