Дачный поселок
Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин
Целью «лесной амнистии» является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) противоречат данным из государственного лесного реестра.
При этом сведения из ЕГРН становятся приоритетными, если соблюдаются определенные условия. Для Московской области «лесная амнистия» не менее актуальна, чем для других регионов России.
О том, какие документы нужно собрать для утверждения нового статуса земли, и на какие территории «лесная амнистия» не распространяется, читайте в материале портала mosreg.ru.
- Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>
- Кто может подать заявление о пересмотре статуса земли
Аэрофотосъемка земель
Источник: ©, pixabay.com
Механизм «лесной амнистии» был запущен в 2017 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Владельцы земельных участков, права которых (или права предыдущих правообладателей) возникли до 1 января 2016 года, могут подать заявление на амнистию. Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки). При этом важно, чтобы данные участки не относились к следующим категориям земель:
- землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
- землям обороны, безопасности, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, или землям иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом у уполномоченного органа должны быть сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
- В результате орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания площади лесного участка и местоположения его границ, чтобы исключить их пересечение.
- Что касается земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилого дома, то орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения для отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.
- Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>
- Порядок получения услуги
Ноутбук
Источник: Министерство энергетики Московской области
- Услугу можно получить на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.
- Для получения госуслуги необходимо:
— зайти на портал uslugi.mosreg.ru.
- — в разделе «Земля и стройка» подразделе «Оформление земельных участков» найдите услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН».
- — заполнить формы и приложите документы правообладателя.
- Через 10 дней в личном кабинете можно проверить статус оказания услуги.
- Как получить землю многодетной семье в Московской области>>
- Сроки «лесной амнистии» в Подмосковье
Рассмотрение документов на заседании
Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области
- В соответствии с Федеральным законом сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до 1 января 2023.
- Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>
Комитет Госдумы поддержал законопроект о «лесной амнистии» при условии доработки
Опубликовано: 13.04.2017Просмотров: 742
- Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о «лесной амнистии», позволяющий легализовать участки, находящиеся на землях лесного фонда, и облегчить процедуру отнесения лесных поселков к категории населенных пунктов, при условии его последующей доработки.
- Госдума рассмотрит законопроект 21 апреля.
- Документ, внесенный правительством РФ, направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) путем установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.
Это позволит урегулировать проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из состава земель лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий. На данный момент описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что создает предпосылки возникновения многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями.
Заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития России Михаил Бочаров на заседании комитета охарактеризовал обстановку с кадастровым учетом лесных участков как «очень тяжелую».
Она была вызвана рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс вообще не признавал деления лесов на лесные участки.
Кроме того, жестких правил, которые есть в государственном кадастре, в лесном реестре не было.
«Кадастровые данные более точные, более надежные и они имеют свою историю, прослеживаемую до 50-60 годов. Потому что все ранее предоставленные участки, в том числе и в советское время, были внесены в кадастр, переведены в координаты и история земельных отношений не прерывалось», — отметил представитель Минэкономразвития.
Он напомнил, что лесной реестр начался с «чистого листа», учет лесных участков велся без координатного описания, без проверки на наложение с другими участками, без согласования границ со смежными землепользователями. «В итоге, все это привело к довольно печальным последствиям: мы имеем наложение не только лесных участков с прочими участками, но, кроме того, и лесных участков с лесными участками», — заявил Бочаров.
Например, по его словам, площадь лесных участков, которая имеется в кадастре, если ее сложить всю вместе, получится в 2,5 раза больше, чем площадь всей страны. «Это говорит о том, что, по крайней мере, 3-4 раза были внесены лишние лесные участки и, конечно, их нужно исключать и исключать основательно», — считает глава департамента Минэкономразвития.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ — руководитель Рослесхоза Иван Валентик считает необходимым непосредственно в законе закрепить компетенцию Рослесхоза, чтобы он мог системно иметь всю необходимую информацию, выявлять пересечение соответствующих участков и принимать решения по оспариванию таких случаев пересечения. «Мы исходим из того, что на сегодняшний момент в зоне риска порядка 7 миллионов гектаров лесного фонда», — напомнил замминистра.
- Предложения комитета по доработке
- Глава комитета Николай Николаев считает, что доработка законопроекта должна вестись таким образом, чтобы он позволял добиться реабилитации добросовестных приобретателей земельных участков, не допустив при этом «всепрощения» для нарушителей и мошенников и расхищения госсобственности.
- «Мы должны обеспечить, безусловно, амнистию для линейных сооружений, потому что там уже есть столбы, трубопроводы и так далее, земли населенных пунктов, потому что там уже люди живут, они уже построились, садоводство, огородничество», — продолжил депутат.
Что касается механизма защиты лесов на землях особо охраняемых природных территориях, водного фонда, объектов культуры, то необходимо обозначить в законопроекте ко второму чтению абсолютный приоритет этих особо охраняемых земельных участков, отметил Николаев. «Все вопросы, которые связаны с расположением вот таких вот домиков замечательных, они все-таки, наверно, должны решаться через суд», — добавил он.
Комитет считает, что без проведения общественного обсуждения не должны приниматься решения о включении земель лесного фонда, границы которых являются смежными с землями населенных пунктов, в границы населенных пунктов. «Проведение публичных слушаний для определения разрешенного использования таких территорий, на наш взгляд, необходимо», — подчеркнул Николаев.
Он считает важным более четко прописать некоторые вопросы, связанные с лесными поселками и военными городками. «Нужно говорить о безусловном участии Рослесхоза в принятии решений по данным поселкам», — уверен глава комитета. При этом Николаев считает целесообразным оставить право государства и общественности оспаривать законность или незаконность приобретения соответствующих участков.
Источник: http://riarealty.ru
Закон "О лесной амнистии". Комментарий юриста -Статьи
Закон «О лесной амнистии». Комментарий юриста
Итак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии». Попробую выделить его основные положения.
В чем заключается «лесная амнистия»?
Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.
Во-вторых, задача «лесной амнистии» состоит в том, чтобы вывести некоторые участки (как правило, уже застроенные) из состава земель лесного фонда и присвоить им иную категорию, более пригодную для хозяйственного использования, например, категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», а так же исключить ряд участков из лесопарковых зеленых поясов, имеющих органичения по хозяйственной деятельности.
Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы «лесной амнистии» преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.
Чем категория «земли лесного фонда» принципиально отличается от иных категорий?
Тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.
Проблема в том, что далеко не все граждане и организации, что-либо построившие на землях лесного фонда, умышленно нарушили закон (хотя и такое, конечно, тоже было).
Очень часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.
Они оказались заложниками запутанной системы учета лесов. Новый закон призван исправить эту ситуацию.
Какие участки попадают под «лесную амнистию»?
1. Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности.
«Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».
При этом не имеет значения:
- когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
- имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них.
- указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».
2. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.
Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7.
Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.
2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).
При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда.
Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амннистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна.
Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)
3. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.
2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).
Раньше это было невозможно.
Важно! Исключением из общих правил, описанных выше, являются участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особоохраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, используемые не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.
Иные значимые положения «лесной амнистии»
Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов
В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.
Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов.
В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.
Усложнена процедура оформления нелесных участков
Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков в целях исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий.
Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области лесных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).
Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст.
214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью.
Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).
Не требуют согласования схемы участков:
- расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
- тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
- расположенных в границах населенных пунктов;
- расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
- расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.
Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков.
В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические.
В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.
Устранинены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков
Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель…» регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.3.1.
Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.3.3.
Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;
Иные ситуации.
Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра
В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6.
В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки.
Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:- сведения о них не внесены в ЕГРН;- имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;- договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;Так же в силу п.
7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных учасьтков на кадастровый учет.
В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.
2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках.
Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства.
Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.
Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)
В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее — лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки). Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Вывод:
В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.
Материал подготовила Татьяна Скворцова
Важно: новые законы о дачах и «лесной амнистии» — INMYROOM
Дом и дача
Спойлер: понятие «дача» исчезнет
С 1 января 2019 года исчезнет понятие «дача» и «дачный дом», потому что на садовом участке можно будет построить жилой дом и даже получить в нем регистрацию.
По оценкам эксперта Тимура Дасаева, это вызовет увеличение спроса на 5–7 % на строительство загородных домов и на 3% – на готовые частные дома.
Мы разобрались, каких еще перемен стоит ожидать от принятых законов о дачах и «лесной амнистии».
1. Можно оформить постоянную регистрацию на даче
Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» упраздняет такие понятия, как «дача», «дачный дом» и «дачное хозяйство».
Теперь дачи на садовых земельных участках приравняют к жилым домам, и в них можно будет оформить постоянную регистрацию.
Помимо этого, вводится такое понятие, как «садовый дом», на строительство которого не потребуется разрешения.
Это расширит возможности и права дачников и землевладельцев: они смогут жить
за городом с комфортом, построив на своем участке уже не щитовой, а основательный
дом, подходящий для круглогодичного проживания, не боясь возможных требований о
сносе и штрафов.
2. Участок в лесу можно будет перевести в жилое пользование
Закон о «лесной амнистии» устраняет противоречия между Государственным лесным реестром (ГЛР) и Единым Государственным Реестром Недвижимости (ЕГРН).
Владельцы лесных участков, оформившие документы на право собственности до 1 января 2016 года, смогут перевести их в жилое пользование.
При регистрации приоритет будут отдавать данным, указанным в ЕГРН, поэтому в спорах, когда на карте – лес, а в документах – дом, наконец будет поставлена точка.
3. Лесные и военные поселки станут населенными пунктами
Лесным поселкам и военным городкам с плотностью застройки не менее 30% может быть присвоен статус населенных пунктов. Решение по каждому поселку будет принимать специальная комиссия, в состав которой войдут региональные чиновники и представители общественной палаты.
Кроме того, по специальному разрешению главы Россельхоза по представлению главы субъекта Федерации возможны исключения, когда статус населенного пункта получат даже поселки с меньшей плотностью застройки.
4. Начнет активно развиваться загородная инфраструктура
После оформления прописки на любимой даче, можно будет беспрепятственно пользоваться медицинскими и административными услугами, а также получать социальные выплаты и пенсии в том же районе. Это должно стать своего рода толчком к активному развитию областной инфраструктуры.
Увеличится количество официально зарегистрированных на дачах, на картах появятся новые населенные пункты, и государственным органам необходимо будет выделять бюджеты на развитие в этих районах дорог, строительство медицинских пунктов, аптек, школ, детских садов…
5. Упростится процедура бурения скважин
В разы упрощена процедура бурения скважин на участках: землевладельцам больше не будет нужно собирать целую кипу разрешающих документов.
Члены садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества получат право пользоваться водными скважинами для осуществления любых нужд, не связанных с коммерческой деятельностью.
Бурение скважины для товарищества будет разрешено без геологического изучения недр и проведения государственных экспертиз.
6. Членские и целевые взносы могут взыскать через суд
Раньше участники дачных товариществ вносили членские, целевые, паевые и дополнительные взносы, сейчас по закону осталось лишь первых два вида.
Членский взнос будет ежегодным, и его можно будет израсходовать на приобретение и содержание общего имущества товарищества, возведение и ремонт объектов капитального строительства на общем участке.
Кроме того, из него будет оплачиваться работа товарищества по управлению общим хозяйством.
Целевые взносы будут собирать по решению товарищества на определенные нужды. Они могут быть практически любыми, но решение о необходимости такого взноса будут принимать на общем собрании членов товарищества. Новшеством закона о дачах станет и то, что товарищество сможет подать в суд на неплательщиков и взыскать взносы.
7. Популярность и спрос на загородные дома вырастет
Изменения в законе должны привести к развитию рынка загородной недвижимости: активизировать строительство ИЖС. Ожидается, что число заинтересованных в строительстве загородных домов вырастет на 5–7 %. Прогнозируют и небольшое увеличение спроса на готовые загородные дома – не более 3%.
Оптимизация «Лесной амнистии» — удобство в деталях
Получить государственную услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН» или простыми словами «Лесную амнистию», предоставляемую Комитетом лесного хозяйства Московской области, становится удобнее.
В чем суть? Если земельный участок, находящийся в собственности жителя Московской области, имеет пересечение с землями лесного фонда, необходимо привести сведения Государственного лесного реестра (ГЛР) в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
«В начале 2019 года мы запустили государственную услугу по приведению в соответствие сведений двух реестров. Существовал большой запрос от жителей по этому вопросу.
Благодаря масштабной оцифровке данных о лесах Подмосковья, мы планомерно проводим работу в данном направлении», — рассказал заместитель Председателя Правительства Московской области — министр экологии и природопользования Андрей Разин.
«Время не стоит на месте. Цифровые решения, которых с каждым годом становится все больше, позволяют оптимизировать и упрощать порядок предоставления госуслуг.
Мы сделали подробный перечень причин отказов по госуслуге, изменили аннотацию, для удобства теперь перед подачей заявленияможно заранее проверить перечень необходимых документов и кадастровый номер – все эти доработанные нами детали делают порядок пользования услугой удобнее, доступнее и проще», -рассказала председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Елена Казимир.
Получить информацию о пересечении земельного участка с землями лесного фонда можно по ссылке https://uslugi.mosreg.ru/ , выбрав Сервис «Пересечение границ земельных участков».
- Обращаем внимание, что государственная услуга не предоставляется, если земельный участок имеет категорию земель «земли лесного фонда»!
- Важно помнить, что в случае, если категория земельного участка не установлена, ее необходимо установить, обратившись в орган местного самоуправления.
- В случае, если граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка.
- Участки, которые не попадают под действие закона:
— права на которые возникли после 01.01.2016 года;
- — с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» без объектов недвижимости;
- — если есть пересечение с землями особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
- — если есть пересечение с объектами культурного наследия;
- Чтобы проверить пересечение участка с границами объектов культурного наследия или ООПТ, пройдите по ссылке:
https://rgis.mosreg.ru/v3/#/map?layers=215&bbox=35.30681,55.42343,38.47593,56.49341 выбрав слой «Министерство экологии и природопользования МО» и (или) «Управление культурного наследия МО».
Документы, которые необходимы для получения госуслуги:
1.
Если земельный участок имеет одну из категорий «земли населенных пунктов», «земли особо охраняемых территорий и объектов», «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «дачное строительство», «садоводство», то при заполнении заявления для получения услуги необходимо приложить цветную копию документа, удостоверяющего личность (паспорт).
В случае, если заявление подаётся представителем заявителя, то прикрепляется цветная копия документа, подтверждающего полномочия представителя, и документа, удостоверяющего личность представителя (нотариально заверенная доверенность).
2.
Если земельный участок имеет категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», то к заявлению необходимо приложить правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Если Ваш земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»,Комитетом в рамках межведомственного взаимодействия в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (Россельхознадзор) будет направлен запрос на предоставление сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, для подтверждения фактов неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
«Для наших жителей мы еженедельно проводим вебинары, на которых разъясняем порядок получения госуслуги, разбираем ошибки, которые допускаются при заполнении и отвечаем на вопросы участников беседы. Информация о дате и времени проведения вебинаров размещается на портале государственных услуг Московской области» — пояснила Елена Казимир.
Пресс-служба Комитета лесного хозяйства Московской области
Что такое лесная амнистия и как ей воспользоваться — Юридическая консультация
Содержание
Что такое лесная амнистия
Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.
2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).
Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.
Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
- Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
- Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
- Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
- Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.
Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду
Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).
Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).
Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.
Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.
Подача заявления о прирезке участка
Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.
Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»
В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства
При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.
Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).
Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.
В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.
В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).
В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.