Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

На Кожевенной, 30 рядом с «Севкабель Портом» запускается большое новое общественное пространство MoRe из восьми зданий бывшей кожевенной фабрики, с ресторанной аллеей, дворами, набережной и пляжем.

Все это — на площади в три гектара. Здесь уже работают K-30 и Roof Place, а открытия двора, набережной, 12 баров и двух ресторанов ждем уже в середине июля этого года. «Собака.ru» рассказывает, каким будет новое пространство.

  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства
  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Ольга Бессарабова, генеральный директор компании «К-Проджект»: «Мы 20 лет сдаем помещения в аренду, в основном — производственные, складские, офисные площади.

Эта территория площадью в три гектара находится в нашей собственности давно. Когда-то тут находился кожевенный завод, в 2017 здесь еще делали изделия из кожи.

Потом это была промышленная площадка, которую мы сдавали под производство и склады.

  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства
  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Три года назад к нам на территорию зашли Roof Place с новыми тенденциями, мы вдохновились их концертами. Родилась идея преобразования этой площадки под креативное пространство, год мы вынашивали идею.

Это уникальный проект — мы договорились с «Севкабель Портом» о создании здесь единой пешеходной зоны вдоль набережной. Ничего подобного в Петербурге нет. В прошлом году у нас появился еще один резидент — К-30. Они поверили в это пространства, и сюда пошли люди.

Тогда мы поняли, что на правильном пути. Изменения будут происходить поэтапно.

  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства
  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

В этом году мы запустим малую часть общей территории — двор и кусочек набережной. На двух этажах откроются 12 баров и два больших ресторанных проекта с панорамными окнами и террасой. Двор мы замостили, на набережной сделали настилы и ограждения — эта территория предназначена для прогулок и проведения масштабных мероприятий. Перед фестивалями тут будет монтироваться временная сцена.

Также в этом году можно будет увидеть одно из пространств без крыши — она разрушилась из-за времени. Мы приняли решение новую крышу не возводить, а отдать эти стены уличным художникам, разумеется, бесплатно. Это бывший пневматический завод, от которого остались остались колонны. За годы простоя из пола выросли деревья. Это интересное пространство, для искусства подходит идеально.

  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

На следующий год планируем закончить ландшафтный дизайн и создать объекты для отдыха на набережной.

Также в 2022 тут появятся театральные и киностудии, клуб, большая спортивная зона с залом для сквоша в ангарах. Тогда же появится большая объединенная с соседними пространствами прогулочная зона.

Третий этаж с арочными окнами и видом на залив отдадим мастерским, творческим студиям и образовательным проектам.

У нас есть в собственности причальная стенка. В 2023 году мы организуем понтоны, причалы и выносные пляжи, если, конечно, получится все это согласовать с городом. Также на территории сохранился кусочек пляжа, и, хотя он и не обустроен, люди приходят сюда загорать. Эту часть мы очистим и сделаем цивилизованные места для пляжного отдыха.

  • Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Часть пространства, которую сейчас готовят к скорому открытию

Мы хотели максимально сохранить облик кожевенной фабрики, которая была построена в XIX веке. Ничего не меняем — красно-кирпичную кладку только очистили. Мы убрали все новомодное, что сюда хаотично привносилось — например, обшивку стен непонятными листами. Новых строительств мы не планируем, только редевелопмент в существующих площадях.

Мне кажется, это пространство будет на уровне Русского музея и Эрмитажа — уникальное для города место, где будут проходить знаковые мероприятия. Площадь позволит нам проводить, например, масштабные фестивали с несколькими сценами.

Здесь можно будет провести весь день, перетекая из одного места в другое — мы стараемся учесть все запросы. Наша цель — не соперничество с соседними пространствами, а взаимодополнение, многообразие, которое позволит всем найти что-то по своим интересам.

Гулять можно будет беспрепятственно, и тратить деньги совсем необязательно — будет достаточно открытых площадок».

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Гид: 5 креативных пространств, открывшихся на месте бывших заводов

В 2019 году промышленные объекты строят за пределами мегаполисов: земля в центре дорогая, а соседство с такого рода предприятиями может негативно повлиять на цены заоблачно дорогой недвижимости. Но так было не всегда.

Многие предприятия, построенные в XX веке и раньше, находятся в черте сегодняшнего центра больших городов, и сейчас они переживают ренессанс: муниципальные власти и частный бизнес спасают здания заброшенных заводов и фабрик, которые превращаются в новые городские пространства.

Во многих странах этому уделяют особое внимание: например, в этом году в Новом Южном Уэльсе появился министр общественных пространств, который курирует использование муниципальных зданий и территорий в качестве парков и мест для досуга. Перепроектирование общественных пространств становится мировым трендом и превращает малоинтересные объекты индустриальных территорий в часть современной городской инфраструктуры, и Россия в этом процессе — не исключение.

Esquire выбрал пять самых ярких подобных проектов страны и выяснил, как и с чьей помощью индустриальные постройки превратились в популярные места для работы и отдыха.

«Хлебозавод № 9»

Бывший хлебопекарный завод на станции метро «Дмитровская» в Москве за полтора года превратился в масштабное пространство, вмещающее на территории 4,5 га парковую зону, рестораны, магазины и офисы.

Открытие проходило в два этапа: сначала в порядок привели около 5000 метров первой линии основных строений и пешеходную аллею от станции метро «Дмитровская» до дизайн-завода «Флакон», а затем завершили капитальный ремонт всех зданий и полное благоустройство территории.

Архитектурный проект выполнен совместными усилиями архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнер» и управляющей команды проекта.

Михаил Малов, акционер:

«Концепция была основана на сохранении исторического облика завода — памятника советскому конструктивизму.

Основные цвета, формы, озеленение, элементы благоустройства складываются в авангардный рисунок в духе художников-супрематистов первой половины XX века.

Нам предлагали продать эту землю и построить на ней офисные башни, уходящие в небо, но для меня важно, что происходит в городе. Москве не нужно больше офисных башен, ей нужны хорошие проекты для людей».

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

«Красная стрела»

«Красная стрела» находится на стыке исторического центра столицы и территории железной дороги — прямо между Третьим кольцом и развилками путей трех вокзалов. Расположенные здесь бывшие купеческие склады конца XIX века были реконструированы с сохранением прежней архитектуры.

Через восемь месяцев на территории появились первые в Москве жилые пространства, интегрированные в креативный кластер, где также разместились коворкинги, галереи, несколько площадок для мероприятий и все, что необходимо городскому пространству нового типа.

Открытие пространства состоялось в сентябре этого года.

Алексей Капитанов, CEO проекта:

«Хотелось подчеркнуть индустриальную романтику этих мест: для этого мы сохранили историческую застройку и бережно перестроили купеческие склады, подчеркнув достоинства архитектуры и нивелируя ее недостатки.

Сразу решили, что крыши будут эксплуатируемыми: с них открывается невероятный вид на центр Москвы, а рядом с самими постройками участок железной дороги, который мы решили озеленить в духе Хай-Лайн-парка.

Мы предлагаем людям то, чего не было раньше в Москве: жилье, интегрированное в общественное пространство».

«Коллайдер»

За девять месяцев основатели Рокетбанка и «Делатели. Офисов» на территории бывшей текстильной фабрики создали 2700 м² рабочего пространства в формате work & chill с баром и местом для проведения мероприятий. В коворкинге можно одинаково продуктивно работать стоя, лежа, в тишине или в мини-группе, а на одного человека здесь приходится 10 м² вместо положенных 4,5 м².

Павел Мельников, co-founder Collider:

«Мы решили использовать свой опыт работы с коворкингами, а также пригласили архитектора Милу Титову из MT Architects — она помогла нам в структурировании всех смелых и иногда спорных идей, а также в их воплощении. Вместе мы придумали, каким должно быть зонирование, и начали строить в режиме agile.

Случилось именно такое пространство, которое мы хотели, — интуитивно спроектированное. Мы отошли от распространенного стиля лофт с использованием балок и кирпича в сторону производственного стиля с обилием бетона и металла — тенденцию такого дизайна пространства я увидел в Лондоне.

Партнеры из Рокетбанка поддержали идею создать «царство бетона», и в итоге мы решили воспроизвести такой индустриальный футуризм в нашем рабочем пространстве».

«Севкабель Порт»

Петербургское публичное пространство «Севкабель Порт» расположилось на территории одноименного кабельного завода на Васильевском острове.

Инициатор создания «Севкабель Порт» — завод «Севкабель» вместе с управляющей компанией «Miles&Yards» и архитектурным бюро «Хвоя» — решили создать мультифункциональное публичное место, последовательно обновляя существующие здания вот уже два года.

Так появилась концепция проекта «Севкабель Порт» — места, где город и фабрики общественных мероприятий встречаются с морем.

Алексей Онацко, CVO Miles&Yards:

«Работая в готовой среде, мы сосредоточили свои усилия на реновации и приспособлении существующих зданий, а также на сохранении промышленного genius loci (подход в благоустройстве с акцентом на особенности среды. — Esquire).

Упор в дизайне сделали на минимализм и промышленную эстетику, а в качестве основных материалов выбрали черный металл и дерево.

Проект представляет собой перспективу развития прибрежной промзоны этого района города, а его резиденты так или иначе задействованы в процессе реновации».

Творческий индустриальный кластер «Октава»

Творческий индустриальный кластер, открытый на территории действующего микрофонного завода в центре Тулы, появился благодаря частным инвестициям и совместной работе корпорации «Ростех» и правительства Тульской области.

В неиспользуемом цеху теперь располагаются первый в стране Музей станка, 1000-метровый многофункциональный зал, техническая библиотека и лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER». Также в здании находится Высшая техническая школа для сотрудников промышленных предприятий.

Благодаря этому кластеру Тула стала новым туристическим центром, куда едут со всей России и из обеих столиц.

Ольга Пивень, руководитель креативной рабочей группы кластера, заместитель директора по особым поручениям госкорпорации «Ростех»:

«Важной задачей при реализации проекта было сохранение архитектуры старого завода: мы разнообразили цеха новыми интерьерами, добавив, например, стеклянные перегородки в стальных рамах, которые контрастируют с монолитными конструкциями здания. Самым заметным новшеством стала наружная ярко-оранжевая лестница, соединившая двор с террасой и музей на втором этаже. Такой цвет был выбран неслучайно — в него были выкрашены воздуховоды, находившиеся ранее на ее месте».

Креативным пространствам в Петербурге снизят аренду

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

vk.com/ПОМОГАТЬ ЛЕГКО

Петербургское правительство решило подставить плечо креативным и арт-пространствам города. Оно предложило депутатам Заксобрания города законодательно закрепить для них право платить всего один процент от обычной арендной ставки за помещения.

Читайте также:  Чм-2018 стал самым дорогим футбольным турниром за 10 лет

Синергия на благо

«Объекты нежилого фонда, принадлежащие городу, будут передаваться по результатам торгов, а льготный коэффициент арендной платы будет применяться при расчёте начальной, минимальной цены аукциона», — объяснили в Смольном.

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Апраксин двор в Петербурге ожидает масштабная реконструкция

По мысли чиновников, это позволит передавать креативным пространствам помещения, неинтересные обычным инвесторам. Город при этом убивает сразу двух зайцев: и освобождается от трат на содержание пустующих зданий, и развивает малый бизнес.

«Если же здание окажется коммерчески привлекательным, то окончательная цена аукциона будет выше стартовой, что обеспечит интересы бюджета Петербурга», — добавили в правительстве.

Креативные пространства начали массово появляться в Северной столице лет пять назад: идея совместить в одном месте кафе и бары, коворкинги и школы рукоделия, сувенирные мастерские и художественные галереи, тату-салоны и парикмахерские оказалась популярной у горожан, особенно молодых. Они приходят туда порой на весь день, находя себе занятия по душе.

«Креативные пространства предусматривают совмещение разных видов деятельности, — отметили чиновники. — Такая синергия окажет положительное влияние на товар, получаемый в результате креативной деятельности, поскольку скрещивание различных продуктов, работ, услуг позволяет получить принципиально новое благо».

Вопрос в реализации

Арт-пространство «Легко-легко» на Петроградской стороне, возможно, единственное в своём роде: оно работает в тесной связке с известным благотворительным фондом «АдВита», помогающим онкобольным детям.

Их программа «Помогать легко» знакома всему Петербургу — то тут, то там стоят их столики с сувенирами, за многие из которых покупатель платит сколько хочет или может.

Большая часть этой продукции как раз и создаётся в арт-пространстве.

Идея о пониженной арендной ставке — отличная. Такие пространства городу нужны, и чем больше, тем лучше.

«Волонтёры вместе с нашими подопечными детьми рисуют, а потом эти рисунки сканируются и переносятся на сувениры, — рассказала административный директор Татьяна Найко. — Сейчас мы создаём город в миниатюре — модели петербургских зданий из керамики. Уже сделали полностью Миллионную улицу, частично Садовую и Невский проспект. Это точно не хуже, чем китайские пластмассовые домики, а стоят столько же».

Тут же за чашкой чая или кофе проходят мастер-классы, лекции, занятия по иностранным языкам — за них посетители тоже платят, сколько хотят.

«Мы считаемся коммерческой организацией, — пояснила Найко. — Мы не получаем субсидий и грантов, живём своим трудом.

Конечно, хотелось бы помощи от района и муниципалов, чтобы мы хотя бы могли развешивать афиши о наших ярмарках, но, видимо, для них это сложно. Стоимость аренды, если честно, подрывает нас на корню.

Я пыталась искать помещения у города — облечённые властью люди обещают, но пока…»

К тому, что город будет отдавать здания для подобных пространств по низким арендным ставкам, Татьяна отнеслась спокойно и показала на дом напротив — пустующий, с выбитыми окнами: «Мы не сможем такой отремонтировать, слишком много денег придётся потратить».

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Петербург спасают экспорт и инвестиции

«Идея о пониженной арендной ставке — отличная, — оценил новацию куратор креативного пространства «Голицын-Лофт» Александр Басалыгин. — Такие пространства городу нужны, и чем больше, тем лучше: необходимы места для работы, отдыха, творчества. Это новая форма жизни. И предпринимателю это лучше, чем арендовать где-то подвал или офис в бизнес-центре. И горожанам удобнее».

«Голицын-Лофт» на Фонтанке — одно из крупнейших в городе креативных пространств, где работает более ста резидентов.

Они видят свою миссию в изменении инфраструктуры Петербурга путём создания «очагов активности и движения», чтобы даже депрессивные районы с помощью их проектов оживали, чтобы там возникала творческая атмосфера, а следом появлялясь экономическая подоплёка, вплоть до роста цен на квартиры в соседних домах.

«Но весь вопрос в реализации, — продолжил Басалыгин. — Будут ли нас допускать к участию в торгах? Не набегут ли туда спекулянты — компании, цель которых перепродать юридическое лицо с правом аренды интересного объекта? Сейчас таких спекулянтов на любых торгах полно.

Какими будут договоры с городом? Ведь если 15-20 лет назад они были мягкими, то теперь стали очень жёсткими, например пункты о расторжении. С частными компаниями договоры намного мягче.

Я надеюсь, что договоры с городом будут разумными и вообще реализация закона будет правильной».

Между тем законопроект Смольного о пониженной арендной ставке для креативных пространств уже нашёл поддержку у петербургских депутатов: 31 января Заксобрание приняло его в первом чтении.

Инвестиции в коммерческую недвижимость Санкт-Петербурга в 2019 году – список объектов

Санкт-Петербург имеет значительный потенциал для развития креативных индустрий, так как обладает важнейшим элементом, стимулирующим интеллектуальное и творческое развитие – богатой и разнообразной культурной средой.

Развитие креативных кластеров в Санкт-Петербурге является эффективным инструментом привлечения инвестиций в экономику города, сохранения объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и повышения эффективности использования имущества Санкт-Петербурга.

Наиболее востребованной мерой государственной поддержки инвестирования в креативную сферу является предоставление объектов недвижимости – зданий и сооружений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, по льготной цене.

Существует два варианта реализации данного механизма поддержки – путем заключения договора аренды объекта недвижимости или концессионного соглашения, предусматривающего предоставление объекта недвижимости без концессионной платы.

Индекс креативного капитала

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Карта креативных пространств Санкт-Петербурга

Буклет «Креативные пространства Санкт-Петербурга»

Меры поддержки инвесторов

  • Механизм предоставления:
  • Предоставление объектов недвижимости предполагается путем проведения аукциона, где начальная цена в отношении объекта недвижимости устанавливается путем применения соответствующего льготного коэффициента.
  • Требования к объекту недвижимости:
  • Объект находится в удовлетворительном состоянии и не требует затрат на реконструкцию.
  • Условия аренды:
  • Арендатор обязуется использовать не менее 70% площади арендуемого здания под культурную, творческую, научную деятельность.
  • Если арендатор перестает соответствовать этому требованию, льготная арендная ставка перестает к нему применяться.

Заключение концессионного соглашения

Механизм предоставления:

Заключение между инвестором и Санкт-Петербургом концессионного соглашения сроком до 49 лет в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ.

  1. Требования к объекту недвижимости:
  2. Объект недвижимости находится в аварийном состоянии и требует значительных финансовых затрат на реконструкцию и/или приспособление.
  3. Условия аренды:
  • Инвестор обязуется использовать не менее 70% площади объекта под культурную, творческую, научную деятельность.

Целевое предоставление земельного участка

Механизм предоставления:

Целевое предоставление инвестору земельного участка, находящегося в собственности Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, для реализации проектов в сфере культуры в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 №282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции».

Условия аренды:

  • Реализация проектов в сфере культуры.

Объекты недвижимости для создания креативных пространств

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

За последний год в Петербурге открылось множество общественных пространств. Продолжают появляться всё новые и новые. В городе уже есть объекты, в которые инвестируют миллиарды. Эксперты предупреждают, что чем больше реализуемый проект, тем меньше шансов на его финансовую успешность. Но в то же время считают, что рынок «лопнет» не скоро.

Пусто не бывает

По данным Knight Frank, в 2020 году в Петербурге насчитывалось порядка 100 креативных пространств суммарной площадью около 750 тыс. м2, где располагалось более 860 арендаторов. За время пандемии в Петербурге закрылось три крупных креативных кластера, но ни в одном случае это не было связано с явными экономическими проблемами.

Пространство «Ткачи» было куплено холдингом «Империя» для реконструкции под бизнес–центр. «Голицын Лофт» закрылся из–за скандала между собственниками здания — «Бронкой Групп» и BS Art Development Group.

Artplay не смог договориться о продлении аренды с ООО «Тандем–Истейт» — владельцами территории, на которой размещалась площадка. При этом последний случай сложно назвать закрытием, потом что Artplay объявил, что не намерен уходить с петербургского рынка.

Хотя подходящее для своих планов здание пока найти не может.

Впрочем, число новых проектов как минимум вдвое превышает число закрытий. На месте бывшего Artplay открылся кластер Design district DAA.

Уже запустились или планируются: арт–пространство Putilov Loft на Рузовской, Third Place в особняке Лопухиных–Нарышкиных, «Вавилов Лофт» на Кадетской линии В.О., MoRe на Кожевенной линии, The Temple of Deer на Арсенальной набережной, общественное пространство в особняке Мясникова.

Буквально на днях группа компаний «Севкабель» и гостиничный оператор «Азимут» объявили о создании пространства «Гавань 2.0» у Морского вокзала.

Суммы инвестиций значительно различаются. Например, в «Вавилов Лофт» было решено вложить только 110 млн рублей (среди перечисленных выше проектов это наименьшая сумма).

В Third Place инвестировано 1 млрд рублей, в The Temple of Deer, который является проектом международной компании, вложили 1,1 млрд рублей. А на проект «Гавань 2,0», предполагающий реконструкцию 125 тыс. м2 имеющейся застройки и возведение около 10 тыс.

новых «квадратов», инвесторы готовы рискнуть потратить около 3 млрд рублей! Средняя сумма инвестиций в создание креативного пространства составляет около 500–600 млн рублей.

Исторический выбор

«Открытие новых пространств — хороший и достаточно понятный способ вовлекать в коммерческий оборот старые здания с достаточно небольшими инвестициями. Практика показывает, что чем больше инвестировано в такого рода проект, тем менее финансово успешным он будет. Это связано с тем, что база здесь — это доступная по цене недвижимость.

Читайте также:  В россии заработали новые принципы концессии в сфере жкх

Часто такие проекты за рубежом являются муниципальными: они реализуются либо путём передачи муниципальной собственности, которая пришла в запустение или стала не нужна по прямому назначению, либо за счёт дотаций. У нас креативные пространства строятся на сугубо рыночных подходах.

Понятно, что экономический эффект критично зависит от компетенции управляющей компании», — объяснил «ДП» Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg.

Пандемия даже сыграла на руку этому рынку — активность сохраняется в наиболее дешёвых сегментах недвижимости. По словам Пашкова, сам формат в его малобюджетном воплощении показывает жизнеспособность по нескольким причинам.

Во–первых, часто проекты размещаются в исторических зданиях, которые под современные бизнес–функции довольно сложно приспособить, а использовать как есть не очень эффективно. «Во–вторых, это прежде всего молодёжная история.

Появляются центры активности молодёжи, которых у нас всегда не хватало, и спрос на такие объекты далеко не исчерпан», — добавляет эксперт.

Зданий, которые можно приспособить под общественные пространства, немало. Но вот отвечающих полному набору высоких требований (интересная история, территория и окружение, выход к воде и т. д.) уже сильно меньше. При этом некоторые из них очень крупные, тяжело поддающиеся полному редевелопменту. Некоторые принадлежат разным собственникам. Всё это осложняет задачу инвесторов.

Пожалуй, одним из самых привлекательных факторов является срок эксплуатации подобных зданий.

«Можно отметить, что при нормальной эксплуатации здание, использующееся под общественное пространство, даже более сохранно, чем используемое под жильё», — считает Пашков.

Цель — туристы

Общий объём рынка общественных пространств в Петербурге оценить сложно, признаются финансовые эксперты. Но говорить, что он может лопнуть из–за перенасыщения, не приходится. Именно поэтому вложения в эту область продолжат расти.

Аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец отмечает, что во время пандемии наблюдалось резкое снижение стоимости объектов, что заметно оживило интерес инвесторов.

«Но данный тренд продлился только несколько месяцев. Уже по итогу 2020 года цена выросла на 25% и продолжает расти в 2021–м, обновляя максимумы.

Вложения в подобные проекты являются выгодными не только с позиции доходности по инвестициям, но и как сохранение капитала, ведь невозможно с уверенностью предположить влияние пандемии на динамику рубля, добавив к этому постоянно расширяемые санкции в отношении России», — объясняет эксперт.

По его мнению, рынок недвижимости в Петербурге, как и в Москве, может на какое–то время перенасытиться, но не лопнуть. При этом вполне возможно снижение стоимости пригодных для редевелопмента площадей в пределах 10–15%. Это сыграет на руку тем, кто решится запускать новые проекты, естественным образом повысив их окупаемость.

Несмотря на то что пандемия привела к падению доходов населения, аудитория петербургских кластеров не уменьшится, уверен аналитик УК «Альфа–Капитал» Денис Бадьяно.

«В Петербурге новые пространства в первую очередь наполнены креативными возможностями и нацелены на привлечение туристов. О ёмкости этого рынка судить сложно, но обустройство общественных пространств ещё далеко от того, чтобы говорить о перенасыщении», — считает он.

Вложения в разные виды и различные по масштабам общественные пространства окупаются долгое время, и не всегда есть возможность просчитать срок окупаемости, добавил Бадьяно.

Но удачные решения в архитектуре и дизайне могут стать призёрами различных международных конкурсов.

В результате владельцы таких территорий и города повышают свой статус и позиционируют себя в качестве организаторов комфортной среды для людей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Фонд креативного пространства Санкт-Петербурга

04.02.2018

В Петербурге наделили льготами креативные пространства

Власти Петербурга отдадут несколько зданий под креативные пространства

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга не без споров одобрили в первом чтении законопроект о создании Фонда креативного пространства, внесенный губернатором Георгием Полтавченко. Документ наделяет субъекты малого и среднего бизнеса, ведущие креативную деятельность, льготами по арендной плате при организации креативных пространств.

В Смольном, поясняют «Невские новости», собираются создать Фонд креативных пространств общей площадью около 20 тысяч кв. метров. Если эксперимент окажется успешным, объемы Фонда будут увеличены. Площади будут сдаваться по итогам торгов, при этом льготный коэффициент арендной платы в размере 0,01 будет применяться при расчете начальной (минимальной) цены аукциона.

«Проект предусматривает совмещение в одном объекте недвижимости разных видов деятельности. Такая синергия окажет положительное влияние на товар, получаемый в результате креативной деятельности лиц, поскольку скрещивание различных продуктов (работ, услуг) позволяет получить принципиально новое благо», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению представителя Смольного в Заксобрании Юрия Шестакова, креативная деятельность выражается в пошиве одежды, изготовлении бижутерии, производстве кинофильмов, торговле произведениями искусства и так далее по всероссийскому классификатору услуг по видам экономической деятельности. Арендатор должен организовать в здании креативные пространства не менее чем на 70% площади. Остальные 30% пространства можно отдать под шоурумы и продажу сувениров. Также в его обязанности входит поддержание нормального состояния здания, ремонт и реставрация.

Разработкой закона в комитете по инвестициям занимались несколько лет. Первая версия закона была представлена в начале прошлого года. Но затем его согласование между комитетами Смольного затянулось. Документ поступил на рассмотрение парламента только в январе 2018 года, зато в первоочередном порядке, уточняет «Деловой Петербург».

Пилотный перечень объектов, которые будут сдаваться в аренду по новой схеме, был утвержден еще в 2016 году. В нем семь зданий: Каменноостровский проспект, 58-60А, Кадетская линия, 21А, корпуса 54 и 55 в Апраксином Дворе (Садовая улица, 28-30), Курская улица, 11/72, проспект Елизарова, 45А, и бывшая казарма на улице Восстания, 7, в Кронштадте.

Критику депутатов вызвало отсутствие четких определений креативной деятельности. На разработку соответствующи поправок отвели две недели.

В петербурге будут развивать общественные пространства

 Российская ГазетаРоссийская Газета

Туристы, которых в прошлом году было более восьми миллионов, приезжают смотреть именно на «императорский» Петербург, новое их не интересует. С другой стороны, старинные здания не «окупаются». Они не привлекают инвесторов. Современная жизнь диктует потребность изменений. Петербург не должен «консервироваться».

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Княгинина, темп изменения города можно обозначить как «медленный». Около 40 процентов исторических зданий требуют экстренного ремонта. А для этого нужны «астрономические» затраты. Только на ремонт фасадов 255 домов из 1600, включенных в список ОКН, потребуется 18 миллиардов рублей.

Эксперты считают, что ситуацию с «застоем» культурного наследия могут изменить креативные пространства. Пример уже успешно реализованного проекта — открывшийся недавно порт «Севкабель». Здания бывшего НИИ, «серого пояса» города, превратились в многофункциональное культурно-деловое пространство.

Другой пример — это «Люмьер-Холл» на набережной Обводного канала. Мультимедийный зал внутри помещения предназначен для проведения выставок и презентаций нового формата: фото и видео может проецироваться на стены, пол и даже потолок. Сейчас в течение полугода в пространстве идут выставки оживших полотен Босха и Брейгеля, а также тематические киноночи.

Такие места нужны городу: они не только привлекают туристов и горожан, но и выполняют экономическую функцию — приносят городу деньги и «окупают» себя.

Следующей большой общественной локацией, которая расположится в самом сердце города, должно стать Конюшенное ведомство. Памятник федерального значения занимает квартал площадью два гектара, ограниченный набережной канала Грибоедова, набережной реки Мойки и Конюшенной

площадью. Идея заказчика проекта — разместить здесь крупнейший в России музей современного искусства и уникальное общественное пространство.

Такие места нужны городу: они не только привлекают туристов и горожан, но и приносят бюджету деньги

Архитектор и автор концепции реконструкции Конюшенного ведомства Сергей Мишин рассказал, что 17 тысяч квадратных метров площадей будут отданы под музейно-выставочные пространства, оставшиеся 7,6 тысячи — под коммерческие функции.

— По своему масштабу Конюшенное ведомство не уступит недавно построенному музею современного искусства в Риме по проекту Захи Хадид и музею Гуггенхейма в Бильбао. Под землей расположится паркинг, а внутренний двор будет выполнять фестивальную и общественную функцию.

Мы пойдем не путем хирургического вмешательства в жизнь памятника, а используем легкую «терапию», — объяснил эксперт.

Кроме того, проект также предполагает создание проходов, которые соединят Эрмитаж через Дворы Капеллы с Русским музеем и Корпусом Бенуа, а Малую Конюшенную улицу — с площадью. Пока проект не утвержден.

Подобные концепции долго ищут своих вкладчиков из-за высокой цены реализации. Инвестор может сомневаться, выгодно ли ему вкладываться в «бизнес» креативных пространств.

По словам экспертов, этот рынок еще только складывается в России и Санкт-Петербурге в частности.

Для более быстрого и эффективного развития общественных пространств, поиска инвесторов и других задач необходимо создание ассоциации креативной индустрии, уверен эксперт Дмитрий Тимуршин. Подобный институт станет агрегатором диалога между государством, бизнесом и жителями города.

Пока же инвесторы предпочитают сами разрабатывать концепции и реорганизовывать пространства. Например, один из них хочет воссоздать оранжереи на заброшенной территории Таврического сада и открыть там зимний сад, детскую площадку и гастромаркет с фермерским рынком площадью почти полторы тысячи гектаров.

Читайте также:  В России просрочены 18% всех кредитов

В пространстве также будет предусмотрена зона для лекториев и мастерских.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин подтвердил, что решить проблему исторического центра можно только на средства заинтересованных в изменениях вкладчиков.

— У нас нет времени десятилетиями разрабатывать планы и схемы. Все изменения должны начаться быстро.

Мы не можем себе позволить масштабные бюджетные инвестиции, поэтому должны привлечь инвестиции частные, — подчеркнул вице-губернатор.

У инвесторов, помимо благих намерений, в реновации города и развитии креативных пространств есть своя заинтересованность. За счет масштабных проектов компания приобретает доверие на рынке, завоевывает репутацию. Общественные пространства становятся новым капиталом, средством конкуренции.

Концепция реконструкции набережной реки Охты, представленная на Неделе городских изменений, яркий тому пример. Вместе с администрацией Красногвардейского района проект разрабатывал инвестор, шведская компания Bonava.

Девелопер планирует за свой счет благоустроить участок береговой зоны длиной более одного километра.

На набережной должны разместиться причал, доступный горожанам, смотровые площадки, кафе, велодорожки, вертикальный спуск-пляж.

Жизнь и смерть креативных пространств Петербурга

Креативная экономика набирает обороты.  Каждый год открывается множество коворкингов, событийных пространств, кластеров, сочетающих в себе самые разные функции и возможности.

Эксперты Лаборатории качества городской жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО  провели исследование, которое так и озаглавили: «Жизнь и смерть креативных пространств Санкт-Петербурга».

К каким выводам удалось прийти, как видят развитие этой сферы специалисты и чиновники, узнал корреспондент Urban Look.

На все вкусы

База петербургских исследователей насчитывает 183 городских креативных пространства.

В нее  входят коворкинги и антикафе, частные художественные галереи и музеи, арт-кафе, различные событийные площадки и креативные кластеры.

Сознательно не учитывались музыкальные клубы, кофейни, бары и т.п. Также не рассматривались музеи, театры, библиотеки и другие учреждения культуры, финансируемые государством.

«Креативное пространство — место, где сосредоточена деятельность творческих профессионалов, — поясняют авторы исследования.

— Стиль жизни креативного класса выражается в совмещении работы и досуга и стремлении к совершенному культурному потреблению.

В креативных пространствах происходит полный цикл креативного производства: и креативная рабочая деятельность, и креативный «нетворкинг» — заключение сделок, PR мероприятия, и креативный досуг».

Действительно, с некоторых пор жизнь современного активного горожанина заметно изменилась.

Любители психологии или риторики обычно знают, как попасть на нужный им тренинг, ценители просветительских лекций, настольных командных игр, экскурсий, выставок, киноманы и меломаны также руководствуются своей афишей.

Желающие всегда могут узнать,  куда пойти на ярмарку, где проходит мастер-класс по живописи и к кому лучше записаться на йогу.

Конкуренция огромна: по данным исследователей, с 2013 года по сегодняшний день – кроме 2016 года, когда грянул кризис – в Петербурге открывалось около 20 новых креативных пространств.

  Первопроходцами стали Арт-центр “Пушкинская 10″ в 1989  и галерея «Борей» в 1991 году. Затем последовало затишье, и следующий этап развития таких пространств пришелся уже на начало двухтысячных.

Но далеко не всем им суждено было работать долго и счастливо.

Секреты долгожителей

Так, согласно исследованию, наиболее стойкими по продолжительности жизни оказываются музеи современного искусства, их средний возраст около 12 лет. Здесь с большим отрывом лидирует «Пушкинская, 10» (29 лет) и “Про Арте” (19 лет).

У арт-галерей и арт-кафе век не настолько долог — в среднем он составляет 5 лет. Впрочем, «Борей» развивается уже 27 лет, «Галерея эспериментального звука» — 19 лет, а знаменитое  возрожденное арт-кафе «Бродячая собака», принимает гостей 17 лет. Однако без учета этих рекордсменов срок жизни арт-кафе намного меньше — 3,6 лет.

Кластеры, такие, как  «Ткачи», лофт-проект «Этажи», «Дом Бенуа» в среднем существуют лишь около 3,8 лет.

Антикафе или тайм-кафе, где расходы посетителя определяются проведённым временем, а не стоимостью еды, функционируют уже чуть дольше — 3,9 лет.

Коворкинги для тех, кто трудится на себя или проект, но не имеет своего офиса, функционируют в лишь в пределах двух лет. Хотя, и здесь есть свои долгожители, которым сейчас уже по 7 лет.

Организатор креативного пространства напрямую влияет на срок его жизни. Эксперты поделили всех учредителей на три категории: «Инициативная группа», «Бизнес» и  «Управляющая компания».

Если с первой все понятно, то вторую составляют владельцы производств, которым интересно расширение функций или монетизация своих пустующих площадей. Управляющих компаний такого рода совсем немного, но каждая из них может развивать целый ряд принадлежащих ей пространств.

Встречаются и смешанные формы собственности.

Так или иначе, разложив все по полочкам, эксперты Лаборатории качества городской среды пришли к неутешительному выводу: в 60% случаев умирают те креативные пространства, которые основаны инициативными группами, не имеющими поддержки бизнеса, государства и не обладающих профессиональными компетенциями управляющих компаний.

Голос власти

Интерес администрации Петербурга к креативным пространствам очень высок. Чиновники уже давно заявляли о необходимости принятия регионального закона и создания Фонда креативных пространств Санкт-Петербурга.

Если арендодателем пространства будет город, то арендаторы смогут рассчитывать на значительные льготы. Ставку аренды планируется рассчитывать исходя из коэффициента социальной значимости.

Такая схема существовала и раньше, но поправки, касающиеся креативных пространств, в закон от 2005 года внесли и утвердили совсем недавно, в марте.

Время от времени в Смольном проводятся конференции и совещания, рассматривающие креативные объекты с точки зрения туристической и инвестиционной привлекательности. Чиновники администрации рассматривают и зарубежный опыт.

По данным, озвученным в докладе на одном из заседаний Совета по инвестициям, в Петербурге выделяется два вида возможных креативных пространств. Первый — небольшие территории или объекты в центре города, которые планируется сдавать в аренду.

Второй – крупные объекты в «сером поясе», которые будут развиваться комплексно по принципу «работать и отдыхать» и давать импульс развитию прилегающих территорий.

Как подчеркивает глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, развитие креативных кластеров – это еще и поддержка сохранения объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Вглубь и вдаль

«Востребованность формата креативных пространств в России в целом и в Петербурге в частности, находится в русле общемировой тенденции. Хотя, безусловно, в Западной Европе и США подобного рода пространства появились на несколько десятилетий раньше» — отмечает независимый культуролог и организатор культурных событий Глеб Фирсов.

Причин тому он видит несколько. Во-первых, на авансцену вышло новое поколение, отличающееся свободой мышления и творческой инициативой. Появилось большое количество фрилансеров со свободным графиком работы.

Во-вторых, в Петербурге и других городах России образовалось большое количество полузаброшенных и почти неиспользуемых помещений промышленного, военного, культурного, научного и образовательного назначения. При этом сами креативные сообщества способны быстро приспособить эти помещения под свои нужды.

В-третьих, существует определённая мода на меценатство, что даёт возможность существовать ряду частных галерей и музеев. Не последнюю роль играет и возросшая мобильность населения, и активность турпотока.

Проблемы креативных пространств – обратная сторона их преимуществ. В числе основных трудностей – высокая плотность культурных событий и площадок, которая распыляет целевую аудиторию.

«Многие организации такого рода живут на добровольные пожертвования, что не всегда позволяет покрыть расходы даже на минимальную аренду. Часть из них время от времени прекращает свое существование, даже имея неплохую репутацию и высокую популярность у целевой аудитории, ядро которой составляет молодёжь – констатирует Фирсов.

Наш собеседник также  отметил, что перспективы креативных пространств связаны не столько с потенциалом конкретного формата, сколько с их способностью постоянно расширять целевую аудиторию, осуществлять эффективный финансовый менеджмент и привлекать дополнительные инвестиции из государственных и частных фондов.

Пока же популярность набирают коворкинги, а также антикафе.

«Это по сути те же коворкинги, но более молодежные, студенческие, тусовочные, без бизнес-составляющей – поясняет Александра Ненько, руководитель Лаборатории качества городской жизни. При этом есть коворкинг-проекты для уже раскрученных творческих стартапов».

Также по мнению Александры, в Петербурге могут распространиться коливинги — эта форма предполагает относительную публичность, но для своих, допущенных в круг.

  Поясним, что это своего рода коммуналки со всеми удобствами и дополнительными бонусами в виде мастер-классов и обмена опытом.

Предназначены они  для молодых обеспеченных профессионалов, нацеленных на продуктивную работу и нахождение в среде себе подобных. Такие пространства уже есть в Москве , Петербурге и других регионах.

Добавим, что такие проекты будут развиваться, пока есть  потребность в самореализации, качественном досуге и комфорте,  пока жив  тренд на развитие, расширение кругозора, получение новых знаний,  навыков и контактов.  Спрос, как известно рождает предложение.

Елена Петровская

Справка:

Креативные индустрии составляют сегодня около 3% мирового ВВП, они обеспечивают рабочими местами 29,5 млн человек. Творческие площадки вносят значительный вклад в экономику ведущих европейских стран. Так, в Великобритании  доля креативных индустрий в ВВП составляет 5%, (соразмерно доли всей строительной отрасли страны) . Во Франции – 4%, в Германии – 2,6%, в США – 3,2%, в Австралии – 3,1%.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *