В России грядет земельная реформа

Правительство страны предлагает изменить сразу несколько законов о земле. Эти изменения напрямую затронут граждан и бизнес. Они помогут им решить проблемы, которые сегодня фактически неразрешимы. Речь идет о пересмотре ныне принятого деления всех наших земель на привычные категории — сельскохозяйственные, особо охраняемые и прочие.

В прямом смысле революционные изменения озвучила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.

По ее словам, от привычного деления всех земель на категории надо отказаться и заменить на зоны. Об этом предложении Виктория Валериевна говорила на совещании президента РФ с членами правительства.

— Так, несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на этих землях, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно, — сказала корреспонденту «РГ» Виктория Абрамченко.

«Российской газете» удалось узнать главные детали этих предложений.

В России грядет земельная реформа

Россияне смогут самостоятельно заказывать комплексные кадастровые работы

В нашей стране сельскохозяйственные земли, как отдельная категория, занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

  • А главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность.
  • Кроме того, сельскохозяйственные земли считаются по праву донором для развития населенных пунктов.
  • А еще на этих землях ведется деятельность, не связанная с сельским хозяйством, — строятся дороги, добываются полезные ископаемые.
  • По словам Абрамченко, при подготовке Земельного кодекса в 2001 году принцип деления земель на категории рассматривался как основа земельного законодательства и гарантия защиты земель.

Правовые аспекты землепользования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Но последующие годы наглядно показали — этот принцип не сработал. Виктория Валериевна говорит, что произошло это прежде всего потому, что одной декларации об отнесении земель на бумаге к какой-либо категории, без определения их границ оказалось недостаточно.

Так получилось с землями лесного фонда, с сельскохозяйственными землями и с землями особо охраняемых территорий и объектов. То есть со всеми землями, которые нужно бережно использовать и охранять.

Сейчас по поручению президента устанавливаются границы лесничеств и лесопарков, границы национальных парков и заповедников.

По мнению вице-премьера, такая же работа должна быть выполнена и на землях сельскохозяйственного назначения.

Абрамченко подчеркивает — это непростой процесс и начать его нужно с подготовки новой редакции Закона «О землеустройстве» — главного нормативного акта по планированию использования сельскохозяйственных земель.

В России грядет земельная реформа

Изменения в законе облегчат крестьянам условия работы и жизни на земле Getty Images

— Считаю, что отказаться от деления земель на категории и перейти на систему зонирования территорий без потерь можно будет только тогда, когда будут определены границы трех ключевых категорий земель: лесных, сельскохозяйственных и особо охраняемых.

При этом уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Я говорю о процедуре перевода земель из одной категории в другую.

Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, — утверждает Абрамченко.

Вице-премьер подчеркивает — речь идет не об угодьях или об особо ценных землях в составе сельскохозяйственных земель, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.

— Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов. А вместе с мерами, предусмотренными в Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», поможет в достижении еще семи национальных целей, — объяснила Виктория Абрамченко.

https://www.youtube.com/watch?v=OfB2TXqVN5o

Необходимый уровень защиты угодий и особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе от застройки, требует внесения изменений в Земельный кодекс и Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Что же кардинального надо изменить в этих законах?

Требуется, во-первых, дать новое определение особо ценных земель. Во-вторых, установить единый порядок их описания для всех регионов.

В-третьих, нужно изменить диспозитивный характер норм (то есть возможность по соглашению сторон применить другое право, чем было заложено в норме).

Надо обязать субъекты Российской Федерации установить границы особо ценных земель.

В-четвертых, сведения об этих землях должны включаться, как это сегодня уже происходит с особо охраняемыми территориями, — в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще важным моментом в выступлении Абрамченко были предложения по так называемым «земельным паям». Для тех, кто не знает, что это такое, уточним.

Когда закончились советские колхозы, их работники получили паи — земельные участки из состава общих полей, пастбищ и пустошей. Кто-то паями воспользовался: стал их обрабатывать, продал или сдал в аренду.

Но Виктория Валериевна озвучила цифру, которую большинство граждан не знает, — это количество долей, у которых до сих пор, по прошествии четверти века, так и не появился хозяин.

В России грядет земельная реформа

Садоводческие товарищества переходят в цифровой формат

По утверждению вице-премьера — а она бывший глава Росреестра и вопрос знает как никто другой, — проблема невостребованных долей не решается на протяжении 25 лет. И в России таковых осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей. В Росреестре таких собственников называют «молчаливыми дольщиками».

Абрамченко предлагает вовлекать эти земли в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

По ее мнению, до 1 января 2025 года надо дать возможность такому «молчаливому дольщику» или его наследникам зарегистрировать свои права.

В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

Вице-премьер считает, что реализация этих мер позволит достичь быстрых, реальных результатов. В правительстве понимают и трудности таких предложений.

Так вовлечение в оборот неиспользуемых сегодня сельскохозяйственных земель потребует развития и поддержки мелиорации земель. Культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушению и орошению, известкованию кислых почв.

Такие работы без поддержки со стороны государства будут непосильны для аграриев.

Подобные работы должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в Государственной программе.

Президент страны Владимир Путин заявил о безусловной поддержке озвученных Абрамченко инициатив, связанных с изменениями земельного законодательства. Он потребовал без промедления остановить перевод с так называемой заинтересованностью земель из одной категории в другую.

Владельцев земельных участков могут начать штрафовать за борщевик

«Полностью согласен с вами в том, что перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая.

Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства. Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз.

Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться. Все, что вы сказали, нужно делать и нужно делать как можно быстрее», — прокомментировал предложения вице-премьера Владимир Путин.

Не откладывая в долгий ящик, он призвал разобраться с землями «молчаливых дольщиков» и довести это до логического конца. А также как можно быстрее исполнить его поручение и представить проект Государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Власти предложат новую земельную реформу :: Бизнес :: РБК

В правительстве обсуждают идею создать федеральный фонд земель сельхозназначения: в него могут войти земли федеральной и муниципальной собственности, бесхозные участки и территории, изъятые у частных собственников

В России грядет земельная реформа

Донат Сорокин / ТАСС

Власти начали обсуждение идеи создать федеральный фонд земель сельскохозяйственного назначения, рассказали РБК два источника в правительстве.

По данным одного из собеседников, предполагается, что в фонд войдут не только федеральные сельхозземли, но и территории, принадлежащие регионам и муниципалитетам, а также бесхозные участки.

Кроме того, в фонд попадут сельскохозяйственные земли, изъятые у частных собственников, которые не используют их по назначению.

В пресс-службе правительства отметили, что «вопрос [создания фонда] — в проработке».

«Есть мнение, что создание фонда стало бы эффективным инструментом вовлечения земель сельхозназначения в оборот», — пояснил один из источников РБК, уточнив, что создание фонда может способствовать обеспечению продовольственной безопасности и развитию экспорта, а также улучшить качество жизни на селе.

«Но пока много противоречий, поэтому вопрос будет обсуждаться и аргументы будут исследоваться самым тщательным образом», — сообщил источник в правительстве, заметив, что решение о создании фонда пока не принято.

По словам другого источника РБК, цель создания фонда — эффективное использование земель, в том числе, например, за счет их фактического применения под сельхоздеятельность или сдачу в аренду.

Сельскохозяйственные земли, по последним доступным данным Росреестра на 1 января 2018 года, занимают 383,2 млн га. Из них гражданам и юридическим лицам принадлежит чуть больше трети.

В государственной и муниципальной собственности находится 255,5 млн га — эти земли потенциально могут войти в новый фонд.

Эта площадь почти равна территории Казахстана или Франции, Германии, Италии, Испании, Польши и Украины, вместе взятых.

Большинство государственных сельхозземель России не распределено по конкретным собственникам. Муниципалитетам, по данным Росреестра, принадлежит 12,9 млн га, регионам — 10,6 млн га, в федеральной собственности — 6,3 млн га.

Какие проблемы способен решить фонд

Если целью фонда станет вовлечение земель сельхозназначения в оборот, то это поможет решить проблему неиспользуемых земель, уверена директор департамента стратегического маркетинга компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова.

По ее мнению, федеральный центр, вероятно, не планирует владеть этими землями бессрочно.

Цель фонда — сгруппировать, сконцентрировать их у одного собственника для облегчения дальнейшей продажи тем, кто действительно может и будет эту землю использовать.

Одной из главных проблем для инвестора, заинтересованного в развитии аграрного бизнеса, является поиск подходящего участка.

«Чаще всего на вопрос: «Почему вы выбрали именно этот регион для реализации инвестпроекта?» — его инициаторы отвечают: «Потому что тут была земля и удалось договориться с местными властями».

Если у инициаторов проектов будет одна точка входа, это может оказаться удобным», — поясняет Шалихманова, сделав оговорку, что потенциальную коррупцию, связанную с распределением сельхозугодий, также проще контролировать в одной точке.

Читайте также:  В Москве инвесторы стали скупать проекты строительства жилья

Если сельхозземли будут собраны в единый фонд, это может усложнить их перевод под другие виды использования, например под жилую и коммерческую застройку, считает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Андрей Еремин. Включение в государственный фонд станет препятствием для изъятия плодородных, имеющих высокую кадастровую стоимость и развитую инфраструктуру, сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота», — поясняет он.

Еще одна задача, которую может решить фонд, — эффективное распределение субсидий. Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия, напоминает Еремин. В связи с этим государство предоставляет субсидии сельхозпроизводителям.

«Создание единой базы, введение нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка позволит направлять государственные сельскохозяйственные субсидии туда, где они действительно необходимы.

В итоге создание фонда сельхозземель позволит продвинуться в решении проблемы продовольственной безопасности», — считает эксперт.

В России грядет земельная реформа

Как отнеслись к идее агрохолдинги

Агрохолдинги часто берут сельскохозяйственную землю в аренду у государства, напоминает гендиректор «Русагро» Максим Басов. В 2018 году «Русагро», по версии консалтинговой компании BEFL, занимала третье место в России по размеру земельного банка — 650 тыс.

га с учетом участков, как принадлежащих компании на праве собственности, так и арендованных. По словам Басова, холдинг арендует около 40% земли, но арендованной именно у государства не очень много.

Региональные власти знают местных сельхозпроизводителей, и поэтому им проще найти арендатора, но контролировать одну структуру будет легче, считает Басов.

Крупнейшим владельцем сельхозземли в 2018 году был агрохолдинг «Мираторг», который, по версии BEFL, контролировал 1 млн га, оттеснив на второе место прежнего лидера — «Продимекс» Игоря Худокормова (865 тыс. га). Президент «Мираторга» Виктор Линник отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Продимекс».

Правительство за последний год приступило к разработке нескольких законопроектов, которые упростят изъятие бесхозных земель и сельхозземель, не используемых по назначению.

В июне стало известно, что вице-премьер Алексей Гордеев поручил рассмотреть вопрос о введении нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка.

С идеей усилить контроль государства за состоянием земель сельхозназначения и плодородием почв выступила «Опора России».

Минувшим летом Минэкономразвития также разработало два законопроекта, в которых прописан механизм изъятия частных земельных участков, если их собственники не соблюдают нормы пожарной безопасности при их эксплуатации.

В законопроекте не были прописаны конкретные нарушения, за которые можно изъять участок.

Однако в сводном отчете авторы документа привели примеры нарушений — «сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов».

Не пользуешься — отдай государству. Что новая земельная реформа нам готовит?

В России больше нет дачников. Есть садоводы и огородники. Так предписала последняя земельная реформа. За ней может прийти вторая. В правительстве уже поговаривают об очередных изменениях в законодательстве. Неиспользуемые земельные паи признают бесхозными и отдадут муниципалитетам, а категории земель упразднят.   

Не пользуешься? Отдай государству

В 90-е годы жителям сёл выдавали паи, но многие ими до сих пор не воспользовались. Росреестр таких собственников называет «молчаливые дольщики». Проблема невостребованных земель не решается почти 25 лет. Но, возможно, скоро всё изменится, и земли, которыми никто не пользовался, станут государственными.

Неиспользуемые земли c молчаливым хозяином станут муниципальными. zen. yandex.ru

Вице-премьер (в прошлом глава Росреестра) Виктория Абрамченко говорит об этом так:

В России таковых земельных участков осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей

Власти предлагают до 1 января 2025 года дать возможность собственникам или наследникам зарегистрировать право собственности. Если же желающих не будет, то землю отдадут муниципальной власти, признав бесхозной. Администрация же сможет сдавать её в аренду сельхозпроизводителям.

Вместо категорий — зоны

Сейчас все земли делятся на категории: сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов, лесного, водного фонда и т. д. Однако такой подход к разделению земель потерял смысл. Разрешение на строительство определяется не категорией, а видом использования. Правила землепользования устанавливают местные власти.

Из-за этого получается, что на земле лесного фонда можно добывать полезные ископаемые, а на земле под сельскохозяйственное назначение строить дома.

Деление на категории больше не работает. yandex. uz

Чтобы урегулировать этот пробел, власти предлагают разделить земли на 18 зон: жилая, общественно-деловая, природоохранная и т. п.

Для каждой зоны будут установлены виды разрешённого использования. Например, на землях жилых зон можно будет размещать только дома (индивидуальные или многоквартирные).

Цель изменений — защитить земли сельскохозяйственного назначения от застройки.

Пока законопроект находится в самом начале пути, его проверяет антикоррупционная служба. Но авторы предполагают, что новые правила вступят в силу с 1 января 2025 года.

Предложение разделить земли на зоны, отказавшись от категорий, выносится на рассмотрение уже в третий раз. Посмотрим, одобрят ли его сейчас, после кардинальной переработки.

Жизнь на селе → Россия проспала контрреформу:какие изменения в земельном законодательстве нас ждут

Под сельское хозяйство заложена мина замедленного действия в виде документа об отмене земельных категорий. Цель контрреформы — переформатировать исторически сложившееся понятие «земля-кормилица», заменив его словом «территория».

В течение четверти века на сельхозугодьях и особо охраняемых природных землях строились дворцы, особняки, целые посёлки и даже частные предприятия. Представители столичных и местных элит, люди власти, обладатели капиталов легко обходили существующие запреты.

В угоду им кадастровые инженеры и соответствующие государственные службы сдвигали кадастровые кварталы вместе с населением, меняли кадастровые номера, перекраивали поля и поселения, узаконивая произвол.

(Классический пример: публикации «Крестьянина» о захвате муниципального пастбища для строительства коттеджного посёлка в селе Генеральское Ростовской области.)

Тем не менее все эти захваты и постройки так и остались по сей день незаконными. Потому что согласно ЗК целевое использование земель у нас определяется их категориями. Таких категорий семь.

Что делать со всем, что возведено, вопреки ЗК, на землях сельхозназначения и особо охраняемых землях? Закон требует снести. Но государство не желает идти по этому пути. С точки зрения государства, проще заменить земельные категории территориальным зонированием. Тем самым задним числом узаконить все преступления и нарушения в земельной сфере.

Предполагается, что зонирование будет определяться по факту использования земли. Допустим, если когда-то на сельхозземлях или в заказнике построили элитный посёлок либо предприятие, назначение земли автоматически поменяется. Но уже на законной основе, ведь категорий нет, а есть разрешённое использование в зоне.

Необходимость отказа от земельных категорий подаётся как устранение бюрократических препятствий для развивающегося строительства. Как потребность ввести в оборот десятки миллионов га неиспользуемой земли, чтобы кормить весь мир…

Россия проспала земельную контрреформу. Длительное время она вершилась в тишине кабинетов под шелест бумаг на так называемом правовом поле.

Сегодня контрреформа вышла на финишную прямую с пакетом законопроектов о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию.

Её цель – переформатировать исторически сложившееся понятие «земля-кормилица», заменив его словом «территория».

Аграрная общественность страны в тревоге. 13 мая по инициативе президента Ростовской областной АККОР Александра Родина прошли общественные слушания в режиме видеоконференции по поводу предлагаемых изменений в земельном законодательстве.

Своё мнение о явных и скрытых угрозах сельскому хозяйству страны, связанных с отменой земельных категорий, высказали видные учёные, крупные специалисты, общественные деятели и фермеры.Вёл видеоконференцию фермер Александр Шипулин, он же первый зам.

председателя комиссии по развитию АПК и сельских территорий Общественной палаты РФ.

Преждевременно и неадекватно

Большинство участников видеоконференции склонялись в своих выступлениях к тому, что в создавшейся ситуации отказываться от земельных категорий преждевременно. Какова же она, эта ситуация?

В стране нет сегодня внятной земельной политики. Нет документа, который бы чётко определял, в каком направлении будет изменяться структура собственности на землю, констатировал Виктор Хлыстун, академик РАН, отец земельных долей, бывший министр сельского хозяйства России.

Через 30 лет преобразований две третьих сельхозугодий остаются по-прежнему в собственности государства. Что будет дальше? В какую сторону изменится это соотношение: в пользу частного землевладения или государственного? Ответа нет.

По мнению академика, должна быть доктрина земельной политики, утверждённая президентом.

Второй проблемой Виктор Хлыстун назвал незавершённые аграрные преобразования. Задача перераспределения земельных долей затянулась на десятилетия, а должна была решиться за два-три года. Причина – потеря управляемости земельными ресурсами. Отец земельных долей напомнил, как это было.

В начале девяностых Государственный комитет по земельной реформе обладал всеми полномочиями для проведения преобразований. Вплоть до открытия дел и передачи их в прокуратуру. Реформа набирала темпы. Росло количество фермерских хозяйств и реорганизованных сельхозпредприятий. Но затем полномочия комитета урезали, а со временем его вообще упразднили.

В результате вопросами сельского землеустройства сейчас занимаются 11 ведомств. А должен быть один управляющий орган.

Неадекватность информации о земельных ресурсах страны Виктор Хлыстун отнёс к третьей проблеме. Росстат даёт одну информацию. Росреестр – другую. Минсельхоз – третью. А по итогам сельскохозяйственной переписи четвёртый результат. Где истина? Почему так происходит? И сам же ответил на этот вопрос. Да потому что мы за 30 лет до сих пор не разобрались с границами земельных участков.

Причины неадекватной информации уточнила руководитель Проекта инвентаризации землестроения и линейных объектов Татьяна Поливанова. По её словам, в ЕГРН внесена неполная и некорректная информация, из-за чего 75 процентов координат земельных участков не соответствуют реальности.

Люди замучились ходить по судам. Поливанова назвала сложившееся положение с недостоверными данными о границах земельных участков синдромом кукушонка Росреестра. Как известно, птенец кукушки, оказавшись в чужом гнезде, выбрасывает из него птенцов и остаётся хозяином положения.

Подобным образом, как считает специалист по землестроительству, повёл себя и Росреестр, когда ему передавали архивы упразднённого Земельного комитета. Что-то выбросили, что-то вообще не учли, например сведения БТИ. В результате – коллапс прав.

В отсутствие точной информации только 14 процентов земельных участков, находящихся в государственной собственности, поставлены на кадастровый учёт с установлением границ.

Криминал чувствует себя уверенно

Следующей проблемой Виктор Хлыстун назвал криминализацию земельной сферы как следствие неопределённости с границами и юридическим статусом неучтённой земли. Озвученную тему развернул в своём выступлении Игорь Абакумов, доцент Тимирязевской академии, в прошлом ведущий телепередачи «Сельский час».

Эти две третьих государственных земель, которые считаются неучтёнными, подчеркнул Абакумов, они имеют цену. Если их поставить на кадастровый учёт, в бюджет только от налогов поступит один триллион рублей. Это ключевая сумма для понимания того, что у нас происходит в земельных отношениях. При наличии одного триллиона в бюджете не было бы повышения пенсионного возраста.

Кто же распоряжается такими деньгами? Скажем так, определённые люди в муниципалитетах разных уровней. Земля не стоит на учёте, но она работает. Земля сдаётся в аренду на 11 месяцев, чтобы не регистрировать договоры.

Читайте также:  Сокращения в объявлениях о продаже недвижимости

А потом с неё снимают тот самый неучтённый урожай, который давит на цены зернового рынка. Мы рассчитываем на одну цену, как вдруг из ниоткуда появляются миллионы тонн зерна и цена сползает, а легальный производитель остаётся в лучшем случае по нулям.

Это фундаментальная проблема, и её надо решать на уровне президента.

Криминал чувствует себя уверенно не только на неучтённых государственных угодьях. Сегодня нет гарантий удержаться на легально арендованной земле. Любой магнат может легко перекупить землю, заявил член Общественной палаты России Игорь Шпектор.

А фермер Олег Сирота рассказал о том, как порой ведёт себя в таких случаях Федеральная антимонопольная служба. По его словам, фермер может получить землю в аренду и без торгов. В законе есть такая возможность. Но ФАС разворачивает сделку, когда в неё вмешиваются земельные барыги.

Борцы с монополией встают на сторону неправильной трактовки законов, на сторону злодеев, которые скупают земли.

Ведущий видеоконференции Александр Шипулин обозначил негативную роль торгов. У нас масса примеров, когда жители хуторов остаются без земли из-за этого, сказал он. У перекупщиков большие финансовые и административные возможности.

Минсельхоз бескомпромиссный

В том или ином виде пакет законопроектов о переходе от земельных категорий к территориальному зонированию будет рассматривать Госдума.

Первый зам. председателя комитета по аграрным вопросам парламента Владимир Плотников так обозначил позицию своих коллег-депутатов: мы всегда были за то, чтобы категории сельскохозяйственных земель оставались.

Чтобы бережное отношение к земельным ресурсам преобладало. Но этот вопрос дискуссионный. Он связан с тем, что на самом верху между лоббистами, представляющими разные интересы, идёт борьба.

Поэтому общественные слушания много значат…

Бескомпромиссное отношение к самой идее отмены земельных категорий продемонстрировало Министерство сельского хозяйства России.

Директор департамента земельной политики и имущественных отношений Екатерина Демушкина заявила, что ведомство не поддерживает проект законопроектов на концептуальном уровне. Если его принять, он может стать точкой невозврата и перехода страны на урбанистический путь развития.

Россия неизбежно в перспективе утратит статус аграрной державы. Для нас земля – это ключевой ресурс для обеспечения продовольственной безопасности страны, источник её развития для будущих поколений, конкретизировала позицию ведомства Демушкина.

И продолжила: несмотря на такую очевидность, ставится вопрос о том, что земля – это просто территория, ресурс для застройки, которым можно управлять по правилам градостроительства.

Сейчас, по её словам, ещё действующая громоздкая процедура перевода земли из одной категории в другую является последним препятствием на пути бесконтрольного убытия земель сельхозназначения. В том числе особо продуктивных земель…

Что и подтвердил в своём выступлении фермер Олег Сирота. Он уверен, лёгкий перевод из категорий сельхозземель в земли поселений приведёт к тому, что пашни и пастбищ в его районе не останется. Их, как выразился фермер, переведут в дачку или промку и продадут…

Решительно высказался по проблеме перевода земель Тахир Хадеев, зам. председателя комитета по экологии и природопользованию Республики Башкортостан. Пахотная земля как шахматная доска стала. Сельхозугодья у нас сокращаются с каждым годом. Они должны быть под запретом. Перевод их в другие категории надо сделать практически невозможным. Только в исключительных случаях…

Землеустройство исключается

В ходе общественных слушаний под резкую критику попал проект нового закона «О землеустройстве» из предложенного для рассмотрения пакета.

Лучше никакой, чем тот вариант, который предлагается, заявил Виктор Хлыстун. Землеустройство загоняется в такое узкое русло, что оно не сможет объективно влиять на использование земельного фонда страны. Социально-экономическая значимость землеустройства этим проектом закона полностью исключается.

Президент Ростовской областной АККОР Александр Родин напомнил о значении преемственности в таком деле, как землеустройство.

Основы его были заложены ещё Екатериной второй в 1765 году, когда началось Генеральное межевание Российской империи. В инструкции было сказано: отныне и навсегда земля межуется к поселениям.

Этот принцип соблюдался и в советские времена. То же самое прописано и в законе об общих принципах организации местного самоуправления.

Выступающие обратили внимание на положение о предельной площади земельных участков сельхозназначения, которая может быть в собственности одного лица в границах городского округа или муниципального района.

В статье закона «О землеустройстве» сказано: «в размере не более 30 процентов площади данного муниципального образования».

Получается, если у мужа, жены и сына по 30 процентов площади, то практически вся земля района в руках одной семьи…

По этому поводу Александр Родин заметил: не может эта норма устанавливаться от размера района. Должна быть обязательно от размера поселения. Но не более 10 процентов…

А Виктор Хлыстун указал на угрозу, которую представляют латифундисты. Весь мир во все времена боролся с латифундистами, потому что они порождают проблемы не только для фермеров и мелких землевладельцев.

Земельные бароны негативно влияют на систему управления, на политическую жизнь страны. Большинство стран имеют немало норм, жёстко регламентирующих размеры землевладений. К сожалению, у нас другие примеры.

Чтобы изменить ситуацию, должна быть доктрина земельной политики. Мы должны восстановить все институты, обеспечивающие нормальное управление земельными ресурсами.

По большому счёту, у нас сегодня этой системы не существует.

Грозит обезземеливанием

Практически со всеми проблемами, которые поднимались на видеоконференции, «Крестьянин» сталкивается каждый день. Мы продолжаем писать о незавершённой земельной реформе, о проблеме невостребованных земельных долей. Периодически выходят публикации о расследовании криминальных историй, связанных с земельными аферами.

«Крестьянин» неоднократно обращал внимание на существующие проблемы с определением границ земельных участков, со всякого рода кадастровыми ошибками. И даже проводил «круглые столы» по актуальным и болезненным темам.

К сожалению, к нам не всегда прислушиваются те, от кого зависит своевременное решение тех или иных проблем. Например, в 2007 году в 29-м номере «Крестьянин» опубликовал статью «Премьер сказал: “Хороший документ”».

В публикации речь шла о государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Представьте, из документа выпало слово «земля».

«Крестьянин» писал: «Ни слова о земле как объекте собственности и оборота». И это в то время, когда Госдума едва успевала переносить предельные сроки межевания, а суды тонули в земельных спорах.

Как правительство собиралось развивать сельское хозяйство без земли?

На странное умолчание о земле тогда никто не обратил внимание. А сейчас представитель Минсельхоза говорит, что, оказывается, именно тогда разрабатывали подходы к переформатированию назначения земли и землеустройства.

Что же касается итогов обсуждения предложений по изменению действующего земельного законодательства, то, конечно, мы против отмены земельных категорий. Скажем только о том, что почему-то не прозвучало на видеоконференции.

Отмена земельных категорий грозит обезземеливанием миллионов селян, получивших земельные доли почти 30 лет назад. И окончательным подрывом базы фермерского движения.

Надеемся, что контрреформа не состоится.

Землепользование: законодательные изменения 2020 года

Правила, по которым можно владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком, в последние годы очень часто претерпевают изменения.

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей. Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель.

11 августа этого года вступил в силу Закон, который установил новую процедуру обеспечения плодородия земель сельхозназначения (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 308-ФЗ).

Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества.

По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится.

2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

Поэтому, несмотря на то, что межевание земельных участков сейчас не является обязательным для их владельцев, Росреестр все же рекомендует проверить – стоит ли ваш земельный участок на государственном кадастровом учете (есть ли у него кадастровый номер) и отображаются ли его границы на Публичной кадастровой карте (Официальное сообщение на сайте Росреестра от 7 августа 2020 г.).

3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа. Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390).

А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

Читайте также:  Лидерами по вводу новостроек стали Подмосковье и Краснодарский край

В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения:

В заключении, хочу сказать, что в настоящее время Росреестром запущена процедура по снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет до 1 марта 2008 года и на которые до сих пор не зарегистрировано право собственности. Если земельный участок снимается с кадастрового учета, то распоряжаться им сможет местная администрация по своему усмотрению. 

Кроме того, Правительство РФ планирует вовлекать невостребованные (не выделенные) земельные доли пайщиков бывших колхозов и совхозов в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

Планируется до 1 января 2025 года дать возможность «молчаливым дольщикам» или их наследникам зарегистрировать свои права.

В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

В связи с этим рекомендую проверить – зарегистрированы ли права на ваш земельный участок, проведено ли его межевание с определением границ, чтобы обезопасить себя от возможных правопритязаний в будущем! 

Виталий Козырев юрист, кадастровый инженер, судебный эксперт, член Общественного совета при управлении Росреестра по Псковской области, управляющий партнер компании «Земля и право».

Земельные новости

В 2014 году в Российской Федерации реализована самая масштабная земельная реформа за последнее десятилетие.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование порядка предоставления земельных участков, в том числе в целях строительства, противоречиво и имеет множество пробелов, что создает условия для злоупотреблений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления .

В связи с этим, нынешним летом принят Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации » (далее по тесту – ФЗ №171). Некоторые положения вступили в силу со дня официального опубликования . В остальной части данный документ вступает в законную силу с 1 марта 2015 года.

Цель данных земельных поправок — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности .

Для реализации указанных выше целей законодатель поставил перед собой следующие задачи:

  • повысить оборот земельных участков;
  • максимально упростить процедуру их предоставления, сделать ее прозрачной;
  • сократить сроки для предоставления земельных участков.

Рассмотрим конкретнее отдельные нововведения, предлагаемые в проекте ФЗ №171.

Во-первых, предоставлена возможность получения некоторыми категориями граждан земли без проведения аукционов. Касается это, прежде всего, льготников, нуждающихся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства.

Льготниками являются, например, специалисты в малонаселенных местностях. Продавать земельные участки на таких территориях бесполезно по причине того, что желающих идти на торги просто не найдется. Но даже в малонаселенных местностях необходимы учителя для детей, врачи, фермеры и другие специалисты. Кроме того, землю без аукционов смогут получить многодетные семьи с тремя и более детьми.

Ранее на предоставление земельного участка без торгов уходило примерно 3 года, теперь этот срок сократится до трех месяцев.

Категории граждан, являющиеся льготниками, смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет — в собственность, причём, начальная цена участков будет устанавливаться на основании кадастровой стоимости.

Для обеспечения льготников жильем и ведения ими личного подсобного хозяйства органы местного самоуправления получили право бесплатно предоставлять земельные участки. Перечень таких территорий и категорий граждан, относящихся к определенным видам профессий, будет устанавливаться отдельно региональным законодательством.

Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты: дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия .

Во-вторых, в оборот пустят большое количество пустующих земель, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Механизм предоставления таких земель под массовую застройку гражданам как для садово-дачных нужд, так и под строительство собственного дома, станет намного проще.

К такому решению авторы законодательной инициативы пришли по результатам анализа функционирования «дачной амнистии».

Введённые поправки в Земельный кодекс Российской Федерации позволяют теперь оформить в собственность садовые земельные участки независимо от того, когда физическое лицо стало членом садового товарищества или кооператива, и в независимости от того, какие документы имелись на руках в 2000-х годах.

В-третьих, ФЗ №171 предоставил возможность за плату приобрести так называемые прирезки к дачным и садовым участкам, участкам под жилыми домами без особых сложностей в процедуре оформления.

Важно понимать, что присоединяемые территории не должны быть землями общего пользования или, тем более, частью соседнего земельного участка. Кроме того, цена на такие «прирезки» будет значительно ниже рыночной стоимости.

Объяснить это можно тем, что использовать её никаким другим образом уже нельзя, ведь это чаще всего давно используемые и огороженные земли.

В-четвертых, обязанность платить налоги и использовать земельный участок по назначению – важное требование нового закона. Если земельный участок не будет использоваться в течение трех лет, то его могут изъять.

Такая норма была принята ранее, но в поправках уточнена процедура изъятия, что делает ее осуществимой.

Орган местного самоуправления может лишить прав на неиспользуемый земельный участок через суд, а в некоторых случаях и без него .

Кроме того, данным законом определена процедура добровольного отказа от земли, если нет желания или возможности ее обрабатывать или продать. Если участок находится в пользовании, в случае отказа от него необходимо написать заявление в орган местного самоуправления, если же участок в собственности, то в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

Пятым важным изменением является возможность купить земельный участок необходимого разрешенного вида использования не только у других собственников или застройщиков, но и непосредственно у органов местного самоуправления.

Администрации сельских и городских поселений будут обязаны предоставлять на своих официальных сайтах и на Публичной кадастровой карте информацию, с которой каждый желающий сможет ознакомиться в сети Интернет, сведения о продаваемых земельных участках.

Выбрав понравившийся земельный участок, останется лишь подать заявку, после которой местные власти опубликуют новость о продаже данного земельного участка. Если других желающих на этот участок не будет, то он предоставляется физическому лицу, которое подало заявление изначально. А при появлении других претендентов, будут проведены торги.

Отказать в продаже земельного участка, если он свободен, администрация не имеет права.

Шестой, и один из самых важных вопросов – это стоимость земельных участков, покупаемых у органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями ФЗ №171, единственному желающему приобрести конкретный земельный участок, цена на него должна быть установлена не выше кадастровой стоимости.

При продаже земельного участка с торгов цена земельного участка будет значительно превышать кадастровую стоимость.

В седьмом пункте речь пойдет об участках, которые не сформированы.

В таких случаях, заявитель за свой счёт обращается к кадастровым инженерам для разработки схемы расположения данного земельного участка, которую власти должны согласовать в течение 30 дней.

А далее, как уже было сказано выше, органы местного самоуправления обязаны объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость земельного участка.

Граждане, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (ЛПХ), будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участки .

Восьмым пунктом рассмотрим изменения в порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В этом вопросе предусмотрены весьма существенные перемены. На данный момент система распределения земельных ресурсов обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет, ее нельзя назвать прозрачной.

В ФЗ №171 детально прописана процедура предоставления земельных участков, с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения, не превышающими трех месяцев.

Большая часть положений вступает в силу 1 марта 2015 года. До этого времени будут разработаны ряд подзаконных нормативных актов Правительства РФ, синхронизированы принятые федеральные акты с рядом ведомственных, а также с региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами.

  • Поправки в земельное законодательство могут также привести и к ряду негативных последствий, которые необходимо будет устранять путем доработки положений, вступивших в законную силу.
  • Грядущие нововведения несут в себе в большей степени положительные изменения, но, однако, для достижения поставленных задач, необходимо прописать четкий механизм реализации данных норм, понятный и исключающий злоупотребление со стороны органов государственной власти и муниципальных образований.
  • Рассмотрим ряд проблем, которые могут возникнуть при реализации норм ФЗ №171.

Привязка выкупной цены к кадастровой стоимости может привести не к понижению цен на землю, а к ее повышению, так как зачастую кадастровая стоимость превышает рыночную. Это приведет к возникновению повсеместных судебных споров, связанных со снижением кадастровой стоимости.

Размер арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в собственности государства или муниципальных образований на порядок ниже размера налога на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц.

Таким образом, для стимулирования перевода земельных участков, занимаемых физическими лицами в собственность, необходимо помимо размытых перспектив возможности гарантий защиты прав собственности, а также возможности свободного распоряжения данными участками, предоставить налоговые льготы, в противном случае рядовые граждане просто не будут пользоваться своими правами на перевод земельных участков в собственность .

Объем ФЗ №171 превышает 300 страниц. Новая земельная реформа обобщит почти 25-летний опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании. На подготовку данных изменений в земельное законодательство ушло, по меньшей мере, 5 лет.

Сейчас еще рано делать выводы о том, принесут ли данные изменения пользу и упрощение процедур, связанных с землепользованием, или, наоборот, повлекут к возникновению негативных последствий в процессе реализации новых норм на практике. Но стоит заменить, что земельные отношения в Российской Федерации выходят на новый уровень, который, безусловно, направлен на улучшение ныне действующего земельного законодательства.

Список использованных источников:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *