В России заметно вырастет количество аварийного жилья

В России заметно вырастет количество аварийного жилья Фото АГН «МОСКВА»

Сколько в России ветхого и аварийного жилья? Какова динамика? Что делает государство в этом направлении? На вопросы «АН» отвечает Инна ШНЕЙДЕРМАН – кандидат экономических наук, заведующая лабораторией жилищной политики Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

  • – ЧЕМ ветхое жильё отличается от аварийного?
  • – Ветхое жильё может подлежать капитальному ремонту, аварийное – нет.
  • – И каков масштаб проблемы?

– Аварийного и ветхого жилфонда за последние 20 лет стало больше на порядок. Это связано прежде всего с низкими темпами вывода аварийного жилья из эксплуатации, которые отстают от нормативных, а также с недостаточными объёмами капремонта (накопленный хронический «недоремонт»).

Сложности накапливались длительное время. Сравните: в 1980 году было капитально отремонтировано 55, 7 миллиона кв. метров жилфонда, а в 1990 году – уже только 29, 1 миллиона. Весь постсоветский период ежегодные показатели капремонта жилья находятся на недопустимо низком уровне.

К 2000 году они сократились до 3, 8 миллиона кв. метров, в 2001–2006 годы стабилизировались на уровне 4, 6–5, 6 миллиона кв. метров, на 2009 год пришёлся кратковременный всплеск активности – 17, 3 миллиона кв. метров, а затем опять жильё практически перестали ремонтировать.

В 2011–2016 годы показатели упали до 2, 3–4, 3 миллиона кв. метров. Некоторый оптимизм нам внушили 2017 и 2018 годы, когда объём ремонта возрос до 8, 7 и 14, 3 миллиона кв.

метров соответственно, однако данными за 2019 год мы пока не располагаем, а в текущем году, как вы понимаете, оптимизма поубавила пандемия.

Показатели капремонта значительно ниже ежегодных объёмов нового строительства (например, в 2014 году ввели в строй почти в 30 раз больше жилья, чем отремонтировали), тогда как оптимальной считается равная пропорция ремонтируемого и вводимого жилья.

Картина становится ещё более удручающей, если сравнить то, что делается, и то, что необходимо делать. Самый яркий пример – 2015 год, когда в капремонте нуждались порядка 8% многоквартирных домов, а отремонтировано было в 11 раз меньше.

– И что мы имеем в итоге?

– Начиная с 1990 года объёмы ветхого и аварийного жилья росли стремительными темпами и к середине 2000-х увеличились более чем в 3 раза, а своего пика достигли в 2012 году – 99, 9 миллиона кв. метров (ветхое – 77, 7 миллиона кв. метров, аварийное – 22, 2 миллиона кв. метров).

За 2013–2017 годы рост этих показателей существенно замедлился. В 2017 году такое жильё составляло 91 миллион кв. метров: на ветхое приходилось 66, 4 миллиона кв. метров, на аварийное – 24, 6 миллиона кв. метров. По отношению ко всему жилищному фонду это 2, 5% (ветхого жилья – 1, 8%, аварийного – 0, 7%).

Самые свежие данные по аварийному жилью относятся к 2018 году – 25, 5 миллиона кв. метров.

– А по ветхому?

– После 2017 года Росстат перестал публиковать данные по ветхому жилью, что делалось в течение десятков лет.

– Перестал? Как это понимать?

– Аварийного жилья значительно меньше, чем ветхого, и публикация данных только по аварийному жилью помогает «затушевать» сложную ситуацию в этой сфере. К тому же отсутствует строгое определение «ветхого жилья», что даёт регионам возможность относить те или иные дома к этой категории по своему усмотрению. Соответственно, данные по ветхому жилью были неточными.

Как правило, заниженными. Да и по аварийному жилью тоже. Большинство экспертов сходятся в том, что искажение статистики происходит в основном на уровне региональных и местных властей.

Они зачастую заинтересованы в искусственном занижении числа аварийных и ветхих строений, в частности, из-за того, что не имеют достаточных средств для софинансирования капремонта и расселения аварийных домов.

Нет у них и необходимого резервного жилья, куда можно было бы переселить нуждающихся.

Если сравнить темпы строительства новых домов с динамикой аварийного и ветхого жилфонда, то чётко видно: несмотря на рост вводимого жилья с середины 2000-х, это никак не влияет на улучшение ситуации с ветхими и аварийными домами.

Новый жилфонд в основном «уходит» по рыночным каналам и никак не решает социальных проблем. Например, хотя с 2015 по 2017-й ежегодно вводилось от 79, 2 до 85, 3 миллиона кв. метров нового жилья, ветхое и аварийное в сумме стабильно составляло от 88 до 91 миллиона кв. метров.

– Я чего-то недопонимаю. Если в доме пожар, людей спасают. Если человек в реанимации, его опять-таки спасают. Сохранение человеческой жизни – приоритет. Почему же федеральная власть не переселяет в экстренном порядке жителей аварийных домов, само присутствие в которых опасно?

– С вашими словами трудно поспорить, но у государства подход другой: если дом не рушится сию минуту – значит, время терпит.

Между тем без участия государства никак не обойтись, поскольку эта проблема касается прежде всего малообеспеченных и социально незащищённых слоёв населения. В том числе семей с детьми.

В 2014–2017 годы средняя обеспеченность жильём в аварийном фонде составила 15, 7 кв. метра на человека. Это в полтора раза ниже среднероссийских показателей и социальной нормы, что говорит о весьма стеснённом проживании.

Переселение граждан из аварийного жилфонда наиболее масштабно осуществлялось в 2013–2017 годах. Общая площадь жилья, которое необходимо было расселить для выполнения майского указа президента, составляла 11, 4 миллиона кв. метров. Из них подлежало расселению 10, 09 миллиона кв. метров.

Программа была успешно выполнена практически всеми регионами (на 98, 7%). Но дальше дело пошло хуже: заявленная новой программой задача на 2020 год – всего лишь 1 миллион кв. метров (а на 2019 год – мизерные 0, 14 миллиона кв. метров, тогда как в 2017‑м расселили 2, 72 миллиона кв. метров. – Прим. «АН»).

При этом, согласно программе, к сентябрю 2025 года новые квартиры должны получить все жители домов, признанных аварийными до 2017-го. Планируют расселить 9, 54 миллиона кв. метров – 40% нынешнего объёма аварийного жилфонда.

Есть основания полагать, что при таких темпах объём аварийного жилья не уменьшится или даже возрастёт, поскольку в эту категорию перейдёт жильё, являющееся сегодня ветхим.

– Вы говорите: «планируют расселить…» Вспоминается эпизод фильма «Доживём до понедельника», когда школьника на уроке истории попросили рассказать о царском манифесте. «Царь всё равно не сделал того, что пообещал, – зачем же враньё пересказывать?»

– Пандемия действительно не оставляет надежд, что планы будут выполнены в указанные сроки. Отдельный вопрос – как это делается. Почти две трети переселенцев получают новое жильё с заведомо низким качеством.

Чаще всего новая застройка не сопровождается социальной инфраструктурой, а прежние объекты инфраструктуры оказываются для людей значительно дальше, чем до переселения.

Также при строительстве жилья зачастую не обеспечивается даже минимальный уровень благоустройства придомовых территорий.

– Очевидно, объёмы ветхого и аварийного жилфонда разнятся от региона к региону?

– Да, острота проблемы неодинакова. Возьмём данные за 2016 год: дифференциация очень значительная – от 0, 1% в Москве и Санкт-Петербурге до 16, 5% в Якутии. В группе регионов с низкой долей ветхого и аварийного жилья (до 1%) также находятся Адыгея, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Татарстан, Краснодарский край, Курская, Брянская и Воронежская области.

В группе регионов с высокой долей (более 7, 5%) помимо Якутии – Тыва, Дагестан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская, Архангельская и Магаданская области. Если же говорить только об аварийном жилье, то дифференциация не столь сильная, но тоже значительная: в 2017 году данные варьировались от 0% в Москве и Санкт-Петербурге до 7, 5% в Якутии.

Также в группе с удручающей долей аварийного жилья (более 2%) присутствуют Сахалинская, Архангельская, Амурская и Тюменская области, Еврейская автономная область и Карелия. Трудно не согласиться с академиком А.Г.

Аганбегяном в том, что «реновацию» жилфонда страны надо было начинать именно с аварийного – то есть непригодного жилья, а не с московских пятиэтажек, которые хоть и устарели, но пока вполне годятся для проживания.

В стране крайне низка доля жилплощади, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами.

На конец 2018 года в среднем по России она составила 67%, в городской местности – 79%, в сельской – 34%. Заметьте, уровень благоустройства городского фонда растёт очень медленно: в 2010 году соответствующий показатель равнялся 77%.

Чуть быстрее растёт благоустройство сельского фонда – прежде всего из-за низкого исходного уровня (24% в 2010 году).

– Ситуация ясна. Что нас ждёт дальше?

– Аварийный фонд будет пополняться за счёт домов 1950–1970-х годов, так называемых хрущёвок, – это 36% жилой площади многоквартирного жилфонда. Не за горами обветшание домов, возведённых с 1971 по 1995 год, – это ещё 46% жилой площади.

Согласно данным 2018 года, в аварийном и ветхом фонде проживают соответственно 1% и 2, 9% россиян – в сумме 3, 9%. Если исходить из предположения, что бюджетных средств и эффективных программ будет недостаточно, то к 2024 году площадь аварийного жилья составит 42 миллиона кв. метров, а ветхого – 59 миллионов кв. метров.

В таком фонде придётся жить 4, 4% населения. Это, на минуточку, 6, 4 миллиона человек.

Читайте также:  Промзоны Петербурга можно использовать гораздо эффективнее

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Площадь аварийного жилья в России увеличивается

19.05.2021 20:35:00

Чиновники рассказывают президенту об опережающих темпах расселения ветхих домов

В России заметно вырастет количество аварийного жилья Премьер Михаил Мишустин обещает, что инфраструктурные облигации помогут кредитованию комплексных проектов в жилой застройке. Фото РИА Новости

На совещании о реализации положений президентского Послания чиновники предложили пересмотреть расценки в строительстве и заново сформировать цифровую очередь тех граждан, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Президента Владимира Путина убеждали, что расселение аварийного жилья в стране идет с опережением графика. Однако официальные данные Росстата показывают, что общая площадь аварийного жилья в стране увеличивается.

А доля тех, кто улучшает жилищные условия с помощью государства, сокращается.

Практически во всех регионах программа расселения из аварийного жилья идет с опережением графика, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании по вопросам реализации положений Послания президента Федеральному собранию в среду.

«Уже два региона в прошлом году закончили программу (переселения из аварийного фонда. – «НГ»), четыре региона закончат в этом году. И базово все основные регионы страны в 2023 году закончат эту программу, какой-то хвостик уйдет на 2024 год», – сказал Хуснуллин.

Кроме того, правительство проработает новые механизмы внебюджетных источников финансирования на расселение аварийного жилья, добавил он.

Программы расселения аварийного жилья по отчетам чиновников, возможно, и выполняются с опережением определенных графиков. Но официальная статистика состояния жилищного фонда показывает совершенно иную картину. 20 лет назад в России аварийными являлись 9,5 млн кв.

м, в 2015 году площадь аварийного жилья увеличилась до 19,6 млн кв. м, а на сегодня площадь аварийного жилья перевалила за 26 млн кв. м. (Последние данные Росстата за 2018 год фиксируют, что в стране площадь аварийного жилья выросла до 25,5 млн кв. м.

И эта площадь вряд ли сокращалась в условиях спада жилищного строительства в последующие годы.)

Растет в России и удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда. В 2000 году доля аварийного жилья составляла половину процента всего жилищного фонда. А на сегодня эта доля выросла почти в полтора раза.

Одновременно снижается и число семей, получивших жилье или улучшивших жилищные условия. В 2000 году получили новое жилье более четверти миллиона семей. А сегодня (по последним данным Росстата) число семей, улучшивших свои жилищные условия, сократилось в два с половиной раза.

Поскольку ситуация с расселением аварийного жилья или улучшения жилищных условия россиян, мягко говоря, неблагоприятная, чиновники предлагают как-то переделать эту статистику.

Так, Марат Хуснуллин предложил разобраться в проблеме предоставления жилья нуждающимся категориям граждан, в том числе создать цифровую очередь.

Об этом он сказал на совещании у президента РФ Владимира Путина по реализации отдельных положений Послания парламенту.

«Мы сейчас готовим совершенно новые подходы, в которых пытаемся соединить все наши проекты по развитию городов: комплексное развитие территорий, аварийное жилье, программа предоставления (жилья. – «НГ») очередникам, цифровизация очереди.

Надо разобраться с очередями, потому что, когда начинаешь проверять, что в очередях происходит, там много людей, которые действительно нуждаются, а многие уже не нуждаются, но в то же время стоят на очереди.

Поэтому мы сейчас такую комплексную программу готовим», – сказал Хуснуллин.

10 лет назад очередь нуждающихся сокращалась на 9% в год. А сегодня, по последним данным Росстата, она сокращается в год лишь на 4%. Но если из очереди на улучшение жилищных условий выбросить половину или хотя бы четверть семей, то показатели выделения жилья сразу же улучшатся.

Дополнительным фактором снижения доступности жилья для самостоятельного улучшения жилищных условий является постоянный рост цен. И эта тенденция теперь может быть продолжена в связи с планами пересмотра расценок на строительство.

Затраты на стройку в части заработной платы и используемых технологий нужно будет пересмотреть, заявил Марат Хуснуллин. «То, что расценки придется пересмотреть как минимум в части заработной платы, это совершенно точно. У нас, к сожалению, рабочая сила сильно подорожала.

В этом, конечно, есть минус на сегодняшнем этапе, но кардинально это плюс, потому что тогда мы будем производительность труда повышать и новые технологии применять.

Поэтому этого не надо бояться», – сказал Хуснуллин на совещании президента России с членами правительства в среду.

Вопрос о тарифах и расценках во всех областях строительства был поднят президентом. «Строительные компании обращаются с вопросами тарифов, расценок и т.д. Понятно, что все эти расценки должны быть экономически обоснованными.

Все хотят получить денег побольше, это само собой разумеется, но нельзя, чтобы отрасль страдала, если будет фактически невозможно выполнять те контракты, которые они на себя берут», – сообщил Владимир Путин.

Хуснуллин согласился с тем, что необходимо пересмотреть расценки в части стоимости стройматериалов, затраты на оплату труда и перечень используемых технологий для повышения эффективности стройки.

«В отношении стоимости материалов надо будет пересмотреть и сами виды работ – обязательно надо применять современные виды работ, тогда, может, расценки будут выше, но за счет производительности в конечном счете произойдет снижение. Это комплексная программа, мы ее подготовим», – пообещал Марат Хуснуллин.

Ранее сообщалось, что Минстрой вносит изменения в методику расчета зарплаты строителей, предлагает менять условия госконтрактов при изменении цен на стройматериалы и пр.

«Эти изменения связаны с изменением индексов удорожания строительного продукта и изменением базовой заработной платы рабочих 1–4-го разрядов, которые формируют зарплатную составляющую строительного комплекса», – объяснял министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин.

Основной доклад на совещании о выполнении положений президентского Послания сделал премьер Михаил Мишустин.

Он, в частности, сообщил, что чиновники правительства «детально проработали механизм применения инфраструктурных облигаций, в том числе для того, чтобы кредитовать на долгий срок комплексные проекты в жилой застройке, причем по ставке не выше 4%». «Необходимые правовые акты приняты. В ближайшее время мы планируем начать реализацию пилотных проектов», – пообещал премьер.

По словам президента РФ, к 2024 году объем проектов, профинансированных за счет инфраструктурных кредитов, должен составить не менее 500 млрд руб. 

Миллионы россиян живут в аварийном и ветхом жилье

Как минимум 3,5 миллиона россиян живут в аварийном или ветхом жилье. Причем, эксперты считают эту цифру заниженной, так как власти скрывают реальные масштабы проблемы.

Более того, ситуация только усугубляется: согласно прогнозам, до 2035 объем непригодного для жизни жилья будет расти почти в три раза быстрее темпов расселения людей из аварийных домов.

Новые механизмы расселения, в том числе с привлечением инвесторов, могут заработать с 2019 года, но пока не приняты. Однако даже в случае их полной реализации государству вряд ли удастся обогнать скорость пополнения аварийного фонда.

Вдобавок многие граждане недовольны обстоятельствами расселения. Одних переселяют из центра города в населенные пункты, расположенные в 50 км от города, других — в нежилые помещения, переделанные под жилье, третьих — в дома с печным отоплением.

Регионы скрывают масштабы проблемы

Расселение аварийного жилья в России началось в 2008 году. За прошедшее десятилетие, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 августа 2018 года, аварийными были признаны около 88 тысяч многоквартирных домов (или более 30 млн кв. м жилья), в которых проживали свыше 1,8 миллиона людей. Расселить за этот период удалось только порядка 40 тысяч домов (или 15,8 миллиона кв. м жилья).

В России заметно вырастет количество аварийного жильяAftenposten08.04.2018Вести.ua16.01.2018Апостроф08.02.2017Nettavisen03.06.2016

Но масштаб проблемы старения жилья шире официальных показателей. Во-первых, не все аварийные дома включены в программу.

В некоторых регионах «умышленно занижалось реальное количество аварийных домов», которые до сих пор остаются за пределами программы, утверждает глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин.

Дело, возможно, в том, что программа реализуется не только за счет субсидий фонда, но и частично за счет региональных бюджетов. Не исключено, что власти регионов таким образом сокращают свои расходы.

Во-вторых, в программу входят только дома, признанные аварийными, то есть представляющие опасность для жизни. А есть еще ветхое жилье, износ которого составляет 70% и которое перестало удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям.

По последним данным Росстата, в 2016 году в России насчитывалось 66,4 миллиона кв. м ветхого жилья, что втрое больше аварийного. Сколько там живет людей, ведомство не считает, но если взять среднее количество квадратных метров на человека в России (24,9 кв.

м в 2016 году), то получится, что в ветхом жилье живут как минимум 2,6 миллиона россиян.

Наконец, дополнительной проблемой является то, что «новое» аварийное жилье растет практически такими же темпами, с которыми расселяется старое.

По прогнозу Фонда содействия реформированию ЖКХ, к 2025 году количество непригодного для жизни жилья может составить 42 млн кв. м, а к 2035 году — 85,7 млн кв.м.

«Такие объемы аварийного жилья не соответствуют возможностям бюджетной системы по финансированию ликвидации аварийного жилья», — считает Сергей Степашин.

Читайте также:  В Петербурге новые девелоперы завершают старые долгострои

Программа переселения вызывает социальную напряженность

В мае 2017 года президент Владимир Путин поручил правительству до 1 июля 2018 года внести в Госдуму законопроект, предусматривающий создание с 1 января 2019 года постоянно действующих механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Пока поручение не выполнено, и как в конце июля сообщил вице-премьер Виталий Мутко, законопроект будет внесен только осенью.

Нынешняя программа несовершенна и вызывает недовольство граждан. Сейчас собственники квартир в аварийном доме имеют право получить за нее денежную компенсацию исходя из рыночной стоимости или другую равноценную квартиру. Люди, живущие в неприватизированных квартирах (по договору социального найма), расселяются в другие квартиры аналогичной площади.

Однако в СМИ появлялись истории, когда вместо квартиры в центре города люди получали жилье на окраине без необходимой для жизни инфраструктуры.

Например, по сообщениям, в Красноярске людей переселяют в новый микрорайон, построенный в чистом поле, где еще нет дорог и социальных объектов. Похожие случаи были в Омске и Благовещенске, когда собственников жилья переселили за 50 км от города.

Некоторых граждан переселяли в дома с печным отоплением и в квартиры, переоборудованные из нежилых помещений и не соответствующие санитарным требованиям.

О том, что качество домов оставляет желать лучшего, известно президенту Путину, который в 2017 году пожурил губернаторов: «Хочу предостеречь тех, кто в погоне за соблюдением сроков пытается навязывать людям дома, где крыши текут, штукатурка осыпается, то есть по принципу «возьми, боже, что нам негоже», ну и просто, чтобы отчитаться. Хочу повторить: важны не только сроки, но и качество жилья».

У жильцов аварийных домов возникают и другие претензии, с которыми они идут в суд. Например, недостаточное количество детских садов и школ, поликлиник, отдаленность от центра населенного пункта, от работы или места учебы.

Однако «доводы такого характера правомерно не принимаются во внимание судами», — говорится в обзоре Верховного суда.

Как считают в ведомстве, цель переселения не в улучшении жилищных условий, а в предоставлении безопасного жилья.

Не всех собственников устраивает предложенная выкупная цена, которую они также оспаривают в суде, и площадь новых жилых помещений. Бывают случаи, когда собственникам квартир вообще отказывают в предоставлении компенсации или нового жилья — просто выселяют на улицу. Так, к примеру, произошло в Иркутской области.

Отдельной статистики по судебным делам расселения аварийного жилья не ведется. Косвенно о масштабе проблемы можно судить по количеству жилищных споров (не считая дел о взыскании коммунальных платежей). Таких дел, по данным Верховного суда, в 2017 год рассмотрено почти 317 тыс (311 тыс в 2016 году).

Аварийные дома впишут в нацпроект

В будущем, согласно предложениям Минстроя, программу расселения могут дополнить несколькими новыми возможностями.

Кроме того, Минстрой разрабатывает национальный проект «Жилье и городская среда», в состав которого наряду с программами по развитию ипотеки, строительства нового жилья и формирования комфортной городской среды должно войти расселение аварийного фонда. Согласно проекту, к 2021 году соотношение расселяемого аварийного жилья к признаваемому аварийным должно стать сопоставимым или даже превышать его.

Для продолжения программы расселения необходимо ежегодно выделять 22,5 миллиарда рублей из федерального бюджета, и столько же — из региональных на условиях софинасирования. Этого хватит на то, чтобы расселять не менее 2 миллиона кв. м в год.

Однако, по данным Фонда содействия реформирования ЖКХ, такими темпами к 2035 году удастся расселить порядка 30 млн кв. м — это в 2,8 раза меньше, чем прогнозируемый объем непригодного для жизни жилья в России к этому сроку — 85,7 миллиона кв. м.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Семь регионов России досрочно выполнили показатели расселения аварийного жилья на 2019 год

В России заметно вырастет количество аварийного жилья © img.rg.ru

Московская, Воронежская, Тюменская, Челябинская области, Ненецкий автономный округ, Башкирия и Алтайский край досрочно выполнили целевые показатели по площади расселяемого аварийного жилья и количеству переселяемых граждан на 2019 год. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

«На сегодняшний день в соответствии с данными оперативной отчетности целевые показатели 2019 года по площади расселяемого аварийного жилья и количеству переселяемых граждан уже достигнуты в семи субъектах РФ», — сказали в Фонде ЖКХ.

Уточняется, что в Воронежской области расселено 8,26 тыс. кв. м, переселены 0,49 тыс. граждан, в Московской области — 5,73 тыс. кв. м, 0,40 тыс. человек, в Ненецком автономном округе — 2,09 тыс. кв. м, 0,11 тыс. человек, Республике Башкортостан — 4,82 тыс. кв. м, 0,30 тыс.

человек, Тюменской области — 4,98 тыс. кв. м, 0,30 тыс. человек, Челябинской области — 5,26 тыс. кв. м, 0,33 тыс. человек, Алтайском крае — 5,82 тыс. кв. м, 0,30 тыс. человек.

Как пояснили в фонде, несмотря на то, что регионы достигли целевых показателей 2019 года, расселение аварийного фонда в них продолжается.

Отстают от планов по заключению контрактов 2019 года пять регионов: Белгородская, Иркутская, Самарская, Курганская области и Северная Осетия.

В Фонде ЖКХ добавили, что всего по состоянию на 1 августа 2019 года в стране переселены 3,73 тыс. человек из 65,42 тыс. кв. м аварийного жилья. «Таким образом, в целом выполнение целевого показателя 2019 года составляет 45,49% по количеству переселенных граждан и 46,4% по площади расселяемого аварийного жилья», — сообщили в пресс-службе.

Правлением Фонда ЖКХ одобрены заявки и заключены соглашения с 82 субъектами РФ на общую сумму 35,37 млрд рублей (99,92% от общей суммы лимита на 2019 год).

Из них сумма аванса составила 10,61 млрд рублей (29,97% от общей суммы лимита на 2019 год). На эти средства планируется переселить 64 тыс. человек из 1,04 млн кв. м аварийного жилья.

«Все 82 субъекта РФ получили авансовые средства на реализацию программы», — подчеркнули в Фонде ЖКХ.

Национальный проект

Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» входит в состав национального проекта «Жилье и городская среда».

Как следует из документа, к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из непригодного жилья, 530,9 тыс.

Эти показатели могут быть уточнены по итогам реализации программ расселения в 2019-2021 годах.

Также в документе отмечено, что к 31 декабря 2023 года объем расселяемого жилья должен на 30% превысить объем выявляемого аварийного фонда. При этом планируется уточнение критериев признания домов аварийными и ввод понятия ветхих домов.

Общий объем финансирования реализации федерального проекта по расселению из всех источников составит 507,2 млрд рублей до конца 2024 года.

Регионам дали 10 млрд рублей на расселение аварийных домов. Где опасного жилья больше? — Регионы России

Что произошло?

Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев заявил, что российские регионы получили более 10 млрд рублей на расселение аварийного жилья.

  • На переселение людей из опасных домов в 2019-2020 годах в бюджете заложено 35,4 млрд рублей. 10 млрд регионам уже перечислили, оставшиеся 25,4 млрд они получат, когда отчитаются о купленных квартирах для граждан.
  • В 2019-2020 годах новое жильё получат около 64 тыс. человек, которые должны покинуть более 26 тыс. аварийных квартир.
  • К 2025 году из непригодного жилья переедут 530,9 тыс. человек. К этому времени должны расселить 9,54 млн кв.м, признанных аварийными после 1 января 2012 года. В 2025 году будут переселены ещё 133 тыс. человек из 2,4 млн кв.м аварийного фонда.
  • До 2025 года бюджет потратит на расселение опасных домов 507,2 млрд рублей.
  • Владимир Якушев заявил, что выделяемые деньги позволят переселить всех, чье жильё признали непригодным для жизни до 1 января 2017 года.

Сколько аварийных домов уже расселили?

  • Расселение аварийного жилья в России началось в 2008 году, когда заработала госпрограмма.
  • С 2008 года по июнь 2019 года были переселены 1,04 млн жильцов аварийных домов площадью 15,9 млн кв.м.
  • В июне 2019 года в Фонде содействия реформированию ЖКХ сообщили, что в России осталось расселить около 113 тыс. кв.м аварийного жилья по программе 2008-2018 годов. Жильё до конца 2019 года должны получить 8 тыс. человек. С расселением опаздывают Тыва, Дагестан, Крым, Севастополь, Забайкальский край.
  • По оценкам Фонда содействия реформированию ЖКХ, в Тыве и Крыму 25 тыс. кв.м аварийного жилья не получится расселить и в 2019 году. При этом Тыва может не успеть это сделать и в 2020 году.
  • По данным Минстроя, в январе 2019 года в России было 15,3 млн кв. м аварийного жилья, которое необходимо расселить.

Ветхое или аварийное?

  • В России ветхими называют здания с износом выше 70%, которые не угрожают здоровью и жизни жильцов.
  • К аварийным относят дома, в которых несущие конструкции и фундаменты могут в любой момент обрушиться.
  • Минстрой хочет законодательно разграничить ветхое и аварийное жильё. Это нужно для того, чтобы включить ветхие дома в программу капремонта. В таком случае люди смогут жить в них и дальше.

Где больше всего ветхого и аварийного жилья?

В среднем по России доля аварийного и ветхого жилья равняется 2,5%. В Центральном федеральном округе таких домов меньше – 1,5%. В Южном федеральном округе их 1,1%. Больше всего непригодных для жизни строений в Северо-Кавказском федеральном округе – 5,9% от жилого фонда.

  • Больше всего проблем с такими домами в Туве, где доля аварийных и ветхих зданий составляет 17,3% от всего жилого фонда.
  • Затем идут Якутия – 16,6%
  • Дагестан – 15,7%
  • Ингушетия – 15,5%
  • Ямало-Ненецкий автономный округ – 9,3%
  • Магаданская область – 8,2%
  • Ханты-Мансийский округ – 7,8%
  • Тверская, Архангельская и Кировская области – 7,1–7,4%

В Москве, как и в Адыгее, доля ветхого и аварийного жилья составляет 0,3%. В Санкт-Петербурге и Севастополе ещё меньше – 0,2%.

Аварийное расселение

Проблема аварийного жилья по-прежнему остается актуальной для большинства регионов РФ.

Одним городам не хватает средств для расселения таких объектов, в других, более крупных, слишком большое количество непригодных для проживания домов и процесс растягивается по времени.

Читайте также:  В январе банки получили неожиданно много заявок на ипотеку

При этом, с одной стороны, количество аварийного жилья так или иначе сокращается, с другой — постепенно растет и количество потенциального ветхого жилья.

Ускорение темпов

Целевые показатели развития жилищной сферы зафиксированы в указе президента РФ от мая 2018 года. Так, до 2024 года предусмотрено улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно по всей стране, а объемы жилищного строительства должны вырасти не менее чем до 120 млн кв. м в год.

Документом установлена и задача сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Переселение жителей РФ из аварийного фонда осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Жилье и городская среда», согласно которому в ближайшие несколько лет предстоит расселить дома общей площадью около 10 млн кв.

 м, в которых проживает около 530 тыс. человек.

В середине августа 2020 года заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин сообщил, что законопроект для ускорения расселения аварийного жилья будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию.

«Реновация нужна в целом по стране, но мы не говорим «реновация», у нас есть программа расселения аварийного и ветхого жилья. Мы сейчас смотрим, как ее ускорить, чтобы ее не 2024 годом закончить, а 2023 годом.

И так как объем этого жилья достаточно большой по стране, мы готовим сейчас предложения, в осеннюю сессию в Госдуму будем вносить определенные законопроекты, позволяющие ускорить эту программу»,— отмечал он.

Механизм для ускорения программы расселения аварийного жилья в регионах ранее подготовил Минстрой РФ.

Для того чтобы ускорить программу по сносу такого жилья, подготовлены поправки в 185-ФЗ, которые депутаты Госдумы и могут принять осенью текущего года.

Предполагается, что в рамках тех денежных лимитов, которые определены субъекту РФ на расселение аварийного жилья до 2024 года, можно будет выбирать денежные средства раньше.

Глава Минстроя РФ Владимир Якушев ранее говорил, что план по программе переселения граждан из аварийного жилья на 2020 год может быть даже перевыполнен в полтора раза. Так, по словам министра, по состоянию на 1 июня 2020 года в России было расселено уже 1,074 млн кв. м и более 66 тыс. человек, что больше заложенных показателей на 7%.

Региональная повестка

Власти Петербурга в рамках решения проблемы аварийного жилья реализуют программу по обеспечению устойчивого сокращения подобных объектов.

За реализацию проекта в Петербурге отвечает городской жилищный комитет, который и взаимодействует с Минстроем РФ в части корректировки устанавливаемых для Северной столицы плановых значений расселения непригодного фонда.

По состоянию на начало июля текущего года в Петербурге требовалось расселить три таких дома, расположенных в Василеостровском, Выборгском и Кировском районах города. Переселить оттуда планируется 181 человека, проживающих в помещениях общей площадью 3,454 тыс. кв. м.

В начале августа глава Петербурга Александр Беглов сообщил, что к этому списку добавляются еще три дома в Красногвардейском и Курортном районах города, в которых проживает 19 семей. «Жителей аварийных домов переселяют как в квартиры нового жилищного фонда, так и в освобождаемое жилье.

И здесь очень важна работа районных администраций, чтобы при имеющихся ресурсах находить оптимальные для граждан решения»,— говорил он. По словам губернатора, надо думать и о том, как дальше развивать расселяемые территории, и учитывать эти участки в планах застройки и выставлять на торги.

«Президент России поставил задачу неуклонно сокращать непригодный жилищный фонд. Сегодня, в непростых экономических условиях, важно продолжать программу расселения ветхого и аварийного жилья»,— подчеркивал глава города.

Согласно документам, завершение мероприятий по переселению жителей Петербурга из аварийного жилья намечено на 2022 год, однако в конце прошлого года господин Беглов отмечал, что программа расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в городе будет выполнена с опережением плана.

Опережая график

Изначально в утвержденные правительством Петербурга адресные перечни многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, реконструкции и расселению, было включено 65 объектов, в которых проживало 1165 семей.

«В настоящее время расселению подлежат 23 многоквартирных аварийных дома, включенных в адресные перечни, площадь которых составляет 26,821 тыс. кв. м.

Из них пять многоквартирных домов подлежат реконструкции, а 18 многоквартирных домов подлежат сносу»,— рассказывают в Жилищном комитете.

Кроме того, продолжаются мероприятия по переселению 305 человек, которым будут предложены для переселения жилые помещения в многоквартирных домах, приобретенные в государственную собственность Санкт-Петербурга, либо выплачено возмещение за занимаемое жилое помещение.

Согласно паспорту федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» для Санкт-Петербурга, в 2020 году планируется переселить четырех человек и расселить 730 кв. м аварийного жилищного фонда.

«По состоянию на 10 августа решен вопрос о переселении 88 человек из жилых помещений общей площадью 1736,1 кв. м. Было подписано 41 соглашение об изъятии жилых помещений, заключены два договора мены, предоставлено одно жилое помещение по договору социального найма.

Таким образом, уже к настоящему времени план перевыполнен более чем в два раза. Дополнительно до конца 2020 года планируется переселение трех человек, проживающих в жилых помещениях общей площадью 100 кв. м»,— рассказывают в ведомстве, добавляя, что корректировка плановых значений показателей не производилась.

Кроме того, в связи с тем, что плановые значения показателей на 2020 год уже перевыполнены, угроза невыполнения показателей отсутствует.

Потенциальная опасность

Достаточно большое количество жителей Петербурга нуждается в улучшении жилищных условий, и не только в связи с тем, что жилье становится аварийным: это неизбежный процесс, так как город стареет, особенно его центр и прилегающие к нему районы, отмечает вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз.

«Большое количество домов находится в стадии, близкой к аварийной.

Существует еще и проблема постоянного увеличения численности населения города, необходимости расширения пространства для молодых семей, а также предоставления большего количества квадратных метров на жителя в соответствии с действующими стандартами понимания «комфортного жилья»»,— уточняет он.

По словам вице-президента объединения, наибольшее число объектов, находящихся в близком к аварийному состоянии, сконцентрировано в Центральном, Адмиралтейском и других старых районах Петербурга. Кроме того, напоминает он, в городе до сих пор существует множество коммунальных квартир, что в принципе для современного мира является нонсенсом.

«С этими объектами у города и инвесторов возникают достаточно большие проблемы.

Во-первых, потому что они зачастую являются объектами культурного наследия и подпадают под определенные охранные грамоты, которые не позволяют инвестору максимально эффективно использовать имеющиеся возможности перепланировки или введения объекта в новый жизненный цикл через его реконструкцию»,— говорит господин Мороз.

Объем затрат инвесторов для таких объектов становится неподъемным для того, чтобы этот объект мог ему быть потенциально выгоден. При этом и сам город зачастую не в состоянии разобраться с этими объектами, так как они попадают под законодательство об охране объектов культурного наследия.

«Во-вторых, многие из таких объектов связаны с совместным проживанием на общей площади коммунальной квартиры большого количества лиц, где каждый имеет свое собственное восприятие и взгляды на реализацию своей доли, особенно если эта доля принадлежит ему по праву собственности, а сам человек там не проживает. Зачастую мы сталкиваемся с проблемой, когда при расселении таких домов или квартир находится одна или несколько семей, которые выставляют завышенные требования в отношении своих площадей, несоизмеримые и с действующими ценами, и с возможностями инвесторов»,— рассказывает эксперт. Такая ситуация вновь приводит к тому, что объект, который инвестор или город могли бы потенциально рассмотреть как подлежащий реконструкции, становится для них неинтересным или неподъемным с точки зрения финансирования.

Антон Мороз указывает и на еще одну проблему с переселением граждан из аварийного фонда: большинство из них многие годы прожили в престижных теперь районах Петербурга, и, несмотря на то, что проживали в объектах с достаточно сложной историей, это были центральные или знаковые места.

Предлагаемые же со стороны города и инвесторов площади переселения находятся в основном в спальных районах и на окраинах города, в местах так называемой «молодой» застройки: в Приморском районе, Шушарах, Колпино, Купчино и других местах, близких к Кольцевой автомобильной дороге, где совершенно иная среда обитания и иной подход к созданию окружающей среды и объектов инфраструктуры.

«Зачастую люди просто не хотят переезжать из тех районов, в которых они находились. У граждан есть потребность в сохранении своих жилых площадей или получении взамен новых в том же районе, где они проживали ранее, что невозможно в связи с отсутствием возможности строительства нового жилья в последних.

Наверное, основной опыт, который можно было бы использовать,— это Москва с ее реновацией.

Петербург — один из немногих городов, который в состоянии разработать, принять и внедрить у себя программу реновации, в случае если будет финансовая поддержка не только регионального бюджета, но и федерального, и за счет нее попытаться решить вопрос ветхого и аварийного жилья»,— добавляет вице-президент строительного объединения.

Дмитрий Быков, Мария Кузнецова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *