Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке Агенство Москва Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

Григорий Ревзин, архитектурный критик:

Изъятие недвижимости ради улучшения внешнего вида города — это, конечно, удивительно.

Если речь идет о выкупе территории за компенсацию для строительства автомобильной дороги — это еще куда ни шло, потому что поможет наладить транспортные связи.

Но если разговор исключительно об улучшении облика города, то это довольно странно, потому что это категория эстетическая, тут важны личные оценки, а их я не готов комментировать.

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

Янис Юкша, адвокат:

Сейчас полно инструментов, которые позволяют проводить подобные операции без всевозможных шумных разговоров. Например, если сооружения мешают строительству транспортных связей, то снос зданий укладывается в рамки существующего закона. Мы помним подобные действия перед Олимпиадой в Сочи, когда состоялся принудительный выкуп определенных домов для строительства олимпийских объектов.

В этой ситуации самое важное условие с точки зрения исполнения закона и социальной справедливости — это честная и адекватная компенсация утраченной недвижимости. Такие механизмы применяются во всем мире — например, очень активно в Великобритании, Франции, Германии, США.

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

Игорь Некрасов, адвокат:

Принудительное изъятие недвижимости ради гармоничности застройки, конечно, незаконно. Пока подобной ситуации не возникло: изъятие земель возможно либо с согласия собственника, либо по определенным, установленным законодательством, нормам.

Если самовольная постройка возведена без согласия и разрешения местных муниципальных органов, то она подлежит сносу в обязательном порядке. И никаких новых норм здесь вводить не надо.

Законно же возведенный объект можно снести только в том случае, если он или признан аварийным и угрожающим жизни жителей, или на месте этого объекта будет проложена трасса или какие-либо городские коммуникации. Какие-либо иные основания выдуманы малограмотными депутатами, и я думаю, что поправки к такому законопроекту, скорее всего, не будут приняты.

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

Роман Тихомирнов, гендиректор «Инстрой Групп»:

Закон касается прежде всего Москвы, где осуществляется громадный проект реновации, а не тех территорий России, где действительно может быть бесхозная земля. Власть просто в очередной раз попирает базовые конституционные права граждан на неприкосновенность собственности. Для этого у меня как у юриста комментарии просто отсутствуют.

Думаю, что норма изъятия земельных участков, входящих в план комплексной застройки, была введена по той же причине, по которой когда-то в законодательстве появилась норма об упрощенном изъятии земельных участков в Сочи перед Олимпиадой. Страна поставила масштабную задачу, а отдельные граждане при этом выдвинули не менее амбициозную цель на этом нажиться.

Как только появилась задача массовой реновации жилого фонда, практику принудительного изъятия недвижимости решили распространить на жилые помещения. Как московские власти эффективно решали вопросы изъятия нежилых площадей, мы все прекрасно видели на примере «ночи длинных ковшей», когда в феврале 2016 года по всей Москве за сутки снесли больше сотни палаток и торговых павильонов.

Конкретный механизм изъятия жилья на участках, вошедших в планы комплексного развития, в изменениях не прописан. Это значит, что не появилось нового механизма. Я видел, как на практике проходит процедура выкупа земельных участков для строительства автодорог.

Если собственник по каким-то причинам не соглашался с условиями и начиналась процедура изъятия, судебные процессы могли растянуться на годы, на что готов не каждый застройщик.

Это дает некоторый повод для оптимизма: можно надеяться, что массового применения этой процедуры удастся избежать и рейдерских захватов квартир происходить не будет.

Все-таки нежилые помещения и квартиры, где живут люди, — разные категории недвижимости, поэтому у меня сохраняется надежда, что в данном случае власти постараются соблюдать какое-то подобие справедливости.

В целом появление подобных законов подтверждает, что власти могут изменять законодательство, как им удобно в каждый конкретный момент. Гражданское общество, которое способно отстоять важные для него нормы права, у нас фактически отсутствует или не обладает необходимой силой.

Подготовили Анастасия Цымбал и Диана Антипина

«Это право на захват ваших домов». Госдума одобрила скандальный закон о комплексном развитии территорий | ЯМАЛПРО

Опубликовано: 23 декабря 2020, 13:06 | Служба новостей ЯмалPRO

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

Сегодня, 23 декабря, Госдума одобрила в третьем чтении законопроект о комплексном развитии территорий. Документ поддержали депутаты фракций «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ, против выступила «Справедливая Россия». Власти подчеркивают, что новый закон направлен на ускорение расселения аварийного и ветхого жилья в российских регионах. Противники закона настаивают, что он фактически предполагает «захват домов» и по скандальности сравним с пенсионной реформой

Согласно законопроекту, региональные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья при согласии двух третей собственников или нанимателей квартир.

По оценке думской оппозиции, по факту закон позволит включать в программу все дома, поскольку износ зданий начинается на следующие сутки после сдачи их в эксплуатацию.

Сделать это можно будет, если здание попадет в границы участка комплексного развития территории жилой застройки.

«Предполагается изъятие у граждан не только жилых помещений в МКД, но и индивидуальных домов, и садовых домиков, если пространство вокруг них не благоустроено по мнению субъекта Федерации, — подчеркнула депутат от «Справедливой России» Галина Хованская.

— Проект легализует принудительное, репрессивное изъятие жилого помещения. С людьми необходимо договариваться, и право частной собственности надо уважать.

Если этот проект направлен на улучшение жилищных условий наших граждан – почему людей переселяют из коммуналки в коммуналку, и они там будут жить до гробовой доски?».

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

«Говорят, что закон нужен гражданам России, но может у кого-то под дверью стоят обнищавшие девелоперы, которые просят этот закон принять?» – спросил Шеин, который ранее сравнил новый закон с пенсионной реформой.

Готовьтесь к неизбежному. Депутаты приняли опасный закон по жилью

2020-12-25T15:43:45+10:00 2020-12-25T15:43:45+10:00 2020-12-25T15:43:45+10:00

Госдума повторно рассмотрит вопрос об изъятии жилья при комплексной застройке

фото: pixabay.com

Законопроект уже приняли парламентарии.

В Государственной думе приняли в третьем чтении законопроект, который позволит властям принудительно изымать квартиры у российских граждан, сообщает KONKURENT.RU.

Речь идет о проекте закона «о всероссийской реновации». Согласно документу, власти смогут принудительно отбирать жилье, не являющееся аварийным или не подлежащее сносу, в тех случаях, если такое жилье попадет в границы участка комплексного развития территории жилой застройки.

При этом важную роль в решении об изъятии жилья россиян будет играть стоимость капитального ремонта таких домов. Снести смогут те дома, совокупная стоимость капремонта в нем выше установленного субъектом России норматива.

  • Также под снос пойдут те многоэтажки, которые находятся в ограниченно работоспособном состоянии или если, например, они построены «в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам».
  • Отмечается, что законопроект прописывает не только возможность сноса таких домов, но также и возможность расселения жильцов многоэтажек, которые попали в программу развития территории, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.
  • При этом есть ряд положений принятого парламентариями документа, которые вызвали сомнения у оппозиционных депутатов.

«Предполагается изъятие у граждан не только жилых помещений в МКД, но и индивидуальных домов, и садовых домиков, если пространство вокруг них не благоустроено, по мнению субъекта Федерации. Проект легализует принудительное, репрессивное изъятие жилого помещения.

С людьми необходимо договариваться, и право частной собственности надо уважать.

Если этот проект направлен на улучшение жилищных условий наших граждан – почему людей переселяют из коммуналки в коммуналку, и они там будут жить до гробовой доски?», – заявила депутат от фракции «Справедливая Россия» Галина Хованская.

Однако, по мнению депутата от «Единой России» Евгения Серпера, принятый законопроект поможет улучшить городскую среду.

Как пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин, законопроект направлен на снос, в первую очередь, тех многоквартирных домов, которые построены до СССР, а также в советский период.

«Все остальное надо брать на контроль. Нам надо будет контролировать реализацию этого закона, создать рабочую группу. И буквально через три месяца собраться и посмотреть, что сделано в регионах. У нас в регионах должны принять всю нормативную базу – поверьте, через три месяца этого не будет. Чтобы было, надо нам собраться на новогодние и работать», – сказал Володин.

Читайте также:  Застраивать «набережную европы» в петербурге будет не победитель конкурса, а проигравший

Власти получат право сносить неаварийные многоквартирные дома с целью комплексного развития территорий

18 сентября в Госдуму был внесен законопроект № 1023225-7, которым предлагается усовершенствовать институт комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ.

Содержание поправок

Согласно пояснительной записке проектом закона предусматривается единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Так, предусматривается, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. При этом в случае принятия решения о КРТ в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Отмечается, что решение о КРТ по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для этого должен быть определен порядок принятия и реализации таких решений.

Кроме того, правом принятия решений о КРТ также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

При этом законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о КРТ могут быть наделены органы местного самоуправления.

Порядок принятия решений о КРТ по инициативе регионов и порядок реализации такого решения устанавливается законодательством субъектов РФ.

Законопроектом предполагается, что реализация решения о КРТ осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий по осуществлению указанной деятельности созданной для этой цели специализированной организации. Предусматривается, что КРТ может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

Согласно проекту закона договор о КРТ должен включать сведения о местоположении, площади и границах соответствующей территории, перечень выполняемых видов работ по благоустройству территории, срок их выполнения, обязательство осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии, этапы и максимальные сроки осуществления строительства, реконструкции, а также другие условия.

Отмечается, что в качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о КРТ законопроектом предусматривается наличие опыта (не менее трех лет) участия в строительстве многоквартирных домов общей площадью не менее 5 тыс. кв. м в совокупности, который подтверждается наличием полученных в порядке, установленном ГК, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Проектом закона предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

При этом в целях реализации такой программы предлагается предоставить субъектам РФ право определить содержание программ по сносу и реконструкции, утвердить порядок ее формирования и утверждения, определить источники финансирования программы, утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при ее формировании и реализации, а также определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В госдуме возобновится обсуждение законопроекта о принудительной комплексной застройке | newsvo.ru — новости вологодской области

В России после полугодового перерыва снова стали обсуждать законопроект о комплексном развитии территорий. Как сообщает “Ъ”, правительство направило в Госдуму поправки ко второму чтению, однако они носят технический характер.

Несмотря на возражения отраслевых экспертов, предлагавших исключить из документа положения о принудительном изъятии недвижимости (за исключением аварийных домов) ради таких проектов, этот механизм сохранился.

Проект изменений в Градостроительный кодекс, касающийся комплексного развития территорий, был внесен в Госдуму летом 2018 года и прошел первое чтение в ноябре.

 Документ вводит в законодательство понятие комплексного развития территорий, под которым понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности «гармоничного сочетания» различных видов разрешенного использования земли и объектов капитального строительства, а также необходимой для их функционирования инфраструктуры.

Ради реализации таких проектов предусматривается возможность принудительного изъятия недвижимости для муниципальных нужд, в том числе квартир в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными.

 В качестве основания для такого изъятия достаточно включения дома как подлежащего сносу или реконструкции в муниципальную адресную программу. Однако механизмы обоснования необходимости таких работ в документе не прописаны.

В конце июня общественный совет Минстроя направил в Госдуму свою позицию по этому вопросу. По мнению совета, принудительное изъятие жилых помещений в домах нарушает права граждан. Эксперты подчеркивают, что для реализации таких проектов нужно добровольное согласие большинства собственников на включение их домов в муниципальную программу. В поправках этого не учли.

Как рассказали “Ъ” в Минстрое, ключевой блок поправок касается упрощения процедур, например сокращения срока проведения общественных слушаний по проектам правил землепользования и застройки или наделения муниципалитетов полномочиями по установлению порядка внесения изменений в документацию по планировке территорий. Вместе с тем Минстрой предлагает увеличить срок действия проекта планировки территории, необходимый для принятия решения об изъятии участков и расположенной на них недвижимости.

С учетом поправок думский комитет по транспорту и строительству должен доработать законопроект и внести его на рассмотрение Госдумы во втором чтении. 

Обеспечение жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки

Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 32.1, устанавливающей особенности обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.

Положения статьи применяются к правоотношениям по обеспечению жилищных и иных имущественных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее для целей настоящей статьи — наниматели жилых помещений) в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

В случае принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки помещения в многоквартирных домах, включенных в границы такой территории, подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность либо, если это предусмотрено договором о комплексном развитии территории жилой застройки, в собственность лица, с которым заключен такой договор, на условиях и в порядке, которые установлены настоящей статьей.

Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, указанных в части 1 ст. 32.1 ЖК РФ, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В случае, если у собственника жилого помещения не имеется в собственности иных жилых помещений, по его заявлению за ним сохраняется предусмотренное ч. 6 ст.

32 ЖК РФ право пользования жилым помещением на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме, если более продолжительный срок не определен в договоре, предусмотренном ч. 10 ст. 32.1 ЖК РФ.

  • Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
  • Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение равнозначного жилого помещения, под которым для целей настоящей статьи понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
  • 1) жилая площадь такого помещения и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • 2) такое жилое помещение соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • 3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию.
  • Нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут быть предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений.
Читайте также:  10 фактов о совместной и долевой собственности на жилье

Предоставление равноценного возмещения или жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за освобождаемое жилое помещение, предоставление равнозначного жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 32.

1 ЖК РФ осуществляются на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения и уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории, либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, в случае, если это предусмотрено таким договором о комплексном развитии территории (далее — договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение).

Договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение, подлежит заключению собственником жилого помещения в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

К такому договору применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже (в случае предоставления равноценного возмещения в денежной форме) или правила гражданского законодательства о мене (в случае предоставления жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за освобождаемое жилое помещение, предоставления равнозначного жилого помещения) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и которым были предоставлены другие жилые помещения по договорам социального найма или в собственность, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 г.

в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), и имеющим в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в границы территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной субъектом Российской Федерации, во внеочередном порядке, если это предусмотрено нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации.

В случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение сорока пяти дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, заказным письмом с уведомлением о вручении, лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, вправе обратиться в суд с требованием одновременно о понуждении указанного собственника жилого помещения к заключению договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения и о передаче его в собственность истцу. В исковом заявлении в обязательном порядке указываются адрес, общая и жилая площадь, количество комнат предоставляемого равнозначного жилого помещения или жилого помещения, предоставляемого с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за освобождаемое жилое помещение, либо размер возмещения.

Наличие зарегистрированных в установленном порядке ограничений или обременений прав на жилое помещение не является препятствием для передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность или в собственность лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, а также для принятия судом предусмотренных настоящей статьей решений. В этом случае установленные в отношении передаваемого жилого помещения ограничения или обременения прав переходят на предоставляемое жилое помещение и к лицу, которому оно передано в собственность. При этом государственная регистрация перехода таких ограничений и обременений осуществляется по заявлению лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, подаваемому в орган государственной регистрации прав одновременно с заключенным договором, предусматривающим переход права собственности на жилое помещение.

Законопроект о принудительной комплексной застройке ожил в Госдуме

После полугодового перерыва работа над законопроектом о комплексном развитии территорий возобновилась — правительство направило в Госдуму поправки ко второму чтению, хотя срок их подготовки истек более полугода назад.

При этом, несмотря на возражения отраслевых экспертов, предлагавших исключить из документа положения о принудительном изъятии недвижимости (за исключением аварийных домов) ради таких проектов, этот механизм сохранился — предложенные Белым домом поправки носят технический характер.

Дальнейшее обсуждение проекта должно продолжиться уже на площадке Госдумы.

Правительство доработало законопроект о механизмах планировки территорий — как пояснили “Ъ” в Минстрое и аппарате вице-премьера Виталия Мутко, поправки ко второму чтению внесены в Госдуму 28 июня.

Проект изменений в Градостроительный кодекс, касающийся комплексного развития территорий, внесен в Госдуму летом 2018 года и прошел первое чтение в ноябре.

После этого был установлен 30-дневный срок для внесения поправок, но они не были представлены, законопроект завис в Госдуме.

Документ вводит в законодательство понятие комплексного развития территорий, под которым понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности «гармоничного сочетания» различных видов разрешенного использования земли и объектов капитального строительства, а также необходимой для их функционирования инфраструктуры. При этом ради реализации проектов по развитию застроенных территорий или комплексному развитию предусматривается возможность принудительного изъятия недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов, в том числе в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными.

В качестве основания для такого решения достаточно включения дома как подлежащего сносу или реконструкции в муниципальную адресную программу, при этом механизмы обоснования необходимости проведения таких работ в документе не записаны.

Целью комплексного и устойчивого развития территории разработчики называли вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок в муниципалитетах — зачастую это неиспользуемые или неэффективно используемые территории, значительная часть которых занята самовольными постройками. «Наличие таких территорий в границах муниципальных образований, в большей степени расположенных в центральных районах, не может не вызывать обеспокоенность как местного населения, так и органов местного самоуправления»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Энтузиазм разработчиков, впрочем, разделяют не все. В конце июня общественный совет Минстроя направил в Госдуму свою позицию по этому вопросу.

По мнению совета, принудительное изъятие жилых помещений в домах, не признанных аварийными, как и других жилых и нежилых объектов, «необоснованно и не соответствует современной политике защиты имущественных и жилищных прав граждан».

Эксперты подчеркивают, что международный опыт демонстрирует более эффективный подход к решению проблемы обновления деградирующей застройки в городах, он основан на четких и обоснованных критериях необходимости преобразования такой застройки, а также на добровольном согласии большинства собственников на включение их домов в муниципальную программу. В связи с этим совет при Минстрое предлагал исключить из законопроекта нормы о принудительном изъятии жилой недвижимости граждан (за исключением аварийной) по инициативе муниципалитета. Именно это предложение в проекте поправок правительства не отражено, норма о принудительном изъятии в нем остается.

Как рассказали “Ъ” в Минстрое, проект поправок устраняет технические неточности, а также направлен на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда».

Ключевой блок поправок касается упрощения процедур, например сокращения срока проведения общественных слушаний по проектам правил землепользования и застройки или наделения муниципалитетов полномочиями по установлению порядка внесения изменений в документацию по планировке территорий.

Вместе с тем Минстрой предлагает увеличить срок действия проекта планировки территории, необходимый для принятия решения об изъятия участков и расположенных на них объектов недвижимости.

С учетом поправок думский комитет по транспорту и строительству должен доработать законопроект и внести его на рассмотрение Госдумы во втором чтении. В комитете “Ъ” не смогли уточнить дату рассмотрения проекта поправок, повестка ближайшего заседания еще не сформирована.

Читайте также:  Купленное по военной ипотеке жилье может стать неотчуждаемым при разводе

Евгения Крючкова

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

  • 23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
  • Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.
  • Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента. Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

  1. Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.
  2. В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:
  3. · КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;
  4. · КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;
  5. · КРТ незастроенной территории;
  6. · КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

  • Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.
  • В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.
  • Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:
  • · физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;
  • · стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;
  • · многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;
  • · многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • · в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.
  • Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.
  • Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.
  • По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
  • Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:
  • · жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • · которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • · которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

  1. Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:
  2. · исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;
  3. · исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;
  4. · разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;
  5. · ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.
  6. Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Россиянам «обнулили» право частной собственности на жилье

В ходе совместного заседания Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 23 декабря с.г.

президент РФ Владимир Путин, говоря о расселении ветхого и аварийного жилья в России, заявил, что эту позорную страницу надо закрывать и вытаскивать людей из трущоб, но так, чтобы новые трущобы не росли и объёмы аварийного жилья не увеличивались.

«Мы не можем забыть об этом и забыть об этой категории наших граждан, в сторону отодвинуть, как будто мы не замечаем ничего, что там происходит», — констатировал он.

Интересно, что аккурат к началу этого заседания Государственная Дума оперативно приняла в третьем чтении соответствующий закон о комплексном развитии территорий (КРТ). А всего через два дня после этого, 25 декабря, Совет Федерации так же оперативно его утвердил.

По мнению чиновников, его принятие крайне важно для будущего страны. Например, нынешний глава Минстроя Ирек Файзуллин подчеркнул, что его нормы особенно актуальны в связи с тем, что около 44% жилых помещений в России — старше 50 лет. «Принятие закона будет способствовать достижению национальных целей, поставленных президентом РФ», — заявил он.

Впрочем, независимые эксперты, в том числе и юристы, имеющие солидную судебную практику по спорам граждан с властями в рамках московской реновации, ознакомившись с официальным текстом закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий», уверены — на деле его принятие фактически означает упразднение в России такого понятия, как право частной собственности на недвижимость.

«Например, наличие критерия, что это „типовой проект индустриального домостроения“ — я имею в виду многоквартирный дом — на мой взгляд, совершенно не является основанием для того, чтобы этот дом сносить или реконструировать.

Так можно снести целые микрорайоны, построенные в 1980-е годы, которые являются замечательным жильем на фоне другой нашей застройки.

Или такой критерий, как несоответствие градостроительному регламенту, тоже неоднозначен», — считает, в частности, президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

Помимо этого, равные и достойные гарантии гражданам, которые будут переселяться из жилья на включенной в план комплексного развития территории, не обеспечены, полагает социолог города Петр Иванов.

Так, как и в случае с московской реновацией, 2/3 собственников помещений в МКД будут решать за всех, так что если с соседями не повезло, то людей будут выселять против своей воли, рассуждает он на своей странице в соцсетях.

Кроме того, обращает он внимание, взамен собственникам по закону предоставят другое жилье, равноценное или равнозначное. Но на чем конкретно будет основана равноценность — на рыночной цене, кадастровой или же какой-то еще — не известно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *