В России могут объявить лесную амнистию

В России могут объявить лесную амнистиюЛесная амнистия — это льгота для владельцев земельных участков, которые соприкасаются с лесным фондом или вовсе заходят за его границы, в результате чего их использование заметно осложнено. На основании этой реформы такие собственники могут закрепить наделы за собой.

В России могут объявить лесную амнистиюЧто такое лесная амнистия

Лесная амнистия представляет собой закон. Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду. Либо же таких наделов, часть которых заходит на саму территорию леса. Обычно собственники подобных объектов недвижимости сталкиваются с существенными проблемами.

Причина состоит в том, что земли, относимые к лесам, имеют существенно иной статус, нежели земли сельскохозяйственного назначения. Подобный статус отражается и на наделах, которые граничат с лесами. Хотя сами к ним и не относятся. В результате обладатели этих наделов не могут использовать их в полном мере. Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом

На практике если в собственности у землевладельца находится надел, который:

  • Прилегает к территории, относящейся к лесному фонду;
  • Либо несколько вклинивается в нее.

Так, подобный участок мог в течение десятилетий находиться в фактическом распоряжении данного собственника. Но при этом в случае подачи запроса о постановке земли на кадастровый учет заявителю в этом отказывали. Это обосновывалось тем, что земля заходит за границы лесного фонда. При этом суд до принятия закона о лесной амнистии становился на сторону учреждения, отказавшего гражданину.

Если собственники таких участок намеревались произвести межевание, то  в соответствии  с принятым порядком действий они обращались к кадастровому инженеру.

Этот специалист обнаруживал, что надел располагается рядом с лесом и обращался с запросом в Министерство лесного хозяйства. Если оттуда ему поступал ответ, что либо вся земля, либо же ее часть располагается на землях лесного фонда.

То в таком случае кадастровый инженер просто отказывался осуществлять размежевания.

Были возможны и более серьезные последствия. В некоторых случаях участки, которыми люди владели в течение десятилетий, просто отбирались у них на том основании, что они заходят за границу лесного фонда.

В России могут объявить лесную амнистиюПринятие закона об лесной амнистии

Юридическим основанием для данной новации явилось постановление российского Конституционного суда. Эта инстанция вынесла решение о том, что недопустимо отбирать у людей их наделы. Или их части на том только основании.

Что они располагаются в соприкосновении с территорией, относимой к лесному фонду, либо же пересекаются с ней.

Приоритет в любом случае должен быть отдан правам фактических владельцев земли, даже если в ее оформлении существуют некоторые погрешности.

После этого в июле 2017 году российским парламентом был принят специальный Федеральный закон №280-ФЗ.

Он носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Именно этот нормативный акт получил краткое неформальное название закона о лесной амнистии. Плюсы и минусы вновь введенного порядка станут понятны в будущем в ходе реального применения данного закона.

Содержание лесной амнистии

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей  участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса.

Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку.

Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

В России могут объявить лесную амнистиюКакие документы принимаются во внимание по лесной амнистии?

В соответствии с законом о лесной амнистии, если согласно лесному реестру данный надел относится к лесному фонду. А согласно иным документам — к иной категории. К примеру, к землям сельскохозяйственного назначения, действительными считаются именно сведения в других документах, а не в лесном реестре. Речь, к примеру, может идти об информации в Едином госреестре недвижимости.

Исключение составляют земли, которые относятся к особо охраняемым территориям, в том числе заповедникам и заказникам. Выделение участков в пределах таких образований всегда не приветствовалось законодательством. Поэтому они безусловно продолжают относиться к лесному фонду и переоформить такие участки не получится.

Особая ситуация с землей промышленного назначения. Для ее владельца весьма желательно, чтобы на ней располагался дом или иной объект недвижимости. Права на который им надлежащим образом зарегистрированы. В ином случае закрепление своих прав на него сильно усложнится.

Как оформить лесную амнистию

Владельцу участка требуется просто обратиться в тот же орган, который предоставил земельный участок. К примеру территориальной управление Росимущества по региону. Предоставлять документы в случае лесной амнистии не требуется, их собирают сами государственные ведомства.

Закон о «лесной амнистии» дошел до Совета Федерации

По данным Рослесхоза, площадь территорий в России, категория которых не определена из-за пересечения границ участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, составляет около 1,7 миллиона гектар. Решить столь масштабную проблему призван закон о так называемой лестной амнистии, который, как ожидается, устранит взаимоисключающие сведения в Государственном лестном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Для реестра недвижимости прописали приоритет

  • Более 263 тысяч пересечений границ  земель иных категорий с землями лесного фонда выявил Рослесхоз ГЛР и ЕГРН 

 представляют собой два отдельных списка. Данные между ними не сверялись, из-за чего стала возможна ситуация, когда один и тот же участок мог числиться в каждом из них.

Проблема вскрылась, когда пару лет назад земли лесного фонда начали ставить на кадастровый учёт, они стали видны и в ЕГРН.

Больше всего случаев пересечений было выявлено в Иркутской, Новосибирской Ленинградской областях и Краснодарском крае, а только в Московской области двойной статус имеет около 10 процентов площади всех лесов.

По данным Рослесхоза, обнаружено более 263 тысяч пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 миллиона гектар. При этом, опираясь на сведения местоположений границ лесных участков в ЕГРН, Росреестром было и вовсе зафиксировано 377 тысяч нарушений.

Результатом «задвоения» правовых режимов стали многочисленные споры о праве собственности на участки, суды, неопределённость режима использования земельных участков, разные подходы при расчёте платы за землю и сложности при осуществлении территориального планирования. Возникшие противоречия необходимо было решать законодательно.

Разработкой соответствующих поправок занималось Министерство экономического развития РФ. Подготовленный ведомством и одобренный Правительством РФ законопроект Государственная Дума приняла в третьем чтении на пленарном заседании 21 июля.

Им, в частности, предлагается устранить противоречия между ГЛР и ЕГРН путём установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.

Это положение будет применяться в случае, если права владельца или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. 

При этом данный пункт не распространяется на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на них отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Также общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, но при наличии у уполномоченного органа сведений, подтверждающих факт неиспользования такого участка по целевому назначению.

В России могут объявить лесную амнистию

За «дачной» амнистией может последовать лесная

Помимо этого, устанавливаемые документом правила не распространяется на случаи пересечения земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и землями объектов культурного наследия. Если участок относится не только к лесному фонду, но и к особо охраняемым природным территориям, вводится приоритет вторых.

Вместе с тем предложения предусматривают дополнительные критерии отнесения участка к землям населённых пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.

К первым он будет относиться, если находится в границах населённого пункта, ко вторым — если, например, в соответствии с Лесным реестром, лесным планом региона, а также сведениями ЕГРН входит в категорию земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был отдан огородническому или дачному некоммерческому объединению или выделен для строительства и эксплуатации жилого дома. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.

Также принятый закон определяет процесс образования участка из земель, находящихся в государственной собственности.

Схема его расположения на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений.

Отказ может последовать только в том случае, если участок пересекается с границами лесного участка или лесничества, а также лесопарка, сведения о которых имеются в ГЛР, или в случае нахождения земель в границах лесничества и лесопарка.

Если будет выявлено пересечение границ, схема в течение трёх рабочих дней направляется в федеральные органы исполнительной власти. Они в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют субъект о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании. При этом отказ в согласовании может быть обжалован в суде.

Одновременно с этим не требуется согласования схемы для утверждения земельного участка, если он образуется из государственных земель, расположенных в границах населённого пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, не связана с использованием лесов и расположена за границами населённого пункта. Также не нужно согласовывать участок, образующийся из земель в границах территории, сведения о которых внесены в ЕГРН или в которых отсутствуют лесничества и лесопарки.

Читайте также:  Жители Гурзуфа выступили против расширения детского лагеря «Артек»

Отметим, что статус населённых пунктов предоставляется, помимо прочего, лесным посёлкам и военным городкам, если плотность их застройки составляет не менее 30 процентов. Исключение возможно только по специальному разрешению главы Рослесхоза.

В России могут объявить лесную амнистию

Предусматривается, что до 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган направит уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения или городского округа в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также разместить такую информацию в Интернете. Кроме того, в течение 45 дней после обнаружения пересечения Рослесхоз будет проверять, законно ли приобретён участок там, где эти пересечения зафиксированы. Право на земельные участки, оформленные с нарушением, ведомство будет оспаривать в судебном порядке.

Как следует из документа, до 1 января 2023 года Росреестр должен будет устранить противоречия в области пересечения границ земельных и лесных участков, а также пересечения границ лесных участков друг с другом. А региональные власти до 2023 года будут обязаны привести сведения лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.

Совфед и Госдума пришли к согласию

Глава Росреестра Виктория Абрамченко ранее заявила, что от принятия закона выиграют и власть, и бизнес, и собственники.

«Государству это позволит эффективнее гарантировать защиту права собственности», — сказала чиновник.

На необходимость скорейшего принятия документа обращал внимание и заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров, который охарактеризовал обстановку с кадастровым учётом лесных участков как «очень тяжёлую». По его словам, проблемы вызваны рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки.

В свою очередь глава думского Комитета по экологии Ольга Тимофеева не раз напоминала, что после принятия закона о «лесной амнистии» от длительных судебных процедур будут освобождены «не какие-то преступники или богатые и великие люди с полями для гольфа, а обычные люди с шестью сотками и фермеры, на территории дачных участков которых вдруг оказались лесные массивы».

Права последних были ущемлены, подчеркнула депутат, из-за неразберихи в законодательстве: до 2008 года, когда был принят Лесной кодекс РФ, именно на территории лесов можно было получать дачи, садоводческие участки.

В результате сегодня в судах находится почти 300 тысяч дел по таким землям.

В связи с этим ранее Президент РФ дал поручение «навести порядок, помочь обычным людям, чтобы они годами не ходили в суд и смогли воспользоваться своими участками».

Закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения.

При этом Тимофеева называла изначальный законопроект, внесённый в Госдуму, «сырым». Три профильных комитета дорабатывали его, чтобы снять с себя максимальное количество рисков. Однако жарких споров в нижней палате избежать всё равно не удалось.

На заседание Государственной Думы 21 июля, когда документ обсуждался в третьем чтении, спикеру палаты Вячеславу Володину даже пришлось пригласить вице-премьера РФ Дмитрия Козака и министра экономического развития Максима Орешкина.

Причиной такого решения стало предложение представителей фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» перенести рассмотрение правительственного законопроекта на осень.

«Правительство разделяет озабоченность депутатов, и я напомню, что мы в течение полутора лет разрабатывали этот законопроект и на завершающей стадии обсуждали со всеми заинтересованными депутатами и пришли к принятому механизму», — сказал вице-премьер Козак при рассмотрении инициативы депутатами в третьем чтении.

Замглавы кабмина подчеркнул, что закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения. И в итоге нижняя палата на последней «пленарке» весенней сессии всё же приняла закон в третьем чтении.

Но одновременно с этим депутаты приняли решение создать мониторинговую рабочую группу нижней палаты с участием членов Правительства РФ и наметили на вторую половину октября проведение расширенных парламентских слушаний по реализации закона о «лесной амнистии».

В России могут объявить лесную амнистию

Лесные посёлки под снос не пойдут

Вместе с тем документ ещё предстоит как рассмотреть Совету Федерации, так и подписать Президенту РФ. Впрочем, закон накануне уже поддержал профильный Комитет палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Его члены — Владимир Лебедев, Сергей Лисовский и Михаил Щетинин — принимали непосредственное участие в доработке документа ко второму чтению в нижней палате, предложив Госдуме четыре поправки.

Первая касалась учёта Земельного кодекса при преобразовании участка под объект недвижимости вместо конкретного ограничения в 25 соток.

Вторая вносила изменения в федеральный закон о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, а третья — изменения в закон о государственной  регистрации недвижимости. Последнее изменение дополняло регулирование переходных моментов в документе.

При этом на заседании нижней палаты 20 июля Щетинин поправки отозвал, так как они фактически совпали с изменениями, предложенными думским Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

«Напомню, что сначала были отозваны поправки, предложенные тремя профильными комитетами Госдумы, которые по большому счёту не устраивали нас, а потом были внесены поправки профильного Комитета по природным ресурсам, которые полностью совпадали с нашими. Поэтому для того чтобы наши не отклоняли, мы их сами отозвали», — пояснил «Парламентской газете» сенатор своё решение.

Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов.

По словам Щетинина, даже сняв свои предложения, Совфед получил устраивающий палату результат.

 

«Наш Комитет неоднократно обращал внимание на то, что заявительный принцип осуществления кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределённостью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок», — отметил парламентарий.

Законодатель напомнил, что граждане часто сталкиваются с ситуацией, когда им для решения проблемы нужно обращаться в суд. При этом судебные тяжбы могут длиться годами, и не факт, что решение будет принято в пользу истца. А потому принятый Государственной Думой закон минимизирует такие случаи.

«Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов», — заключил председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Зачем в России объявили «лесную амнистию»?

В России могут объявить лесную амнистию

  • Законодательная новелла может быть полезна владельцам участков, которые граничат с лесом.
  • «Лесная амнистия» позволила собственникам установить границы своих участков несмотря на пересечение с лесом, что достаточно актуально для садовых некоммерческих товариществ.
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельных участков к определенной категории земель» всего лишь защищает права добросовестных приобретателей, чьи участки пересекаются с землями лесного фонда.

«До принятия этого закона многие из них не могли оформить свои участки по всем правилам, минуя суд. Данный закон, в частности, позволил собственникам установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным фондом, и внести сведения о них в кадастр», — пояснила журналисту портала «Пенза-Взгляд» руководитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области Оксана Романова.

Закон позволяет установить приоритет сведений ЕГРН над сведениями лесного реестра. Он необходим, так как много лет лесники формально вносили сведения о лесных участках в Государственный лесной реестр на основании планов без указания границ.

Это приводило иногда к тому, что при установлении и уточнении границ правообладателями территорий границы их земельных участков имели пересечение с лесами.

В связи с этим принимались отказы в кадастровом учете земельных участков и регистрации прав на них.

В России могут объявить лесную амнистию

До «лесной амнистии» глаждане могли решать свои проблемы только в судебном порядке. Необходимо было обратиться в суд, что автоматически означало длительное разбирательство, которое не всегда приводило к признанию ЕГРН перед лесным реестром.

  1. «Данная проблема не могла быть решена и посредством перевода земель лесного фонда в земли других категорий, поскольку такой перевод предполагает участие органов лесного хозяйства, а они препятствовали таким переводам именно на основании отнесения земли к землям лесного фонда в лесном реестре и отсутствия какого-либо документа, обязывающего ее оттуда исключить», — поясняет Оксана Романова.
  2. Данный закон позволяет гражданам сохранить за собой построенные жилые дома, сады и огороды, в которые они вложили немало сил и средств, так как они могли быть изъяты по формальным основаниям.
  3. Что нужно сделать владельцам участков?

Для установления границ участка необходимо обратиться с заявлением и межевым планом в любой МФЦ. Эти документы послужат основанием для осуществления государственного кадастрового учета, который подготовит кадастровый инженер.

Для устранения спорных случаев и несоответствия сведений Единого Госреестра недвижимости и государственного лесного реестра, а также в целях обеспечения выполнения требований Закона о «лесной амнистии» при Управлении Росреестра Пензенской области создана специальная межведомственная рабочая группа.

Другие полезные советы на все случаи жизни читайте здесь.

В россии предложили объявить амнистию к 75-летию победы

14 января 2020 в 16:29

В России могут объявить лесную амнистию

В России могут объявить новую амнистию для заключенных и оказавшихся под уголовным преследованием. Соответствующий документ внес депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов.

Согласно проекту, предлагается объявить амнистию к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Хотите знать больше? Подписывайтесь на наш канал в Телеграм.

В документе четырнадцать пунктов. В первом перечисляются десять категорий лиц, в первый раз осужденных к реальному сроку за преступления небольшой и средней тяжести. Их парламентарий считает необходимым освободить от наказаний.

Читайте также:  В Москве все чаще сдают квартиры в счет ремонта

Амнистию распространят и на ветеранов боевых действий; экс-силовиков — участников спецопераций на Кавказе; ликвидаторов Чернобыльской катастрофы; граждан, имеющих советские либо российские госнаграды.

Помимо этого, планируют освободить граждан младше восемнадцати лет, женщин-одиночек и отцов-одиночек, имеющих детей до восемнадцати лет либо детей-инвалидов, если наказание было не за преступление в отношении детей. Амнистия коснется и мужчин от пятидесяти пяти лет, женщин от пятидесяти лет, инвалидов.

Если лица указанных категорий были осуждены на срок свыше пяти лет заключения, его смогут уменьшить на 1/3, если речь идет о сроке свыше десяти лет – на 1/4. Если документ примут, от наказания также будут освобождены осужденные за преступление по неосторожности, получившие до пяти лет заключения включительно.

Тем, кому назначили условный срок и лица, наказание которых не связано с заключением, тоже вправе рассчитывать на амнистию. Если на день ее объявления в отношении какого-либо лица вели следствие за нетяжкое преступление, за которое могут назначить не больше пяти лет заключения, дело подлежит прекращению. Согласно документу, амнистия не коснется тех, кого осудили за грабеж, умышленное убийство, экстремизм, терроризм и иные особо тяжкие преступления, а также тех, кто постоянно нарушает порядок в исправительных учреждениях.

Ранее экс-председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов отмечал, что образцом для новой амнистии должна быть предыдущая, объявленная к 70-й годовщине Победы в 2015г. Согласно данным ФСИН, тогда из колоний на освободили 34,5 тыс. человек, а из СИЗО – 7,8 тыс. Всего под амнистию попали свыше 220 тыс. осужденных.

Лесная амнистия-что это такое?

«ЛЕСНАЯ АМНИСТИЯ» — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

11 августа  вступил в силу Федеральный Закон от 29.07.

2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее — Закон), согласно которому сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Федерации.

Положения данного закона преследуют целью защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в то же время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Наряду с сохранением мер по экологической защите лесов закон предусматривает и новый обязательный алгоритм действий для Рослесхоза по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге оказались в лесном фонде.

В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.

      Закон обеспечивает защиту в первую очередь бытовой недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде. Конечно, гражданин не должен страдать от того, что у государства существуют противоречия в каких-то реестрах.

Но, по сути, до принятия данного закона гражданин лишался своего законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации.

На основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, осуществлялся снос жилых домов, выселение из них граждан, освобождение садовых, огородных и дачных участков, аннулирование прав на них.

Нужно отметить, что проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан Российской Федерации, а сам закон спасает их от возможного лишения собственности.

Согласно Закону, сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Федерации.

Это означает, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Федерации, относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него – к иной категории земель, его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.   Если же в ЕГРН указанные сведения отсутствуют, то учитываются сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок. Однако для применения этого правила необходимо, чтобы права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. А также, чтобы земельные участки не относились к следующим видам земель:

  • ·          расположенным в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
  • ·          землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • ·          землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
  • Если данные ЕГРН о принадлежности земельного участка к землям определенной категории противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, то правообладатель имеет право обратиться с заявлением на отнесение участка к категории, указанной в его документах на участок.

Важно: правоустанавливающие документы должны быть получены до вступления закона в силу. Но если прежде данный участок уже был переведен в другую категорию, то данное правило неприменимо.

Что такое лесная амнистия и как ей воспользоваться — Юридическая консультация

Содержание

Что такое лесная амнистия

Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.

2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).

Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.

Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

  • Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
  • Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
  • Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
  • Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.

Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду

Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).

Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).

Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.

Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.

Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»

В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.

Читайте также:  Жители Подмосковья назвали лучшие и худшие для жизни города региона

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.

Николай Николаев: применение закона о «лесной амнистии» выявило ряд сложностей

По оценке парламентария,
«мы все вместе справились с рисками, которые озвучивались при рассмотрении
этого закона». «Очень важно теперь, чтобы шероховатости, которые сейчас мы
выявляем, не накапливались.

Я думаю, пришло время, чтобы собрать все
предложения со стороны Росреестра, регионов, Рослесхоза, объединить их и доработать принятый закон таким образом, чтобы возникшие при его реализации
сложности были сняты», — сказал Николай Николаев.

После принятия закона о «лесной амнистии» Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям на регулярной основе
осуществляется мониторинг его применения, сообщил он.

Как рассказал депутат,
«вопрос, который очень волновал, — насколько применимо положение статьи 10
закона о праве граждан требовать в судебном порядке признания своего права на земельные участки, которые у них на основании судебного решения отобрали по мотиву того, что они относятся к лесному фонду».

«Нас волнует еще одна
тема – это особо охраняемые природные территории (ООПТ)», — сообщил глава
Комитета. Он пояснил, что закон устанавливает приоритет сведений Единого
государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями государственного
лесного реестра, за исключением случаев, когда участок расположен в границах
ООПТ или если это территория объекта культурного наследия. 

«Мы посмотрели
статистику и увидели, что сведения о границах более 50% ООПТ все еще не внесены
в ЕГРН. Что, конечно, способно поставить под сомнение результаты «лесной
амнистии», если она была проведена на таких территориях», — добавил он.

Важным вопросом является и порядок деятельности межведомственных комиссий,
создаваемых для преобразования лесных поселков, военных городков в населенные
пункты. «Мы видим, что пока в регионах достаточно слабо ведется эта работа. 24
региона нам заявили, что такой порядок уже утвержден.

В шести регионах порядок
разрабатывается, в четырех регионах разработка такого порядка отнесена на 2019 год.

Мы рассчитывали, что эта работа будет проводится активнее, тем более что
обращений было достаточно много – из Красноярского края, Иркутской области, с Дальнего Востока», — заявил Николай Николаев.

Кроме этого, по словам парламентария, у регионов нет ясности по применению ряда
положений законодательства о «лесной амнистии» и по ним требуется подготовка
разъяснений.

Депутат также указал, что по причине разрозненности информации о земельных
участках есть много случаев, когда закон работает недостаточно эффективно.

Устранив противоречие между Реестром недвижимости и лесным реестром по своему
участку, человек сталкивается с тем, что градостроительный план ему выдают все
равно «с лесом» и строить на участке оказывается невозможно. «В наш комитет
поступают обращения граждан, наиболее многочисленные — из Московской области.

Дело в том, что у нас много разных государственных
информационных баз по земле и разные органы свои управленческие решения
принимают, основываясь на данных разных информационных ресурсов», — рассказал
он. 

Нужно «оперативно перейти к вопросу о создании единой системы
по земле», добавил он. 

Николай Николаев также обратил внимание на еще одну проблему — согласования генеральных
планов муниципальных образований, если они затрагивают лесной фонд.

Он пояснил,
что если проектом генерального плана городского округа предусматривается
включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного
фонда, то такой проект генерального плана подлежит согласованию с Рослесхозом;
если не предусматривается, то не подлежит.

«Вместе с тем, у муниципалитетов зачастую отсутствует адекватная информация о границах земель
лесного фонда, и в результате данные генеральные планы утверждают без учета
позиции Рослесхоза. Мне кажется нужно внести соответствующие изменения в законодательство. Нужно сейчас при такой ситуации в обязательном порядке все
генпланы отправлять через согласование Рослесхоза», — предложил депутат.

Амнистия и помилование: особенности и различия

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. 

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках,  награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

  • Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию. 
  • Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.
  • В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.
  • При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.
  • Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. 

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах. 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *