Сборы на капремонт могут приостановить

С изменениями в ЖК РФ, на основании ФЗ N° 271 от 2012 года, капитальный ремонт стал обязательным с 2014 для всех собственников имущества многоквартирных домов. Размер таких платежей относительно не маленький и является существенной тратой для многих жильцов.

Сборы на капремонт могут приостановитьКапитальный ремонт дома. kareliyanews.ru

Поэтому вопрос о том, должны ли платить за капремонт волнует многих собственников.

Для чего нужны взносы на капремонт?

Согласно ЖК РФ собственники и наниматели жилья в многоквартирных домах являются еще и дольщиками общедомовых помещений. И поэтому должны содержать и обустраивать это имущество собственными силами наравне с собственниками частного жилья.

За какие ремонтные работы должны платить жильцы?

К ремонтным работам, за которые плата полностью ложится на плечи жильцов являются:

  1. фасадные работы по ремонту здания (реставрация внешнего вида здания);
  2. ремонт подвалов и опорных основ;
  3. ремонт и замена кровельных покрытий;
  4. ремонт и замена лифтов и шахт;
  5. поддержание в рабочем состоянии коммуникаций. 

Для того, чтобы все вышеперечисленное было возможно, с жильцов и собирают взносы в жилой фонд, пополняя счета управляющей компании на случай экстренной ситуации или аварии. Поэтому отчисления позволяют гражданам не только благоустроить дом, в котором они живут, но и обеспечить безопасное проживание.

Платить ли за капитальный ремонт?

ФЗ N°271 регулирует этот вопрос и обязывает жильцов оплачивать все расходы по коммунальным платежам, связанные с благоустройством общего имущества. В перечень обязательных платежей не входят только траты на переезд из ветхого жилья.

Сборы на капремонт могут приостановитьКапремонт ремонт дома. yarnovosti.ru

Размер взносов на капитальный ремонт определяется региональными властями. Как правило, такие взносы составляют от 5 до 7 рублей за кв. метр. Оплата начисляется каждый месяц.

Также этот закон регулирует случаи, когда плата с граждан не взимается, и категории граждан, которые освобождены от платы за капремонт.

Среди них:

  1. граждане, имеющие статус малообеспеченных, кто получает помощь от государства;
  2. ветераны труда и ВОВ.

Льготами имеют право пользоваться:

  1. пенсионеры, чей возраст старше 70. Им предоставляется возможность оплачивать 50 % от суммы начислений за капремонт. После 80 лет их освобождают от уплаты взносов пожизненно.
  2. инвалиды. Для них размер сумм оплаты снижен.

Кто не платит капремонт по закону?

Основанием для отказа от оплаты могут служить следующие причины:

  1. Жилье не является собственностью жильца, т.е. не приватизировано. В этом случае собственником является муниципалитет, следовательно взносы оплачивать должен он.
  2. Право не платить взносы в жилой фонд имеют граждане, проживающие в ветхом/аварийном жилье. При этом здание должно быть официально признано таковым.
  3. Когда сумма взносов достигла требуемой, принятой на общем собрании собственников жилья. Необходимость в систематических взносах отпадает.
  4. Избежать уплаты взносов можно сдавая подвальные/чердачные помещения в аренду. В этом случае арендатор оплачивает капремонт.
  5. Аналогичный вариант, когда в аренду сдаются стены здания, для размещения на них рекламы. Доход такого рода позволяет покрыть траты на капремонт.

Для расчета суммы платежа по капитальному ремонту существует следующая схема:

Региональный коэффициент × S квартиры, кв.м.= Взнос на капремонт, ₽

Но стоить отметить, что и формула неуниверсальна. Нужно учитывать еще тот факт, куда буду идти собранные деньги — на счет регионального оператора или на счет дома.

Отсюда два варианта расчета:

Первый предполагает перевод денег региональному оператору, а тот уже в порядке очереди ремонтирует дома. При этом организация всех работ лежит полностью на подрядчике.

Сборы на капремонт могут приостановить nashdom.6bb.ru

Второй вариант предполагает зачисление средств на непосредственно счет многоквартирного дома. Следовательно, они идут только на его ремонт и больше никуда. Но при этом организация всей мероприятий по благоустройству ложится на плечи жильцов дома.

Кроме того на общедомовом собрании граждане могут решить, что необходимую сумму они соберут единовременно, отказавшись от систематических взносов. Другими словами, откажутся от услуг управляющей компании, взяв все на себя.

Жильцам новостроек сборы на капремонт не грозят первые 5 лет с момента введения дома в эксплуатацию. Поэтому они могут смело игнорировать и даже жаловаться на незаконость действий службы ЖКХ, включающих в квитанции оплаты суммы на капремонт.

Что же грозит неплательщикам?

Если собственник жилья имеет задолженность по взносам на капремонт, то к нему могут быть применены следующие меры:

  1. систематические уведомления, предлагающие оплатить задолженность;
  2. начисление % на остаток по долгу;
  3. привлечение неплательщика в судебные инстанции, где ему придется объяснять причину уклонения от уплаты, а также оплатить судебные издержки.

Кроме того должник может быть полностью лишен возможности пользоваться коммунальными услугами. Поэтому, отказываясь от уплаты взносов нужно руководствоваться законными методами.

Подводя итоги, хочется отметить, что необязательно делать ежемесячные отчисления в пользу государства, можно организовать «подушку безопасности» самостоятельно, решив это на собрании жильцов дома.

Однако, нужно помнить и о том, что те, кто не хочет платить по квитанции, вряд ли сделает взнос в общую коробочку при возникновении коммунальной аварии или другой необходимости.

К тому же, есть категории граждан, освобожденные от плат законом. Вопрос о том, как организовать сбор средств на ремонт многоквартирного дома, остается за жильцами. Главное, чтобы это было законно и без ухудшения условий проживания.

В госдуму внесли законопроект о приостановке оплаты взносов на капремонты

Сборы на капремонт могут приостановить

Депутаты фракции ЛДПР в Госдуме внесли законопроект о приостановке на пять лет оплаты взносов на капитальные ремонты.  А 3 марта состоится заседание Конституционного суда, на котором представители КПРФ будут бороться за возвращение государства в оплату поддержания состояния домов. 

Как стало известно Накануне.RU, в пояснительной записке к законопроекту ЛДПР говорится: «Вся система капитального ремонта состоит из двух самостоятельных блоков: формирование фонда капитального ремонта и непосредственное осуществление капитального ремонта. И в том и в другом блоке на поверхности лежит немало рисков для собственников помещений».

Авторы указывают на риски размещения средств на счетах регионального оператора и отсутствие регламента использования этих денег. Кроме того, депутаты считают несправедливым ремонт аварийного жилья за счет средств жителей новостроек. Все это вызывает недоверие собственников к системе капремонтов. 

Законопроектом предлагается приостановить действие статей 169, 170 Жилищного кодекса  в части обязанности уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и формирования фонда капитального ремонта, «чтобы иметь возможность разработать принципиально новую, работающую модель системы капитального ремонта в РФ», — пишут депутаты. 

В это время коммунисты в КС будут оспаривать законность того порядка капитального ремонта, который сейчас установлен, когда государство полностью сняло с себя ответственность за капитальный ремонт домов и «свалило» все на граждан. Как рассказал Накануне.RU депутат Госдумы, руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев, процесс будет сложным, но шансы на победу есть:

«Конечно, очень спорные моменты, но в 1991 г., когда начиналась приватизация, в законе было четко написано о том, что государство перед приватизацией обязано за свой счет капитально отремонтировать все дома, а потом уже передавать гражданам.

Вот за это время отремонтировали 7% по стране, а остальное свалили на граждан, и все – как хочешь, так и живи.

А надеяться, что наше нищее население отремонтирует эти полуразваливающиеся дома за свой счет – ну, это просто издевательство над народом», — подчеркнул депутат.

Соловьев также отметил, что КПРФ в суде будет «с тылом» – инициативу поддержали уполномоченный по правам человека и частично Генпрокуратура.

Так, стало известно, что в документе, который представила Генеральная прокуратура, указывается, что оспоренная норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения финансовыми ресурсами и не определяет порядок их возврата, что может создать условия, при которых собственники помещений не смогут распоряжаться деньгами, перечисленными на счет оператора. Это ведет к нарушению Конституции. 

Хоть Минюст, Минфин и Министерство строительства и ЖКХ жестко против инициативы коммунистов, депутаты уверены, что закон на их стороне, и вернуть государство в капремонты необходимо:

«Наша позиция опирается на правовую основу, я абсолютно уверен, что закон, Конституция на нашей стороне.

Поэтому мы пытаемся доказать, что значительная часть средств должна быть выделена из госказны.

Конечно, и граждане должны определенную часть внести, но соотношение должно быть: 85% — государство, а 15% — граждане. А не как сейчас – 100% на гражданах», — заключил Соловьев.

Экономист, доктор экономических наук Валентин Катасонов в беседе с Накануне.RU также отмечает, что действующий механизм капремонтов является нарушением — это «прописная истина»:

«Все-таки жилищный фонд, по крайней мере, в городах — это наполовину инфраструктура. Это не фундамент, не крыша и не стены, а коммуникации, прежде всего.

В любом учебнике по экономике написано, что инфраструктура — это та часть хозяйства, которая принадлежит всем, и соответственно функции по поддержанию и развитию этой части хозяйства возлагаются на государство.

Поэтому городское хозяйство — это все-таки инфраструктура, и возлагать на население обязанность по финансированию и поддержанию инфраструктуры — это совершенно грубое нарушение, скажем так, уже принятых, опробированных норм экономической жизни».

Оплата за капитальный ремонт обязательна или нет 2021 | Юридическая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата за капитальный ремонт обязательна или нет 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Введение сборов на капитальный ремонт многоквартирных домов обусловлено тем, что на 2017 год более 90 процентов всей недвижимости находится в частной собственности, к остальным 10-ти процентам относится ведомственное и муниципальное жилье. Впервые заговорили о «генеральном» ремонте в конце 2013 года, после этого достаточно быстро вынесли законопроект о введение нового вида платежа. А уже с 1 января 2014 года закон считался вступившим в силу.

Вплоть до конца 2015 года часто проходили митинги с лозунгами, требующими отмену платежей за капитальный ремонт.

В третьем квартале 2015 года в Конституционный суд был подан иск об изменении контекста, говорящего об обязательности «капитального взноса», основываясь на том, что идет активная застройка новых домов. К тому же многие плательщики могут не дождаться улучшения их многоквартирного дома в силу возраста.

После появления этой информации в интернете многие перестали оплачивать взносы мотивируя тем, что возможно отменят плату за капитальный ремонт и всем простят долги. Как же они сильно заблуждались.

Читайте также:  Владельцы квартир могут оспаривать кадастровую стоимость

Отменят ли взносы за капитальный ремонт многоквартирных домов в 2021 году?

Что касается первого требования, было вынесено решение об отмене платы за капремонт для многоквартирных домов, со сроком постройки до пяти лет и принятых комиссией после появления закона. Не подвергаются обязанности производить сборы на основательное улучшение.

По поводу второго требования, касающегося отмены обязательности «капитальных платежей».

Суд вынес решения отклонить данную просьбу и оставить прилагательное ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ с небольшой поправкой, включающей пункт о добровольном пожертвовании в фонд относящегося к области капитального ремонта.

После чего всем стало понятно, что отменена плата за капитальный ремонт не будет и это лишь желание граждан.

Ходили слухи, что Сибирь из-за сурового климата отменит взносы на капитальный ремонт, так как многие дома ухудшаются из-за погодных условий. Отменили ли там данный сбор?К сожалению, это всего лишь слухи, имеющие сомнительное основание. Не стоит доверять всему, что вы слышите.

Взносы на капремонт ежемесячно начисляются на каждое жилое помещение, независимо от того сколько людей там зарегистрировано или являются владельцами. Без сомнений, это такой же вид платежа, как и другие коммунальные услуги. Единственным различием будет то, что оплата происходит не за пользование чем либо, а скорее за страхование многоквартирного дома.

Все средства, отчисляемые на капитальный ремонт, хранятся либо в государственном, либо в частном фонде. До августа 2015 года собственники жилых помещений должны были определить, какой именно фонд подходит для них. Если решение не принималось, это рассчитывалось как добровольное согласие прикрепления к государственному фонду.

Представляет собой общий счет, созданный субъектом РФ, куда ежемесячно поступают денежные средства от каждого жилого помещения. Затем, специалист-оператор подсчитывает накопления, далее уполномоченные лица на заседании выносят решение о том, на что именно потратить сбережения.

Для правомерного основания выбора дома, получающего денежные средства на ремонт, существует специальный перечень домов, основанный посредством иерархии состояния жилых помещений.

Чем аварийней дом, тем быстрее подойдет его очередь.

За один год удается отремонтировать небольшое количество домов, причиной этому, является надежда граждан на отмену оплаты за капитальный ремонт. Несмотря на то, что данный вид сбора является государственным, следовательно, правомочным.

Ко второму виду относится личный счет многоквартирного дома, открывающийся посредством создания ТСЖ или содействии управляющей компании, поскольку банковский счет может открыть только юридическое лицо.

Как не платить за капремонт многоквартирных домов: законная инструкция по взносам

Часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязывает собственников оплачивать взносы в специализированную организацию.

Часть 2 статьи 169 Ж фиксирует случаи, когда владельцы освобождаются от уплаты начислений.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас,получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: +7 (499) 938 6124 — Москва и обл. +7 (812) 425 6761 — Санкт-Петербург и обл. 8 (800) 350 8362 — Другие регионы РФ Вам не нужно будет тратить свое

время и нервы

— опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Также статья содержит информацию о том, что региональные власти могут своим постановлением определить категории льготников, которые будут участвовать в сборе средств частично.

В пункте 8 статьи 170 ЖК РФ закреплено, что собственники имеют право приостановить сбор средств, когда на специальном счете накопится минимальный объем. Только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на спецсчете, а не у регионального оператора.

Вступление в силу Федерального закона от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» установило правила производства капремонтных работ в жилых многоквартирных домах. При этом он действует не как самостоятельный законодательный акт, а как некое приложение к ЖК РФ, уточняя его постулаты.

Гарантии по выполнению работ, входящих в капремонт

Многие граждане продолжают негативно относиться к введению дополнительной платы за капитальный ремонт. Но зато предъявляют требования, чтобы контролирующие органы гарантировали выполнение работ, если плату требуют со всех.

Такие заявления делают те, кто хотят быть уверенными в использовании денег по назначению.

Предлагается всю ответственность перекладывать за операторов в регионе. В этом направлении власти постоянно ведут работу. Формируются специальные отделения, которые отвечают за контроль.

Законно ли основание не платить

Собственники метров в многоквартирных домах обязаны осуществлять платежи ежемесячно на основании полученных квитанций. Деньги принимает специализированный региональный оператор, который впоследствии перечислит их подрядчикам. Либо на счет капитального ремонта своего дома, средства которого при необходимости тратятся на оплату материалов и работы исполнителей.

Отказ без законных на то оснований невозможен. Оплата обслуживания общедомового имущества – это обязанность владельцев квартир, а не право; добровольность взносов является заблуждением.

Закон четко определяет перечень оснований для отказа от участия в формировании суммы. Причем для того, чтобы квитанции перестали появляться в почтовом ящике, нужно написать соответствующее заявление и доказать статус дома или гражданина.

Подробнее о Жилищном Законодательстве в этом вопросе

Какие последствия возможны при неуплате за капремонт?

Есть несколько основных аспектов по уплате взносов за капитальный ремонт. Все они подробно изложены в действующих законах.

  1. Сбор –обязательный вид платежей.
  2. У регионов действует свой размер взносов, отдельный.
  3. Площадь жилья умножают на реальный размер квартиры, чтобы подсчитать будущие затраты.
  4. Фонд пополняют владельцы жилых и нежилых помещений, в равной степени. Но правило – для объектов внутри многоквартирных домов.
  5. Ремонт по общему имуществу – направление, куда идут деньги с жильцов.
  6. Начисления можно производить на счёт регионального фонда контролирующего органа, либо на лицевой счёт у самого дома.

Как отказаться от взносов на капитальный ремонт

Важно, чтобы граждане понимали, что, приватизируя или приобретая жилплощадь, они обязаны содержать и общее имущество МКД.

Фактически сложилась практика, что освобождены от оплаты капремонта владельцы жилплощади, которая не подлежит подобным ремонтным работам. ЖК статьей 169 закрепил легальные случаи, когда можно не оплачивать ремонт:

  • если жилой дом признан аварийным и подлежит сносу;
  • если земля под домом изымается для государственных, муниципальных нужд.

Взносы на капремонт жилья: немного об их правовой природе

Прочитал Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 257-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” (далее – ФЗ № 257), особенно вот эти изменения в часть 3 ст.

158 ЖК РФ: «Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме”. Показательно также, что им придана обратная сила: они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

Попробуем проанализировать, в чём же политико-правовой смысл внесенных изменений, особенно с учётом того, что обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги носит личный характер.

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ), что прямо сказано в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г.

№ 22 “О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности” (далее – Постановление № 22). Здесь действует принцип: стал собственником – вносишь плату за жилое помещение и коммунальные услуг, перестал быть им – не вносишь.

При таком подходе кредитору по обязательству о внесении платы (управляющей организации, услугодателю) приходилось предъявлять требования к прежнему собственнику, а новый платил уже за свой период. Поскольку квартиры порой продавали маргинальные лица, получить с них что-либо было затруднительно, и интересы кредиторов страдали.

Поэтому в своё время в ЖК РФ обязанность оплачивать расходы на капремонт, а затем и взносы на капремонт, была наделена свойством следования, такое свойство приобрело и соответствующее право требования, что придало ему в какой-то мере вещные черты.

Правда, второй обязательный признак вещных прав – абсолютность, из этой формулировки ЖК РФ вроде бы не вытекает. Легко можно представить себе такую ситуацию, при которой сборщик взносов на капремонт изменился, и гражданин, разумеется, не должен утрачивать права, обеспеченные собранными ранее взносами.

Если новый сборщик взносов на капремонт от прежнего каких-то собранных им средств не получил, собственнику жилого помещения всё равно должен быть сделан ремонт, как будто все взносы в наличии. Конечно, можно было бы наделить этого собственника правом требования к прежнему сборщику, но это бессмысленно.

Читайте также:  Лучшие города России для инвестиций в недвижимость

Получить обратно деньги он всё равно не сможет. Так что абсолютный характер праву на оплату капитального ремонта придавать было бессмысленно. Все равно собирать взносы и ремонтировать жилое помещение будет только одно лицо.

Впрочем, возможно, для признания обременения вещным и не требуются сразу два признака вещных прав. Достаточно свойства следования.

Согласно п. 11 Постановления № 22 «плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ). Если взносам на капремонт придан особый характер вещного обременения, то получается, что части одной и той же платы имеют разный режим.

Одна часть наделена свойством следования, а другая – нет. Разумеется, о придании всем видам платежей за жилые помещения свойства следования давно мечтают жилищно-эксплуатационные организации, которым сейчас приходится создавать искусственные препятствия продавцам, имеющим задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Но пока данное различие сохраняется, и объяснить это можно той недосказанностью, которая осталась после спора о природе взносов на капремонт в Конституционном Суде РФ. Ведь плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится в рамках обычных гражданско-правовых обязательств: лицу, а не его вещи, предоставляется какое-либо благо, за которое он платит.

Особых оснований признавать обязанность вносить эту плату вещным обременением нет.

Кстати, полезно обсудить вопрос о том, почему нужно вести речь о вещном обременении, а не о переводе долга в силу закона. Перевод долга, по идее, должен происходить однократно, т.е. если квартира перепродана вторично, то оснований для взыскания старого долга, лежавшего ещё на первом собственнике, вроде бы нет.

Ведь и уступка требования, и перевод долга носят личный характер. Непонятно также, почему прежний собственник должен освобождаться от обязанности уплатить задолженность по взносам.

Он передал право собственности на квартиру в порядке сингулярного правопреемства, определив её цену с учётом задолженности по взносам на капремонт, и вроде бы, ничего не должен. Перевод долга привязан к этому правопреемству, в отличие от вещного обременения.

А если правопреемства вообще не было, что произошло с обязанностью уплачивать взносы…? Сохранились ли она? Скорее всего, да! Одним словом, разница между вещным обременением и «револьверным» переводом долга еще нуждается в обсуждении.

Однако вряд ли законодатель долго раздумывал о том смысле, который он вкладывал в свойство следования обязанности по уплате взносов на капительный ремонт.

Его цель состоит в том, чтобы нынешний собственник уплачивал взносы, которые не уплатил любой предыдущий собственник. Гораздо проще было бы объявить этих собственников солидарными должниками.

Так что остановимся пока на том, что перед нами всё-таки вещное обременение, состоящее в наличии особой публичной обязанности.

Впрочем, обязанность собственника не безусловна, она подвержена действию исковой давности, так что взносы на капремонт по истечении трёх лет могут быть признаны уже не подлежащими уплате. Необходимость же произвести капитальный ремонт своего имущества, как часть бремени собственника, с истечением давности не прекращается…

Взносы на капремонт – это способ, посредством которого собственник несёт бремя содержания своего имущества, перекладывая его на других лиц. Применительно к ним нет непосредственной связи между предоставлением блага и внесением платы, то есть возмездности.

Взносы могут вноситься десятками лет, собственник жилого помещения за это время может неоднократно смениться, а сами суммы будут израсходованы на ремонт других домов (если только они не копятся на специальном счёте) — и лишь после этого случится встречное предоставление, профинансированное, скажем, публичным субъектом.

При этом собственник лишен выбора – ремонтировать ему своё помещение самостоятельно или вносить взносы на капремонт.

Принудительный характер этих взносов, разумеется, ущемляет право собственности на жилое помещение, а разрыв во времени между капремонтом и взносами придаёт последним свойство принудительного публично-правового сбора, которому придано свойство вещного обременения. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по этому признаку принципиально от него отличается.

Взнос на капремонт является именно публично-правовым сбором, а не индивидуально-возмездным платежом, право на который сохраняется у частного лица.

Поскольку взносы при определенных обстоятельствах могут быть израсходованы на капитальный ремонт других домов, обязанность поддерживать постоянное наличие соответствующих сумм на счетах сборщиков взносов отсутствует.

Аналогичная ситуация имеет место применительно к платежам в государственные социальные фонды (Пенсионный, Фонды социального и медицинского страхования). Их дефицит периодически покрывается за счёт бюджета, поскольку на момент внесения взносов размер будущей выплаты неизвестен и неясно, когда она должна быть произведена.

Даже если право на капитальный ремонт у гражданина возникнет, ничего, кроме голого требования, не обеспеченного имуществом, у него не будет. Вообще сборы, расходуемые по солидарному принципу, не могут обладать индивидуальной возмездностью, поскольку нет четкого соотношения между ними и встречным предоставлением, и никогда нельзя востребовать ровно то, что внёс.

Если взнос на капремонт является публично-правовым сбором, то право требовать оплаты капитального ремонта, принадлежащее собственнику, не может быть квалифицировано ни как вещное, ни даже как гражданское право. Странно было бы, если бы бремя собственника стало одновременно его имущественным правом.

О праве можно вести речь лишь тогда, когда взносы на капремонт принудительно вносились третьему лицу, например, региональному оператору. Если жилое помещение требует ремонта, который в установленные сроки не производится, можно понудить к этому через суд.

Правда, неясно, как будет исполняться соответствующее судебное решение, ведь ремонтировать нужно будет жилой дом в целом, а не одну квартиру. Но, несомненно, процессуальное решение найдётся…, например, на время, пока не будет произведён капитальный ремонт, собственнику будет оплачиваться наём аналогичной квартиры.

Иными словами, право на оплату капитального ремонта, скорее всего, носит характер особого публичного права, по которому обязанным выступает региональный оператор, а в части оплаты приватизированных, но требующих ремонта помещений – предшествующий наймодатель, точнее, собственник наймодателя.

Примечательно, что теперь свойство следования не придается обязанностям Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований оплатить в соответствующей части капитальный ремонт.

Эти обязанности, очевидно, продолжают сохраняться у данных лиц в отношении того периода, когда они были собственниками жилых помещений. Новые собственники за них данную обязанность выполнять не должны.

Тем самым реализовано указание Конституционного Суда РФ федеральному законодателю по установлению механизма исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту нуждающихся в нем домов, что было предусмотрено ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Этот механизм состоит в том, что публичные субъекты должны участвовать в финансировании капитального ремонта жилых домов в соответствующей части, см п. 6 постановления КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П.

Обязанность участия в финансировании свойством следования не обладает, сохраняясь за Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями, но касается лишь приватизированных жилых помещений в нуждающихся в капитальном ремонте домах. Причем, скорее всего, эта обязанность не подвержена действию срока исковой давности.

К сожалению, в законе не определен ни объём денежной обязанности публичных субъектов – Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований – по финансированию капитального ремонта жилых помещений, ни порядок её определения.

Конечно, у них есть общая компетенция по поддержанию жилого фонда на соответствующей территории в надлежащем состоянии, но её недостаточно. У публичных субъектов так много обязанностей, за всеми не уследишь.

Так что легко можно представить себе такую ситуацию, при которой нужно производить капитальный ремонт, а денег у регионального оператора недостаточно. И ничего нельзя сделать, кроме как собственникам «скинуться» на ремонт в размере недостающей суммы.

Правда, если они сделают это, механизма заставить публичного субъекта покрыть задолженность в законе нет. Патовая ситуация…

Итак, подведём итог. Собственник жилого помещения несёт обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт в порядке, установленном законом. Эта обязанность, равно как и право требовать уплаты взносов, имеет публично-правовую природу, хотя и построена по модели вещного обременения.

Публично-правовую природу имеет и право собственника жилого помещения требовать оплаты капитального ремонта от лица, которому он вносил взносы. Причем от бремени содержать своё имущество собственника квартиры никто не освобождал. Это бремя продолжает на нём лежать.

И если так случится, что денег на капитальный ремонт нет и не будет, региональный оператор неплатёжеспособен, а за его долги в порядке субсидиарной ответственности от соответствующего публичного субъекта ничего не удалось получить, собственник, несмотря на уплату взносов, останется один на один со своим обветшавшим жильём.

Добавим к этому, что при банкротстве банка, в котором был специальный счет, где накапливались взносы на капитальный ремонт, риски, как правило, тоже несут плательщики взносов.

Платежи за капремонт: снизить нельзя, приостановить можно

11.04.

2014 Просмотров: 7563

Платежи за капремонт: снизить нельзя, приостановить можно ОВправе ли собственники жилья в многоквартирном доме уменьшить размер взноса на капитальный ремонт, изменить способ накопления средств и устроить себе «платежные каникулы»? Об этом рассказывает начальник юридического отдела Фонда развития и модернизации ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области Юлия Сивохина.

Вправе ли собственники жилья в многоквартирном доме уменьшить размер взноса на капитальный ремонт, изменить способ накопления средств и устроить себе «платежные каникулы»? Об этом рассказывает начальник юридического отдела Фонда развития и модернизации ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области Юлия Сивохина.

Юлия Сивохина Начальник юридического отдела Фонда развития и модернизации ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области

Может ли общее собрание собственников принять решение об уменьшении размера ежемесячного взноса на капремонт, обосновав это отсутствием необходимости в ремонтных работах (например, если дом новый или ремонтировали его недавно)?

Читайте также:  Комиссию при оплате коммуналки могут отменить

– Нет. Снижать минимальный размер взноса, установленный правительством Новосибирской области, собственники не вправе.

А что, если жильцам вместо ежемесячных отчислений собрать деньги на капремонт единовременно – тогда, когда возникнет потребность в нем, или ближе к сроку, установленному региональной программой?

– Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность отчислять взносы на капитальный ремонт каждый месяц. Отсрочить их уплату до того дня, когда у жильцов появится необходимость в проведении ремонтных работ, не получится.

Однако у собственников, формирующих фонд капремонта на специальном счете, есть возможность устроить себе так называемые «платежные каникулы». В этом случае, накопив на спецсчете сумму, равную 40 % предельной стоимости капремонта общего имущества в МКД, они вправе на общем собрании принять решение о приостановке платежей.

В дальнейшем владельцы помещений могут единовременно собрать недостающие средства на капитальный ремонт или оформить кредит на эти цели, который погасят за счет последующих взносов.

Предположим, общее собрание собственников определит размер ежемесячного взноса на капремонт на уровне, превышающем установленный правительством Новосибирской области (7,1 рубля). Вправе ли в этом случае некоторые жильцы, мотивируя свое решение финансовой несостоятельностью, отказаться от «повышенных обязательств» и платить лишь «минималку»?

– Решения, принятые общим собранием собственников в установленном законом порядке, являются обязательными для исполнения всеми владельцами помещений в многоквартирном доме. К повышению размера платежа необходимо отнестись взвешенно, и постараться учесть финансовые возможности соседей.

Если часть жильцов в доме откажутся отчислять взносы на капремонт, кто будет вести работу с должниками? У кого есть полномочия призвать таких граждан к ответственности?

Справка В настоящее время в Новосибирской области собственники 472 многоквартирных домов приняли решение отчислять средства на капитальный ремонт на специальный счет, владельцем которого является региональный оператор. По информации Фонда развития и модернизации ЖКХ, механизм взаимодействия с кредитными учреждениями урегулирован, 30 счетов уже открыто, открыть все спецсчета планируют до конца мая.

– Неплательщики взносов причиняют вред прежде всего своим соседям. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме несет персональную ответственность за выполнение своих обязательств.

Региональный оператор, ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив вправе начислять проценты за несвоевременную и (или) неполную оплату взносов на капремонт.

Взыскать задолженность можно и в судебном порядке.

Можно ли изменить способ формирования фонда капитального ремонта? К примеру, отказаться копить деньги в «общем котле» и открыть специальный счет? И какой в этом случае будет судьба средств, перечисленных ранее на счет регионального оператора?

– Отказаться от формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора в пользу спецсчета можно в любое время. На общем собрании собственники принимают соответствующее решение, для реализации которого законодательством установлены определенные условия.

Во-первых, это решение вступает в силу по истечении одного года после того, как его направят региональному оператору, и уже затем в течение пяти дней он перечисляет средства на специальный счет.

Во-вторых, вся задолженность по оплате оказанных ранее услуг и (или) выполненных работ по капремонту общего имущества в МКД должна быть полностью погашена.

Если капитальный ремонт в многоквартирном доме выполнят в этом году в рамках городской программы «40 на 60», то войдет ли он в региональную программу капремонта?

– В этом случае капремонт конструктивных элементов перенесут на более поздний срок. Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации. Напомню, найти свой дом в программе можно на сайте регионального оператора www.fondgkh-nso.ru.

«Необходимо остановить сбор взносов на капремонт на полгода»

Глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» обратился к губернатору и руководителям партий власти с предложением, которое финансово облегчит жизнь жителей Воронежа и области в условиях пандемии

Приостановить сбор взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в Воронежской области на шесть месяцев и снизить по ним тариф предлагает воронежская фракция партии «Справедливая Россия».

Официальные письма с предложением руководитель регионального отделения Артём Рымарь направил губернатору Воронежской области и главам партий власти в конце июня.

Также он высказался о функционировании программы капремонта в регионе в целом.

Как обстоит дело с оплатой капремонта сейчас?

Сейчас в Воронежской области действует региональная программа капремонта, рассчитанная на период с 2014 по 2044 год. Ежемесячно воронежцам приходят квитанции на оплату капитального ремонта. С тех, кто отказывается выплачивать взнос добровольно, Фонд капремонта взыскивает деньги через суд. С 1 января 2020 года власти приняли решение повысить взносы в два раза. 

В 2018 году для жителей области возрастом старше 70 лет ввели компенсацию за капремонт в 50%. Граждане старше 80 лет получили компенсацию  расходов на взносы на капремонт в объёме 100% от платы. Однако такую поддержку в итоге получили только 4 тыс. стариков, живущих в регионе (при этом, по данным Воронежстата за 2019 год, в области проживают более 264 тыс. лиц старше 70 лет). 

Ведь компенсация положена только одиноко проживающим или тем, кто живёт вместе с инвалидами первой или второй групп. К тому же, чтобы получить её, необходимо отказаться от остальных льгот (например, выплат, положенных ветеранам труда).

Программа капремонта не работает?

По сути, региональная программа капремонта предполагает накопление средств жителей Воронежской области в фонде, которые затем пойдут на обновление фасада, кровли, различных коммунальных систем и прочего общедомового имущества в их многоквартирных домах. Казалось бы, всё логично и понятно. Но почему-то средств перестаёт хватать. И с нынешнего года на работы выделяют  деньги и из бюджета. Чтобы разобраться в ситуации, необходимо обратиться к истории.

С момента принятия программы капремонта в 2014 году в Воронежской области не проводился полноценный мониторинг состояния домов — очерёдность определялась на глаз, в зависимости от года постройки. Деньги зачастую таяли из-за нерационального использования и инфляции.

Буквально со следующего года начали сбываться худшие прогнозы. Многие воронежцы отказались платить взносы на капремонт в знак протеста.

А жильцы новостроек возмутились тем, что они уже сейчас вынуждены выкладывать ежемесячно кругленькую сумму за мифический ремонт  дома в далёком будущем без каких-либо гарантий, что этот миг вообще настанет.

Пенсионеры воспротивились новому платежу, потому что им обещали отремонтировать их старые дома через 10, а то и 15 лет. И кто доживёт до этого ремонта  — непонятно. 

Первые три года существования программы в фонде к неплательщикам относились лояльно. Многим из них задолженности сошли с рук. Ведь срок исковой давности — три года. 

В период с 2015 по 2017 год произошла серия громких разоблачений, коснувшихся руководства Фонда капремонта. В ходе расследования нескольких дел следствие сообщало о работе только с избранными подрядчиками  из фирм, принадлежащих друзьям руководства, или теми, кто дал взятку. Сотрудничество с избранными позволяло фонду выделять на ремонт баснословные суммы денег.

При этом качество проделанных работ порой оказывалось просто отвратительным. Показателен прошлогодний пример: рабочий, ремонтирующий крышу дома № 22 на ул. Пушкинской, в итоге провалился в туалет одной из квартир. Судя по всему, подрядчики не проверили состояние деревянных перекрытий перед заменой кровли. Об этом сообщали местные СМИ. 

На качестве стройматериалов, похоже, тоже стараются экономить. Так, например, в одном из домов на ул. Донбасской в период с 2014 по 2018 год отремонтировали: крышу, подвал, фасад, электрику, систему водоотведения, систему теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения. 

Работы обошлись почти в 42 млн рублей. Уже к 2019 году новые стояки стали рваться — фекалиями заливало подвал, потолки подъездов на верхних этажах оказались в потёках от воды, отмостка позеленела и местами рассыпалась. 8 месяцев в 2019 году жители дома были вынуждены жить без горячей воды после поломки общедомового бойлера.  

Похоже, не раз вырисовывалась следующая схема: люди платят за капремонт, часть их денег куда-то исчезает, а часть со средствами из бюджета идёт на капремонт. Ремонт делается некачественно, и его в скором времени необходимо обновлять. Денег не хватает. Следовательно, чтобы компенсировать недостаток, взнос на капремонт увеличивается. 

Как исправить положение?

Программа капремонта не принесла никакой пользы. То, что именно так и случится, было ясно изначально. Возможно, она и имела бы право на существование, если бы государство выполнило обязательства перед гражданами и до её принятия отремонтировало жильё.

Восстанавливать старые разваливающиеся дома за счёт жильцов новых зданий — это финансовая пирамида, сравнимая с МММ.

К тому же, вместо того чтобы освободить бюджет, его нагрузили ещё больше, — уверен руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Артём Рымарь.

Затем он высказался о болезненности повышения взносов на капремонт, особенно на фоне увеличения остальных тарифов. 

Мы выступаем за мораторий на полгода  и требуем снизить плату в дальнейшем. Её повышение нецелесообразно.

Ведь деньги всё равно заимствуются из бюджета — так зачем же ещё глубже залезать в карман к людям? — недоумевает Рымарь.

— Считаем, что в условиях резкого снижения уровня доходов граждан, а подчас и полной потери работы сделать это просто необходимо. Многие не могут себе позволить даже базовый набор продуктов и товаров первой необходимости.

В подтверждение своих взглядов депутат обратился к губернатору Александру Гусеву и в отделения партий власти с предложением отменить сбор взносов на капремонт на шесть месяцев. 

Подготовлено по материалам партии «Справедливая Россия» 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *