В Петербурге частные УК стали накапливать долги

Как правило на семинара в интернете говорят нам в основном об административных наказаниях управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и руководителей этих организаций за нарушения при осуществлении управления МКД. Но  мало кто напоминает руководителям и Управляющим Организациям о том, что при выявлении различных правонарушений могут применять не только административные меры наказания, но и уголовные!

Сегодня мы хотим подробно разъяснить тему ответственности руководителей Управляющих Организация сферы ЖКХ с точки зрения уголовного наказаний: за что могут привлечь руководителя УО и УК, ТСЖ, ЖСК к уголовному наказанию?

Административные правонарушения в России строго регламентируются КоАП РФ и ЖК РФ  и ,наверняка, все руководители и председатели, знакомы как с перечнем правонарушений, так и с соответствующими штрафными санкциями. Уголовная ответственность в сфере ЖКХ при осуществлении деятельности по управлению МКД наступает реже.

Юристы ЖКХ-Проф подготовили для вас перечень деяний, за которые УК, ТСЖ и ЖСК, в том числе и их руководители, могут быть привлечены к уголовной ответственности в 2019-2020 гг..

В соответствии с нормами УК РФ уголовная ответственность может наступить как по общим основаниям для всех физических лиц в РФ, так и при совершении действий (или бездействий), связанных конкретно с деятельностью по управлению жилыми домами. Мы рассмотрим подробнее ответственность и наказания, связанные именно с профессиональным управлением многоквартирных домов:

1.       Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Большинство руководителей и председателей знают о том, что подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании подлежит уголовной ответственности, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. 

Ответственность руководителя УО:

Подделка, изготовление или оборот поддельных документов в соответствии с действующим законодательством карается принудительными работами или лишением свободны на срок от нескольких месяцев до 4 лет. А также мерой пресечения может быть штраф в размере до 80 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

2.       Ненадлежащее исполнение обязанностей и причинение крупного ущерба или вреда здоровью в связи с этим

Нередко наказывают руководителей УК, ТСЖ и ЖСК за причинения тяжкого вреда здоровью или смерти физ.лицам по причине того, что УО ненадлежащим образом выполняла обязанности по содержанию и ремонту МКД.

Примеры знакомы всем: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход льда или снега с крыш (что особо часто случается в Санкт-Петербурге).

Ответственность руководителя УО:

Если был причинен тяжкий вред здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ) руководителю или председателю грозит штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 48 часов, исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Если из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД кто-то погиб, то судить руководителя УО будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ. Наказываются данные преступления по разному в зависимости от степени ущерба и количества пострадавших лиц.

Ответственность руководителя УО:В Петербурге частные УК стали накапливать долги

исправительные или принудительными работы на срок до 4 лет, либо ограничение или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как на определенный срок, так и без такового.

Если УО отключила в квартире электроэнергию и это стало причиной крупного ущерба имуществу собственников или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или, что еще хуже, привело к смерти человека, то руководителя или председателя будут судить по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Важное условие: судом должно быть установлено, что действия УО по отключению/ограничению КУ были незаконными и именно они привели к ущербу.

3.       Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и/или сотрудники управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК также могут быть привлечены уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством по статье мошенничество.

Самыми частыми преступлениями оказываются махинации, связанные с ОИ собственников, его ремонтом, а также расходованием средств, оплаченных собственниками за КУ и капремонт. Данные преступления попадают под статью мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ.   

Если преднамеренное неисполнение договоров стало причиной ущерба дому в крупном (от 3 млн рублей) или особо крупном (от 12 млн руб.) размере, то ответственность судом будет определена по ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

Также  УО могут попасть под уголовную ответственность при управлении многоквартирными домами за присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это может быть как присвоение платежей собственников за ЖКУ, так и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников, заключение заведомо невыгодных сделок.

Пример: На УО завели уголовное дело за хищение денежных средств собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

Штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными или исправительными работами на срок от 360 часов до 1 года, ограничением свободы до 2 лет, принудительными работами до 2 лет лет, либо арестом до 4 месяцев или лишением свободы до 2лет. 

4.       Деятельность УО без лицензии и уклонение от уплаты долгов

Руководителей или председателей управляющих организаций могут осудить, если УО, возглавляемая им, занималась управлением МКД без лицензии.

Если УК, ТСЖ или ЖСК собирала с собственников платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей, то ответственность попадает под ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае.

Если сумма ущерба в итоге превысила 9 млн рублей, то обвинители будут апеллировать к ч. 2 ст. 171 УК РФ.В Петербурге частные УК стали накапливать долги

  • Ответственность руководителя УО:
  • штраф от 100 до 500 тыс руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 1-3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес.
  • Не стоит забывать, что руководителя УК или председателя ТСЖ/ЖСК могут наказать по этим статьям за иную деятельность без получения лицензии на определенный вид деятельности, принесшую большую прибыль: на вывоз ТБО,  обслуживание лифтового оборудования или оборудования пожарной безопасности и пр.

Также все вы хорошо знаете, что за УО могут лишить лицензии за непогашение долгов перед РСО . Однако мало кто помнит, что уклонение от уплаты долга в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность был уже подтверждена в судебном порядке, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

штраф до 200 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов или принудительными работами до 2 лет, арестом или лишением свободы на срок до 2 лет.

5.       Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам УК, ЖСК или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в квартиры собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354. Однако УО не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников.

Если сотрудники УО проникли в квартиру без разрешения собственника, то законодательство расценивает действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.В Петербурге частные УК стали накапливать долги

Ответственность:

штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 мес, либо обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до 1 года или арестом на срок до 3 месяцев.

6.       Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Как мы все помним, УК, ЖСК и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт ОИ в МКД, а также за создание условий для безопасного проживания люде. Если же из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли жители дома, руководитель и сотрудники УО будут наказаны по УК РФ.

Нарушение требований безопасности при проведении строительных работ: При проведении ремонтных работ в доме на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью.  К негативным последствиям относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности и пр. Судить ответственных будут по ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.

Требований пожарной безопасности: В соответствии с договором управления УО отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры, пожарные выходы, открывались входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и пр. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Руководителя и сотрудников УО будут судить по УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в случае распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание по ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Ответственность:

Штраф до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, ограничением свободы до 3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности.

Уголовная ответственность в отношении руководителей УО предусмотрена дополнительно в том случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда руководителям УК, ТСЖ и ЖСК грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении УО и МКД, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере,причинение вреда здоровью или же смерть одного или более лиц. При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний.

Специалисты ЖКХ-Проф помогают руководителям управляющих организаций как Санкт-Петербурга, так и др.городов России избежать уголовной ответственности с помощью предварительных и своевременных консультаций.

Для записи на личную консультацию по самым сложным вопросам звоните по тел. +7 812 327-09-10 или по эл.почте info@gkhhelp.ru

Напрямую, мимо воров: Петербург готов сыграть в ЖКХ по-новому

Госдума приняла закон, позволяющий заключать прямые договоры между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями. В городе на Неве треть частных УК может лишиться права взимать деньги за ресурсы

Петербург готов перевести жителей на прямые договоры с поставщиками воды, тепла и других коммунальных ресурсов — ресурсоснабжающими организациями (РСО). 23 марта Госдума приняла новый закон, который облегчает эту процедуру — во имя борьбы с гигантской задолженностью в сфере ЖКХ, однако панацеей от долгов документ не станет.

Читайте также:  В Москве уже не боятся покупать квартиры в новостройках на стадии котлована

Деньги тают на глазах

На сегодня совокупный долг за жилищно-коммунальные услуги в стране достиг примерно 1 трлн 200 млрд рублей. Сумма колеблется в пределах 100 млрд — зимой растет, летом падает.

«Долги огромные. Эти 1 трлн 200 млрд рублей крутятся постоянно в долгах между предприятиями жилищно-коммунального комплекса, энергетиками, газовиками», — объясняет один из инициаторов нового закона, депутат Госдумы от «Единой России» Павел Качкаев.

Из этой гигантской суммы лишь 400 млрд рублей должны сами собственники квадратных метров, то есть жители, которые не платят по счетам. Еще 600 млрд рублей — это взаимные долги между предприятиями ЖКХ, газовиками, энергетиками и прочими участниками рынка. Около 250 млрд рублей считаются «остатками» на счетах управляющих компаний.

«Я не говорю, что это оседает или исчезает в недрах управляющих компаний. Это остатки на каждое первое число, на каждый день. То, что мы заплатили как потребители, но пока не дошло до ресурсоснабжающих организаций», — отмечает Качкаев.

Но, очевидно, борьба с воровством в сфере ЖКХ действительно стала одной из причин создания документа. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко считает закон «примером разумного лоббирования РСО».

Об этом он заявил на круглом столе с жилищниками и энергетиками. Чиновник признал, что в Петербурге в нескольких районах города большая часть жилого фонда управляется через частные конторы, а не городские жилкомсервисы.

И частные компании попадаются петербуржцам очень разные.

«Есть образцы: заходишь в дом — идеально всё, жители радостные, цветочки. А есть компании, которые спустя рукава относятся к своему делу. Они берут деньги у населения и отправляют по своим нуждам. И сделать, по большому счету, мы все вместе с административным ресурсом и РСО ничего не можем. Новый механизм дает возможность РСО забрать те деньги, которые им положены.

Это сразу «вымывает» основную массу денег, которая на сегодня, будем говорить прямым текстом, воруется у жителей. Они не приходят ресурсникам, они куда-то деваются, администрация стоит с жителями лицом к лицу и не может ничего сказать, куда деньги делись. Потому что эти (недобросовестные УК — прим.ред.

), прикрываясь коммерческой тайной, ничего не открывают, работая через частные расчетные центры», — заявил Бондаренко.

Депутат Павел Качкаев согласен, что управляющие компании стали посредниками, которые фиктивно покупают ресурсы и перепродают их по той же цене. Любая честная фирма при такой схеме не получает ничего, кроме ответственности за безалаберность потребителей.

Спасение от должников

В среднем по стране, за коммунальные услуги регулярно платят 94−95% жителей.

В Северной столице эта цифра даже чуть повыше — интеллигентные петербуржцы стесняются задерживать оплату по квитанциям и в 96% случаев не имеют никаких долгов.

Но есть и другие субъекты РФ, где к счетам за газ, свет и воду относятся с меньшим пиететом, и собираемость платы за ЖКХ не превышает 60%. Это, в первую очередь, Северный Кавказ и некоторые другие регионы.

При этом прямые договоры между РСО и жителями уже давно существуют в особых случаях, например, петербуржцы уже много лет отдельно платят за электричество. И по этим сборам собираемость в среднем по России, даже с учетом неблагополучных регионов, превышает 98% и подобралась к среднеевропейскому уровню. На похожий результат рассчитывают и инициаторы законопроекта.

Это должно быть выгодно и самим управляющим компаниям: являясь посредником, они с момента основания становятся потенциальными банкротами, так как перепродают 100% ресурса за 95−98% стоимости. Оставшиеся 2−5% оседают на плечах УК в качестве долга, и через несколько лет это может привести к банкротству вполне реальному, убеждены авторы инициативы.

Принятый документ предусматривает несколько путей перехода на прямые договоры на поставку холодной и горячей воды, водоотведение, отопление, вывоз мусора. Собственники многоквартирных домов на общем собрании могут принять такое решение.

Тогда у соответствующих РСО будет три месяца на разработку квитанции и прочие детали.

Если ресурсники по каким-то причинам не укладываются в срок, по его истечении УК все равно должна перестать выставлять жителям счета — ответственность за любые последствия лежит уже на РСО.

Кроме того, РСО и сами могут в одностороннем порядке расторгнуть договоры с УК, если компания накопила долг за период более двух месяцев. Тогда переходный период сокращается до месяца.

Генеральный директор петербургского ГУП «ВЦКП» (через эту расчетную структуру проходит значительная часть коммунальных платежей) Михаил Корягин утверждает, что для жителей Петербурга переход будет абсолютно безболезненным — в большинстве случаев, они как получали одну квитанцию на оплату коммунальных услуг, так и будут получать, дополнительных платежек никто оформлять не станет. У регионов есть право самим решать, как поступать с квитанциями в случае с прямыми договорами, и в Северной столице пришли к такому решению.

«У нас механизм сбора с приборов учета, весь информационный обмен с банками — всё осталось прежним. Просто для жителей будет написано, что отопление и горячая вода — поставщик такой-то. Дальше база будет понимать, что эти деньги нужно направлять ресурсникам, а остальные — управляющей компании. Всё делает программа», — пояснил Корягин корреспонденту ИА REGNUM.

Впрочем, если жителям и придет двойная квитанция, они могут заплатить лишь по одной из них и будут защищены от любых санкций.

Бегство «напрямую»

Готовность Петербурга к нововведениям подтвердил в беседе с корреспондентом агентства и заместитель главы Жилищного комитета Василий Осипов. «Самое главное, что технологически решен вопрос с вычислительным центром, технология отработана. А дальше уже юридически жители сами будут выбирать, как поступить», — заметил чиновник.

Впрочем, по его мнению, основная масса петербуржцев вряд ли станет забивать себе голову подобными вещами.

«Думаю, население само по себе не организуется, ему всё равно: «Я плачу по квитанции, не у меня же долги». Активного населения очень мало. Поэтому будет работать в основном механизм, по которому РСО переходит на прямые договоры при двухмесячной задолженности УК», — полагает он.

Осипов затруднился спрогнозировать, какое количество петербургских УК лишится возможности взимать плату за тепло и воду, но, на его взгляд, движение в этом направлении будет особенно заметно в секторе частных компаний. «Среди частников процентов 30−35% перейдут на прямые договоры», — считает чиновник.

Не секрет, что некоторые РСО в Петербурге уже используют прямые договоры с жителями, пользуясь существовавшими ранее возможностями законодательства, пусть и менее широкими.

Например, в январе ГУП «ТЭК СПб» объявило о переходе на прямые договоры с собственниками 130 домов в Красносельском районе и расторжении контракта с управляющей компанией «ЖКСервис», так как ее задолженность достигла 180 млн рублей. Компания оплатила энергетикам лишь 16% услуг, хотя уровень собираемости с жителей составил 96,7%.

Кроме того, ПАО «ТГК-1» всегда выступало за прямые договоры с потребителями, на 1 января 2018 года на такой вид отношений перешли жители 537 многоквартирных домов Петербурга. Из них около сотни домов получают отдельные квитанции ТГК-1, а остальные — единые квитанции от ВЦКП, в которые включен платеж в адрес ТГК-1.

По словам Михаила Корягина, энергетики и газовики хотели бы, чтобы в единых квитанциях для них появились отдельные QR-коды, и житель мог бы выбрать, что именно оплачивать, если он финансово ограничен, так как часто первым делом люди пытаются оплатить электричество, чтобы его не отключали. «Мы это дорабатываем сейчас», — сказал Корягин. Однако появится ли в итоге такая опция у петербуржцев, пока непонятно.

Долг за ЖКХ: навсегда ваш

Павел Качкаев призывает не считать новый законопроект панацеей в борьбе с долгами ЖКХ. Эти долги растут со скоростью 100 млрд в год, и удачей, на его взгляд, будет добиться сокращения темпов роста хотя бы до 50 млрд рублей в год.

Кроме того, есть и печальный феномен так называемой безнадежной задолженности — долги за коммунальные услуги, которые в особо запущенных случаях тянутся чуть ли не с советских времен и, очевидно, никогда не будут выплачены. РСО взыскивают свою часть с управляющих компаний, но тем неоткуда взять деньги.

В Северной столице долг за ЖКХ уже превысил 20 млрд рублей на начало 2018 года. Василий Осипов не хочет оперировать словами «безнадежная задолженность», поэтому предложил называть ее задолженностью, которая лежит «за сроками исковой давности» — то есть, которой уже более трех лет. И доля таких долгов в составе этих 20 млрд рублей достигает 25%.

«Я не говорил, что этот закон решает проблему неплатежей в полном объеме. Если мы увеличим уровень собираемости на 2−3%, то это тоже будет плюс», — сказал депутат Качкаев, обращаясь к жилищникам на круглом столе в Петербурге.

«Так когда будет решена проблема неплатежей?» — поинтересовался у президиума заместитель генерального директора ГУП «ТЭК СПб» Юрий Тельтевский.

«После второго пришествия», — мрачно отшутился вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко.

источник:  https://regnum.ru/

Как списать долги по ЖКХ: прощают ли в России долги за коммуналку?

За коммунальные услуги обязаны платить собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах (МКД), а также частных домовладений. Задолженность за коммунальные услуги возникает при нарушении сроков оплаты, предусмотренных законом, договором с управляющей или ресурсоснабжающей организацией.

Помимо взыскания долгов через суды и приставов, неплательщику может грозить отключение от некоторых видов услуг, а кому-то — даже выселение из квартиры. О том, как списать долги по ЖКХ и в каких случаях это допускается, читайте в нашем материале.

Что входит в долги по ЖКХ

Перечень коммунальных услуг, за которые нужно платить, зависит от вида помещения и степени его благоустройства.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, коммунальные платежи могут начисляться:

  • за холодную воду;
  • за горячую воду;
  • за отопление помещений (тепловая энергия);
  • за электрическую энергию;
  • за газ, в том числе в баллонах;
  • за твердое топливо (при наличии печного отопления);
  • за отведение сточных вод (канализация);
  • за вывод ТБО.

Структура коммунальных платежей всегда указывается в квитанции или едином платежном документе. Если владелец квартиры или нежилого помещения не согласен с начислениями или хочет проверить обоснованность расчета, он может обратиться за разъяснениями к управляющей или ресурсоснабжающей организацией.

Базовые тарифы на услуги ЖКХ утверждаются федеральными и региональными властями. Ежегодные индексы повышения тарифов утверждает правительство РФ для каждого региона. Точный размер платежей на отдельные виды услуг может увеличиваться по условиям договора с управляющей компании, или же — по решению собственников МКД.

Вы не собственник жилья, но квитанции за ЖКХ приходят на ваше имя? Закажите звонок юриста

Кто обязан платить

Для ответа на этот вопрос смотрим статью 153 ЖК РФ. Платить коммуналку обязаны:

  • собственники квартир в МКД;
  • наниматели жилых помещений — в том случае, если квартира не приватизирована, а относится к категории так называемого найма;
  • собственники или арендаторы нежилых помещений в МКД;
  • собственники частных строений — жилой дом, дача в статусе жилья и т.д;
  • члены жилищного кооператива.
Читайте также:  В подмосковном Пушкине появится новый квартал к 2026 г.

Если кроме собственника в квартире проживают и зарегистрированы другие лица, то квитанции все равно будут приходить на имя владельца. Однако расчет по отдельным видам услуг может осуществляться по количеству проживающих.

Например, такое правило действует для начисления платежей за газ, холодную и горячую воду, если в квартире нет счетчика. При наличии счетчика начисление платежей осуществляется за фактическое потребление коммунальных ресурсов. За отопление плата начисляется, исходя из общей площади помещений.

Звонят коллекторы и требуют долг за коммуналку? Закажите звонок юриста

Кто может взыскивать

Начислять коммунальные платежи, выставлять квитанции и взыскивать задолженность могут:

  • управляющие компании — УК;
  • ресурсоснабжающие организации, если с ними заключен прямой договор;
  • сбытовые компании (при платежах за электроэнергию и газ);
  • расчетные центры, которым по договору передаются полномочия по сбору и взысканию платежей.

Собственник квартиры или нежилого помещения, оплативший квитанцию, может требовать от жильцов пропорциональную часть платы. Это особенно актуально при сдаче квартиры (или ее части) в аренду. Квитанции будут приходить на имя владельца недвижимости.

Порядок их оплаты может предусматриваться договором аренды или по устному соглашению сторон. Если возникнет задолженность, ее однозначно будут взыскивать с собственника. И проблемы при неуплате за ЖКХ всегда возникают только у собственника.

Допускается ли взыскание долгов по ЖКХ коллекторами

Нет, взыскание долгов по ЖКХ коллекторами прямо запрещено законом № 230-ФЗ. Сотрудники коллекторских компаний могут привлекаться для работы с должниками на основании доверенности. Но в данном случае их полномочия будут определяться не законом № 230-ФЗ, а доверенностью.

Правда, есть один случай в законодательстве, когда коллекторы все же имеют право взыскивать с граждан долги по ЖКХ. Это происходит, если управляющая компания признана банкротом, а коллекторское агентство подало документы на тендер по взысканию долгов такой УК и выиграло его.

Списать долги физлицу по ЖКХ можно только в ходе банкротства

Закон об амнистии по долгам ЖКХ отсутствует. При судебном взыскании можно добиться отказа в иске по пропуску сроков давности.

Однако есть и новый проект закона о коллекторах. В новом законопроекте о коллекторской деятельности содержатся специальные нормы о взыскании коммунальных платежей. Коллекторов допустят к работе с такими долгами после включения в специально созданный для этого реестр. Пока не известно, будет ли новый закон принят в течение 2021 года, так как он еще не внесен на рассмотрение в Госдуму РФ.

С какой даты определяется задолженность по услугам ЖКХ

Как следует из ЖК РФ, оплатить коммуналку нужно не позже 10 числа, следующего за прошлым месяцем. Дата платежей может меняться по договору с управляющей или ресурсоснабжающей организацией. Узнать дату, до которой необходимо оплатить услуги ЖКХ, можно из квитанции, на сайте управляющей или ресурсоснабжающей компании.

Задолженность по услугам ЖКХ возникает со дня, следующего за датой внесения платежа. С этого момента долги могут взыскивать через суд и судебных приставов. Если задолженность превысит 2 месяца, то неплательщику грозит отключение от коммунальных услуг. До отключения должнику обязаны направить предупреждение и дать время на погашение просрочки.

Стоит ли верить в принятие закона о списании долгов по ЖКХ?

Если просрочка превысит более 6 месяцев подряд, нанимателей муниципальной квартиры могут выселить с предоставлением менее благоустроенного жилья. Если в течение 6 месяцев внесена хотя бы минимальная оплата, выселение не грозит.

Собственника квартиры могут выселить только при взыскании долгов, реализации имущества по исполнительному производству или при банкротстве.

Если квартира является единственным жильем и не находится в залоге — по ипотечному кредиту или просто по долговой расписке, реализация и выселение должнику не грозит.

Варианты списания долгов по услугам ЖКХ

Естественное желание любого должника — полная амнистия по всей просрочке, чистое, простое, без усилий и нервотрепки освобождение от долговых обязательств. Увы, на полное и безусловное прощение всех долгов рассчитывать не приходится.

Но при определенных условиях можно списать задолженности или их часть при судебном взыскании, а также в рамках банкротства. Подробнее обо всех возможных вариантах списания читайте ниже.

Есть ли закон о списании долга

Темы со списанием некоторых видов долгов обычно поднимаются в преддверии выборов, для пиара политических партий и общественных деятелей. Не верьте громким слоганам, если кандидаты в депутаты вам обещают, что спишут долги по ЖКХ просто так и без всяких условий. Это сделало бы бессмысленной и убыточной работу управляющих и ресурсоснабжающих компаний.

Кроме того, автоматическое списание долгов ставит в неравное положение добросовестных плательщиков.

В законах есть несколько норм, позволяющих физическому лицу освободиться от задолженностей или их части. Например, по 127-ФЗ можно пройти банкротство. Даже эта процедура не допускает автоматическое списание долгов, так как будет проверяться добросовестность банкрота, проводится реализация его имущества.

Есть ли срок давности по коммунальным долгам

Срок давности действуют для всех видов обязательств, в том числе для оплаты и взыскания платежей по коммунальным услугам. Срок давности — это период времени, в течение которого можно обратиться за взысканием в судебные органы.

Как и для большинства других обязательств, срок исковой давности по долгам ЖКХ составляет 3 года.

Применяется он следующим образом:

  • давность считается по каждому ежемесячному платежу по квитанции — например, если задолженность ЖКХ возникла в марте 2021 года, сроки давности на ее взыскание истекут через 3 года;
  • пропуск давности позволяет должнику подать заявление в суд и потребовать отказа в иске — если ответчик не подаст такое заявление, судья взыщет всю сумму долга, даже с истекшим сроком давности;
  • пропуск сроков давности не лишает возможности взыскивать долг внесудебными способами — с этой целью должника будут доставать претензиями и требованиями, отключать услуги, увеличивать сумму просрочки в квитанции. Так, при просрочках должникам точно имеют право отключить подачу горячей воды.

Пропуск давности на взыскание просрочки по ЖКХ не влияет на порядок отключения должника от коммунальных услуг. Для таких мер воздействия сроков давности не предусмотрено.

Так как от сбора платежей зависит нормальная работа управляющих и ресурсоснабжающих компаний, они вряд ли допустят пропуск сроков давности. Обычно взыскание начинается уже при просрочке за 1-2 месяца.

Можно ли списать долг за коммунальные услуги по сроку давности

Если управляющая и ресурсоснабжающая компания начала взыскание по истечении 3 лет с момента образования просрочки, у должника появляется возможность отбить всю сумму по иску или добиться отказа по его части.

Для этого нужно обязательно подать заявление судье, указать на пропуск давности, потребовать отказа в иске. Судья проверит расчет задолженности, откажет во взыскании по платежам, по которым истекло 3 года давности.

Даже при отказе в иске задолженность ЖКХ не будет списана. Ее будут указывать в каждой последующей квитанции, в претензиях и требованиях. Это обязательно скажется при попытке продать квартиру. Покупатели могут отказаться брать недвижимость с большими долгами, либо снизят цены по договору на сумму задолженности.

Имеет ли смысл подавать на отмену судебного приказа по долгу ЖКХ?

При взыскании по судебному приказу

По умолчанию, задолженность по коммунальным услугам носит бесспорный характер. Это позволяет взыскать долги ЖКХ через получение УК судебного приказа.

Вот основные особенности взыскания просрочки по судебному приказу:

  • заявление на выдачу приказа можно подать даже за пределами сроков давности, чем может воспользоваться управляющая и ресурсоснабжающая организация;
  • приказ выдается без проведения заседаний и вызова сторон, поэтому взыскание пройдет максимально быстро;
  • у неплательщика есть право подать возражения и отменить приказ, но это только отсрочит взыскание, так как оно наверняка продолжится по иску;
  • приказ, вступивший в силу, можно сразу направлять в ФССП на принудительное удержание.

В возражениях на приказ должник может ссылаться на пропуск давности. Но это не лишает истца права на последующую подачу иска.

При взыскании по судебному приказу списать долги нельзя. Однако если вам важно выиграть несколько недель, чтобы восстановить платежеспособность и начать платить по долгам, то вовремя подавайте возражения, просите отменить приказ. На подачу возражений дается 10 дней. Этот срок отсчитывается от даты получения копии приказа из мирового суда.

Спишут ли долг за коммуналку, если она накопилась за время процедуры банкротства?

При взыскании по иску

В исковом производстве ответчик может ссылаться на пропуск давности, оспаривать расчет задолженности, защищаться другими способами. Если по всем платежам, заявленным в иске, истекло 3 года давности, то по ходатайству ответчика судья прекратит дело. Это не спишет задолженность, однако и принудительное взыскание через приставов не начнется.

При взыскании через суд ответчик может просить рассрочить или отсрочить погашение долга. Как правило, при наличии уважительных причин судья удовлетворяет такие заявления. Продолжительность отсрочки зависит от уважительности причин, указанных заявителем, но обычно не превышает 4-6 месяцев.

При рассрочке судья укажет размер ежемесячного платежа для погашения долга. При этом текущие платежи ЖКХ нужно вносить в обычные сроки по квитанции.

На стадии исполнительного производства

Если долг ЖКХ просужен и передан приставам, то удержание начнется с зарплаты неплательщика, за счет ареста его счетов, например, зарплатной или пенсионной карты, и реализации его имущества, путем списания со счетов.

Долги ЖКХ, попавшие в исполнительное производство, уже не списать.

Даже если взыскание окажется невозможно ввиду отсутствия имущества или доходов, то пристав только окончит дело и вернет документы взыскателю. Это не помешает подать документы на взыскание заново, как только у неплательщика изменится имущественное и финансовое положение.

Банкротство

Просрочка по ЖКХ входит в перечень долгов, которые можно списать через банкротство. Сумма задолженности по коммуналке может достигать десятков и сотен тысяч рублей. Поэтому ее списание может существенно повлиять на финансовое положение должника.

Вот как списать долги по ЖКХ через судебное банкротство:

  • нужно подать заявление и ряд других документов в арбитраж, подтвердить признаки несостоятельности;
  • информация о деле размещается на Федресурсе, а судья назначит управляющего;
  • кредиторы подадут требования для включения в реестр (в частности, это сможет сделать управляющая компания);
  • на период ведения банкротного дела распоряжение имуществом и доходами должника будет осуществляться под контролем управляющего;
  • после реализации активов и расчета с кредиторами суд спишет непогашенные долги.

Платежи по коммуналке, начисленные после открытия банкротного дела, с должника не спишут. Их погашение может осуществляться после реализации конкурсной массы и продолжится после завершения банкротства.

Внесудебное банкротство тоже дает возможность освободиться от задолженности по ЖКХ. Процедура проходит через МФЦ, если сумма обязательств составляет от 50 до 500 тыс. руб. Списание долгов в МФЦ допускается, если ранее взысканием занимались приставы, окончили дело по причине отсутствия у неплательщика имущества.

Мы рассказали только общие правила списания задолженности по ЖКХ через банкротство. Есть множество нюансов, которые могут повлиять на решение суда или МФЦ списать вам долги, или же привести к отказу в освобождении от обязательств.

Чтобы избежать проблем и добиться основной цели банкротства, обратитесь за помощью к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Бесплатная консультация по списанию долгов

Читайте также:  Налог 4% на доход от аренды жилья – как это будет работать?

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Кто с экономической точки зрения несет риск неоплаты жителями дома коммунальных услуг?

  •          Рассмотрим следующую типовую ситуацию:
  •          — многоквартирный дом находится в управлении управляющей компании или товарищества собственников жилья, или кооператива (далее, обобщенно – УК);
  •          — коммунальные ресурсы предоставляет ресурсоснабжающая организация (РСО);
  •          — часть потребителей (владельцев помещений в доме) коммунальную услугу не оплачивают или оплачивают не полностью, или не вовремя.
  •          Кто в действительности несет риски в связи с такими долгами потребителей  – УК или РСО?

         Проблема возникает тогда, когда стоимость потребленного домом коммунального ресурса больше собранных с потребителей средств. Реальное взыскание долгов с потребителей часто затруднено или невозможно (например, в случае отсутствия у них имущества и доходов) и объем их ответственности за неуплату ограничен законом.

         Итак, есть два возможных ответа на этот вопрос:

         1. УК обязана оплатить РСО всю стоимость коммунальной услуги, независимо от того, оплатили ли ее потребители. Тогда именно УК несет риск того, что часть долгов потребителей окажется безнадежными или неустойка, взысканная с УК в пользу РСО, превысит неустойку, уплаченную потребителями на счет УК.

         2. УК несет перед РСО только обязательства по перечислению действительно уплаченных потребителями денежных средств. Задолженность потребителей за коммунальную услугу не возлагается на УК. Тогда риск неуплаты потребителем несет РСО.

         Первый вариант предполагает правоотношения УК и РСО по нормам о договоре энергоснабжения (§ 6 ГК РФ, в главе о купле-продаже; на основании ст. 548 применяется также к договорам тепло- и водоснабжения и т.п.).

         Второй вариант предусматривает наличие между УК и РСО агентского договора.

         На первый взгляд, ответ очевиден: правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утверждены  Правительством РФ (постановление от 14 февраля 2012 года № 124).

Анализ общих положений этих Правил позволяет понять, что исполнитель (УК в данном контексте) обязан «купить» у РСО коммунальный ресурс и предоставить его потребителям. Потребители обязаны оплатить ресурс на счет УК.

(И даже в случае, если общее собрание решило перечислять плату за коммунальный ресурс непосредственно на счет РСО, тогда полученная РСО от потребителя плата учитывается в счет исполнения обязательств УК перед РСО, но не более того; обязательство по уплате не внесенного потребителями несет УК).

         Этот «очевидный» ответ несколько странно воспринимается в сочетании с ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ – УК, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы с РСО в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (редакция закона несколько упрощена).

         Указанные в указанной части ст. 155 ЖК РФ требования утверждены (постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 253).

По ним УК обязана в кратчайшие сроки (по общему правилу – на следующий рабочий день) перечислять РСО поступившие от потребителей платежи за коммунальный ресурс.

Что происходит с расчетами между УК и РСО в случае, когда потребители заплатили меньше, чем стоит потребленный домом ресурс, не уточняется.

         Не вполне ясно, означают ли указанные нормы, что риск неуплаты потребителем ложится на РСО? Вроде бы, нет – они, скорее призваны ограничить УК в возможности пользоваться денежными средствами потребителей, уплаченных для РСО. Т.е.

, даже если договорной срок (по договору между УК и РСО) платежа не наступил, а потребители уже заплатили, УК все равно обязана тут же перечислить РСО заплаченное потребителями.

В этом контексте данные положения, скорее, призваны защитить РСО от нецелевого расходования платы за коммунальный ресурс.

  1.          Но все так однозначно. Пункты 7 и 8 Требований устанавливают следующее:
  2.          —  если в течение 10 рабочих дней (или иного установленного срока), от УК в пользу РСО не поступают платежи, РСО вправе обратиться к УК с запросом о предоставлении информации, касающейся причин задержки платежей. УК в течение 3 рабочих дней со дня получения такого запроса предоставляет указанную информацию РСО (здесь и далее – цитаты из НПА упрощены для целей данной статьи);
  3.          — УК и РСО осуществляют обмен информацией о платежах УК и платежах потребителей за истекший расчетный период.

         Если верно утверждение о том, что УК обязано платить РСО независимо от платежной дисциплины потребителей, зачем РСО предоставлять контроль за платежами потребителей? Не вполне ясно (разве что опять же с целью контроля за платежной дисциплиной УК по такой логике: если вам заплатили жильцы, но вы не перечислили уплаченное РСО – вы злостные нарушители; если же вам жильцы не заплатили и поэтому вы ничего не перечислили – вы невинны в нарушении публичных норм, но все ж обязаны исполнить обязательство и все равно будете нести гражданско-правовую ответственность).

         Судебная практика арбитражных судов первых трех инстанций разделяет такое толкование (вариант № 1 – УК обязана оплатить РСО всю стоимость коммунального ресурса).

Например, в постановлении по делу № А13-7352/2015 Арбитражный суд Северо-Западного округа указывает, что из содержания Постановления № 253 не следует, что с введением в действие указанного нормативного акта изменяется объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед энергоснабжающей организацией, а также срок исполнения обязательства.  

         Судья ВС РФ в «отказном» кассационном определении (от 7 ноября 2014 года № 301-ЭС14-2280) так и указал, что нарушение платежной дисциплина конечных потребителей коммунальных услуг перед исполнителем не является достаточным основанием для освобождения от своевременного исполнения обязательств перед энергоснабжающей организацией и не может являться препятствием для принудительного взыскания задолженности с исполнителя.

         ВАС РФ, в своих «отказных», тогда еще надзорных определениях использовал несколько иную логику: из содержания оспариваемых судебных актов и заявления предприятия однозначно не следует, что взыскиваемый с ответчика долг (в том числе и его часть) на 01.09.2012 (дата, с которой подлежат применению Требования № 253) вызван неплатежами конечных потребителей.

Более того, Требования № 253 связывают пропорциональное исчисление размера оплаты с определением общего объема обязательств исполнителя, который подтверждается актами сверки расчетов исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы и (или) судебными решениями (определения от 15 июля 2013 года № ВАС-9368/13 и от 3 апреля 2014 года № ВАС-3078/14).

         То есть ВАС РФ не стал определять, имеет или нет значение факт неполного получения УК платежей потребителей при взыскании платы за коммунальный ресурс по иску РСО к УК.

Данный суд просто указал, что данный факт, важен он или нет, по делам не установлен.

Контекст определений может давать лишь неясную надежду на иное толкование (тем более что «отказные» определения судей высшей инстанции вряд ли имеют правообразующее значение).

         Значит, господствующим является положение, согласно которому УК, заключившее с РСО договор на предоставление коммунального ресурса для потребителей – не агент, а посредник при купле-продаже. Она (УК) обязана закупить этот ресурс, обеспечить им потребителей. И, как любой посредник, несет риск того, что сумма оплаченного конечными покупателями окажется меньше суммы закупки.

         Такая ситуация могла бы быть допустимой… Но тогда несправедливо то, что:

Размер ответственности потребителей перед УК ограничен (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ), а размер ответственности УК перед РСО – нет (и договорная неустойка, как правило, значительно выше пени для потребителей).

Ни о какой государственной защите УК (а среди них: и частные УК, и муниципальные предприятия, и некоммерческие объединения жителей – ТСЖ, ЖСК) речи не идет. По сути, на УК возлагаются сугубо рыночные риски, типичные для коммерческой перепродажи.

Сомнительно, что обоснованно возлагать эти риски, в особенности, на некоммерческие объединения… Да и на коммерческие УК, занимающиеся социально значимой деятельностью (чтобы уберечься от неизбежных убытков, таким УК придется увеличивать договорные цены или – что более правдоподобно – удешевлять услуги по основной деятельности – содержанию и текущему ремонту дома).

         Тем более это актуально сейчас, когда плата за вывоз мусора (обращение с ТКО) тоже начинает регулироваться по аналогии с коммунальными услугами.

(Ранее УК включали вывоз мусора в общий размер платы за содержание и ремонт и распоряжались этими деньгами по смете, могли привлечь любого подрядчика в условиях высокой конкуренции (подрядчиков); теперь плата за содержание и ремонт должна быть уменьшена, а вывоз мусора будет оплачиваться отдельной строкой; эти деньги получит региональный оператор).

         И еще, самое интересное. Вряд ли такой подход выгоден РСО. Если обязанное перед ними лицо – не потребители, а УК, то риск неплатежеспобности УК несут РСО.

(В такой фразе это – общее рассуждение? Да! Речь о другом: УК и жителям выгодно накопить долг перед РСО, затем избрать другую УК или сменить способ управления, оставив долги на организации, пусть формально и не ликвидированной, но уже не получающей никаких поступлений. Тогда у РСО останется лишь один способ защиты – банкротить «брошенную» УК и убеждать арбитражного управляющего взыскивать «старые» долги с жителей).

Призываю цивилистов высказываться! Проблемы жилищного права не часто привлекают внимание «чистых» цивилистов, вот и получается такое… Вдруг что исправится?

По долгам ЖКХ можно не платить? С 1 января УК не смогут обратиться в суд

С 1 января 2021 года управляющие и ресурсоснабжающие компании возобновят начисление штрафов и пени за просрочки по платежам. Поставщики коммунальных услуг должны радоваться — долги граждан сократятся.

Однако на смену одному ограничивающему закону пришёл другой — при взыскании долгов через суд управляющая компания обязана указывать номер ИНН, СНИЛС или паспортные данные истца, а этих данных у УК нет.

Получается, что суды отменяются и можно безнаказанно не платить? 

Закон против управляющих компаний

Камнем преткновения становится Федеральный закон № 98-ФЗ от 1 апреля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Ст. 20.2 гласит, что коммпании сферы ЖКХ должны на общих основаниях при подаче иска в суд указывать «идентификаторы должника»: СНИЛС, ИНН, паспорт.

Неужели закон дал возможность не платить?  best.uhouse.ru

На деле же у управляющих компаний таких сведений часто нет, потому что письменная форма на оказание коммунальных услуг не обязательна. Более того — после покупки квартиры квитанции выписываются на старого владельца до тех пор, пока новый хозяин не попросит изменить сведения.

Что получается? Владелец квартиры не платит за коммунальные услуги, управляющая компания выставляет ему штрафы, пени, требования по уплате, грозит отключением канализации и электричества, идёт в суд, а суд не принимает иск — нет «идентификатора».

Получить нужные сведения управляющая компания тоже не сможет — личные данные граждан охраняет серия законов «О персональных данных», «О банковской тайне», Налоговый кодекс и т. д.

Теоретически вместе с законом должен был разработан механизм получения данных о должнике, но его нет.

Рано радоваться — закон можно обойти

Впрочем, не надо думать, что владельцы недвижимости могут безнаказанно копить долги.

Управляющая компания, подавая иск в суд, может ходатайствовать об истребовании нужных сведений от ответчика, обосновывая это невозможностью получить данные самостоятельно.

Ещё один способ узнать сведения о человеке — нанять адвоката. По его запросу ФНС и ПФР могут выдать данные о гражданине.

Новый закон принесёт неудобства компаниям сферы ЖКХ, но людей от уплаты долгов не избавит.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *