Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

Министерство природных ресурсов подготовило поправки в Лесной кодекс, которые узаконят строительство туристических объектов в лесах и их огораживание, сообщает в среду, 15 июля, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя министерства.

Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

  • По мнению чиновников, на фоне сокращения государственных субсидий нововведение позволит получить средства для поддержки лесного хозяйства за счет инвестиций в туризм.
  • Представитель министерства объяснил изданию, что законопроект разработан после поручения президента Владимира Путина усовершенствовать законодательство в сфере лесной рекреации от лета 2014 года.
  • Ныне действующий запрет на строительство в лесах порождает поток обращений о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, ограничивает развитие «организованного туризма» и мешает инвестициям «в развитие территорий», объяснил представитель министервства.

Разрешить строительство и эксплуатацию объектов предлагается в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, которые Лесной кодекс считает предназначенными для «для обеспечения безопасности граждан».

В этих зонах предлагается разрешить рубку, выборочную или сплошную деревьев, кусьарников и лиан, а «в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов» Минприроды предлагает разрешить их огораживание.

Строить объекты предлагается на территории не свыше 3% от общей территории лесничества, утверждать такие зоны по итогам общественного обсуждения, и под сами строения предлагается отводить не больше 20% от площади арендуемого участка, пишет газета.

Законопроект получил поддержку чиновников Подмосковья и Владимирской области.

«Коммерсантъ» отмечает, в Рослесхозе высказались против инициативы Минприроды.

Глава управления науки ведомства Владимир Дмитриев пояснил, что поправки не учитывают интересы граждан, которые осознают, что «блага рекреации могут достаться далеко не всех», и их может «напрячь» ситуация, «когда под видом развития рекреации решаются вопросы строительства в лесах капитальных сооружений, возведения заборов и т. д.».

Ранее депутаты Госдумы внесли на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов для осуществления рекреационной деятельности».

Они также предложили снять запрет на строительство коммерческих капитальных объектов на участках леса, переданных в аренду для «рекреационной деятельности».

При этом застраиваемые территории могут изыматься из общего пользования и огораживаться заборами, как любые частные объекты. 

Теги события:

общество

Поделиться

ОБНОВЛЕНО: Минприроды предлагает разрешить капитальное строительство в лесах

Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

Разрешить строительство в лесах капитальных сооружений для рекреационных целей Министерство природных ресурсов и экологии РФ предполагает внесением поправок сразу в несколько статей Лесного кодекса РФ (ЛК). Законопроект пока не опубликован на сайте министерства, однако оказался в распоряжении газеты «Коммерсантъ».

Необходимость правки ЛК в Минприроды объясняют тем, что запрет легально строить в лесах порождает поток обращений о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, ограничивает развитие «организованного туризма» и мешает инвестициям «в развитие территорий».

Что и где можно будет строить

Чиновники хотят разрешить строительство и эксплуатацию объектов, которые не связаны с лесной инфраструктурой, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, которые предназначены, как говорится в ЛК, «для обеспечения безопасности граждан».

Если поправки будут одобрены, в этих местах появится возможность выборочной или сплошной рубки деревьев, кустарников или лиан.

«В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов» Минприроды предлагает разрешить их огораживание.

Еще одна поправка в ЛК позволит для отдыха граждан строить в лесах не только временные постройки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения (например, стадионы и спортплощадки), как это делается сейчас, но и «иные объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма». Их также можно будет огораживать. Строить их можно будет в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в лесах, которые выполняют функции защиты природы и иных объектов, и в ценных лесах.

В министерстве «Коммерсанту» разъяснили, что новый законопроект допускает размещение в лесах только ограниченного перечня объектов, предназначенных для туристской деятельности. Эти объекты допускаются к размещению в строго ограниченной зоне (не более 3% от территории лесничества).

Такие зоны будут установлены в лесных планах субъектов РФ после прохождения процедур общественного обсуждения, открыто и гласно, уверяют чиновники.

Размещение капитальных объектов предлагается разрешить только на 20% от площади арендуемого лесного участка, что «позволит выполнять на остальной площади полный комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов».

Экологи и даже Рослесхоз против

«В законе настолько расплывчаты формулировки, что для человека, который захочет построить что-либо в лесу общего пользования, не составит труда сделать это, а потом вовсе вывести земли из лесного фонда», – прокомментировал инициативу Минприроды руководитель лесной программы российской «Гринпис» Алексей Ярошенко. По его словам, на арендованных под рекреационные цели лесных землях можно будет построить любое капитальное сооружение, оформив его, к примеру, как гостиницу. Его можно будет обнести забором, а впоследствии приватизировать и переоформить под нужды подсобного хозяйства.

“Такие схемы применяются и сейчас. Закон Минприроды, по сути, легализует такой способ вывода лесных земель”, – говорит Алексей Ярошенко.

Если закон будет принят, число случаев вывода земель из лесного фонда, по предварительным подсчетам экологов, увеличится на 15-20 тыс. в год. По словам Ярошенко, эта схема легализации построек в лесу привлекательна, в первую очередь, дешевизной, ведь арендовать земли на 49 лет для рекреации стоит в среднем в районе 20 тыс. руб. ежегодно за гектар.

Против законопроекта в его нынешнем виде выступают в подведомственном Минприроды Рослесхозе.

«При разработке законодательства надо учитывать интересы общества, право граждан пользоваться всеми благами леса для отдыха и пребывания на природе», – заявил «Коммерсанту» начальник управления науки Рослесхоза Владимир Дмитриев. Большинство граждан, по его словам, «напрягает подход к решению проблемы, когда под видом развития рекреации решаются вопросы строительства в лесах капитальных сооружений, возведения заборов и т. д.».

Россия катастрофически теряет леса

Как уже писала «Беллона.ру», Россия не только является мировым лидером по площади лесов, но и опережает другие страны по темпам потери леса. Сокращение лесов происходит за счет интенсивных – в том числе незаконных – лесозаготовок, а также многочисленных лесных пожаров.

По данным на 2012 год, общая площадь лесов в стране составляла более 809 млн 90 тыс. га – или 20,1% лесов планеты. В России сосредоточено около 25% всех лесов мира, не затронутых деятельностью человека.

Даже официальные лица не скрывают, что объем незаконно вырубленного леса в России составляет около половины от общего количества добываемой древесины.

Об этом в 2013 году говорил заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман. По его данным, каждый год в России незаконно вырубают свыше 800 га леса, только за 2011-2012 гг.

из страны было вывезено свыше 75 миллионов кубических метров незаконно добытой древесины.

Буксман подчеркивал, что в таких регионах как Амурская, Архангельская, Смоленская и Курская области почти вся древесина добывается незаконно.

В 2012 году среди основных причин гибели лесов Рослесхоз в своем «Ежегодном докладе о состоянии и использовании лесов РФ» называл пожары – 230,8 тыс. га, неблагоприятные погодные и климатические условия – 68,4 тыс. га, вредные насекомые – 32,1 тыс. га, а также болезни леса, погубившие 30,3 тыс. га лесных насаждений.

Примечательно, что ни в 2013, ни в 2014 годах ведомство о состоянии и использовании лесов не отчитывалось.

Рослесхоз всё-таки «за»

15 июля пресс-служба Минприроды (а не Рослесхоза) распространила пресс-релиз, в котором приводит слова руководителя Рослесхоза Ивана Валентика. Чиновник заявил, что законопроект Минприроды «исключит нелегальную застройку лесов».

Иван Валентик, подчеркнул, что его мнение является официальной позицией возглавляемого им ведомства, а ранее прозвучавшие оценки законопроекта со стороны Рослесхоза эту позицию не представляют.

Таким образом Валентик дезавуировал слова своего подчиненного, начальника управления науки Рослесхоза Владимира Дмитриева, который в интервью «Коммерсанту» сказал, что большинство граждан «напрягает подход к решению проблемы, когда под видом развития рекреации решаются вопросы строительства в лесах капитальных сооружений, возведения заборов и т.д.».

Статья обновлена 17 июля 2015 года.

С 1 января 2021 года вводятся правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

  • Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
  • При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель — земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
  • В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.
  • Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на которых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.
Читайте также:  В Петербурге частные УК стали накапливать долги

Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.

В приложении приведены случаи использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Приказ Минприроды России от 10.07.2020 № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута»

Сми узнали о планах минприроды разрешить строительство в лесах :: загород :: рбк недвижимость

Разработанные в Минприроды поправки в Лесной кодекс позволят возводить в лесах сооружения, не связанные с лесной инфраструктурой. Таким путем чиновники планируют получить средства для развития лесного хозяйства

Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

Nikolay Gyngazov / Russian Look

Министерство природных ресурсов подготовило законопроект, по которому позволят строить в лесах капитальные сооружения и огораживать их. С поправками в Лесной кодекс, касающимися возведения в лесах объектов для туризма, ознакомился «Коммерсантъ».

При этом чиновники полагают, что на фоне сокращения государственных субсидий нововведение позволит получить средства для поддержки лесного хозяйства за счет инвестиций в туризм.

В министерстве изданию рассказали, что законопроект разработан для реализации поручения Владимира Путина, который ранее распорядился усовершенствовать законодательство в сфере лесной рекреации.

Необходимость доработки Лесного кодекса в ведомстве объяснили тем, что действующий запрет на строительство в лесах мешает инвестициям «в развитие территорий» и ограничивает развитие «организованного туризма».

Кроме того, якобы из-за него идет поток обращений в органы власти с ходатайствами о переводе земель под лесами в земли иных категорий.

При этом законопроект предусматривает разрешение строительства и эксплуатации объектов в охранных и санитарно-защитных зонах. «В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов» Минприроды предлагает разрешить их огораживание.

Авторы поправок также предлагают разрешить строить в лесах не только временные постройки, но и «иные объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма». В законопроекте не определено, что это за объекты, однако их также предлагается разрешить огораживать.

Руководитель лесной программы российской «Гринпис» Алексей Ярошенко рассказал изданию, что принятие поправок может привести к выводу земель из лесного фонда.

«В законе настолько расплывчаты формулировки, что для человека, который захочет построить что-либо в лесу общего пользования, не составит труда сделать это, а потом вовсе вывести земли из лесного фонда», — рассказал он и добавил, что на арендованных под рекреационные цели лесных землях можно будет построить любое капитальное сооружение, после чего переоформить его и приватизировать.

Ранее депутаты Госдумы внесли на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов для осуществления рекреационной деятельности».

Они также предложили снять запрет на строительство коммерческих капитальных объектов на участках леса, переданных в аренду для «рекреационной деятельности».

При этом застраиваемые территории могут изыматься из общего пользования и огораживаться заборами, как любые частные объекты. 

Владислав Гордеев (РБК)

В россии хотят разрешить капитальное строительство в лесу: чиновники и бизнес "за"

altika-altay.ru

altika-altay.ru

На сегодняшний день в российских лесах официально разрешено возводить только временные строения, что существенно сужает возможности для ведения бизнеса и вызывает недовольство со стороны предпринимателей.

Исправить это досадное недоразумение и призван пакет поправок в действующее законодательство, разрешающий в лесах теперь уже капитальное строительство, с оговоркой, что вестись оно должно для рекреационной или религиозной деятельности.

Чиновники Министерства природных ресурсов откликнулись на запрос бизнес сообщества и внесли в Госдуму проект федерального закона с изменениями положений Лесного и Градостроительного кодексов. В свою очередь депутаты 5 декабря оперативно приняли в первом чтении данный законопроект.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту:

Принятие предлагаемого законопроекта позволит качественно повысить уровень отдыха в лесах, инвестиционную привлекательность использования лесов.

Кто бы сомневался! После вступления этого закона в силу можно будет вполне легально понастроить в лесах элитных пансионатов, домов отдыха, гостиничных комплексов и с утроенной силой извлекать доход, эксплуатируя тему уникального расположения объекта.

hqarch.ru

hqarch.ru

Ещё, под шумок, возвести и «иные объекты капитального строительства и некапитальных строений, необходимых для осуществления рекреационной деятельности», что тоже допускается предлагаемым законопроектом.

Таковыми могут стать коттеджи и таунхаусы, частные spa-зоны и винные погреба, личные гаражи и мастерские, конюшни и тиры, боулинги и бильярдные клубы и т.д. Пойди, докажи, что они не являются необходимой частью рекреационного проекта.

Можно и просто построить в лесу фешенебельный закрытий клубный посёлок, но, как того требует законопроект, указать, что граждане, будут находиться в нём исключительно на условиях временного пребывания. Например, олигархи живут здесь не постоянно, а лишь проводят выходные и праздничные дни.

hqarch.ru

hqarch.ru

Что такое капитальное строительство, какими работами оно сопровождается и в чём его отличие от временных построек всем хорошо известно. Наивно полагать, что там, где будут работать бульдозер и экскаватор, прокладываться дороги и рыться траншеи — природа останется нетронутой.

Другой, немало важный момент заключается в том, что для предпринимателей речь идет об аренде лесных участков. И здесь открывается простор для коррупции и создания чиновничьего бизнеса. Лакомые куски леса будут получать «свои» компании.

Естественно, что даже принятие такого закона не удовлетворит всех аппетитов бизнеса. Священная корова капитализма зиждется именно на частной собственности.

Поэтому наша власть, выполняя волю правящего класса, хочет пойти дальше и ввести частную собственность на лес. Подробнее об этом читайте по ссылке внизу статьи.

Что же касается основной массы населения, то для нас и нашего кошелька красивые леса, как и отдых в них, будут становиться всё более недоступными. Законодательные новеллы лишний раз демонстрируют в чьих интересах действуют чиновники.

Друзья, интересно узнать и ваше мнение. Поделитесь им в х.

Если вам понравилась статья, ставьте большой палец вверх и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы первыми видеть новый материал. Также развитие канала можно ПОДДЕРЖАТЬ МАТЕРИАЛЬНО.

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Читайте также:  Насколько «свежим» должен быть техпаспорт квартиры при продаже?

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

источник: http://www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения.

Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю.

Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…

До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль.

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель.

Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.

https://www.youtube.com/watch?v=pn7PfTcRS4Y\u0026t=987s

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет.

И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник.

Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли.

Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

За деревьями леса не видно

Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст.

77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями.

Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.

Однако не всем насаждениям так повезло.

Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья.

Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется.

Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.

2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.

2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.

https://www.youtube.com/watch?v=jgy07rQ8yyM

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения.

Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы.

И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Лес кругом, а без дров живем…

В январе этого года Владимир Путин поручил новому Правительству принять меры, направленные – дословно — на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Срок исполнения поручения был установлен до 30 апреля 2020 г.

Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.

В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.

Читайте также:  С 1 октября дду в россии практически перестали регистрировать

Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций.

Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.

2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.

С другой стороны, понять ответчиков тоже можно. В одном из дел в качестве довода сторона ответчика указывала на то, что проект мелиорации обошелся бы в неподъемную для сельскохозяйственного предприятия сумму.

С другой стороны, в данном случае государство допускает перевод таких земель в земли лесного фонда, если ведение сельского хозяйства на них не представляется возможным.

Однако при этом хозяин такого участка лишается и участка, и всего, что нам нем выросло, и никакого экономического смысла такие отношения не имеют.

Еще один вопрос возникает, если участок зарос, но еще не совсем лесом, ведь это все равно сырье.

Отходы деревообработки, образующиеся после очистки участков – никак иначе эту древесную растительность идентифицировать не представляется возможным – могут утилизироваться и использоваться большим количеством способов, в том числе, весьма прибыльным.

Поэтому муниципальные администрации могли запросто выдать разрешение на очистку участков от растительности предпринимателям, которые в качестве платы за работу забирали порубочные остатки и изготавливали из них, например, топливные брикеты.

Некоторые регионы, осознавая всю ценность данной «сельскохозяйственной» древесины, предпринимали попытки — хотя и не всегда успешные — законно ввести ее в оборот.

Так, Временный порядок предоставления лесных насаждений, расположенных на заросших земельных участках сельскохозяйственного назначения для заготовки древесины, был принят в Псковской области. Согласно этому документу для получения древесины граждане должны были подтвердить, что у них есть печное отопление.

Разрешительными документами на заготовку древесины, в частности, была накладная на отпуск лесных насаждений, плата за древесину определялась по ставкам, устанавливаемым для деловой древесины лесного фонда, а заготовка и сдача участков – в соответствии с требованиями Лесного кодекса.

(По некоторым данным в той же Псковской области рубку таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вообще хотели запретить.)

Аналогичный «Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» нужд отопления граждан» был принят в Томской области.

Однако и порядок, и решение Думы Томской области, его утверждавшее, по иску прокурора были признаны недействующим: суд посчитал, что земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.

Впоследствии в Томской области был принят другой документ, утверждавший Порядок использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области (утв. Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 № 245а).

Данный документ регулирует порядок обращения с растительностью, которая образуется в результате строительства линейных объектов и расчистки просек.

В соответствии с документом древесная растительность подлежит материальной оценке, ее реализация осуществляется подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области учреждением, а доходы от реализации поступают в областной бюджет.

Данный документ является еще одним подтверждением того, что растительность без всякого статуса приносит прибыль. Главное – правильно ее оформить.

Лес рубят ─ щепки летят, или парадоксы судебной практики

Впрочем, если собственника заросшей сельскохозяйственной земли больше всего волнуют расходы на мелиорацию, то государственные земли – настоящий клад, потому что там с первого взгляда никого ничего не волнует.

Бывшая колхозная земля, заросшая настоящим лесом во всех смыслах этого слова, зачастую становилась объектом манипуляций со стороны местных администраций, разумеется, имевших представление о стоимости растущей там древесины.

Такие земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения передавались в аренду (или находились в бессрочном пользовании) предприимчивым лесорубам, которые под видом культуртехнической мелиорации на участке с целью введения его в оборот валили там лес.

Однако суды признавали такую деятельность недобросовестной, осуществляемой в обход закона с противоправной целью. Так, в решении Томского районного суда по делу № 2-220/2018 суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена вырубка лесных насаждений под видом культуртехнических работ.

Были расторгнуты договоры аренды земельных участков, на которых ответчик производил рубку лесных насаждений без согласования. Суд указал, что лесные насаждения не могут быть расценены в качестве древесной либо кустарниковой растительности, от которой необходимо было производить расчистку участков для использования в соответствии с их видом разрешенного использования.

Ущерб, причиненный окружающей среде, был оценен в сумму более 3 млн рублей.

По аналогичному делу (№ 2-20/2020) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками.

Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке.

Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины.

Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

А вот Пошехонский районный суд Ярославской области полтора года назад по делу № 2-32019 за вырубку шести гектаров леса на землях сельскохозяйственного назначения взыскал ущерб в сумме 210 млн рублей.

Земли были предоставлены в бессрочное пользование обществу, которое прекратило свое существование, будучи присоединенным к другой компании, а та, в свою очередь, была признана банкротом. Именно с этой организацией решили заключить договор аренды ответчики и… не рассчитали.

Границы участка не были установлены, на кадастровый учет участок поставлен не был, таким образом, суд признал договор ничтожным. Когда же ответчики предоставили суду наспех составленный договор расчистки того же самого участка, у суда возникли закономерные сомнения относительно достоверности этого договора.

В итоге суд пришел к выводу о том, что, заключая договор аренды в отношении спорного земельного участка, ответчик знал о неиспользовании земельного участка на протяжении длительного времени в качестве какого-либо сельхозугодья (пашни, пастбища и т.п.

), о нахождении на участке лесных насаждений, и не намеревался использовать земельный участок в соответствии с его назначением, а желал использовать участок с целью вырубки на нем лесных насаждений и извлечения выгоды. Таким образом, ущерб был причинен собственнику участка, а именно – Вологодской области.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *