Минстрой нацелен на более эффективный сбор средств на капремонт

Минстрой нацелен на более эффективный сбор средств на капремонт
Минстрой предложил защитить счета сборов на капремонт

Минстрой предложил защитить счета сборов на капремонт

Источник: http://st.bsn.ru/img/uploads/big/b6/b6c0dd27a0d77a4d26e0fd762cd897b8.jpg

Минстрой России подготовил законопроект, который будет защищать специальные счета в крупнейших банках для перечисления сборов за капитальный ремонт. Ранее против этого выступало Министерство финансов

Ведомство предлагает эти вклады не только страховать по системе АСВ, но и в случае отзыва у банков лицензий дать возможность вкладчикам получить вложенную сумму со спецсчетов в полном объеме. До сих пор против такой системы выступало Министерство финансов, предлагавшее гражданам в случае отзыва лицензии у банков обращаться в суд, пишет «Коммерсант».

Идея субсидиарной ответственности государства, прописанная в законопроекте, может не облегчить, а наоборот — осложнить контроль за средствами, собираемыми на капитальный ремонт: наличие законодательной гарантии возмещения может повысить риск возникновения ситуации, когда такое возмещение потребуется. Тем не менее президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян называет предложения Минстроя «разумными», поясняя, что схема с депозитами обеспечит «защищенность вкладов и их целевое использование».

По его мнению, проценты по подобным вкладам будут сравнимы с депозитами физлиц. При этом эксперт выступает за расширение списка из 50 банков, поясняя: «Если будет более конкурентная среда, будут больше проценты и по вкладам».
Сейчас жители многоквартирных домов обязаны ежемесячно платить за капремонт (в рамках квартплаты).

Деньги поступают в фонды региональных операторов или на специальные банковские счета. Пока размещать средства на банковских депозитах могут региональные фонды, но лишь по итогам тендеров, проведенных региональными властями.

Гражданам со спецсчетами Минстрой предлагает дать куда большую свободу: в частности, открывать «специальные депозиты» в любых банках из числа 50 крупнейших (с размером собственного капитала не менее 20 млрд руб.).

В законопроекте оговаривается, что доход от подобного вклада может быть потрачен только на нужды капремонта, при этом Минстрой предлагает запретить взыскивать с таких счетов средства через суд — если в иске не идет речь об оплате ремонтных работ.

источник:
АСН-инфо

Минстрой нацелен на более эффективный сбор средств на капремонт

Методические рекомендации по энергоэффективному капремонту

Минстрой РФ представил методические рекомендации по проведению энергоэффективного капитального ремонта в МКД. В документе, где собственно методические советы составляют четыре страницы, описаны возможные проекты по повышению качества и энергоэффективности МКД. Обязательны ли они для применения и что в них входит, расскажем сегодня.

Узнайте, что входит в перечень работ по капремонту общего имущества в МКД.

Рекомендации по энергоэффективному капремонту

Приказом от 19 сентября 2016 года N 653/пр Минстрой РФ утвердил методические рекомендации по выполнению проектов, направленных на улучшение качества и энергетической эффективности МКД при капитальном ремонте общего имущества. Рекомендации необязательны к выполнению, но желательны.

Разработаны они для стимулирования проектов и мероприятий в области энергоэффективного ремонта. А ответственность за контроль реализации приказа возложена на заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса.

Зачем нужны подобные мероприятия и проекты? Минстрой РФ отвечает, что необходимо это для определения системного подхода к выработке целого перечня мероприятий по энергоэффективному ремонту общего имущества в каждом конкретном МКД.

В пояснительной записке есть предупреждение, что Минстрой РФ не гарантирует одинаковый результат от применения рекомендованных мероприятий в отдельных домах.

Дело в том, что техническое состояние разных МКД, состояние инженерных внутридомовых систем и, конечно, климатические условия, в которых расположен дом, могут существенно отличаться.

Поэтому рекомендации носят усреднённый характер.

Если вы хотите воспользоваться рекомендованным Минстроем РФ перечнем проектов при подготовке к проведению капитального ремонта общего имущества в МКД, то делать это необходимо с учётом технического состояния МКД и, соответственно, возможности осуществления технических мероприятий и решений.

Можно ли провести капитальный ремонт за счёт государства? Читайте нашу статью.

Перечень мероприятий для энергоэффективного капитального ремонта

Перечень рекомендованных мероприятий состоит из трёх блоков:

  • мероприятия, направленные на улучшение теплозащиты ограждающих конструкций МКД;
  • проекты по повышению энергоэффективности внутридомовых инженерных сетей;
  • дополнительные события по улучшению состояния инженерных коммуникаций.

Теплозащиту ограждающих конструкций МКД можно улучшить, если:

  • постепенно улучшать теплозащиту наружных стен, окон и наружных дверей дома, крыши и чердачных перекрытий, пола и стен подвала;
  • следить за остеклением лоджий, заделкой и герметизацией межпанельных швов, ликвидировать утечки тепла;
  • уплотнять наружные входные двери в подъездах;
  • дополнительно разделять входные тамбуры;
  • утеплять чердак.

Для повышения энергоэффективности инженерных внутридомовых сетей Минстрой РФ рекомендует:

  • ставить общедомовые приборы учёта потребления тепловой энергии и горячей воды;
  • следить за теплоизоляцией внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в подвале и на чердаке;
  • устанавливать теплоизоляцию внутридомовых трубопроводов системы отопления и ГВС;
  • позаботиться об установке автоматизированного узла управления системой теплоснабжения;
  • организовать автоматизированный индивидуальный тепловой пункт;
  • поставить энергосберегающие осветительные приборы;
  • поставить датчики движения в местах общего пользования.

Что касается дополнительных мероприятий по улучшению энергоэффективности МКД, то Минстрой РФ предлагает:

  • поставить балансировочные клапаны на вертикальных стояках системы отопления и клапаны, регулирующие температуру на отопительных приборах;
  • установить частотное регулирование приводов насосов в циркуляционном трубопроводе системы ГВС;
  • ночью понижать температуру в узлах управления системой теплоснабжения;
  • для каждого фасада МКД регулировать тепловой режим;
  • установить первую ступень приготовления горячей воды при помощи тепловых насосов или утилизации тепла вентиляционных выбросов;
  • обустроить гибридную систему ГВС, которая позволит сэкономить и как можно дольше сохранить тепло. Сделать это можно двумя способами: с насосами, использующими теплоту грунта и тепло вентиляционных выбросов, и с применением солнечных коллекторов воды.

Дополнительно с перечнем мероприятий Минстрой РФ приводит в процентном соотношении предполагаемое снижение вида нагрузки или мощности систем отопления и вентиляции и горячего водоснабжения, затрат электроэнергии на покрытие вида нагрузки, а также средние годовые затраты на эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Минстрой нацелен на более эффективный сбор средств на капремонтЗолотые годы: компенсация взносов на капремонт пожилым людям

Особенности проведения мероприятий

Мероприятия из перечня могут проводиться при формировании взносов на капремонт в размере выше минимального, при реализации энергосервисных договоров, а также при проведении капитального ремонта по инициативе собственников МКД, определивших источник финансирования такого капитального ремонта.

Андрей Чибис рассказал, что часто собственники при обсуждении капитального ремонта решаются на повышение энергоэффективности дома. В таком случае МКД не просто содержится в удовлетворительном состоянии, в нём проводится модернизация, за счёт чего улучшается качество жизни доме.

Такие работы стоят недёшево, однако, по словам Андрея Чибиса, «затраты на энергосбережение компенсируются за счёт снижения платы за ЖКХ – экономия может достигать 30% от суммы платежа за ЖКУ».

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). А ещё мы запустили сервис по проведению ОСС «ОСС на 100%». Теперь организовать общее собрание собственников станет проще. Мы всегда рады вам помочь!

Минстрой предложил повысить плату за капремонт

Минстрой нацелен на более эффективный сбор средств на капремонт

  © pixabay.com

В Министерстве строительства и ЖКХ предлагают повысить размер платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах из-за роста цен на рынке строительных материалов. В ведомстве разработали соответствующий проект постановления, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на замглавы Минстроя Максима Егорова.

«Сейчас значительно подорожали некоторые строительные материалы, поэтому мы предлагаем без дополнительных конкурсов и аукционов производить удорожание контрактов по капитальному ремонту до 25%.

Мы считаем, что это поддержит фонды капремонта», — цитирует агентство замминистра, выступившего на заседании совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совфеде.

Егоров отметил, в некоторых регионах плата за капремонт не повышалась ни разу, в то время как стоимость материалов возросла в несколько раз. По его словам, предлагаемая мера позволит снизить риски срыва контрактов по капитальному ремонту жилых домов.  

  • • Карелова предложила оценить объёмы жилья, которому нужен энергоэффективный капремонт • Право субъектов РФ не включать в программу капремонта малоквартирные дома предложили ограничить • Что делать, если качество капремонта хромает
  • Вместе с тем, замминистра отметил важность проведения разъяснительной работы с населением, которая позволит рассказать гражданам о причинах увеличения платы на капремонт.
  • Как писала «Парламентская газета», заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, открывая заседание, отметила, что для повышения энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов надо решить целый ряд проблем законодательного и организационного характера. В первую очередь, по ее мнению, важно оценить объёмы жилищного фонда, нуждающегося в проведении энергоэффективного капитального ремонта, и объема средств, необходимых для его проведения
  • Ранее с инициативой разрешить менять цену госконтракта в строительстве при подорожании стройматериалов на 15 процентов и более выступила Курская областная дума.

Согласно проекту, условия контракта на работы по строительству, реконструкции и капремонту можно будет менять, если во время их выполнения стройматериалы подорожали на 15 процентов и более. Для этого будет достаточно повышения стоимости одной позиции.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.

Минстрой предложил меры по сохранности накоплений на капремонт граждан, выбравших спецсчет

Минстрой России подготовил законопроект о субсидиарной ответственности государства по вкладам граждан, выбравших спецсчет для перечисления сборов за капремонт.

Законопроект разрешает помещать средства на высокодоходные депозиты в 50 крупнейших банках страны, при этом Минстрой предполагает, что государство будет не просто страховать вклады на определенную сумму, а возвращать в случае отзыва лицензий у банков все накопленные средства.

Ранее Минфин возражал против этой схемы. Минстрой не обсуждает бюджетные риски при создании многомиллиардного рынка гарантированных депозитов ЖКХ.

В Минстрое предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ статьей 175.

1, где говорится о возможности создания в российских банках «специальных депозитов» для размещения на них взносов на капремонт, ранее собранных с граждан (текст законопроекта есть у «Коммерсанта»).

Популяризации депозитов должна способствовать другая принципиальная норма законопроекта — о «субсидиарной ответственности» государства в случае отзыва лицензии у банка, где был открыт депозит. В этом случае предлагается возвращать владельцам счетов все накопленные на них средства, а не только оговоренный лимит в системе страхования вкладов.

Еще в апреле 2014 года Минстрой выступал за включение спецсчетов именно в систему страхования вкладов (это предложение поддерживала тогда и Федеральная антимонопольная служба). Однако после претензий Минфина от идеи страховки через АСВ отказались.

При этом в Минстрое заверяют, что механизм «субсидиарной ответственности» государства по подобным вкладам не предусматривает правок федерального или региональных бюджетов на предмет дополнительных расходов.

«Если что-то случится с одним из 50 банков и у него отзовут лицензию, граждане должны пойти в суд, затем получить исполнительный лист, по которому Минфин будет обязан найти деньги»,— считают в ведомстве.

Партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов считает, что Минфин будет против, но не видит противоречий в выбранной Минстроем схеме компенсации в случае отзыва лицензии.

«Государство несет субсидиарную ответственность по Сбербанку,— рассуждает он.

— Логично, чтобы оно отвечало в случае неприятных ситуаций и по спецсчетам, ведь это же не добровольные взносы: государство обязало граждан уплачивать взносы на капремонт и хранить эти средства в банках».

Идея субсидиарной ответственности государства, прописанная в законопроекте, может не облегчить, а наоборот — осложнить контроль за средствами, собираемыми на капитальный ремонт: наличие законодательной гарантии возмещения может повысить риск возникновения ситуации, когда такое возмещение потребуется.

Тем не менее президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян называет предложения Минстроя «разумными», поясняя, что схема с депозитами обеспечит «защищенность вкладов и их целевое использование». По мнению господина Тосуняна, проценты по подобным вкладам будут сравнимы с депозитами физлиц.

Читайте также:  Получат ли пенсионеры льготы на ЖКУ, не владея квартирой?

При этом эксперт выступает за расширение списка из 50 банков, поясняя: «Если будет более конкурентная среда, будут больше проценты и по вкладам».

Сейчас жители многоквартирных домов обязаны ежемесячно платить за капремонт (в рамках квартплаты). Деньги поступают в фонды региональных операторов или на специальные банковские счета.

Отметим, что размещать средства на банковских депозитах сейчас могут региональные фонды, но лишь по итогам тендеров, проведенных региональными властями (в феврале 2015 года в Фонде ЖКХ приводили данные о большинстве конкурсов, выигранных ВТБ и Сбербанком).

Гражданам со спецсчетами Минстрой предлагает дать куда большую свободу: в частности, открывать «специальные депозиты» в любых банках из числа 50 крупнейших (с размером собственного капитала не менее 20 млрд руб.).

В законопроекте оговаривается, что доход от подобного вклада может быть потрачен только на нужды капремонта, при этом Минстрой предлагает запретить взыскивать с таких счетов средства через суд — если в иске не идет речь об оплате ремонтных работ.

Поправки к Жилищному кодексу РФ, обязывающие граждан платить за капремонт, были приняты в 2012 году, но новая система заработала в 2014 году (до этого работы оплачивались Фондом содействия реформированию ЖКХ). Тарифы определяют местные власти. Скажем, на Сахалине сбор составляет 9,7 руб.

, в Ханты-Мансийске — 8,55-13,85 руб., в Санкт-Петербурге — 2-3 руб., а в Московской области — 7,8 руб. с квадратного метра. Самый большой взнос (15 руб. с 1 кв.

м) был установлен в Москве, что привело к удорожанию услуг ЖКХ в столице с июля 2015 года примерно на 20% и недовольству части жителей, в том числе инвалидов, не имевших скидок на уплату нового сбора. Впрочем, столичная мэрия оперативно расширила список льготников: в него попали и инвалиды.

Всего в 2014-2015 году в России было собрано около 50 млрд руб. взносов за капремонт. В 2015 году в РФ запланирован капремонт 30 тыс. многоквартирных домов площадью 80 млн кв. м.

В законопроекте Минстроя говорится, что для перевода сборов за капремонт на «специальные депозиты» необходимо решение общего собрания жильцов дома.

В 87% домов в РФ (в Москве — в 78% случаев) собрания по поводу взносов на капремонт вообще не проводились, и средства «молчунов» пошли в региональные фонды. «Это говорит о пока низкой культуре собственника»,— заявил «Ъ» глава Минстроя Михаил Мень.

В его ведомстве надеются, что новый порядок «повысит уровень самостоятельности и ответственности собственников» жилья, а заодно поможет сохранить их средства от инфляции.

«Мы, конечно, подталкиваем наших граждан к пути индивидуального спецсчета дома, потому что он все равно более объективный, более прозрачный и более под контролем у граждан. А принцип регионального оператора хорош для домов в более ветхом состоянии — это как советская касса взаимопомощи»,— заявил «Ъ» господин Мень.

По мнению издания, основная проблема схемы, предложенной Минстроем,— бюджетные риски, связанные с готовностью банков размещать прогарантированные средства депозитов более рискованно, нежели в обычной ситуации без гарантий.

Оценить объемы потенциальных рисков невозможно из-за принципиального отсутствия статистики по этому рынку, исходя из суммы сборов на 2015 год, реальные риски бюджета за год составляют несколько миллиардов рублей в год.

В практике РФ Минфин ежегодно закладывает в федеральный бюджет средства, которые предположительно потребуются на исполнение проигранных государством исков.

В случае со спецдепозитами дополнительной проблемой является быстрое накопление объема неявных гарантий без формирования бюджетом соответствующего резерва доходов — ведь не предполагается, что со спецдепозитов ЖКХ будет взыматься, как в случае с АСВ, какая-то плата за страховку.

Минстрой России

Версия для печати

Использование средств фонда капитального ремонта

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Капитальный ремонт » Использование средств фонда капитального ремонта

В обязанности владельцев входит ремонт лифтовых шахт, подвального помещения, крыши, фасада, фундамента, внутридомовых систем и др.

Содержание

Жильцы должны содержать в порядке не только свои квартиры, но и все здание. Местные органы власти обязаны гарантировать жильцам условия, при которых осуществляется проведение капремонта. Для этого часто используют фонд капитального ремонта, который образуют владельцы жилых помещений. Они вносят средства согласно правилам фонда и на эти деньги осуществляют капитальный ремонт.

Что такое фонд капремонта

Любое здание со временем требует проведения серьезного капитального ремонта, вплоть до замены изношенных частей и т. д.

И согласно нововведениям в жилищном законодательстве оплата ремонта ложится на плечи собственников жилых помещений. Для этого формируется фонда капремонта, который существует за счет взносов жильцов.

Со своей стороны государство обязуется обеспечивать проведение капитального ремонта.

В обязанности владельцев входит ремонт лифтовых шахт, крыши, подвального помещения, фасада, фундамента, внутридомовых систем и т. д. Но это список не полный, так как по решению владельцев за счет фонда капитального ремонта может осуществляться утепление фасада, установка различных приборов учета и другие виды работ.

При этом дополнительные работы могут проводиться только за счет дополнительных поступлений в фонд денежных средств.

Уплата средств в счет фонда является обязанностью жильцов. Основанием для этого является региональная программа, в которую включается определенное здание. За любые просрочки жильцам будут начисляться штрафы. Более того, отказ от участия в фонде капремонта признается незаконным. Поэтому средства могут взыматься и с помощью суда.

Что касается жильцов муниципальных квартир, то в их обязанности оплата взносов для проведения капитального ремонта не входит. Дело в том, что собственниками жилых помещений в этом случае является муниципалитет, а значит, он и должен платить за ремонт.

На какие цели можно расходовать средства фонда капремонта

Применение средств фонда капитального ремонта осуществляется согласно законодательству РФ. Денежные средства, из которых состоит фонд, владельцы дома могут потратить на:

  • оплату всех услуг, необходимых для осуществления капремонта;
  • разработку проектов;
  • оплату всех займов и кредитов, которые требовались для проведения капремонта.

Если денежных средств недостаточно, то собственники могут обратиться в банк и взять кредит. Поручителем в данном случае будет выступать региональный фонд. И оплата займа также буде происходить через региональный фонд. Если в региональном фонде состоит ТСЖ, то оно может выйти из него и осуществлять проведение капитального ремонта с помощью специального счета.

Но в случае, если у товарищества есть задолженность перед региональным фондом, то ему необходимо сначала ее погасить.

Любой фонд, в том числе и фонд капремонта, имеет некоторые особенности. Например, должно осуществляться строгое целевое назначение средств. Если деньги были собраны для ремонта лифтовых шахт, то ни на что иное они потратиться не могут.

Кроме того, денежные средства не могут быть возвращены из фонда. Исключением являются только случаи, которые предусмотрены законодательством. Это необходимо для усиления регулирования сохранности фондов со стороны государства.

Что такое специальный счет

Спецсчет открывается собственниками жилья в банке для конкретной цели, то есть для сбора денежных средств на капремонт. На этом счете происходит формирование фонда из вкладов участников, а также из процентов накоплений.

Важно знать, что если у помещения появляется новый владелец, он получает права и обязанности бывшего собственника относительно фонда капремонта.

То есть, собственник должен продолжать выплачивать взносы и задолженности, если они есть.

Открыть специальный счет может только организация, управляющая многоквартирным домом, например, ТСЖ, или региональный оператор. У регионального оператора есть ряд обязанностей перед жильцами многоквартирных домов. Для формирования фонда можно использовать только один специальный счет и только для одного дома.

Договор с банком в этом случае является бессрочным. При этом денежные средства не могут быть изъяты согласно обязательствам его владельца. Исключение составляют случаи, когда это касается проведения капитального ремонта.

Тогда деньги могут быть взысканы в счет уплаты задолженностей по проведению капитального ремонта в судебном порядке.

Специалисты рекомендуют серьезно подойти к выбору банка, в котором будет открываться специальный счет. Тем более, что государство ограничило этот список. Если кредитную организацию не выберут владельцы помещений, то это сделает региональный оператор.

Все нюансы открытия этого счета содержит ЖК РФ. Что касается его закрытия, то это решение не может быть принято в одностороннем порядке. Для начала проводится общее собрание жильцов, а решение обязательно должно оформляться протоколом.

Использование средств фонда на снос или реконструкцию дома

Если дом был признан аварийным и подлежит сносу, владельцы жилых помещений на собрании могут принять решение, чтобы снос осуществлялся за счет средств из фонда. Это касается и реконструкции здания. Для того чтобы перечислить эти средства для реконструкции или сноса здания, владельцы помещений должны направить свое решение владельцу специального счета.

В решении обязательно должны быть указаны все необходимые реквизиты банковского счета, принадлежащего лицу, который и будет осуществлять эту работу. К решению необходимо приложить и договор о сносе или реконструкции дома. Все нужные для этого денежные средства перечисляются на этот счет в банке в течение трех месяцев после получения решения собственников.

Изъятие земельного участка и распределение средств

Бывают случаи, кода земельный участок и само здание изымают для нужд государства. В этом случае все средства, которые были внесены в фонд капремонта, возвращаются участникам. При этом каждый из жильцов получает эти средства в том же размере, в котором и вносил их в фонд.

Владелец помещения обязан написать заявление и указать свои банковские реквизиты. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение.

Региональный оператор после проверки всех бумаг перечисляет средства в течение месяца.

Если собственник получил отказа в возврате средств, значит, им были допущены ошибки или предоставлены неверные сведения. Исправив их, можно отправить заявление региональному оператору еще раз.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

Исходя из многочисленных обращений граждан, очень часто собственники помещений задают вопрос: Как и кем осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, формируемый на специальном счету владельцев спецсчета: управляющей организации или товарищества собственников жилья. Этот вопрос мы и рассмотрим подробно в настоящей статье на примере Амурской области.

Читайте также:  Что пишут мелким шрифтом в договорах?

Что такое капитальный ремонт

Капитальный ремонт – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

Согласно пунктам 5.1 и 5.

2 ВСН 58-88(р) Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта:  улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.     

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Средства фонда капитального ремонта – целевые

Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:

  • оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
  • оплаты услуг по строительному контролю;
  • погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо. Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.

Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

В целях недопущения нецелевого использования денежных средств собственников, государством установлен достаточно жесткий контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта как региональным оператором, так и владельцем специального счета (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные жилищные кооперативы).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации:

  • сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
  • сведения о размере остатка средств на специальном счете;
  • сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» владелец специального счета обязан представлять в орган жилищного надзора:

  • ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета по форме, установленной органом жилищного надзора;
  • ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сведения о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной органом жилищного надзора.

Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.

Орган государственного или муниципального жилищного надзора в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению заинтересованного лица вправе провести выездную документарную проверку, в ходе которой вправе истребовать и проверить всю документацию, касаемую проведения владельцем специального счета капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе:

  • наличие протокола общего собрания собственников об утверждении сроков и видов капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и его стоимость;
  • наличие сметных расчетов на производство работ и выполнение услуг;
  • наличие и условия договоров с подрядными организациями;
  • порядок и полнота взаиморасчетов с подрядными организациями;
  • фактическое соответствие выполненных работ и услуг по капитальному ремонту их сметному объему;
  • качество выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту.

В Амурской области в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 24 Государственный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта осуществляется государственной жилищной инспекцией Амурской области в отношении регионального оператора – некоммерческой организации “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области”, владельцев специальных счетов при проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора.

По другим субъектам Российской Федерации также утверждены свои Порядки осуществления контроля, с которыми возможно ознакомиться пройдя по ссылке.

Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

При этом, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.ч. 1 и 2 ст. 189 ЖК РФ).

Решение всех вопросов о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Следует отметить, что жилищным кодексом ни один орган управления юридических лиц, созданных по инициативе собственников (ТСЖ, ЖСК, ЖК иной специализированный кооператив) такими правами не наделен. Т.е.

ни органы управления, ни члены жилищных объединений на их общем собрании не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений.

Кроме того, ч. 1 ст. 177 Жилищного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень операций по специальному счету.

А в соответствии с частью 3 этой же статьи операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.

Т.е. во всяком случае списание средств фонда капитального ремонта со специального счета производится на основании протокола общего собрания собственников помещений.

Изложенное все выше позволяет сделать вывод о том, что осуществлять действенный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта можно и нужно, как самостоятельно, так и с привлечением органов государственного или муниципального жилищного надзора.

Но это один этап контроля, другой: Контроль качества произведенного капитального ремонта, мы рассмотрим позже в следующих статьях.

Капремонт провален, а фонды по сбору денег с населения жируют

Как сообщается на сайте «Реформа ЖКХ» Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, на территории Российской Федерации в региональные программы капитального ремонта включено 736 750 многоквартирных домов.

Обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт наступила в 2014 году в 62-х, в 2015 году — в 21 и в 2016 году — в оставшихся 2-х субъектах РФ. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в значительной мере дифференцирован по регионам — от 1,52 руб. на кв.

м определенных типов домов в месяц в Хабаровском крае до 17 руб. в Москве.

Причем с точки зрения взносов на капитальный ремонт и расценок на его проведение столица вообще самый дорогой в России субъект Федерации, а с 1 января 2019 года москвичи будут платить еще больше — 18,19 рубля с квадратного метра жилой собственности.

По данным опроса, проведенного в сентябре 2015 года, 79% граждан России принимали участие во включении взносов на капитальный ремонт в обязательные платежи на коммунальные услуги По другим публикациям — более половины граждан не поняли, почему их платежи на ЖКХ так резко возросли. Каждый пятый житель многоквартирных домов в РФ просто не платит взносы на капремонт, для 31% россиян и 58% москвичей взносы на капремонт являются существенными расходами.

«Как же следует оценивать результаты деятельности в области приведения многоквартирных домов в порядок за минувшие четыре года? Учитывая, что ранее сам Минстрой признавал программу капремонта провалившейся, снято ли сейчас напряжение в этой сфере?», — поинтересовался корреспондент «СП» у эксперта по борьбе с коррупцией.

Читайте также:  Как я делала дизайн-проект для трешки: личный опыт. часть 2

— Наверно, никто не будет спорить с тем, что проведение капитального ремонта необходимо каждому жилому строению и что за эти дорогостоящие работы кто-то должен платить.

Другое дело — кому платить, сколько и когда, — рассуждает на этот счет руководитель Центра по борьбе с коррупцией Елена Румянцева. — Платит население в обязательном порядке (собираемость в 2018 году на уровне 92,63%).

Государство, по сути, применило к населению санкцию, включив в его обязательные расходы еще один очень важный, никто не спорит, но дорогостоящий платеж. Но при этом оно не пересмотрело структуру прожиточного минимума.

А в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.01.

2013 № 54, 50% многократно заниженного прожиточного минимума приходится на продукты питания (не соответствующие принятым Минздравом рекомендациям по здоровому питанию) и 50% — на все непродовольственные товары и услуги, включая квартплату.

С введением взноса на капремонт и ежегодным безостановочным повышением тарифов на все услуги ЖКХ доля расходов на квартплату существенно возросла, и изменилась пропорция между расходами, которая не учитывается госорганами в нарушение интересов большинства граждан России, что является, на мой взгляд, понижением социальной ответственности государства. Посмотрите во Франции: граждане выразили свое недовольство повышением цен на дизельное топливо на 20%, а в результате их выступлений президент повысил МРОТ на 100 евро.

Размер прибавки соответствует приблизительно двум третям российского МРОТ, равного прожиточному минимуму (а МРОТ должен быть примерно в 1,5 раза больше).

В случае с капитальным ремонтом, речь идет о том, что в условиях искажения реального общественного мнения власти, ухудшая условия жизни по одному из направлений, своевременно не корректируют базовые социальные нормативы, даже изначально приняли неверные пропорции.

В некоторых регионах расходы на коммунальные услуги даже больше 50%, что никаких не отражается в региональных прожиточных минимумах. А вопрос недовольства или смирения — это тоже разговор о демократии. Сейчас во всем мире принято говорить о том, что «борьба граждан за свои права и их самоуважение рождают благосостояние».

«СП»: — В социальном плане напряжение увеличено ростом обязательных платежей, понятно. А в плане состояния жилых домов?

— В 2001 году в Докладе рабочей группы Госсовета РФ по вопросам реформирования и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства, размещенном на сайте президента страны, были сказаны очень правильные слова, что единичные затраты на проведение аварийно-спасательных работ в ЖКХ в 2,5−3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Вопрос — как эту теорию реализовали на практике те персоны, в руках которых сконцентрированы административные и финансовые ресурсы?

  • То есть нам надо, сужая проблему до оценки состояния жилого фонда, обобщить оторванные друг от друга сведения из разных источников одновременно по нескольким составляющим: как по факту стала учитываться потребность жилых домов в капремонте, за который теперь все собственники жилья должны платить, насколько обоснован тот или иной размер обязательного взноса, насколько грамотно и, что важно, честно, без обмана устанавливаются расценки на капремонт, насколько они завышаются на деле и насколько качественно он проводится.
  • «СП»: — Вы можете сделать по этим показателям какое-то резюме?
  • — Более 15 лет назад я в качестве проректора по науке и международному сотрудничеству Академии Госстроя РФ пришла к неутешительному выводу о том, что в результате реализации концепции, принятой в 1997 году, для отечественного ЖКХ начала 2000-х годов «характерно неэффективное управление, которое создает условия для паразитического существования предприятий комплекса за счет потребителей его услуг, прежде всего населения» и также что из-за высокой текучести кадров российское ЖКХ фактически управляется и эксплуатируется случайными людьми, которые наносят всем нам ущерб своей некомпетентностью, неспособностью реализовать комплексный подход в управлении сложной системой, отсутствием представлений о принятии превентивных мер и недопущении аварий.

Поэтому мне интересно принять участие в общественно значимом оценивании достижений и поражений запуска региональных программ капитального ремонта, осуществляемых с 2014—2015 годов за счет средств граждан России.

Исходные параметры этого драматичного для населения процесса уже были озвучены в Думе: нуждается в капремонте свыше двух миллиардов квадратных метров жилой площади в стране, а миллиард — в немедленном ремонте. В России же ежегодно ремонтируют всего 50−70 миллионов «квадратов».

Если темпы ремонта останутся на госуровне прежними, количество аварийного жилья будет расти в геометрической прогрессии.

«СП»: — Какие еще данные мы можем обсудить?

— Непрозрачность (и, как следствие, коррупциогенность) работы региональных фондов капитального ремонта выделялась общественностью еще в самом начале как главный их недочет, который за пока так и не устранен. Поэтому важно заниматься сбором разрозненных данных из разных источников, повышая объективность и прозрачность их деятельности.

Но много видно и из информации, представляемой на сайте «Реформа ЖКХ»: 67% от собранных за 2018 год средств были потрачены на завершение капремонта всего по 3% многоквартирных домов, включенных в региональные программы (0,08% от общего числа многоквартирных домов в России), при доле конструктивных элементов с истекшим межремонтным сроком от 0,03% в Кемеровской области до 100% в Курской области (средний показатель по России не приводится и требуют пояснений данные по Курской области). Был запланирован на 2018 год капремонт по 8% домов, включенных в региональные программы (2% от общего числа многоквартирных домов). Если примерная периодичность проведения капремонта в жилых домах составляет 20 лет (это в нормальных условиях, а в агрессивной среде и при переувлажнении — 15 лет, и 6 лет при вибрационных нагрузках), то должны проходить капитальный ремонт (при отсутствии просрочки по его проведению к началу работы фондов капитального ремонта в 2014—2015 годах) на условиях планово-предупредительного обслуживания 5% домов, а не 3%, как это случилось (надо считать от общего количества многоквартирных домов как нуждающихся в капремонте по принятым нормативам и как плательщикам взносов, а не только включенных в программу).

Нарушение по недовыполнению планов, которое должно предусматривать ответственность (и, вероятно, не предусматривает, хотя эти данные следует относить к сфере выполнения государством социальных обязательств с конкретными нормативными ориентирами, не работающими в целях необоснованной экономии средств граждан). За 2014−2017 годы сведения на сайте не представлены, как и сведения по многочисленным нарушениям. Нет и никакой нормативной документации по плановой замене электропроводки (угрозе пожаров), труб (угрозе затопления квартир), крыш (угрозе протечек) и прочего. Но при этом есть показатель, по сути, административно установленной дискриминации граждан также и в этой сфере: взносы на капитальный ремонт должны сдавать все собственники жилья, но в региональные программы капитального ремонта включено только 36,5% домов. А 63,5% домов, соответственно, не включены.

Если дома не обследованы и не включены в ближайший 20-летний период действия региональной программы капитального ремонта, то их жильцы не должны делать взносы и ремонтировать чужое имущество! В отчете Фонда города Москвы за 2017 год сказано, что в региональную программу капитального ремонта на 2015−2044 годы, то есть на 30 лет, включено 32609 многоквартирных дома, хотя некоторые дома должны фигурировать в этой программе 2 раза, а не один! По результатам выборочной проверки сферы капремонта Генпрокуратурой РФ, было установлено, что деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов часто являются объектом коррупции, криминала.

Как параметры программы отражают потребность жилого фонда в проведении капремонта — не обосновывается никак. По данным раскритикованного со всех сторон Росстата за 2015 год, из 2,9 миллионов многоквартирных домов 36% имеет износ от 0 до 30%, а оставшиеся 64% имеют износ свыше 31%, в том числе 12% — износ свыше 66%.

К этому добавляется ситуация, уже обсужденная в связи с управлением другими ведомствами и связанная с завышением расходов на содержание данных фондов, включая высокие зарплаты, и с законностью их деятельности. Как пример — выявленная в ходе проверок в 2015 году заработная плата директора Югорского фонда С.

Макарова в размере около 1 миллиона рублей в месяц

«СП»: — Но, наверное, не все данные, в том числе и серьезно искажаемые, сегодня можно получить по открытым источникам?

— Да. Публичного представления многочисленных обращений граждан по этой тематике до сих пор нет. Открытой обратной связи с потребителями нет. На местах многие жильцы домов, попадающих в программу капремонта, полагают, что никакого контроля за действиями рабочих нет. Сведений катастрофически не хватает, чтобы охарактеризовать эту ситуацию, которую назвать иначе как патовую нельзя.

Что происходит на местах? Непрозрачен, точнее тщательно скрывается сам процесс планирования работ, а акты сдачи-приемки по-прежнему пытаются закрывать с многочисленными приписками, в том числе за взятки.

Жителей как заинтересованную сторону — инвестора и одновременно потребителя услуг капремонта — не приглашают обсудить состав, технологии работ, расценки, качество и количество стройматериалов, а ставят перед фактом исполнения огромных смет, в которых, кроме приписок объемов дорогостоящих ремонтных работ, еще закладываются по завышенным расценкам и строительные материалы, заменяемые к тому же на практике на аналоги худшего качества.

И все это вырастает в миллионы освоенных денег фонда. Сегодня в Москве — это порядка 30 миллионов на 6-этажный многоквартирный дом. Если бы жители делали тот же самый ремонт (только лучше, с соблюдением технологий) сами, то он обошелся бы во много раз меньше.

Многие работы по факту проводятся по принципу «дешевле только даром» (как мы увидели на конкретных примерах, которые, разумеется, мы не можем обобщать, так как это было бы некорректно) — одни малоквалифицированные рабочие из числа мигрантов, которые не всегда получают от своих работодателей зарплату, могут только вредить своими действиями (например, вместо труб присоединять к батареям штыри, портить, а не чинить крыши), а другие — чуть более квалифицированные — исправляют вредительства своих предшественников.

Если не читать многостраничные бумаги, фигурирующие в этом процессе, можно рабочих в таких конкретных не очень позитивных примерах на местах ассоциировать с конторами по типу «Рога и копыта» с одним директором и бухгалтером.

Но в сфере освоения денег они называются совсем иначе, а именно: квалифицированные подрядные организации, включенные в реестр и имеющие право принимать участие в электронных аукционах. Неквалифицированные рабочие у них могут быть набраны случайным образом с трассы, а организации, их привлекающие, относиться к разряду квалифицированных.

Парадокс современной российской бюрократии с не человеческим, а так называемым технократическим и также криминальным лицом. И, вероятнее всего, беззаконие в части проведения планово-предупредительного ремонта, раз никакие нормативы не соблюдаются, нарушение прав и интересов граждан, их обман, коррупция.

При этом в капремонт закладывается ограниченный фронт работ, а не перевод домов на энерго, тепло и водосберегающие технологии, в отличие от санации жилья в Европе. То есть сама практика — не только часто обман граждан, но и примитивизм планирования.

«СП»: — Как любит говорить молода поросль государственных управленцев, «критикуешь — предлагай». Что, по вашему мнению, необходимо менять?

— В первую очередь, следует говорить о необходимости противостояния граждан занижению уровня их социальной защищенности от экономического криминала, о низкой социальной ответственности и экономической эффективности этого процесса.

Если говорить о кадрах, которые «решают все», то мне на ум приходит басня, рассказанная Аркадием Райкиным о проблемах советского периода — «Как медведь зайцем работал».

Там, если помните, за медвежью работу платили заячью зарплату, за заячью работу — медвежью зарплату, что сегодня ассоциируется с решением вопроса по аналитикам в этой сфере и также по квалифицированным рабочим, набранным из местного населения.

В басне в комиссии, признавшей эту ситуацию нормальной, на должности львов были оформлены ослы. С точки зрения материализации интересов разных сторон в условиях противодействия коррупции важно никому не позволять загонять себя в группы ослов.

Малоквалифицированные кадры, которых набирают в эту сферу, не желают ежедневно взаимодействовать с практикой и сами создают большие проблемы. Если они будут продолжать работать и создавать иллюзию большой работы на бумаге, а не на деле, то проблемы, сколько о них не говори, скорее всего, так и не будут решены до замены кадров на принципах их подбора по компетентности.

Большая роль в этом вопросе отведена обществу, которое оказалось, по сути, не готово взять на себя еще и эту огромную бесплатную нагрузку, то есть выполнять профессиональную работу за многих высокооплачиваемых должностных лиц.

Как следует из данных сайта «Реформа ЖКХ», 87,6% многоквартирных домов доверили (в том числе — не фигурируя в планах на проведение капитального ремонта) свои существенные для семейных расходов отчисления региональным операторам, и только 4,4% для возможности управления данными средствами создали спецсчета ТСЖ, ТЖ и ЖСК.

Но на самом деле гражданам административно не дают переходить на спецсчета, чтобы не упускать неэффективное управление их деньгами.

Я думаю, прогрессивным моментом стало бы всероссийское обсуждение результатов работы региональных фондов и их нормативного обеспечения, всех проблем, связанных с проведением капремонта на практике, а также публикация в открытых источниках расценок и состава работ по многоквартирным домам на специальном сайте (как плановых, так и фактических смет расходов), нормативных сроков эксплуатации труб, крыш, электропроводки и пр. и сроков проведения работ по их замене, отзывы о конкретной работе «квалифицированных подрядных организаций, прошедших электронные торги», на местах с приложениями фото и видеоматериалов. Я уверена, было бы многим интересно наблюдать за тем, как осуществляется капремонт на деле, а не на бумаге.

Проблемы ЖКХ: Как коммунальщики могут разорить собственников квартир

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *