В России появится единый реестр долгостроев

В России 71,3 тысячи недостроев, которые были профинансированы за счет бюджета. Такие данные представила Счетная палата РФ.

Среди них — школы, университетские кампусы, поликлиники, больницы, спортивные комплексы и стадионы, а также дороги, теплотрассы, объекты коммунальной инфраструктуры.

Наибольшая доля проблемных объектов в общем количестве строек — в Башкортостане (43%), Дагестане (39,3%) и Тверской области (27,2%).

В России появится единый реестр долгостроев В России появится единый реестр долгостроев

Станция «Библиотека имени Пушкина» Омского метрополитена, которая используется как подземный пешеходный переход. Строительство Омского метрополитена началось в 1992 году, за 26 лет была построена одна станция — «Библиотека имени Пушкина». Правительство Омской области приняло решение заморозить строительство метрополитена в Омске. Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Лидерами по доле вложений в проблемные объекты в общем объеме вложений в строительство признаны Ямало-Ненецкий автономный округ (84,1%), Амурская (78,5%) и Волгоградская (68,5%) области.

К незавершенным объектам относится, к примеру, Омский метрополитен, строительство которого идет с 2008 года.

Фактические затраты составили почти 9 млрд рублей, сейчас есть решение о консервации объекта, на финансирование этих работ требуется дополнительно почти 2 млрд рублей.

При этом, как рассказал вице-премьер Виталий Мутко, строительство примерно 20 тысяч этих объектов и не начиналось — было лишь принято решение о необходимости их возведения, выделены средства на разработку проектно-сметной документации.

Однако местные власти боятся списывать даже объекты, которые явно никогда не будут начаты (например, из-за уже устаревшей документации), поскольку деньги из бюджета были выделены. Хотя в перечне есть стройки, просроченные уже на 10 и даже 20 лет.

В то же время в число недостроев входят и те объекты, строительство которых пока идет в плановом порядке.

По словам Мутко, нужно уточнить в законодательстве понятие «объект незавершенного строительства», упростить процедуру списания потраченных на разработку документации средств.

Планируется также создать реестр недостроенных объектов с подробной информацией по каждой стройке, наподобие того, который уже существует по объектам жилищного строительства.

«Мы сейчас работаем над обновлением нашей «дорожной карты», план действий — в ближайшее время будет задача по снижению количества незавершенки.

Во-первых, нам надо будет посчитать, сколько у нас таких зданий, сооружений и объектов, поскольку федеральное казначейство дает 71 тысячу объектов, Росстат дает на 10 тысяч больше», — сказал Мутко. Он добавил, что необходимо создать единую платформу, которая будет отображать реальную картину таких проблемных объектов.

В России появится единый реестр долгостроев

В России выплатили первые компенсации обманутым дольщикам

В жилищном строительстве проблемным считается объект с задержкой в полгода. «Мы видим каждый дом, который начали строить. Прописали критерии, что такое «проблемный дом».

Если свыше шести месяцев от срока отступаешь, он сразу попадает в проблемный дом, и по нему ведутся отдельные процедуры», — отметил вице-премьер. Мутко считает возможным решить проблему незавершенных госстроек в течение пары лет.

«Надеюсь, что в ближайшие 2-3 года перелом произойдет, и мы сделаем все, чтобы больше не начинать таких объектов, которые не будут завершены», — подытожил Мутко.

В россии в 2022 г. построят единый сервис госстатистики

25 Июня 2021 11:48 25 Июн 2021 11:48 |

Правительство утвердило положение о единой цифровой аналитической платформе предоставления статистических данных, запуск которой запланирован до 1 января 2022 г. Помимо объединения всех государственных ресурсов статистики, новая платформа также позволит унифицировать процедуры работы с данными и избежать дублирования.

В России появится единая цифровая статистическая платформа, которая объединит разрозненные в настоящее время системы статистического учета и аналитики – такие как, в частности, реестр форм статистического наблюдения и статистических показателей и единое хранилище статистических данных.

Соответствующее постановление №956, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, опубликовано на портале Правительства России government.ru. Оператором платформы назначена Федеральная служба государственной статистики России (Росстат), запуск платформы в эксплуатацию поручено произвести до 1 января 2022 г.

Документ определяет ключевые принципы работы платформы – такие как актуальность, доступность и достоверность данных, прозрачность процессов их сбора и обработки, а также использование единой методологии.

В качестве основной цели запуска ресурса указывается обеспечение основным участникам статистического учета – госорганам, респондентам и пользователям данных, возможности «взаимодействовать в единой цифровой среде».

В дополнение, для особо важных проектов – например, всероссийской переписи населения, в рамках системы будут формироваться отдельные программные компоненты, которые «обеспечат оперативную обработку сведений и агрегирование общественно значимых показателей», отмечается в документе.

Централизация и цифровизация государственной статистики

Как ранее сообщал CNews, концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных, утвержденная распоряжением Правительства №3074-р от 17 декабря 2019 г.

, была разработана Минэкономразвития России в рамках мероприятий по созданию национальной системы управления данными на 2019-2020 гг.

и реализации федпроекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В России появится единый реестр долгостроев

Власти объединят госстатистику в единую платформу к 2022 году

Помимо запуска новой цифровой статистической госплатформы, Росстату также предстоит в срок до 31 декабря 2021 г. согласовать с Минцифры вывод из эксплуатации ныне действующей государственной информационной системы (ГИС) «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных».

В качестве целей запуска нового ресурса документ определяет снижение отчетной нагрузки, исключение дублирования, обеспечение единого учета форм статистического наблюдения и показателей, единого источника данных об объектах, формах и показателях, доступа к официальной статистической информации, а также повышение уровня детализации и увеличение объема официальной информации наряду с повышением качества принимаемых управленческих решений.

Компоненты и функции цифровой статистической платформы

Новая централизованная статистическая система включает ПО для автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ, единый реестр с унифицированными данными об объектах статистического наблюдения и каталогами респондентов, единый реестр с данными о формах статистического наблюдения и нормативной справочной информацией.

Провайдер нового поколения: Сбер дает доступ к своему облачному суперкомпьютеру и искусственному интеллекту

Облака В России появится единый реестр долгостроев

Система также включает единое хранилище статистических данных, официальный интернет-портал, цифровую аналитическую платформу «Население» для сбора, хранения, анализа и обработка сведений о населении и подведения итогов всероссийских переписей населения и аналитическая подсистема в виде витрины системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» для формирование сводных показателей на основе первичных статистических и административных данных.

Система будет осуществлять централизованный сбор, хранение, обработку и предоставление информации, формирование и ведение единого реестра объектов статистического наблюдения, единого реестра форм статистического наблюдения и показателей, а также автоматизированное формирование, ведение и мониторинг выполнения федерального плана статистических работ.

Интернет-доступ пользователей к открытой информации системы – в том числе, к официальной статистике, будет осуществляться без авторизации в ЕСИА. Все действия пользователей системы с доступом к данным, требующие авторизации, будут протоколироваться и храниться 36 месяцев.

Взаимодействие системы с другими ГИС осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с другими инфосистемами – в рамках соглашений между операторами и в соответствии с законодательством.

Владимир Бахур

Короткая ссылка

В россии создадут единый государственный реестр в сфере строительства

В России появится единый реестр долгостроев

АГН Москва

Минстрой предлагает создать Единый государственный реестр в сфере строительства. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

В Едином госреестре будут содержаться сведения об объекте капитального строительства при выполнении инженерных работ, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капремонте и сносе.

Он будет состоять из пяти реестров — идентификационных номеров объектов капитального строительства; заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства; разрешений на строительство; разрешений на ввод объекта в эксплуатацию; заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства.

При этом в Единый госреестр не будут включаться данные и документы, составляющие государственную тайну.

Вести реестр будет Минстрой, правила его формирования утвердит Правительство. Оно также утвердит перечень сведений, доступ к которым будет бесплатным для всех заинтересованных лиц.

  • Градостроительный кодекс, в частности, дополняется положением, что проектная документация, а также внесённые в неё изменения, признаются утверждёнными застройщиком или техзаказчиком с момента включения указанных сведений в Единый госреестр в сфере строительства.
  • • Что поможет снизить стоимость жилья • Торги в рамках всероссийской реновации будут проходить в электронной форме
  • Кроме того, выдача заключения экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий не будет допускаться, если объекту капстроительства не присвоен идентификационный номер.
Читайте также:  В Москве новостройки комфорт-класса обошли бизнес-класс впервые с 2010-го

Также не будет допускаться выдача разрешения на строительство или решения о внесении в него изменений разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до включения сведений о таких разрешениях в единый реестр. Исключение составят случаи, если документы на строительство содержат сведения, составляющие гостайну.

Проектом предусмотрено, что стройнадзор будет выдавать заключения о соответствии по уже построенному объекту в электронной форме, за исключением случаев, когда документы содержат сведения о государственной тайне.

Нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию этого закона, должны быть приняты до 1 января 2023 года. Сам закон вступит в силу с 1 января 2024 года. Он будет применяться к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.

Ранее сообщалось, что осуждённых могут привлечь к строительству больших инфраструктурных проектов.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.

Единый реестр: сначала сведения, потом разрешения

В России появится единый реестр долгостроев

Минстрой России предложил порядок формирования и ведения Единого государственного реестра в сфере строительства. Законопроект, вносящий соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ, был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в целях общественного обсуждения.

Документ направлен на единообразное регулирование правил осуществления административных процедур в сфере строительства, а также на создание единого порядка перевода взаимодействия участников отношений в сфере градостроительной деятельности.

В этих целях предусмотрено введение единого информационного ресурса, содержащего сведения об объекте капитального строительства на всех этапах жизненного цикла и позволяющего накапливать, хранить и обмениваться такими сведениями в цифровом формате.

По замыслу авторов законопроекта, Единый государственный реестр в сфере строительства будет состоять из пяти реестров:

  • реестра идентификационных номеров объектов капитального строительства, в который включаются сведения о присвоении объекту капитального строительства неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации идентификационного номера. Присвоенный идентификационный номер объекта капитального строительства обязателен для указания во всех документах, связанных с осуществлением процедур в сфере строительства, до введения объекта капитального строительства в эксплуатацию и присвоения объекту недвижимости кадастрового номера;
  • реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства;
  • реестра разрешений на строительство;
  • реестра разрешений на ввод объекта в эксплуатацию;
  • реестра заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства.

В законопроекте отмечается, что получить заключение экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий можно будет только после присвоения объекту капитального строительства идентификационного номера.

Выдача разрешений на строительство или на ввод в эксплуатацию также будет осуществляться лишь после включения сведений о таких разрешениях в соответствующие реестры.

Исключение составят случаи, когда документы на строительство содержат сведения, составляющие государственную тайну.

  • Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в Едином государственном реестре в сфере строительства сведений будут нести органы исполнительной власти или организации, проводившие экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (принявших решение об отказе в выдаче таких разрешений), органы государственного строительного надзора, разместившие такие сведения.
  • Вести Единый государственный реестр будет Минстрой России (ФОИВ, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства) или подведомственное ему учреждение.
  • Правила формирования Единого реестра, а также перечень сведений, доступ к которым будет бесплатным для всех заинтересованных лиц, утвердит Правительство Российской Федерации.
  • Авторы законопроекта уверены, что дальнейшая цифровизация строительной отрасли, перевод в электронный вид всех административных процедур в сфере градостроительства, включая электронные услуги, позволит качественно и на новом технологическом уровне организовать взаимодействие всех участников строительной отрасли, сформировать аналогичный информационный ресурс в отношении сведений и документов, получаемых в результате деятельности разрешительных органов и органов строительного надзора.

Нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию этого закона, должны быть приняты до 1 января 2023 года. Сам закон вступит в силу с 1 января 2024 года.

Напомним, что на прошлой неделе Минстрой России опубликовал на портале проектов нормативных правовых актов проект поправок в Градостроительный кодекс, дублирующий настоящий законопроект в части присвоения объектам капитального строительства уникальных идентификационных номеров.

Можно предположить два объяснения: либо разные отделы Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России работают автономно друг от друга, либо за два дня, минувших с момента публикации первого законопроекта, специалисты ведомства решили внести все поправки, касающиеся Единого государственного реестра, пакетом.

Российские долгострои внесут в единый реестр

 Российская ГазетаРоссийская ГазетаУ ДОМ.РФ появилась возможность создавать застройщика в виде некоммерческой организации, которая бы занималась завершением строительства проблемных объектов. «Сейчас мы предлагаем на региональном уровне создавать некоммерческие фонды», — сообщил Николаев. Из них можно будет финансировать завершение долгостроев на территории региона. Пока это делается исключительно силами самого субъекта, без привлечения федеральных ресурсов. Источниками финансирования некоммерческих фондов могут стать средства компенсационного фонда, федерального бюджета, бюджета субъектов.

«Поправки направлены на максимальное сокращение сроков передачи объекта для начала достроя, — прокомментировал эту инициативу замглавы минстроя Никита Стасишин. — Необходимо сокращать время, чтобы получить объект, достроить, а главное — сдать его в эксплуатацию и передать квартиры гражданам».

Покупателям кладовок и машино-мест планируется предоставить гарантии не только в виде достройки их объектов, но и в виде компенсаций. «В прошлый раз мы не предусмотрели важную норму — возможность получения возмещения в денежном эквиваленте», — сказал Николаев. Не исключено, что в связи с этим застройщикам придется платить взносы в фонд за эти помещения.

Сейчас отчисления в фонд делают порядка 3,3 тысячи застройщиков, уточнил управляющий директор «ДОМ.РФ» Алексей Ниденс. Фонд аккумулировал уже 19 миллиардов рублей — это около 450 тысяч квартир, покупатели которых защищены от банкротства застройщиков.

Эксперты считают, что нужно устранить двойную кредитную нагрузку на жилищный проект. «Человек в период строительства платит проценты по ипотечному кредиту, и застройщик платит проценты по проектному финансированию», — отметила президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

В других странах есть иные модели финансирования, при которых покупатель квартиры на стадии строительства дома вносит в банк только залоговую сумму, около 10 процентов, а кредит на квартиру берет только с момента передачи ему ключей.

Николаев отметил, что ставка по ипотечному кредиту составляет 10 процентов, по проектному финансированию — около 12, причем это одни и те же деньги. Деньги на покупку квартиры лежат на эскроу-счете в банке, и банк выдает эти деньги застройщику.

Устранение двойного кредитования позволит снизить ставки вдвое, то есть покупатели смогут получать ипотеку под 5 процентов, а застройщики кредитоваться под 6 процентов, полагает Николаев.

Государство создаст реестр проблемных долгостроев

Минстрой и госкорпорация «Дом.РФ» создают единую базу проблемных жилых объектов, которая даст представление новым инвесторам об экономическом потенциале проектов. База будет включать в себя паспорта долгостроев.

В правительстве разработан механизм формирования единой базы долгостроев жилого назначения.

Предусматривается, что в реестр будут вносить недостроенные многоэтажки, первоначальный затройщик которых отказался от выполнения обязательств, и средства на строительство которых инвестировали дольщики.

Основой для реестра станет Единая информационная система жилищного строительства, которая функционирует с нынешнего года.

Как пояснил в беседе с «Известиями» глава блока реализации социальных программ «Дом.РФ» Алексей Акулов, по действующей процедуре сведения о долгостроях размещаются на портале Министерства строительства и ЖКХ. Теперь все проблемные дома обозначат на единой карте, перемещаясь по которой, потенциальные инвесторы смогут получить более подробную информацию о заинтересовавшем объекте.

По словам Акулова, в реестр будут подгружать паспорта долгостроев, на основании которых инвестор получит представление об объеме необходимых вложений и потенциале объектов.

Данные для внесения в базу будут предоставлять региональные правительства, на основании местных «дорожных карт» помощи дольщикам. Инициатором выдачи паспортов долгостроев стала Ростовская область.

Там уже паспортизированы все 63 недостроенные многоэтажки, первый паспорт уже внесен в единую систему.

Акулов отмечает, воспользоваться предложениями из реестра смогут строительные компании, которые желают получить бюджетные субсидии либо эксклюзивные права на земельные наделы. Сегодня единой системой пользуются более 3,1 тыс.

девелоперов, работающие в 81 регионе, или порядка 70% участников рынка. Каждый из них может заинтересоваться изложенными в паспортах условиями достройки домов.

В документе будет указано, сколько этажей предусмотрено в здании, число квартир, жилая площадь, также к паспорту приложат копии имеющихся разрешительных документов и актуальные фотографии долгостроя.

Кроме того, будет указываться информация о взносах дольщиков и количестве последних.

В паспорта также внесут ориентировочную стоимость завершения строительства, и укажут, сможет ли новый застройщик претендовать на бюджетные компенсации и субсидии.

Отметим, по состоянию на конец марта Минстрой насчитал в России 842 проблемных долгостроя, в которые вложились более 80 тыс. дольщиков. Больше всего таких домов в Ростовской области, далее следуют Краснодарский край и Самарская область.

Полномочия Фонда защиты прав дольщиков расширят

  • «Принятый сегодня закон защитит законные интересы граждан – участников долевого строительства», — отметил Председатель ГД Вячеслав Володин. 
  • Он пояснил, что, в соответствии с поправками, Фонд защиты прав дольщиков получит право достраивать проблемные объекты и строить новые многоквартирные дома без использования счетов эскроу для скорейшего исполнения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства.
  • Кроме того, фонд сможет получать в упрощенном порядке в аренду или безвозмездное пользование земельные участки под строительство многоквартирных домов.
  • Фонд будет наделен функциями технического заказчика, он также сможет создавать коммерческие и некоммерческие организации, направлять на финансирование строительства часть временно свободных средств.

«Такое расширение прав фонда позволит быстрее достраивать дома и строить новые, а значит — люди быстрее смогут переехать в собственное жилье», — сказал Председатель Государственной Думы.

Вячеслав Володин подчеркнул, что «тема обманутых дольщиков — на особом контроле Государственной Думы. За несколько лет нам законодательно удалось решить многие вопросы. Деятельность застройщиков стала более прозрачной, а права граждан, покупающих жилье в строящемся доме, защищены».

Подробнее о законе

В соответствии с законом в единой информационной системе жилищного строительства будут созданы личные кабинеты регионов, конкурсных управляющих и расширен перечень информации, которую необходимо размещать на платформе.

Уточняются также основания для исключения долгостроев из единого реестра проблемных объектов. Это должно обеспечить достоверный учет домов, в которых есть обманутые дольщики и по которым необходимо принять решения о способе восстановления их прав. 

У регионов появится право решать вопрос о нежилых помещениях, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, которые приобретались гражданами для ведения предпринимательской деятельности, и передавать помещения в случае такой возможности. Можно будет детально рассматривать каждый объект.

Кроме того, ко второму чтению исключили из документа норму, которая могла лишить дольщиков права не принимать квартиру у застройщика с недостатками. Ранее она вызвала большой резонанс, поэтому было решено сохранить нынешнее положение дел, пояснил ранее один из авторов проекта закона Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Для решения проблемы долгостроев и обманутых дольщиков примут отдельный федеральный закон — Новости ЕРЗ.РФ

О необходимости такой меры в ходе панельной дискуссии Счетной палаты на Форуме стратегов 2020—2021 заявил председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

www.i.mycdn.me

«На мой взгляд, без закона мы не обойдемся, потому что слишком много пробелов, которые пытались закрыть нормативно-правовыми актами, но это не получается», — заявил парламентарий.

www.nikolaevonline.ru 

Николай Николаев (на фото) пояснил, что предлагаемый им закон должен:

• дать исчерпывающее юридическое определение самому объекту незавершенного строительства;

• уточнить вопрос порядка госрегистрации такого объекта;

• предусмотреть механизмы, которые не допустят возникновения новых долгостроев;

• возложить всю ответственность за решение проблемы долгостроев и обманутых дольщиков на определенный орган власти (сегодня это направление ведут сразу несколько ведомств, в том числе Минстрой, Минфин и Минэкономразвития).

www.rg.ru

В свою очередь, другой участник дискуссии, глава Минстроя Владимир Якушев (на фото), признал, что нормативных документов для решения проблемы долгостроев сегодня, действительно, недостаточно, и что в ближайшее время будет решен вопрос о целесообразности принятия закона, предлагаемого депутатом Николаевым.

По мнению Якушева, будет ли это закон или подзаконный акт, но этот документ должен четко определить, какие из объектов следует достроить, а какие целесообразней снести, после чего уже можно будет говорить о необходимом финансировании и его источниках.

www.news.sarbc.ru

«Когда мы определим количество объектов, с которыми нужно будет окончательно разобраться с точки зрения достройки, это будут дополнительные ресурсы. За этими ресурсами мы должны обратиться на площадке правительства в Министерство финансов», — конкретизировал свою позицию глава Минстроя.

Он также подчеркнул, что в случае включения каких-то субъектов РФ в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), для предотвращения возможных долгостроев требуется строго прописывать всю сумму финансирования включенных в нее объектов капстроительства — от проектирования до ввода в эксплуатацию.

По информации Минэкономразвития, последний момент будет урегулирован в ближайшее время с выходом соответствующего Постановления Правительства.

Напомним, что по состоянию на конец сентября по данным Фонда защиты дольщиков общее число пострадавших от недобросовестных застройщиков граждан РФ составило 185,7 тыс. человек. Для 40% обманутых дольщиков жилье достраивается за счет средств бюджетов регионов, для 60% — силами Фонда.

При этом в Единый реестр проблемных объектов включено 3,023 тыс. домов (32% от всего возводимого в РФ жилья), из которых 2,141 тыс. стали долгостроями из-за банкротства застройщиков, а 882 дома — из-за нарушения сроков строительства более чем на полгода.

  www.mshj.ru www.omskrielt.com

Другие публикации по теме:

Треть всего возводимого в России жилья относится к долгостроям

Как изменятся правила принятия решений Фондом защиты дольщиков

Потери участников долевого строительства будут компенсировать более детально за счет средств Фонда защиты дольщиков

Более 630 новостроек в России — потенциальные долгострои

Счетная палата: Существует риск не решить в намеченные сроки проблему обманутых дольщиков

Вячеслав Володин: Чтобы полностью решить проблему обманутых дольщиков, российским регионам требуется 400 млрд руб.

Люди-номера. Единый реестр данных грозит россиянам дискриминацией по «китайскому образцу». Мнения экспертов

Персональные данные — зыбкая субстанция, которая норовит «сбежать». Личную информацию клиентов упускали Сбербанк, «Билайн» и даже паспорта проштрафившихся нарушителей самоизоляции попали в сеть.

В 2023 году появится Единый федеральный информационный реестр (ЕФИР), который сосредоточит всю информацию о россиянах. Законопроект в третьем чтении приняла Госдума.

Эксперты и граждане задались справедливым вопросом: не опасно ли хранить все яйца в одной корзине? А если данные не «утекут» из-за сбоя или взлома, не воспользуются ли ими изнутри с «нечистыми» целями?

Поздравляем, вы — в базе

У ЕФИР есть плюсы и минусы. В теории он должен упростить жизнь людям, сэкономить время и нервы. Например, избавить от забега по инстанциям и сбора 1001 справки.

Базы данных множества ведомств объединятся в одну, власти уже наладили кросс-взаимодействие. Например, сейчас пособие по безработице оформляется без справок от работодателя об уровне зарплаты и копии трудовой книжки. ЦЗН самостоятельно отправляет запросы в ФНС и ПФР.

Хотя ещё 2 месяца назад надо было принести справку особой формы и копию трудовой.

Другая — финансовая. Все сведения сосредотачиваются в руках Налоговой. Значит, прощайте, неофициальные подработки, «халтурки» и прочий серый заработок. А эксперты через одного сомневаются в надёжности реестра.

Отвечать за наполнение регистра будет ФНС. static. life.ru.

Если прислушаться к мнениям аналитиков, которые оценивают ту или иную технологическую новинку в России, создаётся впечатление, что разработчики создают не программы, а решето. Иначе не объяснить, почему эксперты считают «дырявым» каждый второй код отечественных сервисов.

Политолог Сергей Михеев рассказал ИА «Красная Весна», что у гражданских властей нет достаточной ответственности за сохранность данных в ЕФИР. Россия не полностью перешла на собственное программное обеспечение, поэтому реестр остаётся уязвимым для утечки.

Другой разговор, если данные для борьбы с преступностью в единый блок сводила бы ФСБ.

Госдума уверяет, что беспокоиться не о чем. К тому же, о людях и так всё знают банки, медучреждения и даже турагенты. Депутат Сергей Боярский призвал сограждан не паниковать из-за ЕФИР.

Я уже не говорю про иностранные соцсети или платформы по бронированию отелей, которые потом превращаются чудным образом в таргетированную рекламу

Депутаты ужесточат законодательство о нарушении хранения личных и других данных. Когда система заработает в 2023 году, у государства будет чётко отлаженный механизм ответственности за утечку.

Сведения из реестра смогут получать и спецслужбы, рассказал глава комитета Госдумы по СМИ Александр Хинштейн.

Но в регистре будут разные уровни доступа, и каждое ведомство будет пользоваться только своей частью.

Вразрез действующим ФЗ

Реестр обернётся нарушением прав человека и федеральных законов. Об этом пишет портал «Роем». У ЕФИР огромное значение, он затрагивает все сферы частной жизни.

О неприкосновенности частной жизни говорится в Конституции РФ и ряде федеральных законов. В ч. 1 ст. 24 Основного закона не допускает «сбор, хранение, использование и распространение информации» без согласия человека.

Органы госвласти и местного самоуправления должны ознакомить гражданина с документами, которые ограничивают его права и свободы. Статья 8 законопроекта о едином реестре легализует сбор и обработку персональной информации без согласия граждан.

А персональные данные — это и есть частная жизнь человека.

Эксперт «Роем» Игорь Ашманов обращает внимание, что законопроект о едином реестре не только объединяет все сведения о человеке в одну запись.

Этой записи присваивается уникальный несменяемый номер, который будет идентификатором гражданина. Нельзя ли это посчитать умалением достоинства личности? Это нарушение части 1 ст.

 21 Основного закона «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Среди прочих юридических противоречий законопроекта — нарушение 152 ФЗ «О персональных данных». В рамках этого закона запрещается объединять базы данных, которые содержат персональные сведения, если они нужны для разных целей.

Например, сведения о постановке на учёт безработного и данные из органов загс о регистрации брака имеют разные цели и не могут храниться вместе. К тому же, новый законопроект не предусматривает изъятие персональных данных по требованию гражданина.

Хотя в законопроекте предусмотрена возможность для гражданина получить данные о себе из ЕФИР (и даже, возможно, скорректировать «неверные данные»), но не предусмотрена возможность запретить их использование и передачу вовне по внутренним решениям оператора Регистра, а также удалить данные о себе. Невозможность удалить или изменить информацию о себе прямо нарушает права и свободы граждан Российской Федерации и закон 152-ФЗ, как уже сказано выше, — пишет Ашманов

Это противоречит ст. 14.1 существующего закона «О персональных данных»: человек имеет право потребовать у оператора уточнить, заблокировать или удалить личные сведения. «Роем» также указывает на нарушение закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», гостайну, угрозу правам личности.

Кто владеет информацией — владеет миром

Когда в мире происходят непонятные вещи, в бой вступают конспирологи. Это люди, хобби которых — искать заговоры, тайные знаки и послания.

Например, кто-то периодически заявляет, что коронавирус был разработан в лабораториях США (или Китая) для торговой войны с Китаем (или США). Людей пугали и пугают цифровые пропуска.

Единые реестры тоже вселяют страх: теперь мы знаем, как легко ограничить жизнь человека вплоть до выхода из дома, если твои данные в базе.

Эксперты опасаются параллельной власти и утечки данных. Фото из открытых источников.

Сергей Михеев поделился ещё одним занятным мнением. Политолог заявил о неожиданной стороне единого реестра граждан, которая может быть хуже утечек данных.

Первое и главное, для страны возникает параллельная власть, которая будет контролироваться людьми не избираемыми и даже не назначаемые по закону, — рассказал политолог

Мнение эксперта нельзя сбрасывать со счетов: кто владеет информацией — владеет миром. Самая большая власть сосредоточится в руках людей, которые ведут регистр. Ситуация опасная и для общества, и для государства, считает эксперт.

Когда появилось приложение «Социальный мониторинг», его тоже критиковали за слабую защиту. Программа передавала информацию по незащищённому http-протоколу без шифрования данных

Как будет создаваться единый реестр граждан

В последнее время в самых разных ведомствах создаются разнообразные реестры — и в ЗАГС, и в налоговой службе, и в нотариате. Проблемой таких реестров является разрозненный характер содержащихся в них данных и несогласованность между ними. Поэтому к 2025 году планируется создать единый реестр граждан, который объединит информацию из уже существующих реестров различных ведомств.

Такой реестр будет содержать обобщенную информацию о всех гражданах России.

Основу нового банка данных составит информация из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС) и сведения, содержащиеся в информационных системах министерства внутренних дел. Остальные сведения поступят в реестр из других информсистем, в частности, из Федеральной налоговой службы (ФНС). 

Проблемы создания единого реестра

Можно выделить несколько основных проблем, которые возникают в части создания единого реестра и организации его работы.

Первая из них состоит в недостаточном распространении среди граждан электронной подписи — как простой, так и квалифицированной, что обусловлено сложным способом ее получения.

Помочь в разрешении этого вопроса может построение сети пунктов выдачи электронной подписи гражданам на базе филиальной сети «Почты России» и развитие проекта облачной цифровой подписи.

Вторая проблема состоит в том, что сегодня ни одна из представленных на ЕПГУ госуслуг не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова — то есть полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, не являются госуслугами в полном смысле этого слова, являясь информационными сервисами.

Отсутствие единой методологии перевода госуслуг в электронный вид — одно из основных препятствий, которое не позволяет обеспечить уровень формализации госуслуг, необходимый и достаточный для их однозначной интерпретации в процессе подготовки и оказания услуг в автоматизированном виде.

В результате процесс перевода госуслуг в электронный вид свелся в большинстве регионов к разрозненным действиям по заполнению реестров услуг, а также по разработке упрощенных сервисов, поверхностной формализации административных процедур, заказу электронных форм для порталов госуслуг.

Информационный профиль гражданина

В июле 2019 года Правительство России одобрило проект закона «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Говоря простыми словами, появится электронный список всех граждан страны.

Причем в реестре будут не просто ФИО и даты рождения, но важная юридическая информация, например, номера СНИЛС, данные о семейном положении, прописка и многое другое. Старые добрые переписи населения станут историей, все данные о людях будут в режиме онлайн стекаться в большой государственный компьютер.

Предлагается создать единый информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении страны, оператором которого станет налоговая служба. Законопроект детально прописывает, какие органы будут обязаны предоставлять информацию в реестр, но при этом в СМИ можно встретить информацию об утечках данных из электронных ресурсах.

В интернете появлялись базы данных с номерами телефонов, персональными данными граждан, пропиской, а также банковские базы данных. Такие базы данных могут использоваться мошенниками в преступных целях.

Например, с переходом на электронную форму сделок, удостоверяющих право собственности на недвижимость, государство столкнулось с фактами мошенничества, когда без участия физического лица оформлялась электронная цифровая подпись и совершались сделки по реализации недвижимости. В результате в законодательном порядке были внесены поправки, ограничивающие электронную форму сделки.

Кроме того, жизнь человека становится максимально прозрачной. В настоящее время многие люди страдают от того, что потенциальный работодатель получает дополнительную информацию из социальных сетей, сайтов судов и приставов и отказывается брать на работу потенциального кандидата из-за проблем, которые фактически не касаются добросовестности труда работника.

Существует и еще одна проблема, а именно — налоговая.

Поскольку ведение реестра поручено налоговому органу, то соответственно, налоговая служба будет следить за доходами граждан, за покупками в магазинах, ведь в налоговую службу стекаются и данные в отношении кассовых чеков, а современные технологии банковских платежей позволяют четко установить, кто осуществлял какие покупки.

Так, налоговый орган получит возможность контролировать покупки физических лиц, а также связывать эти покупки с уплатой налогов работодателем. Но такие возможности появятся только после объединения различных реестров. Однако потенциально такие возможности появятся у проверяющих.

Уже сейчас и без создания единой базы данных многие сталкиваются с навязчивыми звонками, письмами на мейлы и надоедливыми продавцами, которые берут данные номеров телефонов из баз данных, при этом данные попадают к таким продавцам часто без согласия их владельцев.

Конечно, сегодня законодательство в части защиты персональных данных усиливается, появляются новые штрафные санкции, но на практике часто защита персональных данных имеет условный характер и не позволяет обезопасить себя от несанкционированного вторжения в личную жизнь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *