Минстрой рассказал, как он собирается считать iq городов

Индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов» позволит определить базовый уровень цифровизации городского хозяйства и эффективность решений, которые внедряют города и регионы по проекту «Умный город».

Индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов» разработан Минстроем России совместно с МГУ им. Ломоносова в рамках ведомственного проекта «Умный город», который реализуется в рамках двух национальных проектов – «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».

«IQ городов» рассчитывается по десяти направлениям (городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, инфраструктура сетей связи) и содержит 47 показателей. В текущем индексе отражены результаты цифровизации городского хозяйства 191 города — это города с населением свыше 100 тысяч человек и административные региональные центры, которые по умолчанию участвуют в проекте «Умный город», а также города-пилоты с численностью населения менее 100 тысяч человек, которые участвовали в расчете индекса по собственной инициативе.

«При первом подсчете «IQ городов» определен базовый уровень цифровизации городского хозяйства по состоянию на 2018 год.

Показатель, который мы получим в этом году покажет эффективность мероприятий, которые реализовали города в 2019 году по ведомственному проекту «Умный город», — уточнил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев.

— «IQ городов» позволит ежегодно оценивать уровень цифровизации городского хозяйства и эффективность внедрения решений «Умного города», выявлять перспективные направления их дальнейшего развития. То есть по сути, важным показателем эффективности будет не само значение индекса, а величина изменений от года к году».

Принятая методика расчета индекса «IQ городов» предполагает деление городов на 4 группы по численности населения по аналогии расчета индекса качества городской среды: крупнейшие города (от 1 миллиона) – таких городов всего 15, крупные города (от 250 тысяч человек до миллиона) – 63 города, большие города (от ста до ста пятидесяти тысяч человек) – 93 города и 20 городов с населением менее 100 тысяч человек – это административные центры, участвующие в проекте умный город, а также муниципалитеты-участники пилотных проектов.Методика расчета индекса утверждена приказом Минстроя России, подходы к её определению обсуждались с экспертным сообществом, представителями регионов и муниципалитетов, участвующих в проекте. После апробирования и доработки «IQ городов» он будет синхронизирован с индексом качества городской среды.Принятая методика расчета индекса IQ городов предполагает деление на 4 группы по численности населения. Крупнейшие города (от 1 миллиона) – таких городов всего 15, крупные города (от 250 тысяч человек до миллиона) – 63 города, большие города (от ста до ста пятидесяти тысяч человек) – 93 города и 20 городов с населением менее 100 тысяч человек – это административные центры регионов и города-пилоты, участвующие в проекте «Умный город». Общее количество пилотов на сегодня – 84 города.

Минстрой рассказал, как он собирается считать IQ городов

Сам индекс для каждого города равен сумме по десяти показателям (субиндексам). При нормировании мы применили шкалу от 1 до 12.Первые тройки городов в группах.

  • I. Крупнейшие города – 15 городов:
  • II. Крупные города — 63 города:
  • III. Большие города – 93 города:
  • IV. Административные центры – 20 городов:
  • 3. Наро-Фоминск (Московская область) – 41,02

1. Москва -81,192. Казань -52, 583. Санкт-Петербург —50, 371. Химки – 66,322. Балашиха – 59,383. Тюмень – 58,311. Реутов – 71,352. Серпухов – 63,53. Электросталь – 61,881. Дубна (Московская область) – 72,482. Ивантеевка (Московская область) – 62,18

Источник: https://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov-/

Минстрой разработал критерии для определения IQ городов

Предварительную методику для определения уровня городского IQ разработал Минстрой, рассказал «Известиям» замглавы ведомства Андрей Чибис. Динамика этого индекса будет влиять на размер федеральной господдержки.

Муниципалитеты планируется поделить на типы, для каждого из которых станут приоритетными определенные критерии.

Эти критерии разделены на несколько больших групп: социальные связи, человеческий капитал, городская среда, территориальное планирование, мобильность и технологичность. Индексы планируется ввести с 1 июля 2019 года.

Как рассказал «Известиям» замглавы Минстроя Андрей Чибис, ведомство разработало предварительную методику для определения индекса городского IQ. Министерство выделило основные критерии и поделило их на несколько больших групп. При этом значительная часть критериев станет комплексной, то есть отражающей положение дел сразу в нескольких сферах.

Например, критерий «как меняется доля людей, проводящих выходные в городе» говорит и об уровне социальных связей, и о качестве городской среды, и о разумном городском планировании, пояснил замминистра. Он напомнил, что еще несколько лет назад в Москве было принято уезжать на выходные, чаще всего на дачу. Однако после старта программ благоустройства тенденция изменилась.

Методика будет выглядеть как матрица для принятия решений. Города поделят на типы, для каждого из которых установят приоритетные критерии.

Например, для городов с неблагоприятным климатом такой критерий, как «доля свободного времени, которое горожане проводят на улице или в общественных пространствах», будет менее существенным, если окажется низким.

Другое дело, если, наоборот, город с плохим климатом продемонстрирует увеличение этого показателя до уровня курортного. Для Минcтроя это станет сигналом о том, что городские власти смогли найти эффективное решение. И это должно сильно повлиять на уровень городского интеллекта, уточнил замминистра.

— Алгоритм присвоения индекса будет индивидуальным для каждого города. Принцип похож на нейронные сети, когда с каждой оценкой вес конкретного показателя для конкретного города будет настраиваться, — уточнил он.

Другой критерий — доля жителей муниципалитета, работающих удаленно.

Этот показатель говорит одновременно как о технологичности (в том числе доступности и скорости интернета), так и о качестве среды и социальных связей.

Если человек может жить где угодно, не будучи привязанным к месту работы, но выбрал для жизни именно этот муниципалитет, то это свидетельствует о ряде преимуществ конкретного города.

Еще один важный показатель — уровень вовлеченности жителей в принятие ключевых решений по развитию города, их информированности о местных новостях и о возможности участвовать в самоуправлении, добавил замминистра.

В целом, логика создания этого индекса основана на тестах IQ, которые проверяют не знания человека, а его интеллектуальные возможности. Точно так же в ведомстве намерены измерять не техническое и технологическое оснащение города, а его разумность и удобство для жителей.

Индекс интеллекта муниципалитета будет влиять на размер господдержки для развития городской среды. Чем лучше динамика роста IQ, тем больше федерального софинансирования может получить муниципалитет.

Всего по итогам 2017 года на реализацию проекта по формированию комфортной городской среды было направлено 56,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 24,47 млрд рублей, из региональных бюджетов — 20,77 млрд рублей, из местных — 10,07 млрд рублей.

Средства граждан и других заинтересованных лиц, например бизнеса и ассоциаций, составили 1,19 млрд рублей, следует из материалов Минстроя (есть у «Известий»).

Сейчас существуют различные рейтинги городов. Но они показывают, что используемые базы данных (ГИС ЖКХ, статистика, социальные сети) содержат большое количество пробелов, прокомментировала исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Сбор первичной информации до сих пор не налажен.

— Как померить долю детей, которые добираются до школы самостоятельно? Полноценный опрос будет стоить очень дорого, — считает она.

Главная проблема — где брать финансирование. Основные полномочия органов местного самоуправления, по разным оценкам, только наполовину подкреплены деньгами. Это, например, развитие дорожной сети, предоставление жилья неимущим.

По словам Светланы Разворотневой, у города сегодня зачастую не хватает средств на простой ремонт дороги, не говоря уже о перепланировке дорожной сети в соответствии с эргономикой.

Возможно, индекс сработал бы на уровне регионов, которые могут регулировать межбюджетные трансферты, предположила эксперт.

IQ городов определят по методике Минстроя

Как рассказал «Известия» замминистра Андрей Чибис, Минстрой выделил основные критерии и поделил их на несколько больших групп. При этом значительная часть критериев станет комплексной, то есть отражающей положение дел сразу в нескольких сферах.

Например, критерий «как меняется доля людей, проводящих выходные в городе» говорит и об уровне социальных связей, и о качестве городской среды, и о разумном городском планировании, пояснил замминистра. Он напомнил, что еще несколько лет назад в Москве было принято уезжать на выходные, чаще всего на дачу. Однако после старта программ благоустройства тенденция изменилась.

Методика будет выглядеть как матрица для принятия решений. Города поделят на типы, для каждого из которых установят приоритетные критерии.

Например, для городов с неблагоприятным климатом такой критерий, как «доля свободного времени, которое горожане проводят на улице или в общественных пространствах», будет менее существенным, если окажется низким.

Другое дело, если, наоборот, город с плохим климатом продемонстрирует увеличение этого показателя до уровня курортного. Для Минстроя это станет сигналом о том, что городские власти смогли найти эффективное решение. И это должно сильно повлиять на уровень городского интеллекта, уточнил замминистра.

«Алгоритм присвоения индекса будет индивидуальным для каждого города. Принцип похож на нейронные сети, когда с каждой оценкой вес конкретного показателя для конкретного города будет настраиваться», — уточнил А.Чибис.

Другой критерий — доля жителей муниципалитета, работающих удаленно.

Этот показатель говорит одновременно как о технологичности (в том числе доступности и скорости интернета), так и о качестве среды и социальных связей.

Если человек может жить где угодно, не будучи привязанным к месту работы, но выбрал для жизни именно этот муниципалитет, то это свидетельствует о ряде преимуществ конкретного города.

Еще один важный показатель — уровень вовлеченности жителей в принятие ключевых решений по развитию города, их информированности о местных новостях и о возможности участвовать в самоуправлении, добавил замминистра.

В целом, логика создания этого индекса основана на тестах IQ, которые проверяют не знания человека, а его интеллектуальные возможности. Точно так же в министерстве намерены измерять не техническое и технологическое оснащение города, а его разумность и удобство для жителей.

Индекс интеллекта муниципалитета будет влиять на размер господдержки для развития городской среды. Чем лучше динамика роста IQ, тем больше федерального софинансирования может получить муниципалитет.

Всего по итогам 2017 года на реализацию проекта по формированию комфортной городской среды было направлено 56,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 24,47 млрд рублей, из региональных бюджетов — 20,77 млрд рублей, из местных — 10,07 млрд рублей. Средства граждан и других заинтересованных лиц, например бизнеса и ассоциаций, составили 1,19 млрд рублей, следует из материалов Минстроя.

Читайте также:  В 2019 году объемы строительства жилья в России начали расти

Минстрой предлагает сделать международным разработанный им индекс IQ для городов

ООН, 18 июля. /ТАСС/.

Министерство строительства и ЖКХ России предлагает придать международный статус разработанному им индексу IQ (коэффициент интеллекта) для городов, применяющих информационные технологии в сфере ЖКХ и благоустройства. Об этом заявил во вторник в беседе с журналистами после участия в конференции ООН по устойчивому городскому развитию «Хабитат» замглавы министерства Андрей Чибис.

«Мы разрабатываем такой рейтинг «уровня интеллекта» для городов, как мы его называем, IQ для городов, — сказал замминистра. — И для нас важно, чтобы этот индикатор был не только нашим рейтингом. Мы очень хотим, если у нас это получится, чтобы этот индикатор стал одним из международных рейтингов».

Чибис уточнил, что руководит с российской стороны соответствующей рабочей группой, в которую входят и японские партнеры, которые, по его словам, уже готовы внедрять этот опыт у себя в стране.

«И на состоявшейся в ходе визита в Нью-Йорк встрече с руководством «Хабитат» они также подтвердили, что готовы внедрять такой рейтинг», — сказал он.

«Это очень амбициозная для нас цель — сделать такой рейтинг, которого пока нет больше нигде в мире», — подтвердил замглавы Минстроя.

«Наша философия в том, чтобы измерять не технику или датчики, а эффекты, — отметил он. — Я не могу сейчас раскрыть все детали, так как внутри экспертного сообщества все еще ведется много споров.

Но суть в том, чтобы оценить качество жизни с точки зрения горожан.

Например, качество пешеходных маршрутов, безопасность и сбалансированность образовательной системы, уровень благоустроенности и удобства логистики поможет оценить процент школьников, которые добираются в школу сами, а не число сфетофоров».

По словам чиновника, «это отвечает на вопрос, безопасно ли добираться, есть ли доступ к социальной образовательной инфраструктуре; это говорит и о безопасности дорожного движения: если вы отправляете своего ребенка в школу одного, значит дорога достаточно безопасна». «Вот через такие подходы мы и планируем мерить интеллект городов, а это и есть удобство города», — отметил замминистра, добавив, что в этом смысле «Хабитат» является стратегическим партнером для Минстроя.

Ранее сообщалось, что Минстрой планирует разработать принципы методики измерения IQ для городов к 1 июля 2019 года. Под «IQ городами» понимается степень применения цифровых решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городской среды. Замер интеллектуального уровня городов необходим для определения размера господдержки на развитие городской среды.

Российские города отрейтинговали по IQ

ИТ в госсекторе

04 Марта 2020 17:48 04 Мар 2020 17:48 |

Минстрой совместно с МГУ создал индекс «IQ городов». Он показывает базовый уровень цифровизации городских хозяйств. Первая редакция индекса содержит информацию о цифровизации 191 городов России по итогам 2018 г. В настоящее время готовится статистика за 2019 г.

Минстрой России разработал индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов». Участие в разработке принимали также специалисты МГУ им. Ломоносова.

Индекс был создан в рамках ведомственного проекта «Умный город», реализуемого в составе нацпроектов «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». Он позволяет определять базовый уровень цифровизации городского хозяйства и эффективность решений, внедряемых регионами и городами по проекту «Умный город».

Кто участвует в рейтинге

Актуальная версия индекса «IQ городов» содержит результаты цифровизации городского хозяйства 191 города России по итогам 2018 г. К ним относятся города, в которых проживают более 100 тыс. человек.

Критерии оценки индекса IQ российских городов

Также в рейтинге представлены административные региональные центры, которые по умолчанию участвуют в проекте «Умный город», а вместе с ними – города-пилоты с численностью населения менее 100 тысяч человек, которые участвовали в расчете индекса по собственной инициативе.

Как разделены города в индексе

В используемом методе подсчета индекса «IQ городов» все города делятся на четыре группы в зависимости от числа проживающих в них людей. Первая группа – это крупнейшие города (население от 1 млн человек), и таких городов в России всего 15.

Индекс IQ городов-миллионников

Во вторую группу вошли 63 крупных города (численность от 0,25 млн до 1 млн человек). Третья группа включает большие города (от 100 тыс. до 150 тыс. человек) в количестве 93 населенных пунктов.

В четвертую категорию вошли 20 городов с населением менее 100 тысяч человек – это административные центры регионов и города-пилоты, участвующие в проекте «Умный город». Общее количество пилотов на момент публикации материала – 84 города.

Города-лидеры

В пятерку крупнейших городов с наибольшим индексом вошли, в порядке убывания: Москва (индекс 81,19), Казань (52,58), Санкт-Петербург (50,37), Нижний Новгород (46,5) и Уфа (42,05). Пять крупных городов с наибольшим индексом: Химки (66,32), Балашиха (59,38), Тюмень (58,31), Подольск (56,6) и Ставрополь (45,69).

Рейтинг городов с населением от 0,25 до 1 млн человек

Среди больших городов лидируют: Реутов (индекс 71,35), Серпухов (63,5), Электросталь (61,88), Домодедово (60,58) и Орехово-Зуево (60,15). Среди административных центров и пилотных городов отличились: Дубна (72,48), Ивантеевка (62,18), Наро-Фоминск (41,02), Гатчина (39,19) и Елабуга (38,04).

Как ведется расчет

Расчет индекса «IQ городов» осуществляется по десяти различным направлениям, в число которых входят в первую очередь городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды и умный городской транспорт.

Список направлений также включает, туризм и сервис, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, экономическое состояние и инвестиционный климат, инфраструктуру сетей связи и интеллектуальные системы социальных услуг.

Оценка IQ больших городов России

В общей сумме направления содержат 47 показателей. К примеру, в направлении «туризм и сервис» наличие электронных карт жителей и гостей города, комплексной системы информирования жителей и туристов и количество просмотров онлайн-портала города на 10 тыс. человек его населения.

IQ административных центров и городов-пилотов

«При первом подсчете “IQ городов” был определен базовый уровень цифровизации городского хозяйства по состоянию на 2018 г. Показатель, который мы получим в 2020 г. году, покажет эффективность мероприятий, которые реализовали города в 2019 г. по ведомственному проекту “Умный город”.

“IQ городов” позволит ежегодно оценивать уровень цифровизации городского хозяйства и эффективность внедрения решений “Умного города”, выявлять перспективные направления их дальнейшего развития.

То есть по сути, важным показателем эффективности будет не само значение индекса, а величина изменений от года к году», – отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев.

Тысячи предпринимателей готовы поспособствовать инновационному развитию Москвы

Инновации и стартапы

Эльяс Касми

Короткая ссылка

Минстрой оценил IQ городов | ComNews

Об этом вчера, 16 декабря, в ходе онлайн-презентации, заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров. Он подчеркнул, что «IQ-индекс» — это инструмент анализа, а не сравнения городов друг с другом. Также он отметил, что методику будут совершенствовать: «Будет докрутка индекса в разных направлениях. Индекс будет меняться, дорабатываться».

Согласно полученным данным, среднее значение индекса по всем 203 участникам ведомственного проекта «Умный город» превысило 40 баллов из 120 возможных, что на 18% выше результата базового 2018 г. Максим Егоров напомнил, что в соответствии с паспортом ведомственного проекта «Умный город» индекс IQ городов относительно уровня 2018 г. должен составить +30% к 2024 г.

«Мы видим динамику к 2018 г. +18,5% из 30. Но расслабляться не надо: некоторые города значительно ухудшили показатели. Это произошло на фоне того, что другие города значительно выросли. В марте 2020 г. мы опубликовали результаты 2018 г. (первый год применения индекса — прим. ComNews), сегодня мы подводим итоги 2019 г.

Почему мы делаем это только сейчас? Сроки связаны с особенностью индекса — помимо количества показателей, которые постоянно дорабатываются, уточняются по мере появления новых технологий, роль играет и время публикации данных. Большое количество форм статистической отчетности публикуется только после 1 сентября.

Мы работаем с Росстатом и с другими организациями, чтобы начать получать данные раньше, в начале года», — рассказал замминистра.

Лидеры городов в группах, по оценке Минстроя, выглядят так: крупнейшие города (от 1 млн человек, 15 городов) — Москва — 89,65 (+7%), Екатеринбург — 55,05 (+37%), Казань — 53,91 (+1%). Крупные города (от 250 тыс.

до 1 млн человек, 63 города) — Химки — 68,90 (+3%), Тюмень — 67,01 (+9%), Балашиха — 63,16 (+4%). Большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. человек, 94 города) — Щелково — 74 (+21%), Домодедово — 72,74 (+12%), Реутов — 71,46 (+0%). Города (менее 100 тыс.

человек, 31 город) — Дубна — 72,88 (+0%), Ивантеевка — 63,03 (+1%), Горно-Алтайск — 46,51 (+18%).

Как видно из перечня, Москва и Московская область лидирует в индексе. «Москва показала колоссальный отрыв. Она еще выстрелит в 2020 г. — потому что во время пандемии было многое сделано. В этом большая заслуга Мэрии Москвы и руководства города. Екатеринбург поднялся на 13 пунктов. Казань осталась на третьем месте», — прокомментировал Максим Егоров.

В первой группе крупнейшие города (от 1 млн человек, 15 городов) на 15-м месте находится Новосибирск со значением 25,89% в 2019 г., что на 7,42 балла ,или 6%, меньше, чем в 2018 г. (33,31%). Прирост на 1% по итогу 2019 г. показали Пермь и Казань (которая все равно осталась на третьем месте).

Во второй группе в минус ушло несколько городов: Курган и Киров по -1%, Сочи -0,2%, Махачкала -0,1%, Владикавказ и Магнитогорск по -2%. Ряд городов показали динамику 0%.

В третьей группе — 5% год к году у Уссурийска, -2% у Новошахтинска, -1% у Рыбинска, у Черкесска -0,4%.

В четвертой группе большинство городов показали динамику от -8% до 8%. Семь городов показали прирост свыше 10% (больше всех в процентах «поумнел» Магадан — на 20%, а занявшая первое место в рейтинге Дубна показала прирост в 0%).

Максим Егоров рассказал, что наибольшая динамика зафиксирована по субиндексу «Городское управление». «Это в том числе вовлечение граждан в процессы благоустройства. Железноводск показал рост в 20% — прибавил 2 балла за счет внедрения систем умного города», — привел он пример.

Читайте также:  В Москве вырастет ставка льготной аренды для малого бизнеса

«Одной из сильных сторон городов остается инфраструктура сетей связи. Это исторически самое проработанное направление, — продолжил Максим Егоров. — Проблему наблюдаем в субиндексе «Экология».

По этому индексу у российских городов самый низкий показатель: потому что нет даже учета экологических параметров — качество воздуха и прочее, — нас это удручает. Мы будем работать с Минэкологии и Минцифры по этому вопросу. Ни одного города в этом индексе выделить не можем».

Он подчеркнул, что в 2020 г. мы увидим интересную картину из-за пандемии. «Очень многие регионы продвинулись в цифровизации: это электронные очереди в больницах, доставка продуктов, запись на скорую помощь. В 2020 г. появится много сервисов для работы с органами власти. В 2018 г.

мы задали базу, в 2019 г. мы увидели рывок, а 2020 г. будет значительно лучше», — подвел он итог.

Руководитель программ РВК, председатель технического комитета «Кибер-физические системы» Никита Уткин подтверждает: «Безусловно, пандемия способствовала росту цифровых сервисов в городах, однако весьма опосредованно — преимущественно через директивный запуск государственных инициатив в этой сфере. Да, конечно, появились новые бизнесы, проекты и приложения, внедрение и скорость роста которых стали возможны именно благодаря пандемии и самоизоляции. Но на глобальной карте цифровых активностей — это все же не так значительно для уровня городов, как государственные инициативы в этой области. Показательный пример такого рода инициатив: повсеместное создание Центров управления регионами (ЦУРов), о завершении работы, над которыми во всех субъектах РФ в начале декабря сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко».

Никита Уткин отметил, что при этом до сих пор нередко городские цифровые системы строятся вне цифровых принципов: ведь идентичные базовые системы — это еще не значит совместимые для прочих систем и решений.

«Вопросы единых стандартов и подходов в используемых протоколах и форматах данных снова отходят на второй план.

А это значит, что отдельные локальные решения так и будут масштабироваться только линейно — с нарастающими затратами на смежные интеграции, а значит, положительные эффекты на эти работы могут отставать от бюджетов на них.

Сейчас технический комитет 194 «Кибер-физические системы» совместно с «Ростелекомом» и Минстроем России завершает работу над национальным стандартом показателей «Умного города», который должен учесть как сложившуюся практику применения цифровых решений в городах, так и позицию большинства стейкхолдеров», — прокомментировал он.

Новый критерий оценки «умных городов» — свой IQ

В апреле министерством строительства было предложено, наряду с уже существующим «индексом качества городской среды», ввести новый критерий оценки «умных городов» — так называемый IQ. В ведомстве планируется разработать ряд индикаторов — и, в зависимости от полученных показателей, решать, каким субъектам выделить больше субсидий, а каким меньше.

В четверг, 25 мая, в рамках Петербургского международного экономического форума прошло обсуждение, что подразумевается под «умным городом», имеет ли смысл между собой соревноваться регионам с разными бюджетами, а также насколько «умная» городская среда зависит от качества жизни. Среди участников обсуждения присутствовали замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский, а также директор направления «Развитие регионов» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Игорь Кустарин.

Высокий IQ

Со слов замминистра строительства Андрея Чибиса, в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» увеличение размера государственных субсидий предполагается только тем регионам, которые активно внедряют цифровые технологии.

Минстроем будет учитываться опыт реализации мероприятий в рамках проекта «Умный город», а также использование специального банка решений, разработанного «Ростелекомом». Чем выше будет уровень IQ у муниципалитета, чем больше регионы внедрят современных инновационных и цифровых решений, тем больший они получат объём поддержки.

В ближайшие шесть лет за счёт роста технологий в российских городах планируется радикальное улучшение качества городской среды.

Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский отметил, что многие реализуемые проекты связаны с возможностями региональных бюджетов, которые зачастую сильно разнятся между собой. «Умные города» – это огромный потенциал движения вперёд, однако необходимо понять, за счет каких источников это будет реализовываться.

«Назрел вопрос о выравнивании бюджетной обеспеченности. Без этого мы проблему гармоничного развития такой огромной страны, как Россия, не решим — потому что многие проекты, в том числе, которые мы реализуем напрямую, связаны с возможностями бюджетов.

Думая о новом качестве жизни, мы должны задуматься о проблеме: как выровнять эту ситуацию между регионами России», — заметил Осеевский.

Город умных людей

Директор направления «Развитие регионов» агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Игорь Кустарин уверен, что умный город – это не только про технологии, но и, в первую очередь – про качество жизни. «Умный город» – это город, в первую очередь, умных людей.

Он начинается с правильных технологий вовлечения граждан в принятие ключевых решений. Второй момент, который из этого вытекает: «Умный город» — это некая модель рынка, в которой должно находится место стартапам.

Это не только история, которая реализуется по госзаказу», — говорит Кустарин.

Мэр Турина Кьяра Аппендино подчёркивает, что одинаковой модели развития для каждого города быть не может. «Мы видим город как городскую лабораторию. Наша бизнес-модель предполагает, что мэр — это руководитель проекта. И мэрия помогает всем заинтересованным лицам стать партнёрами нашей команды. Мы стараемся создавать партнёрство, среду», — заключает она.

Умная территория

В проект «Умный город» вошли 20 населённых пунктов России. План его реализации состоит из шести блоков, а именно «умного» ЖКХ, комфортной и безопасной среды, инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, а также блока по развитию городских транспортных систем.

Перед непосредственно «Умным городом» Минстрой апробировал локальный проект по формированию комфортной городской среды. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун отмечает, что на его примере хорошо отразился эффект синергии федеральных, муниципальных и региональных властей.

 «Люди поверили, поучаствовали финансово, выбрали проект, который был им важен. Они стали ответственными за будущее маленького парка, небольшого сквера. У этого интереса есть перспектива развития. Минстрой стал поддерживать исторически малые города. Это увеличило шансы наших территорий получить финансирование.

Мы стали планировать на 5 лет, реализовывать комплексные проекты», — говорит она.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил распространить практику далее — и запустить проект уже не умных городов, а умных территорий. «Для меня «умность» и комфортность территории везде одинаково интересна.

Я хотел бы предложить запустить проект не умных городов, а умных территорий, проектов, доброжелательных к людям. IQ территории – это то, как будет эта «умность» развиваться.

Для чего это сделано? Для того, чтобы подтолкнуть власть к тому, чтобы она двигалась в сторону внедрения умных технологий. Я бы хотел, чтобы таким же образом приняли решение в рамках наших межбюджетных отношений, чтобы их ставили на этот же уровень.

Движется территория к «умности» – давайте нам больше денег, дайте нам возможность развивать всю территорию, а не только города», — заключает Морозов.

От «умных городов» требуют решения насущных проблем

В рамках форумов «“Умный город” здесь и сейчас», которые Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл в Краснодаре и Ростове в апреле, были организованы сессии, посвящённые технологиям «умного города» — у нас была возможность привлечь экспертное сообщество к диагностике процесса цифровизации южнороссийских городов.

Концепция smart city («умного города»), активно применяемая в южных городах, направлена на решение управленческих задач, а также на развитие необходимых для жителей города сервисов. Однако главная цель «умного города» — сделать жизнь горожан более комфортной и удобной.

В целом на Юге пока только Краснодар и Новороссийск довольно успешно движутся к намеченной цели. Развитие и внедрение новых технологий в этих городах идёт стабильно и направлено на удовлетворение потребностей горожан.

Существование общественного и государственного запроса на новую технологическую среду создаёт предпосылки для развития всего городского хозяйства, однако складывается впечатление, что основные участники процесса не совсем ясно представляют себе конечные цели цифровизации.

Города во всей их сложности постоянно генерируют огромные объёмы информации — с помощью этих данных можно улучшить городскую жизнь. Это будут реальные, осязаемые изменения.

Достижения в цифровизации городов

Итоговой оценкой эффективности внедрения технологий «умного города» является индекс «IQ городов», внедрённый Минстроем России в 2018 году. Это комплексная и сложная оценка, рассчитанная по десяти направлениям на основе 47 показателей.

Со стороны трудно оценить точные причины положения отдельных городов России в рейтинге, так как Минстрой представляет только итоговое значение индекса, не раскрывая деталей.

Но можно отметить, что скорость внедрения цифровых технологий во многом зависит от состояния инженерной инфраструктуры города и не может проводиться в отрыве от неё.

Тормозит же внедрение цифровых технологий недостаток финансирования, сложность смены старых программных обеспечений в государственных учреждениях, а также банальный страх перед новым.

Алексей Крыловский, управляющий директор Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group», отметил, что Краснодар может стать лидером smart-направления.

Об опыте цифровизации некоторых городских сервисов рассказала Светлана Салтанова, заместитель министра экономики Краснодарского края. Муниципальные власти воспользовались цифровизацией городского хозяйства для отлаживания работы социальных учреждений и аварийных служб.

Например, геоинформационная система городского «Водоканала» помогает сократить временные затраты при проведении ремонтных работ.

Также, благодаря внедрению электронной системы передачи личных данных, удалось сократить временные затраты для получения удостоверения ветерана труда. Раньше горожанину потребовалось бы 100 дней для оформления данного документа, но после применения новой системы этот срок сократился до 56 дней. Это пока самый яркий пример цифровизации «для людей» на уровне города.

Михаил Мартыненко, заместитель начальника управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодара, начальник отдела развития цифровой экономики, рассказал о системе бесконтактной оплаты в общественном транспорте, QR-кодах, предоставляющих информацию об автобусах прямо на остановках, а также о телеграм-ботах, извещающих горожан об отключении горячей воды в домах.

Читайте также:  Госдума может запретить бары на первых этажах домов

Однако есть и неудачные разработки. Так, например, сетевой сервис, созданный для заявок горожан об улучшении городской среды, оказался невостребованным. За год там накопилось всего 13 обращений. Сейчас в Краснодаре запустили новую опцию обратной связи от горожан на базе сайта Госуслуг. Этот механизм работает в том числе и для повышения эффективности управляющих компаний.

Не только Краснодар задаёт на Юге тон в цифровизации городского управления и хозяйства. Результатами работы поделился Евгений Азизов, руководитель проекта «Умный город Новороссийск». Здесь процесс начался с анализа инфраструктуры города: безопасности транспорта, городской среды, потребительских и информационных сервисов.

Сейчас в городе внедряют информационную систему для отслеживания объектов, не внесённых в кадастровый учёт. Использование этой системы поможет пополнить городской бюджет. В Новороссийске создали специальный центр при администрации, куда стекаются все заявки, жалобы и предложения горожан.

Отработка этих обращений ставится на контроль специальной системой, которая в режиме онлайн отслеживает решение проблем.

Препятствия на пути цифровизации

Но наряду с успехами специалисты сталкиваются и с рядом проблем, препятствующих развитию «умного города». Игорь Ежков, руководитель направления интеллектуальных транспортных систем (ИТС) компании Softline, говорит, что «Умный город» — это генератор бизнеса.

Однако роль драйвера этого процесса, как правило, берёт на себя городская администрация. То есть управленцы сами должны решать, какие им нужно разрабатывать сервисы. Продуктивность такого подхода вызывает массу нареканий.

Кроме того, по его мнению, не хватает существенного элемента — центра (проектного офиса), способного осуществлять координацию работы цифровых сервисов.

Заместитель директора Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Матвеев выделяет три главных препятствия на пути цифровизации: недостаток финансирования, страх людей перед новыми технологиями, сложность смены старого программного обеспечения в государственных учреждениях. Проблему с финансированием отмечали также Евгений Азизов и Михаил Мартыненко.

Несколько выступающих, среди которых Сергей Грабский, директор Ассоциации цифрового развития Краснодарского края, отмечали значимость централизации и необходимость межмуниципального взаимодействия для развития городов.

Важное значение, по словам г-на Грабского, имеет наличие площадок, на которых могли бы обсуждаться проблемы и возможные решения.

Наличие такого ресурса позволило бы обмениваться опытом и оптимизировать работу по конкретному направлению.

Предложения экспертов для решения проблем

«Следует скоординировать усилия по разработке методологии решения городских проблем. Возможна разработка оценки ситуаций по системе smart. Также важно решить вопросы кадрового резерва», — отмечает Иван Брец, заместитель директора ООО НПП МВС.

С этим согласился исполнительный вице-президент – начальник департамента банковского сопровождения контрактов Газпромбанка Олег Мельников. В то же время, по его словам, необходимо уделять внимание и цифровизации процессов управления проектами.

Городам не хватает существенного элемента — центра (проектного офиса), способного осуществлять координацию работы цифровых сервисов

«Управление проектами не должно быть “ручным”. Среди характерных рисков такого подхода — нецелевое использование средств, необоснованное завышение стоимости работ, запаздывание с информированием заказчиков, недобросовестные, некомпетентные подрядчики.

Для решения этих проблем Газпромбанк разработал сервисную цифровую программу банковского сопровождения контрактов.

В неё входят: механизм контроля целевого расходования денежных средств по сопровождению контрактов, мониторинг расчётов, осуществляемых в рамках исполнения сопровождаемого контракта, информирование заказчика о результатах расходования денежных средств», — рассказал Олег Мельников.

Концепция «умного города» выглядит далеко не полной без интеллектуальной системы управления транспортным движением. Именно она избавляет город от пробок и хаотичного расписания общественного транспорта. Пока же процесс её внедрения идёт крайне медленно, что сдерживает развитие городов, считают эксперты.

В рейтинге IQ городов цифровизации транспортной инфраструктуры уделяется самое большое внимание (этот критерий оценки имеет 11 подиндексов — больше, чем какой-либо другой), поэтому отставание в этой сфере сильно влияет на положение города в «цифровом» табеле о рангах.

По мнению заведующего сектором безопасности дорожного движения министерства транспорта Ростовской области Андрея Орехова, транспортную систему региона предстоит объединить в единую платформу, которой будут пользоваться все жители города.

Подобной единой платформой управления в будущем может стать ИТС (интеллектуальная транспортная система), включающая в себя 22 подсистемы и действующая на территории Ростовской агломерации (включает Ростов-на-Дону, Батайск, Азов, Аксай, Новочеркасск и прилегающие регионы).

«Мы уже создали геоинформационную систему общественного транспорта на территории агломерации, но если в Ростове возможно в мобильном приложении планировать поездки, то в пределах агломерации всё разобщено.

Сейчас мы не можем контролировать состояние транспортной системы в режиме реального времени, а без подсистемы мониторинга транспортных потоков мы не можем создать эффективное управление светофорными объектами», — отметил заведующий кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» Донского государственного технического университета Владимир Зырянов.

При создании интеллектуальной транспортной системы существует ряд проблем, в том числе институциональных, продолжает г-н Зырянов. Агломерация состоит из множества муниципалитетов, но эта разобщённость и ведомственные барьеры не должны мешать работе ИТС.

Проблема интерпертации больших данных

С точки зрения практики Softline «умный город» — это набор оптимально подобранных цифровых сервисов, решающих конкретные задачи в рамках развития конкретного города, говорит Игорь Ежков.

Эффективное функционирование и управление этими сервисами возможно только на базе цифровых платформ.

Задача регионов — обозначить потребности и сформировать запрос на решение тех или иных вопросов конкретного города, а задача ИТ-компаний — предложить наиболее оптимальные цифровые решения.

Анализируя результаты внедрения используемых цифровых решений, быстро подключая новые или отключая неэффективные сервисы, региональные ведомства имеют возможность более эффективно выстраивать управление городами.

Городские службы научились собирать и хранить данные. Теперь необходимо понять, как ими эффективно распоряжаться

По сути, муниципалитету не нужно тратить время, пытаясь разобраться в цифровых платформах: их много, каждый день появляются новые, а какие-то перестают существовать. Разбираться в этом — работа специалистов по цифровой трансформации.

Городским властям, по мнению г-на Ежкова, нужно лишь чётко определить, какие сервисы нужны в первую очередь, а затем составить своего рода техзадание на цифровой сервис. Другая важная задача — применение массива данных.

Сейчас города генерируют колоссальное количество данных (например, город с населением в 1 млн человек генерирует в день до 180 ПБайт данных). «Нужно понять, какие из них важны и ценны, как их собирать, где хранить и подвергать анализу.

Соответственно нужно определиться, какие данные нужны в первую очередь, и начать их собирать в рамках тех или иных сервисов. Это два простых шага, но их нужно сделать для решения задачи создания “умного города”», — говорит Игорь Ежков.

Городские службы уже научились вырабатывать, собирать и хранить большие объёмы данных. Теперь же необходимо понять, как этими данными эффективно распоряжаться, анализировать их и хранить.

Основное стремление — к полезности и своевременности

Прежде чем переходить к цифровизации, необходимо последовательно решать проблемы «осязаемой» городской инфраструктуры.

Цифровизация будет эффективной только в том случае, если полученные с её помощью данные будут верно интерпретированы компетентными специалистами, отмечает генеральный директор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов.

«Но нужно признать: большой шаг был сделан по внедрению системы безналичной оплаты в городском транспорте», — считает руководитель ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов.

По его словам, сегодня нужна межмуниципальная структура на основе той, что создана в Ростове, которая бы объединяла разные системы в сфере общественного транспорта.

«Нам не надо ничего выдумывать, всё уже придумано, берите и действуйте», — говорит г-н Семёнов.

Сергей Смагин, инженер подразделения «Автоматизация в энергетике» компании «Сименс» в России, отмечает, что внедрение технологий сбора и анализа больших данных — ключ к реализации потенциала города, но подход требуется комплексный, учитывающий состояние существующей инфраструктуры.

Города включают в себя большое количество различных инфраструктурных систем: электроснабжение, здания, транспорт, коммунальное хозяйство. Для каждой из них характерна тенденция к использованию тех данных, которые ежедневно производятся инфраструктурными объектами.

Распространённая схема: данные собираются на полевом уровне (трансформаторный пункт, датчики «умного здания», зарядки электротранспорта и т. д.) и передаются через специальные шлюзы в «облако», где производится их анализ и визуализация результатов для пользователя.

Скажем, для системы электроснабжения это позволяет организовать мониторинг состояния энергообъектов без развёртывания сложных и дорогостоящих систем.

«Умные здания» могут быть интегрированы в систему электроснабжения, в результате их нагрузка может регулироваться в зависимости от текущей нагрузки питающей сети и тарифов на электроэнергию.

«Облачные» решения позволяют обеспечить прозрачность процессов, происходящих в инфраструктурных объектах, а также экономить на их обслуживании.

Драйвером цифрового развития городов, с одной стороны, выступают жители, которые предъявляют растущие требования к общей комфортности городской среды, удобству предоставления городских сервисов, справедливости ценообразования этих услуг, оптимальности функционирования и развития инфраструктур. С другой стороны, стоимость внедрения решений, основанных на анализе и обработке данных, постепенно падает, что тоже способствует ускорению цифровизации.

«Для выбора оптимальных технологий развития города необходимо использовать комплексный подход. В первую очередь нужно понять, как каждое решение, связанное с инфраструктурой, повлияет на создание рабочих мест и рост конкретного сектора», — говорит г-н Смагин.

По его мнению, необходимо проанализировать строительные, транспортные и энергетические технологии в городе, подготовить отчёты об экологических и экономических ключевых показателях эффективности в транспортном, строительном и энергетическом секторах.

Только после определения комплексного сценария развития города можно говорить о дальнейшем внедрении конкретных технологий, согласованном со всеми сторонами — бизнесом, властью и городскими жителями.

Генеральным партнёром форума «Умный город здесь и сейчас» в Краснодаре выступил Газпромбанк. Стратегический партнёр: адвокатское бюро «Домащенко и Партнёры». Партнёр: лизинговая компания «Балтийский лизинг». Партнёры форума в Ростове: Softline — глобальный поставщик ИТ-решений и сервисов, а также ГК «Сокол»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *