Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсов

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.

В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1. Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.

В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков.

Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.

К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука».

Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей.

Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области.

Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсовСитуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков

Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя.

Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись.

Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.

Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.

В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.

Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден.

Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.

Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.

Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию

Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.

Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсов

Ситуация 5. Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта.

Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы.

Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.

В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.

Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.

Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.

Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.

За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.

В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:

  • 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.

Чиновникам приготовили «несправедливые» штрафы

2020-05-14T15:44:23+10:00 2020-05-14T15:44:23+10:00 2020-05-14T15:44:23+10:00

Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсов

фото: nkbconsult.ru

Законопроект, налагающий штрафные санкции на государственных и муниципальных служащих, будет рассмотрен Государственной думой.

Размер новых штрафных санкций, согласно документу, колеблется от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб. Новый законопроект, возлагающий ответственность на чиновников за оскорбление граждан, на рассмотрение нижней палаты парламента внесли два единоросса – глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

Кроме денежных взысканий, проект закона предполагает в качестве наказания за унижение чести и достоинства другого человека лишение права замещать должности государственной и муниципальной службы (дисквалификацию).

Так, в случае принятие законопроекта, государственный или муниципальный служащий, оскорбивший гражданина впервые, будет либо оштрафован на 50–100 тыс. руб., либо снят с должности на один год.

Повторное правонарушение будет стоить чиновнику либо 100–150 тыс. руб., либо лишит его права занимать государственную или муниципальную должность на протяжении двух лет.

Помимо определения ответственности, законопроект введет изменения в понятие «оскорбление». Сейчас под оскорблением принято понимать «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Авторы рассматриваемого проекта закона предлагают дополнить это определение словами «или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность».

Отмечается, что документ был поддержан комиссией правительства РФ по законопроектной деятельности. Правда, с рядом замечаний.

Так, например, изменения общего определения «оскорбление» поддержаны не были. С точки зрения кабмина, предлагаемая фраза «иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность» является неопределенной.

  • Также в правительстве напомнили авторам документа о принципах равенства, в соответствии с которыми должны быть установлены меры ответственности в отношении чиновников.
  • С точки зрения комиссии, повышенный уровень ответственности за оскорбления для чиновников является несправедливым и не соответствует правовым позициям Конституционного суда РФ.
  • Напомним, что разработка законопроекта велась согласно распоряжению президента России Владимира Путина, который заявил о необходимости рассмотрения вопроса об усилении ответственности чиновников за оскорбление граждан в срок до 1 июля.
Читайте также:  Как оповестить арендодателя, что квартиру снимают проститутки?

Тарифы в энергетике: практика высших судов РФ

Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсов

Несмотря на либерализацию энергетических рынков, связанную с постепенным переходом от регулируемого ценообразования к свободному, значительное число участников энергоснабжения (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения) по-прежнему вынуждено рассчитываться за энергию с использованием тарифов, утверждаемых государством.

С этим связаны определенные сложности. Основные из них находят свое отражение в судебной практике. 

Учитывая особую прецедентную значимость разъяснений Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и упраздненного Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ), именно они представляют особую ценность с точки зрения демонстрации и поиска путей возможной профилактики проблем и рисков, с которыми могут столкнуться участники отношений энергоснабжения при регулируемом ценообразовании.

Поэтому мы предлагаем обратиться к наиболее важным, на наш взгляд, решениям ВС РФ и ВАС РФ, которые позволят сформировать более четкое представление о том, как в условиях тарифного регулирования участникам рынка следует вести себя в той или иной ситуации.

Будет полезно как покупателям, так и продавцам энергии.

В каком порядке оспаривать тарифы в суде

1. Определение ВС РФ от 16.05.

2019 по делу № 304-ЭС19-389 (А45-181/2018 ):

  • Решения региональной службы по тарифам (РСТ), устанавливающие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащие обязательному применению неопределенным кругом лиц (потребителями услуг), рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по оплате потребителями услуг, отвечают всем признакам нормативных правовых актов (НПА).
  • В связи с этим приказ РСТ, вносящий изменения в ранее изданное решение об утверждении тарифов, также обладает признаками НПА и подлежит оспариванию в порядке для оспаривания НПА.
  • Соответственно, дело об оспаривании приказа РСТ подлежит разрешению судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.

Зонные тарифы на электроэнергию представляют собой несколько взаимосвязанных ставок, каждая из которых не является самостоятельным тарифом и не может применяться / оспариваться отдельно. В связи с этим в принципе не может считаться законным и обоснованным сравнение пиковых ставок зонных тарифов с предельным уровнем цен на электроэнергию.

Что важно знать в случае признания тарифа незаконным

1. Споры об оплате энергии (услуг по ее передаче) за период, предшествующий вступлению в силу решения суда, которым тариф признан недействующим, подлежат рассмотрению исходя из заменяющего тарифа, а при его отсутствии – исходя из цены, определяемой в судебном порядке.

2. Если тариф был отменен по причине его завышенного характера, то потребители энергии (заказчики услуг по ее передаче) вправе взыскать переплату с поставщика (исполнителя).

3. В случае отмены тарифа по причине его установления на уровне ниже экономического обоснованного, поставщик не вправе требовать с потребителя доплаты. В этом случае компенсация имущественных потерь поставщика обеспечивается в последующих периодах корректирующими мерами тарифного регулирования.

Отвечает ли государство за экономически необоснованный тариф

Часть 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает лишь процессуальные последствия признания судом НПА недействующим и не может отменить действие норм материального права, устанавливающих обязанность публично-правового образования возместить ущерб, причиненный в результате издания такого незаконного акта в период его действия. Изложенный подход соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлении от 29.09.2010 № 6171/10 по делу № А71-1890/2009 Г14.

  1. Сама по себе ссылка государственного органа, принявшего НПА, признанный впоследствии недействующим, на необоснованность расчета истцов (в части размера убытков) не освобождает ответчика от надлежащего обоснования порядка определения расходов, понесенных истцами в связи с изданием указанного акта.
  2. По общему правилу субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
  3. Для взыскания межтарифной разницы в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
  4. Для взыскания межтарифной разницы истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
  5. Изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относится к нарушению порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
  6. Ошибочное применение обществом одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, само по себе может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования. 

2. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11037/12: Допущенное энергосбытовой компанией нарушение порядка заполнения счетов на электроэнергию (выставление потребителю счетов без раздельного указания стоимости отпущенной энергии, стоимости услуг по ее передаче и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией) не является нарушением в области порядка ценообразования, поскольку нарушений установленного порядка формирования цены электроэнергии не выявлено. Суммарная цена электроэнергии, указанная в счетах, рассчитана верно с учетом действующих тарифов. 3. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 325/10: Включение в договор газоснабжения дополнительных (по отношению к определенным законом) коэффициентов, названных в договоре штрафом за потребление газа сверх договорного объема, является нарушением регулируемого ценообразования в сфере газоснабжения и злоупотреблением доминирующим положением путем навязывания невыгодных для контрагента условий договора вопреки запретам, установленным законодательством о защите конкуренции.

К чему приведут несправедливые тарифы

Огонь, батарея! Тепло станет дороже.

Со следующего года в России планируют изменить нормативы отопления и привязать их к этажу. В итоге у владельцев квартир, расположенных в малоэтажных домах или на этажах с первого по четвертый, могут серьезно вырасти платежи. Об этом рассказал член комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.

На депутата все набросились, а зря. Он ведь против этой инициативы чиновников. А идея, мягко говоря, дурная. Если не сказать идиотская. Во-первых (я обзвонил знакомых коммунальщиков и выяснил), нет никаких доказательств того, что жильцы нижних этажей получают больше тепла, чем жильцы верхних. Дело в том, что в наших квартирах нет теплосчетчиков!

Сколько ты потребил — не знает никто. Получается, что сам тезис «ниже живешь — больше потребляешь» взят буквально с потолка. Кому-то так показалось. Второй момент: за все общедомовые услуги жильцы всегда платили одинаково — в зависимости от метража квартиры. Если начать дифференцировать, то можно пойти очень далеко.

Например, брать дифференцированную плату за лифт. Я езжу на третий этаж — с меня меньше. Он на 12-й — с него больше! А еще можно «перераспределить» расходы на содержание и ремонт кровли. Живешь на верхнем этаже — плати по полной программе! Живешь ниже — не плати ни копейки. Ведь крыша-то не над тобой.

Да много разной глупости можно придумать. Только вот зачем?

  • Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсовНа фото Кузнецов Геннадий / Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Сегодня жители первого этажа, например, и так страдают. Во-первых, слушают, как хлопает дверь подъезда. Во-вторых, мимо дверей в их квартиру все ходят, создают шум. В-третьих, у них под окнами почти всегда парковка — шумят и газуют автомобили.

А теперь людям еще и плату за отопление хотят увеличить. Вы думаете, что это справедливо? А я думаю, что это прекрасный способ вызвать социальный взрыв.

Тарифы на отопление и так постоянно растут — причем, как правило, дважды в году, а тут чиновники хотят задрать их снова, но для отдельных жителей.

И все-таки хорошо, что эта тема всплыла. Потому что давно пора ставить вопрос об установке индивидуальных теплосчетчиков и приборов, регулирующих тепло в квартирах. На Западе они давно есть. Лег спать — поставил отопление на минимум.

Ушел на работу, уехал — выключил вовсе. В итоге можно здорово экономить. А мы же фактически платим за отопление и квартир, и улицы, потому что в отопительный сезон батареи жарят «по полной» вне зависимости от погоды. Вот о чем нужно задумываться. А не о том, как содрать с жильцов последнюю шкуру.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Как бороться с конкуренцией и демпингом в госзакупках?

Система государственных закупок изначально разрабатывалась, чтобы снять коррумпированность между заказчиками и поставщиками, чтобы обеспечить принцип открытого сотрудничества, прозрачности взаимоотношений, здоровой конкуренции. Однако в сфере госзаказа имеют место махинации и незаконные схемы. Что они из себя представляют, и как с ними бороться? Разбираемся в статье.

Антидемпинговые меры

В сфере госзаказа нередки случаи, когда победитель тендера обманывает заказчика. Например, некачественно выполняет работы (предоставляет услуги) или поставляет ненадлежащий товар. Чтобы защититься от этого, были разработаны антидемпинговые меры.

Существует несколько причин, по которым поставщики значительно уменьшают стоимость обязательств:

  • Заказчик неправильно рассчитал НМЦК, и, даже снизив сумму на 25%, исполнитель останется «в плюсе».
  • Участник заинтересован именно в этой закупке и планирует качественно выполнить работу за небольшие деньги.
  • Участник с самого начала запланировал сжульничать. Например, поставить плохой товар или получить аванс и исчезнуть. ​
  • Участник допустил ошибки в расчетах и контракт для него невыгоден. Но выполнять его все равно придется, иначе грозит автоматическое попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Читайте также:  В парке «Сокольники» появится «Посольство природы»

Подтверждать добросовестность нужно участнику, победившему в конкурсе или аукционе. К другим видам закупок эти условия не относятся.

Какие антидемпинговые меры есть в 44-ФЗ?

  • Если НМЦК превышает 15 млн. руб., то победитель вносит обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза от того, которое было указано в контракте.
  • Если НМЦК менее 15 млн. руб., то:

— внести ОИК в 1,5 раза больше, чем указано в контракте;

или подготовить сведения, подтверждающие добросовестность и предоставить ОИК в стандартном размере.

Важный момент! Антидемпинговые меры включаются только при снижении НМЦК на 25 и более процентов.

По финансовому подтверждению вопросов не возникает: победитель перечисляет заказчику необходимую сумму или предоставляет банковскую гарантию.

А документально  собственную добросовестность нужно подтверждать информацией из реестра заключенных контрактов:

  • О 3-х (или более) выполненных контрактах за последний год без штрафов и пеней;

Сумма одного из контрактов не должна быть меньше 20% от суммы, по которой участник желает заключить данный договор. Например, если цена понижена до 1 млн. руб., то один из контрактов за предыдущий срок не должен быть меньше 200 тыс. руб.

Данные из реестра и сведения участника не должны расходиться. Отчеты об исполненных договорах заказчики обязаны разместить в реестре за 5 рабочих дней. Если предыдущий заказчик не выполнил свою обязанность, участнику следует ему напомнить об этом. Еще один способ – подготовить копии актов приемки. Они тоже будут являться подтверждением того, что участник выполнил свои обязательства.

Ряд отдельных требований предусмотрен для жизненно необходимых товаров (продукты, топливо, лекарства, средства для оказания скорой помощи). Участник, понизивший стоимость госзаказа на 25% или более, обязан по-другому доказать добросовестность и представить заказчику:

  • Гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара.
  • Документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки.
  • Другие документы и расчеты, которые подтверждают возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Когда подтверждается добросовестность?

Поставщику, который снизил цену контракта на 25% и более необходимо подтвердить свою добросовестность. Но как это сделать?

При цене до 15 млн. руб. у участника есть выбор: подтвердить добросовестность документально или финансово.

В электронном аукционе:

Увеличенное ОИК, как и в обычной закупке, нужно перечислить до заключения контракта. Документы, доказывающие добросовестность, нужно отправить дистанционно вместе с подписанным контрактом. Вот образец такого документа:

  • Чиновников накажут за несправедливые тарифы для поставщиков ресурсов
  • Либо при подписании контракта в личном кабинете участника закупки можно указать реестровые номера выполненных контрактов в соответствующих полях электронной площадки.
  • В «бумажном» конкурсе:

Если исполнитель указывает в своей заявке сумму ниже 25%, то может сразу же в составе конкурсной заявки направить документы, подтверждающие его добросовестность. Заказчик проверит полученную информацию в реестре исполненных контрактов. Если сведения окажутся ложными, заявка не пройдет.

Если выигравший участник не подал сведения о контрактах или повышенное ОИК, то его ждет РНП и потеря обеспечения заявки. А заказчик сработает по следующее схеме:

  1. Опубликует в ЕИС протокол об уклонившемся от обязательств победителе.
  2. Предложит выполнить заказ участнику под № 2 (ч.11, ст.37 44-ФЗ). Если этот участник не против дальнейшего сотрудничества, но предложенная им цена ниже 25%, ему тоже потребуется доказать добросовестность.

Поставщику всегда следует внимательно относиться к своей будущей работе и просчитывать все расходы и риски, иначе есть вероятность остаться с нерентабельным договором на руках, который все равно придется выполнять.

Если у вас еще нет успешно выполненных заказов или финансов на полуторакратное ОИК, то отнеситесь к своему ценовому предложению особенно осторожно. Если подтвердить добросовестность не получится, есть риск попасть в РНП.

Причины демпинга в госзакупках

Встречаясь с ситуациями, когда поставщики выигрывают тендер с ценой на 60-80% ниже установленной, возникает резонный вопрос: зачем они это делают? Рассмотрим самые распространенные причины из множества существующих.

Победитель – «дебютант»

Дебютант, то есть новичок. Он невнимательно отнесся к изучению технического задания, не увидел в нем ключевые моменты, составил нерентабельный бизнес-план (или вообще не составлял его).

Такой поставщик мог взять работу на поставку, а оказалось, что нужно произвести еще монтаж и сборку. Что нужно лично присутствовать на приемке по каждому этапу.

Что работники должны иметь санитарные книжки, а используемые товары — сертификаты качества.

В результате у него не примут товар, заказчик расторгнет контракт и отправит информацию о нем в РНП. Это понятно, однако серьезные поставщики этот заказ уже потеряли.

Договоренность между сторонами

Победитель и заказчик незаконно договорились о том, что падение в цене будет каким-то образом возмещено. Например:

  • Увеличение цены на 10%.
  • Прямой контракт на дополнительные, включая несуществующие услуги, которые не нужно будет исполнять.
  • Частично работы будут произведены силами сотрудников заказчика без дополнительной оплаты.
  • Не весь товар из перечня будет поставлен.
  • Вместо новой продукции – будет поставлен б/у товар.
  • И другие варианты.

Ошибки поставщиков

  • Завышенная себестоимость.
  • Конкурент имеет какие-то особенные преимущества в логистике, отношениях с субподрядчиками (производителями и т.п.).
  • Конкурент поставляет или использует в работе более дешевый товарный знак.
  • Переплачивание налогов или собственные излишние расходы.
  • И др.

Проверьте все варианты.

Ищите ресурсы для снижения. Аналитика в бизнесе – важный момент.

Поставщик стал жертвой схемы «таран» или подобной

Несмотря на то, что этот пункт является темой для отдельной статьи, скажем о схеме «таран» в нескольких словах. Суть его заключается в сговоре нескольких поставщиков (обычно 3-х). Все они принимают участие в торгах наряду с вами. Участник № 1 делает небольшой шаг на 0,5% или 1%.

А затем в игру вступают участники №2 и №3 и быстро снижают цену до 50% и более. Это делается ради победы участника №1. Затем на этапе оценки заявок поставщики под номерами 2 и 3 отсеиваются (не хватает документов, допусков, лицензий и т.д) и контракт заключается именно с 1-м поставщиком.

Победитель – мошенник

Демпингующий участник не собирается качественно исполнять обязательства по контракту. Он планирует договориться с заказчиком о приемке ТРУ, не соответствующих техзаданию. Такой поставщик будет действовать на «авось прокатит». И, конечно, он рискует попасть в РНП.

Также мошенники действуют и по другой схеме: находят субподрядчика, убеждают его выполнить работы без предоплаты, а сами получают деньги из бюджета. Затем, не расплачиваясь, пропадают. Фирму переоформляют на зиц-председателя с уставным капиталом в 10 тыс. руб., без имущества, работников и расчетного счета.

Победителю не важна цена контракта

Выигравшему участнику важен сам контракт или быстрая оборачиваемость капитала. Какие цели он преследует?

  • Разгрузка складского помещения.
  • Быстрое получение денежных средств.
  • Выход на престижного заказчика.
  • Получение опыта.
  • Портфолио.
  • Корректировка сезонных факторов.
  • Возмещение убытков от проседания других каналов продаж.
  • И другие обстоятельства.

Способы ограничения конкуренции при проведении тендеров

В сфере государственных закупок заказчики находят пути недобросовестного проведения процедур, которые ограничивают конкуренцию. Какие махинации производятся, чтобы отдать контракт «своему» человеку и избавиться от «нежелательных» подрядчиков?

Система госзакупок изначально разрабатывалась для прозрачных взаимоотношений сторон. ФАС России ежегодно проверяет десятки тысяч процедур и выявляет огромное количество нарушений по итогам проверок. Выносятся тысячи предписаний по устранению нарушений. Рассмотрим наиболее частые способы ограничения конкуренции при проведении тендеров.

«Заточка» под единственного поставщика

Это один из самых популярных методов, когда техзадание готовится таким образом, что только одна компания в силах справиться с его условиями или отвечает установленным критериям.

Например, указывается наличие конкретного оборудования или товара, которые для исполнения всех обязательств в целом и не важны, но именно их отсутствие не даст «пройти» другим соискателям.

Иногда даже указываются конкретные товарные знаки, бренды и производители, что является непосредственным нарушением закона.

Нередко такие нарушения встречаются в сфере поставок медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий, предназначенных для реабилитации инвалидов.

Искусственное занижение стоимости контракта

Демпинг применяется для устранения соперников. Борьба по цене проходит на законных основаниях, поэтому обнаружить недобросовестных поставщиков сложно. Однако при явно незаконных практиках обычно участвуют третьи фирмы, которые нужны для отпугивания других фирм.

Такая компания никогда не принимает настоящего участия в конкурсе, а лишь создает необходимые условия для получения заказа той фирме, для которой конкурс и проводится.

  Когда конкуренция устранена, фирма выходит из участия и заказ достается «своим», так как никого больше нет.

Невыполнимые требования

Избавиться от ненужных исполнителей можно путем выставления таких требований, при которых выполнение работ становится невозможным.

Так, можно встретить закупки, для исполнения которых требуется строительство объекта за пару месяцев, что приводит к самоустранению всех потенциальных подрядчиков.

Если углубиться в изучение такого контракта, то можно понять, что работы уже ведутся, причем той организацией, которая в итоге и согласится на предложенные условия.

Другим вариантом является установление цен в разы ниже рыночных, что делает выполнение работ или поставки неприбыльными.

Однако такие требования могут касаться не только самого заказа, но и исполнителя. Такими «отметающими» факторами могут быть финансовые гарантии, размер уставного капитала и т.д.

Проблема в том, что устанавливать критерии для выбора исполнителя вполне законно, поэтому правонарушения зачастую очень сложно выявить.

Правда, здесь рискует и заказчик — отказ в заключении контракта может быть обжалован в суде или стать основанием для подачи жалобы в ФАС.

Согласно законодательству информация обо всех предстоящих закупках должна быть в СМИ или на онлайн площадках. Однако заказчики ухитряются так разместить материал, что его видят только «свои» организации.

Для этого в обозначении заказа нарочно делаются опечатки, не позволяющие найти его потенциальным конкурентам. В результате появляются разнообразные «преппараты», «принтерры», «автомобилли» и т.д.

Читайте также:  Работать с эскроу-счетами могут только 11 банков

Этот способ выгоден тем, что доказать мошеннические намерения очень сложно – всегда можно сослаться на то, что опечатка была допущена не специально.

Эти способы распространены, знает о них и ФАС, однако бороться с ними все равно не всегда получается. Законодательная база для борьбы есть, однако этого механизма мало. Ст.

17 Федерального закона «О защите конкуренции» прямо сообщает, что при проведении торгов, запроса котировок и предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В частности, закон запрещает создание участнику торгов преимущественных условий, и нарушение порядка определения победителей торгов.

С одной стороны, можно сказать, что это формальный документ, которая не защищает от множества нарушений, которые происходят каждый день. Но с другой стороны, можно обжаловать любое нарушение, которое даже по общим признакам подпадает под указанные формулировки.

Если организация считает, что заказчик нарушил ее права, у нее есть два варианта – обратиться в арбитражный суд по месту проведения торгов или направить жалобу в ФАС на неправомерные действия заказчика.

Проблемой является то, что не все поставщики взаимодействуют с ФАС, поэтому многие проблемы остаются не разрешенными.

Большое значение для выявления махинаций имеет развитие взаимоотношений между территориальными ведомствами ФАС и операторами ЭТП. Часто для выявления нарушений требуется предоставление сведений об участниках, информации о пошаговом проведении аукциона и т.д.

Немаловажную роль играет и сотрудничество с производителями, их представителями и дистрибьюторами, так как они владеют сведениями о характеристиках товара, возможности того или иного производителя участвовать в закупке, информации о том, поступал ли им запрос на товар от  заказчика и т.д.

Особое значение это имеет в борьбе с заказами под конкретных лиц.

Злоупотребления в госзакупках

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Как злоупотребляют на электронных закупках и как с этим борются

Я продолжаю рассказывать про то, как устроены электронные торги и вообще закупки в нашей прекрасной стране

Сначала надо понять концепцию того, что нужно участникам:

  • Поставщики хотят продать свой товар. Лучше — дороже, но если дороже не выходит, то хотя бы по цене, позволяющей заработать.
  • Государственные заказчики 44-ФЗ хотят купить что им нужно, а не что можно им продать, творчески интерпретируя ТЗ. И при этом не сесть.
  • Корпоративные заказчики 223-ФЗ хотят показать эффективность снижения цены от среднерыночной (у нас средний показатель — около 15 %, но бывает и 30 % снижения по ряду закупок).

Эти конфликты порождают ряд атак участников друг на друга. Давайте разберём некоторые из них.
Махинации с начальной ценой

В общем случае заказчик должен выставить стартовую цену для аукциона (на самом деле — редукциона, но это называется именно аукцион). Его эффективность как закупщика зависит от того, насколько эту цену снизят поставщики.

В идеальном мире его задача, с одной стороны, — привлечь максимум участников, с другой — застраховаться от недобросовестных поставщиков. Чем жёстче будут сформулированы ТЗ или требования, тем меньше участников будет.

Чем меньше требований к участнику — тем выше риск появления кого-то не очень благонадёжного, не способного выполнить контракт, но зато способного выиграть закупочную процедуру.

Нарушение состоит в том, что, поскольку эффективность считается в снижении цены от начальной до итоговой (цены контракта), закупщик может повысить стартовую цену. За это его могут наказать

Кто-то прибегает к проектно-сметной истории по примеру 44-ФЗ: смотрят, что и по какой цене закупили год назад. Но в основном используют мониторинг рынка: это ни к чему не обязывающая процедура.

Если ставить цену повыше — прилетят все истории про завышение цен, участники будут обращаться в ФАС. Потому что завышение начальной цены — это инструмент коррупции. Если кто-то завышает цену, то поставщики делают своё стандартное снижение, но получается реальная цена плюс дельта для «отката». Поэтому за начальными ценами пристально следят.

На примере этого видно, как очень логично работает (или должна работать) экосистема, и что эта работа требует довольно неочевидных, на первый взгляд, механизмов

Сговоры

До недавнего времени госзакупки курировало Минэкономразвития. Как говорят, министерство не справилось с задачей эффективного реформирования сферы закупок. Например, поручение правительства по полной электронизации госзакупок выполнялось в течение четырёх лет.

В итоге сейчас всем занимается Минфин. За ЕИС отвечает Федеральное казначейство. За правильностью следит ФАС — служба, с которой мы чаще всего как площадка и контактируем. Все жалуются друг на друга.

Поставщики — на заказчика, заказчик — на поставщиков, а разбирает все эти жалобы ФАС.

Практика там самая разная: от дискриминационных условий до картельного сговора

Картельный сговор — это когда участники быстро осмотрелись, поняли, что их пять компаний с одного рынка в конкурсе, и договорились до того, что ставят определённую цену и не падают ниже.

Процедуры взаимозачёта разные, это может оказаться даже пять аффилированных компаний от одного учредителя (через сложную цепочку подчинённости).

Естественно, это делать запрещено, поэтому направление ИБ на том же строительном рынке имеет ряд особенностей, направленных на максимально быстрое уничтожение всех записей в случае «маски-шоу».

Экосистемная защита — в открытости: если придут шестая и седьмая компании, то участникам будет сложнее договориться. Или седьмая компания может подать жалобу, поняв схему остальных

Дискриминационные условия — это противоположная история, когда ТЗ формируется не для достижения результата, а для отсечения неугодных участников, чтобы до финала дошёл только нужный

«Заточка» технического задания

С одной стороны, добросовестный заказчик хочет проверить поставщика и точно описать критерии результата. С другой — недобросовестный может хотеть, чтобы выиграл один конкретный поставщик.

По законодательству второе запрещено. Придёт ФАС и вставит всем по первое число

Например, нельзя указывать конкретные бренды, поэтому важная часть формулировки ТЗ — это консультация с юристом на предмет того, всё ли правильно. На заре торгов в 2012 году байкой стало ТЗ на закупку автомобиля, в котором предлагалось достать любую машину, но в требованиях было наличие круглой эмблемы, разделённой на четыре сектора, причём два синих, два серых.

На практике сейчас заказчик часто идёт к своему проверенному поставщику, просит составить ТЗ, тот составляет (если не тупой, то пишет про себя, родного), потом заказчик меняет часть пунктов, проверяет с юристом и публикует. Получается корректно.

Надо сказать, что заказчик не всегда может сам сформулировать ТЗ корректно.

Например, был конкурс на открытки А4. Дальше ход мысли: «А4 — формат, получаемый складыванием А2 пополам». Логично: 4 на 2 поделить — получится 2. Им объяснили тогда, что есть ещё А3.

В требованиях могут завысить необходимое наличие оборудования (например, когда строителям надо 10 экскаваторов на балансе для проведения работ), опыт персонала, наличие лицензий. Мы регулярно видим конкурсы с требованиями лицензий на электрику чуть ли не под ЛЭП для вкручивания лампочек. Участники при таком несоответствии могут пожаловаться в ФАС, и там приведут конкурс в порядок.

Срывы процедур

Иногда торги стараются целенаправленно сорвать. Например, выпустить компанию-камикадзе, которая снизит цену на аукционе до предела, чтобы другие участники не могли ничего противопоставить. К моменту подписания договора она уже будет слита-поглощена в палатке у метро, и дальше надо будет или подписываться со вторым участником, или играть процедуру заново. Выгодоприобретателей много.

Ещё один способ сорвать закупку — это устроить DoS или DDoS-атаку на электронную площадку.

В ходе этих хакерских атак злоумышленники заваливают торговую систему и сайт площадки таким огромным количеством запросов с разных IP-адресов, что серверы становятся недоступными для пользователей. Системы виснут, и участники торгов не могут подать свои заявки или ценовые предложения.

Самое смешное, что мы фактически не можем ставить типовую DDoS-защиту, поскольку по закону должны отвечать за каждую транзакцию: мы обязаны допускать каждого пользователя на площадку, а любая случайно отсечённая транзакция будет нарушением закона. Поэтому приходится разрабатывать свои методы защиты. Про это тоже расскажем отдельно позже.

Подборка особенных случаев

Ну и напоследок — несколько известных в нашей сфере случаев, которые уже почти все стали байками.

К одному федеральному заказчику постоянно приходила одна и та же контора, которая тащила аукционы вниз.

Потом эту компанию отклоняли за нарушения в документации, но она доводила торги до такой низкой цены, что даже второй участник, который в случае выкидывания первого имел бы шансы заключить контракт, отказывался от такого шанса.

А государственный заказчик — с деньгами, но без поставщика и под угрозой срыва важного федерального проекта. Хотели эти срывалы-камикадзе одного — выбить денег за «несрыв» процедуры закупки.

Другой популярный тренд – профессиональные жалобщики.

Не те, кто действительно ратует за конкуренцию в своей отрасли, чистоту экосистемы закупок и т.д., а реальные мошенники.

Такие жалобщики срывают процедуры даже не в ходе торгов, а еще на этапе публикации извещений об их проведении.

В кулуарах слышал, что их боятся даже в региональных подразделениях ФАС, потому что эти наглецы пишут просто огромное количество угрожающих писем как заказчикам, так и поставщикам.

В своих письмах заказчикам они пишут о том, что нашли нарушения в документации и требуют определенных действий, поставщиков запугивают другими способами, а в сам ФАС строчат жалобы и на тех, и на других. А закупка отменяется или катастрофически затягивается.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *