В россии заработали новые принципы концессии в сфере жкх

В последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве всё больше внимания уделяется такой форме договора, как концессия.

Другими словами, взаимовыгодному сотрудничеству частных собственников и государственных структур.

Сущность концессии в ЖКХ

Такого рода соглашение представляет собой партнёрские отношения желающих инвестировать в государственные объекты, нуждающиеся в реконструкции. Что является основанием для передачи этой недвижимости в эксплуатацию частнику.

Тогда как инвестирующий принимает условие о больших капиталовложениях в создание или ремонт тех или иных объектов, с учётом получения в дальнейшем хорошего дохода.

Такое взаимодействие государства и собственника (сокращённое название ГЧП) считается самым подходящим для обновления и оздоровления жилищно-коммунального хозяйства с помощью инвесторов, ведь сами здания и оборудование полностью сохраняются за государством. То, что это сотрудничество отлично подходит для обеих сторон – вполне очевидно.

В основе партнёрских отношений лежит федеральный закон за номером 115, о порядке заключения таких соглашений, а также постановление правительства под номером 748. которым утверждена типовая форма уступки прав частнику.

Как правило, одной из сторон при передаче в эксплуатацию технических сооружений, используемых в водопроводном, канализационном или тепловом хозяйстве, всегда выступает региональная власть, представляющая интересы государства.

К сведению! Иностранцы не могут участвовать в сделке, партнёрство доступно только российским предпринимателям.

В жилищно-коммунальном хозяйстве подписание такого соглашения возможно только при наличии следующих параметров:

  • длительный срок договора;
  • чёткие акценты, определяющие основные цели и задачи подписанного соглашения сторон в отношении реконструкционных или строительных работ;
  • конкретика в определении вкладываемой инвестиционной суммы, сверх которой обязательства предпринимателя заканчиваются;
  • выполнение частником определённых требований, в том числе энергосбережение, качественное выполнение работ, гарантия надёжности;
  • порядок получения своих затрат подрядчиком, в случае, когда соглашение уже истекло, а деньги ещё недополучены.

Нельзя сказать о том, что сотрудничество частных собственников и государственных органов абсолютно прибыльно, известно и о многих недостатках.

Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ

Среди преимущественных сторон можно назвать:

  • открывающаяся перспектива реконструкции и модернизации жилищно-коммунальных зданий и сооружений без привлечения государственных денег;
  • период эксплуатации объектов предпринимателями ограничен конкретными сроками, тогда как сами имущественные комплексы как были государственными либо муниципальными, так и остаются;
  • такая форма уступки прав предусматривает сохранение за государством возможности наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью частника.

В России заработали новые принципы концессии в сфере ЖКХ

Если поближе познакомиться с существующей практикой, то такого рода форма не так уж и безоблачна:

  • разработка проектно-сметной документации, конкурсного пакета, ведение торгов, земельный кадастр и многое другое предусматривает определённую долю вложений из областных и муниципальных денег, минимальный объём которых составляет 20% от необходимых сумм;
  • непросто подобрать подходящего, достаточно состоятельного бизнесмена, который запросто потратит большие деньги на жилищно-коммунальную сферу, обычно заняться этим хотят предприниматели средней руки, а то и вовсе изменившие форму собственности муниципальные структуры, которые не имеют нужной суммы.

Чтобы соглашения в виде концессии работали, создан специальный фонд, содействующий реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве. Участвуя в нём, предпринимателям предписано в первую очередь обратить внимание на небольшие города и сёла с числом проживающих не больше 250 тысяч человек.

При этом условия финансирования предполагают, что вложения инвестирующего должны быть не менее 20% от абсолютных затрат. Из фонда же средства могут быть получены в пределах трёхсот миллионов рублей.

В случае, когда бизнесмен нарушил установленные концессией сроки, не выполнил намеченное и остался должен перед фондом – проект не удался. Хотя чаще всего, в связи с упадочным состоянием ЖКХ, это и не является его виной.

Как заключить концессию в ЖКХ

После того, как частник, желающий инвестировать, подобрал подходящий объект типа котельной, алгоритм действий следующий:

  • подать заявку в местную администрацию;
  • исполнительный орган подготовит ПСД и проведёт конкурсные процедуры;
  • комиссия проанализирует документацию всех заявителей и выберет подходящего инвестора;
  • когда пакет документов подал только один претендент, он и будет заниматься инвестированием без всякого конкурса;
  • предпринимателя могут обязать откорректировать свои планы, но иногда этого не требуется.

Текст соглашения частника и государства состоит из нескольких пунктов:

  1. Описательная характеристика объекта уступки прав.
  2. О периоде, когда договор будет действителен.
  3. О величине сумм концессии , в каком виде она будет осуществляться и в какие сроки
  4. О величине сумм и их составляющих, идущих на реконструкционные или строительные мероприятия.
  5. При каких обстоятельствах договор расторгается до окончания намеченного срока.
  6. Каким образом будут разрешаться претензии сторон.
  7. Банковские гарантии.
  8. Данные о субъектах и их подписи.

Кроме того, предпринимателю в обязательном порядке передаются все документы на принимаемые им в эксплуатацию объекты.

Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ

Предметом уступки прав может стать любой объект ЖКХ (инженерные сети, электроподстанции, тепловые котельные), но при этом важно:

  • государственная собственность должна быть официальной;
  • в обязательном порядке оформляется уступка прав на объект.

Из-за этого часто бывают проблемы при подписании договоров, т.к. часть трасс до сих пор не имеет правоустанавливающей документации, а некоторые, даже имея полный пакет, не могут рассматриваться для инвестиций из-за скопившихся долгов.

Все необходимые шаги для снятие этих вопросов предпринимаются на уровне Правительства РФ.

По статистическим данным, за 2017 г. количество заключённых концессий в ЖКХ, имеющих успех, изрядно выросло.

Концессия в сфере ЖКХ выгодна, прежде всего, самим потребителям

На прошедшем недавно мероприятии для журналистов «Энергокухня» представители энергетических компаний рассказали о концессионном механизме, как форме партнерства государства и бизнеса.

Дмитрий Назин, заместитель директора по перспективному развитию «Корпорации СТС» рассказал о том, что такое концессия и чем она выгодна всем нам, включая государство и самих потребителей коммунальных услуг.

Одна из самых больших инвестиционных программ компании реализуется на территории Тюменской области.

Корпорация СТС была создана в 2001 году как энергетический проект, связанный с электроэнергетикой, с передачей электрической энергии, в основном на территории Тюменской и Курганской областей.

«Пройдя этот путь, мы превратились в приличный энергетический холдинг.

В 2010 году было принято решение акционерами диверсифицировать бизнес и развивать такие направления как теплоснабжение, попробовать свои силы в водоснабжении и водоотведении. И начали активно развиваться именно в этом направлении.

В Корпорации СТС с учетом всех сервисных компаний работает 12,5 тысяч человек. И по итогам 2018 года ее выручка составила около 45 млрд рублей», — уточнил Дмитрий Назин.

Энергокухня-2019

УСТЭК

С 2015 года компания занимается реализацией концессионных соглашений и первой ласточкой стала Тюменская область. С 2016 года компания заключила десять таких соглашений с сфере водоснабжения и водоотведения.

По словам Дмитрия Назина, у корпорации есть достаточно крупные проекты, например, в Ноябрьске, где представлено коммунальное предприятие, которое охватывает все сферы коммунальных услуг города.

В Тобольске, где реализуется проект с участием федерального центра по программе софинансирования через Фонд содействия и реформирования ЖКХ – строится новый водозабор с подземными источниками взамен существующего.

«Концессионные обязательства составляют более 2 млрд рублей. В работе еще пять концессионных соглашений с общим объемом около 15 млрд рублей. Это вся система теплоснабжения города Нижневартовска, Сургута.

В Мегионе — все системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. И крупный проект в Челябинске, касающийся системы теплоснабжения, модернизации теплосетей», — говорит представитель Корпорации СТС.

Необходимость опрессовок отпадет, если в России сделают как в Дании

Все задаются вопросом, что такое концессия? Все почему-то думают, что это новый какой-то механизм. Так вот в музее Кисловодской государственной филармонии есть документ — концессионное соглашение 1872 года, где написано, что акционерное общество будет обязано построить железную дорогу за свой счет и страх в соответствии с означенным указом и приложенными техническими условиями.

«Дело в том, что у нас сейчас существует не совсем идеальная правовая база, регулирующая данный вид деятельности. Тем не менее, она четко определяет правила в этой сфере.

С точки зрения законодателя, концессия – это форма государственно-частного партнерства, позволяющая частной стороне эксплуатировать объекты муниципальной и государственной собственности, получать выгоду, но с принятыми на себя инвестиционными обязательствами», — пояснил Дмитрий Назин.

Энергокухня-2019

УСТЭК

Концессия – это механизм, который позволяет четко спрогнозировать условия эксплуатации, четко определить инвестиционные обязательства и понять тарифные последствия.

В основном возникают вопросы при передаче имущества частной стороне. Притом, никто не ставит своей целью детально разобраться в этом вопросе. На самом деле концессионный механизм прописан детально с точки зрения обязательств концессионера (частной стороны), которая заходит, приносит свои деньги, обязуется их потратить с определенным условием возвратности капитала.

Концессионер является гарантом исполнения этих обязательств путем предоставления банковских гарантий, тех штрафных санкций, предусмотренных за неисполнение.

Читайте также:  В ряде городов исторический центр сносят по программе расселения

Концессионное законодательство также обязывает частную сторону при эксплуатации этого имущества достигать определенных целевых показателей.

И это накладывает определенные требования на деятельность оператора, которые не позволяют ему недобросовестно относиться к своим обязательствам.

Почему пришли к такому механизму? Потому что МУПы и ГУПы показали себя неэффективными, сказывалось также недофинансирование.

В том числе, сдерживание роста тарифа, удерживание его на каком-то определенном уровне, тем самым ограничивая финансирование программы развития, на которую не было денег.

Зачастую, МУПы страдали тем, что у них не была проработана техническая программа, не позволяющая реализовывать инновационные проекты. Они не могли повысить энергоэффективность оборудования и эксплуатации данных систем.

По мнению Дмитрия Назина, это не говорит о том, что там работают недостаточно профессиональные сотрудники, а просто о том, что нет возможности использовать бюджет в полной мере для использования современных технологий.

Энергокухня-2019

УСТЭК

Все эти проблемы, они зачастую и порождали большую проблему для муниципальных предприятий. Высокие эксплуатационные затраты, низкая эффективность использования ресурсов. Все это приводило к банкротству, к созданию новых муниципальных предприятий.

Новая программа правительства РФ предписывает до 2025 года избавиться от всех муниципальных предприятий и передать все объекты теплоснабжения в частные руки.

Что может дать этот механизм? Это гарантии концессионера по соглашению перед муниципалитетом в части исполнения своих обязательств, это четкая инвестиционная программа с техническими, инновационными решениями для повышения эффективности эксплуатации сетей. Это минимизация объемов финансирования со стороны бюджетов различных уровней. Частная сторона берет на себя финансирование инвестиционных программ.

Это четкое понимание прогнозов по тарифному регулированию. И самое главное – это повышение эффективности управления системами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет внедрения современных инновационных технологий, а также повышения эффективности бизнес-процессов внутри предприятия.

Заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Как известно, с некоторых пор закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривает, что его подписывают не две стороны (концедент и концессионер), а три.

  В качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным (ст. 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

Говоря о правах и обязанностях субъекта РФ — они, по сути, остались такими же, какими были раньше. Регулируй себе тарифы, утверждай инвестпрограммы, возмещай межтарифную разницу.

https://www.youtube.com/watch?v=DBEqTEx5SJM\u0026t=352s

При этом закон о концессиях какого-либо участия субъекта РФ в проведении конкурса не предусматривает.  Однако конкурсная документация, прежде чем она станет конкурсной документацией, фактически согласовывается региональным органом тарифного регулирования. Который, как известно, является исполнительным органом власти субъекта.

После проведения конкурса (как было в нашем случае) концессионное соглашение направляется губернатору. Губернатор отписывает документ в работу министерству ТЭК и ЖКХ. Планировалось, насколько мне известно, передать полномочия субъекта по подписанию концессий в указанное министерство, однако судьба этих инициатив туманна и неизвестна.

Министерство направляет в адрес поселения письмо с указанием выявленных недостатков и уверением о готовности вернуться к вопросу о подписании концессии после их устранения.

Недостатки устранимые, но требуют значительного времени. На права субъекта РФ содержимое концессионного соглашения  повлиять в принципе не может, т.к. его права и обязанности указаны в ст.

40 Закона о концессионных соглашениях.

Фактически, закон просто «впихнул» субъект РФ третьей стороной в соглашение,  никак не урегулировав вопросы его участия в конкурентных процедурах и порядок подписания впоследствии такого соглашения. Не конкретизированы случаи, когда субъект вправе отказаться от подписания, равно как и случаи, когда он подписать соглашение обязан.

Как известно, в сферах водоснабжения, теплоснабжения, сроки очень важны. Чем быстрее предприятие (пусть в большинстве случаев это какие-то мелкие «ручные» ООО, созданные, чтобы хоть как-то обслуживать сети небольших населенных пунктов) войдет в полноценную работу, тем быстрее оно получит все необходимые разрешения и документы. Включая тариф.

Получилась ситуация, когда третье лицо, имеющее к договору совершенно косвенное отношение, фактически может блокировать такой договор по своему усмотрению.

Пусть замечания есть, но они: устранимы, не влияют на права и интересы субъекта РФ как стороны концессионного соглашения.

Конкурс — публичная процедура, все было в открытом доступе, администрация региона могла ознакомиться с документацией и заявить о своих замечанияхвозражениях заблаговременно.

Ничто не мешало бы включить в концессионное соглашение условие о том, что для концедента и концессионера оно вступает в силу с момента его ими, а для субъекта РФ — с момента подписания субъектом РФ (к примеру, после устранения выявленных недостатков и замечаний).

Более того, это было бы выгодно и региону, т.к. предусмотренные законом обязанности у него возникнут лишь когда концессионное соглашение и его объект будут приведены в приемлемое для него состояние. Но закон такого не допускает. Недействительно — и точка.

Решение о заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества принимается органом местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях). Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Могут быть обжалованы и результаты конкурса. Сделано этого не было.

Статьи 421, 422 ГК РФ гласят, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Ст. 445 ГК РФ также подсказывает нам, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Более того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

При этом юридические лица, как известно, свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом. Такая обязанность для субъекта Российской Федерации заключить концессионное соглашение предусмотрена Законом о концессионных соглашениях.

Какие-либо условия или критерии для подписания (отказа от подписания) для региона законодательство не содержит. При этом из ст. 46 Закона о концессионных соглашениях следует, что о подготовке и проведении конкурса региональные власти знают, т.к. согласовывают определенные параметры конкурсной документации. Отсюда, во взаимосвязи с предусмотренными ст.

40 Закона о концессиях правах и обязанностях региона, следует (по моему скромному мнению), что субъект РФ может влиять на заключение и исполнение концессионного соглашения в сфере водо-, теплоснабжения исключительно в части, касающейся тарифного регулирования, инвестиционной составляющей и прочего.

Каких-то иных механизмов влияния на заключение концессионного соглашения закон субъекту Российской Федерации не предоставил.

Логично, что субъект РФ, будучи (если можно так выразиться) ограниченным в правах и обязанностях участником концессионного соглашения, вправе выражать свои замечания и несогласие лишь относительно той части соглашения, которая касается непосредственно его прав и обязанностей. И контролировать его реализацию он может лишь в части, его касающейся.

На мой взгляд, данный пробел нуждается в устранении. Пока этого не сделано — у властей региона имеется неуправляемая возможность препятствовать эксплуатации (в условиях нынешнего состояния систем ЖКХ — хоть какого-нибудь) объектов водопровода и теплоснабжения.

Читайте также:  Должен ли новый собственник оплачивать пени старого?

Я не снимаю с муниципалитетов ответственность за низкое качество работы, но я призываю учесть и объем того наследия (отсутствие каких-либо документов на объекты водопроводного хозяйства, их состояние, вызванное в том числе и бесконечной чередой сменявшихся собственников и владельцев), которое им досталось.

Государство в очередной раз фактически устранилось от решения реальной проблемы, а заключавшиеся раньше с горем пополам концессионные соглашения «на местах» теперь просто подвисли и судьба стала неопределенной.

Как думаете, коллеги, возможно ли понуждение к заключению договора в данной ситуации на основании ст.ст. 421, 422, 445 ГК РФ? Фактически ведь законом не оговорены случаи, когда субъект РФ вправе отказаться от подписания концессионного соглашения.

Ему его направляют, о его условиях он знал, результаты торгов не оспаривал. Вправе ли он делать замечания в части, его не касающейся? Министерство, фактически, вообще на сегодня не уполномочено решать вопрос подписания концессионного соглашения, т.е.

надлежащее лицо в принципе уклонилось от его подписания. Или же я не прав?

Инвесторы вложили в ЖКХ Урала почти 100 млрд. Вернуть деньги придется населению

В городах все чаще переходят на концессии – что это сулит?

Количество инвестиционных проектов с государственно-частным партнерством в России сильно возросло за последние годы. Особенно эта тенденция наблюдается в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства, где реализуется 2769 таких инвестпроектов с общим объемом привлекаемых средств в 721,6 млрд руб. Причем 670 млрд руб. из них составляют деньги именно частных инвесторов. Однако, судя по всему, отрасль пока не готова предложить частным организациям рыночных механизмов возврата вложенных средств. А значит, окупаемость проектов полностью ложится либо на плечи потребителей, либо на бюджет.

Как следует из аналитического отчета «ВЭБа» и платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» (документ есть в распоряжении Накануне.

RU), в разрезе федеральных округов наиболее привлекательно для частных инвесторов выглядел Приволжский федеральный округ, где было реализовано 809 государственно-частных инвестпроектов.

Следом за ним идет Центральный федеральный округ – 480 проектов, Сибирский федеральный округ – 454, Дальневосточный федеральный округ – 391, и Уральский федеральный округ – 270. Замыкают рейтинг Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

При этом УрФО оказался среди лидеров по объему привлеченных инвестиций, что говорит о реализации крупных, финансово-емких инвестпроектов на Урале. Всего инвесторы вложили 97 млрд руб. в коммунально-энергетическую инфраструктуру. Среди основных регионов, где реализуются самые масштабные проекты, аналитики выделяют ХМАО-Югру, а также Тюменскую и Свердловскую области.

«С учетом завершенных проектов история рынка насчитывает свыше 3,5 тыс. проектов с совокупным общим объемом инвестиций более 750 млрд руб., включая 700 млрд руб. внебюджетных.

При этом на перспективу до 2024 года на рынок окажут влияние приоритетные направления, сформулированные в рамках таких национальных проектов, как «Экология», «Жилье и городская среда», а также «Цифровая экономика».

В рамках указанных национальных проектов на развитие инфраструктуры может быть выделено до 2 трлн руб.

По количеству реализуемых проектов рынок ГЧП в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства формируют такие отрасли как теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. На них приходится почти 2,5 тыс. из 2,8 тыс. реализуемых проектов. Объем внебюджетных инвестиций в этих отраслях составляет 420 млрд руб.», – говорится в отчете ВЭБа.

Среди наиболее активных инвесторов в сфере теплоснабжения эксперты называют «Концессии водоснабжения», «Росводоканал», «Российские коммунальные системы» и УК «Лидер». В тепле лидерами стали «Т Плюс», «Квадра» и «СУЭНКО». А «Хартия», «Управление отходами» и «ЭкоЛайн» инвестировали больше всего в сфере обращения с ТКО.

Как отмечают аналитики, основной формой государственно-частного партнерство в коммунально-энергетической отрасли является концессионное соглашение. Большинство из перечисленных компаний уже реализуют масштабные проекты на территории регионов УрФО.

Так, например, одним из наиболее крупных проектов стала концессия систем холодного водоснабжения и водоотведения в Тюмени и Тюменском районе, заключенная с «Росводоканалом» (входит в «Альфа-груп»). Региональные власти подписали два соглашения в 2017 и 2019 годах на 23 и 4,8 млрд руб.

соответственно. Еще один крупный проект реализуется в Березовском Свердловской области, где сети теплоснабжения передали ПАО «Т Плюс» Виктора Вексельберга. За 20 лет компания должна будет вложить 450 млн руб.

Отметим, что всего на Среднем Урале реализуется более 30 концессионных соглашений с общим объемом финансирования около 6 млрд руб.

В управление концессионеров переданы объекты коммунального хозяйства Заречного и Камышлова, Верхней Пышмы и Арамили, Богдановича и Нижнего Тагила, Полевского, Каменска-Уральского, Серова и других территорий области.

Также крупное концессионное соглашение было подписано в отношении тепловых сетей Нижневартовска в Югре, которые передали в ООО «Корпорация СТС».

Причем, если в предыдущих примерах возврат инвестиций обеспечивался преимущественно за счет бюджета, то здесь местные власти пошли на существенное увеличение тарифа.

Аналогичные переговоры компания сейчас ведет с властями Сургута, куда планирует инвестировать порядка 5 млрд руб. Однако их возврат, вероятнее всего, также придется оплатить рядовым потребителям.

Уточним, механизм концессии предполагает, что инвестор вкладывает в развитие инфраструктуры, однако сами объекты остаются в собственности муниципалитета.

После истечения периода инвестирования начинается срок возврата капитальных вложений, за который концессионер возвращает вложенные средства и получает коммерческую прибыль.

В качестве источников финансирования таких проектов предусмотрен либо тариф, либо плата концендента, то есть бюджета.

Как отмечают эксперты, в любом случае возврат инвестиций концессионеру ложится на рядовых потребителей. Они оплачивают модернизацию либо напрямую в тарифе, либо как налогоплательщики в бюджете.

Сами же муниципалитеты стремятся передавать таким инвесторам неэффективные муниципальные предприятия, так как у них зачастую не хватает ресурсов для их содержания.

Судя по всему, переход на концессии подтолкнет и принятый на днях в окончательном чтении законопроект о ликвидации ГУПом и МУПов, которые нередко работают и в коммунальной сфере, эту реформу предложено осуществить к 2025 году.

Горе от концессии

Понятие «концессия» в жилищно-коммунальную сферу вошло сравнительно недавно — закон был принят в 2013 году. Однако активно об этом заговорили позже, в конце 2015-го, когда в Уфе прошел небезызвестный форум «ЖКХ меняется».

Именно тогда замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрей Чибис преподнес концессию как панацею от всех бед, коими страдает ЖКХ, и как единственную возможность вывести его на новый уровень.

Неэффективным муниципальным предприятиям, не способным поднять «коммуналку», жестко указали на дверь, а частному бизнесу сказали «добро пожаловать». Однако на деле все оказалось не так просто.

Переход с подвохом

Директор предприятия «Коммунальное хозяйство «Авдон» Уфимского района Михаил Карташов одним из первых в республике откликнулся на призыв переходить на концессию. И уже не раз об этом пожалел, ибо «современная» форма оказалась с подвохом. Впрочем, и избежать ее тоже было невозможно: по новому закону коммунальную инфраструктуру старше пяти лет можно передавать только в концессию.

— До 2008 года коммунальным хозяйством в Авдоне занимался МУП, — поясняет М. Карташов. — Затем было создано общество с ограниченной ответственностью.

Как малое предприятие, оно платило налоги по упрощенной системе — 15 процентов с базы доходов минус расходы. Когда же мы перешли на концессию, по коммунальным услугам пришлось платить НДС.

В итоге налоговая нагрузка возросла в три с половиной раза.

Напомним: речь идет не о промышленном гиганте, а о небольшом сельском предприятии, у которого каждая копейка на счету. Инженерные сети в селе изношенные и нуждаются в модернизации.

Но ведь именно для того, чтобы привести инфраструктуру в порядок, и была придумана концессия: у МУПа денег на реконструкцию нет, а частное предприятие способно в нее вложиться.

Источником же возврата инвестиций служит плата за коммунальные услуги.

Не единичный случай

Концессионное соглашение «Авдон» заключил на 25 лет, обязуясь вложить в теплосети села 35 млн рублей. Это, получается, больше миллиона в год. Однако откуда брать деньги, если расходы из-за налогов резко возросли? Особенно несправедливо это выглядит, если учесть, что предприятие по сути не изменилось: как было малым, так и осталось.

— Сейчас мы работаем «по нулям», — сетует директор. — Повысить тарифы на коммунальные услуги не можем — они ограничены предельными индексами, да и платежеспособность населения оставляет желать много лучшего.

Читайте также:  Как составить объявление о продаже или аренде квартиры?

Государство, конечно, поддерживает, компенсируя часть выпадающих доходов, но ведь это не выход. Чтобы нормально развиваться, предприятие должно быть прибыльным. А у нас доходы после перехода на новую схему, наоборот, уменьшились.

Средства, что мы вкладываем в «коммуналку», вынуждены зарабатывать другими видами работ.

Проблема в том, что случай этот отнюдь не единичный: на концессию должны перейти все малые предприятия, работающие в коммунальном хозяйстве. И им тоже придется столкнуться с той же проблемой, с которой столкнулся «Авдон».

— С одной стороны, государство всячески поддерживает и поощряет малый бизнес, а с другой — не учитывает вот такие «мелочи», которые мешают ему работать, — отмечает М. Карташов.

Изменить кодекс

Директор, впрочем, не сидит на месте и пытается бороться с несправедливостью. Однако сделать это не так просто. Решение о том, чтобы не применять статью 174.

1 Налогового кодекса к концессионным соглашениям в ЖКХ, должно быть принято на федеральном уровне.

Это избавило бы бюджет от необходимости компенсировать «выпадающие доходы» малым предприятиям и активизировало бы привлечение инвестиций в инфраструктуру населенных пунктов, тем более что проблема ее обновления стоит остро.

— За помощью в решении вопроса я обратился в комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, минфин России, а также в Курултай, который вправе выступить с законодательной инициативой, — поясняет директор предприятия. — Там обещали вопрос рассмотреть. Поддержку оказывают министерство ЖКХ республики, госкомитет по тарифам, а также депутат Госдумы от Башкирии Павел Качкаев, курирующий коммунальное хозяйство.

Между тем

Процентная ставка для концессионеров, занимающихся водо- и теплоснабжением населения городов и сел, будет субсидироваться начиная с 2017 года, заявил в ноябре министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства страны Михаил Мень на заседании президиума Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

«Будем субсидировать до пяти процентов, то есть концессионеры смогут кредитоваться под пять процентов, — уточнил чиновник. — Для этого у нас есть 5 млрд рублей в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Средства сами по себе небольшие, прямыми субсидиями они не сработают на всю страну, не дадут должного эффекта, а субсидирование процентной ставки даст очень хороший эффект».

О привлечении частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство

11 октября 2014 10:50

Работа Правительства в цифрах и фактах. Для привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций принято более 30 нормативных правовых актов.

Правительство
сообщило о работе по исполнению поручения Президента России, содержащегося в Указе
Президента от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации
доступным и комфортным жильём
и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (подпункт «а»
пункта 1, абзац четвёртый
подпункта «г» пункта 2) об
увеличении до 2017 года доли заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы
теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%
(подпункт «а» пункта 1 Указа), а также о
создании благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу
жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения
энергоэффективности объектов коммунального хозяйства (абзац четвёртый подпункта «г» пункта 2 Указа).

В
целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в ЖКХ
Правительство разработало и обеспечило принятие необходимой законодательной
базы. Она основана на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и
тарифному регулированию.

Одновременно в целях защиты потребителей коммунальных
услуг и недопущения бесконтрольного роста тарифов разработаны механизмы
регулирования совокупного платежа граждан за ЖКХ.

Эти механизмы позволят
провести модернизацию коммунальной инфраструктуры и повысить качество предоставляемых
потребителям услуг за счёт
привлечённых
инвестиций.

Для
создания условий для привлечения в ЖКХ частных инвестиций принято более 30
нормативных правовых актов.

Кроме
того, Минстрой России
разработал модельный комплекс («дорожную
карту») развития
жилищно-коммунального хозяйства субъектов Федерации (далее – «дорожная карта»).
«Дорожная карта» содержит подробный перечень мероприятий, обеспечивающих
реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в
сфере ЖКХ.

Федеральным
законом от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «O внесении
изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» принятие
аналогичных региональных «дорожных карт» предусмотрено в качестве условия
получения с 1 января 2015 года федеральной поддержки за счёт средств государственной корпорации – Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Региональные
«дорожные карты» должны быть утверждены высшими должностными лицами субъектов
Федерации до конца 2014 года.

Организована
работа по передаче частным операторам объектов ЖКХ всех государственных и
муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.

Для этого ранее принятый Правительством План действий по привлечению в жилищно-коммунальное
хозяйство частных инвестиций дополнен пунктами о разработке рекомендуемых
показателей и критериев эффективности управления государственными и
муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ.

  • По
    итогам селекторного совещания в Правительстве 27 июня 2014 года высшим должностным лицам субъектов Федерации
    дано поручение провести совместно с Минстроем России не позднее 1 ноября
    2014 года анализ
    эффективности государственных и муниципальных унитарных предприятий в сферах
    теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
  • На
    основании этой оценки к декабрю 2014 года будут актуализированы региональные графики
    передачи в концессию имущества неэффективных унитарных предприятий в сфере
    теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
  • К
    концу 2014 года актуализированные графики передачи инфраструктуры
    неэффективных государственных и муниципальных унитарных предприятий в
    концессию, а также вся конкурсная документация будут опубликованы в открытом
    доступе на сайте Минстроя.
  • Для
    обеспечения до 2017 года увеличения доли заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы
    теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30% реализуется
    план поэтапных мероприятий по достижению установленных частью «а» пункта 1 Указа важнейших целевых
    показателей (далее – План).

В
рамках реализации Плана проведён
анализ текущей ситуации использования заёмных средств для осуществления капитальных вложений
в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод. По
итогам 2013 года доля заёмных
средств в общем объёме
капитальных вложений в эти системы составила 10,2%, что превысило установленный
Планом показатель 8,1.

Согласно Плану по итогам 2014 года показатель использования заёмных денежных средств не
должен быть ниже 10,5% от общего объёма капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод.

Госдума приняла закон об отмене НДС для тарифа на ЖКХ концессионерам в малых городах

МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, предусматривающий отмену обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) тарифа на коммунальный ресурс в отношении концессионеров в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (менее 100 тыс. человек на момент заключения договора). Документ был инициирован правительством РФ.

В настоящее время тариф на коммунальный ресурс устанавливается концессионеру для группы потребителей «население» с учетом НДС, а для иных групп потребителей — без НДС в целях исполнения им обязанности налогоплательщика по данному налогу.

В результате принятия закона тариф на коммунальный ресурс будет устанавливаться концессионеру для всех групп потребителей без выделения НДС (то есть НДС облагаться не будет). Величина тарифа будет формироваться исходя из необходимой валовой выручки, учитывающей отдельные расходы, включающей «входящий» НДС, и применяемую систему налогообложения.

Необходимость принятия закона вызвана трудностями в привлечении инвестиций через механизм концессионного соглашения в связи с отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов в отношении небольших имущественных комплексов объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Это обусловлено, в том числе, тем фактом, что потенциальные инвесторы-концессионеры в малых населенных пунктах находятся на упрощенной системе налогообложения.

В случае заключения инвестором концессионного соглашения при совершении в его рамках операций по реализации товаров, подлежащих обложению НДС, на концессионера возлагаются обязанности плательщика по такому налогу, говорится в пояснительной записке.

Таким образом, при оказании услуг в рамках заключенных концессионных соглашений происходит увеличение налоговой нагрузки концессионеров. Соответственно, реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства становится экономически не привлекательной для потенциальных инвесторов в малых городах, указывают в правительстве.

«Освобождение ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на основании концессионных соглашений в «малых» городах, от обязанности исчислять налог на добавленную стоимость в случае применения ими упрощенной системы налогообложения позволит повысить привлекательность института концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на малых территориях», — отмечается в пояснительной записке.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *