У российских городов и сел появилась стратегия развития

В России предложили внедрить стратегию развития городов и сел Минэкономразвития разработало программу, которая поможет устранить неравенство между российскими городами

В России предложили создать индивидуальный пакет мер поддержки для каждого типа территорий — крупных городов, городских агломераций, малых и средних городов, сельских и геостратегических территорий. Соответствующий проект Минэкономразвития уже направило на согласование в регионы страны, сообщает «Российская газета».

К крупным городам и городским агломерациям относят территории с населением более 500 тыс. человек. Такие территории дают наибольший вклад в российскую экономику. Новая стратегия поможет сделать так, чтобы выгоду от развития агломераций получали не только центры, но и прилегающие к ним территории, отмечает издание.

Для решения этой задачи Минэкономразвития предлагает создать необходимые условия и увеличить крупные центры экономического роста с 25 (не включая Москву и Санкт-Петербург с пригородами) до 35–40. Согласно стратегии, чтобы достигнуть такого результата, нужно остановить отток населения, решив транспортные и экологические проблемы, следует из публикации.

К второму типу территорий относятся малые и средние города, а также села. В них сосредоточено 40% населения страны. Минэкономразвития предлагает усилить их связанность с центрами роста, создать рабочие места для населения, а также повысить качество среды, отмечает «РГ».

Согласно новой стратегии, для третьего типа — геостратегических территорий — предлагается разработать специальные программы поддержки и мероприятия, направленные на повышение их конкурентоспособности. Основной задачей нового проекта является устранение неравенства между городами и новыми поселениями, поясняет газета.

Сейчас для реализации стратегии Минэкономразвития готовит дорожную карту, включающую госпрограммы и приоритетные проекты, а также изменения законодательства. Основываясь на стратегии, правительство до октября утвердит шестилетний план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который был намечен в Послании президента Федеральному Собранию, написано в статье.

Сегодня в стране действует программа формирования комфортной городской среды, которая включает в себя благоустройство парков, дворов, набережных и площадей. Кроме того, в России работает программа благоустройства малых городов и исторических поселений.

Вера Лунькова.

Подробнее на РБК: https://realty.rbc.ru/news/5b616e189a79476f57e936ba

В правительстве планируют потратить на «агрессивное развитие инфраструктуры» около 22 трлн рублей за 9 лет

Forbes стали известны подробности правительственного плана по агрессивному развитию инфраструктуры, разработку которого курирует зампред правительства Марат Хуснуллин.

Подлинность материалов подтвердил федеральный чиновник. По словам источника, впервые документ был рассмотрен рабочей группой под названием «агрессивное развитие инфраструктуры» месяц назад, сейчас он дорабатывается.

 Представитель Хуснуллина отказался от комментариев. 

Группа Хуснуллина «агрессивное развитие инфраструктуры» — одна из пяти, которые в начале этого года сформировал премьер Михаил Мишустин для составления программы социально-экономического развития до 2030 года и назначил ответственных среди своих заместителей.

Помимо группы Хуснуллина, к примеру, работают группы «новая высокотехнологичная экономика», «новый общественный договор», «национальная инновационная система» и «клиентоцентричное государство».

Работать с планом планируется по принципу «только change и disrupt», а общая программа выглядит «очень модно», цитировал The Bell одного из собеседников в правительстве. 

План по агрессивному развитию инфраструктуры пока оценивается минимум в 22 трлн рублей. Это средства федерального бюджета, регионов, бизнеса, банков и институтов развития.

В числе источников есть и инфраструктурные кредиты на 500 млрд рублей, которые ранее в своем послании Федеральному собранию упоминал президент Владимир Путин. Для сравнения — на все нацпроекты планировалось потратить сначала до 2024 года, а сейчас до 2030 года 25,7 трлн рублей.

То, что теперь лишь часть плана сравнялась по стоимости с бюджетом всех нацпроектов, объясняется тем, что сейчас рабочие группы прописывают объемы финансирования «по максимуму» и они не подтверждены, говорит источник, близкий к рабочей группе.

 «Каждую неделю планы обсуждают в «бункере», — добавил он. Речь идет о помещении у гостиницы «Украина», в котором кабмин создал координационный центр управления нацпроектами.  

Полная стоимость проекта пока не определена, проекты меняются. «Цифры вообще ничем не подтверждены пока», — подтверждает федеральный чиновник.

Из версии плана, которую изучил Forbes, следует, что чиновники отталкиваются от мысли, что человек — главный капитал для страны, а инфраструктура — это экосистема. Сам план состоит из пяти направлений. Это сбалансированное пространственное развитие, развитие «новых жилищных возможностей», инфраструктурный прорыв, новый ритм строительства и решение экологических проблем. 

Раздел «Экология» единственный, для которого отдельно прописаны риски, в том числе политические. По данным регионов, которые собрали в правительстве, по всей России находятся почти 29 000 объектов накопленного вреда — свалки, полигоны и так далее.

Но сколько их на самом деле, неизвестно, также нет информации о том, насколько эти объекты опасны. Игнорирование или замалчивание проблемы создает риск социальной напряженности, нет технологических решений, как ликвидировать свалки и другие объекты, говорится в документе.

Кроме того, нет резерва на предотвращение ЧС. 

Из документа следует, что нужна «генеральная уборка». Рабочая группа предлагает создать систему мониторинга опасных объектов и определить, как бизнес будет перечислять экологические платежи от бизнеса на ликвидацию объектов накопленного вреда. Их надо окрасить и тратить на восстановление экологии, следует из документа.

Ранее представитель вице-премьера Виктории Абрамченко указывал, что такой механизм правительство разрабатывает на примере штрафа от аварии в «Норникеле». Сейчас регуляторы действуют ситуативно, как «экологическое МЧС», возмущается источник, близкий к аппарату Абрамченко.

В России нет системы и правил, при которых собственнику выгоднее ликвидировать накопленный вред самому, пока предприятие живое, добавляет он.

Кроме того, план предполагает создание единой диспетчерской экологической службы — напротив этого предложения стоит пометка «обратная связь с людьми». Ее прототип фактически был создан в 2020 году при отработке инцидента на Камчатке, сказал источник, близкий к аппарату Абрамченко. 

Также нужно стимулировать экономику замкнутого цикла — с обращением и утилизацией отходов, цифровизацией, экологическим просвещением и другими аспектами.

Необходимо, в частности,  адаптироваться к изменениям климата и внедрять обязательную углеродную отчетность для крупных компаний. До конца 2022 года в России проведут расчеты по адаптации к изменению климата по отраслям и регионам России.

И возможно, на это направление понадобится дополнительно более 2,3 трлн рублей, следует из документа. 

Еще нужны законы о рекреации и о восстановлении лесов, необходимо развивать экологический туризм и рекреационное рыболовство.

Также чиновники предлагают создать «альтернативную прозападным внутриполитическую организацию для поддержки реализуемых инициатив». Подробностей в документе нет.

 Источник Forbes, близкий к рабочей группе, рассказал, что предлагалось создать альтернативу Greenpeace, WWF и другим экологическим организациям, но поддержку на совещаниях идея не получила.

Сейчас, как следует из документа, российские города проигрывают на мировом рынке инвестиций, технологий и талантов, а разница в развитии между богатыми и бедными регионами растет. В итоге талантливая молодежь уезжает в российские мегаполисы или за границу.

 Чиновники хотят, чтобы уже в этом году в России выбрали, где будут строить 41 агломерацию. В появлении таких агломераций они видят решение проблемы отсталости регионов.

 Согласно плану, они появятся к 2030 году, в них будут жить 60 млн человек (чуть меньше половины населения России), в 15 агломерациях темпы экономического роста будут выше среднероссийского. 

Агломерации будут развивать там, где есть университет, а численность населения более полумиллиона человек. К ним, к примеру, помимо Московской и Санкт-Петербургской, чиновники относят Калининградскую, Ярославскую и Самаро-Тольяттинскую агломерации. Для их развития нужны в том числе реструктуризация кредитов регионам и выдача инфраструктурных кредитов, следует из материалов. 

В каждой агломерации будут опорные населенные пункты — малый город или сельский населенный пункт, обеспеченный всеми видами инженерных и социальных услуг и характеризующийся высоким уровнем благоустройства и транспортной доступностью территорий, расположенных в 50-километровой зоне от него. К 2024 году более 3,5 млн человек, которые живут в деревнях и небольших городах в 50 км от опорных населенных пунктов, получат доступ к новой инфраструктуре, а к 2030 году — более 15 млн человек, сказано в документах. 

Количество регионов-доноров вырастет, согласно плану, в полтора раза. По данным АКРА за 9 месяцев 2020 года, в России было 36 регионов-доноров — они не получали дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, а наоборот, отдавали в федеральный бюджет налогов и сборов больше, чем получали. 

В документах также говорится о планах по созданию «городов-турпродуктов» и улучшению условий для инвестиций в туризм. В этом году, следует из плана, могут быть запущены чартеры в пять курортов России из городов без прямого сообщения, а также появятся программы детских туристических поездок. 

Отдельно чиновники правительства планируют выделение средств на развитие Дальнего Востока, Кавказа, Крыма и Севастополя и Калининградской области. Больше всего по плану может получить Крым и Севастополь — почти 2 трлн рублей.

«Каждой семье еще по одной комнате — плюс 17 квадратных метров на семью» — так формулируется еще одна цель плана.

Сейчас две трети россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены, говорится в стратегии.

 В плане предлагается продлить программу льготной ипотеки под 6,5% до конца 2021 года за исключением регионов с «перегретым спросом», которые не называются. Программу «семейной ипотеки» планируют распространить на семьи с одним ребенком. 

В 2030 году планируют вводить 120 млн кв. м жилья в год, сказано в материалах. Рабочая группа выбрала 21 агломерацию, где новое жилье будет появляться в первую очередь. Среди них опять же Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Сочинская, Казанская и ряд других. Также чиновники хотят создать специальный ипотечный продукт для индивидуального жилищного строительства. 

Предлагается также увеличить рынок арендного жилья. Сейчас половине семей ипотека недоступна, а у застройщиков нет стимулов строить жилье для аренды. Чиновники предлагают налоговые льготы и субсидирование процентной ставки по кредитам застройщикам, которые будут строить жилье для аренды.

Есть три варианта развития — строительство государственных и муниципальных домов для социальной аренды, строительство коммерческих арендных домов и легализация частной аренды. Также для арендаторов предполагается субсидирование арендной платы. К 2030 году в России, по замыслу чиновников, может появиться 45 млн кв.

Читайте также:  У половины земельных участков в России нет официальных границ

м арендного жилья. 

Затраты по этому блоку еще просчитываются. 

Это один из самых дорогостоящих подразделов общего плана — в нем меры и проекты более чем на 12 трлн рублей. В России регионы разобщены, а город и село не имеют прямых связей, пишут авторы стратегии. Только 9000 км дорог имеют четыре полосы, дороги плохого качества, сказано в документе.

 Рабочая группа предлагает решить проблему следующим образом: утвердить план опорной дорожной сети, дать денег из ФНБ и из бюджета, использовать в проектах государственно-частные партнерства, при которых расходы бизнес и государство делят пополам, также надо дать государственные гарантии для концессий. 

Если все получится, то к 2030 году в России будет более 3000 км высокоскоростных железнодорожных магистралей, но только 60% дорог в регионах и между городами будут нормального качества. 

Еще одна часть раздела посвящена развитию общественного транспорта.

 «Если ничего не менять, то к 2030 году средняя скорость движения по дорогам в агломерациях снизится в 2,5 раза, до 7 км в час», — говорится в плане.

Чиновники предлагают улучшить маршрутную сеть, решить проблему с парковками, автоматизировать дорожное пространство. К работе хотят привлечь институты развития и дать денег из бюджета. 

Хорошая застройка: как города станут комфортнее

Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» разработали Стандарт комплексного развития территорий.

Документ, который в деталях описывает как будут развиваться города, какими комфортными могут быть наши подъезды и какие планировки застройщикам стоит делать в квартирах, в скором времени будет актуализирован для включения в нормативно-правовую базу.

Это обсуждалось на недавнем заседании Совета по развитию городских территорий и общественных пространств в Госдуме. Создание комфортной городской среды — масштабный проект, дающий новые экономические и социальные перспективы, заявлял президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию.

По словам председателя ГД Вячеслава Володина, в центре новой концепции развития территорий — человек и его комфорт. Зачем нужен стандарт, какие проблемы поможет решить и чем привлекателен для бизнеса –– разбирались «Известия».

В центре внимания — житель города

Известно, что города в России традиционно развивались как промышленные центры, жилье строилось вокруг заводов, а города делились на центр и спальные районы.

Времена изменились, и сейчас города предлагается развивать по совершенно другой концепции — поставить в центр развития города человека, сделать так, чтобы в основе градостроительных и инфраструктурных решений был принцип комфорта для жителей.

Для этого Минстрой России и ДОМ.РФ работают над актуализацией законодательной базы в строительной отрасли — в нее будут включены новые требования к планированию и формированию городского пространства, проектированию домов, которые сейчас отражены в Стандарте комплексного развития территорий.

— Человек должен иметь возможность чувствовать себя комфортно везде — дома, во дворе, в парке, независимо от того, в какой части города он проживает. Для этого должна быть другая идеология и другие стандарты [развития городов], — отметил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин в ходе обсуждения документа в Госдуме.

— Важно, чтобы этот стандарт был переложен в нормативно-технические документы и своды правил. Сегодня наше ведомство ведет эту работу, — заявил, выступая в Госдуме, глава Минстроя России Владимир Якушев.

По словам гендиректора ДОМ.РФ Александра Плутника, новые подходы в развитии городских пространств требуют новых инструментов, одним из которых и должен стать стандарт комплексного развития территорий.

Справка «Известий»

Стандарт комплексного развития территорий — документ стратегического уровня, основная задача которого сформировать комплексный подход к развитию качественной городской среды. Это своего рода конструктор, помогающий планировщику создать комфортную среду с учетом особенностей климата и характера территории.

Разработка документа предусмотрена паспортом национального проекта «Жилье и городская среда» и ведется по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева Минстроем России, финансовым институтом развития ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» при участии более 7,2 тыс. российских и международных экспертов в сферах, связанных с городским развитием.

Средства на разработку документы выделены из чистой прибыли ДОМ.РФ.

В числе предпосылок разработки Стандарта комплексного развития территорий большую роль сыграло изучение лучших международных практик, на основе которых предложены рекомендации по широкому перечню вопросов от формирования облика города до внедрения механизмов развития территорий.

Рассмотрены документы наднационального уровня, в которых определяются общие направления развития городов: Методические рекомендации ОЭСР по созданию компактных городов, стратегия планирования устойчивых жилых пространств ООН-Хабитат.

Вместе с этим проанализирован лучший опыт различных стран по экологическому и интеллектуальному городскому развитию, городскому планированию и созданию качественных общественных и жилых пространств, параметрам жилищного строительства и планировки территорий, рассмотрены документы регионального и городского значения, отдельные виды зданий и открытых общественных пространств. Всего более 200 документов в 40 странах мира.

Удобен для всех

–– Несмотря на огромные изменения в нашей жизни, в секторе массового жилищного строительства за последние 60 лет не изменилось практически ничего, –– отметил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов. –– Вся микрорайонная советская модель свободно расставленных многоэтажек воспроизводится по всей территории нашей страны.

По словам эксперта, сейчас такие микрорайоны занимают порядка 80% площади застроенных территорий городов.

Такой тип развития, по его мнению, уже не соответствует современным требованиям –– ни экономическим, ни социальным и культурным, ни экологическим. Более того, это тормоз для социально-экономического развития городов, в которых производится 70% ВВП добавил он.

В ДОМ.РФ подчеркивают, что процесс обсуждения стандартов, которые в перспективе лягут в основу градостроительных норм и правил, не может проходить без обсуждения с застройщиками.

Присутствовавшие на обсуждении в Госдуме девелоперы поддержали необходимость обновления устаревших градостроительных норм и правил.

–– Я поддерживаю Стандарт, вижу, что огромная работа проведена», –– рассказал президент ГК КОРТРОС Вениамин Голубицкий. –– Теперь мы хотим, чтобы это было реализовано в жизнь, и для этого должны быть созданы механизмы внедрения на государственном уровне. При этом для внедрения Стандарта может многое сделать и бизнес, это тот момент, в котором сходятся интересы государства и бизнеса.

Одобряют идею внедрения стандарта и региональные власти, для которых проблемы с развитием городской среды и строительством качественного жилья сегодня особенно актуальны.

–– Для исключения самой возможности некачественной реализации проектов нам, управленцам на местах, необходимы обязательные нормы. Поэтому Воронежская область готова стать пилотной территорией применения стандарта, –– сказал глава регионального департамента архитектуры и градостроительства Андрей Еренков.

1 июля 2019 года губернатор Воронежской области Александр Гусев эту инициативу поддержал и уже дал поручение подготовить предложения по площадкам в Воронеже, которые могли бы стать пилотными по внедрению Стандарта.

И.о. главного архитектора Оренбургской области Наталья Ибрагимова также предложила свой регион в качестве пилотной площадки.

–– Мы готовы проводить работу с муниципалитетами, с застройщиками, на региональных уровнях принимать решения. Поскольку стандарт –– это окно возможностей, –– отметила она.

Опытным путем

Одновременно первые проекты общественных пространств по новому стандарту уже появляются в регионах. ДОМ.РФ совместно с КБ «Стрелка» ведут такую работу с местными администрациями, архитекторами и жителями.

За два года обновленные улицы, набережные и площади появились в 26 городах-счастливчиках, преобразилось 34 значимых для этих городов территории. Выбирали их сами жители. В реализации проекта, внедрении дизайн-проектов в жизнь, принимали активное участие местные архитектурные бюро и даже начинающие архитекторы.

В программе задействовано более 60 региональных, иностранных и московских архитектурных бюро, привлечено 580 экспертов и архитекторов в регионах.

223 новых общественных пространства появится благодаря этой работе к 2024 году. Эта работа проводится в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Все проекты уже разработаны ДОМ.

РФ и «Стрелкой» и переданы в регионы, которые сейчас планируют их реализацию. Немаловажно, что разработан и новый инструмент, который будет оценивать эффективность этой работы регионов — индекс качества городской среды.

Он покажет, комфортно ли устроена городская среда в каждом городе.

Местный бизнес подтянулся за экономической составляющей городских изменений и в некоторых регионах начинает участвовать в реализации новых проектов.

Так, при реализации второй очереди благоустройства Михайловской набережной в Новосибирске частные инвесторы помогли построить кафе и площадку для детей с ограниченными возможностями.

В 2018 году в преддверии чемпионата мира по футболу в Калининграде привели в порядок заброшенный сквер около бывшей Кенигсбергской биржи. Таких примеров уже немало и понятно, что это новый тренд и новая городская экономика.

— Привлечение частного капитала гарантирует, что городское пространство будет востребованным, интересным и комфортным — иначе оно не будет приносить прибыль, — сказал «Известиям» вице-президент по стратегическому развитию Института градостроительного и системного проектирования Дмитрий Савин.

Читайте также:  Предложение: не облагать налогом жилье дешевле 10 млн рублей

Такие проекты, по его словам, подтверждают тот факт, что капитализация общественного пространства дает толчок развитию городской экономики в целом.

Матвиенко: развитие малых городов определит будущее России как уникальной цивилизации

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что о малых городах и исторических поселениях говорят незаслуженно мало, тогда как их развитие во многом определит будущее России. Об этом она написала в своем блоге на официальном сайте верхней палаты парламента по случаю Всемирного дня городов, который отмечается 31 октября.

«Конечно, тема городов глобальна. Но в этом тексте я решила вынести за скобки агломерации и обсуждение судьбы мегаполисов, а сосредоточиться исключительно на малых городах и исторических поселениях. Потому что о них, считаю, сказано незаслуженно мало. Но именно их развитие во многом определит будущее России как уникальной цивилизации», — написала Матвиенко.

По ее словам, из 1 116 российских городов более 70% относят к малым. Сенатор подчеркнула, что роль таких городов не следует оценивать исключительно с позиции экономической эффективности.

«Они носители нашей самобытности, нашей национальной культуры, традиций и обычаев русского, других народов России, свидетели и участники многовековой истории. И, конечно же, нельзя не учитывать такой уникальный фактор, как наши огромные географические размеры. А городов у нас выходит примерно один на 15 тыс.

 квадратных километров. Этого явно недостаточно с точки зрения освоения необъятного пространства, контроля над ним», — указала Матвиенко.

Она убеждена, что дальнейшее сокращение числа малых городов, количества жителей в них будет лишь обострять эту проблему и усиливать связанные с ней геополитические риски. «Лишних городов у России нет!» — отметила председатель верхней палаты парламента.

Парламентарий указала, что улучшение условий жизни людей в малых городах и исторических поселениях обрело статус стратегического приоритета и в настоящее время реализуются программы, направленные на благоустройство городской среды и улучшение экологической ситуации, на что в федеральном бюджете заложены средства. При этом, как полагает Матвиенко, главное сейчас — «претворить намеченное в конкретные дела на уровне местного самоуправления», ведь далеко не везде в регионах стратегия благоустройства принята в качестве руководства к действию.

«Убеждена, огромное значение для настоящего и будущего города имеют мэр, его команда, их профессионализм как управленцев. Если на этих постах деятельные, инициативные люди, любящие свою малую родину, если в их руках дело, что называется, горит, то точки роста обязательно будут найдены», — считает спикер СФ.

Поддержка и учет мнения жителей

Она также выразила убежденность в том, что любой малый город может успешно развиваться только вместе с жителями, при их поддержке, при учете их мнения, запросов, когда действуют институты прямой демократии и местного самоуправления, отлажена связь с бизнесом и общественными организациями.

«Видела немало примеров, когда мэры выстроили диалог с жителями, в ходе которого решают, на что следует прежде всего тратить имеющиеся средства местного бюджета.

Считаю, надо создавать площадки для широкого обсуждения градостроительных и иных проектов, советоваться с людьми, открывать простор для инициатив, новаций, творчества», — отметила Матвиенко.

Она также напомнила о проблеме, когда самостоятельность городов в решении вопросов своего экономического и социального развития зачастую сталкивается с высокой степенью зависимости региональных и, соответственно, местных бюджетов от трансфертов из федерального. «Убеждена, что мы должны идти к выстраиванию модели бюджетного федерализма, стимулирующей регионы и муниципалитеты к увеличению своих доходов. Совет Федерации работает над этим», — написала спикер Совфеда.

По ее словам, ряд инициатив сенаторов по совершенствованию сбалансированности межбюджетных отношений уже обрели статус законов, однако «поправки в конституцию, формирующие единую систему публичной власти, открывают в этом плане новые возможности».

Под гнетом агломераций. Выживут ли малые города в России будущего?

2017 год в России был отмечен бумом стратегирования. Разрабатываются две стратегии по линии Минэкономразвития: социально-экономического развития России и стратегия пространственного развития. Параллельно над своей стратегией работает ЦСР. Малые территории — одна из главных болевых точек для разработчиков этих стратегий

«У нас в сельской местности проживает сегодня, условно, лишних 15 млн человек» — фраза, брошенная мэром Москвы Сергеем Собяниным в ходе дискуссии с председателем совета Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным, стала для многих комментаторов символом отношения власти к глубинке и ее населению.

Встреча Собянина и Кудрина, состоявшаяся в рамках Общероссийского гражданского форума, обеспечила обоим участникам высокий медийный резонанс. Индекс Путина (количество упоминаний в СМИ относительно первого лица) у Кудрина и Собянина составил 11,6% и 13,6%. Однако дискуссия не выявила существенных расхождений в позициях и в целом соответствовала духу форума.

На нем много говорилось о тренде на расширение городских агломераций, включении в них все новых пространств, фактическом воспроизводстве китайской модели. Создание таких гиперцентров, объединяющих, к примеру, Екатеринбург, Пермь, Челябинск в один узел, представлялось участникам единственным шансом выдержать мировую конкуренцию между городами.

Позиции Кудрина и Собянина могли отличаться деталями, но оба они признают наличие общего курса на дальнейшее масштабирование мегаполисов. Сергей Собянин даже заявил этот курс как готовую большую идею для страны: «15% населения [России] не могут найти себе работу в малых городах, это 30 млн. Сделайте из 30 млн три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%.

Надо сконцентрировать это население в крупных городах, а не пытаться их всеми силами удержать».

Малые города и тем более села выглядят в этом процессе как рудименты, обреченные осколки прошлого.

От дискуссии и ее публичного обсуждения создается впечатление, что у малых территорий нет своих сильных лоббистов, встречная позиция никем не сформирована.

Центр социального проектирования «Платформа» попытался разобраться, так ли плохи малые территории, как они видятся через оптику гиперполисов. Результаты экспресс-анализа — в совместном материале с Avelamedia.

Аргументы в пользу укрупнения

2017 год в России был отмечен бумом стратегирования. Разрабатываются две стратегии по линии Минэкономразвития: социально-экономического развития России и стратегия пространственного развития. Параллельно над своей стратегией работает ЦСР. Малые территории — одна из главных болевых точек для разработчиков этих стратегий.

— Выделено 18 агломераций, и все малые территории должны туда каким-то образом попасть, а кто не сумеет, то это их проблемы… Но, несмотря на это, Россия — страна малых и средних городов.

Безусловно, у малых территорий есть перспективы. Но есть и большое количество проблем.

(Андрей Никифоров, заместитель директора департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ)

Спор о том, нужно ли поддерживать малые территории, идет уже довольно давно, и его участники действуют в разной логике. Сторонники укрупнения смотрят на вопросы культуры и безопасности сквозь призму экономики. Сторонники поддержки малых территорий ставят во главу угла проблематику, находящуюся, по их мнению, выше экономики.

— Этот вопрос на площадке Гайдаровского форума поднимается постоянно. У нас очень крупные эксперты, на самом деле, разделились на два лагеря. Есть позиция, она, кстати, позиция не сегодняшнего дня, она идет уже много лет, которая заключается в том, что надо вообще выселять из малых городов. (Дмитрий Рогозин, директор Центра федеративных исследований ИНСАП РАНХиГС)

Первый аргумент за укрупнение — региональное неравенство. По мнению сторонников развития агломераций, поддержка гиперполисов позволит сгладить различия между российскими регионами, чего нельзя добиться, взяв курс на развитие малых городов.

— Различия между регионами в развитых и развивающихся странах увеличиваются. 15–20 лет назад различия между регионами в рамках одной страны стали больше, чем различия между странами.

Попытки эти различия сократить в Европе и других странах не удались. Поэтому первый вызов — мы не можем обеспечить выравнивание экономического развития между регионами. Любые попытки идти против этого тренда не приводят к результату.

(Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group)

Второй аргумент за укрупнение — качество жизни, понимаемое в экономических показателях. С точки зрения сторонников линии на развитие агломераций, достичь сходного уровня занятости в актуальных современных профессиях, достойного уровня услуг и досуга в малых городах невозможно. Поэтому не нужно стремиться сохранять их, во что бы то ни стало.

— У нас нет цели сохранить какую-то конкретную территорию. У нас есть цель повысить качество жизни. Поэтому если в моногородах нет рабочих мест, уровень алкоголизма, наркомании, насилия очень высокий, вы не можете решить эту проблему искусственным экономическим способом.

Если люди из этой территории переедут в территорию с новыми возможностями, их социальный, экономический статус радикально изменится. Они станут меньше, скажем, пить, меньше пользоваться наркотиками и так далее. Они будут более интегрированной частью общества и, собственно говоря, более счастливыми.

(Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group)

Третий аргумент за укрупнение — низкая инициатива на местах. Вливание малых городов в агломерации — более эффективный способ их развития, потому что главы поселений пассивны и не используют уже имеющиеся инструменты развития.

— Мы не понимаем элементарных вещей: как заполнить документы, пойти на какие-то курсы, быть элементарно компетентным человеком на той должности, которую ты занимаешь.

Читайте также:  Власти Москвы рассказали о планах развития метро до 2017 года

Очень сложно понять, как в муниципалитеты на региональном уровне попадают такие люди на работу, и не совсем их вина, что они понятия не имеют о существовании каких-то проблем. Реальная жизнь такова. Если поговорить с финансистами, то они скажут: денег такое количество, что периодически их некуда девать.

Другое дело, если ты получишь эти деньги, то как ты за них отчитаешься, на что ты их потратишь. (Роман Скорый, бывший заместитель руководителя Федерального агентства по туризму)

Аргументы против укрупнения

Сюжет о бесперспективности малых территорий действительно находится в русле государственного курса, который реализуется уже давно. В основе этого курса, по мнению экспертов, ратующих за развитие муниципалитетов, — недоверие государства к низовому уровню управления.

— Отношение государства к местному самоуправлению, к тому, что происходит внизу, начиная с середины 2000 годов пренебрежительно-недоверчивое. Считается, что ничего такого, что достойно поддержки, там происходить не может. Посмотрите на сам 131-ФЗ об основах организации местного самоуправления.

На сегодняшний день местной власти оставили только подключение к электроэнергии да земельные вопросы. Почему вопрос коррупции нас больше не волнует? Потому что никаких полномочий не осталось, кроме как лампочки вкручивать.

(Сергей Рыбальченко, директор Института научно-общественной экспертизы)

Первый аргумент в пользу поддержки малых территорий — национальная безопасность.

Что и кто займет пространство между агломерациями? Если это будет пустынная область, рассеченная трассами, развитие может обернуться бедствием для страны.

Вопрос о том, как концентрация населения в агломерациях при одновременном затухании малых городов отразится на национальной безопасности, постоянно звучит, но ответа на него до сих пор нет.

— Для России важны форпосты. Если мы даже в малых городах сделаем себе жизнь не хуже, чем в крупных, то они будут существовать и, таким образом, поддержат такой муниципальный каркас.

С моей точки зрения, муниципальный каркас — это то, на чем, в общем-то, Россия должна держаться. Если мы его потеряем, ну будет у нас несколько точек разрозненных.

Я считаю, что мы потеряем в целом страну (Сергей Рыбальченко, директор Института научно-общественной экспертизы)

Второй аргумент в пользу поддержки малых территорий — люди, их связь с идентичностью малых поселений, потенциал «любви к своему месту». Исторический опыт по переселению людей из обжитых территорий подсказывает, что их связь с поселением носит не только экономический характер.

В 1935 году 294 жителя отказались покидать город Молога, затопленный при создании Рыбинского водохранилища. Эксперты, реализующие проекты на малых территориях, отмечают высокую социальную активность населения. Даже в самых безнадежных местах.

Этот факт сам по себе указывает на то, что вопрос о переселении в агломерации не сможет пройти гладко.

— Преимущества у малых территорий есть. Это как раз те самые общественные группы. Но они существуют от безысходности, потому что дела в малых городах достаточно плохи. (Андрей Стась, директор Института территориального маркетинга и брендинга)

— Когда мы начинали эту работу, то слышали со всех сторон, что это абсолютно бесперспективно, что из подобных мест вымыт человеческий капитал и что все оттуда бегут.

Наш опыт показал, что там очень большой потенциал творчества, креативности и, самое главное, большое желание самих людей что-то менять в своей жизни. По нашим оценкам, наиболее активны сельские территории.

(Елена Коновалова, руководитель направления «Культура» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко)

Третий аргумент в пользу поддержки малых территорий — недостаточность данных для качественного стратегирования. Один из главных факторов, формирующих взгляд на развитие малых территорий как бессмысленную задачу, — нехватка информации, необходимой для их полного и всестороннего понимания.

— Федерация, к сожалению, не видит муниципалитеты на уровне статистики. Росстат в принципе не понимает, что там происходит, как там «аборигены» поживают. Так что мы сейчас поднимаем тему статистики на самом низовом уровне.

Это необходимо, во-первых, для того, чтобы мы научились строить внятные стратегии, чтобы это не было делом энтузиастов, которые выезжают в несколько городов, сами собирают данные, а потом составляют рейтинги.

(Андрей Никифоров, заместитель директора департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ)

— Наша современная исследовательская оптика не позволяет выявить общие характеристики растущих и развивающихся городов и сел с населением менее 100 тысяч человек и общие условия для их роста.

Сельская местность, малые города, крупные города, миллионники, агломерации, мегаполисы, гиперполисы — на такой шкале рост сейчас виден, только начиная с миллионников и агломераций.

Но, например, стабильное присутствие малых территорий России в топах списков ведущих туристических и экологических рейтингов намекает, что мы далеко не все знаем о своей стране, чтобы делать радикальные выводы. (Владислав Шулаев, сопредседатель комитета РАСО по развитию территорий, эксперт агентства АГТ)

Развилка между развитием гиперполисов и деградацией малых территорий — пример ложного выбора между экономикой и культурой. Стране необходимо сохранение культурных констант, которые неизбежно глобализируются в больших городах. Эта задача не противоречит задаче обеспечения экономического роста, а дополняет ее.

— Региональная, городская и любая другая экономика имеет определенный тренд. Мы можем пытаться быть на волне этих трендов, или мы можем идти против этих трендов. Это одна тема.

И второй аспект, мы говорим о регионах, городах, это всегда ценность, наши корни. Мы находимся между прагматичным языком и ценностным языком. Поэтому эта тема всегда очень тяжелая.

(Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group)

Тем не менее, экономика на малых территориях есть, и ее можно развивать. Малые города и села дают ряд возможностей и преимуществ, которые могли бы попасть в фокус стратегий.

Малые города могут конкурировать с большими в качестве площадок для размещения высокотехнологичных производств.

— Можно ли добиться долгосрочного развития городов, не вписанных в агломерации? В город Свободный Амурской области приходит «Газпром», строит там чуть ли не крупнейший в мире газоперерабатывающий завод, там формируется крупнейший химический кластер, рядом проложен нефтепровод «Сила Сибири», рядом Китай — там сумасшедший контекст! И в городе ожидается взрывной рост населения. (Максим Исаев, директор проектов КБ «Стрелка»)

Малые территории могут быть встроены в новую экономику как центры индустрии впечатлений, причем далеко не всегда имеет смысл ограничиваться российским масштабом.

— ВТО за нас посчитала, что при сегодняшней ситуации страна способна принять 78 млн иностранных туристов в год. Куда хочет поехать тот пресловутый «золотой миллиард», все эти обеспеченные люди планеты? Им не нужен торговый центр в Москве, потому что он ничем не отличается от Франции, Штатов и Японии. Никому это уже не интересно.

Всем интересна аутентичность, возврат к корням, экологически чистые продукты. Даже китайцам, что сильно удивительно. Кто эти люди, которые будут создавать эти продукты, столь востребованные на мировом рынке? Жители непромышленных территорий.

(Роман Скорый, бывший заместитель руководителя Федерального агентства по туризму)

Успех на этом пути зависит от нахождения точки роста для малой территории. Мнение, что все малые города безнадежны, опровергается опытом ряда поселений.

— Шерегеш избавился от монозависимости и стал туристическим кластером. Есть еще город Байкальск, его целлюлозно-бумажный комбинат давно не функционирует, — и у города тоже большой потенциал для туристического развития. (Максим Исаев, директор проектов КБ «Стрелка»)

Малые территории могут быть источником полицентричной модели организации экономических связей, обеспечивающей жителям больший комфорт. Но использование этой возможности требует дополнительного вектора стратегирования, учитывающего характер связи между поселениями на территории районов.

— В случае с агломерацией пояса прилегающего района имеют обслуживающий характер для центра, а внутри района его центр или крупные сельские поселения обслуживают остальную территорию района.

Для малых территорий перспективны модели развития не «центр—периферия», а более полицентричные, в зависимости от наличия в нем более развитых городских и сельских поселений.

Это могут быть не только индустриальные, но и сельскохозяйственные поселения на базе культурно-досуговых центров, музеев, агрогородов.

Необходима разработка стратегии для крупных сельских поселений с целью придания им статуса центра с более высокими стандартами обслуживания, более развитой сервисной частью. (Наталья Будылдина, ведущий аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)

Наконец, малые территории могут дать стране новую модель развития человеческого капитала, основанную на использовании потенциала локальных сообществ.

— Развитие местных сообществ, а в дальнейшем фондов местных сообществ — возможно, это одна из важнейших задач для того, чтобы территории оживали. Причем чтобы они искали собственные ресурсы.

Есть элементарные инструменты, через которые, как мне кажется, мы можем формировать инфраструктуру. И мы, как федеральные игроки, так и местные сообщества, могли бы эффективно работать вместе.

(Алена Светушкова, вице-президент по социальному направлению, руководитель программы развития третьего сектора «Рыбаков фонда»)

Момент для окончательного решения вопроса малых территорий сейчас явно не самый удачный. Отказываться от малых городов и сел Россия не готова. Это значит, что их интересы стоит более внимательно учитывать на федеральном уровне.

Картина гиперполисов, которую рисуют эксперты, холодная. В этом мире зябко. В нем слишком много пластика, конструкций, автоматов. В нем нет прикосновения к своему, подлинному — тому, что еще сохраняют малые территории. (Алексей Фирсов, генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа»)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *