Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

Новоиспеченный глава правительства Михаил Мишустин 16 января сообщил, что в течение двух лет все домохозяйства страны будут внесены в информационную базу и «каждый доход будет отслеживаться от начала до конца». О планах налоговиков создать такой реестр Мишустин говорил еще в 2018 году.

Обыватели успели переполошиться и вновь заговорили о взоре Большого Брата. Действительно, даже честному налогоплательщику неприятно ощущать за собой слежку. Однако, если разобраться, то паниковать не стоит. Доходы будут контролироваться, но по разным сценариям.

Daily Storm объясняет, кто может спать спокойно, а кому лучше выйти из тени.

Создание новой системы — логическое продолжение цифровизации экономики.

В 2018-м появились онлайн-кассы и заработала единая электронная база органов записи актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС); банки вовсю тестируют электронные профили клиентов; к 2024 году закончится внедрение маркировки товаров; а к 2025-му должно завершиться создание единого реестра, содержащего сведения о всем населении России. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму летом 2019 года и сейчас проходит процедуру внесения поправок перед вторым чтением.

Как заявил Daily Storm депутат Госдумы Андрей Свинцов, единый реестр станет образцовым порталом, с помощью которого другие структуры (Росреестр, Росимущество, ГИБДД, Пенсионный фонд и т.д.) смогут верно сличить данные о человеке.

Первый этап создания такого федерального электронного ресурса был завершен еще в 2018 году. Впоследствии налоговики могут получить возможность видеть движение средств на счетах граждан, чтобы собирать налоги с теневых заработков.

Как отмечал в интервью «Ведомостям» Михаил Мишустин, число уклонистов среди юрлиц уже сократилось — пора взяться и за физлиц.

Так что обещание запустить реестр домохозяйств в целом не стало сюрпризом. Однако большинство населения вряд ли ожидало, что государство так скоро облегчит налоговой доступ к данным о счетах граждан.

Самое интересное — на нашем канале в Яндекс.Дзен Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости © Global Look Press / Zamir Usmanov

Как база доходов будет выстроена технически  

По оценке экспертов, сейчас ФНС — одна из самых прогрессивных «IT-компаний» страны. Поэтому особых сложностей с запуском реестра возникнуть не должно. Он просто встроится в информационную экосистему и станет ее логическим расширением.

«Реестр доходов будет базироваться на той единой системе, которая сегодня администрируется налоговым органом. Мы расширили полномочия налоговой службы, и теперь она сможет добавлять данные о доходах населения в общую базу», — рассказал Daily Storm Андрей Свинцов.  

С данными о доходах будут также переплетаться сведения о гражданах, полученные из загсов, банков и других источников, например, из автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС). Налоговики смогут быстро установить, состоят ли люди в родственных отношениях. Регулярные денежные переводы между неродственниками могут расцениваться как ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Информацию о доходах населения специалисты ФНС смогут получать, например, из реестра недвижимости, базы регистрации транспортных средств, электронной отчетности о зарплатах, электронных расходах… По словам Свинцова, ФНС уже «до краев наполнена» сведениями о доходах. Разработки будущих двух лет будут касаться именно систематизации и обучения искусственного интеллекта выискивать подозрительные связи и активы. То есть реестр наконец позволит перейти от накопления данных к работе с ними.

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости © pixabay.com

Чего ждать обычному человеку

Daily Storm опросил нескольких специалистов в области налогообложения, и они высказали мнение, что среднестатистическому россиянину не стоит опасаться планов ФНС.

Абсолютно все контролировать нельзя, к тому же полный контроль — это слишком дорого. Тем более в условиях, когда государству необходимо увеличивать поступления в бюджет.

Чтобы создать всевидящую налоговую службу, нужно сперва найти на это средства. И просчитать, что эти вложения окупятся налоговыми сборами.

«Скорее всего, будет проводиться выборочный учет — то, что было предусмотрено в самом начале 1999 года в первой части Налогового кодекса. Контроль за совершением крупных покупок — автомобиля, акций, недвижимости.

Если домохозяйство подтвердит соотношение доходов с расходами, то никаких проблем не возникнет», — считает Николай Тютюрюков, профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при правительстве РФ.

С коллегой согласился экономист Валерий Сенков, доцент кафедры экономической безопасности РГУ имени Косыгина.

Он полагает, что разрабатываемая система станет крайне эффективным инструментом, но власти предпочтут использовать ее с умом: «Современные машины могут разгоняться до 220 километров в час.

Другое дело, что адекватные люди не ездят в районе таких скоростей. Я думаю, система будет выстроена на максимум, на 220, а вот работать должна в пределах здравого смысла».

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda

Налоговики, используя реестр населения, могут поделить налогоплательщиков на «зеленых», «желтых» и «красных», считает экономист. «Если вы в желтой зоне, то к вам дополнительное внимание, если в красной, то там может и человечек появиться, на комиссию пригласить», — пояснил он.

Однако государство вряд ли станет перегибать палку, убеждены опрошенные Daily Storm эксперты. Прежде всего, реестр поможет выявить необоснованные крупные доходы у госслужащих, чиновников и, конечно, преступные доходы. К тому же властям хорошо известна серьезная проблема всей России — бедность. Например, ситуации, когда родители-пенсионеры вынуждены помогать взрослым работающим детям.

«Я думаю, тотального контроля за доходами-расходами обычных физлиц не будет. Мишустин в этом смысле человек адекватный, тоже по земле ходит», — сказал Daily Storm один из собеседников.

Что значит попадание в реестр для работника с серой зарплатой

Серый доход, как правило, держат в наличных деньгах. Однако люди все чаще перекидывают кеш на карту, просто потому, что так удобнее. Частое появление «из ниоткуда» крупных сумм на счетах может вызвать интерес ФНС. «Начальник выдал теневую зарплату или теща помогла, а ты пошел и эти деньги внес на карту», — приводит пример Валерий Сенков.

Однако, как показывает практика, налоговики реагируют на такие операции в том случае, если деньги зачисляются регулярно и у человека резко и без видимых причин возрастает уровень благосостояния, появляется дорогая машина или недвижимость.

Но даже при таком раскладе ФНС не стремится сразу прессовать физлицо. Для начала инспекция изучит свои внутренние данные, проверит, совпадают ли доходы с расходами налогоплательщика или нет.

Небольшие нестыковки не воспринимаются как злонамеренный уход от налогообложения. «Налоговая служба, начиная с 2000-х годов, работает в пользу физлица. Согласно российским законам, налогоплательщик всегда считается добросовестным.

В отличие, кстати, от норм в зарубежных странах», — прокомментировал Николай Тютюрюков.

Если у инспекции все же возникли вопросы, то сначала человека предупреждают об этом, просят разъяснить ситуацию. Если ответ налогоплательщика удовлетворяет ФНС, то никакие санкции не применяются.

Но если человек не способен обосновать источник дохода, то наступает ответственность по закону, хотя и здесь налоговая инспекция дает шанс избежать штрафов.

ФНС просит заплатить подоходный налог с необоснованной суммы (13%).

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости © pixabay.com

«Например, человек купил машину за пять миллионов рублей. Если у него доход в три миллиона, а два не сходятся, то 13% взимаются с двух миллионов. В первую очередь государству важно вернуть деньги, а не засадить человека в тюрьму», — объяснил Николай Тютюрюков.

В том случае, если предупреждения не действуют на налогоплательщика, ФНС обращается в суд. Правда, и тут инспекция действует избирательно.

По словам собеседника Daily Storm, если привлекается состоятельный человек, то для начала ФНС изучает практику решения налоговых споров данного физлица.

Если у налогоплательщика сильный адвокат, то, вероятнее всего, инспекция не станет судиться. Проигрыш будет означать некомпетентность налоговых органов.

Когда дело все же доходит до тяжбы и суд обязывает гражданина уплатить налоги, ФНС выписывает на физическое лицо пени и штрафы. Уголовная ответственность наступает в соответствии со статьями 198 и 199 УК РФ (подробно и доходчиво меры наказания описаны здесь). Однако и в этой ситуации человек имеет право погасить задолженность досрочно, и тогда дело прекращают. 

Такая процедура касается плательщиков именно с подозрительной финансовой историей. Гоняться же за теми, кто иногда получает «сверхдоходы» на небольшие суммы, ФНС обычно не видит смысла.

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости © Global Look Press

 В первую очередь налоговая служба стремится контролировать не людей, а организации, которые пытаются проводить обнальные схемы. В том числе и для того, чтобы платить зарплаты в конвертах.

Ведутся проверки секторов, где аккумулируются наличные средства, — строительных рынков, продуктовых площадок. То есть объектов, на которых продавец не выдает чеки.

Это для государства куда важнее, поскольку серый рынок отнимает доход у белого сектора экономики. А граждане остаются без пенсионных накоплений.

«По нашим расчетам, [в России] остается 20% населения, которые не получают доходы в электронном виде», — оценил ситуацию с зарплатами экономист Валерий Сенков.

Впрочем, это не означает, что пятая часть россиян скрывает доходы. Речь идет о том, что поступления на банковские счета проще контролировать, а наличные деньги — гораздо сложнее.

Поэтому, по мнению экспертов, ФНС будет стараться выдавить кеш из денежного оборота.

Будут ли налоговики отслеживать переводы с карты на карту

Читайте также:  Застройщик Москвы-Сити объявил о проекте на юго-востоке Москвы

Один из главных страхов перед введением нового реестра связан с контролем карточных переводов. На самом деле в некоторых случаях он уже осуществляется.

Согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», налоговики могут получать доступ к банковской информации в рамках специальных налоговых проверок.

Исключение составляют операции на сумму от 600 тысяч рублей, о которых банки уведомляют ФНС автоматически. Правило сработает и в том случае, если человек перечислит крупную сумму родственнику, например, для покупки автомобиля.

Однако и здесь есть свои тонкости. Сейчас такие сведения собираются ФНС без применения какой-то специализированной системы. И не всегда налоговики на них реагируют. Но после создания единого реестра населения налоговые службы могут начать жестче контролировать подозрительные переводы.

Куда детальнее этот механизм отлажен у банков. Причем каждая организация сама выбирает, какая сумма кажется ей подозрительной. Заблокировать карту можно и при поступлении 300 тысяч рублей. 

«У моих клиентов больше всего проблем возникает не с налоговой службой, а именно со статьей 115-го закона о работе с банками, — рассказал Валерий Сенков.

— Как экспертное сообщество мы предлагали Михаилу Мишустину сократить количество дней на разблокировку счетов, которая происходит со стороны налоговой службы.

Обычно налогоплательщик быстро доказывает, что счет был заблокирован неправильно (достаточно подтвердить доход или написать, например, что долги отдали). Но сроки на разблокировку пока трактуются очень вольготно».

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости © pixabay.com

Принят закон об упрощении получения налоговых вычетов по НДФЛ

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости
На покрытие расходов по возврату налога из федерального бюджета будет выделено 2,344 млрд рублей.

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

 Артемовцы смогут получить вычеты по НДФЛ через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы.

Госдума приняла в окончательном чтении закон, направленный на упрощение порядка получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно закону, граждане РФ смогут получить вычеты по НДФЛ через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), не заполняя налоговые декларации и не собирая документы для подтверждения.

Как сообщает ТАСС, действующий в настоящее время механизм получения налоговых вычетов предполагает подачу налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) с подтверждающими право на вычеты документами по итогам налогового периода и возврата суммы, удержанного за год НДФЛ.

Принятый закон упрощает порядок получения налогоплательщиками следующих налоговых вычетов: имущественных — по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), инвестиционных — по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, а также позволяет автоматизировать процессы налогового администрирования в данной части.

Упрощенный порядок получения указанных налоговых вычетов предполагает бесконтактное взаимодействие налогоплательщиков — физических лиц с налоговыми органами посредством использования интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и автоматизированную проверку налоговым органом права налогоплательщика на получение налогового вычета за счет использования возможностей автоматизированной информационной системы ФНС. Такой порядок исключает необходимость заполнения налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и представления в налоговый орган подтверждающих документов в целях получения таких вычетов.

  • Обязанность налогоплательщиков — физических лиц по документальному подтверждению своего права на налоговые вычеты заменяется автоматизированной системой обработки поступившей в налоговые органы информации о расходах на приобретение недвижимого имущества и погашение процентов по ипотеке, а также о сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, в рамках информационного взаимодействия налоговых органов с внешними источниками данных — банками (участниками рынка ценных бумаг), отвечающими установленным требованиям для участия в правилах обмена информацией с налоговыми органами.
  • Что это даст
  • Внедрение упрощенного порядка приведет к существенному сокращению сроков предоставления отдельных налоговых вычетов и возврата денежных средств за счет ухода от процедуры обработки налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и сокращения срока проверки представляемых документов.
  • Основные поправки

Во втором чтении депутаты одобрили ряд поправок правительства — в частности, поправку, уточняющую момент возникновения права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета.

Как пояснял ранее статс-секретарь, замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, уточняется, что «право на имущественный налоговый вычет при приобретении прав на квартиру или комнату в строящемся доме возникает с даты акта приема-передачи объекта долевого строительства, при этом человек вправе обратиться за получением такого вычета после государственной регистрации прав налогоплательщика на эту квартиру или комнату».

Согласно поправкам, иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по месту их постановки на учет по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Речь идет также о раскрытии порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании — в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.

При выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом принимается решение о предоставлении налогового вычета полностью, либо решение об отказе в предоставлении налогового вычета полностью, либо решение о предоставлении или отказе в частичном налоговом вычете. Суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, должны быть уплачены в течение 30 календарных дней со дня направления налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика — по почте заказным письмом) соответствующего решения.

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Вы согласны, что капремонт дорожает из-за инфляции? Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

04.04.2021 6 759 4 Время на чтение: 11 мин. Рейтинг: Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru. Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам.

Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных.

Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

Фнс начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов.

Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход.

Читайте также:  Наследственные договоры будут иметь приоритет над завещаниями

Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам.

Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно.

Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний.

Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии.

И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок.

В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%).

Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии.

Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их.

Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Налоговая усиливает контроль за имуществом граждан – что нужно знать?

Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

ФНС всегда интересовалась, откуда у людей с небольшими доходами появляются машины, квартиры и другое дорогостоящее имущество. Но ранее такой активности не было. В настоящее время проверки ужесточились. Уже с этого года Росреестр, ГИБДД, а также банки стали более тесно сотрудничать с ФНС. При приобретении недвижимости или автомобиля регистрирующие органы сообщают информацию в налоговую для начисления налога на имущество, но, получив информацию, налоговая имеет право проверить собственника, а именно его доходы, и если они не высокие, то новому владельцу придется объяснить, откуда взялись деньги на столь дорогую покупку. Рассмотрим подробнее, что повлияло на такую активность и как себя обезопасить от подобных проверок.

Ужесточение контроля в 2019 году

С 2019 года появился так называемый налог на самозанятых. Теперь лица, которые получают доход в результате какой-либо деятельности, могут встать на учет и платить 4 или 6 процентов от дохода в упрощенном порядке и без дополнительных взносов.

Но такой эксперимент действует только в четырех регионах (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан), в остальных регионах в большинстве случаев нужно регистрировать ИП, если гражданин занимается предпринимательством.

Таким образом, у налоговой цель одна – выявить доходы граждан, чтобы взыскать налог и пополнить бюджет, ведь чем больше мы погружаемся в экономический кризис, тем яростнее ФНС ищет способы найти и обложить доходы граждан.

И одним из способов такого поиска является проверка граждан, которые приобрели дорогое имущество. К примеру, купил человек квартиру за 4 000 000 руб. Если он предприниматель или имеет хорошие заработки на протяжении длительного времени, то никаких подозрений, скорее всего, не будет.

Но если новый собственник в последнее время налоги не платил, доходы не декларировал, то возникает вопрос, откуда у него 4 000 000 руб.? Соответственно, у налоговой появляется повод проверить источники дохода.

Уже в этом году такие проверки увеличились в разы, об этом можно судить из различных историй в Интернете и по вопросам от пользователей.

Как происходит проверка

Если гражданин сделал дорогую покупку, например квартиру, не имея при этом больших доходов, с огромной долей вероятности его вызовут в налоговую инспекцию для проверки. Ему будет предложено подтвердить доходы, на которые он приобрел квартиру.

Если новый собственник не может подтвердить доход и не имеет документов, обосновывающих происхождение денег, то налоговая инспекция укажет на необходимость заполнить налоговую декларацию, указав сумму покупки, с которой и будет начислен налог в размере 13 %. Стоит квартира 5 000 000 руб.

, 650 000 руб. придется заплатить в качестве налога.

При этом налоговый инспектор приступает к давлению и угрозам, а именно начисления огромных штрафов, пеней и даже ссылается на статью уголовного кодекса, по которой неплательщика можно привлечь. Многие, находясь в состоянии небольшого шока, соглашаются на условия налоговиков.

Занимается всеми этим вопросами комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Деятельность комиссии отражена в письме Федеральной налоговой службы от 25 июля 2017 г.

№ ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам», с которым я рекомендую ознакомиться, особенно если планируете делать дорогостоящие покупки.

Как защититься от проверок

Стоит понимать, что одного лишь факта крупной покупки недостаточно, чтобы обязать гражданина заплатить налог. Ведь ничто не мешает сказать, что деньги накоплены, что дарили родственники небольшими суммами и т. п.

Тем не менее хоть какие-то документы, подтверждающие происхождение средств, нужно иметь.

Если это подарок на крупную сумму от родственников, то можно заключить договор дарения денежных средств. Если средства заемные, то лучше оформить договор займа. Если нет возможности отчитаться за доходы, то лучше воздержаться от крупной покупки, чтобы не привлечь внимание налоговой инспекции.

  • А если вы жители четырех регионов, где проходит эксперимент по самозанятым, лучше зарегистрироваться через приложение и отделаться малой кровью, заплатив 4 % (если доход от физических лиц), либо 6 % (если доход от юридических лиц).
  • Здесь можете узнать о проверке налоговой квартир пенсионеров.
  • Благодарю за внимание!

Сведения о правообладателях ранее учтенной недвижимости предлагается вносить в ЕГРН без учета их воли

31 марта правительство внесло в Госдуму законопроект № 933979-7, направленный на закрепление возможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости.

Содержание поправок

Как указано в пояснительной записке, отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, а также создает риск невозможности учета соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания недвижимости.

По мнению разработчиков, принятие такого закона поспособствует вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов.

Читайте также:  СТН ликвидируют – что будет с моим участком?

Отмечается, что сегодня в ЕГРН нет сведений о правообладателях примерно 25 млн ранее учтенных объектов, права на которые возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Причиной является отсутствие в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца.

При этом в силу прямого указания закона права на такое имущество признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Предлагается предусмотреть в законодательстве процедуру внесения в кадастр недвижимости ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости, наделив органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения полномочиями по выявлению таких правообладателей. При этом лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить письменные возражения.

Если возражения поступят в ОМСУ, то решение о выявлении правообладателя не принимается, при этом такой орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю. Вступившее в законную силу решение суда об установлении такого факта является основанием для принятия решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта.

В то же время в пояснительной записке подчеркивается, что изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Законопроект не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время.

Кроме того, предполагается дополнение ст.

17 Закона о полиции положениями, предусматривающими обязанность полиции представлять по запросам уполномоченных органов сведения о первичной выдаче и замене документа, удостоверяющего личность гражданина, выданного правообладателю ранее учтенной недвижимости, об адресах регистрации такого лица по месту жительства (актуальных и предыдущих), о дате и месте его рождения.

Предполагается, что реализация поправок в случае их принятия потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере около 5 млн руб.

Вместе с тем, добавляют разработчики, принятие законопроекта приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества и позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты от имущественных налогов.

Эксперты оценили проект как неоднозначный

Партнер Dentons Карина Чичканова отметила, что законопроект преследует несколько целей, и в первую очередь – фискальную, поскольку стремится пополнить региональные и местные бюджеты за счет налогов с ранее учтенных объектов.

Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества.

И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

«Необходимость такого регулирования возникла в связи с тем, что согласно действующему законодательству РФ у правообладателей ранее учтенных земельных участков нет обязанности зарегистрировать свое право, сведения о таком правообладателе вносятся в ЕГРН только на основании его заявления», – пояснила Карина Чичканова.

Предлагаемый законопроект наделяет органы местного самоуправления правомочием выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлять соответствующую информацию в Росреестр для регистрации правообладателя, пояснила она.

Для реализации такого правомочия органам местного самоуправления предоставляется широкий круг полномочий, в том числе право запрашивать сведения о лицах в полиции, пенсионном фонде, налоговой инспекции, у нотариуса, исследовать архивы, отметила эксперт.

В свою очередь юрист Dentons Мария Оболенская обратила внимание на отдельные этапы процедуры выявления правообладателя ранее учтенной недвижимости.

По результатам «расследования» орган местного самоуправления (орган исполнительной власти города федерального значения) готовит проект решения о выявленном правообладателе, который затем публикует на своем официальном сайте и направляет выявленному правообладателю.

В течение 30 дней со дня получения решения такое лицо может представить свои возражения в соответствующий орган, при этом уведомление будет считаться полученным и в случае возврата письма отправителю по истечении срока хранения, подчеркнула Мария Оболенская.

«Иное заинтересованное лицо также сможет обратиться с возражениями в тот же срок, однако узнает оно о таком решении, только если будет постоянно мониторить сайт соответствующего органа, – добавила юрист. – При наличии возражений решение о выявлении правообладателя принято не будет, а уполномоченный орган вправе обратиться в суд.

Возможность самого органа пересмотреть свое решение, например в случае очевидной ошибки или представления убедительных документов, почему-то не предусмотрена».

По словам Марии Оболенской, в законопроекте не до конца проработан механизм защиты прав и возмещения убытков заинтересованных лиц в случае, если данные о правообладателе окажутся неверными.

«Например, если в ЕГРН будут внесены неверные сведения о правообладателе объекта недвижимости, очевидно нарушение прав и настоящего правообладателя, и того лица, сведения о котором будут внесены, поскольку на последнего, например, может быть возложена обязанность по уплате налогов, – пояснила эксперт.

– С учетом этого собственникам ранее учтенной недвижимости, которые не внесли сведения о себе как о правообладателях, рекомендуем, не дожидаясь действий соответствующих органов, самим обратиться в Росреестр за регистрацией».

С другой стороны, рассуждает Мария Оболенская, встречаются ситуации, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями (неясностями) в приватизационных документах. Возможно, данный законопроект и поддержка органов местного самоуправления помогут решить такую проблему, предположила эксперт.

Карина Чичканова добавила, что нельзя назвать инициативу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости отрицательной. «Она действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам.

Однако предусмотренный законом механизм не должен создавать предпосылки для нарушения прав граждан и юридических лиц.

Учитывая, что законопроект только что внесен в Государственную Думу, его текст, скорее всего, претерпит изменения, поэтому для составления итогового мнения о нем необходимо дождаться финальной редакции», – заключила она.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов отметил, что законопроект о выявлении правообладателей ранее учтенной недвижимости был необходим еще 10–15 лет назад, но появился только сейчас. «Полагаю, в первую очередь – для увеличения налоговых сборов, что логично и понятно.

Хотя закон принесет некоторую пользу собственникам и иным правообладателям. Как правильно указано в законопроекте, в настоящее время значительное количество объектов недвижимости являются ранее учтенными», – пояснил эксперт.

По его словам, среди таких объектов большую долю составляют земельные участки, относящиеся в советское время к землям совхозов и колхозов.

«Следует поприветствовать попытку государства выявить правообладателей ранее учтенных объектов с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства.

Не должно быть ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги.

Ситуация парадоксальна, но сейчас она может иметь место», – прокомментировал инициативу правительства Игорь Ершов.

В то же время, по его словам, норма о праве уполномоченных органов обеспечить выполнение кадастровых работ с целью уточнения границ земельных участков может иметь очень большие последствия как для собственников ранее учтенных земельных участков, в частности в Московской области, где существует и такая категория участков, как многоконтурные участки, так и для лиц, владеющих земельными участками, установленные границы которых могут накладываться на ранее учтенный участок.

Младший юрист юридической фирмы ART DE LEX Владислав Кулаковский указал, что на сегодняшний день отсутствует удобный и доступный способ получения информации о владельцах недвижимости, сведения о которой были учтены ранее, что дестабилизирует гражданский оборот.

По мнению эксперта, у предложенного правительством решения этой проблемы есть ряд недостатков, к которым, в частности, относится риск лишения права собственности без судебного разбирательства.

«Это возможно, если ОМСУ при анализе полученной информации придет к выводу о том, что “выявленным правообладателем” является лицо X, в то время как лицо Y (законный правообладатель) не сможет в установленные 30 дней подать аргументированные возражения на проект решения.

Можно заметить, что такая возможность напрямую нарушает установленный Конституцией принцип, согласно которому никто не может быть лишен права собственности на свое имущество иначе как через судебное разбирательство», – пояснил Владислав Кулаковский.

Таким образом, заключил он, нельзя назвать предложенное регулирование полностью верным, однако действия, которые направлены на сбор информации, ее анализ и подготовку проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являются правильными, так как это позволит аккумулировать доступные сведения из различных источников в рамках органа местного самоуправления, заключил эксперт.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *