Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги – неотъемлемая часть работы управляющих организаций. Однако во всех нюансах взыскания долгов разобраться нелегко. Сегодня вы узнаете, как УО работать с задолженностью собственников, которые самовольно срезают в своих квартирах радиаторы отопления и не оплачивают соответствующую коммунальную услугу.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Ведение УО претензионно-исковой работы как требование ПП РФ № 416

Самовольно срезанный радиатор – не повод не платить за отопление

Рассмотрим довольно распространённую ситуацию: управляющая организация ежемесячно и своевременно направляет собственнику помещения в МКД квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Житель оплачивает оказанные услуги не в полном объёме. Причина выборочной оплаты счетов – самовольно срезанные радиаторы отопления.

Собственник помещения считает, что если радиаторами в своей квартире он не пользуется, то и нести бремя оплаты за поставку тепла не обязан.

Вместе с тем, собственник, в квартире которого радиатор был демонтирован, не обращался в управляющую организацию с претензиями по качеству, количеству или объёму поставленных коммунальных ресурсов и оказанных услуг. Потребитель решил, что в его ситуации правильным будет выборочно вносить плату за те услуги, которыми он пользуется.

Порядок расчётов за поставленные коммунальные ресурсы установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Дифференцированного подхода к расчёту платы за отопление в разных помещениях одного МКД указанные нормы законодательства не предусматривают и не допускают.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Взыскание долгов за ЖКУ с собственника и членов его семьи

Досудебное урегулирование спора

Первое, что должна сделать управляющая организация в такой ситуации – соблюсти досудебный порядок и направить собственнику помещения в МКД претензию с требованием погасить задолженность.

Претензия должна содержать не только требование и сумму долга. Кроме этого управляющей организации необходимо:

  • обосновать законность своего требования;
  • постараться донести до должника, что неоплата выставляемых управляющей организацией счетов усугубляет его положение, поскольку законом предусмотрено начисление пеней за просрочку платежа (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
  • Должник может отреагировать на полученное требование по-разному: проигнорировать или написать гневное возражение, в котором будет ссылаться на то, что радиаторы отопления в его помещении отсутствуют, значит, платить за эту услугу он не обязан.
  • Рекомендуем ещё на стадии досудебного урегулирования конфликта предложить должнику провести совместное с УО обследование его помещения с использованием специальных приборов для установления температуры внутри и составить соответствующий акт, который УО сможет приложить к исковому заявлению как дополнительное доказательство.
  • Если собственник согласится на обследование, замерьте следующие параметры:
  • температура наружного воздуха;
  • температура наружной стены, примыкающей к помещению с внешней стороны;
  • температура воздуха внутри помещения.

Дополнительно в акт можно включить и другие параметры. Например, установлены и используются ли в помещении электрические обогреватели, находятся ли в помещении иные электроприборы с теплоотдачей.

Если урегулировать конфликт мирно не удалось и собственник отказывается заплатить начисленную управляющей организацией сумму, взыскать оплату коммунальной услуги придётся через суд.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Методы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги

Особенности потребления теплоэнергии в МКД

Обосновывая свои требования, управляющая организация должна понимать, что отопление – это особый вид коммунальной услуги.

Если вода потребляется из водопроводного крана, водоснабжение потребляется в точках водоразбора (водопроводные краны), электроэнергия в точках подключения электроприборов, тогда теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления.

Теплоэнергия передаётся в отапливаемые помещения за счёт теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления: трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.

Тела, предметы, воздух, получив теплоэнергию от теплоносителя, в свою очередь передают тепло другим телам и предметам, а нагретые воздушные массы переносят тепло в другие участки пространства.

В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и теплоэнергия, содержащаяся в воздухе, в элементах интерьера помещения, передаётся в том числе и в соседние помещения через стены.

Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 13.08.20016 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется и для индивидуального потребления, и для расходования на общедомовые нужды.

С учётом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дом признаётся единым теплотехническим объектом. Жилищным законодательством РФ установлено, что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади.

Таким образом, самовольный перевод на автономное отопление отдельного помещения в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы.

Самовольный демонтаж приборов отопления в отдельном помещении не свидетельствует, что тепловая энергия не потребляется, поскольку энергия передаётся в дом, где распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, через ограждающие конструкции смежных помещений. При этом температура воздуха в смежных помещениях понижается. Система центрального отопления не только греет воздух в помещении, но и частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения, предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Как заверять приложения к иску о взыскании задолженности за ЖКУ

Подготовка и подача искового заявления в суд

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в установленном ПП РФ от 06.05.2011 № 354 порядке.

Применять расчётные формулы необходимо как для жилых, так и для нежилых помещений многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений.

На эти формулы не может повлиять отсутствие обогревающих элементов в помещениях, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, если в доме центральное отопление (письмо Минстроя РФ от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, п. п. 42.1, 43 ПП РФ № 354).

Внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома.

Законны ли счета за отключенное отопление | Нянькин и партнёры

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Вопрос от читателя портала Домофонд: Отопление обрезали в 2012 году, но мне до сих пор идут квитки, потому что у меня нет акта об отключении отопления. Приставы забирают все инвалидные деньги (я инвалид II группы). Что мне делать?

Отвечает старший партнер Адвокатского бюро “Нянькин и партнёры” Алексей Нянькин. Читайте на портале Домофонд от 12 января 2018 года.

Согласно ст.153 ч.1 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить платежи за жилое помещение и коммунальные услуги. В ч. 5 cт. 153 ЖК РФ указано, что обязательство по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности и на жилое помещение.

Между потребителем и снабжающей организацией существует публичный договор снабжения тепловой энергией, не требующий специальной письменной формы. Данный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ч. 1 ст. 540 ГК РФ).

Демонтаж приборов отопления в квартире, расположенной в многоквартирном доме, не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая весь дом.

Таким образом, если отопление отключено в квартире в многоквартирном доме, обязанность по уплате за тепловую энергию сохраняется.

Если речь идет об индивидуальном жилом доме, то необходимо исходить из того, что явилось основанием отключения отопления. Если отопление отключено в связи с переоборудованием системы отопления на альтернативные источники, то такое отключение является переустройством жилого помещения.

Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.

2003 года, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Переустройство жилого помещения должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ст.ст. 25 ч. 1, 26 ч. 1 Жилищного кодекса РФ).

Если такое решение отсутствует, то в силу ст. 29 ЖК РФ собственник несет за это негативные последствия в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, если отключение отопления производилось при отсутствии решения органа местного самоуправления о переустройстве, без составления Акта об отключении отопления, то и оснований для перерасчета начисленной платы за отопление нет, а у Вас как собственника жилого помещения сохраняется обязанность нести бремя уплаты платежей за тепловую энергию.

В случае, если отопление было отключено из-за аварийного режима работы системы отопления уполномоченными службами теплоснабжающей организации, а у Вас отсутствует акт, который должен был быть составлен в 2012 г.

Читайте также:  На какой срок службы рассчитаны сегодняшние новостройки?

, обратитесь к поставщику теплоэнергии за копией акта, после чего заявите о перерасчете начисленной платы с учетом положений ст. 539 и 544 ГК РФ.

Системное толкование названных норм позволяет утверждать, что плата оказанных услуг должна производится за фактически принятый абонентом объем услуг.

Согласно п.51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель может быть полностью освобожден от оплаты коммунальных услуг за период не предоставления коммунальных услуг.

Что касается вопроса об удержании всех сумм, поступающих Вам в качестве пенсии по инвалидности, то такие действия судебных приставов не могут быть признаны законными.

Удерживать денежные средства могут как из страховой пенсии, так и из выплат по государственному обеспечению (в том числе и социальных). Также приставы могут снять деньги с накопительной пенсии. Снятие средств может производиться с любого вида пенсий, в том числе и с выплат по инвалидности. Ст.

101 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г.

«Об исполнительном производстве» определяет круг доходов, с которых взыскание средств не может производиться (средства, выплачиваемые пенсионеру в качестве возмещения вреда, причиненного его здоровью или в связи со смертью кормильца, детские пособия и средства материнского капитала и пр.).

Пенсионные выплаты к ним не относятся. В соответствии с п. 3 статьи 29 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года с пенсии гражданина может быть удержано не более 50% от размера пенсионных выплат. Таким образом, правомерным было бы удержание приставами с Вашей пенсии задолженности в размере не более 50% от начисленной пенсии.

Следует отметить, что размер удержаний может быть уменьшен. Однако на это должны быть документально подтвержденные обстоятельства.

Например, сложная жизненная ситуация, в которой пенсионер кроме пенсионных выплат не имеет иных источников средств к существованию.

В данной ситуации гражданин имеет право снизить размер установленного ежемесячного удержания до 30% или даже до 25% от размера пенсии.

С учетом изложенного, можно предложить обратиться в службу судебных приставов с заявлением о том, что удержания производятся из пенсии по инвалидности, после чего размер удержаний будет составлять не более 50% от суммы пенсии.

Также можно заявить ходатайство в адрес руководителя отдела судебных приставов о снижении размера удержаний до 25% с изложением мотивов (сослаться на тяжелую жизненную ситуацию, иные, заслуживающие внимание обстоятельства).

Можно ли отказаться от отопления в многоквартирном доме

Ежегодное повышение стоимости обслуживания заставляет владельцев жилой недвижимости в многоквартирных зданиях подумать, как можно не платить за услуги центрального теплоснабжения и перейти на альтернативное — индивидуальное.

Изменение централизованного способа обогрева на установку собственного оборудования позволит самостоятельно контролировать показатели температуры и уменьшить денежные расходы.

Отказаться от отопления — действие, не запрещенное законодательством, но перед его осуществлением нужно собрать необходимые документы и соблюсти юридические формальности.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Есть ли возможность отказаться от централизованного отопления?

Главная проблема при желании избавиться от центрального снабжения теплом — необходимость перестройки всей отопительной структуры дома.

Центральная сеть обогрева в доме имеет общие коммуникации и приборы учета. Отключая одну квартиру от общей сети, можно нарушить всю цепь.

Элементы, из которых состоит централизованное теплоснабжение здания, относятся к общедомовому имуществу. Отсоединить одно помещение от центральной системы теплоснабжения можно, только получив разрешающие документы, которые необходимо предоставить по месту требования.

Разборку системы проводят сотрудники предприятия. Если отрезать батареи самому, это может привести к неприятному результату, потому что заставят радиатор подсоединить обратно и выпишут штраф.

Можно ли провести процедуру индивидуального отключения без согласия соседей?

В некоторых случаях в доме, который более чем на двух хозяев, самостоятельно отключиться от отопления невозможно.

Но, если центральная система обогрева не была включена в общее имущество дома, то согласие соседей не нужно. В этом случае потребуется только разрешение государственных инстанций.

Затраты на перестройку и реорганизацию общей системы теплоснабжения при отключении одного помещения несет собственник такой недвижимости. Новый проект системы необходимо отвезти в комиссию для согласования. К проекту надо приложить комплект необходимых бумаг.

Необходимый пакет документов

Нужно подготовить:

  1. Написанное в свободной форме заявление от собственника помещения.
  2. Паспорт помещения (технический), которое будет отключаться от общей системы обогрева.
  3. Юридические бумаги, подтверждающие право собственности на квартиру.
  4. Согласие (письменное) жителей, зарегистрированных в помещении и старше 18 лет.
  5. Разрешение на индивидуальное переоборудование системы отопления под личный котел и на выполнение необходимых для этого работ.

Проект для переустройства

Проект для переустройства — сложный технический документ. Подготовить его самому невозможно. Придется обращаться в муниципальную или частную структуру, занимающуюся разработкой проектов.

Основой проектной документации служат показатели влияния элементов индивидуальной системы обогрева на работоспособность всей отопительной сети.

Кроме этого, проделывают расчеты:

  1. Тепло-гидравлические вычисления.
  2. Вычисления остатка теплоснабжения от стояков и лежаков.

Если вычисления укажут на техническую возможность отсоединения, нужно передавать проект на утверждение. В противном случае, когда индивидуальные коммуникации способны нарушить режим обогрева в соседних объектах недвижимости, проект утвердить не удастся.

Техническая сторона вопроса

К технической стороне вопроса можно приступать, когда все нужные разрешения получены. Разборка частей, составляющих прежнюю систему, выполняется специалистами монтажной организации.

После отказа от центрального отопления для установки индивидуального котельного оборудования можно вырезать трубы самостоятельно, но лучше этого не делать, а довериться специалистам.

Разобрав старые конструкции, приступают к установке автономной аппаратуры и трубопровода для обогрева. Реализация проекта по устройству новой системы отопления подобна монтажу котла в частных коттеджах за городом или сельских домах.

Правила установки индивидуальной системы отопления в квартире:

  1. Для оборудования индивидуального отопления ставят настенный котел. Его устанавливают выше радиаторов, что не дает теплоносителю циркулировать естественным путем.
  2. Создать теплообмен принудительно поможет насос для циркуляции. Можно поставить котел с вмонтированным насосным оборудованием.
  3. Тип отопительного котла обязан отвечать всем нормам безопасности. Температура разогрева переносящей тепло жидкости (вода, антифриз) не может превышать 95˚С. Давление в контуре допускается менее 1 МПа.
  4. Радиаторные секции из алюминия эффективнее других отдают тепло. Для индивидуального теплоснабжения подойдут трубы из пластика — недорогие и надежные.

Разводку подбирают в зависимости от планировки помещений. Параллельное соединение радиаторов при разводке из одной трубы является несложным для монтажа и экономичным.

Соединения лучевого типа — самые удобные в обслуживании и работе, но они не подходят для помещений с невысоким потолком.

Какие еще вопросы нужно решать?

Получить одобрение для отключения централизованного теплоснабжения в собственном жилье — задача не из простых. Решить этот вопрос за несколько дней не получится.

Процедура займет некоторое время, так как вся система вместе с котлом должна соответствовать установленным нормативам безопасности:

  1. Нужно приобрести котел, чтобы перейти на альтернативное теплоснабжение.
  2. Купить циркуляционный насос или использовать котел современного типа.

Герметично закрытый котел обязан иметь оснащение, обеспечивающее полную безопасность. Больше 1 МПа не может расти давление, а температура жидкости в контуре не может быть свыше 95˚С. Радиаторы разрешается выбрать любые, чаще ставят алюминиевые.

Для разводки труб учитывают особенности планировки жилой квартиры. Можно использовать лучевую схему или однотрубную.

Что нужно сделать, чтобы, отказавшись от отопления, перестать платить?

Когда разрешение получено и работы по переустановке системы теплоснабжения произведены, а квитанции на оплату за услугу продолжают приходить, надо подать следующий пакет документов в теплосети, для удаления собственника из реестра:

  1. Ксерокопию, снятую с оригиналов проектной документации по перестройке системы отопления.
  2. Предоставить ксерокопию акта приема системы теплоснабжения.

Могут потребоваться дополнительные документы, так как перечни иногда различаются по отдельным регионам.

Можно ли отказаться жителям всего дома?

Если избавиться от централизованного теплоснабжения решили все жители многоквартирного дома, то решение вышестоящих инстанций, скорее всего, будет положительным.

Плата за отопление: батареи срезаны, квартира обогревается электричеством, однако счета за услугу «теплоснабжение» все равно приходят. Что говорит по этому поводу закон?

19.12.2013

Тепло / Батареи отопления

Пенсионерку из Новокузнецка (Кемеровская область) управляющая компания заставляет платить за срезанные 10 лет назад батареи и за отсутствующее отопление. Как не парадоксально, но с точки зрения действующего законодательства коммунальщики правы.

Отключили (срезали) у себя в квартире батареи центрального отопления? За тепло все равно придется платить

Десять лет назад жительница Новокузнецка Татьяна Алексеевна в своей квартире демонтировала батареи отопления. А зачем они нужны, если совсем не греют. Как рассказывает пенсионерка, все соответствующие документы она оформила. В управляющей компании тоже тогда все документально заверили, что батарей в ее квартире больше нет.

Читайте также:  «главстрой девелопмент» построит новый квартал в балашихе

Жила пенсионерка спокойно с того дня ровно десять лет, и десять лет обогревала свою квартиру электрообогревателями. Но вот недавно правопреемница старой управляющей компании стала требовать оплату за отопление. Причем, коммунальщики заявили, что долгов у пенсионерки накопилось на несколько тысяч.

«Я стала ходить и разбираться. Показываю им акты, заявления. „Нет, такого не может быть. Вы не имеете права“, — говорят. А я им говорю, что имею и что квартира моя собственная. Меня эта услуга не устраивает ни в материальном плане»,- цитирует Татьяну Масленникову телеканал «Дождь».

Татьяна Алексеевна пошла к властям, но и там ей помочь отказались. На просьбу помочь заместитель главы Новокузнецка по вопросам ЖКХ отметил, что отсутствие приборов отопления не является основанием для перерасчета платы за услугу «отопление».

Отключиться от центрального отоплений в одной отдельной взятой квартире, увы, невозможно

Впрочем, как это не парадоксально, но с точки зрения действующего российского законодательства чиновники и коммунальщики выходят правы.

Многие думают, что убрав батареи из квартиры, они не будут получать услугу отопления, а значит, можно будет и не платить за нее, отмечает представитель юридический компании ЖКС-Приморье (Владивосток).

Однако те, кто следует этой логике, впоследствии дорого расплачиваются за свое заблуждение. С июля 2010 года суды однозначно выносят решения против тех, кто решил самостоятельно отапливать свою квартиру.

Всему виной закон «О теплоснабжении» (от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).

В частность его Ст.14 п.

15 гласит: «Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.» См. ссылку.

Поэтому теперь отказаться от услуг тепловиков можно только единогласно — отрезаться от трубы всем домом, раз и навсегда. Правда процесс этот достаточно сложный и длительный.

В Приморском крае всего несколько домов прошли эту процедуру, и то только из-за того, что ближайшие котельные закрыли и жильцам просто пришлось искать альтернативу.

Фактически решение уйти от системы центрального теплоснабжения попадает под понятие «реконструкция». А это уже гораздо серьезнее, чем перепланировка.

Как перейти на индивидуальное отопление всего многоквартирного дома?

Если же вы все-таки хотите решить эту проблему раз и навсегда, то для начала необходимо выбрать — как именно будет отапливаться ваш дом: будет это электрообогрев, собственная котельная или вообще – солнечные батареи.

После этого необходимо заказать проект реконструкции и получить разрешение и технические условия от электроснабжающей организации. Это нужно, чтобы избежать аварий, ведь если вы всем домом хотите перейти на электрообогрев, то это значительно увеличит нагрузку на сети.

Будьте готовы к тому, что для воплощения в жизнь вашей идеи, может потребоваться проведение в доме дополнительных ремонтных работ.

Например, вы хотите всем домом перейти на электрообогрев. Но проводка в доме уже старая и может не выдержать такого напряжения. В этом случае, вам нужно будет устранить этот недостаток – заменить электропроводку.

Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд

В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.

История спора

Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.

обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.

Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.

44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.

1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.

В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.

В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

Читайте также:  В Москве построят крупный жилой комплекс вместо коммерческого объекта

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.

Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.

В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.

Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.

  • В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
  • Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
  • Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

Что решил Суд

Суд признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.

Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.

Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Эксперты неоднозначно оценили постановление

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.

Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.

– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.

Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».

Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.

«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.

Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *