План развития курорта «Эльбрус» утвержден

В конце апреля на совещании по развитию рекреационных центров Северного Кавказа вице-премьер России Юрий Трутнев заявил, что из трёх крупных туристических кластеров, в которые вкладываются бюджетные инвестиции, – это «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Ведучи» в Чечне и «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии – на самоокупаемость вышел только первый из них. Ещё один большой проект – североосетинский «Мамисон» – пока что даже не начал строиться.

Северокавказский туристический кластер стал активно развиваться в 2011 году по инициативе полпреда президента России Владимира Путина в СКФО Александра Хлопонина. Грандиозный проект предполагал строительство гостиниц на 100 тысяч мест, более тысячи километров горнолыжных трасс и 227 подъемников.

Объем инвестиций в строительство должен был превысить 600 миллиардов рублей – только от российских инвесторов. Однако после коррупционного скандала, связанного с руководителем компании «Курорты Северного Кавказа» Ахмедом Билаловым, чиновники стали осторожнее отзываться о развитии курортов.

Сейчас, по словам Трутнева, курорты должны существовать в первую очередь за счёт частных инвестиций. Хотя в «Архыз», «Ведучи» и «Эльбрус» уже вложено 36 миллиардов бюджетных средств.

«Наша задача – найти выгодные для государства и приемлемые для частных компаний механизмы привлечения инвестиций. Правительство Российской Федерации готово принимать участие в строительстве необходимой инфраструктуры: дорог, линий электропередач, систем водоснабжения.

В то же время сразу хочу предупредить – получать права на пользование земельными участками, необходимыми для строительства гостиниц, ресторанов, на пользование уже созданной за счёт государства инфраструктурой должны те компании, которые большую часть работы готовы провести за счёт собственных ресурсов», – цитируют СМИ чиновника.

План развития курорта «Эльбрус» утвержден

Открытие горнолыжного сезона в Приэльбрусье

Федеральные власти готовы перечислить северокавказским курортам больше денег – ещё около 20–25 миллиардов рублей. Главное – чтобы туда поехали туристы.

В «Архызе», согласно официальному сайту, стоимость ски-пасса составляет 1200 рублей в день. На курорте есть семь трасс и четыре гостиницы. Прибыль от их эксплуатации, по сведениям Счетной палаты, в 2018 году составила 204,4 миллиона рублей. На их содержание было потрачено в три с половиной раза больше – почти 700 миллионов.

Но даже при этом «Архыз» можно считать одним из самых успешных курортов региона, утверждает профессор МГУ, специалист по социально-экономическому развитию регионов Наталья Зубаревич.

«Архыз» – в лучшей ситуации, он даже расширяется. Но и старые курорты в Кабардино-Балкарии – с ними тоже всё в порядке. Если там не проходят контртеррористические операции, которые бы мешали им работать, то это недорогая и устойчивая модель. Другими словами, «Архыз» и эльбрусские курорты вполне конкурентоспособны», – считает профессор.

Она отмечает, что пандемия положительно сказалась на развитии курортов, когда туристы в связи с закрытыми границами вынуждены были отдыхать в пределах России.

«В этом году забита была «Красная поляна». И северокавказские курорты тоже получили своих туристов. Но как долго продлится это закрытие границ? – задаёт риторический вопрос Зубаревич.

– В то же время многие люди в результате пандемии обеднели и теперь им просто не по карману будет ездить в Альпы. Поэтому шанс на развитие курортов есть.

Но не всех, которые были заявлены, а в первую очередь курортов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии».

По словам профессора МГУ, чиновникам сложно оценивать самоокупаемость курортов, поскольку они не владеют реальными цифрами.

Трутнев точно не может померить окупаемость всех услуг, которые предоставляются даже не фирмами, а домохозяйствами

«Откуда Трутнев знает про самоокупаемость? Там частный бизнес рулит. Всё, что сделано постсоветского на кабардино-балкарских курортах, – сделано на деньги населения, местного бизнеса. «Эльбрус» – это куча жилья, которое сдают местные.

Сколько там стоит подъёмник и его содержание, я не знаю. Но еда и проживание – это бизнес местных. Как можно проверить их окупаемость? Старые курорты жизнеспособны, но надо вкладываться в подъемники, трассы», – резюмирует Зубаревич.

«Ставка на горнолыжный отдых изначально неверна»

Собственником акционерного общества «Курорты Северного Кавказа» являлось ликвидированное год назад Минкавказа. КСК ещё до пандемии планировали, что к 2020 году в регионе ежегодно будут отдыхать два миллиона человек, для их обслуживания будет создано около 13 тысяч рабочих мест, а объемы выручки достигнут 19,5 миллиарда рублей.

Показатели по итогам 2018 года, по данным Счётной палаты, были неутешительными: курорты посетили 683 тысячи человек, рабочих мест было создано всего 619, а выручка предпринимателей, обслуживающих туристов, составила немногим более 850 миллионов.

«Курорты Северного Кавказа» – изначально непонятный проект по KPI – ключевым показателям эффективности, считает председатель союза туриндустрии СКФО Умар Айдинов. По его словам, непонятно, какие задачи стоят перед курортами и какую ответственность несёт КСК.

Если в ведро без дна лить больше воды – разве в ведре ее больше станет?

«О какой окупаемости курорта «Архыз» идёт речь? Если речь про операционную окупаемость, то возможно, она есть, хотя и это сомнительно. Если про инвестиционную, то сомневаюсь вообще, что это возможно в это десятилетие.

Если в ведро без дна лить больше воды, разве в ведре ее больше станет? Разве мало было выделено денег на курорты? Дополнительные вложения не изменят ситуацию с окупаемостью без изменения принципов управления», – говорит Айдинов.

Проблема кавказских курортов – в отсутствии комплексного развития, отсутствии личной ответственности топ-менеджмента, отсутствии чётких показателей эффективности, отмечает собеседник Кавказ.Реалии.

«Перед выделением средств нужно ставить задачи в деньгах, а не в количестве оказанных услуг или количестве туристов. И да, пора бы на уровне хотя бы курортов разграничить понятие туриста и экскурсанта. Туристы хотят туда, куда модно.

И они стремятся на Кавказ целых три месяца в году, мы порой даже дефицит мест испытываем.

Но изначально ставка только на горнолыжный туризм была неверна: из двенадцати месяцев реально кататься можно три, а что делать людям в остальные восемь месяцев?» – рассуждает Айдинов.

По его мнению, одних канатных дорог – мало: для туристов нужны развлечения, этнографическая составляющая и вовлечение.

«Вместо этого мы им предлагаем экотропы и кровать в гостинице, – рассказывает председатель союза туриндустрии СКФО. – И пусть сегодня мы видим определённый рост туристического потока, но это следствие закрытых границ, а не работы по развитию».

Айдинов считает, что «Архыз» и «Эльбрус» – однозначно стоящие проекты, но они требуют кардинальной смены подхода к управлению и самому их позиционированию.

Строительство полноценного курорта в «Мамисоне» на сегодняшний день – очередные инвестиции в пустоту

«Ведучи» как горнолыжный курорт – конечно, нестоящий проект. Но у него есть возможность развития в рамках экскурсионного и экологического туризма. «Мамисон» – тоже спорный проект.

С учётом удалённости от клиентского потока – скорее, нестоящий.

Мы снова говорим про горнолыжные курорты, а в стране очень ограниченное количество горнолыжников, и половина из них это клиенты зарубежных курортов», – подытожил Айдинов.

Отдохнуть на «Ведучи» дешевле, чем в «Архызе». Дневной ски-пасс там стоит 600 рублей. Возведение объектов на чеченском курорте ведётся достаточно активно, но пока построена только одна трасса.

План развития курорта «Эльбрус» утвержден

Курорт «Ведучи» в Чечне

«Новые курорты – это как некогда были новые заводы. Но можно строить условные заводы Tesla и Apple, а можно – сажевые и бумажные», – говорит политолог Антон Чаблин.

По его словам, курорты на Северном Кавказе пока относятся ко второму типу. Им не хватает качественного номерного фонда, объектов общепита, профессиональных кадров. Даже на старых курортах – в Теберде и Домбае – до сих пор нет централизованной подачи газа.

Единичные успешные проекты типа «Архыза» или «Эльбруса» – это не целая индустрия. А целой индустрии как не было, так и нет

«Иными словами, чтобы развивать новую отрасль, государство должно создавать систему поддержки, внедрять финансовые инструменты. Отсутствие стратегии развития туризма как отрасли – вот главная беда», – утверждает собеседник Кавказ.Реалии.

Как считает политолог, вполне можно перенять опыт промышленности: создать Фонд господдержки туризма, который будет и сам выдавать займы, и являться гарантом при получении кредитов.

«Механизмов много, и все они будут работать, учитывая эффект низкой базы. Ведь единичные успешные проекты типа «Архыза» или «Эльбруса» – это не целая индустрия. Целой индустрии как не было, так и нет», – заявил Чаблин.

«Это задача не одного года»

Если судить по доходности, курорты в регионе не очень рентабельны, объясняет Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, член Общественной палаты России и кандидат экономических наук. При этом он отмечает, что главное – рассматривать проекты в перспективе.

«Мы должны понимать, что эти проекты – инфраструктурные, по факту решающие задачу использования уникальных природных ресурсов Северного Кавказа. Самое главное – наполнить инфраструктурой горные территории, и это обеспечит приход туда инвесторов», – считает собеседник.

По его словам, акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» выполняет прежде всего функцию освоения территорий, причем берёт на себя достаточно затратные и ресурсоёмкие вопросы обустройства.

«Мы с вами прекрасно знаем, что организация горнолыжной инфраструктуры – одна из самых дорогостоящих. Наверное, только «Формула-1» может соревноваться по расходам.

Но без подобной инфраструктуры эти курорты представляют собой почти «дикий» отдых.

Архыз славился и до «Курортов Северного Кавказа», но количество и качество мест размещения – это остаётся одной из главных проблем», – говорит Тлисов.

Он обращает внимание, что в своём послании Федеральному собранию президент Путин отдельно поручил правительству проработать механизм льготного кредитования представителей туриндустрии для строительства мест размещения.

Мы пока ещё не готовы составить конкуренцию не только альпийским, но и турецким горнолыжным курортам

«Существующие курорты – те же «Эльбрус» и «Домбай» – в их нынешнем состоянии в плане мест размещения, проблем с «хаотичной» застройкой, несоответствием существующей инфраструктуры росту антропогенной нагрузки – проигрывают конкуренцию в комплексе. Стоимость отдыха там неоправданно завышена», – объясняет Тлисов.

По мнению собеседника, у Северного Кавказа пока есть только одно преимущество перед альпийскими и турецкими горнолыжными курортами – автомобильная доступность.

План развития курорта «Эльбрус» утвержден

Мамисон, Северная Осетия

В то же время, как говорит директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, горнолыжный отдых – не единственное, чем привлекателен Кавказ.

Он отмечает, что сейчас начинает формироваться новая культура познавательного туризма, есть большой интерес к турам по городам Чечни. Также наблюдается всплеск интереса к Дербенту, горным районам Дагестана, к одним из древнейших в России христианским храмам в Карачаево-Черкесии.

Расчёт, что собственники мини-объектов в ближайшее время примут решение, консолидируют усилия и создадут крупный гостиничный комплекс, маловероятен

«Важная проблема для Северного Кавказа, для курортов, которые уже существуют, заключается в том, что, к сожалению, отсутствует генеральный план развития курортов, есть большое число спорных территорий, спорных строений, – продолжает Тлисов.

Читайте также:  «Мебельные» и «спортивные» ТЦ уходят в прошлое

– Это тормозит развитие курорта и делает его менее привлекательным с точки зрения захода крупных инвесторов.

Расчёт, что собственники мини-объектов в ближайшее время примут решение, консолидируют усилия и создадут крупный гостиничный комплекс, маловероятен».

Минэкономразвития России и правительство Северной Осетии в течение месяца должны представить правительству России общий план развития курорта «Мамисон». Экс-глава Северной Осетии Вячеслав Битаров в 2019 году обещал в 2021 году построить там лыжные трассы и две канатные дороги и то, что «уже в начале 2022 года курорт должен заработать».

В этом году сроки резко сдвинулись: в феврале один из инвесторов – Вячеслав Гуриев – доложил Битарову, что первая канатная дорога будет там построена к четвёртому кварталу 2023 года.

Перед всеми регионами, в которых расположены курорты, Трутнев поставил амбициозную задачу: увеличить в течение десяти лет турпоток в шесть раз, чтобы туда приезжало не менее 4,6 миллиона туристов в год. Для них власти хотят создать более 28 тысяч мест размещения, сейчас их – всего 950. Причём большая их часть расположена в Ставропольском крае.

Новостное приложение Кавказ.Реалии.
Скачать

План развития курорта «Эльбрус» утвержден

На Эльбрусе планируют построить 9 трасс и 3 канатных дороги к 2022 году

План развития курорта «Эльбрус» утвержден

К 2022 году ООО «Курорты Северного Кавказа» планирует построить на Эльбрусе девять трасс общей длиной 8260 м, а также три канатных дороги. Новая горнолыжная инфраструктура разместится на высотах от 3 000 до 4 200 метров над уровнем моря.

Завершен конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Горнолыжная инфраструктура ВТРК «Эльбрус». На сайте заказчика работ, ООО «Курорты Северного Кавказа», размещена документация и предварительный проект развития горнолыжного курорта на южных склонах Эльбруса, сроки реализации которого запланированы на 2020 – 2022 гг. На данный проект выделено 5.7 миллиарда рублей.

Проектно-изыскательские работы на склонах Эльбруса начнутся в ближайшие дни. После их завершения на первом этапе будет построена подвесная маятниковая канатная дорога от станции «Гара-Баши» до станции «Приют 11». По предварительным данным, её протяженность составит около 1169 м, а производительность – порядка 560 чел./час в обоих направлениях движения.

 На верхней станции общей площадью порядка 300 кв.м. запланирована смотровая площадка и другие объекты инфраструктуры. Впервые на канатных дорогах Эльбруса одним из источников электроснабжения верхней станции станет солнечная электростанция. Также на данной канатной дороге запланировано обеспечение доступа маломобильных граждан и создание доступной среды.

План развития курорта «Эльбрус» утвержденСовременная маятниковая канатная дорога

Вторым этапом будут построены две горнолыжные трассы: «синяя» протяженностью 1720 м и «красная» 840 м длиной, которые запланированы в районе существующей станции «Кругозор».

На третьем этапе построят кресельную канатную дорогу «Мир» – «Мир-2» протяженностью порядка 239 м, которая откроет доступ к новому сектору горнолыжных трасс. Четырехместные кресла обеспечат производительность до 2000 чел/час на подъем.

А три новых маршрута на высоте в районе 3 500 метров над уровнем моря предложат катание лыжникам всех уровней подготовки: самая простая «зеленая» трасса длиной 140 м подойдет для обучения, на «синей» длиной 620 м и «красной» длиной 400 м будет интереснее совершенствующим свою технику.

Канатная дорога будет работать круглогодично и летом будет доступна для пеших туристов.

Завершится данный этап расширения курорта Эльбрус постройкой гондольной канатной дороги «Мир 2» – «Карниз левый» протяженностью около 820 м. Трассы этого сектора пройдут в зоне популярных внетрассовых маршрутов.

Две из них, протяженностью 1500 («черная») и 1600 метров («красная»), начнутся от станции «Гара-Баши», а ещё две «красных» длиной 800 м и 640 м – от новой станции «Мир-2». На станции данной канатной дороги общей площадью 1500 кв.м.

запланировано кафе самообслуживания, медпункт, туалеты, мультимедийный музей альпинизма и помещение спасателей поисково-спасательного формирования ВТРК «Эльбрус».

План развития курорта «Эльбрус» утвержденИсточник: resort-elbrus.ru

В сезоне 2020/2021 на эльбрусе откроется новая горнолыжная трасса | министерство экономического развития российской федерации

План развития курорта «Эльбрус» утвержден

Трассы легендарного кабардино-балкарского курорта под управлением Минэкономразвития России первыми в европейской части России встретят гостей. Курорт уже открылся для лыжников и сноубордистов, начали работать горнолыжные трассы «Гара-Баши — Мир» и «Мир — Кругозор».

В сезоне 2020/2021 годов на Эльбрусе будет открыта новая трасса красной категории сложности. Сейчас управляющая компания «Курорты Северного Кавказа» завершает ее сертификацию. Новая трасса будет начинаться на станции «Гара-Баши». Средняя ширина – порядка 40 метров, протяжность по склону — 1,5 км, перепад высот — более 400 метров.

«Введение новых объектов инфраструктуры повышает посещаемость курорта, определяет рентабельность и инвестиционную привлекательность для потенциальных резидентов. Успешность каждого из действующих курортов округа будет свидетельствовать об эффективности всего формируемого туристического кластера», – прокомментировал Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

Также на курорте к 2022 году будут построены две канатные дороги протяженностью 200 и 830 метров. Они положат начало освоению новой зоны катания на высотах 3 200 – 3 700 метров над уровнем моря. «Курорт «Эльбрус» уже зарекомендовал себя в туристской среде, причем не только среди россиян.

Для его дальнейшего развития нами был разработан комплексный мастер-план.

Фокус работы направлен на расширение горнолыжной инфраструктуры, ввод в эксплуатацию новых трасс, подъемников, систем искусственного снегообразования, – отмечает Михаил Бабич, первый заместитель Министра экономического развития РФ, курирующий развитие СКФО в ведомстве.

До полного открытия всех трасс курорта будет действовать тариф «Промо» на ски-пассы – 1500 рублей за ски-пасс для взрослого, 750 рублей для ребенка от 6 до 13 лет. Дети до пяти лет катаются на курорте бесплатно.

Канатная дорога «Гара-Баши — Мир» является самой высокогорной в Европе. Ее верхняя точка находится на высоте 3 846 метров. Она построена АО «КСК» в 2015 году.

При координации Минэкономразвития России строительство на курорте продолжается — к 2025 году на Эльбрусе появится 9 подъемников (сейчас их 3). Длина трас увеличится с 15 до 31 километра.

Эльбрус — это уникальный курорт в структуре туристического кластера СКФО. Входит в семерку чудес России, а также в список высочайших вершин частей света «Семь вершин».

На высотах более 3000 м снег ложится в октябре и сходит только в июне, а на высотах от 3700 м отрицательная температура держится 320 дней.

Бабич сообщил, что курорт "Эльбрус" может стать практически круглогодичным

НАЛЬЧИК, 26 декабря. /ТАСС/. Горнолыжный курорт «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии может стать практически круглогодичным и принимать туристов на своих склонах в течение 10 месяцев в году. Об этом в субботу журналистам сообщил первый замглавы Минэкономразвития Михаил Бабич.

«Мы предполагаем подняться до «Приюта» («Приют-11″ — гостиница для альпинистов на высоте более 4 км). Если это удастся сделать в среднесрочной перспективе, то курорт станет практически круглогодичным, 10 месяцев в году можно будет кататься», — сказал он.

Бабич отметил, что перспективный план развития курорта разбит на несколько этапов. «Мы внесли совместно с правительством республики в правительство Российской Федерации наши предложения по развитию курорта Эльбрус.

Эти предложения председателем правительства были поддержаны, и, собственно, уже в бюджетном цикле 2021-2023 годов мы получили эти средства, они запланированы на развитие курорта.

Это порядка 7 млрд рублей на развитие в соответствии с этой перспективной схемой», — сказал он.

Первый замглавы министерства подчеркнул, что у курорта большие перспективы.

«Еще раз повторю, что это принято на самом высоком уровне, это поддержано, и мы сейчас работаем уже в рамках плановой системной работы, чтобы строители выполняли свои обязательства, и — что очень важно — развивать резидентскую зону, поляну Азау, прилегающие территории для того, чтобы создать и современные места сервиса, размещения людей, коллективные средства размещения, места досуга, отдыха и так далее. То есть на самом современном уровне», — отметил Бабич.

О привлечении крупных компаний для развития курорта 

Он также отметил, что для развития горнолыжного курорта будут привлечены крупные компании.

«Нужно, соответственно, привести в порядок и поляну Азау, и создать эти комфортные, безопасные места размещения, проведения досуга людей.

Мы сейчас работаем совместно с Казбеком Валерьевичем (Коковым, главой региона) над актуализацией проекта по планировке территории, которая уже будет спланирована, спроектирована по самым современным стандартам.

Будем привлекать и крупные компании, которые на этом специализируются сегодня, чтобы вытягивать уровень курорта до самого современного», — сказал он.

Бабич напомнил, что долгое время на поляне Азау велась хаотичная застройка, вид которой может отталкивать современного туриста. При этом он подчеркнул, что в этой работе необходимо учесть интересы предпринимателей, которые здесь живут и работают.

«Это крайне важная задача, она поставлена президентом, председателем правительства, и сами мы это понимаем прекрасно, что это одна из важнейших задач.

Все, кто хотят работать, все, кто могут работать, должны найти возможность применения самих себя здесь, а мы должны для этого создать условия», — сказал он.

Среди таких условий первый замглавы министерства назвал резидентство в особой экономической зоне, которое позволяет иметь льготное налогообложение, а также выделение земельных участков, подведение инфраструктуры. «То есть все, что необходимо, чтобы бизнес мог развиваться, но в едином замысле: по проекту планировки территорий, по самым современным стандартам», — заключил Бабич.

О строительстве канатных дорог

Первый замглавы Минэкономразвития также добавил, что на «Эльбрусе» в следующем году начнется строительство двух канатных дорог. 

«В 2021 году мы планируем строительство горнолыжных трасс. Мы начнем строительство канатных дорог EL6, EL8. У нас пойдет уже строительный цикл в соответствии с трехлетним бюджетным планом, который у нас уже сегодня в федеральном бюджете предусмотрен», — сказал он.

О курорте

Курорт «Эльбрус» расположен в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии в 186 км от аэропорта Минеральные Воды и в 125 км от железнодорожного вокзала в Нальчике.

Общая протяженность трасс — более 12 км с перепадом высот до 1,5 км. На трассах курорта возможно катание лыжников и сноубордистов различного уровня подготовки.

Ежегодно на курорт съезжаются сотни тысяч любителей активных видов отдыха.

Эльбрус — самая высокая вершина Европы (5 642 м), популярен как круглогодичный курорт. Курортная зона на склонах Эльбруса расположена в 150 км от Нальчика, горнолыжные трассы находятся на южных склонах. Впервые канатная дорога заработала здесь 50 лет назад — 12 января 1970 года.

В новость внесены изменения (17:15 мск) — добавлены подробности после четвертого абзаца.

Большие планы курортов Северного Кавказа

«Архыз»

Курорт в Карачаево-Черкесии в АО «КСК» по-прежнему называют в числе приоритетов управляющей компании и яркой «историей успеха» для частных инвесторов.

С момента открытия в декабре 2013 года курорт стал популярным направлением отдыха, сформировал устойчивый туристический поток (на сегодня это больше 725 тысяч туристов), получил признание как «Лучший молодой горнолыжный курорт России» премии «Лидеры горнолыжной индустрии» в 2016 году.

Читайте также:  4 главных увлечения модных градоначальников

Весной 2017 года АО «КСК» начало масштабное освоение северо-ориентированного склона туристической деревни Романтик. В рамках проекта планируется строительство разветвленной системы горнолыжных подъемников и трасс с системой искусственного снегообразования, объектов технического обслуживания.

На текущем этапе проекта строятся три гондольные секции канатной дороги пропускной способностью 2500 человек в час до высотной отметки 2505 метров и пять горнолыжных трасс протяженностью около 11 км «черной», «красной», «синей» и «зеленой» категорий сложности. Протяженность самой длинной трассы составит порядка 4,5 км. При этом самая простая, «зеленая» трасса, в отличие от сложившейся практики, будет расположена не в нижней части курорта, а на живописном высокогорном плато с панорамными видами на 360 градусов.

Уже сейчас все будущие трассы северо-ориентированного склона можно видеть с существующих трасс поселков Романтик и Лунная поляна, а зимой 2018/2019 годов, как обещают в АО «КСК», по ним можно будет уже кататься.

Не будет забыт и летний сегмент отдыха: в АО «КСК» совместно с резидентами особой экономической зоны «Архыз» разрабатывается программа летней эксплуатации курорта и создание дополнительных площадок для привлечения туристов. Стоит отметить, что на форуме в Сочи было подписано соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей среды с АНО «Центр природы Кавказа».

Дорожной картой предусмотрено, что одним из направлений деятельности станет рекреационное развитие курортов Северного Кавказа.

В частности, рассматривается возможность создания системы вольерных комплексов для содержания животных на курорте «Архыз», проектирования экологических троп, оборудования визит-центра, где туристы смогут получить информацию о редких и исчезающих видах флоры и фауны Северного Кавказа.

  • «Ведучи»
  • Начало 2018 года ознаменовалось важным событием — открытием третьего в составе Северо-Кавказского туристического кластера и первого в Чеченской Республике горнолыжного курорта «Ведучи».
  • К открытию здесь были построены базовые объекты горнолыжной инфраструктуры, задача которых – познакомить жителей региона и гостей из других уголков России с активными зимними видами туризма – горными лыжами и сноубордом.
  • Это 4-местная кресельная канатная дорога, «синяя» трасса протяженностью около километра с системой искусственного оснежения, детский парк с конвейерным подъемником, учебная зона с безопорной канатной дорогой, сервисный центр, школа инструкторов, пункт проката и ремонта горнолыжного инвентаря.

Сейчас АО «КСК» ведет проектирование горнолыжной инфраструктуры на северо-ориентированном склоне ВТРК «Ведучи». До конца 2018 года в компании намерены завершить проектирование, чтобы в 2019 году выйти на строительство первых объектов.

Неординарным объектом на курорте станет подъемник гондольного типа – кольцевая пассажирская подвесная канатная дорога типа 3S с отцепляемыми гондолами вместимостью до 35 человек, которая соединит северный и южный склоны курорта. Кабины будут перемещаться на трех тросах, при этом высота опор подъемника будет достигать 100 метров. Это уникальный показатель для аналогичных канатных дорог, которых во всем мире насчитывается не более десятка.

Всего в рамках развития северо-ориентированного склона курорта «Ведучи» будет спроектировано шесть канатных дорог. Это, помимо канатной дороги 3S, еще три кресельных подъемника, один бугельный и один маятниковый.

Зона катания на северном склоне будет включать 14 трасс общей протяженностью около 15,5 км. В первую очередь, она будет рассчитана на горнолыжников с хорошим и профессиональным уровнями катания. Все склоны будут обеспечены системой искусственного снегообразования.

«Эльбрус»

Легендарный горный район Приэльбрусье — третий приоритет проекта Северо-Кавказского туристического кластера.

«В непосредственной близости от существующих зон катания в перспективе планируется создать дополнительно три новые канатные дороги пропускной способностью порядка 6 тьс.

человек в час, 11 новых горнолыжных трасс протяженностью более 10 км, что позволит обеспечить использование курорта в круглогодичном режиме, а также создать уникальную возможность организации тренировочного процесса для спортсменов по горнолыжным видам спорта на территории Российской Федерации», — рассказал первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель совета директоров АО «КСК» Одес Байсултанов на совещании по вопросам развития всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус», которое прошло в Ессентуках накануне.

До конца года в рамках первого этапа реализации проекта АО «КСК» намерено утвердить план обустройства курорта и спроектировать новую горнолыжную трассу протяженностью около 2,5 км «красного» уровня сложности.

«Каждый из наших курортов имеет свои отличительные особенности, которые ценны для разных категорий туристов», – отметил в интервью порталу «Интерфакс-Туризм» генеральный директор АО «КСК» Хасан Тимижев. «Архыз» — это семейный курорт, с горнолыжными трассами преимущественно для начинающих, с насыщенной развлекательной программой.

«Эльбрус» — это мировой бренд, самая высокая точка Европы, которую едут покорять опытные лыжники и профессиональные спортсмены и, конечно, альпинисты. ВТРК «Ведучи» расположен всего в часе езды от Грозного, столицы Чеченской Республики, а значит, станет курортом практически «шаговой доступности» для жителей региона», — рассказал он.

«Наша ключевая цель на перспективу — создать современные горнолыжные курорты, качество которых ни в чем не будет уступать европейским, но сохранить кавказскую «изюминку», — заключил глава компании.

аœа­а б€аАаЗб€аАаБаАб‚б‹аВаАаЕб‚ аПаЛаАаН аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ аПаО б€аАаЗаВаИб‚аИбŽ аКбƒб€аОб€б‚аА а­аЛбŒаБб€бƒб — аЗаАаМаМаИаНаИбб‚б€аА

аœаИаНаИбб‚аЕб€бб‚аВаО баКаОаНаОаМаИб‡аЕбаКаОаГаО б€аАаЗаВаИб‚аИб а аЄ баОаВаМаЕбб‚аНаО б аВаЛаАбб‚баМаИ аšаАаБаАб€аДаИаНаО-а‘аАаЛаКаАб€аИаИ б€аАаЗб€аАаБаАб‚б‹аВаАаЕб‚ аПаЛаАаН аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ аПаО б€аАаЗаВаИб‚аИбŽ аКбƒб€аОб€б‚аА а­аЛбŒаБб€бƒб, аОбаОаБаОаЕ аВаНаИаМаАаНаИаЕ бƒаДаЕаЛбаЕб‚бб аВаОаПб€аОбаАаМ баОаЗаДаАаНаИб аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹. аžаБ бб‚аОаМ баОаОаБб‰аИаЛ аЖбƒб€аНаАаЛаИбб‚аАаМ аВ ббƒаБаБаОб‚бƒ аЗаАаМаМаИаНаИбб‚б€аА баКаОаНаОаМаИб‡аЕбаКаОаГаО б€аАаЗаВаИб‚аИб а аЄ аЁаЕб€аГаЕаЙ ааАаЗаАб€аОаВ аВ ааАаЛбŒб‡аИаКаЕ.

ТЋаŸаЛаАаН аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ — бб‚аО аДаАаЛбŒаНаЕаЙбˆаЕаЕ б€аАббˆаИб€аЕаНаИаЕ аКбƒб€аОб€б‚аА а­аЛбŒаБб€бƒб, б‚аАаМ б†аЕаЛб‹аЙ аКаОаМаПаЛаЕаКб аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ — б€аАббˆаИб€аЕаНаИаЕ аКаАаНаАб‚аНб‹б… аДаОб€аОаГ, бб‚аО аИ аžа­а— (аОбаОаБаАб баКаОаНаОаМаИб‡аЕбаКаАб аЗаОаНаА), аИ аПб€аИаВаЛаЕб‡аЕаНаИаЕ б‚бƒаДаА б€аЕаЗаИаДаЕаНб‚аОаВ. аЂбƒб‚ бƒ аНаАб баОаВаМаЕбб‚аНаАб б€аАаБаОб‚аА б б€аЕбаПбƒаБаЛаИаКаОаЙ, аЕбб‚бŒ б€аЕаЗаИаДаЕаНб‚б‹, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аГаОб‚аОаВб‹ бƒаЖаЕ б‚аАаМ б€аАаЗаВаИаВаАб‚бŒ. ааАаМ, аЕаДаИаНбб‚аВаЕаНаНаОаЕ, аНаАаДаО баЕаЙб‡аАб баИаНб…б€аОаНаИаЗаИб€аОаВаАб‚бŒ б€аАаБаОб‚б‹ аПаО аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€аЕ аК бб‚аИаМ аОаБбŠаЕаКб‚аАаМ. аЂаАаМ аЕбб‚бŒ аВаОаПб€аОбб‹ аПаО аКаАаНаАаЛаИаЗаАб†аИаИ, аКаОаЛаЛаЕаКб‚аОб€бƒ, баЛаЕаКб‚б€аОбаНаАаБаЖаЕаНаИбŽ — бб‚аИ аВбаЕ аВаОаПб€аОбб‹ баЕаГаОаДаНб аОаБббƒаДаИаЛаИ. аЏ аДбƒаМаАбŽ, б‡б‚аО аМб‹ баИаНб…б€аОаНаИаЗаИб€бƒаЕаМ бб‚аИ аГб€аАб„аИаКаИ аИ аПаО бб‚б€аОаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВбƒ аИ аПаО б€аАаЗаВаИб‚аИбŽ, аПаО аПб€аИаВаЛаЕб‡аЕаНаИбŽ б‚бƒаДаА б€аЕаЗаИаДаЕаНб‚аОаВТЛ, — баКаАаЗаАаЛ ааАаЗаАб€аОаВ, аОб‚аМаЕб‚аИаВ, б‡б‚аО бƒ б‡аАбб‚аИ б€аЕаЗаИаДаЕаНб‚аОаВ бƒаЖаЕ аЕбб‚бŒ аПаОаНаИаМаАаНаИаЕ, аКаАаК аОаНаИ аБбƒаДбƒб‚ б€аАаЗаВаИаВаАб‚бŒбб аИ б‡б‚аО аБбƒаДбƒб‚ бб‚б€аОаИб‚бŒ.

а“аЛаАаВаА аšа‘а  аšаАаЗаБаЕаК аšаОаКаОаВ аОб‚аМаЕб‚аИаЛ, б‡б‚аО аВ ббƒаБаБаОб‚бƒ аПб€аОбˆаЛаО аОаБббƒаЖаДаЕаНаИаЕ б аДаЕаЛаЕаГаАб†аИаЕаЙ аœаИаНбаКаОаНаОаМб€аАаЗаВаИб‚аИб аВаОаПб€аОаОбб‹ аНаЕ б‚аОаЛбŒаКаО б‚бƒб€аИбб‚аИб‡аЕбаКаОаЙ аОб‚б€аАбаЛаИ, аНаО аИ аДб€бƒаГаИаЕ аНаАаПб€аАаВаЛаЕаНаИб. ТЋа˜аНаВаЕбб‚аИб†аИаОаНаНб‹аЕ аПб€аОаЕаКб‚б‹ аПаО б€аАаЗаВаИб‚аИбŽ баЕаЛбŒбаКаОб…аОаЗбаЙбб‚аВаЕаНаНаОаЙ аОб‚б€аАбаЛаИ, аЛаЕаГаКаОаЙ аПб€аОаМб‹бˆаЛаЕаНаНаОбб‚аИ, аПб€аОаЕаКб‚б‹ аВ бб„аЕб€аЕ а˜аЂ-б‚аЕб…аНаОаЛаОаГаИаЙ. аЂаЕ аИаНбб‚б€бƒаМаЕаНб‚б‹, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аМб‹ баЕаГаОаДаНб аОаБббƒаЖаДаАаЛаИ, аБбƒаДбƒб‚ аПб€аИаМаЕаНбб‚бŒбб аДаЛб аБаОаЛаЕаЕ аПб€аИаВаЛаЕаКаАб‚аЕаЛбŒаНаОаЙ аИаНаВаЕбб‚аИб†аИаОаНаНаОаЙ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚аИ аВ б€аЕбаПбƒаБаЛаИаКаЕТЛ, — аОб‚аМаЕб‚аИаЛ аšаОаКаОаВ.

аšбƒб€аОб€б‚ а­аЛбŒаБб€бƒб б€аАбаПаОаЛаОаЖаЕаН аВ а­аЛбŒаБб€бƒббаКаОаМ б€аАаЙаОаНаЕ аšаАаБаАб€аДаИаНаО-а‘аАаЛаКаАб€аИаИ аВ 186 аКаМ аОб‚ аАбб€аОаПаОб€б‚аА аœаИаНаЕб€аАаЛбŒаНб‹аЕ а’аОаДб‹ аИ аВ 125 аКаМ аОб‚ аЖаЕаЛаЕаЗаНаОаДаОб€аОаЖаНаОаГаО аВаОаКаЗаАаЛаА аВ ааАаЛбŒб‡аИаКаЕ.

аžаБб‰аАб аПб€аОб‚баЖаЕаНаНаОбб‚бŒ б‚б€аАбб — аБаОаЛаЕаЕ 12 аКаМ б аПаЕб€аЕаПаАаДаОаМ аВб‹баОб‚ аДаО 1,5 аКаМ. ааА б‚б€аАббаАб… аКбƒб€аОб€б‚аА аВаОаЗаМаОаЖаНаО аКаАб‚аАаНаИаЕ аЛб‹аЖаНаИаКаОаВ аИ баНаОбƒаБаОб€аДаИбб‚аОаВ б€аАаЗаЛаИб‡аНаОаГаО бƒб€аОаВаНб аПаОаДаГаОб‚аОаВаКаИ.

а•аЖаЕаГаОаДаНаО аНаА аКбƒб€аОб€б‚ ббŠаЕаЗаЖаАбŽб‚бб баОб‚аНаИ б‚б‹ббб‡ аЛбŽаБаИб‚аЕаЛаЕаЙ аАаКб‚аИаВаНб‹б… аВаИаДаОаВ аОб‚аДб‹б…аА (аВ 2020 аГаОаДбƒ б‚аАаМ аПаОаБб‹аВаАаЛаО 424 б‚б‹б. б‚бƒб€аИбб‚аОаВ).

а­аЛбŒаБб€бƒб — баАаМаАб аВб‹баОаКаАб аВаЕб€бˆаИаНаА а•аВб€аОаПб‹ (5 642 аМ), аПаОаПбƒаЛбб€аЕаН аКаАаК аКб€бƒаГаЛаОаГаОаДаИб‡аНб‹аЙ аКбƒб€аОб€б‚.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Перспективы развития горно-рекреационных объектов Приэльбрусья

Российская туристская отрасль в последние годы оказалась в центре всеобщего внимания и является одной из наиболее прибыльных отраслей национальной экономики.

Это и понятно: современная туристская индустрия — одна из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.

На долю туризма приходится около 10% мирового валового продукта и потребительских расходов и около 7% мировых капиталовложений.

В ближайшие годы значение туризма будет стремительно расти. По прогнозам Всемирной туристской организации, ежегодный прирост в сфере мирового туризма будет составлять 4-5%. По-прежнему наиболее значительная доля путешествий и, соответственно, денежных поступлений в будущем будет приходиться на внутренний туризм.

Россия рассматривается аналитиками мирового рынка рекреационных услуг как страна с большим туристским потенциалом.

Мало затронутые антропогенным воздействием природные ландшафты, уникальные историко-культурные комплексы, возможности для оздоровительного и познавательного отдыха — все это составляет основу рекреационных ресурсов нашей страны.

Но если можно с уверенностью прогнозировать возрастание значения туристской отрасли в масштабах всей российской экономики, то роль туризма для Кавказа вообще трудно переоценить.

Расширение индустрии отдыха и путешествий не просто содействует процессам социально-экономического оздоровления и хозяйственно-инфраструктурной модернизации — оно способно придать качественно новый характер развитию Юга России как стратегически важного для страны региона. Туристические проекты являются одновременно свидетельством наступившей сегодня стабилизации и залогом упрочения и необратимости позитивных перемен.

Богатая разнообразием природа Кабардино-Балкарии всегда была привлекательна для туризма и отдыха.

Достаточно сказать, что шесть из семи пятитысячников Кавказских гор, то есть вершин выше 5000 тысяч метров над уровнем моря, находятся на территории Кабардино-Балкарской Республики.

Двуглавый красавец Счастья, как магнит приковывает к себе внимание и певцов, и поэтов, и живописцев, и заядлых альпинистов и новичков туристов.

Кабардино-Балкарию называют жемчужиной Кавказа. Сюда приезжают чтобы полюбоваться на заснеженные вершины, стремительные потоки и искристые водопады, дурманящие альпийские луга, зеркальные глади горных озер и живописные ущелья. И отрадно, что сервис и индустрия отдыха здесь начинают подтягиваться к международному уровню. Эта задача является одной из приоритетных.

В разрабатываемой в настоящее время стратегии развития республики на ближайшие пять лет и долгосрочную перспективу туристско-рекреационному комплексу отведена роль локомотива экономики. Поэтому сегодняшние усилия руководства республики и в первую очередь профильного Министерства курортов и туризма направлены на создание конкурентоспособного туристического продукта.

В этом контексте особое значение придается горно-рекреационному кластеру «Приэльбрусье», создание которого не только повысит привлекательность России, в сфере туризма, но и будет способствовать решению основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в Южном федеральном округе. Приэльбрусье — это визитная карточка республики. Грамотное использование уникальных даров природы станет привлекательным не только для отдыхающих и путешественников, но и для инвесторов: здесь будут готовиться инвестиционные площадки для привлечения частных средств.

Рекреационный комплекс «Приэльбрусье» расположен в верховьях Баксанского ущелья и его отрогах Адыр-Су и Адыл-Су на высотах от 1700 до 4200 метров на территории национального парка «Приэльбрусье». В настоящее время в комплексе около 50 объектов размещения на 3613 койко-мест.

  • Для развития современного рекреационного кластера на территории Приэльбрусья имеются следующие уникальные конкурентные преимущества:
  • — высочайшая вершина России и Европы, гора Эльбрус — центр туризма и альпинизма,
  • — гора Чегет — центр горнолыжного спорта, излюбленное место экстрималов со всего мира,
  • — красивейшие горные пейзажи и ущелья Бокового Кавказского хребта,
  • — целебные источники минеральных вод.

Территория Приэльбрусья перспективна как зона горнолыжного и оздоровительного альпинизма. Туристский сезон здесь длится круглый год, склоны Эльбруса исключительно благоприятны для горнолыжного катания и современных видов спуска на сноубордах, здесь прекрасные условия для зимнего ледолазания. Возможно развитие иных видов активного отдыха и спорта.

Количество гостей Приэльбрусья за последние годы ежегодно растет. Исключение составил 2005 год, когда трагические события в Нальчике повлияли на снижение потока туристов в республику, в том числе и в Приэльбрусье, численность туристов снизилась на 22%.

Читайте также:  Власти подмосковья хотят упростить порядок застройки территорий у аэропортов

Это и понятно: безопасность отдыха для подавляющего большинства туристов — один из основополагающих факторов при выборе места отдыха. В 2006 году ситуация изменилась, и количество отдыхающих только по Приэльбрусью составило около 49 тысяч человек, что на 8.

5 тысячи больше, чем в 2005 году.

Объем услуг, предоставляемых предприятиями комплекса, ежегодно растет на 15-20%, и если в 2003 году он составлял 245 млн. рублей, то к 2007 году его уровень достиг 362,2 млн.

рублей, Ежегодное количество гостей влияет и на приток поступлений в бюджеты всех уровней. В 2007 году предприятиями курортно-рекреационного комплекса Приэльбрусья было уплачено 71,1 млн.

рублей, что составило 124,7% от уровня 2006 года.

Вместе с тем необходимо отметить, что уровень развитости и конкурентоспособности кластера характеризуется как слабый. Не полностью сформирована инфраструктура отдыха и развлечений, существующая база размещения туристов морально и физически устарела, отсутствует комплексность рекреационных услуг, а предоставляемые услуги не соответствуют мировым стандартам качества.

В целях комплексного развития данного кластера постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2005 года 468-ПП утверждена Градоэкологическая концепция освоения горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье».

Развитие туристского кластера на территории Приэльбрусья позволит создать до 25 000 мест размещения рекреантов (12 500 мест — в течение 2008-2012 годов), порядка 8000 новых рабочих мест непосредственно в кластере, а также до 10 000 новых рабочих мест в поддерживающих смежных отраслях.

Ежегодная валовая выручка предприятий данного кластера составит от 10 до 12 млрд. рублей в год. В смежных поддерживающих отраслях за счет мультипликативного эффекта валовая выручка составит порядка 20-24 млрд. рублей. В бюджеты всех уровней предприятиями кластера ежегодно будет уплачиваться порядка 2,4 млрд.

рублей налогов и сборов.

По оценочным даннымразвитие туристского кластера на территории Приэльбрусья с целью повышения его конкурентоспособности до мирового уровня требуется не менее 1.145 млрд. долларов (0.5 млрд. долларов в течение ближайших, пяти лет), в том числе на:

— строительство канатных дорог — 208,2 млн. долларов,

— обустройство лыжных трасс, закупку и монтаж снежных пушек, оборудование для обслуживания горнолыжных трасс — 114.7 млн. долларов,

— строительство мест размещения — 297 млн. долларов,

— создание проката инвентаря — 9.3 млн. долларов,

  1. — строительство спортивных объектов — 100 млн. долларов,
  2. — строительство пунктов питания и создание развлекательной инфраструктуры — 144 млн. долларов,
  3. — строительство инфраструктурных объектов — 230,5 млн. долларов,

— научное обоснование и управление устойчивым развитием кластера — 42,2 млн. долларов.

В целях повышения инвестиционной привлекательности кластера в настоящее время объявлен конкурс на разработку плана развития.

На склонах Эльбруса в конце 2006 года введена в эксплуатацию первая очередь современных канатных дорог с пропускной способностью 2400 человек в час. Наряду с имеющейся горнолыжной трассой это позволило существенно повысить привлекательность курорта.

В декабре прошлого года пущена гондольная пассажирская канатная дорога «Азау — Старый Кругозор». Она установлена параллельно уже существующей маятниковой дороге и сокращает время подъема на верхнюю станцию «Старый Кругозор» (2936,6 метра над уровнем моря) с 12 до 5 минут.

Пропускная способность новой дороги — до 2400 человек в час.

Поскольку мы считаем, что комплекс Приэльбрусья имеет все данные для того, чтобы стать ведущим в России центром экстремальных видов спорта, в 2008-2009 годах планируется построить вторую и третью очереди новой канатной дороги.

Руководство Кабардино-Балкарии считает, что с пуском новой канатной дороги реализация масштабного проекта по превращению Приэльбрусья во всероссийский центр горного туризма и альпинизма уже началась.

Стратегия развития рекреационного комплекса предусматривает увеличение ежегодного числа туристов со 130 тыс. человек до 1 млн., при этом число работников только гостиничного бизнеса увеличится в шесть раз.

Только развитие Приэльбрусья, не считая других менее освоенных районов, потребует инвестиций в общем объеме более 1 млрд. долларов, причем из федерального и местного бюджетов будут финансироваться только инфраструктурные проекты — дороги и коммуникации, а в гостиничный бизнес и сервис будет вовлекаться частный капитал.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России» с 2002 по 2005 год профинансированы мероприятия по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры Приэльбрусья и объектов по обеспечению защиты от склоновых явлений на общую сумму 295.4 млн. рублей.

Данные мероприятия позволили заметно повысить привлекательность района для инвесторов.

  • Правительством Кабардино-Балкарии предложен для включения в проект федеральной целевой программой «Экономический рост регионов Юга России на 2008-2012 годы» ряд инвестиционных проектов, основной замысел которых связан с использованием механизма частно-государственного партнерства, а также созданием инфраструктуры для кластерообразующих объектов.
  • В ближайшее время необходимо реализовать проект строительства двух последующих очередей канатных дорог на горе Эльбрус:
  • — вторая очередь — гондольная канатная дорога мощностью 2400 человек в час от станции «Старый Кругозор» до станции «Мир»,
  • — третья очередь — кресельная неотцепляемая четырехместная канатная дорога мощностью 1500 человек в час от станции «Мир» до станции «Гарабаши».

Предусматриваются приобретение и монтаж современного оборудования известных зарубежных производителей, проведение необходимых строительно-монтажных работ, в том числе необходимой для функционирования канатной дороги инфраструктуры. Для peaлизации данного инвестиционного проекта требуется всего 750 млн. рублей, в том числе 390 млн. рублей — на вторую очередь, 360 млн. рублей — на третью очередь строительства.

  1. Назрела также реализация проекта по строительству двух очередей канатной дороги на горе Чегет. В рамках проекта предполагается строительство:
  2. — первой очереди кресельной канатной дороги с пропускной способностью 2000 человек в час от поляны «Чегет» до кафе «Ай»,
  3. — второй очереди кресельной канатной дороги мощностью 2000 человек в час от кафе «Ай».

Сумма инвестиций по проекту составляет 430 млн. рублей (230млн. рублей — первая очередь, 200 млн. рублей — вторая очередьстроительства). За счет средств федерального бюджета предполагается финансирование строительства инфраструктуры, необходимого, для реализации проекта: горнолыжных трасс, проведения работ по электроснабжению, защиты от склоновых явлений и т. д.

Данные проекты являются кластерообразующими. При качественной организации подъема и катания с горы Эльбрус и горы Чегет общей мощностью 4400 человек в час появится возможность обеспечения дополнительного туристического потока не менее 8620 человек в сутки, а значит, потребуется и обязательно будет построено за счет внебюджетных источников более 5 тыс.

новых мест размещения, соответствующее количество культурно-развлекательных объектов, мест общественного питания, туристического сервиса. Будет создана основа для развития мощного полнофункционального кластера.

Его развитие предусматривает строительство маршрутов для горнолыжных трасс и канатных дорог, площадок под размещение инфраструктуры, включая комфортабельные отели со «звездным» уровнем обслуживания, что и будет магнитом для инвесторов.

Без обеспечения необходимого уровня безопасности вопрос развития Приэльбрусья можно вообще не рассматривать.

В связи с этим предлагается к реализации проект по разработке проектно-сметной документации для последующего строительства селелавинозащитных сооружений на территории Приэльбрусья, что позволит обеспечить необходимый уровень безопасности, а также вовлечь в оборот до 400 гектаров ценнейших земель национального парка «Приэльбрусье». На разработку проектно-сметной документации потребуется не менее 280 млн. рублей.

Предполагается реализация ряда других высокоэффективных инвестиционных проектов.

Как уже говорилось, государственные капиталовложения должны быть направлены на обеспечение устойчивого развития и устранение существующих инфраструктурных ограничений, препятствующих развитию кластера, то есть на строительство автодорог, инженерной инфраструктуры, селелавинозащитных сооружений, проведение мероприятий по охране природы и обеспечению экологической безопасности и т.д. На реализацию данных мероприятий будет израсходовано не менее 487,4 млн. долларов, или42,5% от общего объема инвестиций.

Новый ареал, имеющий большие перспективы для развития горнолыжного спорта и рекреации, — северный склон Эльбруса, Комплекс располагается на северо-восточных склонах горы. На данной территории возможно создание современного конкурентоспособного курорта мирового класса. Конкурентные преимущества данного комплекса следующие:

  • — близость к курортам Кавказских Минеральных Вод (65 км),
  • — уникальные лечебные источники Джилы-Су,
  • — возможность создания большого количества горнолыжных трасс с большими перепадами высот,
  • — большая продолжительность зимнего сезона с хорошим снежным покровом (на высотах свыше 3500 метров — круглогодично),
  • — уникальная природа,
  • — отсутствие частных застроек.

От Джилы-Су до Кисловодска всего 65 километров, которые при наличии качественной дороги можно проехать за 30-40 минут. Но пока основной проблемой развития северного склона горы Эльбрус является практически полное отсутствие инфраструктуры.

Летом прошлого года, во время визита в республику руководителя Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского обсуждались возможные пути развития этого района. Для исполнения столь ответственного заказа будет объявлен тендер. Тщательное планирование застройки призвано спасти природу от нецивилизованной эксплуатации.

Концептуально определены этапы освоения комплекса. В целом на его развитие требуется не менее 500 млн. евро инвестиций. В ближайшее время планируется разработка соответствующего пакета документов территориального планирования (мастер-план, схема территориального планирования, генеральный план).

Уже определены семь основных зон освоения территории общей площадью 700 гектаров. На первом этапе предполагается ввести в стройкомплекс, рассчитанный на одновременное пребывание до 10 тыс. лыжников.

Для формирования такого комплекса необходимо инвестирование государственных средств в сумме 1,2 млрд рублей на строительство автомобильной дороги Джилы-Су — Кисловодск.

Также необходимо создание электроэнергетической, газовой и иной коммунальной инфраструктуры.

Предполагается строительство 17 канатных дорог, а также обустройство около 200 километров лыжных трасс.

Все это позволит создать в данной местности до 3500 новых рабочих мест в горнолыжном центре, а также до 7000 новых рабочих мест в поддерживающих смежных отраслях. Ежегодная валовая выручка данного кластера составит от 5 до 7 млрд.

рублей в год. В смежных поддерживающих отраслях за счет мультипликативного эффекта валовая выручка составит до 10-12 млрд. рублей. В бюджеты всех уровней предприятиями комплекса ежегодно будет уплачиваться до 900 млн.

рублей налогов и сборов.

В случае создания современного конкурентоспособного курорта на территории Джилы-Су существенно повысится привлекательность и конкурентоспособность курортов Кавказских Минеральных Вод, которые получат доступ к горнолыжным трассам северного склона горы Эльбрус и уникальным источникам Джилы-Су.

Следует сказать несколько слов и об олимпийских возможностях Приэльбрусья. Еще в 2001 году была высказана идея создания на базе горных курортов Северного Кавказа единого комплекса.

Ибо, как заметил глава Олимпийского комитета и вице-президент Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) Леонид Тягачев, развитие горнолыжного спорта и туризма в России не может идти без учета возможностей Северного Кавказа. Л.

Тягачев, в частности, заметил: «Это дополнение к нашей сочинской заявке. У Сочи ближайшие братья — Архыз и Приэльбрусье. Развитие этой инфраструктуры должно быть сегодня поддержано Правительством Российской Федерации и другими структурами, которые знают, как строить в горах…

Курорты Северного Кавказа войдут в единый олимпийский комплекс. Важно проводить здесь этапы Кубка мира и Европы по горнолыжным видам спорта».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *