Законопроект о лесной амнистии прошел первое чтение в гд

Законопроект о лесной амнистии прошел первое чтение в ГД

Сейчас в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается законопроект под сокращённым названием «лесная амнистия» («О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров».). В данный момент проект прошёл первое чтение, был признан «сырым» и отправлен на доработку.

Законопроект о лесной амнистии прошел первое чтение в ГД

Комментирует Ежов Антон Валентинович: «Да, это действительно так. Проблема связана не только с землями лесного фонда.

Людям давали земельный участок, они владели им более шести лет, потом долго не приезжали, и сосед просто поставил на их участке забор, поставил там баню и так далее, а потом вызывал кадастрового инженера, который обмерил этот земельный участок… Обращаю внимание, что свидетельство о праве собственности было, не было только межевания.

И когда было проведено межевание, фактически определили границы этого земельного участка на границах другого земельного участка. Когда настоящие собственники узнали, что их участок фактически захвачен, они обратились с иском в суд.

И суд, назначив экспертизу у тех же кадастровых инженеров, которые проводили межевание, пришел к выводу о том, что было нарушение со стороны соседей, которые захватили участок, но то, что они зарегистрировали свое право собственности, точнее, определили границы (а свидетельства остались прежними, их никто не менял), это правильно. И суд отказал».

Возможно ли такое? Да, вполне – в настоящий момент есть решение Солнечногорского суда МО. Решение до сих пор не имеет законной силы, поскольку подана апелляционная жалоба.

Чтобы избежать возможных неприятных ситуаций при приобретении земельного участка, необходимо тщательно изучить основания возникновения права на земельный участок.

Тут есть один «скользкий» момент: землеотводы, которые были сделаны еще во времена СССР, могли попросту не сохраниться, в архивах вы этих документов нет, и остается только уповать на достоверность сведений Росреестра.

Законопроект о лесной амнистии прошел первое чтение в ГД

Конечно, нужно защитить права собственников, однако, при этом не стоит забывать и о пресловутых гольф-полях, которые заведомо с нарушением создавались на землях лесного фонда.

Как же быть в такой ситуации государству и его гражданам?

Напоследок пожелания адвокатов «Правовой защиты» тем, кто только ещё собирается приобретать участок земли – нужно обратиться к публичной кадастровой карте, которую можно посмотреть в Интернете.

Там вводится кадастровый номер земельного участка, программа показывает, где он находится, и можно посмотреть, к каким землям он относится. Вот эта публичная карта — это как раз и есть ЕГРН.

И если там нет вашего земельного участка, тогда нужно «бить в колокола», идти к юристу, думать, что делать.

Ознакомиться с сюжетом передачи можно на сайте радиостанции «Свобода» здесь:

https://www.svoboda.org/a/28531700.html

А также посмотреть передачу можно на Ютубе (видео):

  • Приводим текст всей передачи на радио Свобода: 
  • Между двух реестров07 Июнь 2017
  • Марьяна Торочешникова
  • Поделиться
  • Смотреть комментарии

Что делать, если ваш дом оказался на землях лесного фонда? Можно ли отстоять участок, и чего ожидать от «лесной амнистии»?

Марьяна Торочешникова: Государственная Дума России рассматривает законопроект о лесной амнистии. На самом деле название у проекта более длинное и менее понятное: закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров».

Речь идет о противоречиях между сведениями Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, из-за которых тысячи россиян рискуют лишиться собственности.

Что делать, если выяснилось, что ваш дом стоит на земле, принадлежащей лесному фонду? Можно ли отстоять участок, как это сделать? И чего ожидать от лесной амнистии?

  1. В студии Радио Свобода — адвокаты коллегии «Правовая защита» Алексей Голованов и Антон Ежов.
  2. Государственная Дума России рассматривает законопроект о лесной амнистии

Только в Иркутской области для передачи в суды подготовлено 29 тысяч исков против граждан, которые абсолютно законно приобрели или получили в наследство свои дома или садовые участки, оказавшиеся теперь на землях лесного фонда.

Это произошло, потому что с 2001 года в России соблюдался принцип упрощенного порядка учета лесных участков, и в кадастр сведения о них вносили без определения точных границ, что в результате привело к путанице в документах и огромному количеству пересечений лесных участков как между собой, так и с другими земельными участками. В настоящее время общее число таких пересечений правительство оценивает в более чем полтора миллиона случаев. Информация публичной кадастровой карты и данные лесных карт, которыми пользовалось Агентство лесного хозяйства, не совпали, и теперь государство решило истребовать федеральные земли назад. В Иркутске, например, принята уже почти тысяча соответствующих решений судов, которые подлежат исполнению.

Люди, у которых государство отнимает земельные участки, просят депутатов Госдумы принять так называемый закон о лесной амнистии. Среди них, например, собственники участков в дачном некоммерческом товариществе «Ангарские зори», образованном в 2012 году. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Иркутске Екатерина Вертинская.

Екатерина Вертинская: Владельцы земельных участков в ДНТ «Ангарские зори» сами себя называют не иначе как «преступники», говорят, что это клеймо им присвоило государство.

Владимир Покутнев, член ДНТ «Ангарские зори»: Я один из «преступников», которые имеют здесь землю. Со мной реально как с преступником борются государственные органы. Нами занимается прокуратура, суды — после того, как государственные органы выделили нам эту землю.

Люди, у которых государство отнимает земельные участки, просят депутатов Госдумы принять закон о лесной амнистии

Екатерина Вертинская: Истории всех семей из ДНТ «Ангарские зори» почти одинаковы.

Они купили эти земельные участки у предыдущих собственников (кто-то отдал 750 тысяч рублей, кто-то — полтора миллиона), оформили право собственности, получили кадастровые паспорта, исправно платили налоги на землю.

Не успели начать строить дома, как узнали, что свои участки они должны отдать государству. Семья Калашниковых, например, приобрела землю у человека, который получил ее безвозмездно от администрации Иркутского района как воин-афганец.

Сергей Калашников, член ДНТ «Ангарские зори»: Есть договор, что эта земля была безвозмездно выделена человеку — воину-афганцу. А он, соответственно, получив эту землю по постановлению, оформил свое право на собственность. У людей разные обстоятельства, и он продал землю, а мы ее приобрели.

Екатерина Вертинская: Собственники земельных участков в ДНТ «Ангарские зори» первыми получили повестки в суд, и более 50 семей уже проиграли в первой инстанции. Прокуратура доказывает, что при предоставлении земель администрацией Иркутского района были грубо нарушены нормы Природоохранного законодательства, что на участке произрастает реликтовый лес.

Вячеслав Баянов, член ДНТ «Ангарские зори»: Основные доводы прокуратуры основываются на материалах Литовского лесхоза, лесостроительного предприятия, которые были сделаны в 1985 году.

То есть понятно, как это было сделано: плюс-минус километр… У нас есть контраргументы — документы, в которых в 1986-87 годах подтверждено, что там есть спорные земли, но они все же относятся к сельхозназначению.

Екатерина Вертинская: Иркутяне обращают внимание на то, что тонкие березы и осины, которые растут на их участках, никак не похожи на реликтовый лес.

Говорят, что у них есть и свидетели, которые заявляли в суде, что на этом участке в 80-х годах было поле.

Во время подготовки к судебным разбирательствам иркутяне нашли в архивах документы, говорящие о том, что раньше это был единый участок, и его выделили под свинооткормочный комплекс.

Роман Валюшин, член ДНТ «Ангарские зори»: Из земель этого участка в 1987 году было выделено ДНТ «Городское», а в 2012 году — наше ДНТ «Ангарские зори», то есть эти два участка были выделены из земель одного и того же участка, который раньше принадлежал иркутскому свинооткормочному комплексу. Так что это земли сельхозназначения.

Более 50 семей уже проиграли суд первой инстанции

Екатерина Вертинская: Позже, в 2015 году, из этого участка были выделены земли еще под одно ДНТ, но к нему почему-то претензий нет, причем строительство идет вблизи береговой линии.

Роман Валюшин, член ДНТ «Ангарские зори»: Из этого же участка в позапрошлом, 2015 году выделено ДНТ «Петровская слобода» (в прошлом году началась застройка), но к нему вопросов нет. Получается, что это лес, а это не лес, и это опять не лес, то есть для кого-то это земли сельхозназначения, а для кого-то нет.

Екатерина Вертинская: В борьбе за свои земли к ДНТ «Ангарские зори» присоединились еще 30 садоводств. Люди утверждают, что с этой проблемой столкнулись сотни семей.

За последнее время они провели с десяток публичных мероприятий, митингов, пикетов, записали несколько видеообращений к депутатам Государственной Думы с просьбой принять закон о лесной амнистии.

Люди уверены, что в сложившейся ситуации это единственный способ решить проблему тысяч граждан. Говорят владельцы земельных участков:

Читайте также:  Есть предложение не брать плату за капремонт с тех, кто приватизировал жилье без капремонта

— Мы в 2012 году продали квартиру, купили земельный участок. На данный момент ни квартиры, ни участка.

— Нам пришлось продать бизнес: я очень хотела построить дом. Сейчас ни дома, ни работы.

— Мы для приобретения участка взяли в банке кредит на полтора миллиона, и сейчас нам приходится его выплачивать, а землю у нас отбирают. Что нам делать?

Мы продали квартиру, купили земельный участок — теперь ни квартиры, ни участка

— Нам нужен закон о земельной амнистии! Просим вас, пожалуйста!

Екатерина Вертинская: Иркутяне говорят, что в последнее время суды стали медлить с вынесением решений по другим участкам — предполагают, что они тоже ждут закон о лесной амнистии.

Законопроект о "лесной амнистии" прошел первое чтение

Законопроект о лесной амнистии прошел первое чтение в ГД24 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект о «лесной амнистии».

Еще накануне обсуждения «Справедливая Россия» и КПРФ заявили, что закон не поддержат. Отметим также, что и у комитетов ГД мнение было разное.

Так, в поддержку закона документа выступил профильный комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям и предложил документ в первом чтении принять.

А против были два комитета-соисполнителя: комитет по экологии и охране окружающей среды и комитет по аграрным вопросам.

«В народе законопроект прозвали «лесной амнистией», но на самом деле мы никого не собираемся «прощать», речь идет о том, чтобы в конце концов решить те накопленные за более чем 20 лет проблемы, которые привели к тому, что у нас площадь страны в результате по бумагам в полтора раза больше, чем она есть на самом деле», — отметил глава комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев (ЕР). Он уверен, что в результате работы над законопроектом ко второму чтению удастся отстоять интересы и добросовестных приобретателей, и государства как владельца лесов. Глава комитета также считает, что без системного наведения порядка в этой сфере в суды будет подано более 1,5 млн исков.

О противоположной точке зрения заявила от имени комитета-соисполнителя, глава комитета Госдумы по экологии Ольга Тимофеева (ЕР). Она заявила об отсутствии концепции, которая бы предложила правила игры и ответила на вопрос, как разрешить споры и противоречия.

«На сегодня, когда мы амнистируем и когда идет создание зеленых поясов в ряде территорий страны, а не создан еще ни один пояс ни около одной территории, мы начинаем в кадастр вносить изменения. И встает вопрос наложения двух законов. Мы не сможем никогда создать зеленые пояса вокруг крупных городов», — заявила она.

Обратила депутат внимание и на отсутствие единого подхода к «амнистии»: «Мы сегодня говорим про амнистию тем людям, у которых 6 соток, которые стали жертвами противоречия в законе.

Мы не говорим сегодня про амнистию огромных особняков на территории леса, огромных гольф-полей, которые были построены на федеральной собственности. Именно эти риски увидела сегодня ФСБ.

Недобросовестные приобретатели, которые просто захватывали лес, договаривались с местными властями, узаконивали через суд, наверное, покупая судебные решения, сегодня стали владельцами. И мы должны амнистировать их?» — возмутилась парламентарий.

«Законопроект разрабатывался экономистами, но забыли пригласить лесников. Сегодня мы говорим о том, что федеральная собственность — лес — может быть серьезно сокращена», — подчеркнула Тимофеева.

В аграрном комитете Госдумы обратили внимание на вред, который может быть нанесен законопроектом окружающей среде: «Негативным последствием реализации законопроекта станет снижение правовой защиты лесов, расположенных в непосредственной близости населенных пунктов, как экологической системы, вовлечение большей части спорных земельных участков в интенсивный гражданский оборот в целях жилищного строительства, невозможность включения спорных территорий лесов в состав лесопарковых зеленых поясов, и, как следствие, безвозвратное уничтожение расположенных на них лесных насаждений».

Отметим, что в документе не закреплено количество площади, которая может попадать под действие данного законопроекта.

Считается, что законопроект о «лесной амнистии» должен прекратить споры между Рослесхозом и владельцами участков леса под застройку.

Документ позволяет легализовать участки, находящиеся на землях лесного фонда, и облегчить процедуру отнесения лесных поселков к категории населенных пунктов.

Он должен изменить порядок определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранить сведения, которые взаимоисключают друг друга в лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Приоритет предлагается отдавать сведениям из ЕГРН.

Закон "О лесной амнистии". Комментарий юриста -Статьи

Закон «О лесной амнистии». Комментарий юриста

Законопроект о лесной амнистии прошел первое чтение в ГДИтак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии». Попробую выделить его основные положения.

В чем  заключается «лесная амнистия»?

Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.

Во-вторых, задача «лесной амнистии» состоит в том, чтобы вывести некоторые участки (как правило, уже застроенные) из состава земель лесного фонда и  присвоить им иную категорию, более пригодную для хозяйственного использования, например, категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», а так же исключить ряд участков из лесопарковых зеленых поясов, имеющих органичения по хозяйственной деятельности.

Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы «лесной амнистии» преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.

Чем категория «земли лесного фонда» принципиально отличается от иных категорий?

Тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.

Проблема в том, что далеко не все граждане и организации, что-либо построившие на землях лесного фонда, умышленно нарушили закон (хотя и такое, конечно, тоже было).

Очень часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

Они оказались заложниками запутанной системы учета лесов. Новый закон призван исправить эту ситуацию. 

Какие участки попадают под «лесную амнистию»?

1.  Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности.

«Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

  • когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
  • имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них.
  • указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

2. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7.

Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).

При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда.

Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амннистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна.

Читайте также:  Какие риски при обмене приватизированной квартиры на муниципальную?

Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)

3. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

Раньше это было невозможно.

Важно! Исключением из общих правил, описанных выше, являются участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особоохраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, используемые не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

Иные значимые положения «лесной амнистии»

Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов

В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.

Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов.

В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.

Усложнена  процедура оформления нелесных участков

Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков в целях исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий.

Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области лесных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).

Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст.

214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью.

Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).

Не требуют согласования схемы участков:

  • расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
  • тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
  • расположенных в границах населенных пунктов;
  • расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
  • расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков.

В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические.

В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.

Устранинены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков

Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель…» регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.3.1.

Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.3.3.

Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;

Иные ситуации.

Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6.

В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки.

Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:- сведения о них не внесены в ЕГРН;- имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;- договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;Так же в силу п.

7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных учасьтков на кадастровый учет.

В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.

2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках.

Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства.

Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.

Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)

В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее — лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки). Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Вывод:

В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Состоялось обсуждение законопроекта о «лесной амнистии»

17 апреля Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в рамках подготовки к рассмотрению в первом чтении законопроекта № 90991–7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» провел «круглый стол» на тему «Лесная амнистия: реабилитация или всепрощение?». В дискуссии на площадке агентства «Интерфакс» приняли участие представители экспертного сообщества и общественных организаций, а также администрации Московской области и СМИ.

Участники говорили, как о необходимости скорейшего принятия нового закона, так и о рисках, которых нужно избежать, устранив недостатки законопроекта. Сторонники документа призывали перейти от дискуссии о необходимости принятия нового закона к обсуждению, как его нужно откорректировать, чтобы не допустить злоупотреблений недобропорядочными пользователями земель.

Читайте также:  Китайцы хотят инвестировать в элитное жилье в Москве

При этом выступающими были озвучены риски, которые появляются в случае затягивания рассмотрения законопроекта. В частности, при неуточненных границах земельных участков невозможно полноценное их использование и, как следствие, нет экономического развития территорий.

Также без нового закона у людей, пострадавших от несоответствия данных в реестрах, нет возможности несудебного решения проблемы, что с каждым днем порождает все большее количество исков.

При этом нужно учитывать, что бездействие и непринятие нового закона грозит как раз негативными последствиями в том случае, если недобропорядочные приобретатели земельных участков дождутся истечения срока приобретательной давности, и их право собственности на землю по действующему законодательству уже невозможно будет оспорить.

Отвечая на вопросы журналистов, председатель Комитета Николай Николаев пояснил, что сегодня необходимо принять закон в первом чтении и продолжить работать над его поправками для устранения всех возможных рисков.

«В Заключении Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям изложены все аспекты законопроекта, над которым предстоит работать в дальнейшем.

Приоритетным направлением обсуждений является работа над тем, чтобы земли особо охраняемых природных территорий, земли водного фонда и охранные леса имели безусловный приоритет, — они должны быть неприкосновенны. Судьбу построек на этих территориях должен решать суд», — заявил Н.Николаев.

 — Этот законопроект призван навести порядок, и чем дольше мы его не принимаем, тем спокойнее живется правонарушителям».

Законопроектом № 90991–7 вносятся изменения в Земельный, Градостроительный и Лесной кодексы Российской Федерации, Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие механизм устранения противоречий в сведениях государственных реестров по принадлежности земельных участков к лесному фонду или иной категории земель, а также ликвидации пересечений границ земельных участков с участками лесного фонда. 13 апреля ответственный Комитет поддержал концепцию документа и рекомендовал Государственной Думе его принять в первом чтении, с условием его доработки ко второму чтению.

Законопроект о "лесной амнистии" прошел первое чтение в Госдуме

24 мая 2017, 17:55

Интерфакс

Москва. 24 мая. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении правительственный законопроект о «лесной амнистии», направленный на устранение противоречий между Государственным лесным реестром и Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН).

Действующая редакция Земельного кодекса предусматривает, что земли делятся на категории, при этом каждый участок может относиться только к одной категории земель. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что относительно земель лесного фонда данный принцип не соблюдается, так как подавляющее число лесных участков имеют пересечения и спорные вопросы по границам участков.

Одной из причин возникновения неточностей в ЕГРН стало то, что в отношении лесных участков действовал упрощенный порядок учета, позволяющий вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ. «Общее количество пересечений участков оценивается нами в более чем 1,5 млн случаев», — сообщила на заседании Госдумы замминистра экономического развития Виктория Абрамченко.

«У нас площадь страны по бумагам в полтора раза больше, чем есть на самом деле. Одни и те же участки относятся как к землям населенных пунктов, к сельхозземлям, так и к землям леса.

В результате поселки и города не могут утвердить свои градостроительные планы, а огромное количество людей — добросовестных приобретателей, которые на протяжении десятилетий живут на своих территориях с пропиской, семьями, домами, вынуждены следовать предписаниям суда, сносить свои дома и освобождать участки», — заявил председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, добавив, что проблемы в этой сфере накапливались последние 20 лет.

Законопроект предусматривает использование общего подхода для лесных участков при внесении сведений о них в ЕГРН, а также запрет на внесение в кадастр сведений об участках, пересекающих границы уже учтенных в кадастре земель.

В случае наличия на территории лесного фонда поселка или военного городка граждане могут быть расселены либо на территории лесного участка должен быть создан населенный пункт. Этот вопрос должен быть решен с учетом мнения граждан, отметила В.Абрамченко.

Законопроект также предлагает установить приоритет сведений из ЕГРН перед остальными реестрами.

«Одни и те же участки относятся как к землям населенных пунктов, к сельхозземлям, так и к землям леса.

В результате поселки и города не могут утвердить свои градостроительные планы, а огромное количество людей — добросовестных приобретателей, которые на протяжении десятилетий живут на своих территориях с пропиской, семьями, домами, вынуждены следовать предписаниям суда, сносить свои дома и освобождать участки», — отмечал ранее Н.Николаев.

По его данным, сейчас зарегистрировано более 300 тыс. таких спорных пересечений по всей стране.

Онф подготовил предложения по доработке законопроекта о «лесной амнистии» — регионы россии

25.05.2017

В Государственной Думе в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров», более известный как закон о «лесной амнистии».

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) выступают против утверждения законопроекта в нынешнем виде и будут настаивать на внесении во втором чтении изменений, подготовленных Народным фронтом, для того, чтобы устранить возможные коррупционные риски.

  • Эксперты Общероссийского народного фронта считают, что нынешний проект закона о «лесной амнистии» без его корректировки может привести к легализации случаев захвата земель лесного фонда, которые являются «зелеными щитами» крупных городов.
  • Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева в ходе пленарного заседания нижней палаты парламента отметила, что в данном законопроекте не прописаны сроки, в рамках которых будет проведена амнистия.

«В законопроекте нет даты, до которой, как мы предполагаем, граждане получили свои участки на законном основании. Без нее любые нарушения сегодня могут быть амнистированы. И шесть соток, и поля для гольфа».

В законопроекте предложен приоритет реестра недвижимости над лесным реестром, добавила она. Это положение может быть использовано недобросовестными лицами для легализации лесных участков, полученных в собственность по подложным документам или иным противоправным способом.

Также Ольга Тимофеева подчеркнула, что в документе не закреплено количество площади, которая может попадать под действие данного законодательного проекта.

«Законопроектом не определяется площадь допустимого для амнистии пересечения (наложения) площадей земельного и лесного участков. Сколько это будет: 2 метра, 10 соток или 15 га? Нам нужно понимать, где рамки разумности и допустимости амнистии. В каких-то случаях это халатность при переподготовке документов, а в каких-то – злой умысел», – подчеркнула Тимофеева.

Кроме того, она обратила внимание на отсутствие в документе механизма компенсации: «Мы с вами должны понять – речь идет о существенной потере лесов. Но в законе нет ни одного слова про компенсацию. Я говорю даже не о денежной компенсации, а о восполнении лесов путем посадки».

По ее словам, в городах началась работа по созданию зеленых поясов с ограниченным режимом природопользования, но теперь эта работа может быть перечеркнута из-за законопроекта о «лесной амнистии».

«Я один из авторов закона о «зеленом щите», который инициировали активисты ОНФ. В нем говорится о создании вокруг крупных городов зеленых поясов с жестким природоохранным режимом.

Работа ведется, но с принятием законопроекта (о «лесной амнистии») в этой редакции такие щиты могут не создаваться еще очень долго. Почему? Некоторые лесные участки, которые планировались для включения в «зеленый щит» могут быть переданы частникам, муниципалитетам.

И работа по подготовке документов начнется сначала. И эта процедура может быть бесконечной», – отметила она.

Помимо этого, Тимофеева сообщила, что в законопроекте о «лесной амнистии» появилась норма об автоматическом присоединении лесных территорий к населенным пунктам.

«Получается, мы будем увеличивать площади городов за счет федеральной собственности. Перевод из одной категории в другую сегодня уже действует.

Этот законопроект ведь не про увеличение площади городов, а о том, как защитить людей и предоставить им право собственности.

Мы вместе с профильным комитетом доработали постановление и будем настаивать ко второму чтению, чтобы все эти риски были устранены».

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ напомнила, что спорные участки могут располагаться и в границах особо охраняемых природных территорий.

Это территории с особым режимом охраны, однако и в их границах существуют населенные пункты и дачные товарищества, сообщила Тимофеева.

«Передавать в частную собственность земельные участки на их территории запрещено законом. Мы видим здесь противоречие», – резюмировала она.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *