В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

В столице активно реорганизуют бывшие промзоны. На их месте строят современные жилые комплексы, парки, центры современного искусства, музеи и многое другое.

Всего в Москве проходят процесс «перестройки» около 70% промышленных зон. Одним из наиболее удачных примеров реорганизации является территория бывшего автомобильного завода ЗИЛ.

Рассказываем, что построили в ЗИЛе за последнее время.

Самая большая школа в России

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

1 из 11

В сентябре 2019 года на территории бывшего завода ЗИЛ открыли самую большую школу в России на 2,5 тысячи мест. У образовательного учреждения есть несколько блоков: для начальной, основной и старшей школы, а также культурно-спортивная зона.

Ученики начальной и старшей школы могут выйти отдохнуть во внутренние дворы, где есть зоны для спорта и отдыха. Обедают школьники в столовой с двумя современными залами: для старших и младших классов. Помимо этого, в здании школы открыли комнаты отдыха, хореографические залы и даже несколько спален.

Также в новой школе начал работать экспериментальный учебный центр, в котором располагаются комнаты для кружков и секций, лингвистический блок, «Кванториум» и специализированные классы для естественных наук.

Для большей безопасности дети из учебного центра могут дойти до территории жилого комплекса «Зиларт» по специальному переходу, минуя проезжую часть.

«Акватория «ЗИЛ»

1 из 12

В этом году на территории бывшей промзоны открылся спортивный комплекс «Акватория «ЗИЛ». Строить Центр водных видов спорта ЗИЛа, который состоит из двух частей, начали еще в 2014 году. В первой уже несколько лет тренируются звезды синхронного плавания, а «Акватория» стала второй половиной центра. Там есть два 50-метровых бассейна, тренажерные залы и целый ряд других спортивных объектов.

Основной крытый бассейн предназначен прежде всего для спортивных школ по плаванию, но в нем могут заниматься все желающие. Он оборудован подводным освещением и системой подогрева обходных дорожек. А бассейн на улице открыт круглый год.

В «Акватории «ЗИЛ» также есть батутно-акробатический зал с полным комплектом оборудования для тренировок профессиональных спортсменов. Там же работает система измерения времени полета и горизонтального перемещения спортсмена на батуте.

Производство на ЗИЛе сильно сократилось с начала 1990-х, территория завода не использовалась. В 2012 году было принято решение реорганизовать территорию. На производство было выделено 50 гектаров в южной части промзоны, а остальная территория должна была получить обновленную инфраструктуру и достопримечательности.

Так, в 2018 году на бывшей территории промзоны открыли ландшафтный парк «Тюфелева роща». Также там построили Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой, станции метро и МЦК, ледовый дворец и причал с 150-метровым амфитеатром. Впоследствии на территории бывшего комплекса планируется создать филиал Эрмитажа, арт-центры и картинные галереи.

Также здесь появится один из самых длинных бульваров в Москве, длина которого составит более 1,2 километра.

Полуостров ЗИЛ: как бывшая промзона становится новым символом Москвы

Какие изменения ждут территорию автомобильного завода им. Лихачева.

В старых границах Москвы 208 промзон занимают почти 19 тысяч гектаров – это 17% от площади мегаполиса.

Чтобы избавиться от «ржавого пояса» и использовать промышленные площадки для градостроительного развития, за восемь лет власти столицы утвердили 84 проекта реорганизации этих территорий.

Вот почему треть от всего объема строительства в пределах МКАД ведется на месте бывших заводов и заброшенных складов. 

Сейчас в стадии активной реализации находятся 63 проекта, где комплексно возводят новое современное жилье, детсады и школы, спортобъекты и культурные центры, парки и зоны отдыха. Масштабное преображение переживает и территория автомобильного завода им. Лихачева – этот проект уже называют олицетворением Москвы XXI века.

Город в городе

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексВ заводской экспедиции Московского автозавода имени Лихачева, 1978 год. Соболев Валентин / Фотохроника ТАСС

Старая промзона «ЗИЛ» на юге столицы занимала около 40% территории Даниловского района, а сейчас постепенно превращается в один из самых развитых, красивых, благоустроенных и престижных мест Москвы.

В ближайшие годы здесь возведут более 6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 4,7 млн «квадратов» – на месте заводских цехов. После завершения строительства в этом «городе в городе» будут проживать 77 тыс.

человек, а благодаря развитой инфраструктуре появится 66 тыс. новых рабочих мест. Реализовать проект планируется до 2022 года.

На бывшей территории автозавода строится не просто спальный район – создается одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития.

Новое качество жизни

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Бульвар братьев Весниных. mos.ru

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Арт-объект «Рост камней». mos.ru

Бывшую территорию завода разделили на девять частей, и в каждой будет свой центр притяжения. В жилом комплексе таким местом, по аналогии с Арбатом, станет 1,2-километровый пешеходный бульвар Братьев Весниных.

Здесь появятся концертный зал, драматический и кукольный театры, отель и торговые центры.

И даже музей «Эрмитаж-Москва» – столичный филиал петербургского музея со своей библиотекой и культурно-исследовательским центром. 

Своего часа ждет и огромная скульптура весом в 11,5 тонн и высотой с пятиэтажный дом, которую установят на бульваре. К арт-объекту «Рост Камней» подведут воду и электричество, чтобы зимой зеркальная поверхность из нержавеющей стали не покрывалась льдом.

Самая большая школа в России

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс mos.ru

По планам, рядом с жилыми кварталами построят 10 детских садов, детско-взрослую поликлинику и медицинский центр. А уже в 2019 году здесь откроется самая большая школа в России, в которой смогут учиться 2,5 тыс.

детей. В этом экспериментальном образовательном центре-гиганте заработает детский технопарк «Кванториум», где школьники будут изучать прикладную космонавтику и микробиологию, лазерные и IT-технологии, наноматериалы.

 

Промзону спасет красота

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Александр Авилов / АГН «Москва»

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Александр Авилов / АГН «Москва»

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Александр Авилов / АГН «Москва»

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Александр Авилов / АГН «Москва»

Некоторые заводские корпуса сохранят и наладят в них автосборочное производство ЗИЛа, которое от жилых домов уже отделяет зеленая зона – в 2018 году открылся парк «Тюфелева роща».

На площади в 10 гектаров высадили сотни деревьев и кустарников, устроили искусственный пруд с чистейшей водой площадью 3 тыс. кв. метров, оборудовали спортивные и детские игровые зоны.

Доминантой этой зоны отдыха стала пергола: этот навес из кортеновской стали – одновременно и беседка, и смотровая площадка, и прогулочная зона длиной 1,3 км (читайте подробнее: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»). 

Кроме этого, в 2019 году от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы протянется почти 4-километровая набережная Марка Шагала, которая станет одной из самых протяженных в столице.

Для парка с «секретными садами» на берегу Москвы-реки отведут почти половину бывшей промзоны.

Здесь проложат четыре тематических маршрута – «Отдых», «Променад», «Магниты» и «Спорт», а также построят амфитеатр и стоянку для яхт.

Технопарк у «Технопарка»

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс nagatinoiland.ru

Возле станции «Технопарк» на базе четырех цехов ЗИЛа вводятся все новые корпуса Московского городского технопарка «Nagatino i-Land» – это второй по величине офисный объект столицы. Всего в бизнес-парке намерены построить 1 млн кв. м, а центр малого бизнеса обеспечит работой не менее 40 тысяч человек.

Попасть на «Остров мечты»

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс mos.ru

В 2019 году через проспект Андропова перекинут 200-метровый стеклянный надземный пешеходный переход с лифтами и траволаторами, который свяжет между собой «Nagatino i-Land», станцию метро «Технопарк» и крупнейший в Европе крытый детский тематический развлекательный парк.

«Остров Мечты» откроется осенью на берегу Нагатинской поймы на площади 100 гектаров и на ряду с Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ станет для москвичей и туристов еще одним любимым местом семейного отдыха.

Кроме аттракционов, «Панда-парка», кинотеатра и концертного зала, здесь также появится живописный ландшафтный парк с аллеями и озерами, городской променад с миниатюрами мировых достопримечательностей, а на берегу поймы откроются детская яхтенная школа и отель.

Попасть на «Остров мечты» будет легко: к октябрю 2019 года через гладь Кожуховского затона от 2-го Южнопортового проезда протянут 6-полосный автомобильный мост с тротуарами 6-метровой ширины (читайте также: «В ближайшую пятилетку: самые невероятные, но ожидаемые здания Москвы»).

Легендарные спортобъекты

Ледовый дворец. mos.ru

Музей хоккейной славы. Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Комплекс водного спорта. mos.ru

На севере полуострова ЗИЛ расположился спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». В 2015 году здесь открылся Ледовый дворец, а уже в следующем году его большая арена на 12 100 зрителей принимала матчи чемпионата мира по хоккею. 

Совсем рядом, в бывшем здании заводоуправления АМО «ЗИЛ», заработал Музей хоккейной славы, а напротив – Комплекс водного спорта «Арена Легенд», в котором находится Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой. Здесь же расположился Центр водных развлечений с открытым бассейном, различными оздоровительными площадками, фитнес- и СПА-центром (читайте также: «Лето в большом городе: все бассейны Москвы под открытым небом»).

Полное обновление ждет и стадион «Торпедо» на Автозаводской: после капитальной реконструкции по европейским стандартам арена сможет вместить 15 тыс. зрителей. Также здесь появятся новые помещения для занятий боксом и борьбой, тренировочные поля с современным покрытием, раздевалки, легкоатлетическое ядро и всесезонный футбольный манеж.

Строят дороги и станции метро

АГН «Москва»

Станция метро «Технопарк». АГН «Москва»

Станция МЦК «Автозаводская». АГН «Москва»

Станция МЦК «ЗИЛ». АГН «Москва»

До 2015 года в районе была только одна станция метро – «Автозаводская». Поэтому новую транспортную инфраструктуру на «полуострове» ЗИЛ пришлось строить практически с нуля. В декабре 2015-го открыли новую станцию «Технопарк», которой уже сейчас ежедневно пользуются около 20 тыс. пассажиров. А когда на ее базе создадут крупный ТПУ – она сможет обслужить и 100 тысяч, и даже больше.

https://www.youtube.com/watch?v=aQI3T8O5qhw

В 2016 году в самом центре бывшей промзоны открылись станции МЦК «Автозаводская» и «ЗИЛ». До конца 2020 года планируется построить второй (западный) пассажирский терминал этого ТПУ.

Всего же  на территории ЗИЛа построят более 30 километров новых – местных и магистральных – дорог. В 2018-м, к примеру, над Московским центральным кольцом протянули 537-метровый путепровод – продолжение нового проспекта Лихачева.

Строительство 3-километрового участка проспекта имени основателя московского автогиганта началось в апреле 2016 года и завершилось в августе 2018-го, на восемь месяцев раньше контрактного срока.

В скором будущем по этой главной дорожной магистрали ЗИЛа можно будет пересечь весь полуостров – от набережной Марка Шагала у Автозаводского моста ТТК до станции метро «Технопарк», и далее – выехать на проспект Андропова и Нагатинский мост.

Прослужит еще полвека

Нагатинский автометромост, 1969 год. Фото Виктор Будан / Фотохроника ТАСС

Метромост в 2017 году. Shutterstock.com

Кстати говоря, 805-метровый Нагатинский метромост – сооружение не совсем обычное: по одной его стороне едут автомобили, а по другой, на одном уровне с ними, – мчатся составы метро до станции «Коломенская». Пешеходы тем временем пересекают Москву-реку по двум широким тротуарам по краям 6-полосной автодороги.

Построили Нагатинский метромост еще в 1969 году, в то же время возводили и корпуса завода им. Лихачева. Авторов проекта тогда наградили Госпремией СССР, а огромное сооружение до сих пор является самым протяженным метромостом в столице, связывая сразу несколько районов: Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники и Даниловский.

После 46 лет напряженной службы метромост потребовал ремонта. Работы по капитальной реконструкции сооружения завершили в 2017 году, и теперь этот транспортный объект без серьезных ремонтов послужит москвичам еще полвека.

Пять мостов в будущее

Скоро у Нагатинского моста появятся дублеры, а точнее, помощники: на территории промзоны «ЗИЛ» построят два автомобильных и три пешеходных моста. В 2018 году начали строить автомобильный мост параллельно железнодорожному Даниловскому мосту МЦК в районе 2-го Кожуховского проезда – он свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.

К строительству второго автомобильного моста, который позволит проехать через затон Новинки до проспекта Андропова и станции метро «Технопарк», приступят в конце лета 2019 года. Кроме этого, берега старого русла реки соединят два пешеходных моста, которые построят с приличным отступом от береговой линии, чтобы они стали продолжением прогулочной зоны у воды.

А еще над Москвой-рекой протянется 680-метровый пешеходный вантовый мост – от набережной в районе бульвара Братьев Весниных на ЗИЛе в сторону ТПУ «Нагатинская».

Южный речной порт

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Москва за годы своего существования примеряла разные титулы и меняла статусы: побывала столицей княжества, Третьим Римом, столицей Царства, стала городом-Героем, городом пяти Морей, городом супер-звездой. С каждым годом в столице стартуют смелые амбициозные градостроительные проекты, призванные укрепить позиции Москвы как крупнейшего мирового мегаполиса в XXI веке. Один из таких проектов — это развитие прибрежных территорий Москвы-реки, пожалуй, важнейшего градообразующего элемента, без которого невозможно представить столицу. 

Про пять морей мы вспомнили не случайно. После строительства двух каналов — имени Москвы и «Волга-Дон» — из столицы водным путём можно добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

В индустриальную эпоху актуальность строительства портов в черте города была очевидна, но с наступлением постиндустриальных времён наличие недалеко от центра города крупных грузовых портов — Западного, Северного и Южного — наталкивает на мысль о необходимости создания нового облика московских набережных.

Архитекторам Проектного бюро АПЕКС посчастливилось поучаствовать в работе над развитием Южного речного порта и проектировании современного офисно-делового района с жилыми кварталами и благоустроенной набережной.

Название проекта Концепция комплексной застройки «Южный речной порт»Расположение Москва, РоссияТипология ЖилыеГод 2020Площадь 937 500 м2Степень участия Концепция В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Протяжённость причальной стенки Южного порта составляет порядка 2,5 километров. После проекта ЗИЛ – это второй по протяженности речной фронт, которому нужна достойная архитектура, новый силуэт и новые экономические смыслы. Бывшая территория порта и завода Евроцемент площадью 37,5 гектар вытянулась вдоль искусственно построенного «залива» и имеет довольно скромные габариты в глубину.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Сама форма земельного участка подсказала архитекторам идею застройки территории: изломанный в четырёх местах по причальной стенке он делит пространство на пять неравных частей. Нам показалось уместным для каждой части применить свой морфотип застройки, который бы подчеркнул индивидуальный образ каждого из пяти участков. 

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Первый участок, граничащий с недавно построенным Кожуховским мостом, поделен на равные прямоугольные парцеллы и застроен периметральными кварталами. На границе у моста высится доминанта – офисно-деловой комплекс с выставочными павильонами причудливого силуэта и провокационной архитектуры. 

Второй участок является миксом квартально-башенной транспарентной застройки, подчёркивающей линию набережной. Оба участка содержат в себе все функции полноценного жилого района: на их территории запроектированы два ДОО и школа.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

На участке 3 архитекторы применили столь любимый девелоперами башенный морфотип застройки. Все окна квартир ориентированы на воду, обеспечивая максимальное количество лотов с отличными видовыми характеристиками, а на границе 3 и 4 участков у планируемой станции метро «Южный порт» расположен многофункциональный торгово-деловой центр.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Участок 4 — оммаж застройке Хавско-Шаболовского массива.

Дома в виде «галок», выстроенные относительно воды по диагонали, своими угловыми фасадами рассекают и устремляют людские потоки внутрь, к внутреннему дворовому пространству квартала.

Ритм их уступов создает впечатление, что корпуса зданий как бы поворачиваются вокруг своих осей то боковыми сторонами, то угловыми фасадами по отношению к зрителю.

Последний, пятый участок, расположенный вблизи станции метро Печатники, застроен среднеэтажными кварталами, формирующими фронт набережной. Живая геометрия фасадов и сдвиги в объемах зданий создают индивидуальный образ жилого квартала, который читается на расстоянии.

Представлена концепция комплексной застройки "Южный речной порт"

Протяжённость причальной стенки Южного порта составляет порядка 2,5 километров.

После проекта ЗИЛ — это второй по протяженности речной фронт, которому нужна достойная архитектура, новый силуэт и новые экономические смыслы.

Бывшая территория порта и завода Евроцемент площадью 37,5 гектар вытянулась вдоль искусственно построенного залива и имеет довольно скромные габариты в глубину.

Архитекторам Проектного бюро АПЕКС посчастливилось поучаствовать в работе над развитием Южного речного порта и проектировании современного офисно-делового района с жилыми кварталами и благоустроенной набережной.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Сама форма земельного участка подсказала архитекторам идею застройки территории: изломанный в четырёх местах по причальной стенке он делит пространство на пять неравных частей. Нам показалось уместным для каждой части применить свой морфотип застройки, который бы подчеркнул индивидуальный образ каждого из пяти участков.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплексПервый участок, граничащий с недавно построенным Кожуховским мостом, поделен на равные прямоугольные парцеллы и застроен периметральными кварталами. На границе у моста высится доминанта; офисно-деловой комплекс с выставочными павильонами причудливого силуэта и провокационной архитектуры.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Второй участок является миксом квартально-башенной транспарентной застройки, подчёркивающей линию набережной. Оба участка содержат в себе все функции полноценного жилого района: на их территории запроектированы два ДОО и школа.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

На участке №3 архитекторы применили столь любимый девелоперами башенный морфотип застройки. Все окна квартир ориентированы на воду, обеспечивая максимальное количество лотов с отличными видовыми характеристиками, а на границе 3 и 4 участков у планируемой станции метро «Южный порт»; расположен многофункциональный торгово-деловой центр.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Участок №4 — оммаж застройке Хавско-Шаболовского массива.

Дома в виде «галок», выстроенные относительно воды по диагонали, своими угловыми фасадами рассекают и устремляют людские потоки внутрь, к внутреннему дворовому пространству квартала.

Ритм их уступов создает впечатление, что корпуса зданий как бы поворачиваются вокруг своих осей то боковыми сторонами, то угловыми фасадами по отношению к зрителю.

Последний, пятый участок, расположенный вблизи станции метро Печатники, застроен среднеэтажными кварталами, формирующими фронт набережной. Живая геометрия фасадов и сдвиги в объемах зданий создают индивидуальный образ жилого квартала, который читается на расстоянии.

Рядом с Северным речным вокзалом создадут «Парк пяти морей» :: Город :: РБК Недвижимость

В парке будет спроецирована карта речной системы европейской части России

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Вид на здание Северного речного вокзала со стороны порта ( ТАСС/ Марина Лысцева )

Около Северного речного вокзала в Москве создадут «Парк пяти морей», в котором расположатся аттракционы, ресторан с летней верандой, детские площадки и спортивная зона, сообщает портал столичного стройкомплекса. Проект парка разработало архитектурное бюро Kleinewelt Architekten совместно с Citizenstudio/«Горожане».

На территорию всего парка будет спроецирована карта речной системы европейской части России, рассказал партнер бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин на презентации проекта на выставке АРХ Москва.

По его словам, в парке планируется воссоздать настроение времен хрущевской оттепели, отреставрировать регулярную историческую сетку дорожек и создать альтернативные маршруты для новых путей, которые пройдут между деревьями.

В этом проекте архитекторы поставили две основных задачи: реконструкция парка как памятника архитектуры и создание новой истории этого парка, как важного элемента городского микротуризма, рассказал архитектор Citizenstudio Михаил Бейлин.

По его словам, объекты, спроектированные в парке, расположены на новом маршруте — настиле, конфигурацией повторяющем карту речной системы европейской части России, связывающей Москву с пятью морями, которые назвали именами российских городов.

Этот маршрут не нарушает классической планировки парка, подчеркнул архитектор.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Проект планировки территории

Парк Северного речного вокзала был разбит в 1936–1938 годах, одновременно со строительством самого вокзала в 1937 году. Открытие вокзала и парка приурочили к запуску единой водной системы каналов, рек, шлюзов, водохранилищ, озер и морей. С открытием Северного речного вокзала связан эпитет: Москва — порт пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Визуализация павильона

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Проект элементов благоустройства

В 2017 году в Москве пройдут работы по благоустройству семи парковых территорий. Речь идет об улучшении пяти существующих зеленых зон, а также о появлении двух новых парков. Новыми станут парк ЗИЛ площадью 10 га и парк площадью 16 га в Академическом районе рядом Эндокринологическим научным центром.

Акватория затона Новинки превратится в водный парк с плавучим спа-комплексом

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Мы уже писали о разных деталях этого проекта, а сегодня о цельной картине того, что будет происходить на набережной Марка Шагала, рассказывает пресс-служба Москомархитектуры (обсуждение проекта, кстати, уже началось на портале «Активный гражданин»).

Через затон Новинки также построят два пешеходных моста — им предстоит связать бывшую промзону «ЗИЛ», где поисходит активное строительство жилья, с территориями строящихся жилых комплексов на противоположном берегу, технопарком Nagatino i-Land и парком «Остров мечты».

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс
В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс
В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, на набережной Марка Шагала будет организована парковая зона со множеством детских, игровых, спортивных площадок и мест для проведения культурно-массовых мероприятий.

По его словам, вся территория будет охвачена пешеходной и велосипедной сетью, связывающей в единое пространство районы Даниловский и Нагатинский затон.

На набережной в парковой зоне возведут искусственные пешеходно-беговые конструкции-терренкуры, которые обеспечат хороший обзор во время прогулок. Под терренкурами будут размещены павильоны.

Если говорить о спа-комплексе, то в его состав войдут три открытых бассейна, парилка и зона отдыха с раздевалками и душевыми. Спа-комплекс будет работать 12 часов в сутки и обслуживать от 15 до 20 человек в день.

В ходе работ реконструкции подвергнутся здание и причал Южного речного вокзала: рядом с причалом собираются построить галерею современного искусства, офисы, торговые помещения и рестораны.

Изображения: © Москомархитектура

Что будет с Южным речным портом

В Москве, на ЗИЛе, построят парк, речной порт и учебный комплекс

Начались работы по реконструкции территории Южного речного порта. Закончить их планируют в 2022 году, но уже летом отсюда будут отправляться суда в круизы по стране.

Как отметили в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, Южный речной вокзал ждет такая же масштабная реконструкция, какую в прошлом году завершили на Северном речном вокзале. Только работы предстоит чуть больше, ведь Южный порт — самый крупный в столице.

Двухэтажное здание в стиле советского модернизма с широкими окнами, башней и шпилем появилось на берегу Нагатинской поймы в 1985 году.

— Фасад здания украшали пять женских скульптур, символизирующих Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское моря, с которыми связана столица. В торце здания находилась еще одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Венчал постройку шпиль с наконечником в виде силуэта парусника, — рассказал директор Северного речного вокзала Сергей Ромазанов.

Из-за кризиса и бойкой рыночной торговли, развернувшейся в 1990-х годах, в плачевное состояние пришло не только само здание, но и вся прилегающая к нему территория.

А тем временем сегодня вокруг Южного речного вокзала многие территории активно развиваются. Например, неподалеку работает тематический парк «Остров мечты», на месте бывшего автогиганта «ЗИЛ» растут новые микрорайоны, а на другом берегу Нагатинской поймы вместо старого завода построен жилой комплекс.

Теперь же предстоит вернуть к жизни и сам порт. Специалисты отреставрируют его здание, причал и набережную.

— Уникальное расположение позволит создать здесь комфортную многофункциональную среду, сочетающую в себе места для жизни, работы, активного спортивного и культурного досуга, — отметил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. — Порт может стать уникальным транспортно-пересадочным узлом, позволяя в том числе пересаживаться с наземного транспорта на речной.

В рамках проекта реконструкции на набережной появятся кафе и рестораны, где можно будет отдохнуть после долгих прогулок, площадки для водных аттракционов и многое другое.

В Департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы добавили, что к лету следующего года планируется открыть Южный речной вокзал в новом формате — с зонами отдыха, кафе и другими общественными пространствами.

— На этих территориях есть все, чтобы построить районы мечты! Вода, зелень, уникальная природа, транспортная доступность с высоким потенциалом к улучшению. Одним словом, сказка для мегаполиса XXI века, — считает фотограф, эксперт в области архитектуры Алексей Гордиенко.

После обновления с вокзала можно будет отправиться в Нижний Новгород, Калязин или Коломну. Дальше по Волге — доплыть до Волгограда, а там через Волго-Донской канал и до самого Черного моря.

КСТАТИ

Добираться на вокзал после реконструкции территории станет удобнее — через затон Новинки построят два пешеходных моста. Они свяжут новые дома на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» со строящимися жилыми комплексами на противоположном берегу, технопарком и «Островом Мечты».

Две тысячи пассажиров отправились в круизное путешествие с Северного речного вокзала

Южный речной вокзал в Москве: как «заброшку» планируют преобразовать в зону отдыха

Весной 2021 года началась реконструкция Южного речного вокзала, который находится в Нагатинском Затоне столицы.

Его территория не реставрировалась с начала девяностых и пришла в запустение, а теперь здесь, вслед за Северным речным вокзалом, планируют открыть популярную зону отдыха.

Как преобразится речной вокзал на юге Москвы, куда с него можно будет отправиться в путешествие и когда ожидается открытие, выяснила корреспондент РИАМО.

Парк, храм и элитное жилье: как изменится промзона «Бережковская набережная»>>

От уникальной достопримечательности до забвения

Южный речной вокзал построили в одно время с Северным – в 1930-х годах. Изначально он располагался в Кожуховской гавани, в районе которой на тот момент заканчивалась столичная территория.

Это местоположение было выбрано неслучайно: порт находился вблизи железнодорожной ветки, с поезда можно было пересесть на речной транспорт и отправиться через Коломну на юг страны.

Из Москвы-реки пароходы попадали в Оку, Каму и Волгу.

Изначально здание Южного речного вокзала было деревянным, но оно отличалось необычной архитектурой.

Проектируя его, одесский инженер Роман (Рувим) Хигер уже представлял облик южной акватории столицы и встраивал здание в общий архитектурный ансамбль.

Объект состоял из двух павильонов для пригородных и основных маршрутов, объединенных переходом. Эксперты отмечают, что Хигер реализовал в здании уникальную идею.

«В оформлении был использован глубокий ультрамарин для имитации южной ночи. В иссиня-черный цвет выкрасили купол здания. Внутри была гостиница, комнаты ожидания, комната матери и ребенка, а над центральным кассовым залом простиралась южная ночь», – рассказал краевед Филипп Смирнов порталу mos.ru.

Изначально этот порт служил отправной точкой для путешествий в южные края, но чуть позже власти начали развивать здесь и промышленную навигацию. Это помогло увеличить водоизмещение судов и открыть ряд новых предприятий, например, нефтеперерабатывающий завод.

В 1972 году Южный вокзал перенесли вниз по течению – в район Нагатинского затона. К этому времени столицу расширили, а реку углубили. Сегодня это место известно, как Кленовый бульвар, здесь до сих пор принимают суда. Деревянное здание разобрали во время реконструкции Нагатинской набережной, а сам вокзал временно расположили на дебаркадере, стоящем на правом берегу реки.

Для нового Южного порта в 1985 году построили двухэтажное здание в стиле советского модернизма. В 1986 году состоялся первый рейс: теплоход «Павел Юдин» отправился в Астрахань. Однако с приходом кризиса 90-х популярность южной навигации стала падать. Площади Южного речного вокзала начали сдавать в аренду, а вокруг него появилось рыночное пространство.

ЖК бизнес‑класса возле Москва‑реки и модная набережная: что ждет промзону «Филевский парк»>>

Взлет популярности и долгожданная реконструкция

Новый виток развития в истории Южного речного вокзала начался только сейчас – масштабную реконструкцию объявил в 2021 году мэр Москвы Сергей Собянин. Это стало возможным благодаря открытию станции метро «Технопарк» и всплеску популярности нового парка развлечений «Остров мечты».

В северном речном порту всплывет жилой квартал

Девелопер «Кортрос» начинает свой крупный проект в Москве — компания построит более 800 тыс. кв. м жилья у Северного речного порта на Ленинградском шоссе.

Партнером станет Capital Group Павла Те, вместе с которой «Кортрос» уже запускал несколько проектов.

При этом в «Кортросе» в 2019 году изменилась структура акционеров: холдинг «Ренова» перестал быть контролирующим владельцем девелопера.

Девелоперы «Кортрос» и Capital Group договорились о застройке 19,8 га на Ленинградском шоссе, 57–63 на севере Москвы. По данным “Ъ”, партнеры планируют построить там комплекс общей площадью 837,4 тыс. кв. м, из которых 537,6 тыс. кв.

 м придется на жилую часть, а 300 тыс. кв. м — на нежилую, в том числе офисы (274,5 тыс. кв. м), детский сад на 450 мест и школу на 1 тыс. мест.

Проект планировки также предполагает, что инвестор модернизирует Северный речной порт и благоустроит набережную.

Участок на Ленинградском шоссе изначально принадлежал основателю «Росгосстраха» Данилу Хачатурову — это был один из последних крупных проектов предпринимателя.

В 2017 году он передал «Росгосстрах» под контроль группы «Открытие», договорившись о получении взамен доли в банке.

Однако спустя сутки после сделки с «Открытием» Центробанк начал санацию банка и, как следствие, стал собственником и «Росгосстраха». Доли в «Открытии» при этом господин Хачатуров не получил.

Но, как утверждает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, в случае с «Кортросом» и Capital Group продавцом участка Северного речного порта были третьи лица, которых он не называет.

Как сообщал “Ъ” в июле 2018 года, на участок также претендовали девелоперы ЛСР экс-сенатора Андрея Молчанова и ПИК Сергея Гордеева. Но они отказались от сделки как раз из-за сложностей с оформлением разрешений, сообщает собеседник “Ъ”. По его словам, «Кортрос» и Capital Group делят доли в проекте в соотношении 70% и 30% соответственно. В «Кортросе» не конкретизируют эти детали.

У девелоперов уже были совместные проекты: в 2018 году они вместе начали строить жилой комплекс iLove на улице Бочкова на севере Москвы, а осенью объявили о приобретении 100% долей в проекте.

«Кортрос» также выкупил у Capital Group жилой комплекс Bauman House на востоке Москвы. Гендиректор Key Capital Сергей Камлюк говорит, что Capital Group традиционно работает по партнерской схеме.

К тому же, продолжает он, совместный формат позволяет реализовать крупные проекты быстро.

Ранее эксперты оценивали “Ъ” стоимость участка в 8–10 млрд руб., отмечая хорошее расположение будущего жилого комплекса — на первой линии реки и в пешей доступности от метро.

Среди минусов участка они называли высококонкурентное окружение.

Замдиректора департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Виктория Петрова оценивает стоимость площадки 19,8 га в 11–12 млрд руб.

, без учета обременения по благоустройству порта, которое должно быть реализовано за счет средств инвестора. Ввиду масштаба и наличия благоустройства стоимость может быть и ниже, добавляет она.

В Colliers International, которая, по словам собеседника “Ъ”, вела сделку, и Capital Group не стали комментировать сделку. В «Кортросе» сообщили, что строительство займет 8–10 лет, объем инвестиций составил 70 млрд руб.

Президент «Кортроса» Вениамин Голубицкий заявил “Ъ”, что это знаковый для Москвы проект и по объему, и по архитектурным решениям, это будет крупнейший проект девелопера в Москве.

Без учета речного порта в портфеле «Кортроса» в Москве сейчас насчитывается около 1 млн кв. м, а у Capital Group — около 8,2 млн кв. м.

Как следует из данных ЕГРЮЛ, в марте 2019 года у «Кортроса» сменилась структура владения: «Ренова» Виктора Вексельберга перестала быть контролирующим акционером компании.

Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, «Ренове» принадлежит 49% «Кортроса», по 25% — у АО «КомплексПром» и офшора Tonston Investments Ltd, 1% — у ООО «Кортрос». Tonston Investments Ltd на 100% принадлежит Вениамину Голубицкому.

По словам Виктории Петровой, на участке на Ленинградском шоссе, несмотря на удаленность от центра, можно возвести проект бизнес-класса. Однако у девелоперов будет высокая конкуренция: рядом строится несколько крупных проектов, в том числе Aquatoria. Стоимость квартир в проекте «Кортроса» может начинаться с 240–250 тыс.

руб. за 1 кв. м. По словам госпожи Петровой, офисы на Ленинградском проспекте и шоссе востребованы у арендаторов: здесь сосредоточен существенный объем площадей класса А. Но до 2022 года в этом районе планируется объем большого количества новых офисов, что создаст конкуренцию проекту и может замедлить сроки реализации.

Елизавета Макарова, Халиль Аминов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *