Минстрой хочет ужесточить требования к экспертизе в недвижимости

Сдавать экзамены придется в ближайшее время руководителям органов госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Минстрой разработал проект постановления правительства, ужесточающий требования к ним, чтобы устранить возможность появления опасных зданий.

Минстрой хочет ужесточить требования к экспертизе в недвижимости Минстрой хочет ужесточить требования к экспертизе в недвижимости

iStock

Минстрой хочет ужесточить требования к экспертизе в недвижимости

Минстрой не поддержал предложение о начислении процентов на счета эскроу

Сейчас качество заключений экспертизы нередко вызывает нарекания.

Зачастую их утверждают неопытные люди, поскольку «недобросовестные руководители экспертных организаций и уполномоченные лица пролоббированы органами исполнительной власти субъектов РФ без предъявления каких-либо требований к стажу и к квалификации», отмечают авторы документа.

Утверждение заключений с нарушениями создает угрозу жизни и здоровью населения, негативно влияет на реализацию нацпроектов, ведет к неэффективным расходам бюджета. Нарушения чаще всего обнаруживают уже после окончания стройки.

До 1 апреля 2021 года руководство организаций по проведению госэкспертизы должно пройти в минстрое аттестацию на право подготовки заключений по своим направлениям деятельности (всего их 63). От этого освободят лишь сотрудников «Росатома» и тех, кто уполномочен проводить экспертизу указами президента РФ. Для прохождения аттестации претендентам нужны рекомендательные письма — от главы региона и от замминистра строительства.

Утверждение заключений с нарушениями создает угрозу жизни и здоровью населения

Вводятся новые требования к экспертам, проходящим переаттестацию: им необходимо будет иметь не менее трех лет стажа работы с момента получения права подготовки заключений, а также подписать как минимум 15 таких заключений.

«Не секрет, что в субъектах эти должности иногда занимают аффилированные лица, у которых нет ни стажа, ни опыта. Обязательная аттестация должна вычистить кадровый состав», — считает Рифат Гарипов, член Общественного совета минстроя.

Гарипов напомнил, что после ужесточения требований к аттестации экспертов в апреле 2018 года тестирование смог пройти лишь каждый третий.

В минстрое хотят ужесточить контроль за строительством дач

Опубликовано: 14.06.2016Просмотров: 818 Минстрой хочет ужесточить требования к экспертизе в недвижимости

Автор фото: garantdomstroy.ru

На фоне снижения административных барьеров для бизнеса в Минстрое предлагают ужесточить контроль над индивидуальным жилищным строительством (ИЖС) — его могут передать госстройнадзору.

Под процедуру могут попасть и дома на дачных участках: Минстрой предлагает установить для них параметры застройки, как для объектов ИЖС.

По мнению экспертов, такое расширение надзора может предотвратить строительство домов на участках, не предназначенных для этого, но негативно скажется на темпах частного строительства.

Минстрой готовит поправки к Градостроительному кодексу, расширяющие сферу применения стройнадзора,— уведомление об этом размещено на портале regulation.gov.ru. Как пояснили «Коммерсанту» в Минстрое, текст законопроекта пока не готов — сейчас министерство ожидает предложений, на основе которых будет разработан документ.

Сейчас госстройнадзор проводится лишь в случаях, когда проектная документация подлежит экспертизе. Не проводится экспертиза в отношении домов не выше трех этажей, в частности, объектов ИЖС и жилых домов блокированной постройки (для нескольких семей) — но Минстрой предлагает распространить процедуру стройнадзора и на них.

Нарушения «могут повлечь риски негативных последствий для окружающей среды, а также причинения вреда жизни и здоровью человека», опасаются в ведомстве.

При этом Минстрой предлагает регламентировать параметры застройки участков для дачного строительства, садоводства и личного подсобного хозяйства — это должны быть отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

По словам старшего партнера адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрея Кузьмина, стройнадзор может стать превентивной мерой контроля за надлежащим использованием земель при ИЖС — сейчас Росреестр начинает штрафовать владельцев участков за их ненадлежащее использование.

Партнер адвокатского бюро «Городисский и партнеры» Марина Абрамова добавляет, что новацию можно рассматривать как меру борьбы с участившейся практикой строительства на дачных участках мини-гостиниц и хостелов.

Однако общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Москве Дмитрий Волков полагает, что поправки могут вызвать проблемы: «Стройнадзор привязан к результатам экспертизы, а проектная документация для таких домов ее не проходит»,— говорит он.

Органам надзора придется взять на себя экспертные функции — а это, по его мнению, может привести либо к коррупционным проявлениям, либо к закручиванию гаек и удушению ИЖС. Кроме того, нарушения обычно возникают в местах с дорогой землей.

«Можно было бы дать регионам право вводить стройнадзор в отдельных муниципалитетах»,— говорит господин Волков, добавляя, что из-за ужесточения регулирования у граждан может быть меньше мотивация строить такие дома.

Кроме того, в Минстрое предлагают закрепить закрытый перечень лиц, имеющих право подать иск о сносе самовольной постройки,— это собственник участка, лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение такого здания, муниципалитет, Ростехнадзор, Росреестр и прокурор.

Марина Абрамова поясняет, что сейчас круг лиц, которые вправе обратиться в суд с таким иском, не определен — у любого, чьи права нарушает самовольная постройка, есть право обратиться в суд в общем порядке. Также у органов местного самоуправления есть возможность принять решение о сносе самовольных построек при некоторых условиях.

«Но в российской действительности муниципалитетам их компетенция кажется безграничной, поэтому есть опасность сноса зданий, которые не попадают под эти условия»,— отмечает она, добавляя, что собственники таких построек подают много исков о возмещении убытков.

«Пока нет текста поправок, сложно сказать наверняка, каким будет регулирование, но логично предположить, что, когда право собственности на самовольную постройку зарегистрировано в установленном порядке, органам местного самоуправления придется обосновать снос в суде»,— считает госпожа Абрамова.

Источник: http://www.kommersant.ru

Ответы ГГЭ по экспертизе проектно-сметной документации

Минстрой хочет ужесточить требования к экспертизе в недвижимости

16 апреля 2020

Ответы на вопросы Ассоциации экспертиз строительных проектов по постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Является ли основанием для отказа в принятии документации на государственную экспертизу указание в заявлении на проведение государственной экспертизы не всех идентификационных сведений и сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Положения 1?

Является основанием для отказа, так как указание не всех идентификационных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пунктом 13 Положения, можно рассматривать как непредставление самого заявления, предусмотренного подпунктом «а» пункта 13 Положения.

Одновременно обращаем внимание, что основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, установлены в части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации2, которая уже действовала и до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации № 1948 (в этой части Положение было приведено в соответствие с нормами ГрК).

Является ли основанием для отказа в принятии документации на государственную экспертизу непредставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации в отношении организации, выполняющей функции технического заказчика?

Соответствующее основание для отказа в принятии документации или для отказа в ее рассмотрении в Положении отсутствует.

При этом, в случае, если технический заказчик осуществил разработку ПД или РИИ3, то отсутствие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в отношении технического заказчика является основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.Одновременно обращаем внимание, что основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, установлены в части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая уже действовала и до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации № 1948 (в этой части Положение было приведено в соответствие с нормами ГрК).

Отсутствие, каких результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации на реконструкцию является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу?

Возможность разработки ПД в объеме отдельных разделов для реконструкции установлена пункте 1 части 13 статьи 48 ГрК, при этом виды инженерных изысканий, выполняемых при реконструкции, определяются в соответствии с Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, исходя из вида и объема работ по реконструкции.Объем и виды разделов ПД, подлежащих разработке при реконструкции, определяются заданием на проектирование.

Таким образом, отсутствие разделов, разработка которых предусмотрена заданием на проектирование, а также раздела «Смета» и спец. разделов, предусмотренных пунктом 5 части 13 статьи 48 ГрК, является основанием для отказа в принятии документации.

Отсутствие, каких результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации на комплексный капитальный ремонт является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу?

Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и «государственных» юридических лиц4, ПД разрабатывается в объёме сметы на капитальный ремонт.

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов ПД в отношении указанных объектов, а также подготовку ПД при проведении капитального ремонта без бюджетного финансирования.При этом, в соответствии с абзацем 1 части 3.

3 статьи 49 ГрК проектная документация капитального ремонта подлежит государственной экспертизе только в случае финансирования капитального ремонта с привлечением бюджетных средств и только в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, установлен пунктом 16.4 Положения и не предусматривает представление РИИ.

Таким образом, основанием для отказа в приеме ПД на капитальный ремонт на государственную экспертизу является не представление раздела ПД – «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».Отсутствие РИИ не является основанием для отказа приема ПД на капитальный ремонт на государственную экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

  • Разработка разделов ПД (кроме сметы) и проведение РИИ может быть инициативой застройщика, и в таком случае он сам определяет их объем в задании на проектирование.
  • Отсутствие, каких результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации на выборочный капитальный ремонт является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу?
Читайте также:  Элитное жилье в Москве плохо покупают в жару

См. пункт 4.

Является ли основанием для отказа в принятии документации на государственную экспертизу непредставление раздела «Смета» в отношении объектов, для которых проверка достоверности является обязательной?

Является. Согласно пункту 4 части 13 статьи 48 ГрК раздел «Смета» подлежит разработке в составе ПД в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов, аналогичная норма содержится в абзаце 2 пункта 7 Положения № 875.Отсутствие в ПД разделов, предусмотренных Положением № 87, является основанием для отказа в принятии ПД.

Одновременно обращаем внимание, что основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, установлены в части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая уже действовала и до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации № 1948 (в этой части Положение было приведено в соответствие с нормами ГрК).

Является ли основанием для отказа в принятии документации на государственную экспертизу представление не всех документов, указанных в пунктах 16.1 – 16.4 Положения?

Экспертиза проектно-сметной документации. Основные изменения в законодательстве в 2020 году

При выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам у проектных и строительных организаций, а также у служб заказчика возникает необходимость проведения Государственной экспертизы проектно-сметной документации.

Но и при негосударственном финансировании строительных объектов может потребоваться проведение подобной экспертизы: негосударственной или государственной – в данном случае решение будет приниматься непосредственно заказчиком строительства (проектирования) или финансирующим субъектом (инвестором).

Давайте рассмотрим, в каких случаях, согласно современным нормам законодательства с учетом последних изменений 2019-2020 года, потребуется экспертиза и в каких именно Государственная. Как и сколько она будет проводится, и что именно (какая документация и в каком объеме) подлежит экспертизе из состава проектно-сметной документации.

Федеральным законом от №151-ФЗ 27.06.

2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми введен институт экспертного сопровождения.

  • Экспертное сопровождение – это оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы.
  • Осуществляется экспертное сопровождение по решению Застройщика или Технического заказчика и проводится тем органом исполнительной власти или организацией (экспертной), которая ранее проводила экспертизу данной проектной документации, и которая подтверждает соответствие внесенных в проектную документацию изменений установленным требованиям.
  • При этом Застройщик или Технический заказчик не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.
  • Основным и наиболее значимым изменениями статьи 49 «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации…» относительно того, что проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

То есть, если ранее у Заказчика (Проектировщика, Подрядчика) была возможность направлять на экспертизу только проект (без сметы) или только смету на предмет определения её достоверности (не проходя при этом экспертизу проектной документации), то теперь, смета стала, наконец-то, как и было прописано в Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» неотъемлемым разделом проекта: Раздел 11 для объектов капитального строительства и Раздел 9 для линейных объектов.

  1. По этому поводу ФАУ «Главгосэкспертиза России» давало разъяснения, в каких случаях в принятии проектной документации и результатов инженерных изысканий на госэкспертизу могут отказать, а в каких — нет.
  2. Например, отказ последует, если в заявлении указаны не все идентификационные сведения; в документации отсутствуют разделы, разработка которых предусмотрена заданием на проектирование, а также раздел «Смета» и спецразделы.
  3. Отсутствие результатов инженерных изысканий не является основанием для отказа приема на государственную экспертизу проектной документации на капитальный ремонт в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Письмо Минстроя России от 26.02.2020 N 6470-ИФ/09

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 февраля 2020 г. N 6470-ИФ/09

В связи с многочисленными запросами, поступающими в Минстрой России по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

В силу пункта 4 части 13 статьи 48 Кодекса проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса).

Частью 1 статьи 48 Кодекса предусмотрено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

При этом в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.

3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

  • В силу пункта 27(4) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение) проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:
  • а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
  • б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
  • в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
  • Абзацем 5 пункта 27(3) Положения установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

Таким образом, обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена.

Застройщик подготавливает смету на проведение капитального ремонта объекта капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (дефектной ведомости).

Первый заместитель Министра

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.

3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

Читайте также:  Доля ипотечных сделок на вторичном рынке Москвы выросла с 10 до 40%

Согласно части 2 статьи 8.

3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).

  1. Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
  2. Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
  3. При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
  4. В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.

За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.

Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.

Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.

В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.

                                                                                                                                                                                                                И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Скачать: Письмо Минстроя России от 28.10.2020 N 43518-ИФ/09 «О проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства при проведении государственной экспертизы проектной документации»

Что такое строительно-техническая экспертиза – доступно

Cтроительно техническая экспертиза зданий и сооружений – это комплекс мероприятий, направленных на обследование конструкций и коммуникаций объекта недвижимости с целью оценки его фактического технического состояния путем выявления дефектов и повреждений, а также определения возможности и условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

Проведение строительно технической экспертизы позволяет получить текущие данные о качестве проектных и строительно-монтажных работ, и определить их соответствие действующим стандартам.

Данный вид обследования помогает предотвратить последствия преждевременного износа здания и сооружения, а исполнение рекомендаций эксперта строительно технической экспертизы продлевают срок службы объекта.

Как и любая экспертная деятельность, строительно-техническая экспертиза имеет собственные методы обследования зданий и сооружений для быстрого и эффективного выполнения поставленных задач.

Эти методы включают измерения, обнаружение ультразвуковых ошибок, телевизионную оценку, лабораторные испытания образцов, взятых непосредственно с объектов, механическое воздействие на определенные участки зданий для обнаружения трещин и дефектов.

Кто проводит экспертизу?

Проведение таких работ осуществляется организациями и частными лицами — законодательство устанавливает требования к специалисту, который должен обладать знаниями в области проектирования и строительства, подтвержденными дипломом об образовании. Огромное значение имеет опыт, который эксперт может подтвердить, предоставляя сведения о ранее выполненных заданиях.

Поскольку объемы и характер работ могут быть значительными, компания, проводящая обследование, в зависимости от ситуации назначает группу специалистов, которым поручается выполнение всех операций, дающих возможность собрать и проанализировать сведения для выводов. Эти выводы послужат основой для оформления заключения. В случае судебного разбирательства эксперт может давать ответы на конкретно поставленные вопросы, если они соответствуют его компетенции.

Основанием для экспертизы служит решение суда или договор между заказчиком и исполнителем задания.

  Дело N41-КГ16-46. О взыскании убытков в солидарном порядке.

Если работы проводятся по инициативе заказчика на основании договора с выдачей технического заключения, эксперт должен состоять в СРО.

Проверить его статус можно, зайдя на интернет-сайт соответствующей организации. Лицензирование этого вида деятельности не требуется.

Эксперт несет ответственность за качество проведения работ, обоснованность результатов, правильность использования методик осмотра, измерений, анализа и расчетов.

В каких случаях проводится строительно-техническая экспертиза

Техническая экспертиза строительных объектов осуществляется для проверки соответствия здания требованиям ГОСТ 31937-2011. В обязательном порядке экспертное обследование проводится в случае реконструкции или капитального ремонта. Также, оно является единственной возможностью для выявления повреждений здания и разработки плана «оздоровления» его технического состояния.

Строительная экспертиза зданий также помогает выполнить ряд второстепенных задач, например:

  • определить качество, объем и стоимость строительно-монтажных и ремонтных работ;
  • определить соответствие строительных работ действующим стандартам и правилам;
  • выявить причины различных дефектов и нарушений при проведении строительно-ремонтных работ, а также определить стоимости работ по устранению этих дефектов;
  • установить причины аварий, возгораний, затоплений;
  • оценить материальный ущерб зданию после аварии, пожара и других разрушающих последствий;
  • оценить текущее техническое состояние здания, строительных конструкций, инженерных сетей;
  • определить возможность перепланировки, узаконить перепланировку квартиры, нежилого помещения и самостоятельное строительство;
  • и другие.

Минстрой разъясняет: Обследование строительных конструкций — какое СРО необходимо

Хронология событий:

  1. Письмом от 19.03.2018 № 11077-АЕ/02 Минстрой России признал обследование строительных конструкций зданий и сооружений специальным видом работ инженерных изысканий…
  2. Письмом от 20 июня 2021 года № 26459-ХМ/08 Минстрой России признал обследование строительных конструкций зданий и сооружений видом работ по архитектурно-строительному проектированию.

Экспертиза квартиры для суда

Основание для производства экспертизы: Определение ХХХХХХХХХХХского районного суда города Москвы под председательством федерального судьи Васильеве А.А.

от 10 января 2020 года по материалам гражданского дела № 2-32/2020 по иску ХХХХХХХХХХХ Татьяны ХХХХХХХХХХХ к ООО “ХХХХХХХХХХХ“, о понуждении к устранению недостатков в объекте долевого строительства, взыскании неустойки, защите прав потребителя.

Время и место проведения:

– адрес проведения: г. Москва, г. ХХХХХХХХХХХ, ХХХХХХХХХХХ пр. д. 33, кор.5, кв.19;

– дата и время проведения: 28 января 2020 года, 11:00 – 12:00.

(вопросы даны в соответствии с текстом определения Суда без редакции)

  1. Имеются ли в квартире 19, расположенной по адресу; г. Москва, ХХХХХХХХХХХ, ХХХХХХХХХХХ проспект, дом 33, корпус 5 недостатки (дефекты),не отвечающие требованиям государственных стандартов и строительных норм и не соответствующие условиям договора участия в долевом строительстве № 3-17-8-1-5-4/1 от 29 сентября 2016 года, заключенному между сторонами спора, если имеются, то какие, каковы причины их образования, относятся ли данные причины к качеству использованных строительных материалов при строительстве объекта долевого участия?
  2. При наличии недостатков, каковы способы их устранения и какова стоимость их устранения?

Производство экспертизы поручено:

Эксперту Оболенскому Владимиру Викторовичу, имеющему высшее техническое образование (специальность инженер-строитель). Диплом Рудненского индустриального института № 197093 по специальности промышленное и гражданское строительство. Стаж экспертной работы с 2012 года.

Использованная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации
  3. Градостроительный кодекс Российский Федерации.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации.
  5. Федеральный закон РФ № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции закона № 157-ФЗ от 27 Июля 2006 года;
  6. Федеральный стандарт оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»;
  7. Федеральный стандарт оценки №2 «Цель оценки и виды стоимости»;
  8. Федеральный стандарт оценки №3 «Требования к отчету об оценке»;
  9. Федеральный закон от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Строительная экспертиза

Строительно-техническая экспертиза – это комплекс действий, проводимых для выявления дефектов и нарушений, возникших в результате ремонтно-отделочных, строительно-монтажных и проектно-сметных работ.

Читайте также:  Минюст предлагает изымать жилье только за долг более 200 тысяч

Строительный рынок в России очень разнороден. Его составляют и дореволюционные здания, чей возраст иногда достигает не одного столетия, некоторые из них пришли в упадок, другие продолжают радовать глаз. Значительный сегмент составляет жилищное строительство периода советской власти. Современные реалии явили на свет понятие элитного жилья и офисов класса A.

В крупных городах строятся торговые и развлекательные центры. Однако все это отнюдь не означает, что только в результате строительства крупных объектов необходимо прибегать к строительной экспертизе.

Даже если вы являетесь обладателем «хрущевки» на окраине города или прабабушкиной квартиры в старинном доме, вы никак не застрахованы от случаев, при которых вам могут пригодиться услуги эксперта в области строительной экспертизы, а случаи могут быть самыми разнообразными. Например, вы решили не делать ремонт самостоятельно, а воспользовались услугами, как вы посчитали, специалистов.

Или же в результате сильного дождя, ветра и прочих стихийных бедствий или просто нерадивых соседей был причинен ущерб вашему имуществу. Это только малая часть вопросов, по которым необходимо прибегнуть к строительной экспертизе.

Строительная экспертиза проводится различными методами. Это и визуальный осмотр объекта. Однако эксперт обязательно должен сделать фотоотчет, чтобы документально зафиксировать исследуемый объект.

Даже если виновником происшествия оказались вы (забыли закрыть кран), то строительная экспертиза также может помочь урегулировать конфликт с соседями, которые могут при случае пожелать получить большую сумму за испорченные потолки, обои и ковры.

Когда проводятся строительные экспертизы?

Строительные экспертизы проводятся в случае возникновения споров на этапах подготовки и возведения объекта. В таком случае экспертиза является досудебной, и чаще всего ее именуют строительным аудитом. Также строительные экспертизы могут проводиться и на этапе судебного разбирательства.

Судебная строительная экспертиза будет именоваться в том случае, если проводится процесс по арбитражному, административному, гражданскому и уголовному процессу. При этом в рамках уголовного дела строительные экспертизы назначаются следователем или прокурором.

В случае гражданского или арбитражного дела строительные экспертизы назначает суд.

Строительные экспертизы проводятся в следующих случаях:

  1. Соответствие качества фактически проведенных работ государственным нормативам, проектным требованиям, договорам.
  2. Определение объемов и стоимости проведенных работ.
  3. Проверка обоснованности проектно-сметной документации.
  4. Установление причин возникновения неполадок и повреждений, а также стоимости их устранения.
  5. Оценка износа сетей, сооружений.
  6. Определение в спорном домовладении порядка пользования, выделения доли.
  7. Оценка качества отделочных работ, капитального ремонта, реставрации.

Какие виды строительной экспертизы проводятся?

В настоящее время существуют следующие виды строительной экспертизы:

  • Экспертиза организации проведения строительных работ производится для проверки обоснованности сопровождающей документации, соответствия документации строительным нормам и правилам, а также соответствия нормативно-правовым актам. Данный вид анализа устанавливает законность и наличие документов, разрешающих строительство, наличие утвержденной проектной документации на начало работ, осуществление авторского и технадзора, законность отчетности по использованию стройматериалов, определяет объем реально выполненных работ, а также решает многие другие вопросы, связанные с организацией строительного процесса.
  • Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ проводится, если возникли разногласия между заказчиком и исполнителем в части фактически выполненных работ и документально зафиксированных подрядчиками. Зачастую недобросовестные подрядчики по актам выполняют гораздо больше работ, чем это есть на самом деле. Происходит это потому, что заказчик самостоятельно не может оценить проделанные работы. Иногда строители уверяют, что крайне необходимо выполнить другие работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией. В результате могут быть затянуты сроки, превышен бюджет, качество тоже может пострадать.
  • Экспертиза качества строительных и ремонтных работ, как правило, проводится в случае возникновения разногласий между заказчиком и исполнителем. Например, вам кажется, что ремонт или строительство ведутся неправильно. Эксперт сравнит проведенные работы на соответствие строительным нормам, правилам, проектно-сметной документации. Экспертиза качества строительных и ремонтных работ также применяется к оценке технического обслуживания различных строительных объектов.
  • Экспертиза инженерных систем и коммуникаций применяется в случаях, когда необходимо исследовать надежность вентиляционных и канализационных систем, электрических сетей, связи, сигнализации или кондиционирования зданий и строений. Кроме того, к экспертизе инженерных сетей и коммуникаций прибегают при анализе обустройства и функционирования котельных и личных теплопунктов. Этот вид экспертизы крайне важен перед приобретением недвижимости, так как затраты на реконструкцию инженерных систем подчас сопоставимы со стоимостью всего объекта, будь то коттедж или крупное промышленное здание.
  • Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства применяется в случае остановки работ в ходе строительства того или иного объекта. Экономика – живой организм, в котором постоянно происходят множественные изменения. С течением времени, инфляции, с изменением других экономических показателей стоимость замороженных строящихся зданий может меняться, в какую сторону и насколько – закономерный вопрос, встающий при продаже объекта, обращении владельца в банк с целью получения кредита, залоге объекта и банкротстве организации.
  • Экспертиза проектно-сметной документации – один из важнейших видов экспертного исследования в рамках строительной экспертизы. Хотя данный вид исследования требует познаний и в области экономики. Дело в том, что оформление проектно-сметной документации является неотъемлемой частью любого вида строительных работ. От того, насколько грамотно составлена проектно-сметная документация, подчас зависит судьба проекта. Очень часто эксперты сталкиваются со значительным завышением стоимости работ, трудозатрат, сроков выполнения работ, транспортных расходов. В рамках строительной экспертизы проектно-сметной документации можно снизить стоимость проекта путем детального анализа расчетов. Экспертиза проектно-сметной документации позволит выбрать оптимальные технологии и строительные материалы в соответствии с современными требованиями к конструктивной и экологической безопасности.
  • Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства служит для поиска реальных, обоснованных причин повышения затрат на строительство, вызванного инфляцией, изменением цен на строительные работы, переходом земли, на которой идет строительство, в другую зону использования, увеличением сроков строительства, задержкой получения разрешений на определенный вид работ и так далее. Данный вид экспертизы применяется, когда надо доказать обоснованность увеличения стоимости строительства, а также то, что удорожание вызвано объективными причинами, а не умыслом одного из участников строительства.
  • Экспертиза затрат по видам ремонта и капитального строительства в основном применяется в случае возникновения недопонимания юридического и налоговых органов по вопросам отнесения расходов на ремонт или реконструкцию. Понятия ремонта и реконструкции разнятся степенью переобустройства объекта. При реконструкции переделке подлежат основные технико-экономические показатели объекта. Ремонт же, в том числе и капитальный, их не затрагивает. Истину в подобных спорах определяет экспертиза затрат по видам ремонта.
  • Определение размеров ущерба недвижимому имуществу необходимо, когда помещение (здание, сооружение) пострадало в результате воздействия на него человека или стихии. Например, по причине взрыва, наводнения, проникновения воды из других помещений, пожара (поджога), поломок инженерных систем, целенаправленной вандальной деятельности и так далее. Данный вид экспертизы нужен для установления степени виновности лиц или для обращения в страховую организацию.
  • Оценка экспертизы, проведенной третьими лицами, используется для повторной экспертизы, когда первая экспертная организация затрудняется с выводами или зарекомендовала себя не лучшим образом. Также анализ экспертного заключения третьей организации используется для усиления доказательного эффекта результатов экспертизы.

Что может являться объектом строительных экспертиз?

Объектом строительных экспертиз может быть:

  • незавершенное строительство;
  • строительные конструкции, материалы и изделия;
  • ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы;
  • результаты других строительных экспертиз;
  • акты о технических причинах аварий и несчастных случаев;
  • документы, подтверждающие оплату проведенных работ;
  • журналы технического и авторского надзора;
  • технические задания;
  • акт об отведении земельного участка под строительство;
  • договоры на поставку технического оборудования и материалов;
  • строительные объекты;
  • комплексы строительных объектов.

В рамках строительных экспертиз специалисты руководствуются следующими документами:

  • СНиП (строительные нормы и правила);
  • Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Компания АНО «Судебный эксперт» располагает всем оборудованием, необходимым для проведения различного рода строительных экспертиз. Наши эксперты обладают необходимой квалификацией для проведения исследований подобного рода.

Какие вопросы ставятся перед экспертом, проводящим строительную экспертизу?

В рамках проведения экспертизы качества строительных работ эксперт может ответить на следующие вопросы:

  1. Соответствуют ли работы по капитальному строительству проектно-сметной документации (требованиям СНиП, условиям договора)?
  2. Какие отступления от проектно-сметной документации (требований СНиП, условий договора), ухудшающие качество работ, были допущены?
  3. Какой фактический объем строительно-монтажных работ был произведен?
  4. Какова стоимость работ по устранению недостатков ненадлежаще выполненных работ?

В рамках экспертизы объемов и стоимости строительно-монтажных работ специалист отвечает на следующие вопросы:

  1. Выполнен ли фактически объем работ, прописанный в акте сдачи-приемки работ?
  2. Каков объем и стоимость фактически произведенных работ, которые были согласованы сторонами?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2010 г.

N 28 «О судебной
экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным
экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих
судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также
некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право
проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках
уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с
нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или
оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных
экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы
организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *