В Татарстане и Белгородской области построят жилье для некоммерческого найма

В Татарстане и Белгородской области построят жилье для некоммерческого найма В Татарстане и Белгородской области построят жилье для некоммерческого найма

В Ульяновской области планируется создать жилищный фонд социального использования. Будут помогать тем, кто не может получить ипотеку или купить квартиру самостоятельно. Об этом пишет сегодня «Управдом».

После принятия закона о приватизации строительство муниципального жилья в стране фактически было остановлено.

Очереди из нуждающихся в улучшении жилищных условий растянулись на многие годы, так как новые муниципальные квартиры не появляются, а старые освобождаются медленно.

На днях региональное Правительство одобрило законопроект, устанавливающий категорию граждан, которые получат право некоммерческого найма квартир.

Текст проекта закона размещен для публичного ознакомления на сайте Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области www.build.ulgov.ru.

По сути, вводится новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, что позволит создать условия и стимулы для увеличения объемов строительства жилищного фонда.

Планируется, что квартиры в таком наемном доме будут предоставляться гражданам, которые признаны нуждающимися в жилом помещении, а уровень их доходов не позволяет купить жилье в рамках ипотечного кредита или на собственные средства.

Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» закреплены основы найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Предполагается, что плата за наем в таких домах будет ниже суммы коммерческого найма, а жилье будет предоставляться на срок от одного до 10 лет.

Так как затраты на возведение таких домов застройщикам будут возвращаться длительное время, планируется предоставить строительным компаниям различные льготы.

Ранее, в июле 2014 года, вступил в силу Федеральный закон №217-ФЗ, который внес поправки в законодательство в части регулирования отношений по найму помещений жилфонда социального использования. Таким образом, на федеральном уровне были созданы предпосылки для формирования рынка доступного наемного жилья в регионах.

— Нужна государственная поддержка, чтобы дать муниципалитетам финансовые ресурсы построить жилищный фонд и сдать его в некоммерческий найм.

В расчетах финансовой модели мы закладываем корректную цифру стоимости некоммерческого найма.

Например, если брать в расчет квартиру площадью 60 квадратных метров, то стоимость месячной аренды будет составлять порядка 5 тысяч рублей, — прокомментировал замминистра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис.

Однако есть сомнения, что муниципалитеты уложатся в обозначенные рамки.

— Подобное жилье строится на заемные средства. И мы закладывали разные модели этих заемных средств. Стоимость аренды однокомнатной квартиры без субсидий со стороны государства на найм в реальных расценках прошлого года составляет примерно 11-12 тысяч рублей в месяц.

Это в том случае, если в доме разрешен 50% жилья некоммерческого найма и 50% коммерческого найма, когда есть возможность перекрестным субсидированием компенсировать дополнительные убытки.

Закладывать 5 тысяч рублей мне кажется некорректным, и я боюсь, что мы просто введем граждан в заблуждение, — отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.

Вопрос цены соцнайма остается открытым. Напомним, что сейчас в Ульяновске действует размер платы за наем менее одного рубля за квадратный метр.

Федеральным законом также установлено, что все помещения в наемных домах социального или коммерческого использования будут находиться в собственности одного лица. Отпадет обязанность проводить общие собрания собственников на доме.

1ul.ru 

К строительству арендных домов для нуждающихся привлекут инвесторов :: бизнес :: рбк

В «Дом.РФ» подготовили план развития рынка аренды для очередников и людей с доходом ниже среднего. К созданию арендных домов привлекут инвесторов, которым до 2024 года из бюджета компенсируют 650 млрд руб. за скидки по аренде

В Татарстане и Белгородской области построят жилье для некоммерческого найма

Сергей Ермохин / ТАСС

Госкомпания «Дом.РФ» подсчитала необходимые инвестиции и бюджетные субсидии на развитие до 2024 года рынка некоммерческого арендного жилья. Расчеты представлены в обзоре рынков жилья, жилищного строительства и ипотеки за 2019 год, подготовленном «Дом.РФ», с которым ознакомился РБК.

Некоммерческая аренда квартир (или аренда жилья фонда социального использования) — это вид льготной аренды. Арендовать квартиру из этого фонда могут люди с доходом, который не позволяет им купить квартиру самостоятельно. Верхнюю планку такого дохода должны определять региональные власти. Этот вид аренды был включен в Жилищный кодекс в 2014 году, но на практике пока почти не используется.

Для некоммерческой аренды должны строиться специальные социальные доходные дома — возводить их может как государство, так и частный инвестор.

В социальном доходном доме не меньше половины квартир должно быть отдано под некоммерческую аренду. Если такой дом строит инвестор, то он может получить поддержку от государства.

Меры поддержки также определяют региональные власти, но в большинстве регионов России еще не принята нормативная правовая база, регулирующая этот вопрос.

Ставки аренды в таких домах устанавливаются государством.

Эти квартиры нельзя приватизировать, а договор аренды заключается на срок от одного года до десяти лет — этим некоммерческая аренда отличается от жилья по социальному найму.

На квартиры по соцнайму могут претендовать малоимущие граждане, им жилье предоставляется бесплатно, его можно приватизировать, но в большинстве случаев ждать такого жилья можно десятки лет.

В начале апреля президент Владимир Путин поручил правительству до 1 сентября представить предложения о мерах по повышению инвестиционной привлекательности проектов строительства жилья для коммерческой и некоммерческой аренды. Ранее, в феврале «Дом.

РФ» сообщал, что совместно с Минстроем разработает концепцию программы строительства некоммерческого социального арендного жилья. Тогда параметры финансирования программы не раскрывались.

Планировалось, что в 2020 году будут систематизированы все категории граждан, имеющих право на поддержку, и создан механизм компенсации льготной арендной ставки.

Запуск программы строительства некоммерческого арендного жилья позволит обеспечить жильем более 980 тыс. семей до 2024 года, указано в обзоре «Дом.РФ». Программа будет рассчитана на «семьи с доходом ниже среднего и отдельные социальные категории» граждан.

Заявленный проект, по подсчетам «Дом.РФ», позволит построить дополнительно около 56 млн кв. м, это обойдется примерно в 4 трлн руб. Реализация такой программы, как сказано в отчете, возможна «за счет внебюджетного источника» — к ней планируется привлечь частных инвесторов.

При этом затраты бюджета в 2020–2024 годах составят около 650 млрд руб. — эти деньги планируется использовать для субсидирования арендной ставки инвесторам до рыночного уровня.

В обзоре не указано, планируется ли выделять деньги из федерального или из региональных бюджетов и по какой арендной ставке планируется сдавать социальное жилье.

РБК направил запрос в «Дом.РФ». Источник, близкий к госкомпании, подтвердил, что создание программы некоммерческого арендного жилья в таких параметрах обсуждается, но пока эта мера находится на начальном этапе проработки и не утверждена.

Необходимость развития рынка некоммерческой аренды жилья в обзоре объясняется тем, что доходы около 40% российских семей ниже среднего уровня и эти семьи не могут делать регулярные выплаты по ипотеке.

«Даже с учетом развития программ государственного субсидирования ипотечного рынка существует предел для поддержания или увеличения доступности ипотеки. Для таких семей необходимо рассматривать альтернативные формы поддержки», говорится в отчете. Кроме того, согласно данным «Дом.

РФ», сейчас государством накоплены обязательства по обеспечению жильем более чем 4 млн семей в рамках отдельных программ, из них — не менее 2,4 млн очередников. Средний срок ожидания в очереди составляет 20 лет.

В апреле «Дом.РФ» представил план помощи застройщикам жилья. Одной из антикризисных мер в нем рассматривался выкуп нераспроданных квартир у застройщиков. В плане указано, что эти квартиры могут использоваться в том числе для формирования фонда некоммерческой аренды. Однако пока в Жилищном кодексе не закреплена возможность передавать в фонд отдельные квартиры в жилых домах.

Рынок арендного жилья, по данным «Дом.РФ», составляет 240 млн кв. м (около 9% всего жилого фонда многоквартирных домов). В арендованном жилье проживают около 10% россиян. Официально регистрируется только 5 тыс. договоров в год. Учитывая то, что сдают жилье в аренду в России 4,5 млн человек, сегодня этот рынок можно назвать преимущественно «серым», признавали ранее в «Дом.РФ».

Рыночную аренду «Дом.РФ» предлагает развивать через создание специальной категории паевых инвестиционных фондов (ПИФ), говорится в обзоре.

Эти ПИФы смогут действовать бессрочно, иметь возможность инвестировать в строящиеся дома с отделкой, меблировкой и необходимой инфраструктурой.

Появится также возможность формирования арендного объекта из отдельных секций или выделение для аренды отдельного этажа. Паи такого фонда должны быть доступны широкому кругу неквалифицированных инвесторов.

Некоммерческая аренда пока не получила широкого распространения, констатирует адвокат Forward Legal Карим Файзрахманов.

Отдельные регионы приняли нормативные акты, которые касаются оснований предоставления такого жилья, но для этого сперва нужно построить наемные дома, а этим никто не занимается, указывает Файзрахманов.

Примеры арендного жилья носят единичный характер, такие дома есть в Москве и Санкт-Петербурге, но широкого распространения такая практика не получила, подтверждает руководитель практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.

Какие скидки по аренде могут получить участники программы

Если распределить 650 млрд руб. на 980 тыс. семей на пять лет до 2024 года, то получится субсидия около 11 тыс. руб. в месяц. Если брать за основу четыре года (поскольку программа еще не запущена), то это уже почти 14 тыс. руб. в месяц.

Читайте также:  Рейтинг доступности аренды в 150 городах россии

Средняя цена аренды условной «двушки» в Москве сейчас составляет около 55 тыс. руб в месяц, соответственно, эта субсидия составит 20–25% от аренды, отмечает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. Если сократить цену аренды на эту субсидию, получится 40–45 тыс. руб. в месяц за условную «двушку».

«Такая ставка вряд ли подойдет семьям с доходом ниже среднего, им в Москве нужно компенсировать не менее 50%. Но в регионах, где ставки аренды ниже, компенсация будет более ощутима», — признает эксперт.

По мнению Широковой, логично было бы в среднем предоставлять скидку в 20%, а для отдельных категорий, например врачей и учителей, субсидию сделать больше.

Новое в законодательном обеспечении развития жилищного строительства

Во время весенней сессии нынешнего года Государственная Дума, приняла ряд федеральных законов, которые имеют принципиальное значение для решения важнейших задач в области жилищного строительства.

В их число входят снижение административных барьеров в строительстве, обеспечение строительства земельными участками, в т.ч. в целях улучшения жилищных условий граждан приоритетных категорий, а также создание жилищного фонда некоммерческого найма (наемных домов).

Снижение административных барьеров

Решению этой задачи, прежде всего, способствует создание единого исчерпывающего перечня процедур в строительстве. На это направлен Федеральный закон от 20 апреля 2014 года N 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Он вводит новый принцип — «единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений». При этом Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению исчерпывающего перечня решений и действий в сфере строительства с указанием предельно допустимой продолжительности процедур.

Действие перечня распространяется не только на деятельность органов власти, но и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, а также организации экспертизы.

Устанавливается контроль за соблюдением процедур подготовки и утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории: Минстроем — за органами власти субъектов РФ, а органами власти субъектов РФ — за органами местного самоуправления.

Еще один документ — постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».

В него входят процедуры, связанные с предоставлением прав на землю и планировкой территории; заключением договоров подключения объектов строительства к инженерным сетям; архитектурно-строительным проектированием; осуществлением строительства, реконструкции; выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; государственной регистрацией прав на построенный объект; заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

Количество всех согласований в жилищном строительстве от выделения земельного участка до государственной регистрации права собственности сокращено с 240 до 134 пунктов, в т.ч.

129 федеральных и 5 региональных. При этом для строительства многоквартирных домов перечень сокращен до 65 процедур, а в сфере частного жилищного строительства — до 25 процедур.

После ноября 2014 года никакие иные процедуры недопустимы.

В мае этого года вступил в силу еще один важный документ — новая глава (3.1) Градкодекса РФ «Нормативы градостроительного проектирования» (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 131-ФЗ).

Нормативы градостроительного проектирования — это минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами социально-экономической инфраструктуры регионального или местного значения, а также их территориальной доступности. Предусматривается переходный период, в течение которого нормативы должны быть утверждены либо приведены в соответствии с законом.

  • Устанавливается годичный срок на приведение утвержденных документов территориального планирования в соответствие с новыми нормативами градостроительного проектирования.
  • Обеспечение строительства земельными участками
  • На решение этой задачи направлены законы о предоставлении земельных участков из публичной собственности.

В этих законах предусмотрены механизмы, обеспечивающие конструктивное сотрудничество между органами власти и заинтересованными лицами. Кроме того сохранен баланс интересов заинтересованных лиц, общества и власти.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года, 171-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2015 г.

Закон вносит изменения в 32 федеральных закона , в т.ч. в Земельный, Гражданский, Градостроительный, Лесной кодексы РФ.

Изменяется порядок предоставления земельных участков из публичной собственности, в частности, исключается возможность предоставления участка с предварительным согласованием мест размещения объектов; предусматривается возможность образования земельных участков по инициативе заинтересованных лиц путем подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории, за исключением случаев, когда участок находится в границах городов федерального значения или населенных пунктов и т.д.

Устанавливается обязанность органов госвласти и ОМС выставлять на торги свободные земельные участки (кроме зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограниченных в обороте и т.п.) на основании заявлений граждан и юридических лиц по начальной цене, равной кадастровой стоимости земельного участка.

При выставлении участка на аукцион должны быть определены вид разрешенного использования участка и допустимые параметры разрешенного строительства. Устанавливается запрет на изменение вида разрешенного использования участка на срок действия договора аренды.

Закон также предусматривает некоторые особенности предоставления участков для индивидуального жилищного строительства (при надлежащем использовании более 5 лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно).

Субъекты РФ могут устанавливать перечни муниципальных образований, в которых допускается такое предоставление земельных участков (это призвано стимулировать переселение граждан в местности, нуждающиеся в людских ресурсах).

Установлен порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

Среди других законов, направленных на обеспечение строительства земельными участками, можно назвать поправки в ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», принятым Государственной Думой в 2011 и 2013 гг. Благодаря им молодые семьи, многодетные семьи, учителя, врачи и другие социально значимые категории граждан смогут приобрести жилье экономического класса по цене существенно ниже рыночной.

В этих целях Фондом «РЖС» уже проводятся так называемые «голландские аукционы», то есть аукционы на понижение цены продажи 1 кв. м жилья экономического класса. Стартовая цена аукциона равна средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья, устанавливаемой Минстроем ежеквартально для конкретного субъекта РФ.

Победитель «голландского аукциона» получает земельный участок фонда РЖС в безвозмездное срочное пользование в обмен на обязательство построить жилье эконом-класса и продать его по зафиксированной на аукционе цене.

Интерес застройщиков — бесплатное или льготное предоставление участка либо возможность на выделенном участке дополнительно построить коммерческое жилье и продать его по рыночным ценам.

Однако реализация таких проектов возможна только в тех регионах, где приняты законы, определяющие, какие социально значимые категории граждан смогут приобрести жилье по пониженным ценам и как будет выстроена очередь. Эти законы уже приняты более, чем в 50 субъектах РФ.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», принятый Государственной Думой4 июля 2014 года, обеспечивает возможность использования механизма «голландских аукционов» не только на площадках Фонда РЖС, но и на муниципальных площадках.

Разработчики законопроекта исходили из того, что выход на рынок ежегодно дополнительных 7 млн кв. метров жилья эконом-класса по цене, фактически субсидируемой государством, требует уточнения социально значимых категорий граждан, для которых оно предназначено.

Программа «Жилье для российской семьи»

До конца 2017 года предстоит построить 25 млн кв. метров жилья эконом-класса дополнительно к ранее запланированным объемам. Такое жилье по цене, не превышающей 30 тыс. руб. за квадратный метр, в соответствии с программой смогут приобрести около 460 тыс. семей, которым сегодня не доступно приобретение жилья по рыночным ценам.

На федеральном уровне предусматривается лишь два основных критерия к будущим новоселам жилья со скидкой — это те жители, у кого сегодня менее 18 кв. м на человека и доход, позволяющий сделать хотя бы первый взнос за квартиру. Все остальные критерии разрабатывают в регионах.

К настоящему времени утверждены все приказы Минстроя России, необходимые для запуска программы. В том числе уже утвержден перечень из 58 регионов, на территории которых будет реализована программа «Жилье для российской семьи», с общим объемом ввода жилья эконом-класса — 18,3 млн кв. м, но список регионов пока не окончателен.

Заявку на максимальный объем ввода жилья в рамках программы подал Краснодарский край — 1,95 млн кв. м жилья эконом-класса. Республика Татарстан заявила 1,5 млн кв. м, Иркутская область — 1 млн кв. м, Вологодская и Волгоградская области — по 0,9 млн. кв. м жилья.

Застройщик, работающий в рамках программы, берет на себя обязательство продавать жилье не дороже 30 тыс. руб. за 1 кв. м или 80% от среднерыночной цены жилья в регионе, если оно там стоит дешевле 30 тыс. руб. за 1 кв. м.

Самое важное с точки зрения быстрой реализации программы — строительство будет вестись на тех земельных участках, которые уже есть у крупных строительных компаний, но отложены в связи с отсутствием инженерной инфраструктуры.

Механизм реализации программы предполагает оказание поддержки застройщикам в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой в размере до 4 тысяч рублей за 1 квадратный метр. Прямые бюджетные средства задействованы не будут. Поддержка со стороны государства будет выражаться в дальнейшем выкупе у застройщиков инженерных сетей .

До начала строительства инфраструктуры будет известна цена и сроки ее выкупа. Финансировать выкуп построенных объектов инфраструктуры будет АИЖК.

Для этого будут созданы специализированные общества проектного финансирования, которые выкупят эти объекты и передадут их в аренду ресурсоснабжающей организации. Арендные платежи обеспечиваются платежами населения за коммунальные услуги.

Читайте также:  Каждая третья элитная квартира в новостройках москвы продавалась в хамовниках

После накопления определенного количества объектов инфраструктуры общества выпускают облигации с залоговым обеспечением, которые выкупаются АИЖК.

«Механизм возмещения затрат на строительство инженерно-технической инфраструктуры»

В Татарстане и Белгородской области построят жилье для некоммерческого найма

  1. На последней стадии работы над законопроектом «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» принятого Государственной Думой 4 июля 2014 года, было принято решение об отмене создания нового вида жилищного фонда — жилищного фонда некоммерческого использования.
  2. Регулирование отношений в части создания и функционирования рынка арендного жилья предлагается проводить в рамках существующих жилищных фондов коммерческого и социального использования.
  3. При этом в состав жилищного фонда социального использования включен частный жилищный фонд (по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования гражданам могут быть предоставлены жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищных фондов).

Предполагается, что для предоставления в некоммерческий наем будут строиться многоквартирные дома (однако предусмотрена возможность присвоения статуса жилья для некоммерческого найма также отдельным жилым домам или комплексам жилых домов, расположенных на одном или смежных земельных участках). Органы местного самоуправления будут вести учет сведений об адресах домов, их собственнике, наймодателе и видах договоров, по которым предоставляются квартиры.

Закрепляются на законодательном уровне и меры государственной поддержки проектов по строительству наемных домов. Для этого муниципальным органам власти необходимо определить уровень спроса, а в последствии — объемы строительства некоммерческого наемного жилья на своей территории, гарантируя собственнику 100% реализацию созданного жилья.

  • Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов лицам, заключившим договоры о строительстве и эксплуатации наемного дома , а также в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, некоммерческим организациям, созданным субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для строительства и эксплуатации наемных домов .
  • Размер арендной платы по договору аренды такого земельного участка устанавливается в размере ставки земельного налога.
  • Устанавливаются правила передачи земельных участков под строительство наемных домов путем проведения аукциона по голландской системе.
  • Органы власти субъектов РФ устанавливают пределы торгуемой цены найма с учетом особенностей территории в момент проведения мероприятий по передаче земельного участка.
  • Предоставляется возможность присоединения строящих наемных домов к инженерным и/или транспортным сетям на безвозмездной или льготной основе.
  • Предоставляются гарантии/поручительство собственнику будущего наемного дома при получении им кредита по разработанным АИЖК кредитным продуктам.
  • Тарифы ЖКХ в наемных домах на стадии эксплуатации объектов устанавливаются такими же, как и для других МКД.
  • Возникновение проблем долевого жилищного строительства исключается путем установления в Жилищном кодексе РФ нормы о единоличном владении наемным домом.
  • Александр Курский, заместитель директора по научной работе Центра макроэкономических исследований (ЦЕМИ), помощник депутата Государственной Думы Мартина Шаккума

В этом году в белгородской области построят более 14,5 тысячи квадратных метров арендного жилья

Разработать системный подход, при котором застройщики Белгородской области некоторую часть вводимого жилья будут передавать для сдачи внаём, губернатор Евгений Савченко поручил в январе 2014 года. Во вторник, 15 июля, в ходе заседания малого правительства руководитель департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николай Калашников рассказал о первых результатах проведённой работы.

В частности, главный строитель региона отметил, что в департаменте разработали областную подпрограмму жилищного строительства для целей коммерческого и некоммерческого найма на ближайшие семь лет (2014–2020 годы).

Документом предусмотрено, что не менее 5 % от общего объёма построенного многоквартирного жилья застройщики будут предоставлять под сдачу в аренду. Всего до 2020 года планируется ввести в эксплуатацию 117,6 тыс. кв. м арендного жилья.

Согласно плану, 14,7 тыс. кв. м построят уже до конца этого года.

Основные вопросы строительства будут регулировать трёхсторонние соглашения, которые подписывают департамент строительства, застройщики и администрации муниципалитетов. Соглашения заключаются на стадии оформления земельных участков и выдачи разрешительных документов на строительство.

Для повышения заинтересованности инвесторов в строительстве арендного жилья ставку налога на имущество строительных организаций в части жилых помещений, оформленных в собственность застройщика и переданных в аренду, снизили до 0,05 %. На сегодня соглашения по строительству арендного жилья в регионе заключили пять крупных компаний.

По словам губернатора, программой выделения части строящихся жилых помещений под сдачу в аренду власти решат сразу несколько социальных вопросов.

«Во-первых, мы решаем проблему доступности жилья. Во-вторых, повышаем мобильность рабочей силы. К примеру, человек приезжает к нам в область издалека, он высококвалифицированный специалист, но у него не так уж много денег. И он снимает здесь жильё, таким образом решая свою жилищную проблему, – пояснил Евгений Савченко. – В-третьих, это дополнительная конкуренция на рынке».

К тому же, как показывает пример европейских государств, чем благополучнее страна, тем больше её граждане предпочитают жить в съёмных квартирах и домах. Они живут просто в арендном жилье, в том, которое их сегодня устраивает, отметил глава региона.

По данным департамента строительства, транспорта и ЖКХ, за последние восемь лет в Белгородской области ввели в эксплуатацию порядка 100 тыс. жилых помещений общей площадью 8,97 млн кв. м. Жилой фонд региона увеличился на 14,4 %, а средняя обеспеченность жителей жильём выросла на 13 %. На 1 января 2014 года этот показатель составил 27,4 кв. м на человека.

«Несмотря на высокие результаты, для отдельных категорий граждан с невысокими доходами сложившаяся рыночная стоимость квадратного метра делает недоступным приобретение жилья», – добавил Николай Калашников.

Немало таковых среди жителей областного центра, согласен с ним мэр Белгорода Сергей Боженов. И молодые семьи, снимающие жильё у частных лиц, находятся в такой ситуации, когда за несколько лет из-за частых переездов им приходится каждый раз искать новые детские сады и школы для детей.

«Так жить неудобно. Если бы люди знали, что десять лет они могут свободно жить на одном месте, то им уже можно строить жизненные планы», – считает Боженов.

Павел Черноусов

Квартирный вопрос с арендным ответом

Развернувшиеся на окраине Буздяка строительные работы не прекращаются до позднего вечера. Село разрастается, причем не только за счет частных домов.

В Буздяке разворачивается строительство арендного жилья. Администрация района, фонд строительства социального жилья (ФССЖ), банк и заказчики — это компании «Таврос» и «Дамате» — заключили соглашение о возведении жилых домов, где квартиры будут сдаваться в аренду.

Заказчики, которые в этом году начинают строительство крупных агропромышленных предприятий на территории района, еще на первом этапе озаботились кадровым вопросом.

А он нынче плотно связан с жилищным. В общем, чтобы найти и закрепить на своих предприятиях хороших, квалифицированных специалистов, здесь решили заблаговременно подготовить им жилье.

Пока строится первый из семи 24-квартирных домов.

Квартиры будут переданы сотрудникам предприятий на правах долгосрочной аренды. Те, кто проработает на предприятии определенное количество лет, смогут безвозмездно получить жилье в собственность. Пока, по словам представителей администрации района, речь идет о пяти годах отработки, но окончательного решения еще нет.

Кстати, инвестпроекты компаний предусматривают более тысячи новых рабочих мест. Понятно, что всю тысячу сотрудников квартирами обеспечивать не придется. Ведь в основном работу получат местные жители, у которых уже есть собственное жилье.

Ясно, что аренда в первую очередь необходима для того, чтобы в какой-то мере разрядить ситуацию. Ведь комфортные квартиры и дома доступны не всем. Цены непомерно высокие — как на их покупку, так и на аренду. Еще в прошлом феврале президент Рустэм Хамитов говорил о необходимости развивать рынок социального арендного жилья.

Чтобы люди могли платить небольшие деньги и копить на собственную квартиру или дом. Распространенные в Европе так называемые доходные дома заметно влияют на рынок недвижимости. Люди с небольшим доходом могут снимать жилье без катастрофичной нагрузки на свой бюджет. У нас же институт аренды толком еще не сложился.

Оптовых предложений нет, оттого и цены непомерно высокие.

Как пояснили «РБ» в Фонде строительства социального жилья республики (ФССЖ), в Буздяке успешно реализуется еще и проект по коммерческому найму. Это когда ФССЖ выступает в роли подрядчика, а заказчики — предприятия, намеревающиеся поселить в построенных квартирах своих сотрудников.

В республике сформирован также фонд жилья для некоммерческого найма. В этом случае заказчиком выступает государство.

Фонд заключил уже 67 договоров социального найма — 67 счастливчиков получили одно- или двухкомнатные квартиры общей площадью 2 тыс. 875 кв. метров.

Аренда обходится им в несколько раз дешевле рыночной, поэтому есть возможность постепенно копить и на собственное жилье. Больше всего таких квартир в Уфе, есть они в Сибае, Янауле, Аскарово и Архангельском.

Понятно, что 67 квартир — капля в море. Ситуацию можно изменить только комплексными мерами. Важно, чтобы арендное жилье строилось повсеместно, и при активном участии коммерческих структур.

Читайте также:  Московский филиал Эрмитажа появится на ЗИЛе

Кстати говоря, прошлой весной было объявлено о начале разработки программы по развитию строительства арендного жилья, представляющей собой план действий на три года. Но, как сообщили специалисты, она до сих пор не утверждена.

  • Справка
  • Некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан» была создана в 2011 году для массового строительства жилья экономкласса, в том числе с предоставлением господдержки.
  • Кстати

В Буздяке кроме арендного жилья идет активное строительство социального. Квартиры этой категории будут продаваться по фиксированной льготной цене — 28 тысяч рублей за квадратный метр, и в первую очередь выделять их будут по сертификатам ветеранам войны и их вдовам.

— Пока ни один наш ветеран, нуждающийся в жилье, не купил квартиру на стороне, в другом районе или регионе, — говорит заместитель главы администрации района Графит Шакиров. — Хотя это можно делать.

Только за последние два года 23 ветерана улучшили свои жилищные условия, получив современные квартиры в новеньких домах. На очереди еще семь. Ждать ос- талось недолго.

Первый из четырех домов на улицах Кирова и Уртакульской скоро будет сдан.

читать далее

Минрегион построит съемное жилье за 8 тыс. рублей в месяц

Минрегион, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) определили комплекс мер по развитию рынка доступного наемного жилья.

Предполагается, что до конца этого года, после необходимых изменений в законодательстве, будут запущены пилотные проекты по строительству домов некоммерческого жилищного фонда.

В направленной в правительство аналитической записке (есть у «Известий») замглавы Минрегиона Владимир Токарев сообщает, что первые доходные дома появятся в Калининградской и Нижегородской областях и Татарстане.

В следующие годы предполагается начать массовое строительство таких домов, и в 2016–2020 годах доля некоммерческого наемного жилья должна составить 10% всего вводимого жилого фонда.

Пока сделан только первый шаг: в декабре прошлого года в Госдуму внесен проект необходимых изменений в Жилищный кодекс. Как сообщила Татьяна Полиди, научный советник президента Института экономики города, участвовавшая в разработке поправок, в ЖК будут введены такие понятия, как «жилищный фонд некоммерческого использования» и «жилищный фонд коммерческого использования».

Предполагается, что жилье по всей России будет сдаваться по фиксированным ценам — 8–9 тыс. рублей в месяц за стандартную квартиру площадью 42 кв. м. Сумма может корректироваться с учетом инфляции. По словам эксперта, таких низких цен планируют достичь за счет значительной господдержки строительства.

— Будет безвозвратная субсидия 40% стоимости из бюджета. Землю выделят бесплатно, также бесплатно подключат к коммуникациям.

Оставшиеся 60% будут финансироваться из строительно-ипотечного кредита, который может предоставлять АИЖК, — объяснила Татьяна Полиди. — Такая модель может быть реализована на территории любого субъекта.

Поскольку стоимость строительных материалов и работ в разных городах существенно не различается, можно говорить о единой цене для всех регионов.

Строить подобные дома будут некоммерческие организации (НКО), созданные муниципалитетами или предприятиями, которые решат таким образом обеспечить жильем своих сотрудников, рассказала Татьяна Полиди.

Сейчас готовятся изменения в Налоговый и Земельный кодексы, которые позволят осуществлять эту схему на практике.

Как сообщили в Фонде содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), сейчас закон не позволяет предоставлять землю, находящуюся в собственности этого фонда и в федеральной собственности, под строительство арендного жилья.

Надо определить порядок передачи земли некоммерческим организациям, создаваемым в целях строительства и эксплуатации арендного жилья, а также порядок создания и деятельности этих организаций.

Развитие рынка некоммерческого найма необходимо, чтобы заполнить белое пятно, образовавшееся в законодательстве в 2005 году, пояснила Галина Хованская, председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Галина Хованская.

— До этого на социальное жилье имели право все граждане вне зависимости от имущественного ценза. Теперь — только малоимущие. Между тем есть большая группа населения — молодые семьи, бюджетники, да и так называемый средний класс, — которые не признаются малоимущими, но не могут снять жилье по рыночным ценам, — сообщила она.

Как рассказали в Институте экономики города, категории граждан, которым будет доступно жилье некоммерческого найма, будет утверждать каждый субъект федерации.  Какова будет верхняя планка дохода, дающая право на некоммерческий наем, пока неясно.

Стоит отметить, что на приезжих из других городов льготы распространяться не будут. В Москве и Петербурге существует десятилетний ценз проживания, в других городах это 5–7 лет, уточнила Хованская.

По мнению участников рынка недвижимости, появление домов некоммерческого найма мало повлияет на стоимость обычных квартир.

— Если жилье будет распределяться только среди льготников, рынок этого просто не заметит. Необходимо, чтобы к такому жилью имело доступ большое количество граждан. Должно быть активное массовое строительство, а не 1–2 дома в год, с распределением квартир еще до конца строительства, — считает Мария Литинецкая, генеральный директор риелторской компании «Метриум групп».

Как сообщил директор по развитию сервиса бесплатных объявлений Avito.ru Кристоффер Норман, у россиян наиболее востребованы однокомнатные квартиры.

Лидеры по числу объявлений в разделе «Сниму» наряду с Москвой и Санкт-Петербургом — Нижний Новгород, Уфа, Омск, Казань и Волгоград.

При этом, по его словам, объявление о сдаче однокомнатной квартиры в Москве близ станции метро «Калужская» просматривают около 100 человек в день, а элитной «однушкой» в центре обычно интересуются не более 5–6 человек в сутки.

Минрегион не предоставил оперативного по теме статьи.

В татарстане сельские жители смогут получить жилье по найму, а через 5 лет выкупить его за 10% от стоимости или за 1% — через 10 лет

Минсельхозпрод РТ сообщает, что с 2020 года в Татарстане реализуется государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Программа предусматривает, в частности, создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, развитие кадрового потенциала, создание и развитие инфраструктуры и др.

Государственная программа в рамках подпрограммы «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» ведомственного проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» предполагает улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности. Из общего объема финансирования, предусмотренного в 2020 году в сумме 1644,6 млн рублей на строительство жилья выделено 414,4 млн рублей, что позволит улучшить жилищные условия сельских семей и ввести 15,5 тыс. кв.м. жилья на селе, в том числе найм – 247,6 млн руб. на 7,3 тыс.кв.м. жилья. Один из механизмов подпрограммы — социальный найм.

Участником программы может быть семья или гражданин РФ, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие в сельской местности, имеющие обязательную регистрацию по месту жительства и работающие в сельской местности не менее одного года не зависимо от сферы деятельности организации.

Субсидии предоставляются органу местного самоуправления на строительство жилья по договорам найма, в том числе совместно с работодателем. Средства предоставляются на строительство индивидуального жилого дома подрядным способом и долевое участие в многоквартирных домах.

Размер субсидии составляет 80 % от расчетной стоимости жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Средства местного бюджета и (или) работодателя – не менее 20 % (местный бюджет 1%+ работодатель 19%).

  • Построенное жилье оформляется в муниципальную собственность или совместную (орган местного самоуправления и работодатель), при финансовом участии работодателя, и передается гражданину в пользование на условиях найма.
  • Гражданин по истечению 5 лет работы по трудовому договору имеет право выкупить жилое помещение с соответствующим работодателем по цене, не превышающей 10 % расчетной стоимости, а по истечении 10 лет – по цене, не превышающей 1 %.
  • Программа только начала свою работу в 2020 году и в настоящее время министерством направлены предложения в муниципальные районы по формированию заявок на строительство наемного жилья.
  • Проконсультироваться по вопросам наемного жилья можно в отделе инвестиционной политики Минсельхозпрода РТ по телефону 8(843)221-76-29 или по единому номеру колл-центра 8-800-444-16-70.
  • Для справки:

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», рассчитана на период до 2025 года. Общий объем финансирования госпрограммы в 2020 – 2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федерального бюджета 1 трлн рублей.

Госпрограмма предусматривает реализацию мер, направленных на повышение благосостояния и уровня занятости сельского населения, сохранение его доли в общей численности жителей страны, создание комфортных условий проживания, включая развитие систем водоснабжения и водоотведения, средств связи и телекоммуникаций, увеличения уровня газификации, формирования доступных условий получения социальных услуг по направлению образования и здравоохранения, а также повышение качества дорожной инфраструктуры.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *