Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!

Предлагаю новую публикацию.

  • Вступление
  • Сколько метрополитенов в России
  • Обсуждение.

Россия занимает 4 место в мире среди стран по количеству городов, где население превышает 1 миллион жителей. На первом месте — Китай, на втором месте — Индия, третье место у Бразилии.

В России на 2020 год пятнадцать городов — миллионеров. Это (по количеству жителей, тысяч человек): Москва (12 655), Санкт-Петербург (5384), Новосибирск (1 620), Екатеринбург (1 495), Нижний Новгород (1 244), Казань (1 257), Челябинск (1187), Омск (1 139), Самара (1 144), Ростов-на-Дону (1 137), Уфа (1 125), Красноярск (1 092), Воронеж (1 050), Пермь (1 049), Волгоград (1 004).

В СССР существовало правило, что города — миллионеры обладают правом на строительство метрополитена и некоторыми другими нормативно распределяемыми ресурсами.

Проекты строительства в первую очередь предусматривали доступность метро для рабочего класса и связь промышленных районов городов с центром.

После трагического разрушения страны и построением новых капиталистических отношений олигархического государства правила поменяли.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

В России 8 метрополитенов. Все они (кроме Казани) строились и открывались в советское время. В советское время были открыты также метрополитены в союзных республиках: Украина (Киев и Харьков), Беларусь (Минск).

Грузия (Тбилиси), Азербайджан (Баку), Армения (Ереван), Узбекистан (Ташкент).

После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх бывших советских городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).

Московский метрополитен.

Московский метрополитен своим рождением обязан И.В.Сталину. В 1931 году в Политбюро была создана специальная комиссия по развитию транспортного сообщения в столице. Первоначально не планировалось строительство метро из-за дороговизны. На заседании комиссии в мае 1931 года Сталин внёс предложение, от которого комиссия не смогла отказаться.

«Поручить Моссовету и МК образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца».

В августе 1931 года был назначен начальник строительства П.П.Роттерт (беспартийный), в ноябре был утверждён проект, к 7 ноября 1934 года первая линия метро была построена, не было только эскалаторов. Эскалаторы закупили за границей, и в феврале 1935 года Московский метрополитен принял первых пассажиров.

  1. Московский метрополитен:
  2. длина сети — 414,7 км (с МЦК и монорельсом — 466,8 км);
  3. 241 станция (с МЦК и монорельсом — 275);
  4. открытие — 1935 год;
  5. количество линий — 15 (17);
  6. пассажиропоток — более 2 500 миллионов в год;
  7. открытие последней станции — 2021 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Петербургский (Ленинградский) метрополитен.

Скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Открыт 15 ноября 1955 года — второй по старшинству и величине метрополитен в России. До июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина.

  • Петербургский (Ленинградский) метрополитен:
  • длина сети — 124,8 км;
  • 72 станции;
  • открытие — 1955 год;
  • количество линий — 5;
  • пассажиропоток — более 700 миллионов в год;
  • открытие последней станции — 2019 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Нижегородский метрополитен.

Внеуличная пассажирская транспортная система Нижнего Новгорода (до 1990 года — Горьковский). Хронологически третий метрополитен в России, первый в Приволжском федеральном округе, десятый в СССР. Открыт в 1985 году.

  1. Нижегородский метрополитен:
  2. длина сети — 21,82 км;
  3. 15 станций;
  4. открытие — 1985 год;
  5. количество линий — 2;
  6. пассажиропоток — более 30,0 миллионов в год;
  7. открытие последней станции — 2018 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Новосибирский метрополитен.

Новосибирский метрополитен — скоростная рельсовая внеуличная общественная транспортная система на электрической тяге в Новосибирске. Является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. Метрополитен запущен 7 января 1986 года. После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и единственным за Уралом, в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР.

  • Новосибирский метрополитен:
  • длина сети — 15,9 км;
  • 13 станций;
  • открытие — 1986 год;
  • количество линий — 2;
  • пассажиропоток — более 84,0 миллионов в год;
  • открытие последней станции — 2010 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Самарский метрополитен.

Самарский метрополитен — система городского внеуличного рельсового общественного транспорта в городе Самаре. Пятая по вводу в эксплуатацию в России, вторая в приволжском федеральном округе. Открыт в 1987 году.

  1. Самарский метрополитен:
  2. длина сети — 12,6 км;
  3. 10 станций;
  4. открытие — 1987 год;
  5. количество линий — 1;
  6. пассажиропоток — более 12,0 миллионов в год;
  7. открытие последней станции — 2015 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Екатеринбургский метрополитен.

Екатеринбургский метрополитен — система линий метрополитена в Екатеринбурге. Последняя — тринадцатая — система метрополитена, открытая в СССР. Первый на Урале. Шестой метрополитен в России. Открыт в 1991 году.

  • Екатеринбургский метрополитен:
  • длина сети — 12,7 км;
  • 9 станций;
  • открытие — 1991 год;
  • количество линий — 1;
  • пассажиропоток — более 40,0 миллионов в год;
  • открытие последней станции — 2012 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Казанский метрополитен.

Казанский метрополитен — рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, расположенный в Казани. Стал первым (и на данный момент — единственным) метрополитеном в России, построенным после распада СССР, седьмым (и на данный момент — последним) по счёту в России, третьим в Приволжском федеральном округе. Открыт в 2005 году.

  1. Казанский метрополитен:
  2. длина сети — 17,65 км;
  3. 11 станций;
  4. открытие — 2005 год;
  5. количество линий — 1;
  6. пассажиропоток — более 30,0 миллионов в год;
  7. открытие последней станции — 2018 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Волгоградский (скоростной трамвай) метрополитен.

Волгоградский (скоростной трамвай) метрополитен — трамвайная система с элементами метрополитена в Волгограде. Входит в состав более обширной общей трамвайной сети города. Работает с 5 ноября 1984 года.

  • Волгоградский (скоростной трамвай) метрополитен:
  • длина сети — 17,3 км;
  • 22 станции;
  • открытие — 1984 год;
  • количество линий — 1;
  • пассажиропоток — более 30,0 миллионов в год;
  • открытие последней станции — 2011 год.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

6 городов пытались проектировать и строить метро. В результате в городах Пермь и Ростов работы прекращены на стадии проектирования. В городе Уфа работы прекращены на стадии строительства. В городе Омск метрополитен строился в 1992-2014 годах, в конструкциях построена одна станция из четырёх и метромост. Строительство заморожено.

Два города ещё питают надежды на собственные метрополитены. В городе Челябинске метрополитен строился с перерывами с 1992 года, есть две станции и часть перегонных тоннелей. В настоящее время строительные работы не ведутся.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Самые последние известия про метрополитен Красноярска. Метрополитен строится с перерывами с 1995 года. На первой линии метрополитена длиной 13,38 км предполагалось строительство девяти станций. Весной этого года Губернатор Красноярского края Александр Усс встретился с Президентом РФ Владимиром Путиным. Среди обсуждаемых тем поднимался вопрос строительства метрополитена.

По результатам рассмотрения предложений Президента Правительство РФ объявило стоимость метро Красноярска завышенной и предложило провинции отказаться от подземок.

  1. Вице-премьер Марат Хуснуллин:
  2. «метро для миллионников пока нецелесообразно»:
  3. «Надо больше делать ставку на железную дорогу».

Мэр Новосибирска Локоть Анатолий прокомментировал заявление вице-премьера. Анатолий Локоть считает, что начатые работы по строительству метрополитенов, в частности в Новосибирске, должны доводиться до конечного результата. В частности в Новосибирске строится станция и в проекте ещё 2 перегона и 2 станции.

«Вице-премьер оценил возможности, и его слова я трактую таким образом, что метрополитен в Новосибирске надо достроить. Чем мы сегодня фактически и занимаемся», — подчеркнул Анатолий Локоть.

Получается интересная ситуация. Без федеральной помощи региональные и местные власти крупных городов не могут выполнить проекты по строительству метрополитенов. Все эксперты согласны, что метро в крупных городах просто необходимо (пробки в городе, ритмичность работы, высокая экологичность, сравнительная дешевизна проезда и т.д.).

Но наверху имеют другую точку зрения — сохранение сундука с деньгами для питания заграницы, для больших яхт олигархов, для высоких доходов чиновников (этаких эффективных менеджеров), для прибыли олигархов. Даже уже затраченные довольно большие финансы на строительство горе — руководители готовы выбросить на ветер.

И тем более нет у них понятия о советском принципе управления — делать лучше жизнь для рабочих, для народа.

  • Уникальность текста: 91.9%
  • показать все совпадения
  • Адрес страницы Сколько совпало Совпадения

https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижегородский_метрополитен 7.8% показать

http://wikipedia.ru.nina.az/wiki/Нижегородский_метрополитен 7.7% показать

https://www.youtube.com/embed/gfDoumPhJbIhttps://www.youtube.com/embed/pZK-jGprrxY

Объект народного фольклора: история ростовского метрополитена, которого нет

Рассказываем о проекте, которому уже полвека

Ростов-на-Дону, 1 октября 2018. DON24.RU. Метрополитен Ростова-на-Дону – одна из самых обсуждаемых тем среди горожан. Жители донской столицы уже полвека томятся в ожидании и верят – метро в городе обязательно будет, и именно оно спасет его от пробок, а людей – от опозданий. Однако проект подземки до сих пор не утвержден, а даты строительства меняются из года в год.

Историю самого обсуждаемого несуществующего места в Ростове, которое задумали построить еще полвека назад, рассказывает ИА «ДОН 24».

Рождено в Советском Союзе

До распада СССР существовало правило, что в городе, население которого достигло 1 млн жителей, должен появиться метрополитен.

Ростов-на-Дону стал городом-миллионником в 1987 году (по данным Государственного комитета СССР по статистике), однако планы создания в городе подземки возникли раньше – в 1970-х.

Первоначально транспортники и архитекторы обсуждали идею строительства наземной электрической железной дороги, однако от нее отказались в пользу метро.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Открытие Филевской линии Московского метрополитена. метрофото.рф

Геологические работы начались в 1980 году, и по их результатам был сделан вывод, что на территории донской столицы вполне реально за восемь лет построить восемь станций первой ветки метро.

Предполагалось, что они расположатся в пределах центра города по направлению запад-восток от железнодорожного вокзала до Сельмаша.

Однако подготовительные работы так и не начались – в городе лишь огородили заборами несколько участков, обозначив их плакатами с большой буквой «М».

По сей день существуют две основные версии того, почему советский проект так и не смог воплотиться в жизнь.

Читайте также:  Самый высокий жк в москве будет построен на ленинском проспекте

Историки, как и горожане, придерживаются мнения, что препятствием к строительству стали грунтовые воды, которые размывают почву и ставят под угрозу безопасность пассажиров будущей подземки.

Впрочем, говоря об этом, нельзя не вспомнить примеры строительства метро в городах с еще более сложными условиями — например в Санкт-Петербурге.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Станция метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге. personalguide.ru

В то же время, есть люди, которые думают, что строительство подземки в Ростове было отменено из-за того, что власти страны решили выделенные на нее средства отдать Красноярску, где в это же время как раз тоже прокладывался метрополитен. Впрочем, и его строительство было остановлено с развалом Советского Союза.

Так или иначе, ни одной станции в донской столице заложено не было. Проект оказался заморожен.

Попытка № 2

В 2008 году в Ростове-на-Дону появилась новая структура — МКУ «Управление Метро Ростова».

Горожане какое-то время гадали: как может существовать управление того, чего до сих пор нет? Однако именно в этом году городские власти собрали и отправили на внешний аудит комплексную документацию для старта проектирования первой очереди ростовского метро, решив реанимировать забытый в прошлом столетии проект. С их точки зрения, данный шаг был обоснован.

В 2009 году снова была проведена геологическая разведка, и уже в 2010-м ОАО «Метрогипротранс» совместно с ГУП НИиПИ Генплана Москвы подготовили предложения по тому, как будут располагаться и пересекаться ветки будущего ростовского метрополитена.

Первая линия

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Схема первой линии Ростовского метрополитена. rostov.kp.ru

В мае 2010 года стало известно, что первой решено строить ветку Запад – Северо-восток, поскольку одной из главных задач было разгрузить от пробок центр города, где работает много жителей спальных районов.

Первоочередной участок линии запланирован из центра Левенцовки.

Предполагалось, что он будет проходить под проспектом Стачки по 17-метровой эстакаде через железнодорожный вокзал, далее – под Большой Садовой и продолжится под улицей Советской до площади Карла Маркса.

В Левенцовском районе, возле ТЭЦ-2, планировалось строительство электродепо для линии. Полная длина участка должна была составить 16 км, на которых хотели расположить 12 станций.

Согласно проекту, первый этап строительства должен был включить в себя пять станций: «Улица Малиновского», «Улица Зорге», «Площадь Дружинников», «Вокзал» и «Ворошиловская». В дальнейшем ветку предполагалось продлить с одной стороны в район Сельмаша, а с другой – далее вглубь Левенцовского района. В результате ее протяженность должна была составить 22 км с размещением 13 станций.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Проект станции «Улица Малиновского». metro-rostova.ru

Вторая линия

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Схема второй линии Ростовского метрополитена. ru.wikipedia.org

Вторую ветку планировалось проложить до 2025 года по направлению Север – Юг: от станции «Большая Садовая» с пересадкой на первую линию до «Площади Королева».

Между ними должно было быть 9,9 км, на которых должны были разместиться еще четыре станции: «Площадь Гагарина», «Проспект Ленина», «Площадь Конституции» и «Площадь Космонавтов».

Предполагалось, что в дальнейшем ветка будет продлена через реку Дон до Батайска с одной стороны и до Аксайского района – с другой стороны. Полная длина линии должна была составить около 14 км с 11 станциями.

Третья линия

Конкретных планов о третьей линии Северо-Запад – Восток разработать не успели. Известно, что она должна была обслуживать Октябрьский и Пролетарский районы города с дальнейшим продлением до Аксая. Ее общая протяженность должна была составить 19 км с размещением 16 станций.

В некоторых источниках встречается также информация о четвертой линии, которая должна была стать полукольцом, благодаря которому можно было бы перемещаться между первыми тремя.

Никогда такого не было, и вот опять

В конце 2012 года по городу разошлась неожиданная новость — в Ростове начали строить первую станцию метро. В центре города появилась строительная техника, рабочие оградили лентами несколько десятков квадратных метров земли и поставили табличку с заветной буквой «М» и надписью «Станция Буденновская».

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Изыскательные работы на месте станции метро «Буденновская». rostovnadonu.bezformata.com

Планировалось, что она будет строиться методом глубокой проходки, то есть без выхода наверх, что делало строительство дешевле. Подземный перрон, попасть на который можно через существующий подземный переход, хотели протянуть на 120 м по направлению к переулку Островского.

Однако уже в январе 2013 года стало известно, что станция в состав первой линии Ростовского метрополитена не вошла. В результате, изыскательные работы завершили, но продолжения работа над «Буденновской» не получила.

С чистого листа

18 января 2013 года был утвержден проект планировки и межевания территории для размещения первой линии ростовского метрополитена.

Стоимость разработки проектной документации для первого этапа строительства оценивалось в 942 млн рублей.

Финансирование проектных работ было заложено в бюджеты города и области на 2013–2016 годы, чтобы закончить проектирование в 2015 году и в 2016 году претендовать на финансирование строительства по федеральным программам.

Однако конкурс на проектирование был объявлен только в декабре 2013 года, а срок подачи заявок многократно продлевался из-за отсутствия желающих их подавать. В январе 2015 года Управление Метро Ростова объявило о намерении начать строительство в 2018 году, мотивируя данное решение тем, что «в 2016–2017 годах экономика России должна стабилизироваться».

Через полгода решением сити-менеджера донской столицы Сергея Горбаня МКУ Управление Метро Ростова было реорганизовано и присоединено к «Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону» (ДИСОТИ). А еще через три месяца был отменен и конкурс на проектирование.

10 ноября 2015 года Управление Метро Ростова официально прекратило свое существование.

Тронется ли вагончик?

Несмотря на расформирование управления, сити-менеджер Сергей Горбань пообещал горожанам, что метро в Ростове обязательно будет. Он отмечал, что строительство начнется после чемпионата мира по футболу, поскольку у города все средства уходили на подготовку к нему.

Впрочем, классический метрополитен Горбань не рассматривал, так как, по его словам, это сложно и затратно с финансовой точки зрения.

Поэтому в конце своего срока он обнародовал планы по строительству «легкого» метро – трамвая, который двигается под землей либо по эстакаде.

Он должен был соединить СЖМ с центром Ростова, а в дальнейшем его можно было бы продлить в Батайск. Глава города утверждал, что деньги на разработку технического задания уже выделены.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

3D-модель метротрама. rostov-gorod.ru

Однако продолжения этот проект тоже не получил – новый сити-менеджер данную «эстафетную палочку» не принял.

Но о метро не забыли, и уже летом 2017 года губернатор Ростовской области Василий Голубев, который никогда не отступал от мысли, что донской столице необходима подземка, напомнил о планах вернуться к проекту Ростовского метрополитена.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

 russia-ic.com

Через год после этого генеральный директор компании «Мосметрострой» Сергей Жуков в интервью одному из столичных СМИ сообщил, что в Ростове-на-Дону ведутся «определенные работы». По его же словам, донская столица нуждается в метрополитене, и проведенные в советское время расчеты это только подтверждают, несмотря на то, как давно они были сделаны.

Чуть позже, в рамках обсуждения Стратегии социально-экономического развития Ростова до 2035 года представители городской администрации заявили, что сооружение подземки – одна из важнейших задач для развития Ростова-на-Дону. Был предложен план сети метрополитена общей протяженностью 75–80 км.

Он вошел в документ «Стратегии», который в окончательном виде планируется принять до 1 января 2019 года. Если часть, касающаяся метрополитена, к тому времени не претерпит изменений, то метро в Ростове должно появиться до 2035 года.

А до этого момента, как отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев в эфире программы «Главные о главном» (от 3 сентября 2018 года), в городе будет производиться работа по усовершенствованию действующего общественного транспорта.

По его мнению, только после этого можно говорить о масштабном строительстве.

В мэрии "похоронили" проект ростовского метро: к этому решению власти шли полвека

На протяжении долгих лет ростовчанам рассказывали сказку о том, как город спасёт от пробок волшебство под названием «подземка». Изначально она казалась небылицей, но потом в неё поверили все — даже руководство региона.

 Транспортники в администрации Ростова-на-Дону пришли историческому заключению: «в городе нет условий для внедрения технологии «классического» метрополитена».

Следовательно, подземки, разговоры о появлении которой велись с 70-х годов прошлого столетия (в последнее десятилетие, когда мегаполис периодически намертво вставал в пробках, особенно активно), по всей видимости, не будет.

А чиновники не обманули: за обещанные полтора года решение принято

У проекта, кстати, с самого момента зарождения идеи было много скептиков. Однако это не помешало властям вбухать кучу денег на создание в Ростове-на-Дону целого управления метро, которое, как выясняется теперь, по сути, впустую проело почти 100 млн бюджетных рублей.

Ситуация достигла своего апогея весной прошлого года, когда губернатор Ростовской области Василий Голубев потребовал дать ему конкретный ответ на вопрос: «Можно ли построить и когда?»

Проекта ещё нет. Состоялось несколько рабочих встреч, сейчас началась работа по подготовке предпроектных решений по реализации этого проекта. Задача — выйти на эти решения к середине 2020 года.

После этого можем говорить о проекте. Если это так будет (и, по перечню поручений, мы так должны сделать), то тогда задача — начинать финансировать непосредственно проект.

На его разработку, считают специалисты, уйдет не менее полутора-двух лет,

— говорил Голубев в одном интервью в начале 2019-го.

Ну, хоть тут со сроками чиновники не слукавили: аккурат спустя полтора года, точно к середине 2020-го, они и заявили, что метрополитену в Ростове не бывать.

Почему на это ушло столько времени? Кто ответит за кучу выброшенных на ветер денег? Вопросы без ответа.

В итоге, теперь будет рассматриваться возможность создания веток для скоростного трамвая.

Но и тут может выйти хорошая сказочка, потому что в качестве начальной даты строительства полотна для нового вида транспорта называется период в 2025-2028 годы, а на работы уйдёт порядка 10 лет.

Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи квартиры, полученной при переселении?

Супермечта — соединить Северный и Батайск

Впервые о создании ростовского метрополитена заговорили в 70-е годы. Курировал вопрос лично тогдашний глава обкома партии Иван Бондаренко.

Согласно разработанному проекту, планировалось построить две ветки.

Первая соединила бы район ГПЗ-10 на Западном и Сельмаш, а вторая должна была протянуться от Северного микрорайона аж до города-спутника Батайска. Построить метро планировали к 2000-му году.

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Однако когда проект принесли на подпись самому Леониду Брежневу, тот наложил на него вето, а на деньги, которые могли пойти на создание метро в Ростове-на-Дону пошли на строительство подземки в столице Польши — Варшаве.

Следующий руководитель страны Константин Черненко при выборе города для строительства метро отдал предпочтение родному Красноярску.

Затем к идее подземки (классической!) в Ростове-на-Дону вернулись в 1987 году. В уже существующий проект была добавлена ещё одна ветка «Военвед — Аксай».

Стоимость строительства ростовской подземки оценивали в 414 млн рублей.

Правда, реализовывать этот проект планировали в три этапа — на протяжении 60 лет! Разработчики рассчитали, что первая очередь будет сдана к 2005 году, вторая — к 2030-му, третья — к 2050-му.

Но и на этот раз дело дальше обсуждений не пошло: развалился Советский Союз, и всем стало не до метро.

Вместо метрополитена — стадион и аэропорт

В третий раз проект метро достали с полки в 2008 году, когда было создано управление «Метро Ростова». Но через три года Россия получила право на проведение зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, следовательно, все «свободные» деньги страны были брошены на курортный город.

  • Но городское управление метро – с удивительным упорством, стоит отметить — всё это время продолжало работать, потратив на разного рода документацию, по разным подсчётам из открытых источников, порядка 100 млн рублей.
  • Перед началом чемпионата мира по футболу в 2018 году тема ростовского метро вновь всплыла, но опять вмешалось обстоятельство в виде необходимости затрат на столь масштабное мероприятие, что повлияло, естественно, на перераспределение федеральных средств, в первую очередь на строительство «Ростов Арены» (19,8 млрд рублей) и аэропорта «Платов» (37,05 млрд рублей).
  • Впрочем, и во время подготовки к мундиалю, и уже после него, когда руководству Ростовской области приходилось отвечать на регулярный вопрос всех крупных пресс-конференций, будет ли метро в Ростове, в ответ звучало неизменное – да, будет.

Единственно, со временем в него стали попадать корректировки – о том, что нужно учитывать грунты, особенности застройки и дорожных путей и так далее, отчего часть линий придётся делать не подземными («классическими», выражаясь языком мэрии), а наземными, но это ничего не отменяет…

И вот теперь, получается, точка в вопросе поставлена. Точнее – многоточие с удалением на пять лет, когда с большой долей вероятности уже не будет у руля города и региона многих-многих из тех, кто принимал это решение.

Однако же, есть ещё один момент. Пока что мы не слышали комментарий губернатора Василия Голубева по этому поводу. А его бы очень хотелось услышать. Мы же, тем временем, поищем наиболее яркие цитаты по этому поводу: вспомним все вместе, улыбнёмся прошлым мечтам, почему нет?

Почему в Ростове не может быть и никогда не будет метро (мнение)

Проект метро в Ростове-на-Дону заморожен

Об этом рассказал читатель нашего сайта, представившийся инженером Метровым.

Конечно, никнейм вымышленный, но в рассуждениях человека содержатся весьма основательные резоны. В ответ на наш материал «Метро в Ростове начнут проектировать уже в следующем году» ростовчанин написал:

«Метро в Ростове нет и быть не может. Ещё в 80-х годах завершены все изыскания по этому вопросу — и тема с метро в Ростове закрыта.

Москву и Питер сравнивать с Ростовом нельзя. Можете, если уж так хочется, с Сан-Франциско сравнить. Сравнили? Изучайте, что там было сделано в такой ситуации.

Посмотрите, к примеру, перепад высот между центром и Западным, посмотрите на «яму» которую представляют из себя Будённовский или Малиновского. Если что-то начнут рыть, город уйдёт под землю.

Многие привыкли к городу, поэтому просто не обращают внимания — Ростов представляет из себя, грубо говоря, набор ям, оврагов и насыпей. Вспомните, как вы на Стачки въезжаете или выезжаете на мост.

А проектировать тут уже нечего: сколько денег вгрохали в проектирование — более 10 проектов метро, сколько лет «Управление ростовского метрополитена» работало и проедало деньги, а потом закрылось по-тихому».

Напомним, тема метро в Ростове особенно остро встала в 70-е-80-е годы прошлого века. Тогда, кстати сказать, построить метро вполне могли бы: именно в это время метрополитен появился сразу в нескольких городах-миллионниках. Но провели изыскания и посчитали, что такое строительство нецелесообразно и технически невозможно, о чём и уведомили население: мол, грунты не подходят.

Однако уже в 2013 — 2014 годах проектные работы до определенного времени шли полным ходом. Две станции и депо ростовского метрополитена обещали сдать в эксплуатацию в 2018 году. Об этом сообщало «Управление метро Ростова», которое в дальнейшем было благополучно расформировано.

Уже в 2014 году должны были начаться работы над первой веткой. Она должна была пройти параллельно проспекту Стачки к железнодорожному вокзалу, далее вдоль Садовой к площади К.Маркса.

Планировалось шесть станций метро в Ростове. Строительство первой линии, по предварительной оценке, должно было обойтись в 76 миллиардов рублей.

На днях (см. ссылку выше) губернатор Василий Голубев объявил о своём поручении построить либо метро, либо наземно-подземный скоростной трамвай. Думается, что эта неопределённость в строительстве новой транспортной артерии как раз и связана с причинами, о которых рассказал наш читатель.

Кстати, в Сан-Франциско принцип такой: существует трамвайная сеть, по которой движутся и обычные трамваи, и те, что проходят через систему тоннелей. То есть это действительно наземно-подземный трамвай.

Виталий Дорожный

____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Не будем углубляться. Почему в Ростове не станут строить классическое метро

С чем связано такое разномыслие в головах чиновников, разбирались «АиФ на Дону».Строительство метро в его классическом понимании в Ростове-на-Дону нецелесообразно. Об этом в середине июня заявил начальник отдела перспективного развития департамента транспорта донской столицы Александр Дегтярёв.

«Для нормальной работы метрополитена нужен пассажиропоток не меньше 55 тысяч человек. Такая пропускная способность исключительно избыточна для условий Ростова, где в пик мы имеем сейчас не более 15 тысяч», — приводит его слова издание Donnews.

Александр Дегтярёв отметил, что вполне сравнимые с проектом ростовского метро, но уже функционирующие подземки в Нижнем Новгороде и Казани с пассажиропотоками в 14 и 4 тысячи человек соответственно, привозят одни убытки. При этом аналогичный показатель только одной Калужско-Рижской ветки метро в Москве составляет 69 тысяч человек.

Другими словами, в Москве метро окупается, а в региональных миллионниках — нет.Однако без скоростного транспорта оставлять ростовчан не планируется. По словам чиновника, сейчас городские власти и областной Минтранс прорабатывают различные модели развития рельсового транспорта.

Ранее донской губернатор Василий Голубев упоминал, что общая сумма строительства метро в Ростове составит предварительно 75-80 млрд рублей. И, судя по всему, речь шла о том же самом проекте.

«Сейчас мы уже не говорим о строительстве глубокого метро, рассматриваем различные варианты.

В том числе это может быть скоростной легкорельсовый трамвай, советуемся с Москвой, которая совершенно точно лидер в этом вопросе», — пояснил глава региона.

Таким образом, слова Александра Дегтярёва согласуются с тем, что сказал Василий Голубев: о проекте тяжёлого метро чиновники сейчас не говорят из-за его избыточности и дороговизны строительства и эксплуатации.

Судя по всему, в донской столице появится некая внеуличная система на базе трамвая, либо на основе существующих линий, либо «с нуля». Не исключено, что за основу возьмут Волгоградский метротрам: там обычные трамвайные вагоны соединяют наземные станции, внешне представляющие собой обособленные рельсы, и подземные, похожие на уменьшенные копии станций традиционного метро.

Так или иначе Ростову нужен комфортный внеуличный транспорт, не зависящий от пробок. По сути, у горожан впервые появится возможность перемещаться по городу за заранее планируемое время. По словам Василия Голубева, начать строительство планируется уже в 2021 году. Главное, чтобы эти планы снова не отложили, как это происходит с ростовским метро уже не первый десяток лет.

Комментирует ситуацию руководитель ростов­ского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов:

«В рекомендациях по модернизации транспортной системы городов указано, что линии метрополитена намечаются по направлениям с расчётным пассажиропотоком более 12-15 тысяч пассажиров в час с перспективой их возрастания при удлинении линий. Несколько лет назад «Город и транспорт» проводил исследование, в результате которого было выявлено, что в Ростове такого потока и близко нет ни на одном из направлений, даже с учётом людей, едущих на легковых автомобилях.

Дело в том, что метро — это не столько технология, сколько функция. Она обозначается в нормативных документах как «скоростной внеуличный транспорт» и включает также монорельс и скоростной трамвай.

«Красные линии» большинства ростовских улиц позволяют построить скоростной трамвай за счёт неэффективно используемых сейчас резервов, заложенных в ширину улиц при их планировании.

При этом стоит строительство таких линий существенно меньше, чем нужно для тяжёлого метро».

Читайте также:  Росстат представил статистику по строительству в России

«Обоснование ростовского метрополитена притянули за уши» — мнение

Ростов-на-Дону, 21 июня 2019, 17:00 — REGNUM Строительство метрополитена в Ростове-на-Дону вновь превращается в миф. На убыточность объекта и его нецелесообразность указали чиновники из администрации города-миллионника.

Эксперты уверены, что строительство подземной городской железной дороги — вопрос политический. К настоящему моменту известно, что разработанная около 10 лет назад предполагаемая схема метрополитена к рассмотрению непригодна.

«Обоснование метрополитена тогда [около 10 лет назад] просто притянули за уши. Было принято решение [реанимировать проект метро], надо было что-то нарисовать. Сегодня поднимать эту работу неправильно», — цитирует директора ООО НПО «Южный градостроительный центр» Сергея Трухачёва портал donnews.ru.

По сути, его слова подтвердил и начальник перспективного развития департамента транспорта областного центра Александр Дегтярёв.

«Для нормальной работы метрополитена нужен пассажиропоток не меньше 55 тысяч человек. Такая пропускная способность исключительно избыточна для условий Ростова, где в пик мы имеем сейчас пассажиропоток не более 15 тысяч», — отметил чиновник (цитата donnews.ru).

По его словам, окупает себя метро в Москве, а подземки в Казани и Нижнем Новгороде «глубоко убыточны». Именно поэтому метро, в его классическом понимании, для Ростова-на-Дону неактуально. При этом, считает Дегтярёв, развитием рельсового транспорта, в том числе и внеуличного, в городе-миллионнике занимаются.

ИА REGNUM напоминает, что губернатор Ростовской области Василий Голубев в апреле текущего года вернулся к теме строительства метров в Ростове-на-Дону и даже назвал новый срок начала строительства подземки — не позднее 2024 года. А после 20 апреля он хотел «услышать подробный отчёт о том, где мы находимся с этим проектом, куда движемся и когда подойдём к началу процесса». Но подробного отчёта так нигде представлено и не было.

Несколько дней назад донской глава назвал ориентировочную стоимость долгожданного метро — 75−80 млрд рублей. Но на основании каких данных высчитана эта сумма, неизвестно.

  • Ранее по теме: Проект ростовского метро «требует жизнь» — губернатор
  • Читайте ранее в этом сюжете: Ростовский губернатор Голубев раскрыл стоимость метро
  • Читайте развитие сюжета: Работа над проектом лёгкого метро в Ростове-на-Дону начнётся до конца года

История вопроса

В России действует 7 сетей метрополитена и 1 метротрам.

И если московское метро значительно расширяется: уже введено в действие Московское центральное кольцо, запланировано строительство десятков станций, центральных диаметров, — то почти все проекты новых региональных метрополитенов оказались отменены или заморожены. Исключением является только Челябинское метро, но и там открытие не планируется раньше 2025 года.

Ростовское метро как антилокомотив донской экономики

К 2028 году администрация Ростова должна определить, как проложить ветки легкого метро в городе. Об этом на минувшей неделе сообщил директор городского департамента транспорта Христофор Ермашов. Он отвечал на вопросы в ходе круглого стола, который проводила «Комсомольская правда».

К 2028 году идее создания метрополитена в Ростове исполнится 49 лет. Википедия сообщает, что первые работы по проектированию велись в 1979-1989 годах и были свернуты из-за сложного социально-экономического состояния позднего СССР.

В новое время к идее вернулись в 2008 году, тогда было создано Управление метро Ростова, его руководитель — Мурат Тлипцеришев — был одним из самых популярных ньюсмейкеров начала десятых годов.

В 2013 году городские власти даже утвердили проект планировки и межевания первой линии метро — от улицы Малиновского до площади Карла Маркса — общей протяженностью около 15 км. Стоимость проекта этой линии оценивали почти в 1 млрд рублей, а строительство — в 76 млрд рублей.

Но объявленный в декабре 2013-го конкурс на проектирование после многочисленных переносов так и не состоялся.

В начале 2015 года городское управление метро на своем сайте объявило, что срок проектирования 1-го этапа строительства первой линии Ростовского метрополитена перенесен на 2015–2017 годы, после стабилизации российской экономики в 2016–2017 годах.

Обещали, что проектирование начнется в 2018 году. Но в середине 2015 года само управление было закрыто. Точнее, его присоединили к дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону. Проект метро вроде бы умер. Но не совсем.

Сейчас на наших глазах он перерождается, превращается в идею легкого метро. Правда, остается таким же далеким, как и прежде. Ведь 2028 год — это за пределами не только текущего, но даже будущего губернаторского срока (если Василия Голубева изберут губернатором осенью этого года, то срок его полномочий истечет в 2025 году).

А значит — вне пределов реального планирования.

Вечный, как птица феникс, и столь же мифический, требующий затрат времени, человеческих ресурсов, бюджетных денег, но не дающий реальных результатов, проект метро для Ростова — антилокомотив экономики города, да и всего региона, по которому теперь можно измерять реальность многих масштабных инвестпроектов.

Мэрия предложит новые правила застройки центра В ежегодном отчете главы администрации Ростова Алексея Логвиненко перед депутатами гордумы тема развития исторического центра и застройки новых микрорайонов была одной из важнейших. Кроме результатов работы городской исполнительной власти в прошлом году Алексей Логвиненко рассказал Думе о планах на 2020-й. В этом году, по его словам, будет разработана ПСД для рекультивации Левенцовского полигона ТБО и начнутся предпроектные работы по строительству легкого метро. Депутаты предложили градоначальнику совершенствовать инвестклимат и развивать ГЧП. Метро может пройти по участку «Юга Руси» Управление метро ростовской мэрии опубликовало список строений в центре города, которые необходимо снести, чтобы построить станцию «Вокзал» будущего метрополитена. Часть этих зданий расположена на Большой Садовой, в том числе комплекс строений «Ростовбумаги», принадлежащий агропромышленной группе «Юг Руси». По словам экспертов, на собственников зданий заявления о сносе пока не накладывают каких-либо ограничений. Риэлтор стоимость земли в этом месте оценил в 4 млн рублей за сотку.

Метрополитен в Ростове-на-Дону

Метрополитен в Ростове-на-Дону проектировался в 70-80-е годы XX века, однако, из-за распада СССР работы по проектированию были свёрнуты. В 2008 работы по созданию метро были возобновлены с переменным успехом.

В настоящее время действует муниципальное казенное учреждение «Управление Метро Ростова».

В мае 2010 года институт ОАО «Метрогипротранс» совместно с ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы» подготовили предложения по трассам будущего ростовского метрополитена.

21 февраля 2011 года разработанное обоснование инвестиций в строительство метрополитена в Ростове-на-Дону было представлено на рассмотрение в государственную экспертизу и получило положительное заключение.

Первая очередь первой линии ростовской подземки, «Запад – Северо-Восток», будет проходить от улицы Малиновского до площади Карла Маркса. На этом участке расположатся восемь станций. Длина ветки будет составлять около 15 км, а проехать между конечными станциями будет возможно за 15-17 мин.

В дальнейшем линия предположительно будет продлена на северо-восток – в район Сельмаша и на запад – далее в глубь Левенцовского района. Полная длина ветки составит около 22 км с размещением га ней 14 станций.

На первой линии Ростовского метрополитена предварительно предусмотрено использование четырехвагонных поездов «Русич». Ожидаемый интервал между поездами составит 5-10 мин, что позволит перевозить около 400 тыс. человек в день и 130 млн пассажиров в год.

Подземка в Ростове будет не совсем «подземной». В районе Привокзальной площади составы метро будут двигаться по эстакаде – на высоте 17 м над землей. А самая глубокая часть ветки пройдет под Театральной площадью на глубине в 33 м. (Источник: БН.ру)

В конце ноября текущего года заместитель мэра города по транспорту и дорожному хозяйству Владислав Максименко заявил о готовности города к проектированию первой ветки метрополитена. «Сформирован довольно объемный пакет документов, включающий 12 смет, которые вскоре пройдут экспертизу. После этого мы будем размещать заказ на проектирование первой ветки Ростовского метрополитена», — прокомментировал Владислав Максименко.

Как сообщил губернатор в ходе итоговой пресс-конференции в конце декабря, на данный момент до конца еще не решен вопрос с финансированием ростовского метрополитена.

«На сегодня очевидного решения по поводу федеральной поддержки у нас нет. Во время последнего общения с министром финансов мы договорились, что эту тему будем продолжать обсуждать», — сказал Василий Голубев. 

По подсчетам первая ветка метрополитена обойдется в 76 млрд руб. Еще около 50 млрд рублей будет стоить вторая ветка.

«От идеи метро мы не собирались отказываться и пока не будем. Очень важно решить проблему софинансирования, либо из федерального бюджета, либо на  концессионной основе, пригласить к решению этой проблемы бизнес, в очередь за этим проектом пока не стоят», — прокомментировал губернатор. 

rostovdrive.ru 

В администрации Ростова-на-Дону утвердили документацию по планировке территории первой линии Ростовского метрополитена (1 и 2 этапы строительства).

Проект планировки и проект межевания охватывает территорию протяженностью от пятого микрорайона жилого района «Левенцовский» до площади Толстого. Согласно документам, площадь линейного объекта будет составлять 1 тыс. 345 га. Длина первой линии составит 16,4 км. 

Проект предполагает строительство шести многоуровневых автостоянок и восьми станций включая следующие: «Левенцовская», «Улица Малиновского», «Улица Зорге», «Площадь Дружинников», «Вокзал», «Ворошиловская», «Театральная», «Площадь Толстого». 

Предполагаемая суточная загрузка составляет  400 тыс. человек, при этом за год предполагается перевезти порядка 130 млн пассажиров. Напомним, по оценкам МКУ «Управление метро Ростова», первая линия метро в Ростове будет стоить 76 млрд рублей.

Отметим, что МКУ «Управление метро Ростова» неоднократно изменяло условия конкурса на выбор организации для разработки проектной документации строительства первой линии Ростовского метрополитена (первый этап строительства). Попоследним данным, заявки на участие в конкурсе принимаются до 21 мая 2015 года.  Цена контракта составляет более 944 млн рублей. 

Юлия Смолянова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *