В 2015 году в крыму резко сократились объемы строительства

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 марта 2019 года исполняется пять лет со дня проведения в Крыму и Севастополе общенародного референдума, по итогам которого 18 марта в Москве был подписан договор о вхождении в РФ двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как изменился Крым за пять лет.

Федеральная целевая программа

Основным документом, определяющим развитие полуострова, является федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» (в 2019 году ФЦП стала частью одноименной государственной программы).

На эту тему

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства

Документ был принят 11 августа 2014 года в целях интегрирования экономики полуострова в экономическое пространство России и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона. Изначально срок ее реализации был рассчитан до 2020 года.

 5 сентября 2018 года постановлением правительства РФ программа продлена до 2022 года, ее финансирование увеличено на 40 млрд рублей — до 877,8 млрд (в том числе 827,3 млрд — из федерального бюджета).

В 2015-2018 годы в рамках ФЦП на развитие Крыма и Севастополя было заложено 558,8 млрд рублей, в 2019-2022 годы  — 319 млрд рублей.

ФЦП включает в себя строительство и реконструкцию более 800 объектов, из которых более 200 уже завершены, порядка 400 находятся в процессе реализации.

Социально-экономическое положение

С 2014 года валовой региональный продукт Крыма вырос в 1,9 раза: с 189,439 млрд рублей до 359,110 млрд рублей в 2017 году (Росстат; данные за 2018 год не опубликованы). ВРП на душу населения за тот же период также увеличился в 1,9 раза — с 100,5 тыс. рублей до 187,7 тыс. рублей.

За пять лет инвестиции в экономику Крыма, выросли в 10 раз — с 26 млрд рублей в 2014 году до 270 млрд в 2018-м.

Согласно переписи населения, проведенной в октябре 2014 года, общая численность населения полуострова составляла 2 млн 285 тыс. (1 млн 892 тыс. — жители Крыма, 393 тыс. — Севастополя). К 2019 году население увеличилось на 3,1% — до 2 млн 355 тыс.

человек (1 млн 912 тыс. проживают в Крыму, 443 тыс. — в Севастополе). Размер среднемесячной заработной платы в Крыму вырос на 70,6% по сравнению с 2014 годом и составил в 2018 году 29 тыс. рублей.

За тот же период среднемесячная пенсия увеличилась на 18,2% — до 13 тыс. рублей.

Транспорт и строительство

После воссоединения Крыма с Россией основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью страны являлась Керченская паромная переправа.

В 2014 году для установления бесперебойного транспортного сообщения полуострова президент РФ Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.

Переход, соединивший Керченский полуостров с Таманским, стал самым протяженным в России и Европе — 19 км.

В мае 2018 года было запущено движение легкового транспорта по автодорожной части моста (пропускная способность — 40 тыс. автомобилей в сутки), в октябре — грузового транспорта. В общей сложности за десять месяцев по Крымскому мосту проехало 4,5 млн автомобилей.

Спецпроект на тему

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства

В настоящее время продолжается строительство железнодорожной части, движение поездов начнется в декабре 2019 года.

В сутки через мост смогут проезжать 47 пар пассажирских и грузовых поездов в оба направления, предполагаемая пропускная способность — 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год.

Ведется строительство автомобильных и железных подходов по обоим берегам Керченского пролива. Общая стоимость проекта Крымского моста составляет 227,922 млрд рублей.

С 2017 года строится четырехполосная автодорога федерального значения «Таврида» (Керчь — Симферополь — Севастополь). Стоимость проекта превышает 150 млрд рублей.

Трасса будет состоять из восьми участков (шесть пройдут по территории Крыма, два — Севастополя) общей протяженностью около 250 км.

Первая очередь автодороги длиной 190 км открыта в декабре 2018 года от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту. Полностью «Тавриду» планируют построить к 2022 году.

16 апреля 2018 года открылся новый терминал аэропорта Симферополь — единственного действующего пассажирского аэропорта на территории полуострова. Его площадь — 78 тыс. кв. м. В 2018 году аэропорт принял более 5 млн пассажиров (в 2013 году — менее 1,5 млн). В ходе проведенного в 2018 года конкурса ему присвоено имя художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

За пять лет в Крыму введено в эксплуатацию более 2,3 млн кв. м жилья, проведен капитальный ремонт более 700 многоквартирных домов.

Энергетика

В 2014 году полуостров продолжал импортировать большую часть электроэнергии из Украины. Лишь 30% от необходимой мощности Крым покрывал за счет собственного производства.

Для решения проблемы энергодефицита в 2015-2016 годах по дну Керченского пролива были уложены четыре нитки энергомоста, которые обеспечили переток в Крым 800 МВт в сутки со стороны Краснодарского края. 1 октября 2018 года введены в строй первые очереди Таврической (Симферополь) и Балаклавской (Севастополь) газовых теплоэлектростанций.

В марте 2019 года планируется ввод в эксплуатацию вторых их очередей, после чего мощность каждой из них составит 470 МВт. Также в октябре запущена первая очередь модернизированной Сакской ТЭЦ общей мощностью 90 МВт. Ввод второго блока электростанции состоится до июня 2019 года.

В 2019 году запланирована модернизация Симферопольской ТЭЦ, после чего мощность станции увеличится до 300 МВт. После запуска всех новых и модернизированных объектов генерации полуостров в общей сложности будет получать 2460 МВт.

Для обеспечения газоснабжения в декабре 2016 года пущен магистральный газопровод Краснодарский край — Крым протяженностью почти 360 км. Его мощность составляет 2,2 млрд куб. м в год с возможностью увеличения до 4 млрд куб. м. Газифицировано порядка 19 населенных пунктов.

Водоснабжение

Ранее полуостров почти на 90% зависел от Северо-Крымского канала, по которому пресная вода поступала из реки Днепр. В 2014 году Украина прекратила водоснабжение Крыма. В наиболее сложной ситуации оказались восточные районы полуострова.

Уже в мае 2014 года было построено гидротехническое сооружение по переброске воды из Тайганского и Белогорского водохранилищ (центр полуострова) в Северо-Крымский канал с дальнейшей подачей в водохранилища восточного Крыма (Феодосия, Судак, Керчь).

За пять лет в водохранилища поступило более 173 млн куб. м воды. В 2016 году завершилось строительство Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов, что позволило по временной схеме обеспечить питьевой водой около 200 тыс. жителей востока полуострова.

В полном объеме подача воды от водозаборов в восточные районы будет налажена до 2022 года.

Образование

За пять лет в систему образования полуострова вложено почти 33 млрд рублей, из них 16,7 млрд — в рамках ФЦП развития Крыма.

С 2014 года построено 13 школ и 36 дошкольных учреждений, благодаря чему очередь в детские сады сократилась на 21 тыс. мест. В 18 из 25 районах Крыма обеспечена 90%-ная доступность дошкольного образования.

В 2014-2018 годы было закуплено 3,8 млн учебников и 239 школьных автобусов, отремонтированы спортивные площадки и др.

Спецпроект на тему

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства

В августе 2014 года распоряжением правительства РФ на базе Таврического национального университета был образован Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. В его состав вошли еще шесть вузов и семь научных организаций. В Крымском федеральном университете обучаются более 30 тыс. человек.

За пять лет средняя зарплата крымских учителей выросла почти в три раза — с 2,5 тыс. гривен (около 10 тыс. рублей) на начало 2014 года до 29,1 тыс. рублей в 2018 году.

С 1 апреля 2019 года около 1,5 тыс. молодых педагогов в возрасте до 35 лет будут получать надбавку к зарплате в размере 5 тыс. рублей.

Здравоохранение

В 2015-2018 годы в рамках ФЦП на его развитие и модернизацию было выделено почти 10 млрд рублей, в 2019-2022 годы будет направлено 14,3 млрд рублей.

За пять на полуострове построено 45 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, в 2017 году введен в эксплуатацию многопрофильный республиканский медицинский центр в Ялте, в 2019 году планируется завершить строительство медицинского центра Крымской республиканской клинической больницы им. Н. А. Семашко.

В начале 2014 года зарплата в отрасли составляла 2,3 тыс. гривен (около 9 тыс. рублей). В настоящее время врачи на полуострове в среднем получают 52,2 тыс. рублей.

Туризм

По данным Министерства курортов и туризма Крыма, на начало 2014 года на полуострове насчитывалось более 800 санаторно-курортных и туристических учреждений, из них более 400 — санаторного и оздоровительного характера. После воссоединения Крыма с РФ функционировали всего 540 из них, т. к. многие организации не имели статуса юридического лица, средств для реконструкции и др.

Спецпроект на тему

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства

В настоящее время в республике расположено более 700 санаторно-курортных и гостиничных организаций, из них более 300 предоставляют лечение и оздоровительные услуги, примерно 400 — услуги по размещению отдыхающих (гостиницы, отели и др.).

Организовано более 400 пляжей. В 2018 году полуостров принял рекордное количество туристов за все постсоветские годы — 6,8 млн человек.

За пять лет открыто 28 новых оздоровительных и гостиничных организаций, проведена модернизация более 170 отелей.

В отрасли реализуется 29 инвестиционных соглашений на общую сумму более 48 млрд рублей, предусматривающих строительство и реконструкцию набережных, гостиничных и развлекательных комплексов и др. К 2022 году на полуострове запланировано создание семи туристско-рекреационных кластеров — на эти цели в рамках ФЦП развития Крыма заложено 36,4 млрд рублей. 

За счет гособоронзаказов и контрабанды украинского сырья: как работает промышленность Крыма по прошествии пяти лет нахождения в России — Daily Storm

Пять лет назад, 18 марта 2014 года, Крым вошел в состав России — в этот день президент России Владимир Путин подписал с властями республики соответствующее соглашение (ЕС и США его не признают). За время нахождения Крыма в составе РФ его экономика значительно выросла, в то же время он остается в списке отстающих субъектов.

За эти годы здесь удалось частично восстановить утраченные мощности в кораблестроении, а одну из крупнейших винодельческих компаний «Массандра» превратить в предприятие с многомиллионной выручкой. А вот у химической отрасли дела идут неважно. «Крымский титан» вынужден контрабандой возить сырье с Украины и уже устроил экологическую катастрофу в Армянске.

Daily Storm изучил состояние промышленности полуострова.

Судостроение

Объемы промышленного производства в Крыму за пять лет после присоединения к России выросли в два раза, а собственные доходы увеличились в 2,5 раза. Только за последний год промышленность региона поднялась на 4,7%.

Активнее всего, по данным правительства Крыма, на полуострове развивается транспортное машиностроение (показало рост в 37% в 2017 году), в основном это строительство кораблей. Судостроение появилось в Крыму в конце XIX века, затем стало одной из ключевых отраслей местной промышленности и чуть ли не самой проблемной.

В нулевые в развитие судостроения на полуострове особо не вкладывались, и многие предприятия оказались в плачевном состоянии. Сейчас их модернизируют, на перевооружение планируется потратить десятки миллиардов рублей.

Основные мощности крымского судостроения расположены в Керчи, Феодосии, Симферополе и Севастополе. В отрасли заняты более пяти тысяч человек. В Керчи работает судостроительный завод «Залив», который специализируется на производстве танкеров средней и большой грузоподъемности и делает лихтеровозы (суда для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах).

Читайте также:  Кадастровая палата советует проверить данные в ЕГРН

По данным правительства Крыма, судостроительные заводы региона живут в основном за счет гособоронзаказа. Из всех контрактов — более 20 миллиардов рублей — на оборонку приходится порядка 17 миллиардов. Работа по этим соглашениям расписана до конца 2021 года.

Но даже этого недостаточно, чтобы загрузить заводы на полную мощность, — сейчас они работают в среднем только на половину своих мощностей.

Проблемный Севастополь

Крупным центром судостроения на Черном море планируют сделать Севастополь. В нулевых отрасль в городе фактически оказалась заброшенной. Сейчас заводы начинают получать заказы.

Самое крупное судостроительное предприятие города — Севастопольский морской завод (Севморзавод), ранее принадлежавший нынешнему президенту Украины Петру Порошенко.

Лидер соседнего государства до сих пор не может расстаться с заводом — в прошлом году даже задекларировал его в своей налоговой отчетности.

В конце 2015 года после присоединения Крыма к России завод был национализирован. Он фактически был передан Объединенной судостроительной корпорации. 

Его начали реконструировать, в общей сложности на перевооружение Севморзавода планируется потратить семь миллиардов рублей. Первые успехи уже есть.

В 2017-м там возобновили изготовление морских плавучих кранов (первый плавкран собираются сдать в 2019-м). В советское время строительство таких машин было одним из основных направлений работы завода.

Но с 2004 года плавкраны в Севастополе не делали. Последний сданный кран теперь работает в Северодвинске Архангельской области.

Самое интересное — на нашем канале в Яндекс.Дзен В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства Севастопольский морской завод © starsmz.ru

Помимо этого, завод ремонтирует суда, как гражданские, так и военные — корабли Черноморского флота.

На предприятии строили плавучую систему, которая использовалась в одной из самых масштабных строек в регионе — возведении Керченского моста.

По данным на 2017 год, на Севморзаводе работают около 600 человек. Местные власти связывают развитие промышленности города именно с успехами судостроителей.

Однако, по словам председателя регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей России Вячеслава Горбатова, ситуация с судостроением в Севастополе по-прежнему тяжелая: действуют только половина (около 60) из зарегистрированных в городе судостроительных предприятий. По словам Горбатова, заводам не хватает рабочих рук. Дефицит кадров ощущает в том числе и Севморзавод.

Большие проблемы в последние годы испытывает Севастопольский морской порт, оказавшийся на грани банкротства и показывающий многомиллионные убытки.

В 2017 году потери превысили 130 миллионов рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»). По информации СПАРКа, в 2018-м порт заключил с Институтом морских биологических исследований имени А.О.

Ковалевского РАН самый крупный контракт, он касается стоянки судов. Цена вопроса — 2,5 миллиона рублей.

Руководитель контрольно-ревизионного управления правительства Севастополя Сергей Елизаров даже говорил о попытке намеренного банкротства порта властями города. Кстати, этим делом интересовались специалисты ФСБ. Сотрудники спецслужбы проводили обыски в контрольном управлении городского правительства. Чтобы спасти порт, местные власти готовы отдать его в управление федералам.

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства Завод «Крымский Титан» © rk.gov.ru

Десантные корабли для Китая

Еще один крупный центр судостроительства в Крыму — Феодосия, там действует завод «Море» (вошел в состав корпорации «Ростех»). Последние годы там ремонтируют корабли федеральной госструктуры «Росморпорт» и нефтегазовой компании «Черноморнефтегаз».

Завод строит и собственные суда. В 2017-м предприятие спустило на воду быстроходный пассажирский катер «Крым 1133Т». Выглядит он вот так. В прошлом году «Море» построил новый водолазный катер.

Корабелы «Моря» также работают на оборонку. Там, например, строят малый ракетный корабль (МРК) «Шторм», который будет оснащен крылатыми ракетами «Калибр».

Работники «Моря» собирают малые десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» для китайских ВМС — по контрактам, заключенным еще при украинской власти. Тогда сделку курировал «Укроборонпром», теперь — Рособоронэкспорт. Стройка ведется на территории КНР.

Оценить финансовое состояние «Моря» не представляется возможным: данные в базе «СПАРК-Интерфакс» по заводу оканчиваются 2015 годом. Тогда предприятие показало убыток в 77 миллионов рублей. Активы компании тогда составляли 1 миллиард 72 миллиона рублей.

Химическая промышленность и ослабший «Крымский титан»

В химической промышленности, которая тоже остается одной из ключевых для Крыма, в отличие от судостроения, развития не наблюдается. Основное предприятие химпрома в регионе — «Крымский титан», производящее диоксид титана для нужд лакокрасочной промышленности. Российское ООО «Титановые инвестиции», с февраля 2018 находящееся в процессе банкротства, взяло завод в долгосрочную аренду у Крыма.

До референдума «Крымский титан» являлся крупным экспортером на мировом рынке, за рубеж отправляли около 80% продукции. Среди потребителей были Китай, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Турция, Италия, Германия, Иран, Бразилия, Канада и Мексика. Принадлежит завод украинскому миллиардеру Дмитрию Фирташу, который, по данным СМИ, находится под арестом в Австрии. Его выдачи требует ФБР.

Проблемы Фирташа на этом не исчерпываются: суд Кипра арестовал все его имущество по иску российского Банка ВТБ. Дело в том, что два предприятия бизнесмена — ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» и ООО «Титановые инвестиции» — задолжали банку 2,5 миллиарда рублей.

В августе 2018-го «Крымский титан» фактически устроил химатаку на город Армянск, где и расположен. На заводе произошел выброс токсичного сернистого ангидрида. Растения чахли на глазах, металлические сооружения окислялись, жителей эвакуировали только через неделю после начала кислотного апокалипсиса. По официальной версии, причиной выброса стали испарения с заводского кислотного накопителя.

На самом деле, удивительно, что завод еще может что-то выбрасывать. Основным поставщиком сырья для него всегда были предприятия Украины. Ильменит, минерал, состоящий из железно-титанового оксида, добывают в бывшей братской республике в огромных количествах.

Поскольку Украина не признала присоединение Крыма к России и считает полуостров аннексированным, официально «Крымский титан» ильменит не получает. Однако, по данным СМИ, сырье до сих пор поступает на предприятие именно с Украины.

Часть сырья на «Титан» прибывает с Шри-Ланки, однако заокеанский ильменит — более низкого качества, что не могло не сказаться на конечном продукте.

Сейчас, по оценкам экспертов, крымское предприятие занимает 20% российского рынка двуокиси титана. До присоединения полуострова этот показатель доходил до 30%. Также снизился и экспорт. Западные компании стараются не вести дел с крымскими предприятиями. Если раньше 80% продукции шло за рубеж, то теперь едва ли наберется 50%.

Материнская компания завода — ООО «Титановые инвестиции», по информации «СПАРК-Интерфакс» на 2017 год, в минусе на 87,5 миллиона рублей. Однако сам завод, по данным СМИ, до сих пор обеспечивает до полумиллиарда рублей казны Крыма.

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства Винные бочки винодельческого завода «Массандра» © massandra.su

Прибыль в вине

А вот виноделие в Крыму вновь процветает. Продукцией «Массандры» угощают иностранных гостей, предприятие награждают за лучший продукт на международных конкурсах, а сам завод показывает стабильную прибыль. По данным «СПАРК- Интерфакс», в 2017 году «Массандра» выдала почти 200 миллионов рублей чистой прибыли, против минуса в три миллиона в 2014-м.

Секрет предприятия оказался прост. После «отплытия Крыма в российскую гавань» «Массандра» стала госсобственностью, и не абы какой: собственником стало Управление делами президента Российской Федерации. С таким хозяином сложно оставаться в аутсайдерах. К  тому же у компании появился новый директор Янина Павленко.

При новом руководстве «Массандра» начала развивать экспорт. Так, за 2018 год за границу продали в два раза больше, чем в 2017-м. Однако страны-импортеры, по данным СМИ, нельзя назвать самыми искушенными в потреблении вина: это Казахстан, Китай и Белоруссия. Также, по данным СМИ, крымское вино отправляется в непризнанные ДНР и ЛНР.

В конце февраля 2019 года стало известно, что завод переводят в собственность Крыма. В СМИ тут же заговорили, что предприятие готовят к продаже.

Кем бы ни оказался покупатель, ему надо быть готовым к санкциям, ведь до «Крымской весны» «Массандра» была украинской госсобственностью.

Однако развивающееся предприятие, жемчужина постсоветской винной индустрии с более чем вековой историей — довольно привлекательная «бизнес-игрушка».

В крыму показался рост строительства

На фоне высокого спроса объем ввода жилья в Крыму за прошлый год в среднем вырос на 5%, а в случае с многоквартирными домами — на 34%. Но эта тенденция в ближайшее время может переломиться.

Из-за небольшого количества работающих в Крыму банков обязательный переход на проектное финансирование для застройщиков полуострова окажется сложнее, чем для девелоперов других регионов страны.

Это может привести к падению на 40% ввода жилья на полуострове по итогам 2019 года.

Ввод жилья в Крыму по итогам 2018 года достиг 1,06 млн кв. м, увеличившись на 5% относительно 2017 года, говорится в исследовании ЦИАН.

Жилищное строительство в Крыму показало положительную динамику на фоне общего спада: по данным Росстата, по итогам 2018 года суммарный ввод жилья в России сократился на 4,9%, до 75,3 млн кв. м.

В Москве ввод жилья за прошлый год вырос на 3,6%, до 3,54 млн кв. м, в Подмосковье снизился на 3,2%, до 8,78 млн кв. м.

Проведение в Крыму референдума о вхождении в состав России ознаменовалось резким падением жилищного строительства. По итогам 2015 года объем ввода сократился в 2,5 раза, до 358 тыс. кв. м.

В 2017 году тренд сменился на резкий рост — тогда показатель увеличился почти в два раза, до 1 млн кв. м. Пиковое значение в регионе было достигнуто в 2013 году: тогда застройщики суммарно сдали 1,27 млн кв.

 м, это почти на 20% больше значения прошлого года.

В 2018 году позитивную динамику Крыму обеспечил ввод индустриальных (многоквартирных) домов. По итогам года этот показатель вырос на 34%, до 445 тыс. кв. м. Индивидуальное домостроение, напротив, снизилось на 9%, до 613 тыс.

Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов считает, что отрицательная динамика — это эффект низкой базы 2017 года.

Читайте также:  За полгода суды выселили из жилья более 8 тысяч россиян

«Тогда,— объясняет он,— после отмены моратория на сделки с жильем стали массово регистрироваться объекты, которые были построены раньше».

Рост индустриального строительства продиктован высоким спросом на жилье. По расчетам ЦИАН, средняя стоимость жилья на первичном рынке в Крыму за последний год выросла на 7% до 83,5 тыс. руб. за кв. м.

Это соответствует динамике в Москве, где квартиры в среднем также подорожали на 7%, до 187,1 тыс. руб. за кв. м.

Крупнейшие города Крыма показали более заметную динамику: по данным ЦИАН, в Севастополе и Симферополе жилье на первичном рынке за год подорожало на 11–12%, до 73 тыс. и 73,6 тыс. руб. за кв. м соответственно.

Несмотря на высокий спрос, тренд на увеличение ввода жилья по итогам этого года может переломиться. Гендиректор 360 Flat Евгений Клочков объясняет, что переход на проектное финансирование для застройщиков Крыма будет непростым.

«Здесь работает ограниченное количество банков и основной из них РНКБ, большой вопрос, насколько готовы будут не только местные застройщики, но и финансовые организации к новой системе работы»,— говорит он.

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), сейчас в Крыму работают около 40 застройщиков, чей совокупный объем текущего строительства достигает 900 тыс. кв. м. Из этого объема 25–28% (225–252 тыс. кв. м) планируется ввести в 2021 году и позднее.

«Именно эти объекты могут оказаться проблемными при переходе на эскроу-счета: к июлю их готовность вряд ли превысит 30%»,— полагает гендиректор РАСК Николай Алексеенко.

Гендиректор агентства «Департамент недвижимости Республики Крым» Анастасия Шмергельская предполагает, что в худшем случае до конца 2019 года ввод жилья в Крыму сократится на 40%.

Но директор по инвестициям ГК «Гранель» Андрей Носов прогнозирует, что негативная динамика будет недолгой: «При возможной помощи государства, более опытных и крупных застройщиков, которые могут прийти в Крым, ввод жилья может расти на 10–15% ежегодно».

О внедрении специальных мер поддержки застройщикам Крыма в августе 2018 года заявлял глава Минстроя РФ Владимир Якушев. Он мотивировал их необходимость тем, что на полуострове работают лишь два из 54 банков, получивших право открывать эскроу-счета для застройщиков.

Но в итоге, как сообщили “Ъ” 20 марта в пресс-службе Минстроя, специальных условий для девелоперов Крыма при переходе на проектное финансирование не предусмотрено.

Александра Мерцалова

В 2015 году в Крыму резко сократились объемы строительства

Первая пятилетка в 20 графиках

Читать далее

Планировать – не мешки ворочать: с какими задачами не справляется крымское правительство

В марте этого года крымский премьер Юрий Гоцанюк презентовал планы работы крымского правительства на 2021 год.

Несмотря на максимальную обтекаемость формулировок, в докладе содержится несколько конкретных показателей, которых ожидается достичь к концу этого года.

Половина года уже истекла, и в этом материале мы решили разобраться, какие из правительственных обещаний уже выполнены полностью, какие – только наполовину, а для каких все пока остается на уровне разговоров.

Такая себе устойчивость

Доклад о планах правительства на нынешний год Юрий Гоцанюк начал с заявления про устойчивость крымской экономики к внешним вызовам. И подкрепил эту уверенность прогнозными показателями по объему регионального валового продукта, темпам наполнения доходной части бюджета, индексу инфляции, а также снижению уровня безработицы.

Что любопытно, последний показатель к моменту выступления уже оказался выполнен — судя по данным «Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.Севастополю (Крымстат)», уровень безработицы составил 6,1 процента.

Ровно столько, сколько и планировало правительство получить в конце года. Вот только тезис про устойчивость крымской экономики эта цифра точно не доказывает, потому что число безработных не сократилось, а заметно выросло.

На конец декабря прошлого года их было 5,3 процента, а через три месяца стало 6,1.

Сомнительно выглядит и заявленный показатель инфляции. По версии Гоцанюка, к концу этого года цены в Крыму вырастут всего на четыре процента.

На самом деле к моменту, когда премьер убеждал в этом крымских депутатов, цены на продукты и стройматериалы прибавили в размере минимум на треть. Сначала чиновники объясняли это сезонными колебаниями, но цены обратно так и не вернулись.

Ждать, что они «откатятся» к концу года на уровень, спрогнозированный для «устойчивой крымской экономики» уже явно не приходится.

Опираясь на свои цифры, а не реальную экономическую картину, премьер-министр Крыма в своем выступлении отметил, что «у нас неплохие предпосылки для … дальнейшего развития региона».

При этом он подчеркнул, что в правительстве рассчитывают привлечь не менее 108 миллиардов рублей частных инвестиций.

В докладе Юрий Гоцанюк не упомянул, что эта цифра меньше показателей прошлого, «пандемийного», года, по итогам которого предварительный объем частных инвестиций составил 124 миллиарда рублей.

Анализируя выполнение этого плана, констатируем, что за полгода крымское правительство не добилось и десятой части от запланированного.

Согласно сведений с «инвестиционного портала Республики Крым», объем инвестиций по договорам в 2021 году составил 14,5 миллиардов рублей.

Есть еще правда несколько меморандумов по итогам Петербургского международного экономического форума на общую сумму в 39 миллиардов, но практика последних лет показывает, что на этом «инвестирование» и заканчивается.

Много текста, мало конкретики

Высоко оценив общее состояние экономики и инвестиционный потенциал, Юрий Гоцанюк в своем выступлении перешел к обзору планов по работе всех крымских министерств.

В части работы промышленного комплекса он не озвучил ни одного конкретного индикатора, по которому представилась бы возможность оценить реалистичность планов и результаты их достижения на сегодняшний день.

Аналогичным образом чиновник «проскочил» планы по линии министерств экологии и природных ресурсов, курортов и туризма,

Недосадили

В агропромышленном секторе были заявлены амбициозные планы увеличить сбор зерновых на сорок процентов, а также заложить 800 гектаров новых виноградников.

По зерновым оценки давать еще рано – уборочная кампания пока не началась, а вот с виноградниками уже можно констатировать серьезное отставание от плана. По состоянию на 11 мая площадь виноградников выросла всего на 115 гектаров.

С учетом того, что закладку виноградников производят еще и осенью, отметим, что пока выполнена только седьмая часть плана.

Еще меньше ясности с расширением площади плодовых растений.

Премьер-министр назвал цифру в 700 гектаров, в то время как его заместитель – министр сельского хозяйства Андрей Рюмшин в разное время заявлял о планах в коридоре от тысячи до полутора тысяч гектаров. На деле же в публичном доступе имеется только сообщение про закладку в этом году 60 гектар плодовых в двух районах Крыма.

Строят на словах

О планах в сфере строительства Юрий Гоцанюк рассказал в поэтической манере: «После исторического воссоединения Крыма с Россией полуостров стал одной огромной строительной площадкой».

Однако, если отбросить лирические формулировки, проанализировав только цифры, то выходит, что в нынешнем году на этой стройплощадке планируется ввести в эксплуатацию только один многоквартирный дом по государственной программе и относительно приемлемым ценам.

Впрочем, чиновник также пообещал, что в нынешнем году будет завершено строительство многострадального дома для сирот в микрорайоне Залесье под Симферополем. Однако, подобные заявления уже неоднократно звучали из уст разного рода официальных лиц и в 2019, и в 2020 году, однако пока что никаких предпосылок для оптимизма по этому поводу не наблюдается.

Еще не поздно

Министерство транспорта Крыма, по словам премьера, отремонтирует в этом году около 600 километров дорог, а также закупит 295 автобусов и 27 трамваев. Что касается километража ремонтных работ – никакой анализ в этом вопросе не поможет дать оценку тому, сколько из них реально отремонтировали, сколько просто «подлатали», а сколько провели просто на бумаге.

А вот что касается закупки общественного транспорта, ситуация намного прозрачней. Пока что из 322 единиц на полуострове появился только один трамвай. Закупка 295 автобусов (290 по данным минтранса) пока что остается не выполненной. Хотя до конца года еще достаточно времени, чтобы добиться запланированного результата.

Очереди сократятся

В вопросах образования доклад главы правительства касался в основном размеров финансирования на капитальные ремонты или завершение строительства 117 детских садов и школ.

Сколько из них удалось уже завершить точно сказать не получится, но как минимум девять объектов в Симферополе в копилку реализации планов правительства можно смело засчитывать.

По остальным регионам информации по этой теме найти не удалось.

Медицина и культура пока без результатов

К концу этого года в сфере здравоохранения крымчан ждет появление 129 новых фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий.

Сведений об открытии хотя бы одного такого учреждения за истекшие полгода найти пока не удалось.

Среди других планов – начало проектирования многопрофильного медицинского центра в Феодосии и 15 вертолетных площадок. Однако сроки окончания этих мероприятий в докладе Гоцанюка не указаны.

Также не указано, в какие сроки ожидается завершение капитальных ремонтов в 26 учреждениях культуры. Пока что найти сведения о том, что такие работы где-то были завершены, не удалось.

Среди восьми объектов культурного наследия, которые обречены на реконструкцию в этом году, работы пока завершены только на многострадальной Митридатской лестнице, которую первоначально обещали открыть еще в 2020 году.

Белоснежные ступени и строительный мусор. Как выглядит Митридатская лестница в Керчи перед открытием (фотогалерея)

Фотогалерея

По большинству показателей, заявленных главой крымского правительства на 2021 год, после истечения половины этого срока данные либо вовсе отсутствуют, либо сильно не дотягивают до заявленного уровня. Ряд ключевых экономических показателей или сильно отличается от реалий, или используется некорректно (как, например, утверждение про сокращение уровня безработицы при ее очевидном росте).

Впрочем, практика манипуляции цифрами, недомолвок и «кочевания» показателей из планов в планы – это устоявшаяся за последние семь лет традиция крымского правительства. Отсутствие контроля со стороны общества и тотальная зависимость от федеральных дотаций позволяет крымским чиновникам жить по принципу «планировать – не мешки ворочать».

Объемы строительства жилья в Севастополе резко сокращаются, а цены растут

2017-11-22T12:31

2017-11-22T12:47

https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images//society/20171122/1112834257.html

https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images/110817/01/1108170177.jpg

РИА Новости Крым

https://crimea.ria.ru/i/ria_logo-blue.png

12:3122.11.2017

(обновлено: 12:47 22.11.2017)

62510

СЕВАСТОПОЛЬ, 22 ноя – РИА Новости Крым.

В Севастополе резко сокращаются объемы вода в эксплуатацию нового жилья, при этом повышенный спрос на недвижимость со стороны россиян с материковой части России «подогревает» цены на жилье в городе.

Читайте также:  Дефолт грозит не более 10% строящихся жилых проектов

Об этом во время совещания с председателем наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергеем Степашиным заявил директор городского департамента капитального строительства Михаил Демиденко.

Севастопольский чиновник рассказал Степашину, что для реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья правительство планирует закупать квартиры по 63 тыс рублей за кв м. Степашин заявил, что это чрезмерная цена в сравнении с другими регионами России.

«Средняя стоимость недвижимости в Севастополе — 82 тыс рублей за кв м. Это связано с составом покупателей: только 30% жители Крыма и Севастополя, 70% — приезжие с материка с высоким достатком. Рынок разогрет повышенным спросом. Кроме того, земельный фонд для жилищного строительства практически исчерпан», — пояснил Демиденко.

По его словам, в Севастополе наметилась тенденция снижения объемов ввода в эксплуатацию нового жилья. «В 2015 году было введено 90 тыс кв м нового жилья, в 2016 – 197 тыс кв м, по итогам 2017 года – будет не более 120 тыс кв м.

Прогноз на 2018 год – 100 тыс кв м.

Снижаются и объемы выданных разрешений на строительство: в 2015 году пять разрешений, в 2016 году — 12, за 10 месяцев 2017 года – два разрешения», — подчеркнул директор городского департамента капитального строительства.

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников дал еще более пессимистическую оценку состояния рынка. «Михаил Васильевич (Демиденко – ред.) был оптимистичен – 100 тыс кв м жилья, хотя в его справке написано не более 30 тыс кв м в следующем году.

Это связано с тем, что мы наводим порядок в сфере земельно-имущественных отношений. В этом году выдано всего два разрешения на строительство.

Это, естественно, сжимает рынок – все меньше и меньше он становится, что приводит к увеличению стоимости», — подчеркнул он.

Овсянников отметил, что правительство города проводит переговоры с застройщиками по уменьшению стоимости кв м для социального жилья.

«Застройщики говорят, если вы хотите не 65-80 тыс рублей за кв м, давайте землю бесплатно. У нас ресурс земельных участков исчерпан, но идут параллельно исковые работы по изъятию неосвоенной земли.

Сейчас мы определим перечень участков, чтобы можно было заказать под целевую себестоимость – 40 тыс рублей кв м с бесплатным выделением земли, чтобы выполнить социальную программу по аварийному жилью», — сказал губернатор.

В Севастополе переселению подлежат 32 аварийных дома, в которых проживает 863 человека.

В севастополе резко сокращаются объемы строительства жилья, а цены растут | в крыму

В Севастополе резко сокращаются объемы вода в эксплуатацию нового жилья, при этом повышенный спрос на недвижимость со стороны россиян «подогревает» цены на жилье в городе.

Об этом во время совещания с председателем наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергеем Степашиным заявил директор городского департамента капитального строительства Михаил Демиденко.

Севастопольский чиновник рассказал Степашину, что для реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья правительство планирует закупать квартиры по 63 тыс рублей за кв м. Степашин заявил, что это чрезмерная цена в сравнении с другими регионами России.

«Средняя стоимость недвижимости в Севастополе — 82 тыс рублей за кв м. Это связано с составом покупателей: только 30% жители Крыма и Севастополя, 70% — приезжие с материка с высоким достатком. Рынок разогрет повышенным спросом. Кроме того, земельный фонд для жилищного строительства практически исчерпан», — пояснил Демиденко.

По его словам, в Севастополе наметилась тенденция снижения объемов ввода в эксплуатацию нового жилья. «В 2015 году было введено 90 тыс кв м нового жилья, в 2016 – 197 тыс кв м, по итогам 2017 года – будет не более 120 тыс кв м.

Прогноз на 2018 год – 100 тыс кв м.

Снижаются и объемы выданных разрешений на строительство: в 2015 году пять разрешений, в 2016 году — 12, за 10 месяцев 2017 года – два разрешения», — подчеркнул директор городского департамента капитального строительства.

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников дал еще более пессимистическую оценку состояния рынка. «Михаил Васильевич (Демиденко – ред.) был оптимистичен – 100 тыс кв м жилья, хотя в его справке написано не более 30 тыс кв м в следующем году.

Это связано с тем, что мы наводим порядок в сфере земельно-имущественных отношений. В этом году выдано всего два разрешения на строительство.

Это, естественно, сжимает рынок – все меньше и меньше он становится, что приводит к увеличению стоимости», — подчеркнул он.

Овсянников отметил, что правительство города проводит переговоры с застройщиками по уменьшению стоимости кв м для социального жилья.

«Застройщики говорят, если вы хотите не 65-80 тыс рублей за кв м, давайте землю бесплатно. У нас ресурс земельных участков исчерпан, но идут параллельно исковые работы по изъятию неосвоенной земли.

Сейчас мы определим перечень участков, чтобы можно было заказать под целевую себестоимость – 40 тыс рублей кв м с бесплатным выделением земли, чтобы выполнить социальную программу по аварийному жилью», — сказал губернатор.

  • В Севастополе переселению подлежат 32 аварийных дома, в которых проживает 863 человека.
  • Новости Крыма, 26 ноября 2017г.
  • *****
  • Читайте по теме:
  • В Севастополе с начала 2016 года введено в строй более 2 тыс квартир, что почти на 90% больше, чем годом ранее
  • Объем ввода жилья в Крыму в 2016 году вырос в 2,5 раза
  • Рынок недвижимости на ЮБК встал, утверждает Константинов
  • Недвижимый Севастополь: строительный бум тормозится земельным вопросом?
  • Ад застройки: есть ли у Крыма другое будущее?
  • Как вернуть Южному берегу Крыма былую славу лучшего курорта
  • Светлое будущее Севастополя. Версия застройщика
  • Точечная застройка в Севастополе продолжается

В севастополе резко сокращаются объемы строительства жилья, а цены растут

В Севастополе резко сокращаются объемы вода в эксплуатацию нового жилья, при этом повышенный спрос на недвижимость со стороны россиян «подогревает» цены на жилье в городе.

Об этом во время совещания с председателем наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергеем Степашиным заявил директор городского департамента капитального строительства Михаил Демиденко. Севастопольский чиновник рассказал Степашину, что для реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья правительство планирует закупать квартиры по 63 тыс рублей за кв м. Степашин заявил, что это чрезмерная цена в сравнении с другими регионами России.

«Средняя стоимость недвижимости в Севастополе — 82 тыс рублей за кв м. Это связано с составом покупателей: только 30% жители Крыма и Севастополя, 70% — приезжие с материка с высоким достатком. Рынок разогрет повышенным спросом. Кроме того, земельный фонд для жилищного строительства практически исчерпан», — пояснил Демиденко.

По его словам, в Севастополе наметилась тенденция снижения объемов ввода в эксплуатацию нового жилья. «В 2015 году было введено 90 тыс кв м нового жилья, в 2016 – 197 тыс кв м, по итогам 2017 года – будет не более 120 тыс кв м.

Прогноз на 2018 год – 100 тыс кв м.

Снижаются и объемы выданных разрешений на строительство: в 2015 году пять разрешений, в 2016 году — 12, за 10 месяцев 2017 года – два разрешения», — подчеркнул директор городского департамента капитального строительства.

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников дал еще более пессимистическую оценку состояния рынка. «Михаил Васильевич (Демиденко – ред.) был оптимистичен – 100 тыс кв м жилья, хотя в его справке написано не более 30 тыс кв м в следующем году. Это связано с тем, что мы наводим порядок в сфере земельно-имущественных отношений. В этом году выдано всего два разрешения на строительство. Это, естественно, сжимает рынок – все меньше и меньше он становится, что приводит к увеличению стоимости», — подчеркнул он.

Овсянников отметил, что правительство города проводит переговоры с застройщиками по уменьшению стоимости кв м для социального жилья.

«Застройщики говорят, если вы хотите не 65-80 тыс рублей за кв м, давайте землю бесплатно. У нас ресурс земельных участков исчерпан, но идут параллельно исковые работы по изъятию неосвоенной земли.

Сейчас мы определим перечень участков, чтобы можно было заказать под целевую себестоимость – 40 тыс рублей кв м с бесплатным выделением земли, чтобы выполнить социальную программу по аварийному жилью», — сказал губернатор.

В Севастополе переселению подлежат 32 аварийных дома, в которых проживает 863 человека.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

В крыму объемы жилищного строительства упали почти в 2 раза

В Крыму резко сократились объемы ввода жилья. За 4 месяца текущего года сдано 70 тысяч «квадратов» – это на 42% меньше, чем за аналогичный период 2018-го.

Тенденция к снижению активности в сфере жилищного строительства отмечена во многих регионах России. Лидером является Санкт-Петербург – минус 61%. Также в первую тройку входят Дагестан и Томская область. Крым на четвертом месте.

В целом, за январь-апрель 2019 года в России введено 19,6 млн квадратных метров жилья, что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает «Коммерсант», отмечая: специалисты связывают такую тенденцию с переходом на проектное финансирование жилищного строительства.

С 1 июля 2019 года застройщики не смогут получать деньги дольщиков напрямую – их средства будут зачисляться на специальный банковский счет, а финансироваться строительство будет за счет кредитов.

Новая схема вызвала уход с рынка игроков, не готовых к подобным условиям работы и росту стоимости строительства.

Однако в Крыму резкое снижение объемов ввода жилья связано не только с переходом на эскроу-счета, но и отсутствием принятого генплана у ряда городов, а также дорогой землей, считают эксперты.

Именно эти факторы, в первую очередь, приводят к росту цен на жилую недвижимость, что влечет за собой падение спроса и, как следствие, снижение объемов строительства.

Отметим, что в декабре 2018 года заместитель министра строительства и архитектуры РК Никита Тарасов заявлял: в республике утверждены генеральные планы всех муниципальных образований.

Как уже сообщал «Новый День», Крым оказался в числе пяти регионов России, не утвердивших вовремя показатели национального проекта «Жилье и городская среда».

Вице-премьер правительства Крыма Евгений Кабанов, курирующий строительную отрасль на полуострове, попытался оправдать региональную власть, переложив ответственность на западные страны (ввели санкции) и Москву (позволяет крупным российским банкам с госучастием не открывать свои отделения в Крыму).

Симферополь, Лиана Макоба

Симферополь. Другие новости 10.06.19

В Киеве заявили об увеличении пассажиропотока на границе с Крымом. / Украина собирается доказать свои права на Крым в Гааге. / Киев признал убийства жителей Донбасса украинскими военными. Читать дальше

© 2019, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *