Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

В рамках ПМЭФ-2017 глава Минстроя России Михаил Мень назвал самые привлекательные для инвесторов регионы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Критерии и территориальные особенности, повлиявшие на инвестиционную привлекательность субъектов РФ, по нашей просьбе оценили эксперты данной отрасли. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Проблемы ЖКХ для многих регионов России продолжают оставаться приоритетными. Это в очередной раз подтвердила и традиционная прямая линия жителей страны с президентом РФ Владимиром Путиным, состоявшаяся 15 июня. Решить часть проблем предполагается за счет привлечения в отрасль частного капитала.

Итоги рейтинга готовности регионов к привлечению частных инвестиций за II квартал 2017 года подвел в этом месяце Минстрой России. Как следует из данных, опубликованных на сайте ведомства, рейтинг возглавил Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, в тройке лидеров оказались также Волгоградская область (второе место) и Санкт-Петербург (третье место).

Но даже в этих субъектах РФ не все так гладко, как хотелось бы их жителям. Для Югры, к примеру, первостепенной остается задача по переселению людей из аварийного, ветхого жилья и балочного фонда.

Работа ведется с 2012 года в соответствии с программами муниципальных образований по ликвидации жилых балков с софинансированием из окружного бюджета. По данным правительства округа на 1 мая 2017, общее число балков сократилось на 43,2 % (до 5677 штук).

В целом на реализацию программы за 2012–2016 годы были направлены 4,6 млрд рублей.

Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

Напомним, во время прямой линии к главе государства Владимиру Путину обратилась жительница Нягани, сообщившая, что свыше 20 лет проживает в вагон-городке, который не предназначен для северных условий. Программа по их сносу в городе до сих пор не реализована.

Как сообщает департамент общественных и внешних связей автономного округа, глава региона Наталья Комарова уже поручила администрации Нягани ускорить расселение жителей балочных массивов в муниципалитете.

Следственные органы сейчас выясняют все обстоятельства и проводят проверку действий чиновников, ответственных за программу по расселения граждан из аварийного жилья. 

Сегодня в топе, а завтра…?

Проблемы с аварийным жильем есть и в других регионах, топовых с точки зрения инвестиционной привлекательности. В буквальном смысле прогремел недавно на всю страну Волгоград, также вошедший в тройку лидеров рейтинга.

Напомним, что днем 6 мая около 13:00 произошел взрыв в пятиэтажном жилом доме, где, по предварительным данным, взорвался бытовой газ. В результате жертвами ЧП стали четыре человека.

Жильцам пострадавшего дома вернули деньги за капремонт. 

Однако новое ЧП не заставило себя долго ждать: на этой неделе в Волгограде обрушился аварийный дом, который власти не успели расселить. В двухэтажном жилом здании обвалился лестничный пролет и частично обрушилась кровля поздно вечером 13 июня. Жильцы дома были спешно эвакуированы, к счастью, никто не пострадал. И подобных случаев в столице Волгоградской области зафиксировано уже несколько.

Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

Но есть в регионе и позитивные моменты. Так, в скором времени областные власти могут порадовать инвесторов новыми преференциями.

По информации пресс-службы облдумы, здесь подготовлен соответствующий законопроект, который даст возможность строителям получить земельные участки без торгов в случае, если компания-инвестор вложит не менее 100 млн рублей в строительство или реконструкцию дорог общего пользования местного, регионального или межмуниципального значения.

Кроме того, преференции будут предоставлены компаниям, готовым передать в собственность муниципалитета не менее 4,65 % общей площади жилых помещений для дополнительного расселения граждан из аварийного жилья.

В Санкт-Петербурге главной проблемой в сфере ЖКХ остается борьба с растущими долгами потребителей энергоресурсов перед коммунальщиками. Например, общая задолженность лишь структур и организаций военного профиля перед ресурсоснабжающими организациями составляет уже порядка 3 млрд рублей.

«При этом ресурсоснабжающие организации, предприятия казны Петербурга, хозяйствующие субъекты в полном объеме выполняют свои обязательства перед учреждениями военного профиля, но с оплатой у них не все благополучно.

Подготовка объектов обороны к следующему отопительному сезону – это задача органов власти и всех нас.

Есть опасность необеспечения надлежащей подготовки к отопительному сезону общежитий, жилого фонда, учреждений Минобороны», – заявил на недавнем заседании городской межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона в Санкт-Петербурге вице-губернатор Игорь Албин.

Напомним, что о ситуации с долгами в сфере ЖКХ и о том, на какие шаги вынуждены сегодня идти энергоснабжающие организации, «ФедералПресс» недавно рассказывал. 

Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

Тем не менее, по мнению большинства экспертов отрасли, то, что Югра по привлечению инвестиций сегодня находится на вершине рейтинга Минстроя РФ, является объективным и заслуженным показателем. Даже несмотря на специфические особенности северного ЖКХ в таких регионах, как ХМАО и ЯНАО.

«С одной стороны, это хорошая собираемость платежей, с другой – изношенные сети, особенно если речь идет о деревянном жилом фонде. Эффективно вкладываться в данную сферу может крупный бизнес, особенно с учетом большого объема компенсаций, выделяемых правительством округа на сдерживание тарифов (более 11 миллиардов по 2016 году).

Малому бизнесу в ЖКХ на Севере есть варианты развития только при работе с новым жилым фондом.

Поэтому в большинстве муниципальных образований, как, например, в ЯНАО, складывается ситуация, когда деревянный фонд тянет на себе муниципальная управляющая компания, покрывая убытки и работая с претензиями граждан, а новый фонд берут на себя частники, – прокомментировал ситуацию экспертному каналу политолог Кирилл Истомин.

– Такой порядок сегодня безальтернативен в силу убыточности содержания «деревяшек». Проблем и критики много там будет всегда.

Стремительная замена фонда, ставка на жилищное строительство, которую еще во время своего первого губернаторского срока предусмотрительно сделал глава Ямала Дмитрий Кобылкин, выглядит удачной долгосрочной стратегией на снижение негатива в сфере обеспечения граждан жильем и снижения трат на его содержание. ХМАО в этом смысле – более благоприятный регион в силу меньших капитальных вложений в содержание системы ЖКХ при аналогичной северным высокой доле собираемости платежей».

Честное партнерство или ловушка для инвестора?

При составлении ежегодного рейтинга в первую очередь учитываются показатели по утверждению программ комплексного развития, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В регионах-победителях они были исполнены на 100 %, сообщает сайт Минстроя России.

В число 12 критериев, определяющих позицию каждого региона с точки зрения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ, входит также оценка инвестпроектов, реализуемых на их территории.

Кроме того, на итоговую оценку влияет объем частных инвестиций по проектам государственно-частного партнерства на конец отчетного периода, утвержденные инвестиционные программы регулируемых организаций, наличие конкурсов на передачу объектов в концессию и доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений.

Напомним, что в прошлом году лидерами этого рейтинга стали Нижегородская и Вологодская области, а также Республика Хакасия.

В текущем году в число наименее привлекательных для инвесторов регионов вошли Республика Калмыкия, Магаданская область и Чукотский автономный округ.

Как подчеркнул Михаил Мень, позиции многих регионов изменились существенно по сравнению с прошлогодним рейтингом на аналогичный период.

«Ранее методика рейтинга предусматривала оценку наличия на территории региона концессионных соглашений и их количество.

Сейчас мы оцениваем, в том числе, объем инвестиций, предусмотренный действующими концессионными соглашениями, – то есть, плановые значения, а также фактически вложенные средства по инвестиционным соглашениям и энергосервисным контрактам», – сообщил Михаил Мень.

Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

По мнению аналитиков отрасли, методика рейтинга несомненно имеет важное значение. Но только лишь оценки наличия на территории региона концессионных соглашений и их количества недостаточно, это не отражает объективно деятельность властей в этой сфере. И некоторые эксперты считают это даже лукавством.

«На мой взгляд, это лукавство. Только я не могу доподлинно просчитать, в каком месте это лукавство. Но так ли важно потребителю, где его обманут, если заведомо есть обман? Если речь идет об инвестировании, по крайней мере, это означает, что процесс происходит в рыночном экономическом пространстве. И никак иначе.

И если речь идет все-таки о рыночном пространстве, давайте поищем рынок в сфере ЖКХ, но рынка там нет. Все тарифы у нас идут сверху, и правительством наложены определенные ограничения. Если, опять же, наше правительство говорит, что это выгодно, то они, я так думаю, увеличат эти тарифы. Таким или иным образом. Либо они обманывают потенциальных инвесторов, таким образом, завлекая их.

Но я не думаю, что инвесторы такие наивные люди и не просчитают свои выгоды и поверят пустым обещаниям, – высказал «ФедералПресс» свою точку зрения преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Сергей Белолипецкий.

– Речь, скорее всего, идет о том, что возьмут, например, систему отопления города целиком – это и котельные, и теплосети – в государственно-частное партнерство. Там соответственно есть самые простые механизмы, как вырабатываются эти самые тарифы. Инвестор покажет свои какие-нибудь сумасшедшие вложения и на этом основании потребует повышения тарифов вдвое, например.

Вот тогда государство опять кинется нормировать ему прибыль, чтобы не допустить повышения. Короче говоря, системно закладываются многочисленные проблемы. Для кого они будут, я не знаю. Скорее всего, так как за все платит потребитель, то, скорее всего, для него».

Читайте также:  В Якутии решили, чем заменить дорогую ипотеку

Уточнение и конкретизация методики, в том числе включение в число показателей объема инвестиций, предусмотренного действующими концессионными соглашениями, фактически вложенных средств по инвестиционным соглашениям и энергосервисным контрактам, очевидно повысит объективность и качество оценки, считают эксперты. Привлекательность регионов для частных инвестиций в основном зависит от их социально-экономического и финансового состояния.

Фактические показатели также в соответствии с критериями оценки привлекательности регионов для потенциальных инвесторов (проработка и реализация регионами решений, направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ, объем частных инвестиций по проектам государственно-частного партнерства, утвержденные инвестиционные программы регулируемых организаций, наличие конкурсов на передачу объектов в концессию и доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений) в основном определяются наличием финансовых ресурсов для реализации ГЧП.

«В этом отношении важна финансовая помощь регионам из федерального бюджета. В 2017 году изменено бюджетное законодательство, на основании которого определены новые правила предоставления федеральных субсидий регионам. Осуществляется минимизация распределения целевых трансфертов на конкурсной основе.

Это означает, что больше денег (в виде грантов) будут получать регионы с наиболее высокими показателями развития экономики и социальной сферы. Кроме того, важное новшество касается сроков распределения субсидий – все субсидии должны распределяться до 1 февраля.

После этого в течение месяца надо заключить соглашения с регионами.

Если министерства не распределят субсидии до 1 февраля и не заключат соглашения до 1 марта, деньги возвращаются в Минфин и перераспределяются», – подчеркнула в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» доктор экономических наук, профессор, госсоветник РФ второго класса Людмила Пронина.

Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

Отметим, что в последние годы наметилась тенденция как на объединение разных видов субсидий, так и на сокращение их общего объема.

Сейчас доля федеральных субсидий составляет примерно 300–400 миллиардов рублей в консолидированном бюджете всех регионов в 9–10 триллионов рублей.

По данным Минстроя, на сегодняшний день объем инвестиций по концессионным соглашениям в области ЖКХ превышает 226 млрд рублей, всего же заключено более 1,6 тысячи соглашений. Вот лишь один из примеров такого сотрудничества.

«АО «Тюменская энергосбытовая компания» с 2008 года ведет на территории Западной Сибири работу по повышению эффективности коммунальной энергетики, внедряя в муниципальных образованиях автоматизированные информационно-измерительные системы учета энергоресурсов (АИИС КУЭ). К настоящему времени АИИС построены в городах: ХМАО – Югра – Мегион и п.г.т.

Высокий; ЯНАО – Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Надым. Системы строились исключительно за счет инвестиционных средств АО «ТЭК», подключение для потребителей было бесплатным, – рассказала экспертному каналу о работе компании на территории ее присутствия специалист отдела СОиСМИ АО «Тюменская энергосбытовая компания» Ася Гареева.

– Вот уже несколько лет «ТЭК» реализует схему энергосервисных контрактов. Особенность ее в том, что компания за свой счет разрабатывает и внедряет программу энергосбережения на объекте, инвестирует ее, а возврат инвестиций осуществляется за счет уже полученной экономии.

До сих пор контракты компания реализовала в учреждениях культуры, здравоохранения, а в этом году, в конце мая, такой контракт впервые заключен с управляющей компанией г. Сургута и будет реализован в жилом доме».

Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ

Экспертный канал напоминает, что, начиная с 2015 года, ежеквартально составляется рейтинг готовности регионов к привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ. В проводимом исследовании участие принимают все 85 субъектов РФ.

Сегодня одним из главных стратегических приоритетов развития ЖКХ является модернизация отрасли за счет частных инвестиций.

Вопрос лишь в том, насколько выгодно и перспективно сегодня инвесторам вкладываться в такую неустойчивую и непредсказуемую сферу ЖКХ.

Сейчас по инициативе Минстроя России разрабатываются показатели эффективности работы субъектов РФ по привлечению частного капитала. Как отметил Михаил Мень, по результатам такой оценки будут приниматься мотивационные решения в отношении глав регионов.

Фото с сайта globalsuntech.com, из открытых источников и архива ФедералПресс

Минстрой назвал самые привлекательные для инвестиций в ЖКХ регионы

10.05.16

Минстрой России подвел итоги рейтинга субъектов РФ инвестпривлекательности в сфере ЖКХ. Как сообщили «Стройгазете» в пресс-службе ведомства, по итогам первого квартала этого года лидером стала Нижегородская область.

«На втором месте – Вологодская область. Замыкает тройку наиболее привлекательных для инвестиций в ЖКХ региона республика Хакасия. Москва переместилась с 8 на 4 место, пятое место занял Ямало-Ненецкий автономный округ», – уточнили в ведомстве.

Как рассказали в пресс-службе, рейтинг готовности регионов к привлечению частных инвестиций в ЖКХ составляется ежеквартально, начиная с 2015 года. В исследовании принимают участие 85 субъектов РФ.

Данный ранжир составляется по 12 основным критериям, в которых, в том числе, учитывается проработка и реализация регионами решений, направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ.

«Также на результаты влияет объем частных инвестиций по проектам государственно-частного партнерства на конец отчетного периода, утвержденные инвестиционные программы регулируемых организаций, наличие конкурсов на передачу объектов в концессию и доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений», – сказали в министерстве.

Как напомнили в пресс-службе, Минстрой реализует комплексную стратегию развития ЖКХ, в числе приоритетов которой – модернизация отрасли за счет привлечения частного капитала.

При этом важнейшая задача министерства, с одной стороны, обеспечить поддержку инвесторов в ЖКХ, а с другой – контролировать соблюдение интересов потребителей. Так, в ближайшее время начнут действовать штрафы в пользу потребителей.

Они введены, чтобы мотивировать предприятия, работающие в отрасли, на обеспечение высокого качества коммунальных услуг.

«Мы видим, что частный бизнес проявляет все больше интереса к инвестициям в жилищно-коммунальное хозяйство. В числе главных преимуществ отрасли бизнесмены выделяют стабильный спрос и высокий годовой оборот.

Кроме того, для инвесторов в ЖКХ созданы комфортные условия – обновлено законодательство, оказывается господдержка – как финансовая, так и методическая.

В результате, более 92% от объявленных в стране концессионных конкурсов относятся именно к ЖКХ», – прокомментировал заместитель главы Минстроя, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.

По информации пресс-службы, действующие концессии демонстрируют повышение качества обслуживания, снижение аварийности и потерь.

В Волгограде соглашение по объектам водоснабжения и водоотведения заключено на 29 лет с объемом инвестиций – 58 млрд рублей, во Владимирской области аналогичная программа действует в отношении объектов теплоснабжения –соглашение заключено на 20 лет, объем инвестиций – 819,7 млн рублей. На 30 лет с объемом инвестиций 1,3 млрд рублей заключено концессионное соглашение по объектам теплоснабжения в ХМАО.

Еще по теме:

  • 15.06.21 Минстрой назвал регионы, где лучше всего работают инвесторы в ЖКХ Мосводоканал борется за экологию и внедряет новые технологии водоочистки

Инвесторы вложили в ЖКХ Урала почти 100 млрд. Вернуть деньги придется населению

В городах все чаще переходят на концессии – что это сулит?

Количество инвестиционных проектов с государственно-частным партнерством в России сильно возросло за последние годы. Особенно эта тенденция наблюдается в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства, где реализуется 2769 таких инвестпроектов с общим объемом привлекаемых средств в 721,6 млрд руб. Причем 670 млрд руб. из них составляют деньги именно частных инвесторов. Однако, судя по всему, отрасль пока не готова предложить частным организациям рыночных механизмов возврата вложенных средств. А значит, окупаемость проектов полностью ложится либо на плечи потребителей, либо на бюджет.

Как следует из аналитического отчета «ВЭБа» и платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» (документ есть в распоряжении Накануне.

RU), в разрезе федеральных округов наиболее привлекательно для частных инвесторов выглядел Приволжский федеральный округ, где было реализовано 809 государственно-частных инвестпроектов.

Следом за ним идет Центральный федеральный округ – 480 проектов, Сибирский федеральный округ – 454, Дальневосточный федеральный округ – 391, и Уральский федеральный округ – 270. Замыкают рейтинг Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

При этом УрФО оказался среди лидеров по объему привлеченных инвестиций, что говорит о реализации крупных, финансово-емких инвестпроектов на Урале. Всего инвесторы вложили 97 млрд руб. в коммунально-энергетическую инфраструктуру. Среди основных регионов, где реализуются самые масштабные проекты, аналитики выделяют ХМАО-Югру, а также Тюменскую и Свердловскую области.

«С учетом завершенных проектов история рынка насчитывает свыше 3,5 тыс. проектов с совокупным общим объемом инвестиций более 750 млрд руб., включая 700 млрд руб. внебюджетных.

При этом на перспективу до 2024 года на рынок окажут влияние приоритетные направления, сформулированные в рамках таких национальных проектов, как «Экология», «Жилье и городская среда», а также «Цифровая экономика».

В рамках указанных национальных проектов на развитие инфраструктуры может быть выделено до 2 трлн руб.

По количеству реализуемых проектов рынок ГЧП в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства формируют такие отрасли как теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. На них приходится почти 2,5 тыс. из 2,8 тыс. реализуемых проектов. Объем внебюджетных инвестиций в этих отраслях составляет 420 млрд руб.», – говорится в отчете ВЭБа.

Среди наиболее активных инвесторов в сфере теплоснабжения эксперты называют «Концессии водоснабжения», «Росводоканал», «Российские коммунальные системы» и УК «Лидер». В тепле лидерами стали «Т Плюс», «Квадра» и «СУЭНКО». А «Хартия», «Управление отходами» и «ЭкоЛайн» инвестировали больше всего в сфере обращения с ТКО.

Читайте также:  ИЖС вслед за многоквартирными домами перейдет на эскроу-счета

Как отмечают аналитики, основной формой государственно-частного партнерство в коммунально-энергетической отрасли является концессионное соглашение. Большинство из перечисленных компаний уже реализуют масштабные проекты на территории регионов УрФО.

Так, например, одним из наиболее крупных проектов стала концессия систем холодного водоснабжения и водоотведения в Тюмени и Тюменском районе, заключенная с «Росводоканалом» (входит в «Альфа-груп»). Региональные власти подписали два соглашения в 2017 и 2019 годах на 23 и 4,8 млрд руб.

соответственно. Еще один крупный проект реализуется в Березовском Свердловской области, где сети теплоснабжения передали ПАО «Т Плюс» Виктора Вексельберга. За 20 лет компания должна будет вложить 450 млн руб.

Отметим, что всего на Среднем Урале реализуется более 30 концессионных соглашений с общим объемом финансирования около 6 млрд руб.

В управление концессионеров переданы объекты коммунального хозяйства Заречного и Камышлова, Верхней Пышмы и Арамили, Богдановича и Нижнего Тагила, Полевского, Каменска-Уральского, Серова и других территорий области.

Также крупное концессионное соглашение было подписано в отношении тепловых сетей Нижневартовска в Югре, которые передали в ООО «Корпорация СТС».

Причем, если в предыдущих примерах возврат инвестиций обеспечивался преимущественно за счет бюджета, то здесь местные власти пошли на существенное увеличение тарифа.

Аналогичные переговоры компания сейчас ведет с властями Сургута, куда планирует инвестировать порядка 5 млрд руб. Однако их возврат, вероятнее всего, также придется оплатить рядовым потребителям.

Уточним, механизм концессии предполагает, что инвестор вкладывает в развитие инфраструктуры, однако сами объекты остаются в собственности муниципалитета.

После истечения периода инвестирования начинается срок возврата капитальных вложений, за который концессионер возвращает вложенные средства и получает коммерческую прибыль.

В качестве источников финансирования таких проектов предусмотрен либо тариф, либо плата концендента, то есть бюджета.

Как отмечают эксперты, в любом случае возврат инвестиций концессионеру ложится на рядовых потребителей. Они оплачивают модернизацию либо напрямую в тарифе, либо как налогоплательщики в бюджете.

Сами же муниципалитеты стремятся передавать таким инвесторам неэффективные муниципальные предприятия, так как у них зачастую не хватает ресурсов для их содержания.

Судя по всему, переход на концессии подтолкнет и принятый на днях в окончательном чтении законопроект о ликвидации ГУПом и МУПов, которые нередко работают и в коммунальной сфере, эту реформу предложено осуществить к 2025 году.

Минстрой запускает новый проект в ЖКХ

Москва, 28 марта. В ближайшие месяцы Минстрой и Сбербанк планируют запустить новый механизм с прорывными 5%-ми долгосрочными кредитами для компаний, работающих на основе концессии в сфере ЖКХ в малых городах. По оценке экспертов, подобные кредиты могут оказаться весьма востребованными.

Заманчивые проценты

Уже в ближайшие месяцы предполагается запустить новый механизм субсидирования процентных ставок, с тем чтобы они выходили не выше 5% по кредитам без залога, на 15 лет — для компаний, реализующих проекты на основе концессии в сфере ЖКХ в небольших населенных пунктах. Об этом «Вести.Экономика» рассказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Как он пояснил, Минстрой совместно со Сбербанком подготовили соответствующий документ по субсидированию процентных ставок по кредитам на уровне не дороже 5%. При этом, если претендующая на данный кредит концессия будет отвечать оговоренным параметрам и планирует реализовать конкретные проекты в сфере ЖКХ (водо- и теплоснабжение, канализация и т. п.

) в малых городах, Сбербанк готов предоставить его без залога сроком до 15 лет.

По информации пресс-службы Минстроя, на сегодня в ЖКХ действует 1477 концессионных соглашений, общий объем предусмотренных ими инвестиций на весь срок реализации превышает 196 млрд руб.

Причем эти цифры подразумевают не только инвестиции, которые поступят в регионы, но и существенный рост качества услуг, что 3,5 млн человек уже почувствовали это на себе.

Так, например, в теплоснабжении количество аварий сократилось на 47% и объемы потерь — на 18%, а в водоснабжении соответственно на 21% и 14%.

Как уточнила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик, в прошлом году всего было объявлено 1836 концессионных конкурсов, из которых 97% пришлись на сферу ЖКХ. Причем подавляющее число последних (94%) подразумевало объемы инвестиций менее 100 млн руб.

, и только 5% предполагали инвестиционные объемы от 100 млн руб. до 1 млрд руб.

И если два предыдущих года Минстрой в большей степени занимался проблематикой крупных компаний в данной сфере, то теперь ведомство логично озадачилось, в том числе обеспечением кредитными ресурсами малых концессий, для которых решить вопросы с финансированием тем более сложно, оговорила г-жа Бик.

Требования к заемщикам

Понятно, добавила она, что компании, претендующие на упомянутые кредиты, должны будут соответствовать определенным условиям.

При этом, очевидно, Минстрой попутно также постарается достичь повышения прозрачности и открытости игроков в данном сегменте рынка.

В ассоциации ЖКХ «Развитие» заявленную идею с дешевыми долгосрочными кредитами для концессий, работающих в малых городах, сочли «абсолютно востребованной».

Гендиректор информационно-аналитического сообщества «ЭКСПЕРТЖКХПОРТАЛ» Сергей Полыганов также выразил уверенность в том, что кредиты по названным ставкам будут весьма интересны для бизнеса. При том, что они сослужат позитивную роль и для населения, поскольку недорогие кредиты также призваны сдержать повышение тарифов.

Правда существует риск, что в нынешних кризисных обстоятельствах некие компании ради получения денег под невысокие проценты способны подмахнуть договор по концессии, в действительности не собираясь выполнять оговоренные им проекты.

В этой связи, вероятно, следует оговорить, что упомянутые кредитные ресурсы могут быть предоставлены только хорошо зарекомендовавшим себя в осуществлении конкретных проектов участникам рынка, указал Полыганов.

К сожалению, в смежном строительном секторе возможность получения 5%-х кредитов пока не просматривается, посетовал первый вице-президент Российского союза строителей Григорий Веретельников. Как он напомнил, до 2012 г.

во многих регионах субсидировались процентные ставки для строительных организаций, вследствие чего обеспечивалось удешевление объектов. Но затем в условиях кризиса строители подобной поддержки лишились.

Тогда как средняя ставка по кредитам на рынке сейчас составляет 14-15% плюс 1% за банковское обслуживание, уточнил Веретельников.

Впрочем, в теории, высоко оценивая анонсированный кредитный механизм, собеседники оговаривались, что далее многое будет зависеть также от конкретных деталей и от того, как его удастся реализовать на практике.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Жкх переходит на «цифру». умные решения помогут устранить жилищные скандалы — регионы россии

Избавиться от коррупции и создать гражданское общество можно без революций и митингов. Достаточно разработать и внедрить цифровой сервис, в котором оживет вся экосистема вашего двора, дома и подъезда. Ведь именно там начинается жизнь человека. IT-решения сегодня дают полную прозрачность не только между коммунальными компаниями и жильцами, но и чиновниками, которые наглядно смогут контролировать работу управляющих компании.

У кормушки

За последние годы конфликты между управляющими компаниями (УК) и жителями домов достигли пика по всей стране. Все чаще собственники многоквартирных домов пытаются разорвать контракт и сменить УК. Причины везде схожие: необоснованный рост цен на услуги при тотальном невыполнении своих обязательств.

Не так давно в подмосковной Балашихе, в доме класса «комфорт» сорвался лифт, пролетев несколько этажей. К счастью, сработала страховка и лифт не упал. В управляющей компании заявили, что срыва не было. Количество ремонтных заявок на этот лифт, только за год, исчислялось десятками. Юридические барьеры уже год мешают жильцам дома сменить управляющую компанию.

Да и нет уверенности, что новая фирма не повторит политику своих предшественников.

Подобные истории в разных вариациях повторяются по всей стране. Корень проблем очевиден – отсутствие прозрачных отношений между УК и жильцами, УК и департаментом ЖКХ города.

Казалось бы, в эпоху цифровых технологий достаточно создать сайты, онлайн-площадки для сбора данных и обмена информацией. Но по факту, почти все сайты УК имеют ограниченный функционал и локальную форму.

К ним не подключены департаменты ЖКХ, которые должны контролировать исполнение обязательств коммерческими УК. А жалобы жильцов тонут в безответной цифровой пучине.

Парадокс состоит в том, что мы пользуемся массой мобильных приложений для услуг и покупок, развиваем проекты цифровой экономики, а столь нужного цифрового сервиса для качественной жизни в многоквартирном доме сложно найти даже в Москве. В столице доля сервисов на базе IT-решений для жильцов и УК не покрывает и 15% управляющих компаний.

Редакции «Регионы России» удалось найти сервис, который создает прозрачную оцифрованную инфраструктуру для коммунальных задач, а заодно позволяет чиновникам видеть картину без искажений и задержек. Основатели этого цифрового сервиса заодно предложили ряд решений по взаимопомощи для жильцов, а также создали социальную сеть, которую можно масштабировать от дома до района и даже города.

Сегодня цифровой сервис «Геометр» активно тестируется в Сочи в рамках проекта «Умный город». Сочинцы сразу в нескольких районах пользуются частью этой эко-системы – приложением для обмена данными между жильцами и УК. В целом, сервис федерального уровня имеет множество инструментов.

Читайте также:  Ипотечные каникулы: как взять, кому дают и по каким документам?

Взаимодействие УК с жильцами и департаментом ЖКХ города, а также  оплата квитанций – это основа приложения. Параллельно идет стимулирование рабочих процессов за счет социальных ИТ-решений.

По сути – это частная социальная сеть – виртуальный дом, в котором жильцы обсуждают проблемы домового быта, могут оценить оперативность УК, внести свои предложения по развитию двора и района.

Но главное, в этой интеграции появился рычаг влияния в лице муниципальных департаментов ЖКХ, которые могут видеть отчеты о работе УК и оперативно принимать меры, если проблемы граждан остаются нерешенными.

Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

Мы пообщались с директором по маркетингу такой глобальной ИТ-платформы «Геометр» Василием Маркеловым, пытаясь понять, изменят ли цифровые экосистемы ситуацию на рынке ЖКХ, а возможно и во всех хозяйственных вопросах города.

  • «Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся, как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства, позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение»
  • — Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

В один клик

Знакомясь с «Геометром», мы рассчитывали увидеть приложение, где есть только жильцы дома и управляющая компания. Но вы создали социальную сеть районнного или даже городского масштаба. Зачем это нужно, если всех волнуют только отношения со своей УК в доме?

Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение.

Прежде чем создать наш сервис, мы изучали все узкие места в коммуникациях между жильцами, компаниями и администрацией. В итоге было решено создавать экосистему, способную дать всем сторонам полную картину событий.

Даже маленькая проблема в жилом доме может затянуться, поскольку исполнителем нередко являются подрядные организации.

Поэтому задача нашего сервиса – увидеть ситуацию комплексно, чтобы участники сервиса «Геометр» смогли оперативно выявить слабое звено и ликвидировать проблему.

Любой житель, открыв в смартфоне приложение «Геометр», сможет увидеть разделы. Например, на странице «SOS: Сообщить о проблеме» можно выбрать локацию: «Двор», «Подъезд», «Квартира», «Помощь соседей». После выбора житель попадет в раздел, где есть варианты проблем. Например, в подъезде грязно.

Он заходит в раздел «В подъезде», видит там варианты, среди которых есть «Состояние подъезда». Внутри этого варианта есть еще варианты, включая «Не убирают в подъезде». Здесь он может оставить комментарий и фото/видео. Большое число вариантов специально создано для легкости использования.

Человек не должен тратить много времени на передачу данных.  Далее информация поступает к УК, где распределяется по категориям важности и приоритетности исполнения. Операторы УК открывают систему управления работы с клиентами (CRM), которая сама распределяет запросы по исполнителям.

При этом УК имеет возможность оставлять ответный комментарий жильцу, демонстрируя свою лояльность и готовность решать проблемы.  

Обычно после такого обращения в УК, ситуация погружается в сумрак. Жилец не знает, планируются ли работы, когда они будут проведены и будут ли вообще. Как у вас происходит делегирование полномочий?

Для этих целей у нас созданы модули: «Управление сотрудниками», «Поиск исполнителей», «Запись звонков» и другие разделы с передачей полномочий. Сотрудник помимо полученной задачи, должен будет предоставить отчет о ее выполнении.

Если говорить о функционале для жильцов, то для нас провели исследование, и выяснили, что в первую очередь пользователям важно: отправлять обращения в УК и получать обратную связь; оплачивать квитанции и передавать показания счётчиков.

Поэтому мы создали для УК модуль «Прием платежей», который значительно облегчит процесс выплат. Вы удивитесь, но у многих УК даже в столице не всегда полноценно работает интернет-страница, где жилец должен делать оплату через личный кабинет.

За счет нашего модуля оператор выставляет счет, а абонент нажимает кнопку оплаты банковской картой и в два клика ее проводит. Мы планируем осуществлять оплату квитанций по QR-кодам, и по номеру лицевого счёта.

Посмотрели – прослезились

Когда во всей этой цепочке между УК и жильцом появляется чиновники из ЖКХ?

Информированность администрации проходит по двум каналам. Это централизованный сбор обращений от жителей домов и со всего города, а также отчеты от УК.

Надзорным органом над УК является Жилищная инспекция, а на муниципальном уровне, контроль за их работой осуществляют департаменты городского хозяйства. Выделенный представитель администрации или жилищной инспекции получает доступ в личный кабинет на платформе «Геометр».

Он видит насколько соблюдаются стандарты работы с жителями: время реакции, количество нерешенных вопросов и т.д. Существуют нормативы на решения проблем. Например, отсутствие воды  – это приоритетная задача, которую нужно решить быстро.

Сейчас работа по контролю за УК ведется чиновниками по телефону и по обращениям на электронную почту. Это закреплено на уровне законов. Правда, в отдельных регионах для людей уже есть интернет сервисы для подачи обращений.

Разве чиновники смогут вести контроль сразу по нескольким цифровым каналам?

Для муниципальных департаментов должен быть единый цифровой сервис. Потому что основная масса приложений и сервисов являются нишевыми решениями, автоматизирующими взаимодействие жителей и УК.

Администрацию, как участника, такие сервисы не вводят в свои платформы.

Есть конечно, отдельная история – «Добродел», но он закрывает другой уровень взаимодействия – жителей и администрации, а управляющие компании в нем явно не присутствуют.

Насколько удобна и понятна форма подачи информации для администрации?

Для чиновника, как для любого управленца, дается сводная информация с показателями в разных срезах: какие УК работают без нарушения регламентов, а какие с нарушениями; количественные показатели обращений по категориям.

И уже при необходимости можно углубиться в подробности, если некая УК регулярно нарушает нормативы или, вообще, игнорирует заявки людей. Чиновник имеет возможность увидеть каждое обращения и реакцию на него со стороны УК.

Таким образом, он моментально может собрать фактуру для инициации административных процедур.

  1. «Важным подспорьем станет наличие большой аналитической базы, которая сформируется за счет накопленных показателей. По ней будет проводиться сводный анализ, а главное они дадут городу картину стратегического развития на будущее»
  2. — Елена Семенова, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»

Прозрачность вместо митингов

По логике, такая прозрачная система должна стимулировать развитие гражданского общества. Есть ли возможность у жильцов увидеть принятые чиновниками меры?

Минстрой назвал регионы с самыми эффективными концессиями в сфере ЖКХ

Москва. 28 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Наиболее эффективные проекты в рамках концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализуются в 13 российских регионах, сообщает пресс-служба Минстроя РФ.

Как уточняется, речь идет о Волгоградской, Саратовской, Тульской, Тюменской, Московской, Воронежской, Ростовской, Владимирской, Оренбургской и Калужской областях, Алтайском крае, а также Удмуртии и Чувашии.

«Самой крупной, и при этом доказавшей свою эффективность концессией остается водоканал в Волгограде — фактическое исполнение обязательств инвестором составляет более 90%, общий объем средств, которые вложил инвестор, превышает 58 млрд рублей.

К числу эффективных концессий также можно отнести проекты в сфере водоснабжения и обращения с отходами в Саратовской области и Республике Чувашия.

Здесь инвесторы выполняют свои обязательства в четком соответствии с графиком, уровень выполнения 100%», — отметил главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис в ходе Всероссийского селекторного совещания в среду.

«Есть целый ряд проектов в малых городах, например, в Балабаново Калужской области, городе Белая Калитва Ростовской области, Рубцовске Алтайского края, целом ряде муниципалитетов Московской области. Яркий пример в Ясногорске Тульской области, на базе которого было разработано «коробочное» кредитное решение», — добавил он.

По данным Минстроя, в целом 92% концессионных соглашений соответствуют предъявляемым требованиям. Всего на сегодня в сфере ЖКХ действует 1831 концессия с общей суммой инвестиционных обязательств более 257 млрд рублей, 95% из них — средства частных инвесторов.

Фактическое исполнение обязательств по итогам 2015 года составило более 84%, по итогам 2016 года — 85%. Согласно предварительным прогнозам, по итогам 2017 года показатель составит около 90%.

«Уже сегодня благодаря концессиям качество повседневной жизни выросло более чем у 55 млн человек — в среднем, аварийность на объектах теплоснабжения благодаря инвестициям снижается на 47%, в водоснабжении — на 21%. Но профанация недопустима.

Если соглашение заключено формально, реальных инвестиций нет, то такое соглашение должно быть расторгнуто. Наибольшее число таких концессий мы отметили в Амурской области и Республике Бурятия.

Прошу коллег до конца марта направить в Минстрой России детальный анализ ситуации с планом мер», — подчеркнул А. Чибис.

Он отметил, что в 8% концессий не установлен требуемый объем инвестиций, по каждому из 155 таких проектов поручено провести проверку, а также мониторинг наличия и исполнения инвестпрограмм по всем коммунальным предприятиям.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *