В россии сейчас более 800 замороженных строек

В России сейчас более 800 замороженных строек

Пресс-служба Совета Федерации

Без внесения и скорейшего принятия поправок в закон о контрактной системе возможны срывы проведения госконтрактов по строительству объектов, которые жизненно необходимы для регионов, заявил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Лукин. По его инициативе сенаторы проведут необходимые консультации с Минстроем.

«В связи с ростом цен на строительные материалы сумма контрактов по строительству объектов, финансируемых из федерального и региональных бюджетов, торги по которым состоялись в первом квартале 2021 года, выросли более чем на 30 процентов и составляют более 15 миллиардов рублей», — сообщил Лукин.

По его словам, происходят отказы от участия в торгах по тем сметным отчётам, которые были ранее утверждены и прошли государственную экспертизу.

В России сейчас более 800 замороженных строек

Минстрой: рост цен на стройматериалы отразится на стоимости жилья

«Понимаю, что по данным расчётам без убытков, которые могут привести к банкротству, закончить строительство объектов практически невозможно. Однако ещё более сложные проблемы существует по действующим государственным и муниципальным контрактам», — продолжил сенатор.

Лукин отметил, что изменять цену и сроки выполнения работы в рамках действующих контрактов нельзя, поскольку они относятся к существенным условиям контрактов, и по этой причине происходит остановка строительства или расторжение указанных документов. 

«Всё это происходит из-за резкого удорожания цен на строительные материалы, в первую очередь, удорожания металла и металлопродукции», — констатировал законодатель.

Так, отдельный прокат с декабря по май подорожал более чем на 70-100 процентов. Наблюдается существенный рост и на другие строительные материалы: кабельная продукция подорожала на 50-60 процентов, полиэтиленовые трубы — на 40 процентов, утеплитель — на 35 процентов.

«Не совсем понятна позиция Минстроя. Одной из основных мер, позволяющих стабилизировать цены, была названа возможность заключения прямых контрактов на поставку металла застройщикам только для государственных строек, а жилищное строительство и цены на жильё разве не надо стабилизировать?» — сказал сенатор.

Парламентарий напомнил, что Минстрой разработал проект федерального закона по внесению изменений в ФЗ-44, по которому заказчику разрешается корректировать цену контрактов, заключённых на срок не менее года, если в период исполнения существенно изменилась система ценообразующих материалов, и в результате изменилась общая стоимость материалов более чем на пять процентов.

«Текст закона проходит согласование, в Госдуму законопроект ещё не внесён, а решение данного вопроса не терпит отлагательств. Предлагаю обратиться в Правительство с целью ускорения решения данного вопроса во избежание срыва проведения государственных контрактов по объектам, которые жизненно необходимы для наших регионов», — заявил Лукин.

«Коллеги, давайте такое поручение дадим Комитету по федеративному устройству, региональной политике — вместе с Минстроем рассмотреть, что можно сделать, может быть, ускорить принятие закона.

Действительно, тревога есть — дорожают стройматериалы, дорожает жильё, и мы уменьшаем доступность граждан к улучшению своих жилищных условий», — отреагировала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. 

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июне.

Когда в России не останется обманутых дольщиков

Когда в стране не останется обманутых дольщиков? Куда обращаться, если с «замороженной» стройкой годами ничего не происходит? Доходит ли до уголовного преследования застройщиков, чьи дома оказались проблемными? На эти и другие вопросы «РГ» ответил генеральный директор Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Константин Тимофеев.

В январе закончился мораторий на включение домов в разряд «проблемных», введенный из-за пандемии. Насколько, по вашим оценкам, в начале года увеличится число проблемных домов?

В России сейчас более 800 замороженных строек

Для решения проблем обманутых дольщиков нужно 250-300 млрд рублей

Константин Тимофеев: Ожидается, что увеличится немного. По нашим прогнозам, появится около 200 «проблемных» домов в течение первого квартала, во втором и третьем кварталах меньше. Но для гражданина и один проблемный объект — это много, если это дом, где он купил квартиру.

Сколько вообще сейчас обманутых дольщиков?

Константин Тимофеев: Сейчас 2905 проблемных домов. Это ориентировочно 196 тысяч дольщиков. Но расчет примерный, потому что некоторые квартиры принадлежат юридическим лицам, есть дома, где продавали только юридическим лицам.

При этом, когда они видят, что фонд включается в работу, начинаются переуступки и появляются физические лица. Поэтому число дольщиков может быть больше. Точные цифры по каждому объекту мы видим только тогда, когда получаем реестр требований участников строительства от арбитражного управляющего.

https://www.youtube.com/watch?v=nubViRTt-A4

С другой стороны, есть дольщики, которые купили по несколько квартир. В Брянске есть дом, где четыре человека купили 400 квартир, в Подмосковье четверо купили около 250 квартир — 70% квартир в доме. Это уже больше похоже на инвестиционную деятельность, поэтому фонд выплачивает возмещения из расчета не более 120 кв. м на одного покупателя.

В целом число обманутых дольщиков постепенно сокращается?

Константин Тимофеев: В 2020 году мы, наоборот, видели увеличение по данным учета, потому что в реестр проблемных объектов включались дома, которые имели признаки проблемных и до 2020 года. Но с 2021 года мы ожидаем снижение.

По факту снижение количества граждан, чьи права нуждаются в восстановлении, происходит уже сейчас.

Во-первых, фонд в прошлом году принял уже достаточно много решений, соответственно порядка 500 объектов в 2021 году должны быть исключены из реестра проблемных.

Мы могли бы рассмотреть 600-700 домов в 2021 году, но финансированием пока обеспечены около 250

Во-вторых, все больше домов строится с использованием счетов эскроу. Проблемы с ними, если они возникнут, будут решать банки: либо вернут покупателям деньги, либо будут достраивать дома.

Предположительно список проблемных объектов перестанет существенно пополняться новыми в 2023 году, когда будет достроено 95% объектов по старым правилам, без счетов эскроу. Кстати, у фонда в работе примерно половина из 2905 проблемных объектов, другой половиной регионы занимаются самостоятельно: либо ищут нового инвестора, либо восстанавливают права граждан за счет собственных средств.

Чего вам не хватает, чтобы вопрос с дольщиками решался быстрее?

Константин Тимофеев: Первый вопрос — это, конечно, финансирование. Оно должно быть на всю программу, на все дома. Мы в 2021 году могли бы рассмотреть 600-700 домов. Но финансированием пока обеспечены около 250 объектов.

Что нужно изменить в законодательстве, чтобы решить проблемы большего числа дольщиков?

Константин Тимофеев: Госдума оперативно реагирует на наши предложения по изменению законодательства.

С января вступил в силу новый закон, и теперь фонд сможет строить дома на тех участках, которые переходят фонду, когда гражданам выплачивается возмещение.

Это даст фонду возможность обеспечивать ввод дополнительных квадратных метров, в том числе в регионах, где непростая ситуация по вводу жилья.

Работа в этом направлении ведется постоянно, очередное обсуждение предложений фонда в профильном комитете Госдумы назначено на январь 2021 года.

Но есть и нерешаемые вопросы. Например, невозможно применить механизм восстановления прав дольщиков через наш фонд, если застройщик не получал разрешения на строительство жилья. Это самострой, незаконная стройка или апартаменты.

Либо объект строился по одним нормам, а потом нормы изменились и стройку остановили — объект уже по сути незаконен, разрешения на строительство нет.

Или было проектное решение на 10 этажей, а построили 20, и люди с 10-го по 20-й этажи оказались жертвами самостроя — тоже не можем их защитить. Они жертвы мошенников.

Мы не планируем брать такие объекты в работу, здесь, наверное, инициатива региона должна быть в первую очередь. А нам нужно решить проблемы по тем 1,5 тысячи домов, попадающих под уже действующие механизмы восстановления прав дольщиков.

Что нужно делать дольщикам, многие из которых заплатили за квартиры много лет назад, чтобы ускорить решение своих проблем? Куда и как они должны обращаться?

Росреестр предложил сделать гаражную амнистию бесплатной

Константин Тимофеев: В первую очередь дольщики должны обратиться в контролирующие органы в своем регионе. Далее есть два механизма по восстановлению прав граждан. Первый — если у региона уже есть «дорожная карта» по решению проблем этого дома, он гражданину говорит, когда дом планируется достроить.

Вторая — если субъект чувствует, что сил не хватает для решения этих проблем, он обращается в наш фонд. После обращения мы должны инициировать банкротство застройщика. И после банкротства в течение трех-шести месяцев арбитражный управляющий нам передает документы. Если застройщик не банкрот, тогда еще проходит время с подачи заявления, судом назначается рассмотрение дела.

Фонд может начать работать только с тем объектом, где застройщик — банкрот.

Если конкурсный управляющий больше полугода не может сдать документы, что делать дольщику?

Константин Тимофеев: Можно нам написать, потому что мы с конкурсным управляющим тоже на связи, можем выяснить, в чем проблема. Но иногда проблема в самих гражданах.

Конкурсный говорит: предоставьте мне документы, оригинал по оплате. У гражданина его нет. Либо он потерял документы, либо на самом деле и не платил.

Тогда требуется дополнительное время, чтобы разобраться в этой ситуации.

Самое главное, чтобы арбитражный управляющий оперативно работал, передавал нам документы, реестры. Для этого мы запустили обучающие семинары для них, несколько десятков семинаров уже провели.

Доходит ли до уголовного преследования недобросовестных застройщиков? Удается с них взыскивать деньги?

Константин Тимофеев: Мы уже под сотню обращений написали в прокуратуру. Но пока, к сожалению, ущерб не был возмещен ни по одному делу. Очень сложно доказать умысел.

Был ли это умысел или же тяжелая экономическая ситуация, экономический кризис. Мы со своей стороны работу наладили, ведем мониторинг, собираем информацию из регионов, как проходят взыскания. Уже активнее стали дела возбуждаться.

Читайте также:  Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

Но очень много закрытых дел. Мы надеемся на их пересмотр и возмещение ущерба.

Президент призвал не останавливать строительство

16.04.2020 20:32:00

Инфраструктурные проекты в России будут продолжены

В России сейчас более 800 замороженных строек В РФ в кризис растет число проблемных и замороженных объектов строительства. Фото РИА Новости

Президент РФ Владимир Путин попросил правительство до конца апреля принять меры для кредитования строительной отрасли на 12 млрд руб.

«Знаю, что правительство уже определило объемы средств, которые предполагается направить на поддержку программы кредитования строительной отрасли. Это 12 млрд руб. Прошу максимально быстро запустить этот механизм. Также до конца апреля», – сказал он на совещании по вопросам развития строительной отрасли.

Субсидирование будет предоставлено только тем строительным компаниям, которые сохранят занятость, заявил Путин.

«Второе – поручаю правительству подготовить комплекс мер, которые повысят доступность банковских кредитов для компаний строительной отрасли….

Предлагаю в этом случае также субсидировать процентную ставку, но подчеркну: такая помощь будет предоставлена компаниям, которые сохранят занятость.

Подробные критерии на этот счет прошу определить правительство, и как можно быстрее, до конца текущего месяца», – сказал он на совещании.

«И еще одно условие, а точнее, обязательство. Точнее, нужно, чтобы это было юридическое обязательство.

Получая поддержку с кредитами, компании должны взять на себя обязательства по завершению строительства домов, запланированных к вводу в строй в этом и следующем году. Нужно избежать появления так называемых долгостроев.

Важно, чтобы люди были уверены – их квартиры построят качественно и в срок», – сказал Путин на совещании по вопросам развития строительной отрасли.

По словам главы Минстроя Владимира Якушева, спрос на жилье в России после выхода из режима самоизоляции из-за распространения коронавирусной инфекции может упасть более чем на 50%.

«Сегодня мы наблюдаем, что на рынке во всех субъектах РФ спрос упал уже на 30%, и мы видим, что в дальнейшем ситуация будет идти по нарастающей. Когда мы выйдем из изоляции, как говорят коллеги, спрос может упасть как минимум на 50% или больше», – сказал министр.

Якушев подчеркнул, что в такой ситуации строительной отрасли необходима поддержка, в том числе и потому, что в ней задействовано огромное количество людей.

Глава Минстроя отметил, что отрасль переживает переход на систему эскроу-счетов и в поддержке нуждаются как те, кто перешел на новые правила, так и те, кто достраивает объекты по старым.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил планы государства продолжить реализацию крупных инфраструктурных проектов, таких как подходы к Крымскому мосту, модернизация аэродромов, строительство портовых мощностей.

«Мы продолжим реализацию масштабных инфраструктурных проектов, таких как расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство автодорог на юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью, модернизация аэродромных комплексов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске, строительство современных портовых мощностей в Мурманске, на Балтике, в Черном море и на Дальнем Востоке», – сказал Путин на совещании по ситуации в строительной индустрии. Как подчеркнул президент, «все это – прочный задел для экономики, ее будущего роста».

Путин согласился с просьбой строительных компаний увеличить до 50% авансирование контрактов по инфраструктурным проектам. «Прошу отдельно проработать вопрос увеличения авансов по контрактам в инфраструктурном строительстве. Сейчас авансируется 30% по контракту, предлагаю увеличить эту долю до 50%», – сказал Путин.

Как отметил президент, это позволит предоставить строительным и другим компаниям дополнительные оборотные средства, чтобы ритмично работать, выполнять обязательства перед поставщиками в других отраслях.

«И главное – сохранить рабочие места, зарплаты своих сотрудников, привлечь новых специалистов», – подчеркнул глава государства.

Один из крупнейших российских застройщиков «ПИК» ожидает падения продаж в апреле на 70% по сравнению с мартом, заявил глава компании Сергей Гордеев. «Хотел бы отметить, что в связи с режимом самоизоляции мы наблюдаем резкий спад продаж жилья.

Так, за 15 дней апреля мы имеем 65-процентное падение продаж по отношению к марту.

Параллельно мы прогнозируем, что на апрель у нас будет 70-процентное падение продаж», – заявил Гордеев в ходе совещания у президента РФ о положении дел в строительной отрасли.

Текущую ситуацию со спросом «ПИК» оценивает как «существенно худшую» по сравнению с тем, что было в 2008 или 2015 году, отметил он. «По решению властей Москвы и Московской области 12 апреля мы остановили стройки и производства в Московском регионе, – напомнил Гордеев.

– Общее количество заводчан и рабочих, которые пошли на самоизоляцию, – 50 тыс. человек. Общие расходы нашей компании на содержание работников в период простоя составляют около 800 млн руб. в месяц.

В других семи регионах мы продолжаем работу, хотя там ситуация усложняется тоже».

«ПИК» приостановит строительные работы в Москве и Московской области с вечера 12 апреля до утра 20 апреля. Но компания сможет возобновить весь производственно-строительный цикл в течение восьми часов и нагнать сроки в течение недели, анонсировал ранее «ПИК».

Подведя черту с помощью малому и среднему бизнесу, власти переходят к рассмотрению поддержки целым отраслям, и в четверг было запланировано заняться строителями.

Совещание по поддержке стройиндустрии из-за занятости президента было несколько перенесено, сначала на час, но основные проблемы и сами строители, и чиновники министерства озвучивали накануне.

Трудно понять, почему именно со строителей началась целая серия совещаний по гражданским отраслям.

Накануне президент Владимир Путин напомнил, что начал такую работу на прошлой неделе, обсудив трудности, с которыми столкнулись предприятия оборонно-промышленного комплекса и ракетно-космической отрасли.

Он анонсировал проведение целого ряда таких встреч, посвященных проблемам наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Кроме строителей он называл также автопром и сельское хозяйство, ЖКХ, легкую промышленность, авиастроение, но дал понять, что этим перечнем список не закончится.

У строителей сейчас главная проблема – угроза остановки строек по всей стране, как это сделала (пока только на неделю) Москва. В начале апреля вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил о призыве правительства не останавливать стройки, на которых работают мигранты.

Он сообщил, что в регионах на стройках работает до 2 млн человек, в основном жителей бывших советских республик и стран СНГ. «В сегодняшней ситуации многие уехать не могут, потому что границы и возможности переезда уже закрыты.

Поэтому мы рекомендуем, где есть такие мигранты и вахтовики, стройку не останавливать, потому что они живут, как правило, в общежитиях в скученных условиях. И лучше будет, если они будут находиться на работе, а не в общежитии», – сказал Хуснуллин.

Большинство опрошенных РИА «Новости» экспертов считают, что рынок ждут тяжелые времена, связанные в первую очередь с существенным падением доходов потенциальных покупателей. Самый большой удар кризиса придется, по их мнению, на лето и осень. За господдержкой уже обратилось Национальное объединение застройщиков жилья (НОЗА).

Члены объединения, доля которых составляет около четверти в жилищном строительстве страны, называют своими основными проблемами, помимо угрозы остановки строек, возможное отставание от планов работ (которые, кстати, записаны в очень амбициозный по целям нацпроект), ухудшение обеспеченности стройплощадок кадрами, стройматериалами, рост цен на стройматериалы и оборудование, снижение количества обращений граждан за покупкой новостроек. 

Влияние коронакризиса на экономику и оценивали и авторы российских Telegram-каналов.

«Беспощадный пиарщик», например, комментирует прогнозы о том, что российский рынок интернет-рекламы, который сохранял двузначный рост в предыдущие в кризисы, в этом году вырастет в лучшем случае на единицы процентов: «Как сказали бы в госагентстве: ожидается отрицательный рост, девочки. Впервые за всю историю рунета».

«Глобальная мировая пандемия не только подчеркнула не эффективность действующих сегодня систем здравоохранения, — констатируют авторы «Бойлерной». — Но и то, что для того, чтобы быстро и эффективно побеждать подобные недуги, необходима международная консолидация.

Сотрудничество абсолютно меркантильно и отвечает национальным интересам каждого государства. Пандемия подрывает экономику и экспортно-импортные балансы. Пока во всём мире, даже в условной Гвинее не будет побежден коронавирус, это создает напряжение, и приводит к всеобщему вынужденному изоляционизму.

Как минимум на уровне приграничного пространства, а на уровне авиасообщения и уже в трансграничном пространстве».

Стоп, кран: Счетная палата выявила замороженные госпроекты на 260 млрд

Объем замороженных бюджетных строек в России составил 260 млрд рублей. Такие данные приводит Счетная палата (СП) по результатам анализа незавершенных проектов, с которым ознакомились «Известия».

Аудиторы отмечают, что реальный уровень «недостроя» может быть и выше, поскольку часть объектов не законсервированы официально, но ведутся с многократными нарушениями сроков. По данным контрольного органа, общий объем строительства на сегодняшний день превышает 4 трлн рублей. Проблема системная, уверены опрошенные «Известиями» эксперты.

По их мнению, ее корень в забюрократизированности согласования строительства, а также в низкой конкуренции за проекты на гостендерах.

Глобальная заморозка

В России приостановлено или законсервировано 4 тыс. объектов госстроительства на общую сумму 260 млрд рублей, говорится в мониторинге Счетной палаты. В контрольном органе не уточнили, о каких именно проектах идет речь. В Минстрое задержки «Известиям» не прокомментировали.

Среди регионов лидерами по объему замороженных строек стали Ямало-Ненецкий автономный округ (приостановлено или законсервировано возведение объектов на 21 млрд рублей), Челябинская область (15 млрд) и Республика Кабардино-Балкария (6,3 млрд).

Всего в этих субъектах ведутся проекты стоимостью 70,2, 44,5 и 12 млрд рублей соответственно. «Известия» направили запросы в регионы с просьбой прокомментировать причины заморозки строек, а также уточнить объем объектов, сроки по которым были нарушены.

Читайте также:  Возможна ли аренда с последующим выкупом у несовершеннолетнего собственника?

На момент сдачи материала в номер власти субъектов на вопросы «Известий» не ответили.

Среди ведомств и госучреждений первые три места по «недострою» заняли МЧС (13,5 млрд рублей), Росавиация (4,3 млрд) и Санкт-Петербургский государственный университет (2,8 млрд). В общей сложности каждый из них возводит объекты на сумму 23,4 млрд, 103,5 и 3,4 млрд рублей соответственно.

К «незавершенному строительству» прежде всего отнесены объекты кампуса «Михайловская дача», рассказали «Известиям» в СПбГУ. Там отметили, что их строительство было приостановлено в 2011 году в соответствии с постановлением правительства.

Остальные госструктуры оперативно не отреагировали на запросы «Известий».

Сумма строек, которые фактически «стоят», может быть и больше, уточнили в Счетной палате. Дело в том, что многие проекты ведутся с многократными нарушениями графиков. Оценить их объем аудиторы затруднились. Всего на бюджетные средства возводятся 62,6 тыс. объектов на 4 трлн рублей (детские сады, школы, университетские кампусы, транспортная и коммунальная инфраструктура и т.д.).

Стройки на сумму около 2,9 трлн рублей «висят» на балансе регионов.

Незаконченные проекты на сумму еще 1,1 трлн находятся в ведении федеральных структур — министерств, агентств, учреждений, институтов и т.д.

Больше всего объектов строится правительством Москвы (1,1 трлн рублей), Крыма (102 млрд) и Московской области (80 млрд). В пресс-службах этих регионов оперативно не ответили на вопросы о ходе работ.

Кроме того, что многие проекты идут со срывом сроков, информацию о незавершенном строительстве не удалось оперативно получить от значительной части регионов и госучреждений, уточнили аудиторы.

Расходы ради расходов

Как пояснили «Известиям» в Счетной палате, высокий уровень незаконченных проектов чреват тем, что многие социально-экономические проблемы остаются не решенными, хотя денег на них выделяется более чем достаточно. Например, зачастую в субъектах строят школы, чтобы исключить практику обучения в три смены. Однако объекты не завершают, а региональные власти поднимают вопрос о деньгах на новые учебные заведения.

Одна из основных причин высокого уровня «незавершенки» — это забюрократизированность и затянутость процедур согласования возведения тех или иных объектов, считает профессор РАНХиГС Александр Дерюгин.

Для разрешения на строительство требуется масса справок и заключений от различных госструктур, на всё это могут потребоваться месяцы, говорит эксперт.

Кроме этого, зачастую по ходу реализации проекта выясняется, что в действительности он стоит намного дороже, чем заявлено в сметной документации, и для его продолжения требуется дополнительное финансирование. Внести поправки в бюджет — это всегда крайне сложно и долго, заключил Александр Дерюгин.

Другая причина — это низкая конкуренция в бюджетных тендерах, добавил ведущий научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев. По его словам, в конкурсах зачастую побеждают компании с госучастием, а их эффективность и оперативность, как правило, ниже, чем у частных предприятий.

Сейчас освоение бюджетных средств зачастую сводится к расходам ради самих расходов.

Вследствие этого обоснованность инвестиций не анализируется должным образом, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По ее словам, финансирование новых проектов должно быть более жестким и дозированным. Причем такое ограничение не приведет к замедлению темпов развития экономики, уверена эксперт.

Как ранее говорил «Известиям» глава Счетной палаты Алексей Кудрин, при принятии решения о выделении региону денег из бюджета на строительство необходимо анализировать ситуацию с аналогичными незавершенными объектами.

Если таковые будут, то не стоит давать средства, пока не завершатся уже существующие проекты. Такие предложения в правительство сейчас разрабатывает Счетная палата, рассказал «Известиям» Алексей Кудрин.

По его словам, эта мера сократит объемы долгостроев в регионах.

Заморозка миллиардов: какие крупные проекты остановят в России из-за пандемии

Запустить нельзя отложить

В середине апреля на совещании с участием президента утвердили список крупных инфраструктурных проектов, которые необходимо реализовать, несмотря на кризис.

Среди них – развитие Байкало-Амурской и Транссибирской ж/д магистралей, возведение транспортной инфраструктуры на Черноморском побережье России, модернизация аэропортов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске.

Также в списке – строительство морских портов на Черном море, Дальнем Востоке и в Мурманске. Но едва ли все эти объекты запустят в намеченные сроки.

Почему туроператоры против ускоренной цифровизации в турбизнесе

По словам руководителя InfraOne Research Александры Галактионовой, в первую очередь заморозят большие проекты, не относящиеся к критической инфраструктуре, в том числе авиационной.

Перераспределенные средства, скорее всего, направят не только на борьбу с пандемией, но и на другие, более значимые строящиеся объекты.

По оценкам специалистов InfraOne Research, в текущем году могут быть заморожены проекты по договорам концессий и государственно-частного партнерства на общую сумму 270 млрд рублей.

По подсчетам министра финансов Антона Силуанова, уже перераспределены 250 млрд рублей, а в общей сложности власти намерены изыскать до 700 млрд рублей.

От Москвы до Питера и Казани

Еще не начатые инфраструктурные проекты планируется отложить, говорил Силуанов в начале мая. «Мы от них не отказываемся, они будут реализованы, но чуть позже», – сказал министр «Ведомостям» По его словам, это прежде всего касается высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург.

За последние несколько лет проектирование ВСМ от Москвы до Питера не раз откладывалось из-за недостатка финансирования. Этот маршрут должен был стать частью ВСМ Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.

Проектированием занимается ОАО РЖД. На проект общей стоимостью 1,7 трлн рублей, по данным источников «Коммерсанта», могут выделить 700 млрд господдержки.

Как виртуальные помощники захватили бизнес, и чем это чревато

Сейчас магистраль находится на стадии составления проектной документации. Уже актуализировано технико-экономическое обоснование, а документы для внесения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры направлены в правительство, сообщили «Профилю» в пресс-службе РЖД.

О заморозке еще одного крупнейшего проекта, ВСМ Москва – Казань, официально заявил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Ленар Сафин. Принятое решение зампред правительства Марат Хуснуллин объяснил высокой стоимостью магистрали (1,7 трлн рублей) и необходимостью дополнительного исследования пассажиропотока.

Целесообразность строительства ВСМ Москва – Казань была под вопросом с самого начала, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Эксперт сомневается в окупаемости объекта: темпы экономики замедлились, население России отличается низкой мобильностью, а существующая сеть справляется с пассажиро- и грузопотоком.

Кроме того, экономия времени на поездку незначительная, а влияние ВСМ на прилегающие территории недостаточно изучено. По мнению Калачева, государство было готово финансировать инициативу лишь частично, иностранных инвесторов найти так и не удалось, а перенос сроков сейчас выглядит естественным и оправданным из-за пандемии.

В конце апреля стало известно и о заморозке строительства другой крупной железнодорожной магистрали, которая должна соединить Челябинск и Екатеринбург. Начало реализации было намечено на 2021 год. По мнению Калачева, такие ВСМ могут стать востребованными и окупаемыми только в составе большой сети, соединяющей Европу с Китаем.

Это слишком дорогой проект с привлечением огромных инвестиций, и договориться о создании такой сети с китайскими партнерами не удалось, отметил Калачев.

Как эпоха мощных онлайн-платформ изменит бизнес в мире

О возможной приостановке строительства второй очереди Северомуйского тоннеля сообщалось в конце марта. Объект должен был увеличить пропускную способность БАМа на территории Бурятии более чем в шесть раз – с 16 до 100 млн тонн. Это часть решения стратегической задачи по наращиванию российского экспорта в АТР.

Смета за время подготовки проекта увеличилась с 60 млрд руб. до 150 млрд руб. – концессию на такую сумму предложил правительству частный инвестор «Сибантрацит». Часть компания собиралась оплатить из собственных и заемных средств.

Однако эксперты связывают приостановку не с пандемией, а скорее с финансовыми проблемами инвестора. Владелец компании Дмитрий Босов покончил с собой в ночь на 6 мая.

«Закредитованность “Сибантрацита” и большой запрос на госсредства не позволили компании продолжить работу над проектом», – считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

В начале марта 2020 года правительство Московской области и группа компаний (ГК) «Регион» объявили о планах по строительству платного скоростного дублера МКАД Солнцево – Железнодорожный.

Эта дорога станет частью бесплатной трассы Солнцево – Бутово – Варшавское, разъяснял руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.Отрезок бесплатного дублера, пересекающий Калужское шоссе, уже построен московскими властями. Предполагаемая платная часть находится в стадии проектирования, завершить которое планируется до 2020 года. Она оценивается в 86,7 млрд рублей.

Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес

Более половины всей стоимости, по подсчетам экспертов, будет оплачено за счет федерального бюджета (34,6 млрд рублей на этапе строительства) и региональных средств Подмосковья (20 млрд рублей после ввода в эксплуатацию).

Однако с начала марта многое могло поменяться. По заверениям пресс-службы ГК «Регион», проект остается «без изменений». Но эксперты не разделяют оптимизма строительной компании. По оценке Косаревой, масштабная, но необязательная стройка платной автодороги с привлечением нескольких десятков миллиардов рублей из федерального бюджета выглядит неоправданным излишеством в текущей ситуации.

Такого рода проекты вообще не нужны Подмосковью, считает Андрей Лобода, топ-менеджер информационно-аналитического центра «Альпари». Во-первых, широкое анонсирование транспортной доступности – часть PR-кампании застройщиков жилья в этих районах и повод повысить цену за квадратный метр.

Во-вторых, платные скоростные дублеры МКАДа отрицательно скажутся на экологии районов застройки. В-третьих, нет необходимости соединять между собой Солнцево, Бутово и Лыткарино: местные жители ездят на работу в Москву, а не в соседние районы.

Читайте также:  Сильнее всего в России аренда жилья подешевела в Марий Эл

Разморозка и реализация дорогих проектов в будущем будут зависеть от экономической ситуации, политики и возможностей региона, а также федеральной поддержки властей, считает Александра Галактионова из InfraOne Research.

Вдобавок пока не ясно, как будет развиваться в России пандемия коронавируса.

Если кризис уже пройден и новой вспышки не будет, государство займется немедленным восстановлением экономики, а значит, заморозка продлится недолго и строительство скоро возобновится.

Если же цены на нефть останутся на низком уровне и на борьбу с эпидемией понадобятся дополнительные вливания из ФНБ или за счет нацпроектов, государству будет уже не до масштабных строек века.

Государственные долгострои. Кто, где и почему в России замораживает многомиллиардные стройки? | Капитал страны

Счетная палата обнаружила более четырех тысяч объектов, в которые вложили 260 млрд рублей из бюджета, но не ведут строительство уже больше шести месяцев. Среди федеральных структур в числе лидеров по «долгостроям» – МЧС и Росавиация, среди регионов – Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область и Кабардино-Балкарская Республика.

Эксперты Счетной палаты впервые провели анализ государственных строек на территории России, и представили итоги мониторинга.

Выяснилось, что на сегодняшний день по всей стране  за счет федерального и региональных бюджетов идет строительство 62,6 тысяч социальных и  инфраструктурных объектов.

Это школы, детские сады, корпуса вузов и медучреждений, транспортные и коммунальные объекты.  И  общий  объем расходов государства на эти стройки превышает 4 трлн рублей.

Однако как отмечают аудиторы на 4,3 тыс. объектов работы были приостановлены на срок больше чем на полгода и не исключено, что строительство  вообще никогда не возобновится.

В эти  долгостроях  уже законсервировано  260 млрд рублей.  И это лишь верхушка айсберга.

Как  отмечают аналитики Счетной палаты  часть объектов, строительство которых ведется с многократными нарушениями сроков, не законсервированы официально.

Рекордсменом по долгостроям оказалось МЧС: на его счету 85 затянувшихся строек, в которые уже вложено 13,5 млрд руб. Второе место — у Росавиации.

Выяснилось, что Федеральное агентство воздушного транспорта «законсервировало» 15 объектов, в которые было вложено 4,3 млрд рублей.

Замыкает эту тройку антилидеров Санкт-Петербургский государственный университет, у которого законсервированы объекты с вложениями 2,8 млрд. рублей( в основном речь идет о кампусе «Михайловская дача»).

Рекордсмены-долгострои

Подробности о государственных долгостроях  Счетная палата пока не раскрывает, объясняя это тем, что анализ еще продолжается. Информацию о конкретных незавершенных объектах  обещают  предоставить осенью, после окончания исследования.

Аудиторы  также сообщают, что далеко не все региональные администрации и федеральные ведомства дали свое согласие на размещение информации об их долгостроях в открытом доступе.

Тем не менее, некоторая информация о регионах есть. В частности, в лидерах числится Ямало-Ненецкий автономный округ, где строек, на которых работы не ведутся более шести месяцев, насчитывается 193. В эти объекты вложено 20 млрд руб.

Второе место – у Челябинской области с 167 объектами и 14,7 млрд руб.

В общей сложности, в Уральском федеральном округе (к нему относятся оба эти региона) насчитывается 750 объектов затянувшегося строительства, в которые было вложено около 64 млрд руб.

При этом, как отмечают в СП, сумма долгостроев может быть и больше. Суть в том, что строительство многих проектов ведется с многократными нарушениями графиков.

При этом долгострои на сумму около 2,9 трлн рублей «висят» на региональном балансе. Незаконченные стройки на сумму еще 1,1 трлн – в ведении федеральных структур.

Больше всего объектов строится правительством Москвы (1,1 трлн рублей), Крыма (102 млрд) и Московской области (80 млрд).

Почему так долго?

Комментируя ситуацию в разговоре с «Известями», представители Счетной палаты пояснили, что такое количество недостроенных объектов чревато тем, что многие социально-экономические проблемы остаются не решенными.

Даже несмотря на то, что денег на них выделяется более чем достаточно. Для примера: часто в субъектах строят школьные заведения, чтобы «избавиться» от обучения в три смены.

Но в итоге объекты не достраивают, а власти в регионах поднимают вопрос о деньгах на новые учебные заведения.

Кроме этого, как отметил профессор РАНХиГС Александр Дерюгин, одной из причин этого является бюрократическая волокита и затянутость процедур согласования возведения технических  или иных объектов. Например, для получения того же разрешения на строительство объекта необходимо большое количество справок и заключений от самых разных госструктур.

И на получение  всех этих  документов зачастую уходят долгие месяцы. По словам эксперта, уже  в ходе строительства нередко  обнаруживается, что на самом деле объект стоит намного дороже, чем по заявленной документации. В итоге по факту для него требуется дополнительное финансирование.

А внесение соответствующих поправок в бюджет — это всегда сложная  и долгая  процедура.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин  заявил, что сегодня разрабатываются предложения в правительство  о том, как можно сократить объемы долгостроев в регионах.

  Суть в том, чтобы прежде чем принимать решения о выделении тому или иному региону  средства из федерального бюджета на капстроительство,  проверять субъект федерации на наличие незавершенных  объектов.

И если таковые имеются – просто не давать денег на новые стройки.

Путин решил не замораживать стройки из-за коронавируса: застройщики спасут экономику — МК

«Не замораживать»: так Владимир Путин ответил на обращение девелоперов московского региона, пожаловавшихся в правительство на остановку строек. По его словам, работы на строительных объектах можно продолжать при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.

В числе основных мер поддержки отрасли президент назвал возобновление госпрограммы субсидирования ипотеки: ставка для граждан по жилищным кредитам составит 6,5%.

На этих условиях в Москве и Петербурге можно будет приобрести квартиру стоимостью до 8 млн руб, а в регионах — до 3 млн.

Новая реальность эпохи коронавируса: президенту пришлось в прямом эфире переносить совещание о поддержке строительной отрасли.

Такая необходимость, по словам ВВП, возникла в связи с «движкой графика» и приближением мероприятия (как впоследствие выяснилось это оказался звонок Си Цзиньпину), которое нельзя отложить.

«Андрей Рэмович, как считаете?»- спросил Путин разрешения у первого вице-премьера Андрея Белоусова. «Как скажете, Владимир Владимирович!» — согласился по видеосвязи слегка опешивший чиновник.

В итоге к проблемам застройщиков участники совещания вернулись ближе к вечеру. Как подчеркнул президент, власти возлагают на отрасль большие надежды. Именно стройка, по его словам, на этапе восстановления экономики должна стать локомотивом роста, который потянет за собой и другие сектора.

Путин заявил, что вводя режим ограничений из-за распространения коронавируса, губернаторы должны обязательно учитывать специфику строительства, необходимость непрерывного режима работы.

«Можно не тормозить стройку, не замораживать объекты!» — сказал президент, попросив глав регионов принимать гибкие решения и находить баланс интересов. Работать на стройплощадках, по его словам, можно при выполнении требований безопасности труда и защиты здоровья строителей.

Накануне застройщики московского региона, где стройки заморожены с 13 апреля на непонятный срок, попросили федеральные власти посодействовать в возобновлении работ.

В противном случае возникнут «крайне негативные экономические и социальные последствия» не только для строителей, но и для их смежников, в частности, металлургических компаний, предупредили они в своем обращении на имя премьера Мишустина.

Непосредственно на совещании строители тоже жаловались на издержки, которые они несут в связи с заморозкой строек. В частности, компания «ПИК» была вынуждена отправить по домам и общежитиям 50 тыс человек, содержание которых обходится в 800 млн руб.

При этом доходы застройщиков падают: продажи снизились на 65% по отношению к марту, а по итогам месяца падение может пробить планку 70%. Представители отрасли попросили Владимира Путина вернуться к уже испытанным во время предыдущих кризисов мерам поддержки.

В частности, в 2008 году строительным компаниями были предоставлены госгарантии по кредитам. А в 2015 появилась программа по субсидированию ипотечных ставок за счёт средств бюджета. «Нам это очень помогло и не дало остановиться.

А текущая ситуация со спросом хуже, чем была тогда», — отметили участники совещания, подчеркнув, что в условиях кризиса ставка 9% годовых становится непосильной для большинства заемщиков.

Владимир Путин сказал, что согласен с предложениями представителей отрасли. Правительство запустит программу льготной ипотеки на покупку нового жилья стоимостью до 8 млн руб в Москве и Санкт-Петербурге и 3 млн руб в других регионах.

«Для граждан ставка по таким кредитам будет 6,5%, все что выше субсидируется государством», — сообщил президент, уточнив, что эти условия будут действовать весь срок кредита. Однако обратиться за такой ипотекой можно только до 1 ноября текущего года.

Напомним, что предыдущая программа субсидирования ставок была более длительной и действовала с марта 2015 года по 1 января 2017.

Также государство готово субсидировать процентные ставки по кредитам, полученным строительными компаниями. Нг при этом они должны взять на себя обязательства сохранить занятость и в срок завершить строительство домов, запланированных к вводу в 2020-2021 годах.

«Нужно избежать появления долгостроев. Люди должны быть уверены, что их квартира будет построена качественное в срок», — подчеркнул Путин. 50 млрд руб, по его словам, составят госгарантии ДОМ.РФ, которую возглавляет Виталий Мутко.

Корпорация, отвечающая за развитие жилищного строительства, сможет взять под них кредиты и на эти средства также приобрести жилье комфорт-класса, поддержав тем самым застройщиков.

В дальнейшем эти квартиры будут проданы гражданам, в том числе в рамках наших льготных ипотечных программ, рассказал Путин.

 «Мишустин резко осадил министра экономического развития Решетникова»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *