Импортозамещение в строительстве произойдет минимум через 5-10 лет

14.04.2015

Строительные материалы

Импорт строительных материалов упал на десятки процентов

  • До 5 марта Минстрой, Минпромторг и Минэкономразвития, согласно поручению премьера Дмитрия Медведева, должны были представить предложения по ограничению импорта стройматериалов, что должно было стать толчком для развития производства отечественных стройматериалов по всей стране.
  • «Рейтинговое агентство строительного комплекса» (РАСК) для того, чтобы наглядно проследить, как происходит импортозамещение в России, взяло для анализа три вида строительных материалов: цемент, кирпич, черепица.

По данным Росстата, в России одним из основных факторов, сдерживающих производственную деятельность строительных компаний, является удорожание строительных материалов (рис. 1).

Импортозамещение в строительстве произойдет минимум через 5-10 лет

Согласно другому опросу Росстата, по состоянию на I квартал 2015 года 84% компаний отмечают повышение цен на материалы, при этом пункт «Повышение большими темпами» отметили 40% организаций против 12% в IV квартале 2014 года.

Вышеизложенная информация Росстата подтверждается данными РАСК, полученными при проведении опроса профессионалов строительной отрасли для расчета Индекса конкурентоспособности строительной отрасли (ИКСО).

Так, 86% опрошенных компаний ожидают повышения стоимости материалов по итогам первого квартала текущего года.

Приглашаем принять участие в опросах и указать свое видение ситуации, сложившейся в строительной отрасли в I квартале 2015 года, а также указать свои ожидания касательно II квартала 2015 года: www.rask.ru/ikso .

В I квартале 2014 года импорт составлял 10-12% от объема производства, однако в I квартале 2015 года произошло резкое снижение до 2-3%.

Наименование материала год
I квартал 2014 I квартал 2015
Производство Импорт Производство Импорт
Цемент, кг 6 387600 000 815 851 430 6 325200 000 147 383 409
Черепица, кг 46 246 000 4 653 178 53 738 000 1 990 296
Кирпич, кг 1 480 530 000 156 839 297 1 773 900 000 25 881 243

За I квартал 2015 года произведено всего на 1% меньше цемента, чем за аналогичный период в прошлом году – 6 325 тыс. тонн. Основными производителями являются Центральный (24%), Приволжский (23%) и Южный (17%) федеральные округа.

В этих же федеральных округах отмечаются одни из наибольших значений падений импорта: так, к примеру, в Южном округе импорт уменьшился с 116,5 тыс. тонн до 7,1 тыс. тонн, то есть на 94%, а в Приволжском округе, по данным Таможни, и вовсе отсутствует импорт материалов данного вида.

  Таким образом, согласно данным Таможенной службы, совокупный импорт цемента на территорию Российской Федерации уменьшился более чем на 80%.

Федеральный округ Импорт товара в I квартале 2014 года (кг Импорт товара в I квартале 2015 года (кг) Импорт упал на
01-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 236 672 784 36 109 775 85%
02-СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 346 285 393 73 505 153 79%
03-ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 116 468 141 7 117 500 94%
04-ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 0%
05-УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 59 827 46 950 22%
06-СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 17 167 370 540 000 97%
07-ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 32 930 115 14 112 531 57%
08-СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 66 267 800 15 951 500 76%
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 815 851 430 147 383 409 82%

При этом основными экспортерами являются Белоруссия (29%) и Литва (22%). Стоит отметить, что в основном импорт происходит из стран-соседей федерального округа. К примеру, Центральный округ в основном импортирует из Белоруссии, а Дальневосточный — из Китая.

Черепицы за I квартал 2015 года произведено 1100 тыс. кв. м, что на 10% выше показателя за 2014 год.

Основным производителем является Центральный федеральный округ, на который приходится порядка 50% от общего объема производства.

Порядка 70% импорта приходится на Северо-Западный федеральный округ, остальные либо не закупаются за границей, либо делают это в незначительных объемах. Основными экспортерами являются Германия (40%) и Польша (27%).

Федеральный округ Импорт товара в I квартале 2014 года (кг Импорт товара в I квартале 2015 года (кг) Импорт упал на
01-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 796 264 528 263 34%
02-СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 3 754 709 1 456 399 61%
03-ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 34 365 100%
04-ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 0%
05-УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 0%
06-СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 1 052 100%
07-ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 66 788 5 634 92%
08-СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 0%
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 4 653 178 1 990 296 57%

За аналогичный период произведено 591 млн единиц кирпича, что на 20% выше показателя за 2014 год.

Основным производителем является Приволжский федеральный округ, на который приходится порядка 45% от общего объема производства.

По величине импорта он находится на третьей позиции (первая позиция – минимальное значение импорта), уступая только Северо-Кавказскому и Дальневосточному. Основными экспортерами являются Белоруссия (42%) и Китай (14%).

Федеральный округ Импорт товара в I квартале 2014 года (кг Импорт товара в I квартале 2015 года (кг) Импорт упал на
01-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 96 101 821 11 168 956 88%
02-СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 41 781 580 8 401 995 80%
03-ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 2 751 734 1 795 382 35%
04-ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 2 550 796 925 221 64%
05-УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 7 273 057 1 472 579 80%
06-СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 3 937 297 1 457 450 63%
07-ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 2 203 988 658 227 70%
08-СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 239 023 1 433 99%
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 156 839 297 28 881 243 83%
  1. На примере трех видов строительных материалов отслеживаются следующие тенденции:
  2. 1. Увеличение или сохранение объемов отечественного производства (кроме цемента);
  3. 2. Уменьшение импорта данных товаров на 70-80% относительно аналогичного периода прошлого года;

3. Для приграничных федеральных округов большую часть импорта составляют товары, произведенные в соседних странах (пример: Белоруссия, Китай).

Уменьшение импорта не могло не сказаться на стоимости строительства квадратного метра жилья: по данным Росстата, снижение стоимости произошло практически во всех субъектах.

Однако по анализу, проведенному РАСК, данный показатель не в полной мере отражает реальную картину, так как на среднюю стоимость строительства квадратного метра значительно повлияла переориентация компаний на строительство жилья эконом-класса и отказ от ряда проектов бизнес-класса.

Это косвенно подтверждается данными Росстата по объемам строительства. Так, в первом квартале 2015 года произошло снижение на 3,5%. Максимальное снижение наблюдается в Дальневосточном федеральном округе — на 34%.

Импортозамещение в России только начинает себя проявлять, и в текущей ситуации дополнительными инструментами реализации импортозамещения могут стать субсидирование производства внутри страны и активная поддержка Правительства, направленная на повышение уверенности инвесторов в наличии необходимого уровня спроса на строительные материалы на последующие периоды, что в конечном итоге приведет к стимулированию производства. В связи с этим  необходимо введение долгосрочной программы развития отрасли на период от 5 лет, учитывая длительный срок окупаемости любого производства.

  • Федор ВЫЛОМОВ, главный аналитик отдела репутационного анализа
  • Рейтингового агентства строительного комплекса» (РАСК)

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Импортозамещение в 2021 году: чего добилось правительство за 7 лет

Импортозамещение в строительстве произойдет минимум через 5-10 лет

Несколько лет назад импортозамещение было одним из основных трендов российской политики. Сейчас страсти поутихли, но программу никто не отменял. Тем временем импортозамещение все оценивают по-разному – кто-то говорит, что бизнес чувствует себя неплохо, а кто-то критикует за рост цен. Мы оценим, что было сделано с запуска первой программы в 2012 году, и как изменилась ситуация у отечественных производителей за последние годы.

О том, что России нужно производить товары, ввозимые из-за границы, начали много говорить только с 2014 года в связи с известными событиями. Но на самом деле политика импортозамещения имеет более долгую историю.

Проблема зависимости от импортных товаров появилась еще в 90-е годы – как считают экономисты, всему виной стал переход от производства продукции с высокой добавленной стоимостью к продукции с высокой рентабельностью.

Слишком сильное «увлечение» импортом бьет и по платежному балансу – особенно если экспортные товары дешевеют.

Более-менее системно решать проблему начали еще с 2012 года – то есть, как минимум за 2 года до Крыма и санкций. Тогда была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет.

Но в итоге программу пришлось пересмотреть – случились всем известные события, против России ввели санкции, а Россия ответила на них контрсанкциями (ведь отсутствие импортных продуктов – это запрет со стороны России, а не запада).

В правительстве начали усиленно готовить почву под программу импортозамещения: приняли новую версию программы, а в 2015 году создали специальную Правительственную комиссию по вопросам импортозамещения.

Что такое импортозамещение, и так понятно – это такая политика, при которой ввозимые из-за рубежа товары (или объекты интеллектуальной собственности) постепенно замещается тем, что произведено внутри страны. Импортозамещение преследует две основные цели:

  • снизить зависимость от импорта (что в будущем смягчит политические и валютные риски);
  • за счет запуска новых производств и модернизации уже имеющихся обеспечить устойчивый рост разных секторов экономики.
Читайте также:  Составлен рейтинг лучших и худших городов для жизни

Обеспечить все это можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (льготные кредиты, упрощенная сертификация, более простой доступ на рынок). В России с переменным успехом применяются оба метода.

На практике программа импортозамещения в России активнее всего реализуется в нескольких сферах:

  • сельское хозяйство. В 2014 году оказалось, что Россия закупает за рубежом слишком много продовольствия – и часто в ущерб национальному производителю. Поэтому были введены контрсанкции, запретившие продукты из многих стран, в дополнение к этому государство поддержало отечественных сельхозпроизводителей. Это были и льготные кредиты, и субсидии, помогло и закрытие российского рынка от импорта;
  • машиностроение. Несмотря на наличие серьезных машиностроительных производств, достаточно много промышленного оборудования и другой сложной продукции закупалось за границей. Здесь серьезных импортных ограничений не было, все свелось к активной поддержке производителей со стороны Минпромторга;
  • информационные технологии. Создан реестр отечественного ПО, на него буквально в принудительном порядке переводят государственные учреждения, образование, медицину и другие сферы. К тому же развивается и производство «железа» – уже есть российские процессоры («Байкал», «Эльбрус»), правда, производятся они пока еще за границей;
  • государственные закупки. Закупки стали одним из важных пунктов импортозамещения – правительство может буквально в ручном режиме управлять ограничениями на закупку товаров государственными учреждениями. Например, со второй половины прошлого года российские больницы могут закупать только российские средства индивидуальной защиты (маски и все остальное).

Программа по импортозамещению пока не выполнена, периодически правительство сдвигает сроки ее окончания по отдельным направлениям и пересматривает условия. Пока основной вопрос ко всему этому – финансирование. Как рассказывает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, государство участвует в финансировании проектов импортозамещения в разных форматах:

С 2018 года основные программы развития в России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.

Но вот другой вопрос – насколько это все было целесообразно – возникает в 2021 году все чаще.

Насколько все получилось?

Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет.

Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру.

Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.

На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.

Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.

Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:

2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020

Мясо крупного рогатого скота (свежее) 220 190 178 199 185 203 195 205 227 242 248
Свинина (свежая) 755 815 942 1232 1438 1655 1947 2171 2415 2491 2788
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 2774 3028 3405 3610 3979 4340 4464 4839 4877 4840 4768
Изделия колбасные 2439 2486 2533 2502 2475 2445 2436 2259 2282 2282 2361
Рыба живая, свежая или охлажденная 1151 1395 1399 1461 1168 1176 1341 966 1001 954 968
Филе рыбное мороженое 71,7 86,2 94,3 108 110 123 141 146 155 163 174
Замороженные овощи и фрукты 24,5 38,4 40,2 45,3 45,8 55,4 71,7 62,6 55,9 83,7 100
Фрукты, ягоды и орехи сушеные 3,5 3,8 4,1 10,1 12 12,2 11 15,6 16,8 22,2 24,7
Молоко 4944 4926 5267 5386 5349 5449 5569 5390 5457 5425 5514
Сливки 80,6 83,4 95,2 103 115 121 125 133 150 163 188
Творог 377 383 396 371 387 416 410 486 501 469 491
Масло сливочное 210 217 214 225 250 256 251 270 267 269 282
Сыры и продукты сырные 437 432 451 435 499 589 605 464 467 540 566
Продукты кисломолочные 2388 2318 2430 2521 2520 2445 2492 2896 2819 2793 2751

А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).

Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:

  • импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
  • растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
  • производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
  • производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.

С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.

Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.

На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).

Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:

Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.

Что было хорошего, а что – не очень?

Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие 6 лет (а если считать от старта программы 2012 года – то 8 лет), то правильнее всего будет выразить их так:

  • российские компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта;
  • дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары (те же известные белорусские креветки);
  • потребители в целом оказались в минусе – из-за продовольственного эмбарго цены на продукты выросли, а российские аналоги все еще не достигли уровня качества оригинальных товаров.

Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей – то это безусловный успех, но с точки зрения потребителей – радоваться пока нечему.

Например, по результатам одного из исследований (за 2019 год) оказалось, что россияне каждый год теряли из-за контрсанкций и неудачной политики импортозамещения по 520 миллиардов рублей в постоянных ценах, а выигрывали от этого лишь 75 миллиардов. Соответственно, чистые потери – 445 миллиардов рублей в год. В переводе на конкретных россиян это около 3 тысяч рублей в год.

В некоторых сегментах политика импортозамещения имела критические проблемы.

Например, российские власти запретили ввоз в страну некоторых зарубежных лекарств и медицинского оборудования – мотивировав это тем, что в России этих наименований производится достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос.

Однако потом выяснилось, что тысячи человек (преимущественно детей) страдали от заболевания, помочь с которым может только запрещенный препарат. А запрет на ввоз аппаратов ИВЛ создал в период пандемии фактическую монополию одного российского производителя.

В сфере IT все оказалось еще сложнее. Некоторым государственным учреждениям запретили покупку иностранного ПО и оборудования. Но по факту в России просто не производятся нужные наименования, и в результате госорганы вынуждены закупать псевдороссийское оборудование с переклеенными этикетками и пользоваться российскими платными программами, переделанными из зарубежного свободного ПО.

Как считает Мария Ермилова, если оценивать результаты в комплексе, то все окажется не так однозначно:

Тем не менее, политику импортозамещения никто не отменял, да и основные результаты по ней подводить пока рано. Но какие проблемы в ее реализации стали очевидны уже сейчас?

Что можно было бы сделать иначе?

Итак, за несколько лет импортозамещения Россия делает заметные успехи в некоторых направлениях, в большинстве сфер эти успехи едва заметны, а кое-где проблемы такие, что впору уже сомневаться в целесообразности такой политики. Основная проблема в том, что российские аналоги импортных товаров не могут конкурировать с ними ни по цене, ни по качеству.

Россиянам приходится тратить больше денег на менее качественные продукты – и с точки зрения борьбы с бедностью в стране это выглядит не очень хорошо. Тем временем высокие чиновники говорят, что основная цель импортозамещения – не только насыщение внутреннего рынка, но выход на мировой.

С этим, однако, есть проблемы. Как отмечают эксперты, конкурентоспособность продукции зависит не только от доступности импортных аналогов – все упирается в импортное оборудование, которое эффективнее российского и позволяет экономить. Но чтобы создать с нуля производственную базу, нужно несколько лет – за которые подготовленное оборудование будет уже устаревшим.

Экономисты, чтобы повысить эффективность российского импортозамещения, предлагают сосредоточиться на 4 ключевых направлениях:

  • нормативная база. Программы и дорожные карты социально-экономического развития должны быть максимально подробно расписаны, но главное – не забывать о промежуточном контроле и соответствующих поправках;
  • инфраструктура. Мало разработать и произвести продукцию, ее нужно кому-то продать – и тут может помочь государство. Перспективными направлениями считаются технопарки, кластеры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и не только;
  • финансирование. Здесь все, как всегда – нужны льготные кредиты (многие кредитные программы для малого бизнеса в России не востребованы из-за плохой проработки), а также субсидии, гранты, лизинговые программы;
  • маркетинг. Государство на федеральном и региональном уровнях может приложить больше усилий для продвижения товаров из категории «Сделано в России». Если в 2014-2015 годах на этом делали акцент, то сейчас импортозамещение постепенно уходит из информационного поля.

А еще государство должно признать, что политика импортозамещения в действующей ее версии недостаточно эффективна – но это уже вопрос скорее из сферы политики.

Импортозамещение стройматериалов в РФ даст эффект через 5-10 лет – эксперты

Однако о полном импортозамещении пока говорить слишком рано. Как рассказал партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский, в сегменте эконом-класса импортных материалов и компонентов не более 20% на всех этапах строительства, в бизнес-классе на этапе строительства доля импорта не более 30%, на этапе отделки — достигает 50-60%.

В сегменте элитного жилья на этапе отделки доля импорта может достигать 90%, отмечает Котровский.

Такой большой объем импортных стройматериалов при возведении дорогого жилья объясняется тем, что именно использование зарубежной продукции позволяет застройщикам позиционировать жилье в более высоком ценовом сегменте.

Чаще всего девелоперы используют лифтовое оборудование иностранного производства и импортные инженерные системы.

Незаменимая инженерия

Отечественные производители за последние годы существенно подтянули качество продукции, но по некоторым западным образцам до сих пор нет достойной альтернативы, говорит гендиректор Tekta Group Дмитрий Коновалов. В первую очередь, по его словам, речь идет о материалах, необходимых для проведения фасадных работ и оборудовании для прокладки инженерных сетей.

Полностью заменить качественные материалы, которые поставляются из других стран, пока невозможно, говорят эксперты.

«Лишь 15% отделочных материалов и инженерно-технического оборудования поставляется странами Таможенного союза, остальное — Европа и Китай», — отмечает гендиректор компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук.

При этом, добавляет она, в импортозамещении ряда стройматериалов — стекла, цемента и железобетонных конструкций — российские производители вполне преуспевают.

Более того, по словам управляющего партнера консалтинговой компании «СМПРО» Владимира Гузя, на горизонте до 2020 года в России ожидается большой профицит цементных мощностей.

Чтобы потребители почувствовали нехватку цемента к 2020 году, ежегодный рост потребления должен составлять не менее 10%, продолжает собеседник агентства. На деле этот показатель сокращается. Так, за четыре месяца этого года спрос уменьшился на 11%, констатирует Гузь.

Как слезть с иглы

Переходу на импортозамещение способствует резкое удорожание стройматериалов.

Процесс роста стоимости начался еще осенью 2014 года, но основной скачок цен пришелся на первые месяцы этого года, когда заключались новые контракты и поставщики озвучивали цены, привязанные к курсу валют.

Если осенью рост цен на импорт составлял 5-20%, то в первом квартале 2015 года он составил от 30 до 50%, говорит Котровский.

Западные производители стройматериалов были вынуждены сократить свой ассортимент, добавляет Аслан Байзулаев. Наряду с этим на российский рынок пришли производители из Азии. Не желая терять долю рынка, многие европейские компании активно начали локализировать производство.

«Если мы говорим о своем ассортименте, то у нас в зависимости от продуктовой линейки локализовано от 50 до 90% торгуемой нами продукции.

К примеру, если посмотреть на добавки в бетон, то за последние полгода спрос на продукты европейского производства исчисляется в пределах 10% от представленных в линейке материалов.

На добавки, производимые на наших заводах в Московской области и Казани, — около 90%», — рассказывает гендиректор «БАСФ Строительные системы» Сергей Ветлов.

Он отмечает, что основные плюсы применения локальных материалов заключаются в сокращении сроков поставки и доступности технической поддержки: компании начинают производить материалы, адаптированные под российское строительство, уточняет эксперт.

Впрочем, девелоперы опасаются, что замена импортных материалов на отечественные может увеличить сроки реализации проекта. «Произвести замену, когда проект прошел экспертизу, трудоемко — потребуются дополнительные временные и финансовые затраты», — объясняет первый замгендиректора ГК «МИЦ» Даромир Обуханич.

Поддержка сверху

Способы импортозамещения активно ищут в правительстве. «Сейчас проводится работа по актуализации «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года».

В соответствии с планами стратегии, ежегодные объемы производства основных стройматериалов должны увеличиться в 1,5-2 раза.

Выпуск цемента и кирпича должен вырасти более чем на 50%, теплоизоляционных материалов — более чем на 73%, а нерудных материалов — более чем в два раза», — рассказывает директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко.

Также в ближайшее время в России может появиться объединение производителей стройматериалов, которое позволит наладить диалог между производителями, Минпромторгом и Минстроем для выработки мер поддержки стройиндустрии. Через нацобъединение участники рынка смогут вносить свои предложения по развитию отрасли.

Кроме того, в июле 2015 года вступает в силу закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который содержит меры поддержки высокотехнологичных производств в строительстве.

Инвестиции в производства предполагается стимулировать за счет внедрения механизма специального инвестиционного контракта, а также фонда поддержки промышленности (ФПП).

Фонд будет направлять средства на модернизацию существующих предприятий по ставкам на уровне европейских — до 5% в год.

Плюсы и минусы

В перспективе ближайших лет потребители вряд ли получат какую-либо выгоду, считают в Tekta Group. «Сейчас даже об экономической выгоде речи не идет: цены на российские товары выросли вместе с курсом валют», — отмечает Коновалов. Он добавил, что плюсы от импортозамещения будут видны через 5-10 лет.

Российские производители, которые начали строительство заводов в рамках импортозамещения, смогут предложить свой продукт не ранее чем через 3 года, дополняет коллегу Байзулаев.

«Насколько возможно снижение стоимости, зависит от вида материалов. Если продукт производится здесь, но все его сырье импортное, то такая локализация не приведет к уменьшению цены. При использовании отечественного сырья, мы можем говорить о снижении стоимости от 10 до 20% по отношению к импортным аналогам», — подчеркивает Ветлов.

Если импортозамещение происходит только ради импортозамещения, когда не учитывается качество применяемых товаров, а в приоритете стоит страна происхождения, то может возникнуть ситуация, когда строители используют менее качественные материалы. В этом случае может снизиться стоимость самого строительства, но дальнейшая эксплуатация сооружения становится гораздо дороже в связи с частой необходимостью в проведении ремонта, предупреждает Ветлов.

Итоги за 5 лет. Д. Медведев проверил, как идет импортозамещение в ТЭК и не только

Импортозамещение не только призвано обеспечить безопасность страны – это, по сути, ключевой инструмент развития производственной базы наиболее важных отраслей

Москва, 11 дек — ИА Neftegaz.RU. Все оборудование, которое сейчас планируют закупить компании ТЭК для объектов энергетики, произведено в России. Об этом заявил премьер-министр РФ Д. Медведев на заседании правкомиссии по импортозамещению 10 декабря 2019 г. На заседании подвели итоги почти 5-летнего периода реализации политики импортозамещения в ключевых отраслях промышленности, сельском хозяйстве и экономике страны в целом. Основные тезисы выступления Д. Медведева:

Официоз

—  импортозамещение не только призвано обеспечить безопасность России – это ключевой инструмент развития производственной базы наиболее важных отраслей промышленности, в которых зависимость от импорта продукции, услуг, технологий весьма высока.

Затраты и темпы развития

  • в течение 2015–2018 гг. на импортозамещение в промышленности было направлено более 1,6 трлн руб. – сумма огромная!
  • это позволило запустить процессы импортозамещения в целом ряде отраслей;
  • наиболее успешно растет пищевая, перерабатывающая промышленность, неплохо увеличились объемы нашей отечественной продукции в машиностроении, радиоэлектронной промышленности, лесной отрасли, стабильный рост также в химической промышленности;
  • я назвал отрасли, в которых рост составил примерно от 10 до 30%. В других этот рост пониже, но он тоже есть;
  • необходимо, чтобы темпы развития были выше и в других сферах; 
  • для этого мы запланировали в 2019-м и следующем годах финансирование проектов по импортозамещению в размере около 1,3 трлн руб.

Что сделано в ТЭК за 5 лет

  • несколько примеров успешной работы по созданию новых материалов и продукции для ТЭК.

— система для бурения нефтяных и газовых скважин, — материалы, которые применяются в строительстве дорог, автопроме, нефтегазовом секторе.

  • успехи в строительстве новых заводов.

— в г. Челябинске было запущено предприятие по производству высоковольтных электродвигателей, которые нужны в нефтянке, судостроении, энергетике и др. отраслях промышленности.

Отраслевые планы мероприятий

— в настоящее время действуют 23 отраслевых плана мероприятий по импортозамещению в приоритетных гражданских отраслях промышленности. — многие из них рассчитаны на период до 2021 г., т.е. 2020 г. – последний. — необходимо оценить их эффективность с учетом приоритетов, которые определены в национальных проектах и комплексном плане модернизации, в т.ч. по увеличению объемов экспортных поставок. — в рамках действующих планов предусмотрено более 1,7 тыс. проектов по импортозамещению. Они на разных уровнях исполнения, но более 2/3 –заработали. Им будут оказывать поддержку и в дальнейшем – через субсидирование из бюджета и систему госзакупок.

Инвестиционные контракты

— это инструмент, который доказал свою эффективность. — специальные инвестиционные контракты обеспечивают бизнесу стабильные условия работы. — в 2019 г. механизм был доработан, приняты законы, которые позволяют внедрять новый вариант специнвестконтракта (СПИК 2.0). Новый контракт гарантирует инвесторам особые условия для вложений в высокотехнологичные проекты, в т.ч.:

  • исключает входной порог по минимальному объему инвестиций;
  • позволяет вкладываться на долгие сроки (15–20 лет). 

В настоящее время завершается процесс подготовки документов, необходимых для начала его работы.

Закупка оборудования для ТЭК

Особый порядок импортозамещения действует в компаниях ТЭК. В каждой из них существуют свои корпоративные планы, благодаря которым доля отечественной продукции в закупках в этой сфере выросла до 85–90%. Есть предложения по корректировке ряда корпоративных планов с учетом отраслевой специфики, в т.ч. речь идет о создании перечня потребностей компаний в оборудовании и технологиях. Все оборудование, которое планируется закупить, – произведено в России. Это на самом деле один из важных итогов нашей с вами совместной работы. Есть целый ряд отраслей промышленности, в которых применяют не просто новейшие технологии, но и такие виды оборудования, которые существуют в единственном экземпляре. Их изготавливают на заказ, заранее просчитать смету бывает непросто. При поставке даже стандартного оборудования может быть такая ситуация, когда его приходится адаптировать под конкретного заказчика. В результате увеличиваются сроки, особенно если оборудование делают для госкомпаний, в отношении которых действуют нормы законодательства о госзакупках. Что нужно сделать:

  • нужно упростить порядок закупки нестандартизированного оборудования;
  • нужно подготовить четкое и непротиворечивое регулирование данного вопроса, в то же время не создавая возможности для того, чтобы на такого рода нестандартизированное оборудование происходил неконтролируемый рост цен;
  • необходимо утвердить положение о деятельности подкомиссии, которая занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса, определив ее полномочия по закупке продукции в зарубежных странах.

Напомним, 1 год назад — в декабре 2019 г. — Минэнерго и Минпромторг анонсировали создание Центра компетенций импортозамещения и Аналитического центра развития цифровых, инновационных и импортозамещающих технологий в ТЭК. Предполагается, что Центр, в т.ч., будет обеспечивать мониторинг  разработки, производства, испытания и применения новейших разработок в сфере ТЭК.

А. Игнатьева

Источник : Neftegaz.RU

Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

10 декабря 2019 14:30

О реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности и топливно-энергетическом комплексе.

Вступительное
слово Дмитрия Медведева
:

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению

Сегодня на заседании Правительственной комиссии по
импортозамещению обсудим, как идёт импортозамещение в ключевых отраслях
промышленности, сельском хозяйстве и вообще в экономике нашей страны.

За почти пять
лет, со второй половины 2014 года, мы целенаправленно придерживаемся курса на
импортозамещение.

Оно не только призвано обеспечить безопасность страны – это,
по сути, ключевой инструмент развития производственной базы наиболее важных
отраслей, в которых зависимость от импорта продукции, услуг, технологий весьма
высока.

В течение 2015–2018 годов на импортозамещение в
промышленности было направлено более 1,6 трлн рублей – сумма огромная! Мы
продолжаем оказывать поддержку в замещении импорта по важнейшим направлениям.
Это позволило запустить процессы импортозамещения в целом ряде отраслей.

Наиболее успешно растёт пищевая, перерабатывающая промышленность, неплохо
увеличились объёмы нашей отечественной продукции в машиностроении, радиоэлектронной
промышленности, лесной отрасли, стабильный рост также в химической промышленности.

Я назвал отрасли, в которых рост
составил примерно от 10 до 30%. В других этот рост пониже, но он тоже есть. Необходимо,
чтобы темпы развития были выше и в других сферах. Давайте обсудим, как эту
работу ускорить.

Для этого мы запланировали в этом и следующем годах финансирование
проектов по импортозамещению в размере около 1,3 трлн рублей.

Приведу только несколько примеров успешной работы по
созданию новых материалов и продукции. Это ДНК-тесты, которые помогут вовремя
выявить тяжёлые заболевания, включая онкологические.

Это современное
реанимационное, неонатальное, анестезиологическое медицинское оборудование. Это
система для бурения нефтяных и газовых скважин.

Это материалы, которые применяются
в строительстве дорог, автопроме, нефтегазовом секторе.

Построен и ряд новых заводов. Как в Челябинске, где
было запущено предприятие по производству высоковольтных электродвигателей,
которые нужны нефтянке, в судостроении, энергетике, других отраслях.

Сегодня у нас действуют 23 отраслевых плана
мероприятий по импортозамещению в приоритетных гражданских отраслях
промышленности.

Многие из них рассчитаны на период
до 2021 года, то есть следующий год – последний. Нужно оценить их
эффективность с учётом приоритетов, которые определены в национальных
проектах и комплексном плане модернизации, в том числе по увеличению объёмов
экспортных поставок.

В рамках действующих планов предусмотрено
более 1,7 тыс. проектов по импортозамещению. Они сейчас на разных уровнях
исполнения, но более двух третей – уже заработали. Мы, конечно, будем им
оказывать поддержку и в дальнейшем – и через субсидирование из бюджета, и через
систему государственных закупок.

Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Ещё одним инструментом, который доказал свою
эффективность, стали специальные инвестиционные контракты, которые обеспечивают
бизнесу стабильные условия работы. В этом году механизм был доработан, приняты
законы, которые позволяют внедрять новый вариант этого специнвестконтракта, или,
как его иногда называют, СПИК 2.0.

Новый контракт гарантирует инвесторам
особые условия для вложений в высокотехнологичные проекты, в том числе
исключает входной порог по минимальному объёму инвестиций. И позволяет
вкладываться на долгие сроки (15–20 лет).

Сейчас завершается процесс
подготовки документов, которые нужны для начала его работы, – подзаконных актов.

Особый порядок импортозамещения действует в
компаниях топливно-энергетического комплекса.

В каждой из них существуют свои
корпоративные планы, и благодаря им доля отечественной продукции в закупках
компаний выросла до 85–90%.

Есть предложения по корректировке ряда корпоративных планов с учётом отраслевой специфики. В
том числе – о создании перечня потребностей компаний в оборудовании и
технологиях. Сегодня мы тоже об этом поговорим.

Ещё один вопрос повестки дня совещания – это закупка
оборудования для объектов энергетики. Сейчас в детали вдаваться не буду, но
обращаю внимание на то, что всё оборудование, которое планируется закупить, –
произведено в России. Это на самом деле один из важных итогов нашей с вами совместной
работы.

Нужно обсудить также предложения по нормативному
регулированию, по его обновлению.

Во-первых, нужно упростить порядок закупки
нестандартизированного оборудования. Есть целый ряд отраслей, в которых
применяют не просто новейшие технологии, но и такие виды оборудования, которые
существуют в единственном экземпляре.

Их изготавливают на заказ, заранее
просчитать смету бывает непросто. И при поставке даже стандартного оборудования
может быть такая ситуация, когда его приходится адаптировать под конкретного
заказчика.

В результате увеличиваются сроки, особенно если оборудование делают
для госкомпаний, в отношении которых действуют нормы законодательства о
государственных закупках.

Поэтому нужно подготовить чёткое и непротиворечивое
регулирование этого вопроса, в то же время не создавая возможности для того,
чтобы на такого рода нестандартизированное оборудование происходил неконтролируемый
рост цен.

Во-вторых, нам нужно будет утвердить положение о
деятельности подкомиссии, которая занимается вопросами оборонно-промышленного
комплекса. Определить её полномочия по закупке продукции в зарубежных странах.

Такой набор вопросов. Давайте послушаем наших
коллег.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *