3 декабря 2018 | Время чтения 12 мин
Карина Саввина, 3 декабря 2018, 18:40 — REGNUM Население беднеет, посему всё чаще пользуется автобусными перевозками вместо заметно более дорогих поездов и самолетов. Но в Петербурге для таких пассажиров нет нормальных автовокзалов. Сегодня, 3 декабря, в городском Заксобрании эти мысли высказали сразу несколько участников обсуждения вокзального будущего Северной столицы.
Автобус на улице Петербурга
Дарья Драй © ИА REGNUM
Сейчас в городе с населением более 5,3 млн человек функционирует единственный автовокзал, откуда можно уехать в другие регионы и государства — на Обводном канале. Ежедневно он обслуживает более 20 тыс.
пассажиров и давно перегружен.
Кроме того, с 21 декабря вступят в силу изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», которые ужесточат требования к физическим и юрлицам, в том числе и ИП, которые занимаются перевозкой пассажиров.
Гендиректор Ассоциации автомобильных перевозчиков Петербурга «Аэкспресс» Олег Куксов убежден, что к этому моменту город не сможет предложить перевозчикам «легальные» места отправления с элементарными удобствами.
«Поэтому я не знаю, как администрации, исполнительной власти выходить из этой ситуации. Насколько мне известно, идут переговоры со стратегическим инвестором, который должен построить автовокзал в районе станции метро «Купчино».
Во-первых, один автовокзал не решает проблемы нашего многомиллионного города. Таких мест нужно запланировать довольно много. И это нужно делать сразу, в комплексе.
Во-вторых, строить безумно дорогое или просто дорогое сооружение, на взгляд ассоциации, неправильно, потому что стоимость многомиллиардных инвестиций ляжет в конечном итоге на плечи пассажиров», — сказал Куксов.
Он имеет в виду проект автовокзала «Южный» стоимостью 4,1 млрд рублей. Его действительно уже признали стратегическим.
Соглашение о намерениях подписали предыдущий губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и член совета директоров компании «Вернисаж» Эльмир Махавир оглы Эминов.
Предполагается, что на Витебском проспекте на площади почти в 4 тыс. кв. метров возникнет вокзал с 17 перронами на 10 тыс. пассажиров в сутки.
Читайте ранее в этом сюжете: Автовокзал «Южный» в Петербурге построят к 2024 году
Но, по мнению Куксова, пассажиры не потянут стоимость билетов при таких вложениях инвестора. «Доходы граждан падают, и пассажиры, которые пользуются автотранспортом — это самые беднейшие слои населения.
Они не летают самолетами, приезжают из Ленобласти, из ближайших пригородов, из других городов. Для них жизненно важны дешевые автобусы.
Удорожание билетов за счет создания каких-то дорогих пунктов отправления, безусловно, отрицательно скажется на пассажиропотоке», — заметил специалист.
Куксов отмечает, что по всем параметрам пассажиропоток вокзала на Обводном канале должен расти, однако этого не происходит, потому что люди перетекают к станциям метро на окраинах города, пользуясь услугами перевозчиков, что подбирают их там, предпочитая не платить вокзальные сборы.
Автовокзал на Обводном канале, Петербург
Avtokzal.spb-spr.ru
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга «целиком и полностью разделяет обеспокоенность и тревогу» за будущее петербургских автоперевозок. Об этом собравшимся сообщил первый заместитель главы ведомства Владимир Реунов. Действительно, признал он, назрела необходимость создания нормальных условий для тех людей, которым не хватает денег на авиа — или железнодорожные билеты.
Реунов добавил, что автовокзал на Обводном канале и вправду крайне неудобен для перевозчика, так как существенно влияет на экономику поездки, особенно на коротких маршрутах в пределах Ленобласти — перевозчик вынужден платить за простой в пробках в черте города.
По данным Смольного, примерно 60% пассажиропотока в Петербурге тяготеет к югу, а 40% — к северу. В связи с этим чиновники проработали проекты строительства двух автовокзалов: на севере, в районе станции метро «Парнас» и на юге, у станции метро «Купчино».
Реунов пояснил, что по соглашению о вокзале «Южный» инвестор получит право построить рядом трехзвездочную или четырехзвездочную гостиницу на 130 номеров. Отель обозначен как «сопутствующая инфраструктура». В августе 2018 года правительство уже выпустило постановление об этом инвестпроекте.
«Соглашением определена этапность реализации проекта. Первым этапом должен быть построен автовокзал и уже вторым этапом — гостиница», — пообещал Реунов. Ориентировочный срок — 31 июля 2020 года. «То есть это достаточно уже скоро», — считает чиновник. Автовокзал, как планируется, будет обслуживать Новгородское, Псковское, Таллинское, Прибалтийское, Приволжское, Южное направление и ЦФО.
Однако эта история напоминает бесславное прошлое автовокзала на Парнасе, который так и не появился на карте Петербурга. У Смольного когда-то были планы по строительству большого международного автоузла. Но в результате вместо него там появился только большой торговый центр у станции метро «Парнас».
«Что касается северного направления, то ранее было подписано соглашение с компанией, которая взяла на себя обязательства по строительству торгового комплекса и автовокзала. Обязательства по ТК выполнены, а вот обязательства по строительству автовокзала не выполнены», — констатировал Реунов.
Теперь комитет по инвестициям планирует в ближайшее время обратиться в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, чтобы передать земельный участок кому-нибудь другому, чтобы там появился автовокзал или хотя бы автостанция.
Автовокзал на Обводном канале, Петербург
Avtokzal.spb-spr.ru
Однако и перевозчики, и парламентарии полагают, что двух вокзалов Петербургу в принципе недостаточно, даже если не вдаваться в детали сомнительных проектов. Олег Куксов настаивает, что городу нужны минимум пять автостанций на окраинах, депутат Константин Чебыкин заявил, что Петербургу необходимы хотя бы четыре автовокзала — на севере, юге, западе и востоке.
«Я вообще не понимаю, как можно было ввести в эксплуатацию торговый центр без автовокзала, если должен был, в первую очередь, автовокзал быть», — не понял он.
Ситуацию попытался разъяснить заместитель главы комитета по инвестициям Павел Борисенко. «Это было еще в середине 2000-х», — произнес он.
В те лихие годы Смольный отдал компании «Сидней» сразу три участка — под ТЦ, под парковку и под спортивный объект. Все эти проекты на бумаге были никак не взаимосвязаны и не зависели друг от друга.
Среди учредителей компании были бизнесмены Илхам Шукюр Оглы Гаджиев и Эльшан Киржанов.
Потом с внезапностью петербургского снегопада зимой чиновников огрело осознанием, что многомиллионному мегаполису нужен автовокзал на севере города. Вопрос, как выразился Борисенко, уже «встал ребром».
В Смольном заметались. Юридически спасти положение было невозможно, но чиновники «достигли договоренности» с инвестором. Теперь вместо паркинга компания должна была построить автовокзал на «Парнасе».
В отношении каждого из земельных участков были установлены инвестиционные условия. По первому инвестпроекту с торговым центром они, конечно, были выполнены, ТЦ недавно открыли.
А на вокзал денег не хватило. Много времени ушло на консультации с инвестором, очень долго обсуждали, как при нехватке средств вокзал все-таки построить.
Но юридически эти консультации, судя по всему, ни во что не вылились.
Более того, по словам Борисенко, участок на севере — один из немногих, где вокзал в принципе возможно построить.
«По просьбе комитета по транспорту, мы сейчас действительно начинаем судебную процедуру, она не очень простая. Там есть некая правовая коллизия, которая делает позицию инвестора не очень слабой.
Сила этой позиции заключается в том, что ни по одному документу там автовокзала не должно было быть.
Есть некие «договоренности» с комитетом по инвестициям», — сказал Борисенко, после чего депутат Оксана Дмитриева рассмеялась с места.
Теперь Смольному участок у инвестора нужно «изъять». «Автовокзал, мы надеемся, там будет», — заключил Павел Борисенко.
Олегу Куксову идеи о строительстве совместно с вокзалом каких-то колоссальных торговых площадей или гостиниц, которые этот вокзал окупят, кажется несерьезной.
Он предлагает не тратить миллиарды на столь капитальные объекты, которые при расширении города и сети метрополитена придется потом перемещать к вновь строящимся станциям метро, а ограничиться модульными автостанциями, которые легко расширить или собрать.
Стоят такие станции с минимальными удобствами меньше 50 млн рублей. В Москве около 46 локаций, откуда легально уезжают автобусы. В Крыму до конца года собираются открыть три таких станции, причем они стоят 9 млн рублей.
Автобус на улице Петербурга
Дарья Драй © ИА REGNUM
Идею поддержал депутат Константин Чебыкин. «Давайте, пока идут суды, пока наступит 2020 год, еще неизвестно, что там (на юге) построят, давайте введем эти модульные автостанции! Эти модули уже за несколько лет несколько раз окупятся.
Фактически перевозчики готовы работать по-честному, легально, но мы должны им предоставить условия. Что нам стоит найти площадку, расчистить ее и поставить модуль там.
Построите свои стратегические автовокзалы с гостиницами и торговыми центрами — соберем эти модули и перенесем в другие части города», — недоумевал единоросс.
Но Владимир Реунов заметил, что «сверху» поступила задача привлечь именно частные инвестиции. А идея строительства модульных автостанций пока никак себя не выразила, кроме как в беседах с заинтересованными лицами.
«Никаких предложений, материалов к комитет по транспорту и комитет по инвестициям не поступало, по моей информации. Хотя мы с Союзом автоперевозчиков обсуждали этот вопрос.
Но это все обсуждением и ограничилось. Конкретно концепции подхода к созданию таких станций в долгосрочной перспективе не было.
Мы готовы продолжить эту работу для выработки какой-то концепции, стратегии в этом направлении», — сказал Реунов.
Однако, по словам Олега Куксова, его Ассоциация неоднократно обращалась к исполнительной власти и предоставляла документы от инвесторов, которые предлагали пути решения проблемы.
«В настоящий момент возник, на наш взгляд, с большим знаком вопроса стратегический инвестор, который строит, как основной объект, гостиницу на месте автовокзала. Почему это происходит, я не понимаю», — сказал Куксов.
«Смысл этих многомиллиардных трат, когда эти комплексы через некоторое время будут не нужны? Торговый комплекс, может быть, и останется, а вокзал — нет, нам уезжать же хочется с окраины, а не стоять в пробках», — добавил он.
По его мнению, такие модульные станции необходимо в первую очередь создать в Купчино, Кудрово, Девяткино, на Комендантском проспекте.
Читайте ранее в этом сюжете: От Ладожского вокзала в Петербурге пустят междугородние автобусы
Аналитик в области систем общественного транспорта Владимир Валдин согласен, что это решение подошло бы для Петербурга. Он считает, что перевозчикам интересно в первую очередь сократить собственные затраты, так что им вокзал вообще не нужен. А с развитием онлайн-продажи билетов вокзал превращается в лишнего посредника.
«Чем дешевле автовокзал, тем дешевле затраты на вокзальное обслуживание. В других странах, где тоже развиваются все эти технологии, от строительства больших автовокзалов стараются отказываться. Не нужна вся эта инфраструктура.
Нужен минимальный зал ожидания, касса для тех, кто не умеет пользоваться онлайном, и туалет. Если автобусы ходят по расписанию, то пассажиры, как правило, прибывают на вокзал совсем незадолго до отправления. Это сложный вопрос, он требует изучения.
Возможно, мы находимся на этапе перелома этой психологии», — сказал Валдин.
Невский Проспект
Дарья Драй © ИА REGNUM
Тема с огромными транспортно-пересадочными узлами была запущена в массы с подачи экс-мэра Москвы Юрия Лужкова еще в 2004 году, подчеркивает Валдин, когда Лужков «достал ее из пыльного ящика». Идея заключается в том, чтобы из каждого ТПУ делать «мегаларьки» с торговыми центрами.
«Это происходит у нас и со станциями метро, что еще больше концентрирует там народ», — говорит Валдин.
Причем именно из-за монструозных вокзальных комплексов, содержание которых приходится оплачивать пассажирам через перевозчика и стоимость билетов, эти легальные перевозчики проигрывают конкуренцию «бомбилам».
«Такие терминалы интермодальные с пересадкой на междугородний транспорт актуальны у последних станций метро, чем дальше от улично-дорожной сети, тем лучше, перевозчики не хотят стоять в заторах, а город тоже заинтересован, чтобы автобусы в городскую черту не совались, так как занимают много места», — замечает Валдин.
Читайте ранее в этом сюжете: Полтавченко предложил перевозчикам скинуться на новый автовокзал
Экономист и аналитик транспортных систем Арсений Афиногенов полагает, что технологии модульных автостанций и крупных вокзальных комплексов нужно совмещать в пределах одного города. Первые позволяют сократить «пробег» отдельного пассажира, который сейчас вынужден с Ленинского проспекта ехать на Обводный канал лишний час, чтобы добраться до Кингисеппа.
«И то, и другое имеет свои плюсы и минусы. Официальные автовокзалы очень сильно зарегулированы, чтобы его построить, нужно соблюсти множество требований, включая и безумные антитеррористические, которые к реальной жизни не имеют отношения.
Как можно будет построить модульные станции с учетом таких требований, мне не совсем понятно. Но привлекать частных инвесторов под капитальное строительство — странно, ведь им действительно выгоднее построить ТЦ или гостиницу, а не огромный вокзал.
А легкие, модульные конструкции им окупить гораздо проще», — считает он.
… Смольный замечает, что у «вокзалостроения» есть и еще одна правовая проблема. Оказывается, по существующему инвестиционному законодательству, предоставить земельный участок именно под автовокзал, если трактовать законы буквально, вообще невозможно. Теперь чиновники собрались, наконец, решить эту проблему. Но когда именно это произойдет, сообщить затрудняются.
- «Надеемся направить в Закс в ближайшее время проект закона, позволяющий юридически реализовать эти проекты», — обещал Павел Борисенко.
- Читайте ранее в этом сюжете: Проект строительства автовокзала на юге Петербурга признали стратегическим
- Читайте развитие сюжета: Арбитраж защитил «Пассажиравтотранс» от антимонопольщиков Петербурга
Автовокзал в Купчино показали лицом
11 лучших телесериалов июля: выбор «Фонтанки»Беглов рассказал, как чувствует себя после ревакцинацииЯвлинский впервые пропустит выборы в ГосдумуВрач-иммунолог рассказал, как болеют ковидом привитыеДым от горящего автобуса окутал Старо-Петергофское шоссе в ПетербургеЖена Мамонова о его состоянии: Всё плохоСемак рассказал о своих преемниках на посту главного тренера «Зенита»На Эльбрусе спасли альпиниста из ПетербургаПетербург ждут солнце и тепло. Антициклон не уходит из городаРубинштейна снова гуляет. Фанаты провожают Евро-2020 в ПетербургеКоммерсанта из Молдовы в Петербурге оштрафовали за любовь к шавермеПетербург затянуло дымом с пожара на стройке в МуриноМатчи Евро-2020 в Петербурге посетили почти 133 тысячи зрителейMoet Hennessy отказывается от поставок шампанского в РоссиюПетербург подключается к производству «ЭпиВакКороны»В КСП увидели бесполезность петербургского комитета по делам АрктикиИспания по пенальти обыграла Швейцарию в рамках Евро-2020 в ПетербургеРФС обсуждает отставку Черчесова после провала на Евро-2020На матче Евро-2020 в Петербурге болельщик выскочил на полеНаш проект: Действуем по плану. Как вылечить зубы не в ущерб кошелькуГоликова открывает Кубань для непривитыхПредыдущие новостиАрхив материалов
Совет по инвестициям одобрил проект создания автобусного вокзала рядом со станцией метро «Купчино». Осталось найти желающего продать что-нибудь 12,5 тысячам пассажиров.
ПАТПоделиться
Инвестиционный совет в Смольном 3 апреля одобрил проект автовокзала «Южный». Самой идее лет 30, в последние годы появление нового объекта анонсировали несколько раз.
Считалось, что проектом заинтересовались китайцы.
Теперь в профильном комитете Смольного говорят, что пока не знают ни инвестора, готового вложить 4 миллиарда рублей, ни модели, по которой его когда-нибудь приведут в Купчино.
Согласно презентации, автовокзал сможет обслуживать межрегиональные и международные маршруты (Псковское, Новгородское, Приволжское направления, страны Прибалтики, Восточной Европы), а также Ленобласть (Тосно, Гатчина, Поповка, Лодейное Поле, Тихвин и другие). На двух участках площадью почти в 4 с половиной гектара появится застройка в 5,8 тысячи квадратных метров, 5 перронов прибытия и 12 перронов отправления. В сутки автовокзал сможет выпускать 326 автобусов и 12,4 тысячи пассажиров.
Расположится вокзал восточнее проспекта Юрия Гагарина, прямо у станции метро «Купчино», проект планировки уже 7 лет как утвержден. Вокруг в основном жилая застройка, а также общественно-деловые объекты и инфраструктурные.
Предполагается, что автовокзал разместится на нижних этажах торгово-развлекательного комплекса. Общая площадь коммерческих помещений в нем составит 8 тысяч квадратных метров, инвестор сможет зарабатывать здесь порядка 8,3 млн рублей в месяц.
Кадастровая стоимость самого участка — 25 млн.
Есть и второй вариант: строить вокзал и магазины не на разных этажах одного здания, а на смежных участках. В этом случае на коммерцию приходится уже 12 тысяч квадратов, а месячный доход растет до 11,2 млн. Судя по всему, именно к этому склоняются в Смольном.
Во всяком случае, вице-губернатор Михаил Мокрецов высказался на совете за то, чтобы торговля стояла отдельно. Губернатор города Георгий Полтавченко настоял на том, чтобы в этом месте был построен полноценный автовокзал, а не в виде сопутствующего объекта.
В 2016 году сообщалось, что проектом заинтересовалась китайская компания Beijing Uni-Construction Group Co., Ltd, ее представители даже встречались с «Пассажиравтотрансом». С тех пор вырос предполагаемый пассажиропоток, вчетверо увеличился планируемый объем вложений.
Сейчас в комитете по инвестициям говорят, что инвестора нет; проект для того и представили, чтобы привлечь внимание потенциальных участников. Если таковой найдется, его могут наделить статусом стратегического инвестора либо объявить конкурс на заключение концессионного соглашения.
Отбивать расходы предполагается за счет коммерческих площадей, сопутствующей инфраструктуры, арендной платы перевозчика или отчислений с тарифа, если инвестором выступит сам перевозчик.
Последнее предположение у экспертов доверия не вызывает. «Я вот что-то не знаю ни одного перевозчика, у которого есть несколько свободных миллиардов для строительства автовокзала в Купчино, – говорит председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов.
– По моим данным, уже несколько потенциальных участников «отвалились» от этого проекта, потому что не получилось наладить какой-то централизованный диалог с городом. Хотелось бы, чтобы именно город делал предложение, а бизнес реагировал.
А сейчас получается, что именно компании рисуют какие-то презентации, бегают с бумажками».
Срок окупаемости, как говорят в Смольном, 11 лет. Инвестора должно приободрить то, что, по расчетам комитета, помимо пассажиропотока автовокзала в 12,4 тысячи человек еще 83 тысячи формирует станция метро. Планируемые инвестиции — 4,1 млрд рублей, проект реализуют за 3 года.
Появление автобусного вокзала в Купчино предусматривалось в генплане еще в 1987 году.
Более предметно к вопросу вернулись в конце нулевых, когда появилась схема развития междугородных и международных транзитных перевозок.
В ней были предусмотрены два автовокзала: в Купчино и у «Парнаса» (для северных направлений — Финляндии и Карелии). В 2014 году сообщали, что их построят в 2016 – 2017 годах.
В 2015 году проекты обоих показал «Пассажиравтотранс» на Петербургском международном инновационном форуме пассажирского транспорта, к тому времени ориентировочным сроком строительства назначили 2018-й.
Речь тогда шла о том, что вокзал на Парнасе будет отправлять 205 междугородных и 220 пригородных автобусов, а «Южный» – 246 и 500 соответственно. Совокупный пассажиропоток двух объектов был немногим более той величины, которая теперь предусмотрена только для купчинского вокзала, — 15 тысяч человек в сутки.
На сайте «Пассажиравтотранса» и сейчас можно увидеть эти презентации, причем ориентировочная стоимость строительства каждого из автовокзалов там составляет около миллиарда.
Год назад стало известно, что сроки снова сдвигаются, на этот раз минимум до 2020 года. В отличие от Южного вокзала, в случае с Парнасом имеется даже потенциальный инвестор.
Около 10 лет назад компания «Сидней», на тот момент часть девелоперской группы Step, собиралась реализовать на этом месте амбициозный проект: конгресс-центр, гостиница, башня высотой 100 метров и, в качестве обязательств перед городом, автовокзал. Процесс затянулся, к 2014 году проект сильно усох: остались лишь коммерческие площади и автовокзал.
Чтобы все же получить участки, «Сиднею» пришлось даже судиться с городом, однако пока реализована только коммерческая часть — двухэтажный торговый комплекс на улице Михаила Дудина.
Сейчас в списке собственников «Сиднея» три физлица — Эльшан Киржанов, Илхам Гаджиев и Байрам Мусаев. Ранее Киржанов был собственником небезызвестной компании «Елисей на Науки», которая билась с жителями на Науки, 44, за право построить магазин на месте детской площадки, но безуспешно.
А до этого он же был учредителем компании «Скит», которая получила право аренды нескольких участков, после чего со скандалом снесла более 2 тысяч стоявших на них кооперативных гаражей. Затем земля переуступалась другим компаниям; в частности, на Дунайском проспекте так возник торговый центр «Дунай».
В списке собственников управляющей компании «Дунай» все трое владельцев «Сиднея».
Дозвониться до руководства, чтобы узнать, собирается ли компания заниматься автовокзалом, редакции не удалось. Однако есть надежда, что проект не похоронен безвозвратно. По крайней мере, в ноябре прошлого года Дирекция транспортного строительства объявила конкурс на проектирование 9-го проезда (он же – подъездная дорога к автовокзалу «Парнас»).
«Необходимо строить автовокзал, который предлагал бы достойный уровень обслуживания по доступным ценам, – говорит Олег Куксов. – А для этого надо понимать, что нам не нужен вокзал размером с Исаакиевский собор.
Это и так дорогая в обслуживании вещь, хотя бы из-за антитеррористической безопасности. С другой стороны, с таким объектом справится не любой частник, нужен профессиональный оператор.
Иначе может получиться, как на Парнасе, где коммерцию всю построили, а по вокзалу уже все сроки вышли».
Сейчас в городе один автовокзал — на Обводном канале (еще один есть у метро «Девяткино» в Ленобласти). Его мощности исчерпаны, это признают и в Смольном.
«На самом деле еще при Матвиенко разрабатывалась концепция, в которой было не два, а под десяток новых автовокзалов с реконструкцией существующего на Обводном, – напоминает председатель ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев.
– Но у меня такое впечатление, что при смене губернаторов все материалы предыдущего градоначальника сжигают. Думаю, в этот раз тем же закончится».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Петербург планирует решить сразу шесть транспортных проблем :: С.-Петербург :: РБК
Роман Пименов/Интерпресс
На прошедшем в Петербурге Международном экономическом форуме (ПМЭФ) было подписано шесть соглашений о реализации транспортных инфраструктурных проектов в Петербурге и один — в Девяткино.
Эксперты неоднозначно оценивают целесообразность и вероятность осуществления этих проектов.
В частности, их смущает то, что подписаны не контракты, а лишь соглашения о намерениях, которые, в отличии от контрактов, могут и не реализоваться.
ЛРТ для пригородов
Три соглашения касаются строительства новых трамвайных линий, причем, высокоскоростных — для легкорельсовых трамваев (ЛРТ). Турецкая «Ренейссанс Констракшн» проявила интерес к строительству трамвайной линии до Колпино. Соглашение о намерениях реализовать этот проект подписали на форуме губернатор Георгий Полтавченко и президент АО «Ренейссанс Констракшн» Эрман Ылыджак.
Проект на основе государственно-частного партнерства предусматривает строительство трамвайной линии от станции метро «Южная» до Колпино, стоимость строительства составит не менее 20 млрд руб. Концессионер получит трамвайную линию в управление до 2048 года. Запустить эту трамвайную линию планируется в 2021 году.
Представитель комитета по инвестициям пояснила, что подписание соглашения не означает, что именно «Ренейссанс Констракшн» станет концессионером, право реализовывать проект будет разыгрываться на конкурсе. «Конкурс готовится, подписание означает наличие участников и дает нам понять, что он будет востребован рынком», — говорит представитель комитета.
Соглашение с городом подписало также ООО «БалтНеджСервис» (дочерняя структура АБЗ-1 и АО «Газпромбанк»), выигравшее конкурс на строительство и эксплуатацию линии скоростного трамвая от станции метро «Купчино» до Славянки через поселок Шушары. Планируемая стоимость линии — более 34 млрд руб.
Линии надо продлить
Опрошенные РБК Петербург эксперты утверждают, что о необходимости обеих линий специалисты говорят уже как минимум 10 лет. Но пока созданы только концепции с примерными маршрутами, проекты еще даже не начинали разрабатывать.
«Линия в Колпино остро необходима, потому что район активно застраивается, а пригородные электрички не могут часто ездить из-за «Сапсанов», — считает заместитель генерального директора «ООО «Санкт-Петербургский институт транспортных систем (СПбИТС) Елена Ногова. — То же самое — со второй линией. И в Шушарах, и в Славянке, где строится большое количество жилья, давно уже имеется острый дефицит общественного транспорта».
«Линия в Колпино остро необходима, потому что район активно застраивается, а пригородные электрички не могут часто ездить из-за «Сапсанов»
На этих линиях вполне реально реализовать достоинства ЛРТ. «Трамваи будут ездить по выделенным полосам и не будут стоять в пробках, от чего сейчас страдают автомобили и автобусы.
ЛРТ будут быстро и за фиксированное время возить людей, к тому же, доставлять их прямо к метро, — объясняет Елена Ногова.
— Правда, для максимальной эффективности трамваи должны заходить в жилые районы как можно глубже».
Но вот по этому параметру маршруты, указанные сайте КРТИ, разочаровывают. «Обе линии заканчиваются на окраинах жилых массивов, так что потребуется дополнительный подвоз пассажиров. Это серьезный дефект нынешних схем.
В обоих случаях есть возможность продлить линии через массивы и это надо обязательно сделать», — уверен эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин.
Без этого, по мнению эксперта, линии ЛРТ будут фактически дублировать линии электричек, что довольно бессмысленно.
Высокая скорость ЛРТ обеспечивается особой системой регулирования светофоров (так называемый «приоритетный пропуск») — при приближении к перекрестку светофор автоматически включает зеленый свет трамваю.
Такая система разработана петербургской компанией «РИПАС СПБ» и уже, по словам Владимира Валдина, успешно применяется шаттлами, которые возят болельщиков на новый стадион «Санкт-Петербург» во время футбольных матчей.
Если такая система будет применяться и для ЛРТ, то совершенно реально, уверены эксперты, разогнать скоростные трамваи на обоих маршрутах до средней скорости в 30 км/час (на участках — до 60 км/час), что почти вдвое превышает скорость обычного городского транспорта.
«Обе линии заканчиваются на окраинах жилых массивов, так что потребуется дополнительный подвоз пассажиров. Это серьезный дефект нынешних схем»
Спорная линия
Третья линия ЛРТ, где инвестором согласилась выступить турецкая «Идж Ичташ Иншаат Санайи Вэ Тиджарет, Асталди С.П.А.», запланирована от станции метро «Кировский завод» до Красного Села.
Длина трассы составит 36,5 км, объем инвестиций — 17 млрд руб. со сроком окупаемости 4 года. Инвестор рассчитывает на пассажиропоток более 14 млн человек в год.
На линии будут курсировать 19 составов со средней скоростью 25 км/ч.
Елена Ногова считает эту линия также очень важной, поскольку в Красном селе и расположенном рядом Новом Горелово тоже идет активное строительство, а электрички ходят там очень редко, к тому же на ведущем туда Красносельском шоссе вечно скапливаются пробки. «В Красном селе строится много социального жилья для малообеспеченных семей и военных, а транспортное сообщение с городом там хуже всех», — утверждает эксперт.
По ее словам, маршрут этого ЛРТ не опубликован, но когда этот проект обсуждался в СПбИТС лет шесть назад, специалисты предлагали два варианта пересечения ораниенбаумской железной дороги: либо по Лиговскому путепроводу, который давно уже требует расширения даже для машин и автобусов, либо по новому путепроводу около ж/д станции «Сосновая поляна», где планировалась дорога-дублер Красносельского шоссе в обход Красного Села.
По мнению Владимира Валдина, эта линия не нужна. «Она очень длинная и неоправданно сложная, что потребует огромных затрат. Будет трудно построить пересечения с ораниенбаумской железной дорогой и с КАД. Вместо этого надо организовать нормальное тактовое движение пригородных электричек», — уверен эксперт. Он считает проект «мертворожденным».
Но, по замыслу чиновников, эта линия призвана не только обеспечивать перевозки жителей юго-западных районов города, но и «улучшить транспортное обслуживания гостей по направлению дворцово-парковых ансамблей Петергофа». По мнению Елены Ноговой, для этого, вероятно, будет сделано ответвление от линии на Красное Село.
«Главное здесь — уйти от Петергофского шоссе, расположенного в охранной зоне исторических памятников и охраняемых природных ландшафтов, — говорит эксперт. — Правда, для этого надо найти подходящий коридор от Стрельны до Петергофа, что непросто».
Владимир Валдин считает и эту ветку нереальной: «Трамвай нужен только до «Балтийской жемчужины», где транспорта действительно не хватает».
Линия ЛРТ от станции метро «Кировский завод» до Красного Села призвана не только обеспечивать перевозки жителей юго-западных районов города, но и «улучшить транспортное обслуживания гостей по направлению дворцово-парковых ансамблей Петергофа»
Новые автовокзалы
Соглашение о строительстве автовокзала «Южный» подписали с ООО «Вернисаж». Срок реализации проекта — 2019 — 2024 гг., а планируемый объем инвестиций — 4,1 млрд руб. Как ранее сообщал РБК Петербург, автовокзал планируется построить возле станции метро «Купчино».
Он будет обслуживать новгородское, псковское, приволжское и южное направления. Помимо этого, автобусы будут ходить в Прибалтику и страны Восточной и Центральной Европы.
Несколько рейсов будут связывать Петербург с Ленинградской областью (Тосно, Гатчина, Лодейное Поле, Бокситогорск, Тихвин и др.).
На новом вокзале будет 5 перронов прибытия и 12 перронов отправления. Суммарная площадь коммерческих помещений составит 8,9 тыс. кв. м. Максимальная площадь зданий, которые можно разместить на выбранном участке достигает 80 тыс. кв. м. В Смольном рассчитывают, что ежедневно с вокзала будут отправляться 326 автобусов, а суточный пассажиропоток составит 12,4 тыс. человек.
Эксперты считают этот проект разумной альтернативой нынешнему автовокзалу на Обводном канале, который очень неудобен, поскольку автобусы тратят много времени на въезд и выезд из города по пробкам.
Правда, по информации Владимира Валдина, в предполагаемом месте размещения нового автовокзала не урегулированы земельные отношения.
«Почти вся свободная земля там выкуплена под какие-то коммерческие объекты, а для вокзала осталось очень маленькая территория, которой не хватит», — сообщил эксперт.
Правительство Ленобласти нашло инвестора, заинтересованного в реализации проекта транспортно-пересадочного узла «Девяткино». Как сообщает пресс-служба администрации региона, ООО «Первая транспортная корпорация» согласилась выступить концессионером и обеспечить проектирование, строительство и эксплуатацию ТПУ «Девяткино».
Проект будет реализован за счет собственных средств компании. Информационно-технологическую поддержку проекта обеспечит ООО «Яндекс.Автобусы». Ориентировочные затраты на создание первой очереди ТПУ «Девяткино» составят 405,55 млн руб. По предварительным оценкам, вокзал в Девяткино может появиться уже в 2019 году, в целом проект будет завершен в 2021 году.
По мнению экспертов, новый вокзал станет разумной альтернативой нынешнему автовокзалу на Обводном канале, который очень неудобен, поскольку автобусы тратят много времени на въезд и выезд из города по пробкам.
Эксперты одобряют и этот проект, но с одним условием — чтобы он не дублировал автовокзал у станции метро «Парнас», запланированный Смольным. Два конкурирующих автовокзала на севере города они считают излишними. «Власти города и области должны договориться и не делать глупости.
Если уж строить третий автовокзал, то его надо создавать в Кудрово, когда туда проведут метро», — считает Елена Ногова. Владимира Валдина смущает низкая цена ТПУ. «Этих денег хватит только на сам вокзал. На подъезды денег точно не хватит, а без них вокзал нормально работать не будет. Надеюсь, власти позаботились об этом.
Там есть, конечно, отдельный проект развязки с КАД, но не ясно, будет ли этого достаточно», — замечает эксперт.
Восстановить речной вокзал
Смольный также представил на ПМЭФ проект Речного пассажирского порта. «Сегодня городу очень не хватает речного вокзала. Туристы, которые отправляются в круизы на Валаам, в Карелию, по Волге, испытывают неудобства из-за отсутствия необходимой инфраструктуры», — сказал в обосновании проекта Георгий Полтавченко.
Елена Ногова с этим согласна: «Туристам нужно где-то посидеть в ожидании судна, пообедать, оставить свои вещи на время поездки. Да и вообще, это не дело, когда причалы есть, суда ходят, а вокзала нет».
По мнению Владимира Валдина, отсутствие у Петербурга речного вокзала — это позор для города: «Вокзал ведь был, но его снесли ради строительства монструозного «Мегалита», который затмил солнце для жилых домов на Леснозаводской и Бабушкина».
Оба эксперта добавляют, что помимо самого вокзала необходимо обеспечить удобную для туристов транспортную связь его с центром города.
Проект предусматривает создание не только причалов и вокзального комплекса, но и благоустройство территории вокруг нового вокзала с устройством променада по набережной Невы. Планируемый объем инвестиций — 2,12 млрд рублей.
По словам председателя Комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, к концу года город намерен найти инвестора и приступить к реализации проекта в 2019 году. Предполагается, что порт будет построен уже к 2020 году.
К этому проекту проявил интерес Евразийский банк реконструкции и развития, правда, о заключении соглашения информации нет.
«Судя по презентации проекта на ПМЭФ, запланирован очень крупный комплекс. Но не факт, что такая гигантомания оправдана — надо тщательно просчитать пассажиропоток, а информация об этом мне не известна, — говорит Владимир Валдин. — С учетом всех затрат этот проект скорее всего коммерческого смысла иметь не будет, а станет чисто имиджевым».
Сомнительный проект
На ПМЭФ было также подписано соглашение о строительстве линии «Аэроэкспресса», о перипетиях проекта которого писал РБК Петербург. Соглашение подписали губернатор Георгий Полтавченко и исполнительный директор ООО «Аэроэкспресс» Валерий Федоров. «Аэроэкспресс» соединит аэропорт Пулково с Витебским вокзалом.
Дорога до «Пулково» будет занимать всего 26 минут. Протяженность новой железнодорожной ветки составит 8,4 км. Планируется, что линия будет построена в течение четырех лет после заключения концессионного соглашения. Ориентировочная стоимость проекта — 18,8 млрд руб. Размер частных инвестиций составит около 9 млрд руб.
До конца июня город объявит конкурс на выбор инвестора.
Оба опрошенных РБК Петербург эксперта считают этот проект весьма сомнительным. Главный дефект, по их мнению — недостаточный для обеспечения рентабельности пассажиропоток. «В Москве пассажиров достаточно много и потому цена билетов приемлемая, учитывая большое расстояние от города до аэропортов (40-50 км).
У нас расстояние очень маленькое и люди предпочтут ездить на гораздо более дешевом большом городском автобусе, который ходит каждые 5 — 10 минут и довозит до метро по выделенной полосе за 20-25 минут. «Аэроэкспресс» будет постоянно недозагружен, цена билетов будет высокой (сейчас говорят — 300-500 руб.).
Проект обречен на провал», — уверена Елена Ногова.
По словам Владимира Валдина, «Аэроэкспресс» имеет смысл только при сравнительно невысокой стоимости билета и при интервалах движения не более 15 минут, как это имеет место в европейских городах (Париже, Франкфурте и др.).
В нашем случае это возможно лишь при серьезном субсидировании из городского бюджета, поскольку в таком формате проект будет заведомо убыточным. «Я очень надеюсь, что город не потратит запланированные на этот откровенно вредный проект 9 млрд руб.
, а лучше построит на эти деньги две новые станции метро, и подписанный на ПМЭФ документ останется соглашением о намерениях», — говорит Владимир Валдин.
«Аэроэкспресс» будет постоянно недозагружен, цена билетов будет высокой (сейчас говорят — 300-500 руб.). Проект обречен на провал.
Эксперты считают более эффективными другие варианты.
Елена Ногова предлагает «ответвить» в Пулково запланированный ЛРТ «Купчино» — Шушары — Славянка, тем более что проект такой линии несколько лет назад был разработан «Центром транспортного планирования Санкт-Петербурга» при КРТИ, но потом незаслуженно забыт.
Владимир Валдин считает целесообразным построить линию электрички «Красное село» — Пулково — Витебский или Балтийский вокзал. Такие линии наверняка будут более востребованы и потому нормально загружены, уверены эксперты.
Одобряя все остальные проекты, эксперты, однако, выражают недоумение тем, что Смольный говорит о подписании соглашений, а не контрактов. «Формулировки очень странные — невнятные, туманные. Это вызывает сомнение в реалистичности их скорого осуществления», — говорит Владимир Валдин.
Автовокзалам сдвинули сроки
Новые автобусные вокзалы около станций метро «Парнас» и «Купчино», которые по последним планам властей Петербурга должны были быть построены к 2018 году, появятся не раньше 2020 года.
По данным городского комитета по транспорту, стоимость каждого из вокзалов составит не менее 552 млн рублей, к реализации проектов город намерен привлечь инвесторов. Так, автовокзалом около станции метро «Парнас» заинтересовалось ООО «Сидней». Компания заявляла о своих намерениях еще в 2009 году, но к реализации проекта так и не приступила.
По мнению экспертов, причина кроется в том, что инвестору очень сложно окупить подобный проект. И актуальнее, чтобы автовокзалы строились за счет города.
Как сообщила вчера на отчетной коллегии комитета по транспорту Петербурга первый заместитель председателя комитета Елена Осинцева, реализация проектов двух автовокзалов — «Южного» около станции метро «Купчино» и «Парнаса» около одноименной станции метро — начнется в текущем году, хотя ранее власти города заявляли, что эти объекты должны были появиться к 2018 году.
Теперь период реализации проектов — 2017-2020 годы, отметила Елена Осинцева. Между тем размещение этих вокзалов было утверждено отраслевой схемой еще в 2009 году. Что же касается автовокзала в Купчино, то, по словам экспертов, он значился еще в Генплане 1987 года.
Стоимость реализации каждого из вокзалов, по предварительным оценкам, составляет 552 млн рублей, сообщила госпожа Осинцева. По ее словам, у вокзала около станции метро «Парнас» есть потенциальный инвестор — ООО «Сидней».
«Компания в настоящее время осуществляет подготовку документации по планировке территории и предпроектных материалов строительства автобусного вокзала «Парнас»», — пояснила первый заместитель председателя комитета по строительству.
Она добавила, что уже получен ответ от комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга о включении затрат на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы в адресно-инвестиционную программу 2017 года и плановый период 2018-2019 годов по возведению 9-го проезда, который должен стать подъездной дорогой к вокзалу.
В середине мая 2015 года ГУП «Пассажиравтотранс» презентовало предпроекты автовокзалов. Планировалось, что в Купчино автовокзал разместится на Витебском проспекте, недалеко от выхода из метро, а на Парнасе — к югу от станции метро, ближе к железнодорожным путям.
На Парнасе автовокзал будет рассчитан на отправку 205 междугородних и международных автобусов в сутки и 220 — пригородных. Вокзал в Купчино будет рассчитан на 502 пригородных автобуса в сутки и по 246 — международных и междугородних.
Общий пассажиропоток вокзалов составит, по предварительным подсчетам, 15 тыс. человек в сутки.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Сидней» находится в собственности трех физических лиц: 40% у Эльшана Киржанова, по 30% — у Ипхара Гаджиева и Байрама Мусаева. Компания выступает посредником при продаже нежилой недвижимости. Генеральным директором компании является Виктория Башкова.
Вчера уточнить планы ООО «Сидней» не удалось. Как ранее писал «Ъ», компания проявляла заинтересованность к проекту еще в 2009 году.
Тогда в компании заявляли, что ее интерес к предложению города напрямую зависит от соотношения объема транспортной инфраструктуры и коммерческих площадей, которые город позволит реализовать инвестору.
В июне на совещании по использованию объектов недвижимости и земельных участков в инвестиционных целях Смольный рассмотрел заявление ООО «Сидней» о размещении автовокзала по адресу поселок Парголово, проспект Энгельса, участок 2. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин тогда поручил «предоставить объемные и пространственные решения объекта с учетом предусмотренных дополнительных функций». По данным «Ъ», пока инвестору земельный участок не одобрен.
Сейчас в городе работает всего один автовокзал пригородных перевозок — на Обводном канале.
По словам Владимира Валдина, эксперта МОО «Город и транспорт», правильнее, чтобы автовокзалы были вынесены из центра города ближе к окраинам, чтобы междугородние автобусы не создавали дополнительную нагрузку на автомобильный трафик.
«Если вокзал выносится к тому месту, где меньше всего пробок, то это лучше для всех», — отметил эксперт. Он добавил, что строительство таких объектов актуальнее осуществлять за счет бюджетных средств, так как инвестору очень сложно окупить подобный проект.
«Единственный способ получить отдачу от проекта автовокзала — это построить множество торговых площадей рядом с ним.
Но, например, в Купчино около метро уже довольна развитая торговая инфраструктура, новые помещения там вряд ли будут востребованы.
Что касается Парнаса, то большинство жителей, покупающих квартиры в этой локации, имеют машины и львиную долю своих покупок совершают в ТЦ «Мега-IKEA», расположенном по соседству», — пояснил господин Валдин.
Лидия Горборукова
Ассоциация перевозчиков просит построить еще два автовокзала в Петербурге
В Петербурге построят три новых автовокзала. Baltphoto/ Елена Яковлева
В Санкт-Петербурге в ближайшее время необходимо построить два новых автовокзала. Это обсуждалось в ходе заседания постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, сообщает пресс-служба Законодательного собрания.
Известно, что создана рабочая группа, которая займется изучением этого вопроса.
Решение о необходимости строительства новых автовокзалов было принято на основе информации, представленной председателем правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олегом Кусковым и первым заместителем председателя Комитета по транспорту Владимиром Реуновым. В их докладах подчеркивалась необходимость строительства в Санкт-Петербурге в ближайшее время по меньшей мере двух новых автовокзалов.
Напомним, что в настоящее время в Санкт-Петербурге действует три автовокзала — на Обводном канале, в Девяткино и на Парнасе.
Елена Корецкая Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника! Moika78.Ru Всего запланировано построить 18 новых центров онкологической помощи. В Санкт-Петербурге построят 18 новых центров онкологической помощи.ИА Невские Новости В рамках реализации национальных целей и стратегических задач в городе будут созданы три новые ООПТ.ИА Невские Новости ГАZЕТА.СПб Участники происшествия оказались на тротуаре. Вечером 2 июля на пересечении улицы Ивана Черных и Сивкова переулка около метро Нарвская в Петербурге столкнулись «Мерседес» и «Форд». Санкт-Петербург.ру Огромный столб дыма накануне вечером наблюдали жители северных районов Петербурга. ГТРК Санкт-Петербург 3 июля в 12.00 начнется городской праздник «День Достоевского», за 12 лет ставший литературной традицией Петербурга. С.-Петербургские ведомости Сегодня на Крестовском острове (начало в 19.00) пройдет последний для нашего города матч Евро-2020. С.-Петербургские ведомости Будет в доме газ Власти Ленинградской области приняли решение увеличить субсидию жителям на газификацию домовладений из бюджета за счет высвободившихся средств. С.-Петербургские ведомости С июля фармакологическая компания «Герофарм» начнет производить «ЭпиВакКорону» в Петербурге и Москве. Санкт-Петербург.ру ФОТО Сергея ГРИЦКОВА Музей-квартира А. А. Блока. 5 (16.00) – лекция «Терменвокс: от Ленина до Led Zeppelin». С.-Петербургские ведомости ФОТО pixabay Музей истории религии Выставка «Любовь! Любовь? Любовь…» посвящена историям людей и божеств, которым посчастливилось испытать любовь. С.-Петербургские ведомости В общественном пространстве «Сад Бенуа» открылась летняя выставка «Сад культуры. С.-Петербургские ведомости