Управдомы могут получить дополнительные полномочия

Бесплатное жилье вне очереди.  Социальные выплаты, пособия и пенсии по потере кормильца. Мораторий на начисление платы за ЖКХ и наём жилого помещения до 18-летнего возраста. Такие гарантии дает российским детям-сиротам закон.

Казалось бы, с такой защитой от государства лишенный родительской любви и заботы маленький человек должен чувствовать себя, как за каменной стеной. Но на практике бывает совсем наоборот — имущественные права сирот ущемляются повсеместно.

Управляющие компании то и дело приписывают сиротам долги по квартплате на сотни тысяч рублей, а чиновники идут на ухищрения, чтобы оставить ребенка без причитающихся ему бесплатных квадратных метров.

С какими проблемами приходится сталкиваться приемным семьям и каков правильный алгоритм действий в таких ситуациях, — в нашем материале.

Управдомы могут получить дополнительные полномочия

«Может тебе еще ключ от квартиры, где деньги лежат?»

Самая, пожалуй, фундаментальная гарантия детям-сиротам от государства – бесплатное жилье. По закону оно предоставляется ребенку, оставшемуся без попечения родителей, как только ему исполнится 18 лет.

Юристы обращают особе внимание: квадратные метры выделаются без очереди. Любые попытки чиновников  создать иллюзию очередности – это нарушение прав и интересов ребенка.

То есть в списке детей-сирот, имеющих право на получение бесплатного жилья, все первые.

—  Жилье предоставляется двум категориям детей-сирот, — поясняет руководитель благотворительного фонда «Соучастие в судьбе» Алексей Головань, —  Тем, кто не имеет никакого жилья на  праве социального найма или праве собственности, и тем детям, которые имеют жилье, но имеются  обстоятельства невозможности проживания в таких жилых помещениям по обстоятельствам, которые установлены федеральным законом или законодательством субъектов. Причем того субъекта, в котором находится жилое помещение, а не находится под опекой ребенок. 

Управдомы могут получить дополнительные полномочия

Алексей Головань, руководитель благотворительного фонда «Соучастие в судьбе» 

В список на получение бесплатного жилья дети включаются по достижении 14 лет.

Здесь есть важный нюанс: если у ребенка есть какое-то жилье, но пользоваться им физически невозможно, законный представитель накануне 14-летия подопечного должен позаботиться о том, чтобы все бюрократические тонкости были соблюдены и факт невозможности проживания был юридически установлен.

Для этого необходимо выяснить, сколько приходится на каждого проживающего в квартире или доме квадратных  метров, какая учетная норма площади в этом населенном пункте, кто в жилом помещении зарегистрирован и кто имеет на него право собственности.

Есть и еще один важный момент: факт невозможности проживания может быть установлен как до 18 лет, так и от 18 до 23 лет. Например, когда сироте было 14 или 15, жильцов в квартире было немного. Но когда ему исполнилось 17, состав семьи изменился – например, у родственников, которые в квартире остались жить, родились новые дети.

Так механизм должен работать в теории. На практике, как водится, подчас бывает с точностью до наоборот. В конце 2020 года о масштабе задержек с выделением бесплатного жилья для детей-сирот высказался Генпрокурор Игорь Краснов:

«Практика показывает, что десяткам тысяч ребят приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это недопустимо. Я поручил провести прокурорам по всей стране соответствующие проверки и при необходимости принять соответствующие меры реагирования», — сказал Игорь Краснов в беседе с журналистами.

Чаще всего тяжбы между сиротами и чиновниками, которые то не могут отличить сироту от очередника, который ждет улучшения жилищных условий, то сетуют на нехватку денег в казне, доходят до судов. В основном решения бывают в пользу детей.  Одно из таких дел слушалось в Подольском горсуде Подмосковья.

Истец – сирота из Щербинки, всю жизнь до совершеннолетия проживший в детдомах, в 18 лет подал заявление на включение в список для получения жилья и получил традиционный отказ. Чиновники местной администрации уверяли, что никаких прав юноша не имеет: за ним в собственности числится половина частного дома.

Но в суде выяснилось, что в нем и без истца живут четверо его родственников. Парня даже несколькими годами ранее вселили в злополучный дом. Но «родные» его даже не пустили на порог. Решающим в исходе дела стало то, что на каждого в доме приходилось девять квадратных метров при учетной норме по Щербинке в 10 квадратных метров.

В результате суд встал на сторону сироты и присудил ему квартиру площадью не менее 27 квадратных метров за счет средств бюджета Московской области.

«Жилищно-коммунальные медвежьи услуги»

Вторая проблема, на которую указывают специалисты по защите прав детей-сирот – нарушения  их прав в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг.

— Многие ребята имеют какие-то жилые помещения на праве соцнайма или собственности, — говорит Алексей Головань, —  Возникает вопрос об оплате ЖКУ и за само жилое помещение.

Когда ребенок остается без попечения родителей и попадает в детдом либо отдается в семью под опеку или попечительство, он не должен оплачивать ЖКУ до 18 лет.

В силу возраста ребенок недееспособен или ограниченно дееспособен.

Юристы подчеркивают: платить коммуналку не должен ни сирота, ни его законный представитель. Сам ребенок — потому что в полной мере не может исполнять обязанности члена семьи нанимателя или собственника. Плюс он не имеет самостоятельного источника дохода. Попечитель же не должен тратить ни свои деньги, ни пособия, алименты и пенсии ребенка.

Законный представитель тратит деньги ребенка только на нужды ребенка — продукты, вещи, учебники, лекарства, средства реабилитации. Если законный представитель тратит деньги ребенка на оплату ЖКУ, это является нарушением интересов ребенка, — отдельно подчеркивают эксперты.

А те деньги, которые законный представитель получает как вознаграждение по договору о приемной семье, принадлежат исключительно ему самому. Однако в последние годы органы опеки почему-то часто выступают активными лоббистами интересов не детей, а управляющих компаний.

Чиновники либо напрямую вынуждают опекунов платить за квартиру, в которой ни они, ни их приемные дети не живут, либо скромно умалчивают о том, что платить никто ни за что не должен в принципе.

Именно в такой ситуации оказалась приемная семья из Москвы. Мама мальчика-сироты 2009 года рождения из Сибири просила не называть ее имя, но поделилась историей своей тяжбы с управляющей компанией. Ребенок после смерти мамы и бабушки остался зарегистрирован на малой родине. В Москве ему оформили временную регистрацию по месту пребыванию.

Столичная опека поставила ребенка на учет. Однако спустя несколько лет приемная мать получила по почте неожиданный сюрприз от сибирских коммунальщиков. Управдомы требовали погасить задолженность по квартплате за квартиру, в которой никто уже много лет не жил.

Насчитали 350 тысяч рублей долга, грозились пойти в суд и утверждали, что раз москвичка — опекун, то ей и расплачиваться.

— Сразу после оформления опекунства я написала в управляющую компанию в Сибири. Уведомила их, что в квартире никто проживать не будет, ребенок переезжает в Москву, в приемную семью. А так как он сирота, то они не должны начислять плату за ЖКУ.

В ответ они прислали мне три письма. Требовали погасить задолженность. Писали: «Это ваша обязанность как опекуна. Вы ребенка взяли, вот вы и платите».  Я испытала настоящий шок. Думала, судом они меня просто пугают.

Но они действительно подали иск, — рассказывает приемная мать.

Получив письма с угрозами, женщина обратилась в сибирский орган опеки. Но там сотрудники от ее проблем мягко говоря отмахнулись.

— Они мне сказали, чтобы я как-то попыталась списать долги. Но как? Я знаю истории, когда долги копились до 18-летия ребенка, а потом управляющие компании через суд все деньги взыскивали. Судебная практика очень разная, противоречивая, — сетует москвичка.

Увидев иск сибирских управдомов, женщина чуть не лишилась дара речи. Коммунальщики насчитали долги с «лохматых годов», — со времен, когда еще были живы мама и бабушка мальчика. При этом стоимость квартиры по кадастру составляла всего 400 тысяч рублей. То есть если бы управдомы выиграли суд, скорее всего квартира просто ушла бы с молотка в счет долга.

Процесс сибирские коммунальщики проиграли. Зюзинский районный суд Москвы отказал им по мотивам недееспособности «должника» — ребенка сироты, которому на тот момент едва исполнилось 10 лет.

В Мосгорсуде, куда истцы подали апелляционную жалобу, решение устояло. Будет ли управляющая компания судиться дальше, — загадка. С приемной мамой они не общаются.

Хотя и телефон ее у фирмы есть, и адрес электронной почты тоже.

Сообщать управдомам о том, что в такой-то квартире зарегистрирован сирота, и квартплату на него начислять не надо, должны органы опеки. Правда, срок, в течение которого они обязаны это сделать, в законе не установлен.

Юристы сходятся на том, что это должен быть некий разумный срок. Оптимально – один месяц. Но практика показывает, что иногда и года бывает мало.

Так что эксперты предложили способ, который поможет вообще избежать возникновения мифических долгов.

— Я рекомендую законным представителям сразу принимать меры, чтобы выделять долю ребенка в оплате коммунальных услуг, — советует Алексей Головань, — Этот прием путают с разделом лицевого счета.

Лицевой счет не делится с 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса. Но можно выделить долю в оплате.  Обязанность органа опеки — защищать имущественные интересы ребенка. Но они этого зачастую  не делают или не знают как это сделать.

Так что если кроме ребенка в квартире еще кто-то зарегистрирован, надо выделить его долю, чтобы долги родственников не переходили на ребенка. Они обычно прилипают именно к ребенку.

Подчас в квартире зарегистрированы недобросовестные родственники, которые хронически не платят. По достижении 18 лет ребенок начинает солидарно отвечать за долги по квартплате.

Если не выделить заранее долю сироты в оплате ЖКУ, может возникнуть крайне неприятная ситуация. Например, кроме ребенка в квартире зарегистрированы его дядя и тетя. Они не платили за квартиру годами. Управляющая компания идет в суд, без труда получает судебный приказ и отдает его приставам.

А те предъявляют документ ко всем проживающим на проблемных квадратных метрах солидарно – то есть ко всем сразу и одновременно. У кого есть деньги на счету, с того и спрос.  Как правило они есть именно у ребенка, который получал социальные выплаты и пенсию. По закону на такие выплаты взыскание наложить нельзя.

Но эти деньги не «окрашены». Пристав не видит, что это за деньги. Конечно, потом можно сделать поворот исполнения и отбить неправомерно списанные со счета сироты средства, но это требует колоссальных усилий и определенных знаний.

Кто-то этим занимается, но многие ребята не знают юридических тонкостей и расплачиваются за долги родственников.

— Процедура такая: выделяем долю, до 18 лет ничего не платим, после 18 лет платим только свою долю, — говорит Алексей Головань, —  Если у управляющей компании есть какие-то вопросы, пусть она предъявляет иск к законному представителю в суд. Органы опеки не должны выступать лоббистами интересов коммунальщиков. Они должны понимать, что все деньги ребенка он должен тратить на свое развитие и свои потребности,  а не на погашение аппетитов управляющих компаний.

Читайте также:  На вторичном рынке в несколько раз выросло число обменов жилья

«Недостойное наследство»

Как говорят юристы, систематически возникает тема принятия наследства детьми-сиротами. Специалисты стоят на том, что далеко не всякое наследство вообще надо принимать. У органов опеки в корне иная установка: есть наследство – надо вступать.

  Эксперты же советуют приемным родителям и опекунам прежде всего посмотреть, что именно оставил наследодатель. Если долгов в таком наследстве больше, чем реального имущества, лучше отказаться. Или, например, если наследственная квартира или дом в полуразрушенном состоянии.

Такой «подарок» сослужит ребенку плохую службу. Во-первых, придется платить налоги. Во-вторых, вкладывать бешеные деньги в ремонт. В третьих, ребенок лишиться возможности попасть в список на получение бесплатного жилья от государства. Ведь жилье-то у него вроде как есть.

Даром что жить в нем невозможно.

В такую ситуацию попал 23-летний студент института машиностроения из Владимирской области Владислав Цвелев. Его дело дошло до Верховного суда. Юноша стал сиротой при живой матери –женщину лишили родительских прав. До этого она продала свою квартиру в Москве и купила жилье в Гусь-Хрустальном.

Недвижимость дама оформила в собственность пополам с сыном. Из-за пьянства родительницы мальчик попал сначала в детдом, а потом в приемную семью. После смерти матери парень оказался бы полноправным хозяином квартиры. Но, во-первых, она была совершенно непригодна для жизни. Двери кто-то успел вынести, окна разбиты, проводка срезана.

Даже напольные доски стали уловом мародеров. Кроме того, в жилище произошел пожар. А во-вторых, горе-мать за жизнь успела накопить солидный долг по квартплате. Молодой человек в наследство решил не вступать.

Вместо этого он пошел в местную жилищную комиссию с просьбой провести обследование квартиры и выделить ему бесплатное жилье от государства как сироте. Комиссия побывала на пепелище и вынесла весьма странный вердикт:

«Заключением межведомственной комиссии от 24 марта 2017 года факт непригодности жилого помещения для проживания не установлен, а сделан вывод о необходимости капитального ремонта в квартире», — цитирует выводы чиновников Верховный суд в своем определении.

Все суды, кроме Верховного, сирота проиграл. Только в последней инстанции смог доказать, что жить в разрушенной квартире невозможно.

— Органы опеки исходят из одного посыла: если это наследство, то в него обязательно нужно вступать, — сетует Алексей Головань, —  Но когда опекуны спрашивают, как быть — вступать или нет, если это полуразрушенный дом или маленькая доля в квартире — я говорю: «Если я вам под окно подгоню десять разбитых машин и скажу, что это вам подарок, оно вам надо будет? Эта машины будут все ваши, но вы ими не сможете пользоваться и не будете знать, как от них избавиться. Вам придется за них платить налоги, и даже если захотите утилизировать, тоже придется заплатить.

«Без бумажки ты букашка»

Еще одна серьезная проблема на пути детей-сирот и приемных семей – выплата ребенку региональных пособий.

— Часто опека в Москве и Подмосковье отказывают, так как эта выплата предоставляется детям, местом жительства которых является соответствующий регион. А ребенок тут зарегистрирован временно, значит не положено, — говорит Алексей Головань.

Специалисты по защите прав детей-сирот подчеркивают: все выплаты и гарантии детям привязаны не к регистрации, а к месту его фактического жительства. Если ребенок стоит на учете в органе опеки в определенном регионе, то ему положены все выплаты именно  этом регионе.

Регистрация не может являться основанием для ограничения или реализации прав граждан. Но чтобы это доказать, приемным родителям приходится дойти до суда. Причем далеко не всегда их позиция находит поддержку в первой инстанции.

Вот стандартная мотивировка в отказных решениях:

«Суд, отказывая прокурору в иске, исходил из того обстоятельства, что указанные дети не имеют постоянной регистрации по месту проживания, а значит не могут пользоваться мерами социальной поддержки на территории Московской области», — сказано в апелляционном определении Мособлсуда, которым отменялось решение Подольского городского суда. В том деле прокурор встал на защиту четверых детей-инвалидов из Санкт-Петербурга, взятых в подмосковную приемную семью. Местные чиновники отказались начислять ребятам региональные выплаты из-за отсутствия у них постоянной регистрации.

Как отмечают юристы, место жительства подопечных детей определяется местом жительства их законных представителей и тем, какой орган опеки в отношении этого ребенка исполняет свои полномочия. Это правило неоднократно повторял в своих решениях и обзорах Верховный суд.

Как только ребенка поставили на учет, с этого момента местом жительства  ребенка считается тот населенный пункт, где он стоит на учете. Выплаты в таком случае должны начисляться ребенку либо с момента смерти его родителей, либо с момента постановки на учет в орган опеки. Но на практике далеко не все так однозначно.

Как отметил Алексей Головань, часто дети по несколько лет не получают пособия из-за того, что местные органы власти считают, будто этих детей нет на их территории:

— Хуже всего дела обстоят в детских домах. Детей, которым отказывают в выплатах из-за отсутствия регистрации, кормят и одевают сотрудники за свой счет, — рассказал эксперт.

Татьяна Антонова

Материалы подготовлены с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

Обязанности старшего по подъезду в многоквартирных домах

Управдомы могут получить дополнительные полномочия

Согласно Жилищному Кодексу РФ, управлением многоквартирных домов российских граждан должны заниматься полномочные в этом организации. В число последних входят товарищества жильцов и управляющие компании. Вне зависимости от выбранной формы управления общедомовым имуществом жильцам многоквартирного дома необходимо выбрать старшего по дому или подъезду, который будет следить за деятельностью либо всего товарищества, либо управляющей компании.

В сегодняшнем материале рассмотрим права и обязанности лица, занимаемого должность «старший по дому или подъезду», а также принципы и основы его деятельности на территории РФ.

Статус, права и обязанности старшего по дому или подъезду

Что должен делать старший по дому или подъезду? Фото № 1

Как было отмечено ранее, законодательством РФ установлено, что жители многоквартирного дома (МКД) выбирают управленцев для их общего имущества и обязуются следить за ними. Конечно, следить отдельными группами, периодически меняясь, просто неудобно, поэтому на собрании жильцов МКД нередко выбирается старший по всему дому или отдельному подъезду.

Зачастую это человек инициативный и способный грамотно проследить за правильностью работы либо товарищества жильцов, либо управляющей компании.

Жилищный Кодекс РФ также определяет то, что именно должен делать старший по дому или подъезду. В наиболее важные обязанности данного должностного лица входит:

  • полноценный контроль над содержанием МКД и прилегающей к нему территорией (чистота подъездов, лифтов и лестниц, соблюдение норм гигиены и санитарии на этих территориях и т.д.);
  • проверка своевременного и полноценного проведения текущего и капитального ремонтов МКД, а также их качества;
  • поддержание общедомового имущества граждан в должном состоянии (слежение за его целостностью, правильным хранением и т.п.);
  • содействие жителям дома в сотрудничестве с управляющей компанией или товариществом жильцов;
  • поддержка в норме остальных аспектов использования, хранения, проверки и иных мер, необходимых для поддержания общедомового имущества в должном виде.

Помимо этого, старший вправе:

  • контактировать с товариществом жильцов или управляющей компанией относительно всех вопросов, связанных с содержанием МКД, им подконтрольного;
  • принимать участие в финансовой деятельности дома;
  • инициировать собрания жильцов и избираться на более высокие должности.

Важно понимать, что в зависимости от условий, на которых старший по подъезду или дому занимает свою должность, определяется окончательный для него перечень прав и обязанностей. Законодатель позволяет, чтобы последний дополнялся или упразднялся в сравнение с описанным выше, но только по договору старшего с жильцами дома.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Процедура выбора старшего

Как выбрать старшего по дому или подъезду? Фото № 2

Выбор старшего по дому или подъезду – процедура, контролируемая законодательством РФ. Ее порядок рассмотрен в 44-48 статьях Жилищного Кодекса и имеет одинаковый вид с подобными мероприятиями в МКД России.

В общем виде процедура выборов такова:

  1. Первоочередно проводится инициация выборов, а точнее общедомового собрания. Для этого достаточно за 10 дней до мероприятия письменно оповестить всех жильцов МКД о проведении сбора.
  2. В день сбора проводятся непосредственно выборы. Однако они возможен только при составлении протокола присутствующих и лишь с тем условием, что на собрание жильцов пришли граждане, владеющие более 50 % жилой площади МКД. При иных обстоятельствах выборы старшего невозможны, так как будут не законны.

Старший по дому: права, обязанности, зарплата

Старший по дому (управдом) — ответственное лицо, представляющие интересы совета многоквартирного дома перед управляющей компанией, службами ЖКХ и иными структурами. Несмотря на то, что такая должность существует достаточно давно, единого законодательного регулирования она не имеет. С учетом данного фактора актуальным становится вопрос о полномочиях соответствующего лица.

Жилищный кодекс не дает определения понятию “старший по дому” и не регламентирует его полномочий. Однако такой термин часто употребляется в местных территориальных правовых актах.

С учетом общепринятой практики старшего выбирает совет многоквартирного дома. Формирование и деятельность такого образования регламентируется статьей 161.1 ЖК РФ. Именно данный орган и наделяет жильца полномочиями управдома.

В соответствии с назначением старший по дому становится ответственным лицом. Основная его функция — представительная. Управдом выступает от лица совета, защищает интересы жильцов в управляющей компании, службах ЖКХ, а также перед другими структурами.

Права и обязанности старшего по дому регламентируются местными законодательными актами. В зависимости от региона и населенных пунктов отдельные нормы могут отличаться. Однако среди них выделяют и общие положения.

Обязанности старшего по дому

В основные обязанности старшего по дому входит:

  • регулярный контроль уборки лестниц, лестничных площадок, лифтов, подъездов и иных объектов общего пользования;
  • контроль за деятельностью жилищно-эксплуатационных организаций по уборке и благоустройству прилегающих территорий;
  • контроль над соблюдением предписаний по санитарным, гигиеническим, экологическим, противопожарным и эксплуатационным требованиям, включая содержание жильцами домашних животных;
  • принятие мер для ликвидации недостатков, порчи и случаев нарушения использования общедомового имущества;
  • формирование инициатив и рационализация по поддержанию порядка и сохранности имущества и объектов общедомового пользования;
  • проводить разъяснительную работу с жильцами в вопросах их прав и обязанностей по соблюдению правил пользования жилых и нежилых помещений, включая общедомовое имущество;
  • предоставлять контактную информацию об эксплуатационных учреждениях, куда жильцы могут обращаться при аварийных или чрезвычайных ситуациях;
  • хранение ключей от запасных входов и помещений служебного и технического характера, электрощитов, пусковых устройств;
  • контроль над проведением ремонтных работ;
  • содействие органами пожарного контроля для сохранения противопожарной защиты дома;
  • содействие органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам;
  • сотрудничество со здравоохранительными органами при проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий;
  • содействие органам внутренних дел для сохранения общественного порядка и исключения насилия среди жильцов;
  • ведение и хранение паспорта многоквартирного дома, протоколов общих собраний жильцов, их обращений, а также составление техосмотров общедомового имущества;
  • предоставление отчетов о проделанной в течение года работе.
Читайте также:  Средний бюджет сделки с элитным жильем в Москве стал меньше на четверть

Старший по дому отчитывается перед общим собранием или советом жильцов, в зависимости от того, кем был выбран. Соответственно по решению данного органа полномочия управдома могут быть продлены или прекращены досрочно.

Права старшего по дому

Помимо обязанностей, старший по дому имеет и определенные права:

  • получение необходимой информации в управляющей компании, ТСЖ, ЖСК, направление в данные структуры требований по устранению нарушений;
  • внесение предложений по улучшению условий эксплуатации и содержания имущества, а также по его ремонту;
  • контроль над использованием финансов, направленных на содержание и ремонт общедомового имущества;
  • содействие жильцам по оплате коммунальных и жилищных услуг;
  • направление в управляющую компанию или иную структуру предложений о необходимости проведения капитального ремонта общедомового имущества;
  • оценка качества произведенных ремонтных работ, участие в составлении акта приема;
  • принятие мер по воздействию на квартиросъемщиков и жильцов, нарушающих правила пользования жилыми и нежилыми помещениями;
  • подача инициативы для проведения общего собрания жильцов.

Также старший по дому может быть избран членом районного домового комитета. В этом случае его полномочия предусматривают защиту общих интересов жильцов многоквартирных объектов.

Зарплата у старшего по дому есть?

При отсутствии государственного регулирования трудовых обязанностей старшего по дому вопрос о заработной плате остается открытым. Никаких начислений со стороны государственных учреждений не предусматривается.

Аналогично нет положений и о поощрениях со стороны совета жильцов многоквартирного дома. В некоторых случаях общее собрание привлекает управляющую компанию к выдаче заработной платы с включением соответствующих сборов в счет коммунальных услуг жильцов.

Однако подобный подход считается некорректным. Если управляющая компания получает от жильцов деньги на зарплату старшего по дому — она должна заплатить с них налог на доход. После этого удерживается и налог с зарплаты сотрудника, включая страховые сборы.

В данном контексте привлечение управляющей компании становится затратным и отчасти неправомерным. Законным поощрением деятельности старшего по дому считаются следующие варианты:

  • предоставление скидок на коммунальные платежи;
  • самостоятельный сбор средств среди жильцов и их предоставление совету многоквартирного дома с последующим распределением между должностными лицами.

Размер вознаграждения может фиксироваться локальными правовыми актами, однако общего законодательного регулирования не имеет. С учетом прав и обязанностей старшего по дому его работа считается ненормированной и может составлять как несколько минут в неделю, так и несколько часов в день.

С учетом данного аспекта оценить работу старшего по дому достаточно трудно. В некоторых случаях зарплату рассчитывают по количеству жильцов или квартир, в других — по площади помещений или по затраченному времени.

Вне зависимости от способа начисления, размер заработной платы определяется общим решением жильцов. Старший по дому не может требовать прибавки или премию — подобные заявления неправомерны.

Назначение и переизбрание

Передача полномочий ЕИО управляющей организации

Федеральные законы – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривают возможность передать функции единоличного исполнительного органа (Президента, директора, генерального директора и т.п.) управляющей организации или управляющему в статусе ИП.

Согласно статье 42 ФЗ «Об ООО» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия ЕИО, осуществляет и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего.

Договор с управляющим подписывается от имени Общества, лицом председательствующим на общем собрании участников, утвердившим условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников, либо председателем Совета директоров, если решение таких вопросов отнесено к его компетенции.

            В абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.

1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» указано, что по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Сразу отмечу, что в силу пп.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.

2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: — юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

  • В некоторых случаях осуществление функций исполнительного органа, согласно статье 28 этого же закона может быть отнесено к сделке с правами в отношении коммерческих организаций, которые осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
  • Возникают ситуации, например договор с управляющей организацией подходит к концу, требуется ли в таком случае повторное предварительное согласие ФАС России на пролонгацию такого договора?
  • ФАС России в своих разъяснениях исходит из следующего, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, совершается с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий).
  • Истечение срока действия договора осуществления функций управляющей организации лишает соответствующее лицо (управляющую организацию) возможности осуществления полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, права в отношении которого передаются, и требует для осуществления указанных полномочий продления договора (заключения нового), что при наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

Стоит отметить, что в п.3. ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.

2001 N 195-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств.

Данные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вопрос

Существуют ли какие-то ограничения по кругу или объему  полномочий, передаваемых на основании соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселений в его составе? В частности, могут ли передаваться полномочия по проведению аукционов на право аренды муниципального имущества?

Ответ

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, и органы местного самоуправления муниципальных районов вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих местных бюджетов. Из этого следует, что передаваться могут лишь отдельные полномочия, а не вопросы местного значения в полном объеме, и что передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению одного или нескольких вопросов местного значения.

Каких-либо ограничений по кругу и объему полномочий, передача которых допустима, закон не содержит.

В ряде иных законодательных положений дополнительно оговаривается о возможность передачи на уровень муниципальных районов полномочий органов местного самоуправления поселений: по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей (пункт 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ); по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения (часть 3 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ); по разработке прогноза социально-экономического развития поселения (статья 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Однако в части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ не оговаривается, что соглашениями между органами местного самоуправления могут передаваться полномочия только в случаях, предусмотренных законом.

Поэтому следует исходить из того, что передаваться на основании межмуниципальных соглашений могут любые полномочия органов местного самоуправления, вне зависимости от упоминания о такой возможности в федеральных законах, кроме случаев, когда законом прямо установлены ограничения на передачу тех или иных полномочий.

Так, в части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлен перечень полномочий, находящихся в исключительной компетенции представительного органа соответствующего муниципального образования.

Это означает, что данные полномочия вправе осуществлять только (исключительно) такой представительный орган.

Соответственно, передача указанных полномочий органам местного самоуправления иных муниципальных образований недопустима.

Еще одно исключение в настоящее время установлено статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием иному муниципальному образованию.

Проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») представляет собой полномочие органов местного самоуправления по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом. В отношении таких полномочий законодательством не установлено ограничений на передачу их по соглашениям между органами местного самоуправления муниципального района и поселений, входящих в его состав.  Таким образом, данные полномочия могут быть переданы на основе межмуниципальных соглашений, предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Дополнительные права участников ООО как возможность отражения особенностей управления и взаимоотношений сособственников

Наш многолетний опыт работы в сфере структурирования бизнеса, позволяет сделать однозначный вывод, что не бывает одинаковых организаций, как и одинаковых людей, стоящих во главе их управления. Каждой присущи свои уникальные особенности, в том числе и в сфере взаимоотношений сособственников, а также участников и руководителя компании.

Учитывая наличие таких особенностей, всегда абсолютно нелогичным видится наличие в компании стандартных уставов, копирующих положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» без преломления к специфике самой организации и учета ее интересов и интересов ее владельцев.

В этом ключе полезным инструментом является указанная в п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» возможность предусмотреть в Уставе Общества дополнительные права — для всех его участников либо инидивидуально для отдельных лиц.

При всем богатом потенциале данного инструмента на практике его реализация встречается довольно редко. Нечасто он становится и предметом корпоративных споров, рассматриваемых арбитражными судами.

Это объясняется, с одной стороны, отсутствием детализированного нормативного регулирования правил утверждения дополнительных прав, а с другой — возможным ущемлением прав других участников, что впоследствии может повлечь за собой признание таких прав противоречащим общим принципам гражданского законодательства.

При этом это нисколько не умаляет широкие возможности применения института дополнительных прав в качестве механизма, позволяющего учесть все особенности участия лиц в бизнесе, достигая тем самым соблюдения баланса их интересов; а также в качестве эффективного инструмента оптимизации управления в организации, путем, например, закрепления решения отдельных вопросов за тем или иным участником, ограничения полномочий руководителя Общества.

Нормы Федерального закона «Об ООО» не содержат какого-либо примерного перечня дополнительных прав или их содержания. Пункт 2 ст.

Читайте также:  У дачников Подмосковья появилась своя хартия

8 указанного закона упоминает лишь о том, что помимо прав и обязанностей, предусмотренных самим законом, Устав Общества также может содержать дополнительные права.

Такие права при этом носят инидивидуализированный характер — и при продаже или ином отчуждении доли к новому участнику не переходят (абс. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об ООО»).

Поскольку законом не установлены правила относительно указания участников, для которых уставом предусматриваются права — это могут быть как отдельно поименованные лица, так и возможное выделение критериев при соответствии которым участник автоматически наделяется дополнительными правами (например, участие в учреждении Общества). Обращаем внимание, что от размера доли участника наделение его какими-либо индивидуальными дополнительными правами не зависит. Поэтому данный инструмент может эффективно использоваться в целях защиты прав миноритариев, любого участника Общества.

Ограничить или упразднить дополнительное право возможно только при согласии самого участника Общества, наделенного таким правом, что также является для него дополнительной гарантией защиты.

Еще одной важной особенностью института дополнительных прав является обязательность их перечисления в Уставе Общества.

Такой вывод следует из необходимости ознакомления с перечнем таких прав не только всех участников Общества, но и третьих лиц — на права и обязанности которых такие права могут повлиять.

Так, например, напрямую на возможность заключения контрагентом сделки с Обществом и ее действительность влияет императивное право действовать от имени Общества в подобных сделках конкретного участника, а не единоличного исполнительного органа.

Обязательность указания таких сведений в уставе направлено на то, чтобы контрагенты общества при совершении различного рода сделок, особенно крупных, имели возможность ознакомиться с правовым положением и компетенцией соответствующих органов общества с целью избежания в дальнейшем негативных последствий для сторон сделки. Таким образом, при утверждении дополнительных прав должны соблюдаться правила ст. 12 Федерального закона «Об ООО», предусматривающей, что сведения, которые могут непосредственно повлиять на права и законные интересы контрагентов такого общества, должны содержаться именно в уставе общества, как документе, к которому у третьих лиц есть свободный доступ по соответствующему запросу. В случае отсутствия упоминания о таких правах в Уставе для третьих лиц они не будут иметь силу.

Рассмотрим, опираясь на примеры судебной практики, в разрешении каких вопросов деятельности Общества может существенно помочь институт дополнительных прав:

  1. Одним из важнейших, возможных к предусмотрению дополнительных прав участника является право «вето» при принятии Обществом всех или какого-то определенного перечня решений. Участник, обладающий таким правом, вне зависимости от размера его доли, голосуя «против» имеет возможность напрямую повлиять на принятие решения Обществом. Таким образом, у участника есть возможность сохранить контроль за деятельностью Общества во всех или определенных вопросах, даже если он является миноритарием. Это могут быть как управленческие вопросы (избрание директора), так и вопросы имущественного характера (заключение Обществом сделок по распоряжению имуществом Общества, приобретению имущества).
  2. В отношении имущества отдельно возможно предусмотреть в качестве дополнительного права — дачу согласия на распоряжение имуществом Общества, в том числе и на непосредственное заключение сделок, связанных с распоряжением.
  3. Такое право позволяет ограничить полномочия руководителя организации по решению соответствующих вопросов, а также, например, сохранить имущественный комплекс, который был внесен участником в качестве вклада в уставный капитал Общества.
  4. Дополнительно к возможности сохранения имущества, внесенного участником в качестве вклада в уставный капитал Общества, также можно предусмотреть преимущественное право получения данного имущества после ликвидации Общества.
  5. Довольно интересным выглядит судебный прецедент по рассмотрению правомерности предоставления участнику права пользования имуществом Общества взамен участия в распределении прибыли и получения дивидендов.
  6. Закрепление, к примеру за участником-юридическим лицом компании-Хранителя активов такого права позволит не перечислять денежные средства за аренду этого имущества, необходимые в обороте операционной компании Хранителю активов, на котором в их накоплении нет необходимости.
  7. ФАС Поволжского округа в качестве дополнительного права участника признал возможность выплаты ему дивидендов непропорционально размеру вклада. Сумма дивидендов, превышающая ту, которая подлежит выплате участнику в соответствии с его долей в уставном капитале облагается НДФЛ по ставке 13%, обложения страховыми взносами при этом не происходит.

Как видим из перечисленных примеров сфера применения института дополнительных прав достаточно широка и может способствовать учету достаточно большого спектра особенностей деятельности и управления в организации.

Единственным ограничением при этом, установленным законодательством является запрет на злоупотребление правами других участников Общества, поскольку наделение допоплнительными правами одних участников не предполагает по смыслу п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» лишения прав других или нарушения императивных правил, предусмотренных нормативными актами.

В остальном деловая фантазия собственников бизнеса ничем не ограничена.

Сноски:

1. Определение ВАС РФ от 20.07.2011 г. № ВАС-8608/11

Делегирование полномочий в организации

Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.

Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ

Понятие делегирования

Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции.

Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.

Как передать управляющему — индивидуальному предпринимателю полномочия единоличного исполнительного органа ООО?

Цели делегирования

Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:

  • Снижение нагрузки на руководящий состав.
  • Увеличение эффективности работы каждого звена.
  • Повышение заинтересованности сотрудников в труде.

Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?

Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия.

Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам.

Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.

Принципы эффективного делегирования

Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:

  1. Единоначалие. Делегировать задачи может только непосредственный руководитель сотрудника. Над каждым работником может стоить только один менеджер. Руководитель высшего звена не может делегировать задачи менеджерам низшего звена. Задачи в данном случае передаются руководителям среднего звена.
  2. Ограничение. При использовании инструмента принципиальна правильная организация вертикали управления. За каждым управленцем закрепляется фиксированное число подчиненных. Руководитель не может передавать свои функции не своим подчиненным.
  3. Соблюдение прав и обязанностей. Сотрудникам запрещается передавать функции, которые не соответствуют их должностной инструкции.
  4. Закрепление ответственности. Если руководитель передает определенную задачу своему подчиненному, это не снимает с него ответственности за ее невыполнение.
  5. Передача ответственности. Если управленец передает сотруднику определенную задачу, он должен быть уверен, что она будет выполнена.
  6. Отчетность. Все нюансы выполнения задач, в том числе нарушение графика и прочее, должны фиксироваться в отчетах.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.

Разновидности полномочий

При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:

  • Линейные. В этом случае действует вертикальная система власти. То есть полномочия передаются от руководителей высшего звена руководителям среднего звена, от управленцев среднего звена управленцам низшего звена.
  • Штабные. Полномочия передаются вне вертикальной системы.

Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.

Базовые правила передачи полномочий

Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:

  1. Делегирование и жесткая централизация противоречат друг другу. Имеет смысл передавать важные полномочия руководителям среднего и низшего звена.
  2. Основная цель делегирования – обеспечение развития предприятия.
  3. При передаче полномочий нужно принимать во внимание занятость сотрудника. Если работник сильно занят, не стоит поручать ему дополнительные обязанности.
  4. При делегировании нужно всегда предусматривать риск того, что сотрудник не справится с задачей. Учет риска позволит его предотвратить. К примеру, можно задавать предварительные сроки, чтобы оставалось время до основного срока.
  5. Руководитель должен брать на себя ответственность за ошибки, допущенные сотрудником, которому передана задача.

К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.

Что не стоит доверять своим подчиненным?

При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:

  • Разработка целей деятельности предприятия.
  • Принятие решений, которые меняют политику компании.
  • Контроль над результатами деятельности.
  • Задачи высокой важности, которые сопряжены с большим риском.
  • Срочные задачи, для контроля над результатами которых нет времени.
  • Передача полномочий.

Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.

К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.

Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:

  • Передача полномочий руководителя.
  • Создание правильной рабочей атмосферы.
  • Контроль деятельности сотрудников.
  • Анализ поступающей информации.
  • Решения, касающиеся развития предприятия.

Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *