Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

Строить школы, детские сады, дороги и отдельные здания под магазины выгодно для застройщика только тогда, когда расходы на строительство он включает в цену жилья. Сервис «Всем Подряд» разобрался, кто заставляет застройщиков возводить ДОУ и СОШ, как это влияет на цену новостроек и почему с 2021 года все будет по-другому.

Только парковки и ничего кроме

До этого года строить детские сады, школы, больницы застройщики были не обязаны. Единственный элемент благоустройства, который в принципе был обязательным — парковки. Причем, не по одной-две на семью, как многие думают, а по очень скромному коэффициенту. Сколько будет парковок у дома, зависит от региона.

Если повезет, это будет примерно 0,5-0,7 машиноместа на одну квартиру. Или 0,25 машиноместа на человека. Чаще — куда меньше: даже в СП 42.13330.2011 застройщику разрешено оставить во дворе или 330 на тысячу человек: то есть совсем мало.

Но какое-то количество парковочных мест, может даже в подземном паркинге, у дома точно будет.

Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

Главный документ, которым руководствуется застройщик в вопросах, что и сколько строить вокруг жилого многоквартирного дома.

Детский сад, школа, больница, магазин — в чем проблема?

Больничное здание застройщик еще может включить в проект застройки, как и магазин. Оба объекта будут приносить деньги едва ли не с первых месяцев эксплуатации.

На площадку под платную клинику, которая будет обслуживать несколько тысяч человек, арендаторы находятся еще на этапе строительства.

То же с магазинами: покупать продукты у дома будут обязательно, а значит и стоимость быстро-сборной магазинной коробки отобьется очень быстро.

Со школами, больницами и, частично, с ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион, тренажерный зал) все не так. На школу или детский сад предъявит права муниципалитет — если у него есть деньги на содержание.

Если бюджет маленький, то коробка здания так и останется пустой: застройщику нужно будет искать оператора — организацию, у которой есть лицензия на ведение образовательной деятельности.

И будет в свежем микрорайоне платая школа, платный детский сад или спорткомплекс с кучей кружков и секций. Тоже платных.

Деньги на строительство социальных объектов были от инвесторов — тех, кто потом мог эксплуатировать эти объекты — и от государства. В той или иной форме муниципалитеты оплачивали и школы, и детские сады, и, пусть реже, больницы. С 2017 года появилась возможность брать деньги дольщиков:

Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

С января 2017 года в Федеральный закон 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» изменился: согласно статье 18.1 деньги участников ДДУ можно направить на постройку школы, больницы или детского сада.

С переходом на эскроу-счета взять деньги дольщиков стало невозможно: тем не менее, застройщики продолжают включать в проектные декларации социальные объекты. Само собой — не бесплатно. Школа на 1 тыс. участников стоит примерно столько же, сколько 17-этажный жилой дом, то есть порядка миллиарда рублей.

А значит: там, где стояло бы пять условных многоэтажек, будут построены четыре и школа. Стоимость потерянных квадратных метров, вероятно, распределяется равномерно по всем будущим собственникам: переплачивать им приходится 5-10% от реальной стоимости жилья.

Если только государство (муниципалитет) не заплатит за постройку социального объекта заранее или хотя бы в среднесрочной перспективе.

Добровольно-принудительные соглашения: застройщика могли заставить построить школу и детский сад

До января 2021 года муниципалитеты не могли заставить строителей включать в проекты застройки школы и детские сады. Дело это было добровольным. И кто-то действительно старался:

Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

Это жилой комплекс «Династия» в Москве, на Хорошевском шоссе. В ноябре 2020 он был почти готов к сдаче. В проекте предусмотрено не только благоустройство территории, собственный внутренний двор, но и подземный паркинг, а также ДОУ, дошкольное образовательное учреждение. Детский сад, как видно в документах на «Карте Строек», изначально включен в строительный проект.

Новый закон о комплексном развитии территорий

С января 2021 года Федеральным законом 494-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс.

В нем появилось понятие комплексного развития территорий и их благоустройства: теперь строить жилые комплексы без социальных объектов, дорог и зеленых зон.

Согласно данным Правительства РФ строить по-новому будут в двух десятках регионов. Теперь вместо точечных сносов аварийного жилья и точечной же застройки «свечками» — застройка микрорайонами с инфраструктурой.

Чем быстрее построишь школу, тем ближе льготный кредит или строить социальные объекты станет выгодно

В новом году важно не только построить социальный объект, но и сделать это с опережением графика. Совсем недавно премьер-министр РФ пообещал тем застройщикам, которые смогут доказать, что строительство социальных объектов у них ведется с опережением графика, получат доступ к льготным кредитам: под 3%.

Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

Кроме крупных застройщиков новых жилых комплексов школы и детские сады строят и отдельно: в рамках проектов «Демография» и «Образование». Заказчики в этом случае — муниципалы, а деньги — из городских, областных и федеральных бюджетов.

Например, в середине 2020-го департамент государственного заказа Ярославской области заключил контракт на строительство детской поликлиники при ГАУЗ ЯО «Клиническая больница №2. В Москве и Мособласти масштабы больше.

Но и они не столько строят, сколько пристраивают новые корпуса к старым зданиям ДОУ и СОШ.

Возводить школы застройщики все же не торопятся. А муниципалитеты, в связи с этим, занимаются привычным делом: размещают тендеры на капитальный ремонт СОШ и ДОУ, строят что-то сами, в рамках все тех же федеральных проектах.

В Подмосковье, например, 11 млн рублей отдаст за ремонт школ в Одинцове «Центр муниципальных закупок Одинцовского муниципального района Московской области».

Чуть больше 4 млн рублей дают за инженерно-проектировочные работы для строительства детского сада в городском округе Луховицы (Московская область). А в Реутове за проект детского сада муниципалы дают почти 10 млн рублей.

Ремонт — не значит «дешево». Самый крупный тендер на ремонт здания школы поставлен муниципалитетом города Губкин (ЯНАО): за капремонт в школе №4 заплатят почти 60 млн рублей.

Материал подготовлен с использованием данных сервиса «Всем Подряд» и «карты Строек».

«Всем Подряд»:

  • Информация о тендерах, контактные данные заказчиков, победителей, участников.
  • Удобный поиск субподрядов в вашем или любом другом регионе России.
  • Контракты и тендерная документация в открытом доступе.
«Карта Строек»:

  • Регулярно обновляемый каталог всех строек страны.
  • Проектные декларации, разрешения на строительство, результаты аудитов.
  • Контакты застройщиков, учредителей и бенефициаров.
  • Новости экономики и финансов СПб, России и мира

    Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

    Игорь Албин (слева), вице–губернатор Петербурга, контролирующий строительный блок. Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству. Сергей Ермохин/Сергей Коньков

    Городские власти продолжают перекладывать на застройщиков обязательства по созданию инфраструктуры. Если со строительством детских садов и школ застройщики уже смирились, то скоро им придется брать на себя расходы по строительству дорог. Первыми с новыми требованиями столкнулись компании «Эталон», «СПб Реновация», «Лидер Групп», Seven Suns Development и Glorax Development.

    Проект за счет бюджета

    В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сообщили «ДП», что в этом году за счет бюджета разработают проектную документацию для подключения к улично–дорожной сети трех жилых комплексов. На проектирование квартала в Невском районе, расположенного вдоль Петрозаводского шоссе и Советского пр.

    , где компания «СПб Реновация» строит ЖК «Живи! В Рыбацком» потратят 48 млн рублей. На проект подъезда к ЖК «Ласточкино гнездо» от компании «Эталон» рядом с Октябрьской наб. и Русановской ул. — 41,8 млн рублей. На план дороги к строящимся жилым комплексам жилого квартала на намыве на Васильевском острове — 66,1 млн рублей.

    Дополнительные деньги на эти цели выделены при корректировке городского бюджета, проектирование начнут осенью.

    В КРТИ рассчитывают, что строить эти объекты за счет бюджета не придется. Комитет ведет переговоры с застройщиками о финансировании строительства. Понятно, что создание дорог обойдется на порядок дороже, чем подготовка документации. Так, только на строительство Русановской ул.

    , окаймляющей ЖК «Ласточкино гнездо», требуется более 878 млн рублей. «Этот жилой комплекс — полностью завершенный проект. В рамках его реализации группа «Эталон» возвела школу на 825 учащихся, которая была безвозмездно передана Петербургу.

    Также нашей компанией выполнены работы по благоустройству существующей дороги — обновлены тротуары, сделано освещение.

    В связи с этим проектирование и строительство подъездных дорог к ЖК «Ласточкино гнездо» в нашем представлении должно финансироваться за счет городского бюджета», — осторожно возражает директор по правовым вопросам группы «Эталон» Виктория Цытрина.

    Ориентировочная стоимость расширения Советского пр. составляет 960 млн рублей.

    «Данный проспект — дорога регионального значения, и по закону его реконструкция — и проектирование, и непосредственно строительство — входит в компетенцию городских властей», — говорит руководитель службы по работе с государственными органами «СПб Реновации» Дмитрий Михалев. По его словам, прогнозировать точные сроки реконструкции проспекта пока сложно, но процесс запущен — это самое важное.

    На намыве на Васильевском острове проектируются и строятся ЖК «Капитан Немо» от «Лидер Групп», ЖК «Я — романтик» от Seven Suns Development и ЖК Golden City от Glorax Development. В «Лидер Групп» подтвердили, что чиновники обращались к ним с предложением взять на себя строительство дорог, в остальных компаниях от комментариев отказались.

    Обязаловки не будет

    В КРТИ составили список из семи жилых комплексов, дороги к которым необходимо строить в первую очередь. Это новостройки в Шушарах, Славянке, Приморском и Красносельском районах (см. «Первоочередные жилые комплексы…»).

    По предварительным подсчетам, для решения вопросов транспортного обеспечения этих жилых комплексов с 2017 по 2023 год требуется 50,5 млрд рублей. В Смольном рассчитывают, что как минимум часть из них возьмут на себя девелоперы.

    Впрочем, вице–губернатор Петербурга Игорь Албин заверил «ДП», что «тотальная обязаловка для строителей в этом вопросе невозможна в текущих экономических условиях». По его словам, объем финансирования строительства дорог будет зависеть от экономики каждого конкретного проекта комплексного освоения территорий.

    Однако застройщики настроены менее оптимистично. «Разговоры о том, что строителям города придется за свой счет строить еще и дороги, зазвучали около месяца назад. В Смольном это объясняют большим дефицитом бюджета, мол, городу дороги не потянуть.

    Даже на выкуп социалки денег не хватает. Ситуация очень негативная. Мы сейчас пытаемся договориться с властью о выкупе с рассрочкой на 5 лет. Но они даже на это не идут.

    Читайте также:  Я не резидент РФ. Должна ли я оплачивать ЖКУ в России?

    Хотя понятно, что магистральные дороги город должен строить сам», — заявил «ДП» один из крупных городских застройщиков.

    Областной светофор

    Городские власти явно берут пример с соседней Ленобласти. В прошлом году там стартовала программа «Светофор» — дифференцированный подход к условиям работы застройщиков. Территорию региона разбили на три зоны согласно плотности застройки и близости к Петербургу.

    В красной зоне помимо жестких условий выкупа социальных объектов от застройщиков требуют за свой счет делать не только внутриквартальные проезды (это обязательство возложено Градкодексом), но и дороги от границ своих проектов до региональных дорог.

    «Мы не интересуемся бухгалтерией застройщиков, деньги на строительство с них не собираем. Для нас важно физическое наличие объекта, построенного по проекту и грамотно оформленного, чтобы мы смогли принять его на баланс», — настаивает заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин.

    Несговорчивым застройщикам грозят отзывом проектов планировки и отказом ввода домов в эксплуатацию. Так, например, около года компания «Главстройкомплекс» не может получить разрешение на ввод домов в микрорайоне «Южный» во Всеволожске без строительства подъездной дороги к своим объектам.

    В итоге взять на себя расходы на строительство дорог согласились девелоперы во Всеволожске, Аннино, Кудрово и Мурино.

    Так, вчера состоялась выездное совещание с чиновниками и инвесторами по строительству сквозного проезда под КАД в районе Западного Мурино.

    Как сообщили в УК «Мурино» (подконтрольна миллиардерам Андрею Березину и Юрию Васильеву), стоимость первого этапа строительства проезда под КАД к Верхней улице и ТК «Северный молл» составит 108 млн рублей. Инвесторами выступили около десятка компаний–застройщиков (доля каждого определялась в зависимости от площади участка).

    Второй этап, строительство развязки к КАД за 1,2 млрд рублей, в дорожном комитете ЛО надеются реализовать по схеме ГЧП: 60% стоимости профинансирует бюджет Ленобласти, 40% — застройщики.

    Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

    Нас пока не уведомили, что на наш бюджет хотят повесить и дороги. И вообще–то это противозаконно. У нас по закону инвестор защищен — на время реализации проекта ему не могут менять условия и нагрузки, которые были озвучены изначально. Увы, у нас власти постоянно попирают закон.

    Считают, что своя рука — владыка. Но это приводит к нецелевому использованию средств дольщиков и к разорению строителей. Отдельный вопрос — куда деваются налоги, специально собранные в бюджет на дороги и другие нужды.

    И почему Ленобласть справляется с проблемами без поборов, а город — нет?

    Дмитрий Астафьев

    президент «ЛенСпецСтроя»

    Два года назад мы рассматривали предложение о покупке у Валерия Израйлита земли в Новосаратовке под девелоперский проект. Речь шла о 20 га, где мы планировали построить 170 тыс. м2 жилья. Но сделка так и не состоялась. Позже доверенные лица Израйлита пытались продать участок другим застройщикам.

    Даже появлялась информация, что землевладелец сам будет строить там жилье. Но, как видите, дело ничем не закончилось. Сейчас не лучшее время для вхождения в проекты в этом районе.

    Тем более что спрос на территории рядом с КАД снизился, и в дальнейшем он будет зависеть от темпов инженерной подготовки этой земли.

    Разговоры о том, чтобы повесить на строителей дополнительные нагрузки, идут давно.

    Но сейчас настал момент сесть строителям за стол переговоров с чиновниками и объяснить им, какова себестоимость «квадрата» жилья, чтобы власти могли подумать, выдержит ли бизнес дополнительные поборы. Пока чиновники считают, что «квадрат» стоит 48 тыс.

    рублей (хотя реально больше 65 тыс. рублей), разговоры о дополнительных нагрузках не прекратятся. Мы не против строить дороги. Но эти затраты должны как–то компенсироваться, чтобы не страдала экономика проектов.

    Беслан Берсиров

    заместитель гендиректора «Строительного треста»

    У меня с этим годом связаны весьма своеобразные воспоминания. Буквально в одночасье изменилась бизнес–среда. Если до этого денег становилось все боль-
    ше, то потом их резко не стало. И тогда надо было с этим разбираться. Лично у меня до того момента не было личного опыта негативных разговоров.

    И вот настал момент, когда сотрудникам компании надо было сказать — старой реальности не существует, нам надо выжить в новой. Это было крайне тяжело психологически. Говорить людям, что того, к чему они привыкли, больше нет, предстоит менять все и подстраиваться под новые обстоятельства. Был шок, кто–то остался, кто–то ушел.

    Те бизнесмены, которые не смогли сказать эти слова своим сотрудникам, в итоге оказались на помойке.

    Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

    Андрей Тетыш

    председатель совета директоров АРИН

    Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

    Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

    Определились подрядчики семи этапов трассы Москва — Казань на ₽464 млрд :: Бизнес :: РБК

    По итогам тендеров компания «Автобан» стала самым крупным подрядчиком, получив права на строительство двух участков. Самый дорогостоящий участок (за ₽123,2 млрд) построит компания, принадлежащая «Мостотресту» Аркадия Ротенберга

    Застройщики Москвы взяли на себя строительство дорог

    Павел Лисицын / РИА Новости

    Государственная компания «Автодор» определила подрядчиков проектирования и строительства семи из девяти этапов скоростной платной автомагистрали М-12 Москва — Казань, стоимость которых оценивается в 464,2 млрд руб.

    Все семь конкурсов были признаны несостоявшимися из-за того, что на каждый из них было подано по одной заявке. С компаниями, которые подали заявки, в итоге и будут заключены контракты.

    По итогу конкурсных процедур дорогу будут строить следующие компании:

    Первый этап (0–80 км, Московская, Владимирская области): «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Стоимость: 53,11 млрд руб.

    Второй этап (80–116 км, Владимирская область): Региональная строительная компания, входящая в группу «Трансстройинвест». Стоимость: 21,2 млрд руб.

    «Трансстройинвест» специализируется на инфраструктурных проектах за счет господрядов: группа участвовала в реконструкции аэропорта Внуково в Москве и строительстве терминала бизнес-авиации аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. По данным ресурса «Проект», группа также была подрядчиком при строительстве резиденции президента России под Ялтой.

    Третий этап (116–224 км, Владимирская область): компания ВАД. Стоимость: 59,5 млрд руб.

    ВАД строила крымскую автотрассу «Таврида». 27 августа президент Владимир Путин проехал по одному из участков «Тавриды», а главный технолог ВАД Андрей Волков подарил главе государства кусок асфальтобетона.

    Четвертый этап (224–347 км, Владимирская, Нижегородская области): Дорожно-строительная компания «Автобан». Стоимость: 79,6 млрд руб.

    Пятый этап (347–454 км, Нижегородская область): российская «дочка» китайской CRCC (ООО «СиАрСиСи рус»). Стоимость: 58,3 млрд руб.

    CRCC — China Railway Construction Corporation. Эта компания претендовала на покупку почти 50% «Моспроекта», который проектирует дома для программы реновации. О завершении этой сделки не сообщалось.

    Шестой этап (454–586 км, Нижегородская область, Чувашия): Дорожно-строительная компания «Автобан». Стоимость: 69,2 млрд руб.

    Восьмой этап (663–729 км): «Трансстроймеханизация». Стоимость: 123,2 млрд руб.

    «Трансстроймеханизация» — «дочка» «Мостотреста» миллиардера Аркадия Ротенберга. В ходе реструктуризации «Мостотреста» она будет передана «Нацпроектсрою».

    «Нацпроектострой» (НПС) в июне 2020 года учредил дочернюю компанию для участия в строительстве дороги Москва — Казань в рамках проекта «Европа — Западный Китай» (ЕЗК) — «НПС ЕЗК». «НПС заинтересован принять участие в указанных проектах [включая дорогу Москва — Казань].

    Мы действительно учредили дочерние компании для потенциального участия в конкурсных процедурах. Пока они не проводились. Мы планируем участвовать в них на общих основаниях», — говорил РБК представитель «Нацпроектстроя».

    По данным «Ведомостей», это совместное предприятие Ротенберга и ВЭБа хотело стать единственным генподрядчиком по всему проекту. В итоге «НПС ЕЗК» не подал ни единой заявки на участие в строительстве дороги Москва — Казань, следует из материалов «Автодора».

    В конце августа вице-премьер и глава наблюдательного совета «Автодора» Марат Хуснуллин заявил, что конкурс на строительство нулевого этап трассы Москва — Казань (в обход подмосковных Балашихи и Ногинска) будет объявлен в течение ближайших двух месяцев. По его словам, стоимость строительства участка протяженностью 66 км составит 80 млрд руб.

    Что касается строительства седьмого этапа автодороги (586–663 км по начальной цене 42,7 млрд руб., Татарстан и Чувашия), то «Автодор» отменил ранее объявленный на него конкурс.

    Год назад председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко говорил РБК, что стоимость строительства автомагистрали Москва — Казань оценивается в 550 млрд руб. Из них 330 млрд руб. — грант государства, а еще 220 млрд руб. должны быть привлечены из внебюджетных источников. Он добавлял, что закончить трассу планируется в 2024 году.

    В июле глава российского правительства Михаил Мишустин заявлял, конкурсные процедуры должны закончиться до 10 сентября, а до 10 ноября должны быть согласованы документы по планировке территорий. По его словам, общий объем финансирования строительства магистрали составит более 650 млрд руб.

    «Землю под дороги застройщики отдают безвозмездно»

    В 2017 году исполнится 5 лет с того дня, как было законодательно закреплено присоединение к Москве новых территорий, превышающих прежние размеры столицы в 2,4 раза.

    «Сегодня мы видим, что очень многие люди действительно хотят переехать в новую Москву, и с каждым днем их становится все больше», – заявляет руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

    По его мнению, в новой Москве удается осуществить главный принцип развития – строить не просто жилье, а комфортную среду для жизни человека. Какие планы будут воплощены в наступившем году, Владимир Жидкин рассказал «Московской перспективе».

    — Владимир Федорович, сколько новых жителей «прописалось» на территории за последнее время?

    — Начну с другой цифры: с 1 июля 2012 года по сегодняшний день мы ввели уже более 10 млн кв. метров жилой и нежилой недвижимости. Эти объемы позволили обеспечить спрос на жилье около 100 тыс. человек, которые смогли официально зарегистрироваться в новых квартирах на территории ТиНАО. Всего же численность населения округов сегодня составляет более 330 тыс. человек.

    Добавлю, только в прошедшем году мы ввели около 3 млн кв. метров недвижимости. Это было непросто, потому что инвестиционный климат усложнился, отмечен более низкий покупательский спрос, увеличение стоимости отдельных строительных материалов. Но мы рассчитываем и в этом году выйти на плановый объем ввода порядка 3 млн «квадратов».

    По всем параметрам у нас есть возможность осуществить в наступившем году прорыв в нашем проекте. Причем, заметьте, «Новая Москва» – это самый крупный проект в Европе, аналогов которому нет ни по размаху, ни по стоимости, – ориентировочно 7 трлн. рублей.

    — Как вам удается не отступать от заявленного принципа обустройства комфортной среды, тем более что кризис внес свои коррективы в планы девелоперов?

    — Чтобы реализовать главный принцип, мы разбили его на 8 «подпринципов», которые позволят создать задуманное на присоединенных землях. Во-первых, это разработка градостроительной документации на всей территории – Генплана, территориальных схем, проектов планировок.

    Вся территория разбита на крупные проекты планировок площадью 1000–2000 га, чтобы все проекты планировались одновременно и были связаны между собой.

    — А также создаются 12 точек роста?

    — Да. Это будут мини-города. Невозможно также переоценить важность дорожно-транспортной инфраструктуры. И, конечно, сегодня никак нельзя без современной инженерной инфраструктуры, когда линии электропередачи располагаются не на высоких опорах, а в земле, и коммуникации идут вдоль дорог. Мы сейчас как раз проектируем и строим такую инженерную инфраструктуру, а в 2017 году планируем ее ввод.

    Читайте также:  Москвичи стремятся жить и работать в одном районе

    Кроме того, важно создание экологически благоприятной среды. Новая Москва выгодно отличается от исторической столицы своей экологией, больше половины занимают леса и реки, из крупных городов только Троицк и Щербинка.

    Такое преимущество необходимо сохранить. Для этого в префектуре ТиНАО даже создано специальное учреждение. В 2017 году будет развернуто строительство современных парков, которые также поддержат экологическую среду.

    Мы используем комплексный подход к реализации проектов жилищного строительства: уделяем особое внимание строительству социальной инфраструктуры и формированию современного рынка труда.

    И, наконец, восьмой принцип – это активное привлечение инвесторов. Львиная доля инвестирования в новую Москву происходит за счет внебюджетных источников.

    — На какой стадии находится согласование Генплана и ПЗЗ?

    — Генплан сейчас на завершающей стадии согласования. В начале года мы будем выносить его на правительство и в городскую Думу на утверждение и принятие закона.

    Территориальная схема была утверждена ранее, мы по ней уже работаем.

    Проекты планировок проходят публичные слушания. Недавно мы провели удачные слушания по шести проектам планировок. Эта работа будет продолжаться и в наступившем году. В ближайшее время начнем подготовку к проведению слушаний еще по одной партии проектов планировок.

    Правила землепользования и застройки будут утверждаться в марте 2017 года. Документ со всеми согласован, дошлифовывается. Учитывая, что с 1 июля 2017 года наступает пресекательный срок, когда мы без Генплана, без ПЗЗ работать не сможем, они должны быть к тому времени утверждены.

    — Застройщик в первую очередь строит дома, а инфраструктура вторична. К примеру, в одном из новых районов Коммунарки стоит несколько корпусов, а детский сад до сих пор не сдан. Есть какие-то механизмы, чтобы застройщик одновременно строил и инфраструктуру?

    — Вопрос правильный. Но если застройщик начинает одновременно строить школу и детский сад, то возникает проблема финансирования. Сегодня деньги очень дорогие, поэтому детские учреждения начинают строить годом позже. Но когда школа и детский сад появляются к завершению второго года после сдачи, то разрыва в сроках жильцы практически не почувствуют.

    С детским садом в Коммунарке отдельная история, связанная с приемкой этого объекта. Сначала мы должны были в детском саду только кухню доготовки делать.

    Потом была принята норма, что нужно делать столовую с общим приготовлением пищи. И хотя детский сад был готов еще в 2015 году, мы целый год не могли его ввести из-за изменившихся нормативов.

    А в принципе, мы следим за этим вопросом, и плановые показатели по вводу социальных объектов выполняются.

    Мы продолжаем наращивать темпы строительства социальных объектов. За истекшие 4,5 года ввели более 40. Только за прошлый год задействовали больше 10 школ, поликлиник и детских садов.

    К примеру, открыта большая школа в Коммунарке. В нынешнем году строится школа-гигант в Летове на 2100 мест, ее возводит компания «Масштаб». Школа частная, платная.

    Рядом с ней пройдет дорога от Сосенок до Московского, которая будет завершена в 2017 году.

    Всего в 2017 году мы построим на два-три социальных объекта больше, чем в предыдущем году. Только за счет АИП планируем ввести шесть детских садов и две школы, то есть соотношение строительства социальных объектов сместится в сторону бюджета. Но в основном они появятся не там, где инвесторы строят жилье, а в тех населенных пунктах, где был дефицит этих объектов.

    — Насколько легко найти учителей, врачей для новых школ и поликлиник?

    — Не скажу, что это происходит очень легко. Какое-то время уходит на заполнение новых объектов. В этом году мы открывали поликлинику в Новых Ватутинках. Ее построил «Инвесттраст» на внебюджетные деньги. На момент подготовки ввода объекта в эксплуатацию насчитывалось 30–40% служащих, принятых на работу. Но уже через три-четыре месяца она была заполнена полностью.

    Сейчас пять-шесть школ объединены в одно учреждение. Мы только приступаем к строительству, а уже определен его директор и начинает формироваться штат. Благодаря этому, когда готовили к открытию школу в Московском, в последней декаде августа она была полностью укомплектована персоналом.

    — Какие еще вакансии откроются в этом году и на каких объектах?

    — Из созданных 100 тыс. мест 20 тыс. – это строительные профессии. Часть этих рабочих мест еще не заполнены, но помещения и корпуса готовы к тому, чтобы принять такое количество работающих.

    Основные крупные объекты – это «Индиго-парк» на 50 резидентов, различные производственно-складские объекты, офисный центр «Фуд-сити», административно-деловой центр, где мы активно строим здания для префектуры и других органов власти Москвы. Там же начато строительство крупнейшей больницы – более 100 тыс. кв. метров емкостью до 1 тыс. койко-мест.

    Недавно на ГЗК было принято решение о выдаче ГПЗУ на территории АДЦ библиотечному комплексу площадью 250 тыс. кв. метров. Проект в Рублево-Архангельском начинается – это не ТиНАО, но тоже территория новой Москвы.

    — Есть ли планы по привлечению инвесторов в развитие транспортной инфраструктуры?

    — Есть разные формы участия инвесторов. К примеру, мы с «Масштабом» находимся в завершающей стадии подписания соглашения о сотрудничестве между городом и этой крупнейшей компанией.

    Они готовы все свои земельные участки, где пройдут инженерные коммуникации и дороги, безвозмездно передавать городу.

    При этом часть магистральных дорог – пока мы говорим о 30–40 км – построить самим на своих территориях за счет собственных средств.

    В целом в этом году ведется строительство почти 100 км дорог. Их структура позволит обеспечить свободное перемещение как в историческую Москву, так и по радиальным связям, а также в область.

    Продолжаются работы по развитию дорожного каркаса новой Москвы. Завершен первый этап реконструкции Калужского шоссе. Ведется строительство четырех автомобильных путепроводов через ж/д пути в Переделкине, Щербинке, Кокошкине и Крекшине, открыть движение по которым предполагается во второй половине 2017 года.

    Жанна Авязова

    Нормальные расходы всегда идут в обход

    Счетная палата (СП) обнаружила многочисленные недостатки при проектировании и строительстве платной дороги М-12 Москва—Казань.

    Выявлены признаки «коррупционных нарушений» при выкупе земель в районе обхода Балашихи, а также нарушения норм Земельного кодекса, которые могут стать причиной судебных исков.

    Претензии предъявлены госкомпании «Автодор» и Федеральному дорожному агентству (Росавтодор), материалы проверки направлены президенту РФ и в Генпрокуратуру.

    Счетная палата проверила расходование в 2019–2020 годах средств на проектирование, строительство и ремонт дорог, входящих в международный транспортный маршрут Европа—Западный Китай (МТМ ЕЗК).

    В него, напомним, входят дорога М-11 «Нева» (построена), ЦКАД (почти построена), а также новая трасса М-12 Москва—Казань (729 км; проектируется) и обход Тольятти с мостом через Волгу (97 км; строится). Последние два участка должны быть построены к 2024 году (на это выделяется 655 млрд руб.

    ), согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ, один из нацпроектов).

    Серьезные нарушения аудиторы выявили во время проектирования и строительства 65-километрового обхода Балашихи, входящего в состав М-12. Планировку территории для дороги утвердили еще в 2013 году, но «Автодор» изымал земельные участки в 2018 году, что является нарушением Земельного кодекса: между утверждением проекта планировки и изъятием земли не может проходить более трех лет.

    «Имеются риски оспаривания решений об изъятии участков и объектов недвижимого имущества, входящих в полосу отвода обхода в судебном порядке»,— считают аудиторы.

    https://www.youtube.com/watch?v=9ySigWzCfaw

    СП обратила внимание также на условия изъятия земель. Одно из соглашений на участок площадью 3,6 га «Автодор» заключил с ООО «Тейк-Лук Рус», заплатив за него 57,9 млн руб. и еще 104,3 млн руб. в качестве «компенсации упущенной выгоды» (компания, по документам, планировала строить жилье).

    «Тейк-Лук Рус», как показала проверка СП, была учреждена в 2018 году, опыта капитального строительства не имела, купила участки в феврале 2019 года (уже после принятия решения об их изъятии), при этом размер упущенной выгоды рассчитывался на основании «намерений» застройщика, а не готовой документации.

    «Указанные факты свидетельствуют о наличии признаков коррупционных правонарушений и возможном причинении ущерба в размере 104,3 млн руб.»,— считают в палате.

    Подобные признаки аудиторы обнаружили в процедуре выкупа еще двух участков площадью 1,4 и 0,7 га: из-за нарушений, допущенных оценщиком, участки оказались соответственно на 36 млн и 21,3 млн руб. дороже.

    Нарушены и графики подготовки территории для обхода Балашихи: до 1 октября 2020 года должно быть выполнено 60,3% работ, по факту — 34,1%. Произошло это в том числе из-за слишком позднего заключения соглашения с «Газпромом» о переносе газопровода — в августе 2020 года, а не в 2018-м, как планировалось.

    Претензии СП предъявила в том числе Росавтодору в связи с тем, что часть ЕЗК пройдет по федеральной сети (в Чувашии и Оренбургской области). Для проезда тяжелых грузовиков на участках общей протяженностью 405 км нужно увеличить нормативную нагрузку на ось с 10 до 11,5 тонн, однако 85 км из них отремонтируют только к 2030 году, утверждают в палате.

    Возникают риски «несоответствия транспортно-эксплуатационному состоянию отдельных участков» к моменту, когда дорога должна быть открыта, подчеркивает СП.

    Нарушения найдены и в действиях региональных властей.

    Для строительства обхода Тольятти правительство Самарской области должно было изъять 789 га земель, но к 1 октября 2020 года региональный минтранс оформил документы лишь на 60% этих территорий.

    Полученный ранее трансферт из федерального бюджета на 14,5 млн руб. для строительства дороги в 2019–2020 годах не потрачен, сказано в отчете, из-за отсутствия ряда документов.

    Материалы проверки СП направила в Генпрокуратуру и президенту РФ.

    Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко с выводами СП согласился, утверждается на сайте СП, доложив о реализации проекта после 1 октября 2020 года.

    «Контракты все заключены, документация по планировке территории утверждена. К следующей проверке недочеты будут устранены»,— цитирует его ведомство. Запланированные на 2020 год работы выполнены, подтвердили “Ъ” в Минтрансе, на всех участках М-12 идет подготовка территории.

    К августу, пообещали в ведомстве, будет получено заключение Главгосэкспертизы на все этапы строительства трассы (ранее господин Петушенко обещал начать в июле стройку). В Минтрансе подтвердили, что 86 км федеральных дорог, упомянутых в отчете палаты, будут ремонтироваться для увеличения несущей способности уже после 2024 года.

    Читайте также:  Пешеходный мост может соединить Тушино и Строгино

    Капремонт или ремонт делается по правилам раз в 12–24 года, пояснили в министерстве, проводить работы «до окончания межремонтного срока, особенно при условии соответствия покрытия требованиям, нецелесообразно». Заявления СП о коррупции во время выкупа земель в районе Балашихи ни ведомство, ни госкомпания «Автодор» 26 января не комментировали.

    Расчет упущенной выгоды действительно был произведен, основываясь только лишь на планах правообладателя построить жилой комплекс, пояснил “Ъ” источник, знакомый с ситуацией. Сумма 104 млн руб.

    возникла в связи с тем, что вместе с изъятием земель было также прекращено право на застройку участка, предусмотренное генпланом развития города Балашихи, пояснил собеседник “Ъ”, поэтому и понадобилась дополнительная компенсация.

    Иван Буранов

    6 триллионов на дороги. Компания Ротенберга и ВЭБа получит подряды в рамках спасения российской экономики 16:35, 23 июля 2020 Версия для печати

    «Нацпроектстрой», создаваемый на базе активов семьи Аркадия Ротенберга, может стать генподрядчиком по крупным проектам дорожного строительства, включенным в план восстановления российской экономики. Общая стоимость проектов — 6 трлн рублей.

    Совместное предприятие семьи Аркадия Ротенберга F 36 и ВЭБ.РФ «Нацпроектстрой» может стать генподрядчиком инфраструктурных проектов в области дорожного строительства в рамках выполнения плана по спасению российской экономики. Об этом в интервью Forbes рассказал первый зампред ВЭБ.РФ Николай Цехомский.

    «Не исключаю, — ответил он на вопрос о том, получит ли «Нацпроектстрой» функции генподрядчика при выполнении проекта «Дороги России». — В любой стране есть такие подрядчики. Где-то — государственные, где-то — квазигосударственные».

    Проекты на триллионы

    План восстановления экономики правительство разработало в конце мая. Его стоимость на 2020-2021 годы составляет примерно 8 трлн рублей. Из этой суммы 1,6 трлн рублей правительство планирует потратить на одиннадцать проектов в рамках дорожного строительства. Общая стоимость этих проектов — порядка 6 трлн рублей.

    Самый дорогой — стоимостью 4,8 трлн рублей до 2024 года или 1,4 трлн в 2020-2021 годах — перекочевал в план из нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он предполагает масштабное строительство и ремонт дорог в регионах, а также мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, например, увеличению числа камер.

    Представитель «Нацпроектстроя» сообщил Forbes, что «в той части программы, которая касается развития транспортной инфраструктуры в стране, есть проекты, которые потенциально представляют интерес для компании».

    «После завершения процесса создания «Нацстройпроект» планирует на общих основаниях участвовать в конкурсах на те объекты, которые будут соответствовать нашим компетенциям и критериям отбора проектов», — добавил он.

    Представитель Аркадия Ротенберга от комментариев отказался.

    Остальные десять «дорожных» проектов антикризисного плана предполагают строительство дорог, ранее включенных в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры.

    Больше всего, следует из плана, правительство планирует потратить на два участка транспортного коридора «Европа-Западный Китай» (ЕЗК) — скоростную трассу «Москва-Казань» (610 млрд рублей) и обход города Тольятти с мостом через Волгу (120,8 млрд рублей).

    Ранее представитель «Нацпроектстроя» подтверждал интерес компании к генподряду по ЕЗК. В структуре «Нацпроектстроя» с июня создана компания «НПС ЕЗК».

    Конкурент иностранцам

    Помимо «НПС ЕЗК», в состав «Нацпроектстроя» входят еще две компании — «НПС ДЗОК» и «НПС Аксай».

    Название первой можно расшифровать как «Дальний западный обход Краснодара», этот проект предполагает строительство участка трассы М-4 Дон, который соединил бы ее с выходом на Керченский мост.

    Аксай — город в Ростовской области, вокруг которого также планируется построить обход на трассе М-4 — этот проект общей стоимостью около 90 млрд рублей также включен в план восстановления экономики. На участках М-4 в Липецкой и Воронежской областях уже работает «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, активы которого планируется внести в «Нацпроектстрой».

    Ранее «Ведомости» писали, что «Нацпроектстрой» может без конкурса получить подряды на строительство обхода Краснодара и Аксая. «Мы думаем, что все точно будет через конкурс, — сказал Forbes Цехомский.

    — Просто мало кто может взять на себя такого рода масштабные проекты. Это либо иностранный игрок, либо «Нацпроектстрой». По факту может получиться, что на такой конкурс никто не придет, кроме иностранцев.

    В любом случае, «Нацпроектстрой» будет объединять частных российских игроков, вовлекать их в реализацию проектов».

    О создании «Нацпроектстроя» компания «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ договорились на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году. Инициатором выступил ВЭБ.РФ, рассказал Цехомский Forbes: 

    «Сегодня даже самый крупный российский игрок «Мостотрест» не входит в двадцатку мировых лидеров. Мы хотим объединить усилия и создать компанию, которая будет не просто подрядчиком, но сможет и привлекать финансирование в проект».

    Сейчас «Нацпроектстрой» принадлежит ЗПИФ «Легион» под управлением компании «Эвокорп». Со временем, говорил глава «Нацстройпроекта» Рубен Аганбегян, место «Легиона» в СП займут структуры семьи Ротенбергов.

    Как писал РБК, стоимость активов, вносимых в «Нацпроектстрой», может превысить 100 млрд рублей. ВЭБ.РФ оплатит свою долю (43%) деньгами, Ротенберги такую же долю — активами.

    Также акционером может стать некий профессиональный инвестор с долей 14%.

    Помимо «Мостотреста», в состав СП войдет «ТЭК Мосэнерго», принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга Игорю F 154. Также партнеры заинтересованы во вхождении в СП группы «1520» — крупного подрядчика РЖД.

    Глава «Нацпроектстроя» Рубен Аганбегян говорил РБК, что переговоры с акционерами «1520» ведутся, но на процесс оказывают влияние уголовные дела, заведенные на бывших и нынешних собственников группы — Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича.

    Вхождение «1520» в состав «Нацпроектстроя» открывает СП дорогу к подрядам по железнодорожным проектам из плана спасения экономики, например, реконструкции БАМа и «Транссиба» (680 млрд рублей) и развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (520 млрд рублей).

    Дома построили, а дороги к ним нет? Как добиться возможности нормально подъехать к собственному подъезду?

    Дорожный шантаж. Дома построили, а дороги к ним нет? Кто так строит? Или дорога есть, но у нее есть собственник, который хочет денег за проезд.

    Почему люди вынуждены выходить на митинги и писать в прокуратуру для того, чтобы добиться строительства обычной дороги к дому? Дорожные войны обсуждаем с экспертами.

    В студии: Петр Шкуматов — координатор движения «Общество Синих Ведёрок» и Юрий Эхин — эксперт по жилищной политике, член Союза архитекторов России.

    Александр Денисов: Переходим к большой теме. Шантаж на ровном месте: у трассы, которую мы привыкли относить к категории общего пользования, вдруг обнаруживается хозяин, который устанавливает шлагбаум и требует оплатить взнос за возможность проезда. Как правило, такие ситуации возникают там, где альтернативы больше нет, нигде не проедешь.

    Ольга Арсланова: Жители небольших поселков нашей страны и новых микрорайонов оказываются таким образом в западне, и приходится платить либо требовать от муниципальных властей, чтобы проложили новую трассу, как это случилось, к примеру, в Новосибирской области. Там жители одного из микрорайонов наукограда Кольцово даже вышли на митинг.

    Что, собственно, они хотят? Они требовали от властей построить им дорогу. Сейчас с центром их связывает лишь грунтовка, которую размывает после дождя. Почти 200 жителей нового микрорайона «Спектр» на окраине Кольцово отрезаны в итоге от основной инфраструктуры: у них нет ни поликлиники, ни школы, ни детского сада. Из-за плохой дороги даже «скорая» может проехать с трудом.

    При этом дорога от микрорайона в наукоград была заложена в проекте «Безопасные и качественные дороги» еще в 2017 году, на нее выделили примерно 100 миллионов рублей. Однако подрядчик, по словам жителей, стройку остановил, вместо этого сделал деревянный тротуар через заболоченный пустырь.

    Юрий Шмаков: Там с коляской вообще невозможно пройти, ну и опять же бабушкам наверняка тоже очень сложно ходить. И подъехать туда можно только по технологической дороге, по которой ездит строительная техника. Это дорога, конечно, плохая, неудобная, грязная, машинам там тяжело разъезжаться. Я когда езжу, я боюсь там резину испортить.

    Александр Денисов: Мэр Кольцова Николай Красников пообещал, что в июле будет объявлен новый конкурс на строительство дороги, а работы начнутся уже в конце лета. Ну вот, как мы сказали, в Новосибирской области испарились 100 миллионов на строительство вот этой дороги в районе, а при строительстве ЦКАД в Московской области испарились миллиарды.

    Ольга Арсланова: Ну это же Москва.

    Александр Денисов: Да, у нас тут все посолиднее.

    На Петербургском форуме спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов в интервью ТАСС прокомментировал ситуацию с Центральной кольцевой автодорогой вокруг Москвы, почему она стала таким долгостроем. Также объяснил, что задержки носят объективный характер.

    Сергей Иванов: Там нет такого, знаете, дикого воровства, как было на космодроме «Восточный». И потом все-таки цены, инфляция, материалы инертны, это все тоже сказывается, конечно. Когда считали в 2015 году, была одна цена, сейчас уже другая.

    Ольга Арсланова: Уже на стадии проектирования Центральной кольцевой дороги Следственное управление ФСБ возбудило дело о хищении 9 миллиардов рублей, выделенных правительством на разработку проектной документации ЦКАД. А вот при строительстве космодрома «Восточный», по данным Генпрокуратуры, похищены 10 миллиардов рублей.

    Александр Денисов: То есть не так уж и много, разница в 1 миллиард.

    Ольга Арсланова: Да. Ну как немного, все относительно, как говорится.

    Давайте поговорим об этой проблеме с нашими гостями. Конечно же, как всегда ждем ваших звонков. Приветствуем в нашей студии координатора движения «Общество Синих Ведерок» Петра Шкуматова, – здравствуйте.

    • Петр Шкуматов: Здравствуйте.
    • Ольга Арсланова: Эксперта по жилищной политике, члена Союза архитекторов России Юрия Эхина, – добрый вечер.
    • Юрий Эхин: Добрый вечер.

    Ольга Арсланова: У нас, кстати, в редакции свой такой случай есть. Один из наших коллег в Подмосковье купил себе квартиру в микрорайоне, и все бы ничего, но в один момент появился шлагбаум, и застройщик сказал: «Это моя частная дорога, теперь чтобы проехать к своим домам, вы мне должны платить».

    1. Петр Шкуматов: Балашиха?
    2. Ольга Арсланова: Совершенно верно.
    3. Петр Шкуматов: И этот товарищ еще майнингом занимается в подсобных помещениях.

    Ольга Арсланова: Да. И получается, что все это по закону, так можно, оказывается? Или нельзя?

    Петр Шкуматов: Нет, так нельзя, конечно.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *